Древние валахи. Сантии древних валахов IX
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сантии древних валахов IX. Древние валахи


Валахи Википедия

Evolution of the Eastern Romance languages and of the Wallachian territories from 6th century to the 16th century AD.jpg Валашская деревня (1877)

Вала́хи (также влахи[1], воло́хи[⇨]; от прагерм. walhos, от античного вольки[⇨]; устаревший русский — валахи) — общее название предков восточно-романских народов (румын, молдаван, аромун, истро-румын, мегленитов)[1]. Первоначально у славян влахами могли называться романские народы в целом. В начале XX века чехи и поляки называли так итальянцев. В древнегерманских языках так назывались вообще кельтские и романизированные народы, этимология этнонима связана с античными кельтами.[⇨]

Валахи составляли основное население княжества Валахия (XIV—XIX века), вошедшего в состав Объединённого княжества Молдавии и Валахии в 1859 году[2].

С XII до XIX веков упоминается валашский язык, который после чистки языка от славянизмов и образования Румынии в 1860-х годах стал называться румынским. А также «влашский язык», или как его стали называть позже — истрорумынский язык.

Поныне на Балканах существуют несколько этнических групп, называющих себя «влахи»[⇨].

Этимология[ | код]

Название народа: воло́хи, вала́хи, влахи[3][4][5][6][7]. «blácoí»[5]. Согласно М. Фасмеру в славянских языках именуется[8]: др.-рус. волохъ, мн. др.-рус. волоси, укр. воло́х — «румын», болг. влах, сербохорв. вла̏х, словен. làh, чеш. vlach, словацк. vlach, польск. wɫoch[9].

Из ю.-слав. влах произошло тур. äflak — «Валахия», kara äflak — «Молдавия»[9].

От этнонима происходят фамилии: Влахов, Волохов, Волошанинов, Волошенинов, Волошин, Волошинов, Евлахов[9], еврейская Валлах и т. п.[10]

В славянских языках «влахами», «влохами» или «волохами» назывались

ru-wiki.ru

Ящик пандоры – Сантии древних валахов

959.jpg?8696

Дешифровка письменности древних валахов, или Сантии Многие ошибочно считают, что письменные источники появились на славянской земле благодаря просветителям славян - святым Кириллу и Мефодию. Они, действительно, совершили подвиг, осуществив перевод многих книг Нового Завета с языка ромеев на русский, способствовав торжеству Православия, но до их прихода славяне уже имели письменность. Доказательства сейчас будут Вам представлены, так как удалось дешифровать несколько надписей на САНТИЯХ "ДАКОВ".Обнаружение Сантий связано с королём Румынии Карлом Первым. Карл Первый был этническим германцем из рода Гогенцоллернов-Cигмарингенов. Он возглавил два княжества – Молдовское и Мунтянское (Восточная Валахия), которые и образовали Румынское королевство. Излюбленным местом отдыха Карла Первого и его семьи был монастырь Синая. В хозяйственных постройках монастыря были обнаружены золотые пластины с древними письменами общим числом около четырёхсот, которые сразу были переданы королю. Чтобы пополнить королевскую казну, Карл приказал переплавить большую часть золотых пластин. На вырученные от продажи золота деньги был построен в Синае дворец для королевской семьи. То, что королём было совершено преступление в отношении славянского мира, никто не понял. Однако король приказал сделать точную копию пластин на свинце.   На фото представлена одна такая копия. При дешифровке надписи использовались иконографический и комбинаторный методы в результате чего были определены фонетические значения букв древневалашского письма:

А – АYP – БЬYВ – БКР - ВП – ВЬVP - ВЬ NХ – ГГ – ДСЬZ – ДЗЬВ –  ДЦВY –  ДЦЬЕ – Е, ИN – ЖРN - ЖЬМ – ЖРМ - ЖЬI – И D – ЙY – ЙХ – КЛ – Л, ЛиЧ (в обр. ст.) – МН – НО – О

BYS - ПРY – ПЬQ , ;(с горизонт. отрезком посеред.) – Р@ ,  ;  (точка в круге) – РЬ;SК – С;SР – СЬФ – ТСт (похожа на Г) – ТТY - ТХY - ТЬV – У, ВУ – УК – ХS – Ц, ЦэIII (Ж) – ЦMХ – ЧMK – ЧЬY – ЧРТ - ЧЬТ – Ч (т)Ш, Ш – Ш;SТ  – ШЬ;SV  – ШЬТР - ЩЬР – Щ (ш)МY – ЩЬО – ЪY – ЫI – ЬD, У – Ю^ , Ч – ЯW , ;("омега") - Я

IO – ЁDА – ЯОО – УАЕ – ЭЕО – Е безуд.КР – ВТЧ – Щ, ТР – Щ, Р. – ЩАNХ – ГХХМ – ХЩ   О после гл. указывает на ударный слог, О после согл. – на твёрдый согласный звук.Надпись читается:I1) Евя хавёйчёдзя, дцелячёцёщ- 2)цё. Це щижа дзлотажца, ядзь- 3) ць жойщеж и кровожоц, 4) волча дцелижачё. Иц- 5) ё щакащиё ощу- 6)цицеще радзьще- 7) жежцдзе, очё- 8) юящ.

II

1) Цяжёдзя ча-2) ядзь сыщет.

III

Хосяцяжщи чёдзачово.

Перевод: I. 1)  Его еда, его зелие, снедь.2) Это жижа заглатываемая,3)  корм жесткий и кровавый,4)  исцеление для волков.5)  Страждущие ощущают 6) разжжение.7)  оттого 8) пьём его.II. 1) Ищущий тяжесть2) найдёт её.

III. Чудного желаючи.

Представители древневалашского племени относились к гаплотипам ДНК R1b и R1a и были, как мы видим, славянами. С течением времени представители гаплотипа R1b забыли свой славянский язык и стали разговаривать на романских и германских языках, однако им следует помнить, что их предки были славянами, о чём свидетельствуют надписи на САНТИЯХ.

pandoraopen.ru

Валахи Википедия

Evolution of the Eastern Romance languages and of the Wallachian territories from 6th century to the 16th century AD.jpg Валашская деревня (1877)

Вала́хи (также влахи[1], воло́хи[⇨]; от прагерм. walhos, от античного вольки[⇨]; устаревший русский — валахи) — общее название предков восточно-романских народов (румын, молдаван, аромун, истро-румын, мегленитов)[1]. Первоначально у славян влахами могли называться романские народы в целом. В начале XX века чехи и поляки называли так итальянцев. В древнегерманских языках так назывались вообще кельтские и романизированные народы, этимология этнонима связана с античными кельтами.[⇨]

Валахи составляли основное население княжества Валахия (XIV—XIX века), вошедшего в состав Объединённого княжества Молдавии и Валахии в 1859 году[2].

С XII до XIX веков упоминается валашский язык, который после чистки языка от славянизмов и образования Румынии в 1860-х годах стал называться румынским. А также «влашский язык», или как его стали называть позже — истрорумынский язык.

Поныне на Балканах существуют несколько этнических групп, называющих себя «влахи»[⇨].

Этимология

Название народа: воло́хи, вала́хи, влахи[3][4][5][6][7]. «blácoí»[5]. Согласно М. Фасмеру в славянских языках именуется[8]: др.-рус. волохъ, мн. др.-рус. волоси, укр. воло́х — «румын», болг. влах, сербохорв. вла̏х, словен. làh, чеш. vlach, словацк. vlach, польск. wɫoch[9].

Из ю.-слав. влах произошло тур. äflak — «Валахия», kara äflak — «Молдавия»[9].

От этнонима происходят фамилии: Влахов, Волохов, Волошанинов, Волошенинов, Волошин, Волошинов, Евлахов[9], еврейская Валлах и т. п.[10]

В славянских языках «влахами», «влохами» или «волохами» назывались романские народы[8]. Чехи ещё в начале XX века «валахами» называли итальянцев; а русские, южные славяне, греки и турки — румын[11] после образования Румынии во второй половине XIX века. В польском языке до настоящего времени Италия называется Włochy[12], а итальянцы — włosi. В старонемецком языке словом Welschland называлась Италия и Франция, а в современном немецком языке так называется франкоговорящая часть Швейцарии[13].

Также византийцы, южные и восточные славяне со времён Средневековья «влахами» (греч. Βλάχος) называли пастушеские народы Балканского полуострова в противоположность хлебопашцам[11][7][14]. В южно-славянских землях «валахами» в начале XX века называли исповедующих православие, в отличие от католиков[11].

История

Античность

См. также Walhaz (англ.)русск., Welsche (нем.)русск..

Происхождение этнонима связывают с вольками (лат. Volcae, др.-греч. Οὑόλκαι, гэльск. folc «celer, alacer») — конфедерацией кельтских племён, расселившихся от Роны и Эбро до Баварии и Дуная, и известной примерно с IV века до н. э.[8][15][16][17] Этноним зафиксирован в записях Цезаря, Страбона, Птолемея.

Волохи, — общие предки для всех восточнороманских народов, — сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и предгорья Карпат, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках н. э. романизации[4][18]. Часто «влахами» называют иллиро-фракийские скотоводческие племена, населявшие Балканский полуостров до заселения его в VI—VII веках славянами, а также и неславянское (романское) население Далмации (например, в договорах Дубровницкой республики)[7].

Средневековье

Влашский пастух в Моравии, 1789 год. Арумынский пастух в Греции, 1900 год.

К V веку германцы называли так вообще кельтов и представителей романизированных народов (готск. Walhs, др.-в.-нем. walah, walh, ср.-в.-нем. walch — «чужеземец, кельт, представитель романских народов», ср.-нж.-н. wale — «иностранец»)[8][17][16]. Ранний пример применения этнонима имеется в «Песне путешественника» второй половины VI века, где царство Цезаря называется walaric, welshry, rum-walas[19]. Этнониму «влахи» родственны слова «валлоны», «Уэльс», которым англо-саксы и юты называли частично романизированных кельтов Британских островов, «Валльгау», и другие когнаты[17][20][21]. Словом Welschland в старо-немецком называлась Италия и Франция, а в современном немецком языке так называется франкоговорящая часть Швейцарии[13]. В польском языке поныне Италия называется Włochy[12][11]

Существуют две основные точки зрения на появление влахов в южно-карпатском регионе. Согласно «автохтонной» версии, этногенез валахов шёл в горах римской провинции Дакия после эвакуации римских колонистов с захваченных территорий в 271—275 годах н. э. на правый берег Дуная. Представители «миграционной» версии считают, что этногенез валахов проходил к югу и юго-западу от Дуная в пределах Римской империи, где их фиксируют под этим названием источники приблизительно с V века. По их мнению, переселение валахов на левый берег Дуная в древнюю Дакию (на территорию будущего Валашского княжества, Трансильвании, а также Молдавии) проходит с конца IX по XIII век[22].

В период с VI по XVIII века валахи испытали на себе сильное влияние славянского языка и культуры. В VI—VII веках на территории будущего Валашского княжества поселились славяне, оказавшие большое влияние на материальную и духовную культуру местного населения, сыгравшие важную роль в развитии его государственности, в формировании восточнороманской народности (в источниках — влахи или волохи)[3]. Однако были мнения, что валахи поселились позже славян на этой территории. Так, в 1948 году балканист С. М. Бернштейн писал:

Носители романской языковой традиции появляются в Валахии значительно позже славян. Современная наука ничего не знает o существовании романского населения в Валахии между III и XII вв. н. э. С появлением в Валахии старого валашского населения, этническая основа которого может быть была кельтской, начинается продолжительный процесс скрещивания местного славянского и пришлого романского элементов, который в главных чертах заканчивается к XVI в. До этого времени в различных местах Валахии сохранялись ещё славянские говоры, носители которых в XIV—XV вв. были уже двуязычными.[23]

В конце VIII—X веков большая часть территории будущей Валахии входила в состав Первого Болгарского царства. К X веку относятся первые волошско-славянские политические объединения[3][24].

Но отличия в быту и культуре не позволили валахам окончательно ассимилироваться в славянской среде, хотя славяно-романское двуязычие достигло своего апогея в VIII—XII веках. Митрополия Валахии входила в состав Охридского, а затем Тырновского патриархата (1234—1393; подробнее — см. Болгарская православная церковь), вследствие чего восприняла славянский алфавит и церковнославянский язык в качестве литургического языка. Государственным языком образовавшихся в XIV веке княжеств Валахия и Молдавия был старославянский[25].

В IX веке венгры вытеснили валахов из части Трансильвании[26]. Тесное соседство с венграми привело к появлению в языке валахов многих венгерских заимствований[27].

Впервые упоминаются в византийских источниках XI века (греч. Βλαχοι) в описании событий конца X века; локализовались в Фессалии, Македонии и районе Балканских гор[1].

Первое древнерусское письменное сообщение о волохах содержится в начале «Повести временных лет», написанной в 1110—1118 годы, (до рассказов о хождении апостола Андрея, об основании Киева и о нашествии обров): «волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и стали притеснять их»[28]. Также в начале текста перечисляются европейские народы, где волохи указаны отдельно от римлян: «… галичанѣ, волохове, римлянѣ, нѣмци». В. Д. Королюк полагал, что летописец отличал древних римлян (волохов) от современных ему жителей Рима, Венеции и Генуи, именуя последних римлянами, венедиками, фрягами[29].

В 1118—1206 годах влахи на Балканах были описаны в хронике византийского историка Никиты Хониата об истории правления византийского императора Алексея Комнина (1114—1116)[30]. Хроника описывает сражения с валахами, их союз со скифами, их сражения с римлянами[31].

В 1185 образовалось Второе Болгарское царство, также известное как Болгаро-валашское государство. Болгарский царь Калоян (1197—1207) называл себя «императором влахов и болгар»[15]. В 1242 году Болгария подвергается монгольскому нашествию и вынуждена была платить дань Орде. Под давлением соседей Болгария теряет земли: Византия отвоёвывает Македонию и Северную Фракию, венгры — Белград. Постепенно отделяется Валахия и титул правителей Второго Болгарского царства сокращаются с «царя Валах и Болгар» до «царя Болгар». В XII—XIII веках упоминаются полунезависимые государственные образования влахов — Великая Влахия (в Фессалии и горах Пинда), Малая Влахия (в Акарнании и Этолии) и др.[15] Государственное образование существовало где-то до 1260 года, а в 1396 году, все эти территории были завоеваны турками.

Влахи известны и в северо-западных частях Балканского полуострова — Сербии, Боснии, Далмации, Хорватии, Истрии, а также к северу от Дуная — в Трансильвании, Валахии и Молдавии. — Достоверно известны в этих областях со второй половины XII века, но, возможно, уже с конца IX века, что особенно важно для решения проблемы этногенеза восточных романцев[15].

В XIV веке из общей массы волохов выделилась молдавская народность[4][18], образовались Валашское и Молдавское княжества[24].

В XV—XVI веках действовал «влашский закон» (англ.)русск. — свод законов и привилегий, налагаемый на скотоводческие общины в Европе. Тогда за словом «влах» закрепилось понятие «пастух» в противоположность хлебопашцам[14][7][11].

Валахи в Российской империи

В 1707 году Пётр Великий принял на службу волошского выходца Апостола Кигеча, который должен был стать комендантом Волошской Хоронгви, но так как влахов для этого было слишком мало, то они были определены в слободские полки, а в 1740 году им разрешено было приобретать в Малороссии недвижимость[12].

По другим данным[источник не указан 659 дней] Волошская хоронгвь, или Гусарские волошские полки, была сформирована, а именно:

Все они участвовали в Северной войне.

Ко времени Прутского похода 1711 года число сербских, волошских и польских гусарских полков увеличилось до шести. После похода эти полки были переформированы в два гусарских полка. В дальнейшем на русской службе было оставлено 1 500 волошских гусар, из которых сформировали три полка:

    • полковника Апостола Кичича гусарский полк;
    • полковника Василия Танского гусарский полк;
    • полковника Сербина гусарский полк.

Они просуществовали до 1721 года, когда были расформированы, после заключения Ништадтского мирного договора.

По другим данным впоследствии они составился особый Волохский корпус, командиром которого в 1738 году назначен был князь Константин Кантемир[12][32]. В 1742 году повелено было селить волохов в Оренбургском крае, а в 1761 году разрешено было принимать живущих в Польше волохов в Екатеринославскую губернию.[12]

XIX—XX века

В 1858—1861 годах Молдавское княжество и Валахия объединились в государство, называемое Объединённое княжество Валахии и Молдавии. В 1881 году оно было преобразовано в королевство Румыния и этноним «валахи» постепенно перестаёт употребляться. К моменту провозглашения Румынии королевством в состав государства входили Валахия, Молдова (историческая область) и Добруджа.

После I мировой войны в 1921 году была присоединена Трансильвания. В 1918 году была присоединена Бессарабия (входившая в Молдавское княжество, но в 1812 году отошедшая к Российской империи), но в 1940 году Бессарабия вошла в состав СССР и вместе с Молдавской АССР образовала Молдавскую ССР, а Северная Буковина и Южная Бессарабия были переданы Украине. В 1947 году небольшая часть Добруджи была возвращена Болгарии, а Румыния стала социалистическим государством.

Современность

Карта юго-восточной Европы показывающая цветными стрелками распространение влахов Ветви расселения влахов (восточно-романских народов) в юго-восточной Европе. (англ.)

В статье «Романские народы Европы» энциклопедии «Народы и религии мира»[33] этноним «влахи» не упоминается. Известный лингвист, славянист и балканист М. Фасмер в своём словаре называет его устаревшим[8].

«Влахами», несмотря на политику румынизации[34], проводимую официальным Бухарестом, до сих пор называют себя романоязычные жители Сербии, Болгарии, Македонии и других балканских государств, о чём свидетельствуют данные переписи населения в этих странах[35]. Используется как самоназвание мегленитов и отдельных групп аромун, истро-румын и румын (на востоке Сербии и др.)[15].

  • Арумыны (самоназвание — влахь, армынь, ррэмэнь, арум. vlahi) — одна из восточно-романской народностей[36].
  • Влахи (серб. Власи, Vlasi, сербохорв. Vlasi) — эндоэтноним одной из национальных этнических групп Сербии.
  • Мавровлахи (серб. Црни Власи, серб. , хорв. и сербохорв. Crni Vlasi, греч. Μαυροβλάχοι, лат. Nigri Latini — «чёрные влахи», вероятно калька с осман. Kara-Iflak‎ в перен. смысле «северные влахи») — экзоэтноним морлахов, практически исчезнувших этнографических групп восточно-романского происхождения, занимавших горные регионы на западе Балканского полуострова[источник не указан 709 дней]
  • Влахи цыгане (цыг. влахуря) — эндоэтноним одной из малых этнических групп цыган, сформировавшаяся на территории Румынии.
  • Влахи (экзоэтноним — истрорумыны, и.-рум. vlåhi) — один из восточно-романских народов, а также одно из самых малочисленных автохтонных национальных меньшинств мира. Проживают в основном в Хорватии на полуострове Истрия. Используют vlaske limbe — «влашский язык» (позже названный истрорумынский язык)[37][38].
  • Каравлахи[sr] (болг. Каравласи от осман. Kara-Iflak‎ — «чёрные влахи», или «северные влахи»[39] — один из экзоэтнонимов румын среди болгар.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Русаков, 2006.
  2. ↑ Валахи // Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.
  3. ↑ 1 2 3 В VI-VII веках на территории Румынии поселились славяне, оказавшие большое влияние на материальную и духовную культуру местного населения, сыгравшие важную роль в развитии его государственности, в формировании восточнороманской народности (в источниках — влахи или волохи). В конце VIII—X веков большая часть территории Румынии входила в состав Первого Болгарского царства. К X веку относятся первые волошско-славянские политические объединения.

    — Румыния : V. Исторический очерк / Л. Е. Семенова (6 в. — 40-е гг. 19 в.) [и др.] // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — Т. 22, С. 366, стлб. 1086

  4. ↑ 1 2 3 В этногенезе молдаван выделяются 2 этапа: формирование восточнороманской этнической общности — волохов (валахов), и складывание молдавской народности. Волохи сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и предгорья Карпат, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках н. э. романизации, а с VI века — влиянию славян и других этнических групп. В ходе этнического развития из общей массы волохов выделилась молдавская народность.

    — Молдаване / В. С. Зеленчук. // Большая советская энциклопедия, 3-е изд., Т. 16

  5. ↑ 1 2

    С X века византийские, славянские, а затем и венгерские источники упоминают румын под названием «blácoí», «влахи», «волохи».

    — Румыны / М. Я. Салманович. // Большая советская энциклопедия, 3-е изд. — Т. 22

  6. ↑ Волохи // Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия.
  7. ↑ 1 2 3 4 Влахи // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1963. — Т. 3 : Вашингтон — Вячко. — Стб. 536.
  8. ↑ 1 2 3 4 5 Волох // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 345.
  9. ↑ 1 2 3 валах // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 269.
  10. ↑ Валах (волох, влах) // Энциклопедия русских фамилий / Е. Грушко, Ю. Медведев. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — С. 84. — ISBN 5040047525.
  11. ↑ 1 2 3 4 5 Валахи // ЭСБЕ, 1890.
  12. ↑ 1 2 3 4 5 Волохи // ЭСБЕ, 1892.
  13. ↑ 1 2 Welschland // Универсальный — Lexicon. 2012;Welschland // Pierer’s Lexicon. 1857—1865.
  14. ↑ 1 2 Vatro Murvar. The Balkan Vlachs: a typological study. — University of Wisconsin--Madison, 1956. — P. 20.
  15. ↑ 1 2 3 4 5 Русаков, 2006.
  16. ↑ 1 2 Ringe, Don. Inheritance versus lexical borrowing: a case with decisive sound-change evidence, Language Log, Mark Liberman (January 2009).
  17. ↑ 1 2 3 Орёл, В. Э. walxaz // A Handbook of Germanic Etymology. — Leiden – Boston: Brill, 2003. — P. 443—444.
  18. ↑ 1 2

    Этногенез молдаван включает 2 основных этапа: формирование этнической общности волохов — общих предков для всех восточнороманских народов — и складыванием собственно молдавского народа. Предками волохов, расселённых на севере Балкан и в Карпатских горах, были фракийские племена, … В результате взаимодействия волохов Восточного Прикарпаться и славян образовался молдавский народ.

    — Молдаване // Народы и религии мира : Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.Переиздание др. авт. и ред. коллективом: Молдаване // Народы мира. Энциклопедия. — С. 262

  19. ↑ Encyclopedia Britannica, 1911.
  20. ↑ Welsh; Walloon // Online Etymology Dictionary (англ.)
  21. ↑ «The name 'Vlach' or 'Wallach' applied to them by their neighbours is identical with the English Wealh or Welsh and means „stranger“, but the Vlachs call themselves Aromani, or „Romans“.» (H.C. Darby. "The face of Europe on the eve of the great discoveries' // The New Cambridge Modern History. — vol. 1, 1957:34).
  22. Главные версии происхождения восточнороманского населения — «автохтонная», то есть формирование его в Карпато-Дунайских землях, и «миграционная», то есть перемещение на север от Дуная с Балкан, где находилась будто бы его прародина — начинает складываться уже в феодальной историографии.

    — Полевой Л. Л. Формирование основных гипотез восточнороманских народностей Карпато-Дунайских земель // Юго-Восточная Европа в Средние Века I / АН МССР. — Кишинев, 1972.

  23. ↑ Бернштейн, 1948, часть «Итоги исследования», с. 363.
  24. ↑ 1 2

    — Румыны // Народы и религии мира : Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.Переиздание др. авт. и ред. коллективом: Румыны // Народы мира. Энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — С. 444—445.

  25. ↑ Игрицкий Ю. И., Лыкошина Л. С., Шаншиева Л. Н. Страны Восточной Европы в поисках новой идентичности: сборник научных трудов — ИНИОН РАН, 2006—132 с. — С. 31
  26. ↑ Istvan Lazar: Transylvania: A Short History, Simon Publications, 1997 [1]
  27. ↑ Бернштейн, 1948, часть «Источники славянской письменности в Валахии», с. 71.
  28. ↑ «Повесть временных лет» на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
  29. ↑ Комментарий из публикации ПВЛ со ссылкой на книгу: В. Д. Королюк. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. — М., 1985. — С. 174.
  30. ↑ Никита Хониат. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. — (История).
  31. ↑ Разделы: {245}, {245} — «валахские пленники отданы были в рабство римлянам».
  32. ↑ Кантемиры // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  33. ↑ Романские народы Европы // Народы и религии мира : Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.Переиздание др. авт. и ред. коллективом: Романские народы Европы // Народы мира. Энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — С. 444—445.
  34. ↑ «Влахи — не румыны»: сербские влахи призвали Румынию не шантажировать Сербию от их имени — ИА REGNUM
  35. ↑ Национален Статистически Институт
  36. ↑ Аромуны // Большая российская энциклопедия
  37. ↑ Vlaski — zejanski
  38. ↑ Ritualni ples vlaške «šojmanke» pred padanje u trans
  39. ↑ Cicerone Poghirc, Romanizarea lingvistică și culturală în Balcani. In: Aromânii, istorie, limbă, destin. Coord. Neagu Giuvara, București, Editura Humanitas, 2012, p.17, ISBN 978-973-50-3460-3

Литература

Иноязычная

wikiredia.ru

Валахи — WiKi

Название народа: воло́хи, вала́хи, влахи[3][4][5][6][7]. «blácoí»[5]. Согласно М. Фасмеру в славянских языках именуется[8]: др.-рус. волохъ, мн. др.-рус. волоси, укр. воло́х — «румын», болг. влах, сербохорв. вла̏х, словен. làh, чеш. vlach, словацк. vlach, польск. wɫoch[9].

Из ю.-слав. влах произошло тур. äflak — «Валахия», kara äflak — «Молдавия»[9].

От этнонима происходят фамилии: Влахов, Волохов, Волошанинов, Волошенинов, Волошин, Волошинов, Евлахов[9], еврейская Валлах и т. п.[10]

В славянских языках «влахами», «влохами» или «волохами» назывались романские народы[8]. Чехи ещё в начале XX века «валахами» называли итальянцев; а русские, южные славяне, греки и турки — румын[11] после образования Румынии во второй половине XIX века. В польском языке до настоящего времени Италия называется Włochy[12], а итальянцы — włosi. В старонемецком языке словом Welschland называлась Италия и Франция, а в современном немецком языке так называется франкоговорящая часть Швейцарии[13].

Также византийцы, южные и восточные славяне со времён Средневековья «влахами» (греч. Βλάχος) называли пастушеские народы Балканского полуострова в противоположность хлебопашцам[11][7][14]. В южно-славянских землях «валахами» в начале XX века называли исповедующих православие, в отличие от католиков[11].

Античность

См. также Walhaz (англ.)русск., Welsche (нем.)русск..

Происхождение этнонима связывают с вольками (лат. Volcae, др.-греч. Οὑόλκαι, гэльск. folc «celer, alacer») — конфедерацией кельтских племён, расселившихся от Роны и Эбро до Баварии и Дуная, и известной примерно с IV века до н. э.[8][15][16][17] Этноним зафиксирован в записях Цезаря, Страбона, Птолемея.

Волохи, — общие предки для всех восточнороманских народов, — сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и предгорья Карпат, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках н. э. романизации[4][18]. Часто «влахами» называют иллиро-фракийские скотоводческие племена, населявшие Балканский полуостров до заселения его в VI—VII веках славянами, а также и неславянское (романское) население Далмации (например, в договорах Дубровницкой республики)[7].

Средневековье

  Влашский пастух в Моравии, 1789 год.   Арумынский пастух в Греции, 1900 год.

К V веку германцы называли так вообще кельтов и представителей романизированных народов (готск. Walhs, др.-в.-нем. walah, walh, ср.-в.-нем. walch — «чужеземец, кельт, представитель романских народов», ср.-нж.-н. wale — «иностранец»)[8][17][16]. Ранний пример применения этнонима имеется в «Песне путешественника» второй половины VI века, где царство Цезаря называется walaric, welshry, rum-walas[19]. Этнониму «влахи» родственны слова «валлоны», «Уэльс», которым англо-саксы и юты называли частично романизированных кельтов Британских островов, «Валльгау», и другие когнаты[17][20][21]. Словом Welschland в старо-немецком называлась Италия и Франция, а в современном немецком языке так называется франкоговорящая часть Швейцарии[13]. В польском языке поныне Италия называется Włochy[12][11]

Существуют две основные точки зрения на появление влахов в южно-карпатском регионе. Согласно «автохтонной» версии, этногенез валахов шёл в горах римской провинции Дакия после эвакуации римских колонистов с захваченных территорий в 271—275 годах н. э. на правый берег Дуная. Представители «миграционной» версии считают, что этногенез валахов проходил к югу и юго-западу от Дуная в пределах Римской империи, где их фиксируют под этим названием источники приблизительно с V века. По их мнению, переселение валахов на левый берег Дуная в древнюю Дакию (на территорию будущего Валашского княжества, Трансильвании, а также Молдавии) проходит с конца IX по XIII век[22].

В период с VI по XVIII века валахи испытали на себе сильное влияние славянского языка и культуры. В VI—VII веках на территории будущего Валашского княжества поселились славяне, оказавшие большое влияние на материальную и духовную культуру местного населения, сыгравшие важную роль в развитии его государственности, в формировании восточнороманской народности (в источниках — влахи или волохи)[3]. Однако были мнения, что валахи поселились позже славян на этой территории. Так, в 1948 году балканист С. М. Бернштейн писал:

Носители романской языковой традиции появляются в Валахии значительно позже славян. Современная наука ничего не знает o существовании романского населения в Валахии между III и XII вв. н. э. С появлением в Валахии старого валашского населения, этническая основа которого может быть была кельтской, начинается продолжительный процесс скрещивания местного славянского и пришлого романского элементов, который в главных чертах заканчивается к XVI в. До этого времени в различных местах Валахии сохранялись ещё славянские говоры, носители которых в XIV—XV вв. были уже двуязычными.[23]

В конце VIII—X веков большая часть территории будущей Валахии входила в состав Первого Болгарского царства. К X веку относятся первые волошско-славянские политические объединения[3][24].

Но отличия в быту и культуре не позволили валахам окончательно ассимилироваться в славянской среде, хотя славяно-романское двуязычие достигло своего апогея в VIII—XII веках. Митрополия Валахии входила в состав Охридского, а затем Тырновского патриархата (1234—1393; подробнее — см. Болгарская православная церковь), вследствие чего восприняла славянский алфавит и церковнославянский язык в качестве литургического языка. Государственным языком образовавшихся в XIV веке княжеств Валахия и Молдавия был старославянский[25].

В IX веке венгры вытеснили валахов из части Трансильвании[26]. Тесное соседство с венграми привело к появлению в языке валахов многих венгерских заимствований[27].

Впервые упоминаются в византийских источниках XI века (греч. Βλαχοι) в описании событий конца X века; локализовались в Фессалии, Македонии и районе Балканских гор[1].

Первое древнерусское письменное сообщение о волохах содержится в начале «Повести временных лет», написанной в 1110—1118 годы, (до рассказов о хождении апостола Андрея, об основании Киева и о нашествии обров): «волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и стали притеснять их»[28]. Также в начале текста перечисляются европейские народы, где волохи указаны отдельно от римлян: «… галичанѣ, волохове, римлянѣ, нѣмци». В. Д. Королюк полагал, что летописец отличал древних римлян (волохов) от современных ему жителей Рима, Венеции и Генуи, именуя последних римлянами, венедиками, фрягами[29].

В 1118—1206 годах влахи на Балканах были описаны в хронике византийского историка Никиты Хониата об истории правления византийского императора Алексея Комнина (1114—1116)[30]. Хроника описывает сражения с валахами, их союз со скифами, их сражения с римлянами[31].

В 1185 образовалось Второе Болгарское царство, также известное как Болгаро-валашское государство. Болгарский царь Калоян (1197—1207) называл себя «императором влахов и болгар»[15]. В 1242 году Болгария подвергается монгольскому нашествию и вынуждена была платить дань Орде. Под давлением соседей Болгария теряет земли: Византия отвоёвывает Македонию и Северную Фракию, венгры — Белград. Постепенно отделяется Валахия и титул правителей Второго Болгарского царства сокращаются с «царя Валах и Болгар» до «царя Болгар». В XII—XIII веках упоминаются полунезависимые государственные образования влахов — Великая Влахия (в Фессалии и горах Пинда), Малая Влахия (в Акарнании и Этолии) и др.[15] Государственное образование существовало где-то до 1260 года, а в 1396 году, все эти территории были завоеваны турками.

Влахи известны и в северо-западных частях Балканского полуострова — Сербии, Боснии, Далмации, Хорватии, Истрии, а также к северу от Дуная — в Трансильвании, Валахии и Молдавии. — Достоверно известны в этих областях со второй половины XII века, но, возможно, уже с конца IX века, что особенно важно для решения проблемы этногенеза восточных романцев[15].

В XIV веке из общей массы волохов выделилась молдавская народность[4][18], образовались Валашское и Молдавское княжества[24].

В XV—XVI веках действовал «влашский закон» (англ.)русск. — свод законов и привилегий, налагаемый на скотоводческие общины в Европе. Тогда за словом «влах» закрепилось понятие «пастух» в противоположность хлебопашцам[14][7][11].

Валахи в Российской империи

В 1707 году Пётр Великий принял на службу волошского выходца Апостола Кигеча, который должен был стать комендантом Волошской Хоронгви, но так как влахов для этого было слишком мало, то они были определены в слободские полки, а в 1740 году им разрешено было приобретать в Малороссии недвижимость[12].

По другим данным[источник не указан 610 дней] Волошская хоронгвь, или Гусарские волошские полки, была сформирована, а именно:

Все они участвовали в Северной войне.

Ко времени Прутского похода 1711 года число сербских, волошских и польских гусарских полков увеличилось до шести. После похода эти полки были переформированы в два гусарских полка. В дальнейшем на русской службе было оставлено 1 500 волошских гусар, из которых сформировали три полка:

    • полковника Апостола Кичича гусарский полк;
    • полковника Василия Танского гусарский полк;
    • полковника Сербина гусарский полк.

Они просуществовали до 1721 года, когда были расформированы, после заключения Ништадтского мирного договора.

По другим данным впоследствии они составился особый Волохский корпус, командиром которого в 1738 году назначен был князь Константин Кантемир[12][32]. В 1742 году повелено было селить волохов в Оренбургском крае, а в 1761 году разрешено было принимать живущих в Польше волохов в Екатеринославскую губернию.[12]

XIX—XX века

В 1858—1861 годах Молдавское княжество и Валахия объединились в государство, называемое Объединённое княжество Валахии и Молдавии. В 1881 году оно было преобразовано в королевство Румыния и этноним «валахи» постепенно перестаёт употребляться. К моменту провозглашения Румынии королевством в состав государства входили Валахия, Молдова (историческая область) и Добруджа.

После I мировой войны в 1921 году была присоединена Трансильвания. В 1918 году была присоединена Бессарабия (входившая в Молдавское княжество, но в 1812 году отошедшая к Российской империи), но в 1940 году Бессарабия вошла в состав СССР и вместе с Молдавской АССР образовала Молдавскую ССР, а Северная Буковина и Южная Бессарабия были переданы Украине. В 1947 году небольшая часть Добруджи была возвращена Болгарии, а Румыния стала социалистическим государством.

ru-wiki.org

Сантии древних валахов IX: koparev

САНТИЯ 31 2014-09-11_133923Многие ошибочно считают, что письменные источники появились на славянской земле благодаря просветителям славян - святым Кириллу и Мефодию. Они, действительно, совершили подвиг, осуществив перевод многих книг Нового Завета с языка ромеев на русский, способствовав торжеству Православия, но до их прихода славяне уже имели письменность. Доказательства сейчас будут Вам представлены, так как удалось дешифровать несколько надписей на САНТИЯХ "ДАКОВ".Обнаружение Сантий связано с королём Румынии Карлом Первым. Карл Первый был этническим германцем из рода Гогенцоллернов-Cигмарингенов. Он возглавил два княжества – Молдовское и Мунтянское (Восточная Валахия), которые и образовали Румынское королевство. Излюбленным местом отдыха Карла Первого и его семьи был монастырь Синая. В хозяйственных постройках монастыря были обнаружены золотые пластины с древними письменами общим числом около четырёхсот, которые сразу были переданы королю. Чтобы пополнить королевскую казну, Карл приказал переплавить большую часть золотых пластин. На вырученные от продажи золота деньги был построен в Синае дворец для королевской семьи. То, что королём было совершено преступление в отношении славянского мира, никто не понял. Однако король приказал сделать точную копию пластин на свинце.   На фото представлена одна такая копия.Транслитерация.1) Чаенещевё; цаеёея; че- 2)кайчадмцёяцё, ожчущуц-3) ее; цидееёвщечё ещчи- 4) щё; вядьмодцечё, чаяхаёх- 5) ниямо яцчаянаяё, жаящёцё- 6) щ ечцяйжьёв; янаёцяц- 7) цьёя едцёяцёщь;  ец- 8) щёче льювельвожчё; дц- 9) ечёч чаяхьёцёв; ейн- 10) еяжьё дцёчижищиво. Упование; вера; чаяние; вожделение; оцеженное яство; ведьмовская ожидаемая снедь; оживотворяющая еда; пища, дарующая молодость; вожделенный почет, ястие избранных.В начале нашей эры на Карпатах уже жили славяне. Они были населены носителями «культуры карпатских курганов» – карпами. Карпов называют также "даками". Древние "даки" – предки молдовлахов.   «Історичний шлях культури карпатських курганів, – утверждает изданная в 1995 году в Киеве «Давня історія України», – е наочною ілюстраціею асиміляції давніми слов'янами гето-дакійців. Можливо, саме в цьому явищі полягають глибинні причини своерідності слов'янських етнічних груп, що проживають нині в Карпатах». Но ведь дело в том, что никакой ассимиляции гетов славянами не было, так как сами геты и были славянами. Самый главный показатель этнической принадлежности – это язык. Язык, на котором разговаривали "гето-даки", судя по результатам дешифрованной древневалашской письменности, – славянский, следовательно, и так называемые "даки", и молдовлахи – это славяне. Валахи забыли свой родной славянский язык лишь в 20 веке.   Однако национальное своеобразие в культуре, например, гуцулов явно присутствует. Объясняется оно тем, что через Карпаты и Лемберг проходил Соляной путь, по которому соль переправлялась из Крыма в Западную Европу. Торговля солью Солотвинских соляных копей – это лишь прикрытие для тех, кто осуществлял переправку сивашской соли от местечка к местечку, от одного города с пригородом, закрытым от посторонних глаз, к другому городу с таким же гетто. Соль по этому пути везли везли потомки хазар, которые внешне ничем не отличались от лемков.  Несколько лет назад генетиками установлено, что значительная часть лемков и румын имеют гаплогруппу ДНК R1b (являются эрбинами). Это свидетельствует лишь о том, что эрбины Западной Европы забыли свой родной язык и стали разговаривать на романских и германских языках, а лемки не отвергли язык своих предков, оставшись славянами. Сами лемки себя считают русскими или, говоря иначе, русинами.Эрбины (кельты), как и преставители R1a, - в начале нашей эры были славянами, о чём говорят нам письмена Сантий.

А – АПТ  – БМ – ВЬП – В^ и Л – ДГ – ДСЬВ - ДЦЬZ – ДЗЬЕ – Е, ИN – ЖI – И D – ЙY – ЙХ – КЛ – ЛН – МЧ (в обр. ст.) – НО – ОПТ – П, БQ , ϴ (с горизонт. отрезком посеред.) – Р@ , ʘ  (точка в круге) – РЬΣК – СΣР – СЬФ – ТСт (похожа на Г) – ТV – У, ВУ – УК – ХΣ – Ц, ЦэIII (Ж) – ЧY – ЧТ – Ч (т)Р – Щ (ш)О – ЪY – ЫI – ЬD, У – Ю^ , Ч – ЯW , ;("омега") - Я

IO – ЁDА – ЯОО – УАЕ – Э

 Первое письменное свидетельство, как считают современные ученые,  о румынском языке, на котором-де, говорили в Средние века на Балканах, принадлежит византийскому летописцу Феофану Исповеднику, жившему, по утверждению латинских богословов (и каких богословов!), в VI веке н. э. по официальной хронологии. Это свидетельство связано, представьте, с военной экспедиции ромеев против обров (аваров), во время которой некий погонщик мулов, которого почему-то идентифицируют как представителя народа, близкого валахам,  сопровождающий  в составе тыловой службы византийскую армию, заметил, как с одного из животных падает груз, и закричал своему спутнику: «Torna, torna, fratre» («Поворачивай, поворачивай, брат»). То, что в Ромее проживало значительное число выходцев из Италии, что Рим на Босфоре долгое время назывался Латинской империей, то, что сам латинский язык в те времена только формировался, в расчет современными учеными не принималось.Считается, что древнейший письменный текст на румынском языке — это письмо Някшу, датированное почему-то 1521 годом. Однако написано оно на писчей бумаге, которая стала изготавливаться в 17 веке. Т. о., датировка неверна. Скорее всего, манускрипт создан в 18-19 вв.  В 1818 году Георгий Лазарь основал в Бухаресте первую школу на румынском языке. Не потому ли, что таковой только зарождался?

винелин титульныйРис. 1. Титульный лист книги Ю. Венелина "Влахо-болгарские или дако-слаянские грамоты".Материал, собранный Ю. Венелиным  - русским учёным первой половины XIX века, - свидетельствует о том, что валахи ещё в XVIII веке разговаривали на русском языке (см. рис. 1-2).

винелин 1699 гвинелин стр 337Рис. 2. Грамота, написанная на русском языке в конце 17 ст.То, что валахи вплоть до XIX столетия не ведали ничего о румынском языке, доказывает и книгаГ. Гензелия "Синопсис"(см. рис. 3):

Хунгары молдаване

Рис. 3. На странице среди славянских языков вместо валашского упомянут молдавский язык (G. Henselio. Synopsis universae philologiae. - N.: Сomiss. komanniana, 1741. - P. 423). То есть валахи в 18 в. относились к молдаванам и разговаривали на русском языке. Мало того, венгры (угорцы, хунгары) в 18 в. разговаривали на одном из славянских наречий, так как венгерский язык был искусственно создан лишь в 19 веке. Сам факт искусственного создания венгерского языка вовсе не предполагает, что на нём сразу же должны были заговорить православные угорские русины. Под влиянием чего народ забывает свой родной язык можно догадаться.

Кириллический алфавит оставался в Валахии в ходу до 1862 года. В этом году румынская письменность была установлена официально. Население страны, несмотря на это, продолжало разговаривать на родном валашском наречии. На румынском языке первой заговорила, разумеется, интеллигенция, но народ не желал отказываться от родного языка.

koparev.livejournal.com

Сантии древних валахов IX: koparev

САНТИЯ 31 2014-09-11_133923Многие ошибочно считают, что письменные источники появились на славянской земле благодаря просветителям славян - святым Кириллу и Мефодию. Они, действительно, совершили подвиг, осуществив перевод многих книг Нового Завета с языка ромеев на русский, способствовав торжеству Православия, но до их прихода славяне уже имели письменность. Доказательства сейчас будут Вам представлены, так как удалось дешифровать несколько надписей на САНТИЯХ "ДАКОВ".Обнаружение Сантий связано с королём Румынии Карлом Первым. Карл Первый был этническим германцем из рода Гогенцоллернов-Cигмарингенов. Он возглавил два княжества – Молдовское и Мунтянское (Восточная Валахия), которые и образовали Румынское королевство. Излюбленным местом отдыха Карла Первого и его семьи был монастырь Синая. В хозяйственных постройках монастыря были обнаружены золотые пластины с древними письменами общим числом около четырёхсот, которые сразу были переданы королю. Чтобы пополнить королевскую казну, Карл приказал переплавить большую часть золотых пластин. На вырученные от продажи золота деньги был построен в Синае дворец для королевской семьи. То, что королём было совершено преступление в отношении славянского мира, никто не понял. Однако король приказал сделать точную копию пластин на свинце.   На фото представлена одна такая копия.Транслитерация.1) Чаенещевё; цаеёея; че- 2)кайчадмцёяцё, ожчущуц-3) ее; цидееёвщечё ещчи- 4) щё; вядьмодцечё, чаяхаёх- 5) ниямо яцчаянаяё, жаящёцё- 6) щ ечцяйжьёв; янаёцяц- 7) цьёя едцёяцёщь;  ец- 8) щёче льювельвожчё; дц- 9) ечёч чаяхьёцёв; ейн- 10) еяжьё дцёчижищиво. Упование; вера; чаяние; вожделение; оцеженное яство; ведьмовская ожидаемая снедь; оживотворяющая еда; пища, дарующая молодость; вожделенный почет, ястие избранных.В начале нашей эры на Карпатах уже жили славяне. Они были населены носителями «культуры карпатских курганов» – карпами. Карпов называют также "даками". Древние "даки" – предки молдовлахов.   «Історичний шлях культури карпатських курганів, – утверждает изданная в 1995 году в Киеве «Давня історія України», – е наочною ілюстраціею асиміляції давніми слов'янами гето-дакійців. Можливо, саме в цьому явищі полягають глибинні причини своерідності слов'янських етнічних груп, що проживають нині в Карпатах». Но ведь дело в том, что никакой ассимиляции гетов славянами не было, так как сами геты и были славянами. Самый главный показатель этнической принадлежности – это язык. Язык, на котором разговаривали "гето-даки", судя по результатам дешифрованной древневалашской письменности, – славянский, следовательно, и так называемые "даки", и молдовлахи – это славяне. Валахи забыли свой родной славянский язык лишь в 20 веке.   Однако национальное своеобразие в культуре, например, гуцулов явно присутствует. Объясняется оно тем, что через Карпаты и Лемберг проходил Соляной путь, по которому соль переправлялась из Крыма в Западную Европу. Торговля солью Солотвинских соляных копей – это лишь прикрытие для тех, кто осуществлял переправку сивашской соли от местечка к местечку, от одного города с пригородом, закрытым от посторонних глаз, к другому городу с таким же гетто. Соль по этому пути везли везли потомки хазар, которые внешне ничем не отличались от лемков.  Несколько лет назад генетиками установлено, что значительная часть лемков и румын имеют гаплогруппу ДНК R1b (являются эрбинами). Это свидетельствует лишь о том, что эрбины Западной Европы забыли свой родной язык и стали разговаривать на романских и германских языках, а лемки не отвергли язык своих предков, оставшись славянами. Сами лемки себя считают русскими или, говоря иначе, русинами.Эрбины (кельты), как и преставители R1a, - в начале нашей эры были славянами, о чём говорят нам письмена Сантий.

А – АПТ  – БМ – ВЬП – В^ и Л – ДГ – ДСЬВ - ДЦЬZ – ДЗЬЕ – Е, ИN – ЖI – И D – ЙY – ЙХ – КЛ – ЛН – МЧ (в обр. ст.) – НО – ОПТ – П, БQ , ϴ (с горизонт. отрезком посеред.) – Р@ , ʘ  (точка в круге) – РЬΣК – СΣР – СЬФ – ТСт (похожа на Г) – ТV – У, ВУ – УК – ХΣ – Ц, ЦэIII (Ж) – ЧY – ЧТ – Ч (т)Р – Щ (ш)О – ЪY – ЫI – ЬD, У – Ю^ , Ч – ЯW , ;("омега") - Я

IO – ЁDА – ЯОО – УАЕ – Э

Первое письменное свидетельство, как считают современные ученые,  о румынском языке, на котором-де, говорили в Средние века на Балканах, принадлежит византийскому летописцу Феофану Исповеднику, жившему, по утверждению латинских богословов (и каких богословов!), в VI веке н. э. по официальной хронологии. Это свидетельство связано, представьте, с военной экспедиции ромеев против обров (аваров), во время которой некий погонщик мулов, которого почему-то идентифицируют как представителя народа, близкого валахам,  сопровождающий  в составе тыловой службы византийскую армию, заметил, как с одного из животных падает груз, и закричал своему спутнику: «Torna, torna, fratre» («Поворачивай, поворачивай, брат»). То, что в Ромее проживало значительное число выходцев из Италии, что Рим на Босфоре долгое время назывался Латинской империей, то, что сам латинский язык в те времена только формировался, в расчет современными учеными не принималось.Считается, что древнейший письменный текст на румынском языке — это письмо Някшу, датированное почему-то 1521 годом. Однако написано оно на писчей бумаге, которая стала изготавливаться в 17 веке. Т. о., датировка неверна. Скорее всего, манускрипт создан в 18-19 вв.  В 1818 году Георгий Лазарь основал в Бухаресте первую школу на румынском языке. Не потому ли, что таковой только зарождался?

винелин титульныйРис. 1. Титульный лист книги Ю. Венелина "Влахо-болгарские или дако-слаянские грамоты".Материал, собранный Ю. Венелиным  - русским учёным первой половины XIX века, - свидетельствует о том, что валахи ещё в XVIII веке разговаривали на русском языке (см. рис. 1-2).

винелин 1699 гвинелин стр 337Рис. 2. Грамота, написанная на русском языке в конце 17 ст.То, что валахи вплоть до XIX столетия не ведали ничего о румынском языке, доказывает и книгаГ. Гензелия "Синопсис"(см. рис. 3):

Хунгары молдаване

Рис. 3. На странице среди славянских языков вместо валашского упомянут молдавский язык (G. Henselio. Synopsis universae philologiae. - N.: Сomiss. komanniana, 1741. - P. 423). То есть валахи в 18 в. относились к молдаванам и разговаривали на русском языке. Мало того, венгры (угорцы, хунгары) в 18 в. разговаривали на одном из славянских наречий, так как венгерский язык был искусственно создан лишь в 19 веке. Сам факт искусственного создания венгерского языка вовсе не предполагает, что на нём сразу же должны были заговорить православные угорские русины. Под влиянием чего народ забывает свой родной язык можно догадаться.

Кириллический алфавит оставался в Валахии в ходу до 1862 года. В этом году румынская письменность была установлена официально. Население страны, несмотря на это, продолжало разговаривать на родном валашском наречии. На румынском языке первой заговорила, разумеется, интеллигенция, но народ не желал отказываться от родного языка.

koparev.livejournal.com

Сантии древних валахов IX: koparev

САНТИЯ 31 2014-09-11_133923Многие ошибочно считают, что письменные источники появились на славянской земле благодаря просветителям славян - святым Кириллу и Мефодию. Они, действительно, совершили подвиг, осуществив перевод многих книг Нового Завета с языка ромеев на русский, способствовав торжеству Православия, но до их прихода славяне уже имели письменность. Доказательства сейчас будут Вам представлены, так как удалось дешифровать несколько надписей на САНТИЯХ "ДАКОВ".Обнаружение Сантий связано с королём Румынии Карлом Первым. Карл Первый был этническим германцем из рода Гогенцоллернов-Cигмарингенов. Он возглавил два княжества – Молдовское и Мунтянское (Восточная Валахия), которые и образовали Румынское королевство. Излюбленным местом отдыха Карла Первого и его семьи был монастырь Синая. В хозяйственных постройках монастыря были обнаружены золотые пластины с древними письменами общим числом около четырёхсот, которые сразу были переданы королю. Чтобы пополнить королевскую казну, Карл приказал переплавить большую часть золотых пластин. На вырученные от продажи золота деньги был построен в Синае дворец для королевской семьи. То, что королём было совершено преступление в отношении славянского мира, никто не понял. Однако король приказал сделать точную копию пластин на свинце.   На фото представлена одна такая копия.Транслитерация.1) Чаенещевё; цаеёея; че- 2)кайчадмцёяцё, ожчущуц-3) ее; цидееёвщечё ещчи- 4) щё; вядьмодцечё, чаяхаёх- 5) ниямо яцчаянаяё, жаящёцё- 6) щ ечцяйжьёв; янаёцяц- 7) цьёя едцёяцёщь;  ец- 8) щёче льювельвожчё; дц- 9) ечёч чаяхьёцёв; ейн- 10) еяжьё дцёчижищиво. Упование; вера; чаяние; вожделение; оцеженное яство; ведьмовская ожидаемая снедь; оживотворяющая еда; пища, дарующая молодость; вожделенный почет, ястие избранных.В начале нашей эры на Карпатах уже жили славяне. Они были населены носителями «культуры карпатских курганов» – карпами. Карпов называют также "даками". Древние "даки" – предки молдовлахов.   «Історичний шлях культури карпатських курганів, – утверждает изданная в 1995 году в Киеве «Давня історія України», – е наочною ілюстраціею асиміляції давніми слов'янами гето-дакійців. Можливо, саме в цьому явищі полягають глибинні причини своерідності слов'янських етнічних груп, що проживають нині в Карпатах». Но ведь дело в том, что никакой ассимиляции гетов славянами не было, так как сами геты и были славянами. Самый главный показатель этнической принадлежности – это язык. Язык, на котором разговаривали "гето-даки", судя по результатам дешифрованной древневалашской письменности, – славянский, следовательно, и так называемые "даки", и молдовлахи – это славяне. Валахи забыли свой родной славянский язык лишь в 20 веке.   Однако национальное своеобразие в культуре, например, гуцулов явно присутствует. Объясняется оно тем, что через Карпаты и Лемберг проходил Соляной путь, по которому соль переправлялась из Крыма в Западную Европу. Торговля солью Солотвинских соляных копей – это лишь прикрытие для тех, кто осуществлял переправку сивашской соли от местечка к местечку, от одного города с пригородом, закрытым от посторонних глаз, к другому городу с таким же гетто. Соль по этому пути везли везли потомки хазар, которые внешне ничем не отличались от лемков.  Несколько лет назад генетиками установлено, что значительная часть лемков и румын имеют гаплогруппу ДНК R1b (являются эрбинами). Это свидетельствует лишь о том, что эрбины Западной Европы забыли свой родной язык и стали разговаривать на романских и германских языках, а лемки не отвергли язык своих предков, оставшись славянами. Сами лемки себя считают русскими или, говоря иначе, русинами.Эрбины (кельты), как и преставители R1a, - в начале нашей эры были славянами, о чём говорят нам письмена Сантий.

А – АПТ  – БМ – ВЬП – В^ и Л – ДГ – ДСЬВ - ДЦЬZ – ДЗЬЕ – Е, ИN – ЖI – И D – ЙY – ЙХ – КЛ – ЛН – МЧ (в обр. ст.) – НО – ОПТ – П, БQ , ϴ (с горизонт. отрезком посеред.) – Р@ , ʘ  (точка в круге) – РЬΣК – СΣР – СЬФ – ТСт (похожа на Г) – ТV – У, ВУ – УК – ХΣ – Ц, ЦэIII (Ж) – ЧY – ЧТ – Ч (т)Р – Щ (ш)О – ЪY – ЫI – ЬD, У – Ю^ , Ч – ЯW , ;("омега") - Я

IO – ЁDА – ЯОО – УАЕ – Э

Первое письменное свидетельство, как считают современные ученые,  о румынском языке, на котором-де, говорили в Средние века на Балканах, принадлежит византийскому летописцу Феофану Исповеднику, жившему, по утверждению латинских богословов (и каких богословов!), в VI веке н. э. по официальной хронологии. Это свидетельство связано, представьте, с военной экспедиции ромеев против обров (аваров), во время которой некий погонщик мулов, которого почему-то идентифицируют как представителя народа, близкого валахам,  сопровождающий  в составе тыловой службы византийскую армию, заметил, как с одного из животных падает груз, и закричал своему спутнику: «Torna, torna, fratre» («Поворачивай, поворачивай, брат»). То, что в Ромее проживало значительное число выходцев из Италии, что Рим на Босфоре долгое время назывался Латинской империей, то, что сам латинский язык в те времена только формировался, в расчет современными учеными не принималось.Считается, что древнейший письменный текст на румынском языке — это письмо Някшу, датированное почему-то 1521 годом. Однако написано оно на писчей бумаге, которая стала изготавливаться в 17 веке. Т. о., датировка неверна. Скорее всего, манускрипт создан в 18-19 вв.  В 1818 году Георгий Лазарь основал в Бухаресте первую школу на румынском языке. Не потому ли, что таковой только зарождался?

винелин титульныйРис. 1. Титульный лист книги Ю. Венелина "Влахо-болгарские или дако-слаянские грамоты".Материал, собранный Ю. Венелиным  - русским учёным первой половины XIX века, - свидетельствует о том, что валахи ещё в XVIII веке разговаривали на русском языке (см. рис. 1-2).

винелин 1699 гвинелин стр 337Рис. 2. Грамота, написанная на русском языке в конце 17 ст.То, что валахи вплоть до XIX столетия не ведали ничего о румынском языке, доказывает и книгаГ. Гензелия "Синопсис"(см. рис. 3):

Хунгары молдаване

Рис. 3. На странице среди славянских языков вместо валашского упомянут молдавский язык (G. Henselio. Synopsis universae philologiae. - N.: Сomiss. komanniana, 1741. - P. 423). То есть валахи в 18 в. относились к молдаванам и разговаривали на русском языке. Мало того, венгры (угорцы, хунгары) в 18 в. разговаривали на одном из славянских наречий, так как венгерский язык был искусственно создан лишь в 19 веке. Сам факт искусственного создания венгерского языка вовсе не предполагает, что на нём сразу же должны были заговорить православные угорские русины. Под влиянием чего народ забывает свой родной язык можно догадаться.

Кириллический алфавит оставался в Валахии в ходу до 1862 года. В этом году румынская письменность была установлена официально. Население страны, несмотря на это, продолжало разговаривать на родном валашском наречии. На румынском языке первой заговорила, разумеется, интеллигенция, но народ не желал отказываться от родного языка.

koparev.livejournal.com


Смотрите также