Древние узоры. Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты и их значения. Древнерусский орнамент, фото
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Славянские орнаменты: сверхъестественные обереги. Древние узоры


Обзор греческих орнаментов – Ярмарка Мастеров

Делали на мастер-классе с девочками часы с темой Греции, подбирали орнаменты, ну и конечно же, решили покапаться в истории, пополнить пробелы в знаниях или освежить память :)Чем и хотим поделиться с вами, если кому интересно.Древнегреческое искусство, до сих пор удивляющее своим совершенством, гармонично во всём. Даже детали были продуманы до мелочей. Как пример — греческий орнамент, знакомый без преувеличения всем: его гравируют на украшениях и посуде, украшают им вазы, одежду и постройки. А современные греки, не забывшие корни, с гордостью наносят орнамент на сувениры в качестве элемента национальной культуры. Какие примеры орнаментального искусства наиболее известны и что же все эти символы означают?Меандр

грецияПожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр — непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии, рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы — добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр — символ того, что можно совершить невозможное!Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны. Судя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались — кто же сочинит более совершенный орнамент?И сейчас меандр сопровождает человечество: постепенно из украшений на вазах и постройках он перебрался на одежду европейских модниц, а сейчас красуется на логотипе Versace и нередко встречается как украшение интерьера. Чтобы увидеть древние примеры использования меандра, далеко ходить не придётся. Оказавшись в Греции, достаточно заглянуть в любой археологический музей, где хранится найденная археологами посуда, камни с высеченным на них меандром, фрагменты зданий.Спираль

орнаментНа многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль — один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли. В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты — такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.

орнаментыАкантДля античности характерен ещё один любопытный орнамент — акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой. Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней — корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу. Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана. Греческий орнамент акант (нижние ряды)

декупажПальметта

Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока — впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн. Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов.

Буду рада, если данная информация кому-то пригодится :)Ну и немного орнаментов и картинок для декупажа всем желающим :)

Всем спасибо за внимание и творческих успехов!С уважением, Светлана.

www.livemaster.ru

Славянские узоры, их виды и значение

Еще во времена палеолита человечество познало искусство орнамента. В повторяющийся узор вкладывали ценную информацию. Такое изображение способно вызывать ассоциации, которые переплетаются между собой, помогают понять всю глубину произведения.

Традиционные славянские узорыТрадиционные славянские узоры таят в себе множество загадок древней культуры

Содержание материала

Древняя славянская культура в узорах и орнаментах

Славянские узоры вобрали в себя множество сакральных, магических смыслов, обладают особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы для таинств и обрядов. С их помощью шаманы могли стирать границы между мирами и путешествовать в темный или светлый мир, общаться с богами, отдавать дань и уважение силам природы.  Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на ткань, посуду, предметы быта. Каждая черточка была неслучайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним славянам защищать жилище, себя и свою семью, для этого узоры наносили на оконные, входные проемы, одежду, рушники.

Традиционные цвета в символике

На одежду орнамент наносился с особым трепетом, так как она защищала от злых духов того, кто ее носит. Ритуальный узор наносился на уязвимые части: горловину, ворот, подол, рукава.

ВышивкаГармоничное сочетание цвета и замысловатого рисунка позволяет создавать настоящие шедевры

Красный

Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.

Красный цветКрасный цвет в славянских узорах

 

Неспроста обычные явления наделялись эпитетом «красный»: красное солнышко, дарующее жизнь всем живым организмам; весна красна – олицетворение начала жизни; лето красное – рассвет, жизнь торжествует; красна девица – красивая девушка, здоровая, полная сил и т.д.

Красные узорыКрасные узоры часто встречаются в традиционной женской одежде славян

Черный

В сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия.

орнамент черного цвета
Славянский орнамент черного цвета

 

Знак, вышитый черным зигзагом, означает не паханое поле, его носили девушки, которых нужно оплодотворить. Волнистые черные линии – поле вспаханное, готовое к тому, чтобы зерна проросли, то есть к оплодотворению.

Синий

От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.

Синий цветСиний цвет в славянских узорах

 

Мужской цвет, знак готовности оберегать женщину. Если юноша дарил девушке синий вышитый платок – это означало, что он имеет самые серьезные намерения, он готов до конца жизни оберегать свою избранницу. Важный момент: мужчина обязательно сам повязывал подарок на голову девушке, тем самым подтверждая свои намерения.

Синий орнаментСиний славянский орнамент

 

Зеленый

Зеленый цвет наделялся силой растений и помогал защищать тело от ран. Символ Леса, молодости и возрождения. Зеленым изображались Дерево Мира, засеянные поля и молодые всходы.

Зеленые славянские узорыЗеленые славянские узоры

 

У славян были названия: — зеленый сад означал цветущую жизнь; — глухоморье зеленое, то же самое, что и «за тридевять земель», очень далеко; — зеленое вино имело отрицательный оттенок – сильное алкогольное опьянение. Но, в то же время, этот цвет обозначал пространство чужака, места, населенные нечистой силой.

Зеленый орнамент
Несмотря на мистическую сущность, зеленый орнамент прекрасно смотрится на женской одежде

 

В южной местности у славян были заговоры, которые помогали изгонять злых духов на «зеленую траву», «зеленое дерево», «на зеленую гору». Зеленые части тела были и у мифологических героев: волосы и глаза у русалки и лешего, а водяной и сам был весь цвета морской тины.

Обрядовое платьеЗеленый цвет присутствует на обрядовой одежде

 

Белый

Двойственным цветом является белый. Он связан со всем чистым, светлым, святым, но в тоже время считался траурным. С этим цветом сочетается любой другой, поэтому белый – символ гармонии, примирения. Также белый свет – это то пространство, которое предназначено для жизни человека.

Белый цвет в узорахБелый цвет присутствует практически во всех славянских орнаментах

 

Людей, имеющих чистые помыслы и светлые мысли описывали так: белы рученьки, белое личико, белая березонька. Все, что есть на свете душевного, светлого и доброго, все находит отражение в белом цвете: — белые скатерти защищают от злых помыслов гостей; — белые простыни ограждают от смерти; — белье нательное белого цвета создает преграду для горя и болезней; — белый фартук способен защитить женские органы от сглаза.

Славянские символы и их значение

Алатырь Другое название – крест Сварога, восьмилепестковая звезда. Это Око Рода. Его наносили на одежду ведающих людей, знак выступал оберегом в опасном и дальнем пути. Крест соединяет в себе все сварги, двуглавы и триглавы и множество других священных символов, так как он является основой всего сущего.

Символ алатырьСимвол алатырь

 

Алтырь в вышивкеАлтырь в вышивке

Берегиня

Этот символ имеет множество названий: Рожаница, Мать мира, Богиня дома и другие. Она оберегает весь свой род, семью, очаг, детей. Берегине позволено хозяйничать на небе, в природе, она отвечала за плодородие. Женский образ вышивали с поднятыми или опущенными руками в знак оберега и благословения.

Образ берегиниОбраз берегини вышитый на подушке

 

Мировое дерево

Воплощение Мироздания, центр и ось мира, олицетворение всего Рода. Женщины вышивали Древо жизни на рушниках, чтобы семья была крепкой и здоровой. В сознании славян место Мировому дереву отводилось в центре мира, посреди океана на островке суши. Ветки тянутся к небу, в кроне восседают боги и ангелы. А корни уходят глубоко под землю, в Преисподнюю, где обитают демонические сущности, бесы. Берегиня и Древо познания были взаимозаменяемы. Часто Богиню дома изображали с корнями вместо ног – знак земли.

Мировое деревоКулон с изображением мирового дерева

 

Коловрат

Известный всем знак свастики берет свое начало у славянских народов (отрицательное значение он приобрел благодаря Гитлеру и нацисткой армии). Коловрат, или Солнцеворот, самый древний и глубоко почитаемый языческий оберег. Считался самым мощным обережным знаком, который олицетворяет единение Рода, его непрерывность, Коловращение всего и вся. Так получила знаковое воплощение идея о Вечном Возрождении.

Различного рода свастикиРазличного рода свастики встречаются у многих народов мира

 

По направлению вращения свастики (посолонь\противосолонь) определяют Солнце летнее и зимнее. Стремление по ходу солнца (Яви) светлое, это Созидательная сила, некий символ управления энергией, превосходства над сущей материей. Ей противопоставлена левосторонняя свастика (Солнце Нави), это торжество всего земного, превосходство материальной сущности и инстинктивности вещей.

ПосолоньПосолонь

 

ПротивосолоньПротивосолонь

 

Свастика в вышивкеСвастика в вышивке

 

Орепей

Несомненно, самыми распространенными были символы, которые несли счастье. Орепей (или Арепей) один из них. Такое название гребенчатый ромб получил в Рязанской области. В других регионах он известен как дубок, колодец или репейник. Сам ромб в славянской орнаментальной традиции имеет много толкований: земледелие, плодородие, считалось, что и женское, солнце.

Символ орепейСимвол орепей вышивался на мужской и женской одежде

 

Знак с располагавшейся в ней точкой означал землю, засаженную семенами. На одеянии женщины в районе плеча Орепей обозначал Мировую гору, Алатырь-камень с богом, сидящим на нем. Врата в мир иной вышивались на подоле. На локте значит предок. Часто узор из ромба заканчивался крестами. Так славяне считали, что распространяют счастье и благо на все четыре стороны. Символ засеянной нивы приносил славянам достаток, успех, богатство, увеличивал жизненные силы, давал человеку уверенности в себе.

ОрепейОрепей наносится на традиционные пояса

 

Футболка с вышивкойВ наши дни этот символ можно встретить и на более современной одежде: футболках, батниках и т.п.

 

Громовник

Знак Перуна (бога-громовержца) изображался как крест с шестью концам, который был вписан в шестиугольник или круг. Сначала его могли использовать только мужчины и исключительно в воинской среде, его изображали на оружии и доспехах воинов. Считалось, что Громовник пагубно действует на женскую энергетику. Позже орнамент стали наносить на простую одежду и жилище, чтобы защититься от разрушительной молнии. Часто этим знаком украшались ставни и дверные косяки.

оберег громовникСлавянский оберег громовник

 

Макошь

Небесная Богородица – вершительница судеб. Со своими дочками Долей и Недолей она плетет нити судьбы богам и людям. Те, кто придерживается праведного образа жизни, чтит святых, знает каноны, вытягивают добрый жребий, и Макошь дает им Долю, хорошую судьбу. У тех людей, которые идут на поводу у своих желаний и эгоизма, хозяйкой судьбы будет Недоля. Макошь покровительствует плодородию, женским занятиям рукотворчеством, на ее плечах ответственность за перекрестки Межмирья.

Амулет МакошиАмулет Макошь

 

Пример схемы для вышивкиПример схемы для вышивки Макошь

 

Бережа

Символ помогает призывать на помощь силу богов, он охраняет, исцеляет, помогает обрести гармонию и счастье. Знак, похожий на петлю, способен соединять разорванные, растерянные и разбитые части в единое целое.

БережаДомашний оберег Бережа

 

медальон БережаСеребряный медальон Бережа

 

Вода

Вода выступала не только как стихия, она – знание, начало которого в Межмирье. Олицетворение Смородины-реки, которая служит границей между Явью и Навью, река, несущая знания древних предков, забвение и смерть. Река Ра – светлая дорога к богу. Несет знание высшего уровня и дарует бессмертие молочная река в Ирии.

Символ водаЖивотворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок

 

Свадебник

Сильный оберег, олицетворяющий соединение двух Родов. Этот орнамент обязательно присутствовал на свадебной вышивке. Узор означает вечное духовное, душевное и физическое слияние сущностей: двух молодоженов и двух Родов. Нити Тела, Души, Духа, Совести обоих Родов переплетаются в новую созданную Жизненную Систему.

символ СвадебникСлавянский символ Свадебник

 

Сильное и слабое начала в Свадебнике обозначаются цветом: мужское – красное (огонь), женское – синее (вода). Объединение энергий двух Стихий порождает новую универсальную энергию и является проявлением бесконечной жизни во времени и пространстве.

СвадебникАмулет Свадебник

 

СвадебникСвадебник в традиционной вышивке

 

Огневица

В культуре древних славян Огневица являлась сильным женским оберегом. Благотворное влияние оказывалось только на зрелый женский организм и сформированную душу. Не допускалось наличие этого образа на одежде молодых девушек и девочек. Огневица эффективно действовала на замужних женщин, которые родили хотя бы одного ребенка. Она защищала от всего дурного, начиная от случайного слова и заканчивая целенаправленными злыми деяниями.

Символ ОгневицаСимвол Огневица

 

Неся сакральный смысл, Огневицу вышивали только на одежде, ее не встретишь на предметах быта. Этот символ способен отвести от женщины всякую беду, направить ее на позитивные устремления. В тандеме с ней часто выступает Славец – свастичный солярный символ, помогающий оберегать женское здоровье. Славяне знали, что Огневица усиливает действие энергетических потоков обережных символов, которые находятся рядом с ней.

Вышитый символ ОгневицаВышитая подушечка с символом Огневица

 

Стрибожич

Стрибожич направляет свою энергию созидания на защиту от стихий (ураган, метель, шторм, засуха и другие). Оберег давал неприкосновенность всему Роду и хозяйству Рода. Любили этот символ и моряки. Они вырезали знаки на плавательных судах, и Стрибожич дарил им хорошую погоду. Почитали его земледельцы и хлеборобы. Вышитый на рабочей одежде, узор призывал прохладный ветер в жаркий полуденный зной. Существует мнение, что лопасти ветряных мельниц строили в соответствии с расположением лепестков символа. Это позволяло использовать энергию ветра наиболее эффективно.

Медальон СтрибожичМедальон Стрибожич

 

Огромное значение славяне придавали цветовой гамме. Красные лопасти знака – солнечная энергия, активность. Внутренне пространство белого цвета означает единение с Вселенскими небесами, то место, где берет начало энергия. Внешний синий цвет говорит о сакральности, высшей ступени духовного становления. Эту мудрость не дано постичь всем, она дается только избранным.

Вышивка СтрибожичВышивка Стрибожич в традиционных цветах

 

Спираль

Спираль – знак мудрости. Узор синего цвета означал сакральную мудрость. Орнамент, выполненный в других цветах, был оберегом от злых сил и сглаза. Славянские женщины любили вышивать спиральные образы на головных уборах.

Сама по себе спираль – древнейший символ Вселенной, ведь по этому принципу располагаются многие галактики. И человечество с древнейших времен развивается по спирали вверх.

Оберег спиральОберег спираль

 

Еще немного о символах

Постичь всю красоту обережных славянских символов возможно в том случае, если изучить их значения. Наблюдая узорную вышивку, рассматривая причудливые переплетения орнаментов, глаз теряет фокус, и картина становится «голографической». Внимание переключается между темными и светлыми знаками. Где темное – все земное, а светлое – небесный мир.

Славянские узорыКаждый узор таит в себе свое послание, читать которое нужно научиться

 

Желая расшифровать заложенный в узорах смысл, необходимо учитывать то, что в зависимости от расположения обережной символики на одежде меняется и ее трактовка. Славяне принимали трехчастное деление мира: Явь, Навь и мир, где отведено место человеку. Соответственно: горловина, плечи – это высший божественный свет, подол – Преисподняя, рукава – срединный человеческий мир.

Размещая один знак в разных мирах, он обретал и различные значения. Мужское и женское, свет и тьма, земля и небо, верх и низ – такие противоположности в итоге приводят к тому, что процесс движения, развития происходит непрерывно и вечно.

Мужская вышиванкаКогда-то каждый крестик и завиток нес в себе глубинный смысл

 

Древние славяне должны были соблюдать золотую середину, держать в балансе две стороны силы. Символы создавались и совершенствовались столетиями, они вобрали в себя особые сакральные смыслы, магию, труды предков. Это сильные защитные обереги, поэтому об их красоте и эстетике нужно судить в самую последнюю очередь. Очень долго мастера чтили каноны, по которым вышивался орнамент, ведали смыслом. Но к началу ХХ века многое растерялось.

Современные вышивальщицы уже не могут объяснить того, что ими вышито, но где-то в далеких глубинках еще живут древнейшие узоры и радуют своих почитателей. Еще живут люди, которые сознательно носят обережную одежду, вникая и постигая тайны прошлого.

Этническая вышивкаОдежда с этнической вышивкой славян постепенно возвращается в моду

 

Славянский костюм всегда вызывал восхищение у заморских купцов. Одеждой умело подчеркивали внешнюю и духовную красоту. Немалую роль играет ритм геометрических деталей. Познать истину, ощутить гармонию и великолепие возможно через творчество. Тем не менее, не стоит на бегу разглядывать загадочный орнамент. Для этого нужно особое настроение, духовный настрой, когда человек слышит свое сердце и готов идти по его зову.

 

ethnoboho.ru

значение узоров и орнаментов | Русские орнаменты и узоры

Друзья, приветствую!

Символы появились очень давно. Ведь, если посмотреть внимательно на древние знаки — у всех народов они почти одни и те же. Символы — это информация. В основе лежат сведения о строении Мира и процессах, происходящих в нём. Правильно применив символ — мы можем достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.

На данной странице будет размещаться сводная информация по значению символики русских узоров и орнаментов в виде таблицы с функцией поиска. Таблица будет обновляться символами и дополняться постоянно.Если с Вашей стороны будут какие-то дополнения — я их обязательно внесу.

№Узор (Символ)НазваниеЗначение
1АлатырьЗвезда Алатырь (Крест Сварога) Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Знак Алатырь - Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. Знак подходит как мужчине, так и женщине. На рушниках вышивают, когда посвящают их в Храмы, на жертвенные столики, Покутье - Символ Рода. В нем сокрыты все черты и резы (руны), сварги, круги, триглавы и двуглавы, ужи и другие священные знаки, ибо он - основа и конец. Все другие обереги лишь малые проявления его.
2 Берегиня (Рожаница)Берегиня - это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь-рожаница», «рожаница» породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.Берегиня – женский образ - защитница людей от всякого зла, добрая которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Богиня оберегает род (отсюда слова «оберегать», «обереги»), очищатет , оздоравливает родовые связи. Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие. Изображения Берегини – женские фигурки с поднятыми или опущенными руками вышивались как обережные знаки для благословения.
3Мировое дерево (Древо жизни)Мировое дерево, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности. Если женщина вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда и семья будет крепкой, и здоровье не покинет. Крона Мирового дерева достигает небес, а корни — преисподней. В кроне обитают боги и святые — (Богородица, Параскева), у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (“руне”) Змей. Образ объединяет вертикальные (от земли до небес), горизонтальные (дорога) — координаты и временные координаты ( загадка: «На дороге дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» - год -12 мес., месяц- 4 нед.) Образ Мирового дерева часто встречается в заговорах. Мировое дерево помещается в центре мира, на острове среди океана (“пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо (яблоня, береза, кипарис, явор). Мировое дерево — символ и атрибут Берегини, часто эти символы взаимозаменяемы. На ногах женских фигур размещался знак земли (ноги богини - как корни дерева, которые находятся в земле). Поэтому иногда Берегиню изображали и змееногой, (земля — место проживания Змея).
4Коловрат (Свастика) Коловрат (Свастика) — это символ Солнцеворота. Русское имя этого знака — «Ерга» или «Ярга». Один из наиболее почитаемых, древних языческих символов. Мощнейший обережный знак, который выражает единство Рода (Оси Мира — Неподвижного Центра Коловрата) и Родных Богов (движущихся сторон). Также Коловрат символизирует собой непрерывность Коловращения всего сущего, выраженного в идее Вечного Возрождения. У русских, и вообще у славян, этот знак был известен с незапамятных времен, использовался в качестве оберега в вышивке и домовой резьбе. Вариантов изображения - множество. Однако, по направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак летнего, светлого Солнца (солнца Яви) и знак зимнего, тёмного Солнца (солнца Нави). Движение по солнцу (Солнце Яви) – благотворная, созидательная Сила, против солнца (Солнце Нави) – разрушительная Сила. Правосторонняя свастика воспринимается как знак превосходства интуитивных сил над материей и управления энергией. Левосторонняя свастика, напротив, означает превосходство физических ,инстинктивных сил, торжество земной, материальной сущности вещей.
5Орепей (Арепей) Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки. Гребенчатый ромб, известный на территории Рязанского края под народным названием “орепей”, или “арепей”, (он же “репейник”, “дубок”, “колодец” в других местах), в звучании которого явственно пристуствует корень *ар, присутствующий в таких словах “арий”, “Арата”, “Аркона”. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с точкой внутри - символ "засеянной земли", то есть плодородия, в том числе женского. В зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством. В локтевой зоне как "предок". На подоле - как вход в потусторонний мир или также "предок".

rusorn.ru

Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты и их значения. Древнерусский орнамент, фото

Древнерусский орнамент - это одно из наиболее интересных явлений в мировой художественной культуре. На протяжении всего времени он видоизменялся и дополнялся. Несмотря на это, русский орнамент любого века считается одним из самых интересных. В нашей статье вы можете найти более подробную информацию не только о древнерусских клипартах, но и об орнаментах других народов.

Общая информация об орнаментах

Орнамент - это набор узоров и символов на том или ином предмете. При его нанесении, художники безусловно согласуют назначение предмета и сам рисунок, чтобы добиться положительного впечатления от зрителя. Вид древнерусского орнамента или любого другого узора может быть геометрическим, растительным, зооморфным и антропоморфным.

В древние времена люди считали, что определенные узоры и рисунки в орнаменте могут привлечь в их дом достаток, крепкое здоровье, помогут улучшить личную жизнь и принесут взаимопонимание в семью. Многие и сегодня верят в это. Также считается, что орнамент может показать душевное состояние художника на момент создания узора. Удивительно, но древнерусский орнамент наносился не только на бытовые предметы и одежду, но и на тело. Такой рисунок являлся оберегом. Орнамент перестали наносить на тело, после принятия христианства на Руси.

Считается, что история орнамента начинается с эпохи палеолита. Древние узоры позволяют нам выяснить, как жили наши предки. В наше время также есть люди, которые верят в магические свойства рисунков.древнерусский орнамент

Древнерусские магические рисунки

Древнерусский орнамент считается одним из лучших. Это не случайно, ведь он поражает современников своей красотой, уникальностью и некой магической силой, которую вложили в него наши предки. Стоит отметить, что древнерусские узоры были заимствованы у Византии и Кавказа. Со временем они видоизменились и уникализировались. Сегодня, древнерусский орнамент - это неповторимые узоры, которые вошли в достояние мирового искусства. Наиболее часто он использовался как оберег от злых духов, порчи и сглаза. Магические рисунки наносили на посуду, книги, бытовые предметы, одежду и стены дома. Стоит отметить, что значение некоторых символов в орнаменте до сих пор неизвестно.

Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты считаются наиболее утонченными и интересными. Они являются важной составляющей в развитии мирового искусства. Византийские орнаменты включают в себя эллинистические и восточные традиции. Они состоят из самых разнообразных мотивов. Характерным для византийского орнамента является большое количество узоров причудливой формы. Они имеют яркий и насыщенный окрас, который сохранился до наших дней.древнерусский орнамент значение

Благодаря арабскому и персидскому искусству в византийских орнаментах появились мифологические герои, такие как грифоны, драконы и другие. Стоит также отметить, что нередко в рисунках использовались не только фантастические, но и реальные животные и птицы. Как правило, в орнаментах они расположены внутри круга или любой другой геометрической фигуры.

Растительные мотивы в византийском орнаменте использовались редко и не отличались сложностью. Некоторые элементы не несли определенного подсмысла. Удивительно, но в краску для росписи византийцы добавляли медь, золото, ртуть. Благодаря этому они могли получить самые разнообразные и насыщенные оттенки, которые сохраняются на протяжении многих лет.

Грузинские орнаменты. Популярность в наши дни

Грузинские орнаменты мало чем отличаются от византийских или древнерусских. Как правило, в них преобладают геометрические мотивы. Все узоры и рисунки имеют необычайно насыщенный цвет. Наиболее часто грузинские орнаменты состоят из крестов и изогнутых линий.древнерусский орнамент фото

Сегодня в Грузии снова становятся необычайно популярными национальные костюмы с орнаментами. Их нередко создают дизайнеры. В наши дни особую популярность имеет девушка с Грузии, которая создает невероятные по красоте национальные головные уборы - кабалахи. Если раньше их носили только мужчины, то сейчас они часто используются и среди женского населения.

Вышитый орнамент

Наверняка каждый из нас видел древнерусский орнамент. Значение купола, который встречается на одежде прошлых веков, символизирует долгую или бесконечную жизнь. Под ним также могут быть расположены русалки. Согласно поверьям, такой вышитый рисунок благоприятно влияет на будущий урожай.вид древнерусского орнамента

Считается, что почти во всех вышитых орнаментах преобладает тема плодородия земли. Например, ромб является символом женского начала. Он считается своеобразным оберегом плодородия и чадородия. Ромб с крючками, вышитый на краях детской пеленки, символизирует зарождение жизни. Важно знать, что только в комплексе всех символов, расположенных на предмете, можно выяснить значение того или иного знака.

Самый распространенный древнерусский вышитый орнамент - Орепей. Это гребенчатый ромб, который является символом засеянной земли. В зависимости от расположения на одежде может иметь и другие значения. Например, если такой знак вышит на подоле, то он символизирует вход в потусторонний мир.

Спираль в древнерусских орнаментах

Почти каждого поражает своей красотой и загадочностью древнерусский орнамент. Фото, которые расположены в нашей статье, позволят оценить его уникальность самостоятельно.

Нередко в древнерусских орнаментах можно встретить спираль. Этот знак является не только распространенным, но и достаточно древним. Он символизирует развитие мира и его эволюцию. Это не случайно, ведь в нашей жизни достаточно часто встречаются спиральные формы. К ним можно отнести водоворот, смерч, ДНК и многое другое. Стоит отметить, что данный знак используется с эпохи палеолита. Наиболее часто, такой древнерусский орнамент наносили на украшения.

Спиральные знаки нередко использовали и в вышивке. В Новгороде женщины таким образом украшали свои головные уборы.

Крест

Крест - это один из наиболее древних знаков. Он символизирует две противоположности - женское и мужское начало. Именно этот знак встречается почти во всех культурах. В зависимости от изображения, символ может толковаться абсолютно по-разному.

Крест в круге - это символ жизни. Он также демонстрирует движение солнца по небесному пространству. Его начали изображать во времена верхнего палеолита. Особую популярность он получил в эпоху неолита и бронзового века.

Стоит отметить, что крест появился задолго до христианства. Он имитировал орудие для добычи огня. Со временем он стал символом небесного светила - солнца. Он также рассматривается, как знак бессмертия. У язычников крест был своеобразным оберегом, который защищал его владельца со всех четырех сторон. Его наносили на украшения, одежду и рисовали над входом в дом.древнерусские орнаменты и узоры

Свастика

Свастика использовалась абсолютно во всех уголках нашей земли. Ее рисовали на оружии, бытовых предметах и одежде. В древнерусских орнаментах свастика встречается необычайно часто. Она включает в себя почти все мотивы. Она символизирует движение жизни, счастье, достаток, благополучие и удачу. Помимо этого, она рассматривается как знак всей галактики.

Стоит отметить, что свастика делится на два подвида - левостороннюю и правостороннюю. В разных странах это играет немаловажную роль при трактовании ее значения. Например, в Китае вращение по часовой стрелке символизирует мужскую энергию, а против нее - женскую. В древнерусском орнаменте свастика использовалась как оберег. Ее вышивали на одежде и рисовали на стенах дома.

К сожалению, с прошлого века и до сегодня свастика наиболее часто ассоциируется с Адольфом Гитлером и идеологией нацизма. Стоит отметить, что из-за этого в некоторых странах этот знак является запрещенным.древнерусский орнамент вектор

Меандр

Древнерусские орнаменты и узоры нередко могут включать в себя меандр. Такой символ известен с эпохи неолита. Как правило, его используют как окантовку на предмете или ткани. Его достаточно просто отличить от других символов и узоров. Меандр состоит из прямых углов, которые создают непрерывную линию. Стоит отметить, что нередко в него включена и свастика.

Меандр вышивали на подоле одежды и использовали его в мозаиках и фресках. Он является важным символом в развитии геометрического орнамента. В Древней Греции он символизировал бесконечность. Наиболее часто такой символ встречается в Индии. Такой узор нередко был включен в древнерусский орнамент вектор.древнерусские орнаменты и узоры значения

Грифоны в византийском орнаменте

В Византии на предметах нередко изображали грифонов. Это мифологическое существо, которое имеет крылья, туловище льва и голову орла. В Византийской культуре они появились вследствие влияния восточной культуры. Как правило, его изображали на блюдцах, серебряных чашках, фресках, мозаиках и шелковых тканях. Он символизирует покровительство человеку и является своеобразным оберегом. Стоит отметить, что в христианской иконописи запада грифон - это воплощение сатаны.

Население Византии считало, что грифон - это неусыпный страж. Именно по этой причине его часто изображали на доспехах, на стенах домов и кухонной утвари.

Подводим итоги

Орнаменты присутствовали в культуре всех народов. Наши предки считали, что такие рисунки имели магические свойства. По их мнению, различные узоры могли принести в дом достаток, взаимопонимание или плодородие земли. Некоторые так считают и сегодня. Абсолютно каждого завораживают своей красотой грузинские, византийские, а также древнерусские орнаменты и узоры. Значения символов, которые расположены в нашей статье, позволят вам выяснить, какие рисунки наши предки считали магическими.

fb.ru

Славянские орнаменты: сверхъестественные обереги

В минувшие века вышивка для крестьян никогда не была просто украшением. Наоборот, славянские орнаменты считались мощным магическим инструментом, способным создать порядок из хаоса. Чтобы жизнь складывалась по желаемому сценарию, человек должен был обладать сверхъестественным изображением, как бы уменьшенной «моделью» благополучия. Эту роль и выполняли элементы вышивки на одежде или тканых предметах быта, выполненные собственноручно либо самыми близкими людьми.

Конечно, изделия делались не просто так, а по строго соблюдаемым канонам. При вышивке мотивов требовалось не только точное исполнение элемента, но и качество стежков, одинаково красивых с лицевой и изнаночной стороны, без узелков. От этого магическая сила изделия многократно увеличивалась и образовывала ровное и прочное энергетическое поле вокруг владельца.

Разные символы славян имели отличное друг от друга значение по тематике. Каждый элемент орнамента выполнял определенную функцию: защиты от болезней, помощи в духовных поисках, сохранения семьи и т. д.

Например, в Свердловской области любимым было принято вышивать что-нибудь с таким символом:славянские орнаменты

Он означает «Единство и гармония мужского и женского начал», служит для укрепления любви и семейных уз. А женский оберег «Благословение Матери-Земли и предков» (Тверская область) выглядит так:

символы славян

Эти славянские орнаменты на одежде даровали женщине веру в то, что у нее будет много здоровых, сильных и умных детей, а молодость ее долго не увянет.

«Благословение Солнцем зерен в поле» (Пермский край) современниками может трактоваться как оберег для успешного бизнеса и успеха в учебе, освоения новых знаний:

варежки с орнаментом

Есть еще одна интерпретация этого символа - «Священный союз Солнца и Земли». Наши предки верили, что этот орнамент гарантирует обильный урожай.

В Ярославской области легкую занавеску над колыбелью, одежду детей и подростков нередко украшала такая вышивка:

славянские орнаменты

Называется она «Благословение семи стихий»: огня, воды, земли, воздуха, материи, духа и разума. Служила для охраны деток от всех напастей.

«Истинная любовь» - это уже свадебный талисман из Пермского края:

символы славян

Славянские орнаменты, на которых вышиты S-образные фигурки, изображают пары белых лебедей. А красные мотивы между ними образуют повторяющиеся символы Матери-Земли. Они благословляют пару, даруют защиту от любого вреда, настоящую и вечную любовь, основанную на дружбе, уважении и заботе.

Ритуальная вышивка для будущих мам «Здоровая беременность и счастливое материнство» из Пермского края выглядит так:

варежки с орнаментом

Это словно графическое заклинание для здоровой беременности и легких родов – благословение Матери-Земли для роженицы и младенца.

В компьютеризированную эпоху нарядов с подобной вышивкой не встретишь, разве что зимой на ребенке можно увидеть варежки с орнаментом. И все-таки древнее искусство вышивки языческих символов не ушло в небытие, оно активно возрождается. Славянские орнаменты привлекают не только своей красотой, до сих пор жива вера в их магическую силу. Это, конечно, хорошо, значит, выжило народное творчество. А новая волна интереса к знаниям наших предков непременно воскресит символическое искусство.

fb.ru

Орнамент Древней греции - Орнамент

penrose30 029 1Искусство Древней Греции проникнуто верой в красоту и величие свободного человека. Греческое искусство поражает гармоническим совершенством, духом жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Древнегреческое орнаментальное искусство развивалось в основном в двух направлениях: вазописи и архитектурном декоре. При этом по вазописи можно проследить во всех подробностях историю развития греческой орнаментики; архитектура как бы подхватывает и продолжает эту историю, в то же время демонстрируя полихромные особенности греческого орнамента. В конце XIII в. до н.э. дорийские племена, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, завоевали Эгейский мир.Меандры Будучи в культурном отношении примитивными по сравнению с побежденными — носителями высокорафинированной цивилизации, дорийцы совершенно по-детски смогли воспользоваться плодами этой цивилизации. Так называемый прото - геометрический стиль отразил период первоначального становления художественного образа мира в греческой вазописи. Это был декор в виде элементарных универсальных мотивов, волнообразных и концентрических кругов.Вазы геометрического стиля являют собой следующий, уже более декоративизированный уровень греческой орнаментики с расчленением росписи на множество ярусов. В верхних, «небесных» ярусах среди прочих элементов мы видим ряды ланей —у древних народов они были связаны с образом неба, солнца и в данном случае, выражали символику вечного круговорота бытия.Но главный элемент росписи здесь - «водный» зигзаг, который в геометрическом стиле, преодолевшем эгейские влияния, показывался уже не плавной линией, а острыми шевронами. Зигзаги часто находятся в сюжетной части росписи, и вполне очевидно, что художники подразумевали под ними струи ниспадающей на землю небесной воды.

Но главную роль в росписи играет линейный меандр, охватывающий тело ваз сплошными поясами. Меандр — производная усложненная форма зигзага, которая, как мы уже упоминали, в отличие от зигзага , постепенно теряет свою космогоническую символику и воспринимается уже в виде символа воды. В египетском варианте меандр использовался не в линейных, а исключительно в сетчатых композициях, в то время как линейный меандр ринято считать специфическим именно для греческой культуры. Что касается линейного орнамента, который для греческого декора становится ведущим, то он также приобретает в древнегреческой вазописи новое качество, получившее дальнейшее и совершенное развитие в классике.

 

Древнегреческий орнамент. Меандры.

Вместо однообразного чередования меандров, ромбов, треугольников, отражающих наиболее древние представления о постоянной обновляемости мира, здесь под влиянием Востока возникает композиция из двух чередующихся элементов, что является отображением наиболее развитых мифологических представлений. Вместо меандра позже ведущее место займет пальметта, которая обогатится у Греков новым дополнением: наметившиеся еще в Египте волюты, почти утратившиеся в Месопотамии,меандр означает образ воды, непрерывно движущейся, и на вазах это движение охватывает весь Космос, все бытие.

Греки не восприняли спираль как главный выразитель идеи движения. Спираль они позже преобразовали в статичный мотив концентрических кругов. Идею движения греки выражали в орнаментике иначе — с помощью линейного меандра. Идея движения, выраженная греками Меандром, высказана Гераклитом: «все течет, все изменяется».Древнегреческая вазопись. Геометрический орнамент В архаический период (VI в. до н.э.) орнамент греческой вазописи переживает свой высокий подъем, происходит освоение восточного влияния и выработка собственного, совершенно уникального почерка греческой орнаментики. Вот знаменитая «ваза Франсуа» , в декоре которой еще сохраняется древняя ярусная традиция росписи. В нижнем ярусе мы видим мотив трехчастной композиции, который помогает нам понять происхождение одного из наиболее характерных элементов греческого вазописного декора из пальметт. Обычно этот элемент располагается между сюжетными полями, как правило, в верхней части вазы, над сюжетом. Данный элемент — не что иное, как сильно стилизованный на греческий манер ассиро-вавилонский мотив Древа. На «вазе Франсуа» центральная его часть образована композицией из вертикально-симметрично расположенных пальметт, хорошо знакомых нам по орнаментике Месопотамии. С двух торон симметрично же примыкают фигуры, напоминающие египетский «джед», увенчанный цветком лотоса. Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Формы орнамента варьируются и комбинируются до бесконечности. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Уже то¬гда в греческую вазопись проникает Геральдическая идея, пока ещё на уровне геометрического стиля в качестве принципа построения композиции. Эта композиция связана с особенностями характера дорийцев, черты геральдичности, выделения центра в качестве главной, организующей величины, символически вытекающие из их космологических представлений, ддальше будут культивироваться, как черты ярко выраженного социально организующего центра, что особенно свойственно военизированным цивилизациям, каковыми и были сирийцы, дорийцы, а позднее римляне. Ваза Франсуа

Пальметты теперь преобразуются в изящные тонкие завитки — мотив стилизованных виноградных усиков: они превратят громоздкую вавилонскую пальметту в нечто стройное и грациозное.Для более позднего периода существования великого искусства греческой вазописи, характерно превращение самих сюжетных композиций в декоративную роспись, утратившую глубокую содержательность высокой классики. В корне меняется и стилистика орнаментальной части; это уже не орнамент с четко выраженной композицией, а, по – сути свободная декоративная роспись, порядок расположения элементов определяется лишь в самых общих чертах, вся композиция обнаруживает явное стремление к асимметричности. Чрезвычайно характерны при этом формы апулийских ваз. Многие вазы имеютАпулийская ваза асимметричные, «биологические» формы с текучими линиями В формообразовании, и в тенденции развития декора явственно прослеживается направленность, аналогичная исканиям стиля «модерн»: стремление к асимметрии; преобладание ползучих, змеевидных и хаотических ритмов. Ткани Древней Греции обладали Высокими декоративными качествами Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстянные шпалерные ткани, на одной из которых изображен ор¬на¬мент из уток, плавающие по пурпурному морю. Здесь, благодаря тонким цветовым переходам, мастер добился рельефного эффекта. Встречаются также ткани с геометрическим орнаментом – полосы, точки, четырехугольники, шашечки и цветочки. При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый; одни ткани имели пурпурную кайму, другие – участки, затканные золотом или вышитые орнаментом из звезд, фигур животных.В период расцвета греческой культуры в декоративно – прикладном искусстве преобладали четыре цвета: белый, желтый, красный, черный. Были распространены также зеленый, синий и серый. Белой краской служил рыхлый глинистый известняк с острова Мелоса и мел, черной — сажа. Желтой краской была окрашенная лимонитом глина, добываемая в рудниках Аттики, а популярной красной краской считался глинозем. Очень любили греки и огненно-красный миниум, встречающийся в природе в естественном виде, который считался священным. Из зеленых красок использовались аттическая и малахитовая зелень. Применялось и несколько синих цветов: темно-синий, ярко-синий, а также три небесно-голубых цвета. Самым чистым и красивым был египетский голубой, за ним следовали скифский и кипрский. По степени популярности цвета у греков располагались в такой последовательности: красный, желтый, синий, зеленый. В Греции применялся и пурпурный цвет, ставший затем излюбленным у римлян. По описанию Плиния, пурпурную краску получали из пурпуровых улиток. Упоминание пурпурного цвета впервые встречается у Гомера: «окрашенная в пурпур ночь», «пурпурная смерть».Цветовой круг АристотеляЦвета у древних греков всегда имели особое значение, так, например, шафранно-желтый использовался только для праздничной одежды, огненно-красный - для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов - для одежды гетер. Вообще, цвет, как абстрактная характеристика появился очень поздно, только к началу нашей эры, и развивался очень медленно, цвета добавлялись очень постепенно. Синий выделился одним из последних. Понимание цвета было в Древней Греции довольно необычно для современного человека, приученного к радуге: это было понятие перехода от "яркого" (предельный случай) к белому и дальше к черному. Особником всегда стоял красный цвет - единственный абстракный и чистый цвет (кроме белого и черного), который описал Гомер. Остальные гомеровские цвета - это или просто определения (винно-красное море) или аналогии (цвета травы). Синий в этом восприятии стоял перед черным, сливался с "темным" и серым. Назвать "синей" яркую звезду было совершенно невозможно.Другой важной особенностью была связь цвета с «одухотворенностью»: все героическое - яркое и белое, все обыденное - темное. Кровь - часто не красная, а "темная", черная и даже ... синяя! А небо (дневное, не утреннее) иногда красное.Если в Египетском искусстве цвет является средством выражения божественной и земной власти, и поэтому наполняется абстрактным содержанием, то в Греческом искусстве цвет служит для передачи разнообразных явлений действительности, и получает самые широкие права. В архитектуре и скульптуре применяются глубокие насыщенные цвета. Высоко развивается искусство стенописи, его описания сохранили для нас античные авторы. Упоминания об архитектурной полихромии, о цвете скульптуры и колористическом строе живописи встречаются не толь¬ко у Гомера, но и у Аристотеля, Плиния, Плутарха . Имен¬но в Древней Греции, Аристотель разработал первую известную теорию цвета. Он предположил, что Бог ниспослал цвета с небес, как небесные лучи. Он выделил четыре цвета, соответствующие четыре элемента: земля, огонь, ветер и вода.В Архитектуре Древней Греции основополагающую роль играла конструкция. Декор был сосредоточен в верхней части на уровне капители, в которой колонна реализует свою основную мировоззренческую предназначенность, символизируя связь Неба и земли. Своеобразие греческого архитектурного декора—в его недоступных вазописи пластических возможностях, в ряде случаев — цветовых. Это был яркий, звучный колорит, построенный, как я уже упоминалось ранее, на сочетанияхАрхитектура древней Греции. Капительчистых тонов — красного, синего, зеленого, золота, черного, контрастирующих с белоснежной мраморной поверхностью.В архитектурном декоре Древней Греции встречается своеобразный орнамент в виде двойной линейной плетенки, который изображался на керамических деталях, украшавших здания. Этот орнамент — результат органичного слияния двух мотивов: линейной цепочки-спирали, аналогичный вариант которой хорошо известен по ассирийскому мотиву распускающегося цветка. Этот орнамент имеет характерный для греческого декора горизонтально-линейный вид, в результате чего мотив волюты, «рождающей» цветок, оказался перевернутым набок. Мы можем наблюдать несколько этапов из¬ме¬не¬ния исходного образа: мотив распускающегося цветка, «рождающего» солнце (лотоса, лилии), трансформируется в пальметту и затем — в декоративный мотив раковины. Сравнивая египетский, ассиро- вавилонский и греческий орнаменты, легко увидеть, что во всех трех случаях набор самих элементов вполне оди¬на¬ков. Но если египетский декор блистает необычайным разнообразием вариантов этих элементов, то ассиро- вавилонская орнаментика выбрала толь¬ко са¬мые выразительные мотивы, а греческий орнамент блистает идеальной отточенностью форм и композиций.Архитектура древней Греции. Колонны Орнамент Древней Греции смог в наиболее полном и законченном виде художественно выразить главную идею греческой культуры, ставшей великим и драгоценным даром для всего человечества: идею гармонии, которая в виде эстетического идеала отразила в себе смысл всех достижений греческой цивилизации — ее общественного, политического и нравственного развития, ее религии и философии. Причем если орнаментика Месопотамии, осваивая египетские традиции, делает главный акцент на мотивы, поскольку сама ритмика в ней носила довольно примитивный характер, то в греческом орнаменте главным сокровищем является именно выработанная здесь гармония ритма и мотива, т.е. органичное единство его формы и содержания. Для следующего этапа античной культуры - Рима именно этот вид орнаментики станет базовым. Например, в зооморфном орнаменте образы свирепых хищников, нападающих, рвущих добычу, угрожающих, совершенно меняют свой характер.Позы их становятся заторможенными и ленивыми, оскалы напоминают зевки , когтистые лапы поднимаются нехотя. Если в искусстве Месопотамии мы видели перерождение образов животных из охранителей Древа в свирепых хищников, сражающихся с богами и героями, то в Греции произошло преобразование этих персонажей в некие нейтральные по характеру элементы, делающие декор еще более сложным и насыщенным, разрушая его знаковую условность своим реалистическим видом. Это преобразование подготовило почву для новой жизни подобных образов уже в лоне римского орнамента. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Без фундамента, который был заложен Грецией, не было бы и современной Европы.Элементы древнегреческой архитектуры по сей день используются для украшения современных зданий. Ни один другой народ в истории не обогатил культурную сокровищницу человечества таким огромным количеством шедевров и плодотворных идей.

Ещё почитать:

ornament.rode.land

Греческий орнамент — как нарисовать меандр

Меандр (греч. μαίανδρος) – популярный орнамент, дошедший до нашего времени из Древней Греции. Основа классического меандра— непрерывная линия, ломаная под прямым углом. Однако, существуют и более сложные виды меандра, образующие собой солярные символы, изгибающиеся под разными углами, и даже скругленные. Мы рассмотрим их в этой статье и представим схемы, которые помогут разобраться с рисованием греческих орнаментов.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

История

Само слово «меандр» произошло от названия реки Большой Мендерес (с турецкого menderes — «излучина, изгиб»), расположенной в западной части Малой Азии. В древние времена река имела название Меандр, а примечательна она тем, что её русло имеет большое количество изгибов. 

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Однако, древние греки не были бы древними греками, если бы и на этот случай у них не нашёлся хороший миф :)  

Опуская сложные родственные связи, эта история такова. Древнее пророчество гласило, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен был родиться сын, который обретет невиданную силу и свергнет отца. Но так случилось, что в эту прекрасную морскую нимфу влюбился царь Пилеас, простой смертный. Боги рассудили, что отдадут ему в жёны Фетиду, если он сможет удержать её в борьбе и тем самым победить. Пилеас подстерег богиню в гроте, бросился на неё и обхватил своими могучими руками с помощью хитроумного захвата. То львицей, то змеёй оборачивалась нимфа, но Пилеас не отпустил её, победил и она стала его женой. 

В археологическом музее Берлина хранится древний сосуд, найденный при раскопках, на котором явно виден меандр в форме захвата рук греческого героя вокруг стана богини:

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Символика, применение и виды орнамента

В Греции меандры украшали архитектурные сооружения, глиняные сосуды и чаши, элементы одежды и другие предметы быта. Этот популярный греческий орнамент переходами одного элемента в другой символизирует собой вечность, бесконечное течение жизни, смену поколений.

Самый простой меандр — это единая, бесконечная лента, изгибающаяся под прямыми углами.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Двойной меандр — усложнённый вид орнамента. В узоре, образованном из двойных меандров, наблюдается вплетение свастики, символа солнца. Это является отражением связи человеческого и божественного начал, влияния сверхъестественных сил на течение жизни. 

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Иногда орнамент усложняется ещё сильнее, когда между линиями меандра появляются другие декоративные элементы: прямоугольники или квадраты.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

В конце XVIII —начале XIX века античные греческие узоры и орнаменты приобрели большую популярность в Западной Европе и оказали большое влияние на становление классицизма. В современное время устойчивая геометрическая конструкция меандра также навевает мысли о классике. Очень популярен этот орнамент в интерьерах, особенно в качестве окантовки и декоративного бордюра.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Встречаются меандры и в качестве интересных дизайнерских решений для предметов мебели.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Не обошла использование греческих орнаментов и мода: в ювелирных украшениях, одежде и обуви нередко можно встретить знакомые переплетения лент.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Схемы рисования меандров

1-7. Простейшие формы. Основой настоящего меандра является изменение направления. Линия поворачивает сперва внутрь, а затем выходит наружу. Но в самых примитивных виды меандра, в них ещё незамкнутые линии, формы «крючков». 

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

8-13. Также виды «ложных» меандр, так как они только тоже ведут лишь в одну сторону.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

 14-16. Примеры истинных меандр с закрытыми извилинами.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

17-18. Истинные меандры замкнутого типа.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

С первого взгляда на этот греческий орнамент, кажется, что всё очень просто. Однако, при попытках нарисовать несколько элементов подряд без должной подготовки, можно легко сбиться. Рассмотрим отдельный элемент простого меандра.

1. Рисуем прямой угол, образованный двумя одинаковыми по длине линиями. 2. Спускаемся вниз. Следующая линия, образующая прямой угол по длине составляет 2/3 от предыдущей линии. 3. Следующие три линии, уводящие меандр внутрь, снова относятся к предыдущей как два к трём. 4. Линия, выводящая узор наружу, соответствует длине линии в пункте 2. 5. Последняя линия, завершающая элемент, равна по длине линии в пункте 1. 6. Затем повторяем элемент необходимое количество раз!

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Попробуйте использовать античные орнаменты в своём творчестве! Будет ли это рисование, или роспись, повторяющиеся элементы могут выгодно подчеркнуть края изделия и придать изделию классический строгий вид. Начните с простых узоров, затем пробуйте усложнять декор. 

Удачи вам в творчестве!

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Как нарисовать греческий орнамент? Рисуем меандр.

Автор — Чингиз Абашев.

www.tairtd.ru


Смотрите также