Древний дом. Древний дом — доисторическая архитектура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5 древнейших домов Москвы. Древний дом


Греческий дом

razvaliny-zhiloj-zastrojki-v-jefeseГреческий дом, в отличие от греческого храма, был закрытым: большинство комнат выходило на внутренний двор с садом. Каждый дом обосабливался. Входной узел не выдвигался на первый план, а окна обычно размещались высоко.

Парадная дверь помещалась на той же самой части плана, что и главный фасад здания, но иногда отдельно. Предваряя входную дверь, часто устраивался алтарь, посвященным Аполлону — наиболее народному, если можно так выразиться, из всех богов.

Внутри, по обе стороны от холла, располагалось помещение для слуг и другие помещения, предназначенные для хозяйственных нужд. Зал вёл в открытый внутренний двор, окруженный с трёх сторон колоннами. Над атриумом имелась наклонная крыша для удобного сбора дождевой воды. Во внутреннем дворе был резервуар для мытья рук, лица, инструментов. В центре этого атриума стоял алтарь, посвященный Зевсу Геркеусу, богу-покровителю семейной жизни.

Около атриума, напротив входа, стояла пара пилястр с пространством между ними — входом в столовую. Здесь семья встречалась для еды и жертвоприношений. Здесь же, вероятно, также находился очаг (ойкос), который считался сакральным местом для богини Гестии.

На одной стороне столовой располагалась спальня владельца жилища и его супруги, а с другой стороны, вероятно, девичья, которая была частью гинекей  — внутренней части дома, где фокусировалось женская хозяйственная активность.

Другие комнаты, размещённые вокруг атриума, были столовыми, спальнями, кладовыми и клетками для рабов, которые, впрочем, иногда жили наверху. Свет и воздух попадали в эти комнаты через внутренний двор. Крыша определённо была плоской.

В зданиях состоятельных эллинов имелось по два внутренних двора, устроенных один за другим со столовой между ними. Атриум около входа и комнаты вокруг него были частью андрона (эндронитиса), составом помещений для мужчин, в то время как внутренний двор и комнаты вокруг него — гинекей, для женщин. Это подразделение на отдельные секции помещений для мужчин и женщин, разрабатывалось в целях оберегания скромности, благочестия и преданности вторых.

В эндронитисе владелец дома обычно принимал своих гостей. Здесь слуги и девицы работали, но последние были обязаны оставлять этот сектор в тот момент, когда входил посетитель мужского пола. Так как для женщин запрещалось принимать участие в общественных мероприятиях, гинекей был единственной обителью, зарезервированной для них, и мужчинам (кроме ближайших родственников) запрещалось туда входить. Проникновение туда человека, который не относился к составу посетителей соответствующих помещений, даже если он был близким другом семьи, считался уголовным преступлением и подобающе наказывался.

Греческий дом не приходится считать удобной для проживания архитектурой. Не предусматривалось какого-либо дымохода, вытяжки, и дым от приготовления пищи распространялся в кухне, а потом уже постепенно выветривался через дверь. Зимой домочадцы страдали от порывистых ветров, из-за частого открывания входных дверей. Во многих зданиях не имелось даже труб для стока нечистот, санитарно-гигиенических приспособлений. Этажи возводились из простой глины с включениями камней небольших фракций. Окраска стены выполнялась акварелью. Дождевая вода зачастую вымывала штукатурку, оголяя глиняные кирпичи. Простота строительства оказывалась в изумительном контрасте с разработанной талантливыми художниками мебелью.

eskizy-afinskoj-zhiloj-zastrojkiВосстановление Афин после разрушения их персами, не привело впоследствии к строительству более просторных зданий. Даже строения знати не выделялись чем-то уж особенным и выкладывались из высохших на солнце кирпичей; здания редко строили с включением щебня. Окно в зданиях лишь с дверями в качестве проёмов оказывалось редкостью. В двухэтажных зданиях окна иногда располагались на 2-м уровне.

Во время Эллинистического периода появились более просторные и декоративные частные дома. Внутренние стены украшались мозаиками и фресками, и включали окна из различных материалов: замасленной ткани, овечьей шкуры, тонкого гипса, стекла и других. Однако архитектурный глоссарий этих зданий остался чрезвычайно идентичным с постройками V в. до н.э.

Иногда строили здания с кухней и принадлежностями для купания. Порой под кухни и ванные отводились отдельные комнаты. В некоторых местах, например, в Олинфе в Македонии, уже в IV в. до н.э. устанавливали туалеты, похожие на современные. В большинстве домов на острове Делос, который процветал в III и II вв. до н.э., делались отдельные туалеты, смежные с наружной уличной стеной, чтобы поток сточных вод стекал в коллектор.

Не вся греческая жилая застройка выражалась частными домами. Некоторые квартиры сдавались в аренду, именуясь синоциями. Эти протяжённые здания выходили на улицу, и в них поселялись несколько семей. Такая застройка демократичного типового для эллинов по габаритам кондоминимума, осуществлялась в 2-х параллельных рядах квартир, выходящих на улицу.

Книги по архитектуре Древней Греции V-IV вв. до н.э. повествуют фактически о самом доме вместо того, чтобы давать общее представление о технологии его  строительства. Книга о домашним хозяйстве ‘Экономикус’ греческого историка Ксенофонта (431-352 гг. до н.э.) дает рекомендации относительно организации домашнего быта. Он излагает, что муж и жена селились бы в отдельных комнатах. В каждой комнате имелась бы отдельная дверь, а также специальная дверь, соединяющая обе комнаты. Персональные комнаты для владельца и его жены предназначались бы по мнению Ксенофонта для того, чтобы обусловить отсутствие бытового конфликта, когда женщина родит или захворает. Гости бы размещались в доме, примыкающем к залу, что предотвращало бы семейные неурядицы.

Дополнительно можно изучить:

archstory.ru

Древний дом — доисторическая архитектура

С того самого момента, как первый человек принял решение обзавестись более надежным, чем обычный куст или шалаш местом, где можно укрыться от непогоды и врагов, началось развитие очень важной, интересной и сложной части человеческой деятельности — архитектуры.

Впрочем, нет, скорее возникновение архитектуры связано не с неуклюжими попытками загородить вход в пещеру или вырыть землянку, а с возникшей потребностью сделать свое жилище не просто теплым, а уютным, то есть, украсить внешний вид и интерьер своего дома.

Наши предки постоянно совершенствовали свои навыки в строительстве, осваивали новые технологии и создавали более качественные, стойкие и привлекательные строительные материалы, параллельно с ростом высоты и размеров зданий происходили и изменения в стиле архитектуры, появлялось все больше элементов дизайна, а облик поселений и деревень обретал собственные национальные и культурные черты.

Рассматривая длительный, захватывающий практически всю историю человечества, процесс развития архитектуры, можно выделить целый ряд стилей, очень сильно отличающихся друг от друга и оказавших огромное влияние на облик старинных городов.

Архитектурный стиль — очень важная часть истории той ли иной цивилизации, ведь о достижениях предков мы обычно судим не по успешности сражений или торговым связям, а по оставшимся памятникам архитектуры.

Однако еще до формирования ярко выраженных направлений в архитектуре возникли отличия в методах и принципах постройки жилых зданий, которые были вызваны в первую очередь особенностями климата, местности и наиболее доступными строительными материалами.

Думается, началось все еще во времена строительства обычных небольших жилых зданий, однако наиболее ярко формирование архитектурных стилей проявлялось во время масштабных строек, например, при возведении культовых, общественных сооружений.

Еще раз хочется подчеркнуть — архитектура возникла тогда, когда человек начал строить не только из рациональных соображений, но и для удовлетворения потребности в прекрасном, не для защиты от холода, а просто потому, что это красиво!

Среди традиционных строений, возводившихся в каменном, бронзовом и железном веке, то есть относящихся к доисторическому архитектурному стилю, выделяются:

Русская изба

Русская изба — деревянное жилище, первоначально не имевшее ни окон, ни дверей в привычном для нас понимании. Только небольшое — до метра — отверстие, прикрытое пологом и двумя деревянными створками, с земляным, попросту утрамбованным полом и очагом в центре, топившимся по-черному, то есть дым от очага «расползался» по всему жилищу и выходил естественным путем — через дверной проем или отверстие в крыше. Пол поливался водой, тщательно утрамбовывался, подметался, при необходимости повторялся процесс несколько раз, чтобы добиться нужной твердости.

Интересно, что, так как главой семьи на Руси традиционно оставался мужчина, именно он спал в самом теплом месте избы — рядом с очагом, а жена и дети ютились справа от входа. Здесь же, в самой избе, зимой жила и домашняя скотина — козы, свиньи, цыплята, недавно родившийся теленок. Такое ценное имущество нельзя было оставлять во время сильных морозов в холодном сарае, а отапливать еще и это помещение было слишком накладно.

Только к XV веку начали строиться более привычные для нас «белые» избы, центральное место в которых отводилось русской печи. Тогда же в богатых избах появились и деревянные полы, но самые бедные крестьяне жили в избах с земельным полом вплоть до XIX века. Спали в русской избе сперва на полу, на сундуках или лавках, затем, после появления печи, на полатях — помосте между печью и стеной.

Кровля у типичной русской избы была двускатная, накрывалась дранкой или тесом.

Конечно, поначалу особой красотой такие избушки, практически на треть уходившие в землю и часто не имеющие фундамента, не отличались, но вскоре их обитатели открыли для себя художественную резьбу по дереву и стены покрылись узорами, на окнах появились ажурные ставни и наличники, а на крыше занял свое место резной конек. Кстати, избы строились не только на Руси, но и на территории Белоруссии, на Украине, в Европе — везде, где было много лесов и самым доступным материалом оставалась древесина. Самый старый дом Великобритании не так давно обнаруженный археологами, был построен более 10,5 тысяч лет назад именно из дерева, только в отличие от русской избы, он имел круглую форму.

Мазанка

Более 6 тысяч лет назад в степной местности, например, на большей части Украины и на юге России появились первые мазанки — дома, состоящие из легкого каркаса из прутьев или хвороста, обмазанного глиной.

Строились такие домики быстро, глины в этой местности было достаточно много, а для устройства крыши использовалась обычная солома или камыш. Такие мазанки можно и сейчас увидеть не только в музеях, например, Музее Сельской Архитектуры под Киевом, но и в обычных селах, хотя, конечно, они стали большой редкостью. Впрочем, некоторые дачники, желающие сделать свой участок необычным и получить вполне функциональное и привлекательное строение, своими руками сооружают мазанки до сих пор.

Стены мазанки было принято покрывать известью и расписывать, выглядели такие домики необычайно красиво! Интересно, что строить дома из глины практически одновременно начали не только на Руси и в Европе, но и в Африке, и даже в доколумбовой Америке — в долине Миссисипи, хотя ни о какой связи между индейцами и жителями Старого Света в те времена говорить не приходится.

Мазанка отличается не только своеобразной, кукольной красотой, но и неплохими функциональными свойствами — водостойкие, отлично сохраняющие тепло и достаточно долговечные домики служили жильем нескольким поколениям владельцев.

Кстати, если каркас из прутьев или хвороста не обмазывать глиной для большей устойчивости, а оставить «как есть», то получится практически точная копия обычных для Бразилии и других тропических регионов домов из тростника или камышей — фактически шалашей, ведь защищаться от холода жителям тропиков вовсе не нужно.

Дома на сваях

Свайные дома — строения из дерева, более легкие, чем изба, установленные на сваи для защиты от врагов и паводков. Получили очень широкое распространение и в Европе, в частности, в Альпах и болотах Словении, в Скандинавии, в Индонезии, по всей территории Южной Америки и в Африке. Такие дома не отличались большой прочностью и часто нуждались в ремонте, видимо, поэтому особой красотой свайные жилища не отличались.

Дома на сваях, видимо, и стали прообразом русской «Избушки на курьих ножках», строились они не только из дерева, в принципе, любой дом (кроме разве что слишком тяжелого каменного) можно было поднять на сваи или высокие подпорки.

Жилища из камня

Сооружение таких массивных строений из каменных блоков требовало значительных усилий, потому этот тип зодчества начал распространяться несколько позже остальных. Однако даже грубо отесанные камни выглядели оригинально уже сами по себе, надежно защищали от всех напастей и служили верой и правдой много лет.

Ярким примером древних каменных строений могут служить поселения Западной Европы, в том числе Испании и Португалии, где и сейчас сохранилось достаточно много таких необычных зданий.

Первые культовые сооружения, сохранившиеся до наших дней, также были построены из камня — многочисленные менгиры, дольмены и кромлехи были найдены в разных уголках планеты. Самым известным сооружением такого типа стал, конечно же, Стоунхендж.

Жилье в скалах

Еще один не слишком распространенный, но достаточно значимый для истории архитектуры способ строительства жилища — вырезание помещений просто в толще скалы, то есть, практически создание рукотворных пещер. Безусловно, строить таким образом можно было только в подходящей местности, а сам процесс был очень трудоемким.

Шатер

Назвать шатер, созданный из легкого каркаса и ткани, надежным домом просто не поворачивается язык! Между тем, именно в таких воздушных строениях до сих пор постоянно живут бедуины, жители Аравийского полуострова.

Накрывали каркас из палок не только тканью, но и кожами и даже корой. Обычно в качестве защиты от редких дождей бедуинам служили плотные ткани из козьей шерсти, которые не пропускали воду.

Внутри шатер обычно делился на две половины — большую, где спали женщины и дети, и гостевую, где встречали чужестранцев или общались с соплеменниками.

Юрта

В Казахстане, в Монголии, в Киргизии до сих пор не редкость встретить типичные для этих кочевых народов юрты — переносное жилище на легком деревянном, собирающемся каркасе с войлочным покрытием.

Юрта в отличие от шатра, способного защитить жильцов только от дождя (и то не всегда), полностью удовлетворяет все потребности кочевников — собирается усилиями одной семьи всего за час, легко перевозится на верблюде или лошади, отлично сберегает тепло, не пропускает ветер и дождь, позволяет разводить внутри огонь. Летом же полог юрты легко поднимается, внутрь свободно попадает ветер, и обитатели могут спокойно наблюдать за окрестностями.

Юрты каждой народности имеют свои отличия, их принято украшать узорами, а внутри развешивать талисманы, защищающие кров. У монголов юрты часто ставились на деревянный пол, тогда как у казахов и киргизов вход в юрту представляет собой двустворчатую дверь из дерева.

Вигвам и другие переносные жилища

Интересно, что, хотя все переносные дома народов Северной Америки и Русского севера строились по одному принципу, все же они имеют ряд различий, позволяющих выделить такие постройки, как вигвам, типи, чум и яранга.

Вигвам от типи (оба были широко распространены среди индейцев) отличался только куполообразной формой (типи выглядит как конус). Каркас из жердей покрывался шкурами бизонов, оленей, циновками, корой дерева или ветками.

Чум и яранга — дома кочевых народов Русского севера — чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Отличается чум от яранги примерно так же, как горница от избы: яранга — это большое сооружение на каркасе из жердей, покрытое выдубленными шкурами, а чум — обособленное, однокомнатное помещение внутри, отделенное с помощью тех же шкур. Иногда чум — отдельный домик, отличающийся от яранги способом постройки.

Кроме того, вигвам и яранга — больше, чем легкие, действительно переносные типи и чум.

Иглу

Самый необычный древний дом — это, конечно же, иглу, построенный из ледяных или снежных «кирпичей». Иглу — зимнее жилье эскимосов, куполообразная постройка высотой около 2 метров и диаметром порядка 3-4 метров.

Блоки для строительства иглу вырезаются из уже спрессованных ветром и морозом сугробов, эскимосы, привыкшие возводить такие домики с детства, способны соорудить иглу всего за пару часов, а вот путешественникам, попадавшим на север впервые, долгое время не удавалось выстроить удобный и надежный снежный дом.

Очень важно, чтобы вход в иглу располагался ниже уровня пола. Так холодный, тяжелый воздух не проникал внутрь, а теплый не выходил наружу, кроме того, такое расположение обеспечивало оптимальное проветривание. Если снег был достаточно глубок, вход просто прорывали под полом, а если нет — пристраивали небольшой коридор.

Внутри пол и стены иглу покрывали шкурами, а огонь для отопления жгли не на снежном полу, а в плошке с жиром. Стены внутри чуть оплавлялись, но растаять не могли благодаря тому, что снег сразу выводит избыточное тепло за стены хижины. В таком домике внутри вполне комфортно (по сравнению с -40 на улице) и сухо, можно снять верхнюю одежду.

Как видим, стремление сделать свой дом привлекательным было присуще человеку во все времена и практически среди всех цивилизаций, что и привело в итоге к развитию архитектуры и формированию все новых архитектурных стилей. И резьба по дереву, украшавшая избы, и роспись на побеленных стенах мазанки, и вышивка на войлоке юрт, и амулеты на входе в вигвам — все это делает жилье более индивидуальным, говорит о потребности человека не только в защите, но и красоте.

Только так, коснувшись некоторых моментов доисторической архитектуры можно затем переходить к изучению более развитых форм зодчества, к временам, когда появились усовершенствованные формы зданий, а мастера достигли значительных успехов в строительстве. Именно с таких переносных хижин, изб и мазанок началось развитие архитектуры, в конце концов приведшее к небоскребам, зданиям в стиле хай-тек и роскошным виллам, которые даже присниться не могли нашим предкам.

dvamolotka.ru

Самые старые дома Москвы | moscowwalks.ru

Москва – город древний, и иногда, прогуливаясь по старым улицам, осматривая старинные церкви и палаты XVII века мы задаёмся вопросом: «А какой дом самый старый в Москве? Ну то есть абсолютно самый старый?» Ответить на этот вопрос не так то и просто, ведь многие древние дома веками перестраивались, да и установить точное время постройки даже реставраторам не всегда легко. Но, тем не менее попытаемся систематизировать подборку самых старых зданий Москвы по разным параметрам. Список можно разделить на две части: первая – древние здания (самые старые палаты, самая старая церковь, и т д), а вторая – самые старые здания по другим параметрам, допустим первая бензоколонка, вокзал и т д. Они-то сами по себе уже относительно современные здания. Также, не обделим вниманием и утраченные постройки. Итак, самые старые дома и сооружения Москвы —>Самое древнее здание Москвы (и самый древний храм) – Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Годы постройки: 1420-1425.

Считается самым древним храмом Москвы, хоть сохранился и не полностью. И, соответственно, самым старым зданием Москвы, ибо каменных гражданских зданий тогда почти не строили, по-крайней мере до нашего времени ничего с начала XV века не дошло. А старейшие фортификационные сооружения – это кремлевская стена, уже конец XV века. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был выстроен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Между 1420 и 1425 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон). В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году. В 1846-1850 гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания. И, ХХ век храм встретил вот в таком виде: В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П.Н. Максимовым и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора. В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л.А. Давида и С.С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц. По сравнению старой фотографии с видом после реконструкции можно судить, что осталось от подлинного храма XV века:

В завершение стоит сказать, что сам Спасо-Андроников монастырь отнюдь не самый старый в Москве. Самым древним считается Свято-Данилов, основанный московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского в конце XIII века. Но, таких древних построек там не сохранилось.

Самое древнее гражданское здание Москвы – грановитая палата в кремле. Годы постройки: 1487 — 1491.Фотография взята отсюда: http://ru.wikipedia.org/wiki/Грановитая_палата

Построена в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Иногда ошибочно считается, что название идёт от главного зала палаты, расположенного на втором этаже. Зал перекрыт опирающимися на центральный столб крестовыми сводами, которые придают перекрытию своеобразную «огранку». Изначально называлась Большая палата. Построена на месте древней гридни (столовой). Большая палата была передним приёмным покоем дворца. Рядом с Большой палатой была выстроена Средняя палата. Перед Средней палатой было построено Верхнее крыльцо (Передние переходы). Между лестницей у Большой палаты и средней лестницей находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. Средняя лестница вела в сени Средней палаты. Средняя палата с 1517 года называлась Средней Золотой палатой, или просто Золотой палатой. За средней палатой находилась Столовая изба. За Столовой избой располагались терема. В 1681 году Столовая изба и Средняя Золотая палата были разобраны. В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Современная нам живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881 году в соответствии с описью Ушакова. Грановитая палата была переделана в 1684 году архитектором Осипом Старцевым. Сдвоенные стрельчатые окна были растёсаны и украшены нарядными белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой. При строительстве в 1838—1849 годах Большого Кремлевского дворца здание было интегрировано в комплекс с Теремным дворцом и Большим Кремлёвским дворцом. Через Святые сени соединилось с Владимирским залом. Грановитая Палата — главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Для царицы и детей царя в Грановитой палате была устроена тайная смотрильная палатка. Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места (трона). В окне была вставлена смотрильная решётка. Решётка завешивалась занавеской. В смотрильной палатке царица и дети наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 году. В 1930 году лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 году снова восстановлена. Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул. В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

Самое древнее гражданское здание за пределами кремля – Английский двор в Зарядье. Годы постройки: конец XV – начало XVI века.

Эти белокаменные жилые палаты появились в XV веке и принадлежали постельничему Ивану Бобрищеву, известному также под прозвищем «Юшка». Поскольку последний, видимо, не оставил после себя наследников, в следующем веке здание стало казённым и было несколько перестроено. В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании. Англичане поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань, меха. В качестве помещения для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье. Как и многие купеческие дома той эпохи, здание сочетало парадные покои с обширными складскими и хозяйственными помещениями (товары с помощью простого блока поднимались вдоль стены к окну склада). На свое содержание английское посольство ежедневно получало четверть быка, 4 барана, 12 кур, 2 гуся, одного зайца или тетерева, 62 хлебных каравая, 50 яиц, четверть ведра средиземноморского вина, 3/4 ведра пива, полведра водки и 2 ведра меда. Торговые отношения с Англией были разорваны в 1649 году, когда казнь в Великобритании короля Карла I спровоцировала глубокий дипломатический кризис между Россией и Англией. По указу царя Алексея Михайловича британские торговые и дипломатические представители были выдворены из страны, а имущество Московской компании — конфисковано. После англичан палатами в течение 20 лет владел родственник царя боярин И.А. Милославский. После смерти Милославского палаты снова перешли в собственность государства и были отписаны в Посольский приказ, а в конце XVII века были выделены под подворье Нижегородского митрополита. В начале XVIII века царь Пётр I организовал здесь одну из первых в России Арифметических школ. В середине XVIII века палаты перешли в частное владение, и на протяжении XVIII—XX веков зданием владели представители различных купеческих фамилий (Солодовниковых, Милас и др.). Различные владельцы постоянно перестраивали здание, и к середине XX века палаты Старого английского двора на Варварке окончательно потеряли свой изначальный вид и считались безвозвратно утраченными. В советское время дом использовался под жилые квартиры и различные учреждения. С 1949 по 1966 год здесь размещалась Библиотека иностранной литературы. Так перестроенный и надстроенный Английский двор выглядел до реставрации 1960-х годов:

В середине 1960-х, когда Зарядье уже было снесено, реставратор Пётр Барановский обнаружил за поздними наслоениями этот памятник истории и культуры. Барановский настоял на сохранении памятника, так как на его месте предполагалось строительство автомобильного пандуса. В ходе проведённого им в 1968—1969 годах исследования была выявлена историческая основа памятника, скрытая конструкциями поздних пристроек, и проведено её всестороннее изучение. Затем на основе собранной информации в 1970—1972 годах палатам был возвращён (с определённой долей приближения) облик, который они имели в конце XVI века. По сохранившимся в самой кладке стен данным были восстановлены растёсанные в более позднее время оконные и дверные проемы, а также утраченные элементы декора. Там, где свидетельства наиболее древних форм не сохранились вообще, были оставлены поздние перестройки. К примеру, на восточном фасаде здания были оставлены широкие оконные проёмы конца XVIII века.

Самое древнее гражданское здание за пределами Земляного города – путевой дворец Василия III. Годы постройки: конец XVI века.

Путевой дворец великого князя Московского Василия III (отца Ивана Грозного) обнаружен на Старой Басманной улице (дом 15). Находка стала настоящим научным открытием, ведь ранее считалось, что это красивая легенда, и от прежнего дворца ничего не осталось. Скромный на вид особнячок оказался двойным памятником. Как выяснилось при реставрации, здание послужило основой для возведения Голицынской усадьбы. Сейчас сверху размещается дом Голицынской усадьбы XVIII века. Внутри — путевой дворец, как предполагают историки, отца Ивана Грозного Василия III. Белокаменную кладку конца XVI века обнаружили, когда началась реставрация более поздней — Голицынской части. Планировка дворца сохранилась практически полностью. Историки выяснили, что построили эту своего рода царскую гостиницу на особом месте. Здесь встречали знаменитую икону Владимирской Божьей матери в 1395 году, которая, по преданию, спасла Русь от нашествия Тамерлана. К сожалению, исторические памятники пострадали от нашествия непрофессиональных реставраторов. Над обликом дома на Старой Басманной сначала потрудилось время, а потом штукатуры и маляры из ближнего зарубежья. Так здание выглядело до недавней неудачной реставрации:

Внутрь здания попасть невозможно: новые арендаторы царевых палат предпочитают держать двери на замке. Пока бесценные белокаменные своды запечатали гипсокартоном. Реставраторы не теряют оптимизма: владельцы меняются, а здание остается. Есть надежда, что в будущем появится возможность провести еще какие-то работы.

Самое древнее из ныне жилых зданий – палаты Голицыных. Годы постройки – вторая половина XVII века.

Палаты Голицыных (Кривоколенный переулок, 10) – старейшее из зданий, которые и в настоящее время остаются жилыми. Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII — начала XVIII вв составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну и уже тогда имевшую симметричную планировку, что делает её ранним примером строительства по упорядоченной планировочной схеме. Флигеля торцами вынесены на красную линию, главный корпус отодвинут в глубь двора. Ранее считалось, что палата XVII века сохранилась лишь на первом этаже главного дома, но несколько лет назад реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи тоже были построены тогда же, в XVII веке! Во флигелях обнаружены сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича. В 1859 здания были расширены пристройками и получили свой современный вид. Дом жилой и по сей день. Со стороны внутреннего двора к дому примыкает весьма живописный палисадник с гамаком и столиками:

Конкурентом этому зданию до недавнего времени являлись надстроенные палаты Гурьевых, стоявшие в соседнем Потаповском переулке. Тоже жилой дом, но в связи с пожаром 2009 года он был выселен.

Самая древняя пятиэтажка – солодёжня в Симоновом монастыре. Годы постройки : XVI – вторая половина XVII вв.Фотография взята отсюда: http://fotki.yandex.ru/users/alex-raduga/view/33947/?page=0

Высота этого здания действительно впечатляет – мы видим пятиэтажный дом XVI-XVII веков! Четыре этажа, и ещё высокий чердак, который по сути является пятым этажом. Согласно сохранившимся документам, это здание предназначалось для хранения монастырских продовольственных запасов. При всей скромности его архитектуры и здесь видна рука опытного зодчего, умело использовавшего расстановку оконных проемов для ритмического членения фасада и соорудившего некогда существовавшую эффектную галерею на столбах с широкой лестницей. С востока к торцевой стене здания, в свое время богато украшенной, фигурным фронтоном, поднималась вторая лестница, ведшая на третий этаж, что было обусловлено неписанным правилом иметь наружные, а не внутренние лестницы. Первый этаж сушила, состоявший из двух палат по сторонам сеней свидетельствует о влиянии планировки жилых построек. Зальную помещения второго и третьего этажей (своды второго сейчас выломаны), поражающие обилием света, говорят о воздействии новых планировочных форм общественных и промышленных зданий того времени. Конкурентом этому зданию является теремной дворец в Кремле, который по сути тоже 5-этажный, но там всё не так явно, верхние этажи построены в XVII веке на более ранних палатах, и объём его получился ступенчатым, не таким вертикальным, как солодежня.

Часть 2.Вторая часть представлена относительно новыми зданиями, но тем не менее по определённым параметрам они самые старые – это самый первый вокзал, самые старые мечеть и католический костёл , самая старая бензоколонка из ныне сохранившихся.

Самый старый вокзал – Ленинградский (Николаевский). Годы постройки – 1844-1849.

Здание вокзала построено в 1844—1849 годах по единому проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Желязевича. Строительство проводило Правление IV-го округа путей сообщения и публичных зданий, единоличным подрядчиком был купец 1 гильдии А. Л. Торлецкий. Построено для Петербургского (позднее Николаевского) вокзала в Москве и Московского вокзала в Санкт-Петербурге Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году. В 1934 году Октябрьский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребёнка. В 1948—1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Очередная крупная перестройка пришлась на 1977 год — вокзал был реконструирован, были выстроены новые здания. Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская».

Так выглядел Николаевский вокзал в середине XIX века. Ленинградский вокзал имеет 10 путей, 5 из которых обслуживают поезда дальнего следования, 5 — пригородные поезда. Первоначально вокзал имел дебаркадер, куда заходили поезда. Однако в середине 70-х годов дебаркадер был ликвидирован, а в 1977 году на его месте был выстроен Большой зал Ленинградского вокзала.

Самая старая автозаправочная станция. Годы постройки – 1930-е.

Самая старая из ныне действующих автозаправочных станций в Москве, единственная в пределах Бульварного кольца АЗС расположена на Волхонке, напротив храма Христа Спасителя, в двух шагах от Кремля. Существует версия, что ее проект создал знаменитый архитектор Алексей Душкин. Еще несколько лет назад на ней стояли почти антикварные колонки — как в старых советских фильмах. Теперь вместо них современные аппараты, но все остальное — крыша, колонны, будка с кассой — осталось нетронутым. Заправка действует до сих пор, но бензин на ней, как и раньше, отпускают только для машин из кремлевского гаража, так что простому человеку заправиться здесь не удастся. Ещё есть такая же заправка в районе Часовой улицы, но она сейчас стоит во дворе и заброшена…

Самый старый католический храм. Годы постройки: 1833-1835.

Это – самый старый из ныне сохранившихся католических костелов. Расположен по адресу: Малая Лубянка, 12/7С8. В 1789 году проживающие в Москве французы подали прошение о разрешении им строительства католического храма. После получения разрешения от московских властей и его одобрения императрицей Екатериной II был построен небольшой деревянный храм на участке между Малой Лубянкой и Милютинским переулком. Освящение церкви во имя французского короля Людовика IX Святого состоялось 30 марта 1791 года. В XIX веке было осуществлено строительство современного здания храма на месте прежнего. Строительство было начато в 1833 году, а закончено двумя годами позже. Храм был сооружён по проекту известного архитектора А. О. Жилярди. Освящение состоялось, однако, лишь 17 июня 1849 года, о чём напоминает мраморная доска в алтарной части церкви. При храме св. Людовика существовали две гимназии — мужская гимназия св. Филиппа Нери и женская гимназия св. Екатерины; а также благотворительный приют св. Доротеи. Надо отметить, что костёл Святого Людовика не был закрыт после Октябрьской революции, и служба в нём (правда, с весьма значительными перерывами) продолжалась. В 1992 году костёлу был передан весь комплекс зданий, принадлежавших ему до 1917 года, в том числе и здание лицея. Стоит сказать, что первым римско-католическим храмом в Москве была церковь (костёл) Петра и Павла, открытая в 1705 году в Немецкой слободе по указанию Петра I. Но церковь эта просуществовала лишь до 1838 года.

Самая старая мечеть – «историческая» в Татарской слободе. Годы постройки – 1823, перестроена в 1880-е.

Московская историческая мечеть — старейшая мечеть в Москве, основанная в 1823, хотя мечеть до пожара 1812 года существовала на этом месте и ранее, по-крайней мере в XVIII веке. Расположена по адресу: Большая Татарская улица, 28 (внутри квартала), в историческом центре татарской общины Замоскворечья. Мечеть, существовавшая в Москве на рубеже XVIII—XIX веков во дворе переводчика Иностранной коллегии князя Суламита-мурзы Симинея, после эпидемии чумы, когда большинство прихожан мечети, в том числе и сам князь, умерли, была продана его наследниками купцу Щукину и уничтожена пожаром 1812 года. В августе 1816 купцы-мусульмане подали прошение разрешить устройство новой мечети, но получили отказ. Только в конце 1823 община получила разрешение устроить молитвенный дом во владении замоскворецкого купца Назарбая Хашалова, при условии, чтобы он «не назывался бы мечетью…» и «… будучи обыкновенного с прочими домами, не имел снаружи ни малейшего признака мечети». Мечеть действовала под видом обычного одноэтажного дома до 1880, когда было получено разрешение на её перестройку с устройством минарета и купола. Имам-хатыбами мечети были Рафик Агеев, Хайретдин Агеев и Абдулла Шамсутдинов. В 1939 историческая мечеть была закрыта, минарет — снесён, ещё раньше в 1936 последний имам мечети — Абдулла Шамсутдинов репрессирован и расстрелян. В здании мечети размещались военкомат и мастерские. Мечеть вновь действует с 1993.

Так мечеть выглядела в начале ХХ века. Вид со стороны Большой Татарской улицы (сейчас мечеть и улицу разделяет советская пятиэтажка).

Часть 3. Утраченное.Множество древних зданий, как храмов, так и палат, так и городских стен, построенных в XIV-XV веках, утрачены, причем утрачены уже довольно давно. Все они в XV-XVII веках заменялись на новые. Но есть пример одной древней церкви, которая достояла до 1930-х годов…

Самое древнее здание Москвы (уничтоженное) – собор Спаса на Бору. Годы постройки: 1328-30.

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. По некоторым сведениям, деревянный храм на Боровицком холме («на Бору») был построен в 1272, небольшой каменный собор — в 1328—30. Великий князь Иван I Калита учредил при нём Спасоборский монастырь, переведя в него монахов из Данилова монастыря. В 1490 монастырь под именем Новоспасского был переведён на новое место. Первоначально одноглавый трёхапсидный собор неоднократно дополнялся новыми частями и перестраивался: в 1350 появились западный притвор и северо-западный придел, в 1478 — новая трапезная, в середине XVI в. — приделы Трёх святителей (северный) и Гурия, Самона и Авива (южные). В конце XVIII в. собор реставрировал М.Ф. Казаков. Некоторые исследователи считают, что он разобрал храм и вновь возвёл его из кирпича в формах XVI—XVII вв. Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П. Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются. Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.

Все старые фотографии взяты с сайта http://oldmos.ru/Новые сделаны нами, если не подписано иное.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Четверг, сентября 1, 2011 в 11:21 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

moscowwalks.ru

5 древнейших домов Москвы | Журнал о путешествиях по России

Известно, что первый каменный дом в Москве появился в 1450 году. Его построил для себя подле Успенского собора митрополит Иона. Спустя 20 лет каменными палатами обзавелся купец по прозванию Тарокан (как заметил краевед Рахматуллин, по Далю таракан — первый жилец в доме, к достатку). Вскоре капитально обстраиваться начали и прочие боярские дворы в Кремле и Китай-городе, но Великий князь довольствовался деревянными хоромами до самого конца 15 столетия. Относительно массовое строительство каменных палат в богатых городских усадьбах началось только во второй половине XVII века.

Предлагаем вниманию почтенной публики пятерку древнейших сохранившихся домов столицы.

1. Погреб на Казенном дворе

До недавнего времени старейшей гражданской постройкой Москвы считалась Грановитая палата Кремля. Теперь у нас есть другой рекордсмен — так называемая Подземная палата Казенного двора. С XIV века подклет Благовещенского собора служил княжеской сокровищницей, но со временем казне стало тесно в его стенах. В 1485 году к востоку от храма был основан вместительный, огороженный высокой стеною Казенный двор, где от огня и «воровского пришествия» береглись драгоценности, диковины, княжеские наряды и особо почитаемые святыни.

В XVIII веке все постройки Двора были снесены, но в конце XIX века случайно обнаружился замурованный и забытый подвал у юго-западного угла Архангельского собора. Удивительным образом эта древняя постройка не попала в поле зрения советских исследователей. Возможно, потому что с 1929 года в подвале складировались останки московских княгинь и царевен, от Евдокии Московской до Натальи Нарышкиной. Именно складировались — 40 тонн каменных саркофагов были перетащены сюда музейными работниками в дни разрушения кремлевского Вознесенского монастыря. Побитые крышки, кучи костей по углам — вероятно, и в ХХ веке понимали, что такое лучше никому не показывать. О захоронениях вспомнили лишь к 2000-летию христианства, тогда же началось исследование подвала.

Это большой кирпичный сводчатый зал, начатый строительством в 1485 году. Изначально здание имело второй этаж и примыкало к стене предыдущего Архангельского собора, выстроенного еще Иваном Калитой. В западной стене — дверь в тамбур, соединяющий подвал с еще одной, ныне засыпанной древней комнатой и с широкой белокаменной лестницей. Сейчас она не ведет никуда, но прежде по ней поднимались к воротам, соединявшим Казенный двор с Соборной площадью. Ныне подземная палата отреставрирована и уже официально является усыпальницей русских Государынь.

2. Грановитая палата

Одно из самых богатых зданий русского средневековья. Со времен князя Ивана Великого она была тронным залом московских правителей, здесь происходили торжественные встречи иностранных посольств и прочие официозные увеселения. Палата построена в 1487-1491 гг. итальянскими зодчими Марко Фрязином и Пьетро Антонио Солари. Во фризе северного фасада располагается загадочный бюст (часть его лица побита пулями — определенно, в меткости тренировались французские либо польско-литовские посетители), который ранее считали портретом одного из итальянских строителей Грановитой, но современные исследователи говорят о явно позднем происхождении скульптуры.

Изначально Грановитая палата имела иной образ, вполне характерный для завезенного итальянцами кватроченто — двойные «готические» стрельчатые окна, высокая кровля. Но главным отличием было то, что здание имело облик дворца-крепости: нижний ярус не имел дверей, руст продолжался до самого цоколя, а цоколь, ныне скрытый культурным слоем площади, имел вид мощного, вполне италийского крепостного контрфорса (этот факт — открытие уходящего 2011 года). Не случайно иноземные послы называли дворец «замком Великого князя» — с юга, запада и, возможно, с севера он был огорожен собственной зубчатой стеной, а с восточной стороны был доступен только избранным, поднимающимся на верхнюю террасу маршами парадных, отгороженных золочеными решетками лестниц.

Парадным всходом в саму Грановитую является Красное (Золотое) крыльцо. Оно предназначалось для больших царских выходов и периодических метаний бояр на стрелецкие копья (полностью разобрано в 1930-м для строительства столовой и воссоздано в 1994 году). Крыльцо ведет в Святые сени, а оттуда в саму Палату — огромный (459 кв. м при высоте в 9 м) одностолпный зал, украшенный золоченой ренессансной резьбою столба и порталов. Древняя, конца XVI века «бытейная и аллегорическая» роспись палаты и сеней не сохранилась, нынешняя выполнена по ее подобию в 1882 году.

3. Постельные палаты

Прочие парадные и жилые палаты дворца Великого князя были выстроены в 1499-1508 гг. миланским «архитектоном» Алоизио де Карезано (он же Алевиз Фрязин). От величественного комплекса сохранились Постельные хоромы, ныне составляющие три нижних этажа Теремного дворца. Исследованиями 1990-х установлено, что дворец имел выраженные черты ренессансной архитектуры, от терракотового и каменного ордерного декора до деревянных кессонированных потолков в жилых комнатах. Вдоль южного фасада дворца тянулась двухъярусная арочная галерея (переход в Грановитую палату), также вполне заграничного вида.

Подвал и подклет занимали ледники, кладовые, мыльни, мастерские и тому подобное. Жилой верхний этаж образуют девять палат, объединенных в три пары просторными сенями. Торцевая восточная комната смотрит окнами на Успенский собор и сейчас это единственный доступный обозрению фрагмент дворца — остальные фасады полностью скрыты обстройками XIX века. Эта комната известна как Золотая Царицына палата, получившая название после особо роскошного благоустройства интерьера в 1589 году — на стенах частично сохраняется сюжетная роспись этого времени.

Недавно выяснилось, что в толще вековых перекладок уцелел еще один фрагмент Великокняжеского дворца — стена подклета Средней палаты, встроенная в основание Большого Кремлевского дворца середины XIX века. В процессе исследований был обнаружен древний фасад, сохранивший фрагменты двух дверей и четырех окон (прежде смотревших на Постельные хоромы), а также следы изящных терракотовых наличников.

Можно добавить, что в процессе постепенной разборки кремлевских палат в 18-19 веках их камень употреблялся на фундаменты новых построек, причем не только внутри Кремля. Резные блоки явно дворцового происхождения не так давно были обнаружены на Хохловской площади и на Солянке.

4. Палаты Варварки

Два древнейших городских дома Москвы сохраняются на четной стороне Варварки. Они не только соседи, но и ровесники, поэтому вполне объединяются под одним номером. Во-первых, это палаты Старого Английского двора, любезно пожалованные Иваном Грозным Английской торговой компании в ту пору, когда царь было подумывал о женитьбе на английской королеве Елизавете.

Но подвалы под зданием более древние: они возведены из белого камня преуспевающими гостями-сурожанами, то есть предпринимателями, прибывшими из общеизвестного города-героя Судака. В плане эти подвалы очень близки к упомянутой выше палате Казенного двора, что также подтверждает их датировку концом XV века.

Далее по улице находятся знаменитые палаты Романовых, родовое гнездо будущей царской династии. Там тоже следует зреть в корень: в основе дома лежит аналогичный предыдущему каменный подвал с широкой лестницей, настоящее русское средневековье. Эти стены помнят ужас опричных облав: в 1580 году две сотни стрельцов были посланы на разграбление богатейшей усадьбы. На следующий день боярин Никита Романович, дед царя, просил у вышепомянутых соседей-англичан «низкосортной шерсти сшить одежду, чтобы прикрыть наготу свою и детей». Спустя 20 лет последовала другая беда — посланные Годуновым стрельцы нашли в Романовской казне (возможно, именно здесь) колдовские корешки, наличие которых дало основание к гонениям, сгубившим изрядную часть семейства. После воцарения Михаил Романов пожаловал печально памятный двор Церкви и палаты стали настоятельским корпусом Знаменского монастыря, а в 1859 году здесь был открыт один из первых в городе музеев.

5. Печатный двор

В том же Китай-городе, на Никольской улице, расположен еще один древний дом столицы. Но пока что это очередной памятник-невидимка, который не только находится на закрытой территории, не только прячется под землей, но до сих пор замурован и даже не исследован — виной тому имущественные споры, тянущиеся чуть ли не со времен перестройки. Археологам довелось раскопать лишь внешнюю стену древнего подвала, находящегося под Теремком Печатного двора XVII века. При археологических исследованиях (А.Векслер) территории, примыкающей к Печатному двору с севера, был обнаружен кирпичный фасад с окошком, в упор глядящим на Китайгородскую стену, то есть выстроенный ранее нее (до 1535 года). В раскопе также были обнаружены фрагменты терракотового декора, характерного для рубежа XV-XVI веков. По всей вероятности, это была самая крупная и богатая из древнейших гражданских построек Китай-города. Кроме того, это единственная часть Печатного двора, помнящая трудовые будни и праздники знаменитого просветителя Ивана Федорова.

strana.ru


Смотрите также