Презентация к уроку в 5 классе Древний Китай Повторительно-обобщающий урок. Занятие в древнем китае
Конспект занятия на тему «Китай»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы, тема: «Китай»
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.
Цели:
Познакомить детей с характерными особенностями истории, культуры Китая.
Совершенствовать навыки аппликации, рисования, ручного труда.
Развивать любознательность, память, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Глобус с наклейкой (легко снимающейся) на Китае.
Карта.
Картинки: флаг Китая, национальная одежда, панда, рисовые и чайные плантации, книга с иероглифами, китайский дракон, великая китайская стена.
Палочки, пиалы, чайник, бамбуковые салфетки, разные виды чая, одинаковые коробочки, печенье в блюдце.
В блюдцах: рис, гречка, пшено, горох.
Лупы. Рулетка. Щипцы, чаши, орехи.
Парные картинки с изображением иероглифов. Листы с нарисованными иероглифами «человек» и «небо», тонкие кисти, краска, неразливайки. Альбомные листы, простые карандаши.
Строительный материал.
Соломинки для коктейля, пластилин, наклейки, ножницы, круги-заготовки для зонтика.
Раскраски «Дракон». Цветные карандаши.
Ход занятия:
Крутите глобус! Найдите наклейку, которая укажет нам место путешествия. Снимаем наклейку, что же там за страна? Китай. Отправляемся в путешествие — в Китай! Вас ждет много интересного!
Давайте научимся здороваться по-китайски: слегка склоните голову и плечи, скажите «нИхАо».
Вот так выглядит китайский флаг и национальный костюм. (Показ).
Китай — огромная страна. И жителей в этой стране очень много.
В Китайских семьях не разрешается иметь больше одного ребенка. Так что у большинства китайских детей нет братьев и сестер.
Китайская кухня
Китайская кухня известна на весь мир. Пища китайцев очень разнообразна, в кафе можно заказать на обед живую змею, которую повар приготовит у вас прямо на глазах.
В конце обеда китайцы едят не десерт, а суп.
Сами китайцы едят не вилкой, а специальными палочками. Давайте попробуем кушать такими палочками.
Упражнение «Учимся пользоваться палочками»
Детям предлагается взять с помощью палочек мелкое печенье.
Но больше всего китайцы любят рыбу и рис.
Рыбу некоторые рыбаки ловят с помощью птиц. Например, бакланов. Их специально учат захватывать клювом под водой рыбу и приносить ее хозяину.
Рис выращивают на огромных плантациях, стоя босиком по колено в грязной воде. Хороший урожай риса можно вырастить только на поле, залитом водой.
Игра «Определи рис на ощупь»
Детям предлагается рассмотреть и потрогать различную крупу (рис, гречка, пшено, горох). Затем с закрытыми глазами на ощупь найти рис.
Из напитков больше всего китайцы любят чай. Они пьют его из маленьких чашечек без ручек, не добавляют в него ни сахар, ни молоко.
В глубокой древности пастухи заметили одну странную особенность в поведении овец и коз своего стада после того, когда они поедят листья какого-то вечнозеленого деревца, — животные становились резвыми, бойкими и легко взбирались на гору. Пастухи, удивленные подобным явлением, решили попробовать действие этих листьев на себе. Они собрали и приготовили их так, как обычно поступали с лекарственными травами — высушили и заварили в кипятке. Получился на редкость ароматный, вкусный и бодрящий настой. Так, гласит легенда, была открыта «божественная трава», названная впоследствии чаем.
Листья с чайных кустов и деревьев срывают в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Затем чайные листья высушивали. Чай бывает крупнолистовой, среднелистовой и мелколистовой. Как вы думаете, где какой чай?
(Рассматривание листьев чая, в том числе и через лупу).
Игра «Узнай по звуку»
В две одинаковые коробочки насыпается немного чая (крупно- и мелколистового). Детям предлагается определить по звуку, где какой чай.
Китайцы пьют чай сидя на коленях возле низкого столика, из пиал — чашек без ручек, чашки ставят на бамбуковые салфетки. Свежезаваренный чай подобен бальзаму, а чай, оставленный на ночь, подобен змее. А разливает чай самая старшая женщина в семье.
Чаепитие
Когда чаепитие закончено. Детям предлагается сказать по-китайски «спасибо» - «се-се».
Подвижная игра «Состязание с чашами»
Команды играют друг против друга. У каждого игрока деревянные щипцы или зажим, чаша или кубок. Эти чаши ставят на стулья друг подле друга на расстоянии 3 м. В другом углу площадки ставят большую чашу или блюдо, в которую кладут столько шариков, чтобы на каждого игрока было не менее четырех-пяти. Иногда берут орехи и ими заменяют шарики.
По сигналу игрок идет к большой чаше и пытается щипцами поднять шарик. Затем несет его к своей чаше и кладет туда.
Кто первым отнесет все четыре или пять шариков в свою чашу, тот выиграл.
Правила:
Игрок может нести лишь по одному шарику.
Дотрагиваться до шариков рукой нельзя.
Если игрок уронит шарик, он должен снова щипцами поднять его, отнести в общую чашу, а оттуда снова поднять и отнести к себе.
Иероглифы
Мы с вами пишем слова, состоящие из букв. Вот так выглядит книга, написанная на китайском языке. У китайцев не слова из букв, а иероглифы — знаки, обозначающие слова.
Рисование «Иероглифы»
Обведите кисточкой с краской иероглифы «человек» и «небо».
Игра «Найди пару»
Найдите пару своему иероглифу.
Панды
По бамбуковой опушке
Ходят панды — три подружки.
Чтобы листиков собрать
Стали панды приседать.
Сели, вправо посмотрели -
Там побеги не созрели.
Встали, влево посмотрели -
Там бамбук уже объели.
Нужно прыгнуть высоко,
Ветку подхватить легко.
Молодых листочков съесть
И на травку дружно сесть.
Панда
Китай — родина панд.
Кто живет в горах Китая,
Там где лес произрастает?
Это Панда, дорогой,
Посмотри сюда со мной!
Он отличный верхолаз,
Расскажу тебе сейчас:
Любит кушать он бамбук,
Напугали, влез на сук,
Лишь опасность миновала,
Страха как и не бывало!
Панда быстро огляделся,
Сел удобно… и наелся!
Черно-белый котоног,
Назовём его, дружок:
Белый с пятнами окрас
Очень радует нам глаз.
Как у кошки панды лапы,
Только чуть великоваты.
Излюбленная пища панд — бамбук — растет так быстро, что за день может вырасти вот такого размера (показ рулеткой 90 см). Панды поедают огромное количество бамбука.
Густая шерсть панд защищает их от холода и сырости. Долгое время люди охотились на панд ради их меха. Поэтому в наши дни панды — редкие животные. Их осталось очень мало и, если их не оберегать, могут совсем исчезнуть.
Новорожденный детеныш панды беззащитный и крохотный ( по размеру не больше шоколадной плитки). Но зато малыши очень быстро растут.
Почти все время панды проводят на земле, но в случае опасности взбираются на дерево и прячутся в листве.
(Проводится рисование или ручной труд «Панда»).
Изобретения
Древние китайцы изобрели много полезных вещей.
Благодаря китайцам мы можем спрятаться под зонтиком. Давным-давно придумали они делать зонтики из листьев или перьев птиц, затем — из промасленной бумаги, не пропускающей воду. А из чего делают зонты сейчас? Из ткани, не пропускающей воду.
Ручной труд «Зонтик»
Разрежьте круг до центра, склейте, украсьте наклейками. Ручку для зонтика сделайте их коктейльной соломинки, загнув ее и прикрепив к самому зонту при помощи пластилина.
Китайцы изобрели часовой механизм и компас.
Китаец по имени Цай Лунь приготовил смесь из древесных волокон, раскатал ее, высушил и — получилась бумага!
Китайцы придумали порох, чтобы использовать его в сражениях: порох поджигали и он взрывался. А еще из пороха делали фейерверки.
Китайская медицина
Китайцы применяют очень необычные методы лечения. В тело больного втыкают специальные иголки. Многие болезни пытаются лечить змеиным ядом.
Китайцы знают точки на теле человека, при нажатии на которые можно вылечится, или вообще не заболеть.
Точечный массаж
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два.
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.
Китайские драконы
Китайцы верят, что драконы приносят удачу. Поэтому изображения драконов можно увидеть повсюду: на одежде, на веерах, на картинах, на стенах.
Подвижная игра «Поймай за хвост дракона!»
Дети строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, — голова дракона, последний — его хвост.
Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за головой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают голове ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший в шеренге предпоследним.
Раскрашивание картинки «Дракон»
Дети раскрашивают картинку цветными карандашами.
Интересные факты про Китай
В древности в Китае важной особенностью женской красоты считались маленькие ножки. Чтобы ножки оставались маленькими, маленьким девочкам очень туго перевязывали стопу. Так туго, что ходить было больно. Может быть. Поэтому они ходили такой странной походкой.
Упражнение «Семенящая походка»
Детям предлагается пройтись семенящей походкой.
Великая китайская стена
Великая китайская стена — гордость Китая, это самая длинная стена в мире.
Китайцы надеялись, что стена защитит их от вражеских набегов.
По этой стене может свободно проехать автобус.
Легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих по границе Китая, указывая, где нужно строить стену.
Камни великой китайской стены скреплялись между собой липкой рисовой кашей.
Коллективная постройка «Стена»
Из строительного материала дети строят общую стену.
Скачать конспект НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы, тема: «Китай»
vospitatel.com.ua
Презентация к уроку в 5 классе Древний Китай Повторительно-обобщающий урок
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Тема : Древний Китай
Повторительно-обобщающий урок
Автор разработки урока:
Сташ Рузана Казбековна
План урока
1. Географическое положение, природные условия
и занятия жителей Древнего Китая.
2. Конфуций и его учение.
3. Объединение Древнего Китая.
4. Достижения и изобретения китайцев.
I. Географические и природные условия Древнего Китая
Используя карту, укажите
географическое положение
Китая.
Как вы думаете - какие
занятия были распространены
в Древнем Китае ?
Основные занятия мужского населения Древнего Китая
Мужчины обрабатывали поля,
собирали урожай, занимались
охотой и рыбной ловлей
Основные занятия женского населения Древнего Китая
Женщины разводили
шелковичного червя,
ткали, гнали спирт из
зерна.
II. КИТАЙСКИЙ МУДРЕЦ КОНФУЦИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ
Конфуций (Кун Цю)
551-479 гг. до н.э.
. Древнекитайский проповедник,
писатель, философ.
В историю мировой культуры
Конфуций вошел как
основоположник особой религии -
конфуцианство.
Конфуций в переводе с китайского означает «учитель», Кун.
Основные положения учения Конфуция
А. Уважение к старшим
Почтение к родителям и
учителям вашим.
Учитесь! Когда человек
перестает учиться,
он может потерять и то,
чему учился раньше.
Будьте строги к себе
и мягки к другим.
Не завидуйте никому и
никого не презирайте.
Творите добро.
Зло сотворится само.
Дурные поступки люди
делают от лени.
Б. Изучение старинных книг
Конфуций говорил,
что мудрость заключается
в знании древних книг
Книги писались на узких
бамбуковых палочках
Их содержание ученики
заучивали наизусть
В. Основы поведения
Манеры воспитанного человека:
- сидеть только поджав ноги
- хождение по циновкам только босиком
- прием пищи с помощью 2-х палочек
- волосы собраны в пучок, а не распущены
- всегда опрятная одежда
- отказ от бранных слов и др.
III. СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО КИТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
1. ОБЪЕДИНЕНИЕ КИТАЯ
В I тысячелетии до н.э.
в Китае существовало несколько царств.
В 221 году до н.э. после 200 лет войн Китай был объединен Цинь Шихуаном.
После окончания внутренних войн, он начал завоевательные походы против северных соседей.
Цинь Шихуань
Древнекитайский рисунок по шелку
В I тысячелетии
до н.э. в Китае
было несколько
самостоятельных
государств
Наиболее
сильное –Цинь
Войны
Хорошее войско
221 год до н.э.
первый
император
циньской
династии –
Цинь Шихуан
Император ввел
единые законы
и общую монету
Как вы думаете, какие при
этом были преимущества
Упорядочил меры веса,
длины, объёма и площади
Ввел единые
письменные знаки
Изменил письменность –
стали пользоваться жители
всего государства
2. Набеги гуннов
Чем больше земель
присоединяло к своей
территории государство
Цинь, тем сложнее было
держать их в подчинении
ПОДУМАЙТЕ – ПОЧЕМУ
Вскоре с севера на Китай
стали совершать набеги
кочевые племена
гуннов.
3. Великая китайская стена
Для защиты от гуннов император приказал построить ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ
Это единственный памятник на Земле, который видно с ЛУНЫ ! !!
Протяженность стены 6500км .
4. Внутренний порядок в Древнем Китае
Содержание армии требовало
больших средств.
Налоги на жителей постоянно
росли.
За проявление недовольства
жестоко наказывали.
После смерти император был
похоронен в грандиозной
гробнице.
Терракотовые воины в
гробнице императора
IV. Достижения и открытия китайцев
Древние китайцы были очень талантливы Целый ряд изобретений и открытий они сделали на 1000 лет раньше, чем в Европе.
Достижения
Изобретения
Шелк
Бумага
Книгопечатание
Фарфор
Компас
Порох
Огнестрельное оружие
Монеты
Чай
Глобус небесных светил и звезд
Прибор, измеряющий колебания
земли и предсказывающий
землетрясения
В медицине (лекарства)
В архитектуре (Великая
Китайская стена)
В боевых искусствах
Проверь себя
Азии
Китай расположен на востоке материка _______ .
Хуанхэ и Янцзы
В Китае две главные реки - ___________________ .
221 г .
Китай стал единым государством в ________ до н.э.,
Цинь Шихуан
Его первым властителем был _______________ .
Конфуций
Знаменитым китайским мудрецом был ___________
Самое знаменитое сооружение Древнего Китая
_________________________________
Великая Китайская стена
kopilkaurokov.ru
Тема урока: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»
Разуваева Ирина Игоревна.
Тема урока: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»
Тип урока: Урок - воображаемая экскурсия. Комбинированный урок с элементами игрового занятия (театрализованного представления).
План урока:
Географическое положение и природные условия Древнего Китая (повторение)
Повседневная жизнь и быт древних китайцев
Китайский мудрец Конфуций
Повседневная жизнь и быт древних китайцев (продолжение)
Учебное оборудование:мультимедийные учебные программы - «Атлас древнего мира» (издательство «Новый диск») и «История древнего мира. Загадки сфинкса» (издательство Медиахауз), мультимедийный проектор, компьютер, атрибуты повседневной жизни китайцев.
1.Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. С помощью машины времени мы перенесемся в далекую и загадочную страну. В конце урока вы научитесь говорить на языке этой страны, познакомитесь с традициями и культурой древнего народа. Все впечатления мы с вами будем заносить на «карту путешествия», которая лежит у вас на столе (раздаточный материал).
Итак, ребята, садитесь поудобнее, пристегните ремни,мы отправляемся в путь.
В классе выключается свет. включается мультимедийный проектор, появляется слайд - «Терракотовые воины». Звучит музыка – «китайская губная гармошка».
Вводное слово учителя: В 1974 году крестьянин бурил скважину для воды и открыл деревянные балки, перекрывавшие неизвестныеподземные камеры. Последовавшие за этим исследования позволили открыть 3 огромные ямы, содержавшие около 7000 выполненных в натуральную величину фигур пехотинцев, командиров и лошадей, впряженных в настоящие колесницы и тысячи образцов вооружения.
В какой стране происходили эти загадочные события, и в которой оказались мы сегодня? (Китай)
Кто нам поможет определить географические и временные координаты? На каком материке мы оказались?
Какие важные географические объекты помогают нам определить это государство? (реки - Хуанхэ (желтая река) и Янцзы).
Долгое время о китайском народе ничего не знали. Как вы думаете, почему китайцев описывали как людей с голубыми глазами, красными волосами и грубым голосом? Если у детей возникают затруднения - вопрос задается по-другому. Какие особенности географического положения обусловили представления китайцев о своем особом положении во вселенной?
Примерный ответ ученика: Непроходимыми горными пустынями первые китайские государства были отделены от высокоразвитых цивилизаций Средиземноморья и Передней Азии. Полудикие народы, окружали эти государства с севера, юга, запада и востока. В результате у китайцев сформировалось представление о своем особом месте во вселенной.
Посмотрите на «карту путешествий» древние китайцы зашифровали здесь ключевые слова, которые помогут вам вернуться в современность. Тот, кто полностью расшифрует ключевые слова, может считать испытания пройденным.
Учитель: Как вы поняли, мы с вами оказались в древнем Китае. Но, выйти из лабиринтов времени не так и просто. Чтобы нам вернуться в XXI век, мы должны пройти все испытания и ответить на все вопросы и задания, которые придумали для нас хитрые китайцы.
Переход к слайду «Собирание китайскими женщинами куколок тутового шелкопряда». Раздел: виртуальные картинки.
Комментарии учителя:
Что еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготовляют из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов. Дыма, червям вредны даже шум и смена температуры.
При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы. Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы. Он свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров.
Чтобы получить из коконов шелк, их нужно поместить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на Запад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.
Великий шелковый путь учащиеся находят на карте: это была не одна дорога. А множество путей, дорог и троп, по которым из Китая на Запад везли различные товары, и прежде всего высоко ценившийся шелк.
Задания и вопросы к учащимся:
Как вы думаете, почему этой работой занимались женщины?
Почему шелковые ткани очень ценились и ценятся сейчас не только в Китае, но и далеко за ее пределами?
Подскажет нам ответ на 3-ю загадку хитроумных китайцев сценка, подсмотренная нами.
Учитель выбирает троих учеников, которые разыгрывают сценку.Реальность событий обеспечивают 2 головных убора китайских крестьян, которые учитель одевает детям.
1 ученик. Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.
2 ученик - Фу, какая гадость! Оно горчит. Вяжет, да и запах имеет странный …
3 ученик - Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велеки: попомни мои слова, за этим питьем большое будущее!
Древний китайский врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.
Пробовали ли вы этот настой? Как он называется?
Учащиеся способны догадаться, что речь идет о чае.
Дополнительный вопрос: Почему и в наши дни врачи часто рекомендуют больным пить чай?
Комментарии учителя: Учитель может рассказать, что в Китае чай был известен с очень давних времен. В старинных книгах, написанных, как говорят, за несколько веков до нашей эры, есть уже сведения о том, что листья чайного куста обваривали. Приготовляя из них настой, и пили его в лечебных целях. Общеупотребительным напитком чай стал в Китае приблизительно с 6 в.н.э.
Кто из вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтоб соблюсти правила китайской церемонии.
Об этом материале даже сложены стихи:
Белизной он подобен нефриту,
Тонкостью - бумаге,
Блеском подобен зеркалу,
Звонкостью - цимбалам?
Чтоб не выпускать нас из своего времени китайцы придумали загадки на которые вы должны ответить (учитель показывает свиток с заданиями. Ученики получают раздаточный материал.
В 1110 году до н.э. послы вьетнамского правителя, посетив китайского императора, заблудились по дороге домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась деревянная фигурка с вытянутой вперед рукой. На этих колесницах послы благополучно прибыли во Вьетнам. куда указывала фигурка?
( внутри фигурки, находился кусок магнитной железной руды – прообраз современного компаса, поэтому фигурка всегда указывала на юг).
Что это за чудесный предмет, который тоже был придуман в Китае. Если возникают трудности с ответом ,вопрос может быть переформулирован. Поделитесь со мной опытом, если вы заблудились в лесу, какой предмет поможет вам сориентироваться в лесу. Если мы сможем ответить на 4 загадку, то скоро окажемся дома.
Одним из замечательных изобретений, сделанных в Китае, был компас. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.
(учитель показывает свиток с заданиями. Ученикам же роздан материал на парту).
В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали.
А для чего его использовали?
В чем состояло значение изобретения бумаги?
А на чем писали китайцы до изобретения бумаги?
Подобно жителям Южного Двуречья и Египта, китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад (можно отметить, что китайское письмо – одно из древнейших в мире, хотя оно «моложе», чем египетские иероглифы и клинопись). Китайское письмо также возникло из рисунков. Иллюстрируя последнюю мысль, учитель рисует на доске иероглифы: «дерево», «лес». «чаща»;затем, используя рисунок «Китайские иероглифы», он пишет иероглифы: «человек», «ограда», «пленник». Учащиеся способны самостоятельно объяснить. Почему иероглиф, «пленник (раб)» обозначался именно таким рисунком.
Постепенно начертание большинства иероглифов изменилось, и они перестали походить на изображаемый предмет. Важно подчеркнуть. Что каждый китайский иероглиф обозначал целое слово. Количество иероглифов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличивалось.
Самые древние надписи, найденные при раскопках, сохранились на костях животных. На лопатках быков и баранов, на черепашьих панцирях китайцы процарапывали вопросы духам, например, спрашивали: «Ставить ли западни для оленей?» , «Создавать ли охотников преследовать лосей?», «Охотиться ли нам с собаками?». Древние земледельцы беспокоились, не погибнет ли их урожай от засухи. Поэтому они постоянно спрашивали духов: «Сегодня мы принесли жертву, – будет ли дождь?» Затем к кости с надписью прикасались куском раскаленной бронзы: кость трескалась. По узору трещин пытались узнать, что ответили духи - «да» или «нет».
Писать на костях неудобно - китайцы стали использовать для письма бамбук. Его раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую приготовляли из угля и сажи. Для подчистки ошибок в написанном употребляли нож. Поэтому образованные люди просили положить им в гроб нож и кисть. На узких и длинных табличках можно писать только столбиком. На одной дощечке бамбука не уместится научное сочинение, поэма или описание военного похода. Их записывали на нескольких дощечках. В верхней части бамбуковых планок просверливали отверстия, проделывали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древней китайской книгой.
А вот, одна из китайских книг. О ком же она рассказывает?
Ответ: Конфуций ( можно волшебную китайскую шапочку одеть на одного из детей, который и прочтет рассказ о Конфуции).
Комментарии учителя: Конфуций (ок. 551-479 гг. до н.э.) – основатель конфуцианства, которое со II в. до н.э. и до 1913 г. являлось официальной идеологией Китая.
Конфуцианство восприняло традиционные древние верования в сверхъестественную силу Неба как верховного божества, развило учение о священном характере власти земного правителя Сына Неба. Каждый в мире по воле Неба занимает строго определенное место: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец - отцом, сын – сыном.
До нас не дошли труды самого Конфуция. Сохранились лишь краткие записи его бесед с учениками (по преданию, их было около трех тысяч), правителями и чиновниками княжеств Древнего Китая. Основа учения Конфуция изложена в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Книга составлена учениками и последователями Конфуция после его смерти. На протяжении многих веков этот трактат составлял основу начального обучения в китайских школах. Где от учащихся требовали зазубривать его наизусть.
Сыма Цянь. Исторические записки (Рубеж II-I в. до н.э.). Жизнеописание Кун-цзы. Когда на свет появился Кун-цзы (Конфуций), у новорожденного на макушке обнаружили выпуклость – потому и назвали его Цю, что значит «холм», Кун же его фамилия.
Конфуций в юности был беден и занимал низкое положение. Когда он повзрослел, то стал летописцем в клане Цзи. Он следил за исполнением чиновниками своих обязанностей, подсчитывал количество зерна и денег, чтобы в поступлениях все сходилось и умножались стада.
Конфуций встречался с Лао-Цзы, который сказал ему следующее:
Кто имеет ямный ум и глубоко проникает в суть вещей, тот любит общаться с людьми.
Кто много знает и красноречив, тот навлекает на себя людскую зависть.
Кто сын своих родителей, тот не может думать только о себе.
Кто подданный правителя, тот не принадлежит только себе.
В соответствии с этими правилами и прожил жизнь Конфуций. Он служил при многих дворах китайских князей и везде старался делать управление мудрым.
Мы с вами долго путешествовали, разгадывали загадки, философствовали, посмотрели на жизнь простых китайцев, узнали об их быте. Пора возвращаться домой, но, как вы помните, вернемся мы только после того, как пройдем все испытания.
Итоговое испытание (рефексия).
На этапе закрепления и обобщения, полученных на уроке знаний учитель предлагает небольшое игровое задание.
Игра-соревнование. При проведении игры учитель опирается на предварительные знания учеников о Китае, полученные из различных внеучебных источников информации. На последнюю парту каждого ряда в классе дается лист бумаги. Ученики каждой парты должны написать на нем слова или выражения, названия предметов, которые ассоциируются у них со словом «Китай».
Написав, учащиеся закрывают надпись (заворачивают лист) и передают на парту вперед. Выигрывает тот ряд, который первым закончил выполнение задания и написал больше разнообразных слов и выражений. Это выясняется в процессе обсуждения.
Обсуждение результатов игры позволит учителю сформулировать мысль о том, что Китай-это своеобразная страна с особой культурой, страна, в которой были сделаны многие открытия и изобретения, использующиеся до сих пор во всем мире: бумага, лошадиная упряжь, шелк, китайская медицина, осевой руль, фарфор, компас, порох и многое другое.
На основе дополнительной литературы подготовьте рассказ об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, фэн-шуй, китайские собаки, китайский календарь, китайская медицина).
заполнить раздаточный лист (задание по желанию).
Нарисовать рисунок по теме: «Древний Китай» (задание по желанию)
Использованная литература
Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение 2003г.
Няньковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Академия Развития. 1997г.
Г.А. Цветкова Дидактические материалы по истории древнего мира. Владос 2003г.
Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.
Крюков М.В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М. 1993.
Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь – справочник. М. 1999.
Ресурсы интернета
Раздаточный материал к уроку:
"Виртуальное путешествие в историю древнего Китая".
На основе дополнительной литературы подготовьте рассказ об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, фэн-шуй, китайские собаки, китайский календарь, китайская медицина).
заполнить раздаточный лист (задание по желанию).
Нарисовать рисунок по теме: «Древний Китай» (задание по желанию)