Открытый урок на тему: «Путешествие в Древний Египет». Древний египет открытый урок
Открытый урок: Древний Египет
Методическая разработка урока истории в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС).
Учитель истории: Джиоева К. А.
Цели урока по линиям развития личности: закрепить, обобщить и систематизировать знания о древней египетской цивилизации.
1. Картина мира в фактах и понятиях.
Анализируя религиозные представления египтян о загробном мире, научить выделять особенности древней религии Египта и делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних греков.
Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм.
2. Выявлять причинно-следственные связи.
Выявляя причинно-следственные связи обожествления древними египтянами сил природы и поклонения различным богам, научить объяснять, каких богов и почему они почитали больше всего, а также всего, а также выяснить, зачем египтяне-язычники строили храмы.
Умение объяснять, почему египтяне почитали именно этих богов, и объяснять, какое значение религия играла в жизни древних египтян.
3. Культурно-нравственное самоопределение.
Научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о добре и зле древних египтян и делать выводы о том, насколько совпадают представления о нравственности и гуманистических ценностях человека XXI века и представителей древнеегипетской цивилизации.
Умение самостоятельно давать и объяснять оценку пониманию добра и зла древних египтян с позиции человека XXI века.
Обязательный минимум содержания урока: особенности древней религии Египта (роль жрецов, представления о загробном мире, пирамиды Хеопса).
План урока:
1. Учебная проблема урока: почему египтяне боялись погребения на чужбине?
2. Поиск решения проблемы.
3. Боги древних египтян.
4. Храмы древних египтян.
5. Религиозное мировоззрение древних египтян.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметныеразвитие умений работать с учебником, овладение всеми изученными понятиями на прошлых уроках.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, группах, кроссворд, ориентация понятий, загадки.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.
№
п/п
Цель этапа
УУД
Деятельность
ЭОР
Время
(в минутах)
Учителя
учащиеся
1Орг.момент
Мотивация учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Я пришел на урок, чтобы…
Развитие мотивов учебной деятельности. Уметь организовываться к работе
Здравствуйте ребята!
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего Египта и благодаря этому вы узнали много нового и интересного. А сегодня перед нами стоит задача повторить, обобщить, закрепить и углубить ваши знания о Древнем Египте.Делать это мы с вами будем с помощью игры – путешествия по реке Нил.
Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку.
1
2 Актуализация знаний.
Организация подготовки и мотивации работы на уроке.
Каждый ряд – это один корабль. И так, у нас получилось три корабля. Названия: МЕМФИС, ФИВЫ и АХЕТАТОН. Корабли могут тронуться в путь только если вы выполните первое задание.(На доске будет показывать путь 3 кораблей, в зависимости от успеха выполнения заданий)
1.Задание «Мозговой штурм»:
Каждая пара предъявляет свой вопрос по прошедшей главе «Древний Египет». Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей. Передают на листочке
Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам.
5
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке.
Амон – Ра – бог солнца богославляет нас на добрый путь. И ваши корабли начинают свое путешествие. Но вот опять преграда. Ребята, давайте скорее справимся с этими трудностями и продолжим наш путь. На экране записаны задания:.
- 2 задание. Самостоятельно решите кроссворд. Учитель предлагает решать кроссворды. Первая группа решившая кроссворд поднимает руку и идет к доске записывать правильные ответы.
Делятся на три группы, выбирают своего капитана. Решают кроссворд
Презентация
Слайд 2
10
4Применение знаний и умений в новой ситуации.
Умение строить поиск решения, анализировать результаты, работа в группах
Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке.
3 задание.Ребята, вы большие молодцы.
Теперь ваши корабли смело могут продолжить увлекательное путешествие. Но вот очередные трудности. Вы – храбрые египтяне безусловно справитесь с ними. Прочтите и соотнесите термин и его формулировку (значение):
4 задание. Наше плавание по реке Нил продолжается. На нашем пути встают многочисленные пороги. Справиться с ними нам помогут загадки. Обратите внимание на первое задание. Первый корабль, справившийся с заданием, продвигается вперед.
Ребята приступают к выполнению задания. Первая справившаяся группа оглашает свои ответы. Корабли продвигаются дальше.
Презентация слайд №3
Слайды с 4 по 11
20
Рефлексия
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
Коммуникативно-монологическая речь учащихся.
Перечислите трудности с которыми вы столкнулись?
Чему вы научились лучше всего?
Что не получилось и почему?
Опишите динамику ваших чувств и настроений в течении нашего урока.
Ответы учащихся
4
Дополнительный материал для индивидуальной работы учащихся:
Приложение 1.
Соедини стрелками понятие с тем, что они означают.
Понятие
Что означает
Миф
Дом бога
Жрец
Наследник колдунов, человек умеющий разговаривать с богами.
Храм
Вера людей в богов, в сверхъестественные силы.
Легендарное сказание о героях, богах.
Приложение 2.
Заполни таблицу
Верования первобытных охотников
Религиозные представления древних египтян.
Приложение 3.
Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая.
Приложение 4. Религия Древнего Египта.
Какие существуют боги?
Что ждет человека после смерти?
Почему человек обращается к богам? Как он это делает?
multiurok.ru
Открытый урок на тему: «Путешествие в Древний Египет»
Открытый урок на тему: «Путешествие в Древний Египет»
МКОУ СОШ № 2 г. Беслан
Отв. Еналдиева Р.И., учитель истории
Задачи занятия:
- Обучить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет»;
- Развивать словарный запас детей;
- Воспитывать интерес к учебе, стремление знать больше по изучаемому курсу.
Дорогие ребята! Сегодня мы совершим с вами очень увлекательное, на мой взгляд, путешествие в Древний Египет – страну чудес, загадок, тайн… А каких, мы узнаем из нашего урока – спектакля, который вы сами и подготовили. Итак, смотрим, слушаем, принимаем участие, а самых активных в конце урока ждет сладкий приз.
Включенные в сценарий проблемные вопросы, обращенные к залу (классу), поддерживают известное интеллектуальное напряжение, побуждающее учеников ощущать себя не только зрителями, пассивно воспринимающими происходящее на сцене, сколько участниками занимательного действа.
Оформление спектакля: В центре сцены (или на классной доске) размещается экран, на который проецируются диапозитивы из серии «Искусство древних египтян». Можно использовать также картины, изображающие Древний Египет, или самодельные декорации (задники). В одном углу сцены располагается бумажный макет пирамиды, в другом – сфинкс. На сцене расставляются пальмы в кадках, живые и искусственные растения. По ходу праздника используются световые эффекты и магнитофонные записи. Костюмы и декорации создаются самими школьниками.
Сценарий
На темной сцене высвечивается фигура первой девочки. Она в школьной форме, с учебником истории в руках.
Первая девочка. Опять историю надо учить. А параграф-то какой большой! (листает учебник) Про Древний Египет… (подходит к зеркалу, гримасничает)
Фараоны, жрецы, пирамиды – ну кому сейчас все это нужно?! Конечно, в Египет попасть я бы не отказалась. Солнышко, песочек. Красота!
Звучит тревожная музыка, из-за зеркала выходит вторая девочка в древнеегипетском наряде.
Первая девочка. Ты кто?
Вторая девочка. Я – это ты, вернее – ты в твоей прошлой жизни!
Первая девочка. Ну да! Так не бывает!
Вторая девочка. Еще как бывает. Древние философы учат, что все мы уже жили, только в другой стране и в другое время. Вот ты уже жила на свете в Древнем Египте на берегах Нила около четырех тысяч лет тому назад. И я могу рассказать тебе о твоей прошлой жизни.
Первая девочка. Да? Я слышала, что есть такие компьютеры, достаточно заложить туда данные о дне, месяце и годе твоего рождения, и они выдадут тебе гороскоп. Но чтобы вот такое…
Вторая девочка. Закрой глаза и сосчитай до десяти. Мы перенесемся сейчас в Древний Египет.
Первая девочка считает, на экране меняются слайды
Первая девочка.
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.
И такие смешные верблюды,
С телом рыб и с головками змей,
Словно дивные, древние чуда
Из глубин пышноцветных морей.
Вот таким ты увидишь Египет
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдуя, дымится вода.
Вторая девочка. Да ты стихами заговорила?! Только ты ошибаешься. В Древнем Египте верблюдов не было.
Первая девочка. Как же не было, когда поэт Николай Гумилев про них писал, это ведь его стихи я сейчас читала.
Вторая девочка. Ну, если ты мне не веришь, давай обратимся к эксперту. Этого ученого называли первым египтологом.
Египтолог. Я с удовольствием вам помогу. Я родился в 1970 г. во Франции. Мой старший брат были ученым-историком. Чтобы быть на него похожим, я уже в детстве стал изучать иностранные языки и увлекся историей. В семнадцать лет я стал членом Французской академии наук. Я знаю латынь, древнегреческий, арабский, коптский, персидский и другие восточные языки. За самое выдающееся мое открытие меня действительно называли первым египтологом. Может быть, кто-нибудь из зала скажет: как меня зовут и что за открытие я сделал? (следуют ответы из зала)
Совершенно верно. Я, Жак Франсуа Шампольон, первым расшифровал египетские иероглифы. Я буду иногда задавать вам вопросы. За каждый правильный ответ мои помощники будут давать вам карточку. В конце спектакля победителей ждет сюрприз.
Вот второй вопрос. Рассудите поспоривших девочек: были ли в Древнем Египте верблюды? (ответы из зала) Действительно, не было. Гумилев побывал в Египте в начале ХХ столетия и, конечно, мог видеть верблюдов, которых в XII в. в страну завезли завоеватели-арабы. Древние же египтяне верблюдов не знали.
Вторая девочка. А сейчас мы посетим Мемфис, древнюю столицу Египта.
Проецируются соответствующие картинки.
Первая девочка.
Как царственно в разрушенном Мемфисе,
Когда луна, тысячелетний глаз,
Глядит печально из померкшей выси
На город, на развалины, на нас…
Торжествен голос царственных развалин,
Но, словно Стикс, струится черный Нил.
И диск луны, прекрасен печален,
Свой вечный путь вершит над сном могил.
А ведь когда-то это был цветущий город…
Вторая девочка.
То вода шумит безмятежно
Между мельничных тяжких колес
Или Апис мычит белоснежный,
Окровавленный цепью из роз?
И столетья затем не при мне ли
Хороводы танцующих жриц
Крокодилу хваления пели,
Перед Ибисом падали ниц?
Выбегают три девочки в масках быка, крокодила, ибиса; восточный танец
Египтолог. Ребята, каких богов сейчас мы видели на сцене? Правильно, это Апис – Священный Бык, Себек – Священный крокодил, бог мудрости Тот с головой птицы ибис.
Первая девочка. Ой, смотри, там идет войско. Давай послушаем, о чем поют воины.
На сцене появляются Воины с щитами и копьями; впереди идут флейтисты, они играют, а воины поют.
Воины.
Это войско вернулось с удачей,
Оно взрыло страну Хериуша.
Это войско вернулось с удачей,
Оно разграбило страну Хериуша.
Это войско вернулось с удачей,
Оно повергло ее крепости.
Это войско вернулось с удачей,
Оно срубило ее смоквы и лозы.
Это войско вернулось с удачей.
Оно сожгло ее поселки.
Это войско вернулось с удачей,
Оно там поразило десятки тысяч отрядов.
Это войско вернулось с удачей,
Оно привело многие отряды в плен
За войском идут скованные цепью Рабы; один из них выходит на передний план.
Раб.
Я жалкий раб царя, с восхода солнца до заката,
Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,
И хлеба вкус гнилой – единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.
Когда порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,
И каждый новый день товарищи иль брата
В могилу общую крюками волокут.
Я жалкий раб царя и жребий мой безвестен
Как утренняя тень, исчезну без следа,
Мен с лица земли века сотрут, как плесень;
Но не исчезнет след упорного труда;
И вечность простоит, близ озера Мерида,
Гробница царская, святая пирамида.
Надсмотрщик плетью прогоняет раба и уходит за ним. На экране появляется изображение пирамиды.
Первая девочка. Смотри. Пирамида. Давай заглянем внутрь.
Египтолог. Кстати, ребята, ответьте на такой вопрос: почему первые фараоны не строили пирамид, потом их начали возводить, а еще позднее вдруг перестали?
Сидящие в зале предлагают варианты ответов. После этого свет гаснет. На сцене появляются девочки; они передвигаются на ощупь
Первая девочка. Эй! Ты где? Отзовись!
Вторая девочка. Темно! Душно! Жутко!
Первая девочка. А ты знаешь что-нибудь про проклятие фараонов?
Вторая девочка. Может быть, об этом нам расскажет господин Шампольон?
Египтолог. Нет ничего лучше, чем свидетельство очевидца. Послушаем английского археолога Говарда Картера.
Картер. Осенью 1922 г. я обнаружил в Долине царей гробницу фараона Тутанхамона. 17 февраля 1923 г. финансировавший экспедицию лорд Карнавон и я в присутствии нескольких приглашенных вскрыли усыпальницу. Кроме саркофага там находилось множество драгоценностей. В погребальной камере я наткнулся на глиняную табличку. На ней было написано: «Смерть сразим своими крыльями каждого, кто нарушит покой фараона». Шесть недель спустя 57-летний лорд Карнавон внезапно скончался; в момент его смерти во всем Каире на несколько часов погас свет, а в английском родовом имении лорда его любимый пес взвыл и рухнул замертво. На протяжении года совершенно внезапно умерли еще пять человек. Побывавших в гробнице. То же произошло и с двумя врачами-патологоанатомами, проводившими вскрытие мумии. Так родилась легенда о проклятии фараонов.
Вторая девочка. Все! Я больше шагу не сделаю. Возвращаемся!
Первая девочка. Ну уж нет! Раз мы здесь, я без сувенира не уйду. Проклятие фараонов? А про драгоценности ты слышала? Вот, кажется и саркофаг.
На сцене саркофаг, он открывается и появляется забинтованная мумия.
Мумия.
Я – мумия, мертвая мумия, покровами плотными сдавленный,
Столетья я сплю бестревожно, не мучим ни злом, ни усладой,
Под маской на тайне лица,
И, в сладком томленье раздумия, в покой мой, другими оставленный,
Порой, словно тень, осторожно приходит с прозрачной лампадой,
Любимая внучка жреца.
В сверкании лала и золота, одета святыми уборами,
Она наклоняется гибко, целует недвижную маску
И шепчет заклятья любви…
На сцене появляется девочка в египетском одеянии с зажженной свечой.
Девочка со свечой.
Ты, спящий в гробнице расколотой! Проснись под упорными взорами,
Привстань под усталой улыбкой, ответь на безгрешную ласку,
Для счастья, для мук оживи!
Первая девочка. Фу, еле выбрались. Ну и страху в этой пирамиде натерпелись.
Египтолог. Ребята! Вот новые вопросы. Что такое мумия? Зачем египтяне делали мумии? (следуют ответы)
Первая девочка. Ну что ж, с мумией мы познакомились. Еще бы живого фараона увидеть.
Вторая девочка. О! Это не так просто. Хочешь знать, как попал к фараону один красноречивый крестьянин? Так слушай.
Дальше ребята инсценируют «Сказку о красноречивом поселянине»; текст можно найти в книге: Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М., 1988. С. 86
Первая девочка. Смотри, там кто-то идет по дороге.
На сцене появляется одетый в белое жрец.
Жрец.
Я жрец Исиды светлокудрой,
Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя – Мудрый,
За то, что жизнь моя чиста.
Первая девочка. А кто это – Исида?
Жрец. Как? Вы не знаете историю об Исиде, Осирисе и злом Сете? Так смотрите, я оживлю для вас росписи моего храма. (балет или пантомима на темы упомянутого мифа)
Египтолог. Ребята, а кто опишет словами то, что вы увидели сейчас на сцене, рассказанное языком танца?
Школьники вспоминают миф об Осирисе и Исиде (см.: Вигасин А.А., Годер г.И., свеницкая И.С. История древнего мира. М., 1993. С. 51)
Вторая девочка. Смотри, по Нилу кто-то плывет в лодке.
Первая девочка. Давай послушаем, о чем они говорят.
На сцене появляются Писец и его Сын; на уровне пояса они держат большую лодку из картона, ноги закрывает голубая материя, изображающая воду. Диалог Писца и его Сына можно найти в книге: Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М., 1988. С. 78.
Первая девочка. Интересно, а что стало потом с этим могущественным государством?
Вторая девочка. Его завоевали еще более могущественные соседи. Одним из них было государство Ассирия.
Рабы выносят на сцену кресло с ассирийским царем; за креслом становится раб с опахалом.
Царь Ассаргадон
Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон,
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон,
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон,
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах – как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь – Ассаргадон.
Египтолог. Древнеегипетское государство погибло, но его культурное наследие не исчезло. Достижения египетских ремесленников и жрецов-ученых были усвоены соседними народами. И сейчас мы пользуемся многими из них. Например, мы делим год на 365 дней, как это делали и египтяне. Мы знаем, что кроме звезд есть планеты, которые меняют свое положение среди звезд в зависимости от времени года, - это обнаружили египтяне. Они умели предсказывать затмения солнца и луны.
Они изобрели арифметику дробей и геометрию многоугольников. Наше слово химия происходит от арабского кеми – так арабы называли науку, которой они научились у египтян – жителей Черной земли, Кемет. Даже некоторые древнеегипетские имена в ходу у современных народов: Сусанна (в переводе - лотос), Таисия (Та-Исис – земля богини Исиды), Онуфрий (О-Нофре – добрый, красивый), Сидор (Исидор – дар Исиды). Большая часть египетского населения дошла до нас благодаря другим древним народам – грекам и евреям.
А сейчас я попрошу выйти на сцену тех, кто правильно отвечал на мои вопросы и получил карточку. Я угощу вас плодами, которые были очень любимы древними египтянами. Что это? Конечно, это сладкие финики.
Занавес
infourok.ru
Открытый урок: Древний Египет
Методическая разработка урока истории в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС).
Учитель истории: Джиоева К. А.
Цели урока по линиям развития личности: закрепить, обобщить и систематизировать знания о древней египетской цивилизации.
1. Картина мира в фактах и понятиях.
Анализируя религиозные представления египтян о загробном мире, научить выделять особенности древней религии Египта и делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних греков.
Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм.
2. Выявлять причинно-следственные связи.
Выявляя причинно-следственные связи обожествления древними египтянами сил природы и поклонения различным богам, научить объяснять, каких богов и почему они почитали больше всего, а также всего, а также выяснить, зачем египтяне-язычники строили храмы.
Умение объяснять, почему египтяне почитали именно этих богов, и объяснять, какое значение религия играла в жизни древних египтян.
3. Культурно-нравственное самоопределение.
Научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о добре и зле древних египтян и делать выводы о том, насколько совпадают представления о нравственности и гуманистических ценностях человека XXI века и представителей древнеегипетской цивилизации.
Умение самостоятельно давать и объяснять оценку пониманию добра и зла древних египтян с позиции человека XXI века.
Обязательный минимум содержания урока: особенности древней религии Египта (роль жрецов, представления о загробном мире, пирамиды Хеопса).
План урока:
1. Учебная проблема урока: почему египтяне боялись погребения на чужбине?
2. Поиск решения проблемы.
3. Боги древних египтян.
4. Храмы древних египтян.
5. Религиозное мировоззрение древних египтян.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметныеразвитие умений работать с учебником, овладение всеми изученными понятиями на прошлых уроках.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, группах, кроссворд, ориентация понятий, загадки.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.
№
п/п
Цель этапа
УУД
Деятельность
ЭОР
Время
(в минутах)
Учителя
учащиеся
1Орг.момент
Мотивация учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Я пришел на урок, чтобы…
Развитие мотивов учебной деятельности. Уметь организовываться к работе
Здравствуйте ребята!
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего Египта и благодаря этому вы узнали много нового и интересного. А сегодня перед нами стоит задача повторить, обобщить, закрепить и углубить ваши знания о Древнем Египте.Делать это мы с вами будем с помощью игры – путешествия по реке Нил.
Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку.
1
2 Актуализация знаний.
Организация подготовки и мотивации работы на уроке.
Каждый ряд – это один корабль. И так, у нас получилось три корабля. Названия: МЕМФИС, ФИВЫ и АХЕТАТОН. Корабли могут тронуться в путь только если вы выполните первое задание.(На доске будет показывать путь 3 кораблей, в зависимости от успеха выполнения заданий)
1.Задание «Мозговой штурм»:
Каждая пара предъявляет свой вопрос по прошедшей главе «Древний Египет». Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей. Передают на листочке
Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам.
5
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке.
Амон – Ра – бог солнца богославляет нас на добрый путь. И ваши корабли начинают свое путешествие. Но вот опять преграда. Ребята, давайте скорее справимся с этими трудностями и продолжим наш путь. На экране записаны задания:.
- 2 задание. Самостоятельно решите кроссворд. Учитель предлагает решать кроссворды. Первая группа решившая кроссворд поднимает руку и идет к доске записывать правильные ответы.
Делятся на три группы, выбирают своего капитана. Решают кроссворд
Презентация
Слайд 2
10
4Применение знаний и умений в новой ситуации.
Умение строить поиск решения, анализировать результаты, работа в группах
Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке.
3 задание.Ребята, вы большие молодцы.
Теперь ваши корабли смело могут продолжить увлекательное путешествие. Но вот очередные трудности. Вы – храбрые египтяне безусловно справитесь с ними. Прочтите и соотнесите термин и его формулировку (значение):
4 задание. Наше плавание по реке Нил продолжается. На нашем пути встают многочисленные пороги. Справиться с ними нам помогут загадки. Обратите внимание на первое задание. Первый корабль, справившийся с заданием, продвигается вперед.
Ребята приступают к выполнению задания. Первая справившаяся группа оглашает свои ответы. Корабли продвигаются дальше.
Презентация слайд №3
Слайды с 4 по 11
20
Рефлексия
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
Коммуникативно-монологическая речь учащихся.
Перечислите трудности с которыми вы столкнулись?
Чему вы научились лучше всего?
Что не получилось и почему?
Опишите динамику ваших чувств и настроений в течении нашего урока.
Ответы учащихся
4
Дополнительный материал для индивидуальной работы учащихся:
Приложение 1.
Соедини стрелками понятие с тем, что они означают.
Понятие
Что означает
Миф
Дом бога
Жрец
Наследник колдунов, человек умеющий разговаривать с богами.
Храм
Вера людей в богов, в сверхъестественные силы.
Легендарное сказание о героях, богах.
Приложение 2.
Заполни таблицу
Верования первобытных охотников
Религиозные представления древних египтян.
Приложение 3.
Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая.
Приложение 4. Религия Древнего Египта.
Какие существуют боги?
Что ждет человека после смерти?
Почему человек обращается к богам? Как он это делает?
multiurok.ru
Открытый урок "Древний Египет"
Открытый урок по истории в 5 классе:
Учитель истории и обществознании МКОУ «Карацанская СОШ» Абдулжалилов М.К.
Тема:
"ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ".
Дата проведения: 12.10.15 года
с.Карацан 2015г.
Внеклассное мероприятие-урок по истории для учащихся 5 классов на тему
«ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»
Цели:
образовательная - систематизировать и закрепить знания по основным темам истории Древнего Египта
воспитательная – содействовать формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому
развивающая - способствовать развитию у учащихся творческих способностей, умения работать в команде.
Правила: соревнование между классами параллели, состоящее из конкурсов на знания истории Древнего Египта и творческих.
Домашнее задание: подготовить название, эмблему и девиз, а также творческое задание (миф, стихи, песня, танцы). Ребята выступают в костюмах, выполненных самостоятельно.
Вступительное слово ведущего: добрый день, уважаемые участники и гости нашего праздника! Сегодня по традиции в рамках недели истории мы проводим игру, посвященную Древнему Египту. Представление жюри и команд. Каждая команда представляет свои название, эмблему и девиз. 1 команда «Фараон» и вторая команда «Пирамида» Это задание оценивается 5 баллами.
Ведущий: для того чтобы продвигаться по Древнему Египту, командам необходимо выполнять задания и получать баллы. Ребята покажут умение работать в команде, четко и слаженно. За нарушение дисциплины жюри будет снимать баллы.
Задание 1. С помощью соединительных стрелок передайте каждому представленному здесь египтянину нужные ему предметы. По 1 баллу за соответствие. Максимально – 5 б.
Задание 2. В истории важно отличать вымысел от правды. Поэтому в предложенном задании командам нужно найти исторические ошибки и подчеркнуть их. Максимально – 5 баллов.
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в древнем Египте.
- Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям, - то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я сошел на правый берег. В том месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул дождь, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…
-Перестань выдумывать, - прервали рассказчика слушатели, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе столько исторических ошибок.
Ведущий: сейчас команда «Фараон» представит свои костюмы
Задание 3. Разгадать кроссворд
По 1 баллу за правильное слово. Максимально – 7 баллов.
1.Материк, где находился Древний Египет
2.Душистое вещество
3. Выпуклое изображение на камне
4. Особое приспособление для поливки садов и огородов в Древнем Египте
5. Опасная каменистая преграда на Ниле
infourok.ru
Урок повторения по теме "Древний Египет"
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
образовательные:
завершение формирования образного
представления о Древнем Египте;
обобщение знаний учащихся о Древнем Египте;
воспитательные:
воспитание у учащихся уважения и бережного
отношения к наследию Древнего Египта;
привитие бережного отношения к сохранившимся
памятникам древнеегипетской культуры;
развивающие:
развитие умения ориентироваться в
определенной исторической эпохе;
развитие навыка по краткой характеристике
определять событие, историческую личность;
развитие мыслительных и коммуникативных
навыков;
формирование умения систематизировать знания.
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедиапроектор
Презентация “Своя игра”.
Ход урока
Дорогие ребята! Загадочный и манящий,
таинственный и непознанный Древний Египет
всегда притягивал взоры исследователей.
Культурное наследие Древнего Египта велико, его
вклад в развитие древней цивилизации неоценим. И
сегодня мы отправляемся в итоговое путешествие -
игру по Древнему Египту. Итак, начинаем!
Вопросы игры составлены по семи категориям:
Лента времени.
Нил- дар Египта.
Жизнь египтян.
Военные походы.
Архитектура.
Письменность, религия.
Египет и Петербург.
В каждой категории по пять вопросов, оцененных
в 10, 20, 30, 40 и 50 баллов в зависимости от сложности.
Лента времени:
Когда Египет стал единым государством? В
третьем тысячелетии до нашей эры.
Когда была построена пирамида Хеопса? Около 2600
года до нашей эры.
Когда совершал свои походы фараон Тутмос? Около
1500 года до нашей эры.
Что было раньше и насколько: походы Тутмоса или
строительство пирамиды Хеопса? Постройка
пирамиды Хеопса была раньше на 1100 лет.
Когда территория Египта была самой большой?
Около 1500 года до нашей эры при Тутмосе.
Нил - дар Египта:
Впадая в Средиземное море, Нил разделяется на
несколько рукавов и образует большой
треугольник. Как он называется? Дельта.
Откуда и куда течет Нил? С юга на север, из
Великих озер Африки в Средиземное море.
Какие растения растут в долине Нила? Папирус,
финиковые пальмы, душистые акации.
Устройство, помогавшее поднимать воду в сады и
на высоко расположенные поля… Шадуф.
“Слава тебе, … , приходящий, чтобы оживить
Египет!
Орошающий пустыню, владыка рыб и птиц, творец
зерна и травы для скота.
Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.
Когда же он приходит, земля ликует и всё живое в
радости.
Все живут благодаря ему и богатства обретают по
его воле…”.
Кому посвящена песня? Нилу
Жизнь египтян:
Назовите два основных занятия египтян.
Земледелие и скотоводство.
Какое земледельческое орудие труда изобрели
египтяне? Плуг.
Ремесленники каких специальностей жили и
работали в Египте? Гончары, ювелиры, ткачи,
столяры, плотники, кораблестроители, кожевники…
Какой цветок египтяне считали священным,
символом солнца, скромности и невинности? Лотос.
Найден отрывок древнего папируса. “Я живу в
богатой стране, в городе Буто. Рядом великая река
впадает в море. Наш город славится гончарами,
ткачами, кораблестроителями, строителями
каналов и дамб…”. Где жил автор письма, в какой
части страны? В Нижнем Египте.
Военные походы:
В египетской армии воины были вооружены
копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами,
булавами, щиты были деревянными. Как назывались
эти воины? Пехотинцы.
Из кого состояло египетское войско? Из пехоты и
колесниц.
Воины после походов возвращались с добычей. Что
они привозили на родину? Рабов, древесину,
серебро, ткани, украшения, сосуды…
Кого в Египте называли “живые убитые”?
Пленников.
Какие страны покорило египетское войско?
Финикию, Палестину, Нубию, Сирию.
Архитектура:
Как назывались огромные гробницы фараонов?
Пирамиды.
Строительное искусство это…? Архитектура.
Он жил примерно 4600 лет назад. Как о правителе
страны о нем мало сведений. Зато сохранилась его
знаменитая постройка. О ком идет речь и что это за
постройка? О фараоне Хеопсе и его пирамиде.
После походов Тутмоса Египет стал богатейшей
страной. Большую часть завоеванных богатств
фараоны отдавали в … Храмы .
Он высечен из гранита, нередко имеет
остроконечную вершину, нередко покрыт золотом,
именуется “ иглой фараона”, “лучом солнца”… О
чем идет речь? Об обелиске.
Письменность, религия:
Древнеегипетская письменность была
пиктографической - письмо рисунками. Знаков -
рисунков было более 750, они назывались…
Иероглифы.
Как называется гроб, в который клали мумию
фараона? Саркофаг.
Что означает выражение “ухо мальчика на его
спине”? Учиться в египетской школе было очень
трудно, детей нередко наказывали…
Какой ученый расшифровал египетское письмо?
Франсуа Шампольон.
Египет и Петербург:
Назовите музей, в котором хранятся подлинные
египетские ценности? Эрмитаж.
Как называется ученый, изучающий Египет?
Египтолог, востоковед.
Назовите трех ученых Петербурга, исследовавших
Египет? Тураев, Струве, Никольский.
Какой фараон имел портретное сходство со
сфинксами из Фив, находящимися в Петербурге?
Аменхотеп III.
Работы этого скульптора до сих пор украшают три
петербургских моста. Назовите его. Павел
Петрович Соколов.
Подведение итогов.
Поделиться страницей:
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Открытый урок по повторению "Древний Египет"
Технологическая карта урока история
УМК: Линия учебников по всеобщей истории. История Древнего мира
Класс: 5
Тип урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет» через игру- путешествие «Пороги Нила»
Дата: 27.10.2017 г.
Тема урока: обобщающий урок по разделу «Древний Египет»
Целеполагание для учителя: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, по теме «Обобщение по разделу «Древний Египет».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-формирование мотивации к обучению;
- развитие навыков сотрудничества с одноклассниками, учителем;
-развитие навыков коммуникативного общения и культуры речи;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
-формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
-формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
-формирование умений договариваться о правилах работы в паре, группе;
-развитие умения применять знания при решении задач и обсуждении теоретических вопросов;
-развитие умений слушать и понимать речь других.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
-организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний учащихся об истории Древнего Египта;
-развитие умений работать с учебником, получать возможность самостоятельно решать исторические загадки, умение работать по контурной карте;
-умение применять имеющие знания для решения конкретных задач; закрепить навыки работы с исторической картой;
-развитие познавательного интереса к изучаемому предмету
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Оборудование:
Михайловский «История Древнего мира», учебник, «Просвещение»
карта «Древний Египет», контурная карта
Ноутбук и проектор
Презентация «Обобщение раздела «Древний Египет»
Магнитная доска, модель лодки- 3 шт, фишки
Игровое поле «Крестики-нолики», цв.мел
музыка Древнего Египта «Долина Нила», легенда «Восхваление Хапи», видеоролик «Река Нил»
черный ящик, папирус, модель пирамиды, модель мумии, пирамидка 3Dголограф
Технологическая карта урока
Деятельность уч-ся
Примечание
1.Орг. Момент
Постановка цели и задач
Приветствует учеников, включает музыку
Ребята, в какую страну мы попали?
Я с вами согласна, среди карт лежащих на парте найдите нашу карту и поместите на доску.
Как вы думаете, какая тема нашего урока, если мы на прошлом уроке изучили последний параграф?
Так какова цель урока обобщения?
Верно.
Давайте прочитаем памятку ответа.
Приветствуют учителя, слушают музыку
Отвечаю: в Древний Египет
Отвечают:- карты Древнего Египта
Вешают карту на доску
Отвечают: -тема урока обобщение или повторение раздела Древний Египет
-проверить себя, обобщить знания
ПАМЯТКА
Музыка Древнего Египта «Долина Нила»
Карта «Древний Египет»
2. Актуализация знаний
Знакомство с правилами игры
Включает видеоролик на фоне читает:
infourok.ru
Повторительно-обобщающий урок "Страна большого Хапи" по теме "Древний Египет". 5-й класс
Разделы: История и обществознание
Цели:
Создать условия для осознанного,
познавательного выбора знаний по изученной теме.
Выяснить уровень усвоения изученной темы.
Развить умения, выполняя творческие задания и
навыки логического мышления.
Способствовать воспитанию интереса к урокам
истории Древнего Мира, к прошлому человечества.
Средство обучения. Презентация “Страна
большого Хапи”.
План урока
1. Вступительное слово учителя.
Древен и загадочен мир великой цивилизации,
проживавшей вдоль плодородных берегов реки Нил.
Египтяне создали уникальную культуру,
основанную на религии. Древний Египет — одна из
древнейших цивилизаций, возникшая на
северо-востоке Африки.
Один греческий историк по праву назвал Египет
"даром Нила". Люди здесь всегда селились на
узких полосках земли по обоим берегам реки,
несущей свои воды через сотни километров пустыни
к дельте, где, разделившись на множество
протоков, она впадает в Средиземное море.
(Работа по карте).
2. Вопрос учителя. Что такое Египет? Ответы
учащихся. 1 слайд
3. Учитель сообщает учащимся цель урока.
Обобщение знаний по изученной теме.
Проверка уровня усвоения знаний. 2
слайд
4. Работа над историческими понятиями, которые
встречались при изучении темы. Нил Дельта
Пороги 3 слайд
Папирус
Фараон
Пирамида
Религия
5. Проверка усвоения знаний 4
слайд
1.Дельта
1…………………………………………………….
2…………….
2.Высокий тростник в Египте, из которого
делали материал для письма
3. Фараон
3.
4…………..
4. Земледелец, имеющий своё небольшое
хозяйство
5…………..
5. Сбор в пользу государства
6.Вельможи
6……………………………………………………………..
7.
7. Гробница фараонов
8.Религия
8………………………………………………………………..
6. Повторение вопроса “Боги и жрецы”.
Учащиеся прослушивают материал CD “История
Древнего мира 5 класс” и выполняют задание
“Закончить предложение” 5 слайд
Древние египтяне верили, что людьми и природой
управляют…(боги)
Люди строили для богов… (храмы)
При храмах находились… (жрецы)
7. Вставьте пропущенные буквы. 6
слайд
А_ _ н- _ _ – бог солнца;
А_ _п – бог тьмы;
С_т – бог пустыни;
А_ _ _ _ с – бог – покровитель умерших;
И_ _ _ а – богиня – жена Осириса.
8. Выполнение тестовых заданий: 7, 8
слайд
Что называется религией?
а) вера в сверхъестественные существа, духов,
богов;
б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали
других;
в) вера в силу природы.
Бог солнца, самый могущественный из богов
Древнего Египта:
а) Осирис;
б) Сет.
в) Амон-Ра;
Мифический царь Египта, научивший египтян
выращивать зерно и виноград, печь хлеб:
а) Осирис;
б) Амон-Ра;
в) Тутанхамон.
С каким явлением природы древние египтяне
связывали смерть Осириса?
а) с засухой;
б) с разливом Нила;
в) с землетрясением.
Самый главный, могущественный бог Древнего
Египта:
а) бог Земли;
б) бог “царства мертвых”;
в) бог Солнца.
Служители богов в Древнем Египте:
а) фараоны;
б) жрецы;
в) вельможи.
9. Самопроверка тестовых заданий.
10. Рассказ учителя.
Твердая вера египтян в жизнь после смерти была
той силой, с помощью которой им удавалось
возводить сооружения монументальных масштабов.
Представьте себе, что мы приехали в Каир. Мы идем
по улицам этого большого своеобразного города,
любуемся его зданиями, садами, базарами. Но что
это? На горизонте видны какие-то треугольные
силуэты. Мы догадываемся, что это знаменитые
гробницы фараонов - пирамиды, построенные более
четырех с половиной тысяч лет тому назад. И вот мы
стоим перед гробницами, ошеломленные их
гигантскими размерами: самая большая из них,
пирамида Хеопса, достигает 147 метров в высоту. На
ее постройку пошло свыше 2300 тыс. каменных плит
весом по две с половиной тонны каждая.
11. Видеофрагмент о пирамидах из “Детской
энциклопедии” CD. 9 слайд