Акведук древний рим. Акведук – это что такое и какова его роль в истории Древнего мира?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Акведуки: творчество древнеримских инженеров. Акведук древний рим


Акведук что это такое или почему водопровод изменил жизнь мира?

Удивительные творения, которые создавали люди, украшают нашу планету не одно тысячелетие и они не единожды выдерживали напоры стихий. Они вдохновляют не только меня, но и многих художников и туристов. Акведук что это такое? Строение, что было создано исключительно людьми или все-таки они использовали специальную технику? Именно эту темы мы и обсудим сегодня.

Обратим внимание на это строение и мы. Конечно же, я не являюсь древнеримским архитектором, и даже не мастером по вопросам строительства подобных сооружений. Однако, мне стало интересно, как, к примеру, могли реализоваться такие строительства. Это вообще осуществимо?

Краткое содержание статьи (кликабельно)

Что такое акведук: фото самых популярных сооружений

Пожалуй, сначала обратим внимание на то, что является отправной точкой для любого строительство: цель. Древние акведуки сооружались, чтобы обеспечить город питьевой водой.

Именно так она доставлялась (самотёком) в город, для потока воды создавалось искусственное русло.

Чтобы выполнить эту задачу строители должны были обладать многими знаниями и умениями: хорошо ориентироваться в местности, знать все грунтовые воды, уметь измерить не только длину, но и превышение рельефных точек на местности (найти правильные решения высотных задач). Если посмотреть на существующие сооружения можно прийти к выводу, что ученые и архитекторы, что жили в те времена, нашли правильное решение поставленных задач, и их цель была достигнута. Чтобы создать необходимый уклон для водного потока, нужно было найти место для прокладывания тоннелей, и там, где не образовывались овраги, и менялось русло реки, нужно было его поднять над местностью, соорудив для этой цели акведуки.

Как вы считаете, римляне первыми придумали и соорудили акведуки? Справедливости ради необходимо отметить, что такие сооружения еще раньше возводили архитекторы дневного востока. Но, если брать во внимание масштабность проектов, то с римлянами не мог сравниться никто.

Акведук – не является всем водопроводом, это только его наземная часть, главные архитектурные и строительные секреты скрыты под водой.

Древний Рим и известный акведук Пон-дю-Гар

Давайте более детально рассмотрим схему его расположения. Самой казалось невыполнимой задачей, было провести воду над руслом реки Гар. Для этого был возведен акведук, длина нижнего яруса которого составляла больше 140 метров. Вы когда-либо видели Пон-дю-Гар в реальной жизни? Если да, то непременно обратили внимание, что грунт в месте его строительства был скальной породы. Благодаря этому сооружение смогло выстоять, несмотря на большие нагрузки.

Сегодня перед созданием проектов мостов, учитывается, что в будущем, из-за паводков может увеличится привычный уровень воды. Паводки могут случится раз в сотню лет, а то и чаще. В связи с тем, что раньше в реках было больше воды, то задача обеспечения ее пропуска стояла на первом месте. Именно это становится причиной того, что мы часто можем увидеть арки, которыми перекрыты практически все речные поймы.

А вы знаете, почему в древние времена именно арочные конструкции использовались для перекрытия? Ответы жду в комментариях.

Мне кажется, что материалы, из которых строились сами арки в таких конструкциях, работают исключительно на сжатии. И камень идеально справлялся с такими задачами. Именно благодаря аркам акведуки выглядели более изящно. Помимо этого, акведук пон-дю-гар имел множество ярусов, что не только делает его внешние характеристики более красивыми, но и прибавляет устойчивости всей конструкции.

А вы знаете какие еще сооружения древних римлян не имеют аналогов в архитектуре? Конечно, это — Триумфальная арка. Римляне возводили арки, чтобы прославить и увековечить в камне величественные победи своих правителей. Через главные их пролеты, под крики ликующего народа, победители въезжали в город на колесницах, держа в руках трофеи, а за ними следом шли захваченные пленники.

Ростокинский акведук

Вы считаете, что в Москве можно отправиться только на Красную площадь или пойти погулять в ВДНХ? Ошибаетесь! Если вы отправитесь в этот город на выходные, обязательно посетите Ростокинский акведук. Видео этой московской достопримечательности идет ниже:

 

Он является архитектурной памяткой, которая хранит в себе двухсотлетнюю историю, это единственный участок Мытищинского водовода, что сегодня сохранился. Немногие знают, что был он возведен во время правления Екатерины II. Еще одно название акведука — Миллионный мост? Как вы думаете почему? Все гениальное – просто. На его постройку из государственного бюджета было потрачено больше миллиона рублей.

Назван акведук в честь одноименной деревни Ростокино, что в переводе значит «раздвоен на несколько потоков», ведь все селяне жили по двум берегам реки.

Акведуки древнего Рима и акведук Клавдия

Если возведение акведуков началось в Риме, необходимо более детально остановиться на их рассмотрении. В древние времена городское население превышало миллиона жителей, поэтому и возникла неразрешенная проблема в снабжении города водой, которую можно было использовать не только для питья и приготовления пищи, но и других технических целей. Здесь необходимо также обратить внимание на желание правителей города создать комфортный для жизни город, в те годы также становились более популярными римские термы бани. Естественно, можно было использовать воду из колодца, но в связи с ростом потребления, необходимо было придумать как напрямую подвести ее из горных источников.

Первый римский акведук был возведен уже в IV веке по н.э. а уже через век их соорудили их больше 10. Уже через 2 века был возведен популярный и известный на весь мир акведук Клавдия, высотой в 27 метров он был значительно короче старого аналога Марция. Так, существенно (на 30 км) сократить расстояние удалось благодаря созданию систем тоннелей и мостов.

Не стоит путать Виадук и Акведук

Готовясь по данной теме, я прочитал немало литературы, и столкнулся, что во многих сайтах эти два слова используются как синонимы, но это грубая лексическая ошибка, ведь это идентично, что утверждать, что яблоко – это груша.

Виадук — мост, который соединяет две местности с идентичным ландшафтным уровнем. Чаще всего такие пролёты прокладывают через речку или другие моментальные углубления в плоской поверхности (к примеру, это может быть овраг или ущелье).

Акведук — является водоводом (каналом, трубой) для того, чтобы вода подавалсь к населённому пункту. Если рассмотреть этот термин с другом стороны – это часть водовода, что имеет форму моста. Сооружения по своей структуре аналогичны виадукам, но они отличаются тем, что первые использовали для поставки воды, а другие, чтобы на их месте организовалась дорога или железнодорожные пути.

Мост акведук в Крыму

Не знаете куда отправиться летом, в Сочи или Крым? Хочу обратить ваше внимание, что в Севастополе есть уникальный акведук, который расположен прямо на реке Черная недалеко от деревни Черноречье. Вы когда-либо бывали там? Если нет, обязательно добавьте это место в свой список.

Акведук возвели в девятнадцатом веке, он вошел в состав одного из немногих водопроводов. Инициировал его строительство адмирал М.П. Лазарев, а проектными разработками занялся инженер Джони Уптон. Акведук, который растянулся на 12 метров, сделан из известняка и по внешним характеристикам создан в соответствии со стилем античных архитектурных сооружений, отдаленно напоминая водоотводные сооружения, что возводились древними римлянами.

Акведук в Севастополе является живописным сооружением, которое дополняет некоторые пролеты с арочными сводами полукруглой формы, в верхней части расположился желоб, чтобы подавать воду. Водопровод выполнял свою прямую функции больше десятка лет, а потом во времена Крымской войны он был наполовину разрушен.

А как вы относитесь к архитектурным сооружениям? Вы удивляетесь их величием, вам нравится рассматривать каждую деталь, изучать историю, искать истину, или вы к этому равнодушны? Жду ваших комментариев.

Верю ли я, что акведуки могли построить люди без использования дополнительной техники? Наверное, да, хотя разум доказывает, что это практически невозможно. Но, существуют моменты, когда все-таки хочется поверить в то, что нереальное вполне может стать реальным. Простите за тавтологию, думаю, вы поняли, о чем я писал.

Спасибо за внимание, надеюсь, мы дали исчерпывающий ответ на вопрос — акведук что это такое! Всех, кому было интересно, приглашаю подписаться на проект «На Грани», впереди много интересностей ждет нас, будем открывать планету вместе!

Текст — агент Q.

ontheedge.ru

Римский акведук - это... Что такое Римский акведук?

Пон-дю-Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франции

Акведу́к (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (Водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.

Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.

История

Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э., когда Ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров.

Известно, что в Древней Греции также строились акведуки. Самым выдающимся акведуком Геродот считал акведук на острове Самос. Этот акведук историк включил в список чудес света.[1]

Акведуки Древнего Рима

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были нпопрпными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфеля в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.

При строительстве применялись передовые строительные материалы - такие как водостойкий пуццолановый бетон.

Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через 1000 лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.

Дальнейшее развитие системы акведуков

Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.

Судно на акведуке Понткасалтэ (Pontcysyllte), по которому проходит канал Лланголлен (Llangollen) в Уэльсе

Одним известным исключением была Новая река, искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Её длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство вновь возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, чугун позволял строительство больших дюкеров, нагруженных бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.

В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах, чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Catskill доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было затмено акведуками на крайнем западе страны, наиболее примечательным был Акведук Colorado River, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки — несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу, следующему из истощения рек.

Акведуки в России

Ростокинский акведук в Москве

Там, где Проспект Мира пересекает Яузу, справа виден над рекой мост, опирающийся на множество высоких кирпичных арок. Издалека он кажется маленьким и очень лёгким. Но если подойти к нему близко, то чувствуется насколько он тяжёл, а высота пролётов с девятиэтажный дом.

Ростокинский акведук был воздвигнут во времена Екатерины II. В 1767 году Екатерина II созвала в Москве Комиссию для разработки нового законадательства страны. В наказе москвичей затрагивались проблема водоснабжения Москвы, так как эпидемия чумы в 1771 году особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода («водоведения»). 28 июля 1779 года Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауеру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В том же году военный инженер Ф. Б. Бауер провёл необходимые изыскания и представил проект Мытищинского самотечного водопровода. Строительство началось в 1780 году. При строительстве акведука архитекторами были Бауер и полковник И. Герард.

Сторительство водопровода несколько раз прерывалось и длилось около 25 лет. Достроен и пущен он был только в 1804 году. Это строительство обошлось в 1 миллион 648 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги): Ростокинский акведук получил в народе название «Миллионный мост»(и сейчас многие жители знают акведук под этим именем).

Мытищинский водопровод в те времена представлял собой грандиозное сооружение. В 1785 году Екатерина назвала самой лучшей постройкой в Москве, что «он свиду лёгок, как перо … и весьма прочен». Ростокинский акведук длиной 356 м с устоями высотой до 15 м был для своего времени самым большим в России каменным мостом.

Источником водопровода послужили подземные воды в верховьях реки Яузы около села Большие Мытищи. Вода подавалась в Москву самотёком, для чего был сооружён подземный кирпичный водовод длиной около 16 км. Через долину Яузы вода шла уже по Ростокинскому акведуку. Длина его составляла 356 м, при ширине водовода 90 см и высоте 1,2 м. Далее водопровод шёл к Самотёчной и Трубной площадям, где находился бассейн, а затем к Неглинной улице с двумя фонтанами для разбора воды.

Акведуки в Средней Азии

См. также

Примечания

  1. ↑ Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Римские акведуки

Оросительные каналы, акведуки, плотины, мосты — еще с древних времен человек создавал всевозможные строения — в воде, над водой, около воды и даже под водой. Особого внимания заслуживают акведуки. Это каналы, трубы и водоводы, необходимые для того, чтобы обеспечить город водой, даже если поселение находится выше, чем сам водоем.

Акведуки могли быть протянуты как под землей, так и на ее поверхности. В последнем случае акведуки перекрывались сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведуки проходили по ямам и оврагам, строились арочные пролеты — настоящие чудеса архитектуры. Эти арки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

Строить акведуки начали еще на Дальнем Востоке. Первые сведения, дошедшие до наших времен, — об акведуке, возведенном в 603 году до нашей эры. Сооружение снабжало водой столицу Ассирии Ниневию. В Древнем Египте и Армении тоже строили акведуки. Но самый длинный был сооружен в Древнем Иране, его протяженность более 315 километров.

Древнеримские акведуки, тем не менее, не идут ни в какое сравнение: они отличаются не только величием построения, но и масштабностью. Некоторые древние постройки сохранились и по сей день.

Необходимость в чистой питьевой воде заставила древних римлян строить акведуки еще в IV веке до нашей эры. Первый построенный акведук — Аквия Апия — достигал в длину 16 километров. В древние времена почти треть всей империи снабжалось чистой водой. Акведуки были протянуты почти по всей стране и завоеванным землям.

Римские акведуки

При правлении Августа в Римской империи уже насчитывалось около 16 акведуков, спускающих воду в города с высоких холмов. К началу ХХ века сохранилось 3 действующих (!) акведука — Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна.

Лучше других сохранился Гарский акведук, который находится во Франции близ города Нима. Его длина — 275 метра, высота — 48 метров (он выше знаменитого Колизея). Этот акведук был сооружен в 19 году до нашей эры, об этом свидетельствует надпись, оставленная на одной из стен сооружения. Для того времени постройка акведука была очень сложным проектом, но древние строители с успехом справились с этой задачей.

Римские акведуки

Строился акведук под руководством друга и зятя императора Августа. Он возведен из каменных блоков, некоторые из которых весят почти 6 тонн. Иногда камни выпирают поочередно — это сделано специально: выступами рабочие пользовались как лестницей. Само собой, всю строительную работу выполняли рабы. Предназначался акведук для того, чтобы доносить воду из источника Фонтан-дель-Юр, что невдалеке от города Юза. Почти 50-тикиломеровое сооружение протянуто по очень сложной местности (через высокие холмы и реки).

Акведук лишен каких-либо декоративных деталей, поскольку главная его задача — приносить пользу. Тем не менее, постройка достойна восхищения. Все сделано в строгом соответствии с расчетами. Детали акведука расположены по общим законам симметрии, без каких-либо отступлений. Арки хорошо выделяются на фоне неба, а сквозь проемы акведука видны продолжения реки Гардон.

Акведук состоит из 3 ярусов, расположенных друг над другом. Нижний ярус состоит из 6 арок, высота каждой — до 20 метров. На Среднем ярусе арок 11, а над ними построены еще 24. Края акведука сужаются В древние времена в Ними акведук впадал в водоисточник 6-метрового диаметра, от которого в 5 направлениях расходились трубы.

Древние жители, которые и не догадывались об истинном предназначении акведука, называли его дьявольским мостом: считалось, что всякий, кто пройдет по нему, отдает свою душу самому Сатане.

Неподалеку от Карфагена находятся руины большого акведука (Карфагенский акведук), подававшего воду в города с кряжа в горах Тунисского Атласа. Акведук имеет общую длину в 132 км. Вода подавалась самотеком, проходя несколько больших долин, где акведук имел высоту более 20 м. Он был заложен еще карфагенянами, перестроен в 136 г. н. э. римлянами (при императоре Адриане, 117 — 138 гг.). При императоре Септимии Севере (193 — 211 гг.) сооружение снова перестраивали. Акведук разрушали и снова восстанавливали варвары. Его руины до сих пор поражают своими грандиозными размерами. Это был самый длинный акведук в античные времена, второй по длине находится близ Рима.

Римские акведуки

Римляне считали постройку акведуков большим достижением в развитии. Действительно, эти постройки совершенны, иначе до нас не дошла бы ни одна. Просто чудо, что у современного человека есть возможность полюбоваться на творения древних и оценить уникальность каждого из них.

geographyofrussia.com

Интересное о мире

Римские Акведуки 12

Римские АкведукиНичто лучше не говорит о характере устройства древнеримских городов, как акведуки. «Акведуки — главное свидетельство величия Римской империи», — утверждал сенатор Юлий Фронтин, заведовавший в начале II в. водоснабжением Рима. Чистая вода из горного источника, как известно, во все времена считалась самой лучшей питьевой водой. Широкое распространение в римских городах бань — терм, общественных и частных, также требовало много воды.Необходимость снабжения огромного, с миллионным населением, Рима водой заставляла создавать каналы, шлюзы, резервуары для регулировки воды, длинные акведуки. Эта традиция вскоре распространилась по всей Римской империи. Везде, будь то в Галлии или во Фракии, римляне старались создать максимальные условия комфорта. Каждый римский город обязательно обеспечивался водой в нужном количестве не только для питья, но и для терм (бань), как общественных, так и частных. Вода бралась из колодцев, но большей частью доставлялась из горных источников водопроводами. Там, где на дороге встречались овраги, ущелья или склоны холмов, сооружались каменные арочные акведуки. Эти чисто утилитарные постройки римлян этого времени свидетельствуют о высоком уровне их мастерства и достижениях инженерной мысли.

Римские Акведуки 2

Первый акведук появился в Риме еще в IV в. до н.э., а к III в. н.э., когда население города превысило миллион человек, Рим снабжало водой уже 11 огромных акведуков. Юлий Фронтин гордо заявляет, что «нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или с самыми прославленными, но праздными сооружениями греков».В I в. нашей эры в Риме был воздвигнут грандиозный и прекрасный в своем величии акведук императора Клавдия. «Ничего более удивительного не было на всем земном шаре», — писал о нем видный римский ученый Плиний Старший. Старый акведук Марция, обходивший возвышенности и овраги, имел длину 90 км. Акведук Клавдия, достигавший высоты 27 м, благодаря многим мостам и тоннелям был короче на 30 км. Акведук пересекал сближающиеся около Рима и идущие у городской стены почти рядом Лабиканскую и Пренестинскую дороги. В этом месте под акведуком были сооружены огромные двухпролетные ворота, называемые Порта Маджоре. Сложенные из грубых блоков травертина, они производят впечатление особенной мощности.

Римские Акведуки 3

Замечательным инженерным и в то же время архитектурным памятником II в. н.э. является знаменитый акведук через реку Гард на юге Франции, носящий современное название Пон-дю-Гар — Гардский мост.Гардский акведук был построен для снабжения водой города Ним (Немаус) — одного из центров богатой и процветающей римской провинции Галлии. Это величественное и гармоничное сооружение является единственной сохранившейся частью протянувшегося на 50 км Нимского акведука. В Ним вода бежала с возвышенности по водопроводным трубам протяженностью до 30 км. Препятствием для прокладки труб водопровода явилась река Гард. Через нее, в 22 километрах от Нима, и был построен мост в виде трехъярусной аркады высотой 49 м.

Римские Акведуки 5

Это замечательное инженерное сооружение было создано в конце 1 в. до н.э. Замысел его строительства связывают с именем римского полководца Марка Агриппы — зятя и ближайшего помощника императора Октавиана Августа.Длина моста составляет 275 м. Он состоит из трех арочных ярусов. Первый ярус состоит из шести арок, пролеты которых имеют ширину от 16 до 24 м. Центральная арка, соединяющая берега реки, имеет пролет в 24,4 м. Над первым ярусом расположен второй, насчитывающий 11 арок такого же размера. Третий, верхний ярус, несущий водоводную трубу, состоит из 35 значительно меньших (4.6 м) арок.

Римские Акведуки 6

Гардский мост — идеальный образец кладки из тесаного камня. Особую сложность для строителей представляла кладка арок. Особенностью сооружения является то, что тщательно подогнанные каменные блоки, подобно многим лучшим римским постройкам, были уложены без известкового раствора. На 8-й арке второго яруса начертано имя «Вераний». Возможно, так звали архитектора, строителя моста.

Римские Акведуки 9

Выстроенный из золотистого камня мост Пон-дю-Гар — прекрасное создание человеческой мысли, объединившей инженерный расчет и требования эстетического вкуса. «Вид этого простого и благородного сооружения, — писал Жан-Жак Руссо,— поразил меня тем сильнее, что оно находится среди пустыни, где тишина и одиночество делают памятник еще более потрясающим, а восхищение им более сильным». До сих пор Гардский мост используется как переправа через реку. Красота, ритмичность его аркад, удачное размещение их по ярусам еще более подчеркиваются гармонией с окружающим пейзажем.

Римские Акведуки 11

В Испании, в городе Сеговия, сохранился акведук, достигающий высоты 30 м. Это одно из самых грандиозных сооружений римской эпохи. Сложенный из насухо уложенных блоков гранита, он производит неотразимое впечатление. Точная дата постройки акведука неизвестна, вероятнее всего, это конец I — первая половины II в. н.э., времена правления императоров Веспасиана и Траяна. По акведуку в Сеговию поступает вода из реки Риофрио, и его протяженность составляет 17 км. Огромный, 728-метровой длины пролет, опирающийся на 119 арок, переброшен над предместьями старого города. Другой пролет, 276-метровой длины и высотой 28,9 м, поддерживаемый двумя рядами аркад, пересекает городской центр. Первоначально вода из акведука поступала в большую цистерну, носившую название Касерон, а уже оттуда распределялась по системам городского водопровода.

Римские Акведуки 10

В XI столетии акведук был частично разрушен маврами, но в XV в. восстановлен. До сих пор это сооружение римской эпохи снабжает водой кварталы Сеговии.В Северной Африке акведук длиной в 23 км, ведущий в город Цезарею, имел в отдельных участках аркатурные мосты в три яруса. В нумидийский город Мактар вода бежала за 9 км, а в Карфаген — за 80 км. Обильное снабжение городов водой позволило строить обширные общественные термы с большими бассейнами не только для купания, но и для плавания, а на площадях устраивать великолепные фонтаны, украшенные статуями.

mirxenia.com

творчество древнеримских инженеров — Мировед

Французский департамент Гар (провинция Прованс, Франция) — одно из счастливейших мест, где сохранился акведук — древнеримский памятник. Называется он Гарский мост — Pont du Gard, который построен примерно в 19 столетии до н.э. Он изящно перекинулся через реку Гардон, прежде известную как Гар.

Древнеримские акведуки выполняли роль поставщиков воды для населения. Гидроэнергетические и системы орошения тоже получали подпитку от акведуков.

Их называют также водоводами. Каждый из них представляет собой мост, расположенный над рекой, дорой либо рвом. Достаточная ширина этих сооружений позволяла свободно проплывать под ними кораблям. Материалом для возведения античных строений служили камень, кирпич, железобетон, сталь. Архитекторы Древнего Рима в основании акведуков использовали столбы — каменные, чугунные или кирпичные и береговой устой, на котором размещаются трубы или кюветы. Чтобы сооружение было более устойчивым, опоры соединялись арками из камня.

Хотя древние римляне и гордились подобными инженерными устройствами, изобрели их первыми в Древнем Египте. Там акведуки возводились с применением известняка. Размеры их были поскромнее. И водовод, по которому шло снабжение водой города Ниневия, тогдашней столицы, составил в высоту — 10м, в длину — 300 м при общей протяженности акведука в 80 км.

Тем не менее уже в 7 в. до н.э. появились водоводы, выполненные в римском стиле. Через 11 из них длиной в общем около 350 км живительная влага текла в Рим. Самым протяженным считается акведук, расположенный в Карфагене, ныне современный Тунис, — его длина 141 км. Но основная их часть пролегала под землей. Примером может служить акведук Айфель (Германия). Это строение и сейчас можно увидеть возле Кельна, в который доставлялась вода по такому подземному водопроводу.

Акведуки Древнего Рима строились из современных по тому времени материалов, например водоустойчивого пуццоланового бетона. Но они были устроены слишком сложно, несмотря на точные параметры, заложенные в их конструкцию. К примеру, крен акведука Pont du Gard составляет лишь 34 см на 1 км, а его спуск — 17 м по откосной линии. И это при длине в 50 км. Такая конструкция позволяла оставаться акведукам современными и через 1 тыс. лет по прошествии, когда уже пала Римская империя.

А все потому, что вода доставлялась при помощи силы тяжести, что являлось чрезвычайно эффективным. И многое из опыта древнеримских строителей используется до сих пор. Хотя, к сожалению, подавляющая часть их практических знаний исчезла в далекие годы Темных войн. Лишь в 19 столетии сооружение акведуков возродилось.

По счастью, история сохранила потомкам следы творчества древнеримских инженеров. Путешественники и сегодня могут удивляться почти ювелирным очертаниям некоторых акведуков. Разбросанные по всему миру, они есть во многих нынешних странах. Парк акведуков в Италии и акведук Кейсарии — в Израиле, водоводы — Наска (Перу) и Хампи (Индия), а также акведук Les Ferreres в Испании. Вызывают восхищение подобные сооружения в Турции — Валента, в Испании — Сеговия.

Метки: акведук, Гар, история, путешествие

miroved.com

Акведуки Римской империи | Архитектура Древнего Рима

Глава «Акведуки» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)

После бурного периода гражданских войн новым императорским властям пришлось в первую очередь заняться реставрацией существовавших акведуков, а вскоре после этого и постройкой новых в связи с быстрым ростом города и его богатств. В 33 г. до н.э. Агриппа — доверенный сотрудник и личный друг Августа — восстанавливает Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Марциа. Почти полностью перестраивается Аква Тепула. Тогда же был построен и новый акведук — Аква Юлиа. Каналы двух последних акведуков были поставлены на арки старого акведука Марция. Однако уже в 19 г. до н.э. в связи со строительством бань Агриппы на Марсовом поле потребовалось сооружение еще одного водопровода — Аква Вирго.

С этими работами связано важное нововведение в строительстве акведуков — замена дорогого тесаного камня более дешевым бетоном. Это изменение сказалось не только на стоимости сооружения, но и значительно изменило методы постройки и внешний вид акведуков. Однако старая техника строительства не была полностью отброшена. Во времена Клавдия к ней вновь возвращаются, и тогда появляется такое своеобразное произведение, как акведук Клавдия, выполненный по-старому, подобно акведуку Марция из тесаного камня. Поверх канала акведука Клавдия вскоре был уложен канал Анио Новус, но целиком в бетонной технике, что испортило вид аркады акведука Клавдия.

Подобное решение до сих пор остается загадкой и может быть объяснено только сменой руководства постройкой и политическими событиями.

Постройка Аква Клавдиа и Анио Новус была начата еще Калигулой в 38 г. н.э., а закончена Клавдием в 52г.н.э. (рис. 155). Акведук Клавдия начинается на очень небольшом расстоянии от истоков Аква Марциа (около 150 м). Заметно, что Аква Марциа служил образцом при строительстве нового водопровода, но тем не менее можно отметить и значительные различия между ними. Во-первых, трасса Клавдиева акведука значительно короче. Она равна 69,75 км, что означает сокращение трассы примерно на 25% по сравнению с Аква Марциа. Над уровнем земли трасса поднята на расстоянии 17,42 км, из них на аркады приходится 15,05 км. Таким образом, можно отметить, что в этом акведуке продолжается линия, начатая еще в республиканскую эпоху, — все больше возрастает роль надземных частей водопровода. Подобное спрямление трассы, естественно, требовало повышения высоты субструкций, и аркады Клавдиева акведука местами достигают высоты 27 м.

Как и акведук Марция, Аква Клавдиа имеет аркады из тесаного камня и при первом взгляде довольно похож на него. Но при почти одинаковом расстоянии между столбами (5,5—5,6 м в акведуке Клавдия и 5,35 м в акведуке Марция) высота аркад Аква Клавдия значительно больше. Столбы его уширены, они увенчиваются импостами, состоящими из нависающего на 30—35 см ряда камней высотой 35—38 см, хотя и сильно разрушенных, но хранящих следы профилировки в форме трех следующих друг за другом обломов. Благодаря введению импоста контур арок значительно усложнен и перспектива аркады живописнее. Канал лежит непосредственно на теле арки без промежуточного ряда камней. Вследствие этого, несмотря на введение импостов, тектоническое членение аркады Аква Клавдиа не имеет той чистоты и ясности, которая была присуща акведуку Марция и выражалась в строгом выделении несущих и несомых частей. Несколько по-иному решены и проблемы пропорционирования.

В Аква Марциа органически сочетаются модульная система и «золотое сечение», в Аква Клавдиа сохраняется только модульная система, причем за исходную величину, как и в Аква Марциа, взята ширина канала.

По качеству работ акведук Клавдия также значительно ниже Аква Марциа. Огромная высота его столбов недостаточно компенсировалась укреплением части из них контрфорсами, недостатки были и в других местах. В результате уже через 30 лет потребовался первый ремонт, затем — второй. Во II в. н.э. часть пролетов была заложена, а затем значительные участки были усилены бетонными футлярами.

Архитектура Древнего Рима. Акведук Клавдия, середина I в. н.э. Общий вид

155. Акведук Клавдия, середина I в. н.э. Общий вид и фрагмент акведука

156. Рим. Порта Маджоре, середина I в. н.э.

Архитектура Древнего Рима. Акведук Клавдия, середина I в. н.э. Фрагмент акведука Архитектура Древнего Рима. Рим. Порта Маджоре, середина I в. н.э.

На окраине Рима высокая аркада Аква Клавдиа пересекает Лабиканскую и Пренестинскую дороги, которые здесь сливаются. Это пересечение оформлено в виде монументальных ворот, известных как Порта Маджоре (рис. 156) — одного из наиболее интересных сохранившихся сооружений древнего Рима.

Необходимость выделения такого важного места в городском пейзаже потребовала индивидуального решения, акцентирования этого участка в общей композиции аркады акведука. Решение не могло быть достигнуто за счет увеличения высоты сооружения, поэтому были использованы два других приема: изменение пропорций арок и усиление пластической разработки фасадных поверхностей.

Высота сооружения, как и всей аркады в этом месте, достигает 24 м, тогда как по длине фасада оно занимает 32 м. Для строительства употреблен прочный камень — травертин.

Пилоны в Порта Маджоре расширены до 6,35 м, приближаясь в плане к квадрату; арки увеличены в своем пролете также до 6,35 м, что дает отношение столба к просвету, равное 1:1. Высота арочных просветов уменьшена за счет снижения пят более чем на 3 м, что в результате повлекло полное изменение пропорций арочного просвета, получившего теперь отношение к пролету 2:1, а не 3:1, как в типовой арке акведука. Пилоны Порта Маджоре прорезаны тремя малыми арками, украшенными неглубокими портиками с треугольными фронтонами, что еще более изменило и усложнило общий рисунок. Границы между уровнями каналов выглядят как трехчастный аттик. Тем самым достигалась поставленная цель — Порта Маджоре резко отличались от соседних участков аркады. Отличие усиливалось еще и тем, что блоки и барабаны были оставлены без окончательной отески. Архитектурный образ Порта Маджоре приобрел черты своеобразной величественности и в то же время живописности, что лучше подходило для оформления входа в город.

После завершения строительства Аква Клавдиа в Риме строились только бетонно-кирпичные водопроводы. Самым интересным из них является акведук Нерона, ажурная и легкая аркада которого могла быть создана только с помощью этой техники. Очень важен для истории водоснабжения Рима период Траяна, когда широкая волна реформ коснулась и этой области. Весь опыт строительства и эксплуатации римских водопроводов был обобщен в труде Фронтина «Об акведуках». В это же время был создан и акведук Траяна, уже десятый по счету в Риме.

Последний период строительства акведуков в Риме связан с императорами династии Северов (Аква Александрина, рис. 157). В период империи акведуки широко строились в провинциях, особенно западных (Галлии, Северной Африке, Испании).

Архитектура Древнего Рима. Рим. Аква Александрина, 226 г. н.э. Архитектура Древнего Рима. Сеговия (Испания). Акведук, середина II в. н.э.
157. Рим. Аква Александрина, 226 г. н.э. 158. Сеговия (Испания). Акведук, середина II в. н.э.

Однако, если в Риме с середины I в. н.э. преобладала кирпично-бетонная техника, то в этих провинциях, в частности в инженерных сооружениях, квадровая техника продолжала сохранять свое значение.

Из испанских акведуков наиболее интересен акведук в Сеговии (середина II в.) — одно из самых замечательных произведений инженерного искусства, снабжающий до сего времени город водой (рис. 158). Одной из важнейших особенностей его является огромная по высоте двухъярусная аркада на отрезке трассы, проходящей через долину в центре города. В Северной Африке в правление Антонинов (II в.) был сооружен огромный акведук в Карфагене, крупнейший не только в Северной Африке, но и вообще во всем античном мире. Он брал воду на расстоянии, превышающем 130 км от города, и подходил к нему в виде двухъярусной аркады, доходившей по высоте до 40 м.

antique.totalarch.com

Древне Римские акведуки

Сайт строителя

Книга «Римский бетон». Глава Ⅲ Польза, прочность и красота.

Водоснабжение в Древнем Риме.

Акведуки — главное свидетельство величия Римской Империи.

Фронтин

Эти слова принадлежат Сексту Юлию Фронтину (кон. I — нач. II в. н. э.), крупному государственному деятелю Древнего Рима, который был дважды консулом, удачно воевал в Британии и на старости лет получил титул «водного смотрителя». Заняв такой высокий пост, Фронтин, досконально изучивший все технико-экономические вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водопроводов, написал книгу «Водопроводы города Рима»! которая имела большое значение не только в эпоху Римской империи, но и в последующие века. Многие строительные элементы в римских водопроводах были выполнены из бетона.

Вода у греков и римлян, как и у многих более древних народов. Считалась чем-то божественным, одним из основных элементов мироздания. Вероятно, это поверие пришло с Ближнего Востока, где пресная вода всегда была большой ценностью. Там же на Ближнем Востоке задолго до возникновения древнеримского государства для сбора воды строились дамбы, плотины и каменные водоводы. В VII в. до н. э. близ древней Ниневии был выстроен большой водовод длиной 40 км. Для переброски его через долину реки ассирийцы построили каменный мост (акведук) с пятью сводчатыми арками, каждая пролетом 2,74 м. На протяжении 900 м он представлял собой открытый канал, проложенный в искусственном каменном ложе, шириной около 2,3 м. Возможно, это был один из первых акведуков, построенных людьми.

В Древнем Риме водопроводы начали строить в конце VI в. до н. э. Первый большой водопровод в Риме соорудил Аппий Клавдий, известный строитель Аппиевой дороги. Это событие произошло в 312 г. до н. э., в один и тот же год с открытием первой стратегической дороги. Относительно небольшой по протяженности водопровод длиной 16,5 км большей частью проходил под землей, начинаясь за городом от родника в каменоломнях и заканчивался у Тибра, по соседству с гаванью, куда бойкие подрядчики привозили из Египта мраморные и гранитные блоки. Его так и называли — Аппиевым.

Большинство водопроводов, как, впрочем, и храмов, театров, дорог и других ответственных и уникальных сооружений, получили свое название по имени своих строителей, точнее людей, которые финансировали строительство и отвечали за него. Ими обычно являлись высокопоставленные государственные цензоры, преторы, эдилы, а нередко консулы и сами императоры.

В 272 г. до н. э. был заложен второй водопровод в Риме, который был закончен через два года. Он снабжал столицу водой из речки Анио, расположенной в 70 км от города.

Водоснабжение Рима затруднялось из-за сильно пересеченной местности, так как город расположен на семи холмах, окруженных плоской территорией Кампании. Водоснабжение осуществлялось с помощью водоводов, которые в пределах города располагались на акведуках — специальных сооружениях в виде мостов (рис. 24). Водовод проходил поверху акведука и представлял собой канал в виде желоба, выполненный из камня, кирпича или бетона. При подходе водопровода к городу устраивались водонапорные башни, которые по принципу действия напоминали современные водонапорные сооружения, хотя и отличались от них распределительными системами для воды.

Третий водопровод в Риме — аква Марция — построен в 44 г. до н. э. Это уникальное для того времени гидротехническое сооружение послужило эталоном для более позднего римского строительства. В книгах древнеримских авторов водопровод Марция упоминается как значительная веха великих дней Республики. Особенно на трассе водопровода выделялся грандиозный акведук, поднявшийся почти на 60 м над уровнем Тибра. Общая протяженность водопровода достигала 91,3 км, из которой надземная часть составляла 11,82 км, а суточный дебит подаваемой воды равнялся 200 тыс. м3. Построен он был из красивого природного камня руками рабов — пленных греков и карфагенян.

Римский акведукРис. 24. Акведуки близ Рима, пересекающие Виа Латина, реконструкции

Его водопропускное русло имело ширину 1,37—1,68 м, а высоту 2,44—2,75 м. К сожалению, этот водопровод с его замечательной аркадой акведука дошел до нас в жалких развалинах, тем более, что сам акведук несколько раз перестраивался. Так через 17 лет после окончания строительства по нему был проложен акведук Тэпула, а еще через 100 лет — акведук Джулия, где в качестве строительного материала уже были использованы кирпич и бетон.

Во времена императора Августа, когда в стране развернулись большие строительные работы, во главе их становится друг и зять императора — полководец Марк Випсаний Агриппа. Ему приписывается строительство многих сооружений, включая храмы, термы и водопроводы.

Источник книга «Римский бетон». Автор В.А.Кочетов

stroyremkom.ru


Смотрите также