Древние евреи. Древнейшая (библейская) история еврейского народа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История еврейского народа кратко. Древние евреи


История еврейского народа кратко

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит – еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

история еврейского народа

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится сыном Ною), он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В землях Ханаана Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф – новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в столицу Египта выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в Ветхом Завете показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из Египта. История еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • десять казней Египта;
  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

история еврейского народа для детей

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

история еврейского народа из библии

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

история еврейского народа в ветхом завете

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери земли обетованной, как и нет ни одной страны в наше время, где не существовало бы еврейской диаспоры.

история еврейского народа в россии

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» – Израиль.

fb.ru

Древние евреи. Воины Иеговы.

Воины Иеговы В плодородных долинах Тигра и Евфрата под властью вавилонских и ассирийских царей обитал один народ, не испытывавший почтения к сонмам добрых духов и не страшившийся полчищ злых демонов. Не желая пресмыкаться перед идолами, сколь бы прекрасными или, напротив, зловещими те ни казались, этот народ поклонялся лишь единому Богу – духовному владыке, который не вселялся в рукотворные изображения, но был незрим и всемогущ и правил всем материальным миром.

В VIII веке до нашей эры самые знатные иудеи были переселены в Ассирию, и ассирийцы попытались навязать жителям Иерусалима чуждых богов. В 605 году до нашей эры Вавилон вновь обрел могущество и основал очередную халдейскую мировую державу. Царь Навуходоносор разрешил многим иудеям вернуться в долину Евфрата. Но жители Палестины продолжали бунтовать, и тогда в Халдею было переселено еще больше иудеев, чем в прошлый раз.

После убийства вавилонского наместника в Иерусалиме иудеи, опасаясь возмездия, бежали в Египет. Цари Месопотамии, должно быть, надеялись, что остатки мятежного народа исчезнут, смешавшись с населением других областей Вавилонской империи. Но упрямые иудеи не оправдали этих надежд: они всеми силами держались за свои обычаи. Быть может, причиной ужесточения этических норм среди древних евреев, пришедшегося на тот период, стало охватившее изгнанников чувство вины.

Осада персами иудейской Самарии

Осада персами иудейской Самарии

Ведь они были убеждены, что ссылка в чужую землю, в края идолопоклонников, – не что иное как кара, которую Иегова обрушил на Свой народ за совершенные им грехи. А величайший из всех возможных грехов как раз состоял в идолопоклонстве, а также в попытках обратиться к магии. Разве пророки не предупреждали народ Израиля о том, что Земля Обетованная не выдержит скверны и извергнет святотатцев? А ложные боги оказались бессильны перед судьбой: ни один из них не предотвратил опустошения Палестины. Иудеи, оказавшиеся в изгнании, не могли вспоминать об этих ложных богах иначе, как со стыдом и отвращением.

В Египетской земле древние евреи научились поклоняться Сету. Предание гласит, что кумир этого божества в облике кобылы или собаки полагалось устанавливать в согласии с некими астрологическими правилами. Моавитяне чтили нечистого Ваал-Фегора, обитавшего в ямах и расселинах, – и во времена Исхода израильтяне, соблазненные женщинами из Ситтима, вновь забыли об истинном Боге и приносили жертвы идолам этого ложного божества. Строгостью морали культ Ваал-Фегора, мягко говоря, не отличался, и пророк Осия так обличает его разлагающее влияние:

...поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами – на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет.

Падение Иерусалима

Падение Иерусалима

Поклонялись израильтяне и богине филистимлян Дагон – полуженщине-полурыбе. Ее гигантское бронзовое изваяние имело облик прекрасной женщины, чье тело, как у сирийской богини Деркето или аскалонской Дирке, оканчивалось огромным рыбьим хвостом. Переняли они также культ вавилонской богине Суккот-Бенот, которая, согласно легенде, изображалась в виде наседки, окруженной цыплятами. Бог емафитян Асима имел обличье козла, Анамелех – обличье лошади, а самаритянский Нергал – обличье петуха. В Аккароне поклонялись идолу Ваал-Зебуба в виде мухи, к которому израильский царь Ахаз тщетно отправлял посланцев в надежде на исцеление от болезни. Но самым отвратительным божеством был аммонитянский Молох, пожиратель детей. Только у него одного не было храма в Иерусалиме. Даже во времена величайшего падения нравов он так и не получил доступа в священный город. Но железное изваяние Молоха находилось в расположенной неподалеку от Иерусалиме долине Енном: сбивая с пути истинного своих приверженцев, этот жестокий бог втайне радовался их несчастьям. Имя "Молох" происходит от древнееврейского "мелех" – "царь". Первоначально целью кровавого культа Молоха являлось обеспечение здоровья и долголетия царя, который магическим образом распространял свое благополучие на весь народ, и, в первую очередь, способствовал богатым урожаям. Однако Молох требовал чересчур высокую цену за это благоденствие, ибо люди в угоду ему вынуждены были сжигать собственных детей. Молох безраздельно властвовал над долиной Енном. Варварская какофония кимвалов, труб и барабанов заглушала вопли несчастных жертв.

И все же, несмотря на все эти колебания и частые отступничества от истинной веры, древние евреи представляли собой уникальное явление среди всех народов той эпохи. Снова и снова вдохновенные пророки напоминали им о старинном завете с единым Господом. И во времена гонений и бедствий иудеи сами вспоминали о Нем, узнавая в своих несчастьях суровую, но праведную десницу "ревнивого Бога". Именно этим особым восприятием несчастий древние евреи, в первую очередь, и отличались от своих соседей, веривших, что все беды проистекают от злых сил, с которыми следует пойти на компромисс, если все магические средства окажутся неэффективны. Теперь мы знаем, что народ Израиля был вовсе не единственным и не первым изобретателем единобожия: еще в Древнем Египте при молодом фараоне Аменхотепе IV монотеизм стал государственной религией. В 1375 году до нашей эры этот фараон ниспроверг старых богов и, преодолев сопротивление жрецов, учредил культ единого бога, Атона, имя которого, возможно, сохранилось в древнееврейском слове "Адонаи" ("господь"). Атон не признавал никаких идолов и изображений: единственным его символом был сияющий диск солнца. Кроме того Аменхотеп, одновременно с введением единобожия изменивший свое имя на "Эхнатон", запретил культ мертвых и все связанные с ним магические обряды. Однако религия Атона оказалась недолговечной. Фараон-реформатор умер в 1358 году до нашей эры, и вскоре Атон навсегда утратил свое исключительное положение и лишился популярности в народе, питавшем немалое пристрастие к скульптурным изображениям богов.

Все народы, живущие бок о бок, исподволь учатся друг у друга и обмениваются идеями, – независимо от того, связывает ли их дружба или разделяет вражда. Так и иудеи в изгнании, несмотря на все свое упорное сопротивление, не могли противостоять чужеземным влияниям. Если верить апокрифической Книге Товита, то жизнь иудеев в Ниневии вовсе не ограничивалась узкими рамками замкнутых общин. Многие выходцы из Палестины достигали высокого положения в обществе и становились богачами. Сам Товит был поставщиком царя Салманасара V, правившего Ассирией в 727 – 722 годах до нашей эры, ездил в Мидию с официальным поручением, а также, очевидно, путешествовал и по другим землям Западной Азии. При следующем царе, Асархаддоне, покорителе Египта, племянник Товита стал главным казначеем, ведавшим всеми счетами царства. Многие иудеи забыли свою родину, и лишь единицы, по-видимому, оставались тверды в вере отцов. Потому и не удивительна жалоба Товита: "...все братья мои и одноплеменники мои ели от снедей языческих, а я соблюдал душу мою и не ел, ибо я помнил Бога всею душою моею".

Даже те, кто остался в Палестине, едва ли могли укрыться от ассиро-вавилонского влияния. Из гневных речей Иезекииля (VI век до нашей эры) мы узнаем, что народ постоянно подпадал под влияние чужих религий. За исключением лишь немногих стойких приверженцев истинной веры, иудеи не могли противостоять соблазнам ложных культов и магических учений; магические обряды совершались даже в иерусалимском храме: "...и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева". А у северных ворот храма "сидят женщины, плачущие по Фаммузе". Но и этом не исчерпывались святотатства: "...у дверей храма, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу".

Так в Святая Святых вторглись отвратительные идолы Месопотамии и персидские культы. У ворот храма зазвучали пронзительные трубы и жалобные флейты в честь древнего бога Таммуза (Фаммуза), которого некогда чтили шумеры под именем Думузи - "истинный сын". От них-то древние евреи и заимствовали этот культ. Таммуз был молодым возлюбленным Иштар – великой богини-матери, олицетворявшей женское плодородие. Подобно Астарте, Кибеле, Афродите и Исиде, Иштар была воплощением всякой жизни и роста. Когда Таммуз умирает и спускается в подземный мир, его оплакивают все женщины. Иштар отправляется вслед за своим возлюбленным и освобождает его из-под власти ада. Таммуз возвращается к жизни, к свету дня, и вся природа ликует. Растения, увядшие во время путешествия Иштар в загробный мир, вновь начинают зеленеть и плодоносить. С незапамятных времен Иштар почитали все девушки и женщины Западной Азии. Этот древний культ сопровождался магическим обычаем, обеспечивавшим плодотворную силу богини и принявшим форму храмовой проституции. Не исключено, что такой обычай восходит еще к тем далеким временам, когда брачные отношения были еще неизвестны людям или запрещались как нарушение первобытного общинного права. Разумеется, истинному последователю Иеговы предающаяся блуду Иштар должна была казаться отвратительной.

Итак, на долю иудейской веры выпало немало потрясений. Народ неоднократно отпадал от нее, обращаясь к разнообразным языческим культам (таким, как культ Таммуза), – и заимствовал из них элементы, которые затем включались в монотеистическую религию. Мировоззрение Даниила и Иезекииля носит несомненные черты персидских влияний. Трудно не заметить следы персидских верований и в рассказе Товита о своей снохе Саре, мидийской иудеянке. Ее преследовал демон Асмодей, убивший семерых ее женихов. Изгнали Асмодея с помощью дыма от сжигаемых сердца и печени рыбы. "Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел. С подъемом зороастрийской религии народ Израиля стал очевидцем краха империи своих угнетателей. В середине VI века до нашей эры персы вошли в Вавилон. Сорок тысяч иудеев вернулись в опустошенный и разрушенный Иерусалим. Потерпев поражение в политическом плане, древние евреи утратили веру в надежность земных благ. Они поняли, что Царство Божье – не на земле. Они осознали, что Палестина – это лишь перекресток, по которому проходят армии могучих империй, и решили, что только приход Мессии избавит их от политических неурядиц. Вслед за зороастрийцами, они погрузились в раздумья о загробной жизни, совершенно нетипичные для древней религии Моисея. Теперь они мечтали лишь об установлении Царства Божьего на земле, которое положит конец их безнадежной борьбе.

Следующая глава →

Главная → История & Пророчества

История магии и оккультизма

prophecies.ru

Во что верили древние евреи? ≪ Scisne?

Одним из наиболее распространенным заблуждением о религии древних иудеев является представление, будто она была исконно монотеистической, т.е. исповедала единобожие.

Именно такое убеждение формирует у своего читателя Ветхий завет. Исконной религией древних иудеев, по утверждению Ветхого завета, является служение Яхве. Почитание других богов — это мерзость, за которую он сильно наказывает свой народ. Эти ветхозаветские воззрения активно поддерживает как иудейская синагога, так и христианская церковная традиция.

Однако, внимательное чтение Ветхого завета доказывает, что эта концепция есть не что иное, как фальсификация реальной исторической действительности. Сам Ветхий завет пестрит многочисленными обмолвками, ляпами, оговорками, а порой и прямыми доказательствами, что первоначальной религией древних израильтян была политеистическая религия.

А сопоставив сведения из Ветхого завета с поэтическими повествованиями и ритуальными текстами, открытыми при проведении раскопок в древнейшем городе Угарита, на северо-востоке побережья Средиземного моря (2 тысяч.до н.э.), и плюс еще финикийские надписи, датируемые 1 тысячилением до н.э., легко доказать, что древнеизраильская политеистическая религия была лишь местным вариантом религии семитских (ханаанейско — аморейская языковая группа) народов, заселявших в древности сирийско — палестинский регион.

Главою древнееврейского пантеона был Эл, Элоах или Элохим (в переводе, буквально — бог, хотя многие исследователи склоняются к мнению, что титул Элохим — это множественное число и должно переводится, как боги) , он являлся верховным богом и главой совета богов, но совет богов существовал и был объектом культа в Угаритском и финикийском пантеонах.

В иудейско-израильском пантеоне были и другие божества:

Ашера - великая владычица, проматерь богов, матерь небесная, супруга Эла, позже с отождествлением Эла с Яхве, она стала и женой Яхве — в 8 — 7 вв. до н.э., судя по надписям из Хирбет — эль — Кома и остраконов из Кунтиллат Аджруда.

Надписи, найденные в Кунтиллет Аджруд и Кирбет эль Ком возбудили оживленную дискуссию среди ученых о роли Ашере в древнееврейской религии. Обе надписи содержат благословение, адресуемое Йахве и «его ашере» в целях снискания покровительства. Остается открытым вопрос, что обозначает слово «ашера» — имя богини или объект, используемый в культе Йахве. В древнееврейском языке к собственным именам не присоединяются местоименные суффиксы, следовательно, упоминание «его Ашера» указывает на то, что речь идет скорее о предмете, а не о богине. С другой стороны, сомнительно, чтобы формула благословения, используемая для снискания защиты и покровительства, объектом имела деревянный столб. Если надписи говорят о богине Ашере, то это означает, что она играла значительную роль в религии древних израильтян, выступая в качестве супруги Йахве. Возможно, множество женских фигур из терракоты, найденных на территории древнего Израиля, представляют собой изображения Ашеры.

Астарта — богиня любви и плодородия;

Баал — земледельческий бог, поклонение ему описано и Ветхом Завет, в виде запретов в книге пророка Иеремии.

Таммуз — умирающий и воскресающий бог земледелия;

Анатбетэль — богиня — охотница и воительница;

Также существовали различные культы, например культ Медного Змея, сотворенного Моисеем, распространено было поклонение «войску небесному» - Солнцу, Луне и звездам.

Поклонение другим богам жеско критикуется в Ветхом Завете, и пытается отгородится от прошлого наследия, например в семитских религиях был распространен священный брак, одним из важных элементов этого обряда являлось поедание козленка, сваренного в молоке. Отсюда понятен запрет, в книге Исход 23:19, поедания козленка сваренного в молоке матери.

Особое место в иудейско-израильском политеистическом пантеоне занимал бог Яхве (Яху, Яхо). Имя этого бога (означает «Сущий«) старались не произносить, т.к. считалось, что назвать по имени бога значило позвать его, но лицезрение его неминуемо вело к смерти. Вместо этого говорили и читали «Господь мой» (адонай).

После того, как в середине 1 тысячелетия до н.э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, к согласным имени Яхве добавили гласные от слова адонай. В результате получилось Йехова (в традиционном написании Иегова).

Но имя «Яхве» тоже не утратилось, оно продолжает существовать в таких собственных именах, как Йехосеф (Иосиф — «Яхве да прибавит«), Элийаху (Илья — «мой бог — Яхве»), Йехоханан (Иоанн, Иван — «Яхве да будет милостлив»)

Особенностью семитской политеистической религии были человеческие жертвоприношения, и на начальном этапе они практиковались и древними израильтянами, это выражалось в жертве первенцев, отголоски видны и в Ветхом Завете, например жертвоприношение Исаака. Но пытаясь также отгородится, Ветхий завет запрещает поклонение Молоху, культ которого известен кровавыми жертвоприношениями, в особенности как раз детей.

Молох — это семитическое божество, имеет лицо тельца, являлся покровителем многих народов, в том числе и амморинян, также являлся богом семейного очага, и в его честь совершались жертвоприношения детей в виде всесожжения.

Монотеизм Яхве в древней иудейской религии возникает в результате слияния образов Яхве и главы пантеона Эла, причем Яхве приобретает черты, присущие именно Элу. Все легенды, предания, истории в которых фигурирует Эл, начинают восприниматься, как относящиеся к Яхве, и формируется обобщенный образ Яхве — Элохим (Букв. Яхве — бог).

Яхве теперь приписываются силы природы, все что происходит, все происходит по его воле. Поклонение культам других богов сознательно искореняются, вплоть до уничтожения храмов и жрецов. В мифологии центральное место начинают занимать псевдоисторические предания о патриархах, мистических предках древнего Израиля, об исходе из Египта, — формируется история о союзе между Яхве и его народом, о провозглашении в мифическом прошлом учения Яхве.

Так сформировалась идея израильско-иудейского единобожия, «языческие» корни о Яхве постепенно вытесняются и забываются.

Окончательный удар древнеиудейскому «язычеству» нанесла религиозная реформа иудейского царя Иосии (621 год до н.э.) в которой воплотилась идея пророков. В качестве регулятора всей жизни общества она утвердила учение Яхве, воплощенное в книге, по официальной версии найденной, при ремонте Иерусалимского храма.

scisne.net

Древнейшая (библейская) история еврейского народа

Данная статья охватывает период еврейской истории, описываемый в библейском тексте.

Древнейшая (библейская) история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий Завет (Танах). Важным источником являются также сочинения Иосифа Флавия («Иудейские древности» и «Иудейская война»), Филона Александрийского и др.

Значение древнейшей истории евреев

Одни исследователи видят в истории древнееврейского народа лишь естественно-исторический процесс, развивавшийся по общим историческим законам (взгляд еврейских учёных библеистов вроде Греца и рационалистов вроде Ренана). Другие, напротив, в большей или меньшей степени признают ту точку зрения, которая составляет характеристическую особенность самой Библии и по которой еврейский народ был народом «избранным», исключительным хранителем великих религиозных истин, долженствовавших найти себе полнейшее развитие и проявление в христианстве, следовательно, народом, на котором, так сказать, вращалась вся ось всемирно-исторического развития и без которого история человечества потеряла бы всякий смысл и не достигла бы своей цели.

Эта точка зрения, начиная с Августина, стала господствующей в библейской исторической литературе, и она продолжает преобладать и доныне, находя себе оправдание не только в общем христианском миросозерцании, но и в тех выгодах, которые она представляет в интересе подведения библейско-исторического материала под определенные законы всемирно-исторического развития. С этой точки зрения библейская история как наука должна проследить историческую судьбу древнееврейского народа не только как индивидуальной исторической единицы в её самозаконченности и исключительности, но как существенного фактора всемирно-исторического развития до того момента, когда этот народ окончил своё политическое существование.

Древнейшая (библейская) история (XX—XI вв. до н. э.)

Становление еврейского народа: его религиозное своеобразие и письменная традиция. Создание и становление еврейского государства.

В качестве нации, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. Хронологически возникновение еврейского народа совпало с эпохой рождения древнейших письменных цивилизаций, а географически его «национальный очаг» возник на перекрёстке Древнего мира — там, где встречаются пути, соединяющие Месопотамию и Египет, Малую Азию и Аравию и Африку.

Еврейские племена, потомки Авраама, расставшегося в древности со своей родиной в плодородной Месопотамии, постепенно захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан Землёй Израиля. По одной из версий, это произошло в результате интеграции семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих своё происхождение от сыновей Иакова-Израиля.

Эпоха патриархов, родоначальников еврейского народа (XX—XVII вв. до н. э.| ~ 250 лет)

Согласно Библии, родоначальник еврейского народа Авраам (через Евера происходивший по прямой линии от Сима, сына Ноя) вышел из города Ур в Месопотамии (юг современного Ирака, на западе от реки Евфрат). Как можно судить по археологическим данным, представляемым новейшими раскопками и исследованиями, Халдея находилась уже на значительной высоте культурного развития, так что и Авраам, повинуясь высшему призванию, переселился в Ханаан уже как человек, обладавший всеми важнейшими элементами культурной жизни, и представлял собой весьма зажиточного и влиятельного главу целого племени.

В Ханаане Авраам встретил значительное население, также уже стоявшее на значительной ступени культурного развития, хотя в некоторых городах и проявлявшее все признаки глубокого нравственного растления (Содом и Гоморра). Там заключён был Завет между им и Богом, договор, которым определялась вся дальнейшая судьба потомства Авраамова. Через некоторое время Аврааму пришлось побывать и на берегах Нила, где уже процветала окончательно сложившаяся египетская цивилизация, с её грандиозными пирамидами, многочисленными храмами и обелисками и всевозможными проявлениями своеобразной культуры мудрейшего народа древнего Востока.

Древнему Египту было суждено сделаться впоследствии колыбелью еврейского народа, когда внук Авраама Иаков благодаря чудесной судьбе своего сына Иосифа, сделавшегося первым министром египетского фараона, переселился туда со всем домом своим и там получил землю Гесем (Гошен) для поселения (Быт.47).

Переселение в Египет и египетское рабство (XVI—XIV вв. до н. э.| 210 лет)

Согласно Пятикнижию, евреи попадают в Египет вслед за Иосифом, когда он становится фактический правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. По приглашению Йосефа в Египет отправляется его отец Яаков со всей семьёй — 67 человек.

Переселение евреев в Египет совпало с господством там так называемой династии гиксов, или царей-пастухов. Она принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов. Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали; но можно думать, что это были кочевники, обитавшие в сирийских степях и постоянно тревожившие Египет своими набегами, так что он должен был защитить себя особой каменной стеной, тянувшейся почти через весь Суэцкий перешеек. Воспользовавшись слабостью правительства, кочевники завоевали Египет, и первое время их владычества ознаменовалось всевозможными проявлениями дикого варварства, которое, однакоже, скоро подчинилось египетской цивилизации, так что через несколько поколений двор гикских царей ничем не отличался от двора туземных фараонов. При одном из представителей этой династии, по всей вероятности, и правил Египтом Иосиф, так как только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презиравшихся природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны. Имя этому фараону Апапи II. С целью упрочения своего положения гиксы покровительствовали инородцам и раздавали им лучшие земли, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить и то, что Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам — евреям один из богатейших округов страны.

Поселённые на богатой почве, окружённые всеми влияниями высокоразвитой культуры и пользуясь выгодным положением племени, родственного первому министру и благодетелю страны, евреи начали быстро размножаться. Между тем в жизни Египта совершилась важная перемена. Из Фив вышло освободительное движение, которое ниспровергло гикскую династию и гиксы были изгнаны из Египта.

Для евреев этот политический переворот имел роковое значение. На престоле фараонов воцарилась новая, туземная XVII-я династия. Под влиянием продолжительной и упорной борьбы с гиксами в ней выработался дотоле неизвестный в Египте дух воинственности и завоевательности, а вместе с тем развилась и крайняя политическая подозрительность ко всему неегипетскому и особенно — пастушескому. Ввиду этого вполне естественно, что новая династия не только не имела склонности сохранить прежние привилегии и вольности еврейского народа, а напротив, вследствие его известной связи с гиксами начала относиться к нему подозрительно и враждебно. Так как он уже успел значительно возрасти в числе и представлял собой немаловажную политическую силу, то по отношению к нему началась система угнетения, которая становилась все круче с каждым новым царствованием. Начались труднейшие крепостные пограничные работы, и на них употреблён был даровой труд евреев. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своей военной славой и грандиозными постройками и дворцами, которыми украшались их резиденции; но чем знаменитее был фараон, чем блистательнее было его царствование, тем больше стонал народ под тяжестью непосильных работ. Партиями отвозили изнурённых рабочих в каменоломни, заставляли высекать огромные глыбы гранита и с невероятными усилиями тащить их к месту построек; заставляли рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это ясно изображает Пятикнижие: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой»  (Исх.1:13,14).

Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет.

Исход из Египта и скитания по пустыне (XIV в. до н. э.| 40 лет)

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся невыносимыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать роста молодого народа, им было издано жестокое повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. И к народным стонам под тяжестью изнурительных работ присоединились стоны и вопли матерей, но среди этих стонов и воплей израильского народа родился его великий избавитель Моисей.

Моисей, чудом спасённый от кровожадной ярости фараонова деспотизма, был воспитан при царском дворе и в качестве усыновленного сына дочери фараона (Хатасу, самостоятельно правившей страной в качестве регентши и опекунши своего младшего брата, впоследствии знаменитого фараона — воителя Тотмеса III) был посвящён египетскими жрецами во «всю мудрость египетскую»  (Деян.7:22) и таким образом получил блистательную подготовку для своего будущего предназначения. Высокоодарённый от природы, он не затерялся в суете придворного блеска и не забыл своего происхождения от угнетаемого народа. Он не порвал и связи с ним, а напротив того, из роскошных палат дворца фараона ему было ещё больнее смотреть на то унижение и рабство, в котором находился его народ, и явственнее слышался стон его собратьев. При виде бедствий своего народа Моисею делался противным блеск раззолоченных дворцов, и он уходил в убогую хижину своих родителей, чтобы утишить бурю своего возмущенного духа. Он «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение»  (Евр.11:25) и потому даже «отказался называться сыном дочери фараоновой»  (Евр.11:24).

Среди своих соплеменников Моисей вблизи увидел их страдания и однажды в порыве негодования убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, стараясь скрыть следы своего невольного человекоубийства, однако молва об этом успела распространиться, и ему грозила смертная казнь. Вследствие этого он вынужден был бежать из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров, в Мидьян, где он в течение 40 лет вёл тихую пастушескую жизнь.

Когда наступило время, Моисей получил от Бога великое призвание вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена рабства и привести их к служению открывшемуся ему Богу. Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моисей именем Бога потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название десяти казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. После продолжительной и настойчивой борьбы, Моисей вывел народ из Египта. Всего через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного, моря, где совершается ещё одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.

Странствуя по пустыне вслед за огненным столпом, израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к горе Синай. У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности для распространения их впоследствии на всё человечество. Основу Завета составили знаменитые Десять заповедей (Десятисловие), высеченные Моисеем на двух Скрижалях Завета после сорокодневного уединения на горе Синай. Эти заповеди выражают основные начала религии и нравственности и доныне составляет основу всякого законодательства. Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны — потомки Аарона, брата Моисея, для священослужения.

После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 душ), двинулся в дальнейший путь к Земле Обетованной, то есть к Ханаану.

Несмотря на то, что цель странствий — земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, посланные в Ханаан 12 разведчиков не рекомендовали евреям туда входить. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной, появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана. Там с вершины горы Нево Моисей своим орлиным взглядом окинул страну своих надежд и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником мужественного и испытанного воина Иисуса Haвина, скончался так и не вступив в Землю Обетованную.

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

Став во главе народа, Иисус Навин с необычайной энергией повёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом, согласно с обычным военным правом древности, подвергая всё население поголовному избиению, находившему себе оправдание, кроме того, и в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы (хананеи, феризеи, хивийцы, евусеи, хитейцы, гиргаши и эморейцы) и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание исполнено было в семь лет, и завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.

Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет)

После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты). Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.

От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и доблестными вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно выдаются знаменитая пророчица Девора, доблестный Гедеон и прославившийся своей чудесной силой Самсон, гроза злейшего врага израильского народа — филистимлян. Несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся история периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Среди избранного народа почти совсем забыта была истинная религия, и на место её явились жалкие суеверия, распространявшиеся разными беспутными, бродячими левитами. Безнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда Содом и Гоморра навлекли на себя страшный гнев Божий.

Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым»  (Суд.21:25). При таком положении избранному народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное пребразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.

Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор.22:14,15).

Древняя история (XI—IV вв. до н. э.)

Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.| 80 лет)

Около X в. до н. э. на территории Ханаана было создано объединённое еврейское царство.
Правление Саула (ок. 1029—1005 гг. до н. э.)

Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство Саула (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.

Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный Давид из колена Иудина, из города Вифлеема.

Правление Давида

На рубеже 2-1 тыс. возникает Израильское царство Давида. Давид, помазанный на царство, когда ещё был пастухом, стал знаменитейшим царём Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования народа.

Новый избранник не сразу вступил на престол, а должен был всю молодость провести в разнообразных приключениях, скрываясь от кровожадной ревнивости всё более падавшего нравственно царя Саула.

В течение первых семи лет царствования его резиденцией был Хеврон, а после убийства сына Саула, Иевосфея (Ишбошета) все колена признали Давида своим царём.

Давид пришёл к убеждению, что для утверждения царской власти в стране ему необходима столица, которая, не принадлежа никакому колену в отдельности, могла бы служить общей столицей для всего народа. Для этой цели он наметил одну сильную крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая, несмотря на все усилия израильтян, отстаивала свою независимость и до того принадлежала храброму племени иевусеев. То был Иерусалим, который, как видно из новейших открытий, ещё до вступления евреев в Ханаан занимал важное положение среди других городов страны, имея над ними своего рода гегемонию. Крепость эта теперь должна была пасть перед могуществом нового царя, и Давид основал в ней свою царскую столицу. Новая столица благодаря своему великолепному положению начала быстро стягивать к себе иудейское население, скоро расцвела пышно и богато, и Иерусалим стал одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.

С Давида начинается быстрый расцвет и всего царства. Благодаря необычайной энергии этого гениального царя скоро приведены были в порядок расстроившиеся в конце прежнего царствования дела внутреннего благоустройства, и затем начался целый ряд победоносных войн, во время которых окончательно были сокрушены злейшие враги Израиля — филистимляне, а также моавитяне и идумеяне, земли которых сделались достоянием Израиля. Благодаря этим победам и завоеваниям царство израильского народа сделалось могущественной монархией, которая на время повелевала всей Западной Азией и в руках которой находилась судьба многочисленных народов, трепетно приносивших свою дань грозному для них царю. С финикиянами израильтяне вошли в ближайшие дружественные отношения, и эта дружба с высококультурным народом была весьма полезна и выгодна им в деле развития их материальной культуры. Вместе с тем начала быстро развиваться и духовная жизнь, и к этому именно времени относится богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, которая нашла себе особенно замечательное выражение в дивных своей глубиной и пламенностью чувств Псалмах самого Давида и приближенных к нему певцов. К концу царствования вследствие введенного царём многоженства начались различные смуты, которыми омрачены были последние годы жизни великого царя, и после тяжёлых смятений престол перешёл к сыну самой любимой им жены, но вместе с тем и главной виновницы всех его бедствий, Вирсавии, именно к юному Соломону (около 1020 г. до н. э.).

Правление Соломона

Соломон (Шломо) наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «реки египетской до великой реки Евфрата». Для управления таким государством требовался обширный ум и испытанная мудрость, и, к счастью для народа, юный дар был от природы наделён светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь глубоким миром, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного Храма в Иерусалиме, заменившего собой обветшавшую Скинию, который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни.

При нём же и поэзия достигла своего наивысшего развития, и замечательнейшими произведениями её служит знаменитая «Песнь Песней» (Шир ха-ширим), по своей внешней форме представляющая нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в её глубочайшей основе и чистоте. При Соломоне еврейский народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое всего заметнее сказалось на самом царе. Конец его царствования омрачился разными разочарованиями, причиной которых главным образом было дошедшее до необычайных размеров многоженство и связанные с ним непомерные расходы. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, и Соломон кончил жизнь с убеждением, что «всё суета и томление духа», и с опасением за будущность своего дома, которому угрожал выступивший уже при нём Иеровоам.

Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.| ~ З50 лет)

Основная статья: Эпоха Первого Храма

В X веке до н. э. царём Соломоном был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и Иерусалимом, что даже уничтожение еврейского государства и Иерусалимского храма и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.

Период разделённых царств (978—722 гг. до н. э.)

После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством, и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца — в Вефиле. Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма — пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.

В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями Ассирии, а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля, было переселено ассирийцами в Мидию. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.)

Иудейское царство, остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели цвет его населения в Вавилон (Вавилонское пленение).

Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.)

Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иepyсалиме.

Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.)

Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.
Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.)

С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением Персидской империи, включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.

Литература

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург: 1890—1907.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Древние евреи. | История

о древних евреях известно мало

К югу от Сирии лежало с. Со времен Авраама, в Израильско-Иудейском государстве исповедовали строгий монотеизм. С 1000-го по 600 г. до н. э. древние евреи жили в независимом государстве, очень сильном во времена царя Давида, но постепенно ослабевшем и потерявшем свое влияние ещё до того, как в 586 г. до н. э. государство было уничтожено вавилонянами. Затем их завоевали персы, и евреи получили разрешение восстановить древний Храм в своей прежней столице Иерусалиме.

После установления персидского господства евреи продолжали жить, не имея ни собственного царя, ни военной власти, но сохранив воспоминания о былой независимости. Со временем Персию захватил Александр Македонский, а затем его власть унаследовали преемники, потомки военачальника Селевка. В 168 г. до н. э. император из династии Селевкидов, Антиох IV, запретил исповедание иудейской веры и сделал попытку превратить всех иудеев до последнего человека в ярых сторонников греческой цивилизации и культуры. В противном случае Антиох IV грозил уничтожить весь народ.Евреи восстали против этой несправедливости и под предводительством Иуды Маккавея и его братьев отвоевали свою свободу. Около столетия ими правили потомки Маккавея, а Иудея стала независимым государством.

В 63 г. до н. э. потомки Маккавея вели ожесточенную войну друг с другом за право наследования, римляне воспользовались удобным случаем и двинулись на Иудейское государство. Израильско-Иудейское государство было слишком слабо, чтобы противостоять Риму. Правителем государства Иудея оказался ставленник Рима — человек по имени Антипатр. Почему именно Антипатр? Для этого была одна главная причина.Антипатр был родом из Идумеи, страны, лежавшей к югу от Иудеи. В свое время ее покорил Маккавей и жители были насильно обращены в иудаизм. с этого времени существовала между двумя соседними государствами вражда. Иудеи считали Антипатра чужим, вне зависимости от того, в какой мере он был приверженцем их веры и ни за что не признали бы его законным царем.

В 37 г. до н. э. на престол Иудеи взошел Ирод, второй сын Антипатра. Однако ему нелегко было удержаться на престоле, потому что в стране было неспокойно.

vladhistory.com

3.3. Древние евреи - Textb.net

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

3.3. Древние евреи

  Древние евреи - одно из семитских кочевых племен; нация формировалась на земле Ханаана, находившейся между великими ближневосточными цивилизациями Египта, Месопотамии, хеттов и служившей «коридором» для торговли и завоеваний. Вклад в мировую культуру немногочисленного народа древних евреев - в возникновении уникального отношения к миру. Впервые утвердившийся в религии евреев строй сознания получил впоследствии широкое распространение и влияние в мире. Его в значительной мере унаследовали христианство и ислам - мировые религии, называемые, вместе с иудаизмом, авраамическими религиями.  Религиозное и этническое сознание народа Израиля в целом неотличимы: на иврите нет разницы между словами «еврей» и «иудей». Верующих объединяет этническое происхождение и соблюдение обрядности. Появилась и догматическая формулировка основ веры, изложенная Моисеем Маймонидом на рубеже XII-XIII вв. Сущность веры и древняя история изложены в священной книге, названной Танак (Танах) по названиям трех ее частей: «Тора» (torah), «Пророки» (nebiim) и «Писание» (ketubim). В христианстве она вошла в состав Библии под именем Ветхого Завета. Кроме Писания, признается и Предание - Талмуд.  Начало истории евреев, согласно Торе, следует видеть в призвании Богом Авраама (1900-1700 гг. до н.э.). Важнейшие вехи: исход евреев из Египта под водительством Моисея (XIII в. до н.э.), создание еврейского государства, утрата государственности («вавилонское пленение» 586-538 гг. до н.э) и последний период государственности (с 538 г. до н.э.), когда окончательно складывается религия евреев. Кульминацией и одновременно концом этого периода стало утверждение римского господства и борьба с ним, завершившаяся в I пол. I в. н.э. разрушением Иерусалима и выдворением евреев за пределы государства. От Храма евреев уцелела лишь Западная стена, известная как Стена Плача, ставшая местом паломничества иудеев. С этого момента начался галут - период изгнания, когда носители иудаизма оказались рассеянными по всему миру. Новое рождение государство Израиль получило только в XX в., после Второй мировой войны.  В религии евреев много общего с верованиями других народов Ближнего Востока: шумеро-аккадцев, египтян, хеттов; при этом она уникальна. Основная отличительная черта - монотеизм; в нем Бог - за пределами физического космоса и за пределами «естественного» знания человека. Принципиальная невозможность уподобить Господа чему- либо выразилась в запрете на любые Его изображения. В священных книгах евреев нет ничего подобного божественной «биографии», характерной для языческих мифов; в них принципиально отсутствует портрет Господа. Творение Им мира представлено не как череда порождений, а как изрекание Слова законодателем (позже, во II в. до н.э. возникла концепция творения мира «из ничего»). Бог - творец Закона и Судия. Другой важный момент - сознание причастности человека к Богу. Мир и человек не представляются ничтожными и отвергнутыми; утверждается возможность их взаимодействия с Богом, причем Бог никак не умаляется до того, чтобы мир или человек могли Его вместить.  Характер веры евреев раскрывается в трех областях. По отношению к Богу - ощущение Абсолюта как Личности; по отношению к человеку - развитое этническое самосознание, идея избранничества; по отношению к миру - привязанность и любовь к нему, к его «материальной» стороне, стремление к осуществлению «земного рая».  Важнейшая характеристика Бога-Личности - любовь к людям, подобная любви отца. Бог бесконечно милосерден; он одаряет, предостерегает, чудесным образом спасает. В то же время - это грозный Бог - он ревнует, гневается, наказывает за отступничество. Он требует от человека максимально личного же отношения к себе - ответной любви. Косвенно это означает признание, что человек парадоксальным образом способен вместить в себя бесконечность, испытывать чувство доверия и благодарности к тому, что за пределами его разума и воли. Любовь, соединенная со страхом и преодолевающая его, оказывается главной связью человека с Богом. Она становится основной мотивацией поведения; заставляя преодолевать природные склонности, трансформирует весь образ жизни. Пример любви к Богу, внутренней связи с Ним - пророки - лица, обладавшие даром непосредственного богообщения и сообщавшие народу Его волю. Глубоким личным чувством ко Всевышнему наполнена поэзия псалмов. Опыт любви к Богу становится образцом связи и между людьми. Не только далекий Бог, но и человек из непосредственного окружения, «ближний», предстает непостижимой бесконечностью и высшей ценностью.  Понимание Личного Бога связано с уникальной для древнего мира концепцией времени: здесь нет понимания времени как круга, вечного возвращения одного и того же порядка; оно линейно. Во времени происходит непрерывное воздействие Бога на мир, который представляется, прежде всего, не как пространственная структура, а как временной поток - «олам». Это движение есть развертывание божественного плана судеб мира и человечества - фундаментальная черта еврейского национального самосознания. Тема Бога-творца природы в священных текстах представлена чрезвычайно сжато. Основное внимание уделено истории, где главное место принадлежит Его народу, избранному с целью преодоления пропасти, проложенной грехопадением. Огромную роль в этом процессе играет особое «внешнее» оформление личностных отношений Бога и человека - добровольный союз, Договор или Завет. Начало ему было положено Заветом, заключенным с праотцем иудейского народа Авраамом - знаком этого стало обрезание. Заключение союза означало, что любовь Бога к человеку и человека к Богу обрела строгую форму выражения. Отныне человек обязывался жить по особому, отличному от природного Закону; именно его исполнение становилось гарантом связи. Принятие Закона всем народом связано с Моисеем, который вывел евреев из египетского плена. Во время сорокалетнего странствия он поднялся на гору Синай, где Господь передал ему Десять заповедей и другие предписания. Заповеди представляют собой принципы отношений человека к Богу (первые 4 заповеди) и человека к человеку (остальные 6). Первые 4 заповеди: «Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицем моим», «Не делай себе кумира...», «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.», «Помни день субботний». Еще 6 заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою. », «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства. », «Не желай дома ближнего твоего. » (Исх. 20, 1-17). Моисею приписываются первые пять книг Танаха - Тора (руководство, учение), в ней даны 613 заповедей (мицвот), охватывающих все стороны жизни евреев.  Следование Закону означало выход из родовой жизни. Мотив исхода из земли предков, разрыва с естественным, привычным укладом, органичным для кочевого племени, стал сквозным символом духовного пути нации. «Избранный народ» был постоянно обращен к концу истории, в будущее; он жил, храня верность Завету, в надежде на исполнение божественных обетований. Идея избранничества подкреплялась сознанием личного присутствия Бога среди своего народа в Ковчеге Завета - переносном ларце, построенном Моисеем по повелению Бога, где хранились скрижали (каменные плиты) с Заповедями. Его несли перед народом в странствиях в переносном святилище - Скинии. Когда появилось государство, Ковчег находился в Первом Храме, построенном при царе Соломоне. В сохранении евреями верности Богу и Его заповедям, отказе от языческих культов важнейшее значение имели пророки. Все это связывалось с притязаниями на исключительные права одной веры против остальных.  С идеей Завета и его осуществлением в истории связан еще один аспект еврейской религиозности - идея о земном рае, своеобразный религиозный материализм. Ведь итогом Завета, заключенного Богом с Авраамом, затем с народом Израиля, было благоденствие здесь, на земле: плодородие и изобилие «Обетованной земли», богатство, телесное здоровье, долголетие, многочисленное потомство. Еврей привязан к земной жизни, он с глубоким благоговением относится к своему хозяйству, дому, еде, браку, детям. Эту любовь к миру все же нельзя рассматривать как грубый материализм. Благоговейное отношение к материи происходит не оттого, что она считается святой сама по себе, но продиктовано сознанием, что Бог присутствует в мире и в человеке. Именно благодаря организации всей жизни согласно Закону, еврей приходит к довольству и покою; через соблюдение чистоты и благого устройства «телесной» жизни он служит своему Богу.  Расцвет еврейской государственности пришелся на время правления царя Соломона, когда храм стал центром жизни. Однако дальнейшее сохранение веры в рамках государственности оказалось чрезвычайно трудным, а с I в. н.э. по XX в. - и невозможным. Вскоре после смерти Соломона государство распалось на два: Иудею и Израиль, позже его захватили ассирийцы, затем победившие их вавилоняне. В 586 г. до н. э. Храм был разрушен, Ковчег бесследно исчез. Пророки рассматривали эти события как Божье наказание за грехи, но предрекали новую эру мира и справедливости. После пятидесятилетнего Вавилонского пленения большая часть народа предпочла остаться на чужбине, но некоторые вернулись в Иерусалим. Персидский царь Кир, ставший правителем Вавилона, позволил им построить храм, который был завершен к 515 г. до н.э. В этот период (Второго Храма) религия евреев складывается окончательно: утверждается монотеизм, укрепляется единый культ, редактируется Тора. Начала веры стали духовной и светской основой для находящегося в рассеянии народа. Происходило становление церковной организации: Синедрион с первосвященником руководили жречеством.  Вместе с тем евреи подверглись эллинистическому влиянию, принесенному на Ближний Восток в IV в. до н.э. Александром Македонским. Стремившийся сохранять дружественные отношения, он стал проводником рационализма и гуманизма греческой культуры, которые были восприняты многими образованными евреями. Это вело к обострению их отношений с традиционалистами. Общество разделилось на группы: консерваторы саддукеи призывали к безоговорочному следованию букве закона; либерально настроенные фарисеи стремились, сохраняя дух закона, толковать Тору применительно к изменившейся ситуации. Третья группа, полагавшая главным внутреннее благочестие, вообще отошла от ортодоксального учения и священства, которое она считала продажным. Одна из таких сект - братство ессеев - считается предшественницей христиан. Напряженность отношения евреев к эллинизму вылилась в открытую борьбу при царе Антиохе, стремившемся отменить Закон и навязать греческую веру. Одно из восстаний под руководством семьи Макковеев в 140 г. до н.э. привело к независимости Иудеи и возрождению жизни в соответствии с традициями.  Однако период независимости был недолгим. Разногласия между саддукеями и фарисеями вызвали гражданскую войну. Римский полководец Помпей, вызванный для разрешения ссоры, в 63 г. до н.э. захватил страну. Начался период римского господства. В это время усилилась общая вера в предсказанный пророками (Даниилом, Исайей) приход Мессии (mashiah - помазанник). К I в. н.э. оживились ожидания, что через Мессию Бог соберет «избранный народ» и восстановит свое Царство (государство евреев). При этом все народы признают Бога Израиля как Бога всего мира. Евреи дважды поднимали восстания против римлян. В конце концов Иерусалим вместе со Вторым Храмом был обращен в руины, как и другие еврейские города. Это означало конец древнееврейской государственности, утрату духовного и географического центра. Отстроенный заново Иерусалим был превращен в римский город Элиа Капитолина. Вход в него евреям был разрешен только в годовщину разрушения Храма: в эти дни за плату они могли прикоснуться к тому, что осталось от него - к его западной стене - и оплакать потерю святыни.  В период рассеянния евреев по странам Средиземноморья и Западной Азии они должны были сообразовывать свою веру с новыми условиями. Осуществили эту задачу раввины (или учителя) - наследники традиций фарисеев. Храмовых священников, совершающих жертвоприношения, уже не было, поэтому, согласно учению раввинов, храм должен быть в ищущей путь к Богу человеческой душе, а принесение в жертву животных было заменено молитвой и правилами поведения. Люди собирались в синагогах («место собрания»), чтобы вместе читать Тору и молиться. Раввины поставили себе задачу тщательного истолкования Писания. Помимо углубления в смысл Торы, они предпринимали попытку применить учение к современной им жизни в условиях, весьма отличающихся от древних. Сосредоточение религии на книгах и учениях, а не на географических центрах, а также общий язык, закон, религиозная практика позволяли рассеянным по свету верующим обрести чувство единства во времени и в пространстве.

textb.net

Древние евреи на войне

парад в честь Дня Победы в Хайфе (Израиль)

«…евреи не могут отмечать День Победы, потому что они никогда не воевали!»Грязный антисемитский поклеп.

«Евреев на фронте было ОЧЕНЬ мало, те, что состояли в армии, служили, как правило, в тылу, а ордена, медали и геройские звезды они купили у настоящих ветеранов…»Один из выводов, который можно сделать из книги Солженицына «200 лет вместе».

«В течение Великой Отечественно войны в Советской Армии служило 497000 евреев. Из них на фронте погибло 200000 человек – около 40%. Вот вам и Ташкент! Еще 50000 участвовало в партизанском движении… В 1941 году, после начала войны, звания генерал-майоров получили 8 евреев, непосредственно участвовавших в боевых действиях; в 1942 – 21, в 1943 – 87, в 1944 – 80, и в 1945 – 39. За время войны 134 евреям было присвоено звание Героя Советского Союза. По отношению к общему числу воевавших солдат и офицеров той или иной национальности евреи по этому показателю находятся на втором месте после русских»Наш ответ антисемитам.

С этим всё ясно: горбатого только могила исправит, антисемит будет на ушах стоять, но антисемитом останется, и факты, говорящие как раз об обратном, будет отрицать до кровавого поноса из пасти…

Мы же, с негодованием и брезгливостью отринув этих подлых и поганых змеев, пойдем в совсем стародавние времена, где обратимся к истокам…

Книга Второзакония (последняя из пяти моисеевых книг, составляющих Тору) излагает, — пусть и кратко, — «кошерные» законы войны и четко различает необязательную, разрешенную и обязательную войну, которой руководит сам Б-г (из этой концепции мусульмане развили понятие «священной войны» (джихада)).

Существуют многочисленные постановления, — как прямо почепнутые из Торы, так и талмудического характера, — по поводу как вести войны, как обходиться с кем из врагов и т. д. Например, еврейским солдатам во время войны разрешено нарушать законы о пище (кашрут) и другие не менее важные предписания, обязательные в повседневной мирной жизни. Святые и праздничные дни для солдат отменяются, — хотя исполнение предписанного ритуала, приветствуется, — а Б-жественная война позволяет даже «забрать жениха с брачного ложа, а невесту – из-под свадебного покрывала».

Кроме того, анализируя законы Торы относительно войны, великий РАМБАМ (про которого на сайте есть отдельная статья), объясняет, что мы, — евреи, — не стремимся вести войну ни с каким, даже самым враждебным нам народом. Мы никогда не должны говорить, что «единственный путь — война», мы всегда должны пытаться решить дело миром. Даже при завоевании Эрец-Исраэль (которое было выполнением прямого Б-жественного приказания), и даже в случае войны с Амалеком (!), мы обязаны прежде всего пригласить противника к миру.

Но, как известно, мир получает только тот, кто готов к войне, или, как говорили древние римляне, — одни из самых великих мастеров военного дела в истории человечества! — «Si vis pacem para bellum».

древнегипетские лук и стрелы

Поэтому после слов о мире, Тора тут же добавляет: а если этого не произошло, будь готов вести войну до победного конца! При этом Тора особо заповедует нам даже в самый разгар войны, в частности, осаждая вражеский город, оставлять его жителям лазейку, чтобы могли они бежать из осады — ибо когда все пути к отступлению закрыты и осажденному нечего терять, это дает ему дополнительные силы в борьбе. Последнее правило, по-видимому, разумно использовать не только в войне, но и в любом серьезном противостоянии, но это я так, к слову…

Если же оставить теорию и углубиться в сферу конкретных фактов, касающихся боевых искусств и вооружения, то следует отметить, что в древности еврейские воины пользовались несколькими типами луков («кешет»): обычными, дважды изогнутыми египетскими и месопотамскими. Луки изготовлялись из сырого березового дерева, а тетивы – из сухожилий быков, украшали луки резьбой по козлиной кости. Стрелы («хец») были из полого камыша, оперенные у основания, с кремневыми, а позже – с металлическими наконечниками.

реконструкция древнееврейской пращи

Для дальнего боя использовались копья и пики («ромах») или дротики («ханит»). Праща («кела») – специальный ремень, приспособленный для метания камней, – подобный той, с помощью которой Давид одолел великана Голиафа, так же может считаться оружием дальнего боя. Меч («херев») и боевой топор («гарзен») служили для ближнего боя. Головы солдат прикрывали заостренные сверху шлемы («кова»), а тела – большие прямоугольные щиты («цина») из дерева, обшитого кожей.

Со временем появляются прочные, цельнометаллические мечи и кинжалы. Вторжение финикийцев, «народов моря», принесло в Эрец-Исраэль прямой тяжелый меч, который вскоре вытеснил серповидный, подобный египетскому. Тогда же евреи узнали и, с легкой руки царя Давида, стали широко применять боевые колесницы («меркава»), но в основном, в качестве подвижной площадки для стрелков-лучников. К этому же времени относятся первые упоминания о регулярной тренировке солдат в стрельбе из луков по мишеням.

Модернизируются и доспехи. Тело бойца теперь защищают своего рода латы из кожи или грубой ткани с нашитыми бронзовыми бляшками. Впоследствии появилась цельнометаллические кольчуги для людей (её носили в основном возницы колесниц и лучники) и лошадей, спряженных в колесницы; лошадям кавалеристов кольчуги не полагались. Нет упоминания о том, что евреи использовали боевых слонов или диких хищников на поле боя, как делали их воинственные соседи.

так вполне могла выглядеть древнееврейская боевая колесница

В целом же пехота израильтян делилась на четыре рода войск: лучники, пращники, копьеносцы (пикинеры) и меченосцы. Кавалерия принимала участие в сражениях только на пересеченной местности и была вооружена луками и пиками, которыми, однако, не кололи, как позднейшие казаки, а метали их во врага, прикрываясь небольшими круглыми щитами.

Археологи обнаружили остатки укреплений эпохи царей  еврейского государства, например, Гиват-Шауль (досл. «холм Саула», ныне — район Иерусалима). Крепость имела полые стены, используемые в качестве казарм и угловую башню с тремя камерами внутри. Остатки двух башен и огромного каменного гласиса (искусственно созданного подпирающего стены пространства, обычно, полого внутри), обнаруженные в там же в ходе раскопок, относят ко временам Давида и Соломона.

Раскопки в Хацоре, Мегидо и Гезере показали, что эти города были построены по одному и тому же плану. Обнесенные полыми, но крепкими зубчатыми стенами, используемыми, как сказано выше, под казармы и склады, города имели ворота между двумя фланкирующими квадратными башнями.

Впоследствии, развитие военной архитектуры подсказало использовать цельнокаменные стены, устраивать низкие стены, бастионы и башни в слабых местах, использовать двухкамерные ворота с нарочито уменьшенной входной частью, устраивать в стенах наивозможно узкие бойницы для стрелков из лука и т. д.

современная панорама Гиват-Шауля (Иерусалим, Израиль)

Мы в Facebook. Жмите:

Как скачать?

Tags: антисемитизмвойнадревняя историяевреи

evrofilm.com


Смотрите также