Мифология древней греции и рима. 1 Вопрос. Античная литература. 7-8- конец-5 в. Н.Э( в итоге 1200 лет). Литература др. Греции и Рима.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Античная мифология. Мифы Древней Греции и Древнего Рима. Мифология древней греции и рима


Мифология Древней Греции и Древнего Рима

Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Греческая мифология – это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе – они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море – наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса. Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека. Но если идея бога – творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре – хлебных злаков, Дионису – виноградарства и виноделия, Гермесу – изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону – обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей и устроителей городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ Гомера – легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи".

Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность – высокая художественность и гуманизм образов. Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока.

Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер – бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера – Юнона, Минерва – покровительница ремесла, Диана – богиня рощ и охоты, Марс – бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов.

Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое6.

studfiles.net

1 Вопрос. Античная литература. 7-8- конец-5 в. Н.Э( в итоге 1200 лет). Литература др. Греции и Рима.

Периодизация:

1.Доклассический(архаический)-охватывает века устного народного творчества за 2000 л.до н.э.(мифы,сказки,плачи,эпиталамии(свадебн.песни,эпические песни,поговорки).Греческая лит-а формируется на базе фольклора.(синкретизм(соед.исскуств.слова с танцем и музыкой),коллективные исполнения и обрядность)Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

2. 7-4 вв. до н.э.- Классический период(развитие полиса,развитие науки,уровень жизни повышается(человек начинает интересоваться самим собой,орат.искусство,его интересует собств.история(история начинается с Геродота(отец истории),далее Фукидид(наука),Ксенофонт итд.Расцветом греческого рабовладения-развитие внутреннего мира личности->появляются лирика, драма, богатая прозаическая литература(историки ,философы, ораторы)

3.3 в до н.э-5 в н.э-.Эллинистический- возникает крупное рабовладение, деградация классической литературы, к этому периоду относится и римская литература. Александрийская поэзия и новоаттическая комедия (Менандр),любовная лирика.Возникает учение об эпикуризме(гармония жизни без страха),стоицизме(все предопределено),скептицизме(все непознаваемо,по воле бытия).развитие науки.

Античная литература представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо почти все европейские жанры:эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).Историческое значение античной литературы заключается в неоднократных возвращениях европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось. _______________________________________________________________________________________________

2 Вопрос. Мифология др.Греции и др.Рима.

Греческое имя

Римское имя

Подробности

Зевс

Юпитер

Верховный бог; бог неба, дождя и грома

Посейдон

Нептун

Брат Зевса, бог морей

Гадес (Аид)

Плутон

Брат Зевса, бог подземного мира

Гестия

Веста

Сестра Зевса, богиня домашнего очагаДионис(вино,веселье)

Гера

Юнона

Сестра и жена Зевса, богиня неба

Арес

Марс

Сын Зевса и Геры, бог войны

Афина

Минерва

Дочь Зевса, богиня мудрости

Аполлон

Феб

Сын Зевса и брат Артемиды, бог Солнца и предсказаний

Афродита

Венера

Дочь Зевса, богиня любви и красоты

Гермес

Меркурий

Сын Зевса, бог торговли, покровитель путников

Артемида

Диана

Дочь Зевса и сестра Аполлона, богиня охоты, Луны и волшебства

Гефест

Вулкан

Сын Геры, бог ветра и кузнечного дела

Греческая мифология.

Гр.мифология стремится познать окружающий мир, выявить законы его существования, дать объяснение явлениям природы и ответить на вопросы происхождения мира и человека.

Многообразие окружающей жизни рождало понятие многобожия. Есть верховные греческие боги, обитающие на горе Олимп, во главе которых стоит Зевс. Каждый бог или богиня являются покровителем определенной сферы деятельности человека (есть боги-покровители плодородия, войны, охоты, любви и т.д.). При этом греческие боги являются носителями многих человеческих черт характера и страстей: им не чужды проявления любви, дружбы, гнева, ненависти; многие из них не гнушаются плести интриги друг против друга. Таким образом, греческие боги были приближены к людям, и их поступки были понятны человеку.

Земной мир древних греков был населен различными мифическими существами, которые также были носителями человеческих качеств. Греки верили, что в лесах обитают дриады и сатиры, в озерах и морях – нимфы и океаниды, хранителями гор являются ореады. Многих других сказочных персонажей, таких как кентавры или гарпии, можно встретить в огромном и многообразном мире природы. Некоторые из этих существ являются злыми и негативно настроенными по отношению к человеку, другие сочувствуют ему и пытаются помочь.

Древнегреческие мифы и легенды, повествуют о жизни богов и людей. Некоторые мифы объединяются в циклы. Есть циклы, посвященные взаимоотношениям богов и созданию мира и человека, циклы о подвигах героев и о военных событиях.

Римская мифология.

Римская мифология во многом сформировалась на основе греческой мифологии, однако изначально религиозные верования древних римлян основывались на анимизме – обожествлении и наделении душой объектов природного мира. Римские боги не были близки к человеку, они скорее выступали как некие грозные и страшные силы, расположение и поддержку которых можно было заслужить с помощью поклонения и специальных ритуалов. Ни одно дело римлянин не начинал без молитвенного обращения к богам, однако оно носило формальный характер, и было вызвано страхом навлечь на себя божественную немилость.

Следует отметить, что мифы Древнего Рима не являются такими же поэтичными, как греческие.

Римские боги не имели своего Олимпа, не были связаны узами родства и часто выступали в качестве символов. Например, камень символизировал бога Юпитера, огонь ассоциировался с богиней Вестой, Марс отождествлялся с копьем. Духи-божества, которые населяли природу (леса, горы, водоемы), также были обезличены и абстрактны. Выделялись божества, населяющие небесное пространство, духи смерти и загробного мира, божества, которые воплощались в нравственных качествах человека. Последними по степени почитания у древних римлян были герои и иноземные боги.

Примерно в конце VI - начале V веков начинается заимствование римской мифологией греческих богов. Прежде всего, римляне переняли культ Аполлона и культ Диониса, затем произошло постепенное усвоение и других религиозно-философских идей греческой культуры.

Постепенно начал формироваться миф о божественном происхождении римского императора и его власти (начало этим представлениям положил Сципион Африканский). Было принято считать, что император является представителем божественной воли на земле и пользуется особенным божественным покровительством (таковыми провозглашались Цезарь, Антоний, Сулла и др.) После смерти императорам было уготовано особое место в загробном мире и вечное блаженство. Особое отношение формировалось и к полководцам, они также пользовались милостью богов. Во времена, когда народ был отстранен от участия в государственных делах, а моральное разложение затронуло самую верхушку власти, миф о божественности правителя потерял свою актуальность.

Ценность римской мифологии, по мнению ученых, выражается в сохранении и популяризации древнегреческой мифологической системы. Именно благодаря произведениям римских поэтов и скульпторов, разрабатывающих греческие сюжеты, мы имеем возможность получить представление о первоисточнике – достижениях Древней Греции в области культуры и искусства.

studfiles.net

Мифология Древней Греции и Древнего Рима

Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.

Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей.

Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 г. до н. э. римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога.

Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.

Римские мифологические герои выглядят гораздо бледнее по сравнению с греческими и, если так можно выразиться, более "политически ангажированными". Например, выбор Энея в качестве родоначальника римлян и Рима был на руку его первому императору Августу, а созданная Вергилием эпическая поэма "Энеида" скорее напоминает панегирик могуществу Рима, нежели увлекательное героическое повествование.

Идущая из глубины веков античная традиция, подарившая миру прекрасные произведения древнегреческих и древнеримских мастеров кисти и резца, начиная с эпохи Возрождения стала одним из источников расцвета искусства. Ей отдали дань великие художники —- Микеланджело, Тициан, Веронезе, Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Пуссен, Торвальдсен и многие другие, с замечательными произведениями которых Вы сможете познакомиться на страницах нашего сайта.

Список литературы

Мифология. Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002

Н.А.Кун "Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима", -М.: Правда, 1988

mirznanii.com

Античная мифология. Мифы Древней Греции и Древнего Рима

Введение

Античная мифология («antigues» с  латинского «древний») оказала огромное влияние на культурное развитие многих народов, особенно европейских, которые  являлись непосредственными наследниками эллинской культуры. В понятие  античной мифологии включается греческая  мифология, а также сформированная позднее на ее основе римская мифология. Античные мифы (в переводе с греческого "предание", "сказание"), получили достаточно широкое распространение и были подвергнуты глубокому изучению и толкованию во многом благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа (древнегреческий язык был менее распространен).

Кроме того, нет ни одного вида искусства, на которое бы не оказала влияния  античная мифология: множество картин, скульптур, театральных постановок и художественных произведений создавались  и продолжают создаваться авторами непосредственно на сюжеты греческих  и римских мифов или же под  влиянием греко-римской мифологии  в целом. Греческая мифология  и римская мифология несут  мощный заряд философского, этического и эстетического осмысления жизни, ставя перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными.

Что касается словесности, то прекрасно  сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о  созданиях величавой древности».

Между тем, греческая мифология  и римская мифология имеют  свои специфические особенности. Дадим  краткую характеристику каждой.

 

 

 

Греческая мифология.

Древняя Греция была колыбелью  европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности,  которые  в той или иной  мере  нашли  своё развитие почти у всех европейских  народов.

Греческая мифология –  это не только и не столько мир  религиозных представлений, это  мир греков вообще, это сложное  и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные  сюжеты, литературные новеллы, свободные  вариации на мифологические темы. Но  так как эти разнообразные  элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту  широко понимаемую мифологию в целом.

Греки населили всю природу  божественными существами: в рощах  жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море – наяды и сирены (птицы  с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену  культов: о борьбе между поколениями  богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных  детей и, наконец, о победе над  ним сына его Зевса.

Антропологический мотив  почти отсутствует в греческой  мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был  титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии  боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога – творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в  ней видное место. В качестве  культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с  людьми. Особенно известен и почитался  Геракл, совершивший 12 подвигов. Это  образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан  Прометей принёс людям благодатный  огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его  Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре – хлебных злаков, Дионису – виноградарства и виноделия, Гермесу – изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону – обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие  мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и  есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры  или микенской (до 1550 года до нашей  эры), когда на табличках уже встречаются  имена Зевса и Геры, Афины и  Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение  певцами-аэдами и не были зафиксированы  письменно. Первыми записанными  произведениями, донесшими до нас  неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и  «Одиссея». Запись их датируется VI веком  до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер  мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних  певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры.

К этому времени относятся  мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых  находился и Орфей. Современная  наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и  случайно. Поэтому гомеровские поэмы  рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических  песен, следы которых, однако, можно  найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи».

Недосягаемый образец, которым  доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее  образовалось из Хаоса, который являл  собою борьбу стихий. Первыми появились  Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей.

Итак, греческая мифология  при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет  одну особенность – высокая художественность и гуманизм образов.

 

 

 

 

Римская мифология

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям.

Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются  божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выхода на прогулку. Возвращения домой  и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению  такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских  ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж  или женщина"; использование в  обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь  называться".

Свидетельство Варрона о  том, что у римлян в древности  существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь  и др.), а различные обряды и ритуалы толковались, как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина. Также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в создание мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения.

Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии  у некоторых из них мужских  и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к  богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем  Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

Древняя римская религия формировалась  параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения  Рима, и боги отдельных общин сливались  друг с другом. По мере вытеснения родовых  связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, культы всей римской гражданской  общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать  во всех трех мирах. Миры богов, людей  и мертвых были разграничены (право  богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного  дела, не узнав, как отнесутся к  нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению  птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной  коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению  сената искали в книгах указания как  поступить. Считалось, что богов  врага можно переманить на сторону  Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов  италийских городов образы римских  богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

На дальнейшее развитие Римской  мифологии оказали влияние три  фактора: демократизация общества, обусловленная  победой плебса, победоносная римская  агрессия и знакомство с более  развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская  община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны  были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как  великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской  общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к личной сильной  власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ  царей и героев, и, если таковой  и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о  Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как  избранном богами (один из компонентов  мифа о Риме - миф об Энее).

Заимствование греческих богов  началось не позднее конца 6 - начала 5 в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться  с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя  мифы, государственные деятели стали  претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство  Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.

Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой  мифологии, в превращении ее в  греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов  человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям; поэтические  творения греческого народа были сохранены  для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".

Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить  дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели — возвеличению государства; сообразно с этим, и  римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние  римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских  и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки  находили, что римляне — наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к  обычаям, а на этом уважении покоилась  основная добродетель римлян — патриотизм.

 

 

 

Заключение

В данной работе была рассмотрена  античная мифология. Подведем некоторые  итоги.

Мифология — форма общественного  сознания, способ понимания мира, характерный  для ранних стадий общественного  развития. Миф — яркая и подлинная  действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий  мысли и жизни, обладающая своей  собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и  в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального  хода событий, возможность существования  иерархии бытия.

stud24.ru

Мифология Древней Греции и Древнего Рима

Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.

Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей.

Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 г. до н. э. римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога.

Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.

Римские мифологические герои выглядят гораздо бледнее по сравнению с греческими и, если так можно выразиться, более "политически ангажированными". Например, выбор Энея в качестве родоначальника римлян и Рима был на руку его первому императору Августу, а созданная Вергилием эпическая поэма "Энеида" скорее напоминает панегирик могуществу Рима, нежели увлекательное героическое повествование.

Идущая из глубины веков античная традиция, подарившая миру прекрасные произведения древнегреческих и древнеримских мастеров кисти и резца, начиная с эпохи Возрождения стала одним из источников расцвета искусства. Ей отдали дань великие художники —- Микеланджело, Тициан, Веронезе, Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Пуссен, Торвальдсен и многие другие, с замечательными произведениями которых Вы сможете познакомиться на страницах нашего сайта.

Список литературы

Мифология. Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002

Н.А.Кун "Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима", -М.: Правда, 1988

www.coolreferat.com

Мифология Древней Греции и Древнего Рима

Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.

Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии лирика Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Важно учесть, что их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а кроме того истории великого множества других персонажей.

Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона

. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Диоʜᴎϲом-Бахусом

. В 186 г. до н. э. римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога.

Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.

Римские мифологические герои выглядят гораздо бледнее по сравнению с греческими и, если так можно выразиться, более "политически ангажированными". Например, выбор Энея в качестве родоначальника римлян и Рима был на руку его первому императору Августу, а созданная Вергилием эпическая поэма "Энеида" скорее напоминает панегирик могуществу Рима, нежели увлекательное героическое повествование.

Идущая из глубины веков античная традиция, подарившая миру прекрасные произведения древнегреческих и древнеримских мастеров кисти и резца, начиная с эпохи Возрождения стала одним из источников расцвета искусства. Ей отдали дань великие художники —- Микеланджело, Тициан, Веронезе, Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Пуссен, Торвальдсен и многие другие, с замечательными произведениями которых Вы сможете познакомиться на страницах нашего сайта.

Список использованной литературы и источников

Мифология. Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002

Н.А.Кун "Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима", -М.: Правда, 1988

Похожие документы

Юридические Сборники Древней Руси

На тему Юридические сборники Киевской Руси. Памятники законодательства первого периода (от призвания Варягов до крещения Руси) Договор Олега с греками. Уголовные законы. Законы гражданские. Законы государственные. Первые и единственные дошедшие до нас от первого периода памятники русского законодательства мы находим в договорах Олега и Игоря с греками....

Юридическая система Древней Руси

Московский психолого-социальный институт Брянский филиал Юридический факультет очно - заочное отделение Реферат   Предмет: История отечественного государства и права   Тема: «Юридическая система Древней Руси»                                  Выполнила:...

Экономическая мысль Древней Греции

Введение Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков (эллинов). Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участие лишь в немногих исторических сражениях, и мало кто из греческих полководцев сумел снискать великую славу. Более двух последних тысячелетий этот народ находился под властью иноземных завоевателей, и лишь полтора века назад Греция вновь обрела независимость и появилась на карте как самостоятельное государство....

Экономика стран Древнего востока

Реферат По дисциплине « История экономики»   «Экономика стран Древнего востока» Содержание Введение                                                                                    1.  Экономика государств Месопотамии.                                       1.1 Сельское хозяйство.                                                                                                                                                                                                                                                 ...

Экономика Древней Индии

РЕФЕРАТ по дисциплине «История экономики» по теме: «Экономика Древней Индии» СОДЕРЖАНИЕ   ВВЕДЕНИЕ 1. Предпосылки раннего экономического подъема 2. Экономическое развитие Индии в 1-ой половине 1-го тысячелетия до н.э. 3. Экономика империи маурьев ...

bigreferat.ru

Мифология Древней Греции и Рима — реферат

Боги  и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшими своим любимцам и избранникам. И древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам лучше понять самих себя, осмыслить собственные намерения и поступки, достойным образом оценить свои силы. Так, герой «Одиссеи», преследуемый яростью могущественного бога морей Посейдона, цепляется из последних сил за спасительные скалы, проявляя мужество и волю, которые он способен противопоставить разбушевавшимся по воле богов стихиям, чтобы выйти победителем. Древние греки непосредственно воспринимали все жизненные перипетии, и поэтому и герои их сказаний проявляют ту же непосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны — и одновременно жестоки к врагам. Это — отражение реальной жизни и реальных человеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщена подвигами, победами и страданиями. Горюет Афродита, потерявшая горячо любимого прекрасного Адониса; мучается Деметра, у которой мрачный Аид похитил любимую дочь Персефону. Бесконечны и непереносимы страдания титана Прометея, прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, что он похитил божественный огонь с Олимпа для людей. Окаменевает от горя Ниоба, у которой погибли все ее дети, сраженные стрелами Аполлона и Артемиды. Погибает герой троянской войны Агамемнон, предательски убитый своей женой сразу же после возвращения из похода. Величайший герой Греции — Геракл, избавивший людей от многих чудовищ, нападавших на них и разорявших земли, - кончил свою жизнь на костре в страшных мучениях. Многострадальный царь Эдип в отчаянии от совершенных им по неведению преступлений, выколов себе глаза, скитается со своей дочерью Антигоной по греческой земле, нигде не находя себе покоя. Очень часто эти несчастные несут кару за некогда совершенные их предками злодеяния, и, хотя все это заранее предопределено, они сами себя наказывают за содеянное ими, не ожидая кары богов. (Чувство ответственности перед самим собой за свои поступки, чувство долга по отношению к близким и к родине, характерные для греческих мифов, получили дальнейшее развитие в древнеримских легендах. Но если мифологиия греков поражает своей красочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римским религия бедна легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существу, являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же исходные данные, что и у греков, — страх перед непонятными явлениями природы, стихийными бедствиями и преклонение перед производящими силами земли (италийские земледельцы почитали небо, источник света и тепла, и землю, как подательницу всяческих благ и символ плодородия). Для древнего римлянина существовало еще одно божество — семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах - у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но, по существу, эти все божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги же должны были оказать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Исключением были лишь дочь царя Нумитора, Рея Сильвия, основатель Рима Ромул и царь Нума Помпилий. Обычно италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударами молнии, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты храма или пещеры. И молящийся римлянин, в отличие от грека, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плата. Делал это он не только для того, чтобы сосредоточиться на молитве, но и для того, чтобы ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество. Римские земледельцы, возвращаясь вечером с работы домой, страшно боялись встретить кого-либо из лесных или полевых божеств. Поклонение многочисленным богам, руководящим почти что каждым шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах. В римской религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав Римского государства, но до более тесных контактов с греческими городами у римлян и представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было только почитать, соблюдать в точности все обряды и просить о чем-либо. Если один бог не откликался на просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности. Иногда это были просто «одноразовые» божества, к которым призывали один раз за всю жизнь. Так, например, к богине Нундине обращались только на девятый день рождения младенца. Она напоминала, что ребенок, очистившись, получает имя и амулет от дурного глаза. Божества, связанные с получением пищи, были также чрезвычайно многочисленны: боги и богини, питающие посеянное в землю зерно, опекающие первые ростки; богини, способствующие созреванию, уничтожавшие сорняки; боги жатвы, молотьбы и помола зерна. Для того чтобы римский земледелец мог должным образом разобраться во всем этом, в Римском государстве была составлена так называемая Индигитамента — списки официально утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которых следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни. Эти списки были составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую и абстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона (I в. до н. э.), Рим в течение 170 лет обходился без статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов, «не позволяла» ставить статую в ее святилище, а олицетворялась лишь священным огнем. По мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим «двинулось» множество чужеземных божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их гнева. Но и привлекши к себе греческий пантеон, идентифицировав своих богов (Юпитера, Юнону, Марса, Минерву, Диану) с главными божествами греков или дав Гермесу имя Меркурия, сблизив Посейдона с Нептуном (этрусский бог моря Нептун) и просто заимствовав бога — покровителя искусств Аполлона, римляне не смогли отказаться от своих религиозных абстракций. Среди их святилищ были храмы Верности, Бледности, Страха, Юности. Совершенно особую роль в римской религии сыграли этруски — удивительный и загадочный народ, чья письменность до сих пор не расшифрована, чьи памятники представляют совершенно особый мир, до сих пор не разгаданный учеными. В религии этрусков огромное место отводилось магическим обрядам, гаданиям и толкованиям различных знамений, ниспосылаемых богами. Согласно рассказу римского оратора и писателя Марка Туллия Цицерона, у этрусков существовала следующая легенда. Как-то раз землепашец на поле возле города Тарквиний провел плугом очень глубокую борозду. Оттуда внезапно вылез забавный маленький божок по имени Тагес с детским лицом и туловищем, но с седой бородой и мудрый, как старец, и обратился к пахарю с речью. Тот в испуге поднял крик. Сбежались люди, которым Тагес разъяснил, как следует по внутренностям жертвенного животного предсказывать будущее. Кроме Тагеса, искусству прорицания их научила нимфа Вегоя: она объяснила, как толковать удары молний. И вожди велели записать речи Тагеса и нимфы Вегои в священные книги. В следующих книгах были приведены советы по управлению государством, постройке городов и храмов. Эти книги перевели на латинский язык еще при царе Тарквинии Древнем, но они, как и сочинение римского императора Клавдия по истории этрусков, не дошли до нашего времени. Поскольку этрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни было совершенно чуждо римлянам с их формальным и расчетливым подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у этрусков лишь пауку о предсказаниях, гаданиях и знамениях, как наиболее практическую и имеющую прикладное значение, часть их религиозных представлений.

   Рим, восприняв греческую мифологию  и превратив ее в греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских копиях, за малым исключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном изобразительном искусстве греков, то за это они должны быть благодарны римлянам.                     

Вывод

   Относительная независимость людей от богов, способность людей добывать себе пищу и устраивать свое общество, свой быт, мыслить, культурно развиваться оплачена дорогой ценой. И эти свои достижения люди не были намерены уступать богам. Между человеческой волей и страхом перед местью природы был достигнут шаткий и неравный компромисс.

  Мифы  не учили правилам жизни, а воспитывали  и том смысле, что безначальному, необузданному и подчас лишенному света разума хаосу противопоставляли порядок, но всегда напоминали, что установленный порядок не есть последнее слово человеческой истории, а есть лишь исторический этап развития нашего общего рода, в котором самодеятельность человека ограничена, но не исчерпана. Мерцающий и привлекательный призрак безграничной свободы всегда стоял перед глазами древнего человека.

   Мифы  заставляли ценить гармонию порядка  и абсолютной свободы, примирение прозы и поэзии жизни. Они открывали двойственность демонической энергии, из которой вырастают и разрушительные, и созидательные начала. В этом отношении они сохраняют свое громадное философское, художественное и даже «нравственно - практическое значение для нас.                 

   Список  литературы

  1. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима/ Н. А. Кун, А. А. Нейхард. – СПб.: Литера, 2000. – 608 с.
  2. Коровин, В. И. Мифы народов мира/ Сост. В. И. Коровин, В. Я. Коровина, Е. С. Абелюк, 3 – е изд, испр. И доп. – М.: Росткнига, 1999 – 480 с.

turboreferat.ru