Древнейшие цивилизации и государства. Тема 2 цивилизации древнего мира § 7. Древнейшие государства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Цивилизации Древнего мира § Древнейшие государства. Древнейшие цивилизации и государства


Цивилизации Древнего мира § Древнейшие государства

Глава 2. Цивилизации Древнего мира

§ 3. Древнейшие государства

Цивилизации Древнего мира

Период первобытности в наиболее развитых в тот период регионах земли закончился на рубеже IV - III тысячелетий до н.э. На смену ему прихо­дит период, который называют цивилизация (от лат. civilis - государственный, гражданский). Слово «цивилизация» связано и со словом «город». Строительство городов является одним из первых при­знаков рождения цивилизации.

Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для ци­вилизации культура. Огромную роль в жизни древнего обще­ства стала играть письменность, возникновение которой так­же считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

У разных народов цивилизация имела свои различия. На развитие цивилизации влияли природно-климатические усло­вия, обстоятельства исторического становления народов и т.д. Иногда термином «цивилизация» обозначают историю от­дельного народа или государства (древнеегипетская цивили­зация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, древнегреческая цивилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако у всех цивилизаций Древнего мира было немало об­щего, что позволяет объединить их в две группы - древне­восточную и античную цивилизации.

Древнейшей формой древневосточной цивилизации стали государства в долинах великих рек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства стали возникать и вне речных долин.

Для всех древневосточных государств была характерна огромная власть правителей-монархов, укреплению ко­торой способствовали государственные чиновники, ко­торые также играли ключевую общественную роль.

Преобладающим населением являлось крестьянство, объ­единенное, как правило, в общины. Несвободную часть насе­ления представляли рабы. Древневосточное общество можно сравнить с пирамидой: на вершине - правитель, в средней части - чиновничество, в основании - крестьяне и рабы.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она охватывала район Средиземноморья. Правда, первые го­сударства здесь также принято относить к древневосточной цивилизации. Однако затем, по не совсем объяснимым пока причинам, развитие пошло по иному пути.

B устройстве античных государств стали преобладать черты самоуправления. Правителей избирали на народных собраниях, роль госу­дарственных органов исполняли прежние общинные струк­туры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Позже самоуправление было заменено монархической властью. В ан­тичных государствах значительная часть населения прожи­вала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное зна­чение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль играл труд рабов.

Древний Египет

Жители Египта создали одну из первых цивилизаций в долине Нила - плодородной полосе от 1 до 20 км по обоим берегам реки, расширяющейся в дельте.

Раз в год Нил выходил из берегов, и потоки воды, круша все на своем пути, заполняли долину. Разливы были бедстви­ем для ее обитателей, но они приносили массы плодородного ила. Благодаря илу земля давала невиданные урожаи, но, чтобы сохранить посевы, в долине необходимо было строить и содержать сложные ирригационные сооружения.

Первые государства в Египте называют номы. В IV тыся­челетии до н.э. в Египте сложилось около сорока номов. По­требности развития земледелия вели к объединению всей до­лины Нила. После длительных войн осталось два государ­ства — Верхний и Нижний Египет. Верхний Египет (Южное Царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Еги­пет (Северное Царство) - в дельте Нила. Правителей Египта называют фараоны. Примерно в 3000 г. до н.э. правитель Верхнего Египта Менее (Мена) объединил страну.

Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 - 2800 гг. до н.э.), Древнее (2800 - 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050 - 1750 гг. до н.э.), Новое (1580 -1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 - 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно тридцати династий.

Главным занятием египтян было земледелие. Мягкую по­чву взрыхляли мотыгой или легким плугом. Для сбора уро­жая египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появились сельскохозяйственные ору­дия из меди и бронзы. В египетских документах говорится также о ремесленниках многих десятков профессий.

Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чиновники проводили смотр детей, достигших трудоспособ­ного возраста. Самых сильных они отбирали в войско, самых сообразительных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным работам: кто-то становился зем­ледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.

Первоначально египетские земледельцы трудились в хо­зяйствах фараона, знати и храмов. Позже им стали выделять в собственность участок пашни. Подобным образом был ор­ганизован и труд ремесленников. Наиболее тяжелые виды работ выполняли рабы, как правило, чужеземцы.

Государственная власть в Египте имела характер деспо­тии.

Деспотия - это форма государственного устройства, при которой правитель неограниченно распоряжается властью.

По повелению фараона велись строительство оросительных сооружений, работы по возведению городов, крепостей и хра­мов; фараон устанавливал законы, был верховным жрецом, он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.

Период Древнего царства был временем наибольшего мо­гущества фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. В эпоху Среднего царства Египет был объединен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство также распалось на отдельные номы, пла­тившие дань завоевателям. Не покорились лишь Фивы.

В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на простых воинов, которым за службу предоставляли неболь­шие участки земли. Фараону Яхмосу I, ставшему основате­лем 18-й династии, в 1580 г. до н.э. удалось изгнать гиксосов из Египта.

Фараоны периода Нового царства вели постоянные войны. В Египет поступала огромная дань, возросло количество ра­бов. Наибольшего могущества держава достигла при фараоне Аменхотепе III (1455 -1419 гг. до н.э.). Однако вскоре в Передней Азии появились мощные державы, начавшие с Египтом борьбу. С переменным успехом эта борьба продол­жалась около двух столетий. В конце концов силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараона­ми, вельможами и жрецами. В 525 г. до н.э. Египет был за­воеван Персией.

Города-государства Шумера

Одновременно или даже рань­ше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Двуречье, или Междуречье - между реками Ев­фрат и Тигр). Эта земля, как и долина Нила, обладала необычайным плодородием, и зарождение цивилизации также было связано с необходимостью возведения и использования оро­сительных систем.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семиты. На юге первыми появились племена, языковую принадлежность которых ученые не могут установить. В V - IV тысячелетиях до н.э. в Южную Месопотамию при­шли шумеры - также народ неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую письменность - клинопись. Шумеры считаются и изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали цен­трами небольших государств, подобных египетским номам. Их называют города-государства: Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур.

Некоторым городам временами удавалось подчинить со­седние города-государства, но единство Шумера, в отличие от Египта, было непрочным. Первую серьезную попытку со­здания единого государства предпринял в XXIV в. до н.э. Саргон Древний. Он происходил из низов общества, был семитом, которых все больше селилось в Шумере. Саргон завоевал обширные земли, ввел в своем царстве единые меры длины, площади и веса. При нем активно строили каналы и плотины.

В конце XXII в. до н.э. возникло Царство Шумера и Ак­када. Оно известно централизованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все трудились на государственной земле под строгим контролем чиновников. Около 2000 г.до н.э. царство Шумера и Аккада было захвачено кочевыми семитскими племенами. Со временем шумеры слились с се­митами и другими народами Месопотамии. Жители разгова­ривали на семитских языках, а шумерский язык оставался языком письменности, науки и культуры.

Вавилонское царство. Законы Хаммурапи

В начале II ты­сячелетия до н.э. усилился город Вавилон на Евфрате. При царе Хаммурапи (1792 -1750 гг. до н.э.) вавилоняне за­воевали почти всю Месопотамию. О жизни Вавилонского цар­ства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Этот хорошо продуманный свод служил образцом для последующего законодательства многих госу­дарств. Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране при­надлежала царю. Крестьянские общины и знать считались пользователями земли. Существенную роль в хозяйственной жизни играли рабы из числа пленных. Был и другой источ­ник рабства: в рабство за долги продавали своих детей, а под­час и самих себя, однако закон ограничивал долговое раб­ство.

Восточное Средиземноморье в древности

В районах, при­легающих к восточному побережью Средиземного моря, древ­невосточная цивилизация имела своеобразную форму. Здесь пролегали торговые пути из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу.

Узкая полоса побережья Средиземного моря на террито­рии современного Ливана и части Сирии называлась Фини­кия. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Благодаря наличию многих полезных ископаемых процвета­ло и ремесло. Но главным занятием жителей Финикии стала международная торговля. Финикийцы продавали свои това­ры - древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло, металлы. Еще большее значение для них имела посредническая тор­говля.

В Финикии возникло несколько городов-государств, среди которых выделялся город Тир. В X в. до н.э. царь распро­странил свое влияние на другие города, хотя единого госу­дарства у финикийцев так и не возникло. На протяжении значительной части своей истории Финикия находились в за­висимости от Египта, а позже от государств Передней Азии, но при этом сохраняла внутреннее самоуправление.

Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II тысячелетии до н.э. они достигли Пиренейского полу­острова, где построили город Гадес, ставший впоследствии Центром добычи и торговли серебром и оловом. В начале I тысячелетия до н.э. поселения финикийцев (колонии) рас­пространились по всему побережью Средиземного моря. Со временем колонии становились самостоятельными государ­ствами, хотя и сохраняли связь с Тиром и другими городами Финикии. Крупнейшим из государств - бывших колоний - стал Карфаген.

Финикийцы являются создателями первого в мире алфа­вита, буквы которого обозначали только согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древние греки. Через них алфавит пришел к римлянам и лег в основу большинства современных систем письма (латини­ца). Славянская, а позже и русская азбуки созданы на осно­ве греческого алфавита.

Финикийцы имели всесторонние связи с другим народом Восточного Средиземноморья — древними евреями. В сере­дине II тысячелетия до н.э. часть племен Месопотамии дви­нулась на запад. Переселенцы образовали новый народ, на­звавший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку». Земледельцы Восточного Средиземноморья бо­ролись с пришельцами, но частично и смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами - при­шельцами из Европы. От названия «филистимляне» произо­шло слово «Палестина».

Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племе­на превратились в Палестине в господствующую силу. Поми­мо скотоводства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. складывается Израильско-Иудейское царство. Период расцвета оно переживало в X в. до н.э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем единое государство распалось на Израильское и Иудейское царства. В 722 г. до н.э. погибло Из­раильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона Навуходоносором, а мно­гие евреи уведены в вавилонский плен. Позже Иудейское цар­ство возродилось в качестве зависимого государства.

Древнейшие цивилизации долины реки Инд

Первые по­селения земледельцев и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Помимо пшеницы в долине Инда выращивали ячмень, горох, дыни, а затем и хлопок. Ко второй половине III тысячелетия до н.э. здесь складывается Хараппская цивилизация.

Древнейшие индийские города поражают своими размера­ми. В некоторых из них проживало по 100 тыс. человек.

Упадок древнейшей цивилизации Индии начался пример­но через 600 лет после ее возникновения. В начале II тысячелетия до н.э. гибнут первые города. Последние из них ис­чезли после 1500 г. до н.э. Причина гибели Хараппской ци­вилизации точно неизвестна. Предполагают, что ухудшался климат, Инд изменил свое течение и перестал орошать поля, на города стали наступать джунгли.

Индия под властью ариев

Во II тысячелетии до н.э. в Ин­дии появились арии. Так называли себя племена индоевро­пейцев, пришедшие в Индию из степей Восточной Европы. Раньше считалось, что именно арии уничтожили Хараппскую цивилизацию, но теперь доказано, что первые города погиб­ли примерно за 500 лет до их прихода. Тем не менее арии вели жестокие войны с жителями Индии, истребляли и порабощали их. Об этих войнах рассказывается в священных книгах ариев - Ведах - сборниках гимнов в честь богов. Шло и слияние ариев с местными народами. Завоеватели пе­реняли у них приемы земледелия, а те стали говорить на язы­ке ариев.

На севере Индии, в долине реки Ганг образовались неболь­шие государства во главе с вождями ариев — раджами.

Особенностью общества ариев было его деление на сосло­вия - варны: жрецы (брахманы), воины и правители (кша­трии), земледельцы, скотоводы и некоторые ремесленники (вайшии). После прихода ариев в Индию сословные границы стали непреодолимыми. Члены третьей варны, прежде сво­бодные общинники, попали в зависимость и стали рассматри­ваться в составе четвертой, низшей, варны шудр - слуг.

Позже жители Индии разделились на еще более мелкие группы по роду занятий. Эти группы - касты существова­ли наряду с варнами. Были касты кузнецов, ткачей, рыба­ков, торговцев и т. д. Некоторые люди занимали такое низкое положение, что не входили ни в какие касты (неприкасае­мые). Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей.

Позднее права и обязанности каждой варны были записа­ны в законах Ману (Ману - легендарный прародитель лю­дей). Это сборник, устанавливающий правила поведения, взаимоотношения различных варн. На первом месте стояли брахманы. Однако на деле кшатрии часто бывали гораздо мо­гущественнее брахманов. Встречались богачи и среди ремес­ленников или земледельцев, и даже в варне шудр. Напротив, было немало обедневших брахманов, ведущих нищенскую исизнь.

Громадную роль в жизни Индии играла община. Индий­цам приходилось выполнять многие работы совместно: расчищать поля от тропических деревьев, строить оросительные сооружения, бороться с хищниками и т.д. Поля, каналы, плотины оставались во владении общины.

Зарождение древнекитайской цивилизации

Древнекитай­ская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они захватили и долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев.

Почва в долине Хуанхэ и ее притоков была очень мягкая и плодородная, но река, часто меняя свое течение, уничтожа­ла поля и смывала целые селения вместе с жителями. Строи­тельство дамб, плотин и каналов здесь было необходимо не только для развития земледелия - от этого зависела сама возможность жизни в тех местах.

В середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ прожи­вало племя шан, одним из первых освоившее земледелие. Шан объединило несколько племен в союз, который превра­тился в государство Шан (Инь) во главе с царем (ваном). Госу­дарство Шан вело постоянные войны. Главной целью войн был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавленных людей.

Постепенно у других племен также возникают зачатки го­сударства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил соседние племена и разгромил кровавое государство Шан. В государ­стве Чжоу человеческие жертвоприношения были прекраще­ны, но многие достижения шанцев сохранились. Ваны Чжоу стали называть свою страну Поднебесной, или Серединным, царством. В начале VIII в. до н.э. Чжоу пришло в упадок. Наместники крупных областей объявили себя ванами, лишь формально признавая власть правителя Чжоу.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Назовите признаки, по которым ученые говорят о зарождении цивилизации. В чем состояли главные отличия древневосточ­ной и античной цивилизаций.

  2. Как образовалось государство в Египте? Охарактеризуйте основ­ные этапы истории Древнего Египта.

  3. Какие народы населяли Месопотамию в древности?

  4. Какие го­сударства Месопотамии вам известны? Почему, на ваш взгляд, единые государства в древней Месопотамии оказывались срав­нительно недолговечными?

  5. Что мы можем узнать о жизни вавилонян из законов Хамму­рапи?

  6. В чем состояли особенности истории Финикии? Какое из дости­жений финикийцев оказало особенно большое влияние на раз­витие человечества?

  7. Как древние евреи появились в Палестине? Кратко расскажите об истории этого народа.

  8. Как была устроена жизнь индийского общества после прихода ариев?

  9. Когда и как сложилась цивилизация в Китае? Расскажите о первых китайских государствах.

  10. Сравните известные вам древневосточные государства. Укажи­те общие черты и особенности каждого из них.

Документ

Из законов царя Хаммурапи

117.Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, [то] должны слу­жить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

118.Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, [то] ростов­щик может передать [его или ее] дальше, может отдать [его или ее] за се­ребро; [он или она] не может быть требуем [или требуема назад] судебным порядком...

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

  1. Как законы ограничивали долговое рабство? Почему, на ваш взгляд, это делалось?

На основе документа составьте схему, показывающую состав вавилонского общества

gigabaza.ru

Тема 2 цивилизации древнего мира § 7. Древнейшие государства

Древний Египет.

Жители Египта создали одну из первых циви­лизаций, Египетское государство находилось в долине Нила — уз­кой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км,

расширяющейся в дельте.

Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для оби­тателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения.

Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земле­делия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верх­ний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами.

Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий.

Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появи­лись орудия из меди и бронзы.

В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд

земледельцев.

Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чи­новники проводили смотр детей, достигших трудоспособного воз­раста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообрази­тельных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.

Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников.

В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как прави­ло, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали тру­диться в ремесленных мастерских и на полях.

Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фа­раон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанав­ливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.

Период Древнего царства был временем наибольшего могуще­ства фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объеди­нен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завое­вательные походы на юг к богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы.

В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на про­стых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. В результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фарао­не 18-й династии Аменхотепе III. Однако со временем в Перед­ней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Егип­том. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов, силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией.

Города-государства Шумера.

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский.

В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.

Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии.

В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев.

Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии.

Вавилонское царство.

Законы Хаммурапи. В начале 2 тысячеле­тия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 — 1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопота­мии. Вавилон превратился в громадный город с великолепными дворцами и храмами, многоэтажными домами и широкими ули­цами.

О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и про­думанный свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»).

Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадле­жала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полно­стью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя в рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свобод­ные делились на две категории — полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя на­делах. В 1518 г. до н.э. Вавилония была завоевана кочевниками-касситами.

Восточное Средиземноморье в древности.

Своеобразную форму имела древневосточная цивилизация в районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря. Здесь пролегали важ­нейшие торговые пути — из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу.

Узкая полоса восточного побережья Средиземного моря на тер­ритории современного Ливана и части Сирии называлась Фини­кией. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Бла­годаря наличию многих полезных ископаемых процветало ремес­ло. Но со временем главным занятием жителей Финикии стала международная торговля. Финикийцы продавали свои товары — древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло, металлы. Еще боль­шее значение для них имела посредническая торговля.

В Финикии возникло несколько городов-государств во главе с царями. Первоначально первенствовал город Библ, имевший древ­ние связи с Египтом. Позже возвысился город Тир. Его царь рас­пространил свое влияние на другие города, хотя единого государ­ства у финикийцев так и не возникло. Финикийские города на протяжении значительной части своей истории находились в за­висимости от Египта, а позже от государств Передней Азии, но сохраняли внутреннюю автономию.

Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II ты­сячелетии до н.э. они достигли Пиренейского полуострова, где возник город Гадес, ставший центром добычи и торговли сереб­ром и оловом. В начале I тысячелетия до н. э. финикийские колонии распространились по всему побережью Средиземного моря. В ко­лонии переселялись в основном жители Тира, но они становились самостоятельными государствами, хотя и сохраняли связи с Тиром. Крупнейшим из этих государств стал Карфаген.

Финикийцы являются создателями первого в мире алфавита. Буквы финикийского алфавита обозначали лишь согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древ­ние греки. Через них алфавит пришел к римлянам, став основой большинства современных систем письма. Славянская, а позже и русская азбуки созданы на основе греческого алфавита.

Всесторонние связи имели финикийцы с другим народом Во­сточного Средиземноморья — древними евреями. В середине II ты­сячелетия до н.э. часть аморейских племен Месопотамии двину­лась на запад. Переселенцы образовали новый народ, называв­ший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку». Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с этими при­шельцами-кочевниками, частично смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами — пришельцами из Европы. От названия «филистимляне» произошло слово Палестина.

Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племена превратились в господствующую силу в Палестине. Помимо ско­товодства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. скла­дывается Израильско-Иудейское царство во главе с царем Саулом. Период расцвета оно переживало в X в. до н. э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем оно распалось на Израильское и Иудей­ское царства. Позже могучие соседи нанесли жестокие удары по этим государствам. В VIII в. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона, а многие евреи уведены в вавилонский член. Позже Иудей­ское царство возродилось в качестве зависимого государства.

В период существования Израильского царства сказания древ­них евреев начали записывать в особые книги. Свод этих книг поз­же получил название Библия.

studfiles.net

1. Цивилизации и государства древних

хеттов, ассирийцев и персов.

В древние цивилизации и государства хеттов, ассирийцев и персов территориально входили страны так называемого Ближнего Востока, включая Египет, города-государства северной части. Сюда же входили местности, где оседали создатели самых могущественных империй 1-го тысячелетия до н.э. — ассирийцы; и персы, и земля ханаанская — прародина многих больших и ма­лых государств древности и средних веков. Ханаан (страна пурпур­ной краски) вмещал земли Сирии, Финикии и Палестины. Фини­кия — греческое название Сирии в ее приморской части, Пале­стина — приморская область между морем и рекой Иордан.

В отличие от независимых (самозародившихся) цивилизаций в долинах Нила, Двуречья, Инда и Хуанхэ хеттская и ханаанская, а также иранская цивилизации отнесены к разновидности зависимых цивилизаций. Цивилизация древних ассирийцев отнесе­на к разряду дочерних (родственных) цивилизационных се­мейств, вобравших элементы шумеро-аккадской, египетской и эгейской (крито-микенской) цивилизаций, и потому получила обоб­щенное название сирийской цивилизации.

Хронологические рамки перечисленных цивилизаций включа­ют следующие упрощенно-символические даты: хеттская цивили­зация датируется 2000 — 1000 гг. до н.э.; ханаанская — 2200 — 1000 гг. до н.э., иранская (персидская) — 1000 г. до н.э. — 2000 г. н.э. Название "Иран" представляет собой сокращенную форму от слова "арианам" (страна ариев).

Хеттская держава и ее законы. После смерти Хаммурапи его держава подверглась нашестви­ям варварских народов, именуемых касситами. Касситы господство­вали над Двуречьем в течение шести веков. После касситов этот район подвергся нападению хеттов, которые в XXI—XV вв. до н.э. создали такую же мощную державу, какой были в тот период держава Хаммурапи и египет­ская держава. Они уже освоили, секреты изготовления железных во­енных доспехов — мечей и дротиков, сумели завоевать половину Ближневосточного региона и ввязались в длительную борьбу с Египтом.

Хетты после завоевания Сирии и Вавилона стали господствовать на территории от Средиземного моря до Персидского залива. Около 1200 г. до н.э. их империя рухнула под натиском "народов моря", которые жили на островах Средиземного моря, на побережье Ана­толии и в Греции.

Царь был многовластным правителем — хозяй­ствующим, законодательствующим, командующим в войнах и от­правляющим судейские и культово-обрядные обязанности. У царя хеттов было две столицы — летняя и зимняя. Он своими регуляр­ными объездами страны из конца в конец олицетворял движение солнца и смену сезонов. В официальных текстах царь изображал­ся наместником верховного бога по имени Гроза, а также вопло­щением этого божества и гарантом периодического обновления в природе.

Помимо царя и собрания знати большие властные полномочия были и у царицы, которая вершила суд в качестве соправительницы.

Земли делились на царские и общинные. Широко практикова­лась раздача земель в виде служебных пожалований. Население завоеванных земель насильственно депорти­ровалось и поселялось на новых местах обитания, где оно на три года освобождалось от повинностей.

В древнехеттской копии законов (ок XVI в. до н.э.) можно найти требования, свидетельствующие о сравнительно высоком уровне законодательной техники в регулировании мер наказания за типичные для древних обществ преступления и о гораздо большем внимании к путям и способам компенсации за причиненный ущерб. Древние хетты различали в своеобразном варианте законодательной фиксации умышленное и неосторожное причине­ние вреда. Достаточно дифференцированным выглядит перечень наказа­ний за кражу из дворца правителя.

Правосудие у хеттов осуществлялось на основе судебных пре­цедентов. Имело место также совмещение обязанностей начальни­ка гарнизона и судьи. Обычно созывались все жители, имеющие жалобы и основания для иска, включая рабов, служанок и женщин. Решение выносилось на основе справедливости. Если дело было сложным, его передавали царю.

Ассирийская держава и её право. Ассирийцы относятся к семитской группе племен, осевших возле городов Ашшур и Ниневия на р. Тигр. Они жили непо­далеку от хеттов и зарекомендовали себя народом воинственным и одновременно народом-строителем. Первое Ассирийское царство возникает в конце XIX в. до н.э. и затем разрушается под натис­ком вавилонян, а затем и миттанийцев. Следующее царство воз­никло в XIV в. до н.э. и достигло наивысшего могущества и про­цветания при Тиглатпаласаре I (1115—1077), когда была создана большая империя и собиралась значительная дань с покоренных на­родов и территорий. Империя распалась под натиском пришлых племен — арамейцев (ок. 1047). Еще одно возрождение империи пришлось на Х—VII вв. до н.э., когда возникла Новая ассирийская империя.

В период наибольшего могущества она включала Месопотамию, все плато к востоку, а также Сирию, Левант, Палестину и Ниж­ний Египет. В 614 г. мидийцы и вавилоняне покончили с владыче­ством ассирийцев и создали Нововавилонское царство, которое про­существовало до похода Александра Македонского (323 г. до н.э.).

Культура Ассирии могла оказаться в забвении, если бы не библиотека клинописных текстов царя Ашшурбанипала. Его дер­жава простиралась от Персидского залива до Египта. Столица Ни­невия была доступна купцам со всего света. Здесь наряду с рынками и торговлей возникали древние банковские учреждения. Правители создали надежную почтовую службу из многочисленных почтовых станций, расположенных на равноудаленных расстояни­ях, измеряемых дневным бегом почтовых экипажей. Поощрялись также промыслы и привоз хлопка и пряностей из Индии. Ашшурбанипал стал одним из самых образованных ассирийских правите­лей. Он упорно стремился освоить и освоил азы математики, но так и не осилил азы письменности. Его особые заслуги связывают с по­ощрением наук и литературы.

После создания Нововавилонского царства ассирийская дер­жава была поделена на две части.

Документы с ас­сирийскими законами, датируемые 2-м тысячелетием до н.э., сви­детельствуют о редкой жестокости в назначении наказаний за ма­лейшие провинности. Женщин продавали, как скотину или как ра­бов. Должников также продавали в рабство в чужую страну. Свое­образие ассирийских (так называемых среднеассирийских) законов состояло в том, что они излагались в особой манере: каждая из глиняных табличек представляла собой своеобразный кодекс, ре­гулировавший некую комплексную отрасль правовых отношений и требований.

Персидская держава. Обычай и закон древних ариев согласно Авесте. Персидская держава возвысилась при Кире II (550—529), когда была одержана победа над ассирийцами (550 г. до н.э.), Лиди­ей греческими городами в Малой Азии (546 г. до н.э.) и Нововавилонским царством (539 г. до н.э.) Персидская держава — одна из крупных держав древнего мира. Сегодня Персия именуется Ираном, этим именем она названа древними ариями.

Дарий I (529—486) взошел на трон и приступил в 519 г. до н.э. к административ­но-финансовым и военным реформам. Он разделил державу на 20 административно-податных округов, которые именовались сат­рапиями. Сатрапы были превращены в гражданских начальников, чьи властные функции были обособлены от власти военачальников. Они возглавляли территориальную администрацию, осуществляли судебную власть, следили за поступлением податей и выполнени­ем повинностей. В наиболее обширных сатрапиях могли быть стра­ны, которым предоставлялась большая автономия во внутренних делах. Центральное управление сосредоточивалось в Сузах, адми­нистративной столице Ахеменидской державы. Официальным язы­ком здесь был арамейский, который к тому времени получил ши­рокое распространение в торговле и других областях социальной жизни. Для оперативного управления сатрапиями были организо­ваны почтовые станции на крупных дорогах с постоялыми двора­ми, расположенными на расстоянии дневного перехода, и охраня­лись они государством. Срочные сообщения передавались с помо­щью сигнализации огнем. Дарий ввел единую для всей державы денежную единицу — золотой дарик весом 8,23 г. Широко исполь­зовался в торговле более древний по происхождению серебряный сикль весом 5,6 г.

Высшие посты в гарнизонах и на основных стратегических пунктах занимали персы. Главным оружием армии, которым снаб­жались пешие воины, был лук. Кавалерию набирали из знати, остальных — из числа земледельцев. Главным войсковым форми­рованием были 10 тыс. "бессмертных" воинов, первую тысячу ко­торых составляли исключительно из знати.

Дарий имел успех во всех предприятиях, за исключение бит­вы при Марафоне (480 г. до н.э.). Его сын Ксеркс продолжил борьбу с греками и победил при Фермопилах. Дарий III уступил Александру Македонскому.

С VII в. в Персии распространяется зороастризм, культ бога добра Ахурамазды. Особое место в собрании богов древних персов занимает Митра — бог солнца и солнечного света, покровитель при заклю­чении договоров. Он изображался в облике быка — победителя сил зла и олицетворения мужества и мощи.

Авеста — главная священная книга зороастрийцев. В основе мировоззрения зороастрийцев лежало уче­ние о противоборстве двух взаимоисключающих сил.

До нас дошли две редакции Авесты. В первой она предстает сборником молитв на так называемом сакральном авестийском язы­ке и алфавите. Эти молитвы и сегодня читаются зороастрийскими (парсийскими) священниками при богослужении.

Вторая редакция включает те же части, но в ином располо­жении —не для чтения, а для систематического изучения: "Авеста и зенд" (текст и толкование).

Время создания Авесты относится к периоду перехода древ-неиранских племен к оседлому образу жизни. Еще до раздела индийских и иранских ариев сложился культ Митры (божества договора), сложилось понятие истинного порядка (авест. — аша, древнеперс. — арта, древнеинд. — рта), система обрядов. В Авестийском писании нашли выражение идеи необходимости обеспечивать мирные условия су­ществования оседлого скотоводства и земледелия под началом сильной власти и проповедь единобожия.

Общинный земледельческий быт породил расслоение на вла­дельцев движимого и недвижимого имущества, имущественный обмен дал жизнь договорным формам — устным, ритуальным. За неисполнение договора полагалось телесное наказание. Обязательства подкреплялись клятвой, договоренность почиталась высоко — она обязывала к верности.

Древние иранцы считали, что существует закон природы, согласно которому солнце движется равномерно, равномерно про­исходит смена времен года и тем самым обеспечивается порядок в окружающем мире. Этот закон известен индоариям как рта (в аве­стийском языке ему соответствует слово аша). Считалось, что аша руководит поведением чело­века; таким образом, аша воспринимался в двойном значении — как порядок в вещественном мире и как справедливость, истина и праведность в добродетельном поведении людей.

Требовательная стро­гость была обращена на соблюдение однажды сделанно­го обещания и возводившая данное человеком слово-обещание в степень святого слова. Такое слово считалось жизненно необходи­мым и важным проявлением аша (естественного закона). Различа­лись торжественная клятва (варуна — от индоевроп. "связывать"), по которой человек обязывался делать или не делать что-либо, со­вершить поступок и т.д., а также соглашение или договор, имену­емый митра (от индоевроп. "меняться"), по которому две сторо­ны договаривались о чем-либо. В обоих этих случаях считалось, что в произнесенной клятве-обещании таится сила.

Среди преступников различали виновников в приобщении веру­ющего к другой вере, в причинении вреда побоями и поранениями, в действиях против собаки, охраняющей стада и дом. Особо почтительное отношение проявлялось к огню, воде и земле; полагалось оберегать их чистоту больше, чем чистоту соб­ственного тела.

В брак вступали по договору с 15 лет, возможен был также "брак внутри родни". Преждевременное прерывание беремен­ности воспрещалось. Преследовались также и иные преступления против нравственности, сокращавшие рождаемость детей и, напротив, проявлялась терпимость к кровосмеси­тельным бракам с матерью, сестрой или дочерью.

Сурово преследовался отказ — по скупости или жадности — в справедливой просьбе. Скупого человека считали "вором испраши­ваемой вещи". Судебное разбирательство было прерогативой общи­ны, особую роль выполняли при этом учителя закона (жрецы), су­дьи закона.

studfiles.net

Цивилизация и государство

Древний оросительный каналДревний оросительный канал

Когда речь заходит о наиболее ранних цивилизациях, в качестве дополнительного (наряду с тремя основными) признака называют систему ирригации, искусственного орошения земледельческих угодий с помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянное питание почвы, снижали риск во время засух и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Именно в таких областях и возникают самые первые локальные цивилизации, получившие в связи с этим название речных. На Ближнем Востоке регионами складывания цивилизации стали долина Нила (Египет) и междуречье Тигра и Евфрата (по-гречески Месопотамия) с прилегающими землями (территория нынешнего Ирака и отчасти Юго-Западного Ирана). Дальше на восток одна из древнейших цивилизаций возникла в долине Инда и распространилась на запад по другой реке – Гангу. На территории Китая «артерией» цивилизации послужила река Хуанхэ, позднее к ней добавилась лежащая южнее Янцзы. Долины не столь крупных рек Центральной Америки со временем также стали зоной сложения цивилизаций.

Дельта Нила. Снимок из космосаДельта Нила. Снимок из космоса

Речные цивилизации возникали на землях, которые сначала осваивались человеком не без труда. Охотникам и собирателям в этих краях разливов и болот, вокруг которых нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы были весьма плодородны и поддавались обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают долины великих рек. Однако уже перед первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и изготовления медных орудий стало возможным строительство каналов для отвода вод и орошения полей. В древних преданиях от Египта до Китая покорение рек и прекращение разрушительных паводков рисуются как начало истории цивилизации – и государства.

Мощную и цельную ирригационную систему нельзя было построить силами одной общины. Для этого требовались согласованные усилия нескольких или многих общин, даже нескольких племён. В качестве организующей силы выступает зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. Государство, разумеется, возникало и там, где не было нужды в ирригации, но орошение полей являлось совместным и важнейшим делом для обитателей речных долин. И именно у них молодое государство, организовывавшее полезное для всех и невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка. Урожаи с орошаемых каналами земель возросли многократно. Археологи, изучающие Месопотамию, давно подметили, как с появлением ирригационных систем дворы общинников начали сосредоточиваться вокруг общего храма – резиденции царя-жреца. Глава раннего государства, располагавший постоянной вооружённой силой своей дружины, становится естественной защитой обогатившихся общинников от более отсталых и бедных соседей-варваров. Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднейших ранних городах.

Ирригационная система. Древний ЕгипетИрригационная система. Древний Египет

Строительство пирамид в Древнем ЕгиптеСтроительство пирамид в Древнем Египте. Раскрашенная гравюра. Фрагмент. XX в

Итак, появление системы ирригации достаточно надёжное подтверждение того, что в обществе складывается государство – надобщинная и «профессиональная» власть. Но и другой, более общий признак цивилизации – монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти. Исходя из этого, некоторые историки рассматривают существование государства как одну из главных, даже обязательную предпосылку возникновения цивилизации.

Однако государственная власть формируется обычно немногим ранее самой цивилизации. Она как бы создаёт условия для общественного и культурного «рывка», основные признаки которого – сосредоточение населения в городах и развитие письма.

www.what-this.ru

1. Цивилизации и государства древних

хеттов, ассирийцев и персов.

В древние цивилизации и государства хеттов, ассирийцев и персов территориально входили страны так называемого Ближнего Востока, включая Египет, города-государства северной части. Сюда же входили местности, где оседали создатели самых могущественных империй 1-го тысячелетия до н.э. — ассирийцы; и персы, и земля ханаанская — прародина многих больших и ма­лых государств древности и средних веков. Ханаан (страна пурпур­ной краски) вмещал земли Сирии, Финикии и Палестины. Фини­кия — греческое название Сирии в ее приморской части, Пале­стина — приморская область между морем и рекой Иордан.

В отличие от независимых (самозародившихся) цивилизаций в долинах Нила, Двуречья, Инда и Хуанхэ хеттская и ханаанская, а также иранская цивилизации отнесены к разновидности зависимых цивилизаций. Цивилизация древних ассирийцев отнесе­на к разряду дочерних (родственных) цивилизационных се­мейств, вобравших элементы шумеро-аккадской, египетской и эгейской (крито-микенской) цивилизаций, и потому получила обоб­щенное название сирийской цивилизации.

Хронологические рамки перечисленных цивилизаций включа­ют следующие упрощенно-символические даты: хеттская цивили­зация датируется 2000 — 1000 гг. до н.э.; ханаанская — 2200 — 1000 гг. до н.э., иранская (персидская) — 1000 г. до н.э. — 2000 г. н.э. Название "Иран" представляет собой сокращенную форму от слова "арианам" (страна ариев).

Хеттская держава и ее законы. После смерти Хаммурапи его держава подверглась нашестви­ям варварских народов, именуемых касситами. Касситы господство­вали над Двуречьем в течение шести веков. После касситов этот район подвергся нападению хеттов, которые в XXI—XV вв. до н.э. создали такую же мощную державу, какой были в тот период держава Хаммурапи и египет­ская держава. Они уже освоили, секреты изготовления железных во­енных доспехов — мечей и дротиков, сумели завоевать половину Ближневосточного региона и ввязались в длительную борьбу с Египтом.

Хетты после завоевания Сирии и Вавилона стали господствовать на территории от Средиземного моря до Персидского залива. Около 1200 г. до н.э. их империя рухнула под натиском "народов моря", которые жили на островах Средиземного моря, на побережье Ана­толии и в Греции.

Царь был многовластным правителем — хозяй­ствующим, законодательствующим, командующим в войнах и от­правляющим судейские и культово-обрядные обязанности. У царя хеттов было две столицы — летняя и зимняя. Он своими регуляр­ными объездами страны из конца в конец олицетворял движение солнца и смену сезонов. В официальных текстах царь изображал­ся наместником верховного бога по имени Гроза, а также вопло­щением этого божества и гарантом периодического обновления в природе.

Помимо царя и собрания знати большие властные полномочия были и у царицы, которая вершила суд в качестве соправительницы.

Земли делились на царские и общинные. Широко практикова­лась раздача земель в виде служебных пожалований. Население завоеванных земель насильственно депорти­ровалось и поселялось на новых местах обитания, где оно на три года освобождалось от повинностей.

В древнехеттской копии законов (ок XVI в. до н.э.) можно найти требования, свидетельствующие о сравнительно высоком уровне законодательной техники в регулировании мер наказания за типичные для древних обществ преступления и о гораздо большем внимании к путям и способам компенсации за причиненный ущерб. Древние хетты различали в своеобразном варианте законодательной фиксации умышленное и неосторожное причине­ние вреда. Достаточно дифференцированным выглядит перечень наказа­ний за кражу из дворца правителя.

Правосудие у хеттов осуществлялось на основе судебных пре­цедентов. Имело место также совмещение обязанностей начальни­ка гарнизона и судьи. Обычно созывались все жители, имеющие жалобы и основания для иска, включая рабов, служанок и женщин. Решение выносилось на основе справедливости. Если дело было сложным, его передавали царю.

Ассирийская держава и её право. Ассирийцы относятся к семитской группе племен, осевших возле городов Ашшур и Ниневия на р. Тигр. Они жили непо­далеку от хеттов и зарекомендовали себя народом воинственным и одновременно народом-строителем. Первое Ассирийское царство возникает в конце XIX в. до н.э. и затем разрушается под натис­ком вавилонян, а затем и миттанийцев. Следующее царство воз­никло в XIV в. до н.э. и достигло наивысшего могущества и про­цветания при Тиглатпаласаре I (1115—1077), когда была создана большая империя и собиралась значительная дань с покоренных на­родов и территорий. Империя распалась под натиском пришлых племен — арамейцев (ок. 1047). Еще одно возрождение империи пришлось на Х—VII вв. до н.э., когда возникла Новая ассирийская империя.

В период наибольшего могущества она включала Месопотамию, все плато к востоку, а также Сирию, Левант, Палестину и Ниж­ний Египет. В 614 г. мидийцы и вавилоняне покончили с владыче­ством ассирийцев и создали Нововавилонское царство, которое про­существовало до похода Александра Македонского (323 г. до н.э.).

Культура Ассирии могла оказаться в забвении, если бы не библиотека клинописных текстов царя Ашшурбанипала. Его дер­жава простиралась от Персидского залива до Египта. Столица Ни­невия была доступна купцам со всего света. Здесь наряду с рынками и торговлей возникали древние банковские учреждения. Правители создали надежную почтовую службу из многочисленных почтовых станций, расположенных на равноудаленных расстояни­ях, измеряемых дневным бегом почтовых экипажей. Поощрялись также промыслы и привоз хлопка и пряностей из Индии. Ашшурбанипал стал одним из самых образованных ассирийских правите­лей. Он упорно стремился освоить и освоил азы математики, но так и не осилил азы письменности. Его особые заслуги связывают с по­ощрением наук и литературы.

После создания Нововавилонского царства ассирийская дер­жава была поделена на две части.

Документы с ас­сирийскими законами, датируемые 2-м тысячелетием до н.э., сви­детельствуют о редкой жестокости в назначении наказаний за ма­лейшие провинности. Женщин продавали, как скотину или как ра­бов. Должников также продавали в рабство в чужую страну. Свое­образие ассирийских (так называемых среднеассирийских) законов состояло в том, что они излагались в особой манере: каждая из глиняных табличек представляла собой своеобразный кодекс, ре­гулировавший некую комплексную отрасль правовых отношений и требований.

Персидская держава. Обычай и закон древних ариев согласно Авесте. Персидская держава возвысилась при Кире II (550—529), когда была одержана победа над ассирийцами (550 г. до н.э.), Лиди­ей греческими городами в Малой Азии (546 г. до н.э.) и Нововавилонским царством (539 г. до н.э.) Персидская держава — одна из крупных держав древнего мира. Сегодня Персия именуется Ираном, этим именем она названа древними ариями.

Дарий I (529—486) взошел на трон и приступил в 519 г. до н.э. к административ­но-финансовым и военным реформам. Он разделил державу на 20 административно-податных округов, которые именовались сат­рапиями. Сатрапы были превращены в гражданских начальников, чьи властные функции были обособлены от власти военачальников. Они возглавляли территориальную администрацию, осуществляли судебную власть, следили за поступлением податей и выполнени­ем повинностей. В наиболее обширных сатрапиях могли быть стра­ны, которым предоставлялась большая автономия во внутренних делах. Центральное управление сосредоточивалось в Сузах, адми­нистративной столице Ахеменидской державы. Официальным язы­ком здесь был арамейский, который к тому времени получил ши­рокое распространение в торговле и других областях социальной жизни. Для оперативного управления сатрапиями были организо­ваны почтовые станции на крупных дорогах с постоялыми двора­ми, расположенными на расстоянии дневного перехода, и охраня­лись они государством. Срочные сообщения передавались с помо­щью сигнализации огнем. Дарий ввел единую для всей державы денежную единицу — золотой дарик весом 8,23 г. Широко исполь­зовался в торговле более древний по происхождению серебряный сикль весом 5,6 г.

Высшие посты в гарнизонах и на основных стратегических пунктах занимали персы. Главным оружием армии, которым снаб­жались пешие воины, был лук. Кавалерию набирали из знати, остальных — из числа земледельцев. Главным войсковым форми­рованием были 10 тыс. "бессмертных" воинов, первую тысячу ко­торых составляли исключительно из знати.

Дарий имел успех во всех предприятиях, за исключение бит­вы при Марафоне (480 г. до н.э.). Его сын Ксеркс продолжил борьбу с греками и победил при Фермопилах. Дарий III уступил Александру Македонскому.

С VII в. в Персии распространяется зороастризм, культ бога добра Ахурамазды. Особое место в собрании богов древних персов занимает Митра — бог солнца и солнечного света, покровитель при заклю­чении договоров. Он изображался в облике быка — победителя сил зла и олицетворения мужества и мощи.

Авеста — главная священная книга зороастрийцев. В основе мировоззрения зороастрийцев лежало уче­ние о противоборстве двух взаимоисключающих сил.

До нас дошли две редакции Авесты. В первой она предстает сборником молитв на так называемом сакральном авестийском язы­ке и алфавите. Эти молитвы и сегодня читаются зороастрийскими (парсийскими) священниками при богослужении.

Вторая редакция включает те же части, но в ином располо­жении —не для чтения, а для систематического изучения: "Авеста и зенд" (текст и толкование).

Время создания Авесты относится к периоду перехода древ-неиранских племен к оседлому образу жизни. Еще до раздела индийских и иранских ариев сложился культ Митры (божества договора), сложилось понятие истинного порядка (авест. — аша, древнеперс. — арта, древнеинд. — рта), система обрядов. В Авестийском писании нашли выражение идеи необходимости обеспечивать мирные условия су­ществования оседлого скотоводства и земледелия под началом сильной власти и проповедь единобожия.

Общинный земледельческий быт породил расслоение на вла­дельцев движимого и недвижимого имущества, имущественный обмен дал жизнь договорным формам — устным, ритуальным. За неисполнение договора полагалось телесное наказание. Обязательства подкреплялись клятвой, договоренность почиталась высоко — она обязывала к верности.

Древние иранцы считали, что существует закон природы, согласно которому солнце движется равномерно, равномерно про­исходит смена времен года и тем самым обеспечивается порядок в окружающем мире. Этот закон известен индоариям как рта (в аве­стийском языке ему соответствует слово аша). Считалось, что аша руководит поведением чело­века; таким образом, аша воспринимался в двойном значении — как порядок в вещественном мире и как справедливость, истина и праведность в добродетельном поведении людей.

Требовательная стро­гость была обращена на соблюдение однажды сделанно­го обещания и возводившая данное человеком слово-обещание в степень святого слова. Такое слово считалось жизненно необходи­мым и важным проявлением аша (естественного закона). Различа­лись торжественная клятва (варуна — от индоевроп. "связывать"), по которой человек обязывался делать или не делать что-либо, со­вершить поступок и т.д., а также соглашение или договор, имену­емый митра (от индоевроп. "меняться"), по которому две сторо­ны договаривались о чем-либо. В обоих этих случаях считалось, что в произнесенной клятве-обещании таится сила.

Среди преступников различали виновников в приобщении веру­ющего к другой вере, в причинении вреда побоями и поранениями, в действиях против собаки, охраняющей стада и дом. Особо почтительное отношение проявлялось к огню, воде и земле; полагалось оберегать их чистоту больше, чем чистоту соб­ственного тела.

В брак вступали по договору с 15 лет, возможен был также "брак внутри родни". Преждевременное прерывание беремен­ности воспрещалось. Преследовались также и иные преступления против нравственности, сокращавшие рождаемость детей и, напротив, проявлялась терпимость к кровосмеси­тельным бракам с матерью, сестрой или дочерью.

Сурово преследовался отказ — по скупости или жадности — в справедливой просьбе. Скупого человека считали "вором испраши­ваемой вещи". Судебное разбирательство было прерогативой общи­ны, особую роль выполняли при этом учителя закона (жрецы), су­дьи закона.

studfiles.net

Древний мир. Статьи и гипотезы. Древнейшие цивилизации.

Древнейшие цивилизации возникли почти одновременно - в течение 3 тысячелетии до н.э. в странах Северо-Восточной Африки и Южной Азии. Великие государства Древнего Востока сформировались на берегах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно в долинах больших рек в мягком субтропическом климате пять тысяч лет назад сложились лучшие условия для земледелия. Разливы рек постоянно удобряли мягкую почву, ее легко было обрабатывать самыми примитивными орудиями - деревянными и медными, урожай собирался два-три раза в год.

Важнейшим условием земледелия в тех районах было регулирование режима рек, т.е. хранение воды в специальных водоемах для использования в засуху, предотвращение паводков, мелиорация. Это требовало постоянного коллективного труда, вынуждало селиться большими группами - общинами и работать сообща. Роль общины в странах Древнего Востока (Египте, Месопотамии, Индии, Китае) была исключительно велика и, во многом, остается такой по сей день. Однако общественный труд был необходим только на ирригационных работах, строительстве плотин, каналов и пр. Сама обработка земли была доступна каждой отдельной семье. Поэтому общинная земля стала делиться на земельные наделы, и община из родовой (какой было в первобытном обществе) стала соседской.

Неравноценность земельных наделов приводила к постепенному обогащению отдельных семей. Излишки зерна хранились, создавая запасы, обеспечивая стабильность положения семьи.

В странах Древнего Востока главной культурой был ячмень на западе (Египет, Месопотамия) и рис на востоке (Индия, Китай). Хозяйство дополнялось оседлым скотоводством, ловлей рыбы.

Появление первых орудий труда облегчило земельные работы и высвободило множество рабочих рук. Часть общинников стала заниматься только ремеслом, уровень его возрос и требовал специальных навыков. Происходит первое общественное разделение труда: отделение ремесла от сельского хозяйства.

От хозяйственных забот были свободны также младшие сыновья во многих семьях. Молодые люди объединяются в отряды с выбранным предводителем и совершают набеги в соседние земли, а в случае угрозы общине - защищают ее. Добыча становилась дополнительным источником обогащения семей воинов, родовой знати и, особенно, жрецов. Пленных убивали или принимали в общину. Позже, с ростом производительности труда, стало выгодно оставлять им жизнь при условии работы на господина - так появляется рабство, играющее на Древнем Востоке важную, хотя и не определяющую роль. Иногда до положения рабов опускались разорившиеся общинники.

Складываются три устойчивые категории людей, традиционно называемые классами - господствующие слои (жрецы, богатые землевладельцы, торговцы, чиновники), мелкие свободные производители (общинники, ремесленники) и рабы. Для защиты от нападений и удобного товарообмена между разными районами возводятся специальные укрепления, где селятся купцы и ремесленники - города. Возникают предпосылки создания государства.

Основная функция государственной власти на Древнем Востоке - организация системы орошения и земледелия. Поэтому объединение общин по берегам рек в единое государство происходит рано и произвольно, а верховная власть возникает в форме неограниченной монархии с огромной ролью жречества. Влияние жрецов основывалось на передаваемых по наследству и тщательно хранимых знаниях по астрономии, метеорологии и пр., позволявших предсказывать поведение рек и управлять земельными работами. Задача царской власти - проводить ирригационные работы в масштабах государства, подавлять сопротивление рабов, добывать новых рабов в завоевательных походах, содержать войско и - что очень важно - доставлять камень для строительства плотин, каналов, пирамид. В государствах Древнего Востока камня не было, его привозили из отдаленных горных районов, а это требовало огромного числа людей и сопровождалось сражениями с горными народами.

Все необходимые для государства работы осуществлялись царем через разветвленный бюрократический аппарат, ведавший также сбором податей и судопроизводством. Неограниченная власть царя приводила к постепенному обожествлению его личности, особенно выраженному в Древнем Египте.

Несмотря на различия истории, экономики и социальных отношений в 4-3 тыс. до н.э. государства обширного региона Древнего Востока имели много общего: земледелие с хорошей системой ирригации, высокая роль общины как основной ячейки общества, неограниченная власть деспота, опирающаяся на жречество, чиновничество и профессиональное войско, наличие рабства.

Несколько иная ситуация складывалась в других регионах мира. Государство Древнего Египта, например, занимало узкую полосу плодородных земель вдоль реки Нил, которая определяла всю жизнь египтян. От ее разливов зависела судьба урожаев и людей, ему поклонялись как божеству, приносили жертвы. Жрецы, молившиеся о добром поведении реки, были прекрасными астрономами и могли делать правильные прогнозы погоды. Именно египетским жрецам мир обязан изобретением знаменитых созвездий Зодиака, соответствующих ежемесячным перемещениям диска Солнца на небесном небосводе. Хотя со времени Древнего Египта карта звездного неба изменилась и Солнце навещает зодиакальные созвездия в другие месяцы, прежнее деление осталось. Осталась и астрология - наука гадания по звездам, но пользуется она устаревшими, созданными несколько тысячелетий назад методами.

Источник: неизвестен       

ancient.gerodot.ru