Древний иран. История древнего государства Иран кратко
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Иран. Земля Заратуштры. Древний иран


История древнего государства Иран кратко

Содержание:

  Раздел  -  I - Описания древнего Ирана  Раздел  - II - Религия древнего Ирана  Раздел  - III -Культура древнего Ирана  Раздел  - IV -Искусство древнего Ирана  Раздел  - V - Архитектура древнего Ирана  Раздел  - VI -Древние города Ирана  Раздел  - VII - Письменность древнего Ирана  Раздел  - VIII - Древние основатели Ирана      Раздел  - IX - Научные открытия древнего Ирана  Раздел  - X -  Правители древнего Ирана

 Описания древнего Ирана

  • Древний Иран имеет одну из старейших историй в мире. В течение истории, существовавшие здесь государства периодически менялись, равно как и их названия. Однако всю Ирана условно можно разделить на мусульманский и домусульманский периоды. Когда сюда пришло Мусульманство, в жизни местного населения произошли серьезные  изменения в мировоззрении и культуре, однако многие ценности, донесенные из древних времен, остались востребованными. Именно домусульманский период рассматривается историками как Древний Иран.
  • Первым государственным образованием на территории Ирана стал Элам. Это небольшое государство находилось к востоку от реки Тигр, за которой располагались владения Вавилона. Это государство имело немалый вес среди государств Передней Азии, и смогло составить достойную конкуренцию шумерам, ассирийцам и вавилонянам. Восточная часть Ирана в то же время оставалась под влиянием народов долины Инда.
  • В период между 2000 и 1500 годами до н.э. (сказать точнее историки не могут) Иран был заселен арийскими племенами. Элам долгое время сопротивлялся своим западным соседям, однако в начале 1 тысячелетия до н.э. это государство потеряло самостоятельность. Новым государством на территории современного Ирана стала Мидия, занимавшая куда большие земли, чем Элам. Страна была основана племенами мидян, проживавших к востоку от Ассирии, и обретших независимость в 7 веке до н.э. Влияние Мидии оставалось настолько сильным, что даже когда власть в государстве в 6 веке до н.э. была фактически узурпирована персидским царем Киром, и вся страна называлась Персией, греки называли их мидянами вплоть до конца 5 века до н.э.
  • На рубеже 5 и 6 веков до н.э. начался период, известный как Империя Ахеменидов, названная так по династии, к которой принадлежал царь Кир Великий. Это государство стало величайшим во всем Ближнем Востоке, и вскоре начало предпринимать походы в Европу против Греции. Ответной мерой греков можно назвать поход Александра Македонского, которому удалось сломить все могущество этого государства, и прекратить существование династии Ахеминидов.
  • После греческого завоевания в 4 веке до н.э. в течение одного столетия в Иране владычествовала империя Селевкидов, однако в 3 веке до н.э. Персия и другие территории была отнята молодым государством парфян, которым правил царь Митридат I. Он объявил себя владетелем всей Персии. С тех пор Парфия вела периодические войны с Арменией и древним Римом. В 3 веке н.э. произошло восстание, в ходе которого к власти пришла династия Сасанидов. В период их владычества государство расширилось до невиданных ранее пределов – персы заняли весь Аравийский полуостров, продвинулись на север и запад и захватив Египет. Однако в 7 веке государство сильно ослабло, в нем началась борьба за власть, которой и воспользовался Арабский Халифат. В 651 году Древний Иран окончательно перешел в новую фазу своего существования. 

 Религия древнего Ирана

Отделение племен древнего Ирана от индоевропейского корня произошло во втором тысячелетии до нашей эры. Этого было достаточно, чтобы религиозные представления иранцев обрели свою самобытность, однако они сохранили и многие верования своих предков. Религия древнего Ирана была выделена в отдельное течение, названное маздаизмом.....

 Культура древнего Ирана

Культура древнего Ирана остается малоизвестной современным ученым. Большую часть информации о ней удалось получить в ходе раскопок, при анализе найденных культовых построек и предметов изобразительного искусства.....

 Искусство древнего Ирана

Искусство древнего Ирана представлена множественными письменными источниками и произведениями искусства. Также были обнаружены развалины, позволяющие оценить их архитектурный стиль.....

 Архитектура древнего Ирана

Архитектура древнего Ирана объединяет в себя достижения эламитов, мидян и персов в архитектурном искусстве. Все эти народы и создаваемые ими государства имеют общую историю, которая предшествовала образованию современного Ирана. Люди на северном побережье Персидского залива обитали с древних времен, наиболее старые поселения здесь относятся к 8 тысячелетию до н.э., один из них – город Сузы, сумевший дожить до наших времен....

 Древние города Ирана    

Хотя арабское завоевание стерло почти все следы существования древнеиранской цивилизации,

археологам и исследователям все же удалось узнать про древние города Ирана. При этом многие города, получив новые названия от арабов, дожили и до нашего времени.....

 

Письменность древнего Ирана   

Первые записи, представляющие письменность древнего Ирана составлены на протоэламском языке, который пока что не поддается расшифровке.

 

Древние основатели Ирана   

Узнаем о древних основателях древнего Ирана

Правители древнего ирана

Не большой рассказ о провителях древнего Ирана

 

 

Научные открытия древнего Ирана

Основные научные открытия древнего Ирана относятся, в основном, к периоду персидской империи во всех периодах ее развития.

 

antiquehistory.ru

Глава XVIII. Древний Иран. История Древнего Востока

Природа страны

Дарий I на охоте.

Отпечаток персидской цилиндрической печати

Иран представляет собой высокое плоскогорье, почти со всех сторон замкнутое и защищенное горными хребтами. На юге и юго-западе Иранское плато окаймляет южно-иранская горная дуга. На северо-западе Иран отделён от Месопотамии горами Загра, на востоке горы Брагуй и Соломоновы горы отделяют Иран от западной части бассейна Инда. Население Ирана в течение долгого времени жило как бы в крепости, защищенной со всех сторон высокими горами, куда только в слабой степени проникала культура народов соседних стран. Племена Ирана позднее других древневосточных народов вышли на арену мировой истории. Только юго-западная часть Ирана, носившая в древности название Элам, благодаря своей близости к Южной Месопотамии, уже в глубокой древности была втянута в культурную жизнь древневосточного мира.

Типично континентальный климат Иранского плоскогорья отличается резкими колебаниями температуры и большой сухостью. Годовое количество осадков в Тегеране достигает 250 мм, а во внутренних областях Ирана — всего лишь 125 мм. Летом дожди здесь почти совсем не выпадают, и наибольшее количество осадков падает на зиму. Большее количество дождей выпадает в горах и в районах, прилегающих к Каспийскому морю и к Персидскому заливу. Рек на территории Ирана мало, они немноговодны, неудобны для судоходства и часто не доходят до естественного стока в море, пропадая в песках. Сухость климата, недостаточное количество осадков и скудость внутренних вод уже в древности требовали организации сложной системы искусственного орошения, причём для этой цели главным образом использовалась вода, текущая с гор от таяния снегов, из горных озёр и из подземных водоёмов. Степи и горные склоны покрыты лесами и в некоторых местах травой, дающей прокорм лишь для мелкого рогатого скота.

Иранское плоскогорье богато полезными ископаемыми, в особенности металлической рудой и нефтью. Железная руда имеется в Мезандеране, Иезде и Фарсе, медную руду можно найти повсеместно, в частности в Карадаге (Иранский Азербайджан), где имеется также и олово.

В разных районах Ирана имеется золото, серебро и свинец. Весьма возможно, что различные металлы добывались в Иране со времён глубокой древности, на что указывают бронзовые изделия, найденные в Луристане, и разнообразные орудия, найденные в Сузах.

Важнейшими торговыми путями были караванные пути, соединявшие прикаспийский район с побережьем Персидского залива, шедшие из долины Тигра на восток и из восточных областей Ирана в Индию. Из Месопотамии важный торговый путь шёл по долине Диалы в области Мидии; из столицы Мидии, Экбатан большая торговая дорога вела в Сузиану, а долина Кабула открывала дорогу в Индию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Рождение империи.Сайт писателя Сергея Шведова

ДРЕВНИЙ ИРАН

Завоевав Вавилон, Кир двинулся дальше на запад. Но продвижение Кира на запад носило мирный характер. Так, мы знаем, что Кир восстановил Иерусалим, разрешил иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и приступил к восстановлению финикийских городов. Очевидно, целью этой политики Кира было укрепление дружеских связей между Персией и мелкими государствами Палестины и Финикии, которых Кир стремился заинтересовать широкой завоевательной политикой Персидского царства. Весьма возможно, что Кир пытался таким образом заручиться содействием финикийских приморских городов для организации крупного военного похода против Египта, последнего соперника могущественного царя Персии. Не имея в своём распоряжении достаточно сильного собственного флота, Кир нуждался в финикийских кораблях. Кир, кроме того, готовил в Финикии и в Палестине плацдармы для развёртывания военных сил с целью переброски их в Египет. Этот план завоевания Египта, ещё сохранявшего некоторые остатки своего былого могущества, тщательно и исподволь подготовлялся Киром. Однако этот замысел не был им осуществлён. Кир был убит в 529 г. до н. э. в битве со скифами в закаспийских степях. План Кира был осуществлён его сыном Камбизом.

Камбиз вступил на престол после смерти Кира в качестве его законного престолонаследника. Однако при его вступлении на престол в стране возгорелись смуты. Отдельные страны, покорённые Киром, но не прочно связанные с Персией, воспользовались смертью завоевателя и отпали. Камбизу пришлось потратить много усилий для того, чтобы их усмирить. Возможно, что к этим смутам был причастен и второй сын Кира, которого источники называют Бардия. Для того чтобы укрепить своё положение в качестве полновластного царя Персидской державы, Камбиз, по свидетельству источников, убил Бардию, причём, как говорится в Бехистунской надписи, «когда Камбуджий (Камбиз) Бардия убил, народу неизвестно было, что Бардия убит». Укрепившись на престоле, Камбиз стал готовиться к походу в Египет, продолжая завоевательную политику Кира. Египет, несколько усилившийся при фараонах XXVI Саисской династии, гордый своей тысячелетней древней культурой и своим былым могуществом, всё ещё казался опасным соперником персидским царям. Египетский фараон Яхмос II (Амазис) пытался укрепить экономическое и военное могущество Египта при помощи греков, вербуя их в качестве наёмников в свою армию. Кроме того, фараон заключил союз с Кипром, Лидией, Вавилоном и Самосом. Однако быстрое усиление Персии выбивало последние козыри из рук слабеющего и внутренне немощного Египта. Вавилон и Лидия были покорены Киром. Кипр, Поликрат Самосский и даже начальник греческих наёмных отрядов иониец Фанет, служивший ранее Яхмосу II, перешли на сторону Камбиза. Таким образом, Египет, потеряв своих союзников, должен был один встретить лицом к лицу персидского завоевателя, надвигавшегося на Египет подобно лавине. Опираясь на свою громадную армию и на сильный флот своих союзников, финикийцев, кипрян и самоссцев, Камбиз в 526 г. до н. э. выступил в поход против Египта. В этом походе Камбиза сопровождали бывший лидийский царь, престарелый мудрец Крез, и Силосон, брат Поликрата Самосского. Камбизу удалось заключить соглашение с вождём арабских племён, который снабжал водой персидское войско во время его перехода через Синайскую пустыню. Наконец, последний удар постиг Египет. В момент приближения огромного персидского войска к границам Египта умер Яхмос II, крупный политический деятель своего времени, умело пользовавшийся поддержкой греков. На престол вступил- Псамтик III, который не смог оградить своей страны от натиска врагов и сохранить независимость своего государства. Несмотря на то, что египетские войска оказали упорное сопротивление как в битве при Пелузии, так и при защите Мемфиса, персы одержали полную победу над египтянами и покорили Египет (525 г. до н. в.). Греческие историки говорят о жестоком терроре, установленном Камбизом в Египте. Страбон сообщает, что Камбиз сжёг Серапей и Мемфис, а Диодор рассказывает, что Камбиз разграбил Рамессей. Описывая злодеяния Камбиза, Геродот называет его «безрассудным и сумасшедшим человеком», который в припадке безумия убил копьём священного быка древних египтян Аписа, ударом ногой в живот убил свою беременную жену Роксану и вообще страдал «тяжким умопомешательством». Свидетельства греческих историков о жестокостях и тираническом правлении Камбиза в Египте подтверждаются в некоторой степени элефантинскими папирусами, в которых говорится о том, что «Камбиз разрушил все храмы египетских богов». В одной египетской надписи этого времени говорится о «величайшем ужасе, охватившем всю страну, подобного которому никогда не было». Однако все эти свидетельства несколько преувеличены. Очевидно, завоевательная и деспотическая политика Камбиза вызвала большую оппозицию в Мидии и в Персии, взрыв патриотических чувств в Египте и тревогу во всём греческом мире. Поэтому неудивительно, что особенно в греко-египетских кругах появились легенды о жестокости и деспотическом безумии Камбиза, которые нашли своё яркое отражение у греческих историков, в частности у Геродота. Из надписи египетского первосвященника храма богини Нейт в Саисе Уджагорресента мы узнаём о том, что Камбиз после завоевания Египта продолжал политику Кира по отношению к завоёванным странам. Камбиз не только не преследовал египетскую религию, но, наоборот, судя по надписи Уджагорресента, опирался на некоторые круги аристократического жречества, которые пошли на соглашение с персами. Так, Уджагорресент рассказывает, что Камбиз восстановил храм богини Нейт в Саисе, принял древнеегипетское имя и титул египетского фараона и был посвящен в религиозные мистерии богини Нейт. Согласно античной традиции, Камбиз не ограничился завоеванием Египта и сделал несколько попыток завоевать другие африканские страны, покорить Карфаген, оазисы и далёкую Эфиопию. Однако его попытки не увенчались успехом. Финикийский флот отказался выступить против своих карфагенских единоплеменников; экспедиция, посланная в оазисы, погибла в песках пустыни; войскам Камбиза не удалось завоевать всей Эфиопии. Только полугреческая область Киренаика признала власть Камбиза. Возможно, что и оазис эль-Хардже был занят войсками Камбиза. Приблизительно в это время в Египте начались волнения, которые вызвали ответные репрессии персов, в частности убийство Псамтика III, последнего египетского фараона XXVI династии. Конец царствования Камбиза был ознаменован крупными восстаниями, глубоко потрясшими Персидское государство. Воспользовавшись продолжительным пребыванием Камбиза в Египте и, может быть, его неудачным походом в Эфиопию, один из жрецов (магов), по имени Гаумата, выдававший себя за брата персидского царя, поднял восстание против Камбиза. Это восстание, очевидно, было организовано жречеством и аристократией с целью восстановления независимого Мидийского государства. Обещая народу освобождение от воинской повинности и уменьшение налогов, Гаумата сумел собрать вокруг себя довольно значительные силы. Большое Персидское царство, быстро созданное, стало быстро распадаться. После смерти Камбиза во многих частях Персии начались восстания, направленные против персов. Персидское царство было очень непрочным государственным образованием, лишённым внутреннего экономического единства.

Все эти смуты и восстания подробно описаны в важнейшем документе персидской истории, в так называемой Бехистунской надписи, высеченной на высокой скале, возвышающейся на дороге из Багдада в Тегеран. В этой надписи Дарий I, происходящий из боковой линии царского дома Ахеменидов, сообщает, что после смерти Камбиза начались волнения в стране; в Сузиане, в Вавилоне, в Мидии и даже в самой Персии появились самозванцы и вспыхнули восстания. Далее Дарий рассказывает, что он убил мага Гаумату, объявившего себя Бардием, братом Камбиза, подавил все восстания, одержал полную победу над всеми самозванцами и восстановил власть единого персидского царя и могущество объединённого Персидского государства. Принуждённый в начале своего царствования провести некоторые мероприятия в интересах народа, Дарий впоследствии стал снова продолжать традиционную политику древневосточных деспотов, опиравшихся на рабовладельческую и землевладельческую аристократию, на богатых торговцев и жречестве. Персидские цари со времён первых Ахеменидов раздавали большие земельные владения отдельным аристократам, которые получали титул «благодетеля царя». Эти крупные землевладельцы получали от царя различные привилегии: они пользовались правом суда в своих владениях, освобождались от налогов и повинностей. Так постепенно образовывались большие, почти независимые княжества, как, например, княжество Отанидов в Каппадокии или Тиссаферна в Карий. Значительные привилегии получали от царя и крупные храмы. Так, например, Кир освободил храм Аполлона в Магнезии от податей и повинностей, а Артаксеркс пожаловал аналогичные привилегии Иерусалимскому храму. Деловые документы из Вавилона указывают на то, что персидская знать владела крупными поместьями в Вавилонии и отдавала свои земли в аренду местному населению. Крупнейшим землевладельцем и рабовладельцем был сам царь. В его руках был сосредоточен огромный земельный фонд, который составлялся постепенно благодаря захвату земельных владений туземных властителей. Царю принадлежали большие и благоустроенные поместья с роскошными парками, которые греки называли парадейсос (откуда позднейшее слово «парадис», которое в христианскую эпоху стало обозначать «рай»). При этих царских поместьях были большие лесные дачи с обильной дичью, предназначенной для царской охоты, богатые фруктовые сады и саженые леса с питомниками, в которых акклиматизировали иноземные растения. Царю же принадлежали и крупные ремесленные мастерские, как, например, большие мастерские в Финикии, в которых изготовлялся драгоценный пурпур. По свидетельству греческих историков, Дарий разделил всё Персидское государство на ряд областей (сатрапий), наложил на каждую область определённую дань, которая должна была регулярно вноситься в царскую казну, и провёл денежную реформу, установив единую для всего государства золотую монету (дарик — 8,4 грамма золота). Затем Дарий начал широкое дорожное строительство, соединив большими дорогами важнейшие центры государства, организовал превосходную службу связи, наконец, полностью реорганизовал армию и военное дело, В результате этих реформ Дария I и последующей деятельности его преемников Персидское государство получило новую организацию, построенную в значительной степени на использовании культурных достижений отдельных народов, вошедших в состав огромной монархии.

"Хотя реформы Дария в значительной степени привели к централизации государства при помощи сложной бюрократической системы управления, Персия всё ещё сохранила во многом примитивный характер древнего племенного союза. Царь, несмотря на своё единодержавие, в некотором отношении зависел от влияния высших представителей древней родо-племениой знати. Так, по Геродоту, Дарий был избран царём на совещании семи знатнейших персов, которые сохранили за собой право входить к царю без доклада, причём царь был обязан брать себе жену обязательно из семьи одного из этих аристократов. Даже Ксеркс, по словам Геродота, перед тем как начать поход против греков, должен был обсудить этот вопрос на совещании представителей высшей знати." (Авдиев. "История Древнего Востока")

Однако с течением времени старый племенной союз всё больше и больше приобретал формы классической древневосточной деспотии, отдельные элементы которой были заимствованы у египтян и вавилонян. Очевидно, непосредственно при царе состояли высшие чиновники, которые от имени царя ведали отдельными отраслями центрального управления: финансами, судом и военным делом. При царе находился и личный царский секретарь, который заготовлял царские указы. Центральная власть в лице самого царя активно вмешивалась в различные отрасли местного управления. Вся система управления носила ярко выраженный бюрократический характер и осуществлялась большим количеством чиновников. Царь сносился с чиновниками при помощи особых посланий. Во дворце и во всех канцеляриях царило самое тщательное письмоводство. Все распоряжения заносились в особые протоколы и дневники, которые обычно велись на арамейском языке, постепенно ставшем общегосударственным языком. Укреплению централизованного управления способствовала должность высшего государственного инспектора («око царя»), который по поручению царя выполнял ответственные функции контроля, в частности в отдельных областях. Укреплению центральной власти способствовало далее сосредоточение судебной власти в руках царя и особых «царских судей». Эти «царские судьи» в своей деятельности исходили из принципа неограниченного самодержавия царя. Во всей стране обращалась единая государственная золотая монета — дарик. 3 тыс. дариков составляли наивысшую весовую и монетную единицу — персидский талант. Чеканка золотой монеты была объявлена исключительным правом центральной власти. Отныне персидский царь брал на себя гарантию точности веса и чистоты сплава единой общегосударственной золотой монеты. Местные царьки и правители отдельных областей и городов получили право чеканить только серебряную и медную монету. Разменной серебряной монетой был персидский шекель, равнявшийся 1/20 дарика (5,6 грамма серебра). Одновременно с этим Дарий установил и размеры податей, которые должны были вносить в царскую казну отдельные области, соответственно своему хозяйственному развитию. Взимание податей передавалось на откуп торговым домам или отдельным откупщикам, которые наживали на этом огромные средства. Поэтому подати и откупа тяжёлым бременем ложились на население. Большое значение для развития торговли и координации всей хозяйственной жизни имела широкая организация дорожного строительства и службы связи. В этом отношении персы использовали большое количество древних хеттских и ассирийских дорог, приспособив их для торговых караванов, для перевозки почты и передвижения войск. Одновременно с этим был проложен и ряд новых дорог. Среди главных дорог, связывавших важнейшие торговые и административные центры, особое значение имела крупнейшая дорожная магистраль, получившая название «царской дороги». Эта дорога вела от Эгейского побережья Малой Азии до центра Двуречья. Она шла от Эфеса на Сарды и Сузы через Евфрат, Армению и Ассирию, вдоль Тигра. Не менее важная дорога шла из Вавилона через Загр, мимо Бехистунской скалы, к бактрийской и индийской границам. Наконец, особая дорога пересекала всю Малую Азию от Исского залива до Синода, соединяя район Эгейского моря с Закавказьем и северной частью Передней Азии.

Сохранение государственного единства, охрана границ и подавление восстаний внутри страны требовали организации армии и всего военного дела в целом. В мирное время постоянное войско состояло из отрядов персов и мидян, которые составляли основные гарнизоны. Ядром этой постоянной армии являлась царская гвардия, которая состояла из всадников-аристократов и 10 тыс. «бессмертных» пехотинцев. Личная охрана царя во дворце состояла из 1 тыс. воинов. Во время войны собиралось огромное ополчение со всего государства, причём отдельные области должны были выставлять определённое число воинов. Реорганизация армии и всего военного дела, начатая Дарием, способствовала росту военной мощи Персидского государства в эпоху Ахеменидов. Персидский царь ежегодно производил смотры персидских войск, в частности тех, которые были расположены вокруг царской резиденции. В более далёких областях эти военные смотры производились особыми царскими чиновниками, специально назначенными для этой цели. На организацию военного дела обращалось особенное внимание. За хорошее содержание войск сатрапы получали повышение и награды в виде ценных подарков, а за плохое содержание войск они отрешались от должностей и подвергались тяжёлым наказаниям. Большое значение для централизации военного дела и главным образом военного управления имела организация больших военных округов, объединявших несколько областей.

Для того чтобы внутренне укрепить Персидское государство, необходимо было организовать определённую систему местного управления. Ещё Кир образовал из покорённых стран большие области, которые управлялись особыми правителями, получавшими название сатрапов (от персидского «кхшатра-паван» — «блюстители страны»). Эти сатрапы были своего рода наместники царя и сосредоточивали в своих руках все нити управления областью. Они обязаны были поддерживать порядок в своей области и подавлять в ней восстания. Сатрапы стояли во главе местного суда и обладали уголовной и гражданской юрисдикцией. Они командовали войсками области, имели свою личную гвардию и ведали военным снабжением. С разрешения царя они даже могли руководить военными экспедициями против соседних стран. В руках сатрапа были сосредоточены и финансово-податные функции. Сатрапы обязаны были собирать подати, изыскивать новые налоги и все поступления передавать в царскую казну. Они же наблюдали за хозяйственной жизнью области, в частности за развитием земледелия. Наконец, они имели право назначать и смещать чиновников в пределах своей области и контролировать их деятельность. Таким образом, сатрапы, имея огромные полномочия, часто превращались в почти независимых царьков и имели свой собственный двор. Не имея возможности полностью подчинить своему контролю все части своего огромного государства, персидские цари вполне сознательно оставляли местным династам целый ряд прерогатив. Так, например, цари Киликии правили в своём царстве в качестве сатрапов до конца V в. до н. э. В Малой Азии, в Сирии, Финикии и Палестине, в Средней Азии и на далёких восточных окраинах, на границах Индии местные князья сохранили свою власть, управляя ныне своими областями от имени персидского царя. Эта чрезмерная самостоятельность местных правителей или сатрапов, часто приводила к восстаниям и требовала вмешательства персидских царей. Персидское царство ещё при Дарий было разделено на 23–24 сатрапии, которые перечислены в Бехистунской, Накширустамской и Суэцкой надписях. Несмотря на попытки персидских царей ввести в некоторые рамки большую самостоятельность сатрапов, доходившую иногда до произвола, сатрапии всё же долго сохраняли много своеобразных местных черт. В отдельных сатрапиях сохранялись местное право (Вавилон, Египет, Иудея), местные системы мер и веса, административное деление (египетские номы), податная неприкосновенность и привилегии храмов и жречества. Сохранялись и местные языки, которые, однако, постепенно вытеснялись арамейским языком, ставшим официальным языком западной части государства.

Основу Персидского государства составляли иранские племена, объединённые в одно сильное и сплочённое государство под властью царя. В этом государстве персы занимали привилегированное положение в качестве правящей народности. Персы были освобождены от всех налогов, так что все тяготы податного обложения ложились на покорённые персами народы. Персидские цари в своих надписях всегда подчёркивали заслуги и достоинства, а также господствующее положение персов в государстве. Однако, по мере того как Персия постепенно стала превращаться в огромную державу, стали появляться новые формы идеологии, пытающейся обосновать претензию персидских царей на мировое господство. Персидский царь назывался «царём стран» или «царём царей». Больше того, его называли «владыкой всех людей от восхода до захода солнца». Для укрепления власти царя использовалась древнеперсидская религия, многое воспринявшая у жреческих учений древних народов Передней Азии и Египта. Согласно этой политико-религиозной теории персидский верховный бог Ахурамазда, создатель неба и земли, сделал персидского царя «властителем всей этой обширной земли, его единственным повелителем многих», «над горами и равнинами по ту и по эту сторону моря, по ту и по эту сторону пустыни». На стенах большого персепольского дворца персидских царей изображены длинные вереницы данников, несущих самую разнообразную дань и богатые дары персидскому царю со всех концов мира. Продолжая политику своих предшественников, Кира и Камбиза, Дарий I поставил своей целью превратить Персию в самое могущественное государство, которое могло бы господствовать над другими странами. Ещё Кир покорил индийские племена у Гиндукуша и в долине Кабула, в частности племя гандхара. Это племя упоминает и Дарий в своей большой Бехистунской надписи среди племён и областей, входивших в состав персидской державы. Очевидно, Дарий превратил в особую сатрапию равнину, расположенную у подножия Соломоновых гор вплоть до течения Инда. Стремясь в погоне за индийским золотом проникнуть дальше в Индию, Дарий послал флот под командованием карийца Скилака для обследования течения Инда и морского пути от устья Инда до Красного моря.

Особенное внимание Дария привлекали страны, расположенные к северу от Ирана. Возможно, что ещё Кир вёл борьбу с северными кочевниками, воевал с бактрийцами и саками и, наконец, погиб во время упорной войны с племенами Средней Азии, где-то в районе реки Яксарта (Сыр-Дарьи). Во всяком случае, области, населённые скифами, были завоёваны ещё до воцарения Дария. А в перечнях областей, входивших в состав Персидского государства при Дарий I, упоминаются Хорезм, Бактрия, Согдиана и несколько племён саков (скифов). Ведя упорную и продолжительную борьбу с племенами Средней Азии и Закавказья, Дарий принуждён был для укрепления своих северо-западных границ совершить поход против европейских скифов (512 г. до н. э.). Вплотную подойдя к району Эгейского моря, заселённому греческими племенами, Дарий начал систематическую подготовку дальнейшего продвижения на запад, имея своей целью завоевать все греческие области. Дарий отправил в Грецию экспедицию во главе с Демокедом, которая объехала Грецию и даже добралась до Тарента. Для того чтобы укрепить свой южный фланг, Дарий завоевал Барку, укрепившись на ливийском берегу Северной Африки. На северном фланге Дарий повёл борьбу со скифами и проник во Фракию. Начав борьбу с греками, Дарий завоевал Фракию, Византию, Самос и другие греческие острова, достигнув побережья Эгейского моря и непосредственно столкнувшись с греческими племенами и государствами. Начавшиеся при Дарии греко-персидские войны, несмотря на преимущество персов в силах, не сулили успеха, а при ближайшем его преемнике Ксерксе завершились совершенно бесславно – полным торжеством греков во всем бассейне Эгейского моря. Лишь в конце V – начале IV в. до н. э. персы взяли реванш, перейдя в борьбе с греческими городами к новой тактике – внесению раздоров в их среду и прямому подкупу политических лидеров всех государств и «партий». По Анталкидову миру (387 г. до н. э.) персы вернули контроль над греческими приэгейскими полисами Малой Азии, в 343–342 гг. до н. э. энергичный Артаксеркс III (359–338 гг. до н. э.) снова захватил Египет, отделившийся в 404 г. до н. э. Однако сила империи к этому времени уже несколько десятилетий держалась главным образом на греческих наемниках, а население было совершенно отчуждено от правящей верхушки.

Войны с армией Александра Македонского (334–330 гг. до н. э.) Ахемениды не выдержали. Не последнюю роль в этом сыграли личные качества трусливого и бездарного ахеменидского царя Дария III (336–330 гг. до н. э.). Проиграв генеральные сражения при Иссе (333 г. до н. э.) и Гавгамелах (331 г. до н. э.), Дарий оставил Александру столицы империи и бежал в Северо-Восточный Иран, где был убит приближенными. В 330–328 гг. до н. э. Александр подавил последние попытки сопротивления в восточных владениях Ахеменидов и воссоединил их державу под своей властью. Поход Александра Македонского открыл новый период мировой истории – эпоху эллинизма.

schvedov.ru

Тема 6. Древний иран

Учебные вопросы:

  1. Держава Ахеменидов (550-330 гг. до н.э.).

  2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.).

  3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.).

  4. Сасанидский Иран (226-651 гг.).

  5. Религиозно-мировоззренческие представления.

  6. Правовая система.

  7. Значение цивилизации Древнего Ирана.

1. Держава Ахеменидов (550-330гг. До н.Э.)

Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II-I тыс. до н.э.Центром образования цивилизации являлся юг Иранского плато, окруженного со всех сторон горами. Природно-климатические условия здесь были довольно суровыми и отличались резкими колебаниями температуры, незначительным количеством осадков и небольшим числом маловодных рек. Для орошения использовалась вода, текущая с гор от таяния снегов, из горных озер и подземных водоемов. Горные склоны и долины были покрыты лесами, а обширные степные районы скудной растительностью, пригодной лишь для прокорма мелкого рогатого скота. Иранское плоскогорье хранило богатые залежи нефти, железной и медной руды, олова, золота, серебра и свинца. Суровые природно-климатические условия региона определили возможности и пределы развития сложившейся здесь цивилизации. Во взаимодействии человека, ландшафта и климата формировались навыки, привычки, обычаи и традиции людей, а в конечном итоге и характер создаваемой ими цивилизации.

Обширную территорию Иранского плато населяли племена касситов, эламитов, и лулубеев.Древние иранцы вступили во взаимодействие с местным населением и, частично ассимилировав его, уже вVIII в. до н.э.стали здесь преобладающим этносом. Вскоре они разделились на две частимидийцев,населявших северо-западные районы Иранского плато, иперсов,обитавших на юге в районе Аншана.

Когда древние иранцы пришли в эти районы, у них уже были развитые культурные и социально-экономические традиции и институты, они занимались как скотоводством (особенно, коневодством), так и земледелием, были хорошо знакомы с обработкой металлов. В военных походах пользовались колесницей. Войны Ассирии с Урарту, вторжения киммерийцев и скифов способствовали консолидации мидянских племен и образованию государcтва (Мидия). Правитель МидииКиаксар(625-585 гг. до н.э.)разгромил Ассирию, подчинил Урарту и ряд других стран от прикаспийских степей до Малой Азии, заключил союз с Лидийским царством. Сын КиаксараАстиаг(585-550 гг. до н.э.)продолжал укрепление могущества Мидии. Среди иранских племен, находившихся в зависимости от царей Мидии, были и персы.

Располагавшиеся на юге иранского плато персы долгое время существовали автономно от мидян. Консолидация персов в государство происходила медленнее в сравнении с мидянами. Основателем династии традиция считает Ахемена.В 675-650 гг. до н.э. персов возглавлял сын Ахемена Чишпиш, а затем Кир I. Однако подлинным создателем Персидского государства сталКир II(558-530 гг. до н.э.), организатор войска и один из крупнейших лидеров-вождей персов. В558 г.до н.э.он объединил персидские племена, среди которых особенно выделялись пасаргады. Территория этого племени, по всей вероятности, и стала центром консолидации персов. Здесь произошло решающее сражение с мидийцами, на месте которого был построен город Пасаргады (Крепость Персии), ставший первой столицей Персидского государства.

Кир IIв 553 г. до н.э. выступил против Мидии и в550 г.до н.э.покорил ее, соединив власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Ему удалось покорить Парфию, Гирканию, Армению, Лидийское царство, подчинить себе территорию Плато и ряд оазисов Средней Азии. Кир достиг северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна реки Яксарт. В538 г.до н.э.захватил Вавилон. Формально была сохранена самостоятельность Вавилонского царства, народу обещана неприкосновенность. Известным мировой центр стал одной из царских резиденций, а Кир принял титул «царь вселенной».

Уже на начальном этапе становления Древнеперсидской цивилизации важную роль играла армия, ядро которой составляли персы. Они же занимали и высшие командные должности. Кавалерия формировалась из знати, а пехота из земледельцев. Персидские воины были вооружены и экипированы луками, железными копьями, бронзовыми щитами, железными касками и панцирями.

Таким образом, Ахеменидам удалось создать первую в древнем мире самую крупную полиэтническую империю; ее границы простирались от Греции до Эфиопии и от Ливии до Индии. За 30 лет (менее чем за одно поколение) была создана могущественная крупномасштабная империя с населением в 10 млн. человек с единственным правителем и единым официальным языком, арамейским.

Сын Кира, Камбиз (529-523 гг. до н.э.), став царем Персии, продолжил начинания отца. Его египетский завоевательный поход был направлен на сохранение прочности державы, а также на утверждение собственной славы, доблести и царственного положения в противовес образу своего великого отца. В525 г.до н.э.персы разгромили египетскую армию и захватили Египет. Камбиз был провозглашен фараоном, но, возвращаясь в 523 г. до н.э. в Персию, умер при загадочных обстоятельствах.

В результате острой политической борьбы в 522 г.до н.э.к власти пришелДарий I(522-484 гг. до н.э.), который не принадлежал к царской семье, хотя и происходил из рода Ахеменидов. Новый царь столкнулся с тяжелой ситуацией. Во всех концах империи вспыхивали восстания. Опираясь на армию, Дарий жестоко подавил восстания и восстановил эффективную власть центра.

Деятельность Дария не ограничилась военными успехами, основное внимание сосредоточил на реформах, которые обеспечили почти двухвековое владычество персов на Ближнем Востоке. Суть реформ сводилась к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы. Государственный аппарат, привилегированные войска комплектовались из числа персов. Во главе административного аппарата стоял совет из семи знатнейших вельмож. Промежуточным звеном между центральной администрацией и администрацией области являлся крупный сановник, носивший титул-«глаз царя», а его помощники – «глаза и уши царя».

Все государство при Дарии было разделено на 20 областей – сатрапии,каждая из которых должна была платить в качестве налога определенное количество серебра. Совокупный налог, ежегодно поступавший из всех сатрапий, превышал 400 тонн серебра.Сатрап - правитель области - являлся неограниченным повелителем ее гражданского населения. Основной задачей сатрапов было немедленное обеспечение выполнения приказов царя и исправное поступление в казну налогов. При сохранении почти неограниченной власти сатрапов над местным населением Дарий подчинил все военные гарнизоны, располагавшиеся в крупных городах сатрапий, особым военачальникам, совершенно неподконтрольным сатрапам. Таким образом, обеспечивался необходимый для центральной власти взаимный контроль.

Особое внимание было уделено реорганизации армии. Элитой армии был корпус «бессмертных» из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителей знатных родов, выступала личной охраной царя. Остальная армия делилась на пехотинцев-лучников и всадников.

Более упорядоченно стала вестись финансовая политика. Дарий I ввел единую для всей державы монетную единицу, составлявшую основу ахеменидской денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,42 г. Чеканка золотой монеты была прерогативой персидского царя. Сатрапы могли чеканить серебряную монету, а автономные города выпускали медные деньги.

В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства. Существовало много важных караванных путей. В частности, большое значение имела дорога, которая, пересекая Загросские горы, соединяла Вавилонию с Экбатанами и затем продолжалась до Бактрии и границ Индии. Для развития торговых контактов немалое значение имело и различие в природе и климатических условиях стран, входивших в состав Ахеменидской державы. Из Индии импортировали золото, слоновую кость и благовония. Из Согдианы и Бактрии в страны Передней Азии поступали лазурит и сердолик, из Хорезма – бирюза. Из Египта вывозили зерно и полотно, из Вавилонии – шерстяную одежду, из финикийских городов – вино и предметы ремесленного производства (прежде всего стеклянные сосуды).

Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский, который применялся для общения между государственными канцеляриями всего государства. Кроме арамейского языка в различных странах официальные документы писали и на местных языках.

Успехи Дария прекратились, когда он столкнулся со свободолюбивыми греками. Греко- персидские войны продолжались долгие десятилетия. Некоторые успехи в сухопутных сражениях омрачались поражениями на море (Саламинский бой в 480 г. до н.э.). Персы в Vв. до н.э. были вынуждены отступить из Малой Азии. Это вызвало ряд антиперсидских восстаний в крупных сатрапиях – в Египте, Сирии, Лидии. Хотя восстания были подавлены, они свидетельствовали о постепенном ослаблении могущества персов. На рубежеV-IVвв. до н.э. персидскую державу сотрясали междоусобицы между претендентами на персидский трон, победу в которых одержал АртаксерксI. К концу его царствования от империи отпали Кипр, Киликия, Лидия.

В 334 г. против персов выступил Александр Македонскийво главе армии в 30 тыс. пехоты, 5 тыс. конницы и 160 боевых кораблей. В схватке при Гавгамелах в 331 г.до н.э. Александр нанес сокрушительное поражение персам, империя Ахеменидов перестала существовать.

Ахменидский Иран представлял собой страну высокоразвитой цивилизации, культура которой оказывала благотворное влияние на соседние страны и, в свою очередь заимствовала их достижения. Персами была заимствована клинопись, которая впервые была создана в Двуречье. В период правления Ахеменидов ведущее значение как язык деловой переписки приобрел арамейский язык. По арамейски писали уже не клинописью, а особым алфавитным письмом, используя кожу, папирус или глиняные черепки.

Для искусства эпохи Ахеменидов были характерны: строжайшая канонизация, стремление к абсолютной симметрии, зеркальное построение одних и тех же сцен. Ахеменидское искусство было придворным монументальным искусством, которое должно было символизировать могущество державы и величие царской власти. Искусство эпохи Ахеменидов представлено памятниками Пасаргада, Персепола, Суз, рельефом Бехистунской скалы, скальными гробницами ахеменидских царей в Накш-и Рустаме. Сохранились храмы в виде высоких башен. Они связаны были с особыми ритуалами погребения. Тело умершего обнажалось и клалось в открытую сверху башню; вороны склевывали плоть, оставляя одни кости; затем особый служитель башни входил и посыпал кости известью, после чего остатки растворялись и становились землей. Считалось, что после этого умерший готов к воскресению.

Наряду с архитектурой ярким выражением ахеменидского искусства явилась монументальная скульптура в виде рельефов, которая украшала дворцы и существовала как самостоятельный памятник, о чем свидетельствуют рельефы и надписи на Бехистунской скале. Они высечены на высоте 105 м. на древнейшей территории Мидии в 30 км. к востоку от современного города Керманшаха. Над надписью возвышается рельеф с изображениями верховного бога Ахурамазды, Дария, двух его сановников и взятых в плен и закованных в цепи вождей восставших. Здания украшались не только рельефами, но и росписью, золотыми орнаментальными деталями, резьбой по дереву и инкрустацией из слоновой кости.

Уже в VI в. до н. э. возник древнеперсидский календарь. Это был лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней. 12 лунных месяцев составляли 354 дня. Таким образом, древнеперсидский календарь имел год на 11 дней короче солнечного года. Через три года разница между лунным и солнечным календарем достигала 30 – 33 дней, и, чтобы эту разницу устранить, через три года необходимо было добавлять к году дополнительный (високосный) тринадцатый месяц. Существовал также зороастрийский календарь, в котором год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, к которым добавляли еще 5 дней (всего 365 дней). Зороастрийский календарь возник в Восточном Иране в ахеменидский период, но употреблялся только в религиозных целях, а позднее (при Сасанидах) был признан в качестве официального государственного календаря.

В разноязычной и разнообразной по своим культурным и идеологическим традициям державе Ахемендов не могло быть единой государственной религиозной системы. Первые персидские цари признавали и поддерживали в Вавилонии, Египте и Палестине местные культы. Культ Ахурамазды, с поклонением огню и дуалистическим учением о борьбе доброго и злого начала, стал основой для появления религии зороастризма.

studfiles.net

Древний Иран. Всеобщая история религий мира

Иранская религия до Заратустры

Древнеиранская религиозная система формировалась в отдалении от главных центров ближневосточной цивилизации и потому по своему характеру сильно отличалась от религиозных воззрений Древнего Египта или Междуречья, насыщенных мифологией и наполненных приключениями богов и героев. Это и неудивительно: генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к абсолютно иной языковой семье и культурной традиции.

Гипотетическая прародина индоевропейцев до сих пор не вполне ясна и вызывает ожесточенные споры специалистов. В самом общем виде ее можно локализовать районами Причерноморья, включая Анатолию и Прикаспий. Именно отсюда различные ветви индоевропейцев – преимущественно скотоводов, стали на рубеже Ш-П тыс. до н. э. энергично переселяться на восток, юг и запад, что со временем привело к возникновению нескольких древних цивилизаций (греческой, иранской, индийской) и оказало немалое воздействие на развитие других очагов мировой культуры, вплоть до Китая.

Ранние верования индоевропейских народов достаточно хорошо запечатлены в древнеиндийских Ведах и религиозных представлениях греков, германцев и славян. Сложившиеся в среде скотоводческих племен еще на их прародине в III тыс. до н. э., если не раньше, они и после расселения сохранили между собой немало общего, что легко можно заметить в ходе их сравнительного изучения. Однако на протяжении долгих веков, в процессе расселения и после него, в каждом из новых регионов ойкумены, освоенных осевшими там индоевропейцами, развитие религиозных представлений шло хотя и на единой общей основе, но своим путем. При этом важную роль играла общность исторических судеб или географическая близость тех или иных племен, первоначально перемещавшихся, скажем, в одном направлении, а позже отделившихся друг от друга.

Карта Ирана

Такую близость, в частности, легко увидеть на примере индоиранской общности, мигрировавшей к востоку и юго-востоку от прародины. Не вполне ясно, как и при каких обстоятельствах эта общность разделилась на части, одна из которых осела в восточной части Ирана, а вторая продолжала движение в сторону долины Ганга. Но близость обеих частей вполне очевидна. Как и жители Индии, иранцы почитали священных животных – корову, собаку, петуха; и тот и другой народы поклонялись огню. Со временем, однако, все более заметна становилась и их возраставшая взаимная враждебность. Можно полагать, что взаимное отчуждение было обусловлено усиливавшимся противостоянием оседло-земледельческой части общности и продолжавших кочевать скотоводов, хотя не исключено, что поляризации ее частей способствовал и раскол разросшегося коллектива на родовые группы. Однако сам факт раскола очевиден и легко обнаруживается при изучении религиозных представлений и мифологии, соответственно, древних иранцев и индоариев.

Оба комплекса представлений были знакомы с двумя противостоявшими друг другу классами божественных сил: у иранцев это были ахура и дэвы, у индоариев – дева и асуры. При этом весьма показательно, что первая группа божеств считалась благой, а вторая вредоносной. Главой группы дэвов (дева) был один и тот же Индра, но у индоариев он был великим и почитаемым богом, а у иранцев – злокозненным демоном.

Религия древних жителей Ирана, называвших себя ариями – «благородными», – явилась базой для позднейшего учения зороастризма, подобно тому, как религия древних израильтян послужила основой христианства. Арии были кочевниками, передвигались со своими стадами, нигде не задерживаясь так долго, чтобы строить храмы. Их религия была религией горных вершин, храмом им служил небесный свод, центром жертвоприношений являлся огонь, взятый из обыкновенного домашнего очага. Своих богов арии не представляли в человеческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях – боги Правды, Договора, Победы. Такими же абстрактными были и демоны: Ярость, Алчность и другие. Мир был полон духов, которых людям следовало остерегаться. Умилостивить духов можно было щедрым приношением. Таковы были религиозные воззрения населения Ирана до возвышения персов.

Изучение истории религии Ирана затрудняется состоянием источников. О религиозных верованиях персов упоминает в своей «Истории» Геродот, но эти сведения обрывочны и зачастую мало достоверны. Немногочисленные упоминания о религиозных обрядах содержатся в надписях ахеменидских правителей.

Реконструкция Персеполя

Намного большее значение для исследователей имеют религиозные тексты самих персов, в том числе их древнейшая священная книга – Авести. Она была обнаружена европейцами только в XVIII в. в Индии, куда от преследований мусульман вынуждены были бежать парсы – уцелевшие приверженцы зороастризма, традиционной персидской религии. В процессе изучения Авесты стало понятно, что она состоит из нескольких частей разной древности. Первоначальная Авеста, вероятно, представляла обширную литературу, которая включала в себя многие науки того времени. Но наибольшая часть ее давно была уничтожена, согласно одним сведениям – Александром Македонским, по другим – в этом были повинны арабы. То, что дошло до нас, состоит, к сожалению, из отрывков, и притом в плохой редакции и на языке, который очень трудно понять.

К важнейшим частям Авесты относятся: Яшты – жертвенные песни, важные в качестве источника наших сведений относительно образов авестийских богов, содержащие много мифов и сказаний о богах и героях древности; Вендидад – книга закона, как видно из названия ??-daк?a-dвta, «данный против дьяволов», и книга очищений; в этой книге мы находим этику и право мидийцев и персов, поскольку они могли войти в собрания священных предписаний; Бундегеш, самая поздняя часть, легендарная история основателя религии Заратустры и пророчество о конце мира.

Фрагмент Яшты – книги гимнов в составе Авесты

Само слово «Авеста» значит «знание», которое осуществилось благодаря откровению; пророк получил «закон» в беседах с богом или с его духами, чтобы возвестить его людям. Письменный текст Авесты достаточно позднего происхождения (видимо, не ранее III в. до н. э.), тем более это относится к ее многочисленным комментариям.

Наиболее же древние части священной книги, ее песнопения и гимны Гаты и Ясна, в том числе приписываемые самому легендарному пророку Заратустре, датируются примерно ХП-Х вв. до н. э., т. е. по времени близки к ранним древнеиндийским Ведам. Вся сложность проблемы состоит здесь в том, чтобы определить, что именно написал и предложил сам Заратустра и что существовало ранее и было лишь использовано пророком при проведении им своего рода религиозной реформы. А решение этой проблемы в свою очередь зависит от того, каким временем датировать годы жизни Заратустры.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Иран. Земля Заратуштры | Эзотерика

Древний Иран. Примерно в VI веке до н.э. на арене мировой истории возникли персы. С феноменальной скоростью они из никому не известного племени сумели превратиться в грозную империю, просуществовавшую несколько сотен лет. Портрет древних персов О том, какими были древние иранцы, можно судить по представлению народов, которые жили рядом с ними.

Например, Геродот писал, что изначально персы носили одежду из шкур, а также войлочные колпаки, которые называли тиарами. Вино не пили. Ели столько, сколько у них было. К золоту и серебру относились равнодушно. От соседних народов они отличались высоким ростом, силой, храбростью и невероятной сплоченностью. Интересно, что персы, даже превратившись в великую державу, старались следовать заветам своим предков.

Например, во время обряда коронации новоиспеченный царь должен был надеть простую одежду, съесть немного высушенных фиг и запить их кислым молоком. При этом персы могли брать в жены столько женщин, сколько считали нужным. И это без учета наложниц и рабынь.

Древний Иран

Интересно и то, что законы не запрещали жениться даже на близких родственницах, будь то сестры или племянницы. К тому же, существовал обычай, по которому мужчина не показывал своих женщин посторонним.

Об этом писал еще Плутарх, указывая на то, что персы прятали от чужих глаз не только жен, но даже наложниц и рабынь. А если их нужно было куда-то перевезти, то использовались закрытые повозки. Этот обычай нашел отражение в искусстве. Так, например, в руинах Персеполя археологам не удалось обнаружить ни одного рельефа с женским изображением.

Древний Иран

Династия Ахеменидов

Эпоха всемогущества персов началась с царя Кира II, который принадлежал к роду Ахеменидов. Ему удалось быстро подчинить некогда могучую Мидию и несколько более мелких государств. После этого взор царя пал на Вавилон.

Война с Вавилоном оказалась такой же быстрой. В 539 году до н.э. Кир выступил со своим войском и сразился с армией неприятеля у города Описа. Бой завершился полным разгромом вавилонян. Затем был захвачен крупный Сиппар, а вскоре и сам Вавилон. После этого триумфа Кир решил обуздать дикие племена на востоке, которые своими набегами могли потревожить границы его державы.

С кочевниками царь воевал несколько лет, до тех пор, пока сам не погиб в 530 году до н.э. Следующие цари – Камбис и Дарий – продолжили дело своего предшественника и еще больше расширили территорию государства. Так, Камбису удалось захватить Египет и сделать его одной из сатрапий. К моменту смерти Дария (485 год до н.э.) Персидская империя занимала огромную территорию. На западе ее границы упирались в Эгейское море, на востоке – в Индию. На севере власть Ахеменидов простиралась до безлюдных пустынь Средней Азии, а на юге – до порогов Нила.

Можно с уверенностью сказать, что Персия в то время подчинила себе практически весь цивилизованный мир. Но как любую империю, обладавшую такой огромной территорией, ее постоянно терзали внутренние смуты и восстания покоренных народов. Династия Ахеменидов рухнула в IV веке до н.э., не выдержав испытания армией Александра Македонского.

Древний Иран

Сасанидская держава

Персидская империя была уничтожена, а ее столица – Персеполь – разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско.

Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим — бежать дальше. После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти. Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Древний Иран

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством. Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона». Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян.

Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов. В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир.

Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов. Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы.

И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало. А во главе угла встала религия. Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным.

iran011011_5

Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня. При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом. Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами.

Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре. Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы).

Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

Гибель империи История Сасанидской династии оборвалась после ожесточенной и кровопролитной войны с арабами, которая длилась без малого двадцать лет (633-651 годы). Последнего царя Йездегета III сложно в чем-либо упрекнуть.

Древний Иран

Он воевал с захватчиками до самого конца, и сдаваться не собирался. Но погиб Йездегет бесславно – близ Мерва его во сне зарезал мельник, покусившись на драгоценности царя. Но даже после официальной победы, персы, то и дело поднимали восстания, правда, безуспешные. Даже внутренние смуты в халифате  не позволили древнему народу обрести свободу.

Дольше всех продержались лишь Гуган и Табаристан – последние осколки некогда великой державы. Но и они были захвачены арабами в 717 и в 760-х года соответственно.

И хоть исламизация Ирана прошла успешно, арабы так и не смогли ассимилировать персов, которые сумели сохранить самоидентичность. Ближе к 900-м, при новой династии Саманидов, они сумели обрести независимость.

Правда, вновь стать великой державой Персия больше так не смогла.

Павел Жуков

Самые интересные статьи:

Похожее

ezoterik-page.com

Тема 6. Древний иран

Учебные вопросы:

  1. Держава Ахеменидов (550-330 гг. до н.э.).

  2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.).

  3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.).

  4. Сасанидский Иран (226-651 гг.).

  5. Религиозно-мировоззренческие представления.

  6. Правовая система.

  7. Значение цивилизации Древнего Ирана.

1. Держава Ахеменидов (550-330гг. До н.Э.)

Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II-I тыс. до н.э.Центром образования цивилизации являлся юг Иранского плато, окруженного со всех сторон горами. Природно-климатические условия здесь были довольно суровыми и отличались резкими колебаниями температуры, незначительным количеством осадков и небольшим числом маловодных рек. Для орошения использовалась вода, текущая с гор от таяния снегов, из горных озер и подземных водоемов. Горные склоны и долины были покрыты лесами, а обширные степные районы скудной растительностью, пригодной лишь для прокорма мелкого рогатого скота. Иранское плоскогорье хранило богатые залежи нефти, железной и медной руды, олова, золота, серебра и свинца. Суровые природно-климатические условия региона определили возможности и пределы развития сложившейся здесь цивилизации. Во взаимодействии человека, ландшафта и климата формировались навыки, привычки, обычаи и традиции людей, а в конечном итоге и характер создаваемой ими цивилизации.

Обширную территорию Иранского плато населяли племена касситов, эламитов, и лулубеев.Древние иранцы вступили во взаимодействие с местным населением и, частично ассимилировав его, уже вVIII в. до н.э.стали здесь преобладающим этносом. Вскоре они разделились на две частимидийцев,населявших северо-западные районы Иранского плато, иперсов,обитавших на юге в районе Аншана.

Когда древние иранцы пришли в эти районы, у них уже были развитые культурные и социально-экономические традиции и институты, они занимались как скотоводством (особенно, коневодством), так и земледелием, были хорошо знакомы с обработкой металлов. В военных походах пользовались колесницей. Войны Ассирии с Урарту, вторжения киммерийцев и скифов способствовали консолидации мидянских племен и образованию государcтва (Мидия). Правитель МидииКиаксар(625-585 гг. до н.э.)разгромил Ассирию, подчинил Урарту и ряд других стран от прикаспийских степей до Малой Азии, заключил союз с Лидийским царством. Сын КиаксараАстиаг(585-550 гг. до н.э.)продолжал укрепление могущества Мидии. Среди иранских племен, находившихся в зависимости от царей Мидии, были и персы.

Располагавшиеся на юге иранского плато персы долгое время существовали автономно от мидян. Консолидация персов в государство происходила медленнее в сравнении с мидянами. Основателем династии традиция считает Ахемена.В 675-650 гг. до н.э. персов возглавлял сын Ахемена Чишпиш, а затем Кир I. Однако подлинным создателем Персидского государства сталКир II(558-530 гг. до н.э.), организатор войска и один из крупнейших лидеров-вождей персов. В558 г.до н.э.он объединил персидские племена, среди которых особенно выделялись пасаргады. Территория этого племени, по всей вероятности, и стала центром консолидации персов. Здесь произошло решающее сражение с мидийцами, на месте которого был построен город Пасаргады (Крепость Персии), ставший первой столицей Персидского государства.

Кир IIв 553 г. до н.э. выступил против Мидии и в550 г.до н.э.покорил ее, соединив власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Ему удалось покорить Парфию, Гирканию, Армению, Лидийское царство, подчинить себе территорию Плато и ряд оазисов Средней Азии. Кир достиг северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна реки Яксарт. В538 г.до н.э.захватил Вавилон. Формально была сохранена самостоятельность Вавилонского царства, народу обещана неприкосновенность. Известным мировой центр стал одной из царских резиденций, а Кир принял титул «царь вселенной».

Уже на начальном этапе становления Древнеперсидской цивилизации важную роль играла армия, ядро которой составляли персы. Они же занимали и высшие командные должности. Кавалерия формировалась из знати, а пехота из земледельцев. Персидские воины были вооружены и экипированы луками, железными копьями, бронзовыми щитами, железными касками и панцирями.

Таким образом, Ахеменидам удалось создать первую в древнем мире самую крупную полиэтническую империю; ее границы простирались от Греции до Эфиопии и от Ливии до Индии. За 30 лет (менее чем за одно поколение) была создана могущественная крупномасштабная империя с населением в 10 млн. человек с единственным правителем и единым официальным языком, арамейским.

Сын Кира, Камбиз (529-523 гг. до н.э.), став царем Персии, продолжил начинания отца. Его египетский завоевательный поход был направлен на сохранение прочности державы, а также на утверждение собственной славы, доблести и царственного положения в противовес образу своего великого отца. В525 г.до н.э.персы разгромили египетскую армию и захватили Египет. Камбиз был провозглашен фараоном, но, возвращаясь в 523 г. до н.э. в Персию, умер при загадочных обстоятельствах.

В результате острой политической борьбы в 522 г.до н.э.к власти пришелДарий I(522-484 гг. до н.э.), который не принадлежал к царской семье, хотя и происходил из рода Ахеменидов. Новый царь столкнулся с тяжелой ситуацией. Во всех концах империи вспыхивали восстания. Опираясь на армию, Дарий жестоко подавил восстания и восстановил эффективную власть центра.

Деятельность Дария не ограничилась военными успехами, основное внимание сосредоточил на реформах, которые обеспечили почти двухвековое владычество персов на Ближнем Востоке. Суть реформ сводилась к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы. Государственный аппарат, привилегированные войска комплектовались из числа персов. Во главе административного аппарата стоял совет из семи знатнейших вельмож. Промежуточным звеном между центральной администрацией и администрацией области являлся крупный сановник, носивший титул-«глаз царя», а его помощники – «глаза и уши царя».

Все государство при Дарии было разделено на 20 областей – сатрапии,каждая из которых должна была платить в качестве налога определенное количество серебра. Совокупный налог, ежегодно поступавший из всех сатрапий, превышал 400 тонн серебра.Сатрап - правитель области - являлся неограниченным повелителем ее гражданского населения. Основной задачей сатрапов было немедленное обеспечение выполнения приказов царя и исправное поступление в казну налогов. При сохранении почти неограниченной власти сатрапов над местным населением Дарий подчинил все военные гарнизоны, располагавшиеся в крупных городах сатрапий, особым военачальникам, совершенно неподконтрольным сатрапам. Таким образом, обеспечивался необходимый для центральной власти взаимный контроль.

Особое внимание было уделено реорганизации армии. Элитой армии был корпус «бессмертных» из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителей знатных родов, выступала личной охраной царя. Остальная армия делилась на пехотинцев-лучников и всадников.

Более упорядоченно стала вестись финансовая политика. Дарий I ввел единую для всей державы монетную единицу, составлявшую основу ахеменидской денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,42 г. Чеканка золотой монеты была прерогативой персидского царя. Сатрапы могли чеканить серебряную монету, а автономные города выпускали медные деньги.

В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства. Существовало много важных караванных путей. В частности, большое значение имела дорога, которая, пересекая Загросские горы, соединяла Вавилонию с Экбатанами и затем продолжалась до Бактрии и границ Индии. Для развития торговых контактов немалое значение имело и различие в природе и климатических условиях стран, входивших в состав Ахеменидской державы. Из Индии импортировали золото, слоновую кость и благовония. Из Согдианы и Бактрии в страны Передней Азии поступали лазурит и сердолик, из Хорезма – бирюза. Из Египта вывозили зерно и полотно, из Вавилонии – шерстяную одежду, из финикийских городов – вино и предметы ремесленного производства (прежде всего стеклянные сосуды).

Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский, который применялся для общения между государственными канцеляриями всего государства. Кроме арамейского языка в различных странах официальные документы писали и на местных языках.

Успехи Дария прекратились, когда он столкнулся со свободолюбивыми греками. Греко- персидские войны продолжались долгие десятилетия. Некоторые успехи в сухопутных сражениях омрачались поражениями на море (Саламинский бой в 480 г. до н.э.). Персы в Vв. до н.э. были вынуждены отступить из Малой Азии. Это вызвало ряд антиперсидских восстаний в крупных сатрапиях – в Египте, Сирии, Лидии. Хотя восстания были подавлены, они свидетельствовали о постепенном ослаблении могущества персов. На рубежеV-IVвв. до н.э. персидскую державу сотрясали междоусобицы между претендентами на персидский трон, победу в которых одержал АртаксерксI. К концу его царствования от империи отпали Кипр, Киликия, Лидия.

В 334 г. против персов выступил Александр Македонскийво главе армии в 30 тыс. пехоты, 5 тыс. конницы и 160 боевых кораблей. В схватке при Гавгамелах в 331 г.до н.э. Александр нанес сокрушительное поражение персам, империя Ахеменидов перестала существовать.

Ахменидский Иран представлял собой страну высокоразвитой цивилизации, культура которой оказывала благотворное влияние на соседние страны и, в свою очередь заимствовала их достижения. Персами была заимствована клинопись, которая впервые была создана в Двуречье. В период правления Ахеменидов ведущее значение как язык деловой переписки приобрел арамейский язык. По арамейски писали уже не клинописью, а особым алфавитным письмом, используя кожу, папирус или глиняные черепки.

Для искусства эпохи Ахеменидов были характерны: строжайшая канонизация, стремление к абсолютной симметрии, зеркальное построение одних и тех же сцен. Ахеменидское искусство было придворным монументальным искусством, которое должно было символизировать могущество державы и величие царской власти. Искусство эпохи Ахеменидов представлено памятниками Пасаргада, Персепола, Суз, рельефом Бехистунской скалы, скальными гробницами ахеменидских царей в Накш-и Рустаме. Сохранились храмы в виде высоких башен. Они связаны были с особыми ритуалами погребения. Тело умершего обнажалось и клалось в открытую сверху башню; вороны склевывали плоть, оставляя одни кости; затем особый служитель башни входил и посыпал кости известью, после чего остатки растворялись и становились землей. Считалось, что после этого умерший готов к воскресению.

Наряду с архитектурой ярким выражением ахеменидского искусства явилась монументальная скульптура в виде рельефов, которая украшала дворцы и существовала как самостоятельный памятник, о чем свидетельствуют рельефы и надписи на Бехистунской скале. Они высечены на высоте 105 м. на древнейшей территории Мидии в 30 км. к востоку от современного города Керманшаха. Над надписью возвышается рельеф с изображениями верховного бога Ахурамазды, Дария, двух его сановников и взятых в плен и закованных в цепи вождей восставших. Здания украшались не только рельефами, но и росписью, золотыми орнаментальными деталями, резьбой по дереву и инкрустацией из слоновой кости.

Уже в VI в. до н. э. возник древнеперсидский календарь. Это был лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней. 12 лунных месяцев составляли 354 дня. Таким образом, древнеперсидский календарь имел год на 11 дней короче солнечного года. Через три года разница между лунным и солнечным календарем достигала 30 – 33 дней, и, чтобы эту разницу устранить, через три года необходимо было добавлять к году дополнительный (високосный) тринадцатый месяц. Существовал также зороастрийский календарь, в котором год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, к которым добавляли еще 5 дней (всего 365 дней). Зороастрийский календарь возник в Восточном Иране в ахеменидский период, но употреблялся только в религиозных целях, а позднее (при Сасанидах) был признан в качестве официального государственного календаря.

В разноязычной и разнообразной по своим культурным и идеологическим традициям державе Ахемендов не могло быть единой государственной религиозной системы. Первые персидские цари признавали и поддерживали в Вавилонии, Египте и Палестине местные культы. Культ Ахурамазды, с поклонением огню и дуалистическим учением о борьбе доброго и злого начала, стал основой для появления религии зороастризма.

studfiles.net


Смотрите также