Валентин Катасонов. Как погибают народы и государства. Древний Египет и Ассирия. Ассирия древний египет
Асархаддон — завоеватель Египта. Древняя Ассирия
Асархаддон — завоеватель Египта
Когда произошло убийство Синаххериба, Асархаддон с частью ассирийских войск находился на западе империи. Узнав о произошедшем, он тут же двинул своих воинов к Ниневии. Единственная задержка была связана с обращением к богам. Те якобы одобрили кандидатуру нового монарха и обещали ему поддержку, о чем и было вселюдно провозглашено. Войска претендентов на престол встретились в районе Верхнего Хабура. Воины Арад-Мулишшу и Шарру-уцура пребывали в смятении, не желая сражаться с монархом, признанным высшими силами. В конце концов они сложили оружие и отдали себя на милость Асархаддона. Так закончилась очередная ассирийская «гражданская война». Братья-отцеубийцы вынуждены были бежать в Урарту.
В самом начале своего правления новый ассирийский владыка столкнулся с правившим в Нижней Халдее Набу-зер-китти-лишаром, сыном Мардук-апла-иддина. Набу-зер-китти-лишар не выразил ему покорности и не прислал даров. Более того, он попытался избавиться от местного ассирийского наместника. Асархаддон вторгся в Нижнюю Халдею со стороны ассирийских провинций, находившихся к востоку от Тигра. Набу-зер-китти-лишар бежал в Элам, но вскоре был убит, а владения его перешли брату, признавшему сюзеренитет Ассирии.
Асархаддон сделал попытку установления в Междуречье внутреннего мира и с этой целью постарался как можно скорее восстановить Вавилон. Город был отстроен заново, и вавилонянам разрешили вернуться из изгнания, они получили свои прежние права и привилегии. Подчеркнуто миролюбивая политика, служившая ярким контрастом с действиями его предшественников, принесла определенные плоды, и Месопотамия до поры до времени наслаждалась миром.
Но подобный гуманизм Асархаддон проявлял далеко не всегда — как и его предки, он был в первую очередь полководцем. Ассирийский монарх совершил поход в Аравию, где разбил войска восьми шейхов и захватил богатую добычу. Интересно, что из восьми арабских царей, перечисленных Асархаддоном в своих анналах, два имени явно женские, что подтверждает мнение о том, что у арабов женщины нередко наделялись высшей властью.
Далее вновь восстал финикийский Сидон, но был разгромлен Асархаддоном, а царь Сидона Абдмилькути был пойман и казнен (677 год). После победы Асархаддон разграбил и разрушил Сидон, а на принадлежавшей ему территории построил ассирийскую крепость. В этой крепости он собрал сирийских царей для принесения ему присяги, после чего распустил их по домам. Сюжет с разгромом Сидона нашел поэтическое воплощение и в отечественной литературе:
АССАРГАДОН
Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе.
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей — как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах — как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.
Валерий Брюсов
При Асархаддоне обостряется борьба между Ассирией и Египтом, в котором правил фараон Тахарка из нубийской династии. В 679 году ассирийцы захватили Арцани, последнее крупное поселение перед границей с Египтом[225]. Несколько позже, в 674 году, Асархаддон решил нанести Египту решающий удар. Было собрано и выступило в поход войско, однако до полномасштабного сражения дело не дошло — ассирийцы, добравшись до крепости Силэ и получив отпор, повернули назад. Эта неудача имела для ассирийского владыки серьезные последствия — под давлением аристократии он вынужден был назначить соправителем своего сына Ашшурбанипала. Естественно, об этом фиаско Асархаддон в своей хронике не упоминает[226].
И все же столкновение двух великих держав было неизбежным. Подстрекаемый египтянами, вышел из повиновения Тир, и это побудило ассирийцев к подготовке нового похода. В 671 году Асархаддон при поддержке арабских вассалов пересек Синай и вторгся в землю фараонов. Сначала руководил ассирийской армией, видимо, главный евнух Ашшур-нацир; затем его сменил Ша-набу-шу, который предпринял ряд успешных действий[227]. В результате ряда столкновений в 3-й, 16-й и 18-й дни месяца ду-узу Асархаддон одержал над армией Тахарки победу и в 22-й день того же месяца (11 июля 671 года) захватил Мемфис[228]. Вот что он пишет об этом в своих анналах:
«...Дни напролет, беспрерывно, воевал я против Тахарки, владыки Египта и Эфиопии, проклятого всеми великими богами. Пять раз поражал я его своими стрелами, нанося раны, от которых он бы не оправился. Затем я взял в осаду Мемфис, его царскую резиденцию, и захватил этот город за половину суток с помощью подкопов, пролома стен и применения штурмовых лестниц».
Тахарка бежал в родную Нубию. Помимо огромной добычи, ассирийцами был захвачен в плен Ушанахуру — сын Тахарки и наследник нубийского престола.
Но как удержать большую и многолюдную страну в повиновении? Ассирийский властелин оставляет небольшие гарнизоны, но, главное, пытается задобрить мелких царьков в надежде, что они станут верными вассалами. Но подобная политика себя не оправдала — после ухода основных ассирийских войск Тахарка, отброшенный было на юг, вернулся, уничтожил ассирийские форпосты и снова подчинил страну себе. Пытаясь восстановить контроль над дельтой Нила, Асархаддон организовал новый поход в 669 году, но по пути в Египет его настигает смерть — при не совсем понятных обстоятельствах.
В правление Асархаддона ассирийцам пришлось впервые столкнуться со скифами, явившимися с севера, из-за Кавказа, и опустошавшими все на своем пути. В своем продвижении на юг скифы теснили прибывших сюда ранее киммерийцев. А те, в свою очередь, разгромив в 720 году войска урартского владыки Русы I, устремились в сторону Малой Азии. Они вели длительные войны с Табалом, который то подчинялся Ассирии, то снова отпадал от нее. В итоге киммерийцы вышли к западным границам империи. Однако, в 679 году ассирийцы остановили продвижение киммерийских орд у Киликийских ворот[229]. Те не успокоились и в 675 году, разбив союзное ассирийцам Фригийское царство, снова стали угрожать империи.
Скифы подошли к границам Ассирии с северо-востока. Они вместе с киммерийцами, мидийцами и маннеями нападали какое-то время на ассирийские отряды, пока в 679 (или в 678) году Асархаддон не нанес им поражение. В битве погиб царь скифов Ишпакай, а новый царь Партатуа получил в жены ассирийскую принцессу и фактически стал вассалом Ассирии. Таким образом, первый раунд борьбы с этими новыми врагами остался за Ассирией.
Воспользовавшись обстановкой, около 673 года против ассирийского владычества восстали мидийские племена. Как отмечал еще Геродот,
«первыми от ассирийцев отпали мидяне. В освободительной борьбе они, мне думается, проявили доблесть и, свергнув рабство, обрели свободу. Примеру мидян последовали затем и прочие народности»[230].
Судя по ассирийским гадательным надписям, в 671 году ряд восточных провинций Ассирии действительно был охвачен восстанием. Ведущую роль в мятеже играли правители мидийских областей. Это были Каштарити из города Кар-Кашши (ассирийская провинция Кишесу), Дусани из Сапарды и Мамитиарши из Мадая[231]. Мидийцы — и те, что были прежде подчинены Ассирии, и свободные — выступили единым фронтом и сумели отстоять свою независимость[232].
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?
1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?
Ближний Восток и Средний Восток включают несколько географических областей: «плодородный полумесяц» – колыбель цивилизации – начинается на западе, в богатых странах Леванта, и выгибается затем дугой по равнинам Ассирии, Вавилонии и Шумера. К северу от него находится Анатолийское плоскогорье, смыкающееся на востоке с Иранским нагорьем и даже идущее к Инду.
В Вавилоне около 1900 г. до н. э. образовалась новая великая держава. Эта молодая аморейская династия укреплялась постепенно, наблюдая за тем, как соседи истощают силы в междоусобицах.
Так первая вавилонская династия установила господство над Месопотамией, которую отныне стали называть Вавилонией. Дипломатические и административные документы составлялись на языке новой семитической элиты – аккадском. Законы были изложены простым языком; таким образом, каждый мог прочитать и понять их.
Строительная деятельность первой вавилонской династии плохо изучена из-за того, что ее следы погребены под руинами более поздних эпох.
С 1200 г. до н. э. арамейские кочевники, искавшие земли для поселения, захватывают Месопотамию. Маленькая Ассирия – государство на берегу Тигра – собирает мощную армию, чтобы остановить вторжение, а затем в свою очередь начинает завоевывать чужие территории. С900 г. жаждущие побед ассирийцы предпринимают серию нападений на соседние народы – вавилонян, финикийцев, арамеев – и покоряют их. Ассирийская империя простиралась на весь Ближний Восток.
В то время как ассирийцы сражались, защищая границы своей державы, на вавилонском троне спокойно утвердилась одна из арамейских династий. К 612 г. до н. э. она окрепла настолько, что смогла бросить вызов ассирийскому войску и выступить достойной наследницей славного царя Хаммурапи.
Около 2000 г. до н. э. в вавилонских текстах, и, в частности, в предсказаниях появляются названия звезд и созвездий. В ту же эпоху зарождается и традиция врачевания. В древней Месопотамии было два вида врачей: практики (асу) осматривали больных и выписывали им лекарства, приготовленные из растолченных и измельченных растений, камней, внутренностей животного или человека и смешанные с растительным маслом, молоком или пивом; жрецы-заклинатели (ашиту) ворожили, совершали магические обряды, ибо считалось, что болезни имеют сверхъестественное происхождение и являются результатом колдовства демонических сил или Божьей карой.
В 539 г. до н. э. Восток был объединен под властью персидской державы. Торговые пути и династические союзы связали между собой удаленные друг от друга, совершенно непохожие по образу жизни, регионы. Некоторое культурное единство различным цивилизациям Востока придает клинопись.
Финикийцы жили в портовых городах-государствах и обрабатывали землю в удаленных от побережья районах. Будучи превосходными купцами, финикийцы уже в XII в. до н. э. принялись за развитие морской торговли, превратив ее в источник процветания и инструмент экспансии, продолжавшейся по всему Средиземноморью вплоть до I в. до н. э. Славились они тканями, окрашенными пурпуром, который добывался из раковин игольчатого моллюска. Еще финикийцы производили стекло, на изготовление которого шел песок с морских пляжей, а также изделия из драгоценных металлов и слоновой кости.
Первые попытки создания алфавита предпринимались еще в 1800-е гг. до н. э. В финикийском Библе (ливанское побережье) в 1100-е гг. до н. э. писцы использовали алфавит из 22 знаков. Финикийский язык, так же как арабский или иврит, принадлежит к семитическим языкам – при его записи гласные не учитывались. Финикийский алфавит лежит в основе большинства современных алфавитов.
Египетский историк Манефон, живший в III в. до н. э., рассказывает, что за 3 тысячелетия существования Египта там сменилось 30 правящих династий. История Египта демонстрирует удивительную преемственность развития и в то же время неуклонную эволюцию общества. Египтянин эпохи Рамсеса II (около 1250 г. до н. э.) отличался представлениями и образом жизни от своего предка времен царя Хеопса, жившего 1300 г. Одежда и украшения точнее всего отражают произошедшие изменения.
Пирамиды возводились при помощи простых приспособлений, но на хорошо организованной строительной площадке. Нескончаемый поток из сотен носильщиков, тянущих камни на волокушах, соединял десятками лет порт и строительную площадку.
Год у древних египтян насчитывал 360 дней и разделялся на 3 сезона: «ахет» (разлив Нила), «перет» (зима) и «хему» (лето).
На берегах Нила крестьяне выращивали пшеницу и ячмень, которые шли для приготовления хлеба и пива, а также лен, необходимый для производства тканей.
Речное судоходство задавало ритм всей жизни: торговле, транспортировке войска, религиозным праздникам, погребальным паломничествам. Моряки плавали на судах, оснащенных большими парусами и длинными веслами.
Чтобы обезопасить себя от их набегов, египтяне, жившие в эпоху Среднего царства, захватили расположенную на юге Нубию и построили там линию оборонительных сооружений.
К концу II тысячелетия до н. э. на границах Египта сложились великие державы.
В XVIII и XVII вв. до н. э. Египет переживал тяжелые времена: южные его территории были поделены между соперничающими друг с другом властителями; северные – оккупированы пришельцами с Ближнего Востока – гиксосами.
В I тысячелетии до н. э. Египет утратил свою независимость.
Научные исследования египтян состояли в том, чтобы выявлять и записывать надежные и испытанные «рецепты», которые можно было бы снова использовать, а не в том, чтобы открывать математические законы общего характера, объясняющие «хитрости», найденные эмпирическим путем. Именно поэтому египтяне были скорее изобретателями, чем учеными.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Самые известные войны Ассирии
Ассирия как государство просуществовала более двух тысячелетий. Начало ее государственности историки относят к XXIV веку до новой эры (далее хронологическое указание «до н.э.» не приводится), а закат Ассирийской империи относится к VII веку до Рождества Христова. Как и большинство государств Древнего мира, существование и развитие Ассирийского Царства, а затем Империи, было невозможно без захватнических войн, присоединения соседних государств и использования захваченных ресурсов и людских резервов.
Войны Ассирии: история цивилизации
Первые военные походы ассирийцев относятся к первой половине XIX века (до н.э.). Их целью было распространение своего влияния над всей Месопотамией, присоединение Палестины и захват острова Крит. Сто лет спустя Ассирийское царство распространило свое влияние на часть территории современных Турции и Сирии, а также пыталось (правда безуспешно) завоевать южные провинции Египта. На египетские походы ассирийские военачальники затратили более 15 лет, но реального успеха эти войны не имели.Начиная с XVIII века Ассирия испытывает сильную экспансию со стороны вавилонского царства, попадая в конце столетия под его протекторат. Через 200 лет территория где, принадлежавшая когда-то могучему Ассирийскому царству входит в состав государства Митанни (Ханигальбат).Только в XIV веке ассирийский царь Адад-нирари I начинает возрождать былое могущество древнего государства. В своих походах он наносит поражение вавилонскому правителю Нази-марут-ташу и устанавливает южную границу по реке Дияле. Желая исключить любую возможность реставрации Митанских царей, Адад-нирари I, во главе войска захватывает и сжигает город Тайлу – одну из резиденций владык Митанни. Продолжая вторжение на восток, ассирийцы наносят сокрушительное поражение армии Васашатты – царя Митанни. Он берет себе в гарем жену Васашатты, а его сыновей оставляет в заложниках. На престол царства Митанни Адад-нирари I сажает марионеточного правителя Шаттуара II.
Триум военной мощи Ассирии
Наибольшего военного могущества Ассирия достигла при правнуке Адад-нирари I – царе Тиглатпаласаре I. Этому правителю удалось полностью подавить периодически вспыхивающие восстания на территории Вавилонского царства. Он проводит успешные захватнические походы против Сирии и финикийцев. Периодические набеги на Государства Малой Азии и Месопотамии пополняли казну государства и пополняли армию рабов, которые широко задействовались на тяжелых работах.Отряды царя Тиглатпаласара I достигли Армянского нагорья, а захват Палестины дал Ассирии выход к побережью Средиземного моря. Однако, несмотря на то что наличия крупных военных столкновений на севере Ассирии, историки не установили северные рубежи государства постоянно подвергались набегам хеттов и варваров. В XIX веке страну захватывают арамейские племена, которые свели государственность Ассирийского царства на нет. Исторических свидетельств о последующих 150 года практически нет.Былое могущество, достигнутое в войнах Ассирии, возрождается в эпоху правления царя Тиглатпаласара II, который вновь подчинил Вавилон, захватил Урарту, Мидию и всю территорию современной Сирии. Позднее на какое-то время был захвачен Египет. Однако непрерывные войны подорвали экономику государства и в VII веке Ассирийская империя была уничтожена мидийцами. После захвата войсками Мидии столицы — города Ашшур, Ассирия, как исторический субъект исчезает.
drevniy-egipet.ru
Как погибают народы и государства. Древний Египет и Ассирия
В этой статье ученый, писатель-публицист, доктор экономических
наук Валентин Катасонов, исследуя труды святителя Николая Сербского,
продолжает разговор о судьбах библейских народов.
Напомню, что в первой статье мы говорили о семи ханаанских
народах, которые были стерты с лица Земли (сделано это было руками
евреев - избранного Богом народа). Во второй статье мы вспомнили о
библейских городах Содоме и Гоморре, финикийских городах Тире и Сидоне,
древнеримском городе Помпее. В третьей - разговор шел о Вавилоне (как
городе, как царстве и как империи). В четвертой - об идумеях,
аммонитянах и моавитянах.
Николай Сербский приводит большое количество цитат из Ветхого Завета,
представляющих собой пророчества о будущем народов и государств. Они
принадлежат таким великим пророкам, как Исайя, Иезекииль, Иеремия, Даниил. Также не мало предсказаний были сделаны так называемыми "малыми" пророками (Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия).
Многие слова пророков звучали как предупреждение их нечестивым
современникам. Многие высказывания были жесткими предсказаниями судеб
народов и государств (некоторые сбывались буквально через несколько лет,
другие - через многие века).
В двух последних, заключительных, статьях рассмотрим судьбы древнего Египта, Ассирии, Ниневии, филистимлян[1].
Древний Египет. Хотя сегодня на карте мира есть государство, называемое "Египет", но оно не имеет ничего общего с древним Египтом. Осталось лишь название. Того народа, который некогда жил на севере Африки, на берегах Нила и о котором сказано немало в Ветхом Завете, такого народа, как полагают многие историки и антропологи, уже нет.
Египет упоминается в Священном Писании чаще всего в связи с историей
израильского народа. Египет упоминается в Пятикнижии (первых пяти книгах
Библии) 291 раз, 79 из них только в одной Книге Бытия. История Египта
обычно отсчитывается от 32 века до Р.Х., когда зародились ранние
династии. Постепенно Египет стал возвышаться над окружающими народами и
племенами - в силу высокого уровня развития науки, техники, экономики
(чего стоят знаменитые пирамиды фараонов).
История древнего и цветущего Египта кончается захватом Египта персами
в 525 году до Р.Х. Правда потом следовало освобождение, а за ним -
новые захваты. Агония длилась еще несколько веков.
Сначала страну начали кратковременно завоёвывать иностранцы; нубийский царь Пианхи, ассирийцы, персидский царь Камбиз,
в 343 году до Р.Х. Египет окончательно поработили персы, египтяне
страной уже не управляли. В 322 году до Р.Х. его отвоевал у персов Александр Македонский. В 30 году до Р.Х. после смерти Клеопатры
Египет стал римской провинцией и уже не существовал как государство. В
293 году по Р.Х. после административной реформы римского императора Диоклетиана Египет был разделён на 6 провинций. Само слово "Египет" исчезло с карт. В 383 году Феодосий I
запретил культ древних богов. Египетская религия стала нелегальной. 394
годом по Р.Х. датируется последняя иероглифическая надпись. Исчезла
письменность египтян, а затем стал забываться язык. В 642 году Египет
завоевали арабы. Нехристианская часть египтян, египтяне-язычники
смешались с арабами.
После покорения Египта турками в 1517 году окончательно исчез живой язык египтян-христиан (коптов). Так исчез с лица нашей планеты народ Египта. А в Египте сейчас живут арабы. Единственным напоминанием о древнем Египте остаются пирамиды фараонов.
Пророк Иезекииль предрекал, что Египет будет слабым, зависимым царством. Из Египта не будет больше правителей: "...и
возвращу плен Египта, и обратно приведу их в землю Пафрос, в землю
происхождения их, и там они будут царством слабым. Оно будет слабее
других царств, и не будет более возноситься над народами; Я умалю их,
чтобы они не господствовали над народами" (Иез. 29,14-15).
Библейские историки датируют это пророчество 586 годом до Р. X. Египет
окончательно потерял национальную независимость вскоре после 525 г. до
Р. X., в период персидского владычества. Получается, что пророчество
реализовалось через шесть десятков лет.
В работе "Слово о законе" (глава XVI. Нравственный закон определяет судьбы народов") святитель пишет:
"Почему исчез древний Египет? Почему истребили жителей Египта до
единого (за исключением одного миллиона коптов, считающих себя потомками
древних египтян; но и они не выжили бы, если бы не приняли крещение), а
Египет заселили арабы из пустыни? По причине мерзкого язычества его.
Из-за множества идолов, кудесников, ворожей и гадалок. Из-за высокомерия
и разнеженности, вызванных баснословным богатством. Из-за того, что
египетский фараон говорил: "Река Нил моя, и я создал ее для себя". И был Суд Господень над Египтом, и сказал Господь: вот, Я - на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь (Иез. 29:10)."
"Библия и война": "Пророчество о Египте. Вот, Я - на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его... А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими (потому что Господь избрал его в орудие возмездия) ... а мышцы у фараона опустятся (Иез. 30: 22, 24, 25). Ибо должны изнемочь мышцы у того, кого Бог хочет наказать за беззакония".
Ассирия. Это древнее государство в Северном
Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала
почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в
VII веке до Р.Х. (около 609 до Р.Х.) Мидией и Вавилонией. Кстати,
Новоассирийское царство (750-620 г. до Р.Х.) считается первой империей в
истории человечества (еще до Вавилонской империи Навуходоносора).
Пророки Наум и Софония предрекали примерно в 630 году до Р.Х., что
государство Ассирия и его столица навсегда исчезнут с лица земли.
Одни из крупнейших городов Ассирийской империи был Ассур
(или Ашшур), названный так в честь ассирийского верховного божества
Ашшура (некоторые историки полагают, что это был реальный человек,
возведенный в ранг божества). Вот что пишет о нем святитель Николай
Сербский в книге "Война и Библия": "И Ассур падет не от человеческого меча (Ис. 31:8). Ассур встретит гибель на войне, потому что сердце его возгордилось (Иез. 31:10)".
Ниневия. Ниневия известна как поселение начиная с середины 3-го тысячелетия до Р.Х. С древнейших времён она была известна как место расположения аккадского храма богини Иштар. С VIII-VII веков до Р.Х. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул).
В Библии написано: "Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий" (Быт. 10:11,12). Также по Библии Ниневия была спасена от гибели пророком Ионой,
который предупредил город о необходимости покаяния, это произошло около
800 года до Р.Х. Все мы помним слова Спасителя, напоминавшего фарисеям о
пророке Ионе и чудесном спасении Ниневии: "Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы" (Мф.12:41).
Однако вслед за покаянием и спасением последовали новые падения. Около 713 года до Р.Х. пророк Наум
предвещал о разрушении Ниневии, потому что город был переполнен
грехом, также граждане его вторглись в Израиль. Созданное ассирийцами
государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города
Мосул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до Р.Х.,
когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и
Вавилонии. Последний раз Ниневия в исторических хрониках упоминается
как место главной битвы в ходе войны между Ираном и Византией в 627
году по Р.Х. К этому моменту город уже давно пришёл в запустение, и
основанный на противоположном берегу реки Тигр Мосул стал её фактическим
преемником. Развалины Ниневии были обнаружены археологами во время
раскопок, начавшихся в середине XIX в.
Читаем у Николая Сербского в "Войне и Библии": "Пророчество о Ниневии. Горе народу кровей! Ведь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство... Поэтому врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей (Наум. 3: 1,13)".
[1] Судьбу древнего Израиля мы выносим за рамки данной серии статей. Ему будет посвящена отдельная серия.
Источник
ruskline.ru
Египет и Ассирия
Повторное вхождение Египта в союз с западными семитами было затруднительно, поскольку страна в это время оказалась разделена. В течение века со времени битвы при Каркаре Египет снова распался – не только на Северное и Южное, но также на Восточное и Западное царства, произведя головокружительное множество фараонов и три отдельные столицы: Фивы, Танис и город Леонтополь в Центральной Дельте. Короткое время независимые цари были также в Гераклеополе и Гермополе; еще не менее пятнадцати других семей претендовали на какой-нибудь титул правителя, от «царя» и «владыки» до кланового титула «вождь». Мането попытался систематизировать эту массу в некое подобие порядка, организовав царей в Двадцать вторую, Двадцать третью и Двадцать четвертую династии – но все три «династии» в действительности правили одновременно из различных городов, и местная власть Двадцать второй Династии влачила жалкое существование до установления Двадцать пятой.
Во время всей этой кутерьмы южные земли по обеим сторонам Нила (африканскую страну Нубию, ее управляемую Египтом часть, египетские повелители обычно называли «Куш») извлекли пользу из погруженности Египта в собственные проблемы.
Теоретически считалось, что этой областью управляют египетские наместники, но на деле никто не обращал на них внимания. Ко времени возникновения множества параллельных династий Египта нубийцы, которые были теперь смесью местных африканских племен и поселенцев-египтян, уже управлялись не наместником, а своим собственным царем. Это царство, которое местные жители называли Напата, управлялось из нубийского дворца в Джебель-Баркале. Оно несло явные следы египетского владычества: люди в нем поклонялись богу Амону, а его нубийские правители сохраняли древнюю традицию жениться на своих сестрах.
В 727 году до н. э., за год до того, как Салманасар V унаследовал трон отца, царем Напаты стал нубиец по имени Пианх. Он находился на троне уже двадцать лет, когда узнал, что цари Саиса, Таниса, Гераклеополя, Гермополя и Леонтополя, обеспокоенные возвышением Напаты, организовали союз, чтобы отодвинуть египетскую границу назад, на нубийскую территорию.
Он сразился с коалицией, победил, изложив детали кампании на тщательно вырезанном рельефе: бог Амон благословляет Пианха, истинного царя Египта, в то время как остальные военачальники и цари униженно приближаются к нему.
Пианх не пытался стереть своих врагов с лица земли. Вместо этого он выбрал форму существования Египта в виде набора царств, над которыми он был бы Верховным царем. Как написал он в другом месте:
«Амон Напаты назначил меня правителем этой земли,я могу сказать кому-нибудь: „Будь царем”, – и вот он царь,или: „Не будешь царем”, – и вот он не царь. Амон Фив назначил меня управлять Египтом…И защищаемый мной не увидит свой город взятым,но если только я захочу помочь». Именно к этому Египту обратился Израиль с просьбой о заключении союза против страшной угрозы со стороны Ассирии.
«Господин Египта», к которому обратились израильские послы, может быть, и не был именно Пианхом. Египет был теперь напичкан местными «царьками», служащими Пианху в роли наместников. По всей вероятности, израильтяне явились ко двору царька Дельты по имени Осоркон IV. Хошеа мог и не знать точно, кто конкретно правит в Египте, политическая сцена которого оказалась настолько сложной, что даже египтяне этого зачастую не понимали. Вполне возможно, Пианх даже и не узнал, что израильские послы прибыли к его двору.
Но если кто-нибудь и услышал призыв, он не ответил; Хошеа тем временем был свергнут. Путешествие вниз, к Египту, оказалось огромной ошибкой: Салманасар V, уже раздраженный длительной осадой непокорного Тира, не был настроен прощать какое-либо сопротивление со стороны городов, которые уже покорились его отцу. «Царь Ассирии, овладевший всей землей, – читаем мы в IV Книге Царств 17:5, – подступил к [Израильской столице] Самарии и держал ее в осаде три года».
На этом моменте ассирийский рассказ о событиях прерывается. Когда наступает продолжение, Салманасар V – находившийся на троне только пять лет и ведший две осады одновременно – уже мертв. Трон занимает новый царь под царским именем Саргон II.
Если бы Салманасар V умер в сражении, писец, записывающий царей, наверняка рассказал бы об этом. Наиболее вероятно, что его наследник, Саргон II, был более молодым сыном Тиглатпаласара, использовавшим слабость своего брата, чтобы захватить власть. Все эти долгие и, по-видимому, бесплодные осады не могли быть популярными в армии – а кроме того, Салманасар V сделал себя еще более непопулярным дома, пытаясь ввести обязательный принудительный труд для населения Ашшура. Это плохо закончилось.
Саргон II пообещал горожанам в Ашшуре освободить их от налогов, если ему удастся уговорить их забыть о внезапной смерти брата. Как написано в его официальной хронике:
«Салманасар не боялся царя Вселенной. Он поднялся на злое дело против этого города; он наложил на его людей суровые повинности и оброки, и считал их своими солдатами, в то время как главный бог с гневом в сердце отверг его правление. Меня, Саргона, мою голову поднял он высоко… Я восстановил свободу Ашшура от поборов… от призыва к оружию, от произвола надсмотрщика, от налогов, пошлин и дани всем храмам Ашшура, я освободил их».
Саргон II также завершил бессмысленные осады. В первый год своего правления (721 год до н. э.) в своих хрониках он сообщает о завоевании Самарии, о быстром завершении затяжной осады штурмом. А затем с жестокостью, какой не проявлял ни один из его предшественников, Саргон II стер с политической карты государство Израиль. Он взял Иосию в плен, посадил его в тюрьму, а затем приступил к депортации израильтян – что было типичным ассирийским ответом вассальному государству, которое цепляется за независимость. Депортация превратилась в некий род геноцида – уничтожение не личностей, но национального самосознания. Собственные надписи Саргона говорят, что он переместил с родной земли 27 290 израильтян и расселил их по всему пути от Малой Азии до территории Мидии. Эти израильтяне стали известны как «десять потерянных племен» – не потому, что погибли, а потому, что их идентичность как потомков Авраама и почитателей Яхве растворилась в новых местах, где они теперь были вынуждены строить свой дом. Рассеянные израильтяне, которые все еще оставались в Северном царстве, теперь оказались растворены в среде переселенцев из других мест. «Людей из земель, завоеванных моей рукой, я поселил тут», – записывает Саргон II. Эта мешанина из израильтян и других народов, очевидно, в итоге создала собственную культуру, состоявшую из такой смеси различных религий и традиций, что в I веке до н. э. здешних евреев называли «самаритянами» и презирали как полукровок.
Но это еще не было концом. Арамеи из Сирии и города Хамат объединились, чтобы оказать сопротивление ассирийскому царю, и войско Саргона II встретилось с их объединенной армией у города Каркар. На этот раз, через сто лет после первого великого сражения у Каркара, неясности в исходе битвы не было. Царь Хамата был приведен в Ашшур в цепях, сирийский вождь «сбежал один, как пастух, чьих овец увели», а Саргон разграбил и сжег Каркар.
Полностью держа под контролем Запад, Саргон по Средиземному морю дотянулся до острова Кипр, занятого потомками ионических греков и финикийских поселенцев, и заставил их платить ему дань. Он также построил себе новую столицу, Дур-Шаррукин («Город Саргона») – северо-восточнее Ниневеи, как раз позади гор Тавр, где все еще существовала угроза со стороны Урарту.
Солдаты Урарту легко могли спуститься со своих гор, атаковать и уйти назад по перевалам, над которыми возвышались их крепости; преследовать их в горах было гораздо более трудным делом. А тем временем Урарту развилось в культурное и хорошо обороняемое царство. Собственные записи Саргона выражают восхищение, говоря о царе Урарту Русе, о сети каналов и колодцев, которые тот построил в защищенных долинах; о табунах хорошо объезженных лошадей, так необходимых для войны; о великолепной системе связи с помощью смотровых башен, построенных на вершинах гор – заранее подготовленные костры должны были зажигаться в момент замеченной опасности. Один такой маяк служил сигналом для следующего поста на такой же башне, где зажигался новый костер. Они сияли «как звезды на вершинах гор», по выражению Саргона, и распространяли известие о вторжении быстрее, чем мог скакать посланец.
К 714 году Саргон был готов к вторжению в горы – к опасной и рискованной кампании, которую он решил возглавить лично. Вместо того, чтобы направиться прямо на север, на территорию Урарту, что привело бы его армию к встрече с самыми мощными силами страны, он двинул армию на восток, к Загросским горам, намереваясь достичь относительно плоских земель на другой стороне гор и подойти к более слабой восточной границе Урарту.
Саргон сам изложил рассказ об этой кампании в форме официального царского письма богу Ашшура и его коллегам, информируя их обо всех произошедших в их честь битвах – несомненно, такое письмо громко зачитывалось богам в присутствии толпы ашшурских горожан. Армия выступила в начале лета, перешла Верхний и Нижний Заб и вскоре подошла к Загросским горам. Тут жители низин встретились с грозными, незнакомыми им склонами, покрытыми густыми лесами, где их поджидали неизвестные враги:
«[Затем мы пришли] к крутым горам, где, переплетаясь, росли всевозможные деревья, и попали в центр горного хаоса.
Здешние тропы наводили страх; везде царил полумрак, как в кедровом лесу; невозможно было ходить по их тропам, не видя ни лучика солнца».
Кедровые леса на горных склонах, как и те, в которые много лет тому назад отважился зайти Гильгамеш, служили убежищем для врага, который был еще страшнее из-за своей невидимости.
Саргон заставил своих людей прорубать путь сквозь лес медными топорами, пока армия не достигла плоских земель на востоке. Тут мидяне, связанные договором (и страхом), предоставили ассирийским ордам воду и зерно.
Саргон повел восстановившую запасы армию на север, чтобы встретиться с армией Урарту на склонах гор, как раз южнее современного города Тавриз. Он хорошо выбрал место для сражения: оно располагалось далеко от внушительной линии крепостей, которые охраняли южную границу Урарту. Но чтобы дойти до него, ассирийская армия должна была пройти более трехсот миль – летом, через влажные леса с удушающими испарениями, по крутым дорогам между скал, с недостаточным количеством воды и еще меньшим количеством пищи. Войско было измотано и находилось на грани бунта:
«Изнуренные войска Ашшура, которые прошли долгий путь, очень измотанные и уставшие, которые не раз преодолевали бессчетные отвесные склоны, необычайно трудные для подъема и для спуска, начали уже проявлять недовольство. Я не мог облегчить их состояния и дать им отдых, у меня не было воды, чтобы утолить их жажду».
Саргон попался; он достиг своей цели – и оказался бессильным. Тем временем армия Урарту под командованием самого Русы собралась, чтобы противостоять ему.
Армия Саргона отказалась повиноваться. Тогда он собрал вокруг себя личную гвардию и повел ее в безумную, самоубийственную атаку на ближайшее крыло армии Русы. Вражеское крыло отступило перед лицом его отчаянной свирепости; после этого, согласно записи самого Саргона, его армия, увидев, что он сам кинулся вперед в первой линии, набралась мужества и бросилась за ним. Армия Урарту заколебалась, ее строй нарушился, и она начала отступать.
Отход превратился в беспорядочное бегство. Ассирийская армия погнала рассыпавшегося врага на запад, мимо озера Урмия и дальше, на его собственную территорию. Руса оставил всякие попытки удержать свою столицу Турушпу и сбежал в горы.
На этом месте рассказ Саргона очень резко меняет свое течение и заявляет, что ассирийская армия повернула к дому. Может быть, он начал подозревать, что войска поднимут мятеж, если он будет настаивать на дальнейшей погоне за царем в неизвестные, покрытые лесами глубины царства Урарту.
Вместо преследования армия повернула назад, на юг, и по пути разграбила город Муцацир, где находился храм главного бога Урарту. Когда эта новость дошла до Русы в его изгнании, тот пришел в отчаяние. «Блеск Ашшура потряс его, – говорит надпись Саргона, – и своим железным кинжалом он ударил себя в сердце, как свинью, и так закончил он свою жизнь».
Опасное царство на севере было покорено, и Саргон с победой направился домой. Стоял уже ноябрь, и он не смог преследовать остатки войск Урарту дальше в горах, не рискуя попасться в ловушку погоды, которая могла закрыть горные проходы льдом и снегом. Завоевание Урарту заняло менее шести месяцев.
Теперь Саргон был почти на вершине мира. Он принимал послов из Египта и Эфиопии; подарки и делегации появлялись даже от «царя Дилмуна», который, согласно надписям Саргона, «живет, как рыба». Под этим он, вероятно, подразумевал cабейcкие племена Аравии, чья царица посетила Соломона два века тому назад. Он был признан господином почти всего известного мира, за исключением земель, расположенных строго на юге.
А в Вавилоне разыгрывалась своя драма. Меродах-баладан, халдейский вождь бит-якинов, собирал своих последователей в городе Ур. Почти сразу после смерти Салманасара V Меродах-баладан пошел на Вавилон, выгнал соперников и стал здесь царем. Он видел в Ассирийском царстве три перемены менее чем за десять лет, и был уверен, что сможет пересидеть Саргона
II. Чтобы сделать это более вероятным, он отправил на восток послов с большей частью своего незначительного личного богатства, чтобы купить поддержку эламитов против Ассирии.
Он нуждался во внешнем союзнике; даже новая страна Меродах-баладана не целиком была на его стороне, особенно на севере, где вавилоняне явно проявляли про-ассирийские симпатии и недолюбливали халдеев. Меродах-баладан попытался решить эту проблему при помощи такой же стратегии, какую Наполеон применит три тысячи лет спустя: он объявил, что является освободителем страны, восстановителем древних вавилонских традиций, давно затоптанных ногами северных завоевателей. Если бы ассирийцы немедленно прибыли извне к стенам города, это заявление могло бы не сработать. Но Саргон был занят на западе со средиземноморскими, египетскими и аравийскими данниками, а также со своим врагом в Урарту. Сначала у него просто не было времени на Меродах-баладана – в результате почти десять лет халдейский царь мог заниматься установлением своего контроля над Вавилоном и окрестными землями.
К 710 году Саргон наконец-то освободился, чтобы повернуть на юг. А в Эламе опытный царь-военачальник, который согласился быть союзником Меродах-баладана, только что умер; на троне находился его молодой и неопытный племянник Шутрук-Наххунте. Поэтому Саргон II начал кампанию против Вавилона, направившись сначала на восток, в Элам.
Шутрук-Наххунте почти сразу же бежал под прикрытие гор; Саргон, отрезав любую возможность помощи Меродах-балада-ну со стороны эламитов, двинулся на юг и подошел к Вавилону с юго-востока. Эта хитрая стратегия имела двойное действие, отрезая Меродах-баладана от его эламитских союзников и делая очень опасным отступление к его родным землям у Залива, так как солдаты Саргона теперь находились ближе к родине бит-якинов, чем к Вавилону. Не мог противник пойти и на север; северные города Вавилонии с облегчением приветствовали Саргона, открыв для него свои ворота «с великой радостью».
Анналы Саргона сообщают, что Меродах-баладан, хорошо понимая, что битва проиграна, еще не начавшись, решил сбежать в Элам с маленькой группой людей, доверившись лошадям и прикрытию темноты, чтобы проскочить мимо лагеря ассирийцев:
«Когда Меродах-баладан… услышал в Вавилоне о победе Ашшура… страх за собственную жизнь настиг его прямо во дворце. С воинами, которые поддерживали его, он бежал ночью и направился к…Эламу, чтобы просить милости у Шутрук-Наххунте, эламита, которому он посылал в качестве подарков свою царскую мебель: серебряную кровать, трон, стол, царский кувшин для омовения, собственное ожерелье. Негодяй эламит принял его дары, но убоялся моей военной мощи; поэтому он перекрыл дорогу Меродах-баладану и запретил ему въезжать в Элам».
Шутрук-Наххунте, может быть, и был подлецом, но в этом столкновении он поступил удачно, забрав большинство сокровищ Меродах-баладана и при этом избегнув наказания ассирийского царя.
Лишившись убежища, Меродах-баладан был вынужден развернуться и отправиться в опасный путь назад, к бит-якинам. Тут его подстерегла именно та судьба, которой он и боялся: его осадили в родном городе. Он изо всех сил сопротивлялся; рассказ Саргона говорит, что его противник «поднялся выше» стен, защищая их, и «вырыл ров… и окружил город морской водой».
Но защитный ров не надолго обезопасил город. Ассирийская армия преодолела его и прошла дальше, разметав защитников города. «Я испепелил его огнем, – хвастает Саргон II, – и даже его фундаменты были вырваны из земли».
Затем Саргон II сам разыграл наполеоновскую карту, проведя праздник в честь Мардука и «взяв руку» бога как настоящий царь Вавилона. По его собственному заявлению, он восстанавливал город до самых корней; он был их освободителем, победителем захватчиков-халдеев, которые ничего не смыслили в общем наследии двух городов. Вавилоняне, которые, вероятно, в этот момент перестали понимать, кто же на деле восстанавливает их наследие, безропотно подчинились.
На этом этапе поведение Саргона по отношению к халдейскому воину-вождю представляло собой удивительный контраст с его отношением к Израилю. Не казнив Меродах-бала-дана, Саргон II принял его капитуляцию и оставил вассальным вождем бит-якинов. По-видимому, Саргон не был до конца уверен, что халдеев так же легко устрашить, как израильтян, и предпочел не настаивать на полном контроле далекого юга.
Несмотря на нетвердое присутствие на юге, Саргон мог теперь праздновать полную победу над своими врагами. Рельеф в его новом дворце в городе Саргон изображает его величие; громадная фигура царя оттесняет на задний план даже богов. Он стал вторым Саргоном, вторым основателем империи, царем второй Ассирии с новыми границами, новой столицей и новой пугающей мощью.
znaew.ru
Как погибают народы и государства. Древний Египет и Ассирия
В этой статье ученый, писатель-публицист, доктор экономических
наук Валентин Катасонов, исследуя труды святителя Николая Сербского,
продолжает разговор о судьбах библейских народов.
Напомню, что в первой статье мы говорили о семи ханаанских
народах, которые были стерты с лица Земли (сделано это было руками
евреев - избранного Богом народа). Во второй статье мы вспомнили о
библейских городах Содоме и Гоморре, финикийских городах Тире и Сидоне,
древнеримском городе Помпее. В третьей - разговор шел о Вавилоне (как
городе, как царстве и как империи). В четвертой - об идумеях,
аммонитянах и моавитянах.
Николай Сербский приводит большое количество цитат из Ветхого Завета,
представляющих собой пророчества о будущем народов и государств. Они
принадлежат таким великим пророкам, как Исайя, Иезекииль, Иеремия, Даниил. Также не мало предсказаний были сделаны так называемыми "малыми" пророками (Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия).
Многие слова пророков звучали как предупреждение их нечестивым
современникам. Многие высказывания были жесткими предсказаниями судеб
народов и государств (некоторые сбывались буквально через несколько лет,
другие - через многие века).
В двух последних, заключительных, статьях рассмотрим судьбы древнего Египта, Ассирии, Ниневии, филистимлян[1].
Древний Египет. Хотя сегодня на карте мира есть государство, называемое "Египет", но оно не имеет ничего общего с древним Египтом. Осталось лишь название. Того народа, который некогда жил на севере Африки, на берегах Нила и о котором сказано немало в Ветхом Завете, такого народа, как полагают многие историки и антропологи, уже нет.
Египет упоминается в Священном Писании чаще всего в связи с историей
израильского народа. Египет упоминается в Пятикнижии (первых пяти книгах
Библии) 291 раз, 79 из них только в одной Книге Бытия. История Египта
обычно отсчитывается от 32 века до Р.Х., когда зародились ранние
династии. Постепенно Египет стал возвышаться над окружающими народами и
племенами - в силу высокого уровня развития науки, техники, экономики
(чего стоят знаменитые пирамиды фараонов).
История древнего и цветущего Египта кончается захватом Египта персами
в 525 году до Р.Х. Правда потом следовало освобождение, а за ним -
новые захваты. Агония длилась еще несколько веков.
Сначала страну начали кратковременно завоёвывать иностранцы; нубийский царь Пианхи, ассирийцы, персидский царь Камбиз,
в 343 году до Р.Х. Египет окончательно поработили персы, египтяне
страной уже не управляли. В 322 году до Р.Х. его отвоевал у персов Александр Македонский. В 30 году до Р.Х. после смерти Клеопатры
Египет стал римской провинцией и уже не существовал как государство. В
293 году по Р.Х. после административной реформы римского императора Диоклетиана Египет был разделён на 6 провинций. Само слово "Египет" исчезло с карт. В 383 году Феодосий I
запретил культ древних богов. Египетская религия стала нелегальной. 394
годом по Р.Х. датируется последняя иероглифическая надпись. Исчезла
письменность египтян, а затем стал забываться язык. В 642 году Египет
завоевали арабы. Нехристианская часть египтян, египтяне-язычники
смешались с арабами.
После покорения Египта турками в 1517 году окончательно исчез живой язык египтян-христиан (коптов). Так исчез с лица нашей планеты народ Египта. А в Египте сейчас живут арабы. Единственным напоминанием о древнем Египте остаются пирамиды фараонов.
Пророк Иезекииль предрекал, что Египет будет слабым, зависимым царством. Из Египта не будет больше правителей: "...и
возвращу плен Египта, и обратно приведу их в землю Пафрос, в землю
происхождения их, и там они будут царством слабым. Оно будет слабее
других царств, и не будет более возноситься над народами; Я умалю их,
чтобы они не господствовали над народами" (Иез. 29,14-15).
Библейские историки датируют это пророчество 586 годом до Р. X. Египет
окончательно потерял национальную независимость вскоре после 525 г. до
Р. X., в период персидского владычества. Получается, что пророчество
реализовалось через шесть десятков лет.
В работе "Слово о законе" (глава XVI. Нравственный закон определяет судьбы народов") святитель пишет:
"Почему исчез древний Египет? Почему истребили жителей Египта до
единого (за исключением одного миллиона коптов, считающих себя потомками
древних египтян; но и они не выжили бы, если бы не приняли крещение), а
Египет заселили арабы из пустыни? По причине мерзкого язычества его.
Из-за множества идолов, кудесников, ворожей и гадалок. Из-за высокомерия
и разнеженности, вызванных баснословным богатством. Из-за того, что
египетский фараон говорил: "Река Нил моя, и я создал ее для себя". И был Суд Господень над Египтом, и сказал Господь: вот, Я - на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь (Иез. 29:10)."
"Библия и война": "Пророчество о Египте. Вот, Я - на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его... А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими (потому что Господь избрал его в орудие возмездия) ... а мышцы у фараона опустятся (Иез. 30: 22, 24, 25). Ибо должны изнемочь мышцы у того, кого Бог хочет наказать за беззакония".
Ассирия. Это древнее государство в Северном
Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала
почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в
VII веке до Р.Х. (около 609 до Р.Х.) Мидией и Вавилонией. Кстати,
Новоассирийское царство (750-620 г. до Р.Х.) считается первой империей в
истории человечества (еще до Вавилонской империи Навуходоносора).
Пророки Наум и Софония предрекали примерно в 630 году до Р.Х., что
государство Ассирия и его столица навсегда исчезнут с лица земли.
Одни из крупнейших городов Ассирийской империи был Ассур
(или Ашшур), названный так в честь ассирийского верховного божества
Ашшура (некоторые историки полагают, что это был реальный человек,
возведенный в ранг божества). Вот что пишет о нем святитель Николай
Сербский в книге "Война и Библия": "И Ассур падет не от человеческого меча (Ис. 31:8). Ассур встретит гибель на войне, потому что сердце его возгордилось (Иез. 31:10)".
Ниневия. Ниневия известна как поселение начиная с середины 3-го тысячелетия до Р.Х. С древнейших времён она была известна как место расположения аккадского храма богини Иштар. С VIII-VII веков до Р.Х. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул).
В Библии написано: "Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий" (Быт. 10:11,12). Также по Библии Ниневия была спасена от гибели пророком Ионой,
который предупредил город о необходимости покаяния, это произошло около
800 года до Р.Х. Все мы помним слова Спасителя, напоминавшего фарисеям о
пророке Ионе и чудесном спасении Ниневии: "Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы" (Мф.12:41).
Однако вслед за покаянием и спасением последовали новые падения. Около 713 года до Р.Х. пророк Наум
предвещал о разрушении Ниневии, потому что город был переполнен
грехом, также граждане его вторглись в Израиль. Созданное ассирийцами
государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города
Мосул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до Р.Х.,
когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и
Вавилонии. Последний раз Ниневия в исторических хрониках упоминается
как место главной битвы в ходе войны между Ираном и Византией в 627
году по Р.Х. К этому моменту город уже давно пришёл в запустение, и
основанный на противоположном берегу реки Тигр Мосул стал её фактическим
преемником. Развалины Ниневии были обнаружены археологами во время
раскопок, начавшихся в середине XIX в.
Читаем у Николая Сербского в "Войне и Библии": "Пророчество о Ниневии. Горе народу кровей! Ведь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство... Поэтому врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей (Наум. 3: 1,13)".
[1] Судьбу древнего Израиля мы выносим за рамки данной серии статей. Ему будет посвящена отдельная серия.
Источник
pravoslavnye.ru
Валентин Катасонов. Как погибают народы и государства. Древний Египет и Ассирия
Напомню, что в первой статье мы говорили о семи ханаанских народах, которые были стерты с лица Земли (сделано это было руками евреев – избранного Богом народа). Во второй статье мы вспомнили о библейских городах Содоме и Гоморре, финикийских городах Тире и Сидоне, древнеримском городе Помпее. В третьей — разговор шел о Вавилоне (как городе, как царстве и как империи). В четвертой — об идумеях, аммонитянах и моавитянах.
Николай Сербский приводит большое количество цитат из Ветхого Завета, представляющих собой пророчества о будущем народов и государств. Они принадлежат таким великим пророкам, как Исайя, Иезекииль, Иеремия, Даниил. Также не мало предсказаний были сделаны так называемыми «малыми» пророками (Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия). Многие слова пророков звучали как предупреждение их нечестивым современникам. Многие высказывания были жесткими предсказаниями судеб народов и государств (некоторые сбывались буквально через несколько лет, другие – через многие века).
В двух последних, заключительных, статьях рассмотрим судьбы древнего Египта, Ассирии, Ниневии, филистимлян[1].
Древний Египет. Хотя сегодня на карте мира есть государство, называемое «Египет», но оно не имеет ничего общего с древним Египтом. Осталось лишь название. Того народа, который некогда жил на севере Африки, на берегах Нила и о котором сказано немало в Ветхом Завете, такого народа, как полагают многие историки и антропологи, уже нет.
Египет упоминается в Священном Писании чаще всего в связи с историей израильского народа. Египет упоминается в Пятикнижии (первых пяти книгах Библии) 291 раз, 79 из них только в одной Книге Бытия. История Египта обычно отсчитывается от 32 века до Р.Х., когда зародились ранние династии. Постепенно Египет стал возвышаться над окружающими народами и племенами – в силу высокого уровня развития науки, техники, экономики (чего стоят знаменитые пирамиды фараонов).
История древнего и цветущего Египта кончается захватом Египта персами в 525 году до Р.Х. Правда потом следовало освобождение, а за ним – новые захваты. Агония длилась еще несколько веков.
Сначала страну начали кратковременно завоёвывать иностранцы; нубийский царь Пианхи,ассирийцы, персидский царь Камбиз, в 343 году до Р.Х. Египет окончательно поработили персы, египтяне страной уже не управляли. В 322 году до Р.Х. его отвоевал у персов Александр Македонский. В 30 году до Р.Х. после смерти Клеопатры Египет стал римской провинцией и уже не существовал как государство. В 293 году по Р.Х. после административной реформы римского императора Диоклетиана Египет был разделён на 6 провинций. Само слово «Египет» исчезло с карт. В 383 году Феодосий I запретил культ древних богов. Египетская религия стала нелегальной. 394 годом по Р.Х. датируется последняя иероглифическая надпись. Исчезла письменность египтян, а затем стал забываться язык. В 642 году Египет завоевали арабы. Нехристианская часть египтян, египтяне-язычники смешались с арабами.
После покорения Египта турками в 1517 году окончательно исчез живой язык египтян-христиан (коптов). Так исчез с лица нашей планеты народ Египта. А в Египте сейчас живут арабы. Единственным напоминанием о древнем Египте остаются пирамиды фараонов.
Пророк Иезекииль предрекал, что Египет будет слабым, зависимым царством. Из Египта не будет больше правителей: «…и возвращу плен Египта, и обратно приведу их в землю Пафрос, в землю происхождения их, и там они будут царством слабым. Оно будет слабее других царств, и не будет более возноситься над народами; Я умалю их, чтобы они не господствовали над народами» (Иез. 29,14-15). Библейские историки датируют это пророчество 586 годом до Р. X. Египет окончательно потерял национальную независимость вскоре после 525 г. до Р. X., в период персидского владычества. Получается, что пророчество реализовалось через шесть десятков лет.
В работе «Слово о законе» (глава XVI. Нравственный закон определяет судьбы народов») святитель пишет:
«Почему исчез древний Египет? Почему истребили жителей Египта до единого (за исключением одного миллиона коптов, считающих себя потомками древних египтян; но и они не выжили бы, если бы не приняли крещение), а Египет заселили арабы из пустыни? По причине мерзкого язычества его. Из-за множества идолов, кудесников, ворожей и гадалок. Из-за высокомерия и разнеженности, вызванных баснословным богатством. Из-за того, что египетский фараон говорил: «Река Нил моя, и я создал ее для себя«. И был Суд Господень над Египтом, и сказал Господь: вот, Я – на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь (Иез. 29:10).»
«Библия и война»: «Пророчество о Египте. Вот, Я — на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его… А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими (потому что Господь избрал его в орудие возмездия) … а мышцы у фараона опустятся (Иез. 30: 22, 24, 25). Ибо должны изнемочь мышцы у того, кого Бог хочет наказать за беззакония».
Ассирия. Это древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до Р.Х. (около 609 до Р.Х.) Мидией и Вавилонией. Кстати, Новоассирийское царство (750—620 г. до Р.Х.) считается первой империей в истории человечества (еще до Вавилонской империи Навуходоносора). Пророки Наум и Софония предрекали примерно в 630 году до Р.Х., что государство Ассирия и его столица навсегда исчезнут с лица земли.
Одни из крупнейших городов Ассирийской империи был Ассур (или Ашшур), названный так в честь ассирийского верховного божества Ашшура (некоторые историки полагают, что это был реальный человек, возведенный в ранг божества). Вот что пишет о нем святитель Николай Сербский в книге «Война и Библия»: «И Ассур падет не от человеческого меча (Ис. 31:8). Ассур встретит гибель на войне, потому что сердце его возгордилось (Иез. 31:10)».
Ниневия. Ниневия известна как поселение начиная с середины 3-го тысячелетия до Р.Х. С древнейших времён она была известна как место расположения аккадского храма богини Иштар. С VIII—VII веков до Р.Х. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул).
В Библии написано: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. 10:11,12). Также по Библии Ниневия была спасена от гибели пророком Ионой, который предупредил город о необходимости покаяния, это произошло около 800 года до Р.Х. Все мы помним слова Спасителя, напоминавшего фарисеям о пророке Ионе и чудесном спасении Ниневии: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12:41).
Однако вслед за покаянием и спасением последовали новые падения. Около 713 года до Р.Х. пророк Наум предвещал о разрушении Ниневии, потому что город был переполнен грехом, также граждане его вторглись в Израиль. Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Мосул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до Р.Х., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии. Последний раз Ниневия в исторических хрониках упоминается как место главной битвы в ходе войны между Ираном и Византией в 627 году по Р.Х. К этому моменту город уже давно пришёл в запустение, и основанный на противоположном берегу реки Тигр Мосул стал её фактическим преемником. Развалины Ниневии были обнаружены археологами во время раскопок, начавшихся в середине XIX в.
Читаем у Николая Сербского в «Войне и Библии»: «Пророчество о Ниневии. Горе народу кровей! Ведь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство… Поэтому врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей (Наум. 3: 1,13)».
———————————————————————
[1] Судьбу древнего Израиля мы выносим за рамки данной серии статей. Ему будет посвящена отдельная серия.