Древние вазы. Вазопись в Древней Греции. Стили вазописи Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности древнегреческой вазописи. Древние вазы


Искусство Древней Греции-вазопись

Роспись на сосудах, на которые Древние греки наносили специальные краски, а после обжигали предметы быта, называют «вазопись». Керамика имела огромное значение для греков. Они выдумали огромное количество, разных по типу, виду и предназначению, ваз, кувшинов, амфор и других сосудов.

Искусство Древней Греции вазопись

Древнегреческая вазопись изучается учеными по историческим периодам. Начинаются они с Минойского (3 век до н.э.). На протяжении столетий культура живописи и росписи сосудов менялась вплоть до эллинизма (предхристианский период). Во времена процветания Греции, когда царил мир, искусство и культура развивались интенсивно. Среди художников, которые стали наиболее известны:

  1. Тиманф.

  2. Зевксис.

  3. Паррасий.

  4. Аполлодор Афинский.

  5. Эксекий.

  6. Пасиад.

  7. Харес.

    Известно, что Аполлодор создал неповторимую технику росписи, которую позже назвали «светотенью». Художника стали называть Тенеписцем. Греки не сохранили секрет создания росписи в светотени, но методика была вновь создана. Правда, намного позже, в эпоху Возрождения.

    Художественные произведения Древние греки выводили на второй план. Главенствовала роспись по керамике. Вазопись – это целое искусство, которое дало огромный толчок и живописи греков. Наиболее привычные для греков формы ваз называли:

  • амфора;

  • кратер;

  • килик;

  • гидирия.

Были и другие разновидности сосудов. Всего их насчитывается более 50 видов. В амфорах хранили вина, масло. Из килика вино пили. Кратер напоминал чашу. Название «гидрия» говорит само за себя. В ней хранили воду.

Искусство nДревней Греции вазопись

Техника росписи: от простого – к сложному

Вазопись начиналась с совсем простых узоров. Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. Позже орнаменты усложнились. Со временем появились сюжеты из жизни. Историки отмечают, что по рисунку на одной вазе можно было судить о жизни целой семьи. Детально прорисовывались лица людей, одежда, предметы интерьера и быта, животные, растения. Рисовали и сцены из истории. Некоторые узоры были довольно причудливыми. Изображали пиршества, сцены войны, мифологические сюжеты.

Искусство nДревней Греции вазопись

Яркими представителем Минойской эпохи считаются глиняные кувшины с непринужденными орнаментами. Цветочки и завитки наносили на черный фон белой краской. Нравилось грекам изображать на кувшинах морские мотивы. Среди них дельфины, осьминоги, коралловые рифы, водоросли.

Менялась и техника нанесения рисунка. Использовали разные типы красок. Большинство из них после обжига меняли цвет, темнея. Чаще они превращались в оттенки коричневого или красного. Добавляя черного, мастера добивались непревзойденного сочетания цветов. Со временем художники изобрели черный лак и покрывали им пространства между фигурами и узорами на вазах, а сами картинки были темно-бардового оттенка.

Позже вазописцам понравилась роспись по белой основе. Такие орнаменты считались высшим пилотажем. Линии же белой краской на темном фоне использовали для изображения женщин, чтобы подчеркнуть их белую кожу. Мастера начали применять большее разнообразие цветов. Появились: желтый, оранжевый, зеленый, синий и их оттенки. Их наносили как на белый, так и на черный фоны.

Считалось, что только один рисунок или персонаж на вазе – это недоделанная работа. Амфоры и кувшины расписывали полностью, по самое горлышко. На нем, чаще всего, красовался незатейливый орнамент. Главный же рисунок находился на самой вазе. Многие мастера не ленились ставить автографы на своих произведениях.

Искусство nДревней Греции вазопись

В рисунках и сюжетах, которые наносили на сосуды Древние греки – оттенок быта, культуры, традиций, обычаев, истории этого народа. По заявлению археологов, среди находок на раскопках Древнегреческих поселений и городов, больше всего керамических изделий. Где бы ни селились представители греческого народа, исследователи отмечают наличие среди предметов быта расписных горшочков и ваз.

Кроме греческой митрополии, ареалом распространения вазописи стали:

  • Малая Азия.
  • Острова в Эгейском море.
  • Крит.
  • Кипр.
  • Южная Италия.

По мере развития торговых путей, греческая керамика попала в Египет, на Ближний Восток, в Северную Африку.

Археологи подметили один интересный факт: любой предмет посуды из глины, не говоря уже о декоративных кувшинах и вазах, греки расписывали. Обязательным было делать подарки и подношения в виде расписанной посуды монахам, старцам, служителям храмов. Керамические предметы быта вкладывали в могилы при захоронениях.

Широкий след в культуре Древней Греции оставила Микенская керамика. Этот период датирован 1600 гг. до н.э. Образцы росписи значительно отличаются от ранних. На вазах корабли и люди, все в темных тонах.

Позже не все из геометрических рисунков были просты. В 900 гг. до н.э. в Греции процветает геометрика. С ее развитием меняются и узоры на кувшинах. Изначально круги и эллипсы выводили при помощи циркуля. Фигурки логически чередовались, образуя цепочки и превращая простой орнамент в замысловатый рисунок. Такие чередования отделяли друг от друга горизонтальными линиями.

Не только греки влияли на остальной мир, «давая моду» на орнаменты и роспись вазонов. Со временем в традиционные мотивы были привнесены древнеегипетские сюжеты. Появились сфинксы и львы. Но по технике больших отличий от раннего периода не произошло.

Искусство nДревней Греции вазопись

Разновидности сосудов в Древней Греции

Древние греки выдумали массу традиционных и причудливых форм кувшинов для воды и других жидкостей. Среди них:

  • Амфора. Этот сосуд овальной формы, имеет 2 ручки. Традиционный объем – чуть больше 25 литров.
  • Алабастр. Сосуд с плоским горлом, к которому крепилось «ушко», чтобы удобнее было вешать на стену. Хранили в этом небольшом кувшинчике парфюмерные компоненты.
  • Динос. В нем смешивали спиртное. Чаще – вино. По виду этот сосуд напоминает кувшин на подставке.
  • Гидрия. Удлиненный сосуд, в котором хранили воду или напитки для пиршеств. Чаще у таких кувшинов расписывали только ручки.
  • Канфар. Очень похож на кубок с ручками и высокой ножкой.
  • Киаф больше похож на чашу с одной ручкой, длинной и изогнутой. Применялся для зачерпывания жидкостей. Им меряли не только воду, но и сыпучие вещества. Объем киафа – примерно 45 мл.
  • Килик. Плоская чаша на ножке, имеющая пару ручек.
  • Кратер играл роль емкости для разбавления крепких вин. Горло его довольно широкое.
  • Скифос. Почти полулитровая чаша с 2 ручками. Предназначался для напитков.
  • Стамнос. Овальный, сплющенный сосуд для вина с тонким горлышком.

В основном любые сосуды использовали для хранения жидкостей или украшения пиршеств. Некоторые кувшины специально расписывали к важным датам и празднованиям. Эти сосуды служили исключительно для гостей, часто им их дарили.

Искусство nДревней Греции вазопись

Процесс росписи в Древней Греции

Расписывали глиняные сосуды перед обжигом. После того, как глине была предана форма и заготовка высыхала на солнышке, мастера приступали к нанесению грунтовки – основы для рисунка. Базой служил раствор шликера или минеральный жидкости. Затем наносили орнамент. Сосуд ставили на колени и начинали работу. Краску брали кистями различной формы и величины.

Применялись и циркули, деревянные палочки, металлический инструмент. Позже, когда рисунки намного усложнились, мастера сначала делали наброски, а затем рисовали «чистовой» вариант. В завершение ставили автограф, давали краске подсохнуть и отправляли изделие на обжиг. В редких случаях перед обжигом на дне или сбоку внизу прочерчивалась цена амфоры или скифоса.

Большие декоративные вазы, на которых было где «разгуляться» мастеру, представляли собой целые произведения искусства. Мотивы росписи посвящали богам Древней Греции, людям — героям мифов. Вреди таких изображений меньше всего было сцен быта Древних греков. Широкое распространение получили картины пиршеств, свадебных обрядов, олимпийские соревнования или сцены из повседневной жизни спортсменов, их тренировок.

Позже изобрели краски, которые не требовали проведения обжига. Называли такие вазы «канозскими». В быту ими почти не пользовались. Предназначались они для закладывания в захоронения. Украшались сосуды и лепниной. Делали это, преимущественно, мастера Сицилии. Некоторые техники, которые не получили повсеместное распространение, а были характерны лишь для определенных местечек. Наиболее популярными стали амфоры Афин, Лаконии, Беотии.

gidvgreece.com

Античность. Греческие вазы чернофигурного стиля. VI - Vв.в. до н.э.

орнаментornament_i_stiluchiteljЧернофигурный стиль вазописи приходит на смену восточному.  В этот период для росписи используют лак глубокого черного цвета. Иногда его дополняют белой и красной краской. Фигуры и орнаменты четким силуэтом читаются на красном фоне глины. Мелкие детали процарапаны. В это время все большее значение для художников приобретают мифологические сюжеты. Чтобы смысл изображенного был понятнее, иногда  на фоне рядом с фигурами написаны их имена. Орнамент полностью исчезает с фона и перебирается на шейку и ножку. Движения фигур еще угловаты и схематичны, фигуры редко заслоняют друг друга.

Important Attic black-figure neck amphora from the Group of Toronto 305 

Important Attic black-figure Group E panel amphora from the workshop of Exekias

Important Attic black-figure amphora from the Leagros Group

Attic black-figure amphora

Attic black-figure hydria by the Ready Painter

Attic black-figure olpe 

  

Геракл и Гидра

Флейтистка

Килик из Лаконииhttp://community.livejournal.com/history_of_art/349269.html

Important Attic black-figure neck amphora from the Group of Toronto 305 http://www.royalathena.com/PAGES/GreekCatalog/GreekVasesAtticBF.html http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C&oldid=23365574

ornament-i-stil.livejournal.com

Вазопись в Древней Греции. Стили вазописи Древней Греции

В данной статье мы с вами, дорогие читатели, рассмотрим стили вазописи Древней Греции. Это самобытный, яркий и потрясающий пласт античной культуры. Любой, кто своими глазами видел амфору, лекиф или скифос, навсегда сохранит в памяти их непревзойденную красоту.

Далее мы поговорим с вами о разнообразных техниках и стилях росписи, а также упомянем наиболее влиятельные центры развития этого искусства.

Вазопись Древней Греции

Потрясающие образцы вазописи Древней Греции радуют глаз туристов и являются желанным предметом в коллекции многих ценителей искусства. Эти разноцветные сосуды восхищают разнообразием форм, сюжетов и красок.

В статье мы с вами рассмотрим стили вазописи, отталкиваясь от периодизации культуры Эллады. Греческие вазы (рисунки будут приведены далее) прошли путь от простого горшка, обожженного на костре, до шедевра античной живописи в виде краснофигурной амфоры-билингвы.

Благодаря своей исключительной красоте и утонченности, эти предметы быстро стали популярным импортом в разные части Европы и Азии. Их находят как в кельтских захоронениях, так и в усыпальницах Ближнего Востока и Северной Африки.

Интересен следующий факт. Самые первые образцы были найдены в этрусских склепах, и изначально никто не связывал их с греками. Только в конце девятнадцатого века Иоганн Винкельманн доказал их эллинское происхождение. После такого открытия древнегреческая вазопись стала одной из важнейших тем в изучении античности.

вазописи древней греции

Сегодня сосуды позволяют не только восстановить многие сферы жизни этого народа, но и датировать различные события, а также познакомиться с именами мастеров.

Подробнее об этом мы поговорим далее, но в один из периодов у вазописцев было даже соревнование. Судя по граффити, они хвалились друг перед другом, что их сосуд лучше.

Центры и технологи вазописи

Благодаря находкам археологов сегодня многие музеи мира могут похвастаться образцами вазописи Древней Греции. Есть древнейшие сосуды с острова Крит и коринфская керамика, черно- и краснофигурные амфоры, лекифы и прочие типы посуды.

В материковой части страны основными центрами производства были аттические метрополии Афины и Коринф. Кроме них еще встречаются мастера из Лаконии и Беотии. Именно в этих полисах изобрели разнообразные методы украшения сосудов.

Позже центр производства перемещается в Южную Италию. Так же как и в раннеэллинский период он перешел с Крита на материк. Здесь выделяются два города – сицилийская Чентурипа и южноитальянская Каноза.

Отдельно стоит остановиться на технологии, с помощью которой делались греческие вазы. Рисунки свидетельствуют об использовании гончарного круга уже во втором тысячелетии до нашей эры.

Глина подбиралась по цветам. В отдельных районах она была разного окраса – от желтого до бурого. В случае если материал был очень маслянистым, в него добавляли шамот и песок. Кроме этого, глину специально «старили». Процесс включал в себя долгое выдерживание сырья во влажном помещении после промывки. Вследствие этого она становилась очень эластичной и податливой.

Затем материал вымешивали ногами и клали на гончарный круг. Готовый сосуд сушили в тени несколько дней, после наносили роспись. Только после всех этих процедур предмет подвергался обжигу.

Эгейский период

Самыми ранними примерами этого вида искусства являются сосуды минойской, минийской и микенской керамики. Первая, в частности, еще зовется вазопись Камарес (по названию грота на острове Крит, где впервые были обнаружены образцы).

Как мы говорили ранее, подобная роспись керамики появляется примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Первый период, который соотносится с раннеэлладской или эгейской эпохой, разделяется учеными на несколько подпериодов.

Первый длился примерно до двадцать первого века до нашей эры. В это время преобладали простые геометрические орнаменты на одноцветных стенках сосудов. Далее ему на смену приходит стиль Камарес. Он выделяется среди современной ему керамики. Главной отличительной чертой являются белые спиральные и цветочные элементы, которые наносились на матовый фон сосуда.

В семнадцатом веке до нашей эры характер рисунка значительно меняется. Теперь преобладающими становятся морские элементы: осьминоги, рыбы, кораллы, наутилусы, дельфины и прочие. С середины пятнадцатого века в критской росписи наблюдается период упадка.

чернофигурная вазопись

Но на материке развивается в это время так называемая «вазопись архаики». В первую очередь сюда следует отнести минийскую керамику. Она была тонкостенной, без рисунков. Этот вид гончарных изделий существовал с двадцать второго до середины шестнадцатого века до нашей эры. Его сменяет микенская керамика.

Семнадцатый век до нашей эры оказался переломным как в материковой Греции, так и на Кикладских островах. В это время здесь распространяется микенская культура со своими мотивами в вазописи. Исследователи разделяют ее на четыре периода, доводя до эпохи дорийского вторжения в страну (в одиннадцатом веке до нашей эры).

Если судить по рисунку, то в ранней микенской росписи преобладают простые матовые темные рисунки на светлом фоне. Около пятнадцатого столетия до нашей эры их сменяют растения и представители животного мира. А в тринадцатом веке до рождества христового появляются человеческие фигуры и корабли. Последнее нередко связывается с Троянской войной, которая относилась примерно к этому периоду.

Геометрика

В середине двенадцатого века изобразительное искусство Древней Греции приходит в упадок вместе с остальной культурой. Период до десятого столетия считается «темным временем» в развитии этого народа.

Если говорить о керамике, то в данную эпоху выделяют три стиля росписи. С приходом дорийцев большая часть достижений микенской культуры пропадает. До середины одиннадцатого века был этап «субмикенской» традиции, когда сохранились формы сосудов, но исчезли рисунки на них.

После наступает период протогеометрического орнамента. В основном керамика характеризовалась двумя горизонтальными круговыми полосами возле горлышка и посередине сосуда. Между ними обычно располагались концентрические окружности, которые создавались с помощью циркуля.

древнегреческая культура

Значительно усложняется композиция в десятом столетии до нашей эры. Теперь появляются меандры одинарные и двойные. Зачастую геометрические объекты исполняли роль фриза на стенке сосуда. Под ними находились стилизованные изображения людей, растений и животных.

Постепенно древнегреческая культура прогрессировала. В период жизни Гомера появляется тенденция к уменьшению площади геометрических фризов, которые заменяются военными процессиями с колесницами или чередой разнообразных диковинных зверей.

Преобладающим цветом рисунков был черный или красный на белом фоне. В этот период все антропоморфные фигуры изображались схематично. Тело у мужчин было в виде перевернутого треугольника, голова – овал с намеком на нос, а ноги изображались двумя цилиндрами (бедро и голень).

Веяния востока

Постепенно древнегреческая культура совершенствуется. Изображения усложняются, происходит процесс заимствования элементов из искусства восточных народов. Особенно в этот период выделяется Коринф. В ближайшее столетие этот полис станет единственным центром вазописи.

Итак, в седьмом веке до нашей эры греческие мастера начинают перенимать мотивы с импортных тканей и ковров. На стенках сосудов «поселяются» сфинксы, львы, грифоны и прочая живность.

Также характерной чертой данной эпохи является «боязнь пустоты». Так исследователи назвали оригинальную особенность, которой отличалась древнегреческая вазопись коринфского стиля. На всей площади поверхности старались не оставить ни одного незаполненного места.

греческие вазы рисунки

Именно коринфские гончары заложили основу целой эпохи в керамике. Тройной обжиг, который они изобрели, впоследствии себя показал в чернофигурных амфорах, о которых мы поговорим далее.

Ориентализирующий стиль исследователи разделяют на коринфский и аттический периоды. В первом из них вазопись развивалась от схематических животных до натуральных изображений зверей и детальной прорисовки мифологических существ. Главное правило гончаров заключалось в максимальном использовании внешней поверхности горшков. Эти сосуды можно сравнить с полотном живописца или гобеленом, обтягивающим вазу.

Аттический же период характеризуется тесьмой геометрических элементов на горлышке и возле донышка. Большая же часть стенки выделялась для фигур животных и изредка растений, которые выполнялись черной краской.

Чернофигурные вазы

Следствием развития коринфского и раннеаттического стиля стала чернофигурная вазопись. Это одна из двух самых знаменитых и значимых техник в античном мире, наряду с краснофигурной.

Особенностью данного этапа производства было то, что гончары выделяются в отдельный слой мастеров. Они работали исключительно над созданием формы сосуда и закреплением готового образца. То есть эти ремесленники лепили из глины и обжигали изделия. Росписью керамики занимались исключительно рабы, которые считались значительно ниже гончаров по своему положению.

Подготовленный сосуд обжигался до состояния «сырца». Не совсем затвердевшие стенки позволяли еще делать насечки и наносить слой подготовленного материала, который впоследствии становился потрясающим украшением. Далее изображение создавалось с помощью глянцевой глины и специального резца.

Ранее считалось, что подобная керамика покрывалась лаком, однако последние исследования доказали, что именно шликер (глянцевый тип глины) после обжига делает такой поверхность сосуда.

Таким образом, чернофигурная вазопись родилась в стенах Коринфа, в мастерских ремесленников, которые стремились привнести частичку загадочного востока в будничную жизнь эллинов.

Но после ориентализированного стиля, в котором преобладали животные, появляется собственно чернофигурная керамика. В ней уже главенствуют изображения людей. Основными мотивами были пиры, празднества и сюжеты Троянской войны.

Такое производство просуществовало с седьмого до середины шестого века до нашей эры. На смену ему приходит краснофигурный стиль в керамике.

Краснофигурная вазопись

Считается, что краснофигурная вазопись появилась в тридцатых годах шестого века до нашей эры. Афинянин Андокид, будучи учеником мастера чернофигурной керамики, начал впервые экспериментировать с цветами. Фактически он просто сделал все наоборот. Не черный рисунок на фоне необожженной глины, а черный фон, в котором вырисовывается изображение из естественного цвета материала.

изобразительное искусство древней греции

Именно этот период знаменит негласным соревнованием между вазописцами, которых в науке часто называют «пионерами». Они работали в разных городах, однако часто оставляли друг другу на вазах послания. Например, на одной из амфор найдена надпись «Эпифаний никогда так не умел». Авторство граффити приписывают мастеру Эвфимиду.

Таким образом, краснофигурный стиль вазописи распространяется достаточно широко. Он шагнул уже за пределы Греции. Подобную технику росписи сосудов находят в Южной Италии. Также она была популярна среди этрусков.

Примечательно, что в этот период происходит некоторый отход от детализации и натурализации образов. Количество героев на сосудах сокращается, зато начинает профессионально использоваться перспектива, движение и прочие художественные методики.

Теперь мастера специализируются не на сюжете или определенном типе образов (животные, люди, растения…). Отныне вазописцы разделяются по типу сосудов. Были художники, работавшие исключительно с амфорами. Также к наиболее распространенным видам керамических изделий относятся чаши, фиалы, лекифы и диносы.

Рисунок на белом фоне

Древнегреческая вазопись продолжала развиваться. На смену красно-черным сосудам билингвам приходит совершенно новая техника украшения изделий. Теперь фон делается не черным или натуральным, а белым. Также в этот период мастера продолжают уделять внимание исключительно отдельным видам сосудов.

древнегреческая вазопись

В частности, роспись по белому фону применялась на терракотовых алабастронах, лекифах и арибалах. Считается, что первым в данной технике работал Псиакс. Он в 510 году до нашей эры создал лекиф в этом стиле. Но самым знаменитым вазописцем по белому фону считается Пистоксен.

Этот мастер работал «четырехцветной техникой». Он использовал лак, краски и позолоту. Сам же белый цвет фона достигался за счет известняковой глины, которой покрывался «сырец».

Подобные стили вазописи уже отходят от первоначального украшения керамических сосудов. Теперь создается совершенно новое направление в искусстве, вроде оригинальной живописи.

Этот период стал одним из завершающих в истории древнегреческой вазописи. Далее производство шагнуло за пределы страны в колонии и соседние государства. Кроме этого, теперь происходит отход от сцен с богами и животными. Новые мастера сосредоточили внимание на бытовой жизни греков.

Появляются сосуды с женщинами, занимающимися повседневными делами, изображаются театр, игра на музыкальных инструментах, празднества и прочее.

Гнафии

Постепенно искусство вазописи перемещается из греческих метрополий в колонии. Особенно сильными были южноитальянские мастера. Наиболее древним и распространенным их стилем была гнафия. Это специфическая и очень красочная техника росписи, которая появляется в начале четвертого века до нашей эры.

Ей свойственен громадный ассортимент цветов. Здесь были зеленый и коричневый, красный и оранжевый, желтый и золотой, белый, черный и другие. Сюжет также характеризовались на начальном этапе многообразием. На сосудах встречался Купидон, повседневная работа женщин, праздники в дни почитания Диониса, театральные выступления и прочие.

Однако в тридцатых годах четвертого столетия до нашей эры происходит резкое ограничение средств выражения и сцен. Теперь применяется только белый и черный цвета, а орнамент сильно упрощается. Изображаются в основном растения, вроде винограда, плюща и лавра, а между побегами и лозами иногда встречаются людские лица.

Таким образом, греческая вазопись начинает распространение по всему средиземноморскому региону в период краснофигурной керамики. Ведь именно из этой техники и родилась гнафия, как ее продолжение.

Далее мы поговорим о заключительном этапе развития данного вида античного искусства. Центр уже переместился окончательно на юг Италии.

Каноза и Чентурипе

Отныне греческая вазопись, пройдя период гнафии, превращается в атрибут ритуалов. Римских граждан больше интересовало оружие, а посуда употреблялась самая простая и практичная.

На заключительном этапе выделяются два центра производства – Каноза и Чентурипе. В первом делали сосуды, расписывая их водорастворимыми красками. Эта посуда не обжигалась и не была в употреблении. Ее просто клали в усыпальницы.

греческая вазопись

Сицилийские мастера из Чентурипе пошли дальше. Они даже не трудились сформировать целый сосуд. Производились и расписывались отдельные части, которые расписывались и украшались лепниной. Затем в склепах и саркофагах черепки пристраивали друг к другу, создавая подобие целого кувшина, чаши или кубка.

Окончательно изобразительное искусство Древней Греции переместилось на территорию Италии. Теперь латиняне пользовались опытом древних мастеров для украшения быта своих усопших родственников.

Как мы видим, роспись сосудов после упадка Эллады постепенно сошла на нет и канула в Лету. Римская империя строилась как государство воинов и патрициев, а не философское общество исследователей и изобретателей.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили об античной вазописи. Это самобытный вид искусства, который украшает через два тысячелетия не один мировой музей. Шедевры вазописи Древней Греции до сих пор удивляют исследователей и ценителей живописи.

Успехов вам, дорогие читатели! Долгих путешествий и красочных впечатлений.

fb.ru

Древнегреческая керамика: vasily_sergeev

— понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии.

Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIXв. в Греции. С XIXв. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.

Периодизация древнегреческой вазописи  В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.Периодизация начинается с крито-минойской вазописи, за которой следует вазопись микенского или элладского периода, которые существовали отчасти одновременно.В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики. По окончании ориентализируюего периода в VII в. до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в Y и IV вв. до нашей эры.Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.

Вазопись до Древней Греции

Крито-минойская вазопись, украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.

Кувшин в морском стилеКувшин в морском стиле, Археологический музей, Ираклион  Микенский период, около 1600 г. до н. э. С началом позднего элладского периода из микенской культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.

Микенский кратерМикенский кратер

Древнегреческая вазопись

Геометрика С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ориентализирующий период

Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.

Ольпа в ориентализирующем стилеОльпа в ориентализирующем стиле

Чернофигурная вазопись

 

Чаша с глазами ,Дионис, ЭксекияЧаша с глазами «Дионис» Эксекия

Чернофигурная аттическая амфораЧернофигурная аттическая амфора

Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.

Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика».

Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.

Амфора-билингва- чернофигурная сторонаАмфора-билингва: черно-фигурная сторона

Краснофигурная вазопись

Амфора-билингва- краснофигурная сторонаАмфора-билингва: краснофигурная сторона

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Вазопись по белому фону

Лекиф, выполненный в технике по белому фону, 440 г. до н.э.Лекиф, выполненный в технике по белому фону. 440 г. до н. э.

Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Вазы-гнафии

Ойнохойя-гнафия. 300—290 гг. до н. э.Ойнохойя-гнафия. 300—290 гг. до н. э.

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.

Вазы из Канозы

Около 300 г. до н. э. в апулийской Канозе возникло регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону. Эти произведения вазописи получили название «канозских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для канозской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Канозские вазы изготовлялись в течение III и II вв. до н. э.

Вазы из Чентурипе

Чентурипская ваза, 280—220 гг. до н. э.Чентурипская ваза, 280—220 гг. до н. э

Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.

Утащено отсюда, спасибо Kumiko

Продукция компании ADVANCE -  это удивительная косметика, поддерживающая жизненную активность, всесторонне защищающая организм от негативных внешних воздействий, помогающая справиться с признаками естественного старения, оказывающая влияние на иммунитет, а также на иные жизненно важные функции организма.

vasily-sergeev.livejournal.com

Древнегреческие краснофигурные вазы: vakin

Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

- 540 Potier Amasis Amphore Attique a Figures noires 0 32 m Paris, BNF Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом др.-греч. ἐποίησεν (epóiesen — он сделал), а вазописцы — др.-греч. ἔγραψεν (égrapsen — он нарисовал). Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба «штампа». Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Источник - Википедия

-400 Semblable au Peintre du Louvre Pelike Attique a Figures Rouges 0 37 m Varsovie, musee national

-410 Anonyme Lecythe Attique a Fond Blanccc0 48 m Athenes, musee archeologique

-410 Peintre de Pronomos Cratere Attique a Figures rouges 0 75 m Naples, musee Archeologique

-420 Peintre de Shouvalov Skyphos Attique a Figures rouges0 09 m Paris, musee du Louvre

-430 Peintre d'Amphithrite Lebes Attique a Figures rouges 0 56 m Paris, musee du Louvre

-430 Peintre d'Hector Cratere Attique a Figures rouges 0 39 m Paris, BNF

-430 Peintre de Klugmann Lecythe Attique a Figures rouges 0 25 m Paris, musee du Louvre

-450 Onesimos Coupe Attique a Figures rouges 0 23 m Paris, musee du Louvre

-460 Peintre du Mariage Pyxis Attique a Figures Rouges 0 18 m Paris, musee du Louvre

-470 Anonyme Alabastre Attique a Figures rouges 0 17 m Paris, BNF

-470 Peintre de Tarquinia Hydrie Attique a Figures rouges 0 37 m Paris, BNF

-480 Douris Coupe Attique a Figures rouges 0 39 m Paris, BNF

-480 Peintre de Syriskos Cratere Attique a Figures rouges 0 41 m Paris, BNF

-490 Douris Dessin central d'une Coupe Attique a Figures Rouges, 28 cm Florence, Musee Archeologique

-490 Peinrte de Diosphos Lecythe Attique a figures noires 0 22 m Paris, musee du Louvre

-490 Peintre de Brygos Interieur d'une coupe Attique a Figures rouges 0 36 cm Paris, BNF

-490 Peintre de Sapho Lecythe Attique a Figures noires 0 17 m New York, Metropolitan Museum

-490 Peintre de Syriskos Canthare Attique a Figures Rouge 0 21 m Paris, BNF

-490 Proche du Peintre de Kleophrades Amphore Attique a Figures rouges 0 43 m Vienne, Kunsthistotisches Museum

-490 Peintre de Pholos Lecythe Attique a Figures rouges 27 cm Paris, BNF

-500 Peintre d'Emporion Alabastre Attique a Figures noires 0 15 m Paris, BNF

-500 Peintre de Kleophrades Psykter Attique a Figures Rouges, H 34 cm Princeton, Art Museum

-520 Amphore Attique a Figures noires 0 29 m Paris, BNF

-520 Anonyme Interieur d'une coupe Attique a Figures noires 0 43 m Paris, BNF

-520 Anonyme Hydrie Attique a Figures noires 0 48 m Paris, musee du Louvre

-540 Peintre de Berlin Amphore Attique a Figures noires 0 38 m Paris, BNF

-540 Peintre de Berlin Amphore Attique a Figures noires, Avers 0 38 m Paris, BNF

-540 Peintre des Inscriptions Amphore Chalcidienne a Figures noires 0 41 m Paris, BNF

-560 Peintre des Cavalier Coupe Laconienne a Figures noires diametre 29 cm Paris, BNF

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Греческая вазопись: краснофигурная чернофигурная  античная 

Греческие вазы неизменно делали из местных глин красного цвета. Горшки формовали на гончарном круге или поочередно, секциями, основания делали отдельно и фиксировали перед росписью. Мелкие горшки вытачивали на токарном станке для утонения и совершенствования формы. Затем горшок оформляли и обжигали в печи.

Вазопись Древней Греции отличалась разнообразием техник:

Декоративная роспись протогеометрической керамики

Древнегреческая вазопись развивались на протяжении многих веков, и разделились на основные стилевые группы. Впервые греческий гончарный стиль в искусстве появился более тысячи лет до нашей эры. В технике ранних греческих цивилизаций – минойской, микенской, ранней греческой культур гончарные украшения имели простые формы и декор.

Протогеометрическая керамика отличается от минойского и микенского искусства росписи по форме и отделке. Самые популярные протогеометрические конструкции были окрашены кругами, секторами и горизонтальными линиями черного цвета. Большие вазы мастерили исключительно в черном цвете. Новый мотив античной вазописи — вертикальные треугольные фигуры, которые использовались в течение веков, стали одной из особенностей поздней гончарной чернофигурной техники.вазопись, искусство, древнегреческая вазопись

Геометрический стиль

Геометрическая вазопись Древней Греции появилась около 900 г. до н.э. Отличием стиля выступает прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками, где применялась роспись:

  • широкими линиями,
  • выделенными линейными конструкциями,
  • вертикальными полосами с обеих сторон.

в этот период впервые появился орнамент — меандр, которому суждено навсегда ассоциироваться в искусстве с Грецией.

В геометрическом стиле нижняя часть сосудов окрашена в черный цвет и отделена от остальной части вазы с помощью горизонтальных линий. В отделке появился характерный элемент – в качестве ручки изготовляли круглый медальон с плоской площадкой, на вершине которой изображали от одной до четырех лошадей.

С 8 в. до н.э. геометрическая гончарная древнегреческая вазопись вазопись включала:

  • стилизованные человеческие фигуры, птиц и животных по всей поверхности вазы,
  • отделку широкими линиями по коричневому или черному полю.

К концу периода в 7 в. до н.э. в Коринфе, благодаря восточным торговыми связями, вазопись Древней Греции пополнилась орнаментальным узором:

  • стилизованные растения (лотосы, пальмы, дерево жизни),
  • фризы из фигурок животных,
  • изогнутые линии египетской и ассирийской гончарной отделки.

Собственный уникальный греческий вариант ориентального дизайна ваз в восточной части Греции отличался красными рисунками на белом фоне. Искусство вазописи по белому фону разработано в конце 6 в. до н.э. Состав из известковой глины наносили на вазу, а затем расписывали. Белый цвет применяли к одежде и человеческим изображениям. Из-за зернистой природы дополнительного слоя, цвет быстро стирался, поэтому техника белого фона использовалась для погребальных ваз.вазопись, искусство

Чернофигурная гончарная техника

Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. до н.э. в Коринфе, затем применялась гончарами и художниками в Лаконии, Аттике. Они превосходили техникой в чернофигурной росписи и продолжали доминировать на греческом рынке в течение следующих 150 лет. Коринфская гончарная древнегреческая вазопись достигла новых высот техники в производстве, обжиге, формах и росписи. Черные стилизованные фигуры становились более точными, подробными, изящными. В это время полностью сформировался знаменитый гончарный чернофигурный стиль. Не все узоры были окрашены в черный цвет:

Изменение составов шликера – смеси глин, позволяло получать любые коричневые и красные оттенки;

  • Добавлялись фиолетовые тона, созданные с помощью пигментов и глинистых смесей;
  • Для женских фигур применяли белый, а для одежды и аксессуаров пурпурно-красный цвет;
  • Характерной особенностью стиля является больший интерес к мелким деталям — мышцам и волосам, которые акцентировали с помощью острого инструмента;
  • Позы изображенных фигурок отличают чернофигурный стиль, как зенит древнегреческой вазописи.

вазопись, искуство

Черная краска представляет собой смесь щелочного поташа или соды, глины с высоким содержанием кремния и черного оксида железа. Состав наносили после сушки изделия с помощью закрепителя из мочи или уксуса, который сгорает в печи, но связывает краску с вазой. Горшок затем обжигался в печи. Красный цвет оксида железа в печи изменяется на черный колер. Процесс обжига повторялся три раза, чтобы получить уникальные красные и черные цвета на каждой вазе. Неокрашенные части вазы оставались оригинального красно-оранжевого тона. По существу, гладкая, как стекло, пленка формировалась вместе с глиной, расплавляясь при более высоких температурах. Когда температура достигала около 800 градусов по Цельсию, вентиляционные отверстия в печи закрывали. Тело вазы возвращается к первоначальному красному цвету, а рисунок, нанесенный процарапыванием, остается блестящим и черным.вазопись, искусство

Чернофигурную вазопись художники выполняли, надрезая поверхность инструментами, чтобы процарапать черную поверхность. Этой техникой создана подробная информация о жизни в силуэтах, нанесенных по поверхности вазы. Самым известным примером Чернофигурной отделки является большой спиральный «Кратер Клития» или «Ваза Франсуа» – вазу сделал гончар Эрготим, а окрасил и Клитий (570-565 до н.э.).

Музейный экспонат высотой 0,66 м покрыт 270 человеческими фигурками и животных, изображающих удивительный диапазон сцен и персонажей из греческой мифологии.

Краснофигурная вазопись

Метод чернофигурный вазописи был заменен краснофигурной росписью из Афин около 530 г. до н.э. и развивался около 130 последующих лет. Красные узоры создавали контурную картину на черном фоне глазури. Два стиля развивались параллельно и существуют примеры двойной техники дизайна вазы. Но краснофигурая вазопись, за счет преимущества применения кисти, позволяла более реалистично изобразить человеческую фигуру.краснофигурная вазопись

Предварительный эскиз делали на глине с помощью тупого инструмента. Эскизы превращали в рисунок с узкими линиями, а затем дополняли более широкими полосами черного цвета. Контуры и внутренние линии были нарисованы на глазури с помощью кисти, чтобы ясно сформулировать рисунок или выделялись небольшим рельефом. Чтобы дифференцировать менее значимые линии от более важных, рисовали разбавленной глазурью, и полученный золотисто-коричневый цвет эффектно контрастировал с чернотой контуров. Использование кисти в искусстве росписи позволяло создавать точные контурные рисунки.

Под влиянием искусства стеновых техник живописи, в искусстве вазописи появились характерные для этого стиля признаки:

  • анатомические детали,
  • разнообразные выражения лиц,
  • детали одежды,
  • перспектива, особенности расположения фигур,
  • изображение повседневной жизни, сцен обучения и спортивных соревнований.вазопись, древнегреческое искуство

Формы краснофигурных и чернофигурных гончарных изделий мало отличались. Наиболее распространенными формами керамики были амфоры для хранения вина, большие кратеры для смешивания вина с водой, кувшины для розлива вина, килики или чашки с горизонтальными ручками для питья, гидры с тремя ручками для хранения воды, глубокие миски, банки для хранения масел и отдушек. Эти предметы имели практическое применение, поэтому ручки делали крепкие, используя тщательно продуманные формы работе с тонкими декоративными дополнениями художников. Кроме того, окрашенный нарратив передавал информацию, которую следовало читать, поворачивая изделие в руке.

В 4 веке до нашей эры предпринимались в попытке скопировать искусство древних техник для фрески, но краснофигурная роспись оказалась частично утрачена и постепенно выродилась. Греческие гончары создавали оригинальные, красивые формы и искусство вазописи, которое рассказывало о жизни и верованиях древнего народа вместо современных письменных записей.

Рекомендуем публикации

  1. Особенности гиперреализма как стиля в живописи
  2. Особенности техники рисования акварелью
  3. Особенности техники Импасто
  4. Натюрморт в живописи
  5. Характеристика сюжетно-тематического жанра
  6. Батальная живопись
Загрузка...

artrecept.com

История появления ваз

С момента появления первых упоминаний о сосудах и вазах прошла уже не одна тысяча лет. Попытки создать нечто похожее на современные вазу начались с неуклюже слепленных из глины сосудов. Они имели практическое назначение вместилищ для хранения разнообразных жидкостей и продуктов, и до сих пор продолжаются – во всех возможных видах, назначениях и материалах.

 

Этот, ранее хозяйственный предмет, а теперь часто используемый, как предмет интерьера считается, наверное, одним из самых популярных элементов декора, как в современно мире, так и в далеком прошлом.

 

Самые ценимые людьми вазы, конечно, были и остаются те, что сделаны из драгоценных металлов, украшены самоцветами или целиком выточены из природных камней.

 

А предназначение таких драгоценных сосудов определяется им под стать. 

Ваза Home PhilosophyГлавным в определении вазы, о чем часто забывают люди, когда, к примеру, дарят вазу в подарок, является не столько красивая отделка или материал (хотя это тоже важно), сколько изящная форма.

Тогда ваза становится вазой, а не просто сосудом, и на нее приятно смотреть – и это и будет одним из ее предназначений. Сегодня вазы используют, в основном, для того, чтобы ставить в них цветы – практично, но с этой целью можно использовать любую емкость, поэтому все-таки главным остается общее впечатление: то, как смотрятся в вазе цветы, и то, как ваза смотрится в интерьере (пусть и без цветов). И здесь этот символический предмет становится своего рода связующим звеном, акцентом, даже ритмом интерьера, если он парный. 

Ваза невероятно популярна в качестве подарка, причем не только в последнем тысячелетии; их подносили скифским правителям подчиненные ими города, их дарили римским императорам. И, как и раньше, драгоценные вазы из золота, серебра с самоцветами могут себе позволить лишь некоторые люди; с каменными вазами ситуация изменилась: теперь они вполне доступны всем, а с появлением новых минералов выбор цвета и рисунка камня практически неограничен. Чароит, единственное в мире месторождение которого находится в Якутии, стал излюбленным камнем для изготовления ваз. Классическая ваза из чароита на ножке с узким горлом, кромка которого загнута наружу, есть в коллекции «Галереи самоцветов». В Древнем Риме такую роскошь могли себе позволить только члены высшего сословия. Известно, что римский император I века Нерон очень любил каменные вазы и даже коллекционировал их. Однажды, когда одна из ваз разбилась, он приказал тщательно сохранить ее осколки. 

Античность – время ваз. В античное время существовало множество разновидностей сосудов, в зависимости от их формы и применения.

У всех них были свои названия. Маленькие вазочки (амфориски) из многослойного сардоникса с резной поверхностью считались в те времена наиболее дорогими. В них хранили благовония, например, нард, который получали из растения семейства валерьяновых, в русском языке именуемого мускусным корнем. Нард использовался как парфюмерное и лечебное средство. Таким образом, маленькие вазочки служили для хранения косметических и медицинских препаратов. 

Одна такая ваза находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже; ее высота всего девять сантиметров, и она имеет такую же,Вазы Home Philosophyкак и современные классические вазы, форму, с узким горлышком и ножкой, но античная резьба I в. н.э., покрывающая больше половины ее тулова, великолепна по красоте и сложности исполнения (ножка и горло добавлены позже). На трехслойном сардониксе изображена сложная композиция из пятнадцати фигурок мифических персонажей; действие происходит на облаках, которые вырезаны из белого слоя камня, а одежда персонажей – из коричневого слоя. Сюжет этой вазы обычно описывают фразой «страдающая Психея», имея в виду ее страдания от любви в мифе об Амуре и Психее. Психея изображена со связанными руками, коленопреклоненной перед Венерой, рядом с которой расположились богиня любовного убеждения Пейто и Гименей, покровитель брачных уз. Амур представлен в четырех ипостасях, в том числе гонящимся за бабочкой. На другой стороне вазы изображены Аполлон и Диана на троне. Вся эта сложная композиция имеет простую символику: Психея – невеста, страдающая от любви, бабочка – душа, этой любовью объятая, Диана и Аполлон – непорочность и таланты невесты, а Пейто и Гименей подтверждают назначение вазочки – подарок невесте. 

История этой вазочки весьма богата событиями. Не однажды она реставрировалась и меняла своих высокопоставленных хозяев. Раньше она имела ручки. Установлено, что вазочка принадлежала Людовику XIV и Людовику XV, а до этого, в XVII веке – французскому кардиналу Мазарини, который был страстным коллекционером изделий из самоцветов, собравшим более пятисотпредметов из агата, аметиста, аквамарина, гелиотропа, горного хрусталя и прочих камней. Эрмитажная вазочка помечена в описи его коллекции как «агатовая ваза». А до Мазарини ваза была собственностью семьи Медичи. Вполне возможно, что она была в коллекции Нерона, которому предположительно подарила ее на свадьбу его мать Агриппина, делавшая обширные заказы в императорской камнерезной мастерской. 

В коллекции кардинала Мазарини была и другая ваза в виде закрытой чаши, которая хранится ныне в Парижском Лувре, в галерее Аполлона. «Большая ваза из изумрудной друзы в форме чаши» – так она значится в описи коллекции Мазарини. Изумрудная друза – вовсе не кристаллы изумруда; так во Франции называли красивый зеленый камень с желтыми пятнышками, теперь известный как хроможадеит. Этот самоцвет встречался когда-то в Европе в небольших кусках, но запасы быстро истощились. Чаша из этого камня изготовлена миланскими мастерами в XVI веке, а ее драгоценная оправа – в Париже, веком позже. 

Древние сосуды употреблялись для хранения хозяйственных припасов, как сыпучих, так и жидких, а также для смешивания напитков, для черпания, питья и просто для украшения помещений.

 

На Крите во второй половине XVI века до н.э. оливковое масло и зерно хранили в больших амфорах с сужающимся острым дном: ставить их не было необходимости, так как они хранились в специальных кладовых с глубокими ямами, в которые и устанавливались. Все они были из глины; глиняными были и все прочие сосуды, использовавшиеся в хозяйстве: коробочки с крышками – пиксиды; широкие чаши-кратеры с ручками для смешивания вина и воды; большие амфоры-пифосы без ручек, кувшины и конусовидные чашки. Тарелок не было: пекли большие круглые хлебцы, на которые и клали еду. 

Многие вазы и чаши из глины подражают изделиям из металла и камня: это видно по их смелой, несвойственной этому материалу форме, рисунку («агатовые» полоски), накладным золотым листам. Из металла и камня делали пиршественные, а также ритуальные сосуды, которые были атрибутами религиозных обрядов и которые подносили в дар богам или клали в могилы богатых умерших, по принципу «самое дорогое – для самых важных целей». Подобные драгоценные сосуды дарили и людям – в качестве наград на разного рода состязаниях. 

Вазы Home PhilosophyКультура острова Крит, которую принято называть минойской (от имени полулегендарного древнего царя Крита Миноса), известна своим поклонением священному быку. Ритуальные сосуды, принимавшие участие в религиозных действах, изготавливались из камня, которому придавалась форма головы быка. В знаменитом огромном критском дворце в Кноссе, вероятном прообразе мифического критского лабиринта, найдены великолепные образцы работы древних камнерезов. Одна из таких работ – ваза в виде головы быка из черного стеатита с деревянными рогами, обложенными золотыми листами. Она выполнена с большим мастерством, очень реалистично: переданы складки кожи на шее быка, завитки шерсти между рогами, а искусная инкрустация подчеркивает сходство: белым перламутром выложены ноздри, глаза сделаны из горного хрусталя и подсвечены краской, что придает взгляду удивительную живость. В такие культовые сосуды-ритоны жидкость наливалась через отверстие в темени головы, а выливалась через маленькое отверстие в морде. 

Так же были устроены и более поздние, чем минойские, греческие ритоны; греки очень многое переняли у критян. Также в Кноссе был найден ритон в виде головы львицы из желтовато-белого мраморовидного известняка. Ноздри львицы и глазницы выложены красной яшмой, а сами глаза сделаны из горного хрусталя. 

Но, пожалуй, самой впечатляющей работой критских мастеров является ритон, целиком выточенный из горного хрусталя, вернее, из той его разновидности, которую иногда называют льдистым кварцем. Это сосуд округлой формы с сужающимся книзу заостренным дном и небольшим, невысоким горлом; форма типична, но не материал. Красивый вид ритону придает изогнутая ручка из бронзовой проволоки, на которую нанизаны круглые хрустальные и фаянсовые позолоченные бусы. Плечики ритона тоже украшены бусинами: плоские позолоченные бусины разделяют уплощенные цилиндрические из горного хрусталя. Вряд ли это был обычный предмет, скорее, он использовался в ритуальных действах. 

В древнегреческих легендах есть упоминание о Крите как о родине искусства обработки металла: глубоко в горах древние кузнецы – тельхены – делают оружие и прочие дорогие изделия. Критяне вполне могли использовать пещеры в горах в качестве природных кузниц, тем более что в одной из пещер найдены сотни готовых мечей, кинжалов, листов золота, слитков бронзы. Сами же греки заимствовали у критян не только приемы работы с металлом, но и самый популярный орнамент металлических сосудов – спирали. 

Греки делали вазы и на заказ, для «иностранцев», например, в IV веке н.э. для скифов, которые известны своим «звериным» стилем в ювелирном искусстве. А вот золотые вазы и прочие сосуды из скифских захоронений имеют совершенно иную, реалистическую тематику и явно не применялись по назначению. Это и есть изделия греческих мастеров, которым платили за работу достаточно для того, чтобы они приезжали и прямо на месте наблюдали за жизнью скифов, а затем воплощали сцены из нее в металле. Готовые вещи скифами не использовались, так как правители копили их для загробной жизни: все драгоценные вещи хоронились вместе с хозяином. 

Именно греческие амфоры, чаши и вазы стали одним из основных элементов классического стиля, возникшего в эпоху Ренессанса, когда все эти сосуды итальянцы начали выкапывать из-под земли. Парные вазы, которыми оформляли входы, камины, оконные проемы и другие элементы интерьера, не требовали никакого наполнения и являлись самодостаточными предметами. В эпоху ампира парные вазы прочно укрепились даже в качестве архитектурных элементов. Классические «имперские» чаши и вазы из малахита есть и в коллекции «Галереи самоцветов». Такие вазы всегда ставятся на постамент, в данном случае из малахита, с накладными позолоченными бронзовыми накладками в виде лент. 

В музеях мира хранится большое количество ваз, которые поражают современных людей, задающих всегда один и тот же вопрос: «Как это было сделано?!».

 

И, пожалуй, вазы можно назвать предметом в этом плане таинственным, почти сказочным. Действительно, каким образом три-четыре тысячи лет назад можно было выточить из камня вазу с гладким яйцевидным дном и так ее сбалансировать, что она не заваливается и стоит идеально ровно, а площадь соприкосновения дна с поверхностью, на которой она стоит – как у яйца? Это и сейчас достаточно труднодостижимо, даже в керамике. 

Однако и мы зря отказываем своим предкам в изобретательности, сноровке и таланте. Ведь умудрялся же первобытныйВазы Home Philosophy человек откалывать от твердого кремня куски так, чтобы получить острый, как бритва, наконечник – без всяких инструментов. Имея гончарный круг, те же египтяне вполне могли обтачивать куски камня, и для этого совсем необязательно потеть самим: можно применять силу домашних животных. Даже в XVIII веке российские камнерезы обладали подчас тем же набором приспособлений, что и их древние коллеги, а их произведения стоят в Эрмитаже: та же Царица ваз из зеленой колыванской волнистой яшмы, самая большая ваза в мире. Царица ваз сделана в виде овальной чаши на ножке. Чаша по большому диаметру – больше пяти метров и вырезана из цельного куска яшмы. 

Но самое загадочное в вазе – ее древний символизм: это утроба богини-матери и в то же время драгоценный сосуд, источник процветания, здоровья и долгой жизни. Ваза в виде чаши обладает древним магическим значением во многих культурах. В ирландских легендах в магических чашах на пирах никогда не кончалась пища; кельтский волшебный котел дарует плодородие и изобилие, а знаменитая чаша священного Грааля дает бессмертие, отпущение грехов и прочие блага. Одновременно с этим чаша – это судьба человека («да минует меня чаша сия»), чаша жизни, из которой мы пьем. У вазы есть и другое значение: ее часто сравнивают с душой человека или его сердцем, проводя аналогии «разбитая ваза – разбитое сердце».

 

 

В стихотворении известного французского поэта XIX века Армана Сюлли-Прюдома «Разбитая ваза» тоже есть это сравнение: 

…А вазе уж грозит нежданная беда! Увял ее цветок, ушла ее вода... Не тронь ее: она разбита. Так сердца моего коснулась ты рукой… От всех его страданье скрыто, Но рана глубока и каждый день растет... Не тронь его: оно разбито. 

Может, поэтому нам так неуютно, когда мы нечаянно разбиваем вазу – хранилище тайн, драгоценный сосуд души, сокрытой от чужих взоров.

 

_______________

Читайте также:

www.home-philosophy.com


Смотрите также