Всемирная история — это всемирный суд. Древняя финикия религия
The300Spartans » Города-государства и религия финикийцев
Опубликовал Spartan | Дата 14 июля, 2012
Религия
Религия финикийцев была основана на обожествлении природных сил, но судить о культовых подробностях их верований довольно трудно, поскольку в Финикии почиталось множество мелких божеств самого различного свойства, выступавших под разными именами. Тем не менее в каждом городе можно обнаружить следы поклонения божественной триаде: Ваалу, богу-защитнику ( называвшемуся Мелькартом в Тире, Эшмуном в Сидоне, Амоном в Карфагене), Ваалат, богине плодородной земли, и еще третьему богу, обычно считавшемуся сыном Ваалат. С этим самым молодым богом был связан миф о смерти и воскресении, при помощи которого финикийцы объясняли смену времен года. Одной из самых известных богинь была Астарта (Ашторет), отождествляемая греками с Афродитой; из других финикийских божеств можно назвать Решуфа, господина света и молний, и Дагона, бога зерна и моря.
Где не удавалось достигнуть влияния силой оружия или захватом обширных торговых рынков, там финикийцы добивались расположения владык богатыми подарками.
Повсюду в Финикии храмы пользовались самостоятельностью и жили по собственным законам.[ad#Googletekst_1]Помимо зданий, предназначенных для религиозных церемоний, в храме имелись помещения для всех его служителей: жрецов, слуг, стражников и ремесленников. На алтарях приносились жертвы из масла, вина и молока; более значительным приношением служили быки, телята и бараны. Во времена бедствий в жертву приносились и люди, главным образом младенцы. Финикийцы, как и многие другие народы древности, видели в человеческих жертвоприношениях самый действенный способ умилостивить богов. В Карфагене, когда город был осажден римлянами, в жертву богу Молоху были принесены жизни двухсот невинных людей.
В строительстве судов финикийцы широко использовали знаменитые ливанские кедры. Их флот, как военный, так и торговый, в древности повсюду пользовался заслуженной славой.
Как и египтяне, финикийцы верили, что после смерти жизнь души продолжается, и жизнь эта тесно связана с судьбой оставленного тела. Поэтому культ мертвых был в большом почете у этого довольно грубого народа.
Храмы - религиозные центры Финикии - жили по особым законам и пользовались полной независимостью.
Города-государства
Горный рельеф Финикии, разобщенность равнинных поселений, препятствовали рождению истинного общенационального единства. История Финикии – это история многочисленных городов-государств, изредка объединявшихся для противостояния общей опасности и постоянно находившихся во взаимной вражде.
город финикийцев
Послания некоторых египетских чиновников своим фараонам доказывают, что к XIV веку до н.э. Финикия была в египетском владении. Города-государства боролись за освобождения от этой “опеки”. Им удалось преуспеть в этой борьбе в начале XII века до н.э., но раздробленная Финикия неизбежно должна была стать легкой добычей для одной из окружающих ее сильных держав, которые постоянно вели войны за прибрежные территории, нуждаясь в морских портах. Несмотря на многочисленные возмущения финикийских городов, их долгое время удерживала в своей власти Ассирия, а когда Вавилон пал, Финикия перешла к Персидской империи. С поражением Персии и у Финикии практически была отнята всякая независимость.
Города, основанные финикийцами в местах, наиболее благоприятных для широкой торговли, имели каждый собственную политическую и религиозную власть, распространявшуюся также на захваченные территории. Обычно главным лицом в городе был, избранный из рода, которому приписывалось божественное происхождение; некоторые города были республиками. Самые богатые купцы входили в совет старейшин. Важнейшим религиозным центром был Библос (Библ), по преданию основанный Элом, богом солнца. В этом городе велась настолько активная торговля папирусом, что его имя у греков стало обозначением слова “книга”; ведь именно из стеблей папируса изготавливались тогда листы, пригодные для письма.
Просмотров: 2 781
the300spartans.ru
Финикия — википедия орг
Финики́я (от греч. Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура») — древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. Крайней северной точкой Финикии было устье реки Оронт, а южной — гора Кармель. На юге Финикия граничила с Израильским царством, а на Востоке и Севере — с Сирией. По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Израильского царства. При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например, Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармеля. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней.
Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200—800 год до нашей эры.
Финикийские города
Отдельные финикийские поселения превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Другие города Финикии — Акко, Ахзив, Сарепта Сидонская, Берит (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).
Название
Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей[1].
Другое объяснение — греч. Φοϊνιξ — «страна Феникса» (красного солнечного божества, появлявшегося с востока).[источник не указан 165 дней] Этимология прослеживается в разделе Финиковая пальма. Вероятно, греки, подплывавшие к берегам Финикии с запада, увидели в лучах восходящего Солнца пальмы, живо напомнившие оперение мифической птицы.
Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.
Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк. 7:26; Мф. 15:22; Деян. 11:19; 15:3; 21:2)[1].
История
Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячелетии до н. э. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом. В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря. С одной стороны ряд городов был разрушен и пришёл в упадок, с другой — народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.
Период наивысшего подъёма торговли финикийцев начался около 1200 г. до н. э., когда внутренние области Израиля были заняты израильтянами, а Сирия — арамеями[2]. Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом[3]. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность. Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо.
В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикийские города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена (в VI веке до н. э.). В 332 году до н. э. Финикию захватил Александр Македонский. Примечательна осада Тира. Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В I веке до н. э. Финикия была завоёвана царём Великой Армении Тиграном Великим. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.
Экономика
Первые финикийцы были рыболовами. Со временем их рыболовецкие деревни превратились в богатые купеческие центры, поскольку они стали использовать свои корабли не только для рыбной ловли, но и для торговли с заморскими землями. Финикийцы создавали палубные гребные суда из ливанского кедра. В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании (Фарсис) и даже — до Британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты находились в Испании, в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Отправлялись финикийцы и в загадочную страну Офир.
Яркое описание финикийской торговли дано в книге Иезекииля. Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Из Фувала и Мешеха привозили медную посуду (Иез. 27:13), из Фогарма — лошадей (Иез. 27:14), из Дамаска — вино и белую шерсть (Иез. 27:18), из Аравии — овец (Иез. 27:21).
На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и чёрного дерева; из шерсти и шёлка они изготовляли дорогие ткани.
Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из морских раковин (моллюсков) у берегов Финикии.
Морские экспедиции
Религия
Финикийская религия была частью семитских культов. Культ отправлялся профессиональной кастой жрецов, которые занимали привилегированное положение в обществе. Архитектура Храмов финикийских богов явилась прообразом храма Соломона, который был построен при активной помощи тирских инженеров. Однако отличия религиозные были кардинальными: иудеи поклонялись Единому Богу, а финикийцы — Пантеону богов. Особо финикийцы почитали Святые Горы[4]. Одним из последних адептов финикийской религии был Гелиогабал, который особое внимание уделял солярному культу и экстатическому поклонению.
В связи с обширными культурными, экономическими и политическими связями с Египтом и, позднее, Грецией, многие Финикийские божества имеют аналоги в египетской и греческой мифологии. Характерно обожествление личности правителя либо наместника Ваал, что соотносится с древнеегипетской религиозной традицией. Мелькарт, более известный в христианской традиции под наименованием Молох, также свидетельствует о подобной традиции обожествления и почитания городского правителя. Позднее, греческие источники стали отождествлять его с Геркулесом. Часто Верховный бог приобретал черты солярного божества. Согласно устаревшими взглядам, основанным на римских текстах, финикийцы совершали множественные жертвоприношений младенцев (тофет). Современные научные данные опровергают данную гипотезу. При исследовании захоронений от Гебала до Картахена было обнаружено, что в позднефиникийскую эпоху захоронение лиц умерших в младенчестве и мертворожденных производилось отдельно от более старших возрастных категорий. Большая доля останков, обнаруженных в «детских» погребениях, принадлежит мертворожденным, недоношенным и абортусам. В раннефиникийский период производилась кремация детских останков, что подтверждается большой редкостью детских погребений в раннефиникийских некрополях. С учётом враждебных отношений римлян и финикийцев, а также многочисленных научных заблуждений античных авторов (достаточно указать населяющих Гиперборею людей с собачьими головами, зимующих на дне пруда чаек, обитающих в Бактрии гигантских муравьях, размером с овцу), можно констатировать необоснованность утверждений о распространённости человеческих жертвоприношений среди финикийцев.
Наряду с небесным мужским божеством почиталась и богиня-мать Астарта (божество сидонское — 3Цар. 11:5), одной из форм поклонения которой была храмовая проституция — однократная продажа своего тела за деньги, отдаваемые в храм Богини.
Финикийская религия представляла собой синтез различных традиций. Кочевой семитский культ небесных светил (солярного быкоголового Солнца и женской богини Луны) наслаивался на матриархальный неолитический культ Великой Матери (родственной Кибеле) и египетской паре Исиды и Осириса (Адонис).
Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва, народы, соседствовавшие с финикийцами, считали этот обычай доказательством особой жестокости последних. Этот вид жертвоприношения практиковался в особо важных случаях, известны жертвоприношения одновременно нескольких сотен детей. Урны с прахом хоронили на священном участке, называвшемся тофет[5]. Эту практику заимствовали у финикийцев древние евреи после завоевания Южного Ханаана. В Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской (Геенна) около Иерусалима, в честь Молоха, при еврейских царях. Местом отправления культа был, согласно Библии, Тофет в долине Хинном (Иер. 32:35).
Вопрос о детских жертвоприношениях и о том, насколько регулярно они совершались в Финикии, давно является предметом споров среди библеистов и археологов. Профессор антропологии и истории Джефри Шварц и его коллеги предложили более мягкую интерпретацию: «Детей кремировали, независимо от причины смерти». Для изучения были взяты останки 348 погребальных урн, обнаруженных при раскопках карфагенского тофета.
Экспертиза показала, что большинство захоронений содержат останки детей, погибших в возрасте от пяти месяцев внутриутробной жизни или умерших на первом году жизни. Установлено, что много младенцев умерло в возрасте двух-пяти месяцев, и, по крайней мере, 20 % от общего числа — мертворождённые. Таким образом, учёные сделали вывод, что тофет был местом погребения мертворождённых детей и умерших вскоре после рождения — дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву. Ни в одной из урн не содержалось достаточно скелетного материала, который указывал бы на двойное захоронение. Таким образом, нельзя говорить о массовых жертвоприношениях.[6]
Финикийский Сидон назван «первенцем Ханаана» (Быт. 10:15). В эпоху израильского завоевания Ханаана финикийский Сидон уже назван Великим (Нав. 19:28) и упомянут другой финикийский город Тир (Нав. 19:29; Пс. 82:8; Пс. 86:4) — они послужили северными пределами расселения евреев (Суд. 3:3). Во времена царя Соломона финикийский Сидон владел всем Ливаном и богател за счёт продажи кедров (3Цар. 5:6), но известным финикийским правителем был царь тирский Хирам (3Цар. 5:1). Тир торговал «с народами на многих островах» (Иез. 27:3), властвовал от Сидона до Арвада (Иез. 27:8). Финикийцы помогали израильтянам строить храм и учили их мореходному делу (3Цар. 16:32).
Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Самарии появились капища Ваала (3Цар. 16:32). С финикийским влиянием в Израиле боролся пророк Илия. В финикийской Сарепте он явил чудо неиссякаемой кадки и кувшина (3Цар. 17:14).
В Новом Завете Финикия иногда называется собственным именем (Деян. 11:19; 15:3), а иногда обозначается в качестве «пределов Тирских и Сидонских» (Мк. 7:24), где согласно Евангелиям Иисус Христос изгнал демона из дочери «сирофиникиянки» (Мк. 7:26) или «хананеянки» (Мф. 15:22). Другие жители «приморских мест Тирских и Сидонских» слушали Нагорную проповедь (Лк. 6:17).
Финикийские колонии
Финикийские колонии
Финикийцы освоили практически всё побережье Средиземного моря. Первым объектом их колонизации стал Кипр (в XII в. до н. э.[7]), а затем другие крупные острова — Корсика, Крит, Мальта (Мдина), Сицилия (Лилибей, Мотия, Палермо) и Сардиния (Ольбия).
Самой крупной колонией финикийцев стал Карфаген, влияние которого распространилось на всё средиземноморское побережье Магриба (Бизерта, Гадрумет, Гиппон, Типаса, Лептис-Магна, Лептис-Минор, Сабрафа, Утика) и Испании (Гибралтар, Кадис, Картахена, Малага).
Колонии финикийцев не исчезли бесследно. Современные генетики доказали, что потомки финикийцев (носители гаплогруппы J2) до сих пор живут на средиземноморском побережье, давно утратив свой язык и этническую идентификацию. Так, около трети населения Мальты является прямыми потомками финикийских колонистов[8].
Вклад в культуру
Финикийцы внесли следующий вклад в развитие мировой цивилизации:
изобрели алфавитное письмо, которое послужило основой греческого алфавита и латиницы;
первыми обогнули Африку с востока на запад;
способствовали освоению берегов Средиземного моря и включению их в международную торговлю;
усовершенствовали технологию получения стекла;
научились добывать из раковин моллюсков пурпур.
Поначалу финикийцы, не имевшие собственной письменности, в деловой и дипломатической переписке использовали аккадский язык, что создавало определённые затруднения. Аккадская клинопись требовала немало времени на изучение — она насчитывала около 600 знаков, каждый из которых имел несколько значений. Чтобы вести переписку на чужом языке, необходимо было содержать штат специально обученных писцов. Неудобства использования аккадского языка привели финикийцев к созданию своего собственного линейного письма, на основании которого было создано алфавитное письмо всех европейских и большей части неевропейских народов[9].
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
www-wikipediya.ru
30-32 - Древняя Финикия – кратко
30. Природа Финикии
На дороге из Египта в область Тигра и Евфрата лежали Сирия, Финикия и Палестина. Из этих трех стран особое значение приобрела по своему географическому положению Финикия, получившая свое название у греков, как страна солнечного божества Финика, появлявшаяся с востока. Это была узкая прибрежная полоса между горным хребтом Ливаном и Средиземным морем, которое у этого берега (и даже севернее и южнее) носило имя Финикийского. Природа соединила здесь на небольшом пространстве все, что только могло содействовать развитию мореплавания. Берег моря представлял собою множество удобных гаваней (в настоящее время совершенно засоренных), а на горах рос превосходный строевой лес – громадные сосны и знаменитые ливанские кедры. Этот же лес и многочисленные водные потоки, низвергавшиеся с гор в море, умеряли климат всего финикийского побережья, благодаря чему и была возможна на нем обработка земли под поля и сады. Позади этой маленькой страны, обращенной к морю, в Сирии встречались торговые пути из Египта и Ассиро‑Вавилонии, при чем главным складочным пунктом был Дамаск.
Финикия. Видеоурок
31. История Финикии
Финикийцы были семиты и находились в ближайшем родстве со своими южными соседями – евреями. Они никогда не составляли одного государства, но распадались на несколько городов, из которых самыми важными были сначала Сидон, потом Тир. (Одно время финикийцы даже назывались сидонянами). При XVIII династии фараонов Финикия подпала под власть Египта, и её жители получили привилегию вести в Египте торговлю, так что в Мемфисе у них даже образовался свои квартал. Торговля, соединенная с морским разбоем, вообще сделалась главным занятием финикийцев, и ради торговых целей они стали заводить свои колонии на берегах и островах Средиземного моря. Они овладели Кипром, богатым медью[1], и некоторыми островами Архипелага, и даже проникали в Черное море, а на западе основывали свои поселения в Сицилии, в Сардинии, в южной Испании, богатой серебром (Кадис), и в северной Африке (Карфаген) и решались выезжать в Атлантический океан к западным берегам Африки и к Британским островам, откуда привозили олово. (При египетском фараоне Нехо финикийские моряки объехали вокруг Африки). Путем караванной торговли поддерживались сношения Финикии с Сирией, Египтом и Ассиро‑Вавилонией, с Арменией, Ираном и Аравией, откуда вывозились разнообразные естественные произведения и продукты промышленности этих стран.
Сначала главную роль в этой торговле играл Сидон, но когда его взяли филистимляне, его значение перешло к Тиру, особенно в царствование Хирама, современника Давида и Соломона. В Тире, однако, произошли раздоры между богатым купечеством и простым народом (ремесленниками, судовыми рабочими и т. п.), и ослабленный распрями город, с одной стороны, уступил часть своей торговки колонии своей Карфагену на северном берегу Африки, а с другой, оказался не в состоянии удержать свою независимость. Финикия вошла в число земель Ассиро‑Вавилонского царства, а затем досталась персам, в монархии которых играла потом роль главной морской силы.
32. Культурное значение финикийцев
Всесветные торговые посредники, финикийцы не пользовались, однако, расположением народов, с которыми они имели дело. Финикийских купцов упрекали в лживости и коварстве, но они все‑таки умели сделать себя необходимыми всем народам. Приходя в постоянное соприкосновение с образованными странами, они заимствовали у них и завозили к варварам разные знания и искусства. Они переняли у египтян их письмо, но упростили его, составив азбуку из двух десятков букв, и передали ее евреям, арабам и грекам (у которых в свою очередь заимствовали азбуку римляне). По образцам, заимствованным у других народов, финикийцы завели у себя разнообразную промышленность для вывоза, при чем обнаруживали склонность приспособляться ко вкусу тех народов, для которых готовили те или другие товары. Сидон прославился изделиями из стекла, приготовлять которое выучились в Египте, Тир – своими красильнями для тканей, вообще вся Финикия – глиняной посудой, бронзой, ювелирными вещами и пр., и пр.
Религия финикийцев, допускавшая человеческие жертвоприношения, была происхождения семитического. Они поклонялись Ваалу и Астарте (то же, что Бел и Иштар), а в Тире был развит культ Мелькарта, которого греки сравнивали со своим Гераклом. Финикийцы строили святилища своим богам и в чужих землях; у них были, например, храмы в Мемфисе, Иерусалиме, Самарии и других местах. Для вывоза в чужие страны они фабриковали идолов, так что и в области религии играли посредническую роль.
[1] От греч. названия этого острова (Κύπρος) произошло название лат. меди cuprum., откуда фр. cuivre, нем. Kupfer.
www.rushist.com
Древний мир. Страны и племена. Финикия. Религия.
Политическая раздробленность Финикии,
так никогда и не преодоленная, содействовала
тому, что финикийская религия не знала системы
мифов, которая имела место у вавилонян. Жречество
городов не имело возможности выдвинуть своего
бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как
фиванский бог Амон был объявлен “царствующим
богом” Египта во времена владычества Фив. Бог
неба был главным богом в городах Финикии и носил
имя нарицательное, а не собственное. Он назывался
просто “владыка” (Ваал), “царь города”
(Мелькарт), просто “власть” (Молох) или же “бог”
(Эль).
Рядом с богом неба Ваалом стояла его
жена — богиня Астарта (вариант имени — Аштарт,
Ашерат). Наряду
с богами неба и земли почитался также
бог умирающей и воскресающей растительности.
Чаще всего он назывался Адони — “господин мой”
или, согласно греческому варианту, — Адонис.
Некоторые черты умирающего и воскресающего бога
встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по
другой версии — жена Астарта). Основная тема
обширного мифологического эпоса — это
повествование о смерти и воскресении Ваала, о
верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти.
Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам
египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде.
Вместе с культом умирающе-воскресающего бога
зарождаются начала религиозной драмы. Один из
угаритских текстов можно истолковать как запись
подобной драмы религиозного характера.
В культе Финикии, как и в культах
Палестины и Сирии, достаточно долго сохранялись
человеческие жертвоприношения. Часто в качестве
жертв использовались дети и особенно грудные
первенцы. Преимущественно — в моменты грозной
опасности для государства. Стоит назвать и такой
факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира
греко-македонскими войсками на городской стене в
качестве жертв были зарезаны иноплеменники —
македонские военнопленные.
Источник: Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.
ancient.gerodot.ru
Религия финикийцев - Финикия - Каталог статей
Религия финикийцев.
Политическая раздроблённость Финикии, не преодолённая течение всей её истории, имела своим последствием то, что финикийская религия не знала мифологических систем, подобных вавилонским, в которых боги других городов были принижены в угоду главному богу того центра, который объединял всю страну. Эта раздроблённость Финикии не могла создать жречеству какого-либо из городов возможность выдвижения своего бога в качестве «царя богов», подобно тому как фиванский бог Амон был объявлен «царём богов» Египта во время владычества Фив. Бог неба, являвшийся обычно главным богом в городах Финикии, имел имя нарицательное, а не собственное: он, как Бел у аккадских семитов, назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох), или «бог» (Эль).
Рядом с богом неба Ваалом стояла его сестра или жена 'Анат, иначе 'Аштарт (Астарта) или Ашерат. Вместе с божествами неба и земли почитался бог умирающей и воскресающей растительности. Он назывался чаще всего нарицательным именем Адони — «господин мой» (в греческой передаче—Адонис). Некоторые черты умирающего и воскресающего бога были внесены и в миф о главном божестве Ваале. Об этом свидетельствуют некоторые из эпизодов мифа о Ваале и сестре его 'Анат, который сохранился среди текстов,, раскопанных в Угарите. Основной темой обширного мифологического эпоса является повествование о смерти и воскресении Ваала и о верности ему и в жизни и в смерти его сестры 'Анат. Некоторые эпизоды близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде. Как в Египте и Вавилоне, так и в Финикии зарождаются в связи с культом умирающего и воскресающего бога зачатки религиозной драмы. Один из угаритских текстов можно истолковать как запись такой религиозной драмы.
Богатство финикийских торговых городов обеспечивало возможности для создания пышного культа, осуществляемого многочисленным жречеством. В культе Финикии—что характерно было и для Палестины и Сирии— очень долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причём иногда приносилось в жертву самое пенное для народа — дети и особенно первенцы. Человеческие жертвы приносились в момент грозной опасности для государства. Ещё в IV в. до н. э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на стенах города были зарезаны в качестве жертв богам иноплеменники — македонские военнопленные.
istoriya-ru.ucoz.ru
Финикия - это... Что такое Финикия?
Финики́я (от греч. Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура») — древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. Крайней северной точкой Финикии было устье реки Оронт, а южной — гора Кармель. На юге Финикия граничила с Израильским царством, а на Востоке и Севере — с Сирией. По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Израильского царства. При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармельа. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской.
При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней.
Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремеслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200—800 год до нашей эры.
Финикийские города
Отдельные финикийские города превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Другие города Финикии — Акко, Ахзив, Сарепта Сидонская, Берута (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).
Название
Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей[1].
Другое объяснение — греч. Φοϊνιξ — «страна красного солнечного божества Феникса», появлявшегося с востока.
Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.
Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк.7:26; Мф.15:22; Деян.11:19; 15:3; 21:2)[1].
История
Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячелетии до н. э. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом. В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря. С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.
Период наивысшего подъёма торговли финикийцев начался ок. 1200 г. до н. э., когда внутренние области Израиля были заняты израильтянами, а Сирия — арамеями[2]. Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом[3]. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность. Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо.
В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикийские города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена (в VI веке до н. э.). В 332 году до н. э. Финикию захватил Александр Македонский. Примечательна осада Тира. Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.
Экономика
Первые финикийцы были рыболовами. Со временем их рыболовецкие деревни превратились в богатые купеческие центры, поскольку они стали использовать свои корабли не только для рыбной ловли, но и для торговли с заморскими землями. Финикийцы создавали палубные гребные суда из ливанского кедра. В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании (Фарсис) и даже — до Британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты находились в Испании, в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Отправлялись финикийцы и в загадочную страну Офир
Яркое описание финикийской торговли дано в книге Иезекииля. Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Из Фувала и Мешеха привозили медную посуду (Иез.27:13), из Фогарма — лошадей (Иез.27:14), из Дамаска — вино и белую шерсть (Иез.27:18), из Аравии — овец (Иез.27:21).
На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и чёрного дерева; из шерсти и шелка они изготовляли дорогие ткани.
Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из морских раковин (моллюсков) у берегов Финикии.
Морские экспедиции
В 1500 году до н. э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов.
Около 600 лет до н. э. по указу фараона Нехо обогнули Африканский континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать весла, которые располагались на трех палубах, и четырёхугольный парус площадью около 300 м².
Религия
Финикийская религия была частью семитской религии. Культ отправлялся профессиональной кастой жрецов, которые занимали привилегированное положение в обществе. Храмы финикийских богов являлись прообразом храма Соломона, который был построен при активной помощи тирских инженеров. Однако в отличие от иудеев, финикийцы поклонялись статуям богов (идолам). Особо финикийцы почитали Святые Горы (рудименты этого культа сохранились у евреев в почитании горы Сион)[4]. Одним из последних адептов финикийской религии был Гелиогабал, который особое внимание уделял солярному культу и экстатическому поклонению.
Верховный бог именовался Ваал. В годину несчастий грозный бог требовал жертвоприношений младенцев (тофет). Эта ипостась Ваала была известна как Мелькарт или Молох. Часто Верховный бог приобретал черты солярного божества.
Наряду с небесным мужским божеством почиталась и богиня мать Астарта (божество сидонское — 3Цар.11:5), одной из форм поклонения которой была храмовая проституция — однократная продажа своего тела за деньги, отдаваемые в храм Богини.
Финикийская религия представляла собой синтез различных традиций. Кочевой семитский культ небесных светил (солярного быкоголового Солнца и женской богини Луны) наслаивался на матриархальный неолитический культ Великой Матери (родственной Кибеле) и египетской паре Изиды и Озириса (Адонис).
Финикийский Сидон назван «первенцем Ханаана» (Быт.10:15). В эпоху израильского завоевания Ханаана финикийский Сидон уже назван Великим (Нав.19:28) и упомянут другой финикийский город Тир (Нав.19:29; Пс.82:8; Пс.86:4) — они послужили северными пределами расселения евреев (Суд.3:3). Во времена царя Соломона финикийский Сидон владел всем Ливаном и богател за счет продажи кедров (3Цар.5:6), но известным финикийским правителем был царь тирский Хирам (3Цар.5:1). Тир торговал «с народами на многих островах» (Иез.27:3), властвовал от Сидона до Арвада (Иез.27:8). Финикийцы помогали израильтянам строить храм и учили их мореходному делу (3Цар.16:32).
Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Самарии появились капища Ваала (3Цар.16:32). С финикийским влиянием в Израиле боролся пророк Илия. В финикийской Сарепте он явил чудо неиссякаемой кадки и кувшина (3Цар.17:14).
В Новом Завете Финикия иногда называется собственным именем (Деян.11:19; 15:3), а иногда обозначается в качестве «пределов Тирских и Сидонских» (Мк.7:24), где согласно Евангелиям Иисус Христос изгнал демона из дочери «сирофиникиянки»(Мк.7:26).
Финикийские колонии
Финикийские колонии
Финикийцы освоили практически все побережье Средиземного моря. Первым объектом их колонизации стал Кипр (в XII в. до н. э.[5]), а затем другие крупные острова — Корсика, Крит, Мальта (Мдина), Сицилия (Лилибей, Мотия, Палермо) и Сардиния (Ольбия).
Самой крупной колонией финикийцев стал Карфаген, влияние которого распространилось на все средиземноморское побережье Магриба (Бизерта, Гадрумет, Гиппон, Типаса, Лептис-Магна, Лептис-Минор, Сабрафа, Утика) и Испании (Гибралтар, Кадис, Картахена, Малага).
Колонии финикийцев не исчезли бесследно. Современные генетики доказали, что потомки финикийцев (носители гаплогруппы J2) до сих пор живут на средиземноморском побережье, давно утратив свой язык и этническую идентификацию. Так около трети населения Мальты является прямыми потомками финикийских колонистов[6].
Значение
Финикийцы внесли следующий вклад в развитие мировой цивилизации:
Алфавитное письмо, которое послужило основой греческого алфавита и латиницы.
Первыми обогнули Африку с востока на запад.
Способствовали освоению берегов Средиземного моря и включению их в международную торговлю.
Усовершенствовали технологию получения стекла.
Первыми научились добывать из раковин моллюсков пурпур
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
biograf.academic.ru
30-32 - Древняя Финикия – кратко
30. Природа Финикии
На дороге из Египта в область Тигра и Евфрата лежали Сирия, Финикия и Палестина. Из этих трех стран особое значение приобрела по своему географическому положению Финикия, получившая свое название у греков, как страна солнечного божества Финика, появлявшаяся с востока. Это была узкая прибрежная полоса между горным хребтом Ливаном и Средиземным морем, которое у этого берега (и даже севернее и южнее) носило имя Финикийского. Природа соединила здесь на небольшом пространстве все, что только могло содействовать развитию мореплавания. Берег моря представлял собою множество удобных гаваней (в настоящее время совершенно засоренных), а на горах рос превосходный строевой лес – громадные сосны и знаменитые ливанские кедры. Этот же лес и многочисленные водные потоки, низвергавшиеся с гор в море, умеряли климат всего финикийского побережья, благодаря чему и была возможна на нем обработка земли под поля и сады. Позади этой маленькой страны, обращенной к морю, в Сирии встречались торговые пути из Египта и Ассиро‑Вавилонии, при чем главным складочным пунктом был Дамаск.
Финикия. Видеоурок
31. История Финикии
Финикийцы были семиты и находились в ближайшем родстве со своими южными соседями – евреями. Они никогда не составляли одного государства, но распадались на несколько городов, из которых самыми важными были сначала Сидон, потом Тир. (Одно время финикийцы даже назывались сидонянами). При XVIII династии фараонов Финикия подпала под власть Египта, и её жители получили привилегию вести в Египте торговлю, так что в Мемфисе у них даже образовался свои квартал. Торговля, соединенная с морским разбоем, вообще сделалась главным занятием финикийцев, и ради торговых целей они стали заводить свои колонии на берегах и островах Средиземного моря. Они овладели Кипром, богатым медью[1], и некоторыми островами Архипелага, и даже проникали в Черное море, а на западе основывали свои поселения в Сицилии, в Сардинии, в южной Испании, богатой серебром (Кадис), и в северной Африке (Карфаген) и решались выезжать в Атлантический океан к западным берегам Африки и к Британским островам, откуда привозили олово. (При египетском фараоне Нехо финикийские моряки объехали вокруг Африки). Путем караванной торговли поддерживались сношения Финикии с Сирией, Египтом и Ассиро‑Вавилонией, с Арменией, Ираном и Аравией, откуда вывозились разнообразные естественные произведения и продукты промышленности этих стран.
Сначала главную роль в этой торговле играл Сидон, но когда его взяли филистимляне, его значение перешло к Тиру, особенно в царствование Хирама, современника Давида и Соломона. В Тире, однако, произошли раздоры между богатым купечеством и простым народом (ремесленниками, судовыми рабочими и т. п.), и ослабленный распрями город, с одной стороны, уступил часть своей торговки колонии своей Карфагену на северном берегу Африки, а с другой, оказался не в состоянии удержать свою независимость. Финикия вошла в число земель Ассиро‑Вавилонского царства, а затем досталась персам, в монархии которых играла потом роль главной морской силы.
32. Культурное значение финикийцев
Всесветные торговые посредники, финикийцы не пользовались, однако, расположением народов, с которыми они имели дело. Финикийских купцов упрекали в лживости и коварстве, но они все‑таки умели сделать себя необходимыми всем народам. Приходя в постоянное соприкосновение с образованными странами, они заимствовали у них и завозили к варварам разные знания и искусства. Они переняли у египтян их письмо, но упростили его, составив азбуку из двух десятков букв, и передали ее евреям, арабам и грекам (у которых в свою очередь заимствовали азбуку римляне). По образцам, заимствованным у других народов, финикийцы завели у себя разнообразную промышленность для вывоза, при чем обнаруживали склонность приспособляться ко вкусу тех народов, для которых готовили те или другие товары. Сидон прославился изделиями из стекла, приготовлять которое выучились в Египте, Тир – своими красильнями для тканей, вообще вся Финикия – глиняной посудой, бронзой, ювелирными вещами и пр., и пр.
Религия финикийцев, допускавшая человеческие жертвоприношения, была происхождения семитического. Они поклонялись Ваалу и Астарте (то же, что Бел и Иштар), а в Тире был развит культ Мелькарта, которого греки сравнивали со своим Гераклом. Финикийцы строили святилища своим богам и в чужих землях; у них были, например, храмы в Мемфисе, Иерусалиме, Самарии и других местах. Для вывоза в чужие страны они фабриковали идолов, так что и в области религии играли посредническую роль.
[1] От греч. названия этого острова (Κύπρος) произошло название лат. меди cuprum., откуда фр. cuivre, нем. Kupfer.