Первые школы в древней руси. 2. Возникновение первых школ в Киевской Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение первых школ в Киевской Руси. Первые школы в древней руси


Когда были открыты первые школы?

Когда была открыта первая школа, Вы узнаете из этой статьи.

Когда были открыты первые школы?

Подобие школы появилось еще в Древнем Египте, где обучали приближенных к фараону людей и детей.

Первая известная школа  была открыта  в древней Греции философом и ученым Пифагором и была названа в его честь  – Пифагорейская школа.  Пифагор много путешествовал  по миру в поисках  знаний, он  проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс  в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей Греции

Когда были открыты первые школы на Руси?

С самого существования Древней Руси образование не играло нужной роли. Освоить науку позволялось только детям из богатых семей бояр и дворян. Считалось, что крестьянам она вовсе не нужна. Они должна заниматься обработкой не только своих земель, но и угодий хозяина. Но с периода крещения Руси ситуация в корне изменилась.

Историки считают, что на Руси первые школы были учреждены в городе Киеве в 988 году. Об этом говориться в летописи под названием «Повесть временных лет».  Зарождением образования мы обязаны князю Владимиру Святославовичу, который издал указ. Согласно ему всех детей в боярских и дворянских семьях отдавали в школы для обучения книжных дел. Тогда матери не понимали, почему у них забирали детей, воспринимая обучение как пытку, они оплакивали и прощались с детьми. Словно провожая их на войну.

Открытая усилиями князя Владимира школа имела название «Книжное учение». Она являла собой настоящее дворцовое учебное заведение. В школе училось 300 детей, разбитых на группы и каждая группа имела своего учителя.  Позже при храмах и монастырях также стали открываться подобные школы.

Термин «школа», как мы привыкли его понимать, на Руси появился в 1382 году. Он пришел от европейских традиций  и обозначал учебные заведения, в которых люди обучались ремеслам и получали специализированные знания.

В мае 1086 года на Руси появилось первое училище для девушек. Его основателем был князь Всеволод Ярославович. Анна Всеволодовна, его дочь, и обучалась в нем наукам и, одновременно, возглавляла заведение. С 1096 года подобные школы начали открываться на всей территории Руси.

Первые школы появились в таких городах —  Владимир, Муром и Полоцк. С XV века школы при храмах и монастырях перестают открываться. Натомись  стали появляться частные школы, которые назывались «мастера грамоты».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, когда были открыты первые школы. 

kratkoe.com

Первые Школы На Руси | Тайны и загадки истории

Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке, утверждает журнал научных публикаций. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.

Эксперты и историки подсчитали, что самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Такая информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Получается, что зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Кроме того, имя именно этого князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.

Следует заметить, что проводить обучение в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основа

tayni.info

Издательство Звонница

  • Смертельно-пенсионный возраст
    Смертельно-пенсионный возраст

    Этот материал я пишу 19 июля сразу после после обсуждения в Госдуме проекта правительства РФ…

  • Осторожно, глутаматы!
    Осторожно, глутаматы!

    С какими веществами на этикетке продукты лучше не покупать? Как часто, начиная…

  • Победите стресс
    Победите стресс

    Чтобы стать счастливым, нужно научиться управлять стрессом. А еще лучше – не…

  • Настроение – заслон старости
    Настроение – заслон старости

    У разных народов свои секреты сохранения молодости. Где-то они основываются на научных…

  • Пять уроков от Коко Шанель
    Пять уроков от Коко Шанель

    Этой хрупкой маленькой женщине практически в одиночку удалось изобрести то, что сейчас…

  • Действия, разрушающие брак
    Действия, разрушающие брак

    Выйти замуж – просто, намного сложнее сохранить брак, особенно если пара долгое время…

  • Кухня – опасное место
    Кухня – опасное место

    Если задуматься, то любая кухня может послужить площадкой для съемок фильма ужасов,…

  • Нерешительность как тормоз
    Нерешительность как тормоз

    Нерешительность становится вечным тормозом, мешающим карьере, личным отношениям, общению с людьми. Вы отказываетесь…

  • Осторожно, этикетка!
    Осторожно, этикетка!

    Как понять, настоящая ли этикетка на продукте или срок годности его уже…

  • Восхищайтесь своими недостатками
    Восхищайтесь своими недостатками

    Подборка неоднозначных советов психологов, которые поднимут вам настроение. Существует мнение, что психологи…

  • Наследственная  доброта
    Наследственная  доброта

    Некоторые люди не могут совершать плохие поступки – только хорошие. Как считают ученые,…

  • Оцените  себя  по одёжке
    Оцените  себя  по одёжке

    Ветреная красотка становится хорошей женой и заботливой матерью. Строгая начальница – «сухарь» – преображается в трогательную…

  • Сумасшедших нынче много!
    Сумасшедших нынче много!

    Сойти с ума может каждый, утверждают психиатры. Есть ли способ уберечь себя…

  • Простить или прогнать?
    Простить или прогнать?

    Мы часто обижаемся на мужчин. По пустякам, по-крупному, в общем, по разным…

  • Не «клюйте» на дешевку
    Не «клюйте» на дешевку

    Слишком низкая стоимость продукта – главный признак того, что перед вами подделка.…

  • www.id-zvonnica.ru

    Возникновение первых школ в Киевской Руси

    ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 13Следующая ⇒

     

    Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету ,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки).Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре: Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика. Преподавание велось на родном языке. «Книжными мужами» были Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах и др. Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях . С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы.

    Новгородские берестяные грамоты, найденные археологами, доказывают наличие грамотности среди простых горожан, ремесленники оставляли надписи на своих изделиях. Образованность ценилась высоко: «именье книг паче злата». В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

    В XII в. возникло ремесло «книжных описателей». При монастырях создавались библиотеки: древнейшими из сохранившихся книг являются два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах. Большинство же памятников домонгольской культуры Киевской Руси погибло в многочисленных иноземных нашествиях и феодальных войнах.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Основой любой древней культуры является письменность. Древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. Во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-X в.в. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

    Появление письменности обусловлено внутренними потребностями общества на определенной стадии его развития - разложение первобытнообщинного строя, возникновение классового общества и государства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, т.к. письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

    Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту.

    Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу же после введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, использовались исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественнонаучные труды.

    Церковные писатели

    Нестор С 1074 - монах Киево-Печерского монастыря. Считается автором и составителем «Повести временных лет» (ок. 1113 -1114 гг.)

    Алипий Печерский - киевский иконописец, монах Киево-Печерского монастыря. По данным Киево-Печерского Патерика с 1084 г. принимал участие в росписи Успенского собора в Киево-Печерской лавре.

    Антоний Печерский - церковный деятель Киевской Руси, один из основателей Киево-Печерского монастыря. После возвращения поселился вместе с Иларионом, будущим митрополитом Киевским, неподалеку от летней княжеской резиденции села Берестова на горе над Днепром (по другим данным - в пещере, выкопанной Иларионом). На этом месте возник Киево-Печерский монастырь, учредителями которого стали Антоний и Феодосий.

    Агапит Печерский - один из первых печерских монахов, известный врач XI в. Известно, что был пострижен Антонием Печерским. Исцелял молитвой и травами

    Иларион - церковный деятель и писатель 11 в. Первый митрополит из русичей (с 1051). Был священником в Берестове под Киевом. Автор церковно-богословского сочинения «Слово о законе и благодати», написанного между 1037 и 1050

    Феодосий Печерский - выдающийся церковный деятель Киевской Руси, игумен Киево-Печерского монастыря, писатель. 1055 был принят Антонием Печерским в монастырь. Около 1062 стал иеромонахом, впоследствии - игуменом Киево-Печерского монастыря. Феодосий начал строительство Успенского собора и монастыря с кельями. Был активным участником политических событий, происходивших в Киевском государстве в 1060-70-х, в период борьбы за киевский стол между Ярославичами.

    Образование

    грамотными в княжеские времена были не только чиновники и люди из среды духовенства, но и ремесленники и рядовые дружинники.

    Забота об образовании со времен введения христианства перебрали государство и церковь.

    В княжение Владимира Святославича в Киеве уже существовала школа для обучения детей из ближайшего окружения князя.

    Года 1086 внука Ярослава Мудрого Янка Всеволодовна основала в Киевском Андреевском монастыре школу для женщин.

    Находки берестяных грамот, бронзовых и костяных писал убеждают, что книжная наука развивалась не только в стольном граде, но и в разных частях Руси.

    примеру, берестяные грамоты найдены в Звенигородi и Бресте, бронзовые писала для писания на восковых табличках - в Звенигородi, Перемишлi, Галичi, Остроге

    Распространение письменности

    Книжные памятники

     

    Реймское Евангелие, Остромирово Евангелие, « ; Изборник Святослава » 1073 и " Изборник » 1076 г., Мстиславово Евангелие

    Первым летописи, дошедший до нас, является «Повесть временных лет»

    Он создан в начале 12 в К продолжений «Повести ...» принадлежит Киевский летопись , который охватил время от 1111 до 1200 г.

    Он рассказывает о событиях в разных землях Киевской Руси, но в центре повествований - Киев i Киевская земля. выдающейся достопримечательностью летописания Галицко-Волынского государства является Галицко-Волынская летопись .

    летопись состоит из двух частей. В первой речь идет о событиях в Галицкие земли с 1205 г. до конца 50-х гг 13 века

    Она есть, собственно, жизнеописанием князя Даниила Романовича .

    Вторая часть Галицко-Волынской летописи связана с Волынской землей и волынскими князьями.

    Из других жанров оригинальной литературы стоит упомянуть о церковные проповеди .

    виднейших автором обучающих проповедь был один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерский Замечательным образцом торжественной проповеди является « Слово о законе i благодать митрополита Iларiона .

    В записях Лаврентiивського списке под 1096 приведено достопримечательность, известную под названием «Поучение» Владимира Мономаха

    «Поучение» обращено к детям Мономаха.

    По убеждению Мономаха, князь подает своим детям пример взiрцевого правителя, учит достойны этого высокого звания поведении и образа жизни.

    выдающейся достопримечательностью русской литературы является «Слово о полку Игоревом»

     

    Читайте также:

    lektsia.com

    2. Возникновение первых школ в Киевской Руси. Социальные условия становления письменности и возникновение первых школ в Киевской Руси

    Похожие главы из других работ:

    Архитектура Киевской Руси

    2.1 Архитектура Киевской Руси до XI вв.

    До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру...

    Быт. Нравы. Обычаи жителей древнерусского государства

    2. Быт в Киевской Руси

    Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах...

    Искусство Киевской Руси

    Фольклор Киевской Руси

    Язык - это, прежде всего средство общения между людьми. Он связывает личность с социальной группой: и с ближайшим окружением - семьей иди задругой, и с более широкой социальной группой - родом, племенем, нацией...

    История древнерусской культуры

    6. Живопись Киевской Руси.

    Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой. Поэтому для него характерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиции...

    История русской культуры V–XVI вв

    3. Культура Киевской Руси

    IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы - рождается молодое сильное государство...

    Культура древних русичей

    Быт в Киевской Руси

    Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах...

    Культурология и ее предмет. Культура Киевской Руси

    3. Культура Киевской Руси

    Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации...

    Развитие кинематографа

    4.1 Возникновение первых фильмов в России

    Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через несколько недель...

    Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств (IX–XIII вв.)

    1.1 Культура Киевской Руси (IX - начало XII в.)

    Государственный строй и материальная культура. Киевская Русь - раннефеодальное государство IX - первой трети XII в., объединявшее восточнославянские и ряд неславянских племен, с центром в Киеве...

    Украинская культура: становление и развитие

    2. Культура Киевской Руси

    Первое государство восточных славян - Киевская Русь, существовало в IX - XIII вв. По разным подсчетам, оно имело от 3 до 12 млн. населения и охватывало территорию около 800 тыс. кв. км (почти половину ее - в пределах современной Украины)...

    Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

    1. Ярослав Мудрый и культурное развитие Киевской Руси

    После длительной междоусобной борьбы на Киевский стол садится Ярослав (1019-- 1054), прозваний "Мудрым", который единовластно правил 18 лет. В большой мере он внедрял все лучше, чего достиг Владимир: расширял границы государства...

    Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

    2. Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

    Рукописная книга Киевской Руси имеет определенные, присущие только ей особенности. Уже мастеров первых известных нам книг характеризовали высокий уровень художественной культуры, совершенен вкус. Первое, что стоит отметить...

    Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

    3. Литературные достопримечательности Киевской Руси

    Высокое развитие культуры Киевской Руси имело крепкую подпочву, созданную предшественниками: развитую письменность, образное виденье явлений, умения трансформировать в художественные обиды исторические события и персоналы"...

    Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

    4. Музыкальное искусство Киевской Руси

    Музыкальное искусство восточных славян времени Киевской Руси достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют фольклорное наследство, древнерусское культовое пение, музыка княжеского двора, ратная (военная) музыка...

    Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

    5. Вклад Киевской Руси в развитие культуры

    Киевская Русь, освоив лучшие достижения народов восточных славян, в течение IX--XII ст. выстроила самобытную и высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии...

    cult.bobrodobro.ru

    о первых школах и книгах

    скачать МОУ «Стригуновская средняя общеобразовательная школа»

    Подготовила: учитель начальных классов

    Бабаева Оксана Сергеевна

    Стригуны, 2010

    Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах

    Цели.

    1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.

    2. Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16 век).

    Задачи.

    Образовательные.

    1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.

    2. Повторить понятия “летописец”, “летопись”, изученные в 3-м классе.

    3. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

    а) обогащать словарный запас;

    б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

    Развивающие.

    1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

    2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

    3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.

    Воспитательные.

    1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.

    2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.

    3. Формировать умение работать в группах.

    Оборудование.

    • костюм летописца, чернильница, гусиное перо, подсвечник со свечой;
    • аудиозапись с композицией “Кострома” группы “Иван Купала”
    • раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы, карточки для оценивания детьми своего эмоционального состояния на уроке.
    Ход урока:
    1. Организационный момент.

    Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Беседа.

    - Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”. (Ответы детей.)

    - Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.

    - Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси? (Древняя Русь существовала с VIII по XIII век.)

    - Посмотрите на репродукцию А.М. Васнецова ''Московский Кремль при Иване Калите. 1921.( слайд 1)'' К какому веку относится этот исторический период? Что вы можете сказать о тех временах? Какой была Москва? Вы верно сказали, что времена Древней Руси относятся к VIII – XIII векам, а Московская Русь существовала с XIII по XVI век, что дети в то время не учились в школах. Но чему-то ведь они учились!

    - Чему учились дети и у кого?

    Предполагаемый ответ: во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Чтобы научить какому – нибудь мастерству, полезному делу, ребёнка отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.

    Вывод: верно, так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

    2. Формулирование темы урока.

    - Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

    Верно, ( слайд 2,3) сегодня мы поговорим о просвещении в Древней Руси, узнаем многое о первых школах, о том, как возник русский алфавит, и о том, кто напечатал первую книгу.

    III. Повторение опорного материала.

    1. Театрализация.

    - Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача - узнать, кто это и чем он занимается.

    В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свернутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть переделанное стихотворение М. Богдановича:

    На девственном листе, под узеньким окном,

    Не спешно буковки вывожу я пером И между ярко-красными рядами Вставляю я строку; веселыми цветами И разноцветными головками зверей И птиц невиданных – фантазией своей Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки – Украшу я заставки и концовки И заголовки все, - ведь некуда спешить! Порою труд прерву, чтоб лучше заострить Перо гусиное … и гляну: радость – солнце Столпами падает на стол через оконце; И чудится: в них вовсе не остыл Чуть синеватый дым невиданных кадил!

    Словарь: кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

    2. Беседа.

    - Ребята, вы узнали кто это? (Летописец.) (Слайд 4)

    - Верно, это летописец. Почему его так называют, какой документ он писал? (Летопись.) Что там записывалось? (Исторические события того времени.)

    - От каких двух слов произошло слово “летопись”? (Лето – год, писать.)

    3.Работа со словарем учебника.

    Итак, что же такое летопись? Давайте обратимся к словарю ( слайд 5)

    Словарь: летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом лето в Древней Руси назывался год.

    А знаете ли вы, что записи, которые рассказывали о событиях одного года, назывались статьёй? В летописи могло быть много статей, одна от другой отделялась красной строкой. Вся летопись могла иметь общее название. Например, «Рассказ об Александре Невском». Летописцы сами участвовали во многих событиях: ходили с князем в походы, присутствовали на разных собраниях

    - Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестор).

    - Верно, это был монах Киево-Печерской Лавры - Нестор. Какой документ он написал? (Летопись “Повести временных лет”.)

    Верно. ( слайд 6)Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнали, откуда пошла русская земля, кто был первым Киевским князем и каким стало русское государство. Таким литературным памятником является «Повесть временных лет. Она составлена летописцем Нестором и рассказывает о событиях, которые происходили на Руси до 12 века

    IV. Новый материал.

    1. Вводное слово учителя.

    Сейчас мы в нашей уютной школе изучаем эти литературные памятники и удивляемся разным событиям. А как же раньше выглядела школа? Ученые считают, что первые школы на Руси были открыты ещё в X веке, и связано это с указом князя Владимира. В летописи “Повести временных лет” сказано: “Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное”. Это произошло в 988 году. Обратите внимание на репродукцию Б. М. Кустодиева ,который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”. (слайд 7)

    - Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

    - Что особенного в этом классе?

    - Что делают ученики?

    - Как одеты ученики?

    - Сколько их? ( Сначала классы были маленькие в них учились по 4 -6 учеников)

    - Какой вывод вы можете сделать. Кто учился в таких школах?

    (Правильно сначала классы были маленькие в них учились по 4 -6 учеников в них учились только дети богатых бояр, дружинников князя, придворных. Но постепенно число грамотных людей росло.)

    - Можно ли сказать, как они относятся к учению?

    Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажет Олег. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

    2 ученик: чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.

    И в старину учились дети – Их учил церковный дьяк, - Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В – как Веди, Г – Глаголы И учитель для науки По субботам всех порол. Вот какой чудной в начале Наша грамота была! Вот каким пером писали - Из гусиного пера! Этот нож не без причины Назывался перочинный: Очиняли им перо, Если не было остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ни чему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Так из летописей старых Знали дети москвичей О литовцах, о татарах, И о Родине своей.

    Итак, что еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)

    Физминутка.(слайд 8)

    Под русскую народную песню “Кострома” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

    Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. Нам так привычно смотреть, как учитель пишет мелом на доске задания, а вы переписываете их ручкой на лист бумаги. Задумывались ли вы когда – нибудь на чём писали древние люди, когда не было бумаги? О том, на чем и как писали, нам расскажет Афина.

    3 ученик: сообщение “На чём и как писали?”

    Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, ( слайд 9) иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

    Есть такое растение – папирус. Растет оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли. Прославился папирус тем, что на нем писали первые книги. ( слайд 10)

    Было это свыше шести тысяч лет назад.

    Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный – предлинный свиток. Так появились книги – свитки.

    На Руси писали на пергаменте. (слайд 11) Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

    - Так чем же раньше писали люди и на чём?

    Дополнение учителя к докладу ребенка:

    В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

    Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

    4. История возникновения алфавита.

    Вводное слово учителя.

    Но прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? Об этом нам расскажет Катя.

    4 ученик: историческая справка “Кто придумал русский алфавит”.

    Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. ( слайд 12) Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.

    Учитель: Но интересно как был составлен первый учебник для обучения грамоте: на первой странице давались 45 букв алфавита. На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже шли в разбивку. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем отдельные слоги. Обучение без книг было очень тяжёлым, поэтому необходимы были печатные книги. Но а теперь давайте познакомимся с человеком, который первый начал создавать печатные книги.

    Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг, который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие четкий отпечаток на бумаге. А о том, кто был первым печатником на Руси, расскажет нам Лера.

    5 ученик: рассказ “Первый печатник на Руси”.

    А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров.( слайд 13) Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.

    Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. (слайд14)Первая книга, которую создал Иван Федоров, называлась “Апостол”. (слайд 15,16)Она была напечатана в 1564 году, вторая книга “Часовник” - в 1565 году. Иван Федоров является создателем первой азбуки.

    Учитель: «Апостол» - это объёмистая книга церковного содержания. Выход «Апостола» и принято считать началом книгопечатания на Руси.

    «Часовник» являлся сборником молитв, который использовался при богослужении, по нему же и обучали на Руси грамоте детей.

    - Кто был первым печатником книг на Руси? (Иван Фёдоров.)

    - Где появилась первая типография на Руси?( На Никольской площади в Москве)

    - Какой русский царь помог Ивану Фёдорову открыть первую типографию? (Иван Грозный.)

    - Как назывались первые книги, которые создал Иван Фёдоров?

    V. Обобщение материала.

    - Вспомните, как назывался первый русский алфавит, кто является его создателем?

    (“Кириллица”, авторы – братья Кирилл и Мефодий.)

    - Что вы узнали о летописи и летописце? (Летописец - это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьей.)

    VII. Закрепление пройденного материала.

    1. Работа по группам. (У каждой группы карточки-задания.)

    Первая группа.

    1 задание: о каком человеке идет речь?

    Как пояснял он царственному тезке,

    Как сушить печатные листы, Как хранятся для печати доски Да какие буквы отлиты.

    (Иван Федоров).

    2 задание: объясните пословицу. “Азбуку учат, во всю избу кричат”.

    3 задание: отгадайте загадку.

    Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает. (Книга).

    Вторая группа.

    1 задание: объясните значения слов.

    Пергамент - … специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать.

    Берестяные грамоты - … верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы Кириллица - … алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. 2 задание: объясните пословицу. “Продавай кафтан, да купи буквицу”.

    3 задание: отгадайте загадку.

    Семя плоско, Поле гладко, Кто умеет, Тот и сеет, Семя не всходит, А плод приносит.

    (Бумага и написанные на ней слова.)

    Третья группа.

    1 задание: попытайтесь объяснить значение слова “Азбука”, используя значения букв.

    “Аз” – я, “Буки” – буква, “Веди” – ведать, знать, “Глагол” – говорить, “Добро” – добро.

    2 задание: объясните пословицу. “Грамоте учиться – вперед пригодится”.

    3 задание: отгадайте загадку.

    Носила меня мать,

    Уронила меня мать, Подняли меня люди, Понесли в торг торговать, Отрезали мне голову, стал я пить И ясно говорить.

    (Гусиное перо).

    2. Работа с пословицей.

    Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

    - Что это означает?

    VIII. Итог урока.

    - Что мы теперь знаем о происхождении письменности в Древней Руси?

    - Какое значение имеет книга в жизни человека?

    IX. Оценивание урока детьми.

    - У вас на столах листы, с нарисованными на них “Пушистиками” (слайд17) с разным настроением. Раскрасьте того “Пушистика”, настроение которого соответствует вашему. ‹Рисунок 1›.

    VI. Домашнее задание. (слайд 18)

    1. Повторить материал по учебнику стр. 61-70.
    2. По рабочей тетради №2 на печатной основе “Учимся познавать мир” №18-21.
    скачать

    nenuda.ru