Древний египет эрмитаж. Тема 20 Искусство Древнего Египта и Ближнего Востока в собрании Государственного Эрмитажа и Музее слепков в Академии художеств (занятие проходит в экспозиции)
Мумия жреца в Эрмитаже история, факты. Древний египет эрмитаж
Государственный Эрмитаж Египет. - Мир музея
Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен https://vittasim.livejournal.com/217405.html, однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.
Часть фотографий – моего любимого блогера lap_ira
Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах
Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей
Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах
В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.
Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского
Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.
Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского
По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".
Стела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк
Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.
Кратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.
Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе.
Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры - уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.
Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе
Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.
Боги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.
Статуя бога Осириса
Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
В египетском зале экспонируется несколько саркофагов, относящихся к различным эпохам. От простого глиняного ящика с изображением младенца на крышке до саркофага, в котором помещалась мумия фараона. Этот саркофаг высечен из цельного куска каменной глыбы, и украшен ярким орнаментом и резьбой.
museum-ru.livejournal.com
Тема 20 Искусство Древнего Египта и Ближнего Востока в собрании Государственного Эрмитажа и Музее слепков в Академии художеств (занятие проходит в экспозиции). Искусство Древнего Востока: учебное пособие
Тема 20 Искусство Древнего Египта и Ближнего Востока в собрании Государственного Эрмитажа и Музее слепков в Академии художеств (занятие проходит в экспозиции)
История коллекционирования Египетского искусства в России: египетские резные камни в коллекции Екатерины II, создание Египетского музеума в Петербурге в первой половине XIX века, пополнение коллекции за счет дипломатических даров и подарков частных лиц – статуя Мут-Сохмет из Фив от путешественника А.С. Норова, мумия и три саркофага жреца Па-ди-Ист от купца Анастаса Аверова и др. Пополение коллекции после Октябрьской революции, коллекция папирусов и мелкой пластики египтолога Б. Тураева, памятники из раскопок Эрмитажной экспедиции в 1960-е гг. Египетский зал: особенности организации экспозиции (сочетание хронологического принципа с тематическим). Специфика эрмитажной коллекции древнеегипетского искусства с точки зрения разнообразия материала и представленных периодов развития египетского искусства.
История коллекционирования искусства Передней Азии в России, основные поступления памятников в конце XIX – начале XX века. Особенности экспонирования и специфика собрания (памятники письмености разных эпох и народов Двуречья, ассирийские рельефы, цилиндрические печати, керамика из Элама). Искусство Урарту в Эрмитаже.
Памятники искусства Древнего Египта и Передней Азии в Музее слепков в Академии художеств (Университетская наб., 17): слепки статуй фараонов Хефрена и Аменемхета II, сфинкса из Таниса, рельефов гробницы в Саккара, рельефов дворцов ассирийских царей в Кальху и Ниневии. Сфинксы Аменхотепа III на набережной перед Академией художеств.
• Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М, 1969.
• http://www.nimrah.ru/museum/ – сайт Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге
• http://www.nimrah.ru/exhibitions/always/5/ – страничка сайта музея с информацией о коллекции слепков
• www.hermitage.ru – официальный сайт Государственного Эрмитажа, соответствующие разделы сайта
Иллюстрации к теме (самостоятельно посмотреть в музее):
• Палетки
• Скульптурная (вельможа с женой) группа эпохи Древнего царства
• Рельефы Древнего царства
• Деревянная мелкая пластика Среднего царства
• Статуя Мут-Сохмет
• Стела Хоремхеба
• Бронзовая мелкая пластика позднего времени
• Мумия и саркофаги жреца Па-ди-Ист
• Эламская керамика
• Клинописные таблички
• Рельефы из дворца Ашшурнасирапала
• Цилиндрические печати
• Торевтика Урарту
Контрольные вопросы к теме:
• Как формировалась коллекция египетского искусства в Эрмитаже?
• Как формировалась коллекция переднеазиатского искусства в Эрмитаже?
• По какому принципу устроена экспозиция в Египетском зале?
• Как устроена экспозиция в залах искусства древнего Ближнего Востока?
• Искусство каких периодов Древнего Египта представлено в Эрмитаже?
• Искусство каких периодов Древнего Египта лучше всего представлено в Эрмитаже?
• Искусство каких периодов и каких народов Передней Азии представлено в Эрмитаже?
• Какие памятники искусства из египетского зала Вы помните и можете описать?
• Что выставлено в витрине, посвященной истории письменности в Египте?
• Что выставлено в витрине, посвященной ремеслу в Египте?
• Бронзовые статуэтки каких богов можно видеть в египетском зале?
• Саркофаги каких периодов можно видеть в египетском зале?
• Что выставлено в витрине посвященной эламскому искусству?
• Памятники письменности каких периодов и народов Двуречья выставлены в экспозиции?
• Какие ассирийские рельефы выставлены в экспозиции и что на них изображено? Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Искусство Древнего Египта (Эрмитаж)
Искусство Древнего Египта (Эрмитаж) - известная в России и Европе коллекция древностей Египта в музее Эрмитаж.
1. История формирования коллекции
1.1. Предыстория
Почти 90 лет Императорский Эрмитаж не имел значимого коллекции древностей Египта. Заинтересованность пришла только после шумной кампании Наполеона в арабский Египет и вывоз оттуда древностей, скульптур, произведений древнего искусства.
Но древности далекой страны в Петербург привозили. В 1826 г. Петербургская Академия наук приобрела египетскую коллекцию Карло Оттавио Кастильоне в городе Милан и перевезла в столицу.
Алексей Норов привез хорошо сохранившуюся скульптуру левоноголовои богини Сехмет с некрополя города Фивы в Петербург. Но скульптура никого из чиновников не заинтересовала и ее безразлично поставили под лестницу в Академии художеств. Зато два египетских сфинксов фараона Аменхотепа ИИИ украсили набережную у Академии художеств еще в 1932 году.
Свою сборник древностей Египта имела петербургская Кунсткамера, но она была небольшой.
Частные сборки древностей Египта в столице империи имели также графиня Александра Лаваль и герцог Максимилиан Лейхтенберзький.
1.2. 1851.
Часть Императорского Эрмитажа со стороны Миллионной улицы в 1852 сделали открытой для посещения богатыми слоями населения. Коллекции для этого Публичного музеуме формировали лично. Среди них была сформирована и коллекция древностей Египта. К ней передали долю египетских собраний с Кунсткамеры, из Академии наук. Приобрели частные коллекции графини Александры Лаваль и герцога Максимилиана Лейхтенберзького. Доля вещей пришла как дары русских купцов и приобретена у торговцев старинными произведениями искусства в Каире. Только бывшая коллекция Кастильоне дала более 900 памятников египетской культуры. В 1853 из Академии художеств забрали скульптуру богини Сехмет.
1.3. Период 1852-1917 гг
На начальном этапе Российская империя не имела собственных ученых - египтологов. Коллекцию ни описывали и не исследовали. Это была экзотическая коллекция модного антиквариата. Состояние понемногу изменился конце 19 в., Когда коллекцией начали заниматься В. Бок и Голенищев Владимир Семенович (1856-1947). При содействии обеих коллекция значительно выросла и началось ее научное изучение.
Голенищев окончил Петербургский университет и был полиглотом. Он знал 13 языков, а арабский - как родной. Ученый удивлял быстрым прочтением древних надписей Египта без предварительных приготовлений. Именно ему удалось перевести в Эрмитаж остатки египетской коллекции Кунсткамеры и ввести в научный оборот текстов из папирусов египетской коллекции музея, станут выдающимися памятниками истории
Папирус № 1 Санкт-Петербурга
Папирус Эрмитаж 1116A
Папирус Эрмитаж 1115.
В течение 25 лет Голенищев сделал почти 60 путешествий по арабскому Египта и собрал собственную коллекцию древностей, позже станет государственным достоянием (ныне ее сохраняет Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве).
1.4. В 20 в.
С 1918 по 1933 египетской коллекцией Эрмитажа занимался востоковед Василий Струве.
В 1940 г. под планировку экспозиции искусства Древнего Египта отдали большой зал на первом этаже Зимнего дворца, что при царизме была главным буфетом.
Сборник уступает количеству и качеству музейным коллекциям Метрополитен-музея, Лувра, Британского музея.
В начале 1980-х гг Эрмитаж имел возможность принимать археологические находки из гробницы фараона Тутанхамона.
1.5. Экспозиции
Все лучшие вещи представлены в зали.Колекция имеет как археологический материал Древнего Египта, так и вещи эллинистического Египта, коптского периода, раннехристианского и средневекового арабского периодов.
Среди них
Левиноголова богиня Сехмет
кувшины из полупрозрачного алебастра
вазы-канопы с масками животных
глиптика (резьба по полудрагоценным камням) Древнего Египта
скульптурные портреты (фараон Аменемхет ИИИ, фараон Тахарка, скульптура в полный рост Арсинои, голова юноши из дерева и т.д.)
два черных саркофаги из базальта
египетские мумии
коптский текстиль
изделия из египетского стекла
известняковые стелы и т.д..
Источники
Bolshakov, Andrey O. Studies on Old Kingdom Reliefs and Sculpture in the Hermitage. Wiesbaden: Harrassowitz, 2005. ISBN 3447051841.
Gol?nischeff, Wladimir. Ermitage Imp?rial. Inventaire de la collection ?gyptienne. Leipzig, 1891.
Lieblein, Jens Daniel Carolus. Die ?gyptischen Denkm?ler in St. Petersburg, Helsingfors, Upsala und Copenhagen. Christiania, 1873.
В запасниках Эрмитажа хранится не менее пяти мумий, но знаменитой считается именно мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста (по другим источникам – Пе-те-се). Возраст экспоната - ориентировочно X в. до н. э. Находится она в зале Древнего Египта на самом видном месте и считается самым «старым» объектом экспозиции в Эрмитаже. Своего рода «старожил» Музея.
Узнать про историю мумии жреца в Египетском зале Эрмитажа практически невозможно, так как информация в общедоступных источниках отсутствует полностью.
Но одно известно точно: коллекцию мумий и саркофагов музею подарил купец Анастас Аверов. После войны 1812 года он вышел в отставку и много путешествовал, покупая раритетные и уникальные вещи из истории Древнего Египта. И был он в этом не одинок. Путешественник А.С. Норов привез и подарил музею статую богини Сохмет, отставной морской офицер И.П. Бутенев – найденную им в Египте «Книгу мёртвых», статуэтки и камни – плиты. Все это находится в Египетском зале.
Жрец Па-ди-иста жил примерно в 10 веке до нашей эры и был похоронен в соответствии с обрядами того времени – его тело было мумифицировано. Сейчас его можно рассматривать как образец работы мастеров «последнего пути» для древнего египтянина.
Следует помнить о некоторых особенностях фотографирования: работники музея неодобрительно относятся к фотовспышкам. Считается, что это вредит сохранности мумифицированного тела. Да и сфотографировать довольно сложно – специальный саркофаг из стекла дает много бликов. Снимается же стекло только во время планового ухода за экспонатом. Ведь мумию жреца Па-ди-иста в Эрмитаже необходимо периодически высушивать и проводить другие действия для сохранности. Затем снова накрывать стеклянным коробом и откачивать из него воздух.
Нажмите, чтобы не потерять
Похожие записи:
otpusk-piter.ru
Зал Древнего Египта в ГМИИ
Прололжение. Начало в части I.Зал 1. Искусство Древнего Египта.
Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.
В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.
Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.
Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.
Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.
Потолок также расписан под звёздное небо.
Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.
О коллекции. Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.
ПАМЯТНИКИСаркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия «не хочет» открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.
Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал
Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.
Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).
Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» — некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.
Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.
Саркофаг Маху.
Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.
Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.
Саркофаг Маху — блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.
Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены царицы Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства. Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.
Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень. Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.
Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.
Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.
Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям. Скульптуры фараона Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много. Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.
На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.
Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.
Экскурсия продолжается в зале искусства Древнего Ближнего Востока.
kraeved1147.ru
Эрмитаж (Зал Древнего Египта): rsv_aka_vedjmak
rsv_aka_vedjmak (rsv_aka_vedjmak) wrote, 2016-10-20 01:33:00 rsv_aka_vedjmakrsv_aka_vedjmak 2016-10-20 01:33:00 Государственный ЭрмитажРоссия, Санкт-Петербург Залом посвящённым искусству Древнего Египта я решил начать серию фотоотчетов об экспозиции Государственного Эрмитажа. Фотоотчет Эрмитаж Зал Древнего Египта. 207 фото здесь:
Скопилась тут около моего стола небольшая стопочка книг и изданий, краткие рецензии на которые стоило бы повесить к нам на сайт, а также и сюда, в журнал. Потихоньку постараюсь, в сложившемся цейтноте, ликвидировать завалы. Вот, собственно, и первая "ласточка". Прошу любить и жаловать:
Эта брошюра – первое издание с 1974 года, когда вышел двуязычный каталог египетской коллекции, созданный И. Лапис и Н. Ландой, - предлагающее комплексный обзор основных древнеегипетских памятников Эрмитажа, находящихся в основной экспозиции. Несмотря на не особенно удачную верстку и краткость, издание представляется весьма нужным: оно содержит всю необходимую посетителю информацию, показывает место памятников, попавших в собрание Эрмитажа, в их историко-культурном контексте, и, главное, вполне способно заинтересовать старших школьников и студентов непрофильных ВУЗов темой, изучение которой имеет такие достойные корни в Санкт-Петербурге.
Собственно текст брошюры разумно и бесхитростно показывает памятники в их хронологической последовательности, присовокупляя к ним необходимые дополнительные иллюстрации, сделанные, в основном, в египетских храмах и некрополях. Отдельно, в качестве введения, обозначены такие темы, как «Экология», «Восприятие истории». В рамках хронологических блоков, что важно, представлены порой и те памятники египетского собрания Эрмитажа, которые не включены в устаревшую и, увы, крайне неактуальную экспозицию музея, в частности, - фрагмент с «Текстами пирамид» из комплекса Пепи I в Саккаре и фрагмент папируса со «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение». В контексте известной ситуации, когда на выставке был поврежден свиток с «Пророчеством Неферти», это существенное дополнение к экспонируемому ряду. При этом стоит отметить, что выбор памятников для этой публикации можно считать порой весьма субъективным: ряд важнейших и крупнейших произведений, таких, например, как саркофаг жреца Птаха Нана, ушебти Кенамона, предметы амарнской керамики, саркофаг Мапуи и др, не менее значимых и привлекающих внимание посетителей, вообще не упомянут в издании.
Текст издания содержит все необходимые для жанра путеводителя данные, выдавая все же порой крайне недостаточный полевой опыт автора, неверно описавшего археологические фрагменты припирамидного комплекса Аменемхета III Хаваре (с. 15) и считающего карнакский музей на открытом воздухе храмом богини Мут (с. 20). Также не учтены как новейшие археологические данные о храме Мут, который существовал уже при Хатшепсут, так и общие данные о его облике (с. 20). Говорить, что «о его архитектуре и оформлении известно очень мало», - значит не знать промежуточных итогов исследования храма, крайне богатого архитектурными и эпиграфическими материалами, регулярно публикующихся миссиями Бруклинского музея и университета Дж. Хопкинса в Бэлтиморе. Эти плоды нарочитой «кабинетности», достаточно серьезно искажают понимание памятников, попавших в Эрмитаж, и создают у читателя, зачастую не работающего с более подробной профессиональной литературой по египтологии, неверные их интерпретации и оценки. Увы, есть в тексте брошюры и яркие анахронизмы (например, с. 21) и неверно подобранные иллюстрации (например, с. 5, где вместо указанного «списка царей» дано другое, соседнее на стене абидосского храма изображение) и заслуживающие уточнений утверждения (например, о «появлении в нецарских гробницах изображений богов, которых раньше там не было» в эпоху пост-Амарны; автору следовало бы посмотреть декорировку гробниц Паири (Фивы, TT139), Менны (Фивы, ТТ69), Джхути (Фивы, ТТ11), прежде чем вводить в заблуждение читателя). Стоит также отметить, что в путеводителе все проиллюстрированные работы, даже те, что не хранятся в музее, должны быть указаны с упоминанием автора; в этом контексте молчание А.О. Большакова о скульпторе П.А. Степанове, создавшем по инициативе ЦЕИ РАН бюст В.С. Голенищева для мемориала Мариетта в парке Египетского музея в Каире (с. 16), кажется непростительной оплошностью.
В целом, указанные недочеты и фактические ошибки происходят из распространенного заблуждения, что научно-популярные издания, ориентированные не на египтолога, а просто на гостя музея, могут писаться не так внимательно и ответственно, как тексты, предназначенные для научных публикаций или отчетов. Вторая проблема, ярко видная в этой публикации Эрмитажа: оторванность ряда его хранителей от полевых работ в исследуемой стране и незнание ими новейших публикаций коллег-египтологов, в том числе и отечественных.
Остается надеяться, что эти сложные проблемы все же будут решены следующим поколением хранителей египетской коллекции Эрмитажа. Возвращаясь к брошюре «Древний Египет», отмечу, что все вышеперечисленные недостатки не делают ее менее ценной для посетителей музея, давно настаивавших на появлении нового путеводителя по египетскому собранию музея. Кроме того, это издание, несомненно, является лучшей русскоязычной публикацией А.О. Большакова за последние пять лет.
Виктор Солкин
P.S. Большое спасибо Марианне Михайловой и Виктору Горячеву за информацию об издании и привезенные для рецензии экземпляры.