История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифы и религия — Мифология Древней Греции. Религия и мифы древней греции


Мифы и религия Древней Греции — реферат

Дионис - бог  плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Культ Диониса  появился в Греции в олимпийский  период. Это проявилось в мифах  о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов. Дионис обучает людей виноградарству и виноделию, стремится избавить их хотя бы на время от забот. Это проявляется в облике вечно юного красавца Диониса. В то же время архаическое зооморфное происхождение Диониса отразилось, в частности, в мифе о пиратах, которые хотели продать Диониса в рабство, но оковы спали с рук божества, а снасти оплели виноградные лозы. Разбойники превратились по желанию Диониса в дельфинов.

1.3. Мифы о героях

Мифы о героях появляются в олимпийский период развитии мифологии и символизируют победу человека над силами природы. Рассмотрим, как это отражается в мифах о героях.

Многие герои  мифов насаждают среди людей  элементы культуры.

Например, Прометей дает людям огонь как символ технического прогресса. А поскольку Прометей упоминается и как один из создателей людей, распределявший способности, именно он наделяет смертных разумом, учит их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. За активное участие в культурной жизни человечества Зевс наказывает Прометея, так что герой еще и принимает на себя муки людей.

Геракл приносит людям такое полезное изобретение, как использование почти что в промышленных масштабах воды для очистки загрязненных территорий. Его можно по праву назвать изобретателем первого унитаза.

Немало полезных изобретений дарит миру Дедал. Он - автор первого в мире летательного аппарата, изобретатель лабиринта.

Орфея тоже можно назвать культурным героем. Пусть он не распространяет полезные механические изобретения, зато он способствует знакомству людей с шедеврами музыкальной культуры, поскольку его музыкой заслушиваются не только смертные, но и боги.

Вероятно, практически каждого героя можно считать «культурным», поскольку, совершая свои подвиги, все они помогали людям справляться с трудностями и находить выход из любой сложной ситуации, не бояться трудностей и успешно противостоять врагам, то есть наиболее важным их культурным предназначением является вселение надежды в тех, кто впоследствии прославил их.

В мифах о  героях последние часто борются  со злом не грубой физической силой, а  при помощи ума.

Например, Прометей обманом похищает у богов огонь, чтобы отдать его людям.

Геракл, зная о  том, что немейский лев неуязвим для стрел, душит его. Чтобы убить  лернейскую гидру, у которой на месте  отрубленных голов вырастали  новые, он придумал прижигать раны огнем. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав в снег. Стимфалийских птиц Геракл сначала напугал трещотками, изготовленными Гефестом, после чего без труда перебил. Путь к Гесперидам Геракл узнал, захватив во время сна всеведующего морского бога Нерея. Наконец, он придумал, как очистить авгиевы конюшни при помощи мощного потока воды.

Персей узнал, как добраться до нимф, обладавших крылатыми сандалиями и шапкой-невидимкой, от грай. У них герой украл единственный на троих глаз и зуб, а в обмен  граи были вынуждены указать ему  дорогу. Горгону, на которую нельзя было смотреть, чтобы не превратиться в камень, он победил, глядя на ее отражение в блестящем щите, а морское чудовище и тирана Полидекта - превратив их в камни при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды избежал  смерти, сначала обманом заточив  в подземелье бога смерти Таната, а  потом велев своим близким не приносить богам жертвы по поводу его кончины. Аид был вынужден выпустить Сизифа из царства мертвых, куда добровольно тот уже не вернулся.

Дедал смог скрыться от Миноса, изготовив крылья из скрепленных  воском птичьих перьев.

Тесей обманул Прокруста, заставив последнего улечься на ложе, которое жестокий разбойник приготовил для убийства своих жертв. Герой выбрался из лабиринта после победы над Минотавром благодаря хитрости - он использовал нить клубка, который дала ему Ариадна.

Орфей покорил Кербера и Аида при помощи своего чудесного музыкального дара и даже получил от владыки царства мертвых разрешение забрать погибшую жену Эвридику - герою это почти удалось.

Условно типы героев, встречающихся в мифах, можно  разделить на две категории: те, которые благодаря своим сверхъестественным способностям приносят пользу людям, порой жертвуя при этом собой, и те, которые заботятся исключительно о личных интересах. Вторых, как правило, жестоко наказывают боги, первых, даже идущих наперекор воле высших сил, в итоге прощают.

К первым относятся  следующие герои.

Прометей похищает для людей огонь, учит их ремеслам, цивилизованному образу жизни. За это  его приковывают к скале и  подвергают страшным мукам: его печень клюет орел. Но в итоге Зевс прощает непокорного.

Персей спасает  мир от Горгоны Медузы, избавляет  Андромеду от чудовища, за что ему  содействуют боги и в итоге  вознаграждают.

Геракл совершает  подвиги, чаще всего убивая чудовищ, вредящих людям(немейского льва, гидру, птиц и других), за что после мучительной смерти от яда возносится в сонм богов.

Тесей по пути к  отцу избавляет сограждан от ряда жестоких разбойников, затем убивает  чудовище Минотавра в лабиринте(созданном  Дедалом).

Орфей доставляет людям эстетическое удовольствие своим  пением и игрой на музыкальных инструментах, за что даже удостаивается возможности спасти жену Эвридику. Попытка проваливается, но после смерти муж с женой воссоединяются.

Ко второй категории  героев относятся Сизиф и Дедал. Первый дважды обманывает богов, чтобы  избежать смерти и даже пленяет бога смерти Таната. За это он вынужден после смерти бесконечно вкатывать на гору валун, который каждый раз скатывается с вершины вниз. Дедал использует талант для личного обогащения и для того, чтобы сбежать вместе с сыном от тирана, но боги наказывают его смертью единственного сына Икара. Тем не менее, даже это горе не заставляет Дедала служить людям. Даже после этой трагедии он использует способности лишь в своих интересах(в частности, строит лабиринт для Минотавра).

Типовой портрет греческого героя представляется нам следующим образом. Это, как правило, человек молодой(за исключением Прометея и Дедала все перечисленные герои совершали свои подвиги с юности), физически развитый(для борьбы с чудовищами это качество незаменимо). О последнем свидетельствуют такие моменты: Прометей сумел похитить огонь у самих богов. Персей смог справиться с Медузой Горгоной. Сизиф после смерти вынужден постоянно вталкивать на гору огромный камень - слабому человеку придумали бы другое наказание. Геракл побеждает целые полчища опасных чудовищ вроде Лернейской Гидры или Немейского льва.

Герой - человек  или полубог(обычно - сын бога, иногда он получает бессмертие в награду  за подвиги или, как Геракл, даже причисляется к сонму богов).

Все герои обладают незаурядными умственными способностями или каким-то исключительным талантом в определенной области. Например, Персей использует в качестве зеркала щит, чтобы, посмотрев на Медузу Горгону, не превратиться в камень. Сизиф обманывает бога смерти Таната и даже лишает его свободы. Дедал - выдающийся изобретатель, а Орфей - замечательный музыкант.

Герои часто  противопоставляют себя богам, вступают с последними в противодействие  и нередко побеждают. Тесей, в  частности, спустился даже в царство  мертвых, чтобы добыть в жены своему другу Персефону, супругу Аида. Орфей также побывал в Аиде, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику, но при этом не бросал богам столь откровенный вызов, а покорил Аида и других обитателей царства мертвых своим пением. Особенно примечателен подвиг Прометея, решившегося ради людей на самопожертвование и похитившего священный огонь у богов. Поступок Сизифа, сумевшего сбежать из Аида, -- тоже проявление противодействия героев богам.

1.4.Выводы по  главе

Изучение мифов Древней Греции позволяет исследовать представления людей о природе, а также отследить ряд реальных исторических событий.

В своих поисках  защиты от страшных стихийных сил  греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм – веру в  одухотворенность неодушевленной природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов.  Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описанию подвигов и приключений героев – людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название – древнегреческой мифологии.

Значительная  часть греческого мифа представляет собой политико-религиозную историю. Персей обезглавливает Медузу, и это  означает, что эллины подчинили себе основные святилища этой богини, лишили ее жриц масок Горгоны и овладели священными конями, в Беотии было найдено древнее изображение богини с головой Горгоны и туловищем кобылицы. Двойник Персея Беллерофонт убивает ликийскую Химеру, символизируя тем самым отказ эллинов от календаря Медузы и замену его другим календарем.

Подобно легендам и сказаниям других народов древности, Древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических поэм (“Илиады”, “Одиссеи”, “Теогонии”,  и т. д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали.

II.Отношение к светской религии и власти

2.1.Особенности  религии Древней Греции

Главная особенность  древнегреческой религиозности  в том, что она – такой же продукт всенародного творчества, как наши волшебные сказки. Поэтому богословие эллинов столь игриво, а не напыщенно, как нравоучительные истории, сочиненные или обработанные жреческой кастой для наставления паствы. У греков нет ни идеальных Богов, ни идеальных героев, зато много поразительных чудес, захватывающих приключений, искренних эмоций и напряженных размышлений.

Конечно, религиозные  сказания эллинов тоже признаны воспитывать  людей, как и любая другая религия, но Боги и герои Эллады не всегда положительный пример для подражания. Гораздо чаще они – пример отрицательный: их неблаговидные поступки изображаются со столь отвратительными подробностями, что любой человек сделает вывод: так поступать нельзя.

Но и самые  гнусные недостатки Божеств никогда  не мешали древним грекам чтить всех, кто велик и в подвигах, и в пороках, кто способен совершить непосильное для простых смертных. Подобная почтительность объясняется и благородством натуры эллинов (способностью уважать чужое превосходство) и особенностями древнегреческого менталитета. Дело в том, что эллины не считали возможным «абсолютное совершенство», они хорошо понимали: у всего хорошего есть обратная неблаговидная сторона, великие подвиги чреваты великими преступлениями, а у большого ума - катастрофические промашки.

Классический  «благородный эллин» стремился не к  тому, чтобы стать идеальным, а  к тому, чтобы постепенно делать жизнь своего государства (полиса) хоть немножечко лучше. Да и «гармонию  тела и духа» настоящие эллины всегда предпочитали «чисто духовному  самоусовершенствованию», возведенному в абсолют всеми мировыми религиями современности.

Во всем этом Боги Древней Греции очень напоминают своих создателей. Более того, современные  ученые называют эллинских Богов  «самыми антропоморфическими (то есть человекоподобными) в истории человечества». И это, действительно, так: за редким исключением древнегреческие Боги изображались полноценными людьми без малейшей примеси сверхъестественных, звериных и просто надуманных черт и органов. За это представители иных религий упрекали эллинов в идолопоклонстве и низведении Всемогущего Вездесущего Божества до ограниченной человекообразной ипостаси.

Эллинские Боги не абстрактны – они конкретны во всем: у  каждого из них своя подробная  биография, огромное количество подвигов и злодеяний, а также особые приметы - всем известный и легко узнаваемый облик.

У каждого древнегреческого Бога был свой круг почитателей, объединяющихся в культовые сообщества, называвшиеся по-древнегречески «амфиктионии». В  амфиктионию входили полисами, родами-семьями и по одиночке. Кстати, подобная манера сплачиваться вокруг Великой личности была позаимствована и философскими школами Древней Греции, где группы людей и отдельные личности объединялись вокруг Учителя и проводили совместные церемониальные мероприятия на протяжении многих веков после его смерти.

Вместе с  тем необходимо различать у древних  эллинов культы государственные  и частные. Первые не только финансировались  за счет налогов, общей собственности  полиса и военной добычи, но и  исполнялись специальными чиновниками-жрецами, избираемыми или назначаемыми, как и прочие должностные лица. А вот частный культ (дема, рода, семьи или индивидуума) ни общественными деньгами, ни государственными служащими не обеспечивался. Каждый чтящий «частного» Бога должен был все делать сам, за свой счет, не беспокоя окружающих.

Можно различить, далее, культы государственные и  частные. Всепоглощающее значение государства  сказалось и в религиозной  сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства  не от мира сего, ни церкви как государства  в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило  не везде, однако, могло быть проведено  с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные).

Почитание государственных  и общественных Богов зачастую сводилось  к посильному участию в обрядах и празднествах. Неграждане и рабы к подобным мероприятиям допускались только в порядке исключения и далеко не везде.

Кроме вышеперечисленного необходимо хотя бы вкратце отметить следующие особенности древнегреческой  религиозной традиции:

1) Для древнего эллина долг перед государством и обществом был превыше долга перед всеми Богами.

2) В древнегреческой  религии нет ни канонизированных  текстов, ни догматов, ни общеобязательных  молитв.

yaneuch.ru

Мифология и религия Древней Греции

С этим файлом связано 19 файл(ов). Среди них: «Ароматерапия для начинающих» Н.С. Леонова.doc, «Ароматерапия — профессиональное руководство в мире запахов» Т. , file.gif, file.gif, Andreeva_Kuklev_Rovner_Entsiklopedia_Znaki_Emblemy.pdf, Zhorzh_Zhan_Znaki_i_Simvoly_Entsiklopedia.pdf, Karmanny_atlas_anatomii_cheloveka_Kh_Fenish.pdf, Enyo_Barchai_Anatomia_dlya_khudozhnikov.pdf и ещё 9 файл(а).Показать все связанные файлы 5. Миф и религия в культурной жизни греков. Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Постепенно, в течение тысячелетий, сложилась система устойчивых преданий – мифология и выработались религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, храмовые празднества. Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. Мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы. Различают героические мифы, рассказывающие о подвигах, этиологические, объясняющие причины событий, обычаи, названия, космогонические (об устройстве мира) и эсхатологические (о конце света). Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчуждённым от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека. Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими племя, они считали, что боги также между собой родственники. Когда появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчинёнными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык. Женой Зевса была “волоокая” (от слова “вол” и “око”) грозная и ревнивая красавица богиня Гера. Главные боги связаны с наиболее полезными домашними животными – быком и коровой. Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными были брат Зевса Посейдон – владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом трезубца, и Аид, также брат Зевса, - владыка подземного царства. Миф гласил: одна из сестёр Зевса – богиня плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Аид похитил её, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону. Но Аид отпустил жену не навсегда. Он дал ей проглотить гранатовое зёрнышко – символ верности. Пробыв некоторое время с матерью, Персефона возвращалась к мужу. Пока Персефона была с матерью, расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времён года, появление ростков из посеянных семян и созревание урожая. У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали Афину – богиню мудрости. Она родилась в шлеме, доспехах и с копьём в руке из головы своего отца. У Зевса была ещё дочь – богиня любви и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы – бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида. Лучи бога солнца – золотые стрелы – несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Её изображали в короткой, удобной для бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой изображали лань – её священное животное. Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми-океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерьми-нереидами – в море. В лесах блуждал козлиный бог Пан. Иногда он пугал криком прохожих (отсюда произошло выражение “панический ужас”). По мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны – Арес и бог-вестник Гермес – покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест – божественным кузнецом. С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон – покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон – покровителем города-государства Коринфа. Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции. Кроме почитания главных богов – олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис – бог виноградарства и виноделия. С VI в. до н.э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. Не сразу боги получили антропоморфный, т.е. человекоподобный, вид. В более древнюю эпоху матриархальной, т.е. материнской, общины, когда человек еще больше зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались человеку в ужасном, зверином облике, например, таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера имела тело льва, козы и дракона, извергала из трех пастей огонь и несла с собой смерть. У Медузы, одной из трех Горгон (крылатых женщин-чудовищ), вместо волос шевелились живые змеи, и каждый взглянувший на Медузу превращался в камень. В пещере под скалой обитала и наводила страх на людей Ехидна, нимфа с прекрасным лицом, но с телом чудовищной змеи. Среди болот жила девятиголовая Гидра, на месте каждой срубленной головы которой могли вырасти две новые. Среди этих страшилищ были собака Орф, пес Цербер с тремя головами, гиганты с телом человека и змеи и множество других чудовищ, столь же диких и страшных, как сама природа, владевшая человеком. Однако в эпоху патриархата древние греки создали новую мифологию, антропоморфную. В мифологии этого нового периода мы находим сказания о битвах древних и новых богов, о подвигах героев, очистивших землю от чудовищ. В конце VIII – начале VII в. до н.э. поэт Гесиод, чтобы привести в систему мифы, создал поэму “Теогония” (происхождение богов). Сначала существовал Хаос, вместе с которым родилась Любовь, и только после этого стал создаваться мир. Выделилась Земля – Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночь и Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. От союза с Небом – Ураном Земля – Гея родила второе поколение богов – могучих титанов, которые породили Солнце, Луну, Зарю, Ветры, Звезды. Главой титанов считался младший сын Урана и Геи – Крон. Он лишил власти и низвергнул в бездну отца. Из-за боязни захвата власти родными детьми он проглатывал их. Избежал этой участи Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Когда Зевс, спрятанный на острове Крит, вырос, он сверг отца, вернул на волю проглоченных братьев, захватил власть на небе и сделался главой третьего поколения богов, которые непосредственно управляли миром. В поэме изображается битва между древними богами – титанами, олицетворявшими мрачные, стихийные силы земли, и молодыми олимпийскими богами во главе с Зевсом. Зевс обрушил на титанов громы и молнии. Сражение продолжалось непрерывно десять лет, пока Зевс не призвал на помощь великанов Сторуких. Титаны были сброшены в самые глубинные недра земли, в Тартар. С чудовищами сражались не только боги, но и герои, дети богов и смертных женщин. Среди таких героев можно назвать Персея, Беллерофонта, Геракла, Тезея, Мелеагра, Эдипа. Но больше всех прославился Геракл, сын Зевса и Алкмены – фиванской царицы. По воле богов он совершил 12 подвигов. Убил Немейского льва, Лернейскую гидру, Стимфалийских птиц, Керинейскую лань, Эриманфского вепря. Он очистил конюшни царя Авгия, укротил Критского быка и коней Диомеда, пожиравших людей; похитил пояс царицы амазонок – женщин-воительниц; увел стада великана Гериона и даже адского пса Цербера. От границ крайнего запада, где начиналось царство смерти, Геракл принес от нимф Гесперид яблоки, сохранявшие вечную молодость всякому, кто их отведает. Было предание, что Геракл даже сражался с Аидом – богом смерти – и поборол его. Среди мифов о героях популярно сказание об афинском царе Тезее. Он победил Минотавра – чудовище с головой быка и туловищем человека. Миф о Дедале и его сыне Икаре отразил мечту древнего человека о полете к звездам. А разве не поэтично сказание о певце Орфее, который зачаровывал своей игрой и пением даже обитателей подземного мира. Из этого мифа видно, как высоко ценили греки искусство и музыку. Греки верили, что олимпийцы охраняют их во время войны и помогают им в деятельности. Однако боги не терпят самостоятельности и непокорства. Когда потомок титанов Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, Зевс приковал его к кавказской скале. И каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Герой Геракл освободил Прометея. На основе мифологии выросли литература и искусство Древней Греции. Величественные храмы, скульптуры богов и героев, настенные росписи украшали города. Древние сказания стали основой творчества многих греческих историков и писателей. Мифологию греков заимствовал Древний Рим, где Зевса назвали Юпитером, Афродиту – Венерой, Посейдона – Нептуном и т.д. Большое влияние мифы оказали на развитие искусства и литературы в Западной Европе. Мифологические образы оживают под кистью, резцом и пером великих мастеров эпохи Возрождения. Использовали мифы в своем творчестве русские художники и поэты. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с мифами. В VI-V вв. до н.э. вера в человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и философии того времени. Философ Гераклит (VI в. до н.э.) считал первоосновой мира огонь и высшим законом природы – вечный процесс движения и изменения. Философ-идеалист Платон (V-IV вв. до н.э.) создал учение о едином боге-творце – демиурге (греческое “мастер”). В III-V вв. н.э. неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы. Но в это время распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований. Боги и герои мифов превратились в художественные образы. В их существование никто не верил. перейти в каталог файлов

uhimik.ru

Мифы и религия — Мифология Древней Греции

3Аид – царство мертвыхГея – богиня ЗемлиЛин – мифический музыкант, брат ОрфеяПан – бог пастуховФеб – второе имя АполлонаЭол – бог ветраЭос – богиня утренней зари

4Арес – бог войныГеба – богиня юностиГера – жена ЗевсаЗевс – верховное божествоИкар – сын ДедалаЛары – домашние богиЛеда – дочь царя Фестия, с которой соединился Зевс в образе лебедя.Лета – река в Аидемузамузы – богини искусств и наукиНика – богиня победытирс – жезл бога виноделия ДионисаТихе – богиня случая и субьбыУран – бог неба,хаосЭдип – фиванский царьЭрос – бог любвиЭрот (Эрос)Язон – Ясон, предводитель аргонавтов

5Авгий – мифологический персонажАглая – харитаАлате – персонификация лжиАнтей – великанАргус – многоглазый великанАфина – богиня мудростиАхилл – мифологический персонажБорей – бог северного, холодного ветраГадес – бог подземного мира и царства мертвыхгерма – изображение божестваГигия – богиня здоровьяДаная – мифологический персонажДедал – мифологический персонажЗефир – бог западного ветраИрена (Эйрена) – богиня мираИрида – богиня радугиКабир – демоническое существоМедея – волшебницаМинос – критский царь, сын Зевсамойры – богини судьбынаяда – речная нимфанимфа – женское божество природыНиоба – дочь ТанталаОкеан – бог-титанОлимп – гора боговОрест – мифологический персонажОрион – охотник – великанОрфей – мифологический певецПарис – сын царя Троипарки – богини судьбыПегас – крылатый конь ЗевсаПилад – мифологический персонажПриам – царь ТроиПриап – бог садов, стад и пастбищсатир – низшее божествоСтикс – подземная река и ее божествоТалия – харитаТитан – богТифон – стоглавое чудовищеХарон – перевозчик мертвых в Аидеэгида – щит Зевса

6Адонис – бог плодородия, любимец Афродитыатлант – титангарпия – богиня вихря и буриГеката – богиня мрака, снов и чародействаГектор – защитник ТроиГелиос – бог солнцаГемера – богиня дняГеракл – герой, сын ЗевсаГермес – бог торговли и вестник боговГестия – богиня домашнего очагаГефест – покровитель кузнечного ремеслаГипнос – бог снагрифон – гибрид льва и орлаДионис – бог виноделиядриада – лесная нимфаехидна – чудовище, полузмея-полуженщинаКронос – бог-титан, отец ЗевсаМигера – одна из трех эринийМедуза – старшая из сестер горгон – змееволосая дева.Морфей – бог сноведенийоракул – божественное предсказаниеПерсей – герой, сын Зевса и ДанаиПлутон – бог подземного мираПротей – морское божествоПсихея – олицетворение душисирена – морская нимфасирены – злые демоныСцилла – чудовищеТантал – мифологический персонажТритон – сын бога морей посейдонаФаэтон – сын Гелиоса, бога солнцаФемида – богиня правосудияхариты – богини красоты и изяществаЦербер – трехглавый песциклоп – одноглазый великанЦирцея – волшебницаЭйрена (Ирена) – богиня мираэринии – богини мести

7Антиной – жених ПенилопыАполлон – бог, покровитель искусствАриадна – дочь критского царя МиносаГалатея – морское божествоГанимед – мифологический персонажГиацинт – прекрасный юноша, любимец АполлонаГименей – бог бракагоргона – крылатая женщина – чудовищеДеметра – богиня земледелияДеянира – жена ГераклаКалипсо – нимфакентавр – мифологическое существоКипарис – мифологический персонажКиприда – одно из имен АфродитыКифаред – другое имя АполлонаЛаокоон – прорицательмусейон – храм, святилище, посвященное музамНарцисс – мифологический персонажнереида – морская нимфаОдиссей – царь ИтакииПаллада – одно из имен АфиныПандора – первая женщинаПантеон – храм, посвященный всем богамПатрокл – герой Троянской войныПолиада – одно из названий богини АфиныТелемах – сын ОдиссеяХарибда – чудовище

8Амазонка – женщина из племени воительницабмрозия – пища боговАнтигона – дочь эдипаАргонавт – герой, совершивший плавание за золотым руномАртимида – богиня охотыАсклепий – бог врачеванияАфродита – богиня красотывакханка – жрица бога вина и виноделия Вакхаединорог – существо с длинным витым рогом и телом быкаМинотавр – чудовищеНемезида – богиня возмездияПенелопа – жена ОдиссеяПосейдон – бог моряПрометей – бог-титанЭвридика – жена орфея

9Агамемнон – вождь греков в Троянской войнеАмфитрита – богиня моряАндромаха – жена ГектораАндромеда – мифологический персонажГарпократ – бог молчанияЕвфросина – харитаКассандра – прорицательницаТриптолем – мифологический персонаж

10Пентесилея – мифологический персонажТритопатор – существо, олицетворяющее три стихии мироздания: огонь, воду и воздух

11Беллерофонт – герой

12Клитемнестра – жена Агамемнона

smehovo.ru