Домашние животные древних славян. Древних славян охота
Забытые боги древних славян: Велес (Волос)
1 181
В летописи его называют «скотием богом». Имя его тоже указывает на это. Одновременно он был покровителем достатка, богатства, которое традиционно связывалось с количеством скота. Как отметил Б.А. Рыбаков, вплоть до Средневековья на Руси слово «скот» означало и домашних животных, и имущество; «скотолюбие было синонимом корыстолюбия, «скотником» называли финансового чиновника, посредника между посадником и старостой, а «скотницей» — казну.
Может показаться странным, что когда киевский князь Владимир пожелал идеологически объединить своих подданных, он приказал водрузить в столице идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши, но по какой-то причине не включил в тот ряд Белеса. Чем можно объяснить такую «забывчивость»? Неужели к этому времени (980 г.) он стал занимать второстепенное место в славянском пантеоне?
В 907 году, по свидетельству летописца, в Византии русские «кляшаси. оружьем своим и Перуном богом своим и Волосом скотием богом». То же повторилось в 971 году: «Да имеем клятву от бога, в него же веруем и от Перуна и от Волоса скотия бога». Безусловно, за несколько лет общественное сознание в ту эпоху не могло столь резко измениться, чтобы оказался забытым бог, который до этого стоял рядом с самим Перуном.
Представляется вполне правдоподобным объяснение, предложенное Рыбаковым: «Единственный допустимый вывод о различии между Перуном и Волосом по этим выпискам из договоров с греками тот, что в составе русских посольств 907 и 971 гг. были как дружинники, клявшиеся грозным Перуном, как и купцы, дававшие клятву своему богу богатства Волосу Ни о каком противопоставлении двух богов нет и речи».
Так-то оно так, но почему-то упомянуты два бога, а не один, тем более что князь Владимир не счел нужным воздать должное Велесу, хотя и выделил менее значимых божеств. По-видимому, в те времена уже обозначился существенный отрыв княжеского двора, дружинников (среди которых было много наемников-варягов, чьи покровители и оказались, пожалуй, среди идолов, установленных на вершине холма) от прочего люда, включая купцов. В народе почитали главным образом Велеса; его идол стоял в нижней части Киева, и уже этим своим положением в определенной степени противопоставлялся воинственному Перуну и его «дружинным» богам.
Подобное географическое разделение двух богов отражало еще одно их различие: Перун царствовал вверху, в небесах, тогда как Велес оставался божеством сугубо земным и даже отчасти подземным: ведь ему в жертву приносили животных при погребальном обряде. В мифологии балтийских племен Вело превратился в бога царства мертвых.
Литовское божество Велняс тоже может называться «скотием» и даже изображалось с рогами и копытами. Но в отличие от Велеса, Велняс представлен существом вредным, похищающим стада у Перкунаса, который вынужден отбивать их у него. Тут все вроде бы перевернуто, поставлено с ног на голову. Возникает вопрос: откуда могли появиться у воинственного Перкунаса (Перуна) стада? По-видимому, они были захвачены в качестве добычи или присвоены, когда этот бог стал главенствовать как князь. Вот и приходится Велнясу (Велесу) угонять отобранные стада обратно, за что его и наказывает верховный властитель.
Не исключено, что в придании Велесу черт «отрицательного героя», противопоставленного сиятельному небесному Перуну, сыграло свою роль христианство. В Евангелии Христу противостоит Велиар — демон небытия и разрушения (литовцы называли Велняса еще и Велинасом). Однако у восточных славян такое сопоставление не пользовалось популярностью, и Велес оставался в народных верованиях покровителем скота, а значит, символом благополучия, зажиточной жизни, достатка.
Интересна и плодотворна гипотеза, связывающая культ Велеса-Волоса с почитанием лесного мохнатого великана медведя. Будем иметь в виду, что «медведь» — не подлинное имя зверя, а его характеристика как «мёд ведающего»; называли его еще и «хозяином», а также, по-видимому, «волосом» (волохатым, косматым), связывая с его мохнатой шкурой представление о звериной силе и власти над животными.
«Намечается следующая эволюция образа Волоса, — пишет Б.А Рыбаков, — первоначально, в охотничьем неолитическом обществе (когда культ медведя уже частично оттеснил лосих-рожаниц), Волос мог быть хозяином леса, божеством охотничьей добычи, выступавшим в медвежьем обличье. Возможно, что само имя его было лишь нарицательным иносказанием, вызванным табу на подлинное имя…»
Действительно, обожествленного медведя первобытные охотники не называли по имени, чтобы не потревожить его, а предпочитали намекать на него, а потому Волос вполне для этого подходил (да и Велес намекает на великого бога леса, если только такую догадку можно принимать всерьез).
«Поскольку скотоводство развилось из охоты, из отлова и выращивания дикого молодняка, то при переходе к скотоводству хозяин леса и повелитель лесного зверья мог быть переосмыслен в покровителя домашнего зверья, стал «скотьим богом» в прямом смысле слова», — пишет Рыбаков.
Высказано предположение, что и волхвы, языческие ведуны, и колдуны, тоже изначально воспринимались как «волохатые», волосатые, потому что совершали шаманские ритуалы, надевали медвежью шкуру или маску, как бы оборачиваясь в Волоса. Популярность в народе волхвов могла стать дополнительным стимулом к сохранению культа Волоса-Белеса.
С принятием и распространением христианства созвучие имен языческого бога и святого Власия Севастийского привело к тому, что на местах капищ, где поклонялись Велесу, стали возводиться церкви Св. Власия, которого в соответствии с древней традицией теперь считали покровителем скотоводства.
День этого святого (24 февраля) называли «коровьим» или «воловьим» праздником; скотину поили крещеной водой и кормили хлебом, приговаривая: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков».
В «Слове о полку Игореве» сказитель Боян назван внуком Ве-леса. Возможно, почитался Велес-Волос на Руси как божество, хранящее предания далекой древности, покровитель волхвов и ведунов, обладающих не только знаниями, но и поэтическим даром.
via
Это интересно
taynikrus.ru
Пчеловодство, рыболовство и охота. Любор Нидерле. Славянские древности. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека
Важным дополнением к разведению скота и занятию земледелием были еще бортничество, рыболовство и охота на различных диких зверей. Бортничество было вообще одним из основных занятий в прикарпатских областях, которые с доисторических времен славились пчелами и медом. Уже у Геродота мы встречаем упоминание об этом, а Павсаний свидетельствует, что в Грецию ввозился самый лучший мед из земли алазонов на Днестре49. Так было и во времена древних славян и позже, а во многом сохранилось и до наших дней. Население Прикарпатья разводило пчел либо в лесах в дуплах деревьев, отмеченных владельцем специальным знаком, либо вблизи самого двора в полых колодах, которые назывались ульями, или бърть. Об изобилии меда у южно-русских славян свидетельствует Гардизи, рассказывая, что один славянский хозяин получал 50–60, даже 100 менов меда с одного улья50. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мед и, разумеется, также воск стали одной из основных статей славянского экспорта (см. гл. X), одной из обычных составных частей дани, которую славяне платили in natura немецким хозяевам51. Излюбленный напиток древних славян также делался из перебродившего меда, о чем я уже имел случай сообщить выше, на с. 283. Начиная с XI века в источниках упоминаются рядом с поселениями специальные коллективные, отгороженные плетнями пасеки (horti apum, mellificia), а вскоре появляются и специальные пасечники, обученные пчеловодству (бортникъ). Что касается рыболовства, то оно в некоторых богатых водами славянских краях занимало первое место среди всех других отраслей хозяйства. Рыбы было огромное множество, и славяне ловили ее либо удочкой (сл. pda, pdica), совешенно такой же, как и современная, либо по ночам при помощи света, либо острыми гарпунами (сл. ость) с одним или несколькими зубьями, либо, наконец, различными плетенными из веревки сетями и корзинами, которые также немногим отличались от сетей или корзин, употребляемых в настоящее время. Среди находок этого времени сетей, конечно, нет, но в исторических источниках Χ-ΧΙΙ веков засвидетельствованы различные виды сетей (неводь, влокь, мрежа, сеть)) древними являются также корзины, сплетенные из ивовых прутьев, термин же ерша (верша) уже летто-славянский52. Кроме того, славяне умели заманивать и ловить рыбу специальными деревянными конструкциями, поставленными на реке (слупь, одра), которые латинские источники XII века из Чехии и Бранибора (Бранденбурга) называют терминами: pali, tractus, tractiones, gurgusta seu piscaturae, также piscatoria, saepes, crates, piscina, clausura piscina53. Затем выловленную рыбу продавали либо в свежем виде, либо заготовленную впрок; так, у Галла (1107) сообщается, что рыбу солили, у Эббона – что ее сушили на зиму; и, по-видимому, уже тогда практиковалось копчение дымом. Другие способы хранения рыбы нам не известны, но несомненно, что они не отличались от тех, которые используются там же и поныне54. Об охоте на зверя много говорить не приходится. Охотились за всяким зверем, который съедобен или давал хороший мех, который был опять-таки одним из главных предметов экспорта славянских областей (см. об этом подробнее в главе X). Зверя убивали либо оружием (стрелами или копьями), либо, что было чаще, ловили при помощи разных ловушек, большими сетями, различного вида капканами или устраивали облавы, западни, для которых уже в древних источниках XI века приводятся названия – сеть, перевесь, тенето, пругло, пругь, osilo, silo55. С востока славяне заимствовали прием охоты с помощью прирученных соколов, ястребов и ястребов-перепелятников. Уже в IX веке мы читаем о болгарском князе Борисе, что он послал сыновьям сербского князя Мунтимира пару соколов; об охоте с соколами и ястребами упоминает также русский князь Мономах в своем Поучении56.
Примитивный улей в Полесье (по Кирле)
historylib.org
Жизнь древних славян, отдаленных потомков атлантов и гиперборейцев
На огромных богатых землях жизнь славян была счастливой и радостной.И еды, и земли всем хватало вдоволь.
Потому многие тысячелетия жизнь на славянских земля текла спокойно и уверенно в завтрашнем дне.
Радуга над землями славян.
Некоторые славяне жили в небольших городках, окруженных бескрайними лесами со множеством зверья, птиц, ягод, орехов и грибов.В этих лесах жители городков добывали всё, необходимое для их жизни.
Многие славяне селились маленькими деревушками.
Некоторые предпочитали уединенную жизнь в лесных избушках.Таких избушек в бескрайних славянских лесах было великое множество.
Некоторые славяне заселяли всё новые и новые земли, создавая там свои отдаленные поселения.
Зверя и птиц в полях и лесах, рыбы в реках и озерах водилось много, потому большинство славян добывало свою пищу охотой, рыбной ловлей и собирательством природных даров.Славянские мужчины и женщины охотились и зимой, и летом.Дикого зверя было столько, что охотник неподалеку от дома за 1-2 часа добывал мяса на несколько дней для всей своей большой семьи.
В охоте славянам помогали прирученные собаки и волки.
Охота на птицу.
Отдых на охоте.
Соколиная охота на птицу и мелкого зверя.
Сбор лесных даров - ягод, грибов, орехов, съедобных растений.
Только очень немногие славяне имели стада домашних животных и пасли их на сочной траве лугов и лесных полян.
У славян было много свободного времени для развлечений, игр и прогулок.
Детям славяне рассказывали былины и сказки под игру на музыкальных инструментах.
Для развлечения в свободное время славяне совершали богослужения, посвященные их многочисленным богам.
Посещение святилища одного из славянских богов.
Строительство нового святилища.
Славянский волхв.В отличие от волхвов древней Гипербореи, славянские волхвы утратили почти все былые знания.Теперь волхвы учились лишь писать, читать, вести астрономические наблюдения, рассчитывать календарь, определять дни славянских праздников и врачевать.О былых науках Гипербореи они уже ничего не ведали.Потому славянские волхвы занимались, преимущественно, счетом дней, ведением календаря, лечением больных и совершениями обрядов.Также волхвы старательно вели письменные славянские хроники, где записывали все важные события.Эти хроники, писанные славянской руницей, бережно хранились в свитках и передавались от поколения к поколению.
Заброшенное святилище лесного бога.
После великого оледенения, сгубившего Гиперборею, климат становился все более теплым, и славяне опять начали плавания по студеным морям.В этих морях добывали рыбу и морского зверя.
Иногда во льдах славянские поморы находили останки огромных кораблей Гипербореи, в устройстве которых уже ничего не понимали.
Лишь в сказках и преданиях сохранились смутные воспоминания о былой жизни народа Гипербореи.
Детям рассказывали о летучих кораблях гиперборейцев, но в сказочных описаниях корабли уже не были похожи на те летательные аппараты, которые строили жители великой северной страны Гипербореи.
Один из простых и широко применявшихся летательных аппаратов древней Гипербореи с поддерживающими газовыми баллонами и способный совершать посадки на воду.
Крылатый летательный аппарат древней Гипербореи последних времен ее существования.
Славяне мирно расселялись все шире и шире по новым богатым землям, строили там свои новые поселения и святилища.
То, что славяне жили на своих огромных землях редкими разрозненными поселениями, готовило им великую беду.В окружающих землях множились и развивались иные народы, для которых богатые славянские земли виделись желанной добычей.В отличие от единой и могучей Гипербореи, способной отразить любое нападение, жившие племенами в малых поселениях и непривычные к войнам славяне были почти беззащитны перед возможным натиском жадных воинственных врагов.
moi-detki.blogspot.com
БЫТ ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПО ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ
Пища, напитки. Охота, рыболовство, земледелие.
Орудия труда. Хозяйственные инструменты. Одежда. Обувь.
Головные уборы. Жилище. Жилища «со многими выходами».
Кладовая. Город. Городские укрепления. Детинец и посад
В данной главе речь вначале идет о славянском быте в первые века нашей эры, в эпоху родового строя, до образования у них начал государственности. Причем быт этот характеризуется в главе в основном применительно к условиям славянской прародины, расположенной в относительно суровых климатических условиях на востоке и северо-востоке Европы, преимущественно в дремучих лесах. Перемены в этом быте, впоследствии происшедшие у славян, выдвинувшихся в западные и южные земли, в частности, в горные районы (Судеты, Татры, Карпаты и Балканы) и многое изменивших в своих первоначальных обычаях применительно к природным условиям новых мест, обсуждаются ниже.
Посещавшие славян византийцы обнаружили у них «большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы», о которых пишет Маврикий Стратег.
Древние славяне питались преимущественно именно злаками земными и возделывали следующие основные культуры: просо (по М. Фасмеру, внутренняя форма, возможно, «пестрое»), пьшено, пьшеница (от пьхати — толочь, отсюда же пьшенъ — растолченный), ръжь (рожь), ѩкчьмы (ячмень)[1]. Из пшеницы, ржи, ячменя после размола каменными ручными жерновами получалась мѫка (мука, от ст.-слав. мѧкъкъ — «мягкий»). Возможно, овьсъ (овес) стал возделываться позднее перечисленных культур.
В пищу могли употребляться поджаренные или размоченные зерна злаков. Из зерен или муки варились каши. Самым простым пекарским изделием из муки была пресная лепешка, позже славяне научились выпекать квасной хлеб. Формованные хлебные изделия (калачи, короваи и т. п.) могли выступать атрибутами различных ритуалов (например, короваи выпекались на свадьбу). Пироги с разнообразной начинкой также с древних времен стали характерной принадлежностью славянской кухни.
Бобовые (источник растительного белка) тоже входили в пищу славян. Как пишет крупнейший славист Любор Нидерле (1865—1944), славянам были также известны «из овощей — лук и чеснок (лукъ, чеснъ, чеснокъ), морковь, редька, огурцы, мак. За исключением чеснока, все последние названия заимствованы из немецкого и греческого языков. Это указывает на то, что, по всей вероятности, вместе с термином к славянам были занесены из других стран и сами овощи» (вернее сказать, вместе с овощами «заносились» их иноязычные названия. — Ю.М.)[2]. Далее Л. Нидерле перечисляет среди известных древним славянам овощей репу, капусту, называя освоенными ими «овощами» также дыню и тыкву. Само слово овощ Нидерле считал по происхождению германским, однако М. Фасмер обоснованно возводит его к праславянскому *voksti (расти).
Дикая яблоня, слива, груша, вишня, произраставшие на территории славянской прародины, были славянами постепенно окультивированы.
Рыболовство давало дополнительную пищу. Речную и озерную рыбу уже в древности научились вялить на солнце, заготавливая впрок.
Охотой, разумеется, славяне тоже активно занимались, но мясная пища, добываемая на охоте, была нерегулярна, распределялась среди многочисленных членов рода и могла играть роль лишь появлявшейся иногда добавки к повседневному питанию. Чаще всего охотились, видимо, на оленей и косуль, поскольку объект охоты был безопасен и в случае удачи давал сразу много мяса. Охота на мелких пушных зверей (куница, лиса, соболь, бобр, горностай и др.) была также широко распространена, но она не имела отношения к добыванию пищи. Охота на медведя, кабана была трудна и при отсутствии огнестрельного оружия (до изобретения которого были еще многие века) сопряжена с огромным риском. Впрочем, свиньи были довольно рано одомашнены наряду с коровами, козами и овцами. Одомашнен был и конь (праславянская форма слова *komnь; М. Фасмер полагает еще более древней формой *kobnь, возводя к ней слово кобыла). Лошадь же не славянское слово, а заимствованный тюркизм.
Скотоводство — еще один источник пищи древних славян. Молоко (праслав. *melko, ст.-слав. млѣко), творог (праслав. *tvarogъ), сыр (видимо, внутренняя форма «квашеный»), сметана (от «сметать, смешивать») и масло (от «мазать») были в их рационе.
Среди других связанных со сферой питания занятий древних славян следует отметить бортничество («борть» — дупло дерева, в котором живут пчелы, «лесной улей»). Так добывались мед и воск.
Один из наиболее популярных напитков древних славян как раз представлял собой разбавленный водой, перекипяченный и затем перебродивший мед (ст.-слав. медъ). К X в. регистрируются факты употребления ими также пива из ячменя или овса. Квас известен с самых древних, языческих, времен.
Поскольку жили славяне на своей прародине в условиях дремучего леса, земледелие их было подсечным (точнее, подсечно-огневым). Вырубалось поле, предназначенное для засева семенами, стволы деревьев и пни сжигались для удобрения его почвы золой и пеплом. Через несколько лет земля на этом месте истощалась, и приходилось тем же способом делать неподалеку новое поле, — почему такое подсечное земледелие именуют также передвижным.
Орудие, которым вскапывалось поле, именовалось сохой (внутренняя форма «развилка», «палка с развилкой» — отсюда название лося с его рогами «сохатый»). Другое название этого орудия рало (от глагола «орать» — пахать). От глагола «рыть» происходило также название орудия для рытья земли рыло. Наиболее примитивная соха представляла собой ствол дерева, у которого оставлялся мощный сук (позже его заменили стальным лемехом).
Для разрыхления вскопанной земли применялась борона (вероятно, внутренняя форма — «раскалывающая», «чистящая»). Был в ходу ручной инструмент мотыка (позже мотыга), имеющий сходные названия у ряда других индоевропейских народов. Колосья спелых злаков подрезались во время жатвы серпом (праслав. *sьrpь, внутренняя форма, по-видимому, — «острый, режущий»).
В повседневном быту применялись нож (М. Фасмер считает это слово неотделимым от «заноза», «вонзить», «пронзить»), пила (вероятно, внутренняя форма — «стригущая, царапающая»), молот (вероятно, от «молоть»), долото (родственно слову «долбить»), шило (от «шить»). Ложки (др.-русск. лъжица, лъжька) различной формы и назначения были глиняными либо деревянными. Впрочем, в эпоху Киевской Руси их уже стали изготовлять из металла. Известный сюжет, зафиксированный в Киевской летописи (996), связан с тем, что дружинники князя Владимира (крестителя Руси) возроптали, что едят деревянными ложками, и князь велел изготовить им ложки из серебра, заявив: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото».
Прокопий Кесарийский сообщает о славянах, что из них «иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах».
Впрочем, византийцы-«ромеи» соприкасались со славянами в VI в. где-то в южных областях занимаемых тогда последними территорий. Кроме того, вышецитированное можно отнести лишь к теплым временам года. Но даже тогда полный мужской наряд состоял из вышеназванных штанов, которые сами славяне именовали ногавицами или гачами, длинной рубахи и плаща (ст.-слав. плашть — от «плоский»). Древнее название рубахи, изготовленной из выращивавшегося славянами льна (впоследствии также из завезенной с Востока конопли), — рубъ (то есть «грубая ткань», отсюда «рубище»). Другие древние названия рубахи — чехълъ (отсюда современное чехол), срака (отсюда русское сорочка) и др. Более тяжелой одеждой были свита — длинная куртка с рукавами, а также кабатъ (кафтан).
Женская одежда в древности состояла из длинной рубашки, на которую могли повязывать фартук, набрасывать различные накидки, а также надевать женскую модификацию кабата и т. п. Уже в древности было известно и слово сукня, которое по сей день означает по-польски женское платье. Естественно, что женскому наряду уже в древности придавались различные украшения, которые затем все более совершенствовались.
Когда наступала зима, наиболее простой одеждой была накидка из звериной шкуры. Однако из шкур шилась и зимняя одежда с рукавами, называвшаяся кожухъ. Название ясно свидетельствует, что одежда эта изготовлялась наружу кожей и внутрь мехом, мягко прилегавшим к телу и делавшим не нужной тканевую подкладку. Однако красота звериного меха вызвала к жизни также декоративную зимнюю одежду мехом наружу, поныне известную под названием шуба (слово, возможно, заимствовано из арабского — «верхняя одежда с длинными рукавами»).
В обработке мехов славяне преуспели и уже в глубокой древности успешно обменивали у представителей других народов шкурки соболя, куницы, горностая, лисицы, белки и др. на то, что было им самим необходимо.
Наиболее распространенной народной обувью были, разумеется, лыковые лапти, в которых российские крестьяне, например, ходили вплоть до наступления XX в. Другой древний тип обуви изготавливался из простого куска кожи, шедшего на подошву (края при этом отгибались вверх и стягивались веревкой или ремнем). Люди с достатком носили низкие сапоги до щиколоток (высокие сапоги появились позже и были, возможно, заимствованы у других народов).
На голове мужчины могли носить различные типы шапок. Девушкам полагалось ходить с непокрытой головой (допускалась повязка или декоративная диадема), а замужние женщины носили платок или чепец (сорвать с головы замужней женщины головной убор значило нанести ей большое оскорбление).
«Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу» — писал о славянах Маврикий Стратег. Грекам в Византии, где наблюдался упадок нравов, было с чем сравнить. Об удивительной красоте славянок в один голос говорит целый ряд источников.
Термин «родовой строй» ясно указывает, что народ на данном историческом этапе распадался на обширные группы родственников, живших сообща. Такая группа составляла род, управлявшийся старейшиной (старостой).
Однако уже в древности мужчины рода жен себе брали из других родов. Так создавались межродовые связи, постепенно приводившие к размыванию границ между отдельными родами.
Девушка либо похищалась из чужого рода, либо выкупалась женихом из него (сами подобные похищения были нередко всего лишь частью свадебного ритуала и потому обычно не приводили к развитию взаимной вражды между родами).
После обручения жених и невеста обменивались столь же ритуализованными дарами (яблоко как языческий магический символ плодородия, черная курица и черный петух и т. п.). Невесту в свадебном облачении также обсыпали зернами злаков, сопровождая это словесными заговорными формулами, рассчитанными на то, чтобы обеспечить ее будущую материнскую плодовитость, усаживали на звериную шкуру, вывернутую мехом наружу, и т. д. Ей подстригали волосы, после чего она разувала мужа в знак покорности ему. Свадьба завершалась пиром, который также был частью ритуала и в своем начале имел строгую композицию, постепенно переходя, однако, в нетрезвую оргию.
После принятия христианства священники прилагали много усилий по искоренению типично языческих составляющих из свадебного обряда, однако его бессознательно сохраненные народной памятью рудименты можно наблюдать на сельских и вообще простонародных свадьбах вплоть до настоящего времени.
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства», — повествует о славянах Прокопий Кесарийский.
Регулярная смена мест жительства была обусловлена уже особенностями славянского «передвижного» земледелия. Рано или поздно роду приходилось осваивать отдаленный участок (когда пригодные для обработки земли поблизости оказывались истощены) и переносить к нему поселение.
«Они селятся в лесах у неудобопроходимых рек, болот и озер», — сообщает о славянах Маврикий Стратег. Эта реплика заставляет напомнить о другом: о врагах, защиты от которых вынуждены были искать славяне. Именно труднодоступные для пришельцев места были оптимальны с точки зрения защиты от неожиданного нападения. Высокий обрывистый берег реки или озера обеспечивал тыл; по воде славянам, которых Маврикий признавал «превосходящими всех людей» в искусстве «переправы через реки», можно было скрыться от преследования. Остров посреди топкого болота, тайные проходы к которому знали лишь свои, также был надежным местом (к сожалению, он переставал быть таковым зимой, когда болото замерзало).
Автор «Стратегикона» рассказывает и такие весьма интересные вещи о славянском жилище. Славяне, по его сведениям, «устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей».
Длительное время считалось, что эта информация не верна. Так, Л. Нидерле писал, что тут у Маврикия «явная ошибка, так как это могло относиться только к выходам огромной усадьбы, а не самого жилища»[3]. Но подобные хитроумные подземные жилища со многими выходами, напоминающие лисьи норы, в конце концов были действительно найдены. Видимо, они могли создаваться на высоких глинистых берегах рек (Дунай, Днепр и т. д. — в местах, на которые славяне распространились примерно к V—VI в., то есть, в частности, на территории будущей Киевской Руси). В Полесье же, бывшем средоточием славянских поселений в более раннюю эпоху, такие «норы» создать несравненно сложнее: здесь изобилуют дремучие леса, а главное, болота; грунтовые воды тут нередко чересчур близко к поверхности земли, а характер почвы слишком рыхлый для рытья подземных ходов.
urokirus.com
Чем занимались древние славяне ?
Жизнь древних славян совсем не была скучной, как может показаться на первый взгляд. У наших предков было достаточно занятий. Постараемся вкратце описать их.
Примерный план статьи. Статья состоит из следующих разделов:
войны;
чистые условия жизни;
строительство городов;
охота;
собирательство;
земледелие;
скотоводство;
бортничество.
Войны
Все народы в то время вели войны, и славяне не были исключением. Славяне не были кровожадными и особо жестокими, в отличие от древних римлян, например. Те войны, которые вели славяне, начинались лишь ради сохранения государственности.
Вначале славяне имели не что иное, как обычные поселения, однако потом они переросли в города. Славянские города строились по берегам рек, которые защищали их от врага.
Собирательство, скотоводство, бортничество и земледелие
Древние славяне также занимались охотой. Охотились как на животных, которые водились в лесах, так и на птиц. Славяне в то время уже имели лук со стрелами и копья. Леса было по берегам рек, что придавало славянской жизни удобство.
Славяне занимались рыболовством. Рыба, несомненно, включалась в славянский рацион .
Славяне занимались собирательством. Ягоды, растения – все входило в рацион. Славянами также собирался урожай из лекарственной травы.
Земледелие – основное славянское занятие. Издавна у них выращивалась пшеница, рожь и другие культуры. Это было тяжким трудом, ведь земля обрабатывалась своими руками с использованием сохи.
Славяне занимались бортничеством. Мед играл одну из главных ролей в их жизни. Мед являлся сахарозаменителем.
Славяне также занимались скотоводством - разведением животных, правда, в связи с климатическими условиями оно не было сильно развитым.
Особенность жизни - чистота
Чистые условия жизни – отличительная черта древних славян. В то время как европейцы утопали в грязи, умирали от чумы, славяне использовали бани. Они даже устраивали банный день. Женщины , рожая детей, устраивали в бане особые ритуалы. На многих религиозных праздниках очищались с помощью воды.
vashurok.ru
Домашние животные древних славян-Разное
Звери не все и не всегда были дикими. Охота как промысел кормила многие народы, в том числе и славянские. И подстреленная дичь или убитый кабан, помогали древним славянам питаться не только овощами и зерном. Охотники и рыболовы водились во многих славянских родах, но скотоводство и животноводство до X века не было развито.
Но не смотря на то, что прежде всего славяне были земледельцами, скотоводство и животноводство так же нашло свою нишу в жизни древних славян и прочно заняло ее среди земледелия, охоты и рыбалки. Древние славянские народы держали домашних животных в большом количестве. Это был в основном конечно крупный рогатый скот. Хотя в зависимости от места обитания, виды домашнего скота среди славянских племен различались.
Следующие виды домашнего скота были в разведении у древних славян: свиньи, овцы, коровы, лошади. Последние часто водились табунами в некоторых областях России. Особенно отличалась количеством лошадей центральная часть России. Лошадей использовали не только и не просто как полевая рабочая сила, но так же на ни передвигались. К тому же лошади как часть славянских войск, образовывали собой конницы.
Что касается крупного рогатого скота (быки и коровы) - то они так же были тягловой силой в полевых работах, хотя помимо этого коровы давали молоко. А вот свиньи и овцы особенно были распространены на территории между Вислой и Десной. Там было много дубовых лесов и соответственно желудей. Поэтому заготавливать корм для свиней было проще чем где бы то ни было.
Для скота ставили специальные загоны и хлева, в которых они так же зимовали. А на пастбищах пастухи следили за скотом, пока он наестся вдоволь. Бог Велес так же защищал славянские стада, как считали сами славяне. Сыроварение и молочное хозяйство хотя и не сильно упоминается в летописях, но оно имело место быть, благодаря тому, что коровы и козы давали молоко. А сыр как основной продукт был засвидетельствован уже в Х веке.
Помимо животных, древние славяне держали птиц - это были куры, утки, гуси, а так же голуби. Яйца, которые несли куры, использовались для выпечки пирогов и хлеба, а птичье мясо было одним из основных в пище славянских народов.
Если же смотреть на таких домашних животных, как собаки или кошки, то их одомашивание произошло очень давно, поэтому охрана собаками двора была очень распространена. Кошки же гуляли сами по себе, бродя по дворам и греясь на печи или у трубы на крыше.
www.krupenichka.ru
Хозяйство восточных славян. - Справочные материалы - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - Каталог статей
1. Земледелие. Заметное место принадлежало подсечно-огневому земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через 3 – 4 года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками.
Основными земледельческими орудиями были рало, соха, мотыга, серп, коса.
О составе культурных растений, возделывающихся восточными славянами в V - IX вв., можно судить по находкам зерна на поселениях. Славяне возделывали просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень, твердую и мягкую, озимую рожь, а также горох, бобы и коноплю.
Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах – специальных погребах, округленных в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в грунте. Ямы такой формы, закрывающиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. В северной полосе обмолоченное зерно, хранилось в специальных наземных постройках.
Переработка зерна на муку осуществлялась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород – известняка, песчаника, кварцита и т.п., были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Вращение жернова производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова.
Выпекали хлеб на глиняных сковородках, которые обычно имели круглую форму (диаметр 15 –20 см) и были снабжены невысокими бортиками.
2. Животноводство. Первое место отводилось крупному рогатому скоту. Очевидно, стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях восточнославянской территории, и как тягловая сила в пашенном земледелии.
Второе место принадлежало свиньям, третье – мелкому рогатому скоту, четвертое – лошади. Овцы и козы использовались для получения молочных продуктов и шерсти.
В обычное время мясо лошади не шло в пищу, и это животное служило для хозяйственных надобностей. Помимо использования лошади как рабочей силы в хозяйстве и земледелии, ею пользовались для верховой езды.
3. Охота. О роли охоты у славян свидетельствуют прежде всего костные остатки, собранные при раскопках поселений. Среди них имеются кости кабана, лося, оленя, медведя, бобра, лисицы, куницы, зайца и некоторых других. Кабан и олень были основным объектом охоты. Охота на них давала наиболее ощутимые результаты. Преобладала охота в лесу. Постоянно охотились и на птиц. Главной целью охоты на кабана, лося, оленя, медведя и некоторых других зверей было получение мяса. Охота на куниц. Лисиц и бобров велась, прежде всего, ради пушнины.
Основными орудиями охоты на зверя служили лук и копье. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись силки и ловчие сети.
4. Рыболовство. О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства. Ловили щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и др. Для лова рыбы использовали железные, крупные крючки 6 – 10 см. в длину. Такие крючки предназначались для лова крупных рыб – щук, сомов, и т.п. Применялись и гарпуны, но более широко использовались сети, неводы и всевозможные плетеные приспособления.
5. Бортничество. Сбор меда. Борть – дуплистое дерево, в котором водились пчелы, или же дерево, в котором дупло для пчел специально выдалбливалось бортником.
6. Деревообработка. Строили жилища и хозяйственные помещения, изготавливали бытовой и хозяйственный инвентарь. С помощью тесла изготовляли долбленые изделия – лодки, корыта, колоды и т.п. Инструментами, называемыми ложкарями, изготавливали столовую посуду.
7. Обработка кости. Предметы из кости и рога изготовлялись почти в каждом доме, и этим делом занимались до IX – X вв. ещё не ремесленники – специалисты. При изготовлении изделий кость или рог подвергались нескольким операциям – выпаривались, обрабатывались ножом, полировались, сверлились. На некоторые изделия наносилась орнаментация.
На восточнославянских поселениях VI - IX вв. предметы из кости встречаются довольно часто. Это различные проколки, иглы, орудия для ремонта сетей, мотыжки – скребки, рукоятки ножей, накладные пластины луков, подвески – амулеты, гребни.
8. Прядение. Прядением занимались почти в каждом доме, каждой семье. Прядение волокна производилось при помощи деревянного веретена с пряслицами. Пряслица, сделанные преимущественно из глины, имели различную форму. Начиная с VII в. как на южных, так и на северных поселениях появляются пряслица, вырезанные из мягких пород камня.
Для изготовления тканей употреблялся вертикальный ткацкий станок. В южнорусских землях славяне второй половины 1 тыс. н.э. уже знали горизонтальный ткацкий станок.
9. Металлообработка. Занимались ремесленники – кузнецы и литейщики. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом – древесный уголь. Из железа изготовлялись прежде всего земледельческие орудия – наральники и сошники, мотыги, косы, серпы, а также орудия для обработки дерева – топоры, тесла, долота, ложкари. Значительную группу изделий из железа составляли бытовые предметы – ножи, шилья, гвозди, ножницы, пряжки, а также, конечно, оружие – наконечники стрел и дротиков, копья.
10. Гончарство. Гончарство распространяется с начала VIII в.