--PAGE_BREAK--Разложение родового слоя. В начале нашей эры японские племена заселяли не всю территорию архипелага, а лишь часть островов Хонсю и Кюсю. На севере Хонсю жили айны (эбису), на юге — кумасо (хаято). Понятно, что подобное сожительство племен на одной территории не могло благоприятно повлиять на дальнейшую судьбу более слабых. Пока японские племена находились на стадии патриархального рода, пленные и переселенцы с материка принимались в род и становились его полноправными членами. Особенно охотно принимались корейские и китайские переселенцы-ремесленники. Основная масса свободных членов рода занималась сельским хозяйством. Сеяли рис, просо, бобы. Сельскохозяйственные орудия были каменные или деревянные.
На протяжении II — III вв. увеличение родов, разделениеих на большие и малые и расселение отдельных групп в разных местах страны, а также развитие обмена способствовали укреплению межродовых и межплеменных связей. Это вместе с борьбой против окружающих неяпонских племен вызывало тенденцию к более крупным межплеменным объединениям. Процесс объединения осуществлялся не мирным путем, а в ходе ожесточенной межродовой борьбы. Более слабые роды поглощались более сильными.
Японские хроники сообщают о подчинении большого количества родов, населявших центральную часть полуострова Хонсю, наиболее сильной группе родов — Ямато. Такие же племенные объединения возникают в Цукуси.
Значительные изменения произошли и внутри рода. В хозяйственной жизни основной единицей становится община — мура, представляющая собой объединение нескольких кровнородственных групп в 15 — 30 человек каждая. Постепенно эти кровнородственные группы выделяются из состава мура в особые семейные общины.
Иной характер приобрели войны между племенами: побежденные стали облагаться данью, пленные обращаться в рабов. Рабы или использовались внутри семейной общины, или вывозились в соседние страны. “История Младшей династии Хань” сообщает, например, об отправке в 107 г. н. э. из Японии в Китай 160 рабов. В обстановке постоянных войн росло значение военачальников, общеплеменного вождя (“царя”) и старейшин наиболее крупных родов. Большая часть военной добычи и пленных попадала в их руки. В то же время непрерывные войны тяжело отражались на положении рядовых членов рода и наносили значительный ущерб хозяйству. Разложение родо-племенной организации сопровождалось дальнейшими изменениями в социально-экономическом строе. Наряду с рабами, преимущественно использовавшимися в качестве домашних слуг, появляется новая категория несвободных — бэ. Они были первоначально простыми данниками рода-победителя, позднее в бэ превращают китайских и корейских переселенцев, покоренных родами.
Несмотря на свое островное положение, Япония постоянно испытывала влияние более высокой китайской и корейской культуры. Прослеживаемое по историческим памятникам начало сношений Японии с Китаем относится к I в. до н. э., а в III в. н. э. Япония и Китай время от времени обмениваются посольствами. Эти связи Японии с Китаем, а особенно с Кореей, имели большое положительное значение для исторического развития Японии в данный период.
Религия в древней Японии.
Буддизм проник в Японию из Индии через Корею и Китай в VI в. Буддийские проповедники сразу оценили все выгоды союза с синтоизмом. Где можно было, они старались использовать синтоистские верования для пропаганды идей буддизма. Существенный отпечаток на психологию японцев наложило и конфуцианство, пришедшее в Японию сначала через Корею — в IV — V вв. и затем непосредственно из Китая — в VI в. Тогда-то китайский язык стал языком образованных японцев, на нем велась официальная переписка, создавалась литература. Если проникновение конфуцианства повлекло за собой распространение китайского языка, то китайский язык, привившийся в высших сферах страны, в значительной степени служил целям пропаганды конфуцианского влияния. Неудивительно, что конфуцианская доктрина обожествления предков, почитания родителей, беспрекословного подчинения низших высшим, подробнейшая регламентация поведения любого члена общества прочно врезались во все сферы психологии людей. Конфуцианские представления хорошо выражены в следующем изречении: “Отношения между высшим и низшим подобны отношениям между ветром и травой: трава должна склониться, если подует ветер”.
Буддизм и конфуцианство стали играть в Японии роль своеобразной идеологической и моральной надстройки. Однако в системе религиозных доктрин Японии главенствующее место занимала истинно японская религия синто.
Синто (Путь Богов).
Это древняя японская религия. Хотя истоки ее, по общему признанию, неизвестны, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что она возникла и развилась в Японии вне китайского влияния.
Японец обычно не стремится вникать в суть и происхождение синто, для него это и история, и традиция, и сама жизнь. Синто напоминает древнюю мифологию. Практическая же цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа: согласно синто, считается, что микадо (император) — потомок духов неба, а каждый японец — потомок духов второго разряда — ками. Для японца ками означает божество предков, героев, духов и т. д. Мир японца населен мириадами ками. Набожный японец думал, что после смерти он станет одним из них.
Синтоизм свободен от религиозной идеи “центральной власти” всевышнего, он учит главным образом культу предков и поклонению природе. В синтоизме нет других заповедей, кроме общежитейских предписаний соблюдать чистоту и придерживаться естественного порядка вещей. У него есть одно общее правило морали:
“Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные”. По синтоистским представлениям, японец обладает инстинктивным пониманием добра и зла, поэтому соблюдение обязанностей в обществе тоже инстинктивно: если бы было не так, то японцы “были бы хуже зверей, которых ведь никто не учит, как надлежит им поступать”. Сведения о синтоизме в древних книгах “Кодзики” и “Нихонги” дают достаточное представление об этой религии.
В подобных сочинениях объединены две идеи — идея кровного племенного единства и идея политической власти. Отражение первой — в расширении племени во времени: в отношении к прошлому, в соединении с рождения вообще всех вещей; во включении всего инородного в состав племени, в подчинении ему, в притягивании генеалогической линии по главным представителям — богам, вождям, царям — как проявление единства племени. Отражение второй — в представлении политической власти как выполнения богами, вождями, царями воли высших богов.
Японские хроники утверждают, что первоначально в мире царил хаос, но затем все приобрело стройность: небо отделилось от земли, обособились женское и мужское начала: первое — в лице богини Идзанами, второе — в лице ее мужа Идзанаги. У них родилась богиня солнца Аматэрасу; бог луны Цукиеми и бог ветра и воды Сусаноо вступили между собой в борьбу. Аматэрасу победила и осталась на небе, а Сусаноо был изгнан в страну Идзумо на землю. Сын Сусаноо — Окунинуси сделался правителем Идзумо. Аматэрасу не смирилась с этим и принудила Окунинуси передать правление ее внуку Ниниги. Ниниги сошел с неба и принял управление государством Идзумо. В знак власти ему вручили три священных предмета — зеркало (символ божественности), меч (символ могущества) и яшму (символ верности подданных). От Ниниги произошел Дзиммутэнно (титул тэнно означает “Верховный правитель”; сохраняется за царствующим домом до наших дней; передается на европейских языках словом “император”), мифический первый император Японии — микадо. Зеркало, меч и яшма с тех давних пор остаются эмблемой японского императорского дома.
Император микадо в сознании японца благодаря своему “божественному” происхождению состоит в родстве со всем народом, он — глава нации-семьи. Даже сегуны, господствовавшие в Японии более трехсот лет, называли себя представителями микадо. Идея микадо, освященная синтоизмом, не исчезла из сознания японцев и сегодня, хотя, конечно, ее регулирующая сила значительно ослабла.
Даже современные японцы, внешне как будто бы и не придавая серьезного значения этой идее, подсознательно искренне благоговеют перед ней. До сих пор в синтоистских храмах совершаются различные обряды в честь императорской семьи (по некоторым данным их насчитывается более ста тысяч).
Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.
Первая концепция утверждает, что все сущее является результатом саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бытия, согласно доктрине синто, исходит из самого мира, а не от какого-то верховного существа, как у христиан или мусульман. На таком понимании мироздания покоилось религиозное сознание древнего японца, удивлявшегося вопросам представителей других конфессий: “Какая у вас вера?” или того более — “Верите ли вы в Бога?”
Вторая концепция подчеркивает силу жизни. Согласно мифологии, первое сексуальное сближение произошло между богами. И потому секс и моральная вина никогда не связуются в сознании японцев. Все, что естественно, согласно данному принципу, должно уважаться, не уважается только “нечистое”, но и всякое “нечистое” может быть очищено. Именно на это направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклонности к приспособлению, адаптации. Благодаря этому японцы оказывались способными принять почти любую новацию, модернизацию после того, как она очищена, скорректирована, согласована с японской традицией.
Третья концепция утверждает единство природы и истории. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое, для приверженца синто все живое: и животные, и растения, и вещи; во всем природном и в самом человеке живет божество ками. Некоторые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или в конечном счете они могут впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками — это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путем слияния с ками в повседневной жизни.
Четвертая концепция связана с многобожием. Синто возник из местных культов природы, поклонения местным, родовым и племенным божествам. Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали приходить к известному единообразию только с V — VI вв., когда императорский двор стал брать под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В начале VIII в. при императорском дворе был создан специальный департамент по делам синто.
Пятая концепция синто связана с национально-психологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только японцев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется представление о том, что он принадлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым интимным образом связаны только с японской нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто — такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость. Вместе с тем синто не удерживает самих японцев от того, чтобы они исповедовали любую другую религию. Не случайно почти все японцы параллельно с синтоизмом считают себя приверженцами какой-нибудь другой религиозной доктрины. В настоящее время, если суммировать количество японцев по принадлежности к отдельным конфессиям, то получится число, превышающее общее население страны.
В древности культовое действие в синто заключалось в поклонении божеству конкретного храма, которое, в сущности, не имело отношения к другим храмам. Ритуалы синтоистских храмов состояли в услаждении местного божества. Эта простота церемонии, требующая от людей лишь приношений и простейших ритуальных действий, явилась важнейшей причиной стойкости синто на протяжении столетий. Для древнего японца, который жил в сельской местности, свой храм, его ритуалы, его ежегодные красочные праздники стали необходимой частью жизни; так жили его отцы и деды, так жил он сам, не прилагая к этому никаких усилий; так было заведено, так поступают все родственники и соседи.
Несмотря на отсутствие единства в почитании божеств, устройство синтоистских храмов тем не менее единообразно. Основу каждого храма составляет хондэн (святилище), в котором хранится синтай (святыня, божество). К хондэну примыкает хайдэн, т. е. зал для молящихся. Изображений богов в храмах нет, однако некоторые храмы украшены изображениями львов или других животных. При храмах Инари есть изображения лис, при храмах Хиэ — обезьян, при храмах Касуга — изображение оленей. Эти животные рассматриваются в качестве посланников соответствующих божеств. Все это свидетельствует о связи синто с многочисленными специфическими народными верованиями.
продолжение
--PAGE_BREAK--
www.ronl.ru
Реферат - Япония - древняя цивилизация
--PAGE_BREAK--Разложение родового слоя. В начале нашей эры японские племена заселяли не всю территорию архипелага, а лишь часть островов Хонсю и Кюсю. На севере Хонсю жили айны (эбису), на юге — кумасо (хаято). Понятно, что подобное сожительство племен на одной территории не могло благоприятно повлиять на дальнейшую судьбу более слабых. Пока японские племена находились на стадии патриархального рода, пленные и переселенцы с материка принимались в род и становились его полноправными членами. Особенно охотно принимались корейские и китайские переселенцы-ремесленники. Основная масса свободных членов рода занималась сельским хозяйством. Сеяли рис, просо, бобы. Сельскохозяйственные орудия были каменные или деревянные.
На протяжении II — III вв. увеличение родов, разделениеих на большие и малые и расселение отдельных групп в разных местах страны, а также развитие обмена способствовали укреплению межродовых и межплеменных связей. Это вместе с борьбой против окружающих неяпонских племен вызывало тенденцию к более крупным межплеменным объединениям. Процесс объединения осуществлялся не мирным путем, а в ходе ожесточенной межродовой борьбы. Более слабые роды поглощались более сильными.
Японские хроники сообщают о подчинении большого количества родов, населявших центральную часть полуострова Хонсю, наиболее сильной группе родов — Ямато. Такие же племенные объединения возникают в Цукуси.
Значительные изменения произошли и внутри рода. В хозяйственной жизни основной единицей становится община — мура, представляющая собой объединение нескольких кровнородственных групп в 15 — 30 человек каждая. Постепенно эти кровнородственные группы выделяются из состава мура в особые семейные общины.
Иной характер приобрели войны между племенами: побежденные стали облагаться данью, пленные обращаться в рабов. Рабы или использовались внутри семейной общины, или вывозились в соседние страны. “История Младшей династии Хань” сообщает, например, об отправке в 107 г. н. э. из Японии в Китай 160 рабов. В обстановке постоянных войн росло значение военачальников, общеплеменного вождя (“царя”) и старейшин наиболее крупных родов. Большая часть военной добычи и пленных попадала в их руки. В то же время непрерывные войны тяжело отражались на положении рядовых членов рода и наносили значительный ущерб хозяйству. Разложение родо-племенной организации сопровождалось дальнейшими изменениями в социально-экономическом строе. Наряду с рабами, преимущественно использовавшимися в качестве домашних слуг, появляется новая категория несвободных — бэ. Они были первоначально простыми данниками рода-победителя, позднее в бэ превращают китайских и корейских переселенцев, покоренных родами.
Несмотря на свое островное положение, Япония постоянно испытывала влияние более высокой китайской и корейской культуры. Прослеживаемое по историческим памятникам начало сношений Японии с Китаем относится к I в. до н. э., а в III в. н. э. Япония и Китай время от времени обмениваются посольствами. Эти связи Японии с Китаем, а особенно с Кореей, имели большое положительное значение для исторического развития Японии в данный период.
Религия в древней Японии.
Буддизм проник в Японию из Индии через Корею и Китай в VI в. Буддийские проповедники сразу оценили все выгоды союза с синтоизмом. Где можно было, они старались использовать синтоистские верования для пропаганды идей буддизма. Существенный отпечаток на психологию японцев наложило и конфуцианство, пришедшее в Японию сначала через Корею — в IV — V вв. и затем непосредственно из Китая — в VI в. Тогда-то китайский язык стал языком образованных японцев, на нем велась официальная переписка, создавалась литература. Если проникновение конфуцианства повлекло за собой распространение китайского языка, то китайский язык, привившийся в высших сферах страны, в значительной степени служил целям пропаганды конфуцианского влияния. Неудивительно, что конфуцианская доктрина обожествления предков, почитания родителей, беспрекословного подчинения низших высшим, подробнейшая регламентация поведения любого члена общества прочно врезались во все сферы психологии людей. Конфуцианские представления хорошо выражены в следующем изречении: “Отношения между высшим и низшим подобны отношениям между ветром и травой: трава должна склониться, если подует ветер”.
Буддизм и конфуцианство стали играть в Японии роль своеобразной идеологической и моральной надстройки. Однако в системе религиозных доктрин Японии главенствующее место занимала истинно японская религия синто.
Синто (Путь Богов).
Это древняя японская религия. Хотя истоки ее, по общему признанию, неизвестны, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что она возникла и развилась в Японии вне китайского влияния.
Японец обычно не стремится вникать в суть и происхождение синто, для него это и история, и традиция, и сама жизнь. Синто напоминает древнюю мифологию. Практическая же цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа: согласно синто, считается, что микадо (император) — потомок духов неба, а каждый японец — потомок духов второго разряда — ками. Для японца ками означает божество предков, героев, духов и т. д. Мир японца населен мириадами ками. Набожный японец думал, что после смерти он станет одним из них.
Синтоизм свободен от религиозной идеи “центральной власти” всевышнего, он учит главным образом культу предков и поклонению природе. В синтоизме нет других заповедей, кроме общежитейских предписаний соблюдать чистоту и придерживаться естественного порядка вещей. У него есть одно общее правило морали:
“Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные”. По синтоистским представлениям, японец обладает инстинктивным пониманием добра и зла, поэтому соблюдение обязанностей в обществе тоже инстинктивно: если бы было не так, то японцы “были бы хуже зверей, которых ведь никто не учит, как надлежит им поступать”. Сведения о синтоизме в древних книгах “Кодзики” и “Нихонги” дают достаточное представление об этой религии.
В подобных сочинениях объединены две идеи — идея кровного племенного единства и идея политической власти. Отражение первой — в расширении племени во времени: в отношении к прошлому, в соединении с рождения вообще всех вещей; во включении всего инородного в состав племени, в подчинении ему, в притягивании генеалогической линии по главным представителям — богам, вождям, царям — как проявление единства племени. Отражение второй — в представлении политической власти как выполнения богами, вождями, царями воли высших богов.
Японские хроники утверждают, что первоначально в мире царил хаос, но затем все приобрело стройность: небо отделилось от земли, обособились женское и мужское начала: первое — в лице богини Идзанами, второе — в лице ее мужа Идзанаги. У них родилась богиня солнца Аматэрасу; бог луны Цукиеми и бог ветра и воды Сусаноо вступили между собой в борьбу. Аматэрасу победила и осталась на небе, а Сусаноо был изгнан в страну Идзумо на землю. Сын Сусаноо — Окунинуси сделался правителем Идзумо. Аматэрасу не смирилась с этим и принудила Окунинуси передать правление ее внуку Ниниги. Ниниги сошел с неба и принял управление государством Идзумо. В знак власти ему вручили три священных предмета — зеркало (символ божественности), меч (символ могущества) и яшму (символ верности подданных). От Ниниги произошел Дзиммутэнно (титул тэнно означает “Верховный правитель”; сохраняется за царствующим домом до наших дней; передается на европейских языках словом “император”), мифический первый император Японии — микадо. Зеркало, меч и яшма с тех давних пор остаются эмблемой японского императорского дома.
Император микадо в сознании японца благодаря своему “божественному” происхождению состоит в родстве со всем народом, он — глава нации-семьи. Даже сегуны, господствовавшие в Японии более трехсот лет, называли себя представителями микадо. Идея микадо, освященная синтоизмом, не исчезла из сознания японцев и сегодня, хотя, конечно, ее регулирующая сила значительно ослабла.
Даже современные японцы, внешне как будто бы и не придавая серьезного значения этой идее, подсознательно искренне благоговеют перед ней. До сих пор в синтоистских храмах совершаются различные обряды в честь императорской семьи (по некоторым данным их насчитывается более ста тысяч).
Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.
Первая концепция утверждает, что все сущее является результатом саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бытия, согласно доктрине синто, исходит из самого мира, а не от какого-то верховного существа, как у христиан или мусульман. На таком понимании мироздания покоилось религиозное сознание древнего японца, удивлявшегося вопросам представителей других конфессий: “Какая у вас вера?” или того более — “Верите ли вы в Бога?”
Вторая концепция подчеркивает силу жизни. Согласно мифологии, первое сексуальное сближение произошло между богами. И потому секс и моральная вина никогда не связуются в сознании японцев. Все, что естественно, согласно данному принципу, должно уважаться, не уважается только “нечистое”, но и всякое “нечистое” может быть очищено. Именно на это направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклонности к приспособлению, адаптации. Благодаря этому японцы оказывались способными принять почти любую новацию, модернизацию после того, как она очищена, скорректирована, согласована с японской традицией.
Третья концепция утверждает единство природы и истории. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое, для приверженца синто все живое: и животные, и растения, и вещи; во всем природном и в самом человеке живет божество ками. Некоторые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или в конечном счете они могут впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками — это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путем слияния с ками в повседневной жизни.
Четвертая концепция связана с многобожием. Синто возник из местных культов природы, поклонения местным, родовым и племенным божествам. Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали приходить к известному единообразию только с V — VI вв., когда императорский двор стал брать под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В начале VIII в. при императорском дворе был создан специальный департамент по делам синто.
Пятая концепция синто связана с национально-психологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только японцев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется представление о том, что он принадлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым интимным образом связаны только с японской нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто — такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость. Вместе с тем синто не удерживает самих японцев от того, чтобы они исповедовали любую другую религию. Не случайно почти все японцы параллельно с синтоизмом считают себя приверженцами какой-нибудь другой религиозной доктрины. В настоящее время, если суммировать количество японцев по принадлежности к отдельным конфессиям, то получится число, превышающее общее население страны.
В древности культовое действие в синто заключалось в поклонении божеству конкретного храма, которое, в сущности, не имело отношения к другим храмам. Ритуалы синтоистских храмов состояли в услаждении местного божества. Эта простота церемонии, требующая от людей лишь приношений и простейших ритуальных действий, явилась важнейшей причиной стойкости синто на протяжении столетий. Для древнего японца, который жил в сельской местности, свой храм, его ритуалы, его ежегодные красочные праздники стали необходимой частью жизни; так жили его отцы и деды, так жил он сам, не прилагая к этому никаких усилий; так было заведено, так поступают все родственники и соседи.
Несмотря на отсутствие единства в почитании божеств, устройство синтоистских храмов тем не менее единообразно. Основу каждого храма составляет хондэн (святилище), в котором хранится синтай (святыня, божество). К хондэну примыкает хайдэн, т. е. зал для молящихся. Изображений богов в храмах нет, однако некоторые храмы украшены изображениями львов или других животных. При храмах Инари есть изображения лис, при храмах Хиэ — обезьян, при храмах Касуга — изображение оленей. Эти животные рассматриваются в качестве посланников соответствующих божеств. Все это свидетельствует о связи синто с многочисленными специфическими народными верованиями.
продолжение
--PAGE_BREAK--
www.ronl.ru
Цивилизации Японии
Развитие Японии под влиянием Китая.
Своеобразным было и историческое развитие Японии, в ходе которого наряду с сохранением традиционных для цивилизаций Востока черт проявились и особенности, свойственные западной цивилизации. Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетий назад,, государственность там стала складываться лишь в IV-VI вв. В те времена во главе японского общества стоял правитель, опиравшийся на родовую знать. Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог. Существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие в основном из иноземцев (в том числе китайцев и корейцев). С VI в. Япония, совсем недавно вступившая в эпоху формирования цивилизации, начинает развиваться исключительно быстрыми темпами. Эта необычная для Востока динамичность во многом была связана с тем, что Япония весьма активно использовала опыт других стран. Так, в 604-605 гг. принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод .японских законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. По инициативе принца в Японию стали приезжать ремесленники, монахи и ученые из Китая и Кореи, а молодые японцы отправлялись учиться в эти страны.
Еще более последовательным реформатором стал принц Кару, пришедший к власти в результате государственного переворота в середине VII в. Его правление называли “Великой переменой”, поскольку не только сменился царствующий род, но и изменилась вся жизнь японского общества, она стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Японцы переняли у китайцев иероглифическое письмо (правда, позднее существенно его реформировали). Синтоизм, традиционная религия японцев, обогатился за счет даосизма, а затем и буддизма, пришедшего из Китая в VI в. Процесс китаизации был настолько обширен и глубок, что некоторые исследователи даже отказывают японской цивилизации в самостоятельности, считая ее вторичной по отношению к китайской.
“ Япония для японцев ”
Но заимствования отнюдь не лишили Японию ее самобытности: элементы китайской цивилизации заметно трансформировались под влиянием японской специфики. Одновременно в стране набирало силу стремление к полной культурной автономии. И с XVI в. Япония превращается в сверхзакрытую, изолированную цивилизацию . Лозунгом японского правительство были слова “ Япония для японцев ” . Под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать родные острова. Страна была практически закрыта для иностранцев.
Стр. 2
Лишь голландцам и китайцам было позволено вести торговлю с Японией (со строгими ограничениями и только в установленных местах). Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, опасаясь растущего влияния христианства (особенно в народных массах).
Но и в эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония усваивала достижения других культур (в частности, с помощью европейских книг, попадавших в страну через голландских купцов). Позднее, уже во второй половине XIX в., ученая японская элита смогла применить плоды западной культуры и науки для преобразования страны. Сочетание этих двух тенденций - само изолированности и активного использования чужого опыта - привело к формированию у японцев уникальной способности при ревностном сохранении неповторимых традиций своей культуры продуктивно осваивать опыт других цивилизаций. Эта способность дает Японии огромные преимущества в наши дни, на этапе развития глобальной цивилизации.
Во многом заимствовав китайскую модель, Япония переняла от Китая и идею сильной централизованной власти. Но молодой японской государственности трудно было реализовать эту идею на практике: она не успела набрать достаточно сил для этого. Возможности императора, по китайскому образцу провозгласившего себя Сыном Неба (тэнно), были весьма ограничены, вокруг него не сложилось бюрократической элиты. Вместо нее выдвинулся аристократический клан Фудзивара, который в VII-XI вв. фактически правил страной. (Императоров женили на представительницах клана, либо его члены становились всесильными регентами при малолетних или больных правителях.) Все это, естественно” препятствовало созданию централизованного государства.
Феодализм в Японии.
В условиях неокрепшей государственной власти сложилась необычная для Востока картина: феодализм в Японии стал развиваться по пути, весьма сходному с западноевропейским. Уже к Х в. власть на местах перешла в руки знати, которая захватывала посты губернаторов и уездных начальников и передавала их по наследству. И если в Китае центр всегда боролся с подобными тенденциями, то в Японии высшие чиновники, становясь полновластными хозяевами поместий, сводили к минимуму сумму налогов, отдаваемых в казну. А к XI в. японские феодалы получили, подобно западноевропейским, административную власть и право вершить в своих владениях суд, при этом их земли были освобождены от налогообложения. В итоге доходы императорской казны и придворной аристократии заметно оскудели, так как налоги теперь поступали только от государственных крестьян .А на землях феодалов закабаление зависимых крестьян все больше приобретало черты жесткой западноевропейской модели
Стр. 3
В соседнем Китае крестьяне не были прикреплены к земле, их уход в другое место власти, конечно, не приветствовали, но и не запрещали. Государство интересовало не то, где живет крестьянин, а насколько исправно он платит налоги. В Японии же феодалы всеми силами препятствовали уходу своих крестьян с земли
Другим проявлением автономизации феодалов было создание ими военных отрядов из профессиональных рыцарей-самураев. Феодалы использовали такие отряды для поддержания порядка. в своих владениях, в частности для борьбы с крестьянскими восстаниями, участившимися в Х-XI вв. У самураев имелся особый кодекс чести, они были беззаветно преданы своему господину и жестоко расправлялись с его врагами. Появление этого замкнутого сословия, сходного с западным служилым дворянством, значительно усилило независимость крупных феодалов от центра.
В XIII-XIV вв. начался расцвет японских городов. Они возникали близ укрепленных резиденций феодалов и многочисленных буддийских монастырей. Рост городов, центров ремесла и торговли, обусловил быстрое развитие товарно-денежных отношений. Ряду городов удалось добиться самоуправления. Япония вышла на внешний рынок, успешно развивая торговлю с Китаем, Кореей и странами Южной Азии. За границей высоко ценили японскую медь, золото, серебро, веера и особенно оружие.
Но на рубеже XV-XVI вв. в результате борьбы различных кланов Япония распалась на несколько самостоятельных частей. Междоусобные войны между ними привели к экономическому кризису и социальной нестабильности. Росло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся самураи и городская беднота. Необходимость объединения страны была очевидна.
В 1603 г. Иэясу Токугава, покорив мятежных феодалов, провозгласил себя сёгуном (военачальником) и приступил к осуществлению цикла реформ, призванных укрепить центральную власть. В целом сохранив прежние права феодалов, Токугава категорически запретил им вести междоусобные войны и выступать против центральной власти. Ослушников ждала конфискация имущества или высылка в отдаленные районы. Феодалы были лишены власти над городами, которыми теперь управляли чиновники сёгуна. Государство ввело жесткую систему запретов и регламентации. Ремесленникам запрещалось изготовлять некоторые изделия, крестьянам - покидать свою землю, а также носить шелковую одежду, украшать свои жилища и т. д. И наконец, страна была объявлена закрытой, и вся внешняя торговля сконцентрировалась в руках правительства. Это нанесло серьезный удар по уже начавшей крепнуть торговой буржуазии. Сёгунат Токугавы просуществовал до 1867 г. За два с половиной века он принес Японии стабилизацию, позволил на некоторое время преодолеть экономический кризис. Вместе с тем в эту эпоху на первый план выступило “восточное” начало: ужесточилось вмешательство государства в экономические процессы, в частную жизнь людей.
Стр. 4
И все-таки сёгунат был вынужден считаться и с правами феодалов на частную земельную собственность, и с претензиями формировавшихся буржуазных слоев населения.
Процесс рождения нового общества был трудным и длительным, он ускорился только в конце 1860-х гг., когда западная модель развития вновь стала приоритетной.
Заключение .
Японская культура во многих отношения уникальна и удивительна. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью, отвагой и готовность. самопожертвования самураев.
Именно в эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другое время, но это нисколько не помешало свое национальное, японское. Именно поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересных традиций и вещей. Именно поэтому путь развития Японии так непохож на развитие других стран в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привело к совершенно своеобразному развитию и течению событий во всех сферах жизни японцев.
Литература.
Гуревич П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. — М., 1989.
Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.
Степанян М. Т. Восточная философия. — М., 1997.
Стр. 6
mirznanii.com
Цивилизация Древней Японии
Цивилизация Древней Японии
"Говорят, есть прекрасная страна, окруженная со всех сторон голубыми горами. Почему бы не пойти туда? - обратился Иваро к своему брату Ицусэ. Восприняв его молчание как согласие, Иваро решительно добавил: - Пойдем туда".
Так, согласно преданию, произошло переселение людей племен тэнсон и идзумо с острова Кюсю на остров Хонсю. Иваро посадил своих людей на корабли и отправил в путь. 7 лет длился поход. Они обогнули берега родного Кюсю, вышли в Японское море и высадились на западном побережье Хонсю. Продвигаясь на восток, они поселялись на равнинных землях, которые позднее составили владения созданного ими государства Ямато, явились центром становления японского народа.
Однако Иваро как врага встретили старейшины племен, ранее обосновавшихся в этих местах. Они оказали сильное сопротивление пришельцам-завоевателям. Особенно упорно сражались местный старейшина Нагасунэ-хико и его сторонники. Иваро пришлось даже покинуть Ямато. Только после гибели врага он со своими соплеменниками вернулся туда.
Поселившись на новом месте, Иваро, как гласит легенда, первым делом выстроил святилище для хранения трех волшебных предметов: металлического зеркала, меча и яшмового ожерелья. Согласно поверьям, их передала как знаки власти своему внуку - богу Ниниги - богиня солнца Аматэрасу. Обладание ими давало Иваро повод причислить себя к наследникам богов и считать свою власть божественной. Своими завоевательными походами он положил начало образованию общеплеменного союза под главенством вождей, а позднее царей - тэнно. Иваро, как сообщают японские летописи, правил с 660 по 585 г. до н.э. После смерти его нарекли "Дзимму-тэнно" - "Небесный" или "Божественный царь".
Начиная с Дзимму-тэнно, власть в роду правителя Ямато переходила по наследству. Вначале царь мало отличался по своему положению от главы господствующего рода или вождя племени, но постепенно его власть распространилась и на остальных вождей Ямато. С увеличением числа членов царского рода становится обычаем наделять их землей.
Важные преобразования в стране связаны с деятельностью царя Судзина (97-30 гг. до н.э.). Он, как свидетельствуют японские летописи, впервые ввел налоги двух видов. Мужчины должны были посылать царю добычу своих "лука и стрел", т.е. добытое ими на охоте, а женщины - "изделия рук", т.е. ткани. Суздин вел войны с неподвластными ему инородцами. По четырем направлениям от Ямато он послал военачальников с наказом: "Если найдутся люди, не признающие наших велений, взять войска и повергнуть этих людей на земь".
Своим именем - а оно переводится как "Он, который почитает богов", - Судзин обязан тому, что был не только царем, но и верховным жрецом Ямато.
В стране бытовал обычай хоронить вместе с царем или членами царского рода живых людей. Предание гласит, что царь Суйнин, сменивший на престоле Судзина, был потрясен зрелищем закапывания людей в землю. Он сказал своим советникам:
"Жаль заставлять тех, кто любил кого-нибудь при его жизни, следовать за ним и после его смерти. Хотя это и старый обычай, но зачем соблюдать его если он плохой? Подумайте, как приостановить следование за умершим?" Надоумил находчивый глава гончаров Номино-сукунэ. Он предложил заменять живых людей их глиняными изображениями.
Идея пришлась царю по вкусу, так и стали делать. В Ямато существовал обычай, по которому каждый новый царь переносил прежнюю столицу на новое место, но в пределах страны. Так поступали по двум причинам. Во-первых, из-за боязни жить в доме умершего, который был не только дворцом, - там хранились святыни. Со временем создается общее святилище японских царей в Исэ. Так повелела богиня солнца Аматэрасу царевне Ямато, дочери царя Суйнина. С тех пор верховными жрицами святилища в Исэ всегда были девы-царевны. Во-вторых, царевич-наследник жил отдельно в своей ставке, которую и объявляли столицей.
Со временем владения Ямато увеличивались. Завоевательные войны велись в царствование Кэйко (71 – 130 гг. н.э.). Его сын, царевич Ямато-такэру, что значит "Богатырь Ямато", сражался против непокорных племен - кумасо на острове Кюсю и эбису на острове Хоккайдо.
16-летним юношей с дружиной искусных лучников Ямато-такэру отправился в поход против кумасо. Перед этим он проявил себя дома: убил брата близнеца за непослушание царю-отцу.
С двумя непокорными вождями кумасо Ямато такэру справился, прибегнув к хитрости. К одному он проник под видом красивой девушки, а когда во время пира вождь кумасо опьянел, ударил его кинжалом в сердце. С другим царевич для вида подружился, но во время купания убил его беззащитного.
На Хоккайдо Ямато-такэру сражался 10 лет с мятежными эбису. Совершить легендарные подвиги царевичу помогла его тетка, Ямато-химэ, верховная жрица святилища в Исэ. Она дала племяннику волшебное огниво и меч бога урагана Сусаноо,
который потом стали называть "Кусанаги" - "Целебная трава" или "Истребитель травы". Легенда рассказывает, что однажды враги подожгли заросли высокой травы, в которых укрывался Ямато-такэру. Огонь подступал все ближе, тогда царевич начал рубить мечом горящую траву и, в конце концов, спасся от гибели.
Ямато-такэру умер от ран на чужбине. Перед смертью он писал царю: "Я лежу среди душистых полей, но не забочусь о жизни. Я сожалею только о том, что не могу предстать перед тобой..." В этих словах звучат мужество и преданность воина, которые Ямато-такэру оставил в наследие своим потомкам.
Войны сыграли важную роль в укреплении власти царствующего рода Ямато. Во время походов царь и его ближайшие родственники становились во главе ополчения. Львиная доля захваченной добычи шла царю и его близким, в храмы, где священнодействовали опять же люди из царствующего дома. Военнопленные обрабатывали царские земли или зачислялись в разряд ремесленников, многие из которых работали на царский род.
В результате завоевательных походов Ямато старейшины побежденных инородцев становились подчиненными владетелям Ямато, их данниками. Для укрепления своей власти в покоренных землях цари Ямато назначали туда в качестве правителей своих родственников, которые проявляли себя храбрыми или способными людьми.
С расширением территории, подвластной царям Ямато, и увеличением населения на ней им уже трудно единолично справляться с делами управления. При государе Сэйму (131 - 190 гг.) впервыепоявляется должность "оми" - ближайшего помощника царя по управлению Ямато, а в области назначаются губернаторы и уездные начальники.
Преемник царя Сэйму, красавец-великан Тюай не отличался воинственным духом. Однажды его жена, царица Дзингу, увидела во сне земли, лежащие на юго-западе от Ямато, которые могли быть завоеваны. Это была Корея. Дзингу поведала свой сон царю, закончив рассказ словами: "Там изобилие разных сокровищ, манящих глаз, от золота до серебра. Я теперь дам эту землю тебе". Тюай вместо ответа продолжал играть на флейте. Все-таки покой его был потревожен. Вновь восстали непокорные кумасо. Они разгромили войска Тюая, смертельно ранив его самого. Царица Дзингу жестоко отомстила им за смерть мужа, но и ей не удалось их окончательно покорить. Они, как эбису, боролись за свободу в течение нескольких последующих веков.
Похоронив мужа и усмирив восставших, царица Дзингу предприняла поход против корейского государства Силла, давнего союзника кумасо. Она лично возглавила поход в заморский край. Военная экспедиция потребовала много средств и трудов на постройку кораблей, подготовку снаряжения, множество людей насильно взяли на войну. Недовольством населения воспользовались царевичи Кагосака и Осикума. В отсутствие Дзингу они возглавили мятеж. Однако верным Дзингу людям во главе с советником Такэноути-но сукунэ удалось вовремя его подавить.
Наследник Дзингу, Одзин, правивший страной с 270 по 310г., мечтал о морских походах и обязал жителей приморской области Идзу бесплатно, в качестве дани, строить для него корабли. В то время их корпуса делали, выдалбливая из стволов деревьев.
У Одзина появился целый флот - 500 судов - карано. Столько до него не было ни у одного царя Ямато. К судостроительству в Ямато поневоле оказались причастными жители Кореи. Часть кораблей Одзина сгорела неподалеку от домов, где размещались послы кореского царства Силла. Их обвинили в поджоге. Тогда правитель Силлы прислал в Ямато искусных корабелов. Там они потом основали наследственный союз кораблестроителей.
При Одзине создается прмословый союз рыбаков. До этого они были разобщены. Пользуясь этим, царский двор забирал у них рыбу. Со временем, осознав свою силу, рыбаки отказались выполнять приказы царских властей. После длительных переговоров царским указом было разрешено создание союза рыбаков, который представлял их интересы.
С развитием в стране разнообразных промыслов появились особые группы ремесленников, которые обслуживали царский двор и знать. Так, в конце 3 в. в распоряжение одного из царевичей было выделено 10 артелей ремесленников: ткачей парчи, изготовителей щитов, мечей, луков, стрел, резных камней и т.д.
Для развития ремесел цари Ямато поощряли переселение в свою страну искусных мастеров из-за рубежа. При Одзине с этой целью в другие страны было направлено несколько посольств. По приказу царя в Китай, в царство У, отправился приехавший оттуда Атино-оми с сыном. Им надлежало привезти в Ямато искусных ткачих и портных. Позже из корейского царства Пэкче прибыли гончары, шорники, вышивальщицы.
После смерти Одзина почти три года шла борьба за власть. Старший сын царя был убит, младший покончил жизнь самоубийством. Трон достался среднему – Нинтоку (313 - 399 гг.). То, что увидел новый царь вокруг себя, поразило его: войны, междоусобицы знати оборачивались бедами и нищетой для населения страны. Японские летописи донесли до нас слова Нинтоку: "Мы взошли на высокую башню и взглянули окрест, но нигде с земли не поднималось дыма. Из этого мы заключили, что народ беден и в домах никто не варит риса". После этого Нинтоку списал недоимки, на три года отказался от получения земельного налога. Сам стал ходить в старой одежде и поношенной обуви. Во дворце его, говорится в хвалебной оде в честь царя, в дождь переходили из одной комнаты в другую, так как протекала крыша.
Хозяйственное состояние страны не было безразлично царю.
Природные условия, пригодные для возделывания злаков, и богатое рыбой море обусловили основные занятия жителей страны Ямато - земледелие и рыболовство. По преданию, земледелие был делом нелегким. Удобной для обработки земли было мало. Освоение горных участков требовало больших усилий. С распространением железных орудий почву стали обрабатывать кирками, мотыгами, лопатами. Вошла в обиход соха с бычьей тягой. Выращивание риса, ставшего излюбленной пищей населения Ямато, требовало создания поливных полей, каналов, плотин, водохранилищ - проведения обширных гидротехнических работ.
С именем царя Юряку (457 - 479 гг.)связаны особые заботы о развитии шелководства. По преданию, он будто бы собрал расселившихся в разных местах людей рода Хата, умевших получать шелковые нити, и поселил их вместе, приказав заниматься шелководством и ткать шелковые ткани. В 472 г. вышли указы о разведении тутовника везде, где он может расти. И одновременно предписывалось вновь расселить людей рода Хата по различным местам, чтобы они могли обучить большее количество крестьян шелкоделию.
За годы правления царей Нинтоку и Юряку хозяйство страны окрепло, народ стал жить лучше. Цари получили такую большую власть, что самые могущественные главы родов не могли мешать им править. Однако постепенно в царском семействе начались разлады. Они вдохновили Матори, члена семейства Хэгури, захватить трон у десятилетнего царя Бурэцу (499 – 506 гг.). Но против Матори выступила военная знать, и род Хэгури был истреблен.
В 6 в. значение царской власти падает, вновь верховодят влиятельные старейшины родов. Беспредел и распри царят в Ямато. Им пришел конец после решающих сражений домов Мононобэ и Сога.
Воинов Мононобэ возглавлял родоначальник Мория, воинов Сога - шестнадцатилетний царевич Сетоку-тайси. В решающем сражении Мария был убит, погибли многие его родственники и сторонники, а оставшихся в живых обратили в рабство. Их имущество перешло в казну.
Как гласит предание, во время битвы голову Сетоку-тайси украшал шлем с изображением четырех царей - стражей мира, которые защищают мир и людей от злых сил. С их изображениями, как и с другими образами буддийских богов и защитников, японцы познакомились впервые в 552 г., когда король корейского государства Пэкче прислал в Ямато статую Будды, отлитую из золота. Его сопровождали буддийские монахи. С новой религией первоначально познакомился царский двор. Сетоку-тайси был приверженцем буддизма и всеми силами содействовал его распространению в стране, надеясь с его помощью стать вершителем судеб народа.
В 604 г. он опубликовал "Закон из 17 статей". В нем излагались основы управления государством. Например, в статье 3 говорилось: "Когда получаете повеление государя, обязательно соблюдайте его... Если не будете соблюдать, погубите сами себя"; в статье 4: "Все сановники и должностные лица, считайте самым главным закон... Если нет закона наверху, нет порядка и внизу. Если же нет закона внизу, обязательно появляются преступления"; "Долг чиновника - справедливо, не поддаваясь соблазну обжорства и алчности, рассматривать жало бы, ему подаваемые" - статья 5; "Сановники и чиновники! Рано приходите на службу и поздно уходите! Дел очень много" - статья 8.
На рубеже середины 7 в. для страны Ямато заканчивается период древности, и она вступает в новую пору своего развития. На смену "Ямато" приходит "Ниппон" - "Япония" - "Страна восходящего солнца".
gumanitarist.narod.ru
Реферат на тему Япония - древняя цивилизация
собой
объединение нескольких кровнородственных групп в 15 — 30 человек каждая.
Постепенно эти кровнородственные группы выделяются из состава мура в особые
семейные общины.
Иной характер приобрели войны между племенами: побежденные стали
облагаться данью, пленные обращаться в рабов. Рабы или использовались
внутри семейной общины, или вывозились в соседние страны. “История Младшей
династии Хань” сообщает, например, об отправке в 107 г. н. э. из Японии в
Китай 160 рабов. В обстановке постоянных войн росло значение
военачальников, общеплеменного вождя (“царя”) и старейшин наиболее крупных
родов. Большая часть военной добычи и пленных попадала в их руки. В то же
время непрерывные войны тяжело отражались на положении рядовых членов рода
и наносили значительный ущерб хозяйству. Разложение родо-племенной
организации сопровождалось дальнейшими изменениями в социально-
экономическом строе. Наряду с рабами, преимущественно использовавшимися в
качестве домашних слуг, появляется новая категория несвободных — бэ. Они
были первоначально простыми данниками рода-победителя, позднее в бэ
превращают китайских и корейских переселенцев, покоренных родами.
Несмотря на свое островное положение, Япония постоянно испытывала
влияние более высокой китайской и корейской культуры. Прослеживаемое по
историческим памятникам начало сношений Японии с Китаем относится к I в. до
н. э., а в III в. н. э. Япония и Китай время от времени обмениваются
посольствами. Эти связи Японии с Китаем, а особенно с Кореей, имели большое
положительное значение для исторического развития Японии в данный период.
Религия в древней Японии.
Буддизм проник в Японию из Индии через Корею и Китай в VI в.
Буддийские проповедники сразу оценили все выгоды союза с синтоизмом. Где
можно было, они старались использовать синтоистские верования для
пропаганды идей буддизма. Существенный отпечаток на психологию японцев
наложило и конфуцианство, пришедшее в Японию сначала через Корею — в IV — V
вв. и затем непосредственно из Китая — в VI в. Тогда-то китайский язык стал
языком образованных японцев, на нем велась официальная переписка,
создавалась литература. Если проникновение конфуцианства повлекло за собой
распространение китайского языка, то китайский язык, привившийся в высших
сферах страны, в значительной степени служил целям пропаганды
конфуцианского влияния. Неудивительно, что конфуцианская доктрина
обожествления предков, почитания родителей, беспрекословного подчинения
низших высшим, подробнейшая регламентация поведения любого члена общества
прочно врезались во все сферы психологии людей. Конфуцианские представления
хорошо выражены в следующем изречении: “Отношения между высшим и низшим
подобны отношениям между ветром и травой: трава должна склониться, если
подует ветер”.
Буддизм и конфуцианство стали играть в Японии роль своеобразной
идеологической и моральной надстройки. Однако в системе религиозных доктрин
Японии главенствующее место занимала истинно японская религия синто.
Синто (Путь Богов).
Это древняя японская религия. Хотя истоки ее, по общему признанию,
неизвестны, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что она возникла и
развилась в Японии вне китайского влияния.
Японец обычно не стремится вникать в суть и происхождение синто, для
него это и история, и традиция, и сама жизнь. Синто напоминает древнюю
мифологию. Практическая же цель и смысл синтоизма состоит в утверждении
самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского
народа: согласно синто, считается, что микадо (император) — потомок духов
неба, а каждый японец — потомок духов второго разряда — ками. Для японца
ками означает божество предков, героев, духов и т. д. Мир японца населен
мириадами ками. Набожный японец думал, что после смерти он станет одним из
них.
Синтоизм свободен от религиозной идеи “центральной власти” всевышнего,
он учит главным образом культу предков и поклонению природе. В синтоизме
нет других заповедей, кроме общежитейских предписаний соблюдать чистоту и
придерживаться естественного порядка вещей. У него есть одно общее правило
морали:
“Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы
общественные”. По синтоистским представлениям, японец обладает
инстинктивным пониманием добра и зла, поэтому соблюдение обязанностей в
обществе тоже инстинктивно: если бы было не так, то японцы “были бы хуже
зверей, которых ведь никто не учит, как надлежит им поступать”. Сведения о
синтоизме в древних книгах “Кодзики” и “Нихонги” дают достаточное
представление об этой религии.
В подобных сочинениях объединены две идеи — идея кровного племенного
единства и идея политической власти. Отражение первой — в расширении
племени во времени: в отношении к прошлому, в соединении с рождения вообще
всех вещей; во включении всего инородного в состав племени, в подчинении
ему, в притягивании генеалогической линии по главным представителям —
богам, вождям, царям — как проявление единства племени. Отражение второй —
в представлении политической власти как выполнения богами, вождями, царями
воли высших богов.
Японские хроники утверждают, что первоначально в мире царил хаос, но
затем все приобрело стройность: небо отделилось от земли, обособились
женское и мужское начала: первое — в лице богини Идзанами, второе — в лице
ее мужа Идзанаги. У них родилась богиня солнца Аматэрасу; бог луны Цукиеми
и бог ветра и воды Сусаноо вступили между собой в борьбу. Аматэрасу
победила и осталась на небе, а Сусаноо был изгнан в страну Идзумо на землю.
Сын Сусаноо — Окунинуси сделался правителем Идзумо. Аматэрасу не смирилась
с этим и принудила Окунинуси передать правление ее внуку Ниниги. Ниниги
сошел с неба и принял управление государством Идзумо. В знак власти ему
вручили три священных предмета — зеркало (символ божественности), меч
(символ могущества) и яшму (символ верности подданных). От Ниниги произошел
Дзиммутэнно (титул тэнно означает “Верховный правитель”; сохраняется за
царствующим домом до наших дней; передается на европейских языках словом
“император”), мифический первый император Японии — микадо. Зеркало, меч и
яшма с тех давних пор остаются эмблемой японского императорского дома.
Император микадо в сознании японца благодаря своему “божественному”
происхождению состоит в родстве со всем народом, он — глава нации-семьи.
Даже сегуны, господствовавшие в Японии более трехсот лет, называли себя
представителями микадо. Идея микадо, освященная синтоизмом, не исчезла из
сознания японцев и сегодня, хотя, конечно, ее регулирующая сила значительно
ослабла.
Даже современные японцы, внешне как будто бы и не придавая серьезного
значения этой идее, подсознательно искренне благоговеют перед ней. До сих
пор в синтоистских храмах совершаются различные обряды в честь
императорской семьи (по некоторым данным их насчитывается более ста тысяч).
Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу,
взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.
Первая концепция утверждает, что все сущее является результатом
саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен.
Регулирующая сила бытия, согласно доктрине синто, исходит из самого мира, а
не от какого-то верховного существа, как у христиан или мусульман. На таком
понимании мироздания покоилось религиозное сознание древнего японца,
удивлявшегося вопросам представителей других конфессий: “Какая у вас вера?”
или того более — “Верите ли вы в Бога?”
Вторая концепция подчеркивает силу жизни. Согласно мифологии, первое
сексуальное сближение произошло между богами. И потому секс и моральная
вина никогда не связуются в сознании японцев. Все, что естественно,
согласно данному принципу, должно уважаться, не уважается только
“нечистое”, но и всякое “нечистое” может быть очищено. Именно на это
направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклонности
к приспособлению, адаптации. Благодаря этому японцы оказывались способными
принять почти любую новацию, модернизацию после того, как она очищена,
скорректирована, согласована с японской традицией.
Третья концепция утверждает единство природы и истории. В синтоистском
воззрении на мир нет разделения на живое и неживое, для приверженца синто
все живое: и животные, и растения, и вещи; во всем природном и в самом
человеке живет божество ками. Некоторые считают, что люди и есть ками, или,
вернее, ками располагаются в них, или в конечном счете они могут
впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками — это не
потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми,
поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно
синто, спасение обеспечивается путем слияния с ками в повседневной жизни.
Четвертая концепция связана с многобожием. Синто возник из местных
культов природы, поклонения местным, родовым и племенным божествам.
Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали приходить к
известному еди