Древнее название днестра. Днестр (река)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Река Днестр. Древнее название днестра


Река Днестр — подробная информация с фото

Река Днестр проходит через Восточную Европу и располагается на территории двух государств – Молдовы и Украины. Течёт с северо-запада на юго-восток, а затем впадает в Чёрное море. В переводе с древнеиранского языка Днестр - это "пограничная река".

География

Длина реки Днестр — 1352 км, площадь бассейна — 72,1 тыс. км². Берёт начало в Украинских Карпатах в районе села Волчье на склонах горы Чентыёвка (Сарматские горы в Хронике Длугоша) на высоте 900 м, впадает в Днестровский лиман, который соединён с Чёрным морем. Средний расход воды в нижнем течении 310 м³/с. Объём годового стока — 10 млрд м³.

В верховьях Днестр течёт в глубокой узкой долине и носит характер быстрой горной реки. Скорость течения в этом районе составляет 2—2,5 м/с. Здесь в Днестр впадает большое количество притоков, берущих начало со склонов Карпат, в основном справа. Наиболее крупный из притоков на этом участке — Стрый. Ниже Галича течение становится более спокойным, но долина остаётся узкой и глубокой.

В среднем течении притоки впадают только слева: Золотая Липа, Стрыпа, Серет, Збруч, Смотрич, Мурафа.

На территории Украины (Хмельницкая,Черновицкая и Винницкая области) расположено Днестровское водохранилище, образовавшееся при строительстве Днестровской ГЭС (677,7 км от устья Днестра, г. Новоднестровск Черновицкой области).

Длина Днестра в пределах Молдавии — 660 км. Площадь бассейна в пределах Молдавии — 19 070 км², что составляет 57 % её территории. Ниже Могилёва-Подольского долина несколько расширяется, но до села Выхватинцы Рыбницкого района (Приднестровская Молдавская Республика) Днестр всё ещё течёт в узкой и глубокой каньонообразной долине с высокими крутыми и скалистыми берегами, изрезанными оврагами.

На участке от села Выхватинцы до города Дубоссары простирается Дубоссарское водохранилище протяжённостью около 120 км. Южнее Дубоссар долина Днестра заметно расширяется, достигая в своём низовье до 10—16 км. Здесь уклоны русла очень малые, и река образует крупные излучины — меандры, начинаются плавни.

В нижнем течении в Днестр впадают справа Реут, Бык, Ботна. За 146 км до устья, ниже села Чобручи, влево от Днестра отходит рукав Турунчук, который вновь соединяется с Днестром через озеро Белое в 20 км от устья. Впадает Днестр в Днестровский лиман, длина которого 40 км.

Дельта Днестра является местом гнездования большого количества птиц, на её территории произрастает большое количество редких видов растений. Низовья Днестра, в частности район слияния Днестра с Турунчуком занесены в международный список Рамсарской конвенции о защите водно-болотных угодий.

На территории Одесской области в плавнях было создано заповедное урочище «Днестровские плавни», позже вошедшее в состав Нижнеднестровского национального природного парка.

Питание Днестра снеговое и дождевое. На реке часты внезапные подъёмы уровня воды, в особенности от выпадения летних ливневых дождей, нередко вызывающие наводнения. Ледостав непродолжительный, в тёплые зимы река вообще не замерзает.

Минерализация воды Днестра возрастает вниз по течению от 300 до 450 мг/дм³.

Вода Днестра используются для водоснабжения многих населённых пунктов (например, Одессы, Кишинёва), орошения; в верховьях по реке осуществляется лесосплав.

Судоходство осуществляется на участках от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

На Днестре расположены города Хотин, Могилёв-Подольский, Ямполь, Сороки, Залещики, Каменка, Рыбница, Дубоссары, Григориополь, Бендеры, Тирасполь, Слободзея, Овидиополь, Белгород-Днестровский (Аккерман) и др.

По Днестру проходит часть государственной границы между Украиной и Молдавией.

Рыба

В Днестре постоянно обитают плотва, щука, вырезуб, елец, голавль, язь, гольян, красноперка, жерех, линь, карась, сазан, подуст, усач, вьюн, сом, налим, лещ, разные бычки, речная камбала и другие. В верховьях реки есть форель и хариус, а в низовьях из Черного моря в Днестр входят осетр и севрюга.

История

С незапамятных времён Днестр служил оживлённым водным путём для вывоза товаров, производимых в Приднестровском крае. Ещё Геродот упоминает о реке Тирас (древнее название Днестра) и о находившейся в его устьях колонии Тира, снабжавшей местными продуктами древнюю Грецию. Источники, датируемые I в.н. э. указывают на дарованное жителям Тиры право беспошлинного провоза товаров.

Позднее, в XII веке, русские летописи указывают на существование в устьях Тираса колонии Белгород, возникшей на месте греческого полиса Тира. С этого же времени на Днестре усиливается торговое влияние генуэзцев. Они учреждают на реке ряд факторий, для защиты которых устраивают крепости в Бендерах (молд. Tigina, Тигина, тур. Тягиня Кача), Сороках (древний Ольхион), Хотине и Белгороде, остатки которых также сохранились до настоящего времени. Наиболее важным генуэзским торговым пунктом стал Белгород (итал. Moncastro, Монкастро, молд. Cetatea Alba, Четатя Албэ), который был защищён земляным валом и превращен в крепость. Генуэзцам приписывается введение на Днестре, для сплава грузов, типа судна, известного под названием галеры (представляющей собой прямоугольный ящик) грузоподъёмностью 12 тонн. Незначительная осадка позволяла галерам проходить даже самые мелководные днестровские участки.

В дальнейшее время, со взятием турками Монкастро, переименованного ими в Аккерман, а также при переходе под власть турок территории нижнего и среднего Поднестровья, торговое значение Днестра начинает падать и прилежащий к этой регион становиться ареной для частых войн между Османской империей, Польским королевством и Запорожской сечью. Только с присоединением в 1791 году, по Ясскому договору, области между Южным Бугом и Днестром к России, начинает снова возрождаться местная оптовая торговля и днестровское судоходство, и к началу XX века достигает большого размаха.

Единственное на реке существовавшее судно, галера, собственно и послужило начальным поводом к заботам правительства об учреждении днестровского судоходства. В 1881 году бессарабским земством была представлена министру путей сообщения докладная записка, в которой было выяснено, что всё более усиливающаяся конкуренция Северо-Американских Штатов, вытеснившая уже российскую пшеницу с некоторых рынков Западной Европы, по причине опасности и дороговизны провоза хлеба по Днестру, ставит Приднестровский край в критическое положение, несмотря на то, что собственно дешевизна производства хлеба, по сравнению с Америкой, остаётся на стороне бессарабских производителей. И действительно, стоимость доставки пуда пшеницы, взятого на берегу среднего Днестра (между Могилевым и Сороки), прошедшего через одесские магазины и сданного на судно в одесском порту для отправки за границу, доходила до 40 копеек и более, да и то лишь при благоприятных условиях.

Был сделан ряд попыток открытия на Днестре пароходного движения. Так, в 1843 году правительством России был заказан в Англии пароход, названный «Днестром», однако в первом же рейсе он не смог пройти Чобручские излучины (перекаты близ с.Чобручи) и дойти до г. Тирасполя. В 1847 году на Днестре появился пароход «Луба», длиной 90 футов, шириной 14 футов и с осадкой 2 фута, но и он столкнулся с серьёзными трудностями при плаванье по реке и вскоре покинул Днестр. С учреждением в 1857 году «Русского общества пароходства и торговли», им на Днестр был отправлен пароход «Братец», который также вынужден был отказаться от движения по реке. К тому же неутешительному результату привела попытка Поповича, сделанная в 1864 году с пароходом «Мария». В 1867 году было образовано князем Львом Сапегой пароходное общество, но первый же пароход, «Днестр», пройдя вниз по реке, был вынужден навсегда уйти в Чёрное море, а само общество распалось. Наконец, в 1872 году Померо, воспользовавшись высокой водой, прошёл на пароходе по Днестру до Могилёва и обратно, но этот факт не смог восстановить пароходное движение по реке.

В ряду всех этих попыток особенного внимания заслуживает предпринятая в 1881 году «Русским обществом пароходства и торговли» экспедиция для окончательного решения вопроса: способен ли Днестр в естественном виде к пароходному движению. Экспедиция эта привела к тому убеждению, что для учреждения на Днестре пароходства необходимы предварительные серьёзные меры по улучшению речного русла. С 1884 года преступлено к работам по выемке из русла Днестра камней, расчистке порогов динамитом и углублению наиболее мелководных перекатов Днестра постройкой каменных исправительных сооружений и землечерпанием. На возмещение затрат правительства на улучшение реки Высочайше утверждённым мнением государственного совета от 29 ноября 1883 года был установлен особый сбор в размере 1 % со стоимости днестровских грузов сверх ¼-процентного судоходного сбора, существующего по всем рекам Российской империи.

С начала работ в 1884 году и по 1893 год всего израсходовано на улучшение Днестра около 1 млн рублей, причём благодаря произведённым работам река стала доступна для буксирного и пассажирского пароходства, которое и не замедлило на ней развиться, а количество груза стало быстро возрастать и увеличилось в 4 раза, как это видно из следующей таблицы:

В 1887 году обществом пароходства и торговли в Бендерах было построено приспособленное для плавания по Днестру судно, названное «Днестровка».

В 1900 году по Днестру регулярные рейсы совершали два грузопассажирских парохода по линии Бендеры—Тирасполь—Аккерман. В период до 1917 года по реке курсировали пароходы «Бендеры», «Богатырь», «Георгий Победоносец», «Коршун», «Мария» и другие.

С 1918 по 1940 год Днестр служил демаркационной линией между Румынией и СССР и строго охранялся. В прибрежных сёлах румынские власти разрешали включать свет в домах только при наглухо закрытых ставнях. В этот период навигация по Днестру была прекращена и возобновилась только в 1940 году.

Во время Великой Отечественной войны Днестр стал ареной сражений между немецко-румынскими захватчиками и Советской армией (см. Ясско-Кишинёвская операция).

В 1954 году возле Дубоссар была построена не имеющая шлюзов плотина гидроэлектростанции и возникло Дубоссарское водохранилище. В связи с этим регулярное судоходство стало возможным лишь на двух изолированных участках: от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

В 40-70-е гг. велась добыча со дна реки песчано-гравийной смеси, используемой в строительстве. В конце 1980-х годов экологи пришли к выводу, что дальнейшая добыча смеси может нанести ущерб Днестру, и она была прекращена. В связи с распадом СССР и экономическим кризисом в 1990-е годы судоходство по Днестру значительно сократилось, а в 2000-е годы практически прекратилось, за исключением навигации маломерных судов и прогулочных теплоходов в районе г. Тирасполя и г. Бендеры.

wikiway.com

Днестр — WiKi

Этимология

Греки называли Днестр Тирасом (греч. Τύρας), итальянцы — Дженестром, древние германцы — Агалингусом, турки — Турлой. В скифо-сарматском языке слово dānu означало вода, река (в современном осетинском — «дон»). Существует версия, что название Днестр произошло от скифо-сарматского (древнеиранского) Dānu nazdya, что означает «пограничная река»[2].

Версия по В. И. Абаеву: «Дн(е)» — это скифо-сарматское dānu — вода, река, а вот вторая часть слова «-стр» — это осетинское «‘стыр» (звук «ы» в осетинском настолько краток, что в некоторых случаях между согласными его практически не слышно) и переводится на русский язык как большой или великий, восходящий к др. иранскому (скифо-сарматскому) «*stūra» — большой, огромный. То есть современное название реки Днестр означает Большая река (вода)[3].

География

Длина — 1352 км, площадь бассейна — 72,1 тыс. км².

Берёт начало в Украинских Карпатах в районе села Волчье Турковского района Львовской области на склонах горы Чентыёвка (Карпаты — Сарматские горы в Хронике Длугоша) на высоте 900 м, впадает на территории Одесской области в Днестровский лиман, который соединён с Чёрным морем. Средний расход воды в нижнем течении 310 м³/с. Объём годового стока — 10,2 км³. Уклон реки — 0,666 м/км.[источник не указан 365 дней]

В верховьях Днестр течёт в глубокой узкой долине и носит характер быстрой горной реки. Скорость течения в этом районе составляет 2—2,5 м/с. Здесь в Днестр впадает большое количество притоков, берущих начало со склонов Карпат, в основном справа. Наиболее крупный из притоков на этом участке — Стрый. Ниже города Галича (Ивано-Франковская область) течение становится более спокойным, но долина остаётся узкой и глубокой.

В среднем течении притоки впадают только слева: Золотая Липа, Стрыпа, Серет, Збруч, Смотрич, Мукша (с территории Тернопольской, Хмельницкой и Винницкой областей).

На территории Украины (Хмельницкая, Черновицкая и Винницкая области) расположено Днестровское водохранилище, образовавшееся при строительстве Днестровской ГЭС (677,7 км от устья Днестра, г. Новоднестровск Черновицкой области).

Длина Днестра в пределах Молдавии — 660 км. Площадь бассейна в пределах Молдавии — 19 070 км², что составляет 57 % её территории. Ниже города Могилёва-Подольского (Винницкая область, Украина) долина несколько расширяется, но до села Выхватинцы Рыбницкого района Днестр всё ещё течёт в узкой и глубокой каньонообразной долине с высокими крутыми и скалистыми берегами, изрезанными оврагами.

На участке от села Выхватинцы до города Дубоссары простирается Дубоссарское водохранилище протяжённостью около 120 км. Южнее Дубоссар долина Днестра заметно расширяется, достигая в своём низовье 10—16 км. Здесь уклоны русла очень малые, и река образует крупные излучины — меандры, начинаются плавни. Ширина русла в нижнем течении до 200 м, глубина 4-8 м, максимальная 10-16 м. Скорость течения в межень 1-1,5 м/с на среднем участке, 0,5 м/с и меньше - в устьевой части.[5]

В нижнем течении в Днестр впадают справа Реут, Икель, Бык, Ботна, слева Каменка, Билочи, Ягорлык. За 146 км до устья, ниже села Чобручи, влево от Днестра отходит рукав Турунчук, который вновь соединяется с Днестром через озеро Белое (Одесская область) в 20 км от устья. Впадает Днестр в Днестровский лиман, длина которого 40 км.

Характерные расходы воды

По данным наблюдения станции в селе Грушка:

  • среднемесячная норма стока в сентябре составляет 268 м3/с,
  • абсолютный максимум за весь период наблюдений составил 1920 м3/с (23.09 1968 г.),
  • абсолютный минимум – 93,0 м3/с (30.09 1983 г.).

После ввода в эксплуатацию Днестровского водохранилища (1982 год) абсолютный максимум составил 1180 м3/с (14.09 2007 г.), абсолютный минимум - 93,0 м3/с (30.09 1983 г.).

Среднемесячные расходы воды за весь период наблюдений колеблются в больших пределах от 111 м3/с (1984 г.) до 592 м3/с (1996 г.).[6]

Сток всех малых рек в пределах Молдавии - около 0,8 км³ в средний по водности год. В северных и центральных районах среднегодовой модуль стока колеблется от 1 до 1,5 л/(с*км²), в южных - снижается до 0,2-0,3 л/(с*км²).[5]

Дельта Днестра является местом гнездования большого количества птиц, на её территории произрастает большое количество редких видов растений. Низовья Днестра, в частности район слияния Днестра с Турунчуком занесены в международный список Рамсарской конвенции о защите водно-болотных угодий.

На территории Одесской области в плавнях было создано заповедное урочище «Днестровские плавни», позже вошедшее в состав Нижнеднестровского национального природного парка.

Питание Днестра снеговое и дождевое. На реке часты внезапные подъёмы уровня воды, в особенности от выпадения летних ливневых дождей, нередко вызывающие наводнения. Внутригодовое распределение стока по сезонам в средний по водности год: весной - 44,4%, летом - 25,5%, осенью - 16%, зимой - 14,1%.[5] Скорость течения воды в нижнем течении Днестра колеблется от 0,30 до 1,55 м³/с. При высоком уровне воды скорость течения реки может достигать 2,8-3,6 м³/с.

Ледостав непродолжительный, в тёплые зимы река вообще не замерзает. Средняя продолжительность ледостава в году 50-80 дней, наибольшая - 90-120, наименьшая - 0-30 дней.

Самые высокие среднемесячные температуры воды наблюдаются в июле - 22,6-23,9 град. [5]

Минерализация воды Днестра возрастает вниз по течению от 300 до 450 мг/дм³[7].

Вода Днестра используются для водоснабжения многих населённых пунктов (например, Одессы, Кишинёва), орошения.

Раньше в верховьях по реке осуществлялся лесосплав. С 1979 года на Украине лесосплав на реках запрещен, что закреплено в Водном кодексе Украины (1995), ст. 54.

Судоходство осуществляется на участках от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

На Днестре расположены города Хотин, Могилёв-Подольский, Ямполь, Сороки, Залещики, Каменка, Рыбница, Дубоссары, Григориополь, Бендеры, Тирасполь, Слободзея, Овидиополь, Белгород-Днестровский и др.

По Днестру проходит часть государственной границы между Украиной и Молдавией.

История

В пойменных отложениях палео-Днестра близ Дубоссар найдены самые северные стоянки олдовайской культуры Байраки и Крецешты (1,0—1,2 млн лет)[8][9][10].

В античности Днестр служил оживлённым водным путём для вывоза товаров. Так, Геродот упоминал о реке Тирас (древнее название Днестра) и о находившейся в его устьях колонии Тира, снабжавшей местными продуктами древнюю Грецию. Источники, датируемые I в.н. э. указывают на дарованное жителям Тиры право беспошлинного провоза товаров.

Позднее, в XII веке, русские летописи указывают на существование в устьях Тираса колонии Белгород, возникшей на месте греческого полиса Тира. С этого же времени на Днестре усиливается торговое влияние генуэзцев. Они учреждают на реке ряд факторий, для защиты которых устраивают крепости в Бендерах (рум. Tighina, Тигина, тур. Тягиня Кача), Сороках (древний Ольхион), Хотине и Белгороде, остатки которых также сохранились до настоящего времени. Наиболее важным генуэзским торговым пунктом стал Белгород (итал. Moncastro, Монкастро, молд. Cetatea Alba, Четатя Албэ), который был защищён земляным валом и превращен в крепость. Генуэзцам приписывается введение на Днестре, для сплава грузов, типа судна, известного под названием галеры (представляющей собой прямоугольный ящик) грузоподъёмностью 12 тонн. Незначительная осадка позволяла галерам проходить даже самые мелководные днестровские участки.

В дальнейшее время, со взятием турками Монкастро, переименованного ими в Аккерман, а также при переходе под власть турок территории нижнего и среднего Поднестровья, торговое значение Днестра начинает падать, и прилежащий к этой регион становится ареной для частых войн между Османской империей, Речью Посполитой и Запорожской сечью. Только с присоединением в 1791 году, по Ясскому договору, области между Южным Бугом и Днестром к России, начинает снова возрождаться местная оптовая торговля и днестровское судоходство, и к началу XX века достигает большого размаха.

Единственное на реке существовавшее судно, галера, собственно и послужило начальным поводом к заботам правительства об учреждении днестровского судоходства. В 1881 году бессарабским земством была представлена министру путей сообщения докладная записка, в которой было выяснено, что всё более усиливающаяся конкуренция Северо-Американских Штатов, вытеснившая уже российскую пшеницу с некоторых рынков Западной Европы, по причине опасности и дороговизны провоза хлеба по Днестру, ставит Приднестровский край в критическое положение, несмотря на то, что собственно дешевизна производства хлеба, по сравнению с Америкой, остаётся на стороне бессарабских производителей. И действительно, стоимость доставки пуда пшеницы, взятого на берегу среднего Днестра (между Могилевым и Сороки), прошедшего через одесские магазины и сданного на судно в одесском порту для отправки за границу, доходила до 40 копеек и более, да и то лишь при благоприятных условиях.

Был сделан ряд попыток открытия на Днестре пароходного движения. Так, в 1843 году правительством России был заказан в Англии пароход, названный «Днестром», однако в первом же рейсе он не смог пройти Чобручские излучины (перекаты близ с. Чобручи) и дойти до г. Тирасполя. В 1847 году на Днестре появился пароход «Луба», длиной 90 футов, шириной 14 футов и с осадкой 2 фута, но и он столкнулся с серьёзными трудностями при плаванье по реке и вскоре покинул Днестр. С учреждением в 1857 году «Русского общества пароходства и торговли», им на Днестр был отправлен пароход «Братец», который также вынужден был отказаться от движения по реке. К тому же неутешительному результату привела попытка Поповича, сделанная в 1864 году с пароходом «Мария». В 1867 году было образовано князем Львом Сапегой пароходное общество, но первый же пароход, «Днестр», пройдя вниз по реке, был вынужден навсегда уйти в Чёрное море, а само общество распалось. Наконец, в 1872 году Померо, воспользовавшись высокой водой, прошёл на пароходе по Днестру до Могилёва и обратно, но этот факт не смог восстановить пароходное движение по реке.

В ряду всех этих попыток особенного внимания заслуживает предпринятая в 1881 году «Русским обществом пароходства и торговли» экспедиция для окончательного решения вопроса: способен ли Днестр в естественном виде к пароходному движению. Экспедиция эта привела к тому убеждению, что для учреждения на Днестре пароходства необходимы предварительные серьёзные меры по улучшению речного русла. В 1884 года были начаты работы по выемке из русла Днестра камней, расчистке порогов динамитом и углублению наиболее мелководных перекатов Днестра постройкой каменных исправительных сооружений и землечерпанием. На возмещение затрат правительства на улучшение реки Высочайше утверждённым мнением государственного совета от 29 ноября 1883 года был установлен особый сбор в размере 1 % со стоимости днестровских грузов сверх ¼-процентного судоходного сбора, существующего по всем рекам Российской империи.

С начала работ в 1884 году и по 1893 год всего израсходовано на улучшение Днестра около 1 млн рублей, причём благодаря произведённым работам река стала доступна для буксирного и пассажирского пароходства, которое и не замедлило на ней развиться, а количество груза стало быстро возрастать и увеличилось в 4 раза, как это видно из следующей таблицы:

Год Прошло груза
1883 4386713 пуд.
1884 5765485 пуд.
1885 7742333 пуд.
1886 8509520 пуд.
1887 13491055 пуд.
1888 11742124 пуд.
1889 16770593 пуд.
1890 15032422 пуд.

Такое значительное увеличение груза объясняется зависящим от появления буксирного пароходства весьма значительным уменьшением стоимости доставки днестровского хлеба в Одессу — до 16 копеек на баржах и 30 копеек на галерах. На 16 млн днестровского груза это составляет сбережение не менее 2 млн рублей ежегодно, вследствие чего не может быть и речи об обременительности установленного сбора, поступающего в размере около 100 тыс. руб. Сбора этого с 1889 по 1893 гг. поступило более 600 000 рублей, и, следовательно, правительство возместило около ⅔ сделанных до того времени на реку затрат.

В 1887 году обществом пароходства и торговли в Бендерах было построено приспособленное для плавания по Днестру судно, названное «Днестровка».

В 1900 году по Днестру регулярные рейсы совершали два грузопассажирских парохода по линии Бендеры—Тирасполь—Аккерман. В период до 1917 года по реке курсировали пароходы «Бендеры», «Богатырь», «Георгий Победоносец», «Коршун», «Мария» и другие.

  Вид на железнодорожный мост у Бендер

С 1918 по 1940 год Днестр служил демаркационной линией между Румынией и СССР и строго охранялся. В прибрежных сёлах румынские власти разрешали включать свет в домах только при наглухо закрытых ставнях. В этот период навигация по Днестру была прекращена и возобновилась только в 1940 году.

Во время Великой Отечественной войны Днестр стал ареной сражений между немецко-румынскими войсками и Советской армией (см. Ясско-Кишинёвская операция).

В 1954 году возле Дубоссар была построена не имеющая шлюзов плотина гидроэлектростанции и возникло Дубоссарское водохранилище. В связи с этим регулярное судоходство стало возможным лишь на двух изолированных участках: от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

В 1940—1970-е гг. велась добыча со дна реки песчано-гравийной смеси, используемой в строительстве. В конце 1980-х годов экологи пришли к выводу, что дальнейшая добыча смеси может нанести ущерб Днестру, и она была прекращена. В связи с распадом СССР и экономическим кризисом в 1990-е годы судоходство по Днестру значительно сократилось, а в 2000-е годы практически прекратилось, за исключением навигации маломерных судов и прогулочных теплоходов в районе г. Тирасполя и г. Бендеры.

Наводнения и паводки

Самые сильные наводнения на Днестре были в 1164, 1230, 1649, 1668, 1700, 1785, 1814, 1841, 1850, 1864, 1877, 1932, 1941, 1947, 1955, 1967, 1969, 1998, 2008 годах.

Гидроэлектростанции

См. также

Примечания

  1. ↑ Данный географический объект расположен в Приднестровье. Согласно конституции Молдавии, Приднестровье входит в состав Молдавии как Административно-территориальные единицы левобережья Днестра. Фактически же Приднестровье является непризнанным государством Приднестровская Молдавская Республика, территория которого молдавским правительством не контролируется.
  2. ↑ J. P. Mallory and Victor H. Mair. The Tarim Mummies: Ancient China and the Mystery of the Earliest Peoples from the West. — London: Thames & Hudson, 2000. — С. 106.
  3. ↑ Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка
  4. ↑ 1 2 Водный фонд Украины: Искусственные водоемы — Водохранилища и пруды: Справочник / Под ред. В. К. Хильчевского, В. В. Гребня. — К.: Интерпресс, 2014. — 164 с. (укр.) ISBN 978-965-098-2
  5. ↑ 1 2 3 4 Молдавская ССР / глав.ред.И.К.Вартичан. — Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской энциклопедии, 1979. — С. 30-31. — 496 с. — ISBN М757(12)-79.
  6. ↑ Гидрологический прогноз. Государственная гидрометеорологическая служба - Serviciul Hidrometeorologic de Stat  (недоступная ссылка — история). Архивировано 26 сентября 2017 года.
  7. ↑ Гидрохимический режим и качество поверхностных водя бассейна Днестра на территории Украины / Под ред. В. К. Хильчевского и В. А. Сташука. — К.: Ника-Центр, 2013. — 256с. (укр.) — ISBN 978-966-521-570-7
  8. ↑ Anisyutkin N. K., Kovalenko S. I., Burlacu V. A., Ocherednoi A. K., Chepalyga A. L. Bairaki-a lower paleolithic site on the lower Dniester
  9. ↑ Анисюткин Н. К., Коваленко С. И., Бурлаку В. А., Очередной А. К., Чепалыга А. Л. Байраки — новая стоянка раннего палеолита на Нижнем Днестре
  10. ↑ Вишняцкий Л. Б. Этапы формирования геоэкологических ареалов как среды обитания и путей миграции архантропов в нижнем и среднем плейстоцене Кавказа и Восточной Европы, 2012.

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Днестр

Днестр ( рум. Nistru - Нистру; античное название - греч. Tyras , лат. Tyras ) - река на юго-западе Украина и в Молдове (частично на границе обеих стран).

Виток реки - на северных склонах Украинских Карпат (гора Розлуч возле села Волчьего Турковского района Львовской области), на высоте около 1 000 м над уровнем моря. При впадении в Черное море образует Днестровский лиман. Одна из крупнейших рек Украины.

В верхней части - типичная горная река, с V-образной глубокой (80-100 м) долине, ширина русла до 40 м. Пробивается на север между отвесными скалистыми берегами. Выйдя на равнинные пространства, ниже города Галич, сначала течет заболоченной долиной, шириной до 13 км, а затем врезается в Подольское плато. В нижнем течении река имеет равнинный характер. Длина реки - 1 362 км.

В среднем течении долина Днестра неширокая, извилистая, богатая на живописные пейзажи. Известный писатель и этнограф А. С. Афанасьев (Чужбинский), который в середине XIX века объездил всю Россию и побывал на Каменеччине, в своих "Очерках Днестра", изданных 1863 года, писал, что он не знает ничего более живописного, чем долина этой реки:

"Каменные скалы разнообразных форм и деревья в бесчисленных комбинациях непрерывно изменяют ландшафт, - читаем в очерке, - и нависнет над обрывом дикий лес, или стелющиеся виноградники, везде видишь законченную картину, которая имеет свой ​​особый колорит ... Некоторые места на Днестре такие хорошие, что просятся на полотно и с нетерпением ждут талантливого пейзажиста ".

Пойма Днестра расчленена многочисленными протоками и старицами, в устье заросла камышом (Днестровские плавные), ширина долины у устья - 16-22 км.

Горная и предгорная части бассейна Днестра занимают 9% его площади. Здесь густая речная сеть с преобладанием правых приток ( Быстрица, Стрый, Свеча, Лимница т.д.).

Питание Днестра - смешанное, с преобладанием снежного. Характерные весенняя наводнение и осенние дождевые паводки. Ледовый режим неустойчив.

1. Древняя история

Современные исследования геологов и гидрологов позволяют приблизительно определить возраст Днестра. Формирование долины и русла реки связано с уходом на юго-восток так называемого Сарматского моря.

Сарматское море образовалось в результате соединения двух морских бассейнов - Прикарпатского и Причерноморского. 15-20 миллионов лет назад это "море" покрывали большие пространства - от Кременецкого кряжа и Карпат до современного Аральского моря. Оно было внутриконтинентальных неглубокой и теплой водоемом. Отступало море медленно, несколько миллионов лет, и в начале антропогенового периода вступило очертания современных Черного, Азовского и Каспийского морей.

С уходом Сарматского моря постепенно образовывались долины и русла рек, ныне впадающие в Черное и Азовское моря. Некоторые из них (притока Днепра, Южный Буг и др.) в результате вертикальных движений кристаллической платформы и отдельных блоков меняли направления своих течений, а Днестр и ныне течет той долине, которую он разработал более миллиона лет назад.

В далеком прошлом река несла свои воды по широкой долине с низкими пологими берегами. Эта долина, как считают ученые, образовалась на месте древнего разлома, который произошел в кристаллическом фундаменте и в осадочных образованиях палеозойской эры. В гоминценовий эпохе, которая началась около 1 миллиона лет назад, Днестр был полноводным, а скорость его течения обычно выше, чем сейчас. Это связано главным образом с тем, что климат тогда был теплым и влажным. В то время большую часть территории современной Украины покрывали густые субтропические леса. Буйная растительность хорошо аккумулировала дождевые воды, которые круглогодично многочисленными бурными потоками вливались в Днепр, Днестр и другие крупные реки.

Шли тысячелетия. Днестр все глубже вризувався в толще лессовых отложений, а затем в твердые породы, которые образовались в течение древних геологических периодов. В Среднем Поднестровье постепенно формировалась узкая, глубокая, каньоноподобную долина, над которой местами возвышаются 70-80-метровой высоты обнаженные отложения палеозойской эры. Эти скалы - природные памятники.

На нашей планете они наиболее достопримечательности силурийского периода, которым насчитывается более 300 миллионов лет. Появление первобытного человека на берегах Днестра и его притоков датируют первой половиной раннего палеолита. С того времени прошло около 160 тыс. лет, Здесь находились небольшие группы первобытных людей даже в период днепровского оледенения, когда гигантские двухкилометровой высоты ледяные языки доползли до линии современных городов Шепетовки и Днепропетровская, а Подолье и Причерноморья превратились в тундру. Поднестровья было сравнительно густо заселен во времена трипольской культуры и культуры шнуровой керамики (4-5 тыс. лет назад). Древние славяне расселились на Днестре не позднее 1-го века нашей эры. В середине 1-го тысячелетия н. е. эту территорию населяли анти, а затем древнерусское племя тиверцев.

Днестр на протяжении многих тысячелетий играл роль основной транспортной артерии, связывавшей Прикарпатье и Низовья с Балканами и Ближним Востоком. В далеком прошлом с юга рекой доставлялись изделия из металла, античный сосуд, ткани и т.д., а племена Поднестровья вывозили хлеб, меха, кожу. Со времен Киевской Руси до середины XIX века Днестром сплавляли к черноморским портам ценную древесину (в основном так называемый корабельный лес), вывозили зерно, мех, мед, воск, оружие, изделия местных ремесленников.

Теперь хозяйственное значение Днестра выросло. Он дает питьевую воду для больших и малых городов, приводит в движение турбины двух мощных гидроэлектростанций. Планируется строительство новых ГЭС. Образующиеся крупные водохранилища использоваться для сращивания полей, разведения рыбы, регулирование стока реки, расширение судоходства, осуществления оздоровительных мероприятий.

2. Притоки Днестра

Бассейн Днестра на гидрографической карте Украины

Правые: Стрый, Свеча, Лимница, Луква, Быстрица, Южное, Реут, Бык.

Левые: Стривигор, Гнилая Липа, Золотая Липа, Русава, Стрыпа, Джурин, Серет, Началова, Збруч, Смотрич, Студеница, Ушица, Жван, Жванчик, Лядова, Мурафа, Ягорлык, Кучурган, Щирка.

3. Гидроэлектростанции

Дубоссарская и Днестровская ГЭС в г. Новоднестровске.

4. Города над Днестром

Старый Самбор, Самбор, Николаев, Новый Раздел, Журавно, Галич, Езуполь, Коропец, Залещики, Хотин, Старая Ушица, Новоднестровск, Могилев-Подольский, Ямполь, Сороки, Каменка, Резина, Рыбница, Дубоссары, Бендеры, Тирасполь, Белгород-Днестровский (последний - на Днестровском лимане)

5. Происхождение названия

В античные времена Днестр был известен под названием "Данастрис", исходящая из иранских языков ("дон" - вода; сравни: Дон, Донец, Днепр ( Данаприс) Дунай (нем. Donau)).

Украинскому народная этимология связывает название реки со словосочетанием "дни стер".

Существует легенда, по которой на месте реки был небольшой ручей, вдоль которого жили люди. Они вели свой календарь, отмечая дни на прибрежном песка. Но однажды ручей разлился и затопил берега. Когда утром вода сошла, вышли люди на берег, а их отметок на песке нет. - Кто дня стер? - Жаловались люди, и сами отвечали: - Кто? Ручей дни стер. С тех пор и стали называть ручей, который дни стер - Днестр.

Древние греки называли реку "Тирас" (Tyras). Это же название носило древнегреческий город (Тирас, Тира) в устье Днестра на западном берегу его лимана.

От этого античного гидронима происходит также название города Тирасполь.

Панорама Днестра близ Мельницы-Подольской

6. Галерея

См.. также

nado.znate.ru

Река Днестр, этимология, история, география

Рыбницкого района (Приднестровье/Молдавия)

Рыбницкого района (Приднестровье/Молдавия)

НазваниеДнестр
Национальное названиеuk/Дністе́р/mo/NistruНистру
Длина1352
Площадь бассейна72100 км2
БассейнЧёрное море
Расход воды310 м3/c
Местоположение истокас. Волчье (Турковский район Львовской области) Украины
Высота истока911
Координаты истока49°0′0″ ю. ш.22°0′0″ з. д.
Местоположение устьяДнестровский лиман Чёрного моря
Высота устья0 м
Координаты устья46°0′0″ ю. ш.30°0′0″ з. д.
Уклон реки0,666

Днестр (Дністе́рuk, Nistrumo, Τύραςgrc, Tyras, Tirasla) — река в Восточной Европе. Течёт с северо-запада на юго-восток в пределах территории Украины и Молдавии. Впадает в Чёрное море.

Этимология

Название реки восходит к древнеиранским словам «да», «до», «ду». Понятие «река» в глубокой древности обозначалось парой протоиндоевропейских односложных слов «да на» (течёт здесь), «до на» (протекает здесь), «ду на» (протекает внутри здесь). Отсюда происходит первая часть слова — «Дн-». Греки называли Днестр Тирасом (Τύραςel), итальянцы — Дженестром, древние германцы — Агалингусом, турки — Турлой. В скифо-сарматском языке слово dānu означало вода, река (в современном осетинском — «дон»). Существует версия, что название Днестр произошло от скифо-сарматского (древнеиранского) Dānu nazdya, что означает «пограничная река».

Версия по Абаеву В. И.: «Дн(е)» — это бесспорно скифо-сарматское dānu — вода, река, а вот вторая часть слова «-стр» — это очевидное осетинское «‘стыр» (звук «ы» в осетинском настолько краток, что в некоторых случаях между согласными его практически не слышно) и переводится на русский язык как большой или великий, восходящий к др. иранскому (скифо-сарматскому) «*stūra» — большой, огромный. То есть, современное название реки Днестр означает Большая река (вода).

История

С незапамятных времён Днестр служил оживлённым водным путём для вывоза товаров, производимых в Поднестровском крае. Ещё Геродот упоминает о реке Тирас (древнее название Днестра) и о находившейся в его устьях колонии Тира, снабжавшей местными продуктами древнюю Грецию. Источники, датируемые I в.н. э. указывают на дарованное жителям Тиры право беспошлинного провоза товаров.

Позднее, в XII веке, русские летописи указывают на существование в устьях Тираса колонии Белгород, возникшей на месте греческого полиса Тира. С этого же времени на Днестре усиливается торговое влияние генуэзцев. Они учреждают на реке ряд факторий, для защиты которых устраивают крепости в Бендерах (Tigina, Тигинаmo, Тягиня Качаtr), Сороках (древний Ольхион), Хотине и Белгороде, остатки которых также сохранились до настоящего времени. Наиболее важным генуэзским торговым пунктом стал Белгород (Moncastro, Монкастроit, Cetatea Alba, Четатя Албэmo), который был защищён земляным валом и превращен в крепость. Генуэзцам приписывается введение на Днестре, для сплава грузов, типа судна, известного под названием галеры (представляющей собой прямоугольный ящик) грузоподъёмностью 12 тонн. Незначительная осадка позволяла галерам проходить даже самые мелководные днестровские участки.

В дальнейшее время, со взятием турками Монкастро, переименованного ими в Аккерман, а также при переходе под власть турок территории нижнего и среднего Поднестровья, торговое значение Днестра начинает падать и прилежащий к этой регион становиться ареной для частых войн между Османской империей, Польским королевством и Запорожской сечью. Только с присоединением в 1791 году, по Ясскому договору, области между Южным Бугом и Днестром к России, начинает снова возрождаться местная оптовая торговля и днестровское судоходство, и к началу XX века достигает большого размаха.

Резинского района (Молдавия)

Резинского района (Молдавия)

Единственное на реке существовавшее судно, галера, собственно и послужило начальным поводом к заботам правительства об учреждении днестровского судоходства. В 1881 году бессарабским земством была представлена министру путей сообщения докладная записка, в которой было выяснено, что всё более усиливающаяся конкуренция Северо-Американских Штатов, вытеснившая уже российскую пшеницу с некоторых рынков Западной Европы, по причине опасности и дороговизны провоза хлеба по Днестру, ставит Приднестровский край в критическое положение, несмотря на то, что собственно дешевизна производства хлеба, по сравнению с Америкой, остаётся на стороне бессарабских производителей. И действительно, стоимость доставки пуда пшеницы, взятого на берегу среднего Днестра (между Могилевым и Сороки), прошедшего через одесские магазины и сданного на судно в одесском порту для отправки за границу, доходила до 40 копеек и более, да и то лишь при благоприятных условиях.

У г. Атаки (Молдавия)

У г. Атаки (Молдавия)

Был сделан ряд попыток открытия на Днестре пароходного движения. Так, в 1843 году правительством России был заказан в Англии пароход, названный «Днестром», однако в первом же рейсе он не смог пройти Чобручские излучины (перекаты близ с.Чобручи) и дойти до г. Тирасполя. В 1847 году на Днестре появился пароход «Луба», длиной 90 футов, шириной 14 футов и с осадкой 2 фута, но и он столкнулся с серьёзными трудностями при плаванье по реке и вскоре покинул Днестр. С учреждением в 1857 году «Русского общества пароходства и торговли», им на Днестр был отправлен пароход «Братец», который также вынужден был отказаться от движения по реке. К тому же неутешительному результату привела попытка Поповича, сделанная в 1864 году с пароходом «Мария». В 1867 году было образовано князем Львом Сапегой пароходное общество, но первый же пароход, «Днестр», пройдя вниз по реке, был вынужден навсегда уйти в Чёрное море, а само общество распалось. Наконец, в 1872 году Померо, воспользовавшись высокой водой, прошёл на пароходе по Днестру до Могилёва и обратно, но этот факт не смог восстановить пароходное движение по реке.

У г. Могилёв-Подольский (Украина)

У г. Могилёв-Подольский (Украина)

В ряду всех этих попыток особенного внимания заслуживает предпринятая в 1881 году «Русским обществом пароходства и торговли» экспедиция для окончательного решения вопроса: способен ли Днестр в естественном виде к пароходному движению. Экспедиция эта привела к тому убеждению, что для учреждения на Днестре пароходства необходимы предварительные серьёзные меры по улучшению речного русла. С 1884 года преступлено к работам по выемке из русла Днестра камней, расчистке порогов динамитом и углублению наиболее мелководных перекатов Днестра постройкой каменных исправительных сооружений и землечерпанием. На возмещение затрат правительства на улучшение реки Высочайше утверждённым мнением государственного совета от 29 ноября 1883 года был установлен особый сбор в размере 1 % со стоимости днестровских грузов сверх ¼-процентного судоходного сбора, существующего по всем рекам Российской империи.

С начала работ в 1884 году и по 1893 год всего израсходовано на улучшение Днестра около 1 млн рублей, причём благодаря произведённым работам река стала доступна для буксирного и пассажирского пароходства, которое и не замедлило на ней развиться, а количество груза стало быстро возрастать и увеличилось в 4 раза, как это видно из следующей таблицы:

Бендер

Бендер

Такое значительное увеличение груза объясняется зависящим от появления буксирного пароходства весьма значительным уменьшением стоимости доставки днестровского хлеба в Одессу — до 16 копеек на баржах и 30 копеек на галерах. На 16 млн днестровского груза это составляет сбережение не менее 2 млн рублей ежегодно, вследствие чего не может быть и речи об обременительности установленного сбора, поступающего в размере около 100 тыс. руб. Сбора этого с 1889 по 1893 гг. поступило более 600 000 рублей, и, следовательно, правительство возместило около ⅔ сделанных до того времени на реку затрат.

В 1887 году обществом пароходства и торговли в Бендерах было построено приспособленное для плавания по Днестру судно, названное «Днестровка».

В 1900 году по Днестру регулярные рейсы совершали два грузопассажирских парохода по линии Бендеры—Тирасполь—Аккерман. В период до 1917 года по реке курсировали пароходы «Бендеры», «Богатырь», «Георгий Победоносец», «Коршун», «Мария» и другие.

Бендер

Бендер

С 1918 по 1940 год Днестр служил демаркационной линией между Румынией и СССР и строго охранялся. В прибрежных сёлах румынские власти разрешали включать свет в домах только при наглухо закрытых ставнях. В этот период навигация по Днестру была прекращена и возобновилась только в 1940 году.

Днестровский лиман (снимок из космоса)

Днестровский лиман (снимок из космоса)

Во время Великой Отечественной войны Днестр стал ареной сражений между немецко-румынскими захватчиками и Советской армией (см. Ясско-Кишинёвская операция).

В 1954 году возле Дубоссар была построена плотина гидроэлектростанции и возникло Дубоссарское водохранилище. В связи с этим регулярное судоходство стало возможным лишь на двух изолированных участках: от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

В 40-70-е гг. велась добыча со дна реки песчано-гравийной смеси, используемой в строительстве. В конце 1980-х годов экологи пришли к выводу, что дальнейшая добыча смеси может нанести ущерб Днестру, и она была прекращена. В связи с распадом СССР и экономическим кризисом в 1990-е годы судоходство по Днестру значительно сократилось, а в 2000-е годы практически прекратилось, за исключением навигации маломерных судов и прогулочных теплоходов в районе г. Тирасполя и г. Бендеры.

Самые сильные наводнения на Днестре были в 1164, 1230, 1649, 1668, 1700, 1785, 1814, 1841, 1850, 1864, 1877, 1932, 1947, 1955, 1967, 1969, 1998, 2008 годах.

География

Тирас

Тирас

Длина — 1352 км, площадь бассейна — 72,1 тыс. км². Берёт начало в Карпатах на высоте 900 м, впадает в Днестровский лиман, который соединён с Чёрным морем. Средний расход воды в нижнем течении 310 м³/с. Объём годового стока — 10 млрд м³.

В верховьях Днестр течёт в глубокой узкой долине и носит характер быстрой горной реки. Скорость течения в этом районе составляет 2—2,5 м/с. Здесь в Днестр впадает большое количество притоков, берущих начало со склонов Карпат, в основном справа. Наиболее крупный из притоков на этом участке — Стрый. Ниже Галича течение становится более спокойным, но долина остаётся узкой и глубокой.

В среднем течении притоки впадают только слева: Золотая Липа, Стрыпа, Серет, Збруч, Смотрич, Мурафа. Длина в пределах Молдавии — 660 км. Площадь бассейна в пределах Молдавии — 19 070 км², что составляет 57 % её территории. Ниже Могилёва-Подольского долина несколько расширяется, но до села Выхватинцы Рыбницкого района (Приднестровская Молдавская Республика) Днестр всё ещё течёт в узкой и глубокой каньонообразной долине с высокими крутыми и скалистыми берегами, изрезанными оврагами.

На участке от села Выхватинцы до города Дубоссары простирается Дубоссарское водохранилище протяжённостью около 120 км. Южнее Дубоссар долина Днестра заметно расширяется, достигая в своём низовье до 10—16 км. Здесь уклоны русла очень малые, и река образует крупные излучины — меандры, начинаются плавни.

В нижнем течении в Днестр впадают справа Реут, Бык, Ботна. За 146 км до устья, ниже села Чобручи, влево от Днестра отходит рукав Турунчук, который вновь соединяется с Днестром через озеро Белое в 20 км от устья. Впадает Днестр в Днестровский лиман, длина которого 40 км.

Дельта Днестра является местом гнездования большого количества птиц, на её территории произрастает большое количество редких видов растений. Низовья Днестра, в частности район слияния Днестра с Турунчуком занесены в международный список Рамсарской конвенции о защите водно-болотных угодий. На территории Одесской области в плавнях создано заповедное урочище «Днестровские плавни».

Днестр возле детского лагеря Бакота (Каменец-Подольский район, Украина)

Днестр возле детского лагеря Бакота (Каменец-Подольский район, Украина)

Питание Днестра снеговое и дождевое. На реке часты внезапные подъёмы уровня воды, в особенности от выпадения летних ливневых дождей, нередко вызывающие наводнения. Ледостав непродолжительный, в тёплые зимы река вообще не замерзает.

Воды Днестра используются для водоснабжения многих населённых пунктов (например, Одессы, Кишинёва), орошения; в верховьях по реке осуществляется лесосплав. Концентрация ряда загрязняющих веществ выше 10 предельно допустимых концентраций.

Судоходство осуществляется на участках от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

На Днестре расположены города Хотин, Могилёв-Подольский, Ямполь, Сороки, Залещики, Каменка, Рыбница, Дубоссары, Григориополь, Бендеры, Тирасполь, Слободзея, и др.

По Днестру проходит часть государственной границы между Украиной и Молдавией.

www.travellers.ru

Днестр - это... Что такое Днестр?

Днестр (укр. Дністе́р, молд. Nistru, др.-греч. Τύρας, лат. Tyras, Tiras) — река в Восточной Европе. Течёт с северо-запада на юго-восток в границах Украины и Молдавии. Впадает в Чёрное море.

Этимология

Проблемы с содержанием статьи Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.На странице обсуждения должны быть пояснения.

Название реки восходит к древнеиранским словам «да», «до», «ду». Понятие «река» в глубокой древности обозначалось парой протоиндоевропейских односложных слов «да на» (течёт здесь), «до на» (протекает здесь), «ду на» (протекает внутри здесь)[1]. Отсюда происходит первая часть слова — «Дн-». Греки называли Днестр Тирасом (греч. Τύρας), итальянцы — Дженестром, древние германцы — Агалингусом, турки — Турлой. В скифо-сарматском языке слово dānu означало вода, река (в современном осетинском — «дон»). Существует версия, что название Днестр произошло от скифо-сарматского (древнеиранского) Dānu nazdya, что означает «пограничная река»[2].

Версия по Абаеву В. И.: «Дн(е)» — это бесспорно скифо-сарматское dānu — вода, река, а вот вторая часть слова «-стр» — это очевидное осетинское «‘стыр» (звук «ы» в осетинском настолько краток, что в некоторых случаях между согласными его практически не слышно) и переводится на русский язык как большой или великий, восходящий к др.иранскому (скифо-сарматскому) «*stūra» — большой, огромный. То есть современное название реки Днестр означает Большая река (вода). (см. http://www.allingvo.ru/LANGUAGE/etimolog_slovar.htm)

География

Тирас

Длина — 1352 км, площадь бассейна — 72,1 тыс. км². Берёт начало в Карпатах на высоте 900 м, впадает в Днестровский лиман, который соединён с Чёрным морем. Средний расход воды в нижнем течении 310 м³/с. Объём годового стока — 10 млрд м³.

В верховьях Днестр течёт в глубокой узкой долине и носит характер быстрой горной реки. Скорость течения в этом районе составляет 2—2,5 м/с. Здесь в Днестр впадает большое количество притоков, берущих начало со склонов Карпат, в основном справа. Наиболее крупный из притоков на этом участке — Стрый. Ниже Галича течение становится более спокойным, но долина остаётся узкой и глубокой.

В среднем течении притоки впадают только слева: Золотая Липа, Стрыпа, Серет, Збруч, Смотрич, Мурафа. Длина в пределах Молдавии — 660 км. Площадь бассейна в пределах Молдавии — 19 070 км², что составляет 57 % её территории. Ниже Могилёва-Подольского долина несколько расширяется, но до села Выхватинцы Рыбницкого района (Приднестровская Молдавская Республика) Днестр всё ещё течёт в узкой и глубокой каньонообразной долине с высокими крутыми и скалистыми берегами, изрезанными оврагами.

На участке от села Выхватинцы до города Дубоссары простирается Дубоссарское водохранилище протяжённостью около 120 км. Южнее Дубоссар долина Днестра заметно расширяется, достигая в своём низовье до 10—16 км. Здесь уклоны русла очень малые, и река образует крупные излучины — меандры, начинаются плавни.

В нижнем течении в Днестр впадают справа Реут, Бык, Ботна. За 146 км до устья, ниже села Чобручи, влево от Днестра отходит рукав Турунчук, который вновь соединяется с Днестром через озеро Белое в 20 км от устья. Впадает Днестр в Днестровский лиман, длина которого 40 км.

Дельта Днестра является местом гнездования большого количества птиц, на её территории произрастает большое количество редких видов растений. Низовья Днестра, в частности район слияния Днестра с Турунчуком занесены в международный список Рамсарской конвенции о защите водно-болотных угодий. На территории Одесской области в плавнях создано заповедное урочище «Днестровские плавни».

Днестр возле детского лагеря Бакота (Каменец-Подольский район, Украина)

Питание Днестра снеговое и дождевое. На реке часты внезапные подъёмы уровня воды, в особенности от выпадения летних ливневых дождей, нередко вызывающие наводнения. Ледостав непродолжительный, в тёплые зимы река вообще не замерзает.

Воды Днестра используются для водоснабжения многих населённых пунктов (например, Кишинёва), орошения; в верховьях по реке осуществляется лесосплав. Концентрация ряда загрязняющих веществ выше 10 предельно допустимых концентраций[источник не указан 1315 дней].

Судоходство осуществляется на участках от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

На Днестре расположены города Хотин, Могилёв-Подольский, Ямполь, Сороки, Залещики, Каменка, Рыбница, Дубоссары, Григориополь, Бендеры, Тирасполь, Слободзея, и др.

По Днестру проходит часть государственной границы между Украиной и Молдавией.

История

С незапамятных времён Днестр служил оживлённым водным путём для вывоза товаров, производимых в Поднестровском крае. Ещё Геродот упоминает о реке Тирас (древнее название Днестра) и о находившейся в его устьях колонии Тира, снабжавшей местными продуктами древнюю Грецию. Источники, датируемые I в.н. э. указывают на дарованное жителям Тиры право беспошлинного провоза товаров.

Позднее, в XII веке, русские летописи указывают на существование в устьях Тираса колонии Белгород, возникшей на месте греческого полиса Тира. С этого же времени на Днестре усиливается торговое влияние генуэзцев. Они учреждают на реке ряд факторий, для защиты которых устраивают крепости в Бендерах (молд. Tigina, Тигина, тур. Тягиня Кача), Сороках (древний Ольхион), Хотине и Белгороде, остатки которых также сохранились до настоящего времени. Наиболее важным генуэзским торговым пунктом стал Белгород (итал. Moncastro, Монкастро, молд. Cetatea Alba, Четатя Албэ), который был защищён земляным валом и превращен в крепость. Генуэзцам приписывается введение на Днестре, для сплава грузов, типа судна, известного под названием галеры (представляющей собой прямоугольный ящик) грузоподъёмностью 12 тонн. Незначительная осадка позволяла галерам проходить даже самые мелководные днестровские участки.

В дальнейшее время, со взятием турками Монкастро, переименованного ими в Аккерман, а также при переходе под власть турок территории нижнего и среднего Поднестровья, торговое значение Днестра начинает падать и прилежащий к этой регион становиться ареной для частых войн между Османской империей, Польским королевством и Запорожской сечью. Только с присоединением в 1791 году, по Ясскому договору, области между Южным Бугом и Днестром к России, начинает снова возрождаться местная оптовая торговля и днестровское судоходство, и к началу XX века достигает большого размаха.

Единственное на реке существовавшее судно, галера, собственно и послужило начальным поводом к заботам правительства об учреждении днестровского судоходства. В 1881 году бессарабским земством была представлена министру путей сообщения докладная записка, в которой было выяснено, что всё более усиливающаяся конкуренция Северо-Американских Штатов, вытеснившая уже российскую пшеницу с некоторых рынков Западной Европы, по причине опасности и дороговизны провоза хлеба по Днестру, ставит Приднестровский край в критическое положение, несмотря на то, что собственно дешевизна производства хлеба, по сравнению с Америкой, остаётся на стороне бессарабских производителей. И действительно, стоимость доставки пуда пшеницы, взятого на берегу среднего Днестра (между Могилевым и Сороки), прошедшего через одесские магазины и сданного на судно в одесском порту для отправки за границу, доходила до 40 копеек и более, да и то лишь при благоприятных условиях.

Был сделан ряд попыток открытия на Днестре пароходного движения. Так, в 1843 году правительством России был заказан в Англии пароход, названный «Днестром», однако в первом же рейсе он не смог пройти Чобручские излучины (перекаты близ с.Чобручи) и дойти до г. Тирасполя. В 1847 году на Днестре появился пароход «Луба», длиной 90 футов, шириной 14 футов и с осадкой 2 фута, но и он столкнулся с серьёзными трудностями при плаванье по реке и вскоре покинул Днестр. С учреждением в 1857 году «Русского общества пароходства и торговли», им на Днестр был отправлен пароход «Братец», который также вынужден был отказаться от движения по реке. К тому же неутешительному результату привела попытка Поповича, сделанная в 1864 году с пароходом «Мария». В 1867 году было образовано князем Львом Сапегой пароходное общество, но первый же пароход, «Днестр», пройдя вниз по реке, был вынужден навсегда уйти в Чёрное море, а само общество распалось. Наконец, в 1872 году Померо, воспользовавшись высокой водой, прошёл на пароходе по Днестру до Могилёва и обратно, но этот факт не смог восстановить пароходное движение по реке.

В ряду всех этих попыток особенного внимания заслуживает предпринятая в 1881 году «Русским обществом пароходства и торговли» экспедиция для окончательного решения вопроса: способен ли Днестр в естественном виде к пароходному движению. Экспедиция эта привела к тому убеждению, что для учреждения на Днестре пароходства необходимы предварительные серьёзные меры по улучшению речного русла. С 1884 года преступлено к работам по выемке из русла Днестра камней, расчистке порогов динамитом и углублению наиболее мелководных перекатов Днестра постройкой каменных исправительных сооружений и землечерпанием. На возмещение затрат правительства на улучшение реки Высочайше утверждённым мнением государственного совета от 29 ноября 1883 года был установлен особый сбор в размере 1 % со стоимости днестровских грузов сверх ¼-процентного судоходного сбора, существующего по всем рекам Российской империи.

С начала работ в 1884 году и по 1893 год всего израсходовано на улучшение Днестра около 1 млн рублей, причём благодаря произведённым работам река стала доступна для буксирного и пассажирского пароходства, которое и не замедлило на ней развиться, а количество груза стало быстро возрастать и увеличилось в 4 раза, как это видно из следующей таблицы:

Год Прошло груза
1883 4386713 пуд.
1884 5765485 пуд.
1885 7742333 пуд.
1886 8509520 пуд.
1887 13491055 пуд.
1888 11742124 пуд.
1889 16770593 пуд.
1890 15032422 пуд.

Такое значительное увеличение груза объясняется зависящим от появления буксирного пароходства весьма значительным уменьшением стоимости доставки днестровского хлеба в Одессу — до 16 копеек на баржах и 30 копеек на галерах. На 16 млн днестровского груза это составляет сбережение не менее 2 млн. рублей ежегодно, вследствие чего не может быть и речи об обременительности установленного сбора, поступающего в размере около 100 тыс. руб. Сбора этого с 1889 по 1893 гг. поступило более 600 000 рублей, и, следовательно, правительство возместило около ⅔ сделанных до того времени на реку затрат.

В 1887 году обществом пароходства и торговли в Бендерах было построено приспособленное для плавания по Днестру судно, названное «Днестровка».

В 1900 году по Днестру регулярные рейсы совершали два грузопассажирских парохода по линии Бендеры—Тирасполь—Аккерман. В период до 1917 года по реке курсировали пароходы «Бендеры», «Богатырь», «Георгий Победоносец», «Коршун», «Мария» и другие.

Вид на железнодорожный мост у Бендер

С 1918 по 1940 год Днестр служил демаркационной линией между Румынией и СССР и строго охранялся. В прибрежных сёлах румынские власти разрешали включать свет в домах только при наглухо закрытых ставнях. В этот период навигация по Днестру была прекращена и возобновилась только в 1940 году.

Во время Великой Отечественной войны Днестр стал ареной сражений между немецко-румынскими захватчиками и Советской армией (см. Ясско-Кишинёвская операция).

В 1954 году возле Дубоссар была построена плотина гидроэлектростанции и возникло Дубоссарское водохранилище. В связи с этим регулярное судоходство стало возможным лишь на двух изолированных участках: от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

В 40-70-е гг. велась добыча со дна реки песчано-гравийной смеси, используемой в строительстве. В конце 1980-х годов экологи пришли к выводу, что дальнейшая добыча смеси может нанести ущерб Днестру, и она была прекращена. В связи с распадом СССР и экономическим кризисом в 1990-е годы судоходство по Днестру значительно сократилось, а в 2000-е годы практически прекратилось, за исключением навигации маломерных судов и прогулочных теплоходов в районе г. Тирасполя и г. Бендеры.

Самые сильные наводнения на Днестре были в 1164, 1230, 1649, 1668, 1700, 1785, 1814, 1841, 1850, 1864, 1877, 1932, 1947, 1955, 1967, 1969, 1998, 2008 годах.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Днестр (река) — Европа — Планета Земля

Река Днестр

Пограничная река

Река Днестр, берущая начало в Украинских Карпатах, протекает по западной части Украины, затем пересекает границу с Молдавией и продолжает путь по границе с непризнанным государством Приднестровье, в самом нижнем течении вновь несет свои воды на Украине, где впадает в Чёрное море. У места впадения в море Днестр образует Днестровский лиман — залив в пределах Одесской области, отделенный от моря песчаной косой.

Единого мнения о том, каково происхождение названия реки Днестр, по сей день нет. Версий о его корнях множество; в частности, одна из них гласит о скифо-сарматских истоках: согласно ей, Днестр означает «пограничная река». По другой версии в переводе название может означать «южная река» или «стремительная река».На берегах Днестра сохранились следы существования древних культур. В частности, в окрестностях Днестра жили киммерийцы, скифы и сарматы. Одна из колоний в устье Днестра на месте современного города Белгород-Днестровский носила название Тира и упоминалась в трудах Геродота, который писал о стратегической важности древнегреческого города как поставщика провизии. С древних времен люди использовали Днестр в торговле. В частности, из приднестровского региона по Днестру в Древнюю Грецию поставлялись продукты.В Средние века Днестр оставался важной торговой артерией. Он служил важной частью транспортной инфраструктуры, налаженной генуэзцами — прирожденными коммерсантами, стремившимися монополизировать торговлю на Чёрном море. Чтобы закрепить свою власть, они возвели несколько укреплений, в том числе в районе Тиры, при генуэзцах переименованной в Монкастро, и в области современных Бендер.В XV в. на смену генуэзцам в регион пришли османы. Монкастро при них стал известен как Аккерман, или Белая крепость. К XVII в. турки контролировали Южное Приднестровье и подступали к западному берегу Днестра, угрожая перейти через водную преграду вглубь региона. Однако в 1621 г. османы потерпели поражение в Хотинском сражении и отказались от планов завоевать Польшу. Однако уже в 1713 г. в ходе Северной войны Османская империя завладела городом Хотин, что на Днестре.Со второй половины XVIII в. и до 1812 г. по Днестру проходила граница между владениями Османской и Российской империй. Во время русско-турецких войн он неоднократно переходил от одного участника конфликта к другому, но в 1812 г. город был передан Российской империи.В ходе Первой мировой войны верховья Днестра не раз оказывались на самой передовой линии боевых операций, входе которых линия фронта то шла параллельно реке, то перпендикулярно, то прямо по руслу. Все три года бассейн Днестра был охвачен боевыми действиями.В результате прихода большевиков к власти в России и выхода ее из войны, Бессарабия была в 1918 г. оккупирована румынскими войсками, и Днестр на некорое время стал государственной границей между Румынией и Украинской Республикой, а впоследствии (с 1922 г.) — СССР. В июне 1940 г. в результате подписания Пакта Молотова — Риббентропа Румыния потеряла Бессарабию и Северную Буковину в пользу СССР. В результате образована Молдавская ССР, и Днестр целиком оказался на территории Советского Союза.Во время Второй мировой войны на Днестре также разворачивались военные действия. В частности, 20-29 августа 1944 г. была проведена Ясско-Кишиневская операция, в результате которой 24 августа 1944 г. территория Бессарабии была вновь занята советскими войсками, закончилась трехлетняя оккупация бассейна Днестра немецко-румынскими захватчиками.Исток Днестра находится в Украинских Карпатах, неподалеку от села Волчье в Львовской области Украины. Русло Днестра условно разделяется на три части: верхнюю — на участке длиной 296 км от истока, среднюю — протяженностью 715 км от с. Нижнее до г. Дубоссары и 315-километровую нижнюю — от плотины Дубоссарской ГЭС до устья.С распадом Советского Союза по Днестру прошла граница между Украиной и Молдавией. Разделена была и сама река, прежде проходившая весь свой путь по одной стране.В XIX в. судоходство по Днестру было связано с определенными трудностями. Обусловлены они были существованием мелководных участков, из-за которых становилось невозможным налаживание пароходного сообщения: неоднократные эксперименты доказали, что пароходы не могли справляться с ожидавшими их препятствиями. Однако благодаря значительным инвестициям со стороны властей Российской империи в конце XIX в. была проведена серьезная работа по углублению русла Днестра для пароходного движения. Усилия не были растрачены даром, и вскоре на Днестре стало быстро развиваться пароходство. Затраченные на улучшение русла реки средства в дальнейшем компенсировались за счет увеличенных сборов.В советские времена весь бассейн реки Днестр управлялся как единая система. Однако с распадом Советского Союза новые государства делили между собой ответственность за использование тех или иных участков Днестра. Это значительно осложнило работу по очистке Днестра и защите его экосистемы, хотя в настоящее время действуют межправительственные соглашения об охране реки.В 1991 г., когда Молдавия объявила о своей независимости, восточная ее часть по ту сторону Днестра провозгласила Приднестровскую Молдавскую республику, которая по сей день остается непризнанной. Кроме того, по Днестру проходит один из участков границы между Молдавией и Украиной.Одна из особенностей Днестра заключается в том, что в его бассейне преобладают мелководные реки, число их превышает 14 тыс. К настоящему моменту в бассейне Днестра создано 65 водохранилищ. Как на украинской, так и на молдавской территории используется гидроэнергетический потенциал Днестра, общая мощность станций Днестровского каскада составляет 1115 МВт. В частности, в области Днестровского водохранилища работают Днестровская ГЭС-1 и Днестровская ГЭС-2. Водохранилище среди прочего спасает ближайшие прибрежные города Украины и Молдавии от наводнений и ледовых заторов.По течению реки Днестр встречается немало природных красот. На границе Ивано-Франковской, Тернопольской, Черновицкой и Хмельницкой областей Украины на реке Днестр расположен Днестровский каньон, входящий в число крупнейших в Европе. Каньон протянулся более чем на 250 км, берега его возвышаются до 250 м. Этот объект включен в список семи природных чудес Украины. В Днестровском каньоне произрастают реликтовые леса, встречаются водопады.В дельте Днестра располагаются Днестровские плавни, которые образуют одноименный заповедник. Он находится под охраной в рамках Рамсарской конвенции о защите водно-болотных угодий. На его территории охраняются многие виды животных, часть из которых входит в Европейский Красный список, а также в Красную книгу Украины. Это одно из излюбленных мест гнездования птиц, также сюда на нерест приплывают многие виды рыб.

Река Днестр на карте

Общая информация

Месторасположение: Восточная Европа, берет начало в Украинских Карпатах и впадает в Чёрное море.Административная принадлежность: Украина, Молдавия.Наибольшие притоки: Стрый, Свеча, Лимница, Быстрица, Реут, Бык — правые; Стрывигор, Гнилая Липа, Золотая Липа, Коропец, Стрыпа, Серет, Збруч, Смотрич, Ушица, Мурафа — левые.Питание: снеговое и дождевое.Крупнейшие города: Тирасполь — 133 807 чел. (2014 г.), Бендеры — 91 882 чел. (2014 г.), Белгород-Днестровский — 57 210 чел. (2012 г.).

Цифры

Длина: 1352 км.Площадь бассейна: 72 100 км2.Расход воды: 310 м3/с.Объем годового стока: 10 км3.Высота истока: 911 м.Минерализация воды: от 300 до 450 мг/дм3.Притоки: ок. 400.Площадь водного зеркала Днестровского лимана: 360 км2.Средняя глубина Днестровского лимана: 2,6 м.

Климат и погода

Средняя температура января: от -7°С в верхнем течении до -0,5°С в нижнем течении.Средняя температура июля: от +15,3°С в верхнем течении до +20,9°С в нижнем течении.Среднегодовое количество осадков: от 1200 мм в верхнем течении до 500 мм в нижнем течении.

Экономика

Промышленность: производство электроэнергии.Рыболовство, орошение и водоснабжение.Сфера услуг: транспорт, туризм.

Достопримечательности

■ Культовые: пещерный храм у с. Стенка (I-II вв.).■ Исторические: остатки поселений скифов, киммерийцев и сарматов, Белгород-Днестровская крепость (XIII-XV вв.), остатки Червоноградского замка близ с. Нырков (первоначально построен в XIII в.), замок Биеневского в с. Раковец (XVII в.).■ Природные: Днестровские плавни, Днестровский каньон, Днестровский лиман, Бекировая гора, «Источник господарыни» в Рашково.

Любопытные факты

■ Благодаря тому, что генуэзцы использовали для транспортировки товаров по Днестру галеры, они могли преодолевать даже мелководные участки. Это было обусловлено тем, что галеры отличаются небольшой осадкой.■ У села Стенка на Украине можно увидеть древнюю культовую пещеру в скальной «стенке» над Днестром, в которой был обустроен раннехристианский храм, в убранстве которого прослеживалась не только традиционная христианская, но и языческая символика.■ В низовьях Днестра обитает множество серых чаек. Это одна из нескольких полноводных рек наряду с Днепром и Дунаем, на которых популяция этих птиц особенно велика.■ Между реками Прут и Днестр простирается область, которая получила название «Сто холмов». На самом деле на территории площадью около 1 тыс. га расположено более 3,5 тыс. холмов.

geosfera.org

Персональный сайт - История Днестра

История Днестра как водного пути достигает глубокой давности. Еще Геродот вспоминал о р. Тирас (древнее название Днестра).            Днестр начинается на северных склонах Карпат, с горы Розлуч, поблизости с. Волчьего Львовской области. Спустившись из высоты около 900 м над уровнем моря, река горным потоком пролагает себе путь по Предкарпатью, пересекает юго-западный край Подольской возвышенности, протекает по границе Украины с Молдавией, потом вступает на ее территорию и значительной судоходной рекой впадает в Днестровский лиман опять на территории Украины. Длина реки 1362 км, площадь бассейна 72100 кв. км. Происхождение названия "Днестр" окончательно не выяснено. Считают, что первая часть ее происходит от слов "Данная", "Дна", "Дон", что значит "река". Вторую часть названия выводят со слов, которые значат "южный". Следовательно, Днестр - "Южная река". Есть и другие мысли относительно происхождения его названия. Бассейн Днестра граничит на юге и южном западе с реками, которые несут свои воды в Дунай - Тиссой и Прутом, на западе и северном западе - с притоками Вислы Саном и Западным Бугом, на севере - с правыми притоками Припъяти Стиром и Горынью и на востоке - с Южным Бугом и его притоками. Леса в бассейне реки укрывают склоны Карпат, а вершины их занятые лугами - полонинами. В горах на высоте преобладают хвойные породы деревьев, а ниже - лиственные. В равнинной части бассейна Днестра лесов немного, преобладают лиственные породы: дуб, ясень, клен, липа, граб, в западной части Подолья встречается бук. Лесистость составляет 13,2 % площади бассейна, заболоченность - 1,5 %, озерность - 0,5 %. Русло Днестра очень покручено. Речная сетка развита неравномерно. Наибольшая густота наблюдается в верхней части бассейна, особенно правобережной, где Днестр принимает большое количество многоводных притоков, которые берут начало в Карпатах. Притоки, которые начинаются на Розточье или Подольской возвышенности - маловодные. В среднем течении Днестра принимает преимущественно левые притоки, а в нижнем течении их очень мало.    В верхней части (до г. Самбора) Днестр - типичная горная река, которая течет в узкой долине между скалистыми стремительными берегами. Выйдя на равнину, Днестр в пределах Санско-Днистровской низменности течет широкой заболоченной долиной, течение его становится спокойнее. В средней части в глубокой узкой долине в русле Днестра на поверхность выходят плотные известняки и песчаники, а ниже Каменца-Подольского - кристаллические породы (граниты, гнейсы, сиенит), которые около поселка Ямполя образуют пороги. Ниже Дубосар Днестр имеет широкую заводь, порезанную многочисленными проливами, озерами. Долина реки здесь достигает 8-16 км. Самая нижняя часть Днестра расположена в пределах Причерноморской низменности. Днестр несет много воды. Повышенная водоносность объясняется тем, что верхняя часть его бассейна расположена в Карпатах. Именно там начинаются многочисленные и многоводные правые притоки Днестра, которые впадают в него на участке от истока к г. Быстрицы Надвирнянской. Они начинаются на высоте от 800 до 1500 м и приобретают на этом участке режима верхнего Днестра черты, свойственные горным рекам. Сток Днестра характеризуется почти непрерывной цепочкой паводков, которые проходят по реке, как весной, так и летом и осенью. Высокие паводки вызываются внезапным таянием снега, дождями, а летом сильными ливнями. Летние паводки по высоте часто превышают весеннее наводнение. Воды Днестра во время паводков несут много наносов. Ниже Самбора, где Днестр вступает на Санско-Днестровскую низменность, во время высоких уровней часть своей воды он отдает в Вишню (приток Сана). Здесь когда-то проектировали соединение Днестра каналом с реками бассейна Вислы. Глубоко врезался Днестр в гранитную основу Подольской возвышенности - местами течет вроде бы в глубоком каньоне. Высокие скалистые берега иногда напоминают горные хребты. На берегах выходят на поверхность слои известняка, глинистых сланцев, песчаников. Местами русло завалено камнями. Днестр принимает 386 притоков, из них самые главные: правые - Стрый, Свеча, Лимница, Быстрица, Реут, Бык; левые - Стрывогир, Гнилая Липа, Золотая Липа, Стрыпа, Серет, Збруч, Смотрыч, Ушица, Мурафа. Использовался Днестр как источник гидроэнергии, для водоснабжения, орошения; от устья и до г. Галича - судоходный. Основные пристани: Галич, Залещики, Хотин, Стара Ушица, Могилив-Подольский, Ямполь, Сороки, Рыбница, Дубосары, Григориополь, Бендеры, Тирасполь. В верхнем течении Днестра, на левом берегу, простилается г. Самбор Львовской области. По древним сказаниям, основателями города были жители Старого Самбора, разрушенного 1241 г. Монголо-татарскими ордами. Появившееся на этом месте поселение Погонич в XIV ст. переименовали в Самбор (Новый).  В Самборе сохранились остатки крепостных валов XVI-XVII ст., памятники архитектуры: городская ратуша (1668 г.), католический костел (1503 г.), охотничий дом короля Стефана Батория (XVI ст.). Напротив Самбора, на Днестре, почти на 3 км простилается остров. По берегу реки широкой полосой раскинулись плавни. Здесь выпасают скот, охотятся, заготовляют сено. Пойменные луга в этом районе перекрещены сеткой обвалованных каналов, и в сухое время года они являются замечательным пастбищем. Верещица - один из левых притоков Днестра в верховье (длина 92 км). Она берет начало на Розточье. Река Верещица получила название от вереска - кустарника с мелкими листьями, который образует сплошные заросли - верещатники. Из правых притоков Днестра отметим Быстрицу. Длина ее 72 км. Леса в бассейне реки занимают 30% площади. Само название "Быстрица" свидетельствует о стремительном течении. Неподалеку от впадения в Днестр Быстрица принимает правый приток Тисменицу, длина которого 49 км. На береге покрученной Тисменицы, в предгорьях Карпат, существовало значительное в старые времена местечко Бич. Во времена монголо-татарского нашествия оно было разрушено. Обитатели сожженного Бича стали невольниками татар. Позже татарский хан позволил бичанам строить жилища над соляными промыслами. Основным видом занятий населения было ткачество и выварка соли из соляной рапы, которую добывали из недр земли. Так и возник Второй Бич. Впоследствии город начали называть Дрогобыч. В середине XIX в. неподалеку от Дрогобыча начались разработки озокерита, позже - нефти и горючих газов. В 1900-1910 гг. в городе возникли нефтеперерабатывающие предприятия. За 8 км от Дрогобыча расположен прикарпатский поселок городского типа Стебник. Он известен с XIV ст. С древних времен местное население Прикарпатья самостоятельно добывало соль. В 1848 г. в Стебнику построили первую соляную шахту, где добывали кухонную соль. В 1848 г. в Стебнику построена первая соляная шахта, где добывали кухонную соль. В конце третьей четверти XIX ст. в Стебнику обнаружили значительные запасы калийных солей. Они образуют здесь несколько слоев с прослойками каменной соли и соленосных пород. Стебницкая калийная соль в отличие от калушской (Ивано-Франковская область) являет собой почти готовый продукт.

rubalka-dnestr.narod.ru


Смотрите также