Древнейшая цивилизация Ирана. Элам. Древний иран элам
Древний Иран Элам
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004
Раздел
ВОСТОК
Глава IX.
Иран и Средняя Азия в древности
9.2. Древнейшая цивилизация Ирана. Элам
К государственности на территории Ирана первыми перешли племена страны Элам, чьими крупнейшими центрами были Сузы на западе, в долине Керхе, и Анчан на востоке (современный Тепе-Мальян в Фарсе). Завершающий импульс государствообразованию у эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие колонию в Сузах. В это время эламиты овладели письмом, а изгнав шумеров, создали собственное государство, быстро подчинившее почти все Иранское нагорье (нач. III тыс. до н. э.).
Внешние владения эламитами были утрачены уже через несколько веков, но собственное этнополитическое единство и государственность они удержали на тысячелетия. Элам представлял собой федерацию нескольких владений, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Столицей обычно являлись Сузы. Постоянными противниками Элама были государства Месопотамии, причем если могущественные общемесопотамские империи (державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы) быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в эпохи хозяйственного и политического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.
Основными ячейками эламского общества были большесемейные общины с коллективным землевладением и землепользованием, постепенно распадавшиеся с выделением мелких частных хозяйств. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства. Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей — жадными до месопотамских богатств грабителями-горцами.
К сер. III тыс. до н. э. процессы государствообразования охватили всю территорию Ирана, и он оказался покрыт десятками номовых царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг с другом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидской общности). В совокупности все эти царства образовали особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между соседними такими же ойкуменами — месопотамской и индской; эти три мира составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине — второй половине III тыс. до н. э.
Из этнополитических образований Ирана той эпохи помимо Элама следует упомянуть Аратту в центральном Иране, известную своими контактами с Шумером, особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники т.н. «астрабадской бронзы» (предположительно это были племена каспиев, по которым еще в глубокой древности получило свое имя Каспийское море), племенные объединения кутиев и луллубеев в горах Загроса, могущественное царство Варахше в Юго-Восточном Иране, контролировавшее все территории между Эламом и зоной Индской цивилизации, и, наконец, область археологической традиции Анау — Намазги на северо-востоке Ирана (страна Харали в месопотамских источниках). Территории, лежавшие далее на восток, входили в орбиту культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.
В XXIII в. до н. э. западная и южная часть древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись натиску Аккадской державы и временами признавали ее верховное владычество. Держава III династии Ура в XXI в. до н. э. ценой многократных военных походов установила временный контроль над западно-центральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны привел к гибели саму Урскую державу. Эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен ее последнего царя Ибби-суэна (2003 г. до н. э.). Ок. 1775-1765 гг. до н. э., при царе Сивепалархухпаке, Элам, вмешавшись в междоусобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество над почти всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским. В это время эламиты проникли и за Евфрат: объединенная эламо-месопотамская армия под командованием эламского династа Кутир-Лагамара совершила туда вылазку вплоть до Заиорданья (воспоминание о которой уцелело в Библии, Быт.14). Однако уже в 1764 г. до н. э. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.
В XVIII-XVII вв. до н. э. древнейшая ойкумена Ирана была разрушена массовым переселением индоевропейцев-ариев (индо-иранцев) и вызванными их натиском цепными смещениями самого иранского населения; эта же цепь переселений погубила, на своем излете, Индскую цивилизацию. Тогда была полностью уничтожена североиранская культурная общность «астрабадской бронзы»; бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (середина — третья четверть II тыс. до н. э.) привела к тому, что из старых царств уцелел один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана пришельцы-арии частично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные местности, где они в качестве племенных реликтов существовали еще много столетий до окончательной иранизации.
Элам в конце II тыс. до н. э. переживает новую пору расцвета: в конце XIII в. успешно вторгается в касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н. э. совершенно опустошает и частично оккупирует ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок. 1205-1075 гг. до н. э.). В это время он в наибольшей степени приближается к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I так разгромить эламитов у Дера (ок. 1115 г. до н. э.), что Элам на триста лет исчезает из месопотамских источников, а к середине XI в. до н. э. вновь распадается.
Новое общеэламское царство возникло только ок. сер. VIII в. до н. э. и никогда не могло вполне преодолеть раздробленность страны. Его внешняя история представляет собой почти непрерывные войны с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, протекали в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. — катастрофически для Элама. В итоге ок. середины VII в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны — Анчан, а в 644 г. Элам был временно аннексирован Ассирией. Затем, в пору кризиса Ассирии, ок.624 г. до н.э., Эламское царство было восстановлено, однако вскоре должно было признать верховную власть мидян, затем потеряло под ударами Навуходоносора II Вавилонского Сузиану, а в 549 г. до н. э. было превращено Киром Великим в сатрапию Персидской державы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности. Иранизация эламитов, однако, произошла не ранее рубежа эр, а остатки их сохраняли родной язык вплоть до X в.н. э.
alpan365.ru
Древнейшая цивилизация Ирана. Элам
В IV–IIIтыс. до н. э. территория Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям – дравидам долины Инда. К государственности первыми из них перешли племена страныЭлам, занимавшейюго-западИрана (это укоренившееся в науке имя ей дали месопотамцы в подражание эламскому самоназванию «Халтемпт» – «Страна Бога»). Крупнейшими центрами Элама были Сузы на западе, в долине реки Керхе, и Анчан на востоке (современныйТепе-Мальянв Фарсе).
Завершающий импульс государствообразованию эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие в Сузах колонию, которая стала центром распространения культуры и политического опыта Месопотамии в Эламе. В это время эламиты овладели письмом, а с уходом шумеров создали собственное государство, быстро подчинившее почти все Иранское плато. Основными центрами государства стали его колонии, известные по эламским административным документам начала III тыс. до н. э. Внешние владения эламиты утратили уже че-
рез несколько веков, но собственное этнополитиче-
ское единство и государственность удержали на тысячелетия.
Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств,то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Откуда бы ни вышла правящая династия, столицей Элама обычно являлись Сузы – крупнейший город Элама, лежавший в наиболее плодородной части страны
иконтролировавший пути из Элама в Месопотамию. В фазах прочного объединения эламиты обычно покоряли обширные внутренние районы Ирана, а иногда
изначительную часть Месопотамии; в фазах распада страна приходила в упадок, теряла все завоевания и прекращала активную внешнеполитическую деятельность.
Постоянными геополитическими противниками Эла-
ма были государства Месопотамии. Причем если могущественные месопотамские империи, такие как державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы, быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в периоды хозяйственного
иполитического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.
Для Элама были характерны архаические обычаи
родоплеменной древности, в частности, соправитель-
ства-троевластия,браков с сестрами илевирата –
наследования братом умершему брату с одновременной женитьбой на вдове покойного. Основными ячейками общества являлись большесемейные общины
сколлективным землевладением и землепользованием. Однако постепенно они распадались на мелкие частные хозяйства. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства. Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей – жадными до месопотамских богатств граби- телями-горцами.
Ксередине III тыс. до н. э. процессы государствообразования охватили всю территорию Ирана, и она оказалась покрытой десятками «номовых» царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг
сдругом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидскойобщности). В совокупности все эти образования представляли особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между аналогичными «соседними» ойкуменами – месопотамской и индской, и добившуюся экономического процветания благодаря этому посредничеству и высокому уровню производящего хозяйства. Эти три мира – месопотамский, иранский и индийский – и составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине –2-йполовине III тыс. до н. э.
Из этнополитических образований Ирана той эпо-
хи, помимо Элама, следует упомянуть Аратту в Центральном Иране, а также известную своими контактами с Шумером особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники так назывемойастрабадской бронзы. Предположительно это были племенакаспиев, от которых еще в глубокой древности получило свое название Каспийское море. Кроме того, в горах Загроса жили племенные объединениякутиев илуллубеев, вЮго-ВосточномИране возникло могущественное царствоВарахше, контролировавшее все территории между Эламом и зоной Индской цивилизации, а на се-веро-востокеИрана существовала обширная культурная область Анау –Намазги (странаХарали в месопотамских источниках). Территории, лежавшие далее на восток, входили в сферу культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.
В XXIII в. до н. э. западная и южная части этой древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись военному натиску Аккадской державы и временами признавали верховное владычество ее царей, от Саргона до Нарамсуэна. Однако прочной власти над этими территориями аккадские цари так и не добились. Держава III династии Ура в XXI в. до н. э. ценой многократных воен-
ных походов установила временный контроль над за-
падноцентральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны уничтожил Урскую державу: эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен последнего царя Ура Иббисуэна (2003 г. до н. э.).
Около 1775–1765гг. до н. э. при цареСивепалархухпаке Элам, вмешавшись в усобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество почти над всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским. В это время эламитов стали призывать на помощь друг против друга уже и сирийские князья. Объединеннаяэламо-месопотам-ская армия под командованием эламского династаКу- тир-Лагамара совершила вылазку в Восточное Средиземноморье вплоть до Заиорданья (воспоминание об этом сохранились в Библии, Быт. 14). Однако этот высший взлет эламской мощи оказался эфемерным. В 1764 г. до н. э. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.
В XVIII–XVIIвв. до н. э. древнейшая цивилизованная ойкумена Ирана перестала существовать в результате массового переселенияиндоевропейцев-ариев(индоиранцев) и вызванных их натиском цепных смещений самого аборигенного населения. Эта же цепь переселений погубила на своем излете Индскую цивили-
зацию. Тогда была полностью уничтожена североиран-
ская культурная общность «астрабадской бронзы», бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Сохранились только окраинные государства прежнего Ирана – загросские «номовые» княжества, Элам и Варахше. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (сер. – 3-ячетв. II тыс. до н. э.) привела к тому, что и из них уцелел только один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана при-шельцы-ариичастично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные и малоплодородные местности, где они в качестве племенных реликтов просуществовали еще много столетий. Так, еще в середине I тыс. до н. э. Белуджистан был заселен родственными дравидам аборигенами, известными греческим историкам как «азиатские эфиопы».
Элам в конце II тыс. до н. э. переживал новую пору расцвета, связанную с тем, что в стране на время было установлено единодержавие и единонаследие царей вместо привычного соправительства. В конце XIII в. до н. э. Элам совершал успешные набеги на Касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н. э. совершенно опустошил и частично оккупировал ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок. 1205–1075гг. до н. э., в том числеШу-
трук-Наххунте, 1185–1145 гг. до н. э., Кутир-Наххунте
III,1145–1140гг. до н. э. иШилхак-Иншушинаке,1140–
1120 гг. до н. э.). В это время экспансия Элама дости-
гла своего апогея, а сам он в наибольшей степени приблизился к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I разбить эламитов близ Дера (ок. 1115 г. до н. э.) и так разгромить Элам, что это государство на 300 лет исчезло из месопотамских источников.
К середине XI в. до н. э. Эламское царство распа-
лось. Новое общеэламское царство, династия которо-
го возводила себя к Шутрукидам, но при этом восстановила режим троевластия, было создано только около середины VIII в. до н. э. и никогда не могло полностью преодолеть раздробленность страны. Его внешнеполитическая история – история непрерывных войн с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, шли в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. – катастрофически для Элама. Внутренняя история изобиловала смутами, дворцовыми переворотами и соперничеством соправителей. В итоге около середины VII в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны – Анчан, а в 644 г. до н. э. Элам был временно аннексирован Ассирией.
Персидский данник из Элама. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)
В IV-III тыс. до н.э. территория древнего Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям - дравидам долины Инда. К государственности среди них первыми перешли племена занимавшей юго-запад Ирана страны Элам (это укоренившееся в науке имя ей дали месопотамцы в подражание эламскому самоназванию «Хал-темпт», «Страна Бога»). Крупнейшими центрами Элама были Сузы на западе, в долине Керхе, и Анчан на востоке (современный Тепе-Мальян в Фарсе).
Иран на карте, где раньше существовала древнейшая цивилизация Элам
Государствообразование Элама
Завершающий импульс государствообразованию у эламитов дали шумеры, в IV тыс. подчинившие Сузиану и основавшие в Сузах колонию послужившую центром распространения культуры и политического опыта Месопотамии в Эламе. В это время эламиты овладели письмом, а с уходом шумеров создали собственное государство, быстро подчинившее почти все иранское плато, выводившее в основные его центры собственные колонии, известные по находкам эламских административных документов (начало III тыс. до н.э.).
Внешние владения эламиты утратили уже через несколько веков, но собственное этнополитическое единство и государственность удержали на тысячелетия. Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств, то объединявшуюся под властью династии того или иного из них, то вновь распадавшуюся.
Откуда бы ни вышла правящая династия, столицей Элама обычно являлись Сузы - крупнейший город Элама, лежавший в наиболее плодородной части страны и контролировавший пути из Элама в Месопотамию. В фазах прочного объединения эламиты обычно покоряли обширные внутренние районы, а иногда и значительную часть Месопотамии; в фазах распада страна приходила в упадок, теряла все завоевания и прекращала внешнеполитическую активность.
Сузы, на карте - крупнейший город и столица Элама
Постоянными геополитическими противниками Элама были государства Месопотамии, причем если могущественные общемесопотамские империи (державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы) быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в эпохи хозяйственного и политического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.
Сохранение архаических обычаев
Для Элама было характерно сохранение архаических обычаев родоплеменной древности - в частности, соправительства-троевластия, браков с сестрами и левирата (наследование братом умершему брату с одновременной женитьбой на вдове покойного) в царской династии.
Видео: Самые древние государства. Элам.
Основными ячейками общества были большесемейные общины с коллективным землевладением и землепользованием, постепенно распадавшиеся с выделением мелких частных хозяйств. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства. Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей - жадными до месопотамских богатств грабителями-горцами.
Этнополитические образования Ирана
К середине III тыс. процессы государствообразования охватили всю территорию, и она оказалась покрыта десятками «номовых» царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг с другом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидской общности).
В совокупности все эти образования образовывали особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между аналогичными ойкуменами, соседящими с ней - месопотамской и индской, и добившуюся экономического процветания благодаря этому посредничеству и высокому уровню производящего хозяйства; эти три мира - месопотамский, иранский и индийский - и составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине - второй половине III тыс. до н.э.
Из этнополитических образований Ирана той эпохи, помимо Элама, следует упомянуть Аратту в центральном Иране, известную своими контактами с Шумером особую этнокультурную общность на севере, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники т.н. «астрабадской бронзы» (предположительно это были племена каспиев, по которым еще в глубокой древности получило свое имя Каспийское море), племенные объединения кутиев и луллубеев в горах Загроса, могущественное царство Варахше в Юго-Восточном Иране, контролировавшее все территории между Эламом и зоной индской цивилизации, и, наконец, культурную область Анау-Намазги на северо-востоке (страна Харали месопотамских источников). Т
ерритории, лежавшие далее на восток, входили в орбиту культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.
Натиск Аккадской державы
В XXIII в. до н.э. западная и южная часть этой древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись военному натиску Аккадской державы и временами признавали верховное владычество ее царей, от Саргона до Нарамсуэна.
Однако прочной власти над этими территориями аккадские цари так и не добились. Держава III династии Ура в XXI в. ценой многократных военных походов установила временный контроль над западноцентральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и, после ожесточенной войны, привел к гибели саму урскую державу: эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен ее последнего царя Ибби-суэна (2003 г.). Ок. 1775-1765 гг., при царе Сивепалархухпаке Элам, вмешавшись в усобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество над почти всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским; в это время эламитов стали призывать на помощь друг против друга уже и сирийские князья, и, действительно, объединенная эламо-месопотамская армия под командованием эламского династа Кутир-Лагамара совершила вылазку в Восточное Средиземноморье вплоть до Заиорданья (воспоминание об этом уцелело в Библии, Быт.14).
Однако этот высший взлет эламской мощи оказался эфемерным: в 1764 г. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.
Массовые переселения индоевропейцев-ариев
В XVIII-XVII вв. до н.э. древнейшая цивилизованная ойкумена Ирана Элам была разрушена массовым переселением индоевропейцев-ариев (индоиранцев) и вызванными их натиском цепными смещениями самого иранского населения ; эта же цепь переселений погубила, на своем излете, Индскую цивилизацию. Тогда была полностью уничтожена североиранская культурная общность «астрабадской бронзы»; бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Сохранились только окраинные, западные и южные государства прежнего Ирана - загросские «номовые» княжества, Элам и Варахше.
Вторая волна индоиранского расселения в регионе (середина - третья четверть II тыс.) привела к тому, что и из них уцелел только один Элам. Прочих неиндоевропейцев пришельцы-арии частично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные и малоплодородные местности, где они в качестве племенных реликтов просуществовали еще много столетий до окончательной иранизации (так, еще в середине I тыс. Белуджистан был заселен родственными дравидам аборигенами, известными греческим историкам как «азиатские эфиопы»).
Видео: Иран - страна Ариев
Расцвет Элама
Элам в конце II тыс. переживает новую пору расцвета, связанную с тем, что в стране на время было установлено единодержавие и единонаследие царей вместо привычного соправительства.
В конце XIII в. Элам совершает успешные набеги на касситскую Вавилонию, а в середине XII в. совершенно опустошает и частично оккупирует ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок.1205-1075 г., в т.ч. Шутрук-Наххунте, 1185-1145, Кутир-Наххунте III, 1145-1140, и Шилхак-Иншушинаке, 1140-1120).
В это время экспансия Элама достигает апогея, а сам он в наибольшей степени приближается к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I разбить эламитов при Дере (ок.1115) и так разгромить Элам, что он на триста лет исчезает из месопотамских источников; к сер. XI в. среднеэламское царство распалось. Новое общеэламское царство, династия которого возводила себя к Шутрукидам, но при этом восстановила режим троевластия, было создано только ок. сер. VII в. и никогда не могло вполне преодолеть раздробленность страны.
Его внешняя история представляет собой почти непрерывные войны с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, протекали в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 - катастрофически для Элама; внутренняя же изобиловала смутами, дворцовыми переворотами и соперничеством соправителей. В итоге ок. сер. VII в. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны - Анчан, а в 644 Элам был временно аннексирован Ассирией.
В период ослабления и кризиса Ассирии ок.624 Эламское царство было восстановлено, однако вскоре должно было признать верховную власть мидян, в кон.590-х потеряло под ударами Навуходоносора II Вавилонского Сузиану, а в 549 г. было превращено Киром Великим в сатрапию Персидской державы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности. Тем не менее иранизация основной массы эламитов произошла не ранее рубежа эр, а остаток их удерживал родной язык вплоть до X в. нашей эры (иранизированными потомками эламитов являются современные горцы Юго-Западного Ирана - бахтиары и луры).
Видео: Неизвестная Планета. Неизвестный Иран
Интересные материалы:
Конфуцианство Китайские пирамиды
nlo-mir.ru
Древний Иран
Государство Элам. Общая характеристика
Первые поселки земледельцев появляются на территории Западного Ирана еще в $VIII – VI$ тысячелетиях до н.э., благодаря благоприятным климатическим условиям. Впоследствии они расселяются по всей территории Иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие богатых рудных месторождений дает толчок к развитию ремесла. Оседлые общины, уже на раннем этапе своего развития, а именно в $VI$ тысячелетии до н.э., изготавливали из меди проколки, булавки, бусы. Производили разнообразную глиняную посуду, богато украшенную росписью.
Замечание 1
Первыми к складыванию государственности пришли племена юго-запада, обитавшие в долине рек Каруна и Керхи, в месте под названием Сузиана. Название государства в историческую литературу пришло из вавилонских документов, где его именовали Элам («страна Бога»).
Уже к $IV$ тысячелетию у эламитов активно развивается земледелие: выращивались обильные урожаи ячменя, фруктов. К $III$ тысячелетию до н.э. жители осваивают плужное земледелие. Создаются крупные поселения, окруженные глинобитными стенами. В это время большого прогресса достигает ремесло: появляется гончарный круг, отливаются медные топоры, цилиндрические печати с изображениями храмовых построек, что говорит о развитии монументальной архитектуры в этот период.
К началу $III$ тысячелетия до н.э. можно говорить о становлении нового государственного образования Элам и возникновении Эламской цивилизации. Толчком послужило завоевание этой территории шумерами и распространение их обычаев и культуры на территорию Юго-западного, центрального, восточного и юго-восточного Ирана. Столицей страны стали Сузы. И это не удивительно. Сузы находились в долине рек Каруна и Керхи, в месте пересечения важнейших торговых путей, связывающих Элам с Месопотамией, Северным и Восточным Ираном. Помимо Суз, существовал еще один значительный экономический и культурный центр – Анчан (Аншан), современный Тепе-Мальян, который, в некоторые исторические периоды становился центром государства.
Рисунок 1.
Элам представлял собой федерацию нескольких княжеств, то объединявшуюся в единое государство, то вновь распадавшуюся на части. Когда происходило объединение земель, эламиты обычно покоряли всю территорию древнего Ирана, иногда, им удавалось захватить и Месопотамию. В период распада, страна приходила в упадок и теряла все завоеванные позиции в регионе.
История Элама неразрывно связано с историей Двуречья. Шумер и Аккад первое время были вынуждены защищать свои территории от нашествий воинственных племен. Ситуация меняется в первой половине $II$ тысячелетия, когда Элам оказался в прямой политической зависимости от Аккадского царства и вынужден был платить ему дань. Большинство документов этого периода были составлены на аккадском языке. Только в начале $XXII$ века до н. э Элам обрел независимость. Но свобода оказалась недолгой. Вскоре из горных районов Загроса на эти земли пришли племена кутиев, которые снова подчинили себе часть государства. Так просуществовал Элам до начала $XX$ в. до н. э, когда он снова попал под власть Двуречья. В это время шумеры завоевывают плотные позиции в регионе и даже посылают к управлению своих наместников. Только в конце $XXI$ века до н.э., пользуясь смутами в Месопотамии и свержением правителя династии Ура, Элам вновь получил самостоятельность и даже, вторгшись в Месопотамию, обосновался в южной части долины Двуречья – Ларсе. Но в $XVI$ веке до н.э., царю Хаммурапи удалось объединить Месопотамские земли, и снова покорить эламитов.
Только в $1180$ году, вражеское войско было изгнано, а эламский царь Шутрук-Наххунте I совершил поход, на бывшего завоевателя разграбив его города. Шутрук-Наххунте I увез в Сузы богатую добычу. Среди награбленного была и стела со знаменитыми законами царя Хамураппи.
Расцвет эламского государства произошел через $30$ лет после похода и пришелся на $1150$ год. Вавилония была завоевана, а власть Элама в Иране простиралась до берегов Персидского залива на юге до области современного города Хамадан на севере. Эта гегемония продлилась недолго. Уже в $1115$ году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор I наносит сокрушительное поражение эламским войскам, обложив его данью на три столетия.
Другим серьезным врагом стала Ассирия, проводившая завоевательные походы на территории Вавилона и Ирана. Первый раз в крупном сражении с ними встретился ассирийский царь Саргон II. Эламо-вавилонские войска нанесли крупное поражение неприятелю. Так и не завоевав юго-западный Иран, Саргон вынужден был отступить. Крупный поход против Элама совершил царь Ассирии Синахериб. Но и он вернулся ни с чем в Ниневию.
Синахериб не сдался и попытался снова провести завоевание непокорной территории, но потерпел поражение. Свободолюбивые иранские племена не хотели сдаваться агрессору. Эта борьба длилась до $645$ года до.н.э. и закончилась только при Ашшурбанипале, который наконец смог добиться полного уничтожения войск векового врага Ассирии. Так заканчивается история государства. Одно время свою власть на этой территории восстановил Вавилон, потом, ненадолго ее переняли индийские княжества и наконец, в $549$ году до н.э. он был захвачен персами, и независимость больше не восстановил.
Замечание 2
Таким образом, Элам в течение веков не только сопротивлялся множеству сильных врагов, но даже нередко проводил завоевательные походы государств Месопотамии. Это было сильное и могущественное государство, которое уступило лишь подавляющим военным силам наиболее могущественной ассирийской армии.
Система государственной власти
Уже в $III — II$ тысячелетиях до н. э в Эламе была выработана собственная система государственной организации, которая выглядела следующим образом:
Суккалмах («великий посланец») - верховный правитель страны. Он находился в столице государства – Сузах.
Суккал («посланец») - заместитель суккалмаха. Обычно им становился младший брат царя. Он проживал в резиденции в Симашки, на востоке Элама, а после смерти правителя занимал престол в Сузах.
Царь города Сузы, управлял столицей. Он мог стать суккалом в случае смерти последнего.
«Отцы» - управляли мелкими областями и подчинялись непосредственно суккалмаху. Как правило, ими становились племянники царя со стороны сестры.
Для царских семей Элама были характерны кровно-родственные браки и левират (женитьба на вдове брата). По законам Элама левиратный брак давал право на престол младшему после смерти старшего брата.
К $XV$ веку до н.э., в период расцвета государства, система суккалов прекращает свое существование. В Эламе начинался процесс формирования централизованной монархии. Установление единонаследия вытесняет привычное со-правительство.
Общественные отношения
В хозяйственной и политической жизни государства ясно прослеживалось влияние Вавилона. Например, в Эламе действовали законы царя Хаммурапи. Но, были и свои особенности.
В $III$ тысячелетии до н.э. основной ячейкой общества оставалась большесемейная община с коллективным землепользованием. Управление находилось в руках старейшин и народного собрания. Распад общинного хозяйства, расслоение общества, образование частных хозяйств и использование рабского труда появляется в начале $II$ тысячелетия до н.э. В это время происходит процесс выделения земельной знати, активно накапливающую некогда общинную собственность в своих руках. Начинается процесс расслоения общества на богатых и бедных и образования классов. Особняком от общинных и частновладельческих земель стоят дворцовые и храмовые хозяйства, которые также были держателями крупных наделов и ремесленных мастерских, где использовался рабский труд военнопленных и разорившихся ремесленников. Эти институции активно занимались торговлей и ростовщичеством.
Замечание 3
Интересно, что в Эламе на этапе уже сложившегося классового общества существовали пережитки матриархата. Зафиксированы случаи, когда женщины были единоличными владелицами земельных участков. Дочь получала одинаковую с сыновьями долю наследства. Женщина также могла быть и истцом и ответчиком в суде, а один из эламских правителей, ввиду отсутствия сыновей назначил свою мать правительницей Суз.
Культура Элама
Элам был всегда одним из центров самобытной культуры Средней Азии. Об этом говорят, найденные при раскопках в Сузах и Теппе-Муссиане образцы орнаментированной керамики. В основном, ремесленники воспроизводили изображения мифических животных: крылатых львов, грифонов, демонов. Не менее распространены были и бытовые сцены охоты, сбора урожая, занятий ремеслом.
Здесь были развиты обработка камня и ткацкое дело. Существовало собственное пиктографическое письмо, которое употреблялось на протяжении $400$ лет. Оно состояло из $150$ основных знаков, которые могли передавать в себе целые слова и даже понятия. Во второй половине $III$ тысячелетия появляется эламское линейное слоговое письмо, состоящее из $80$ знаков. На нем записывали хозяйственные, политические и религиозные тексты. Однако оно просуществовало недолго и уже к $XXIII$ в. до н. э. было заменено шумеро-аккадской клинописью. Ей пользовались вплоть до $V$ века до н.э., а затем перешли на арамейское письмо.
Посвятительная надпись эламского царя Кутик-Иншушинака в честь бога Иншушинака, выполненная эламским линейным словесно-слоговым письмом. $XXIII$ в. до н.э.
Рисунок 2. Посвятительная надпись эламского царя Кутик-Иншушинака в честь бога Иншушинака, выполненная эламским линейным словесно-слоговым письмом. XXIII в. до н.э.
Замечание 4
Главное место в жизни любого жителя древнего мира занимала религия. Эламиты не были исключением. Религиозным центром страны считалась столица – Сузы. В Эламском пантеоне, по данным источников насчитывается около $37$ божеств. Жители страны поклонялись главным образом, матери богов Пинекир («Великая богиня»). За ней следовал культ бога подземного мира и покровителя Суз Иншушинака. Также почитался бог солнца и справедливости Наххуте - создатель дня.
Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние в обществе. Конечно, культура не могла не отражать и влияние завоевателей: Ассирии и Вавилона. Статуи например, изготавливались в месопотамских традициях круглой скульптуры.
В $XIII – XII$ веках, с экономическим и политическим расцветом, происходит и культурный подъем. Образцом монументальной архитектуры этого периода является зиккурат в городе Дур-Унташ, расположившийся недалеко от Суз. Это культовое сооружение достигает в высоту $42$ метров, и состоит из четырех этажей. Вход охраняли золотые и серебряные изваяния львов, быков и грифонов. Зиккурат в городе Дур-Унташ, построенный эламским царем Унташ-Напиришой. $XIII$ в. до н.э.
Рисунок 3. Зиккурат в городе Дур-Унташ, построенный эламским царем Унташ-Напиришой. XIII в. до н.э.
Элам был не единственным государственным образованием на территории Ирана в $III$ тысячелетии до н.э. К этому времени уже существовали десятки «номовых» царств. Самые крупные из них: Аратта, известная по своим контактам с Шумером, Сиалк и Гиссар, находившиеся на севере Ирана. Нам они знакомы по памятникам «астрабадской бронзы». На юго-востоке расположилось царство Варахше, на северо востоке Аму-Намазги.
spravochnick.ru
Древнейшая цивилизация Ирана. Элам
В IV–IIIтыс. до н. э. территория Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям – дравидам долины Инда. К государственности первыми из них перешли племена страныЭлам, занимавшейюго-западИрана (это укоренившееся в науке имя ей дали месопотамцы в подражание эламскому самоназванию «Халтемпт» – «Страна Бога»). Крупнейшими центрами Элама были Сузы на западе, в долине реки Керхе, и Анчан на востоке (современныйТепе-Мальянв Фарсе).
Завершающий импульс государствообразованию эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие в Сузах колонию, которая стала центром распространения культуры и политического опыта Месопотамии в Эламе. В это время эламиты овладели письмом, а с уходом шумеров создали собственное государство, быстро подчинившее почти все Иранское плато. Основными центрами государства стали его колонии, известные по эламским административным документам начала III тыс. до н. э. Внешние владения эламиты утратили уже че-
рез несколько веков, но собственное этнополитиче-
ское единство и государственность удержали на тысячелетия.
Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств,то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Откуда бы ни вышла правящая династия, столицей Элама обычно являлись Сузы – крупнейший город Элама, лежавший в наиболее плодородной части страны
иконтролировавший пути из Элама в Месопотамию. В фазах прочного объединения эламиты обычно покоряли обширные внутренние районы Ирана, а иногда
изначительную часть Месопотамии; в фазах распада страна приходила в упадок, теряла все завоевания и прекращала активную внешнеполитическую деятельность.
Постоянными геополитическими противниками Эла-
ма были государства Месопотамии. Причем если могущественные месопотамские империи, такие как державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы, быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в периоды хозяйственного
иполитического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.
Для Элама были характерны архаические обычаи
родоплеменной древности, в частности, соправитель-
ства-троевластия,браков с сестрами илевирата –
наследования братом умершему брату с одновременной женитьбой на вдове покойного. Основными ячейками общества являлись большесемейные общины
сколлективным землевладением и землепользованием. Однако постепенно они распадались на мелкие частные хозяйства. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства. Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей – жадными до месопотамских богатств граби- телями-горцами.
Ксередине III тыс. до н. э. процессы государствообразования охватили всю территорию Ирана, и она оказалась покрытой десятками «номовых» царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг
сдругом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидскойобщности). В совокупности все эти образования представляли особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между аналогичными «соседними» ойкуменами – месопотамской и индской, и добившуюся экономического процветания благодаря этому посредничеству и высокому уровню производящего хозяйства. Эти три мира – месопотамский, иранский и индийский – и составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине –2-йполовине III тыс. до н. э.
Из этнополитических образований Ирана той эпо-
хи, помимо Элама, следует упомянуть Аратту в Центральном Иране, а также известную своими контактами с Шумером особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники так назывемойастрабадской бронзы. Предположительно это были племенакаспиев, от которых еще в глубокой древности получило свое название Каспийское море. Кроме того, в горах Загроса жили племенные объединениякутиев илуллубеев, вЮго-ВосточномИране возникло могущественное царствоВарахше, контролировавшее все территории между Эламом и зоной Индской цивилизации, а на се-веро-востокеИрана существовала обширная культурная область Анау –Намазги (странаХарали в месопотамских источниках). Территории, лежавшие далее на восток, входили в сферу культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.
В XXIII в. до н. э. западная и южная части этой древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись военному натиску Аккадской державы и временами признавали верховное владычество ее царей, от Саргона до Нарамсуэна. Однако прочной власти над этими территориями аккадские цари так и не добились. Держава III династии Ура в XXI в. до н. э. ценой многократных воен-
ных походов установила временный контроль над за-
падноцентральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны уничтожил Урскую державу: эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен последнего царя Ура Иббисуэна (2003 г. до н. э.).
Около 1775–1765гг. до н. э. при цареСивепалархухпаке Элам, вмешавшись в усобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество почти над всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским. В это время эламитов стали призывать на помощь друг против друга уже и сирийские князья. Объединеннаяэламо-месопотам-ская армия под командованием эламского династаКу- тир-Лагамара совершила вылазку в Восточное Средиземноморье вплоть до Заиорданья (воспоминание об этом сохранились в Библии, Быт. 14). Однако этот высший взлет эламской мощи оказался эфемерным. В 1764 г. до н. э. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.
В XVIII–XVIIвв. до н. э. древнейшая цивилизованная ойкумена Ирана перестала существовать в результате массового переселенияиндоевропейцев-ариев(индоиранцев) и вызванных их натиском цепных смещений самого аборигенного населения. Эта же цепь переселений погубила на своем излете Индскую цивили-
зацию. Тогда была полностью уничтожена североиран-
ская культурная общность «астрабадской бронзы», бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Сохранились только окраинные государства прежнего Ирана – загросские «номовые» княжества, Элам и Варахше. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (сер. – 3-ячетв. II тыс. до н. э.) привела к тому, что и из них уцелел только один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана при-шельцы-ариичастично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные и малоплодородные местности, где они в качестве племенных реликтов просуществовали еще много столетий. Так, еще в середине I тыс. до н. э. Белуджистан был заселен родственными дравидам аборигенами, известными греческим историкам как «азиатские эфиопы».
Элам в конце II тыс. до н. э. переживал новую пору расцвета, связанную с тем, что в стране на время было установлено единодержавие и единонаследие царей вместо привычного соправительства. В конце XIII в. до н. э. Элам совершал успешные набеги на Касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н. э. совершенно опустошил и частично оккупировал ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок. 1205–1075гг. до н. э., в том числеШу-
трук-Наххунте, 1185–1145 гг. до н. э., Кутир-Наххунте
III,1145–1140гг. до н. э. иШилхак-Иншушинаке,1140–
1120 гг. до н. э.). В это время экспансия Элама дости-
гла своего апогея, а сам он в наибольшей степени приблизился к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I разбить эламитов близ Дера (ок. 1115 г. до н. э.) и так разгромить Элам, что это государство на 300 лет исчезло из месопотамских источников.
К середине XI в. до н. э. Эламское царство распа-
лось. Новое общеэламское царство, династия которо-
го возводила себя к Шутрукидам, но при этом восстановила режим троевластия, было создано только около середины VIII в. до н. э. и никогда не могло полностью преодолеть раздробленность страны. Его внешнеполитическая история – история непрерывных войн с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, шли в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. – катастрофически для Элама. Внутренняя история изобиловала смутами, дворцовыми переворотами и соперничеством соправителей. В итоге около середины VII в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны – Анчан, а в 644 г. до н. э. Элам был временно аннексирован Ассирией.
Персидский данник из Элама. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)
studfiles.net
Цивилизации Древнего Ирана. Элам и эламиты.
Иран – страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели еще в начале III тыс. до н. э. создали свою письменность и оригинальную культуру, которую затем и совершенствовали в течение многих тысячелетий.
Древнеиранские религии (зороастризм, зерванизм и манихейство) оказали значительное влияние на разработку философских воззрений античного мира и на возникновение эсхатологических учений в христианстве и исламе. Многие произведения древней и раннесредневековой иранской литературы были переведены на арабский, сирийский, армянский и другие языки, а затем – в эпоху Возрождения и позднее – дали сюжеты для литературных памятников Запада и Востока. Произведения искусства, созданные мастерами Древнего Ирана, прочно вошли в сокровищницу мировой культуры.
Исконным населением юго-западной части Ирана были эламиты, родственные, как полагают многие ученые, дравидийским племенам, жившим к востоку от них, в Белуджистане. В западных предгорьях Загроса и на территории северо-западного Ирана жили племена неиндоевропейского происхождения, в том числе хурриты, маннеи, луллубеи и др. На рубеже XII – XI вв. до н. э. на территории Западного Ирана стали селиться индийские и персидские племена, которые впоследствии заняли все Иранское нагорье и ассимилировали автохтонное население.
Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина – одна из древнейших областей земледельческой культуры. Уже на рубеже IV – III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло. Особенно значительного расцвета достигло гончарное дело. Горная часть Элама (совр. Бахтиарские горы) была богата строительным лесом и полезными ископаемыми (медь, свинец и др.). Основным занятием жителей горных районов было скотоводство.
В начале III тыс. до н. э. появились раннегосударственные объединения племен. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, расположенный на месте скрещения важнейших путей, соединявших Элам с Двуречьем, а также с Северным и Восточным Ираном. Кроме того, в Эламе существовали государства Аван, Аншан, Кимаш и Симаш.
Постепенно выработалась характерная система государственного управления, существовавшая с середины III до середины II тыс. до н. э. Наряду с верховным правителем, который носил титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, большую роль играл его заместитель, обычно младший брат и будущий преемник верховного правителя. Он назыв
history-club.livejournal.com
Древнейшая цивилизация Ирана. Элам. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]
Древнейшая цивилизация Ирана. Элам
К государственности на территории Ирана первыми перешли племена страны Элам, чьими крупнейшими центрами были Сузы на западе, в долине Керхе, и Анчан на востоке (современный Тепе-Мальян в Фарсе). Завершающий импульс государствообразованию у эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие колонию в Сузах. В это время эламиты овладели письмом, а изгнав шумеров, создали собственное государство, быстро подчинившее почти все Иранское нагорье (нач. III тыс. до н. э.).
Внешние владения эламитами были утрачены уже через несколько веков, но собственное этнополитическое единство и государственность они удержали на тысячелетия. Элам представлял собой федерацию нескольких владений, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Столицей обычно являлись Сузы. Постоянными противниками Элама были государства Месопотамии, причем если могущественные общемесопотамские империи (державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы) быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в эпохи хозяйственного и политического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.
Основными ячейками эламского общества были большесемейные общины с коллективным землевладением и землепользованием, постепенно распадавшиеся с выделением мелких частных хозяйств. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства. Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей – жадными до месопотамских богатств грабителями-горцами.
К сер. III тыс. до н. э. процессы государствообразования охватили всю территорию Ирана, и он оказался покрыт десятками номовых царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг с другом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидской общности). В совокупности все эти царства образовали особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между соседними такими же ойкуменами – месопотамской и индской; эти три мира составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине – второй половине III тыс. до н. э.
Из этнополитических образований Ирана той эпохи помимо Элама следует упомянуть Аратту в центральном Иране, известную своими контактами с Шумером, особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники т. н. «астрабадской бронзы» (предположительно это были племена каспиев, по которым еще в глубокой древности получило свое имя Каспийское море), племенные объединения кутиев и луллубеев в горах Загроса, могущественное царство Варахше в Юго-Восточном Иране, контролировавшее все территории между Эламом и зоной Индской цивилизации, и, наконец, область археологической традиции Анау – Намазги на северо-востоке Ирана (страна Харали в месопотамских источниках). Территории, лежавшие далее на восток, входили в орбиту культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.
В XXIII в. до н. э. западная и южная часть древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись натиску Аккадской державы и временами признавали ее верховное владычество. Держава III династии Ура в XXI в. до н. э. ценой многократных военных походов установила временный контроль над западно-центральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны привел к гибели саму Урскую державу. Эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен ее последнего царя Ибби-суэна (2003 г. до н. э.). Ок. 1775–1765 гг. до н. э., при царе Сивепалархухпаке, Элам, вмешавшись в междоусобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество над почти всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским. В это время эламиты проникли и за Евфрат: объединенная эламо-месопотамская армия под командованием эламского династа Кутир-Лагамара совершила туда вылазку вплоть до Заиорданья (воспоминание о которой уцелело в Библии, Быт. 14). Однако уже в 1764 г. до н. э. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.
В XVIII–XVII вв. до н. э. древнейшая ойкумена Ирана была разрушена массовым переселением индоевропейцев-ариев (индоиранцев) и вызванными их натиском цепными смещениями самого иранского населения; эта же цепь переселений погубила, на своем излете, Индскую цивилизацию. Тогда была полностью уничтожена североиранская культурная общность «астрабадской бронзы»; бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (середина – третья четверть II тыс. до н. э.) привела к тому, что из старых царств уцелел один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана пришельцы-арии частично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные местности, где они в качестве племенных реликтов существовали еще много столетий до окончательной иранизации.
Элам в конце II тыс. до н. э. переживает новую пору расцвета: в конце XIII в. успешно вторгается в касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н. э. совершенно опустошает и частично оккупирует ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок. 1205–1075 гг. до н. э.). В это время он в наибольшей степени приближается к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I так разгромить эламитов у Дера (ок. 1115 г. до н. э.), что Элам на триста лет исчезает из месопотамских источников, а к середине XI в. до н. э. вновь распадается.
Новое общеэламское царство возникло только ок. сер. VIII в. до н. э. и никогда не могло вполне преодолеть раздробленность страны. Его внешняя история представляет собой почти непрерывные войны с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, протекали в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. – катастрофически для Элама. В итоге ок. середины VII в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны – Анчан, а в 644 г. Элам был временно аннексирован Ассирией. Затем, в пору кризиса Ассирии, ок.624 г. до н. э., Эламское царство было восстановлено, однако вскоре должно было признать верховную власть мидян, затем потеряло под ударами Навуходоносора II Вавилонского Сузиану, а в 549 г. до н. э. было превращено Киром Великим в сатрапию Персидской державы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности. Иранизация эламитов, однако, произошла не ранее рубежа эр, а остатки их сохраняли родной язык вплоть до Х в. н. э.