История золотых украшений: часть 2 — от Средневековья до наших дней. Древние золотые украшения
Археологический музей в Добриче: древнейшие золотые украшения
Региональный исторический музей в Добриче надежно скрыт от посторонних глаз – так просто его не найти. Надо зайти на территорию Этнографического комплекса, потом – в арочку, и там – в малозаметные двери. Непросто, но результат того стоит. Потому как, несмотря на скромные свои размеры, музей очень интересный. Мы были там в ночь музеев в Добриче, и остались в полнейшем восторге.
Самые старые золотые украшения в мире
Болгария имеет древнюю историю. Вероятно, это связано с прекрасным климатом: во все времена тут стремились жить люди. Первобытные племена, древние греки, древние римляне, скифы, праболгары, византийцы и многие другие – только ленивый тут не побывал. И все оставляли следы своего пребывания – и следы эти теперь бережно хранятся в музее.
Вот оно — самое древнее в мире обработанное золото.Гордость музея – древнейшие в мире (!) золотые украшения, возраст который – около 6000 лет. Простенькие, конечно, но что вы хотели от тех времен?В 1972 году неподалеку от Варны были обнаружены золотые сокровища, ставшие сенсацией: никто из ученых и предположить не мог, что самое старое обработанное золото в мире будет найдено не на территории Египта или Месопотамии, древнейших из известных нам цивилизаций, а в мало кому известной Северо-Восточной Болгарии. Было определено, Самое старое обработанное золото в мире — эти слова просто завораживаютчто возраст украшений составляет более 6000 лет.А еще через 7 лет, в 1979 году, был открыт праисторический некрополь на западном берегу Дуранкулашского озера (Добричская область, почти у самой границы с Румынией). Некрополь этот сегодня считается самым крупным в мире. Ученые нашли там 1204 погребальных сооружения.
Карта Добруджи с интересными с точки зрения истории, объектамиИ самой интересной оказалась находка в захоронении №165 – золотая спираль для волос (нечто вроде шпильки, сдерживающей пряди). Ученые определили, что спираль эта была изготовлена в эпоху энеолита – лет на 200-250 раньше, чем находки из варненского некрополя.Таким образом, можно сказать, что именно здесь зародилась металлургия. Украшения, конечно, были и до этого – даже в коллекции музея есть много костяных браслетов еще более ранних времен. Но золотых украшений старше, чем выложенные в музее в Добриче находки, в мире нет.
Экспозиция
Украшения из раковин и кости — поздний неолитКонечно, в музее есть еще много интересного. Находки времен неолита. Свидетельства античной эпохи. Наследие скифов. Симпатичные мелочи, оставшиеся от римлян. Средневековые экспонаты. Монеты, монеты, монеты… Украшения, кувшины, посуда, детские игрушки, элементы зданий, оружие… И специальная комнатка с восстановленной обстановкой болгарской школы – «възрожденско училище» XIX века.Несмотря на то, что музей, в сущности, не отличается большими размерами, в нем можно провести несколько часов, разглядывая экспонаты. Когда мы были там в ночь музеев, сотрудник музея рассказывал нам о каждом экспонате.
Полезная информация
Как найти музей?Древние монеты — в том числе и нетрадиционной формыЭтнографический комплекс «Стария Добрич» вам покажет любой житель (и даже гость) города. Это небольшая улочка, состоящая из старинных домов, где работают мастера, изготавливающие традиционные болгарские изделия по традиционным технологиям (китайских подделок вы здесь не найдете).Зайдите в небольшую арку напротив керамической мастерской, и вы окажетесь во внутреннем дворике, где всегда тихо и прохладно даже летом. Видите двери с двумя створками слева от памятника? Это и есть региональный исторический музей или Археологический музей г. Добрич. Адрес: ул. Д-р Константин Стоилов, №18. Во сколько обойдется посещение?Стоимость входа для взрослых составляет 2 лева, для детей и студентов – 1 лев. На сайте почему-то указано, что стоимость билетов для взрослых 3 лева. Можно купить семейный билет – если верить информации на сайте, он обойдется в 4 лева.
Сотрудник музея необыкновенно интересно рассказывал о каждом экспонатеЭкскурсия на болгарском языке обойдется в 6 левов, на иностранном – в 12 левов. Мы горячо рекомендуем вам воспользоваться услугами экскурсовода, потому как экспонаты толком не подписаны, и разобраться, что есть что, довольно сложно. То есть на витрине написано все, что там выставлено, а дальше уже гадайте сами, к какому экспонату какая надпись относится. Сотрудник, сопровождавший нас, очень интересно рассказывал обо всех экспонатах, и мы очень жалеем, что не спросили его имя. Как работает музей?Время работы в мае-сентябре с понедельника до субботы (воскресенье по заявке) 9-18 ч., перерыв 13-14 ч.В зимний сезон музей работает с понедельника по пятницу (в выходные – по заявке) с 8.30 до 17.30, обед 12.30-13.30. Есть ли какие-то интересные предложения в музее?Можно посетить музей в рамках туристического маршрута. Это незначительно увеличивает стоимость билета (4 лева взрослый билет, 2 лева – детский, 5 левов – семейный).Маршрут «Миф, власть, золото» проводится ежедневно. С 10 до 11.30 гости могут познакомиться с экспозицией музея, посетить старую болгарскую школу, попробовать написать что-то на песке, получить награду или наказание, как школьники тех времен, полюбоваться на изделия болгарский мастеров в этнографическом комплексе и купить сувениры. По специальным заявкам можно поучаствовать в старинных обрядах, подегустировать вино или организовать обед, состоящий, разумеется, из традиционных болгарских блюд. Вам также могут быть интересны другие наши статьи:Добрич: туристические объектыКак лучше всего отдыхать в Болгарии?Что стоит привезти из Болгарии? Болгарские сувениры Нравится статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соцсетей! Спасибо!
bulgaria-dobrich.ru
40 фактов о ювелирных украшениях
Люди всегда любили украшать себя. И чем больше ученые узнают о наших далеких предках, тем больше понимают, что их действительно интересовало искусство украшения своего тела. Вот некоторые интересные факты о ювелирных изделиях со всего мира.
Находки и традиции
Самым старым ювелирным изделием, которое известно ученым, являются 100000-летние бусы из ракушек тритии.
Слово «ювелирный» происходит от старого французского слова jouel, которое, в свою очередь, появилось от латинского jocale, что означает «игрушки».
Американцы называют ювелирные изделия jewelry, а британцы – jewellery.
Во многих культурах украшения носили, чтобы отогнать зло. К примеру, такую же функцию имел анх, известный также как коптский крест.
Материал для украшений
На протяжении всей истории оставались популярными ювелирные украшения с живыми насекомыми. Египтяне, возможно, были первыми, кто начал это делать. Они носили украшения с жуком-скарабеем во время боя. Мексиканцы, к примеру, использовали жуков в качестве украшений, а на Мадагаскаре были популярными шипящие тараканы. Во время викторианской эпохи в Англии часто использовали огромных ярких живых жуков, которых прикрепляли к одежде крошечными золотыми цепями.
24-каратное золото является чистым на 99,9%, но большинство американских и европейских ювелиров считает, что оно является слишком мягким для ювелирных изделий. Однако 24-каратное золото – норма для ювелиров Азии, Ближнего Востока и Африки.
Платиновые сплавы являются чистыми на 90-95%.
Мастера по изготовлению венецианского стекла на острове Мурано разработали стекло с включением золотых нитей, кристаллическое и эмалированное, а также смогли найти более творческие и революционные способы создания стеклянных бус. Ожерелья из венецианского стекла начали изготавливать вначале 1200-х, и они до сих пор остаются популярными.
Алмазы впервые начали добывать в Индии.
Корона Британской империи включает массивный "Куллиннан" – самый большой из найденных необработанных алмазов. Он был открыт в 1905 году и весил 3106,75 карата, или 621,35 граммов.
Секреты камней
Янтарь – это органический камень, изготовленный из окаменелой древесной смолы. Чтобы квалифицироваться как янтарь, она должна иметь возраст не менее миллиона лет. Однако существует много украшений из реконструированной смолы, к тому же довольно дешевых. Если цена кажется вам слишком выгодной, чтобы быть правдоподобной, это не янтарь.
Возраст янтаря может быть более 120 миллионов лет.
Аметист – это всего лишь разновидность кварца, но его красивый фиолетовый цвет сделал этот полудрагоценный камень популярным, и его часто используют для ювелирных изделий. Розовый, дымчатый кварц и цитрин также очень популярны.
Изумруды были добыты египтянами еще в 3500 г. до н. э.
Жад иногда называют «небесным камнем».
Большой качественный рубин стоит больше, чем алмаз аналогичного размера.
В индийском языке рубин называют isratnaraj, что означает «король драгоценных камней».
Наиболее популярным цветом сапфиров является синий, но эти камни встречаются и в других оттенках.
Бирюза встречается всего лишь в нескольких местах на планете. Самое большое месторождение находится на юго-западе США. Этот камень ассоциируется с традиционными ювелирными изделиями коренных американцев.
Что такое органический камень? Он появился благодаря живым организмам, а не в ходе естественных геологических процессов. К органическим камням относят жемчуг, кораллы и янтарь.
Знак статуса
На протяжении всей истории ювелирные изделия были признаком высокого статуса владельца. В Древнем Риме, например, только некоторым высокопоставленным людям было разрешено носить кольца.
На западе мужчины, которые носили серьги в 19-м и большую часть 20-го века, воспринимались как женоподобные. Теперь это вполне приемлемо.
В некоторых африканских культурах огромные серьги являются признаком мужественности, доблести, власти и статуса.
Впервые обручальные кольца начали использовать в 1477 году, когда Максимилиан I и Мария Бургундская заключили брак.
Мужчины начали носить обручальные кольца только в двадцатом веке. Эта практика появилась из-за развития ювелирной промышленности, поскольку производители хотели увеличить продажи и охват рынка.
К середине 1940-х годов 85% свадеб в Северной Америке включали кольца для обоих партнеров.
В начале 1980-х годов английская рок-группа The Smiths популяризировала ювелирные изделия для мужчин, возрождая тенденцию хиппи 1960-х годов. Учитывая консервативность британцев, было немного шокирующим видеть мужчину, который носит украшения из бисера и драгоценные ожерелья.
Украшения и религия
В традиционном исламе ношение золота мужчинами является социальным табу, а женщины могут использовать только украшения для ушей.
Христианская Библия выступает против ношения золота, о чем упоминается в трудах апостолов Петра и Павла.
Как украшали себя наши древние предки
75000-летние бусы, сделанные из ракушек, были найдены в Африке в древней пещере Бломбос.
Еще одни бусы, сделанные из скорлупы страусиного яйца, были найдены в Кении. Они имеют возраст 40000 лет.
Наши предки-кроманьонцы носили простые ожерелья и браслеты, сделанные из костей, зубов, ягод и камней, нанизанных на кожу или сухожилия животных.
Древние резные браслеты, сделанные из бивней мамонта, были найдены в России.
Медные ювелирные изделия начали появляться 7000 лет назад. Археологи Музея древней истории в Нижней Австрии нашли могилу женщины-ювелира. Это позволило опровергнуть давнее предположение о том, что в древние времена ювелирами были только мужчины.
Ювелиры первых цивилизаций
Украшения появились в Древнем Египте примерно 3000-5000 лет назад. В основном они были сделаны из золота.
Месопотамские гробницы, расположенные в Королевском некрополе древнего Ура, датируются 2900-2300 г. до н.э. Археологи нашли в них великолепные ювелирные украшения из золота, серебра и полудрагоценных камней.
В древней Ассирии мужчины и женщины носили огромное количество ювелирных изделий, включая амулеты, браслеты на лодыжках и массивные ожерелья.
Индейцы делали ювелирные изделия на протяжении более 5000 лет.
Китайцы начали изготавливать ювелирные изделия примерно в то же время, но они получили широкое распространение лишь около 2000 лет назад, когда стал набирать популярность буддизм.
Древние китайцы намного больше любили серебро, а не золото. Они использовали его для изготовления красивых украшений с перьями зимородков и различными синими камнями. Но любимым камнем для них оставался нефрит, и китайцы даже наделяли его такими человеческими качествами, как твердость, прочность и красота.
fb.ru
Античные золотые украшения. Часть 1
Серьга. Нике, правящая колесницей. 4-3 вв. до н.э. Музей изящных искусств, Бостон
Серьга с диском и ладьевидной подвеской. Золото, эмаль. Куль-Оба. Около 350 г. до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ожерелье с тремя рядами амфоровидных подвесок. Золото, эмаль. Курган Большая Близница. 330-300 гг. до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Подвеска с головой Афины Парфенос (реплика статуи Фидия) и серьга. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Браслет с протомами (передняя часть фигуры) сфинксов. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Змеевидные браслеты с Тритоном и нереидой. Около 200 г. до н.э. Музей Метрополитен. Нью-Йорк.
Еще браслеты
Браслеты в виде змей. 3 в. до н.э. Национальный археологический музей, Афины
Сетка для волос с бюстом Артемиды. 3 в. до н.э. Национальный археологический музей, Афины
Сетка для волос и пояс. Эллинистический Египет. 3-2 вв. до н.э.
Сетки для волос с бюстами Артемиды и Афродиты. 3-2 вв. до н.э
sarmata.livejournal.com
История золотых украшений: часть 2 - от Средневековья до наших дней
(Начало читайте в Части 1: античность).
Европа раннего средневековья
Когда римляне ушли из Северной и Западной Европы под ударами разных воинственных племен, единый римский стиль в изготовлении золотых украшений, прослеживаемый во всей империи, исчез. На их место пришли не менее впечатляющие украшения саксов, готов, франков, аланов и других народов.
В это время в связи с разрушением старых римских торговых путей и связей, раннесредневековый мир начал испытывать нехватку золота для изготовления украшений, спрос на которые оставался высок. Золото перестали добывать, а в основном доставляли из Византии, что в условиях разрухи и хаоса было сложно и опасно. По этой причине, ювелирные украшения этого периода обычно представляют собой сплав золота со значительным количеством серебра. К тому моменту, как викинги начали трансформировать карту Европы, ювелирные изделия из золота были очень редки и в основном были изготовлены из серебра или недрагоценных металлов – меди и железа.
Вотивная (особый вид короны, которая передавалась церкви) корона короля вестготов Реккесвинта. Золото, драгоценные камни. Вторая половина 7 века.
Золотые украшения в исламском периоде
Возникновение ислама в 7 веке во многом стало причиной отхода от показного ношения золотых украшений на Востоке. Считалось, что богатство лучше потратить на строительство мечетей и финансирование новых завоеваний. Сохранилось очень мало золотых украшений, относящихся к периоду между 650 и 1000 годами.
После 10 века украшения перестали быть редкими, началось достаточно равномерное возрождение их изготовления от исламского мира на Востоке до Англии на Западе. И хотя причины этого возрождения до сих пор обсуждаются, удивительно, как быстро были восстановлены сложные техники работы с золотом – от изделий из тонкой золотой проволоки и грануляцией, относящихся к периоду Фатимидского халифата, до золотых украшений с эмалью Западной Европы. Золото стало главным торговым объектом в исламском мире, его добывали в копях и шахтах от Африки до Афганистана и даже древние гробницы в Египте были разграблены в этот период.
Золотой кулон, украшенный вставкой с эмалью. Династия Фатимидов, Египет. 11 век.
Золотое искусство эпохи Возрождения
Обновленная радость обладания личными украшениями пришла к людям с началом эпохи Возрождения. Ренессанс принес с собой поворот интереса искусства, включая и ювелирного, от религии к самому человеку. В этом было его сходство с античным искусством, с его реалистичным изображением людей и природы. Художники в своих работах вдохновлялись шедеврами древних мастеров, они как бы снова ожили. Именно поэтому данная эпоха называется Возрождением. Такие мастера-ювелиры Ренессанса как Карадоссо и Челлини достигли престижа и почета наравне с выдающимися художниками и скульпторами того времени.
Богатые итальянские меценаты начали открывать для себя античное искусство и ювелирные изделия как раз в тот момент, когда Испания нашла новые источники золота в Южной Америке. Однако, золото, которое доставлялось в Испанию, в 15 -16 веках, представляло собой в основном изделия индейских ювелиров, которые безжалостно переплавлялись в слитки. В 17 веке популярность золотых изделий, возникшая в расцвете Ренессанса, пошла на спад. Их место, благодаря развитию техники огранки и полировки, заняли драгоценные камни, поток которых в Лондон и Амстердам из Индии значительно увеличился после основания Британской и Голландской Ост-Индских компаний. Золото снова стало выполнять роль оправы для камней.
Бенвенуто Челлини. Сальера (солонка). Золото, эмаль. 1540-1543 год.
Доколумбовы цивилизации: золото инков и не только
Термин «доколумбовы украшения» характеризующий ювелирные изделия и украшения из золота, сделанные мастерами из Южной Америки, живших на территории современных Колумбии и Перу до того, как Колумб открыл Америку. До девятнадцатого века все золотые изделия, которые были созданы до испанского завоевания, обычно относили к изделиям мастеров цивилизации инков.
Однако, в настоящее время мы знаем, что искусство ювелиров достигло высокого мастерства гораздо раньше. Около 1200 г. до н.э. мастера первой великой перуанской цивилизации Чавин уже делали золотые украшения ковкой и тиснением тонких листков золота. Техника литья золота была разработана около 500 г. до н.э. племенем Наска, обитавшем в пустынных областях южной части Перу.
Развитие технических навыков достигло своего апогея между 1150 и 1450 годами нашей эры в культуре Чиму, существовавшей на севере современного Перу. Ювелиры Чиму в совершенстве знали технику литья по выплавляемым моделям, сварку золота, создание сплавов и прекрасно владели технологией отделки предметов золотом. Они также владели техникой филиграни, изготавливая протяжкой золота тонкую проволоку.
В отличие от изделий Египта, Греции и Рима, большинство доколумбовых украшений выполнено именно техникой литья. Для этого золото смешивают с медью – медь снижает температуру плавления и делает сплав более подходящим для изготовления сложных отливок. Высокое содержание меди также придает золоту легкий розоватый оттенок. Южноамериканские ювелиры покрывали предметы сплавом из 30% золота и 70% меди, а затем обрабатывали поверхность кислотами, добывавшимися из сока растений. В результате образовывался оксид меди, который мог быть убран и на поверхности изделия оставался тонкий слой чистого золота.
До нас дошли великолепные золотые копии животных, птиц, растений — к примеру, искусно выполненная золотая кукуруза с серебряными листьями. После того, как инки завоевали чиму, они продолжали пользоваться их ювелирами, работы которых инки высоко ценили – золото было «потом солнца», а серебро «слезами луны». Однако, эти ювелирные традиции были утрачены после испанского вторжения, когда в 1532 году конкистадор Франсиско Писарро завоевал империю инков, пленил правителя Атауальпу (Верховного Инку) и потребовал за него выкуп. Этот выкуп считается одной из самых крупных добыч в военной истории. Он составил около восьми тонн золота в слитках, которые были выплавлены из собранных по всей поверженной империи золотых изделий. То, что создавалось мастерами на протяжении 2500 лет, было почти полностью уничтожено. Лучшая коллекция сохранившихся золотых изделий доколумбовой эпохи, представлена в музее Museo del Oro в Боготе, Колумбия.
Ожерелье (фрагмент). Цивилизация Чиму. Золото, бирюза. 1000-1400 год.
Золотой Берег Западной Африки
В Африке искусство изготовления золотых украшений процветало на «Золотом Берегу» на побережье западной Африки, на территории современной Ганы. Золотой Берег известен не только как главный источник золота из Африки с 16 по 19 века, но и как пример африканских золотых изделий, созданных обитавшим там народом Ашанти. Однако, их изделия не были в полном смысле украшениями, поскольку использовались для обозначения рангов в правящем классе.
Нагрудный диск. Литое золото. Ашанти, Гана, примерно 1870 год.
Золотые украшения в Европе 19 века
К 19 веку в Европе происходят трансформации, которые привели к возросшей популярности и спроса на золотые украшения. Эти изменения были вызваны частичной механизацией сложных операций, таких как плетение золотых цепочек, и значительным увеличением поставок золота, вызванных открытием золотых месторождений в Калифорнии, Австралии и Южной Африке. То, что ранее было исключительно редким металлом, доступным только очень богатым и знатным людям, вдруг стало появляться в достаточном количестве. Финальное крещендо в традиции работы мастеров-ювелиров в интересах царственных особ, прозвучало в работах Карла Фаберже, выполненных для русских Императоров. В дальнейшем, растущий индустриальный средний класс Европы и Америки стал основным рынком для ювелиров. В это время золотые обручальные кольца, впервые в истории, становятся вполне обычным делом.
Яйцо «Петр Великий». Внутри миниатюра памятника «Медный всадник». Карл Фаберже. 1903 год.
И немного о 20 веке и настоящем времени
История ювелирных украшений в 20 веке представляет собой появление и развитие огромного рынка золотых изделий, ранее доступного только узкому кругу лиц. Также, можно отметить потерю выполнения золотом в 20 веке денежной функции – монеты начали чеканиться исключительно для нумизматических или инвестиционных целей.
Начало статьи «История золотых украшений»: Часть 1: античность.
Отчет о лекции историка моды А.Васильева «История ювелирных украшений» | ЮВЕЛИРНЫЕ МЕТАЛЛЫ — КАТАЛОГ | ЮВЕЛИРНЫЕ МЕТАЛЛЫ — СПРАВОЧНИК
Всё о золоте | Все о серебре | Все о платине | Все о палладии
Золотые сплавы и их цвета | Пробы для золота | Золото — проверка на подлинность | Добыча золота — история с античных времен до наших дней
juvelirum.ru
История золотых украшений - Aloris.ru
Золото тысячелетиями служило одновременно универсальным платежным средством и материалом для разнообразных украшений. По свидетельствам археологов, его впервые начали использовать в эпоху энеолита – медном веке. Ремесленники того времени делали из него декоративные изделия, украшения и религиозные предметы. На территории современной Болгарии были найдены золотые предметы, которые датируются четвертым тысячелетием до нашей эры.
Золотые украшения давних эпох
Принято считать, что основоположниками тотального увлечения человечества золотом стали древние египтяне. Они добывали и обрабатывали желтый металл в огромных количествах и использовали его, в основном, для культовых и ювелирных изделий, а также предметов быта. Ювелиры Древнего Египта были мастерами своего дела. Многие их технологии до сих пор остаются загадкой, а сами изделия поражают мастерством.
Если судить по тому, что найдено в египетских гробницах, самыми популярными золотыми украшениями были серьги, которые носили и мужчины, и женщины. Ноги и руки украшались браслетами с гравированными или инкрустированными узорами. В широкие нашейные золотые украшения вставлялись драгоценные камни.
В эпоху бронзы в центральной части Европы изготавливались очень необычные, с современной точки зрения, золотые изделия. Примером могут служить шляпы из благородного металла, одна из которых была найдена в 1835 году в Шифферштадте в Германии. Она изготовлена около 1400 года до н.е. и представляет собой шляпу с полями и высокой конусообразной тульей. По всей поверхности шляпы выбит орнамент. Считают, что такое весомое, во всех смыслах слова, золотое украшение использовалось жрецами во время проведения языческих обрядов.
В Греции V-IV веков до н.э. для рисунков на золотых украшениях использовали, главным образом, растительные мотивы или изображения животных. Вставки из драгоценных камней в золотых изделиях впервые появились у римлян. Большим успехом пользовались, как у женщин, так и мужчин, пряжки из золота для застегивания плащей и кольца. Правда во времена Римской Республики такие кольца разрешалось носить только государственным чиновникам и сенаторам.
От средних веков до наших дней
В средневековой Европе ювелирные изделия из золота стали исключительной прерогативой власть имущих. Благородный металл был непосредственно связан с королевской честью и символами власти. Золотые короны, например, символизировали мудрость и светлость монарха.
Бурное развитие ювелирной промышленности началось в XVI-XVII веках. В этот период появились первые каталоги бижутерии – книжки с изображениями самых модных образцов. Благодаря им во всей Европе производились ювелирные изделия в одинаковом стиле. Они служили для украшения и свидетельствовали о богатстве и высоком положении своих владельцев. Уже в 30-х годах XIX века появились изделия, предназначенные исключительно для проявления сентиментальных чувств. Большим успехом пользовались золотые медальоны и перстни с гравировкой, которые дарили на память или, как символ дружбы и любви.
В наше время мир золотых украшений невероятно разнообразен. Изделия из благородного металла уже не только определяют состоятельность и социальный статус того, кто их носит, но выражают индивидуальный стиль владельца и служат изысканным дополнением к одежде.
aloris.ru
греческое золото. Часть 2 – Ярмарка Мастеров
Продолжаю серию публикаций, посвященных истории ювелирного исусства, обзором необыкновенного золотого наследия древних греков, представленного в коллекции Государственного Эрмитажа.
Первую публикацию из серии "Галерея драгоценностей" Вы можете посмотреть здесь.
Приятного просмотра!
Открытие в 1830 г. близ Керчи (древний Пантикапей, столица Боспорского царства) кургана Куль-Оба пробудило интерес русской публики к античным древностям северного побережья Черного моря. Невиданные до тех пор произведения торевтики и ювелирного искусства поступили в Императорский Эрмитаж.
Со временем в музее сложилось исключительное по разнообразию и богатству археологическое собрание, включающее шедевры античного ювелирного искусства. Большая его часть - археологические находки, сделанные во время раскопок курганов и некрополей вблизи греческих городов в Северном Причерноморье. Здесь, на Боспоре, сложилась культура, отражающая взаимодействие двух — эллинского и варварского. Памятники эрмитажного собрания хорошо иллюстируют ее особенности: так, например, золотая гривна (IV в. до н.э., курган Куль-— в варварских обществах отличительный признак власти - была изготовлена в греческой мастерской.
Среди шедевров собрания — серьга миниатюрной работы (IV в. до н.э., Куль-Оба), украшенная мельчайшей зернью, филигранью и двумя фигурками богини Ники. В Эрмитаже хранятся семь подобных серег так называемого "роскошного стиля".
По найденным в Северном Причерноморье предметам можно проследить развитие греческого ювелирного искусства. Так, в ранних изделиях основой декора была гладкая поверхность, блеск которой оттенялся матовым свечением зерни. В эпоху классики излюбленным приемом украшения ювелирных изделий стал выразительный рисунок филигранного орнамента в сочетании с мелкой зернью и включениями неяркой эмали. Замечательный образец этого — ожерелье из кургана Большая Близница на Тамани. В эпоху эллинизма в ювелирном искусстве возник новый, "полихромный", стиль. Предметы обильно украшались цветными камнями, вставками эмали, стекла.
Рог с наконечником в виде полуфигуры собаки
Середина V в. до н.э.
Семибратний курган 4. ПрикубаньеРоссия
Золото
Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками
425-400 гг. до н.э.
Некрополь Нимфей, курган 17Крым
Золото
Пара золотых серег с фигуркой Артемиды
325-300 гг. до н.э.
Некрополь Нимфей (найдены в 1866 г.)Крым
Золото
Пара серег с подвесками в виде женской головы
Около 350 г. до н.э.
Боспорское царство, Пантикапей. Каменная гробница 1840 г.Керчь, Крым
Золото, эмаль; тиснение, чеканка, филигрань
Фиала
Середина IV в. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-ОбаКерчь
Золото
Перстень с врезанным изображением сидящей Афины
300-280 гг. до н.э.
Херсонес. Подстенный склеп 1012, Окрестности Севастополя, Крым
Золото; литье, резьба
Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников
400-350 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым
Золото, эмаль; литье, чеканка, финифть
Золотой браслет с протомами сфинксов
400-350 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым
Золото
Золотой диск с изображением головы Афины и подвесками
Надеюсь, что Вам было интересно, спасибо за внимание.
С уважением, Анна.
www.livemaster.ru
25 фактов об ювелирных украшениях
Различными «побрякушками» пользовались во всякие времена и все – женщины, мужчины, дети.
Помимо украшательских достоинств и привлечения лиц противоположного пола такие вещи имели еще и статусное значение.
Ювелирные украшения могут представлять собой как единичные авторские работы, так и результат массовой производственной штамповки. Они весьма разнообразны по материалу, из которого изготовлены (золото, серебро, платина, драгоценные камни), и по назначению – кольца, броши, серьги, цепочки, подвески, кулоны, браслеты, запонки, пуговицы и прочее. В мировой истории ювелирных украшений немало тайн и курьезов.
1.На заре цивилизации люди мастерили украшения из примитивных материалов: ракушек, камушков, орехов, зерен, ягод. Позднее научились обрабатывать камни и металлы. Издревле люди придавали украшениям большое значение, верили, что они могут уберечь от чужой зависти и зла, защитить от болезней.
2.В наши дни группа археологов из Великобритании, Франции и Израиля нашла в Алжире самые древние украшения, созданные человеком примерно 100-135 тысяч лет назад. Украшения эти минимум на 25 тыс. лет старше ранее найденных.
3. Мужчины Древнего Египта были одними из первых, кто украсил себя золотыми ювелирными изделиями. Излюбленным украшением для них были серьги, подчеркивающие знатность рода и высокое положение в обществе.
4.А вот пираты серьгами затыкали уши, чтобы не слышать пушечный залп. Золотая серьга у корсаров была своеобразной платой за достойные похороны в случае кораблекрушения. А по количеству серег в ушах определяли, сколько кораблей захватил морской разбойник.
5.В XV в. у французских аристократов в моде были роскошные туалеты с вышитыми назидательными символами, изречениями, словами модных песенок. На платье одной знатной красавицы мастерицы вышили золотыми нитками предостережение многочисленным поклонникам – в виде горящей свечи и летающих вокруг бабочек с обожженными крыльями.
6.В 1414 году герцог Орлеанский Карл появился перед подданными в костюме, на рукавах которого были вышиты мелодии модной песенки. На нотные линейки пошли золотые нити, на каждую из нот – 4 крупные жемчужины.
7.В 1485 году по указу короля Карла VIII всем, кроме высшего дворянства, было запрещено носить одежду из золотой и серебряной парчи на дорогой подкладке, а также были строго регламентированы допустимый вес и вид украшений.
8.Во второй половине XVI в. в Европе было введено правило носить траурные костюмы только черного цвета и строгих линий. Король Франции Генрих III ввел моду расшивать их символами смерти: потухшими факелами, слезами, черепами со скрещенными костями. Наиболее эффектно на черном бархате выглядели «слезы» из крупных жемчужин, олицетворявшие скорбь близких людей.
9.Во времена того же Генриха III один из франтов явился на прием в костюме, расшитом жемчугом разного размера. Жемчуг лишь слегка был прикреплен к ткани, поэтому при движении вельможи он отрывался и разлетался по залу. Шок у придворных прошел быстро, и они поспешили подобрать бесценные украшения.
10.В начале XVIII в. среди декоративных элементов появился бриллиант – алмаз, ограненный особым образом. На большую императорскую корону, которой первой короновалась Екатерина II, пошло 4936 оправленных в серебро бриллиантов, 75 жемчужин общей массой 763 карата. При этом высота короны с крестом составляла 27,5 см, длина нижней окружности — 64 см, а вес короны — 1993,80 г. Венчал корону красный камень в 398,72 карата.
11.Во время войны с Наполеоном прусская принцесса Марианна придумала способ пополнения казны – предложила подданным обменять золотые украшения на аналогичные ювелирные предметы из железа, на которых была надпись «Золотом отдам я за железо». Ношение таких украшений быстро вошло в моду и стало символом патриотизма.
12.В истории широко известен так называемый Рубин Тимура в 350 каратов, который передавался из рук в руки после смерти владельца. Цепочка привела к королеве Виктории, которая стала обладательницей сокровищ индийских раджей. На самоцвете выгравированы имена этих самых раджей, но первым стоит имя Тамерлана.
13.Золотой медальон – Золотое сердце Марии-Антуанетты – до сего дня хранит локон волос несчастной королевы. Эту реликвию королева отдала на том суде, который приговорил ее к смертной казни. С тех пор медальон не принадлежал никому.
14.Драгоценности, поднятые со дня океана после катастрофы «Титаника», являются особо ценной коллекцией и хранятся в Америке. Это броши и булавки, колье, перстни и другие украшения, принадлежавшие погибшим. Одну из таких ценных вещиц – колье – можно увидеть на героине фильма «Титаник». Называется оно «Сердце океана».
15.Самая крупная в мире жемчужина весом почти в 6,4 кг была найдена в 1934 году у острова Палаван в Южно-Китайском море. В очертаниях жемчужины глава острова увидел голову пророка Мухаммеда в тюрбане и назвал ее «Жемчужиной Аллаха». Сейчас жемчужина хранится в одном из банков США в полной темноте.
16.Золотое украшение «Кольцо рыбака» носят римские папы. На нем изображен апостол Петр, забрасывающий рыболовную сеть, что символически ассоциируется со спасением человеческих душ. Чтобы избежать подделки, золотое кольцо с инициалами изготавливается для каждого очередного папы. После отречения или смерти понтифика перстень уничтожают в присутствии всех кардиналов.
17.Традиция носить обручальные кольца на безымянном пальце пришла к нам от древних египтян, у которых ее переняли греки и римляне. В Средневековье авторы предложили объяснение такому обычаю: якобы через безымянный палец проходит vena amoris — вена любви, идущая прямо к сердцу.
18.В 1981 году молодой принц Чальз подарил на помолвку принцессе Диане кольцо с сапфиром от ювелирного дома Garrard. Говорят, что жених позволил самой Диане выбрать кольцо из нескольких вариантов. Монаршие особы были недовольны выбором, поскольку такое украшение могли позволить себе и особы некоролевских кровей. Позже кольцо стали называть «Сапфир простолюдина».
19.В 1995 году шведка Лена Паальссон потеряла свадебное кольцо, сняв его на кухне и не сумев найти после приготовления пищи. Через 16 лет женщина убирала урожай на своем участке и нашла кольцо, сквозь которое проросла морковка.
20. Размеры колец определяют по их внутреннему диаметру – от 15,5 до 24,0 мм. Так, если внутренний диаметр кольца 18 мм, то размер кольца будет 18.
21. Между «carat» и «karat» есть разница. Carat является единицей измерения веса драгоценного камня и равен 0,2 грамма. Karat — это проба, то есть количество драгметалла в изделии. К примеру, проба 585 обозначает, что один килограмм используемого для производства украшения сплава содержит 585 граммов золота. 24 карата – чистый металл 999-й пробы, 18 карат – 750-я проба, а 14 карат – 585-я.
22.Ювелирными украшениями называют изделия из драгоценных металлов. Известны 8 драгметаллов: золото, серебро, платина, палладий, родий, рутений, иридий и осмий. Ювелиры работают в основном с первыми пятью, причем, родий применяется только для создания покрытия.
23.Один грамм самого дорогого в мире металла – изотопа осмия 1870s – стоит 200 000 долларов.
24.Золото в чистом виде для производства ювелирных украшений не используют. Из-за пластичности металла украшения быстро теряют форму, поэтому золото сплавляют с различными металлами. Так, белое золото получают, сплавляя золото с никелем и палладием. Чтобы получить красное, добавляют медь.
25.Самое дорогое в мире ювелирное изделие – бриллиант «Виттельсбах» темно-синего цвета весом в 35,56 карата. Он побывал в австрийской и в баварской коронах, а в 2011 году был продан королевской семье Катара за 80 млн долларов.