Древний еврейский язык. Лашенкойдеш — древнееврейский язык
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнееврейский язык. Древний еврейский язык


Древнееврейский язык - это... Что такое Древнееврейский язык?

Древнееврейский язык или иврит — первый язык евреев, распространённый в Древнем Израиле (Ханаан, (др.-евр. אֶרֶץ כְּנַעַן [э́рец кнаа́н] «страна Ханаанская»; др.-евр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל [э́рец йисраэ́ль] «страна Израильская»). В течение 1-го тысячелетия до н. э. находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления[1]. Основным памятником древрееврейского языка является еврейское Священное Писание (Танах, Ветхий Завет), кроме него сохранились немногочисленные эпиграфические тексты и фрагменты Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова[2].

Современный иврит является искусственно возрождённой формой древнееврейского языка[3].

О названии

Традиционным обозначением языка письменных памятников, дошедших до нас с территории Древнего Израиля и Иудеи и относящихся к периоду с X века до н. э. по II век н. э., в русской гебраистической литературе является «древнееврейский язык». Этот термин соответствует таким терминам как англ. Hebrew или нем. Hebräisch. Термин «еврейский язык», широко применявшийся по отношению к нему в XIX веке, в советское время употреблялся в основном по отношению к языку идиш, а сейчас обычно употребляется для обозначения всей совокупности языков, диалектов и этнолектов, которыми евреи пользовались в течение последних двух с лишним тысячелетий (вкл. идиш, сефардский, еврейско-арамейские, еврейско-иранские и др.). В последнее время древнееврейский язык часто включается в понятие «иврит» (также «библейский иврит» — соответствующий англ. Biblical Hebrew), так как и в еврейской литературе, и в европейских языках соответствующий термин (Hebrew) используется как для древнего, так и для современного периодов развития языка.

Классификация

Древнееврейский язык относится к ханаанейской группе северо-западной ветви семитских языков. В ту же группу входят современный иврит, финикийский и ряд малых языков Заиорданья: моавитский, аммонитский и эдомитский, а также субстратный язык амарнских писем из Ханаана и Финикии 2-го тысячелетия до н. э. Все они, кроме иврита, являются вымершими.

Лингвогеография

Ареал и численность

Территория распространения древнееврейского языка в целом соответствует современным границам Государства Израиль, включая Западный берег реки Иордан, но исключая прибрежную полосу от сектора Газа до современного Тель-Авива и к северу от современной Хайфы, а также большую часть пустыни Негев. Кроме того, он использовался в Заиорданье и в юго-западной части современной Сирии.

На этой территории он был распространён вплоть до падения Израильского царства в 722 году до н. э. и Вавилонского плена, где он сохранялся как язык внутригруппового общения. После возвращения евреев из плена около 500 года до н. э. древнееврейский язык ещё в течение нескольких веков сохранялся в Иудее, постепенно уступая место западноарамейским диалектам.

Диалекты

В языке эпиграфических памятников выделяют израильский (северный) и иудейский (южный) диалекты.

Письменность

Алфавитом древнееврейского языка служило палеоеврейское письмо, очень близкое к финикийскому, древнейшему алфавитному письму в мире. Палеоеврейское письмо использовалось до последних веков 1-го тыс. до н. э., когда было вытеснено т. н. «квадратным», или «ассирийским», письмом, уже использовавшимся к этому времени для арамейских языков. Именно это письмо известно сейчас как еврейское письмо.

Собственно же палеоеврейское письмо сохранилось в несколько видоизменённой форме у самаритян, которые используют это т. н. самаритянское письмо исключительно для сакральных целей.

В данной статье примеры передаются в традиционной семитологической фонологической транскрипции.

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

Для древнееврейского языка характерно наличие 23 согласных фонем. У неэмфатических взрывных фонем /p, t, k, b, d, g/ были щелевые аллофоны, употребление которых в некоторых позициях уже свидетельствовало о превращении их в самостоятельные фонемы. Простой латерал ŝ МФА [ɬ] ещё сохранялся. По сравнению с прасемитским состоянием исчезли межзубные согласные, один из латеральных согласных (эмфатический) и увулярные. Вокализм представлен 7 полными фонемами /å, a, ä, e, i, o, u/ и 4 редуцированными (ə, ă, ĕ, ŏ), фонологический статус которых не вполне ясен.

Ударение было фонологически релевантным, хотя в большинстве случаев падало на последний слог.

Грамматика

В отличие от древнейших семитских языков Месопотамии, существительные в древнееврейском языке не изменяют окончаний при склонении, тем не менее, в древнееврейском принято выделять три падежа: именительный, родительный и винительный. Падеж определяется предлогами, порядком слов в предложении и другими синтаксическими связями. Различают существительные мужского и женского рода, которые могут быть в единственном, множественном и двойственном числе.

Глагол в древнееврейском языке обладает развитой системой времен, аспектов, определяющих протяженность ситуации во времени, и типов действия (нем. Aktionsart)[4]. Аспект глагола может иметь несовершенную (традиционно называемую «имперфект») или совершенную («перфект») форму. Тип действия определяет залог, переходность, возвратность и др., и осуществляется с помощью глагольных форм, называемых «породами» или «биньянами». Глагол в перфекте описывает действие извне, рассматривая его как единое целое. Действие, выраженное перфектом, может быть как в прошлом, так и в будущем или настоящем. Имперфект обозначает действие в ходе его совершения, говорящий видит ситуацию продолжающейся, а себя — внутри неё. Имперфект также может обозначать действие в настоящем, в прошлом и в будущем. В ходе развития языка перфект стал использоваться только для обозначения действия в прошлом, а имперфект — в будущем.

Древнееврейский повествовательный текст включает цепочки простых предложений, соединенных союзом «и». Цепочки прерываются диалогами или описниями, за которыми вновь появляется цепочка последовательных действий. Для образования цепочек служит глагольная форма, называемая «перевернутый имперфект»: присоединение к глаголу союза «и» превращает совершенный аспект глагола в несовершенный, и наоборот, чем и объясняется название.

Древнееврейская поэзия использует ритмический размер и параллелизм: стихотворная строка состоит из двух перекликающихся полустиший:

Вразумитесь, цари! Научитесь, судьи земли! (Псалом 2:10)

Библейская поэзия обычно свободна от рифмы. Как и классическая русская поэзия, уже древнееврейская поэзия прибегает к использованию архаических форм для придания особого, торжественного звучания поэтической речи. Параллелизм в библейской поэзии используется для восстановления значений редко встречающихся слов.

См. также

Примечания

  1. ↑ Точное время, когда древнееврейский язык перестал употребляться в качестве повседневного, остаётся предметом дискуссии.
  2. ↑ Ламбдин 2003: 21.
  3. ↑ Коган, Лезов 2009: 296.
  4. ↑ Arnold 2003: 36.

Литература

  • Дьяконов И. М. Древнееврейский язык // Языки Азии и Африки: Семитские языки. М., 1991, т. 4, ч. 1.
  • Коган Л. Е., Лёзов С. В. Древнееврейский язык // Языки мира: Семитские языки. Аккадский язык. Северозападносемитские языки. М., «Academia», 2009.
  • Ламбдин О. Т. Учебник древнееврейского языка. М.: Российское Библейское Общество, 2003. (перевод книги: Lambdin T. O. Introduction to Biblical Hebrew. London: Charles Scribner’s Sons, 1971.)
  • Arnorld B.T., Choi J.H., A Guide to Biblical Hebrew Syntax, Cambridge, 2003.
  • Bauer H., Leander P. Historische Grammatik der hebräischen Sprache des Alten Testaments. Halle, 1922.
  • Bergsträsser G. Hebräische Grammatik. Leipzig, 1918—1929.
  • Blau J. A Grammar of Biblical Hebrew. Wiesbaden, 1976.
  • Ewald H.G.A. Kritische Grammatik der hebräischen Sprache. Leipzig, 1827.
  • Ewald H.G.A. Ausführliches Lehrbuch der hebräischen Sprache. Leipzig, 1870.
  • Gesenius W., Kautzsch E., Cowley A.E. Gesenius’ Hebrew Grammar. Oxford, 1910.
  • Hetzron R. Hebrew // The World’s Major Languages / Ed. by B. Comrie. New York; Oxford, 1987.
  • Jouon P., Muraoka T. A Grammar of Biblical Hebrew. Roma, 1991.
  • Kautzsch E. (ed.) Gesenius' Hebrew Grammar. Eng. ed. A. E. Cowley. Oxford: Clarendon Press, 1910.
  • Lambert M. Traité de grammaire hébraique. Paris, 1946.
  • Schneider W. Grammatik des Biblischen Hebräisch. München, 1974.
  • Steiner R. Ancient Hebrew // The Semitic Languages / Ed. by R. Hetzron. London, 1997.
  • Würthwein E. The Text of the Old Testament (trans. Erroll F. Rhodes) Grand Rapids: Wm.B.Eardmans Publishing, 1995. ISBN 0-8028-0788-7.
Словари
  • Brown F., Driver S.R., Briggs C.A. The Hebrew and Aramaic Lexicon. Boston, 1906.
  • Brown F., Driver S.R., Briggs C.A. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Oxford, 1907.
  • Clines D.J.A. The Dictionary of Classical Hebrew. Sheffield, 1993-.
  • Gesenius W., Donner H., Meyer D.R. Hebräisches und Aramäisches Handwörterbuch über das Alte Testament. Berlin, 1987-.
  • Koehler L., Baumgartner W. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament / Revised by W. Baumgartner and J. Stamm. Leiden, 1994—2000.
  • Koehler L., Baumgartner W., Stamm J.J. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Leiden; Boston; Köln, 2001.

Ссылки

dic.academic.ru

Древнееврейский язык — WiKi

Древнееврейский язык или библейский иврит (ивр. ‏ עִבְרִית מִקְרָאִית‏‎ — библейский иврит), Лешон hа-Кодеш (др.-евр. לְשׁוֹן הַקֹדֶשׁ — Святой Язык) — первый язык евреев, распространённый в Древнем Израиле (др.-евр. אֶרֶץ כְּנַעַן [э́рец кнаа́н] «страна Ханаанская»; др.-евр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל Эрец Исраэль, «Земля Израильская»). В течение 1-го тысячелетия до н. э. находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления в связи с падением древнееврейской государственности и уходом евреев в диаспору[1]. Основными памятниками древнееврейского языка являются Еврейская Библия (Танах, Ветхий Завет), Мишна, а также богатая средневековая еврейская литература, поэзия, раввинская литература, историография, произведения по математике, астрономии, философии, химии, естественным наукам. На еврейском языке писали также многие поэты и писатели Нового времени, вплоть до его возрождения как разговорного языка, языка школы, СМИ, литературы, а также государственного языка Израиля.

Современный иврит является возрождённой формой древнееврейского языка[2].

В XX веке найдены древнейшие рукописи библейских книг, а также оттиски древних печатей, надписи на сосудах, и древние литературные фрагменты, не вошедшие в Еврейский канон, напр. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова[3].

Самые ранние найденные эпиграфические свидетельства на древнееврейском датируются X—IX вв. до н. э.[4]

Традиционным обозначением языка письменных памятников, дошедших до нас с территории Древнего Израиля и Иудеи и относящихся к периоду с X века до н. э. по II век н. э., в русской гебраистической литературе является «древнееврейский язык». Этот термин соответствует таким терминам как англ. hebrew или нем. hebräisch. Термин «еврейский язык», широко применявшийся по отношению к нему в XIX веке, в советское время употреблялся в основном по отношению к языку идиш, а сейчас обычно употребляется для обозначения всей совокупности языков, диалектов и этнолектов, которыми евреи пользовались в течение последних двух с лишним тысячелетий (вкл. идиш, сефардский, еврейско-арамейские, еврейско-иранские и др.). В последнее время древнееврейский язык часто включается в понятие «иврит» (также «библейский иврит» — соответствующий англ. Biblical Hebrew), так как и в еврейской литературе, и в европейских языках соответствующий термин (Hebrew) используется как для древнего, так и для современного периодов развития языка.

Алфавитом древнееврейского языка служило палеоеврейское письмо, очень близкое к финикийскому, древнейшему алфавитному письму в мире. Палеоеврейское письмо использовалось до последних веков 1-го тыс. до н. э., когда было вытеснено т. н. «квадратным», или «ассирийским», письмом, уже использовавшимся к этому времени для арамейских языков. Именно это письмо известно сейчас как еврейское письмо.

Собственно же палеоеврейское письмо сохранилось в несколько видоизменённой форме у самаритян, которые используют это т. н. самаритянское письмо исключительно для сакральных целей.

В данной статье примеры передаются в традиционной семитологической фонологической транскрипции.

Фонетика и фонология

Для древнееврейского языка характерно наличие 23 согласных фонем. У неэмфатических взрывных фонем /p, t, k, b, d, g/ были щелевые аллофоны, употребление которых в некоторых позициях уже свидетельствовало о превращении их в самостоятельные фонемы. Простой латерал ŝ МФА [ɬ] ещё сохранялся. По сравнению с прасемитским состоянием исчезли межзубные согласные, один из латеральных согласных (эмфатический) и увулярные. Вокализм представлен 7 полными фонемами /å, a, ä, e, i, o, u/ и 4 редуцированными (ə, ă, ĕ, ŏ), фонологический статус которых не вполне ясен.

Ударение было фонологически релевантным, хотя в большинстве случаев падало на последний слог.

Морфология

В морфологии имён противопоставляются мужской и женский род, единственное и множественное число. У некоторых типов имён при образовании мн. ч. наблюдается аблаут (мэлех ‘царь’ — мн. ч. мэлах-им). Показатель двойственного числа --аим присоединяется главным образом к названиям парных органов тела человека и животных и к некоторым другим словам.

Определённый артикль имеет вид ha-.

В отличие от древнейших семитских языков Месопотамии, существительные в древнееврейском языке не изменяют окончаний при склонении, тем не менее, в древнееврейском принято выделять три падежа: именительный, родительный и винительный. Падеж определяется предлогами, порядком слов в предложении и другими синтаксическими связями. Различают существительные мужского и женского рода, которые могут быть в единственном, двойственном и множественном числе.

Глагол в древнееврейском языке обладает развитой системой времен, аспектов, определяющих протяженность ситуации во времени, и типов действия (нем. Aktionsart)[5]. Аспект глагола может иметь несовершенную (традиционно называемую «имперфект») или совершенную («перфект») форму. Тип действия определяет залог, переходность, возвратность и др., и осуществляется с помощью глагольных форм, называемых «породами» или «биньянами». Глагол в перфекте описывает действие извне, рассматривая его как единое целое. Действие, выраженное перфектом, может быть как в прошлом, так и в будущем или настоящем. Имперфект обозначает действие в ходе его совершения, говорящий видит ситуацию продолжающейся, а себя — внутри неё. Имперфект также может обозначать действие в настоящем, в прошлом и в будущем. В ходе развития языка перфект стал использоваться только для обозначения действия в прошлом, а имперфект — в будущем.

Синтаксис

Нейтральный порядок слов — «подлежащее + сказуемое» в именном предложении, «сказуемое + подлежащее + (прямое дополнение)» в глагольном. Зависимые слова следуют за вершинными.

Древнееврейский повествовательный текст включает цепочки простых предложений, соединенных союзом «и». Цепочки прерываются диалогами или описаниями, за которыми вновь появляется цепочка последовательных действий. Для образования цепочек служит глагольная форма, называемая «перевёрнутый имперфект»: присоединение к глаголу союза «и» превращает совершенный аспект глагола в несовершенный, и наоборот, чем и объясняется название[источник не указан 952 дня].

Лексика

В лексике арамеизмы, заимствования из аккадского языка, древнеегипетского языка, древнеперсидского языка, в мишнаитских памятниках — грецизмы и латинизмы.

ru-wiki.org

Древнееврейский язык. Общество — Путеводитель по Израилю

Древнееврейский язык — первый язык евреев, распространённый в Древнем Израиле.

В течение 1-го тысячелетия до н. э. находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления.

Основным памятником древрееврейского языка является еврейское Священное Писание (Танах, Ветхий Завет), кроме него сохранились немногочисленные эпиграфические тексты и фрагменты Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова.

Классификация

Древнееврейский язык относится к ханаанейской группе северо-западной ветви семитских языков.

В ту же группу входят: современный иврит, финикийский и ряд малых языков Заиорданья: моавитский, аммонитский и эдомитский, а также субстратный язык амарнских писем из Ханаана и Финикии 2-го тысячелетия до н. э. Все они, кроме иврита, являются вымершими.

Лингвогеография

Территория распространения древнееврейского языка в целом соответствует современным границам Государства Израиль, включая Западный берег реки Иордан, но исключая прибрежную полосу от Сектора Газа до современного Тель-Авива и к северу от современной Хайфы, а также большую часть пустыни Негев.

Кроме того, он использовался в Заиорданье и в юго-западной части современной Сирии.

На этой территории он был распространён вплоть до падения Израильского царства в 722 г. до н. э. и Вавилонского плена, где он сохранялся как язык внутригруппового общения.

После возвращения евреев из плена около 500 г. до н. э. древнееврейский язык ещё в течение нескольких веков сохранялся в Иудее, постепенно уступая место западноарамейским диалектам.

Диалекты

В языке эпиграфических памятников выделяют израильский (северный) и иудейский (южный) диалекты.

Письменность

Алфавитом древнееврейского языка служило палеоеврейское письмо, очень близкое к финикийскому, древнейшему алфавитному письму в мире.

Палеоеврейское письмо использовалось до последних веков 1-го тыс. до н. э., когда было вытеснено т. н. «квадратным», или «ассирийским», письмом, уже использовавшимся к этому времени для арамейских языков. Именно это письмо известно сейчас как еврейское письмо.

Собственно же палеоеврейское письмо сохранилось в несколько видоизменённой форме у самаритян, которые используют это т. н. самаритянское письмо исключительно для сакральных целей.

В данной статье примеры передаются в традиционной семитологической фонологической транскрипции.

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

Для древнееврейского языка характерно наличие 23 согласных фонем.

У неэмфатических взрывных фонем /p, t, k, b, d, g/ были щелевые аллофоны, употребление которых в некоторых позициях уже свидетельствовало о превращении их в самостоятельные фонемы.

Простой латерал ŝ МФА [ɬ] ещё сохранялся. По сравнению с прасемитским состоянием исчезли межзубные согласные, один из латеральных согласных (эмфатический) и увулярные.

Вокализм представлен 7 полными фонемами /å, a, ä, e, i, o, u/ и 4 редуцированными (ə, ă, ĕ, ŏ), фонологический статус которых не вполне ясен.

Ударение было фонологически релевантным, хотя в большинстве случаев падало на последний слог.

Грамматика

В отличие от древнейших семитских языков Месопотамии, существительные в древнееврейском языке не изменяют окончаний при склонении, тем не менее, в древнееврейском принято выделять три падежа: именительный, родительный и винительный.

Падеж определяется предлогами, порядком слов в предложении и другими синтаксическими связями.

Различают существительные мужского и женского рода, которые могут быть в единственном, множественном и двойственном числе.

Глагол в древнееврейском языке обладает развитой системой времен, аспектов, определяющих протяженность ситуации во времени, и типов действия (нем. Aktionsart).

Аспект глагола может иметь несовершенную (традиционно называемую «имперфект») или совершенную («перфект») форму.

Тип действия определяет залог, переходность, возвратность и др., и осуществляется с помощью глагольных форм, называемых «породами» или «биньянами».

Глагол в перфекте описывает действие извне, рассматривая его как единое целое. Действие, выраженное перфектом, может быть как в прошлом, так и в будущем или настоящем.

Имперфект обозначает действие в ходе его совершения, говорящий видит ситуацию продолжающейся, а себя — внутри неё. Имперфект также может обозначать действие в настоящем, в прошлом и в будущем.

В ходе развития языка перфект стал использоваться только для обозначения действия в прошлом, а имперфект — в будущем.

Древнееврейский повествовательный текст включает цепочки простых предложений, соединенных союзом «и».

Цепочки прерываются диалогами или описниями, за которыми вновь появляется цепочка последовательных действий.

Для образования цепочек служит глагольная форма, называемая «перевернутый имперфект»: присоединение к глаголу союза «и» превращает совершенный аспект глагола в несовершенный, и наоборот, чем и объясняется название.

Древнееврейская поэзия использует ритмический размер и параллелизм: стихотворная строка состоит из двух перекликающихся полустиший:

Вразумитесь, цари! Научитесь, судьи земли! (Псалом 2:10)

Библейская поэзия обычно свободна от рифмы. Как и классическая русская поэзия, уже древнееврейская поэзия прибегает к использованию архаических форм для придания особого, торжественного звучания поэтической речи.

Параллелизм в библейской поэзии используется для восстановления значений редко встречающихся слов.

guide-israel.ru

Лашенкойдеш — древнееврейский язык — Держава Русь

1. Форма письма лашенкойдеша2. Образы лашенкойдеша

Рис. Лашенкойдеш в круге.Лашенкойдеш (Лешон hа-Кодеш) – это древнееврейский язык, в последствии появились его разновидности: арамейский, иврит, идиш. В переводе с древнееврейского Лешон hа-Кодеш — Святой Язык (или тайный, сокрытый). «Святой» он для евреев — потому, что образный, в отличие от идиша и иврита. Но многие евреи просто читают его, как алфавит, не знают образные значения, потому что к расшифровке текста допускаются только мужчины, и только после 40 лет; это у них называется Каббала, т.е. познание зашифрованной мудрости.

Форма письма лашенкойдеша

Форма письма лашенкойдеша отличается от других языков, которыми пользуются белые народы, жёлтые, красные, чёрные, отличается тем, что начертательные формы имеют иную, не Земную форму отображения. Начертание каждой буквы лашенкойдеша связано с прообразом звёздных структур, которые наблюдали предки древних евреев на своей прародине (на Земле Эден и Земле Нод).

* Т.е. раз они жили в другой Звёздной системе, то и созвездия у них были другие. Потому что начертательная форма наших буквиц тоже связана с определёнными созвездиями, допустим, созвездие Кассиопея — получились буквы W, M, ∑, З. Звёздное небо же вращается, и как бы начертательная форма меняется. Соединяем отрезками созвездие Большой Медведицы и получается рисунок, точно также они соединяют свои созвездия и получаются буквы.

Каждая буква лашенкойдеша имела 22 значения – 1 числовое и 21 образное (тайное, символьное, особое, божественное, элементарное и т.д.). Также определённые буквы выполняли роль математических знаков: сложение, вычитание, умножение и деление.

Совокупность написания букв давала три смысла:1. Простой — для непосвящённых (или как они говорили: «для профанов»).2. Символьный или образный — для посвящённых (или как они называли: «для адептов»).3. Тайный — для особо посвящённых (их называли: «раввины», «раби», «магистры», «рахданиты» и т.д.). Т.е. это была группа особо посвящённых, которые знали информацию, а двум нижним уровням её не давали. Их любимая фраза во времена существования Римской империи была: «То, что положено Юпитеру, не положено быку».

Написание текста происходило справа налево.

В еврейском алфавите 22 буквы, каждая буква имела свой особый статус: 3 буквы считались основными, 7 двойными (т.е. в обиходе они читались и мягко и твёрдо, или имеют обычную и конечную формы), и 12 простых букв.

Как правило, лашенкойдеш («еврейскую азбуку») записывали в круге, который делили на 12 частей (это простые буквы), в него вписывали семиконечную звезду (двойные буквы), а в центре звезды – треугольник (основные буквы).

* Зодиакальная и другие их системы (та же каббалистическая) – они были переделаны под наши, т.е. когда серые прибыли на Мидград, они привели свои системы в соответствие с теми знаниями, которые были у народов Мидгард-Земли. Поэтому сейчас в значениях их букв созвездия, которые можно видеть с Мидгарда. С кем бы они ни общались, они брали знания от каждого народа себе. И если воевали с каким-то народом, то в первую очередь уничтожали библиотеки, а всё необходимое для себя оставляли.

Образы лашенкойдеша

Даже в ульпанах… при изучении Каббалы дают всего три значения: числовое, таинственное и образное. Здесь перечислены 10 значений.

1. Алеф (основная). Числовое значение – 1. Таинственное значение – человек. Каббалистическое значение – точка опоры. Энергетическое значение – энергия жизни. Символьное значение – воля. Особое значение – корона. Божественное значение – господство над самим собой. Интеллектуальное значение – изнурение плоти. Вещественное значение – хитрость, жадность. Небесное значение – Солнце.

2. Бет (двойная). Числовое значение – 2. Таинственное значение — рот человека. Каббалистическое значение – таран. Энергетическое значение — энергия иных сущностей (вампирическая энергия). Символьное значение – знание. Божественное значение — мысль. Интеллектуальное значение — наука. Вещественное значение — высокомерие, зависть. Небесное значение – Луна. Особое значение — мудрость. Особо-таинственное значение — дом.* Особо-таинственная форма этой буквы стала логотипом ОРТ после перестройки 1991.

3. Гимель (двойная). Числовое значение — 3. Таинственное значение — берущая рука. Каббалистическое значение — мужская сила. Энергетическое значение — энергия космоса, (или энергия эфира). Символьное значение — действие. Особое значение — понимание. Божественное значение — нежность. Интеллектуальное значение — потребность наслаждений. Вещественное значение — сластолюбие. Небесное значение – Земля (планета).

4. Далет (двойная). Числовое значение – 4. Таинственное значение – грудь. Каббалистическое значение — женская сила. Энергетическое значение — энергия Души (или психическая энергия). Символьное значение — реализация. Особое значение — милосердие. Божественное значение — мудрость. Интеллектуальное значение — мощь. Вещественное значение — гордость. Небесное значение — Юпитер. Особо-таинственное значение — огонь.

5. Гхе (в иврите «Гэ»). Числовое значение — 5. Таинственное значение — дыхание. Каббалистическое значение — линия без начала и конца, т.е. круг. Энергетическое значение — сила размножения. Символьное значение — вдохновение. Особое значение — устрашение или правосудие, т.е. или то, или другое. Божественное значение — мистические грёзы. Интеллектуальное значение — желание отдыха. Небесное значение — Меркурий. Вещественное значение – леность (т.е. лень). Скрытное значение — объединение вечно-мужественного и вечно-женственного начала. Действие – умножение (т.е. буква выполняет ещё и роль знака).

6. Вау (любимое слово нынешней молодёжи, т.е. учат шестую букву еврейского алфавита). Числовое значение — 6. Таинственное значение — глаз, ухо. Каббалистическое значение — страх. Энергетическое значение — интуиция. Символьное значение – испытание. Особое значение — красота, гармония. Интеллектуальное значение — свобода. Вещественное значение — обжорство. Небесное значение — Дева. Особо-таинственное значение — Вселенский Бог. Божественное значение — Душевный голод. Арифметическое действие – деление.

7. Зайн. Числовое значение — 7. Тайное значение – стрела. Каббалистическое значение – Дьявольское Начало. Энергетическое значение – ангел-хранитель. Символьное значение – победа. Особое значение – победитель. Божественное значение – торжество. Интеллектуальное значение – желание победы. Вещественное значение — величие, гнев. Небесное значение – Стрелец. Особо-таинственное значение – Духи неких форм жизни. Элементарное значение – собственность.

8. Хет. Числовое значение – 8. Тайное значение – поле. Каббалистическое значение – Материнская сила (или Сила Жизни. У серых генофонд передаётся по маме, поэтому и материнская сила). Энергетическое значение – энергия Судьбы или энергия Кармы. Символьное значение – равновесие. Особое значение – слава, вечность. Божественное значение – правосудие. Интеллектуальное значение – приманка отталкивания (т.е. как бы призвать к себе отталкивающую силу). Вещественное значение – обещание, угроза. Небесное значение — Весы. Особо-таинственное значение – мировая гармония. Математическое действие – сложение.

9. Тет. Числовое значение – 9. Тайное значение – кровля (т.е. крыша). Каббалистическое значение – мировое равновесие. Энергетическое значение – сила разума. Символьное значение – благоразумие. Особое значение – основание зарождения. Божественное значение – осторожность. Вещественное значение – страх. Небесное значение – Нептун. Интеллектуальное значение – мудрость. Особо-таинственное значение – Дух-покровитель.* Теперь понятно, откуда пошло выражение: «Тет-а-тет»? Т.е. как бы благоразумие против благоразумия, разум против разума, мудрость против мудрости, Дух-покровитель против Духа-покровителя.

10. Йод. Числовое значение – 10. Таинственное значение – указательный палец. Каббалистическое значение – Бог, бытие и небытие. Энергетическое значение – энергия созидания. Символьное значение – удача. Особое значение – царство, реализация, существо. Божественное значение – Вера, потенциальное проявление вечности. Интеллектуальное значение – просвещение в высших науках. Небесное значение – Козерог. Вещественное значение – мужество, жестокость. Скрытое значение – божественная мысль и божественная наука. Особо-таинственное значение – порядок. Математическое действие – вычитание.

11. Каф (двойная). Числовое значение – 20. Таинственное значение – рука сжимающая. Каббалистическое значение — призрак, Дух. Энергетическое значение – чёрная дыра. Символьное значение – сила. Особое значение – распространение могущества, силы, а также соединение. Божественное значение – сила. Интеллектуальное значение – работа (в смысле — гешефт). Небесное значение – Лев. Особо-таинственное значение – сила человеческая.

12. Ламед. Числовое значение – 30. Таинственное значение – рука разжимающаяся. Каббалистическое значение – мужество. Энергетическое значение – энергия 3-х ангелов. Символьное значение – насильственная смерть. Особое значение – распространение могущества знаний. Божественное значение – терпение. Интеллектуальное значение – нравственность. Особо-таинственное значение – жертва Духовная (искупительная жертва). Небесное значение – Уран. Вещественное значение – опыт, безпечность. Скрытное значение – могущество.

13. Мем (основная). Числовое значение – 40. Таинственное значение – женщина (отсюда и «мэм» в английском языке. Также, как «вундеркинд» — все думают немецкое слово, а это на идиш: вундер – «чудо», кинд – «ребёнок», т.е. чудоребёнок). Каббалистическое значение – женственность. Энергетическое значение – сила развития. Символьное значение – превращение человека. Особое значение – закон. Божественное значение – надежда. Интеллектуальное значение – любовь. Вещественное значение – разрушение. Небесное значение – Сатурн. Особо-таинственное значение – смерть и возрождение.

14. Нун. Числовое значение — 50. Таинственное значение – плод. Каббалистическое значение – абсолют. Энергетическое значение – сила знаний. Символьное значение – человеческое начало. Особое значение – сила познания. Божественное значение – умеренность. Интеллектуальное значение – движение. Вещественное значение – подвижность. Небесное значение – водолей. Особо-таинственное значение – гармония сочетаний.

15. Самех. Числовое значение – 60. Таинственное значение – змея. Каббалистическое значение – прогресс. Энергетическое значение – сила творчества. Символьное значение – рок. Особое значение – движение вперёд. Божественное значение – сокровенная наука (сокровенное — т.е. тайное, сокрытое). Интеллектуальное значение – красноречие. Вещественное значение — рок. Скрытое значение – сила, могущество, агрессия. Небесное значение – Марс. Особо-таинственное значение — магический змей (жезл Моше).

16. Айн. Числовое значение — 70. Таинственное значение – материальная связь. Каббалистическое значение – тайна Энергетическое значение – магическая сила.

17. Пэ. Понятие — устная передача знания. Смысл названия буквы — рот. Форма — голова в профиль с открытым ртом. Число — 80. Пространство — Меркурий. Время — четверг. Человек — левое ухо. Качество — власть. Архетип — Аарон. Канал — от Гебура к Ход.

18. Цади. Понятие — вера праведника. Смысл названия буквы — праведник; сторона, бок; охотиться. Число — 90. Пространство — Водолей. Время — месяц шеват. Человек — верхняя часть желудка. Качество — вкус. Архетип — Асир. Канал — от Гебура к Тиферет.

19. Коф. Понятие — парадокс святости, отчуждение трансцендентной божественной жизненной силы материальной сферой. Смысл названия буквы — обезьяна; окружать; касаться; сила. Число — 100. Пространство — Рыбы. Время — месяц адар. Человек — селезёнка. Качество — смех. Архетип — Неффалим. Канал — от Бина к Хесед. Вездесущность — искупление павших искр.

20. Рэш. Понятие — способность начать процесс исправления ейш (вещественности) Мироздания. Смысл названия буквы — голова, начало; бедный человек. Форма — затылок, видимый в профиль. Число — 200. Пространство — Сатурн. Время — пятница. Человек — левая ноздря. Дар — безмятежность. Архетип — Иосиф. Канал — от Тиферет к Йесод.

21. Шин. Понятие — колышущаяся, как пламя, изменчивость всех вещей происходит из вечного и неизменного Источника. Смысл названия буквы — зуб; год; изменение; безмятежность; спать; учить; два; острый. Форма — три штриха Вау поднимаются, как языки пламени, из общей исходной точки. Число — 300. Пространство — небо. Время — лето. Человек — голова. Качество — любовь, проявляющаяся как огонь. Архетип — Машиах Бен Йосеф. Канал — от Хохма к Бина.

22. Тав. Понятие — отпечаток, который вера в вездесущность бога оставляет на человеке; сверхсознательный опыт. Смысл названия буквы — знак; отпечаток; код. Форма — штрих Далет, как бы ставящий печать сверху на штрих Нун. Число — 400. Пространство — Юпитер. Время — суббота. Человек — рот. Качество — милость. Архетип — Давид. Канал — от Йесод к Малхут.

Рубрика: Древние языки

derzhavarus.ru

Древнееврейский язык Википедия

Древнееврейский язык или библейский иврит (ивр. ‏ עִבְרִית מִקְרָאִית‏‎ — библейский иврит), Лешон hа-Кодеш (др.-евр. לְשׁוֹן הַקֹדֶשׁ — Святой Язык) — первый язык евреев, распространённый в Древнем Израиле (др.-евр. אֶרֶץ כְּנַעַן [э́рец кнаа́н] «страна Ханаанская»; др.-евр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל Эрец Исраэль, «Земля Израильская»). В течение 1-го тысячелетия до н. э. находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления в связи с падением древнееврейской государственности и уходом евреев в диаспору[1]. Основными памятниками древнееврейского языка являются Еврейская Библия (Танах, Ветхий Завет), Мишна, а также богатая средневековая еврейская литература, поэзия, раввинская литература, историография, произведения по математике, астрономии, философии, химии, естественным наукам. На еврейском языке писали также многие поэты и писатели Нового времени, вплоть до его возрождения как разговорного языка, языка школы, СМИ, литературы, а также государственного языка Израиля.

Современный иврит является возрождённой формой древнееврейского языка[2].

В XX веке найдены древнейшие рукописи библейских книг, а также оттиски древних печатей, надписи на сосудах, и древние литературные фрагменты, не вошедшие в Еврейский канон, напр. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова[3].

Самые ранние найденные эпиграфические свидетельства на древнееврейском датируются X—IX вв. до н. э.[4]

О названии

Традиционным обозначением языка письменных памятников, дошедших до нас с территории Древнего Израиля и Иудеи и относящихся к периоду с X века до н. э. по II век н. э., в русской гебраистической литературе является «древнееврейский язык». Этот термин соответствует таким терминам как англ. hebrew или нем. hebräisch. Термин «еврейский язык», широко применявшийся по отношению к нему в XIX веке, в советское время употреблялся в основном по отношению к языку идиш, а сейчас обычно употребляется для обозначения всей совокупности языков, диалектов и этнолектов, которыми евреи пользовались в течение последних двух с лишним тысячелетий (вкл. идиш, сефардский, еврейско-арамейские, еврейско-иранские и др.). В последнее время древнееврейский язык часто включается в понятие «иврит» (также «библейский иврит» — соответствующий англ. Biblical Hebrew), так как и в еврейской литературе, и в европейских языках соответствующий термин (Hebrew) используется как для древнего, так и для современного периодов развития языка.

Классификация

Древнееврейский язык относится к ханаанейской группе северо-западной ветви семитских языков. В ту же группу входят современный иврит, финикийский и ряд малых языков Заиорданья: моавитский, аммонитский и эдомитский, а также субстратный язык амарнских писем из Ханаана и Финикии 2-го тысячелетия до н. э. Все они, кроме иврита, являются вымершими.

Лингвогеография

Ареал и численность

Территория распространения древнееврейского языка в целом соответствует современным границам Государства Израиль, включая Западный берег реки Иордан, но исключая прибрежную полосу от сектора Газа до современного Тель-Авива и к северу от современной Хайфы, а также большую часть пустыни Негев. Кроме того, он использовался в Заиорданье и в юго-западной части современной Сирии.

На этой территории он был распространён вплоть до падения Израильского царства в 722 году до н. э. и Вавилонского плена, где он сохранялся как язык внутригруппового общения. После возвращения евреев из плена около 500 года до н. э. древнееврейский язык ещё в течение нескольких веков сохранялся в Иудее, постепенно уступая место западноарамейским диалектам.

Диалекты

В языке эпиграфических памятников выделяют израильский (северный) и иудейский (южный) диалекты.

Письменность

Алфавитом древнееврейского языка служило палеоеврейское письмо, очень близкое к финикийскому, древнейшему алфавитному письму в мире. Палеоеврейское письмо использовалось до последних веков 1-го тыс. до н. э., когда было вытеснено т. н. «квадратным», или «ассирийским», письмом, уже использовавшимся к этому времени для арамейских языков. Именно это письмо известно сейчас как еврейское письмо.

Собственно же палеоеврейское письмо сохранилось в несколько видоизменённой форме у самаритян, которые используют это т. н. самаритянское письмо исключительно для сакральных целей.

В данной статье примеры передаются в традиционной семитологической фонологической транскрипции.

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

Для древнееврейского языка характерно наличие 23 согласных фонем. У неэмфатических взрывных фонем /p, t, k, b, d, g/ были щелевые аллофоны, употребление которых в некоторых позициях уже свидетельствовало о превращении их в самостоятельные фонемы. Простой латерал ŝ МФА [ɬ] ещё сохранялся. По сравнению с прасемитским состоянием исчезли межзубные согласные, один из латеральных согласных (эмфатический) и увулярные. Вокализм представлен 7 полными фонемами /å, a, ä, e, i, o, u/ и 4 редуцированными (ə, ă, ĕ, ŏ), фонологический статус которых не вполне ясен.

Ударение было фонологически релевантным, хотя в большинстве случаев падало на последний слог.

Морфология

В морфологии имён противопоставляются мужской и женский род, единственное и множественное число. У некоторых типов имён при образовании мн. ч. наблюдается аблаут (мэлех ‘царь’ — мн. ч. мэлах-им). Показатель двойственного числа --аим присоединяется главным образом к названиям парных органов тела человека и животных и к некоторым другим словам.

Определённый артикль имеет вид ha-.

В отличие от древнейших семитских языков Месопотамии, существительные в древнееврейском языке не изменяют окончаний при склонении, тем не менее, в древнееврейском принято выделять три падежа: именительный, родительный и винительный. Падеж определяется предлогами, порядком слов в предложении и другими синтаксическими связями. Различают существительные мужского и женского рода, которые могут быть в единственном, двойственном и множественном числе.

Глагол в древнееврейском языке обладает развитой системой времен, аспектов, определяющих протяженность ситуации во времени, и типов действия (нем. Aktionsart)[5]. Аспект глагола может иметь несовершенную (традиционно называемую «имперфект») или совершенную («перфект») форму. Тип действия определяет залог, переходность, возвратность и др., и осуществляется с помощью глагольных форм, называемых «породами» или «биньянами». Глагол в перфекте описывает действие извне, рассматривая его как единое целое. Действие, выраженное перфектом, может быть как в прошлом, так и в будущем или настоящем. Имперфект обозначает действие в ходе его совершения, говорящий видит ситуацию продолжающейся, а себя — внутри неё. Имперфект также может обозначать действие в настоящем, в прошлом и в будущем. В ходе развития языка перфект стал использоваться только для обозначения действия в прошлом, а имперфект — в будущем.

Синтаксис

Нейтральный порядок слов — «подлежащее + сказуемое» в именном предложении, «сказуемое + подлежащее + (прямое дополнение)» в глагольном. Зависимые слова следуют за вершинными.

Древнееврейский повествовательный текст включает цепочки простых предложений, соединенных союзом «и». Цепочки прерываются диалогами или описаниями, за которыми вновь появляется цепочка последовательных действий. Для образования цепочек служит глагольная форма, называемая «перевёрнутый имперфект»: присоединение к глаголу союза «и» превращает совершенный аспект глагола в несовершенный, и наоборот, чем и объясняется название[источник не указан 954 дня].

Лексика

В лексике арамеизмы, заимствования из аккадского языка, древнеегипетского языка, древнеперсидского языка, в мишнаитских памятниках — грецизмы и латинизмы.

См. также

Примечания

Литература

  • Берлин И. Язык еврейский // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Дьяконов И. М. Древнееврейский язык // Языки Азии и Африки: Семитские языки. М., 1991, т. 4, ч. 1.
  • Коган Л. Е., Лёзов С. В. Древнееврейский язык // Языки мира: Семитские языки. Аккадский язык. Северозападносемитские языки. М., «Academia», 2009.
  • Ламбдин О. Т. Учебник древнееврейского языка. М.: Российское Библейское Общество, 2003. (перевод книги: Lambdin T. O. Introduction to Biblical Hebrew. London: Charles Scribner’s Sons, 1971.)
  • Arnorld B.T., Choi J.H., A Guide to Biblical Hebrew Syntax, Cambridge, 2003.
  • Bauer H., Leander P. Historische Grammatik der hebräischen Sprache des Alten Testaments. Halle, 1922.
  • Bergsträsser G. Hebräische Grammatik. Leipzig, 1918—1929.
  • Blau J. A Grammar of Biblical Hebrew. Wiesbaden, 1976.
  • Ewald H.G.A. Kritische Grammatik der hebräischen Sprache. Leipzig, 1827.
  • Ewald H.G.A. Ausführliches Lehrbuch der hebräischen Sprache. Leipzig, 1870.
  • Gesenius W., Kautzsch E., Cowley A.E. Gesenius’ Hebrew Grammar. Oxford, 1910.
  • Hetzron R. Hebrew // The World’s Major Languages / Ed. by B. Comrie. New York; Oxford, 1987.
  • Jouon P., Muraoka T. A Grammar of Biblical Hebrew. Roma, 1991.
  • Kautzsch E. (ed.) Gesenius' Hebrew Grammar. Eng. ed. A. E. Cowley. Oxford: Clarendon Press, 1910.
  • Lambert M. Traité de grammaire hébraique. Paris, 1946.
  • Schneider W. Grammatik des Biblischen Hebräisch. München, 1974.
  • Steiner R. Ancient Hebrew // The Semitic Languages / Ed. by R. Hetzron. London, 1997.
  • Würthwein E. The Text of the Old Testament (trans. Erroll F. Rhodes) Grand Rapids: Wm.B.Eardmans Publishing, 1995. ISBN 0-8028-0788-7.
Словари
  • Brown F., Driver S.R., Briggs C.A. The Hebrew and Aramaic Lexicon. Boston, 1906.
  • Brown F., Driver S.R., Briggs C.A. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Oxford, 1907.
  • Clines D.J.A. The Dictionary of Classical Hebrew. Sheffield, 1993-.
  • Gesenius W., Donner H., Meyer D.R. Hebräisches und Aramäisches Handwörterbuch über das Alte Testament. Berlin, 1987-.
  • Koehler L., Baumgartner W. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament / Revised by W. Baumgartner and J. Stamm. Leiden, 1994—2000.
  • Koehler L., Baumgartner W., Stamm J.J. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Leiden; Boston; Köln, 2001.

Ссылки

wikiredia.ru

Древнееврейский язык — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Древнееврейский язык или библейский иврит(др.-евр. עברית הקדומה‎ — Древнееврейский), Лашон ха-Кодеш (др.-евр. לשון הקודש‎ — Святой Язык) — первый язык евреев, распространённый в Древнем Израиле (др.-евр. אֶרֶץ כְּנַעַן‎ [э́рец кнаа́н] «страна Ханаанская»; др.-евр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל‎ Эрец Исраэль, «Земля Израильская»). В течение 1-го тысячелетия до н. э. находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления в связи с падением древнееврейской государственности и уходом евреев в диаспору[1]. Основными памятниками древнееврейского языка являются Еврейская Библия (Танах, Ветхий Завет), Мишна, а также богатая средневековая еврейская литература, поэзия, раввинская литература, историография, произведения по математике, астрономии, философии, химии, естественным наукам. На еврейском языке писали также многие поэты и писатели Нового времени, вплоть до его возрождения как разговорного языка, языка школы, СМИ, литературы, а также государственного языка Израиля.

Современный иврит является возрождённой формой древнееврейского языка[2].

В XX веке найдены древнейшие рукописи библейских книг, а также оттиски древних печатей, надписи на сосудах, и древние литературные фрагменты, не вошедшие в Еврейский канон, напр. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова[3].

Самые ранние найденные эпиграфические свидетельства на древнееврейском датируются X—IX вв. до н. э.[4]

О названии

Традиционным обозначением языка письменных памятников, дошедших до нас с территории Древнего Израиля и Иудеи и относящихся к периоду с X века до н. э. по II век н. э., в русской гебраистической литературе является «древнееврейский язык». Этот термин соответствует таким терминам как англ. hebrew или нем. hebräisch. Термин «еврейский язык», широко применявшийся по отношению к нему в XIX веке, в советское время употреблялся в основном по отношению

o-ili-v.ru

Древнееврейский язык — Википедия РУ

Древнееврейский язык или библейский иврит (ивр. ‏ עִבְרִית מִקְרָאִית‏‎ — библейский иврит), Лешон hа-Кодеш (др.-евр. לְשׁוֹן הַקֹדֶשׁ — Святой Язык) — первый язык евреев, распространённый в Древнем Израиле (др.-евр. אֶרֶץ כְּנַעַן [э́рец кнаа́н] «страна Ханаанская»; др.-евр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל Эрец Исраэль, «Земля Израильская»). В течение 1-го тысячелетия до н. э. находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления в связи с падением древнееврейской государственности и уходом евреев в диаспору[1]. Основными памятниками древнееврейского языка являются Еврейская Библия (Танах, Ветхий Завет), Мишна, а также богатая средневековая еврейская литература, поэзия, раввинская литература, историография, произведения по математике, астрономии, философии, химии, естественным наукам. На еврейском языке писали также многие поэты и писатели Нового времени, вплоть до его возрождения как разговорного языка, языка школы, СМИ, литературы, а также государственного языка Израиля.

Современный иврит является возрождённой формой древнееврейского языка[2].

В XX веке найдены древнейшие рукописи библейских книг, а также оттиски древних печатей, надписи на сосудах, и древние литературные фрагменты, не вошедшие в Еврейский канон, напр. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова[3].

Самые ранние найденные эпиграфические свидетельства на древнееврейском датируются X—IX вв. до н. э.[4]

Традиционным обозначением языка письменных памятников, дошедших до нас с территории Древнего Израиля и Иудеи и относящихся к периоду с X века до н. э. по II век н. э., в русской гебраистической литературе является «древнееврейский язык». Этот термин соответствует таким терминам как англ. hebrew или нем. hebräisch. Термин «еврейский язык», широко применявшийся по отношению к нему в XIX веке, в советское время употреблялся в основном по отношению к языку идиш, а сейчас обычно употребляется для обозначения всей совокупности языков, диалектов и этнолектов, которыми евреи пользовались в течение последних двух с лишним тысячелетий (вкл. идиш, сефардский, еврейско-арамейские, еврейско-иранские и др.). В последнее время древнееврейский язык часто включается в понятие «иврит» (также «библейский иврит» — соответствующий англ. Biblical Hebrew), так как и в еврейской литературе, и в европейских языках соответствующий термин (Hebrew) используется как для древнего, так и для современного периодов развития языка.

Алфавитом древнееврейского языка служило палеоеврейское письмо, очень близкое к финикийскому, древнейшему алфавитному письму в мире. Палеоеврейское письмо использовалось до последних веков 1-го тыс. до н. э., когда было вытеснено т. н. «квадратным», или «ассирийским», письмом, уже использовавшимся к этому времени для арамейских языков. Именно это письмо известно сейчас как еврейское письмо.

Собственно же палеоеврейское письмо сохранилось в несколько видоизменённой форме у самаритян, которые используют это т. н. самаритянское письмо исключительно для сакральных целей.

В данной статье примеры передаются в традиционной семитологической фонологической транскрипции.

Фонетика и фонология

Для древнееврейского языка характерно наличие 23 согласных фонем. У неэмфатических взрывных фонем /p, t, k, b, d, g/ были щелевые аллофоны, употребление которых в некоторых позициях уже свидетельствовало о превращении их в самостоятельные фонемы. Простой латерал ŝ МФА [ɬ] ещё сохранялся. По сравнению с прасемитским состоянием исчезли межзубные согласные, один из латеральных согласных (эмфатический) и увулярные. Вокализм представлен 7 полными фонемами /å, a, ä, e, i, o, u/ и 4 редуцированными (ə, ă, ĕ, ŏ), фонологический статус которых не вполне ясен.

Ударение было фонологически релевантным, хотя в большинстве случаев падало на последний слог.

Морфология

В морфологии имён противопоставляются мужской и женский род, единственное и множественное число. У некоторых типов имён при образовании мн. ч. наблюдается аблаут (мэлех ‘царь’ — мн. ч. мэлах-им). Показатель двойственного числа --аим присоединяется главным образом к названиям парных органов тела человека и животных и к некоторым другим словам.

Определённый артикль имеет вид ha-.

В отличие от древнейших семитских языков Месопотамии, существительные в древнееврейском языке не изменяют окончаний при склонении, тем не менее, в древнееврейском принято выделять три падежа: именительный, родительный и винительный. Падеж определяется предлогами, порядком слов в предложении и другими синтаксическими связями. Различают существительные мужского и женского рода, которые могут быть в единственном, двойственном и множественном числе.

Глагол в древнееврейском языке обладает развитой системой времен, аспектов, определяющих протяженность ситуации во времени, и типов действия (нем. Aktionsart)[5]. Аспект глагола может иметь несовершенную (традиционно называемую «имперфект») или совершенную («перфект») форму. Тип действия определяет залог, переходность, возвратность и др., и осуществляется с помощью глагольных форм, называемых «породами» или «биньянами». Глагол в перфекте описывает действие извне, рассматривая его как единое целое. Действие, выраженное перфектом, может быть как в прошлом, так и в будущем или настоящем. Имперфект обозначает действие в ходе его совершения, говорящий видит ситуацию продолжающейся, а себя — внутри неё. Имперфект также может обозначать действие в настоящем, в прошлом и в будущем. В ходе развития языка перфект стал использоваться только для обозначения действия в прошлом, а имперфект — в будущем.

Синтаксис

Нейтральный порядок слов — «подлежащее + сказуемое» в именном предложении, «сказуемое + подлежащее + (прямое дополнение)» в глагольном. Зависимые слова следуют за вершинными.

Древнееврейский повествовательный текст включает цепочки простых предложений, соединенных союзом «и». Цепочки прерываются диалогами или описаниями, за которыми вновь появляется цепочка последовательных действий. Для образования цепочек служит глагольная форма, называемая «перевёрнутый имперфект»: присоединение к глаголу союза «и» превращает совершенный аспект глагола в несовершенный, и наоборот, чем и объясняется название[источник не указан 952 дня].

Лексика

В лексике арамеизмы, заимствования из аккадского языка, древнеегипетского языка, древнеперсидского языка, в мишнаитских памятниках — грецизмы и латинизмы.

http-wikipediya.ru


Смотрите также