Тема: Древняя Русь: источники и историография ( 4 часа). Древняя русь тема
конспект лекций. Тема 1. Древняя Русь (Г. М. Кулагина)
Тема 1. Древняя Русь
1.1. Славянский этногенез[1]
«Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.
Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская, иранская, германская и другие языковые группы. Распад индоевропейской общности приходится на IV тысячелетие до нашей эры.
Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры.
Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины.
Славяне вышли на историческую арену в V–VIII вв. нашей эры. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V–VI вв. нашей эры славяне жили еще в условиях родового строя. Однако в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности.
Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло.
В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основных славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя полян. Жителями современной правобережной Украины и Припятского Полесья были древляне.
Между Припятью и Березиной находились земли дреговичей, в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины – кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным – вятичи, жившие в бассейне верхней Оки. Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры – укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян – Новгород, на земле кривичей – Смоленск. Уже в IX–X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов.
По своим верованиям древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. Источники свидетельствуют о поклонении Перуну – богу молний, грома, войны, Велесу – покровителю скота, Стрибогу – богу ветров, Даждьбогу – богу солнца, Сварогу – богу неба. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия и покровительницей рода Мокошью.
1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья
В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.
По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке зародилась так называемая «норманнская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов во главе с Рюриком, чтобы прекратить внутренние распри. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны, т. е. «северные люди». По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра I и создания Академии наук. Немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, приглашенные на службу в Петербургскую академию наук, стали основоположниками «норманнской теории», согласно которой русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманнизм. Его основатели – М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.
Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. В исторической науке ХХ века норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.
Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.
После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, – Олег (879–912), родственник Рюрика – первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». Захватив в 882 году Киев, убив княживших там ранее Аскольда и Дира, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды он совершал походы на Константинополь, итогом которых стали два выгодных для Руси мирных договора (907 и 911).
Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье– периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.
Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.
Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.
Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.
После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).
В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)
К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований.
Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.
Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.
После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества.
Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.
Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.
2.3. Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси
В исторической науке вопрос относительно общественно-экономического строя и социальной структуры Киевской Руси остается дискуссионным. Вместе с тем большинство исследователей сходятся во мнении, что в Киевской Руси существовало несколько социально-экономических укладов. В социальной структуре древнерусского общества проявлялись четкие элементы и феодализма, и первобытно-общинного строя, и даже рабовладения.
Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре («княжеские мужи«), дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которых на Руси называли «вотчинами«, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, видимо, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках «люди». Важную роль в их жизни играла община («мир», или «вервь»). Во многих источниках упоминаются смерды. Возможно, это слово было синонимом понятия «люди». Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян – закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались «градские люди».
В раннефеодальном государстве имели место элементы рабовладения. Источники называют две категории рабского населения: челядь и холопов. Челядь, как правило, состояла из военнопленных и их потомков. Такие рабы считались младшими членами семьи. Распространялось обращение в рабство соплеменников, отсюда появился новый вид несвободных людей – холопы.
Основу экономики Киевской Руси составляло сельское хозяйство. Больших успехов достигает ремесло: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и др. Его развитие тесно связано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств. Города стали основными торгово-ремесленными центрами.
Развивалась и внешняя торговля. Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки» – то есть из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, изделия кузнецов и оружейников. Была и работорговля – русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь, главным образом, предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни Руси, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.
Главой Древнерусского государства считался правивший в Киеве великий князь. Княжеская власть переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т. д. Большинство историков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией.
Киевским князьям удалось подчинить себе все восточно-славянские племена. Уже с Х в. племенные князья в источниках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли посадники или волостники. Со второй половины Х в. крупными территориями управляли удельные князья. Ими становились, как правило, сыновья великого князя.
При князе функционировал совет (дума), состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в общественной жизни играло собрание городских жителей – вече. В нем принимали участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина. В военное время собиралось народное ополчение – «вои». Дружинники участвовали в управлении государством и служили опорой княжеской власти.
Киевская Русь была мощным государством. Она занимала территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до верховьев Волги. Киевская Русь стала колыбелью современных наций: белорусской, русской, украинской.
kartaslov.ru
Тема I. Древняя Русь V—XII века
Древняя Русь
Внутренняя политика.
Славян относят к семье индоевропейских народов. Прародина славян точно неизвестна. Большинство ученых сегодня считают таковой часть Польши, Западную Белоруссию и Украину. Оттуда славяне в середине I тыс. н. э. двинулись на запад (западные славяне — поляки, чехи, словаки), юг (южные славяне — болгары, сербы, хорваты и др.) и восток (предки русских, украинцев и белорусов). На Восточно-европейской равнине проживали финно-угорские племена (мордва, мещера, чудь и др.), но славянская колонизация носила мирный характер. Однако с севера нападали варяги (викинги, норманны, предки скандинавов), а с юга — хазары (Хазарский каганат — государство с центром на Нижней Волге) (1). Они облагали восточно-славянские племена данью и старались поставить под контроль торговый путь в Византию (из варяг в греки).
В период расселения у славян господствовал родоплеменной строй. Решающая роль в управлении принадлежала вече (народному собранию), князьям (военным вождям) и старейшинам (2). В первой половине IX в. складываются восточно-славянские союзы племен: поляне (среднее течение Днепра), древляне (р. Припять), вятичи (р. Ока), словене ильменские (оз. Ильмень) и др. Начинается процесс образования ДРГ. Призвание варягов в Новгород (летописная дата — 862) положило начало правлению там князя Рюрика (его потомки — Рюриковичи) (3). После его смерти при малолетнем сыне Рюрика Игоре править стал Олег (возможно, родственник Рюрика). В 882 он обманом захватил Киев (легендарный основатель — Кий), убил правивших там Аскольда и Дира, и сделал Киев своей столицей (4). Олег подчинил большинство восточно-славянских племен. После его смерти стал править Игорь. В 945 он был убит при сборе дани с древлян, когда затребовал ее больше обычного (5). Ввиду малолетства сына Игоря Святослава править стала его жена Ольга. Она жестоко наказала древлян, но установила твердые нормы сбора дани (6). Святослав подрос, но почти не занимался вопросами управления, а предпочитал воевать. Он, однако, подчинил вятичей (последний крупный восточно-славянский союз племен, который был вне ДРГ). После гибели Святослава вспыхнула распря между его сыновьями. Сначала победил Ярополк, но затем победу с помощью варягов одержал Владимир (980—1015).
Владимир посадил в различные города своих многочисленных сыновей (7). После его смерти между ними вспыхнула междоусобица. Власть в Киеве захватил Святополк, прозванный Окаянным за убийство своих братьев Бориса и Глеба (первые русские святые). Ему помогали поляки и печенеги, но победу все же одержал Ярослав, опиравшийся на помощь варягов и новгородцев (8). Правление Ярослава Мудрого (1019—1054) — расцвет ДРГ (9). При нем начал составляться первый общерусский сборник законов — "Русская правда" (составление продолжено при Ярославичах и Владимире Мономахе) (10).
По завещанию Ярослава его государство было разделено между сыновьями, что вскоре привело к новым междоусобицам. В 1097 на Любечском съезде князей раздробленность была юридически закреплена (11). На время смог объединить государство внук Ярослава Владимир Всеволодович Мономах (вел. киевский князь в 1113—1125, по матери — внук императора Византии Константина Мономаха) (12). Он заслужил большой авторитет и как организатор борьбы с половцами, и как противник княжеских междоусобиц, справедливый правитель (свои взгляды он выразил в "Поучении детям"). Мономах был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования после того, как недовольные высокими процентами по займам киевляне устроили беспорядки. Однако вскоре после смерти Владимира Мономаха ДРГ окончательно распалось (1132) (13).
Внешняя политика. После образования Древнерусского государства (ДРГ) основными направлениями его внешней политики стали отношения с Византией и Степью. Богатая Византия являлась привлекательным объектом грабежа и главным торговым партнёром. В 907 князь Олег совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь (Царьград, ныне Стамбул), после которого был заключен очень выгодный для русов торговый договор (14). В 941 Игорь совершил новый поход, но его флот был сожжен греческим огнем (горючей смесью). В 944 Игорь повторил поход, но византийцы, не доводя дело до сражения, пошли на переговоры. Был заключен новый договор о торговле, не такой выгодный, как договор Олега (15). Ольга совершила в Константинополь дипломатическую поездку и приняла крещение (16). Святослав сначала в союзе с византийцами воевал против дунайских болгар, но затем вступил с ними в конфликт, поскольку решил перенести на Дунай центр своей державы. После упорной обороны г. Доростол на Дунае и личной встречи с императором он отступил (17). Политика Владимира в отношении Византии определялась его стремлением принять крещение (поход на Корсунь) (18). Позже отношения Византии с ДРГ приобрели мирный характер.
Отношения ДРГ со степными народами определялись необходимостью обороны от набегов. Первоначально главную проблему представляли хазары, но Святослав уничтожил Хазарский каганат (965) (19). Это развязало руки кочевникам-печенегам. Пользуясь тем, что Святослав не занимался обороной ДРГ, они угрожали Киеву и убили Святослава, когда он возвращался после войны с Византией. Система обороны от набегов была создана Владимиром I (богатырские заставы, засеки, сигнальные костры) (20), а Ярослав нанес печенегам решающее поражение (21). При Ярославичах в приграничной степи появились половцы, которые нанесли им поражение и, пользуясь наступающей раздробленностью, сильно разорили русские земли. В борьбе с ними приобрел авторитет князь Владимир Мономах. Он организовал успешные походы против половцев, и они перестали представлять прежнюю угрозу (22).
ДРГ также поддерживало различные отношения с восточными (Волжская Болгария и др.) и западными (Польша, Германия и др.) странами. Показателем высокого авторитета ДРГ было то, что дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за королей Франции, Норвегии и Венгрии (23).
Хозяйство и общественные отношения. Ведущие отрасли — сельское хозяйство и ремесло. Основа сельского хозяйства — земледелие (пашенное на юге и подсечно-огневое на севере, выращивали зерновые культуры). Скотоводство играло подсобную роль. Важное значение имели охота на пушного зверя и бортничество (сбор меда диких пчел), дававшие главные экспортные продукты. Ремесло (особенно кузнечное, ювелирное и оружейное дело) развивалось интенсивно, в связи с чем росли города (главные — Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Смоленск) (24).
Внутренняя торговля была развита слабо (господство натурального хозяйства). Вместе с тем развивалась внешняя торговля (25). Русские купцы торговали с Византией, Закавказьем, Западной Европой. Вывозили меха, мед, воск, ремесленные изделия, ввозили предметы роскоши, вина, ткани.
В VI—VIII вв. в связи с развитием хозяйства на смену родовой общине пришла соседская, появились частная собственность и имущественное расслоение (26). В период существования ДРГ идет процесс становления феодализма. Для него характерно наличие двух основных общественных групп — феодалов-землевладельцев и зависимых крестьян, которых принуждают нести в пользу феодалов различные повинности (барщина — работа на поле и в хозяйстве феодала, и оброк — выплаты феодалу продуктами или деньгами). Слой феодалов составили великий князь и его родичи, военно-служилая знать варяжского и славянского происхождения, славянская родоплеменная знать, а также духовенство (после Крещения) (27). Появляются вотчины — крупные земельные владения с зависимыми крестьянами, передававшиеся по наследству (28).
Крестьяне жили общинами (верви). Среди них уменьшалось число свободных и росло число зависимых. Русская правда (главный источник по общ. отношениям в ДРГ) называет различные категории зависимого населения, но их положение неясно. Видимо, холопы — это близкие к рабам, закупы — работающие за долг (купу), рядовичи — работающие по договору (ряд). Процесс становления феодализма не был мирным, известны восстания крестьян и посадских людей, иногда под лозунгами возвращения к язычеству.
Эволюция общественных отношений нашла отражение в Русской правде (20). Правда Ярослава ограничивала кровную месть ближайшими родственниками, определила круг наказуемых преступлений. правда Ярославичей заменила кровную месть штрафом и усилила разницу в плате за убийство представителей различных категорий населения. Устав Владимира Мономаха урегулировал вопрос взимания ростовщического процента.
Культура — совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Культура ДРГ высоко оценивается специалистами. В сфере материальной культуры особенно успешно развивалось ювелирное дело. Известны скань (узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу) и зернь (узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку).
Духовная культура характеризовалась прежде всего развитием устного народного творчества и особенно былинного эпоса (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).
Система религиозных представлений восточных славян до принятия христианства характеризуется как славянское язычество: поклонение силам природы и олицетворявшим их богам и духам. Основными божествами были Перун (бог грома и молнии), Сварог (бог неба), Велес (бог скота, пастухов), Род (бог плодородия), Лада (богиня семьи). В святилищах (капищах) перед идолами богов под руководством жрецов (волхвов) совершались жертвоприношения и исполнялись обряды (29).
После Крещения Руси в 988 г. в духовной культуре произошли огромные изменения. Началось развитие ювелирного ремесла (скань, зернь, финифть, перегородчатая эмаль)(30) , распространение славянской письменности созданной в IX в. в Дунайской Болгарии просветителями св. Кириллом и Мефодием (кириллица)(31). Стали создаваться школы, переводиться книги. Центры культуры — монастыри (главный — Киево-Печерский) (32). В XI в. началось формирование древнерусской литературы (первые летописи, Слово о законе и благодати первого русского митрополита Илариона) (33). Крупнейший летописный свод Древней Руси Повесть временных лет возник в начале XII в. (главный автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор) (34).
С принятием христианства стали строить храмы. Типичны крестово-купольные храмы. Памятники зодчества — соборы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, построенные при Ярославе Мудром (35). Храмы украшали мозаикой (рисунки из цветных стеклышек) и фресками (живопись по сырой штукатурке). При огромном культурном влиянии Византии следует отметить, что русские мастера творчески перерабатывали достижения греков.
Скрыть
chronolines.ru
Тема 3 Древняя Русь X – начала XII в.
Тема 3 Древняя Русь X – начала XII в.
ПЛАН
1. «Русская Правда» и развитие восточнославянского общества.
1.1. Правда Ярослава.
1.2. Правда Ярославичей.
1.3. Устав Владимира Мономаха.
2. Общественный строй.
2.1. Характер общественного строя.
2.2. Основные черты зрелого феодального строя.
2.3. Особенности общественного строя Древней Руси: Община и свободные общинники. – Князь и дружина. – Зависимое население.
3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в.
3.1. Форма политической власти.
3.2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии: Вече. – Княжеская дружина. – «Вой». – Родовой (династический) характер наследования власти. – Сакрализация личности князя.
3.3. Эволюция древнерусской государственности: Усобицы. – Княжение Ярослава Мудрого. – Местные княжеские династии.
4. Социально-политическая борьба в Древней Руси.
4.1. Характер народных выступлений.
4.2. Крупнейшие народные выступления в Киевской Руси: Волнение 1024 г. в Суздальской земле. – Восстание 1068 г. в Киеве. – Восстание 1113 г.
4.3. Многозначность народных движений.
5. Выводы.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
источники и историография ( 4 часа)
1. Проблема периодизации истории Древней Руси.
2. "Повесть временных лет" как источник по изучению истории Древней Руси:
источники, причины и хронология формирования текста.
3. Русские летописи и проблема норманского влияния.
2. Образование древнерусского государства: историография проблемы.
3. "Русская Правда" как источник по истории социально-правовых отношений в
Древней Руси: источники, редакции, проблематика статей.
Источники:
1. Повесть временных лет (любое издание ).
2. Политическая история России: Хрестоматия. - М., 1996. С. 9-28.
3. Русская Правда. Текст // Памятники русского права. М., 1952. Вып. 1.
4. Русская Правда. Текст // Российское законодательство Х – ХХ веков.
М., 1985. Т. 1.
Литература обязательная:
1. Данилевский И.Я. Древняя Русь глазами современников и потомков ( 1Х-Х11 вв ) / И.Я.Данилевский. - М., 2001. Лекция 4.
2. Зимин А.А. Правда Русская / А.А.Зимин. - М., 1999.
И.В.Дубов, Г.С.Лебедев // Славяне и скандинавы. - М., 1986.
4. Лихачев Д.С. Повесть временных лет / Д.С.Лихачев // Великое наследие. - М., 1980.
5. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности / В.В.Мавродин. - М., 1971.
6. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года / Шапиро А.Л. - М., 1993. Лекции 4-5.
7. Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200 / С. Франклин, Д.Шепард. - СПб.,
2000. Гл. У1.
Литература рекомендуемая:
1. Ловмяньский Х. Русь и норманны / Х.Ловмяньский. - М., 1985.
2. Насонов А.Н. История русского летописания Х1-начала ХУ1 вв / А.Н.Насонов. –
М., 1969.
3. Пашуто В.Т. Русско-скандинавские отношения и их место в истории
средневековой Европы / В.Т.Пашуто // Скандинавский сборник. Таллин, 1970.
Вып. 15.
4. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков /
В.Я.Петрухин. - Смоленск - М., 1995.
5. Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории.
Киевская Русь / А.Е.Пресняков. - М., 1993. (серия "Памятники исторической
мысли").
6. Приселков М.Д. История русского летописания Х1-ХУ вв / М.Д.Приселков. –
СПб., 1996.
7. Рапов О.М. Русская церковь в 1Х-первой трети Х11 в.: Принятие христианства /
О.М.Рапов.- М., 1988.
8. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества Х11-Х111 вв / Б.А.Рыбаков. –
М., 1993.
9. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси /
М.Б.Свердлов. - Л., 983.
Тема: Древняя Русь: особенности социально-политического развития (4 часа)
1. Основные черты и элементы древнерусской государственности.
1. Князь и дружина.
2. Древнерусский город в системе социально-политических отношений.
3. Проблема Вече в Древней Руси.
4. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы эксплуатации.
5. Введение христианства на Руси.
6. Обыденные представления древнерусского человека.
Источники:
Повесть временных лет (любое издание)
Литература учебная:
1. История государственного управления России. Учебник / Отв. Ред. В.Г.Игнатов.- Ростов-на-Дону, 1999. Гл.II.
2. История России: народ и власть. Учебник для вузов. - СПб., 1997. Лекция 2.
Литература обязательная:
1. Введение христианства на Руси. - М., 1987. Гл. 1, 1У, У, У1.
1. Данилевский И.Я. Древняя Русь глазами современников и потомков ( 1Х-Х11 вв. ) / И.Я.Данилевский. - М., 2001. Лекция 5-6.
2. Дубов И.В. Города, величеством сияющие /И.Г.Дубов. - СПб., 1995.
3. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси / Б.А.Романов // От Корсуня до Калки. -М., 1990.
4. Флоря Б.Н. "Служебная организация" и ее роль в развитии феодального общества у восточных и западных славян / Б.Н.Флоря // Отечественная история. 1992. № 2.
5. Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200 / С.Франклин, Д.Шепард. - СПб.,
2000. Гл. У, У11
6. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории /И.Я.Фроянов. - Л., 1980.
· 20.5. Нарастание недовольства в обществе и отстранение Н.С. Хрущева от власти
· Тема 21. СССР в середине 1960-х – 1980-х годов. Нарастание кризисных явлений
· 21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны
· 21.2. Экономическая реформа 1965 г
· 21.3. Нарастание кризисных явлений в экономической, политической и социально-духовной сферах
· 21.4. Внешняя политика
· 21.5. Агония социализма
· Тема 22. Советский Союз в 1985–1991 годах. Перестройка
· 22.1. Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований
· 22.2. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил
· 22.3. Новое политическое мышление и внешняя политика
· 22.4. Обострение межнациональных отношений
· 22.5. Августовский путч 1991 ᴦ. Распад СССР и крах перестройки
· Тема 23. Российская Федерация на современном этапе (1992–2007)
· 23.1. Радикальная социально-экономическая трансформация страны и ее издержки
· 23.2. Общественно-политическое развитие и становление новой российской государственности
· 23.3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации
Отечественная история
1.1. Славянский этногенез[1]
ʼʼОткуда есть пошла русская земляʼʼ – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой ʼʼПовести временных летʼʼ монах Нестор.
Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская, иранская, германская и другие языковые группы. Распад индоевропейской общности приходится на IV тысячелетие до нашей эры.
Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры.
Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины.
Славяне вышли на историческую арену в V–VIII вв. нашей эры. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V–VI вв. нашей эры славяне жили еще в условиях родового строя. При этом в данный период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности.
Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, а также домашнее скотоводство, охота͵ рыболовство, бортничество. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. При этом окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло.
В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия базовых славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя полян. Жителями современной правобережной Украины и Припятского Полесья были древляне.
Между Припятью и Березиной находились земли дреговичей, в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины – кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным – вятичи, жившие в бассейне верхней Оки. Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры – укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян – Новгород, на земле кривичей – Смоленск. Уже в IX–X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов.
Необходимо отметить, что по своим верованиям древние славяне были язычниками. Οʜᴎ поклонялись силам природы и духам предков. Источники свидетельствуют о поклонении Перуну – богу молний, грома, войны, Велесу – покровителю скота͵ Стрибогу – богу ветров, Даждьбогу – богу солнца, Сварогу – богу неба. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия и покровительницей рода Мокошью.
referatwork.ru
Темы исследовательских работ по истории Древней Руси
Учащиеся школ могут воспользоваться темами проектов по истории Древней Руси для проведения небольших исследований в этой области истории. Любую тему проектной работы по истории Древней Руси вы можете изменить на свое усмотрение в зависимости от ваших взглядов и интересов.
Главное - соответствующую уровню знаний и предпочтениям тему для автора, при этом руководителю исследовательского проекта в области Древней Руси необходимо проводить консультации по каждому аспекту работы. История Древней Руси насчитывает множество тем и событий для рассуждения, что заинтересует многих учеников.
Советуем руководителю не забыть про актуализацию знаний по основным понятиям и теме исследовательской работы по истории Древне Руси.
Например, вы можете повторить значение объекта и предмета исследования по ссылке:
Выбирая определённую тему исследовательской работы по истории Древней Руси, ученик может обратить внимание на великих исторических личностей того времени, их правление и влияние на славянскую историю в целом.
Также, можно подобрать интересную тему исследовательского проекта по истории Древне Руси про быт и существование народа Древней Руси, изучить события, повлёкшие за собой географические и политические изменения державы.
Темы проектов по истории Древней Руси
Темы для исследовательских работ учащихся по истории Древней Руси:
А.Невский: полководец, дипломат, христианин. Александр Невский — солнце земли русской Александр Невский: князь, полководец, дипломат. Боевое снаряжение в средневековой Руси X–XVI вв. и особенности его изготовления. Боевые воинские искусства Древней Руси. Боевые искусства Древней Руси. Борис Годунов Была ли альтернатива в развитии русского общества в конце XVI — начале XVII в. в эпоху Смутного времени? Был ли Иван IV самым жестоким правителем в XVI в.? Быт крестьян в XVI веке. Великий князь Александр Невский. Верования восточных славян Верования древних славян. Язычество. Верования славян как суеверия современного человека. Викинги и славяне: история взаимоотношений. Влияние имени и отчества на судьбу человека на примере биографий Дмитрия Михайловича Пожарского и Дмитрия Михайловича Карбышева. Влияние норманнской культуры на развитие Древнерусского государства. Влияние политики Ивана III на историческое развитие Руси XV века. Возникновение и становление Московского княжества как центра государственности и духовной культуры. Возникновение письменности у славян. Волшебный мир легенд Древней Руси. В старину едали деды Войны древних славян. Вооружение славянских воинов. Все о пельменях Герои русской истории — русские Колумбы. Герои русских былин и их реальные прототипы. Герои Куликовской битвы в названиях боевых кораблей. Дмитрий Иванович Донской — спаситель и хранитель Руси. Доспехи воина Древней Руси. Древнерусская школа Древнерусские имена. Древняя Русь Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел. Древняя символика в художественном убранстве крестьянской избы. Жизнь князя Дмитрия Пожарского как пример служения отечеству. Забытые старинные русские игры.
Темыисследовательских работ по истории Древней Руси (продолжение)
Завоевание Сибири. Загадка Ермака. Загадки Куликовской битвы. Зарождение Московского края и Москвы. Значение принятия христианства на Руси Иван IV Васильевич Грозный: личность и государственный деятель. Иван IV Грозный — первый русский царь. Иван Грозный: психологический портрет личности на фоне эпохи. Иван Сусанин — патриот Земли русской. Иконопись. Русская икона Илья Муромец Имя святого Георгия Победоносца в новгородской истории. Историческая реальность «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», «Поучения Владимира Мономаха» и др. произведений древнерусской литературы. История Московского Кремля (архитектурная летопись). История возникновения монет на Руси. История русских бань История русских блинов. История русских немцев на примере моей семьи. История русских фамилий К. Минин и Д. Пожарский — образец сплочённости и героизма русского народа в защите Отечества. Как одевались люди в старину. Как произошли названия башен Московского Кремля. Как строили на Руси Каменное зодчество Древней Руси. Каменная летопись Карион Истомин – Гордость земли Курской. Князь Дмитрий Иванович Донской — защитник Отечества. Князь Олег – первый общерусский правитель. Княжеские съезды XII–XIII в. и их реальное значение. Красное Солнышко над Русью (жизнь и дела великого князя Владимира). Крепость Копорье на северо-западной линии обороны Руси. Крепость Орешек на северо-западной линии обороны Руси. Крепость Старая Ладога на северной линии обороны Руси. Крестьянская война 1773-1775 годов. Крестьянская одежда на Руси. Крещение Руси: легенда и факты. Куликово поле — первое ратное поле России. Куликовская битва: спорные вопросы историографии. Куликовская битва: стратегия и тактика Дмитрия Донского. Культура Древней Руси до монгольского нашествия. Летописцы о начале русского государства. Масленица: история, игры и обряды. Мир наскального искусства на нижнем Амуре. Мировоззрение старообрядцев. Михаил Федорович Романов Мифы и символы древних славян. Национальный герой России — Александр Невский. Начало Руси: Владимир I Святославич. Нижегородский кремль — образец русского военного зодчества XV-XVI вв. Нижний Новгород — центр формирования народного ополчения в 1611 году. Новгородские письмена Новогодние и рождественские праздники на Руси. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и ее критика. Обереги Образ Иоанна Грозного. Образы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в летописях XVII века. Образы монархов XVIII столетия (Петра I, Екатерины II, Павла I) в отечественной публицистике XIX–ХХ в., школьных учебниках. Опричнина Ивана Грозного Опричнина и споры вокруг нее в исторической науке. Оружие Древней Руси по историческим источникам и русскому фольклору. Оружие ближнего боя у славян в IX–XI веках. Оружие древних славян Осада города Кунгур войском Пугачёва. "От кольчуги до мундира". История русского военного костюма. Откуда пришли в крестьянский быт русская печь и керосиновая лампа? Панцирные бояре в истории Себежского края. Пасха. Персонажи славянской мифологии. Переписка Ивана IV Грозного и Андрея Курбского. Политический строй средневековых республик (Новгород, Псков). Политический символизм: венчание на царство, коронационные торжества, инаугурации. Поход дружины Ермака в Сибирь. Правление Ивана IV - плюсы и минусы. Праздник Ивана Купала. Приметы и суеверия Пряники русские Реальные и мифологические образы древнерусских князей. Роль Ивана IV Грозного в централизации власти. Роль народа в Смутное время 1611-1612 гг. в оценках известных российских историков. Роль славянских оберегов в жизни славян. Русская баня Русская дипломатия в X-XVI вв. Русская каша Русская народная изба Русская народная одежда. Русские богатыри: миф или реальность? Русские доспехи X-XVII веков Русские земли в борьбе с монголо-татарами. Русские матрешки Русский народный сарафан Русский пряник. Возрождение традиций пряничного искусства поморов. Русский свадебный обряд Русский средневековый монастырь как землевладелец и интеллектуальный центр. Русское гостеприимство Русь и Золотая Орда: проблемы взаимоотношений. Русь и крестоносцы Самозванство в начале XVII в. Лжедмитрий I. Свадебные обряды на Руси Святой богатырь Илья Муромец. Былинный герой или реальная историческая личность? Сергий Радонежский Смутное время. История в лицах. История семьи Годуновых. Собирательный портрет русских самозванцев XVII-XVIII вв. Средневековые замки на территории России Старинные русские меры в истории и речи народной. Старинные игры Страницы истории Древней Руси. Князь Владимир: от язычества к христианству. Сэвэны - духи-обереги народов Приамурья. Традиции и обычаи Древней Руси Украшения Древней Руси. Форма правления при Иване Грозном: абсолютизм или сословно-представительная монархия? Холодное оружие русских воинов. Хомус — старинный музыкальный инструмент якутов. Храмы Руси Христианизация Руси Царь Иван Грозный. Личность и судьба. Человек в истории. В.М. Колбин. Чем писали в старину? Эпоха Ивана Грозного Языческая мифология славян. Якутская народная одежда Якутские творения из бересты. Ясачная повинность в Западной Сибири. Перейти к разделам:Исследовательские проекты по историиВсе темы исследовательских работ по истории
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу Темы исследовательских работ по истории Древней Руси:<a href="http://obuchonok.ru/node/852" target="_blank">Темы исследовательских работ по истории Древней Руси</a>
Код ссылки на форум:[URL=http://obuchonok.ru/node/852]Темы проектов по истории Древней Руси[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:
obuchonok.ru
Древняя Русь в IX-XII вв.
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Практическая работа № 2
Литература. А.С. Орлов История России. Гл.3
Цель – систематизировать знания по истории Древней Руси в IX-XII вв.
Ход работы.
1. Древнерусское государство являлось:
- демократической республикой,
- абсолютной монархией,
· раннефеодальной монархией.
2. История Киевской Руси может быть разделена на три периода:
№
Хронологические рамки
Содержание периода
IX- середина Xвв.
Время первых киевских князей
Вторая половина Х века-первая половина XIв
Время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха рассвета Киевской державы
Вторая половина XIв- началоXIIв
Переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам
Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха
1113г.
3.
Гибель Святослава
972г.
4.
Крещение Руси
988г.
5.
Любечский съезд
1097г.
6.
Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства
882г.
7.
Окончательный распад Древнерусского государства
1132г.
8.
Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве
1069г.
9.
Поход Олега на Константинополь
907г. и 911г.
10.
Призвание варягов
862г.
11.
Усобица среди сыновей Владимира
1015г.
4. Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать)
Исторический деятель
Кто такой(ие)?
Что сделал? Что с ним произошло?
Анна
1.
Аскольд и Дир
Дружинники Рюрика
1.заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани
Байер, Шлёцер, Миллер
Немецкие ученые
1.Впервые сформулировали норманнскую теорию
Борис и Глеб
Сыновья Владимира
Причичислены к лику святых
Владимир I
Киевский князь с 980г. По 1015г.
1.объединил все земли в Киевскую Русь
2.В качестве государственной религии принял христианство
3.обеспечил защиту земель от набегов племен
4.окончательно были присоединены вятичи
Владимир II Мономах
Князь с1113г. По 1125г.
1.издал устав «Устав Владимира Мономаха»
2.Укрепился международный авторитет Руси
3.При нем была составлена начальная русская летопись
4.при нем появилась корона русских царей
Игорь
Киевский князь
1.Был потвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях
2.ПРИ нем произошло первое народное восстание
Илларион
Государственный деятель и писатель
1.назначен митрополитом киевским
Нестор
Монах Киево-Печорского монастыря
1.написал летопись «Повесть временных лет»
Олег
Князь Руси
1.Захватил Киев, когда в нем княжили Аскольд и Дир
2.заключил договор с Византией
3.в состав державы были включены древляне, северяне, радимичи
4.стали платить дань древляне, северяне, радимичи
Ольга
Княгиня Киевская
1.установила «уроки»-размер дани
2.Были присоединены земли тиверцев, уличей и оканчательно доевлян
3.установила «погосты» - места сбора дани
4.
Рюрик
Варяг, первый правитель
1.утвердился в Новгороде
Святополк Окаянный
Князь Киевский
1.Убил Бориса и Глеба
2.Вспыхнула междоусобица
Святослав
Сын Ольги и Игоря, князь
1.Защитил Русь от набегов кочевников
2.расчистил торговые пути в другие страны
3.попытался приблизить границы Руси к Византии
4.повел борьбу за Балканский полуостров с константинопольским императором
5.был заключен договор о ненападении с Византией
6.дунайские земли вернул Византии
Ярополк
Киевский князь
1.разбил древлянсие дружины Олега
Ярослав Мудрый
князь
1.Киев превратился в один из крупнейших городов Европы
2.были сооружены «золотые ворота»- парадный въезд в город
3.велись работы по обучению грамоте
4.Русь достигла широкого международного признания
5.создал «Русскую правду»
Ярославичи
Изяслав, Святослав, Всеволод- князья Киевской Руси
1.Дополнили «Русскую правду»
2.Отменили кровную месть и усилили разницу в плате за убийство
Определите, о каких событиях идёт речь в отрывках из «Повести временных лет».
1. «И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь». И остановил воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».
2. «… Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их…»
3. «…Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его… к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей».
4. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же».
5. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…»
6. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, ли зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошёл на Оку и на Волгу, и встретил вятичей…»
№ отрывка
Место и время события
Действующие лица
Последствия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
945г. Древлянские земли
988г.
862г.
Князь Игорь и древляне
Князь Владимир I
Князя убили
Крещение Руси
Образование Киевской Руси
Прочитайте отрывок из работы историка Б.А. Рыбакова. О каком «эпизоде» во взаимоотношениях варягов и славян здесь упоминается? Охарактеризуйте взгляды этого учёного-историка одним словом. Кем были его оппоненты, можно ли понять из отрывка, что они утверждали? «Варяги появились в Восточной Европе, когда государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом… Единственный раз за всё средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путём, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве… Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил».