Вышивка древней руси. Русская народная вышивка (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Когда начали вышивать на Руси? Вышивка древней руси


Вышивка на Руси

Давным-давно, почитаемое наравне с резьбой по дереву, появилось такое творчество, как вышивка. Возникло оно и на Руси. Обучались этому искусству с раннего детства. И узоры, и техника, и виды швов — всё бережно хранили и передавали от старшего поколения, младшему.Заняты вышиванием были все, кроме мужчин. Изначально просто рукоделие, вышивание превратилось в ремесло, и вышитая одежда шилась не только для себя, но и на продажу.

719

Все вещи и предметы домашнего обихода, всегда изготавливали своими руками и обязательно украшали. Вышивка обязательно присутствовала на одежде взрослых и детей, на головных уборах, салфетках, полотенцах. Прежде чем сшить и украсить вещи, изначально ткали нити, изготавливали ткань.

Свадебное приданое вышивали и хранили в сундуках, так долго, пока не выдадут дочерей замуж. А по совершенству рисунка могли определить, какой хозяйкой в будущем станет невеста. Ведь все наряды невеста шила и украшала сама.

У разных крестьянских общин, преобладал свой рисунок, шов, цветовое решение. Для ежедневных и праздничных нарядов, так же присутствовали особые стили. Вышивали простыми нитями, позже появились: шёлковые, серебряные, золотые нити, жемчуг, бисер, драгоценные камни и металлические бляшки.

Узоры считали не только украшением, по ним было видно, из какого сословия человек. Вышивка обязательно предполагала собой различные обереги. Женщины высшего общества, наравне с крестьянскими девушками, с большим удовольствием занимались рукоделием, только они использовали более дорогие ткани: лён, бархат, шёлк.

Дом украшали полотенцами, кровать застилали простынёй, стол — скатертью и всё это было чудно расшито.

В вышивке присутствовали образы:

— птиц

— женские образы, ангелы, святые

— лошади, звериные морды

— цветы, деревья, листья

— завитки, круги, ромбы, кресты, треугольники

Различные образы служили не только украшением, но и несли потаённый смысл — они служили оберегом, призваны были защищать владельца от злых сил, приманивать здоровье, удачу и богатство.

Наиболее распространены в русской вышивке были орнаменты, символизирующее дерево, женщин, одним из распространенных мотивов являлся образ коня, который считался наделённым божественной силой. Также часто использовался образ птиц, в частности петуха.

117251 503316 5508123

Виды старинных швов для вышивания:

Гладь, крестик, строчка, на проём, в прокол, в ёлочку, шов по форме, в прикреп, кириллицей, вперёд иглой, клопчик, городок, тамбурный.

Однако наиболее популярным был крест, ведь крест до сих пор является магическим символом, оберегом от порчи и сглаза.

hobby-country.ru

Русская народная вышивка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА»

разработчики проекта:

студенты группы КМ-71,

Воробьева Ирина Алижановна

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

Актуальность проекта

Этапы выполнения проекта

1 История традиционной русской вышивки

2 Символика в рисунках для вышивки

3 Значение цвета в вышивки

5 Экономическое обоснование изготовления коллекции

Результаты реализации проекта

Список литературы

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта «Русская народная вышивка»

Основные разработчики проекта студенты группы КМ-71: Воробьева Ирина, учащиеся группы З-41

Руководители: Голышева Елена Викторовна, преподаватель дисциплин «Конструирование одежды», «Моделирование и художественное оформление одежды», Гампель Вера Николаевна, преподаватель дисциплин «Технология швейных изделий», «История костюма»

Цели проекта:

· Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию

· Развитие познавательного интереса, технического мышления, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания изделий с использованием элементов русской народной вышивки

Задачи проекта:

· Привить любовь к традиционной русской народной вышивке;

· Развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия;

· Формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа;

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории традиционной русской вышивки

2. Изучение символики в рисунках для вышивки

3. Изучение значения цвета в вышивке

4. Практическое выполнение изделий

5. Участие в выставочной деятельности

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов - вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

1 История традиционной русской вышивки

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIIIвека оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек крестьянок. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т. д.

Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.

Вышивка выполнялась крестьянками по счету нитей ткани, по сетке из выдернутых в ткани нитей по основе и утку или по целой ткани — росписью, крестом, счетной гладью, набором. На Севере России до середины XIX века была распространена роспись (полукрест) - двухсторонний шов с красным узором (линейные стежки) по белому фону; в центре изображалась женская фигура или древо, по бокам — всадники или птицы. В Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской губерниях чаще всего использовалась цветная перевить: белые фигуры орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью, с редким включением других цветов. В Вологодской, Ярославской, Костромской, Новгородской губерниях вышивали в основном белой строчкой, с введением цветных нитей в разнообразные узоры.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами… В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.

Первый сюжет русской народной вышивки – дерево, оно – и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим – корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим – древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашей жизни не только служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево – не только лодка, тележка, игрушка, не только предметы быта и искусства. Дерево – это образ мира и образ мышления. Первый человек был собирателем корней и плодов, и дереву он обязан жизнью. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо.

Дерево олицетворяет еще и мир с природой, ибо человек еще не взял в руки оружие, топор, камень, не начал охоту на зверя. Он собирает плоды, он в союзе с природой. Но вот человек постепенно становится охотником, и его кормильцем становиться зверь. Одним из первых животных, судя по многочисленным следам, оставленным в фольклоре, обрядах, в вышивке был олень. Культ оленя был распространен очень широко. Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни. Два оленя, сведенные головами, – сюжет женского кокошника. Он был не только знаком неба, но и знаком – матери и дочери, рожающих все живое на земле.

Рожаницы - древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода. Почитались с позднего Каменного века (7 тыс.-4 тыс. лет до н.э.) Олицетворение женского животворящего начала и великого таинства природы. Символ женского плодородия. Рожаницы традиционно изображаются в позе рожающей женщины, в виде двух оленей, или рогатых женских фигур.

Шло время, и человек постепенно начал понимать, что зверь, животное не так всемогуще, как ему казалось многие века. Сила природы, сила солнца, сила весны, тепла, дождя оказались для хлебопашца и скотовода куда большей властью, чем власть зверя, которая не могла помочь ему выращивать и собирать урожай. Но эту власть и силу нужно было воплотить во что-то, что было ведомо человеку. И человек наделил эту силу человеческими чертами. В первую очередь олицетворением этой плодотворящей силы стала женщина, так как много было общего у природы и земли, которые кормили, заботились, рожали хлеб, с женщиной, которая тоже давала жизнь, кормила человека и выращивала своё дитя. Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринималась как некая могущественная сила. Знак плодородия, размножения был первым смыслом, который заключался в изображении женщины. Как земля умножает зерно, так женщина родит человека. Мать сыра земля – это земля, политая дождем и дающая хороший урожай, несущая в себе реки и воды. Мать и земля – синонимы в восприятии нашего далекого прапредка. Отсюда и место, где живет род – родина – женского рода.

mirznanii.com

Вышивка на Руси

Ростовский филиал

Санкт-Петербургского государственного

университета культуры и искусств

РЕФЕРАТ

По предмету: "Народное художественное творчество"

На тему: "Вышивка на Руси"

студентки 1го курса

специализации: "Постановка КДП"

Ногиной Инны Леонидовны

Преподаватель:

Лисихина Т.И.

7

Ростов-на-Дону 2009год

План работы

Введение

Свадебные традиции

Полотенца, рушники

"Золотое шитье"

"Северная вышивка"

Ивановская вышивка

Вологодская вышивка

Виды швов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.

Каждое изображение, каждый узор охранялись и не изменялись, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заклинательное и были отражены понятием о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, размножении скота и вызревании урожая.

Свадебные традиции

Девочка семи - восьми летнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцати годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты. Женская одежда и орнаментация постельных принадлежностей (подзоры), в основном связанных со свадебными обрядами, насквозь пронизаны магическими заклятиями, формулами и символическими "письменами" узоров. Таковы подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки и многое другое.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Вышивка на Руси

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного наряда было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой - орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси - поскольку птица считалась символом добра.

Вышивка на РусиВышивка на РусиВышивка на Руси

Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Однако позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми "шишечками" из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом.

Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

Полотенца, рушники

Как уже было сказано, вышивкой украшали предметы быта - полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же вышивали праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и другие изделия. Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством. Специально pитyальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце - "набожнике" помещали иконы.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

Особенно широко использовались полотенца в свадебных обрядах. Ими перевивали и увешивали спинку свадебной телеги или саней; использовали в качестве вожжей свадебного поезда; связывали жениха и невесту, чтобы те "жили согласно". Во время венчания жених с невестой держали в руках вышитое полотенце и затем дарили его священнику. Специально для обряда венчания шили "подножник" - небольшое полотенце, которое расстилали в церкви под ногами брачащихся, впоследствии он использовался как оберег от порчи. По старому обычаю с момента вступления молодой в дом мужа, в семье употреблялись только ее полотенца.

Особую роль полотенце играло во время встречи почетных гостей: на нем подносили хлеб - соль - знаменитые символы русского гостеприимства.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

В русских деревнях во время больших общественных несчастий не только строили всем миром в один день "обыденные храмы", но и ткали и вышивали "обыденные полотенца". Во время полyязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия. Это было связано не только со стремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавние обычаи и обряды.

Вышивка на Руси

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни.

Вышивка на Руси

Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:

в центре, всадники или птицы по сторонам;

держащая ветки или светильники;

с птицами в руках и т.д.

"Золотое шитье"

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят и находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьм в далкие времена украшали предметы быта, ежедневную одежду знатных людей.

Вышивка на Руси

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.

Шитье начала - середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность.

В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор - волосник - из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это - вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок - "древо жизни" - со стоящими по бокам "инрогами". Ниже - узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.

Вышивка на Руси

Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в конце XVI века: "Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной.

Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки.

Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

Вышивка на Руси

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Британского посла сэра Чарльза Хенбери-Уильямса, прибывшего в 1755 году в Россию, изумил русский двор. Знакомый с иностранными дворами, нигде он не видел такой роскоши. Хенбери-Уильямса поразило обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам. Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка. О Торжке надо сказать особо. Здесь до сих пор сохранился известный с XIII века единственный в России центр золотого шитья. Торжок впервые упоминается в летописи 1139 года, и уже в XIII-XIV веках в Торжке шили золотой нитью по парче и сафьяну. Здесь вышивали царские одежды, особенно при Екатерине II и Александре III, ризы высшего духовенства, выполняли заказы московской и петербургской знати. Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами. Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Известные русские писатели Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь восторженно отзывались о талантливых золотошвеях из Торжка.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвеи Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Вышивка на Руси

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 - 17 веках вышивка приобретает ещ более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Однако постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слов населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.

"Северная вышивка"

К северной группе относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей. Вышивка (равно как и разнообразная бижутерия) здесь выполняет функцию магических оберегов от злых духов: ей покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывается доступ к телу. Эстетическая функция была вторична. Вовсе не случайно среди многих археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Вышивка на Руси

Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков.

Самые распространнные примы северной вышивки - крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шить, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы - павы, барса или дерева вышивались синей, жлтой и тмно - красной шерстью.

Ивановская вышивка

Вышивка на РусиВышивка на РусиВышивка на Руси

Вышивальный промысел, сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново-Вознесенск) в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, издавна отличалась богатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов. Детали костюма и предметы убранства жилища ивановские мастерицы украшали геометрическими орнаментами из ромбов, квадратов, треугольников и розеток, включая стилизованные изобразительные мотивы - женские фигуры, изображения коней, всадников, птиц и применяя различные виды швов: характерные для северной вышивки - белую строчку, "вырезы", а так же - белую строчку с цветным контуром, узкие и широкие мережки и другие. Тогда же появляются мотивы, связанные с городской жизнью и дворянским бытом: модницы с веерами и зонтиками, бравые военные на вздыбленных конях, праздничные выезды на роскошных каретах и т.п.

Вышивка на Руси

Бурное развитие вышивального промысла началось в 1860-х годах после отмены крепостного права. Купец Елисеев основал тогда в селе Верхний Ландех предприятие по производству и сбыту строчевышитых изделий, на котором работали мастерицы Верхнего и Нижнего Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков. Их высококачественные изделия продавались в магазинах Москвы и Петербурга, а также в Сибири и на Дону.

Под влиянием спроса городских покупателей изменился характер орнамента ивановских вышивок.

Вышивка на Руси

На смену простым геометрическим узорам пришли растительные, выполняемые белой свободной гладью и белой строчкой по мелкой сетке, причем их применяли не только для изделий, идущих на продажу в город, но и для тех, что использовались в быту самих вышивальщиц.

Вышивка на Руси

Ивановские мастерицы никогда не копировали слепо образцы рисунков вышивки, присылаемые из города, а выбирали наиболее интересные мотивы, по-своему компоновали их. В привычный узор из виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов они вводили побеги полевых трав. Кроме белой глади и строчки изделия для продажи в город украшали вышивкой, выполненной тамбуром, крестом и шитьем по вырезу.

www.coolreferat.com

Когда начали вышивать на Руси?

Вышитые полотенцаВ последнее время вышивка крестом стала необыкновенно популярна. Это и неудивительно, ведь в любом магазине, где продаются шерсть, нитки и ткани, можно из сотен наборов выбрать тот, который придется по душе. В наборы обычно уже входят и канва, и нитки, и даже иголка. Осталось купить пяльцы – и за работу. Впрочем, можно и вообще без них обойтись. Но так было не всегда. Сегодня хотелось бы рассказать вам немного об истории вышивки.

 

Вышивка берет свое начало еще в первобытные времена. Каким-то образом части одежды нужно было соединять друг с другом. Так появились первые стежки, которые люди старались класть красиво. Вышивали в том время жилами животных, а также льняными, шерстяными, конопляными и шелковыми нитями. Нередко применялся конский волос. История вышивки богата интересными фактами.

На Руси вышивкой украшали не только одежду и жилище, но и обувь, конскую сбрую, предметы быта. К сожалению, мы не можем увидеть и потрогать такие предметы. Они попросту не сохранились. Зато мы легко можем полюбоваться на вышитые изделия, датированные XIX веком. В те времена вышивка существовала двух видов: городская и народная (крестьянская). Первая подстраивалась под веяния западной моды, а потому не могла иметь своей традиции. Вторая же впитала в себя верования, обряды, обычаи простых людей.

Трудно в это поверить, но еще пару-тройку веком назад каждая крестьянская девочка к тринадцати-четырнадцати годам должна была полностью приготовить приданое для себя. Стандартный набор включал в себя вышитые скатерти, полотенца, несколько головных уборов и подзоров (нижняя часть простыни либо украшение для кровати). Будущая свекровь должна была оценить мастерство девушки, убедиться в ее усердии и трудолюбии. Когда свадебный сговор состоялся, крестьянка становилась невестой и должна была одарить родственников жениха тем, что она сделала своими руками. Кстати, одежда в те времена у простых людей в основном шилась из льна и шерсти, ткань из которых делали вручную. Такая одежда тоже украшалась и вышивкой, и тесьмой, и цветными ситцевыми вставками.

История возникновения вышивки богата. Многие традиции сохранились еще со времен Древней Руси. Но и это еще не исток. Там, где расселялись славянские племена, в эпоху язычества занятие вышивкой считалось почетным. Вышивальщицы, подобно художникам, воссоздавали на ткани бытовые сцены. Богатые люди могли себе позволить заказать красиво расшитые простыни, полотенца, скатерти, занавеси. Ну и конечно же одежду. Вышивкой украшали все: свадебные и праздничные рубахи, сарафаны, платки и головные уборы. Язычники использовали в своих ритуалах особые вышитые полотенца. Которые вешали на деревья, придорожные столбы, капища.  Эти традиции оказались очень живучими. Именно с тех времен пошло правило: украшать вышитой тканью зеркала, окна и христианские иконы.  При рождении мать или крестная дарили ребенку вышитое полотенце, которое считалось оберегом и бережно хранилось до самой смерти. Считалось, что оно охраняет человека от злых людей, темных сил, буйства стихий, от различных хворей. Были и еще одни интересные вышитые обереги. Это тоже полотенце, но оно было «обыденным» — об один день сделанным. Одна или несколько мастериц трудились от рассвета до заката солнца, чтобы закончить вышивку. Обычно такое полотенце делали специально для тяжело больных людей.

Вот теперь вы знаете немного больше о таком интересном направлении как история появления вышивки.

hm-info.ru

Вышивка древней Руси - Вышивание

вышивка древней руси

Искусство шитья – один из древнейших видов художественного творчества. Истоки его восходят к далекой эпохе, когда вышитые изображения связывались прежде всего с заклинательной магией и имели значение своего рода «оберега», охранителя от злых сил. С течением времени их магическое значение уступало эстетическому: привычные старые формы (различные языческие символы) воспринимались как красивое узорочье.

Однако само понятие красивого, украшенного становилось в народном представлении равнозначным доброму, благожелательному, оберегающему

Искусство шитья – один из древнейших видов художественного творчества. Истоки его восходят к далекой эпохе, когда вышитые изображения связывались прежде всего с заклинательной магией и имели значение своего рода «оберега», охранителя от злых сил. С течением времени их магическое значение уступало эстетическому: привычные старые формы (различные языческие символы) воспринимались как красивое узорочье.

Однако само понятие красивого, украшенного становилось в народном представлении равнозначным доброму, благожелательному, оберегающему. Отсюда понятна та любовь русского человека к красоте, которая пронизывала весь его быт, а в нем едва ли не первое место принадлежало вышивке.

Своего расцвета искусство шитья достигло в средневековой Руси. Особенно много сохранилось произведений XV – XVII веков. В этот период, когда господствовало религиозное мировоззрение, ведущее значение получило шитье лицевое. Под лицевым шитьем принято понимать шитые изображения христианских святых, библейских и евангельских сюжетов.

Развитие лицевого шитья находилось под сильным воздействием иконописи. Лицевому шитью наряду с иконами отводилось важное место во всем общественном укладе. Произведения лицевого шитья использовались в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов (покровцы на церковные сосуды, одежды священнослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов и гробниц святых, завесы для царских врат и др.) в оформлении торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), сопровождали людей в дальних поездках, в военных походах (шитые иконостасы).

Вместе с тем продолжало культивироваться шитье декоративно – орнаментальное, развивавшееся на основе дохристианских традиций. Оно украшало одежду, головные уборы, различные предметы бытовой обстановки всех слоев русского общества. О его широком распространении свидетельствуют письменные источники.

Особенно ценные сведения содержатся в духовных грамотах великих и удельных князей, где перечисляется их имущество, включавшее и разнообразные предметы, украшенные драгоценной вышивкой.

Произведения лицевого и орнаментального шитья высоко ценились и бережно хранились. Об этом говорят разнообразные вклады шитых вещей в крупные монастыри. Эти вклады, дававшиеся в монастыри по самым различным событиям в жизни вкладчиков (чаще всего на помин души умершего родственника, за право быть пострижеником монастыря или погребенным на его территории; великие князья делали вклады по случаю восшествия на престол, рождения наследника), приравнивались к крупным денежным или земельным вкладам, составляли казну монастыря или береглись в ризницах.

Создание шитого произведения — процесс трудоемкий и длительный. Он начинался с выбора ткани, служившей основой, фоном произведения. Выбор определялся назначением вещи. Оплечья и зарукавья церковных облачений, вошвы парадных светских одежд, фон и каймы пелен, покровов расшивались обычно по однотонным материям: тафте, камке, атласу и бархату. Когда ткань была выбрана, к работе приступали художники-знаменщи­ки. Они, как говорили в древности, «знаменили» ткань, то есть наносили на нее рисунок. Лицевые изображения выполнял иконописец, орнаменты („травы ) — „травщик , надписи — словописец. Искусным вышивальщицам предстояло „вдохнуть жизнь в создаваемое произведение. Материалы, применяемые в шитье, были весьма разнообразны. Здесь и «шолки розные», и всевозможные сорта золотных нитей: пряденые, сканые, волоченые, канитель, трунцал, бить, — и жемчуг, и драгоценное разноцветное «каменье», и разнообразной формы золотые и серебряные дробницы, украшенные басмой, гравировкой, чернью, чеканкой, эмалями.

Столь же многообразны технические способы шитья. Вышивая разноцветными шелками, мастерицы стремились передать или гладкую красочную поверхность иконы, или атласную поверхность ткани. Поэтому основной шов такого шитья получил название атласного.

Атласный шов имел две разновидности: „в раскол (игла прокалывалась в середину предыдущего стежка) и „гладь (стежки плотно прилегали друг к другу). Обычно эти способы применялись в шитье ликов (а в XV веке ими выполнялась и вся композиция). В XV — начале XVI века лики, шьются светлыми шелками одного тона; с середины XVI века вводятся притенения по абрису и вокруг глаз шелками более темного тона, чем основной, а стежки нитей располагаются чаще всего „по форме . При выполнении травных орнаментов разноцветными шелками использовались, главным образом, швы «в раскол» и «елочка».

С XVI века разноцветные шелка начинают вытесняться золотыми и серебряными нитями. При сплошном шитье золотом и серебром широко варьировались приемы шитья «в прикреп». При таком способе шитья золотные и серебряные нити не прокалывают ткань насквозь, а накладываются на ее поверхность плотными рядами и прикрепляются к фону шелковыми нитями («прикрепой»).

Стежки шелковой прикрепы следуют в разных направлениях и создают тем самым разнообразные узоры.

Контур чаще всего шился невысоким рельефом „по веревочке , то есть по контуру рисунка сначала прикреплялся шнурок, который затем застилался поперек золотой или серебряной золоченой нитью (уже с XIV золото встречается редко. Его заменяет золоченное серебро. Такие нити правильнее называть «золотными»). Нередко, особенно в памятниках Х VII века, встречается шитье «по карте», имевшее своей целью создать впечатление выпуклого узора: для этого в определенных местах подкладывался картон или береста, которые зашивались золотными нитями.

Наряду с золотом и серебром одним из излюбленнейших материалов в шитье являлся жемчуг. Техника жемчужного шитья имеет свои особенности. Предварительно просверленные жемчужные зерна нанизываются на нить, шелковую или льняную, которая затем прикрепляется к ткани.

На всех наших памятниках жемчуг нашивается не прямо на ткань, а на так называемый настил, положенный по контуру рисунка. Этот настил делался из тонкого белого шнура, нашитого часто в два ряда, или выполнялся «белью» , то есть белыми мягкими пеньковыми или льняными нитями. К настилу жемчужная нить прикреплялась поперечными стежками, создающими как бы гнезда для жемчужных зерен. Такой способ придавал особую прочность и долговечность жемчужному шитью. По изнашивании первоначальной ткани оно могло быть вырезано по краю и переложено на новую. Кроме того, еще одна особенность отличает жемчужное шитье: как правило, жемчужный контур обшивается с обеих сторон или золотным шнуром из нитей пряденого золоченого серебра или золотой канителью. В древних источниках употребляют термины «сажено» и «низано» жемчугом. В документах Троице-Сергиева монастыря термин «сажено» характерен для описаний, относящихся к XVI веку. В XVII веке он повсюду заменен словом «низано». Подавляющее большинство орнаментальных жемчужных композиций носит контурный графический характер, или, выражаясь языком древних источников, — «низано жемчугом в одну прядь».

Разноцветные шелка, золото и серебро, жемчуг — главные материалы, которыми создавались шитые композиции. В общем художественном решении немалая роль отводилась и драгоценным камням.

Лазоревые сапфиры, «червчатые» рубины и лалы, зеленые изумруды, голубая бирюза расцвечивают шитые произведения.

На каждом этапе развития шитья сложились свои особенности, свои излюбленные технические приемы, изменявшиеся в зависимости от того, что было главным в искусстве данного периода.

Конец XIV — начало XVI века ознаменованы на Руси расцветом изобразительного искусства, вызванным всем ходом исторического развития русских земель. Ведущая роль живописи (иконописи) повлияла на усиление изобразительного начала и в произведениях шитья. В лучших памятниках этого времени заметен глубокий интерес к внутреннему миру человека. Для большинства образов (особенно первой половины — середины XV века) характерны нравственная цельность, обаятельное спокойствие, гармония чувств. Как правило, технические приемы отличаются однородностью и простотой швов. Памятники светского орнаментального шитья этого времени неизвестны, но орнаментальные омпозиции на произведениях культового характера (главным образом пеленах) исключительно скромны. Они выполняют служебную функцию — подчеркивают и выделяют лицевые изображения. и техник, теснейшим образом связана с ювелирным искусством; применяются преимущественно драгоценные материалы: жемчуг, золотые дробницы, самоцветные каменья.

XVII столетие завершает развитие средневекового русского художественного шитья. Лицевое шитье во многом подражает драгоценным окладам икон. Его образы, за редким исключением, утратили прежнюю внутреннюю значительность. Дает о себе знать кризис религиозного мировоззрения: многие культовые произведения приобретают подчеркнуто светский характер.

На каймах покровцов, пелен все реже встречаются лицевые изображения, их заменили роскошные орнаменты, в узорах которых преобладают разнообразные „травы (растительные мотивы) или мотивы растительно-геометрические, получившие сложную и затейливую разработку. Небывалый размах приобрело орнаментальное шитье жемчугом. В шитой орнаментике наряду с традиционными мотивами шире варьируются узоры привозных драгоценных тканей — восточных и западноевропейских.

needlework.biz

Статьи - Вышивка - Сайт KAtenka Gaff

 

Схемы для вышивки крестом выложены в ознакомительных целях, чтобы Вы смогли оценить сложность работы. Если Вы захотите вышить понравившуюся картину, Вам придется ее купить в магазине.

Все схемы заархивированы архиватором WinRAR и находятся в электронных форматах с расширением .pat и .xsd (для просмотра используются программы PCStitch и Pattern Maker соответственно). Подробнее о программах можно почитать здесь.

Вышивка древней Руси

(картинки кликабельны)

Воздух «Се агнец». XV в. Фрагмент.

Искусство шитья – один из древнейших видов художественного творчества. Истоки его восходят к далекой эпохе, когда вышитые изображения связывались прежде всего с заклинательной магией и имели значение своего рода «оберега», охранителя от злых сил. С течением времени их магическое значение уступало эстетическому: привычные старые формы (различные языческие символы) воспринимались как красивое узорочье.

Однако само понятие красивого, украшенного становилось в народном представлении равнозначным доброму, благожелательному, оберегающему. Отсюда понятна та любовь русского человека к красоте, которая пронизывала весь его быт, а в нем едва ли не первое место принадлежало вышивке.

Пелена «Избранные святые и праздники». 1499 г. Фрагмент. Своего расцвета искусство шитья достигло в средневековой Руси. Особенно много сохранилось произведений XV – XVII веков.В этот период, когда господствовало религиозное мировоззрение, ведущее значение получило шитье лицевое. Под лицевым шитьем принято понимать шитые изображения христианских святых, библейских и евангельских сюжетов.
Развитие лицевого шитья находилось под сильным воздействием иконописи. Лицевому шитью наряду с иконами отводилось важное место во всем общественном укладе. Произведения лицевого шитья использовались в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов (покровцы на церковные сосуды, одежды священнослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов и гробниц святых, завесы для царских врат и др.) в оформлении торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), сопровождали людей в дальних поездках, в военных походах (шитые иконостасы).
Плащаница «Положение во гроб». 1561 г. Фрагмент.

Вместе с тем продолжало культивироваться шитье декоративно – орнаментальное, развивавшееся на основе дохристианских традиций. Оно украшало одежду, головные уборы, различные предметы бытовой обстановки всех слоев русского общества. О его широком распространении свидетельствуют письменные источники.

Особенно ценные сведения содержатся в духовных грамотах великих и удельных князей, где перечисляется их имущество, включавшее и разнообразные предметы, украшенные драгоценной вышивкой.

Фелонь. 1544 г. Фелонь. 1544 г. Фрагмент

Произведения лицевого и орнаментального шитья высоко ценились и бережно хранились. Об этом говорят разнообразные вклады шитых вещей в крупные монастыри. Эти вклады, дававшиеся в монастыри по самым различным событиям в жизни вкладчиков (чаще всего на помин души умершего родственника, за право быть пострижеником монастыря или погребенным на его территории;

великие князья делали вклады по случаю восшествия на престол, рождения наследника), приравнивались к крупным денежным или земельным вкладам, составляли казну монастыря или береглись в ризницах.

Создание шитого произведения — процесс трудоемкий и длительный. Он начинался с выбора ткани, служившей основой, фоном произведения. Выбор определялся назначением вещи. Оплечья и зарукавья церковных облачений, вошвы парадных светских одежд, фон и каймы пелен, покровов расшивались обычно по однотонным материям: тафте, камке, атласу и бархату. Когда ткань была выбрана, к работе приступали художники-знаменщи­ки. Они, как говорили в древности, «знаменили» ткань, то есть наносили на нее рисунок. Лицевые изображения выполнял иконописец, орнаменты („травы") — „травщик", надписи — словописец. Искусным вышивальщицам предстояло „вдохнуть" жизнь в создаваемое произведение. Материалы, применяемые в шитье, были весьма разнообразны. Здесь и «шолки розные», и всевозможные сорта золотных нитей: пряденые, сканые, волоченые, канитель, трунцал, бить, — и жемчуг, и драгоценное разноцветное «каменье», и разнообразной формы золотые и серебряные дробницы, украшенные басмой, гравировкой, чернью, чеканкой, эмалями.

Столь же многообразны технические способы шитья. Вышивая разноцветными шелками, мастерицы стремились передать или гладкую красочную поверхность иконы, или атласную поверхность ткани. Поэтому основной шов такого шитья получил название атласного.

Атласный шов имел две разновидности: „в раскол" (игла прокалывалась в середину предыдущего стежка) и „гладь" (стежки плотно прилегали друг к другу). Обычно эти способы применялись в шитье ликов (а в XV веке ими выполнялась и вся композиция). В XV — начале XVI века лики, шьются светлыми шелками одного тона; с середины XVI века вводятся притенения по абрису и вокруг глаз шелками более темного тона, чем основной, а стежки нитей располагаются чаще всего „по форме". При выполнении травных орнаментов разноцветными шелками использовались, главным образом, швы «в раскол» и «елочка».

Стихарь. 1635 – 1646 гг. Стихарь. 1635 – 1646 гг. Фрагмент

С XVI века разноцветные шелка начинают вытесняться золотыми и серебряными нитями. При сплошном шитье золотом и серебром широко варьировались приемы шитья «в прикреп». При таком способе шитья золотные и серебряные нити не прокалывают ткань насквозь, а накладываются на ее поверхность плотными рядами и прикрепляются к фону шелковыми нитями («прикрепой»).

Стежки шелковой прикрепы следуют в разных направлениях и создают тем самым разнообразные узоры.

Контур чаще всего шился невысоким рельефом „по веревочке", то есть по контуру рисунка сначала прикреплялся шнурок, который затем застилался поперек золотой или серебряной золоченой нитью (уже с XIV золото встречается редко. Его заменяет золоченное серебро. Такие нити правильнее называть «золотными»). Нередко, особенно в памятниках Х VII века, встречается шитье «по карте», имевшее своей целью создать впечатление выпуклого узора: для этого в определенных местах подкладывался картон или береста, которые зашивались золотными нитями.

Фелонь. Последняя четверть XVII в. Фелонь. Последняя четверть XVII в. Фрагмент

Наряду с золотом и серебром одним из излюбленнейших материалов в шитье являлся жемчуг. Техника жемчужного шитья имеет свои особенности. Предварительно просверленные жемчужные зерна нанизываются на нить, шелковую или льняную, которая затем прикрепляется к ткани.

На всех наших памятниках жемчуг нашивается не прямо на ткань, а на так называемый настил, положенный по контуру рисунка. Этот настил делался из тонкого белого шнура, нашитого часто в два ряда, или выполнялся «белью»", то есть белыми мягкими пеньковыми или льняными нитями. К настилу жемчужная нить прикреплялась поперечными стежками, создающими как бы гнезда для жемчужных зерен. Такой способ придавал особую прочность и долговечность жемчужному шитью. По изнашивании первоначальной ткани оно могло быть вырезано по краю и переложено на новую. Кроме того, еще одна особенность отличает жемчужное шитье: как правило, жемчужный контур обшивается с обеих сторон или золотным шнуром из нитей пряденого золоченого серебра или золотой канителью. В древних источниках употребляют термины «сажено» и «низано» жемчугом. В документах Троице-Сергиева монастыря термин «сажено» характерен для описаний, относящихся к XVI веку. В XVII веке он повсюду заменен словом «низано». Подавляющее большинство орнаментальных жемчужных композиций носит контурный графический характер, или, выражаясь языком древних источников, — «низано жемчугом в одну прядь».

Поручи. Вторая половина XVII в. Поручи. Вторая половина XVII в.

Разноцветные шелка, золото и серебро, жемчуг — главные материалы, которыми создавались шитые композиции. В общем художественном решении немалая роль отводилась и драгоценным камням.

Лазоревые сапфиры, «червчатые» рубины и лалы, зеленые изумруды, голубая бирюза расцвечивают шитые произведения.

Ширинка . XVII в . Фрагмент. Епитрахиль . 1653. Фрагмент.

На каждом этапе развития шитья сложились свои особенности, свои излюбленные технические приемы, изменявшиеся в зависимости от того, что было главным в искусстве данного периода.

Конец XIV — начало XVI века ознаменованы на Руси расцветом изобразительного искусства, вызванным всем ходом исторического развития русских земель. Ведущая роль живописи (иконописи) повлияла на усиление изобразительного начала и в произведениях шитья. В лучших памятниках этого времени заметен глубокий интерес к внутреннему миру человека. Для большинства образов (особенно первой половины — середины XV века) характерны нравственная цельность, обаятельное спокойствие, гармония чувств. Как правило, технические приемы отличаются однородностью и простотой швов. Памятники светского орнаментального шитья этого времени неизвестны, но орнаментальные композиции на произведениях культового характера (главным образом пеленах) исключительно скромны. Они выполняют служебную функцию — подчеркивают и выделяют лицевые изображения. и техник, теснейшим образом связана с ювелирным искусством; применяются преимущественно драгоценные материалы: жемчуг, золотые дробницы, самоцветные каменья.

Епитрахиль. 1641-1674 гг. Фрагмент.

XVII столетие завершает развитие средневекового русского художественного шитья. Лицевое шитье во многом подражает драгоценным окладам икон. Его образы, за редким исключением, утратили прежнюю внутреннюю значительность. Дает о себе знать кризис религиозного мировоззрения: многие культовые произведения приобретают подчеркнуто светский характер.

На каймах покровцов, пелен все реже встречаются лицевые изображения, их заменили роскошные орнаменты, в узорах которых преобладают разнообразные „травы" (растительные мотивы) или мотивы растительно-геометрические, получившие сложную и затейливую разработку. Небывалый размах приобрело орнаментальное шитье жемчугом. В шитой орнаментике наряду с традиционными мотивами шире варьируются узоры привозных драгоценных тканей — восточных и западноевропейских.

Материал взят:

Т.Н. Манушкина. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея. Альбом. М. «Советская Россия». 1983.

(Прислала Лёля)

 

 

katenokgaff77.narod.ru

Вышивка на Руси

Ростовский филиал

Санкт-Петербургского государственного

университета культуры и искусств

РЕФЕРАТ

По предмету: "Народное художественное творчество"

На тему: "Вышивка на Руси"

студентки 1го курса

специализации: "Постановка КДП"

Ногиной Инны Леонидовны

Преподаватель:

Лисихина Т.И.

7

Ростов-на-Дону 2009год

План работы

Введение

Свадебные традиции

Полотенца, рушники

"Золотое шитье"

"Северная вышивка"

Ивановская вышивка

Вологодская вышивка

Виды швов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.

Каждое изображение, каждый узор охранялись и не изменялись, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заклинательное и были отражены понятием о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, размножении скота и вызревании урожая.

Свадебные традиции

Девочка семи - восьми летнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцати годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты. Женская одежда и орнаментация постельных принадлежностей (подзоры), в основном связанных со свадебными обрядами, насквозь пронизаны магическими заклятиями, формулами и символическими "письменами" узоров. Таковы подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки и многое другое.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Вышивка на Руси

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного наряда было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой - орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси - поскольку птица считалась символом добра.

Вышивка на РусиВышивка на РусиВышивка на Руси

Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Однако позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми "шишечками" из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом.

Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

Полотенца, рушники

Как уже было сказано, вышивкой украшали предметы быта - полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же вышивали праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и другие изделия. Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством. Специально pитyальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце - "набожнике" помещали иконы.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

Особенно широко использовались полотенца в свадебных обрядах. Ими перевивали и увешивали спинку свадебной телеги или саней; использовали в качестве вожжей свадебного поезда; связывали жениха и невесту, чтобы те "жили согласно". Во время венчания жених с невестой держали в руках вышитое полотенце и затем дарили его священнику. Специально для обряда венчания шили "подножник" - небольшое полотенце, которое расстилали в церкви под ногами брачащихся, впоследствии он использовался как оберег от порчи. По старому обычаю с момента вступления молодой в дом мужа, в семье употреблялись только ее полотенца.

Особую роль полотенце играло во время встречи почетных гостей: на нем подносили хлеб - соль - знаменитые символы русского гостеприимства.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

В русских деревнях во время больших общественных несчастий не только строили всем миром в один день "обыденные храмы", но и ткали и вышивали "обыденные полотенца". Во время полyязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия. Это было связано не только со стремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавние обычаи и обряды.

Вышивка на Руси

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни.

Вышивка на Руси

Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:

в центре, всадники или птицы по сторонам;

держащая ветки или светильники;

с птицами в руках и т.д.

"Золотое шитье"

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят и находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьм в далкие времена украшали предметы быта, ежедневную одежду знатных людей.

Вышивка на Руси

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.

Шитье начала - середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность.

В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор - волосник - из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это - вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок - "древо жизни" - со стоящими по бокам "инрогами". Ниже - узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.

Вышивка на Руси

Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в конце XVI века: "Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной.

Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки.

Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

Вышивка на Руси

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Британского посла сэра Чарльза Хенбери-Уильямса, прибывшего в 1755 году в Россию, изумил русский двор. Знакомый с иностранными дворами, нигде он не видел такой роскоши. Хенбери-Уильямса поразило обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам. Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка. О Торжке надо сказать особо. Здесь до сих пор сохранился известный с XIII века единственный в России центр золотого шитья. Торжок впервые упоминается в летописи 1139 года, и уже в XIII-XIV веках в Торжке шили золотой нитью по парче и сафьяну. Здесь вышивали царские одежды, особенно при Екатерине II и Александре III, ризы высшего духовенства, выполняли заказы московской и петербургской знати. Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами. Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Известные русские писатели Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь восторженно отзывались о талантливых золотошвеях из Торжка.

Вышивка на РусиВышивка на Руси

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвеи Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Вышивка на Руси

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 - 17 веках вышивка приобретает ещ более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Однако постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слов населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.

"Северная вышивка"

К северной группе относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей. Вышивка (равно как и разнообразная бижутерия) здесь выполняет функцию магических оберегов от злых духов: ей покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывается доступ к телу. Эстетическая функция была вторична. Вовсе не случайно среди многих археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Вышивка на Руси

Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков.

Самые распространнные примы северной вышивки - крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шить, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы - павы, барса или дерева вышивались синей, жлтой и тмно - красной шерстью.

Ивановская вышивка

Вышивка на РусиВышивка на РусиВышивка на Руси

Вышивальный промысел, сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново-Вознесенск) в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, издавна отличалась богатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов. Детали костюма и предметы убранства жилища ивановские мастерицы украшали геометрическими орнаментами из ромбов, квадратов, треугольников и розеток, включая стилизованные изобразительные мотивы - женские фигуры, изображения коней, всадников, птиц и применяя различные виды швов: характерные для северной вышивки - белую строчку, "вырезы", а так же - белую строчку с цветным контуром, узкие и широкие мережки и другие. Тогда же появляются мотивы, связанные с городской жизнью и дворянским бытом: модницы с веерами и зонтиками, бравые военные на вздыбленных конях, праздничные выезды на роскошных каретах и т.п.

Вышивка на Руси

Бурное развитие вышивального промысла началось в 1860-х годах после отмены крепостного права. Купец Елисеев основал тогда в селе Верхний Ландех предприятие по производству и сбыту строчевышитых изделий, на котором работали мастерицы Верхнего и Нижнего Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков. Их высококачественные изделия продавались в магазинах Москвы и Петербурга, а также в Сибири и на Дону.

Под влиянием спроса городских покупателей изменился характер орнамента ивановских вышивок.

Вышивка на Руси

На смену простым геометрическим узорам пришли растительные, выполняемые белой свободной гладью и белой строчкой по мелкой сетке, причем их применяли не только для изделий, идущих на продажу в город, но и для тех, что использовались в быту самих вышивальщиц.

Вышивка на Руси

Ивановские мастерицы никогда не копировали слепо образцы рисунков вышивки, присылаемые из города, а выбирали наиболее интересные мотивы, по-своему компоновали их. В привычный узор из виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов они вводили побеги полевых трав. Кроме белой глади и строчки изделия для продажи в город украшали вышивкой, выполненной тамбуром, крестом и шитьем по вырезу.

en.coolreferat.com


Смотрите также