Древний индия кратко. Древнейшая религия Древней Индии (кратко)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ КРАТКО. Древний индия кратко


36-39 - Древняя Индия - кратко

36. Природа Индии

Индия состоит из материковой части и полуострова Декана. Материковая часть, Арьяварта (страна ариев), бывшая родиной индийской культуры, в свою очередь распадается на долины рек Инда и Ганга, отделенные одна от другой пустыней. Обе реки, начинаясь в Гималаях, принимают в своем течении многочисленные притоки и впадают в море несколькими рукавами, образующими большие дельты. Как одна, так и другая долина в высшей степени плодородны, но в общем страна Ганга по богатству своей природы значительно превосходит область Инда. Так как в жаркую пору года в Индии выпадает очень мало дождя, то жители должны бороться против засухи искусственным орошением почвы, хотя и это не всегда предохраняет страну от неурожаев и голода. К югу от обеих долин находится постепенно суживающийся полуостров Декан, представляющий собою плоскогорье, реки которого текут на восток. Здесь своими наносами они образовали низменный берег с местами, удобными для стоянки судов. Таким образом главные области Индостана обращены к востоку, что оказало свое влияние на историю индийцев, так как вследствие этого они были очень долго обособлены от остального исторического мира. Природа Индии поражает своею грандиозностью, и уже древние смотрели на Индию, как на страну чудес. Тропические грозы, дремучие леса и масса самых свирепых зверей и ядовитых змей порождали в душе жителя страх перед природою и направляли его воображение на создание самых чудовищных образов, что отразилось и на позднейшей религии Индии.

Древняя Индия. Карта

Древняя Индия. Карта

Источник изображения

 

37. Арийцы в Индии

Когда арийцы пришли в Древнюю Индию, они застали здесь темнокожее население, с которым вступили в борьбу, отчасти вытеснив его, отчасти подчинив его себе и даже смешавшись с ним, хотя арийцы и заботились вообще о сохранении чистоты своей крови. Сначала они заняли один правый берег Инда, но потом перешли и на левый, или в Семиречье (Сапта‑Синдхава), образуемое притоками этой реки (теперешний Пенджаб). В этой ограниченной области арийцы прожили довольно долго и лишь мало-помалу стали заселять страну между бассейнами Инда и Ганга, где преимущественно и смешивались с туземным населением. Но главною территорией арийцев (Арьявартою в теснейшем смысле) сделалась долина Ганга, куда они пришли за тысячу триста или тысячу двести лет до Р. X. Здесь индийская цивилизация достигла наибольшего развития, и отсюда совершилось её распространение к югу до самого острова Цейлона.

 

38. Государственный быт индийцев

В эпоху пребывания на Инде арийцы занимались исключительно скотоводством и земледелием, живя небольшими общинами, сообща владевшими лесами, пастбищами и пашнями. Во главе отдельных мелких племен, на которые делилось население страны, стояли князья, или раджи, а над массою простого народа, состоявшего из арийцев и туземцев, уже возвышались сословия воинов и жрецов, которые назывались кшатриями и брахманами. В области Ганга арийцы уже развили у себя промышленность, но продолжали жить небольшими государствами, не сливавшимися в одно национальное целое. Зато здесь произошло резкое обособление сословий, которые превратились в замкнутые касты, так что смешение их между собою посредством браков строго воспрещалось.

Индийский брахман

Брахман в современной Индии

 

Кроме брахманов, получивших первенствующее значение, и кшатриев, занимавших второе место, образовались еще касты вайшьев (земледельцев) и шудр (неарийского или смешанного происхождения). Брахман в индийском обществе был высшим существом: кшатрии существовали только для его защиты, вайшьи – для его пропитания, шудры – для услужения ему. Кроме этих каст, образовались еще низшие – из покоренных жителей или людей, происходивших от родителей из разных каст; самое последнее место среди них заняли парии. Индийские государства этой эпохи находились под властью радж, управлявших своими подданными при помощи чиновников. Несмотря на существование у древних индийцев богатой письменности, политическая их история известна мало. К тому же приблизительно до III в. перед Рождеством Xристовым они строили свои здания, по-видимому, только из дерева, а потому вещественных памятников из глубокой древности у них почти не сохранилось. Зато нам хорошо известна индийская литература.

Столб царя Ашоки

«Столб царя Ашоки» из Вайшали, Бихар. Древнеиндийская скульптура середины III в. до Р. Х

Автор фото - mself

 

39. Древнеиндийская литература

В Древней Индии образовался богатый литературный язык, получивший название санскрита, что значит «украшенный» или «совершенный», и выработалось азбучное письмо, замечательное тем, что самые тонкие оттенки произношения передавались отдельными буквами (одних согласных букв 33). Древнейшими произведениями индийской словесности были сборники гимнов богам, или, как они назывались, Веды. (Сначала эти гимны хранились в памяти жрецов, потом были записаны). Самым старым сборником была Ригведа, многие гимны которой восходят ко временам пребывания арийцев лишь на Инде.

Ригведа

Рукопись Ригведы начала XIX столетия

 

Наиболее важными произведениями уже из эпохи расселения арийцев в области Ганга следует признавать две громадные героические поэмы, – Махабхарату и Рамаяну, в которых воспеты подвиги царей и их династий, и так называемые Законы Ману. Веды и Законы Ману были священными книгами индийцев. Позднее, когда в Индии появилась новая религия, известная под названием буддизма, и она имела свою литературу. Кроме религиозной письменности, индийцы создали еще философию и особенно хорошо разработали грамматику. Наконец, так называемая арабская система цифр происходит тоже из Индии.

 

www.rushist.com

Древнейшая религия Древней Индии (кратко)

Духовное развитие 23 января 2015

Индия – страна со своеобразной, необыкновенно интересной культурой и собственными оригинальными верованиями. Вряд ли в каком-нибудь другом государстве – за исключением, разве что древних Египта и Греции – существует такое огромное количество мифов, священных писаний и преданий. Некоторые исследователи считают этот полуостров колыбелью человечества. Другие предполагают, что эта страна – одна из основных наследниц культуры арийских народностей, пришедших сюда из погибшей Арктиды. Древнейшая религия Древней Индии – ведизм – позднее трансформировался в существующий и поныне индуизм.

История Индии вкратце

Населявшие полуостров Индостан древние племена перешли от собирательства и охоты к оседлому земледелию примерно в 6-7 тыс. до н. э. К концу же 3 тыс. на этих территориях уже возникает высокоразвитая культура поселений городского типа. древнейшая религия древней индии это

Современными учеными она названа «хараппской». Просуществовала эта цивилизация почти тысячелетие. В древних индийских хараппских городах были хорошо развиты ремесла и существовал богатый класс торговцев. Что случилось с этой культурой - неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что произошла масштабная катастрофа, другие считают, что богатые города этого периода по каким-то причинам просто разорились и были заброшены.

В последующем в Индии долгое время правили мусульманские династии. В 1526 году эти территории завоевал хан Бабур, после чего Индия стала частью огромной империи Великих Моголов. Упразднено это государство было только 1858 году английскими колонизаторами.

История религии

На протяжении веков в этой стране последовательно сменяли друг друга:

  • Ведическая религия Древней Индии.
  • Индуизм. На сегодняшний день эта религия является в Индии главенствующей. Ее приверженцами является более 80% населения страны.
  • Буддизм. В наши дни исповедуется частью населения.

Видео по теме

Ранние верования

Ведизм – древнейшая религия Древней Индии. Некоторые ученые предполагают, что появилась она в этой стране через некоторое время после исчезновения огромного процветающего древнего государства - Арктиды. Конечно, это далеко не официальная версия, однако на самом деле очень интересная и многое объясняющая. Согласно этой гипотезе, когда-то давно по неизвестным причинам произошло смещение земной оси. В результате сильно изменился климат. В Арктиде, расположенной или на Северном полюсе, или в современных приполярных материковых регионах, стало очень холодно. Поэтому населявшие ее арии были вынуждены мигрировать в сторону экватора. Часть из них ушла на Средний и Южный Урал, построив здесь города-обсерватории, а далее – на Ближний Восток. Другая часть продвигалась через Скандинавию и Валдайскую Возвышенность. В становлении индийской же культуры и религии приняла участие третья ветвь, достигшая Юго-Восточной Азии и впоследствии смешавшаяся с коренными жителями этих мест – дравидами.

древнейшая религия древней индии

Основная концепция

По сути, ведизм – древнейшая религия древней Индии - это начальная стадия индуизма. Распространен он был не по всей стране, а только в ее части – в Уттар и Восточном Пенджабе. Согласно официальной версии, именно здесь ведизм и зародился. Для адептов этой религии характерным было обожествление всей природы в целом, а также ее частей и некоторых социальных явлений. Четкой иерархии богов в ведизме не существовало. Мир делился на три основных части – землю, небо и промежуточную сферу – антарижну (сравните со славянскими Явью, Навью и Правью). Каждому из этих миров соответствовали определенные боги. Почитался и основной творец – Пуруша.

Веды

О том, что представляет собой самая старая религия Древней Индии, кратко мы с вами поговорили. Далее разберемся с тем, что такое Веды – ее основополагающее священное писание.

древнейшая религия древней индии индуизм

На данный момент эта книга является одним из древнейших сакральных произведений. Считается, что на протяжении тысячелетий Веды передавались только устно – от учителя к ученику. Около пяти тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой была записана их часть. Данная книга, которую сегодня собственно и считают Ведами, делится на четыре части (турия) – «Ригведу», «Самаведу», «Яджурведу» и «Атхарваведу».

религия древней индии кратко

Содержит в себе это произведение мантры и гимны, записанные в стихах и служащие руководством для индийских священнослужителей (правила проведения свадебных, похоронных и других обрядов). Также в ней есть заклинания, предназначенные для лечения людей и выполнения разного рода магических ритуалов. Мифология и религия Древней Индии связаны между собой самым тесным образом. К примеру, в дополнение к Ведам идут Пураны. В них описывается история сотворения вселенной, а также генеалогия индийских царей и героев.

Возникновение индуистских верований

Со временем древнейшая религия Древней Индии – ведизм – преобразуется в современный индуизм. Связано это было, по всей видимости, в основном с постепенным усилением влияния на общественную жизнь касты брахманов. В обновленной религии устанавливается четкая иерархия богов. Творец выдвигается на первый план. Появляется триединство – Брахма-Вишну-Шива. Брахме отводится роль создателя социальных законов, а в частности инициатора разделения общества на варны. Вишну почитают как главного охранителя, а Шиву – как бога-разрушителя. Постепенно в индуизме появляются два направления. Вишнуизм говорит о восьми нисхождениях Вишну на землю. Одним из аватаров при этом считается Кришна, другим – Будда. Представители второго направления - культа Шивы - особо почитают бога разрушения, считая его одновременно покровителем плодородия и скота.

мифология и религия древней индии

Роль главенствующей религии индуизм начинает играть в Индии уже со Средних веков. Таковым он остается и по сей день. Представители этой религии считают, что стать индуистом нельзя. Им можно только родиться. То есть варна (социальная роль человека) – это то, что дано и предопределено богами, а следовательно, изменению не подлежит.

Общественная система варнашрама-дхарна

Таким образом, еще одна древнейшая религия Древней Индии – индуизм, стала наследницей многих традиций и обрядов предыдущих верований. В частности деление индийского общества на варны возникло еще во времена ведизма. Кроме четырех социальных групп (брахманы, кштарии, вайшьи и шудры), согласно этой религии, существует четыре уклада духовной жизни человека. Стадия обучения называется Брахмачарья, социальная и семейная жизнь – Грихастха, последующий уход от мирского – Ванапрастха и завершающий этап жизни с окончательным просветлением - Санньяса.

Кто бы ни создал варнашраму-дхарну, подобный упорядоченный уклад жизни сохраняется в мире до сих пор. В любой стране имеются священнослужители (брахманы), администраторы и военные (кштарии), бизнесмены (вайшьи) и рабочие (шудры). Подобное деление позволяет упорядочить общественную жизнь и создать для людей максимально удобные условия существования с возможностью развиваться и самосовершенствоваться.

К сожалению, в самой Индии варнашрама-дхарна к нашему времени сильно деградировала. То жесткое деление на касты (причем в зависимости от рождения), которое существует здесь сегодня, противоречит основной концепции этого учения о необходимости духовного роста человека.

Религия Древней Индии кратко: возникновение буддизма

Это еще одно очень распространенное на полуострове верование. Буддизм – одна из самых необычных религий в мире. Дело в том, что, в отличие от того же христианства, основатель этого культа – личность вполне историческая. Создатель этого на данный момент довольно-таки распространенного учения (и не только в Индии) Сидгартха Шаньямуни родился в 563 г. в городе Лумбене в семье кштария. Буддой его стали называть после достижения им просветления в возрасте 40 лет.

Религия и философия Древней Индии всегда рассматривали божество не как карающую или милующую силу, а как образец для подражания, своеобразный «светоч» саморазвития. Буддизм же и вовсе отказался от идеи создания мира каким-либо Творцом. Адепты этой религии считают, что полагаться человек может только на себя лично, страдания же не посылаются ему свыше, а являются результатом его собственных ошибок и неспособности отбросить мирские желания. Однако, как и рассмотренные выше более ранние индийские религии, буддизм содержит в себе идею о спасении, то есть о достижении нирваны.

Взаимодействие с западной культурой

Для европейцев культура и религия Древней Индии долгое время оставались тайной за семью печатями. Начало взаимодействию двух этих совершенно разных миров было положено лишь в конце позапрошлого века. Свой неоценимый вклад в этот процесс внесли такие знаменитости, как Е. Блаватская, Николай и Елена Рерихи и другие.

Сегодня широко известно одно из предсказаний Ванги, касающееся Индии. Знаменитая прорицательница считала, что скоро в мир вернется самое древнее учение. И придет оно именно из Индии. О нем напишут новые книги, и распространится оно по всей Земле.

ведическая религия древней индии

Кто знает, возможно, основой будущих новых верований действительно станет древняя религия Индии. «Огненная библия», как предсказывает Ванга, «точно белым цветом укроет Землю», благодаря чему люди спасутся. Может быть, речь идет даже и об известном произведении, написанном Рерихами – Агни-Йоге. «Агни» в переводе значит «Огонь».

Культура Древней Индии

Религия и культура Древней Индии – явления теснейшим образом взаимосвязанные. Потусторонний мистический мир богов практически всегда присутствует в произведениях индийских художников, скульпторов и даже архитекторов. Даже в наше время в каждое свое произведение мастера стремятся внести глубокое содержание, некое видение внутренней истины, не говоря уже о древних умельцах.

К сожалению, старинных индийских картин и фресок до нас дошло очень немного. Зато в этой стране имеется просто огромное количество древних скульптур, представляющих историческую ценность, и памятников архитектуры. Чего только стоят, к примеру, огромные Эллорские пещеры с великолепнейшим храмом Кайласы в центре. Здесь же можно увидеть и величественные изваяния божественной Тримурти Брахма-Вишну-Шива.

древняя религия индии огненная библия

Итак, мы с вами выяснили то, что древнейшая религия Древней Индии – это ведизм. Возникшие позднее индуизм и буддизм являются его развитием и продолжением. Религиозные верования в Индии оказали просто огромнейшее влияние не только на культуру, но и социальную жизнь в целом. В наше время эта страна по-прежнему остается необыкновенно интересной, самобытной, оригинальной и непохожей ни на одно другое государство в мире.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Социальная структура древней Индии: кратко о главномОбразование Социальная структура древней Индии: кратко о главном

Поистине уникальна и своеобразна история государственно-правовой системы Индии. Является неоспоримым фактом то, что цивилизация, зародившаяся на берегах Ганга и являвшаяся ровесницей Шумера и Древнего Египта, оказала ...

Философия Древнего Китая: кратко и информативно. Философия Древней Индии и КитаяНовости и общество Философия Древнего Китая: кратко и информативно. Философия Древней Индии и Китая

Вашему вниманию предлагается философия Древнего Китая, краткое изложение. Китайская философия имеет историю, насчитывающую несколько тысяч лет. Ее происхождение зачастую связывают с Книгой Перемен, древним сборником г...

Искусство и развлечения "Легенды и мифы Древней Греции": краткое содержание. "Легенды и мифы Древней Греции", Николай Кун

Основой, источником вдохновения европейских поэтов, драматургов и художников служили греческие боги и богини, греческие герои, мифы и легенды о них. Поэтому важно знать их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Гр...

Индия. Искусство Индии. Искусство древней ИндииИскусство и развлечения Индия. Искусство Индии. Искусство древней Индии

Каждая эпоха уникальна своей особенной культурой. Точно так же и искусство Индии постоянно менялось на протяжении многих веков. В этой стране развивались такие виды искусства, как живопись, архитектура и скульптура.

Мифы Древней Греции. Краткое содержание в исполнении Н.Куна - книга всех времен и народовИскусство и развлечения Мифы Древней Греции. Краткое содержание в исполнении Н.Куна - книга всех времен и народов

В школьную программу обучения в дореволюционной России на обязательных условиях, кроме «Закона Божьего», входило ознакомление с мифами Древней Греции. Знакомство с ними было показателем образованности чело...

Древняя ИндияИскусство и развлечения Древняя Индия

Есть все основания считать, что классовое общество возникло здесь, в традиционно самых развитых районах юга Индокитайского полуострова, несколько ранее. Все эти районы были тесно связаны между собой, этнические р...

Община В Древней ИндииИскусство и развлечения Община В Древней Индии

Полноправными общинниками считались только имеющие земельные  наделы, самостоятельные хозяева. Но и среди них образовалась общинная верхушка, на которую работали рабы, кармакары, обедневшие сородичи и др. Кроме т...

Буддизм В Древней ИндииИскусство и развлечения Буддизм В Древней Индии

Принципиально важно, что в пути спасения, предписываемом в раннем буддизме, не было ничего о ритуале, обращении за помощью к богам или даже к самому Будде. Обрести конечное спасение можно было только личными усилиями;...

Роскошные и необычные моноблоки AppleКомпьютеры Роскошные и необычные моноблоки Apple

Когда мы говорим о компьютерной продукции компании Apple, сразу вспоминаем изящный легкий серебристый корпус моноблока iMac. Это действительно очень красивый и мощный компьютер.Моноблоки Apple отличаются эргоно...

Древняя ИндияНовости и общество Древняя Индия

Субконтинент Индостан отрезан от остального мира практически со всех сторон. На севере он ограничивается Памиром и Гималаями, на юге – океаном, на северо-востоке – непроходимыми топями, тропическими лесами...

monateka.com

Культура Древней Индии – кратко о развитии (10 класс, история)

Одной из самых уникальных и самобытных восточных цивилизаций является индийская. Еще в глубокой древности Индия прославилась как «страна мудрецов», и благодаря этому древнему царству культура всего человечества смогла обогатиться многими ценными знаниями, изобретениями и направлениями в искусстве. Культура Древней Индии настолько необычна и оригинальна, что до сих пор является источником вдохновения и восхищения.

Развитие культуры Древней Индии

С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии.

Для древнеиндийской культуры характерны следующие особенности:

  • Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики.
  • Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом.
  • Погружение в глубины человеческой души. Данная особенность может противоречить предыдущей, но только на первый взгляд. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги.
  • Музыкальность и танцевальность – характерная черта культуры Древней Индии.
  • Почитание любви, которую индусы никогда не отождествляли с грехом.

Индийский йог

Рис. 1. Индийский йог.

Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире развилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана.

Второй период – арийский – связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния.

Наиболее ярким достижением ариев стали Веды – сборник религиозных текстов, включающих в себя песнопения, гимны и магические формулы. Веды стали важнейшим источником информации об истории, взглядах и верованиях древних индусов.

Веды

Рис. 2. Веды.

Достижения культуры Древней Индии

Достижения и изобретения Древней Индии имеют такое большое значение, что успешно используются и по сей день.

  • Среди наук особое развитие получила математика. Индийскими учеными были изобретены десятичные системы исчисления, цифра ноль, правила извлечения квадратных и кубических корней, решения линейных, квадратных и неопределенных уравнений, рассчитано с большой точностью число «пи».
  • Без телескопов и прочих приборов индийские астрономы могли определять фазы Луны, они определили, что Земля вращается вокруг своей оси. Сутки были поделены на часы.
  • Аюрведа – медицинские познания, направленные на лечение организма путем его очищения различными растительными препаратами.
  • В Индии зародилась письменность, однако многие древние языки так и не расшифрованы до сих пор. Самым популярным языком стал санскрит, на котором писали свои труды философы, жрецы и ученые.

Санскрит – это язык учености. Для брахманов он является таким же языком, как и для западного научного мира – латынь. Корни санскрита прослеживаются во всех европейских и славянских языках. Например, русский глагол «ведать» происходить от индийского слова «веда», которое переводится как знание.

  • Йога – физические и духовные практики, благодаря которым совершенствуется тело и разум человека.
  • Шахматы – игра, призванная тренировать ум и развивать стратегические способности игроков. Она способна синхронизировать работу обоих полушарий мозга, гармонично развивая его.

Древнеиндийский шахматы

Рис. 3. Древнеиндийский шахматы.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древней Индии» по программе истории 10 класса мы узнали кратко о культуре Древней Индии. Мы выяснили ее характерные черты, определили, на какие периоды развития она поделена. Также мы познакомились с важнейшими достижениями культуры Древней Индии.

Тест по теме

obrazovaka.ru

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ КРАТКО — МегаЛекции

Если говорить о культуре Древней Индии, то можно выделить в данном случае четыре основных направления - это письменность, литература, искусство, а так же научные знания. Все это в более доступном и кратком виде изложено ниже.

Религия Древней Индии кратко

В древнейшие времена индийцы поклонялись силам природы, от которых зависела их производственная деятельность. Бог Индра был благодетельным божеством, подателем дождя, борцом с духами засухи и грозным богом бури, вооруженным молнией.

Бог солнца Сурия, по представлению древних индийцев, каждое утро выезжал на золотой колеснице, запряженной огненно- рыжими конями. Богам приносили жертвы, молились им. Считалось, что боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненным жертвоприношением.

В эпоху образования классового общества и государства боги природы превращаются в богов — покровителей государства и царской власти. Бог Индра превратился в покровителя царя, в божество грозной войны.Со временем, в древней Индии складывается особая жреческая религиозная система — брахманизм. Жрецы-брахманы считали себя единственными знатоками и хранителями священного знания. Они объявили себя лучшими из людей: Индийский храм. Ill—IV вв.божествами в облике человека. В период распространения брахманизма богам приносили обильные жертвы. Выгоду от этого получали жрецы-брахманы. Брахманизм освящал рабовладельческое государство, как якобы установленное самими богами, укреплял выгодную рабовладельцам кастовую систему.

Против кастовой системы и поддерживавшего ее брахманизма в Древней Индии возникло движение протеста. Оно нашло выражение и в новой религии — буддизме. Первоначально буддизм выступил против кастового деления. Приверженцы новой религии учили, что все люди должны быть равны независимо от того, к какой касте они принадлежат. В то же самое время последователи буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, так как буддизм проповедовал отказ от всякой борьбы. Буддизм получил широкоераспространение в Индии в середине первого тысячелетия до н. э. Из Индии он перешел в соседние страны и является в настоящее время одной из наиболее распространенных религий Востока.

Письменность и литература (краткое содержание)

Крупнейшим культурным достижением древних индийцев было создание алфавитного письма из содержащего 50 знаков. Эти знаки обозначали отдельные гласные и согласные звуки, а также слоги. Индийское письмо гораздо проще египетских иероглифов и вавилонской клинописи. Правила письма излагались в особых учебниках грамматики, созданных в V в. до н. э. индийским ученым Панини.Грамота в древней Индии была доступна главным образом брахманам. Они записали в своих законах, что бог Брахма создал индийское письмо и только брахманам разрешил им пользоваться.

Уже в XI—X вв. до и. э. индийские певцы исполняли гимны богам. Сборники этих гимнов называются Ведами. Они были впоследствии записаны и стали памятниками литературы. Веды знакомят нас с древнейшими религиозными верованиями индийцев. Они содержат множество легенд, легших в основу произведений художественной литературы.В прекрасных поэмах «Махабхара- та» и «Рамаяна» содержится информация о подвигах древних царей и героев, об их походах и завоеваниях, о войнах между индийскими племенами.Индийцы создали множество сказок, в которых отразилось отношение народа к угнетателям. В этих Фигуры львов на верхушке колонны. 111 с. до н. э.сказках цари выведены безрассудными, жрецы — глупыми и жадными, а простые люди — смелыми и находчивыми.В одной из индийских сказок говорится о купце, жалевшем деньги на корм для своего осла. Купец надевал на своего осла львиную шкуру и пускал его пастись на поля бедняков. Сторожа и земледельцы в ужасе разбегались, думая, что видят льва, и осел наедался досыта. Но однажды осел закричал. Жители деревни узнали осла по голосу и забили его палками. Так был наказан купец, привыкший обманывать людей и наживаться за их счет.Многие индийские сказки были еще в древности переведены на китайский, тибетский и другие языки народов Востока. Они живут и по сей день, свидетельствуя о таланте и мудрости их создателя—: великого индийского народа.

Научные знания (кратко)

Больших успехов достигли древние индийцы в математике. Около V в. они создали цифры, которые мы называем «арабскими». На самом деле арабы лишь передали в Европу цифры, с которыми познакомились в Индии. Среди цифр, написание которых было дано индийцами, имелась цифра «О» (ноль). Она облегчила счет, позволив считать десятками, сотнями, тысячами с помощью одних и тех же десяти цифрДревним индийцам было известно, что Земля имеет форму шара и что она вращается вокруг своей оси. Индийцы совершали путешествия в далекие страны. Это способствовало развитию географических знаний.Индийские агрономы, опираясь на многовековой опыт земледельцев, выработали правила обработки почвы, севооборота, внесения удобрений, ухода за посевами.Высокого развития достигла в Индии медицина. Индийские врачи имели разные специальности (внутренние болезни, хирургия, глазные и др.). Им были известны желтуха, ревматизм и другие болезни, а также способы их лечения. Они умели изготавливать лекарства из целебных трав и солей, производить сложные операции. Появились первые медицинские труды.В Индии были изобретены шахматы, являющиеся в настоящее время любимой игрой миллионов людей разных стран, в частности нашей страны. Индийцы называли шахматы «чатуранга», т. е. «четыре рода войск».

Про искусство (кратко)

Индийские архитекторы сооружали замечательные храмы и дворцы, отличающиеся необычайной тщательностью отделки. Поражал великолепием царский дворец в Паталипутре. Главные входы этого огромного деревянного здания представляли собой ряды колонн. Колонны были украшены Каменные ворота, украшенные резьбой. 1 в. до н. э.позолоченными виноградными лозами и птицами, искусно отлитыми из серебра. Чужестранцы не могли поверить, что дворец в Паталипутре сооружен людьми; им казалось, что его создали боги.На священных для древних индийцев местах воздвигались ступы — огромные сооружения из кирпича или камня в форме кургана. Ступу окружала каменная ограда с одним или несколькими воротами. Ворота были сложным архитектурным сооружением, украшенным богатой резьбой и скульптурой.

Памятниками упорного труда являются сохранившиеся в горах древние пещерные храмы и монастыри. В скалах вырубались обширные залы и коридоры. Они украшались резными колоннами и цветной росписью, вызывающей восхищение современных художников.

 

 

megalektsii.ru

Краткая история Индии

Древнейший период

Первые следы пребывания на территории Индии (палеотические рубила соанской культуры в Пенджабе) относятся ко второму межледниковому периоду более чем 100 тысяч лет назад. На юге Индии приблизительно в это же время также существовала культура, получившая название мадрасской. Колыбели всей индийской - долины Ганга, как предполагают, в то время не существовало - там было мелководное море. Древнейшие свидетельства оседлых земледельческих культур - поселения - открыты в Белуджистане и Синде и датируются 4 тыс. до н.э. В те времена климат Индии, особенно в Северо-Западной части был существенно другим - более влажным. Весь бассейн Инда был покрыт лесами; ныне почти безводный Белуджистан орошали полноводные реки, что давало возможность существовать многочисленным земледельческим племенам. Обитатели поселений жили в домах из сырцового кирпича, изготовляли керамику высокого качества и уже использовали металл. Их религиозные воззрения были во многом схожи с верованиями других земледельческих общин Ближнего и Среднего Востока, связанные с культом плодородия и Богини-матери.Хараппская цивилизация

В 3 тыс. до н.э. в долине Инда складывается так называемая Хараппская цивилизация - названная так по современному названию населѐнного пункта на левом берегу реки Рви в Пенджабе, где когда-то располагался один из самых больших городов этой цивилизации. Второй известный большой город этой цивилизации - Махенджо-Даро - находится на правом берегу Инда приблизительно в четырѐхстах километрах от его устья. В Калибангане вблизи границы Индии с Пакистаном в устье древней реки Сарасвати (сейчас почти пересохшей) найден ещѐ один город, относящийся к этой цивилизации. Известно также большое количество более мелких городов и поселений. Хараппская цивилизация занимала огромную территорию протяжѐнностью около тысячи пятьсот километров с севера на юг.

Махенджо-Даро и Хараппи возникли предположительно в середине 3 тыс. до н.э. и существовали, по крайней мере, и во втором тыс. до н.э. Очевидно, что уже тогда эти города поддерживали связь с цивилизациями Двуречья. Хараппская цивилизация была, скорее всего, теократической, т.е. управлялась жрецами.

Оба города были построены по сходному плану - цитадель с зубчатыми стенами и общественными зданиями внутри, вокруг которой располагался город, занимавший площадь, более квадратного километра. Прямые улицы разделяли город на кварталы. Строительным материалом для построек обычно служил обожжѐнный кирпич чрезвычайно высокого качества.

Дома высотой в два этажа тоже строились по одному плану - вокруг прямоугольного двора анфилада комнат. Вход в дом обычно был не с улицы, а с переулка; все окна выходили во внутренний двор. В домах имелись комнаты для омовений - своеобразные «ванны» с системой водосточных труб, выходящими в городскую канализацию. Трубы городской канализации проходили под улицами и перекрывались специальными кирпичными плитами. В Махенджо-Даро открыт один из древнейших бассейнов для купания.

В Хараппи севернее цитадели обнаружено большое зернохранилище. Как показывают исследования, основными зерновыми культурами Хараппской цивилизации были пшеница и ячмень. Уже были приручены буйволы, козы, овцы, свиньи, ослы, собаки и различные домашние птицы. К удивлению археологов, ни одно из сооружений в Махенджо-Даро и Хараппи не удалось идентифицировать как храм.

Уже существовала письменность, скорее всего пиктографического характера, насчитывающая около двухсот семидесяти знаков. Многие из этих знаков отображены на найденных при раскопках печатях. К сожалению, не смотря на все попытки, письменность Харапской цивилизации расшифровать, пока не удалось.

Около 1500 года до н.э. произошло серьѐзное землетрясение, уничтожившее множество городов Хараппской цивилизации, а вслед за этим в долину Инда вторглись завоеватели с запада, которые окончательно уничтожили эту культуру. До сих пор нет установившегося мнения, были ли это уже арийские племена, или более ранние завоеватели.

Арии

Существуют многочисленные теории происхождения ариев. Попытавшись обобщить наиболее обоснованные из них, можно сказать, что около 2000 г. до н.э. где-то на территории современной Украины жили варварские племена: довольно высокие, светлокожие люди. Они едва ли не первыми в мире приручили лошадей и впрягли их в лѐгкие быстроходные повозки со спицами. Племена эти занимались главным образом скотоводством и немного земледелием.

В начале 2 тыс. до н.э., из-за какой-то причины (перенаселѐнность, засуха) эти племена приходят в движение и впоследствии заселяют громадные территории от Ирландии на западе до Индии на востоке. Они покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку.

Проникновение ариев в Индию не было единовременным действием, а процессом, растянувшимся на сотни лет. Этот период в истории Индии называют арийским или ведическим. Именно в эту эпоху созданы величайшие памятники индийской и мировой культуры - поэтические эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна". (Впрочем, существуют мнения, что эти древние эпосы созданы намного раньше - около 6000 тыс. лет до н. э., т. е. когда арии еще жили на своей прародине).

Арии не создали городской цивилизации, хозяйственной основой их существования было пастушество и земледелие, очень важное место в хозяйстве занимал скот. Лошадь также имела в жизни ариев исключительно большое значение, но использовалась главным образом для военных целей.

Именно в ведическую эпоху складываются основные сословия (касты). Семья, которая была основной единицей арийского общества - строго патриархальной, брак - моногамным и нерасторжимым. Многочисленные находки при раскопках игральных костей свидетельствовали об увлечении ариев азартными играми. Любили также и хмельные напитки (сому и суру).

Материальная культура ариев достигла высокого развития. Они владели искусством обработки бронзы, изготавливали из неѐ оружие и орудия труда (древние медные копи найдены ещѐ на предполагаемой прародине ариев).

Поздневедийский период

Между вторжением ариев в долину Инда и Эпохой Будды прошло около 5-ти веков. За это время арии продвигались дальше на восток вниз по Гангу, их культура приспосабливалась и изменялась к местным условиям. Именно на востоке возникают новые царства, сыгравшие позже значительную роль в индийской истории. Многие исследователи полагают, что «Махабхарата» и «Рамаяна» отражают события, происшедшие именно в этот период. Однако, здесь ещѐ много загадок - и окончательно утверждать или датировать что-либо пока нельзя.

Эпоха Будды. Магадхо-маурийское государство

В эпоху, которую впоследствии стали называть эпохой Будды, центр индийской цивилизации продвигается на восток. Здесь возникают и достигаю расцвета четыре царства: Кошала, Магадха, Ватса и Аванти, затмившие древнюю страну Куру в Пенджабе, как экономически, так и политически. В средине 1 тыс. до н.э. одному из них - Магадхи - удаѐтся создать, по сути, первую индийскую империю, владения которой включали весь бассейн Ганга и почти всю Северную Индию, за исключением Раджастхана, Синда и Пенджаба.

Около 326 года Александр Македонский, после покорения персидской империи Ахеменидов и похода в Бактрию, преодолевает Гиндукуш и вторгается в Индию. Войска Александра переправляются через Инд и входят в Пенджаб. Александр разбивает войска пенджабского царя Пора и начинает наступление вглубь страны, однако под угрозой мятежа в своих войсках вынужден повернуть назад.

После смерти Александра одному из военачальников Александра, Селевк Никатор в 305 году до н.э. вновь вторгается в Индию, однако, по-видимому, терпит поражение от императора Магадхо-Маурийсукого государства Чандрагуты.

Примерно в 269 г. до н.э. императором становиться Ашока - впоследствии, один из величайших правителей Индии. Согласно буддийским источникам,Ашока незаконно захватил трон, убил всех возможных соперников и начал правление как тиран, однако через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно иным человеком и стал проводить новую политику. Он отказался от обычной территориальной экспансии, была существенно смягчена внутренняя политика. Он запретил жертвоприношение животных, даже заменил традиционные забавы индийских царей - охоту – на паломничество к буддийским святыням.

Согласно традиции благодаря сыну (или брату) Ашоки, Махендра (Махинда) произошло обращение Шри-Ланки в буддизм.

Император Ашока умер около 232 г. до н.э., по-видимому, уже утративший к этому времени власть. Наследники Ашоки еще около 50-ти лет правили Индией.

Эпоха нашествий

В 183 г. до н.э. власть, в результате дворцового переворота захватил Пушьямитра Шунга, один из военачальников последнего маурийского царя Брихадрахти. Новый царь возвращается к старой индуисткой религии. Происходит «эрозия» Маурийского царства, от него отходят и становятся независимыми многие княжества.

В это время на северо-западных границах Индии в результате распада империи Селевкидов образуются независимые эллинистические государства Бактрия и Парфия. Бактрийские греки начинают экспансию в северо-западную Индию. Они захватывают большую часть долины Инда и Пенджаб и совершают набеги далеко в долину Ганга. Впоследствии это греческое государство на северо-западе Индии распадается на крошечные греко-бактрийские царства.

Во втором веке до н.э., орды кочевников из Центральной Азии (известные из китайских источников под именем юэчжей) двинулись на запад, тесня скифов. Скифы под давлением с севера напали на Бактрию и захватили еѐ, а впоследствии, теснимые теми же кочевниками, разгромили Парфию и греческие царства северо-западной Индии. Власть скифов (саков, шаков) распространилась до самой Матхуры. Самый ранний из известных нам царь скифов, правивший в Индии, Мауэс (80 г. до н.э.)

В 1 в. н.э. Кунджулы Кадзива из племени юэчжейкушан сосредоточил в своих руках власть над Бактрией, а затем ему удаѐтся захватить и северо-западную Индию. Одному из его последователей Канишке, удаѐтся сконцентрировать в своих руках власть над значительной частью Центральной Азии и северо-западной Индии (вплоть до Варанаси). При Канишке начинается проникновения буддизма в Центральную Азию и на Дальний Восток.

Приемники Канишки правили северо-западной Индией вплоть до середины 3 века, когда царь Васудэва был разбит Шапуром I, представителем новой иранской династии Сасанидов. Северо-западная Индия попадает под иранское влияние.

В 1 в. до н.э. - 4 в. н.э. на Деканском полуострове возникают несколько новых царств (Орисса, царство Сатаваханов) просуществовавших несколько сотен лет.

На юге Индии в Тамилнаде в этот период существует несколько тамильских государств. Хорошие мореплаватели, тамилы вторгаются на о. Ланку и на некоторое время захватывают его северную часть. Тамилы имели тесные торговые отношения с Египтом и Римской империей.

Эпоха Гуптов

В 320 г. н.э. в истории Индии появляется ЧандраГупта, потомки которого в значительной мере восстановили могущество Маурийской империи. При его приемнике Самудрагупте (около 335-376 гг.) в Индии опять создаѐтся великая империя, простирающаяся от Ассама до границ Пенджаба. Шакам (потомкам скифов), правившими северо-западной Индией удаѐтся поколебать Гупскую империю, однако в 338 г. ЧандраГупта II окончательно побеждает шаков.

В конце правления Кумарагупты I (415-454 гг.) северо-западная Индия опять подвергается нашествию северных кочевников, известных из византийских источников под именем гуннов.

Его сыну Сканлагупте (около 455-467 гг.) удалось восстановить империю.

В конце пятого века гунны опять двинулись на Индию и, начиная с 500 г., Западная Индия находилась в руках гуннских царей. В 530 г. Нарасинхгупта изгонят гуннов, однако к 550 г. империя Гуптов прекращает существование.

Впоследствии Харша (606-647гг.) из боковой ветви династии Гуптов восстанавливает контроль над значительной частью империи от Гуджарата до Бенгалии.

После смерти Харши начинается великая смута, непрекращающееся чередование распрей между местными династиями. В 812 г. арабы захватили Синд.

В 986 г. эмир из г. Ганзы в Афганистане Сабуктигин предпринял первый набег на северо-западную Индию. С 997 г. уже его сын Махмуд начал совершать систематические походы на богатые индийские царства.

Союз индийских царей, организованный для отпора Махмуду, был разбит в 1001 году под Пешаваром. К 1027 году Махмуд присоединил к своему государству все северо-западные области и Пенджаб вместе с арабским государством Синда.

Эпоха Великих Моголов

Династия Махмуда в Афганистане была вытеснена новой династией, один из еѐ представителей, известный под именем Мухаммада Гури продолжил завоевание индуистских государств. Его военачальник Кутб уд-дин Айбак занял Дели, другой полководец Мухаммад ибн-Бахтияр двинулся вниз по Гангу и опустошил Бихар, затем, почти не встречая сопротивления, занял Бенгалию. Начиная с начала 13 в. и до 18 в. в северной Индии господствовали мусульманские завоеватели. В 1206 г. Мухаммад ибн-Бахтияр был убит и первым султаном Дели стал его полководец Кутб-уд-Дин, раб-вольноотпущенник. Именно Кутб-ун-Дин положил начало Делийскому султанату (1206-1526 гг.). За время существования Делийского султаната сменилось несколько династий: Гуламов (1206-1290 гг.), Хильджи, (1290-1320 гг.), Тугхлака (1320-1413 гг.), Сайидов (1414-1451 гг.), Лоди (1451-1526 гг). Во время правления Мухаммеда Тугхлака удалось завоевать практически всю Индию, за исключением Юга и Кашмира.

В 1398 г. на делийский султанат обрушилось нашествие Тимура, правителя Самарканда. Султанат начал распадаться на отдельные части, к концу 16-го века в него входили только Дели с ближайшими окрестностями.

В 15-16х. веках в Южной Индии существовали индуисская Виджайнагарская империя и мусульманская империя бахманидов.

В 1498 г. у берегов Индии впервые появляются португальцы и начинают закрепляться на еѐ западном побережье. В начале 16-го в., на обломках Делийского султаната, начинает складываться новая могущественная империя, основателем которой стал выходец из Центральной Азии Бабур. В 1526 г. он вторгся в Индию. В битве при Панипате он разгромил войска Ибрагима Лоди и занял делийский престол. Так было основано государство Великих Моголов.

Первоначально империя Великих Моголов ограничивалась междуречьем Ганга и Джанмы, но уже при внуке Бабура Акбаре (1556-1505 гг.) была завоѐвана вся Северная и Центральная Индия и Афганистан.

Во времена правления сына Акбара Джахангира (1605-1627 гг.) в Индию прибыл первый английский посол.

Внук Акбара Шахджахан (правил с 1628 по 1658 гг.) перенѐс столицу из Дели в Агру.

Последний из великих Моголов, сын Шахджахана Аурангзеб (1658-1707 гг.) взошѐл на трон, заточив отца в Красном форте г. Агра. После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов распалась.

Приход европейцев

Васко да Гама, первый европеец, морским путѐм добравшийся в Индию, высадился в районе современного города Калькутта в 1498 году.

В 1600 году была основана английская Ост-индская компания. Первый еѐ корабль прибыл в Индию в 1608 году.

В 1613 году компания по указу императора Джахангира получает право на торговлю.

В 1640 году Компанией на Восточном побережье Индии в районе современного города Мадраса заложен форт Святого Георгия.

В 1668 году на Западном побережье Индии за 10 фунтов Компания приобретает остров Бомбей, где основывается фактория.

В 1690 году на месте деревушки, переданной Компании, основана Калькутта.

Постепенно Ост-Индская Компания устанавливает контроль над всей дельтой Ганга. В результате нескольких англо-майсурских войн в 1799 г. присоединяется Майсур и Хайдерабад в Южной Индии. В начале 19 в. была завоевана Махараштра, в 1829 г. Ассам, в 1843 г. Синд, в 1849 г. Пенджаб. К средине 19-го века практически вся Индия оказалась под властью британской короны.

В 1857 году вспыхивает мощнейшее сипайское восстание (сипаи - индийцы, служившие в англо-индийской армии), получившее название Первой войной за независимость Индии. Восстание было подавлено, но Британия пересмотрела свою политику в отношении Индии. В 1858 г. Ост-Индская компания была ликвидирована, а Индия стала колонией Британской империи.

Колониальное господство Британии продолжалось вплоть до 1947 года. Сопротивление британскому господству существовало всегда, а начиная с 20-х годов, оно получает подлинный размах. В 1947 г. Британия вынуждена была приять решение о предоставлении Индии независимости. Согласно этому закону, на месте Британской Индии создаются два доминионы - Индия и Пакистан. В состав Пакистана вошли преимущественно мусульманские западные и восточные районы Индии. Позже (в 1971 году) восточные районы отделились от Пакистана и здесь было провозглашено государство Бангладеш.

Независимая Индия

26 января 1950 года Индия стала независимой суверенной республикой.

В 1951 году в стране прошли первые всеобщие выборы.

В 1954 году Индия присоединила к себе французскую колонию Пондишери.

В 1961 году Индия стала одним из основателей движения неприсоединения.

В этом же году к Индии были присоединены португальские колонии Гоа, Даман, Диу.

www.ashram.ru


Смотрите также