Древних славян боги и духи. Божества и духи древних славян Выполнил Демитриев Сергей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги и мифические существа в славянской мифологии. Древних славян боги и духи


Боги и духи славян — Страница 13 — Язычество

Перун – в славянской мифологии бог-громовержец, чье имя является главным в пантеоне богов князя Владимира. Его образ знаком многим и в чем-то перекликается с однотипными образами богов греческих и римских. После упразднения язычества и установления христианства на Руси, образ не исчез, а во многом перешел к Илье-пророку, которого также называют Громовником. Перун является одним из…

Главные славянские боги появились в мифологии славян давно. Первым и главным среди них являлся, безусловно, Род – всебог, первобог. Его могли называть по-разному в зависимости от его ипостасей и функций. Род появился на свет из огромного Золотого яйца. Свое рождение он сопровождал громким звуком, и тело его разрослось на все вокруг, сотворив, таким образом, галактики…

Боги славянского язычества представляют собой своеобразный пантеон, который строился на протяжении многих сотен лет. Длительное время традиции и верования славян находились под влиянием соседних народов, из них заимствовались и божества. Но наступил такой период в развитии славянского язычества, когда оно стало творить само себя. Так появились боги с исконно славянским корнем «бог» и их именах,…

Cлавянский бог Род – это бог, который создал все сущее на земле, в том числе и иных богов. Является общеславянским божеством. В сети можно найти картинки символа славянского бога Рода, которые являлись своеобразными оберегами для славян и остаются таковыми для неоязычников ныне. Род является первобогом, первичным духом, который создал все. Его также называли Всевышним, Святовитом,…

Образы славянских богов – это идолы или, как их еще называли, чуры. Их изготавливали из цельного ствола дерева или из более мелких его частей. Чур представлял собой длинный цилиндр, на котором вырезали и рисовали с помощью различных красок образы славянских богов. Само слово «чур» произошло от имени бога Чура – покровителя и защитника родных земель…

Сварог считался единым богом вселенной. Он был первым земным воплощением Рода. Бог был отцом первого поколения славянских божеств – Сварожичей, которые являли славянский демиург, сковавший мир. Сварог сумел метнуть Алатырь в воды Великого Океана. Так из водных пучин смогла подняться первая суша. После рождения в подземной тьме Чернобога, стали плодиться аспиды. Тогда Сварог несколько раз…

Велес – славянский бог, покровитель поэтов и сказателей, бог плодородия и скота. Является одним из центральных и наиболее почитаемых славянских богов. Бог Велес в славянской мифологии является сыном Рода, братом Сварога. И на таком определении, которое дал нам Нестор летописец в «Повести временных лет» его функции и заслуги не заканчиваются, так как именно благодаря Велесу…

Пантеон богов – это одна из основных составляющих мифологии славянского народа. Это фундамент народного менталитета. Существуют сильные разногласия между «именами» и «профессиями» богов славянского народа. Алконост – это воплощение Хорса, светлая птица. Сестрой других таких же светлых птиц была Стратима, Рарога. Она управляла погодой, ветрами. Когда ее дети рождаются на краю моря, то семь дней…

Сегодня можно найти много разнообразной и порой противоречивой информации относительно языческих богинь славян. Много неточностей прослеживается в терминологии, в хронологической пpиypоченности обрядов, а также их географическом размещении. По поводу некоторых богинь идут споры до сих пор – многие ученые считают, что они были незаслуженно возвеличены до божественного ранга фольклористами. Но есть группа богинь, о которых…

Белбог – это бог, настоящее воплощение добра, света, счастья, блага. В его лице люди видели весеннее и дневное небо. Храмы строились на холме, ближе к солнцу. Вход был повернут к солнечному свету. Игра лучей хорошо отражалась в многочисленных украшениях, золотых, серебряных преподнесениях. Храм святился ярким огнем даже в ночное время. В нем не было мрачных…

pagandom.ru

древней Руси, духи пугавшие славян

Важной частью славянской культуры являются мифы и легенды, передающиеся из поколения в поколение. Они хранят в себе представления о мире, истории и мудрость народа. Боги и существа славянской мифологии — олицетворение знаний о мире наших предков.

Славянские боги

Cлавянские боги и божества

Как и многие древние народы славяне наделяли природные явления божественными обличиями, пытаясь объяснить то, чего не понимали. Боги в древнеславянских мифах и легендах являются воплощениями различных сфер человеческой жизни, явлений, связанных с силами природы, страхов и желаний, представлений о мироздании.

Пантеон славянских богов

Белбог

В верованиях славян Белбог (Белун) проявляется как олицетворение:

  • света;
  • добродетели;
  • счастья;
  • положительных человеческих чувств;
  • богатства;
  • плодородия.

Белбога считают одним из наиболее влиятельных и могущественных богов в древнеславянской мифологии. Его часто противопоставляют Чернобогу – угрюмому и мрачному воплощению тьмы.

Белбог (Белун)

Обычно Белуна изображаю в качестве добродушного старца с длинной бородой белоснежного цвета, в простой крестьянской одежде. В таком обличии он является людям, помогает им собирать урожай, найти потерявшимся в лесу путникам дорогу домой. Обитель бога света находится на верхушке священной горы, вечно освящённой тёплыми лучами Солнца.

В народе появились устойчивые выражения, связанные с именем этого бога.

Когда человек чувствовал прилив энергии и находился в хорошем расположении духа, он говорил: «Будто подружился с самым Белбогом».

Велес

На Руси одним из наиболее значимых и уважаемых богов всегда считался Велес. Он принимал участие в сотворении мира — подарил миру движение. Велес сделал так, что день стал сменять ночь, создал само время, смену времён года. Благодаря ему существует баланс между плохим и хорошим. У него также есть и такие обязанности:

  • Защитник дикой природы;
  • Даритель удачи;
  • Покровитель странникам, торговцам, деятелям науки и творцам;
  • Хозяин загробного мира Навь, судья душ умерших людей.

Велес

Велес способен принимать обличия диких животных и в таком виде являться к людям.

Даждьбог

Первым сыном верховного бога-творца Сварога является Даждьбог. Он отвечает за солнечный свет и тепло. У Даждьбога есть множество других имён. Среди них:

  • Радегаст;
  • Дабь;
  • Сварожич;
  • Радигош.

Считают, что лев является священным животным бога Солнца, поэтому на фресках его изображают как прекрасного юношу, который едет в колеснице, запряженной огромным львами.

Даждьбог

Согласно легендам, солнечный бог покровительствует брачующимся. Он сопровождает свадебную процессию молодоженов и дарит им радость.

Догода

Ясная погода и спокойный, приятный ветер нашли своё отражение в образе древнеславянского бога Догода. Это высокий и стройный молодой человек с длинными кудрявыми волосами русого цвета и ярко-голубыми глазами. Одет бог в простые одеяния серебряных и голубых цветов, которые ассоциировались у славян с тихим ветром и спокойствием. На его голове можно увидеть венок из васильков.

Некоторые люди утверждали, что у Догоды разноцветные крылья за спиной. Он летает над человеческим миром среди облаков и дарит ему свою тёплую улыбку.

Догода

Славяне любили и чтили этого бога, посвящали ему песни и танцы.

Коляда

Мудрый и могущественный бог по имени Коляда с удовольствием делился священными знаниями с людьми. Он научил их божественным законам жизни, рассказал об устройстве мира, создал первый календарь.

Коляда также бог застолий и досуга. В его честь люди с давних времён в рождественскую ночь ходят друг к другу в гости и рассказывают колядки — обрядовые стихи и песни.

Крышень

Один из величайших богов славянского пантеона — малоизвестный младший брат бога Рода, покровитель вселенской мудрости Крышень. Его появление на свет имело особое предназначение — богу Крышню было суждено спасти человечество и вернуть им огонь, сразившись с могущественным Чернобогом. Брат Рода вступил в схватку насмерть с богом тьмы у берегов Ледовитого океана и одержал победу.

Крышень

Лель

У сына прекрасной богини Лады множество имён:

  • Лель;
  • Лельо;
  • Любич;
  • Лелья.

Лель — воплощение жгучей страсти, отличается добродушным, но легкомысленным характером. Он принимает образ прекрасного юноши со светлыми кудрями, который может пускать искры из своих рук. Этот бог способен зажечь пламя страсти в сердцах влюблённых, принимать облик священной птицы аиста.

Лель

Овсень

После того как бог Коляда передал людям свои священные знания, его младший брат Овсень взял на себя ответственность за воплощение этой мудрости. Его также считают олицетворением человеческой веры в светлое будущее. Считают, что Овсень — это тот, кто смело шагает в неизведанное и ведёт за собой людей.

Озем

Согласно легендам, в подземном царстве обитает бог Озем со своей бледнолицей красавицей Сумерлой. Они являются обладателями всех подземных сокровищ, металлов и драгоценных камней, которые тщательно оберегают от алчных людей. Вопреки собственным ожиданиям, обладание сокровищами не приносят Озему и Сумерле счастья, а лишь тревогу и страх потерять их. Единственное время, когда они могут почувствовать себя спокойно и спать без страха — это зима, когда снег оберегает их несметные богатства.

У подземных повелителей есть свои слуги и разведчики: змеи, кроты, крысы и мыши.

Перун

Самым известным и могущественным сыном Сварога является Перун — бог грома и молнии. Перун отличается вспыльчивым и неуравновешенным характером. Когда он гневается, то сыпет молниями с небес.

Перун

За силу и отважность Перуна считают покровителем воинов и всех, чья работа связана с оружием. Он оберегает истинных воинов, помогает им одержать победу, сохранить свою жизнь. Это справедливый бог, который может наказать любого, кто нарушил закон.

Согласно одной из легенд, Перун отдал свой священный щит людям, чтобы защитить их от Чернобога. Он оберегает жителей человеческого мира Яви.

Со времён глубокой древности славяне поклонялись богу грома и молнии, молились ему с просьбами о защите, силе и поддержке.

Род

Прародителем всех богов и создателем человеческого мира считают бога Род. Он сотворил Землю и всё, что на ней есть. Он также является отцом Сварога — верховного бога, который завершил творение Рода.

Род

Семаргл

Когда Сварог молотом высек из священного камня Алатыря искры, из этого пламени родился бог огня Семаргл. Он оберегает семейные очаги и следит за урожаем. Семаргл может принимать облик священного крылатого пса.

Бог огня круглый год стоит на страже, держа в руках меч, что горит ярким пламенем. Он охраняет мир людей от зла, но в день осеннего равноденствия он покидает свой пост и следует за своей возлюбленной Купальницей. Считают, что в это время вся нечистая сила выбирается наружу.

Стрибог

Воплощением ветра является Стрибог, рождённый из дыхания творца Рода. Обычно Стрибога изображают в виде добродушного старика с густыми седыми волосами, который живёт где-то на краю леса. Он способен управлять ветрами, создавать бури, оборачиваться птицей. К помощи бога ветра обращались мореплаватели и земледельцы.

Стрибог

У Стрибога много сыновей, которые являются воплощениями разных ветров:

  • Посвист — буйный и сильный ветер.
  • Подага — горячий и сухой ветер, что обитает в пустынной местности.
  • Догода — лёгкий летний ветерок, что играет с волосами.
  • Сиверко — холодный и суровый северный ветер.

Помимо основных богов ветра известны упоминания в легендах о богах западного, восточного, южного, дневного, ночного ветров.

Хорс

Одним из сыновей творца Рода является Хорс. Он оберегает небесное светило и отвечает за солнечный свет. Хорса считают добрым, трудолюбивым и весёлым богом. Он всегда находится рядом со своим братом Даждьбогом.

Чернобог

В древнеславянской мифологии Чернобог — воплощение всего отрицательного:

  • зло;
  • холод;
  • смерть;
  • болезнь;
  • тьма;
  • разрушение;
  • безумие.

Чернобог

Его изображают с длинными чёрными волосами, чёрными глазами, в чёрной одежде. Чернобога единственный, кому приносят кровавые жертвоприношения. Люди боятся его гнева и просят о милосердии.

Ярило

Бога Ярило в древних славянских легендах изображают как мужчину с густыми рыжими волосами. Он одет во всё белое и едет верхом на белоснежном коне с золотой гривой. Его голову часто украшает венок из первых весенних цветков. Ярило имеет большое значение для славянской культуры:

  • Вестник начала весны.
  • Олицетворение весеннего тепла и света.
  • Воплощение плодородия и любви.

Мифические существа в славянских легендах

Древнеславянский бестиарий разнообразен образами мифических существ. В старых легендах нередко можно встретить упоминания о необыкновенных созданиях, образы которых основаны образах зверей, птиц, людей.

Алконост

Одним из наиболее ярких и распространённых мифических образов в славянской культуре. Изображают Алконост в виде огромной птицы с головой прекрасной девушки. Согласно легендам, эти чудо-птицы обладают необычайно красивым голосом. Когда Алконост поёт, сердца людей замирают от восторга. Обитает мифическая птица на небесах — в раю Ирий.

Алконост

Арысь-поле

Русские люди всегда чтили и уважали матерей за самоотверженность, заботу и искреннюю любовь. Сила материнства стала основой для мифического образа Арысь-поле.

Согласно легенде, вдовец женился на ведьме, которая возненавидела его родную дочь. Мужчина выдал девушку замуж за доброго юношу, и со временем у них родился сын. Злую и завистливую ведьму это не успокоило. Обратила она падчерицу в Арысь-поле, выгнала в лес и с помощью колдовства подменила её на свою родную дочь. Только та не желала за ребёнком приглядывать и его кормить.

Арысь-поле

Тогда мать юноши заметила, что что-то не так, взяла ребёнка и позвала Арысь-поле. Родная мать прибежала из лесу, скинула шкуру рыси и накормила младенца. Это увидел её муж, украл шкуру и сжёг, благодаря чему девушка вернула свой родной облик. Когда все узнали правду о случившемся, ведьму в качестве наказания сожгли на костре.

Водяной

В реках и озёрах живёт Водяной — злое мифическое существо. Водяного часто изображают в облике отвратительного старика. Иногда его образ дополняют элементами внешнего облика животного или рыбы.

Водяной

Живёт Водяной в своём подводном дворце из ракушек и камней. Его окружают рыбы и русалки — души утопленниц. Считают, что в его царстве живёт скот, который по ночам выходит из воды и пасётся в лесу.

Волкодлак

Образ человека, способного превратиться в волка, много веков существует в мифах и легендах разных народов и культур. В славянской мифологии такое существо имеет множество названий:

  • оборотень;
  • волкодлак;
  • вурдалак;
  • вовкулак.

Волкодлак

Чтобы принять образ зверя, волкодлак должен совершить кувырок через старый пень или осиновый кол, вбитый в землю. Согласно древним легендам, затмения случаются тогда, когда оборотень съедает Луну или Солнце.

Гамаюн

Ещё одним образом божественной птицы с головой красавицы является Гамаюн — посланник между мирами богов и людей. Если человек увидел священную птицу и услышал её крик, то в скором времени он найдёт своё счастье.

Домовой

В славянских легендах Домовой выступает как положительный, но озорной персонаж. Особенности этого мифического создания:

  • Домой любит, чтобы в доме было чисто. Он с удовольствием помогает трудолюбивым хозяевам, убирает, исправляет их небольшие ошибки, помогает поддерживать порядок.
  • Он отличается особой бережливостью, не любит расточительства.
  • С особой любовью и вниманием домашний дух относится к скоту, ухаживает за ним и следит, чтобы животные не болели.

Несмотря на то что домовые отличаются добродушием, они могут издеваться над хозяевами, которые им не нравятся.

Домовой

Особенно духи не любят ленивых, распутных и алкоголиков. Они могут щекотать их во сне, скидывать с кровати или даже душить, разбрасывать вещи, шуметь и бить посуду.

Обитают домовые за печью. Если хозяин дома решит помириться с маленьким духом, для этого достаточно подложить под печь небольшой подарок — табак, хлеб, красивая ткань и т.д.

Если домовому нравится хозяйка дома, то он всеми возможными способами старается облегчить её труд. По ночам он заплетает девушке маленькие косички и тешится, что смог украсить любимицу.

Злыдни

Злыдень — злой дух, который приносит проблемы и беды людям. Есть несколько вариантов изображения злыдней в легендах. Некоторые считают, что злыдни — это духи нищих стариков, которые поселяются в человеческих домах и обрекают их жителей на вечную бедность. Иногда их описывают как злых домовых — маленьких духов, живущих за печью, что приносят беды жителям их дома.

Леший

Одним из самых известных и распространённых существ в народных сказаниях считают Лешего — духа лесов. Это неоднозначный и многогранный образ, можно встретить большое количество описаний внешнего вида и поведения Лешего. Часто лесного духа описывают как старика с длинными, зелёными волосами, тусклыми глазами и острыми ногтями. Он может быть человеческого рода, а может становиться то великаном, то карликом. Носит Леший самую простую крестьянскую одежду, а иногда и вовсе ходит босиком.

Леший

Главное занятие Лешего — оберегать лес от любого вреда и сбивать с толку путников. Он может принимать образы животных и птиц, пугать заблудившегося в лесу человека звуками, криками, шелестом, бить его ветками деревьев и т.д. В некоторых легендах рассказывают, что лесные духи способны защекотать до смерти.

Иногда Лешие крадут человеческих девушек и женятся на них. У них рождаются дети, и они навечно остаются жить в лесу. В ночном лесу опасно ходить по тропам, т.к. можно наткнуться на свадебную процессию духов.

Духи, обитающие в лесу, находятся во враждебных отношениях с водяными и домовыми.

Мавки

В древней Руси верили, что мертворождённые дети и умершие младенцы становятся мавками. Образ лесного духа мавки имеет много общего с русалкой. Обычно мавку изображают в виде красивой девушки в белой сорочке или маленького ребёнка. Обитают эти духи в лесу. Они заманивают людей в чащу, сбивают с пути, издеваются и иногда убивают.

Заключение

Древнерусские мифы и легенды пестрят большим количеством различных божеств и нечисти, которые обычно являются воплощениями той или иной природной силы, сферы жизни людей. Боги могут быть дружественными или враждебными по отношению к людям. Русские мифологические существа отличаются необычными внешними обликами, напоминающими животных и людей одновременно. Преимущественно, они являются олицетворением человеческих страхов.

duhmaga.ru

Славянские боги — Язычество

Белбог – это бог, настоящее воплощение добра, света, счастья, блага. В его лице люди видели весеннее и дневное небо. Храмы строились на холме, ближе к солнцу. Вход был повернут к солнечному свету. Игра лучей хорошо отражалась в многочисленных украшениях, золотых, серебряных преподнесениях. Храм святился ярким огнем даже в ночное время. В нем не было мрачных мест.

Велес – славянский бог древнего мира, брат Сварога, сын Рода. Главным поступком стало сотворение мира Сварогом и Родом.

Велес был владыкой дикой природы, могучим оборотнем, волшебником. Он умело толковал сны, был учителем искусства. Велес старался помогать торговцам, путешественникам, дарил удачу.

Даждьбог – древний славянский бог Солнца, даритель света, тепла. Это бог настоящего плодородия, живительной силы.

Догода – покровитель приятного, тихого ветра, хорошей погоды. Бог был полной противоположностью Позвизду – покровителю ветров.

Коляда – древнее божество веселых застолий. Говорят, что имя его пошло от старого слова «круг». Был учителем Третьего закона жизни. Люди узнали о великом Коло Сварога, о Ночи и Дне Сварога. Он стал учредителем первого календаря.

Крышень – потомок Всевышнего и богини Майи. Он является братом первотворцу мира. Крышень сумел вернуть людям огонь. Одержал победу над Чернобором на берегу Ледовитого океана.

Лель – бог страсти любви, потомок богини любви, красоты Лады. Лель – это легкомысленный и веселый бог страсти. О нем осталось напоминание – «слово лелеять» — любить и нежить.

Перун – бог-покровитель молний, грома, грозовых туч. Был самым популярным среди братьев Сварожичей. Перун опекал воинов из княжеской дружины, наказывал за неисполнение законов, провозглашал мужскую силу самой главной, защищал Яву.

Род – божество-создатель самого древнего мира. Все, что было сотворено Родом, несет в себе его имя: родственники, родина, природа, родители. Сварог родился от Рода. Сварог стал великим богом, сумевший довершить творение мира.

Сварог – создатель небес, земли. Сварог дал огонь, стал его повелителем. Творения его происходят не магией, не словом, а самими руками. Ему подвластно было создание материального мира. Люди получили Солнце-Ра, огонь. Сварог скинул на землю ярмо, плут, чтобы заниматься возделыванием земли. Он подарил боевую секиру, чтобы земля была защищена от врагов, а в чаще готовился священный напиток.

Святобор – лесной бог, покровитель угодий. В его руках судьба, жизнь всех лесных зверей. Он дает гармонию, согласие в природе.

Святовит – западные славяне отождествляют его со Сварогом.

Семаргл – божество луны, огня, дома, огненных жертвоприношений, очага. Бог – хранитель посевов, семян. Мог принимать форму и вид крылатого священного пса.

Стрибог – согласно восточной мифологии был богом ветра. В его руках сила вызова и укрощения бури. Может обернуться мифической птицей Стратим, своим помощником. Ветер, как правило, представлен в образе старика с сединой в волосах, который проживает на краю мира, на острове среди океана или в глухом лесу.

Триглав – единство трех главных божественных сущностей, как Сварог, Перун, Святовит.

Хорс – бог солнца у древних славян. Это сын Рода, родной брат Велеса.

Чернобог – покровитель холода, смерти, уничтожения, зла. Это бог безумия. В нем воплотилось все зло, черная энергия. Чернобог стал повелителем Тьмы, Нави, Пекельного царства.

Ярило – божество весны, тепла, весеннего света. В нем скрывается неуправляемая, стремительная сила. Это бог плодородия, страсти. Стал символом возрождения жизни, праздника.

Посмотреть фото-коллажи, имена, заповеди главных древних славянских богов, дев можно на специализированных сайтах.

pagandom.ru

Персональный сайт - Боги, духи и нечисть

Богов наших пращуров-славян насчитывается весьма много. А с учётом того, что некоторые известны под разными именами и/или могут иметь несколько воплощений, какая-либо серьёзная обширная "классификация" становится отнюдь не простой задачей. Поэтому здесь я ограничусь только наиважнейшими, на мой взгляд, богами, в существовании которых в народной традиции не имею сомнений. За основу была взята статья Рябинки из рода Одинокого Волка (http://bogunemil.narod.ru/bogi.html).

 

Боги, духи и нечисть Древней Руси.



Академик Б. Рыбаков в труде "Язычество древних славян" выделял три периода развития язычества на Руси:

 

1. Культ упырей и берегинь.

2. Культ Рода и рожаниц.

3. Культ Перуна во главе других богов.

 

Первая эпоха - поклонение и принесение жертв yпыpям и беpегиням, т.е. еще не пеpсонифициpованным силам.

 

Упыpи (вампиры) - источник и олицетворение зла. Вампиры, сосущие человеческую кровь, поедающие мертвецов, достаточно хорошо представлены в славянском фольклоре. Против них применяли различные заговоры, носили амулеты-oбереги, в народном искусстве сохранилось много древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растений, цветов.

 

Берегини - добрые, помогающие человеку духи. Давно обpащено внимание на связь слова «беpегиня» с двумя различными понятиями: берегом водного пространства и с глаголом «оберегать». Упоминания о беpегинях встречаются в "Слове Иоанна Златоyста": "А дpyзии к кладязем пpиходяще моляться и в воду мечють велеаpy жеpтвy пpиносяще. А дpyзии огневи (молятся) и камению и pекам и источником и беpегыням...". Есть версия, что беpегини в чем-то подобны вилам и pyсалкам, но только не в том позднем понимании их, какое отражено в фольклоре и художественной литеpатypе XIX в. (зловредные и коварные утопленницы), а в том, какое сохранилось в болгарском фольклоре о них, как о красивых крылатых девах, заботящихся о посевах и о дожде для нив. В какой-то связи с беpегинями, вероятно, стоит и "берёза" - священное дерево славян, обязательная принадлежность летних молений о дожде (в языческие времена - 4 июня, а в христианские - семик и троицын день).

Упыpи и беpегини - древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал - злого и доброго, враждебного человеку и оберегающего его. В этом пласте времени, природа разделялась не по таким категориям, как растения и источники, Солнце и Луна, Огонь и Вода, а только лишь по принципу отношения к человеку: злые вампиры, которых нужно отгонять и задабривать жертвами, и добрые беpегини, которым тоже нужно "класть требы", и не только в качестве благодарности, но и для того, чтобы они проявили активно свою доброжелательность к человеку.

 

Во второй эпохе идея берегинь доосмыслилась и люди начинали чтить Рода и рожаниц. Вероятно, в это время постепенно люди осознали существование и прочих богов и духов.

 

Род - бог-родитель Вселенной (иначе - протодемиург). Его также именуют Белобогом  или Дыем и вменяют в его функции не только создание мира и рождение богов, но и явления дождя, шаровых молний, плодородие и деторождение. По поверьям из его лица произошло солнце, из очей - звезды, из груди - месяц, из бровей - зори, из дум - ночь, из дыхания - ветры, из слез - дождь и снег, из голоса - гром и молния. Изображался в виде четырехликого божества (Збручский идол).

 

Рожаницы - богини Лада и Леля.

Лада - богиня счастья, порядка, семьи, красоты и брака. С ней в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Изображалась Лада изначально в виде беременной или дородной женщины, но со временем, в связи с изменениями славянских представлений о красоте, Лада начала представать уже в виде стройной женщины. На вышивках ее символизирует фигура с поднятыми вверх руками или с фигуркой под ней.

Вероятно, что она также известна под именем Мать-Земля или Мать-Сыра-Земля. Согласно наиболее распространенной версии, она является женой Отца-Неба - Сварога (см. "Сварог").

Леля - дочь Лады, младшая рожаница. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

 

Во времена третьей эпохи набирал силы культ Перуна вместе с пантеоном старших богов. При этом культ Рода и рожаниц никуда не исчезал, сохраняя своё широчайшее распространение.

 

Перун - бог грозы и войны, Громовержец, символ небесного правосудия, первый сын Сварога. Изображался в виде седоголового рыжебородого пожилого воина в полном доспехе, держащего в руке палицу либо топор, или яркий драгоценный камень, символизирующий молнию. По версии Т. Муравьевой, П. его сопровождают спутники-полубоги Гром, Молния, Дождь и Ураган. А А. Н. Афанасьев приводит архаичное поверье, согласно которому, Солнце - супруга Перуна. Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, - непреодолимое препятствие для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна - "громовый знак", похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников. Перуну было посвящено животное - дикий тур, громадный лесной бык (а также волк – прим.).

С выдвижением у славян на первый план военной знати Перун понемногу стал ее богом, а первая религиозная реформа князя Владимира сделала его на недолгое время главой славянского пантеона. Л.Р. Прозоров, основываясь на работах А. Фаминцына доказывает, что дпанный пантеон включал в себя пять богжеств - (Перуна, Даждьбога, Стрибога, Макошь, Ярилу) и проводит крайне  любопытные аналогии с кальтским и индийским пятибожием.

Однако вернёмся к нашему изложению.

Старшие боги: Сварог, Стрибог, Даждьбог, Велес, Макошь, Огонь Cварожич (или часто просто - Сварожич), Ярила.

 

Сварог - бог неба и кузнечного ремесла, сын Рода (см. "Род"), отец богов и людей. Легенда рассказывает, что Сварог создал и подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил ковать железо и пахать землю. Поэтому некоторые считают, что возможно, от его имени произошло слово "сварганить". Кроме того, Сварог установил самые первые законы для людской общины. Изображался в виде могучего старика с кузнечными клещами.

 

Стрибог (возможно другое имя Посвист) - бог ветра и отец братьев-ветров. Его имя связано со словами "стремительность", "быстрота", "стрела", "стриж", преимущественно означающими резкие движения или полет. Представлялся он в виде лысого старика.

 

Даждьбог - бог Солнца, второй сын Сварога (см. "Сварог") и дед людей. Его имя означает - "дающий Бог". Известен, как податель благ и неусыпный свидетель людских дел. Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов. Поэтому только днём, при свете Солнца, старались давать клятвы и обещания и совершать торговые сделки. Изображался Даждьбог в виде зрелого мужа с огненным щитом. А символом Солнца был крест (чаще всего в круге). Примечательно, что крест можно увидеть, если прищурившись посмотреть на Солнце. Изначально люди считали, что свой путь Даждьбог совершает в лодке, запряженной гусями, утками и лебедями. Позже лодка уже использовалась им только для передвижения по потустороннему миру (Нави) в ночное время, а днем она сменялась колесницей, запряженной белыми конями. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегов-талисманов в виде уточек и коней.

В связи с Даждьбогом часто вспоминают и про Хорса - одного из самых загадочных богов в древних славян. Некоторые считают его богом солнечного диска (по аналогии с Гелиосом), некоторые богом Луны (по-своему толкуя строки "Слова о полку Игореве"). Мне же представляется, наиболее верной точка зрения Л. Прозорова о том, что Хорс - это одно из имён или эпитетов Даждьбога. Кстати, такие слова, как "хор", "хоровод", "хороший", вероятнее всего произошли от Хорса.

 

Велес (Волос) - одно из самых первых божеств протославян, благодаря чему имеет множество сфер влияния. Будучи изначально богом леса и животных, он постепенно стал богом охоты, а отсюда проистекло его влияние на все, связанное с охотничьим промыслом - шаманство и колдовство (а после и произошедшие от них поэзия, музыка и пение), власть и руководство. Возможно, что именно в те времена из-за связи охоты со смертью он почитался также как бог загробной жизни, что позже нашло своё отражение в представлениях о Велесе, ещё и как о проводнике душ умерших. С выдвижением на первый план земледелия, функции Велеса дополнились покровительством урожаю и домашним животным, и, как следствие, достатку и богатству. С выдвижением на первый план культа Перуна, Велес уступил ему такую сферу влияния, как власть. Велес мог выглядеть по-разному, но чаще всего изображался или как медведь, что шло, вероятно, ещё из эпохи тотемизма, или как старик с длинными волосами и бородой. Сопоставление некоторыми Велеса с Чернобогом или Змеем представляется мне надуманным и неверным.

 

Макошь - изначально богиня влаги и плодородия (откуда и ведет происхождение имя "Мокошь", которое сродни словам "мокнуть" и "мокрота"). Позже к ее функциям прибавилась вся женская половина домашнего хозяйства (прядение, ткачество, хранение и т.д.), а имя преобразовалось в Макошь - "мать хозяйства" или "мать удела". Покровительство ткачеству было осмыслено также как управление судьбами людей и богов (Макошь ткёт полотно, каждая нить которого - чья-то судьба). Изображалась в виде дородной (иногда трехгрудой) женщины. На статуэтках времен неолита на ее груди изображали клубок ужей (что косвенно подтверждает ее связь с дождем и росой). На вышивках она представлена фигурой с опущенными к земле руками или фигурой, возвышающейся над двумя другими, окружающими ее. По наиболее распространенной версии Макошь считается женой Велеса.

 

Огонь Сварожич (или просто Сварожич; возможно также "Жыж", "Пек", "Рарог", "Радигост"), именование четвертого сына Сварога - бога огня. В древние времена огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека. Славяне верили, что нечистая сила не смеет приблизиться к Огню, зато Огонь способен очистить что-либо оскверненное. Огонь, также как и Солнце являлся свидетелем клятв. Есть мнение, что отсюда пошел русский обычай прыгать парами через костер: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь над пламенем не расцепив рук, то их любви суждена долгая жизнь. Кстати, истинное имя Сварожича было настолько священно, что его не произносили вслух, заменяя иносказаниями. Приметы, связанные с Огнём ещё долго жили в русских традициях после прихода христианства. Русская сваха, приходившая сватать невесту, в любое время года протягивала руки к печи: тем самым призывая Огонь в союзники. Новобрачную молодой муж торжественно трижды обводил вокруг очага, прося у Огня счастливой жизни и много здоровых детей.

 

Ярило - очень "многофункциональный" бог. Сферу его влияния входят: плодородие земли и плодовитость людей, любовь и разврат, ярость и буйная жизненная энергия, цвета, краски и даже Солнце (по версии Т. Муравьевой - Солнце весеннее). Почитался как третий сын Сварога. Изображался в виде молодого всадника на белом коне, держащего в одной руке колосья, а в другой – череп как символ круговорота смерти и возрождения. Ярилу также символизировала кукла в виде мужчины с огромным фаллосом.

 

Следует также упомянуть про Семаръгла. От него нам осталось только его имя, упоминаемое в повести временных лет "Повести Временных Лет". Б. Рыбаков отождествляет его с азиатским Сэнмурвом (Симургом), указывая на изображения последнего на трипольских сосудах. Согласно Рыбакову, Семаръгл - божественный крылатый пес, охраняющий семена и ростки на засеянных полях. Иранское имя можно было бы объяснить контактом со скифами. Однако, учитывая, что нигде в этнографических материалах Семаръгл не встречается, мне представляется более правдоподобной версия А.Н. Фаминцына об ошибке переписчика в результате которой в Семаръгла  превратилось первоначальное "Сем Ерыл", то есть Ярило. Слово "Сем" же Фаминцын трактует как кальку с италийского Semo - полубог.

 

Кроме светлых богов знали славяне и тёмных - Чернобога, Вия, Кащея, Морану.

 

Чернобог (он же, вероятно, Триглав) - бог зла. Изображался в виде Змея или черного человека с серебряными усами. Считался братом-антиподом Белобога (Рода) и одним из немногих примеров дуализма у древних славян.

 

Вий - властелин тёмного потустороннего мира - Нави, обладающий всеиспепеляющим взглядом. Д. Дудко представляет В. как отрицательную ипостась бога ветра Стрибога (см. "Стрибог"). Данную теорию нельзя сбрасывать со счета, поскольку ураганный ветер обладает способностями взгляда В. и, плюс ко всему, глагол "веять" (др.слав. - дуть, лететь) родственен имени данного бога. Но с равным успехом можно утверждать, что речь идет не о разных проявлениях одного бога, а о разных божествах с частично сходными функциями. Афанасьев А. Н. считал, что В. - это другое имя Перуна (см. "Перун").

 

Кащей - несмотря на предельную ясность функций данного бога, споры не утихают до сих пор. Согласно мнению большинства специалистов, Кащей - это одно из имен или воплощений бога зла (см. "Чернобог"), а его имя происходит от слова "костяк" (скелет) или "кость". А. Буенок предлагает другую версию, согласно которой К. является наименованием солнца, запертого в земле на время зимы, и что его имя происходит от слова "кош" (сума, кошель или же участь, судьба) и напрямую связано с именем Мокоши (см. "Мокошь"). Первая теория кажется более вероятной, поскольку подтверждена этническими устными произведениями. Изображался Кащей в виде очень худого человека, неотрывно следящего за богатствами. Это, кстати, вполне отвечает понятию "кош". Заслуживает внимания и перевод "Слова о полку Игореве", где Кащей упоминается дважды и под разными определениями. В одном случае, это имя переводится как "кочевник", а в другом - применяется как ругательство и обозначает раба, что, в принципе, тоже отвечает понятию "кош".

 

Морана (Мара) - богиня ночи, зимы, мрака, мора и смерти. По некоторым версиям, она - дочь Чернобога. На её функции прямо указывают однокоренные слова из "сфер ее влияния": "смерть", "мрак", "мор" и т.п. Однако славяне не считали функции этой богини однозначно враждебными и вредоносными, признавая их необходимость в жизненных циклах (известно поверье, что Морана, сдирая ледяную корку с земли, извиняется перед озимыми и обязуется о них позаботиться). В конце концов, не ругать же хорошего бога за плохую "специальность". Кому-то ведь надо эту работу выполнять.

 

Также необходимо не забывать и про других, менее известных богов:

Жива - богиня жизни и плодородия.

Заря Утренняя и Заря Вечерняя – думаю комментарии здесь излишни.

Летница (она же Додола, Пеперуна) - богиня дождя и супруга Перуна.

Месяц - одно из имен бога Луны.

Мороз - бог зимней погоды, мороза, превратившийся позже в хорошо известного более доброго Деда Мороза.

Овсень (Таусень) - бог осени.

Яга - жена Чернобога, прародительница нечисти и охранница врат Нави.

Ящер - сохранившийся в песнях, преданиях и изображениях архаичный водяной зверобог, который глотает и выпускает солнце и на котором покоится Земля.

Правда и Кривда – сёстры, богиня истины и богиня лжи.

Доля (Среча) и Недоля (Несреча) - сёстры, богиня счастливой и богиня несчастной судьбы каждого человека.

Жаля (Жля) и Карна (Карина) – сёстры, вестницы мёртвых, богиня скорби и богиня плача.

Чур - бог границ и охраны, возможно легендарный прародитель - обожествленный человек или зверь, откуда и пошло понятие "пращур".

Рарог (Рарух, Ярок)- божественный огненный сокол, ипостась Сварожича.

и прочие, и прочие...

 

Но боги далеко, их мало кто видел. Однако прямо под боком, верили славяне, можно встретить разные сверхъестественные сущности - духов и нечисть - которые помогают или мешают человеку в разных хозяйственных делах и житейских заботах. О случаях встреч с ними у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.

 

Вот некоторые из них: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и Полудица, Водяной, Леший.

 

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

 

Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все более чужим и враждебным. Дворовый - хозяин двора - считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. По этой причине верующие люди считают баню - символ, казалось бы, чистоты - "нечистой". В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то греховное, дурное, а просто менее священное, более доступное действию злых сил.

 

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится. А уж если попал под руку Баннику, надо выбегать из бани и звать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручай!.."

 

Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно немедленно проявились и ещё одни сущности - Полевики.  Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как - бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей детородной силы.

Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Вот так вот, щедро одариваются лишь те, кто не боится выпачкать рук.

 

Рабочий день в деревнях начинается рано, а вот полуденную жару лучше переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом.

 

За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.

 

Есть такое выражение в русском языке "венчаться возле ракитового куста". Оно означает гражданский, т.е. не оформленный официально брак между мужчиной и женщиной. Так русский язык сохранил воспоминание о древнейших языческих браках, заключавшихся у воды, возле священных деревьев - ракит. Вода, как одна из Священных стихий, считалась свидетелем нерушимой клятвы.

Водным духом был Водяной - обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников. Итак, вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу " у Водяного - мы бы сказали теперь, без знания местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

de-heathen.narod.ru

Боги и духи древних славян

Слайд 2

Правила заполнения кроссворда Ответ появляется при нажатии на прямоугольник с вопросом. Ответ - существительное в именительном падеже. На следующий слайд можно перейти с помощью управляющей кнопки – далее.

Слайд 3

а р м о к и к и Кто может быть женой домового? 1

Слайд 4

а л к а с у р а р м о к и к и Кто по верованию славян живёт на дне реки, озера? 2

Слайд 5

а л к а с у р а л е ч п а р м о к и к и Назовите насекомое- вестник богини Макоши. 3

Слайд 6

а л к а с у р а л е ч п я и т ц а н р м о к и к и Назовите день недели, который является днём богини Макоши. 3

Слайд 7

а л к а с у р г е м р а л л е ч п я и т ц а н р м о к и к и Кто у древних славян был богом первородного огня и плодородия? 4

Слайд 8

а л к а с у р г е м р а л л е ч п я и т ц а н р м о к и к и м о д о й в Кто мог жить возле лошадей? 5

Слайд 9

а л к а с у р г е м р а л л е ч п я и т ц а н р м о к и к и м о д о й в с т м и а р т В какую птицу может оборачиваться Стрибог? 6

Слайд 10

а л к а с у р г е м р а л л е ч п я и т ц а н р м о к и к и м о д о й в е в е с т м и а р т Славянский бог, который подарил миру движение? 7

Слайд 11

а л к а с у р г е м р а л л е ч п я и т ц а н р м о к и к и м о д о й в е в е с т м п и а р е т у н Какой бог в пантеоне князя Владимира был главный? 8

Слайд 12

Интернет - источники Картинка Стратим- птица http://cloud.virink.com/14/09/25/1af0dbae4aba22b1d5aae2a9fbfcb1e9.jpg Картинка - кикимора http://bewitchit.com/wp-content/uploads/2012/04/chto-znachit-napustit-kikimoru.gif Картинка - русалка https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fimagine.pics%2Fimages%2F152%2F152250.jpg&pos=3&rpt=simage&_=1455175321435 http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/1/e/b/151116102612.jpeg Картинка - Макошь http://cl.rushkolnik.ru/tw_files2/urls_190/39/d-38081/38081_html_5b7b3f8c.jpg Картинка - Велес https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=902bfeaca6bf7acc6b784eae2cdc99db&n=33&h=215&w=323 Картинка пчелы https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=435b967e25aef88aa79943dd62c2a866&n=33&h=215&w=215 Картинка - домового https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0b67e572d2b7fb836cc0706703fc5e58&n=33&h=215&w=143 Картинка Велес https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=66b810b8821cb603add8c6909af8cb8a&n=33&h=215&w=171

nsportal.ru

Божества и духи древних славян Выполнил Демитриев Сергей

Божества и духи древних славян Выполнил Демитриев Сергей Ученик 6 б класса

Род Творец всего сущего, он «вдувал» в людей жизнь. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение – кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Вкусив это угощение, Род будто бы посылал в помощь людям верно служивших ему дев. Рожаниц, которые должны были позаботиться о приплоде. Каменный идол в днепровских степях

Позже у Рода появились и другие «помощники» - Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где Ярило проедет, там вырастет богатый урожай. Купала был плодотворящим божеством лета, богом земных плодов.

Сварог Бог неба и огня небесного. По поверьям древних славян, он разбивал лучами-стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов. Его и самого представляли как молодого сильного кузнеца

Перун Он считался повелителем грома и молнии, был покровителем дружинников и военного дела. У него много общего с почитаемым у балтийских народов богом грозы и молнии Перкунасом. Славяне считали, что Перун пускает свои стрелы-молнии из огромного лука-радуги. Иногда его молнии изображали в виде железных мечей. Считалось также, что Перун вооружён огромной палицей. Все эти орудия служили ему для борьбы со злыми демонами-великанами, повелителями туч и туманов. Перун, в конце концов, «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами. Праздник Перуна отмечался ежегодно-20 июля, в этот день ему приносили в жертву быка или петуха.

Одним из сыновей Сварога был Даждьбог, олицетворяющий собой солнце. Каждое утро он выезжает на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сёстры. Утренняя Заря и Вечерняя Заряпоочерёдно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У Даждьбога были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо. Семаргл-бог подземного царства

Одним из наиболее почитаемых богов был Велес (Волос)покровитель скотоводов и торговцев. Считалось что он способствует обогащению. В X веке именем Велеса клялись князья и их дружинники при заключении договоров с византийскими монархами. Праздник Велеса отмечался в начале января. К Велесову дню выпекалось особое печенье в виде домашних животных. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы.

Стрибог Бог ветров

Мокошь, возможно, имевшая финское происхождение, была женским божеством, связанным с такими занятиями, как прядение и ткачество. Изображалась в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая пряла по ночам пряжу. В жертву ей приносили кудель(волокно), которую бросали в колодец. Мокошь могла быть женой Перуна. Изображение Мокоши на русской вышивке

Леший Дух леса, который живёт в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру во время бури. Леший-хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нём звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зелёные и светятся в темноте. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанамидубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Уж больно он недобрый и бедовый. Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Это он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.

Водяной Дух рек и озёр. Мог подражать речи человека или животных (ухал, крякал, выл, блеял и пр. )

Домовой Дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать тех, кто в этом нуждается.

Русалки Умершие ещё до замужества девушки, как правило утопившиеся от несчастной любви или из-за козней злой мачехи.

present5.com