Гардарика - страна Белых Столбов... Древнее государство гардарика
страна Белых Столбов... — Славянская культура
Сегодня поговорим о тех далёких-далёких временах, когда Доисторическую Русь называли - Страной Гардарикой... Современные учёные дают этому названию банальное объяснение - мол на Руси было много Городов, вот отсюда и такое название... НО... в тоже время, учёные и церковь, говорят НАМ, что на Руси жили Варвары не знавшие языка и не умевшие даже вразумительно говорить... в общем дикари... Очень интересно... Значит множество Городов строить могли, а говорить и уж тем более писать не могли!!! Но давайте разбираться по порядку.
ГАРДАРИКА – страна городов. Так Викинги называли Русь. Это название происходит от Древнерусского слова – Гардъ (Град, Город). Один неизвестный Баварский географ IX века писал о Руси так: «Уличи народ многочисленный, у них – 318 городов, Бужане имеют – 231 город, Волыняне – 70 городов, Северяне – 325... и так далее... список длинный».
Утверждения этого Западного анонима вполне согласуются с древними летописями, в которых есть подобные упоминания и про Уличей и про Тиверцев, есть особые упоминания о «Многих Гардарах» в Черниговских и Рязанских вотчинах (Русо-Арийские земли), что подтверждается и археологией.
Так всё же, что такое Гардар?
ГАРДАР – святилище родового огня, вместе со всеми постройками и обслугой. Гардар – это место Силы, где обитают Ардары (Русы). В буквальном смысле «ГАР-ДАР» – дарующий огонь. Родовой Гардар возводился в устье реки, где находилось место энергетической силы (Белый Столб), и где обязательно должен быть сильный родник, ведь каждый источник нёс в себе энергетический заряд «Белого Столба». В таком месте и ставился храм с деревянной шатровой крышей в виде трёхгранной пирамиды. Строение было не только местом поклонения огню, но и являлось духовным храмом Рода. В центре помещения ставился дубовый столб – служащий пальцом (от слова – Палить), для возжигания ритуального родового огня. Пол в помещении храма был сделан из белой глины.
Вокруг пальца в пол монтировали три магических кольца (Сутуги), возрастающие по диаметру от центра к периферии. Ближе к центру кольцо было – золотое, второе – серебряное, а наружное – медное. Это кольцо обладало неведомой силой, препятствующей достижению центра непосвящённым в тайны магии людям. Только жрицы огня Гарды могли входить в этот магический круг, дабы передать другим племенам возрождённый на пальце огонь воспылавший от «Зеницы Ока». Дарители оставляли свои подношения храму огня у таинственного круга первого внешнего кольца Сутуги, так как, не могли переступить через металлический обруч. Тело дарителя неожиданно начинало сотрясаться в конвульсиях, и он оставлял свой дар у входа, не смея перешагнуть через круг Сутуги.
Зачарованный неприступностью и таинством магического круга даритель лишь мог восхищаться и трепетать перед, стоящими внутри Сутуги, Жрецами посвящёнными Духа Огня. Во время сильной грозы зона «Белого Столба» становилась смертельно опасной, так как, излучала конусообразное свечение, а из-под пальца нередко вырывались шарообразные сгустки энергии, именуемые – РаСея (Свет Ра). Огонь в Родовом Гардаре обновлялся два раза в год – в период весеннего и осеннего равноденствия. Он добывался жрицей огня Гардой от Солнца при помощи «Зеницы Ока» (крупная собирающая линза из хрусталя). Солнце, ровно в полдень, через специальное отверстие в крыше храма, своими лучами попадало вовнутрь помещения, где Жрица преломляла его через Зениц на специально приготовленную кладь на пальце, под хоровое пение прислуги Гардара. Происходило возгорание топлива, повергавшее в трепет присутствующих представителей разных племён, которым впоследствии раздавались тлеющие угли от нового огня.
Огонь разносился по своим общинным столбам представительницами племён, жрицами-хранительницами Огня, которые именовались - Гарда. В повседневной жизни жрица огня носила «Зениц Ока» в специальной дорогой оправе на челе. Вновь образовавшимся племенам огонь дарили Несуны (Данки Гардара). Скончавшуюся жрицу огня Гарду укладывали в ёмкость, сделанную из глины и заливали раствором извести, затем этому саркофагу придавали форму раковины Грабы. Отсюда слово: Гроб. С наружной стороны Гроба вырубался текст, нёсший в себе сокровенные знания, полученные жрицей из Мира Духа (как Горечь познания Сути). Отсюда мифическое название Гроба – «Камень Бел-Горюч» (символизирующий горючие слёзы по усопшей). У Французов понятие «Garder» обозначает – хранить, оберегать. На Английском языке «Garden» – сад, огород. На Немецком языке «Garten» – сад, огород.
Исходя из высказанного, будет интересно рассмотреть несколько слов, которые имеют самое непосредственное отношение к Гардарам и Великой стране Гардарике:
ГАРДА – Жрица Священного Огня Гардара. На Французском языке «Garder» – хранить, беречь, следить, оберегать. На Английском языке «Guard» – охрана, защита, стража, караул.
ГАРАКА – взывание к Духу Предков, в лице Огня, которому поклонялся Род Расы Великой. В данном случае Священный Огонь является всего лишь маленькой частичкой Света Бога Ра (Солнца, как воплощения Духа Рода). У Иранцев «Гар» – взывать, кричать. У Алан «Гарун» – взывать, а «Гаронго» – обрядовый плач по покойнику, причитание. У Готов «Кара» – скорбь. У древних Скандинавов «Kara» – взывать к справедливости Богов. На Старонемецком языке «Kara» – причитание, а «Karon» – оплакивать. На Французском языке «Garer» – укрыть, спрятать, поместить под прикрытие. На Латыни «Garrio» – болтать, тараторить, нести вздор.
ГАРОНТЪ – древний старец, в котором ещё горит огонь Духа Творца. Как правило, словом «Гаронт» называли Старцев, проживших более 100 лет, и которые являлись Старейшинами Рода. Древние Греки под словом «Геронт» подразумевали – старцев, как самых знатных по происхождению людей, помогавших царю управлять страной. В Спарте Геронты – это члены Герузии, Совета Старейшин, который состоял из 28 знатнейших представителей Лакедемонянских родов (жителей Лаконии) под предводительством двух царей. Этот Совет составлял высшую власть в Спарте.
ГАРЮН – духовное лицо Русо-Арийской традиции, выполнявшее роль миссионера среди тёмных и серых племён. Гарюном становился провинившийся Жрец-Духовник, назначенный руководством Гардара отрабатывать свою провинность среди народов тёмных племён неся им учение Белой Расы. Эта работа была такой же сложной, как и опасной, ведь Гарюн, будучи в опале, не имел подле себя семьи и поддержки рода, а его единственный источник общения с родиной – это Вестун. Но Гарюн все же не забывался Родом, если он попадал в серьёзную беду, в его защиту или в качестве возмездия, приходили Карабы (воины ночи), как карающий мечь Белой Расы. Если Сила Слова Гарюна, для тёмных народов была не убедительной, то острый меч Воина-Караба убеждал оставшихся в живых тёмных в том, что противостоять Духу и Слову Белой Расы – очень опасно, ибо придёт карающий своей Яростью Бог, и воздаст всем по заслугам. Те же, кто поднимал свою неверную руку на Гарюна или на любого представителя Белой Расы – подлежал тайному и тотальному истреблению. После такого возмездия не утихали слухи о гневе Господнем. Но, вначале Вестун приходил к местному населению и сообщал о надвигающейся каре, что служило знаком к действию затаившимся там Сидням (разведчикам-деверсантам). После того, как Карающая Рука Рода Расы делала своё дело и пророчества Вестуна сбывались, высшая власть и воинство врага складывали оружие и подчинялись воле Арийских Богов.
ГАТАЛ – великий, величественный, великолепный. В Древнерусской традиции слово «Г-АТАЛ» обначает не просто нечто «Величественное» и «Великое», а имеет более конкретное определение – Бездонности Светлого Духа Огня, присущего Жрецам-Волхвам, почитающего Бога Агуна. Гатал – это Высшее посвящение в традиции поклонения Огню.
Ну и конечно же невозможно обойти хотя бы кратким вниманием древнейшую столицу Гардарики и древней Русо-Арийской Державы - Гелон.
ГЕЛОН – древнейший сакральный город Скифов-Сколотов, в Северном Причерноморье, который был сожжён царём Персов Дарием во время его неудачного похода в Скифию, в 513 году до нашей эры, и после которого он вернулся в Азию лишь с остатками своей гвардии. Город Гелон (Голунь, Гелиос) после этого был восстановлен в другом месте, и ещё долго являлся столицей Русколани (Рассеи). В переводе с Древнерусского слово «Г-ЕЛ-ОН» – это Место Духа Огня (в лице Бога Ра-Солнца), как Божественной Сути всего Рода Белой Расы. Проще говоря «ГЕЛОН» – это Солнечный Город. Ведь, по древним преданиям, в Гелоне был главный Храм Бога Агуны (Духа Огня).
Отец истории Геродот так описывал его: «Деревянный город Гелон находится в землях Будинов. Каждая сторона городской стена длиной в 30 стадий (6 км.). Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены так же дома и святилища. Там есть святилища Эллинских богов со статуями… После изгнания из торговых поселений Эллины осели среди Будинов. Говорят они частью на Скифском языке, а частью на Эллинском, однако у Будинов другой язык чем у Гелонов…».
Гелоны для Римлян «Geloni» – это Скифо-Сарматские племена, проживающие к Северу от Чёрного моря. На Латыни «Gelu» – мороз, стужа, снег, а «Gelum» – окоченеть от холода. Северные Гелоны, у Римлян, ещё назывались – Холодными Гетами. Это уже к вопросу о Гетах-Русских (Этруссках)...
http://www.proza.ru/2011/03/16/101
Древнеримский поэт Вергилий, в своих произведениях, упоминает о Гелонах, как о хороших лучниках: «И то Скифское племя не медлительное, когда возмёт свои колчаны с сильными стрелами…».
Вергилий не просто так пишет о Гелонских стрелах, ибо Римляне были великолепно осведомлены, какими искусными лучниками являлись Гелоны, помимо этого, хорошо владевшие и копьём. А вот Геты, остались в памяти Римлян, как отличные воины, владеющие мечом. На острове Сицилия, в городе Сиракузы, в V веке до нашей эры, правил тиран – Гелон. Почти все Римские и Древнегреческие авторы отождествляют Гелонов с Гетами, но при этом, всё же упоминая их по отдельности, как родственные, но отличающиеся по значимости друг от друга народы.
«Воинственный Марс первый не леностно гонит на страшный отряд своих Одрианских коней, которыми он обычно приводит в смятение Гелонов или Гетов…» (Клавдий Клавдиан).
Ульянов Юрий Александрович
На сайте ПРОЗА.ру данная статья была удалена модераторами...
Как и на сайте СТИХИ.ру статья "Артания - Русь Арийская"...
Похожие статьи:
История → В поисках библиотеки Грозного
История → Общинное устройство славянских племен
История → Куликовская битва и Куликово поле
Традиции → Обряды славян
История → Основание Москвы и Юрий Долгорукий
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Гардарики – «страна городов». Империя для русских
Гардарики – «страна городов»
Именно так – «страна городов» называли скандинавы еще языческую Русь. Изобилие богатых градов русских отмечали и византийские, и арабские купцы. В начале XII столетия православная Русь насчитывала около 400 городов. Крупнейший русский домонгольский город Киев насчитывал в период расцвета не меньше 50 тысяч жителей. Были и ««30-тысячники»: Новгород, Смоленск, Чернигов; многие города имели по 15–20 тысяч. Крупных городов на Руси было не намного меньше, чем во всей католической Европе, на деревенском Западе. Если согласиться с мнением демографов, оценивающих население домонгольской Руси в 6,5–7,5 миллионов, нетрудно видеть, что горожане составляли тогда 20–25 % всех русичей. Примерно как в конце Римской империи и намного больше, чем в любой стране средневековой Западной Европы.
В типичном католическом городе все население умещалось в городском соборе, вместимостью от 1 до 5 тысяч человек. В среднем западном городе часто имеется всего один собор, который строили веками, а достраивали уже в XIX в., когда достраивались и соборы крупнейших западноевропейских городов – Праги, Кельна, Флоренции. А нередко собор так и остался недостроенным. В крупном западном городе, например Ревеле, Риге, Кракове, Берлине, кроме собора стояла пара приходских церквей и пара монастырей – мужской и женский. А в равном по населению, но гораздо более просторном русском городе, приходские церкви были небольшие, но церквей были десятки. Даже в Париже в конце XII в., когда один из величайших королей Франции, Филипп II Август, который является для Франции тем же, чем для нас, русских, был гениальный Иван Калита, одновременно со строительством новых стен Парижа заложил собор Парижской Богоматери, то планировали, что он вместит всех парижан, живших в городе до его расширения великим королем. Собор действительно очень большой – он вмещает 10 тысяч человек.
Хотя население Парижа в новых стенах Филиппа II Августа стало в несколько раз больше, его укрепленная площадь была ненамного меньше Новгорода, а плотность заселения западных городов была, по крайней мере, вдвое выше, чем на Руси. Так что население Парижа сравнимо с населением Киева, превысив 50 тысяч. И храмов, как приходских, так и монастырских, в Париже было немало.
В Западной Европе пространство внутри города противопоставлялось миру вне города. Так же, как в древнегерманской традиции, восходящей к древнеарийской, земной мир – «митгард» противопоставляется подземному миру темных сил – «унгарду». Даже термины употребляются одни и те же: пространство внутри города, как и земной мир, именуется Митгардом, а мир вне городских стен, как и подземный мир темных духов – Унгардом. Но если на Западе город воспринимался только как Митгард, земной мир, то на Руси город был образом Асгарда – райской обители праведников, небесного Горнего Иерусалима, и не противостоял миру вне городских стен, а являлся его органическим продолжением, высшей точкой развития.
Западноевропейский средневековый город замкнут в «скорлупе» каменных стен, он обороняется не только и даже не столько от чужестранных врагов, сколько от собственного сеньора, запершегося в замке. В Риге или Ревеле замок противопоставлен городу, укрепления города и замка противостоят друг другу, как стоящие по разные стороны линии фронта.
Земля внутри периметра городских стен баснословно дорога, а дороже всего протяженность фасада вдоль улицы. Нередко бывал и такой фасад: дверь, рядом окно, а дальше уже следующее владение. В историческом центре Ревеля или Львова можно видеть остатки такой застройки: фасады домов плотно примыкают друг к другу. Выше второй этаж, который чуть-чуть нависает над первым, а третий – над вторым. Пешеходные улицы появились в наше время именно на Западе, ибо там бывают переулки шириной в три метра, по которым невозможно проехать на автомобиле, да и изначально можно было ездить или верхом, или на носилках. И вот картина европейского города: тесно, а посреди улицы сточная канава – и ходить надо с умом. Конечно, порядочный бюргер сначала выглядывает в окно, а уже затем выплескивает содержимое ночной посуды. Но ведь не все же порядочны…
Сейчас старые западноевропейские города выглядят как образцы чистоты и ухоженности, но такими они стали не так уж давно: до XVII в. уровень благоустройства на Западе был заметно ниже, чем на Руси, а в средние века нормой западного города была непролазная грязь – после дождей улицы превращались в болото, по которому было трудно передвигаться даже верхом на лошади. А пока Запад утопал в грязи, у нас на улицах издревле устраивали деревянные мостовые, многие ярусы которых найдены археологами и в Новгороде, и в Москве, и в других русских городах. А на обочине просто росла трава, по которой можно было ходить.
Хотя на Западе гораздо теплее, чем у нас, историческая граница между германцами и славянами (она же граница между ФРГ и бывшей ГДР, или восточная граница империи Карла Великого) проходит по отрицательной изотерме января, но у нас дети, а нередко и взрослые, ходили босиком до морозов, и не только в деревне, но и в городе. А на Западе было настолько грязно, что босиком ходить не стоило, и отличительным признаком «западного образа жизни» были тяжеленные деревянные башмаки.
Вообще, чистоплотность была распространена по периферии Европы, в отличие от Европы французской и немецкой. Даже в XVII в. великий итальянский архитектор Бернини называл французский двор «нечистоплотным и дурно пахнущим». Не случайно король был вынужден ввести моду на крепкие духи. А у нас было множество бань – и общественных, и частных. В деревнях бани были почти у всех. Стояли они обычно в стороне от двора, у реки. Да и в Москве, кроме общественных, бани были во всех зажиточных домах.
В русском городе плотность застройки была гораздо ниже, чем в западноевропейском. Потому немалая часть населения, кроме ремесла и торговли, занималась и огородничеством, и молочным скотоводством, и даже садоводством. Поутру скотину надо было выгонять на пастбище. Западноевропейские горожане держали свиней, нередко гусей, но там невозможно было держать молочную скотину, трудно выгонять за ворота в путанице улиц.
Замечательная исследовательница Г. В. Алферова в своей книге «Русский город», которую мы искренне всем рекомендуем, отмечает, что планировка наших городов была рассчитана на возможно более быстрый выезд за его пределы. Даже Москва в XVIII в. была окружена обширными выгонами. На окраине Москвы молочную скотину держали до середины XX в., по крайней мере, до разорения, затеянного Хрущевым. А курей держали и в Центре, в Замоскворечье.
Для русского города, в отличие от затесненного западного, характерна полностью усадебная застройка с приусадебным садом-огородом. Дома стоят в глубине участков, на улицах лишь храмы, лавки, мастерские. Во всех старых городах сохранились дома, стоящие не по красным линиям улиц, потому что построены до полицейского требования начала XIX в. строиться по ниточке красной линии.
Западный город отгораживался от сельской жизни и отворачивался от пейзажа, русский город органически перерастал в пригородные слободы, он был теснейшим образом связан с сельским хозяйством и поистине развернут лицом к природе. Умение вписать поселение в пейзаж, поставить наиболее выдающиеся здания в наивыгоднейших точках – отличительная особенность русской культуры.
Подобны русским были и другие города нашей восточно-христианской культуры: византийские, южнославянские. Даже чуть ли не полумиллионный Константинополь (Новый Рим) имел сплошную застройку только по своей главной улице – Меси, окруженной портиками, как в Пальмире, а большая часть города была застроена усадьбами, представляя собой настоящий город-сад. Не случайно наши древние предки перевели византийскую «Книгу эпарха» (градоначальника), назвав ее «Закон градский».
С Законом градским надолго приобрело силу «правило прозора» (от глагола «зреть»). Оно юридически реализовывало следующую норму: если вы имеете со своего участка прекрасный вид, а сосед застроил этот вид, то вы имеете право через суд добиться сноса его постройки. Это правило действовало веками и имело немалое градообразующее значение.
Русская страна городов, таким образом, была одним из мощных факторов русского развития, сохранявшего гармонию благоустроения места обитания со сбережением природы и теплоты человеческих отношений.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
"Гардарика", или ответ Вселенной | Карта Урала
Главной целью третьего дня нашего путешествия по уральской Европе (и финальной точкой всего первомайского маршрута) стало действующее славянское музей-поселение Гардарика.
Объект представляет собой реконструкцию поселения восточных славян IX–XII веков (новгородцев). Авторы и исполнители – семья из Челябинской области, отец и два сына. Главным энтузиастом и идеологом проекта выступил Александр Белоусов, которого, как и принято испокон веков на Руси, поддержали сыновья и невестки. Тщательно изучив уклад жизни и тонкости строительных технологий новгородцев, они своими силами и на свои средства возводят постройки, воссоздающие архитектуру и атмосферу древней Руси.
«Мы ломаем стереотип, что музей – это запыленные экспонаты, а история – это скучно! У нас вы узнаете, как мастерски умели строить свои жилища наши предки, ознакомитесь с вооружением древнерусского воина, услышите игру на гуслях, погреетесь у настоящей русской печи, попробуете ароматный сбитень и вкуснейший, только испеченный хлеб», — читаем на сайте обращение автора проекта Александра Белоусова. Заманчиво!
Сворачиваем с трассы М5 на грунтовую дорогу. Пара километров качественной уральской грязи – и мы у цели.«Гардарика» лежит среди огромного яблоневого сада. Название в переводе означает «страна городов» — так викинги называли северные русские земли. Никто точно не знает, где проходили границы северных славянских территорий – ученые расходятся в показаниях. Возможно, именно на этом месте князья располагались с дружинами на вечерний совет… Сейчас здесь запрещено ругаться матом, курить и употреблять спиртное.Александр встречает нас у околицы (выглядит он совершенно аутентично – и одежда, и осанка, и взгляд бывалого новгородского дружинника-защитника, каким рисует его воображение). Знакомимся. Курящие Саня и Слава делают последние затяжки – и ныряем в атмосферу древней славянской общины.
Околица – первый, самый дальний круг славянского поселения (всего их три), рассказывает Александр. Околицей называли изгородь вокруг деревни или у края деревни (в Гардарике это – обозначенная деревянным забором линия у границ яблоневого сада). Околица — граница не только для человека и домашней живности, но и незримая преграда. Враждебные человеку существа и силы не могут ее перейти.
Вторая граница славянских круговых поселений – частокол, защищающий непосредственно общинную и жилую зону.
Такие изгороди сооружали из глубоко вбитых в землю рядом друг с другом толстых бревен. Их концы обычно заострялись и для прочности обжигались на костре. Поднимаем глаза – и видим насаженные на острые бревна черепа коров и лошадей…
Мурашки по коже. А что делать? Надо же было поселенцам как-то отгонять злых духов (которые от такой картины либо испугаются, либо решат, что все животные уже умерли, и не зайдут в поселок). Частокол являлся границей, разделяющей мир человека и мир природы. Если внутри хозяином был человек, то снаружи правили духи.
Сохранить животных от мора было очень важно: от этого зависела жизнь целых территорий. Славяне верили, что черепа могут отогнать от скота болезни.
В центре поселения – третий круг, центральная площадь с очагом.
Здесь же навес для приготовления и приема пищи. Сын Александра, Павел, показывает нам, как древним славянам приходилось разводить огонь: с помощью огнива (кремнем выбивает искру), трута (который должен тлеть и дать возможность раздуть огонь из попавшей на него искры), бересты и пакли.
Непростая задача. Зато, когда огонь зажжен – на нем можно сварить настоящий сбитень: согревающий ароматный напиток по древнему рецепту.
Во главе восточно-славянских племен стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы (вспоминаем институты «военной демократии»). Ниже шли смерды, или мужи (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже челядь — члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в войске.
Александр, степенный хозяин и правитель, с гордостью показывает нам созданное (воссозданное?) собственными руками «государство»: жилые землянки и полуземлянки, построенные без единого гвоздя, сруб бани, лабаз…
Павел (сын Александра) организует для нас мастер-класс по метанию копья, приглашает желающих пострелять из настоящего лука.
Все предметы – полные копии (реплики) найденных на раскопках или в описаниях древностей. А уж сколько разных типов стрел и наконечников у увлеченного Павла в арсенале!
Вообще, про оружие в Гардарике – отдельная песня.
Отношение к нему, как и положено, наполнено уважением и любовью. Эти светлые, сильные мужчины не просто любят свои мечи и клинки, ножи и топоры, щиты и шлемы. Они видят в них олицетворение мира, а не разрушения (как в сильном государстве видят гаранта мирной счастливой жизни). Не знаю, насколько соотносится это откровение с философией древних славян, но вдруг становится очевидным, что правильное оружие в правильных руках и есть символ мира. Княжеское отношение. Очень цепляет.
Сидим в аутентичной деревенской избе на лавках и скамьях (знаете разницу? Мы теперь знаем). Милая девушка Ася исполняет для нас песню, аккомпанируя себе на гуслях. Вместе с нами, в правом (женском) углу избы — под печкой, заслушавшись, замер Домовой. Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами. Домовой — это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Здесь нельзя (и не хочется) ругаться, выплескивать гнев – ведь в доме печь, а в печи Огонь, дух которого нельзя оскорблять («сказал бы речь, да в доме печь»). Рассматриваем обереги, предметы быта, слушаем истории про уклад и обычаи древних поселенцев.
Про устройство вселенной глазами славян, про их верования и предназначение. Всем ли удалось в жизни построить Дом, вырастить Ребенка и посадить Дерево? С простых истин Александр плавно переключается на философию новгородцев. С аллегорий о Бабе Яге и Терешечке (на какой лопате его в печь старуха пыталась засунуть, не забыли детскую сказку?) – до архетипа Мирового дерева в философии древних славян. (Мировое дерево, древо жизни — в славянской мифологии мировая ось и символ мироздания в целом. К нему еще вернемся).
О взглядах наших предков на Вселенную и окружающий мир можно узнать лишь при помощи мифолого-лингвистических реконструкций, так как проживали они вдали от центров цивилизации, и письменных источников не сохранилось. Но есть в Гардарике один персонаж – кот.
Наверное, ученый. Который присутствует одновременно везде – и точно знает и про Лукоморье, и про секреты вселенского счастья. Этот замечательный кот бдил, пока мы отдавали дань угощению — свежеиспеченному хлебу и сбитню. В магазинах такого не купишь!
В десятке метров от площади для ристалищ обосновалось культовое сооружение — капище (открытое святилище) Перуна. Древние славяне, как и большинство народов того времени, были язычниками. Капища могли быть огорожены, их обычным атрибутом был костёр, временный или постоянный.
Один из фрагментов «Повести временных лет» содержит летописный рассказ о так называемой «языческой реформе» князя Владимира (Красно Солнышко), когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Кстати, русский народ, от князя до земледельца, в «Слове о полку Игореве» называют внуками Даждьбога.
Разбуженный «Гардарикой» интерес к праславянской культуре подстегнул нас к дальнейшему погружению в тему (спасибо Википедии и всему Интернету). Сутью языческой реформы Владимира исследователи считают установление общегосударственного для всей Руси пантеона божеств во главе с Перуном — богом князя и дружины. Делалось это, видимо, для предупреждения сепаратистских тенденций. Вскоре стала очевидна тупиковость «языческой перспективы», и Владимир от неё отказался, крестив Русь.
Правь, Явь, Навь — или три главы Древа Рода. В соответствии с ведическим мировоззрением, Вселенная (Бог, Абсолют) проявляет себя как Древо Рода (Жизни). Это древо имеет в себе три мира, три уровня бытия — Правь, Явь и Навь (или крону, ствол и корни). Правь – верхний, духовный мир, место, где прибывает сам Всевышний и его высшие божественные проявления. Явь — срединный мир, место пребывания божеств земного уровня и людей. Навь – нижний мир, неорганизованный мир первоначала, темных божеств и грубой силы.
Человек, выступая малым подобием Бога, устроен также. В процессе духовного роста он проходит путь от физического выживания, через единство с людьми (половинкой, семьей-родом, народом) до осознания единства с Всевышним.
Такие понятия, как дух, душа считаются праславянскими понятиями. При этом языческое понимание души отлично от христианского: душа была не какой-то абстрактной нематериальной сущностью, душой была сама личность человека, которая после смерти становилась навью, перейдя в иной мир, рай (ад как понятие появился позже).
Древняя религия утверждает, что, чтобы исцелиться – надо… перестать этого хотеть, то есть перестать «бороться» с болезнью, а принять ее как подсказку души. Надо найти в себе свою «высшую цель», ради которой тебя послали в этот мир и ради которой стоит жить.Наш проводник по миру славянских верований Александр рассказывает, что правильным считалось ничего не просить у высших сил: они сами знают, что человеку нужно, и что ему дать…. Сделай что-то хорошее своими руками, принеси жертву (свой труд) — и все придет само.
…В 90-е годы прошлого века, когда существовавший в этих местах колхоз приказал долго жить, а его имущество распределяли между селянами, Александру досталось 13 га заброшенного яблочного сада. Он не превратил его в пашню и не продал под коттеджную застройку – а реализовал на этой земле мечту.
Воплотил идею, которая привлекает людей, близких по духу. Взял на себя миссию развивать русскую культуру и возрождать традиции. Без денег, без поддержки властей. И ведь что получается?
Составляя планы развития проекта, ломали Белоусовы голову, как заработать денег на строительство, не оставляя «Гардарики» ради разовых подработок. Был готов и эскиз с чертежами самого крупного строения – дружинного дома, крепости. И вот прошлым летом один из посетителей, проникшись идеей, безвозмездно и совершенно неожиданно передал энтузиастам сруб. Большой. Идеально подходящий для строительства дружинного дома, и один в один соответствующий ранее составленному эскизу. Астральный ответ…
Сейчас Александр мечтает не только создать в поселении действующий макет древней Руси, но и построить рядом дома для себя и своих сыновей. И у них получится.
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!→ подробная информация
Гардарика: 54.981382, 60.949874
Поделиться ссылкой:
Похожее
uralmap.com
«Гардарики» - Страна городов... Как развивались русские города? Часть 1 | Культура
Самый доступный источник, Википедия, считает, что термин Гардарики употреблялся с 12 в., предшествующая ему форма слова — с 9 в. Согласно Вики же, термин этот касается крепостей вдоль Волхова. Север! Не собственно тогдашняя Русь, к которой сами князья относили южные территории. Приведенные в качестве примеров крепости (Любша и Старая Ладога) — изначально финно-угорские, скандинавские, западно-славянские (со временем их хозяева менялись). Восточные славяне появляются там позже.
Уже это — повод задуматься: чьи именно города дали повод для такого названия. Ведь согласно преданию, как раз в 9 веке на Русь пришли варяги. Как раз на Север и пришли. И расположение крепостей может не столько указывать на развитое государство, сколько обозначать торговый путь.
А может — и просто удобные, естественные коммуникации. В самом деле, что варягам-мореплавателям делать в лесах? Разве что собирать дань с живущих там аборигенов. По рекам же можно идти не только «в греки», но и сообщаться между собой, да и с морем.
Но те крепости — дело давнее и, в общем-то, неизвестное. А вот история развития городов Киевской и Северо-восточной Руси к нам ближе. К тому же она записывалась и изучена получше. И она существенно отличается от того, как развивались города в Европе. Хотя и относительно первоначального возникновения западных городов (как и русских) есть разные версии.
А вот дальнейшее развитие городов на Руси и в Европе отличалось.
Западные города развивались — как центры ремесла и торговли. Горожане становились отдельным сословием. Принципиально отличным от крестьян.
Разделение труда и отход от натурального хозяйства способствовали выходу за пределы узкого мирка личного хозяйства. Формировались и иной тип личности, и иные отношения. Ремесленники объединялись в корпорации, одна из функций которых — защита общих интересов. И логично дальше, к защите общих интересов горожан. Прежде всего, в борьбе с феодалами.
С одной стороны, часть городов становились вольными, объединяясь в союзы «по интересам». Напрашивающийся пример — Ганзейский союз, объединение торговых городов. В которое входил и Новгород… Но его история — тема отдельная. И не одна.
С другой стороны, города становились опорой набиравшей силу центральной власти в борьбе с феодальной вольницей.
Все это формировало ту психологию, которая в итоге легла в основу западной демократии. Взять хотя бы старинные университеты с их самоуправлением! Ведь, по сути, это проявление того же корпоративного духа. Могло ли быть что-то подобное в русских городах, где любая серьезная организация направлялась «сверху»?
Или католическая церковь. Не только самостоятельная, а имеющая собственное государство. Оспаривавшая у королей власть и влияние. В то время как на Руси церковь основана князьями. И попытки сколько-то всерьез претендовать на первенство приводили к еще большему подчинению государству.
Города юга Руси (более старые и неважно даже, как первоначально возникшие) отличались большей или меньшей самостоятельностью. Во всяком случае, нового князя могли не пустить в город или вынудить уехать. Кажется, на Северо-Востоке подобного не водилось. За исключением Новгорода — но это город старый, с древними традициями. К которому больше применима мерка южных городов.
Большинство городов севера основано князьями. И князь здесь — полновластный хозяин. Если на юге столы наследовались по лествичному праву (по крайней мере, до определенного времени, пока Рюриковичей не стало слишком много), то на севере города быстро стали наследственными вотчинами. Население сюда привлекалось князьями и ни о какой самостоятельности посадские люди не думали. Как говорится, в чужой монастырь…
Не произошло и выраженной торгово-ремесленной специализации.
Затем ордынский период. Тут не до демократии! Орде была выгодна сильная местная власть. И народные волнения, и попытки сепаратизма удельных князей подавлялись, в т. ч. с участием ордынских войск.
А позже московские князья, похоже, уже не видели других вариантов государственного устройства. Когда с расширением страны основываются новые города — это не столь ремесленно-торговые, сколь военно-административные центры. Взять те же засечные черты, опиравшиеся на специально выстроенные крепости. Тула, Нижний Новгород…
Для хозяйственного освоения на присоединяемые земли приходят крестьяне (в европейской части страны) и купцы или казаки-сборщики дани с аборигенов (как это было в Сибири). Города же — опорные пункты, крепости, центры управления.
Власть князя ограничивалась скорее традициями вольности населения и нехваткой административного ресурса для контроля над ним. Была боярская дума, но советники, министры и влиятельные аристократы есть всегда. К тому же княжеские земли — все-таки личная собственность князя, вотчина, где князь — полноправный хозяин. Считаться с аристократами приходилось и потому, что те долгое время сохраняли право «отъехать». То есть сменить сюзерена.
А с боярским сепаратизмом (когда он возникал) боролись, постепенно урезая их традиционные права. Россия — вообще традиционная страна, где инертность аристократии преодолевалась очень постепенно.
Продолжение следует…
shkolazhizni.ru
Открываем непознанное — Гардарика. - Национальная ассоциация телохранителей (НАСТ) России
Открываем непознанное — Гардарика.
02.03.2013 Автор: Пантюшов Игорь
Гардарика — так назавали Древнюю Русь скандинавы, что переводится буквально, как «страна градов». Совет отделения Пензенского РГО принял решение провести военно-исторический фестиваль "Гардарика -2013", а поддержать его решили Пензенский областной фонд научно-технического развития и НАСТ России. Название фестиваля древнерусской культуры используется в нашей стране впервые.
Евгений Васильевич Погорелов, руководитель комиссиии по исторической реконструкции и историческому туризму Пензенского областного отделения Русского географического общества, проводит фестиваль древнерусской культуры с этим названием на берегу пензенского водохранилища уже несколько лет подряд. На фестиваль собираются исторические клубы со всей страны. Актуальные направления современной исторической реконструкции - это живая история и рыцарские турниры. Живая история - это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период. Турниры — это изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи.
Евгений Васильевич борется против фальсификации истории, особо являясь противником применения в исторической реконструкции современных технологий, внесения в быт древности более поздних элементов из омуниции и вооружения. Разбивая лагерь и обнеся его частоколом, реконструкторы полностью уходят в быт былой эпохи, где отсутствуют все признаки современной цивилизации.«Известны случаи применения в водных походах древних варяжских ладей, на которые затрачены немалые финансы, двигателей от моторных лодок и навигаторы. Ну откуда у древних воинов подобное снаряжение могло быть? Это, я считаю наглой фальсификацией!, - возмущался Погорелов, - или демонстрация баталии, например сражение на Куликовом поле, но...древнерусские воины в рыцарских доспехах с гербами орденов на щитах и штандартах. Но откуда на Руси рыцарские ордена или сами русские рыцари? Самое главное, что люди-зрители это видят и у них формируется на этот счет свое мнение, к сожалению часто фальшивое! Истинный военно-исторический клуб занимается воссозданием материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона, всегда с использованием археологических, изобразительных и письменных источников, часто привлекая к этому экспертов».
Гардарика — это скандинавское название древнерусского государства. До этого времени (в X—XII вв.) на всем для обозначения Руси использовалась форма Garđar. Так Русь представлена в скальдических сагах IX—XII вв., а также в рунических надписях на камнях. Территория ее простиралась от Таманского полуострова до Северного моря, от Днестра до Волжской Булгарии. Именно территория, где сейчас расположена наша Пензенская область, по мнению Е.В.Погорелова был оживленный торговый путь. Данная местность являлась так называемой контактной площадкой с мусульманским миром, а проходивший рядом торговый путь «Из варяг в персы», безусловно способствовал интеграции населения в культурную и политическую жизнь древнерусского государства, и зависимых от него народов. Письменных источников, подтверждающих юридическую принадлежность территории, где расположен наш регион до эпохи расширения Русского Государства не сохранилось, однако сохранившиеся археологические памятники, в том числе 70 древних пензенских городищ, задают современным ученым много научных загадок.
Постоянная торговля по волжскому бассейну сформировалась в 700-780 годах нашей эры. Согласно русских летописей в Поволжье и пришел в ту эпоху скандинавский компонент как варяги. Волжский торговый путь обеспечивал благосостояние Руси и Волжской Булгарии. До Волжской Булгарии в основном сплавлялись такие товары, как меха, мед и рыба. Летописи именуют этот путь «из варяг в булгары», а в город Булгар, как перевалочный пункт, затем вела сухопутная дорога из Киева, проходящая через территорию, где сейчас расположена наша область. Золотаревское городище, которое изучает и пытается реконструировать уже много лет известный русский ученый-историк, член географического общества Геннадий Белорыбкин, как раз и являлось перевалочным пунктом, важной булгарской крепостью этого древнего сухопутного торгового пути «из варяг в булгары», который являлся также ответвлением великого шелкового пути.
Для справки:
В 965 году, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964-969).
В 985году Киевский князь Владимир провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор:
"Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И тако побѣди болгары. И рече Добърыня Володимиру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ. И сътвори миръ Володимиръ с болгары, и ротѣ заходиша межи собою, и рѣша болгаре: „Толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути“. И приде Владимиръ къ Киеву».
Таким образом, следуя текстам древнерусских летописей и сопоставляя мнения историков и археологов территория, где ныне расположена Пензенская область с древних времен гипотетически была зависима от Древней Руси (Гардарики). Это поддтверждают найденные скандинавские, древнерусские монеты и украшения, элементы оружия и посуды.
Славянская хроника Гельмольда (1171-1209гг.) содержит следующее: «Даны называют Русь также Остроградом по той причине,что будучи расположена на востоке, она изобилует всеми своими благами....».
В 1237 году, шедшие с завоевательным походом золотоордынцы на Русь, практически полностью истребили все население, которое проживало на территории Сурского края. До XVII века эта территория называлась в русских летописных памятниках Диким полем, пока не стала заселятся служивыми людьми, расширяющегося в своих границах Государства Русского.
Игорь Пантюшов, председатель Пензенского регионального отделения РГО посвятил свои стихотворения именно этому пограничному периоду русской колонизации Сурского края, с которыми он выступил на программе «География непознанного», которую записали в этот же день, с участием историка Евгения Погорелова:
Гуляли как смерчи кочевников орды,
Их дикие вопли пугали зверей.
«Быть городу Пенза и будем Мы - тверды!» -
Сказал воин-пахарь стреножив коней.
Имен мы не знаем тех первых героев,
Не ведаем, сколько их в битвах легло,
Но память им вечна! Стоит над Сурою
Наш предок из бронзы, сжимая копье!
Фестиваль «Гардарика» - это значимое комплексное культурно-историческое мероприятие, которое проходит несколько дней на берегу водохранилища и собирает вокруг себя много единомышленников. Участники фестиваля создают вокруг себя быт Дружинной Руси: разбивают лагерь, готовят блюда былой эпохи, проводят состязания и турниры, исполняют музыкальные произведения, танцуют и читают стихи. Помимо этого, на мероприятии проходят лекции и семинары, на которых выступают пензенские историки и археологи с тематическими докладами.
Совет отделения принял решение продолжать поддержку комиссии исторической реконструкции и военно-исторического туризма в проведении фестиваля «Гардарика», который популяризирует русскую культуру и посвящен памяти наших далеких предков, жителей загадочной Гардарики, и основателей нашего славного города, которому в этом году исполняется 350 лет.
Кроме этого, в рамках осуществления миссии по патриотическому воспитанию, фестиваль решили поддержать Пензенский областной фонд научно-технического развития и НАСТ России. Организаторы фестиваля также надеятся на помощь в его проведении и информационную поддержку со стороны общественности, органов исполнительной власти и СМИ.
Подготовил: Секретарь Совета Пензенского РГО, Ученый секретарь НАСТ Пенза Максим Лапин
Источник: ПОФ НТР
Фотоматериал: из архива Евгения Погорелова.
3.03.2013 года.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
nastrussia.ru
Гардарики - это... Что такое Гардарики?
Гарда́рики (исл. Garðaríki, Garðaveldi, швед. Gårdarike) — древнее скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века. Термин переводится как «страна градов».
Этимология
Слово сформировано по модели X+ríki (государство, страна), служившей для обозначения государства. В основе топонима лежит корень garđ- (родственный индоевропейскому gard-), имеющий значение 1) «ограда, забор, укрепление», 2) «двор, огороженное пространство», 3) «двор, владение, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)» . Здесь «город» в смысле «крепость, укрепление». Родство скандинавского «гард» и древнерусского «городъ, градъ» сыграло немаловажную роль в формировании топонима Гардарики.
Хронология
Гардарики — более позднее в хронологическом плане название, постепенно вытеснившее в письменных источниках первоначальный топоним Garđar (не следует путать его с Garđr — сокращенной формы от обозначения Константинополя, или Miklagarđr), применявшийся с X века.[2] Наиболее ранние сведения в средневековых источниках датируются VII веком, в связи с междоусобицами в датском королевстве[3].
Топоним Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в. Также он нашёл отражение в сводах королевских саг записи первой трети XIII в. По мнению Ф. А. Брауна, форма Garðaríki является творением исландцев, записывавших саги (начиная с конца XII в.). До этого времени (в X—XII вв.) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Garđar. Так Русь представлена в скальдических стихах IX—XII вв., а также в рунических надписях на камнях.
В скандинавских источниках XIV века княжествами Гардарики назывются Хольмгард, Кэнугард (Kœnugarðr), и Палтескья (Pallteskja)[4], а также Aldeigjuborg (Старая Ладога), Smaleskja (Смоленск), Súrsdalar (Суздаль), Móramar (Муром), а Ráðstofa (Ростов).
Славянская хроника Гельмольда содержит следующее описание:
«Даны называют Русь также Острогардом по той причине, что, будучи расположена на востоке, она изобилует всеми благами. Её называют также Хунигардом, потому что на этих местах сначала жили гунны… …Главный город её Хуэ»
Легендарная история
Согласно скандинавским сагам, Гардарики - очень древняя страна. Её посещал еще легендарный Один, путешествуя из страны асов (Северный Кавказ) на северо-запад в Саксонию (Германия) в обход Ванахейма (территория Украины). Правление первого известного конунга Гардарики Сирглами (сына Одина) датируется IV веком, среди населения его страны описаны гномы (лапландцы?)
Легендарные конунги Гардарики
См. также
Литература
Джаксон Т. Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. М., 2001.
Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Тверь, 1996 (и переиздания)
Примечания
dic.academic.ru
Ящик пандоры – Гардарика, или другая Русь
Россия – страна юная, причем история раннего средневековья преднамеренно искажена и частью сфальсифицирована, и вот, что наврано, знать нужно.
Вот она – Гардарика – ни Градорика, ни Городорика. См. карту. Страна с Новгардами, Белгардами, Старгардами и Холмгардами. С легендарным городом Столп, который никак ни хотят найти наши, извиняюсь, ученые.
А Холмгард из Померании превратить в Новгород может только тот, кто очень этого хочет. Другой связи нет. Передняя Померания, сейчас в Германии, одна Часть в Польше. Есть и немецкий округ впрямую “Шлафе-Славе”. А вообще-то это та самая Гардарике – страна с городами один на другом, а город и до сих пор по-кошубски “гарда”. Поэтому и страну скандинавы называли Гардарике. И Холмгарды были там, и Невогарды, и Старогарды, и Белгарды и пр. Причем и до сих пор есть.
У местных славян (бывших хозяев) город и до сих пор называется “гарда” и “гард”. Язык у них такой и славянский полностью. И похож на язык древних новгородцев. Причём связь Новгорода и Поморья известна давно, и скорее всего Новгород был поначалу колонией Гардарике. Причем совсем не я придумал: и язык, и антропологические данные, и деревянные срубы, и керамика похожи. И то, что Гардарике не Русь – факт. Причем, то что скандинавские саги ни к нашему Новгороду, ни к Киеву никакого отношения не имеют, – тоже факт. Вот их сцена. При этом, например, и Борислава искать не нужно: был тут один такой удельный князь. И т.д.. И Холмгард в Новгород переделывать не нужно.
Адам Бременский:
«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ СЛАВЯНИИ НИ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НИ ЯЗЫКОМ… Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград – город Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны (глиняне) и варабы.
Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и РАТАРЕЙ рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и РАТАРИ – к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или ЛЮТИЧАМИ.
Есть еще и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой… из всех них САМЫМИ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ РАТАРИ, живущие в центре… Их город – ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНАЯ РЕТРА (Радигост, Радигощ) – седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что ОТ ГАМБУРГА ДО ХРАМА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПУТИ». «Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории (популярный очерк) В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой (Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена,получившие в науке условное наименование «полабских славян». Наиболее крупными и устойчивыми объединениями полабских славян являлись племена ободритов (бодричей), жившие по побережью Балтики между Нижней Лабой и Одрой, и лютичей, сидевшие чуть южнее – по Средней Лабе. На юге региона, в междуречье Лабы и Салы, размещался сербо-лужицкий племенной союз.
Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой, жили поморяне. В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались постоянные дружины, состоявшие из элитных воинов. К IX веку в местах племенных центров выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) – центр лютичей-гаволян, Ретра – главный центр всех четырёх лютических племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек), Рарог (или Рерик) – в земле ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело.
Лишь в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в. Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города – Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег – они вели оживлённую торговлю со странами Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль и солёную рыбу, ремесленные изделия, и осуществляя транзитные перевозки. В общем, поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю «варяжили» по Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали.
В связи с этим есть веские основания полагать, что призванный новгородскими словенами на княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения. Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной, как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский – в оригинале имя звучит даже не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно связать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк (ведь по-древнеславянски «ререк» значит «сокол» – вполне подходящее имя для князя – помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для “Северной Руси” он тоже будет «варяг из-за моря».
И, в самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в восточно-славянских землях варяга-дана из небольшой Ютландии (Дании), если рядом же (!) находится славная, богатая, многолюдная, воинственная, а главное – славянская, «заморская» земля полабов и поморян? К тому же последние исторические исследования по “Северной Руси” прослеживают явную связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с западными “балтийскими славянами” – так называется вся совокупность полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и называются “поморами”, что звались так и раньше, в седой древности?
Может превосходными моряками они стали ещё там – на балтийском Поморье? Такие гипотезы встречаются в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор русского Поморья.) У славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура.
Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах, расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными изображениями богов из металла, камня и дерева. Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только славян, но и всех соседних языческих племён.
Возможно, остров Руян стал прообразом острова Буяна из русских народных сказок: «Мимо остова Буяна в царство славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы – через Балтику, Неву, Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий – в арабские страны. (Для справки: в последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка – 753 г.).
В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста. Сам по себе город Ретра тоже был примечательным – по описаниям он имел девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края. История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были грабительские набеги саксов и франков-меровингов, затем, в VIII-IX вв. – походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный немецкий «Drang nach Osten». В X в. представителям саксонской династии Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г. разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор находится город Цербст (Сербск) – столица княжества Ангальт-Цербстского – из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика – будущая Екатерина Вторая. В XI – нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота, славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский «крестовый поход». Многие авторитетные западные историки, такие как Жак Ле Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими и национальными, стоявшими перед германскими племенами. Они, ограниченные бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с теми соседями, которые приняли христианство давно.Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти небольшой городок – нынешний Берлин. Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский «натиск на Восток», прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей. Но поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян, принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг: христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но, не приняв крещения, остались без помощи братских народов. И все же – не всё так плохо – ведь в жилах восточных немцев течёт немало славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады.