Обобщающий урок истории. Тема: "Путешествие по древнему миру". 5-й класс. Путешествие по древнему миру
Урок-игра "Путешествие по Древнему миру"
Школина Елена Валерьевна
учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 148 г. Челябинска филиал
Игра для пятиклассников
«Путешествуем по Древнему миру».
Подготовка:
Класс разделен на две команды. Они заранее придумывают названия командам, выбирают капитанов. Ведущий объявляет название игры, знакомит с целями мероприятия.
Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие по Древнему миру. Вы успели очень многое узнать и, сегодня вам предоставляется возможность блеснуть своими знаниями. Итак, мы начинаем.
Конкурс №1. «Знания + внимание».
Проверим, знаете ли вы, что означают слова в левом столбике. Для этого найдите в правой колонке объяснение каждого слова из левой колонки. Например, берем из левого столбика слово под №1 «дельта», в правом находим его объяснение: «устье реки, разделенное на рукава».
1. Дельта а) царь в Древнем Египте
2. Папирус б) служитель богов в храме
3. Крестьянин в) мастер, создававший изображения из глины, камня,
дерева, металла
4. Ремесленник г) растение, из стеблей которого в Египте делали
материал для письма
5. Рабовладелец д) знак-рисунок в письменности Египта
6. Фараон е) группа вьючных животных, перевозивших грузы и
людей
7. Чиновник ж) сплав меди с оловом
8. Вельможа з) земледелец, имевший небольшое хозяйство
У древних египтян было в общей сложности свыше 2 тысяч богов и богинь. Некоторым поклонялись во всем Египте, культ других имел лишь местное значение. Еще в глубокой древности многие божества стали связывать с определенными символами: животными, птицами, растениями. Их даже изображали с головами соответствующих животных. Сопоставьте имена египетских богов и богинь с их символами.
1. Сет – бог пустыни, бурь и непогоды а) павиан
2. Анубис – бог мертвых и бальзамирования б) корова
3. Себек – бог воды в) шакал
4. Хатхор – богиня любви, красоты и радости г) крокодил
5. Тот – бог мудрости д) осел, свинья, гиппопотам
(Ответ: 1 – д; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – а).
Подведение итогов.
Конкурс №3. «Заплутавший путешественник».
Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это вы узнаете, если правильно подскажите путнику географические названия. Перепутаться могут не только слова, но и буквы в них. Найдите каждой букве свое место и прочитайте слова.
1. Река в Египте а) ФМЕСИМ
2. Древнейшая столица Египта б) ЛНИ
3. Реки, образующие Междуречье в) ВРАФТЕ, РИГТ
(Ответ: 1 – б (Нил), 2 – а (Мемфис), 3 – в (Тигр, Евфрат).
Подведение итогов.
Конкурс №4. «Кто лишний? Что лишнее?»
Перед вами несколько групп слов. В каждой группе есть лишнее слово, которое не подходит по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.
4. Обелиск – мемориальное сооружение, остальные – люди.
5. Писец – человек, остальное – неодушевленные предметы.
6. В отличие от раба все остальные – независимые люди египетского
общества.
7. Карфаген расположен в Африке, остальные – в Азии).
Подведение итогов.
Конкурс №5. «Крылатые выражения»
Общая оценка – 5 баллов (правильно назвать – 1 объяснить, что означает и в связи с чем возникло – 3 балла, объяснить смысл употреблений сегодня – 1 балл).
«Кануть в Лету».
(Ответ: Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства умерших. Воды реки несли забвение. «Кануть в лету» означает «исчезнуть из памяти, подлежать забвению»).
Подведение итогов игры.
infourok.ru
"Путешествие по древнему миру". 5-й класс
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
повторить и обобщить пройденный материал по
истории Древнего мира;
развивать умение детей работать в группе;
систематизация и контроль знаний учащихся.
Оборудование урока:
атласы по истории Древнего мира
листы бумаги и ручки
компьютер, презентация
Урок проводится в форме соревнования двух
команд. Команды предварительно готовят домашнее
задание - кроссворд.
I этап. Конкурс знатоков учебника
Историю, каких государств мы изучали в этом
учебном году? (называют по очереди)
Почему одна из стран носит название Двуречье?
Как ещё называют это государство?
Какое государство возникло на берегах Нила?
На какие три части делится Древняя Греция?
В каком древнем государстве появились первые
христиане?
II этап. Неизвестная земля.
По контуру требуется определить, какая страна,
местность изображена на схематическом рисунке
(на слайде ). Команды по очереди называют страну.
III этап. Разгадывание кроссвордов.
Каждая команда предлагает свой кроссворд
команде соперников (дом. задание).
IV этап. Конкурс капитанов.
Требуется указать, где были сделаны
перечисленные открытия и изобретения:
Пурпурная краска;
Порох;
Шелкоткачество;
Выращивание чая
Игра в шахматы;
Компас;
Алфавит;
Первые цифры;
Бетон.
V этап. Знаменитые люди. Нужно назвать, где
жили:
Дарий
Хеопс
Тутанхамон
Хаммурапи
Цезарь
Ромул
Сенека
Солон
Сыма Цянь
Спартак
Траян
Ашока
Гомер
Александр Македонский
Нерон
Антоний
(ответы записывают на листах)
VI этап. Четвёртое лишнее.
Необходимо убрать слово, выпадающее из
смыслового ряда:
Брахман, неприкасаемые, фараон, шудры.
Нил, Тигр, Ганг, Вавилон.
VII этап. Напиши письмо.
Нужно определить, из какого древнего
государства вы напишите письмо, используя:
Иероглифы
Клинопись
Алфавит
Свиток из бамбука.
VIII этап. Подведение итогов. Выставление
оценок.
Поделиться страницей:
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация по истории "Путешествие по древнему миру"
Экскурсовод
учитель истории
Гринь Наталья Владимировна
МОУ СОШ №34 г. Красноярска
Проверь себя!
Александрийский маяк
Александрийский маяк
В III веке до н.э. был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту.
Ночью в этом им помогало отражение языков пламени, а днем - столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он 1500 лет.
3
ОСТРОВ И МАЯК
Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии. Этот оживленный порт основал Александр Великий во время посещения Египта. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство ушло 20 лет, а завершено оно было около 280 г. до н.э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.
ТРИ БАШНИ
Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков.
Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты.
Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.
НАПРАВЛЯЮЩИЙ СВЕТ
Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты.
На вершине башни стояла статуя повелителя морей Посейдона.
Высота маяка - 135 м, его свет был виден на расстоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км).
ОТПОЛИРОВАННЫЕ БРОНЗОВЫЕ ЗЕРКАЛА
К XII веку н.э. маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили
на монеты.
В XIV веке маяк был уничтожен землетрясением. Несколькими годами позже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить военный форт. Форт до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.
Чтобы поддерживать пламя, требовалось топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море.
Великая пирамида в Гизе
Великая пирамида в Гизе
Эта грандиозная Египетская пирамида является древнейшим из Семи чудес древности.
Кроме того, это единственное из чудес, сохранившееся до наших дней.
Во времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд, по всей видимости, почти 4000 лет.
ЦАРСКАЯ ГРОБНИЦА
Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс.
Он был одним из фараонов , или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э.
Позднее в Гизе было построено еще две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц.
Пирамида Хуфу, самая дальняя и является самой большой.
Пирамида его сына находится в середине и смотрится выше, потому что стоит на более высоком месте.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД
Пирамиды стоят на древнем кладбище в Гизе, на противоположном от Каира, столицы современного Египта, берегу реки Нил.
Некоторые археологи считают, что, возможно, в строительстве Великой пирамиды участвовало 100 000 человек и потребовалось 20 лет.
Она была создана более чем из 2 млн. каменных блоков, каждый из которых весил не менее 2,5 тонн. Рабочие подтаскивали их к месту, используя пандусы, блоки и рычаги, а затем подгоняли друг к другу, без раствора.
БЛЕСТЯЩИЙ ИЗВЕСТНЯК
Когда основное сооружение было закончено, оно напоминало ряд ступеней. Они были затем закрыты блоками из белого известняка с отполированной, блестящей поверхностью. Блоки были так плотно подогнаны друг к другу, что снаружи между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа. По завершении работ Великая пирамида поднялась на 147 м.
Теперь ее вершина обвалилась, кроме того, в настоящее время одна только пирамида сына Хуфу сохранила на самом своем верху известняковую облицовку.
Сторона основания Великой пирамиды достигает 230 м.
Она занимает больше площади, чем девять футбольных полей.
ПОХОРОНЫ ФАРАОНА
Древние египтяне верили, что в случае смерти человека следует сохранить его тело, чтобы дух мог продолжать жить и после смерти.
Они извлекали внутренние органы, заполняли тело солями и оборачивали его льняными пеленами. Так тело превращалось в мумию.
Мумию затем хоронили вместе с одеждой, едой, драгоценностями и другими вещами, полезными для загробной жизни. Мумифицированное тело Хуфу было помещено в погребальную камеру в самом сердце его пирамиды.
Висячие сады Вавилона
Висячие сады Семирамиды Вавилона
Висячие сады были одной из самых знаменитых диковинок древнего города Вавилон. Однако, хотя археологи не нашли предполагаемые руины садов, доказать, что это именно они, невозможно.
Мы знаем только одно: сады действительно существовали, потому что люди видели и описали их.
НАВУХОДОНОСОР И АМИТИС
Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II, повелителя Вавилона.
Этот город лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада, столицы Ирака.
Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради тосковавшей по дому молодой жены Амитис, надеясь, что они напомнят ей родные персидские горы.
ПОЛИВНЫЕ ТЕРРАСЫ
Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские стены Вавилона.
Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землей 40 метров.
Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряженных волами, и речных ладьях.
Висячие сады Вавилона
Успех садоводов, должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки ведер, прикрепленных к колесу, которое вращали рабы. А потом она, должно быть, сбегала по садам ручьями и водопадами, так что земля всегда оставалась влажной.
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии
Почти 3000 лет назад Олимпия была важным религиозным центром Юго-Западной Греции. Древние греки поклонялись Зевсу, царю богов, и проводили там регулярные празднества в его честь, которые включали в себя спортивные соревнования.
Первые Олимпийские игры, как их стали называть, были проведены, в 776 г. до н.э.
После этого игры проводились раз в четыре года на протяжении 1100 лет. Они имели большое значение; на время игр прекращались все войны, чтобы не мешать участникам и зрителям добраться до места соревнований.
В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э.
Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны.
В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.
СОЗДАНИЕ СТАТУИ
Скульптора звали Фидий, и он уже успел сотворить две величественные статуи богини Афины. В Олимпии Фидий и его подручные создали прежде всего деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура.
ВЫСОКО НАД ЗЕМЛЕЙ
Зевс восседал на троне, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями.
Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс встал, он снес бы крышу.
Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога.
После своего завершения в 435 г. до н.э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.
ПЕРЕНОС СТАТУИ
Около 40 г. н.э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались.
Затем, в 391 г. н.э., после принятия христианства, римляне запретили Олимпийские игры и закрыли греческие храмы.
Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г. н.э. дворец, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром.
В Олимпийской области в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии просуществовать более тысячи лет.
Колосс Родосский
Колосс Родосский
Колоссом называлась гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе - острове в Эгейском море, у берегов современной Турции.
В древние времена жители Родоса хотели быть независимыми торговцами. Они старались не вмешиваться в чужие войны, и тем не менее на них неоднократно нападали.
В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азией и Сирией внезапно напали на остров Родос. Стойкое сопротивление, мужественная борьба родоссцев заставили врага отступить.
ГЕЛИОС - БОГ СОЛНЦА
В честь победы жители острова решили воздвигнуть статую бога Гелиоса, покровителя Родоса. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины.
Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадный орудий, брошенных при отступлении неприятелем.
БРОНЗОВЫЙ КОЛОСС
Мы не знаем точно, как выглядела статуя и где она стояла. Но мы знаем, что она была сделана из бронзы и достигала в высоту около 33 метров.
Создана статуя скульптором Харетом, на ее строительство ушло 12 лет.
НАД ГАВАНЬЮ
Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу, и по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее.
Колосс был завершен около 280 г. до н.э. Многие века люди верили, что Колосс высился над входом в родосскую гавань. Но есть описания позволяющие предположить, что она стояла в центре города и смотрела на море и гавань.
По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому удавалось обхватить большой палец на руке гиганта.
КОЛОССАЛЬНОЕ КРУШЕНИЕ
Примерно через 50 лет после завершения строительства Колосс рухнул. Во время землетрясения он переломился на уровне колен.
Оракул велел не восстанавливать статую, и она осталась лежать там, где упала. Так она пролежала более 900 лет, и люди отправлялись на Родос лишь затем, чтобы взглянуть на обломки поверженного бога.
В 654 г. н.э. сирийский князь захватил Родос и снял со статуи бронзовые пластины. Говорили, что он увез их в Сирию на 900 верблюдах.
Мавзолей в Галикарнасе
Мавзолей в Галикарнасе
Мавсол был правителем Карий, входившей в Персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э.
Столицей области был Галикарнас, сегодня это Бодрум - туристический центр современной Турции.
Мавсол сменил своего отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции.
Мавсол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая все большее могущество, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы.
ИЗНАЧАЛЬНЫЙ МАВЗОЛЕЙ
Мавсол мечтал о величественном памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его смерти.
Мавсол умер до окончания работ над гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного завершения, примерно в 350 г. до н.э.
Гробница была названа Мавзолеем , по имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.
УСЫПАЛЬНИЦА ПОД ОХРАНОЙ ЛЬВОВ
Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпальнице, находившейся в основании здания.
Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окруженный колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида.
Венчало ее, на высоте 43 м над землей, скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы.
РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания.
В 1489 г. христианские рыцари-ионниты стали использовать его обломки для замка, который они возводили неподалеку. Они сложили часть крепостных стен из блоков зеленого камня, характерных для основной части Мавзолея.
Через несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и Артемизии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародерами, которых привлекли золото и драгоценности.
НАЙДЕННЫЕ СТАТУИ
Еще триста лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам.
Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены.
Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу.
В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне.
В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.
Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе
Крез был последним царем Лидии, древней области в Малой Азии, входящей в территорию современной Турции.
Он славился своим огромным богатством и в 560 году до н.э. построил в Эфесе величественный храм.
Сам город был основан за тысячу лет до этого. По легенде его основательницами были амазонки - племя женщин-воительниц.
Крез решил построить храм в честь богини луны, покровительницы животных и молодых девушек.
Греки звали ее Артемидой, а римляне - Дианой.
ВЕЛИЧАЙШИЙ МРАМОРНЫЙ ХРАМ
Храм был построен из известняка и мрамора, добывавшегося рабочими в близлежащих горах. Несущие конструкции храма составляли около 120 мраморных колонн.
Гигантские колонны достигали в высоту 20 метров. Огромные глыбы, из которых они складывались, приходилось ставить на место с помощью блоков , после чего их скрепляли металлическими штырями.
Когда здание покрыла крыша, художники придали ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре храма стояла статуя Артемиды.
Это был один из крупнейших храмов классики намного превосходивший размерами Парфенон, построенный позже в Афинах.
Платформа, на которой он стоял, достигала 131 метра в длину и 79 метров в ширину.
ГЕРОСТРАТ И АЛЕКСАНДР
200 лет спустя, в 356 году до н.э., храм был сожжен дотла. Поджег его человек по имени Герострат, который просто хотел прославиться.
По странному совпадению, храм был уничтожен в тот самый день, когда родился Александр Великий. Спустя годы, Александр посетил Эфес и приказал восстановить храм на прежнем месте.
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ
Храм Александра просуществовал до III века н.э. Постепенно бухту в Эфесе заносило илом и город терял свое значение.
Храм был разграблен готами, а позднее затоплялся наводнениями.
Сегодня от храма в Эфесе сохранилось лишь несколько блоков основания и одна восстановленная колонна.
Ролик №1
Проверь полученные знания!
Ролик №2
Просмотрите ролики с изображением чудес древности.
Как они называются?
Где они были расположены?
Что вы о них знаете?
В ответе обязательно укажите номер ролика.
Итог: по 3 балла за описание каждого из чудес древности
Желаем удачи!
Ролик №3
Ролик №4
Ролик №5
Ролик №6
Ролик №7
42
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
48
№ 7
Источники:
До новых встреч!
Интернет-ресурсы:
Сайт http://school-collection.edu.ru/
C айт http://www.scross.ru/
Сайт Википедия
Фото из личного архива автора
kopilkaurokov.ru
математическая игра "Историческое путешествие по Древнему миру" для 6 класса
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
2011-2012 учебный год
Цель игры:
Узнать некоторые сведения из истории математики.
Развитие у учащихся интереса к математике.
Развитие устного счета у учащихся.
Развитие наблюдательности.
Развитие логического мышления.
Правила игры:
В игре участвуют от 3 до 6 команд по 6 человек в каждой, включая капитана.
Игра состоит из 6 этапов.
1. Начало. Ведущий (учитель или старшеклассник) объявляет участникам игры о том, что сегодня они осуществляют путешествие по древним странам, в которых зародились истоки современной математики. О каждой стране коротко рассказывают докладчики.
ЕГИПЕТ
ВАВИЛОН
Самым известным из государств Месопотамии был Вавилон. Во время разливов Тигра и Евфрата землю Междуречья покрывал плодородный ил. Вавилоняне, как и жители Египта, были земледельцами. Только им приходилось труднее, чем египтянам. Текущие с Армянского нагорья Тигр и Евфрат разливаются очень бурно. Для защиты от наводнений приходилось строить дамбы, обносить поля и селения насыпями. А для строительства таких больших сооружений нужны знания. Не удивительно, что вавилоняне стали хорошими математиками. Многие знания вавилоняне получили от шумеров, которые до них населяли Междуречье. В частности от них позаимствовали они большую часть математических
знаний. Эти знания были более обширными, чем у египтян.
В Вавилоне умели решать более трудные задачи, у вавилонян была лучше разработана система записи чисел, в том числе и дробных. Хорошо разбирались вавилонские ученые и в движении звезд и планет. Как и в Египте, самыми учёными людьми в Вавилоне были жрецы.
Для того чтобы ещё больше подчинять себе простой народ, вавилонские жрецы придумали специальную «науку» - астрологию. Они убеждали людей, что расположение звезд на небе влияет на судьбу человека, что по звездам можно предсказывать будущее.
ГРЕЦИЯ.
Египтяне знали как найти объем пирамиды, но почему получается такой ответ, они не объясняли. В решениях задач у них часто встречается указание: «Делай, как делается». Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя. Их легкие остроносые корабли во всех направлениях бороздили Средиземное море. Они везли посуду и украшения из Вавилона, бронзовое оружие из Египта и конечно, как и у других народов, вместе с товарами корабли привозили в Грецию знания.
Но Греки не просто учились у других народов. Очень скоро они обогнали своих учителей. А знаете, почему греки обогнали в математике все другие народы? Потому, что они хорошо умели спорить. Они даже придумали такое изречение: «В споре рождается истина!» Каждое правило греческие математики старались объяснить, доказать, что оно верное. Они спорили друг с другом, рассуждали, старались найти в рассуждениях ошибки. Едва родившаяся греческая математика сразу семимильными шагами пошла вперёд. Ей помогали чудесные сапоги – скороходы, которых раньше у других народов не было. Они назывались - «рассуждения» и «доказательство». Огромное значение для развития теоретической арифметике имели труды Пифагора, Евклида, Архимеда и других древнегреческих математиков.
ИНДИЯ.
Велики заслуги народов древней Индии в развитии арифметики. Современные цифры индийского происхождения. В Индии в 5 – 7 веках была введена впервые десятичная позиционная система счисления с применением числа нуль, которой и поныне пользуется весь мир. Индийцы широко употребляли «обыкновенные дроби». Индийские учёные нередко излагали свои задачи в стихах. Наши обозначения обыкновенной дроби при помощи числителя и знаменателя было принято в Индии, только без дробной черты.
Индийские учёные нередко излагали свои задачи в стихах. Наши обозначения обыкновенной дроби при помощи числителя и знаменателя было принято в Индии, только без дробной черты.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.
На территории нашей Родины, начиная с 8 века, расцветает культура и наука народов Средней Азии, которая входила в то время в состав огромной империи, образовавшейся в результате арабских завоеваний, и названной арабским халифатом, потому что во главе многочисленных областей империи стояли «халифы» по другому «преемники» - основателя ислама Мухаммеда. Арабские математики оказали большое внимание на науку Западной Европы.
Они популяризовали позиционную систему счисления, распространяли математические знания, заимствовали из Греции и Индии, и обогащали науку собственными открытиями. Самый известные из них это: ал - Хорезми, Омар Хайям, Насирэддин Туси, ал - Коши и другие.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ.
В начале 18 века в России было немного образованных людей, В 1701 году Петром 1 была утверждена первая математико - навигационная школа, в которой преподавали приглашенные из-за границы ученые. Единственным авторитетным русским преподавателем этой школы был в то время Леонтий Филиппович Магницкий, которому Петр 1 поручил составление арифметики.
По учебнику арифметики Магницкого обучались многие поколения русских людей. Великий русский учёный и поэт Михаил Васильевич Ломоносов назвал «Арифметику» Магницкого «вратами учёности» и знал её почти наизусть.
После прослушанных докладов участникам игры сообщается, что они совершат волшебные путешествия по странам, о которых им только что рассказали. В каждой стране их будут ожидать различные задания по математике. Они будут вести дневник, куда будут записаны их успехи, а именно заработанные баллы при решении различных задач.
2 этап. СТАРТ.
Всем командам дается решить пример, чтобы получить дневник и отправиться в путешествие. Как только команда правильно решает пример, она получает дневник и сразу стартует.
Примеры:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ответы: 1 - дневник с началом Вавилон
2 --------- Египет
3 ---------- Греция
4 --------- Индия
5 --------- Арабский халифат
6 --------- Древняя Русь.
Кроссворд.
1
2
3
4
5
6
Задания Арабского халифата.
Набор действий, правил, позволяющих решить задачу.
Не натуральное число, которое меньше любого натурального числа.
Не целое число.
Математический знак.
Любимая оценка.
Раздел математики, занимающийся изучение свойств фигур.
Сколько правильно разгаданных слов, столько баллов получает команда.
ЕГИПЕТ.
Сколько квадратов изображено на рисунке?
(11 квадратов)
Сколько отрезков изображено на рисунке?
(6 отрезков)
Сколько треугольников изображено на рисунке?
(12 треугольников)
За каждую задачу за правильный ответ с первой попытки – 2 балла; со второй попытки - 1 балл.
ЕГИПЕТ.
Сколько квадратов изображено на рисунке?
Сколько отрезков изображено на рисунке?
Сколько треугольников изображено на рисунке?
За каждую задачу за правильный ответ с первой попытки – 2 балла; со второй попытки - 1 балл.
ГРЕЦИЯ.
Командам предлагается три задания на логические закономерности. За каждую правильно решенную задачу начисляется 2 балла (1 балл со второй попытки).
ДРЕВНЯЯ РУСЬ.
Задачи и задачи – шутки.
Брат и сестра получили в наследство 90 рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 рублей, то брат окажется вдвое богаче сестры. Сколько денег в наследство досталось брату и сколько сестре? (10р. и 50 р.)
Сколько концов у 5 палок? (10) А сколько концов у 5 с половиной палок? (12)
У отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда, когда отцу было 24 года. Сколько теперь лет сыну? (24 года)
Как число 66 моментально увеличьте на половину этого числа (перевернуть).
Отец раздал орехи поровну 5 сыновьям. Трое сыновей съели по 5 орехов и увидели, что у них осталось столько орехов, сколько дано двум другим сыновьям. Сколько орехов раздал отец? (75 орехов)
На лугу паслись две лошади в течении часа, они ели траву с одинаковым аппетитом, отличались они тем, что у первой лошади хвост был в 2 раза больше, чем у второй. Какая лошадь съела больше и почему? (поровну)
ВАВИЛОН.
Составление слов, связанных с математикой.
Команде предлагается набор букв, из них надо составлять слова – математические термины. Сколько составлено слов, столько баллов зарабатывает команда. (не более 3 минут)
или
Слово - ГЕОМЕТРИЯ. Из него составляются различные слова.
6. «Черный ящик» (раковины, изделия из стекла, оливки)
7.
На доске:
Финикия
План урока.
1. Местонахождение страны
2. Природа
3. Занятия населения
4. Письмо- удобное, простое
5. В финикийской школе
6. «Черный ящик»
7. Итоги: слава добрая? Дурная?
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
1.Оргмомент
Сообщение темы и цели урока
Сообщение темы и цели урока
Благодаря машине времени мы продолжим путешествие в Древний мир. Побываем сегодня в одной очень загадочной, удивительной стране, которая сделала всем будущим народам замечательный подарок, которым до сих пор пользуются многие народы мира.
2.Повторение пройденного
1.Сначала вспомним, в каких странах древности мы уже побывали
2.Узнаем вашу готовность к путешествию. В путешествие возьмем тех ребят, которые покажут свою эрудицию, знания, выполнив задание «Перепутаница».
Проверка:
1 вариант: 2, 3, 5, 6,10, 12
2 вариант: 1, 4, 7, 8, 9, 11
3.Узнать, в какую же страну мы совершили путешествие, вам поможет правильно решенный кроссворд
Ф
А
Р
А
О
Н
И
Л
Н
У
Т
И
Ш
Т
А
Р
К
А
Н
А
Л
Ы
Т
И
Г
Р
М
У
М
И
Я
-Повелитель Египта
-Частицы полусгнивших растений
-Египетская богиня неба
-Богиня любви в Двуречье
-Их рыли для полива полей
-Река Двуречья
-Обработанное тело умершего
3.Новый материал
1.Вот в эту страну мы и отправимся. Надо повернуть стрелки часов машины времени на 4 тысячи лет назад. В каком же тысячелетии мы окажемся?
Узнаем, куда держать путь. Прочитайте подсказку в §15, первое предложение.
Предлагает карточку:
Подсказка: это древние города Финикии
2.Самостоятельно познакомьтесь с природой Финикии. Сравните ее природу с природой Древнего Египта и Двуречья. В чем разница?
Найдите ошибку: культуры, которые выращивали финикийцы. Почему?
? виноград
Оливки
пшеница
3.Чтобы больше вы могли узнать об этой стране, каждая группа получает свое задание.
Докажите, что финикийцы были
Искусные ремесленники
1-я группа:
Торговцы
Мореплаватели
Разбойники
2-я группа:
Финикийские колонии
Почему о финикийцах шла добрая и дурная слава?
3-я группа:
Где и зачем создавались?
4.Новый материал. Создание простого письма
1.Торговцам нужно вести деловые записи, быстро отмечать свой товар: что привезено, что продано. Нужна письменность. У кого же перенять, поучиться?
Для этого они обращаются за помощью к древним египтянам и хватаются за голову. Нет, не подходит. Почему? Что не понравилось?
Трудно, долго. Нет, не подходит! Знакомятся с клинописью Двуречья.
И это письмо не подходит!
Что же не устраивало финикийцев?
2.И тогда, заимствуя у египтян, вавилонян главную идею, они придумывают сами простое, удобное письмо.
Выборочно по учебнику прочтите, чем хорош оказался их алфавит? Какой недостаток?
5. В финикийской школе
1.Учимся читать по-финикийски.
бог
бег
дом
дым
рука
река
рак
2.Учимся писать по-финикийски
Мама
Город
Мир
Море
3.Почему же многие народы мира благодарны финикийцам?
Вывод: Финикийцы создали первый алфавит, который переняли древние греки, добавив гласные буквы для обозначения гласных звуков. А от древних греков алфавит переняли наши предки- древние славяне и другие народы.
5.Слава добрая? Дурная?
Чем же запомнились вам финикийцы? Что понравилось?
Дополнительно:
Самые отважные и искусные мореплаватели и купцы. Первыми протянули через Средиземное море торговые нити. Сотни кораблей перевозили товар со всего света. Их гавани- удобные морские порты. К ним сходились нити и морской торговли и морского разбоя. Сделали много открытий в мореходном деле.
Изобрели таран- заостренный выступ в носовой подводной части корабля. Стали первыми строить парусные торговые суда, которые могли брать на борт до 250 тонн груза.
Жажда наживы и любопытства побуждала финикийских мореплавателей к дальним и опасным плаваниям в Атлантическом океане.
В 600 году до нашей эры по просьбе египетского фараона Нехо обогнули африканский континент, первыми доплыли до Геракловых столпов (Гибралтара). На это ушло три года.
7. «Черный ящик»
Узнайте, что находится в черном ящике:
1.Взяв в руки два тяжелых камня, финикийцы ныряли на дно моря и, рискуя жизнью, доставали это… (раковины)
2.Чтобы получить знаменитую пурпурную краску
(из улиток по капельке выдавливали жидкость)
3.Они первыми научились изготавливать это. Смешивали прибрежный песок с содой и плавили этот состав.
(стекло, стеклянные сосуды)
4.Из этого они получали вкуснейшее масло, которым торговали по всему Средиземноморью.
(оливки)
8.Подведение итогов урока
1.О чем рассказывают эти документы:
-Во время раскопок в Библе обнаружены египетские украшения, вавилонские глиняные таблички.
-Археологи находят на побережье целые горы пустых раковин.
-Когда финикийцы высаживались где-нибудь на морском берегу, матери прятали своих детей.
-Узнав о готовящемся походе военных, купцы спешили в военный лагерь и с нетерпением ждали сражения.
-В Финикии «горы заросли строевым лесом, дубами и кедрами до самого неба»
2.Кто захочет больше узнать о Финикии… (анонс книг)
3.В жизни вам еще не раз придется путешествовать по древнему миру, узнавать об интересных открытиях и изобретениях и снова удивляться как много знали и умели люди в древности.
9.Домашнее задание
Выбрать одну из предложенных тем и составить рассказ:
-«На финикийском корабле»
-«За пурпурной краской»
-«Открытия и изобретения финикийцев»
infourok.ru
Игра для пятиклассников «Путешествие по Древнему миру»
Игра для пятиклассников
«Путешествие по Древнему миру».
Класс разделен на две команды. Они заранее придумывают названия командам, выбирают капитанов. Ведущий объявляет название игры, знакомит с целями мероприятия.
Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие по Древнему миру. Вы успели очень многое узнать и, сегодня вам предоставляется возможность блеснуть своими знаниями. Итак, мы начинаем.
Конкурс №1. «Знания + внимание».
Проверим, знаете ли вы, что означают слова в левом столбике. Для этого найдите в правой колонке объяснение каждого слова из левой колонки. Например, берем из левого столбика слово под №1 «дельта», в правом находим его объяснение: «устье реки, разделенное на рукава».
1. Дельта а) царь в Древнем Египте
2. Папирус б) служитель богов в храме
3. Крестьянин в) мастер, создававший изображения из глины, камня,
дерева, металла
4. Ремесленник г) растение, из стеблей которого в Египте делали
материал для письма
5. Рабовладелец д) знак-рисунок в письменности Египта
6. Фараон е) группа вьючных животных, перевозивших грузы и
людей
7. Чиновник ж) сплав меди с оловом
8. Вельможа з) земледелец, имевший небольшое хозяйство
У древних египтян было в общей сложности свыше 2 тысяч богов и богинь. Некоторым поклонялись во всем Египте, культ других имел лишь местное значение. Еще в глубокой древности многие божества стали связывать с определенными символами: животными, птицами, растениями. Их даже изображали с головами соответствующих животных. Сопоставьте имена египетских богов и богинь с их символами.
1. Сет – бог пустыни, бурь и непогоды а) павиан
2. Анубис – бог мертвых и бальзамирования б) корова
3. Себек – бог воды в) шакал
4. Хатхор – богиня любви, красоты и радости г) крокодил
5. Тот – бог мудрости д) осел, свинья, гиппопотам
(Ответ: 1 – д; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – а).
Подведение итогов.
Конкурс №3. «Заплутавший путешественник».
Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это вы узнаете, если правильно подскажите путнику географические названия. Перепутаться могут не только слова, но и буквы в них. Найдите каждой букве свое место и прочитайте слова.
1. Река в Египте а) ФМЕСИМ
2. Древнейшая столица Египта б) ЛНИ
3. Реки, образующие Междуречье в) ВРАФТЕ, РИГТ
(Ответ: 1 – б (Нил), 2 – а (Мемфис), 3 – в (Тигр, Евфрат).
Подведение итогов.
Конкурс №4. «Кто лишний? Что лишнее?»
Перед вами несколько групп слов. В каждой группе есть лишнее слово, которое не подходит по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.
4. Обелиск – мемориальное сооружение, остальные – люди.
5. Писец – человек, остальное – неодушевленные предметы.
6. В отличие от раба все остальные – независимые люди египетского
общества.
7. Карфаген расположен в Африке, остальные – в Азии).
Подведение итогов.
Конкурс №5. «Крылатые выражения»
Общая оценка – 5 баллов (правильно назвать – 1 объяснить, что означает и в связи с чем возникло – 3 балла, объяснить смысл употреблений сегодня – 1 балл).
«Кануть в Лету».
(Ответ: Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства умерших. Воды реки несли забвение. «Кануть в лету» означает «исчезнуть из памяти, подлежать забвению»).
Подведение итогов игры.
obrazbase.ru
Игра-путешествие по истории Древнего мира
Внеклассное мероприятие
"Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс
Игра проводится во внеурочное время. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция”.
Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.
Задачи мероприятия:
В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой.
Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
Оборудование:
Исторические карты, иллюстрации.Карточки с задачами, терминами, определениями.Муляжи продуктов (или настоящие продукты).
Правила, действующие в ходе игры:
На станции “Блиц” за каждый ответ ставится один балл (максимально возможное количество – 30 баллов)
На станции “Размышлялки” за ответ выставляется по 3 балла в зависимости от правильности и полноты ответа.
На станции “Картографическая” каждое задание может оцениваться от 1 до 5 баллов.
Правильные ответы оцениваются в пять баллов.
Ход мероприятия
Представление команд. (название, эпиграф-изречение, эмблема)
Жеребьевка (определение последовательности выступления команд)
Задания и критерии оценивания для команд.
Примечание: в представленном – табличном виде задания раздаются помощникам и жюри. Для команд готовятся отдельные карточки с заданиями.
I. Станция “Блиц” (репродуктивные вопросы). (задаются по очереди командам).
1. Первая столица объединенного Египта Мемфис
2. Повелитель Египта, его правитель. Фараон
3. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. Писец
4. Знатные, знаменитые люди, советники фараона. Вельможи
5. Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. Амон – Ра
6. Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых. Осирис
7. Бог земли в Древнем Египте. Геб
8. Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид. Сфинксы
9. Царь Междуречья, создатель первых письменных законов. Хаммурапи
10. Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями. Полис
11. Простой народ в Греции. Демос
12. Избранные 9 правителей в Афинах. Архонты
13. Богиня охоты в Греции. Артемида
14. Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии. Касты
15. Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем. Одиссей
16. Место жительства греческих богов. Гора Олимп
17. Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли. Гермес
18. Способ письма в Двуречье. Клинопись
19. Непроходимые леса в Индии. Джунгли
20. Главный строительный материал в Двуречье. Глина
21. Люди, лишенные свободы. Рабы
22. Материал для письма в Китае. Бамбук
23. Напиток, пришедший к нам из Китая. Чай
24. Бог грома и молнии в Греции. Зевс
25. Низшие божества в Греции. Нимфы и сатиры
26. Поэма Гомера о Троянской войне. “Илиада”
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Максимальное количество баллов – 13 у каждой команды.
II. Станция “Размышлялки” (логические задачи). (по три задания каждой команде, по 3 балла за задание)
1. Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена?
Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.
Ответ:Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого.Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево.
2. На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.
Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.
Ответ:Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге.
3. В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета.
Почему в гробнице было так мало железных предметов?
Ответ:Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии.
4. Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?
“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”
Ответ:Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море. 5. Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.
Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?
Ответ:В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы.
6. Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.
Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?
Ответ: Страшный циклоп - людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. “Тут повалился он навзничь… не в меру напившись” пишет Гомер.
III. Станция “Картографическая”
.1. Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их). Индия – полуостров Индостан
Греция – Балканский полуостров
Ответы сдавать жюри в письменном виде.(2 балла, по 1 баллу за каждую позицию)
2. Определите по очертаниям, где изображены Египет, Индия, Китай, Двуречье.
На карточки с очертаниями написать название страны. (4 балла, по 1 баллу за каждую позицию).
Карты пронумерованы, их надо подписать
(5 баллов, по 1 баллу за каждую позицию)
3. Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено. (в карточки с иллюстрациями вписать страну; ответы команды сдают жюри в письменном виде)
1 – Индия (Будда)
2 – Египет (пирамида)
3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом)