ДРЕВНЯЯ РУСЬ В МУЛЬТФИЛЬМАХ. Древняя русь мультфильм
ДРЕВНЯЯ РУСЬ В МУЛЬТФИЛЬМАХ » Перуница
Недавно я писал про советские кинофильмы по мотивам русского эпоса и древнерусской истории. Сейчас хотелось бы охватить также и советскую мультипликацию на эту тему По мотивам романа В. Иванова "Русь Изначальная". Неплохо показаны быт и верования славян 6 века, ихи войны с кочевниками-хазарами. По-моему, лучший из подборки, надо будет особую рецензию наваять.К сожалению, становление Русской державы, эпоха Рюрика, Олега, игоря не получили мультипликационного воплощения. Но оно, наверно, и к лучшему - можно представить, что при нашем-то тотально-клиническом норманнизме могли наснимать.Легенда о парнишке-киевлянине, сквозь печенежскую осаду пробравшемуся к Свяославу и спасшему город. Поразительно грамотное изображение печенегов(никаких раскосых глаз, онгольских рож и шапок). И - самое важное - ОДНО из ДВУХ киновоплощений Святослава. Второе - в убоищнной "Легенде о княгине Ольге". Больше небыло, что и не удивительно, если вспомнить, КТО заправляет в кинематографе, что советском, что российском, что американском... Гибсона, что ль, попросить? не возьмется - христианин.Период крещения пока тоже не охвачен (чудо-юдо-князь-владимера не предлагать)
О послехристианских временах есть
«НИКИТА КОЖЕМЯКА»
(фильм)
рисованный КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1965 г.
II ВКФ, Киев 1966 -- Диплом жюри
режиссер Нина Василенкосценарист В. Куповыххудожники-постановщики Александр Лавров, Юрий Скирдааниматоры В. Басов, Адольф Педан, Ефрем Пружанский, В. Демкин, Алла Грачева, А. Вадов, Евгений Сивоконь, Борис Храневичоператор Анатолий Гавриловкомпозитор А. Штогаренкозвукооператор Ирина Чефрановаредактор Тадеуш Павленко
Экранизация "Слова о полку Игореве". ПМСМ, перебор с христианской эмблематикой, а языческая сущность поэмы затерта, но тема осуждения усобиц и расового противостояния раскрыта."Сказ о Евпатии Коловрате", уже рецензировался мною. Ордынское нашествие."Лебеди Непрядвы" - про Куликовскую битву (до годовщины меньше месяца, кстати). Фильм неплох.
Если вы хотите показать своему ребенку русскую историю, скачивайте эти мульты. Разумеется, все фильмы не без задоринок -заковыринок, но для ребенка - самое то, что надо.
www.perunica.ru
Советские мультфильмы о древней Руси
.
02) 1971 Сече при Керженце (Иван Иванов-Вано и Юрий Норштейн.)
Союзмультфильм, 1986 г. Режиссёр: Галина Баринова сценарий Анатолий ПетровОзвучание: Ю. Моисеев В. Попов
Мультипликационный фильм приоткрывает завесу над миром древнеславянской мифологии. Это традиционная история борьбы добра и зла, воплощенных в образах семьи и ее разрушителя — Волкодлака.
Очень лиричный и очень языческий мульт по мотивам русской баллады. Русалки и волколаки, небесный всадник Дажьбог и четырехликий Перун с луком-радугой.
Сценаристу респект - вроде бытовая баллада, а какой миф получился, с тремя норнами-суженицами и умирающим и воскресающим юным богом...
ДЕТСТВО РАТИБОРА
По мотивам исторического романа В.Иванова "Русь изначальная
Союзмультфильм, 1973г.
Сюжет
Мультфильм снят по одной из сюжетных линий книги В. Д. Иванова «Русь изначальная», рассказывающей о жизни славян-антов в VI веке. Начинается мультфильм с панорамы капища-святилища славян, где стоят деревянные изображения славянских богов. За капищем видны лес, поле, река, село — все это земли «росичей». Звучит мягкая колыбельная песня, убаюкивающего новорожденного «росича» — Ратибора. В просторной избе мать качает маленького Ратибора в колыбели, а мужчины занимаются изготовлением домашней утвари и починкой оружия. Но вдруг приходит тревожное известие — в соседней деревне опасно заболел другой маленький «росич» — Мстислав. Анея (Анеюшка) — мать Ратибора — обладает даром исцеления, ведает силу трав, воды, огня, знает целительные заговоры. Надо спешить, несмотря на то, что уже поздний вечер. В сопровождении мужчин Анея скачет на коне в другую деревню, через темный лес и реку, и, призывая духов предков рода и богов, травами излечивает маленького Мстислава.
Ратибор растет и изучает мир. Отец его, сильный «росич»-воин, учит сына езде на лошади, стрельбе из лука, рассказывает историю «Роси/Руси», а Ратибор с огромным любопытством внимает ему. Главное, что должен понять человек, родившийся на «Роси/Руси» — «смерть не страшна, страшна жизнь в неволе». Этому учит маленького Ратибора его отец. Ратибор познает окружающий его мир — славянский род живёт единым целым с природой, бережно заботится о земле, возделывая её. Основная забота старших — о будущем своего рода. «Придёт беда аль нет, а ты паши да сей. Верить надо в лучшее, жизни ждать» — учит Ратибора его дед.
Но на земли «росичей» уже наступают грозные враги — хазары. Воины-«росичи» бесстрашно бьются, но хазар слишком много, и уже захвачена деревня, где живёт маленький Мстислав. Дед посылает Мстислава добежать до посада (где живёт Ратибор с родителями) и оповестить о беде, но мальчика настигает вражеская стрела. Тогда дед Мстислава добирается до реки и в лодке плывет за помощью. Другие селения о беде оповещает дым сигнальных костров. Волхвы приходят на капище и взывают к богам славян — к Стрибогу, Даждьбогу, к берегиням — даровать славянам победу в бою, сохранить славянский род. Собирается армия «росичей» — воинов, сильных духом и телом. «Росичи» разбивают врага, но во время боя погибает много отважных воинов-«росичей», а копье раненого врага в финале боя попадает в сердце отца Ратибора. Павших в битве за свободу росичей хоронят по славянскому обычаю — складывают погребальный костер, в руки павшего воина вкладывают оружие. «Живя для жизни, «росич» всегда выбирает свободу — нет смерти, Ратибор» — эти слова отца навсегда останутся в памяти Ратибора.
Создатели
Режиссёр: Роман Давыдов
Сценаристы: В.Иванов, В.Батуева
Художник-постановщик: Виктор Никитин
Художники-мультипликаторы: Владимир Зарубин, Анатолий Петров, Олег Сафронов, Алексей Букин, Олег Комаров, Виктор Шевков, Владимир Шевченко
Оператор: Борис Котов
Композитор: Владимир Кривцов
Звукорежиссёр: Георгий Мартынюк
Редактор: Аркадий Снесарев
Директор: Любовь Бутырина
Роли озвучивали: Мария Виноградова, Степан Бубнов, Иван Лапиков, Люсьена Овчинникова, Николай Сергеев
Е д и н с т в е н н ы й мультфильм о языческой Руси за все десятилетия "Союзмультфильма". Красивые, сильные и свободные люди, поклоняющиеся могучим Богам и берегущие волю своего края от злобных смуглых чудовищ с кудлатыми черными бородами. Волшба доброй ведуньи, отгоняющая от больного мальчика обступивших его злых духов и скорбная красота прощания у погребального костра."Живя для жизни, росич всегда выбирает свободу. Нет смерти, Ратибор! К сожалению, становление Русской державы, эпоха Рюрика, Олега, Игоря не получили мультипликационного воплощения. Но оно, наверно, и к лучшему - можно представить, что при нашем-то тотально-клиническом норманнизме могли наснимать
МАЛЬЧИК С УЗДЕЧКОЙ
КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1974 г.
Режиссёр: Нина Василенко
Легенда о парнишке-киевлянине, сквозь печенежскую осаду пробравшемуся к Свяославу и спасшему город. Поразительно грамотное изображение печенегов(никаких раскосых глаз, монгольских рож и шапок). И - самое важное - ОДНО из ДВУХ киновоплощений Святослава. Второе - "Легенде о княгине Ольге". Больше небыло, что и не удивительно, если вспомнить, КТО заправляет в кинематографе, что советском, что российском.
Период крещения пока тоже не охвачен.
НИКИТА КОЖЕМЯКА
(с)КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1965 г.
Режиссёр: Нина Василенко
А вот удачный момент - очень заметно, что христианство кончается ровнехонько на городской стене. За нею в откровенку стоят нетронутые капища. Но в "Детстве Ратибора" язычество куда полнее показано.
СКАЗАНИЕ ПРО ИГОРЕВ ПОХОД
По мотивам "Слова о полку Игореве". V МФ документальных и к/м фильмов в Нионе (Швейцария), 1972 -- Специальная премия жюри
Киевнаучфильм, 1972г. Режиссёр: Василенко Нина
Экранизация "Слова о полку Игореве".
СКАЗ О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ
Союзмультфильм, 1985 г. Режиссёр: Роман Давыдов
По мотивам "Повести о разорении Рязанской земли Батыем". Отличный мультфильм на столь скудно освещавшуюся советским кино, в особенности детским, тему монгольского нашествия. Не без ляпов (в частности, ну откуда у Батыя в войске западноевропейские рыцари, да ещё в латах XV-XVI веков?!), но всё равно замечательный.
ЛЕБЕДИ НЕПРЯДВЫ
Союзмультфильм, 1980г. Режиссёр: Давыдов Роман
Качаственно сделанный, очень красивый мультфильм про Куликовскую битву. Есть сказочные моменты - ну не благословлял Сергий анафему-князя, ну не были Пересвет с Ослябей перекачанными пухлогубыми юнцами (у младшего из братьев, Осляби, в битве погиб взрослый с ы н), да и в монахи их, скорее всего, записали постфактум. Но фильм сильный. За душу берёт, и, как бы это сказать - правильно берёт. Когда черная орава захлестывает поле, втаптывая в землю княжье знамя и ледяные островки русских кольчуг и мечей неуклонно, жутко тают в черном потопе - в ушах звучит калугинский "Последний воин мёртвой земли".
«Се́ча при Ке́рженце» — мультипликационный фильм Ивана Иванова-Вано и Юрия Норштейна. 1971
По мотивам легенды и симфонической поэмы Римского-Корсакова о невидимом граде Китеже, который ушёл под воды озера, чтобы избежать татарского нашествия. В фильме использованы материалы русской фресковой живописи и миниатюры XIV—XVI веков.
Недавно я писал про советские кинофильмы по мотивам русского эпоса и древнерусской истории. Сейчас хотелось бы охватить также и советскую мультипликацию на эту тему http://mults.spb.ru/mults/?id=513По мотивам романа В. Иванова "Русь Изначальная". Неплохо показаны быт и верования славян 6 века, ихи войны с кочевниками-хазарами. По-моему, лучший из подборки, надо будет особую рецензию наваять.К сожалению, становление Русской державы, эпоха Рюрика, Олега, игоря не получили мультипликационного воплощения. Но оно, наверно, и к лучшему - можно представить, что при нашем-то тотально-клиническом норманнизме могли наснимать.http://mults.spb.ru/mults/?id=1346Легенда о парнишке-киевлянине, сквозь печенежскую осаду пробравшемуся к Свяославу и спасшему город. Поразительно грамотное изображение печенегов(никаких раскосых глаз, онгольских рож и шапок). И - самое важное - ОДНО из ДВУХ киновоплощений Святослава. Второе - в убоищнной "Легенде о княгине Ольге". Больше небыло, что и не удивительно, если вспомнить, КТО заправляет в кинематографе, что советском, что российском, что американском... Гибсона, что ль, попросить? не возьмется - христианин.Период крещения пока тоже не охвачен (чудо-юдо-князь-владимера не предлагать)О послехристианских временах есть
«НИКИТА КОЖЕМЯКА»
(фильм)
рисованный
КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1965 г.
II ВКФ, Киев 1966 -- Диплом жюри
режиссер
Нина Василенко
сценарист
В. Куповых
художники-постановщики
Александр Лавров, Юрий Скирда
аниматоры
В. Басов, Адольф Педан, Ефрем Пружанский, В. Демкин, Алла Грачева, А. Вадов, Евгений Сивоконь, Борис Храневич
оператор
Анатолий Гаврилов
композитор
А. Штогаренко
звукооператор
Ирина Чефранова
редактор
Тадеуш Павленко
но где скачать, пока не нашел... Кто знает, поделИтесь!http://mults.spb.ru/mults/?id=518экранизация "Слова о полку Игореве". ПМСМ, перебор с христианской эмблематикой, а языческая сущность поэмы затерта, но тема осуждения усобиц и расового противостояния раскрыта.http://mults.spb.ru/mults/?id=1450"Сказ о Евпатии Коловрате", уже рецензировался мною. Ордынское нашествие.http://mults.spb.ru/mults/?id=517"Лебеди Непрядвы" - про Куликовскую битву (до годовщины меньше месяца, кстати). Фильм неплох.Если вы хотите показать своему ребенку русскую историю, скачивайте эти мульты. Разумеется, все фильмы не без задоринок -заковыринок, но для ребенка - самое то, что надо. Пиар приветствуется.
Comments:
Спасибо, Озар! Мало людей, которые столько делают для восстановления памяти русского народа.
Статью-то про язычество не забудь!!! :)
From: smelding2007-08-26 05:26 am (UTC)
Re: Оффтоп
(Link)
она пишется, только я чуть-чуть опасаюсь ее выкладывать, ибо зело кусачая, на меня ополчаться и 9/10 сторонников родноверия, и 9\10 его критиков.
Благодарю за ссылки! Пропиарил, поставил на закачку.
Пропиарил, занес в друзья, готов вносить посильный вклад в распространение данной информации. Кстати - мои аватарки, они вам нигде больше не попадались? Это я с одного языческого сайта скачал а теперь не могу найти :(
блин а мя чего-то первые полтора мига качает а помот все.
По мотивам эпоса - в т.ч. былины?
нет, но былины будут позже
Меня когда до давно очень впечатлил мультфильм советских времён, если не ошибаюсь, под названием "Когда цветёт песок". Мультфильм построен исключительно на образном ряде славянской мифологии под аккомпонемент чистого аутентичного пения. К слову, Смельдинг, до Вас дошёл обещанный мною словарь?
да, сильная вещь, "когда песок взойдет", виделнет, пока не дошел:(
Про "Слово полку Игореве". Не могли бы вы прокомментировать или дать ссылку, по которой можно почитать подробнее про языческую сущность "Слова"?Намечается небольшая дискуссия на эту тему с христианами, хотел бы подготовиться возможно лучше.
Как пример, я встречал у вас выведение "А Игорева храбраго плъку не крѣсити!" как "не крестить". На чём оно основано? В тексте после этого сразу начинается перечисляться то, какое горе все испытывают от того факта, что Игорев полк уже "не кресити", чаще всего это выводится как "не воскресить", в тексте звучит достаточно логично.
http://velesovkrug.nm.ru/iskania/isk035.htmя не знаю, КАК Вы читали мою книгу. или мою статью, но я и рассматриваю "не кресити" - как "не воскресить" - яростное ОТРИЦАНИЕ обычного христианского утешения о неизбежном всокрешении павших и встрече их с близкми.как "не крестить" я нигде и никогда эти слова не рассматривал.удачи. Посмотрела «Лебеди-Непрядвы».Увидела там старого знакомого :)
— Да Егор я, кузнец из Рязани. Был рыжий, да вот…
— Кто ты, мил человек?— Кузнец я из Рязани.— Как звать-то?— Егором.
From: smelding2007-12-26 01:17 am (UTC)
И взобрат порыжел!!!)))
(Link)
Долгожитель, однако.полтора века ведь прошло - от Батыя до Мамая.))кстати, тоже обращал внимание на этихъ кузнецов из Рязани. а вот зачем авторы вставили этого персонажа (или тезок-коллег-земляков) в оба мульта - кто ж их знает. может, у них знакомый был - Егор, кузнец из Рязани. я вот иногда тоже знакомых в рассказы вставляю.Правда, после одного случая... г... стараюсь, чтоб с этими персонажаи ничего плохого не происходило.
спасибо огромное!!!
smelding.livejournal.com
Видео. Древняя Русь - Русь Былинная
Твой Крест
Сюжет мультфильма - православная притча ПРИТЧА. Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него: — Можно, я выберу себе иной крест? Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: — Выбирай. Зашел человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит: — Боже, можно мне взять этот? — Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть...
Мультфильм снят по благословению Патриарха Алексия II
записать (скачать) torrent
Егорий Храбрый
Великомученник Георгий, победоносец и чудотворец (ум. в 303 г.). По преданию, Георгий - юноша знатного рода из Кападокии, ставший крупным военачальником. В житие рассказывается, что он притерпел мучения от персидского царя Дадиана (в других редакциях - от императора Диоклетиана).
О святом Георгии которого на Руси попросту звали Егорий Храбрый сложено много народных песен и сказок имеющих довольно много общих черт с образом былинного богатыря. СТИХ О ЕГОРИИ ХРАБРОМ
записать (скачать) torrent
Сказание о Евпатии Коловрате
"...И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляясь в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. И погнались вслед безбожного царя, и едва настигли его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы..."
Мультфильм повествует о подвиге Евпатия Коловрата и его дружины, на примере которых воспитывались многие поколения русских людей, и которые стали образцом воинской доблести, мужества, героизма и беззаветного служения своему Отечеству и народу.
Легендарный герой Древней Руси Евпатий Коловрат наводивший страх на полки Батыя при татаро-монгольском нашествии на Русь вместе со своей малой дружиной погиб в неравном бою.
...И воскликнул тогда Батый, глядя на тело Евпатия: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиной, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня - держал бы его у самого сердца своего"...
Василиса Микулишна
Василиса. Во многих русских народных сказках, песнях и былинах встречается героиня с этим красивым именем – Василиса. Интересно, что, как правило, именно этот персонаж наделяется наиболее полным набором всевозможных достоинств: красотой, умом, верностью, отвагой. Ее так и называют – то Василисой Прекрасной, то Премудрой, что же касается тех сказок, где девушке приходится сражаться за свою любовь, то ни в храбрости, ни в хитрости и сообразительности ей тоже нет равных – этакая русская женщина, которая и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдет».
— Здравствуй, любовь моя, Василиса Микулишна! Только где же твои косы русые? — А косами русыми я, любимый, тебя из погреба вытащила!
записать (скачать) torrent
Сказание о Петре и Февронии Муромских
В России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше - о семейном согласии. День Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака.
25 июня (8 июля) день Петра? и Февро?нии — православный праздник, с 2008 года восстановлен в России на официальном уровне как «День семьи, любви и верности».
Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации и, в 2008 году, праздник получил официальный правительственный статус. Для популяризации праздника во многих городах России были поставлены памятники Петру и Февронии
Добрыня Никитич
Добры?ня Ники?тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служивым богатырём при князе Владимире.
Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.
Добрыню иногда величают князем (Киреев. II, стр. 11), а иногда племянником Владимира (Киреев. II, 19, 22, 45). Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован (Киреев. II, 49) и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.
записать (скачать) torrent
Илья Муромец
Илья? Му?ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана[1]) — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином ». Российскими историками считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом.
Распространено мнение, которое отождествляет былинного героя и Илии Печерского — святого преподобного православной церкви, мощи которого покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.
записать (скачать) torrent
Илья Муромец и Соловей разбойник
Согласно былине Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропускал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел попрыски богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брынские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на девяти дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти. К востоку от города Карачева лежит село с былинным названием Девять Дубов, что в лесах Брынских. Имеется там и речка Смородинка, упоминаемая в былине.
записать (скачать) torrent
Детство Ратибора
Мультфильм снят по мотивам исторического романа В.Иванова "Русь изначальная"