Народное собрание древнего рима. 31. Роль Сената и Народного собрания в государственном управлении Римской Республики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.2 Органы государственного управления. Народные собрания. Народное собрание древнего рима


31. Роль Сената и Народного собрания в государственном управлении Римской Республики

Народные собрания. Верховенство народа было закреплено в политических, в законодательных правах народных собраний. В свою очередь и собрания в республике были трех видов, с разными, не пересекающимися между собою полномочиями.

1. к у р и а т н ы е собрания. Рано потеряли свое значение. Полномочие на делегацию власти избранным другими собраниями магистратам в виде специального закона, контроль за усыновлением, за осуществлением отцовской власти в роде и семье, утверждение в этой связи завещаний.

2. представляли ц е н т у р и а т и ы е к о м и ц и и. Это был главный вид народовластия в Риме — не только потому, что количественно охватывал большинство полноправного населения, но и потому, что обладал существенными для государства полномочиями.

Правом участия в центуриатных комициях обладали самостоятельные граждане Рима, прошедшие цензовую регистрацию и приписанные к одной из политических центурий.

Полномочия. 1. в них проходили выборы важнейших магист ратов: консулов, преторов, цензоров, — а также назначене диктатора в экстраординарных обстоятельствах. 2. в комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом. Законодательные права комиций были несколько ограничены Сенатом. 3. комициям принадлежала отчасти и судебная власть: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, вообще любой гражданин, несправедливо обвиненный, по его мнению, магистратом, мог апеллировать к комициям. Решение комиций по судебным вопросам отмене не подлежало, но могло быть приостановлено особыми действиями народных трибунов.

Комиции собирались строго за стенами города и могли проходить с восхода до заката только в присутствии кого-либо из высших магистратов. Без этого собрание не считалось правомочным и рассматривалось как сходка.

3. собраний представляли трибутные комиции. В них принимали участие все граждане-собственники. Трибутным комициям принадлежала, во-первых, судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами, выборы плебейских магистратур: народных трибунов и эдилов — и, в-третьих, законодательство.

Сенат. Центральным учреждением республики был Сенат, воплощавший представительное начало в римском государственном устройстве. Это был древнейший, еще дореспубликанского происхождения, из политический институт. Своими полномочиями Сенат как бы уравновешивал и порывы народных собраний, и неизбежный волюнтаризм магистратов.

Членов Сената — сенаторов назначали: вначале цари, после их свержения — консулы. С конца IV в. до н.э. установился нормальный порядок назначения — цензорами, исходя из предписанных законами критериев. В Сенат могли входить только старшие и младшие главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи.

Сенат ведал (1) общим попечением над культами, и в этой связи надзором за храмами и священными местами, объявлял праздничные и благодарственные дни, налагал запреты на отправление иных культов. Ему принадлежало (2) общее финансовое управление, исключая распоряжение общенародной собственностью; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну, в т.ч. с граждан. Сенат обеспечивал (3) соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе. Сенат был главным органом (4) военно-организационного управления: после того как народное собрание решало о войне или ее объявлял враг, сенаторы постановляли, с какими войсками вести войну, сколько строить кораблей, передавал магистратам исключительные полномочия; Сенат же получал все донесения военачальников и принимал меры по этим донесениям. Сенат вел (5) дипломатические и международные отношения Рима: это право, ранее принадлежавшее консулам, было узурпировано Сенатом в ходе войн II в. до н.э. Сенату принадлежало (6) право управлять подвластными Риму провинциями: назначать туда магистратов, определять их полномочия, принимать их отчеты об управлении. Помимо текущего управления, Сенату надлежало (7) рассматривать законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания. До второй половины IV в. до н.э. Сенат утверждал законы и иные постановления после их принятия в народном собрании — и тогда, по сути, законодательные права его были верховными. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. По запросу магистрата Сенат (8) мог вынести и собственное заключение, не требовавшее утверждения комициями, — сенатус-консульт; в нем могли затрагиваться самые широкие вопросы правового регулирования, даже решения конкретных юридических дел. Это право-традиция, установившаяся со II в. до н.э., также существенно расширила законодательные права Сената. Наконец, в особых случаях Сенат (9) мог продлевать властные полномочия магистратов в зависимости от их деятельности.

studfiles.net

1.2 Органы государственного управления. Народные собрания. Государственный и общественный строй Древнего Рима

Похожие главы из других работ:

Государственное управление в годы Великой Отечественной войны

3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства. Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени...

Империя Карла Великого

2.2 Органы государственного управления

Королевская (императорская) власть приобрела особый характер и полномочия. Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви, тем самым как бы и особое божественное содержание.Хэгерманн. Карл Великий - М., 2003. С...

История органов госбезопасности на Кубани

2. Органы объединенного государственного политического управления и народного комиссариата внутренних дел на Кубани

В феврале 1922 г. ВЧК была упразднена и преобразована в Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, которое вскоре стало, в связи с образованием СССР, Объединенными государственными политическим управлением (ОГПУ) при СНК СССР...

Местные органы государственной власти Великого княжества Литовского в XVI веке

1.2 Главные органы государственного управления

Во главе государства стоял монарх, которого называли хозяином либо великим князем. Он был носителем верховной власти и осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. В частности...

Органы государственного управления в Великом княжестве Литовском

2.1 Поветовые органы управления

Основная управленческая деятельность, как нами уже было отмечено ранее, не переносилась в центр государства, а осуществлялась непосредственно местными органами управления. Основными служебными особами, руководящих на местах до XV века...

Особенности управления Российским государством на разных этапах его развития

2. Административно-территориальное деление Российского государства - губернии, провинции, уезды. Местные органы государственного управления - канцелярии - основной административный, финансовый и судебный орган в губерниях и провинции (XVIII в.)

В конце 1708 года Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, названных губерниями: Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская (позже до 11)...

Полис в древнегреческой цивилизации

3.1. Органы управления полиса

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание - верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага...

Псковская судная грамота. Конституция РСФСР 1918 года

Органы государственной власти и управления

псковская судная грамота конституция Органам власти и управления в Конституции отводится целый раздел под названием «Конструкция советской власти». Кроме того, отдельные нормы о структуре государственного механизма есть и в других разделах...

Реформы управления 80-90-х гг. XIX века

2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ В 80-90-е гг. XIX ВЕКА

При Александре III изменилась, хотя и незначительно система, как высших государственных учреждений, так и центральных государственных учреждений и местных государственных учреждений...

Русская правда

Высшие органы власти и управления

Процесс формирования сословного слоя феодального общества Руси начался с конца XVI в. со времен Киевской Руси и завершился к концу XVII в. Сословия - это большие социальные группы (или слои населения)...

Система государственного управления в годы царствования Екатерины II

2 Система государственного управления в годы царствования Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма» и новый этап рационализации государственного управления во второй половине 18 века

Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро...

Советский цирк в 1920-е – 1980-е годы

I.2 Органы управления советскими цирками

Октябрьская революция стала историческим рубежом в истории русского цирка, ознаменовавшим крутой поворот в организации творческой деятельности мастеров арены. В январе 1918 года на III съезде Советов В.И...

Формирование советского государственного аппарата

3. Местные органы власти и управления

Накануне Октябрьской революции на местах существовали городские и земские органы самоуправления, Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, комиссары Временного правительства, органы сословного самоуправления...

Эволюционное развитие конституции РСФСР

c. Высшие органы власти и управления

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов (1 депутат от 25 000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 12 500 избирателей)...

Экономический общественный и политический строй Новгорода и Пскова в удельный период

11. Органы областного и колониального управления.

Что касается областного управления, то в этом отношении надо различать те части Новгородской территории, которые были древнейшими составными ее частями и вош-ли в состав деления на пятины, от позднейших приростов ее...

hist.bobrodobro.ru

Роль народного собрания в Древнем Риме

Роль народного собрания в Древнем Риме

Ответы:

В римской республике существовало три вида народных собраний, или комиций: куриантные, центуриантные и трибутные. Самыми древними на них были куриантные комиции, когда-то единственный вид народных собраний патрициев. С появлением центуриантных и трибутных комиций, куриантные собрания потеряли всякое реальное политическое значение. За ними остались чисто формальные функции вручать «империй», то есть верховную исполнительную власть, магистратам, избранным в центуриантных комициях.  Кроме того, в куриантом собрании решались вопросы об усыновлении граждан. Насколько формальный характер носили куриантные комиции, показывает тот факт, что для их деятельности не требовалось присутствия членов курий, а достаточно было тридцати ликторов и трех жрецов - авгуров.  Центуриатные комиции появились, согласно традиции, в результате реформ Сервия Туллия и долго после этого служили высшим видом народных собраний. Они возникли первоначально как сходка городского ополчения и все время сохраняли военный характер.  Так, центурные комиции должны были собираться за чертой города, в так называемом Марсовом поле. Созывать их и председательствовать на них могли только высшие должностные лица, обладавшие военным империям: диктаторы, консулы, преторы. Голосование происходило сначала в центуриях, а затем подсчитывали общее число центурий, голосовавших за или против. Так как всего центурий было 193, то голосование прекращалось, если первые 97 центурий голосовали одинаково.  По реформе центуриатных комиций, произведенной в 241 г. до н.э. количество центурий в каждом разряде было установлено одинаковое, и общее количество их было доведено до 373. Теперь абсолютное большинство составляли 187 центурий.  Первоначально все новые законы должны были проходить через центуриатные комиции. Но после того как народные собрания по трибам получили общегосударственный характер, законодательные функции перешли к ним. Центуриатные комиции служили высшей инстанцией при объявлении войны и заключении мира; они выбирали самых высших должностных лиц - консулов, преторов, цензоров; наконец, центуриатные комиции разбирали все уголовные дела, когда обвиняемому грозила смертная казнь или изгнание.  Трибутные комиции, окончательно вошедшие в практику политической жизни после 287 г. до н.э., были наиболее демократическим видом римских народных собраний, так как для участия в них не требовалось ценза. Обычно они созывались на форуме. Голосование происходило таким же способом, как и в центуриатных комициях, то есть сначала голосовали в трибах, а потом подсчитывали общее число триб, голосовавших за или против.  Абсолютное большинство давали 18 триб, голосовавших одинаково11 Ковалев С.И. Очерки истории Древнего Рима. Учебное пособие - М.: Просвещение, 1999. С. 38.  После 287 г. к трибутным комициям перешли законодательные функции. Кроме того, народное собрание по трибам разбирало уголовные дела, в которых обвиняемому грозил крупный штраф (3020 весов и выше), и выбирало квесторов, эдилов и низших должностных лиц. Плебеи в собраниях по трибам продолжали выбирать своих должностных лиц; народных трибунов и плебейских эдилов. Впрочем, фактически разницы между трибутными комициями и собранием плебса по трибам не было, так как в этом и другом собрании принимало участие подавляющее большинство граждан.  В римских комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их значение. Это станет особенно ясным, если римские народные собрания сравнить с афинской экклесией, как наиболее демократическим типом народного собрания в рабовладельческом обществе.  В то время как в Афинах было единое народное собрание, в Риме их было два (формально даже три). Такая дробность, конечно, уменьшала авторитет народного собрания. Кроме того, до середины II в. до н.э. в комициях существовала открытая подача голосов, что давало возможность богатым и влиятельным людям оказывать давление на рядовых избирателей.  Только во второй половине II в. до н.э. было введено тайное голосовани

cwetochki.ru

Древнейший Рим. Патриции. Плебеи. Сенат. Народное собрание



Задание 1. Прочитайте текст, рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.

1) Какую клятву дают братья Горации?

Клятву сражаться до конца, победить или погибнуть в бою.

2) Предположите, в чем наставляет их отце, вручая им боевое оружие.

Быть храбрыми и не посрамить род.

3) Среди женщин найдите самую старшую –мать. Другие женщины – сестра Горациев и сестра Куриациев. Какие чувства объединяют женщин? Почему они не пытаются остановить Горациев?

Потому что защита Родины важнее личных интересов.

4) Что для Горациев важнее: родственные чувства или интересы Рима?

Интересы Рима.

5) Почему, по вашему мнению, художник Ж.Л.Давид много веков спустя обратился к этому сюжету?

Потому что тема любви к Родине, храбрость и смелость всегда актуальны.

Задание 2. Напишите даты указанных событий.

Основание Рима – 753 год до н.э.

Рим превращается в многолюдный город в 6-м веке до н.э.

Задание 3. Дайте определение следующих понятий.

Патриции – потомки древнейших жителей Рима.

Плебеи – переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также других областей Италии.

Сенат – совет старейшин из представителей патрициев.

Народное собрание – орган высшей власти царском Риме, состоящий из мужчин-патрициев.

Царь – правитель Рима, который выбирался Народным собранием пожизненно.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова.

Первым царем Рима был Ромул, последнего звали Тарквиний по прозвищу Гордый.

Задание 5. Используя дополнительные источники информации, напишите названия основных холмов, на которых расположен Рим.

Авентин, Виминал, Капитолий, Квиринал, Палатин, Целий, Эсквилин.

Задание 6. Установите соответствовали именами богов Древнего Рима и Древней Греции. Для этого впишите недостающие имена древнегреческих богов напротив соответствующих им римских богов.

Нужно вписать:

Юпитер – Зевс;

Марс – Арес;

Диана – Артемида;

Прозерпина – Пересефона;

Нептун – Посейдон;

Меркурий – Гермес;

Венера – Афродита;

Минерва – Афина;

Церера – Деметра;

Вулкан - Гефест.

resheba.com