Древний семендер. В поисках утерянной столицы Хазарии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

республика Дагестан. Семендер. Древний семендер


Таинственный Семендер | Сувары

Отрывок из статьи «Джууры в стране гор»

 

 

Таинственный Семендер

Направляясь в Дагестан, мы знали, что в нескольких километрах от Махачкалы, на горе Таркитау находится поселок Тарки, на месте которого, по преданию, в VII—X веках существовал хазарский город Семендер, до 737 года бывший столицей Хазарского каганата. Сейчас аул Тарки, по сути, стал пригородом Махачкалы. Мурад Гаджиевич Магомедов — профессор Дагестанского университета, заведующий кафедрой истории Дагестана, заслуженный деятель науки республики — считается одним из крупнейших специалистов по истории Хазарского каганата не только в нашей стране, но и в мире.

Профессор Магомедов рассказывает:

Все началось с того, что на снимках из космоса четко просматривался многоугольник диаметром 5–6 километров — остатки древнего города… А я беспрерывно, начиная с 1969 года, копал памятники приморского Дагестана, как только понял, что это хазары. А не понять было трудно, потому что это салтово-маяцкая керамика. И везде, где копну, — 20–30 памятников. Везде одна и та же культура, везде остатки грандиозных для того времени городов. Когда я копал Беленджер на реке Сулак, в 45 километрах к северу от Махачкалы, я ахнул. Эти стены меня потрясли. Там находится селение Чирюрт (переводится с тюркского как «селение у стены»). Оказывается, его семь раз разрушали и каждый раз восстанавливали, используя камни этих оборонительных стен. Территория громадная, стена, закрывавшая вход в долину, защищала 15 поселений и еще четыре города, которые там существовали в хазарские времена. Это целая страна, окруженная горами. Иранское слово «буланджор» означает «глубокая трещина» — Сулак вытекает из самого глубокого каньона на Кавказе. И я понял, что Беленджер — первая столица хазар. Это VII—VIII века, огромный богатый город. Могильники под курганом с хазарскими погребениями тянутся на 3–4 километра от города... До хазар этот город тоже существовал, но такие размеры он приобрел именно при хазарах. Они бесконечно нападали на Иран, и когда иранцам это надоело, иранский правитель добился встречи с хазарским каганом. Путем переговоров были установлены границы между государствами. Дербент — это договорная граница между Хазарским каганатом и Ираном. С разрешения кагана иранцы строили город и знаменитые крепостные стены, чтобы наглухо закрыться от нападения хазар…

Я понял, что ухватился за крупное звено цепи. У хазар был еще город Семендер. После Беленджера хазары перенесли свою столицу именно сюда, в район города Махачкала. Здесь действительно есть остатки этого города, сохранились культурные слои… Почему они переехали сюда? Здесь морской порт — сюда могли заходить почти 400 торговых судов и морская пошлина была одной из доходнейших статей Хазарского каганата. Семендер здесь, в Махачкале, чувствовал себя очень хорошо, пока не начались арабо-хазарские войны. Арабы обосновались в Дербенте и сделали его опорным пунктом для нападения на хазар. Арабы неоднократно захватывали Семендер. Поэтому у хазар возник новый город — второй Семендер, на Тереке. У археологов он называется Шелковское городище — ныне это территория Чечни, на берегу Терека...

Одни писали, что Семендер находится в Махачкале, другие — что в Кизляре. Я обратил внимание: в письменных источниках указано два расстояния до Семендера — четыре и восемь дней пути. Я сразу сообразил, что это за Тереком, потому что здесь очень опасно было находиться кагану. Я раскопал там крепостные стены. Обнаружил те же приемы строительства стен, ту же керамику и те же курганы…

В 737 году Мерван захватил все города хазар в Прикаспии, разрушил их и сжег. Хазары под натиском Мервана вынуждены были уйти отсюда на Волгу и Дон. Там возникла их новая столица Итиль — по берегам реки Итиль, то есть Волги. Ее уже 200 лет ищут (см. Лехаим, 2006, ? 10). Я подумал: если арабские источники дают точные расстояния от Дербента до Семендера-1, Семендера-2, Беленджера, то почему они должны врать в отношении Итиля? Они утверждают, что от махачкалинского Семендера (после того как хазары ушли на Волгу, он стал здесь столицей еврейского государства Джидан) туда семь дней пути. Когда я измерил расстояние от Семендера до Волги, получилось 210 километров: это Чистая Банка, которую фотографировали из космоса…

Президент японской фирмы «Хирокава и Ко» Рюичи Хирокава — бизнесмен и ученый, интересующийся хазарами, — дал мне денег и сказал, чтобы я полетел туда и исследовал этот район. Я нанял вертолет, взял геофизиков, геологов… Мы оказались в Калмыкии, в городе Каспийске. Оттуда уже повернули в сторону Чистой Банки. Я смотрю: кругом гладь Каспия, дальше — сплошные заросли камыша. Думаю: неужели ничего нет? Но когда подлетели совсем близко, увидели среди камышей остатки оборонительных валов города, кое-где торчали курганы — элементы хазарских памятников…

Когда профессор Магомедов обнаружил «свой» Итиль, выяснилось, что он весь скрыт под водой, над водой возвышаются лишь полметра оборонительных валов. Профессор дал телеграмму г-ну Хирокава, быстро подготовили экспедицию…

Известно, что Каспийское море только в двух местах имеет большую глубину, в основном глубина его не превышает 5–7 м. Мурад Гаджиевич установил, что во времена строительства Итиля море было на 10 м ниже современного уровня. Резкое изменение уровня Каспийского моря произошло в конце XIII века. Итиль строился посуху в конце VIII — начале IX века и просуществовал там до XIII века. «Меня этот Итиль затянул глубоко», — смеется профессор Магомедов.

Кроме того, Мураду Гаджиевичу удалось восстановить антропологический облик хазар. Ведь никто не знал, как они выглядели: «Когда мы раскопали их погребальные сооружения, катакомбы, то оказалось, что под курганами погребены люди с очень заметной примесью монголоидных черт. То есть они варились в азиатском котле, потом смешивались здесь с другими народами, но эта монголоидная примесь у них оставалась до конца... Я копал до 1984 года. С 1986 года я не копаю, потому что ни копейки не выделяют», — с грустью констатирует профессор.

Я никак не мог понять, откуда в Дагестане иудеи. Когда же изучил этот вопрос, оказалось, что иудеев здесь было очень много, начиная с вавилонского пленения, когда Ксеркс освободил всех евреев… В еврейских источниках сказано: «Домой вернулись только два колена». Десять колен исчезли. И эти десять колен растворились здесь, на Кавказе. Основными участниками восстания в Иране были евреи, и после восстания много евреев ушло сюда, в сторону приморского Дагестана. А когда византийский император издал указ, что Византия — это христианская страна и все должны принять христианство, сколько евреев тогда потянулось в Хазарию — страну, отличавшуюся веротерпимостью! Здесь скопилось огромное количество евреев! И, в отличие от ленивых тюрков, они всё прибрали к рукам и возглавили государство — 13 хазарских царей были евреями, с еврейскими именами. А когда Хазария потерпела поражение от Мервана и вынуждена была уйти на Волгу и Дон, сами арабы пишут: «Вся территория здесь стала безлюдной».

Потом, когда обстановка немного наладилась, хазары создали здесь новое царство под названием Джидан. Царь Джидана был иудеем и находился в родственных отношениях с хазарским каганом. А Хазарский каганат был уже в Итиле… Сохранилось предание, будто путешественники, прибыв в Семендер, видели, что одни и те же люди в пятницу идут в мечети, в субботу — в синагоги, а в воскресенье — в церкви. Их спрашивали: «Что вы делаете?» А они отвечали: «Мы не хотим обижать ни одного бога...».

За 10 лет я выпустил 16 книг (всего в научном багаже профессора Магомедова более 200 опубликованных работ. — И. К.). Хочу составить цельную картину хазарской культуры — откуда взялись хазары и чем закончилась их история. Это интересно и для русских, и для евреев, и для тюрков, потому что история их очень тесно переплетается…

Этнокультурный портал «Яран Сувар»

 

xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai

Семендер — Циклопедия

42.95, 47.542°57′00″ с. ш. 47°30′00″ в. д. / 42.95° с. ш. 47.5° в. д. (G) (O) (Я)

Семендер

Семендер (Россия) Red pog.png Семендер (Дагестан) Red pog.png
Часовой пояс UTC+3
По Льву Гумилёву, Самандер находлися в Чечне, рядом со ст. Шелковская[1].

Семендер (Самандер) — ранняя столица Хазарского каганата, крупный средневековый город на территории прикаспийского Дагестана.

[править] Местоположение

По мнению историков, было два города с таким названием[2].

Вначале столица хазар находилась на территории современной Чечни — на месте Шелковского городища[3][4]. Так, кандидат исторических наук Ислам Хатуев считает, что Семендер находился на месте Шелковского городища[5]. Но затем, по мере распространения влияния хазар, Самандер был перенесён на берег Каспийского моря к современной Махачкале, там где находятся Тарки[6].

Лев Николаевич Гумилёв, который проводил на Тереке археологические работы,считал, что Семендер находился в в Чечне, рядом со станицей Шелковская[7].

Не исключено, что в Чечне находился другой хазарский город — который у хазарского царя Иосифа назван Варачаном, а возможно с хазарским городом Беленджером, известным по армянским хроникам, и что, таким образом, Семендер был только один — на месте современной Тарки-Махачкалы. Собственно, рядом с Махачкалой до сих пор существует посёлок с названием «Семендер».

Таким образом, примерно в 8 в. столица хазар переместилась с территории современной Чечни в Дагестан к Каспийскому морю. Это, очевидно, стало следствием как завоевания приморского Дагестана хазарами, так и желанием хазар вести торговлю с Прикаспийскими странами.

Остаётся признать, что на основании существующих данных археологии и письменных источников невозможно определить назывался ли Семендером город в Чечне или в Дагестане, косвенные же данные говорят о том, что оба города парадоксально могли называться одинаково Семендером[8], но очевидно, однако, что первая столица находилась именно в Чечне, так как нелепо думать, что хазары стали бы переносить столицу от моря в глубь Кавказа.

Семендер был важным промежуточным пунктом на торговом пути из Закавказья в Восточную Европу, славился своими садами[9].

Ибн-Хаукаль сообщает, что в Семендере было 40 тысяч виноградных лоз[10].

Ибн-Хаукаль и Истархи сообщают, что город населяли хазары, которые исповедовали ислам и иудаизм, а также язычество и христианство. В городе было много мечетей и синагог[11].

По сообщениям Ибн Хордадбеха, Ибн ал-Факиха и др. авторов, Семендер был основан основан персидским шахом Хосровом I Ануширваном (531−579 годы), построившим крепости на кавказско-иранской границе[12].

Город впервые упоминается под названием М-н-с-р-д в армянской географии 7 в.[13]

В эпоху Арабо-Хазарских войн Семендер, будучи столицей каганата, находясь к северу от Дербентского прохода, долгое время оставался недосягаемым для арабских войск, в отличие от другого хазарского центра — Беленджера который был разгромлен арабами в 722 году. Семендер был взят в 737 году в результате тщательно подготовленного похода Мервана ибн Мухаммеда. После этого хазарская столица была перенесена дальше от кавказской границы в Итиль, расположенный в низовьях Волги[14].

Вскоре хазары вновь отбили Семендер[15].

Когда столица Хазарии была перенесена в Итиль на Волгу, городом Самандар правил самостоятельный еврейский царь, состоявший в родстве с хазарским царём. Масуди называет область, центром которой был Самандар, Джидан, что возможно означает «страна иудеев»[16].

В 968−969 годах Семендер был разгромлен Святославом[16].

Однако, небольшое еврейское княжество с центром в Самандаре — просуществовало до монголо-татарского нашествия в 1238−1239 года. В 1030 году оно отразило нападение правителя Ганджи курда Фадлуна[16].

Около 1185 году еврейский путешественник Птахия из Регенсбурга встретил в Багдаде послов правителей Самандара, просивших прислать к ним учёных евреев для обучения Торе и Талмуду[16].

Точная этимология неизвестна, в том числе потому, что ныне известно слишком мало сведений о хазарском языке.

Как считает чеченский писатель Герман Садулаев этимология названия города с тем, что он был построен из самана, — строительного материала из высушенных на солнце блоков смеси глины, соломы и коровьего навоза; этот материал до самого последнего времени оставался популярным у народов Северного Кавказа, в том числе Чечни[17].

cyclowiki.org

» республика Дагестан. Семендер ||| Орден Хранителей Смерти

Россия, Республика ДагестанКоординаты: 42°57′00″ с. ш. 47°30′00″ в. д. (G) (O) (Я)Основание: 531 Ликвидация: 969Причины исчезновения:• Разрушенные города древностиСовременное состояние:• не сохранилось

Страницы истории:

Семендер (Самандар) — ранняя столица Хазарского каганата (в первой половине VIII в.) Крупный город на территории прикаспийского Дагестана (точное местоположение не установлено, но в окрестностях Махачкалы существует пос. Семендер).

По преданию, основан персидским шахом Хосровом I Ануширваном (531—579), построившим ряд крепостей на кавказско-иранской границе. Согласно сообщению византийского автора Феофилакта Симокатты, в VI в существовало родственное аварам племя забендер. Возможно, оно осело на Северном Кавказе и дало имя городу. Название также может быть этимологизировано из иранских языков как «крайняя дверь» или, по другой точке зрения, как «белый дом».

В эпоху арабо-хазарских войн выступает как главный город хазар. Находясь к северу от Дербентского прохода, долгое время оставался недостигаемым для арабских войск, в отличие от другого хазарского центра — Беленджера который был разгромлен арабами в 722. Семендер был взят в 737 в результате тщательно подготовленного похода Мервана ибн Мухаммеда. После этого хазарская столица была перенесена дальше от кавказской границы в Итиль, расположенный в низовьях Волги. Область Семендера превратилась в южную окраину каганата, но в городе продолжало жить хазарское население.

В IX-X вв. превратился в крупный торговый центр. Отличительной чертой экономики было развитое виноградарство. Сады на примыкающей к нему территории насчитывали 40000 виноградников. Структура населения повторяла столичную, то есть состояла из представителей трёх религиозных общин: иудеев, мусульман и христиан. При этом христианские позиции были сильнее, чем в Итиле, а мусульманские, по-видимому, слабее. В городе имелись культовые сооружения всех конфессий и рынки. Дома строились в виде шатров из дерева, переплетённого камышом, с остроконечными крышами. Об управлении города информации чрезвычайно мало. По одним данным, он имел собственного правителя, по другим — в нём сидел родственник хазарского царя. Область Семендера носила в Х в название Джидан и не входила в личный домен хазарского царя. В 968/969 город был разрушен в результате похода русского князя Святослава Игоревича.

По данным арабских географов, Семендер располагался где-то поблизости от Каспийского моря в 4(8) днях пути от Дербента и 7(8) от Итиля. Археологическая локализация затрудняется обилием средневековых городищ в современном Дагестане. Чаще всего Семендер отождествляют с более поздним городом Тарку (ныне одноимённое городище близ Махачкалы). Согласно другой точке зрения, он мог находиться в низовьях Терека у современного Кизляра. Дагестанский археолог М. Г. Магомедов предположил, что Семендером в разное время могли называться оба пункта.

ИсторияПо преданию, основан персидским шахом Хосровом I Ануширваном (531—579), построившим ряд крепостей на кавказско-иранской границе. Согласно сообщению византийскогоавтора Феофилакта Симокатты, в VI в существовало родственное аварам племя забендер. Возможно, оно осело на Северном Кавказе и дало имя городу. Название также может быть этимологизировано из иранских языков как «крайняя дверь»В эпоху арабо-хазарских войн выступает как главный город хазар. Находясь к северу от Дербентского прохода, долгое время оставался недостигаемым для арабских войск, в отличие от другого хазарского центра — Беленджера который был разгромлен арабами в 722. Семендер был взят в 737 в результате тщательно подготовленного похода Марван ибн Мухаммада. После этого хазарская столица была перенесена дальше от кавказской границы в Итиль, расположенный в низовьях Волги. Область Семендера превратилась в южную окраину каганата, но в городе продолжало жить хазарское население.В IX-X веках превратился в крупный торговый центр. Отличительной чертой экономики было развитое виноградарство. Сады на примыкающей к нему территории насчитывали 40000 виноградников. Структура населения повторяла столичную, то есть состояла из представителей трёх религиозных общин: иудеев, мусульман и христиан. При этом христианские позиции были сильнее, чем в Итиле, а мусульманские, по-видимому, слабее. В городе имелись культовые сооружения всех конфессий и рынки. Дома строились в виде шатров из дерева, переплетённого камышом, с остроконечными крышами. Об управлении города информации чрезвычайно мало. По одним данным, он имел собственного правителя, по другим — в нём сидел родственник хазарского царя. Область Семендера носила в Х в название Джидан и не входила в личный домен хазарского царя. В 968/969 город был разрушен в результате похода русского князя Святослава Игоревича.По данным арабских географов, Семендер располагался где-то поблизости от Каспийского моря в 4(8) днях пути от Дербента и 7(8) от Итиля. Археологическая локализация затрудняется обилием средневековых городищ в современном Дагестане. Чаще всего Семендер отождествляют с более поздним городом Тарки (ныне одноимённое городище близМахачкалы). Согласно другой точке зрения, он мог находиться в низовьях Терека у современного Кизляра. Дагестанский археолог М. Г. Магомедов предположил, что Семендером в разное время могли называться оба пункта.

Этимология и местоположениеКак считает чеченский писатель Герман Садулаев этимология названия города с тем, что он был построен из самана, — строительного материала из высушенных на солнце блоков смеси глины, соломы и коровьего навоза; этот материал до самого последнего времени оставался популярным у народов Северного Кавказа, в том числе Чечни.По мнению историков, было два города с таким названием.Вначале столица хазар находилась на территории современной Чечни — на месте Шелковского городища. Так, кандидат исторических наук Ислам Хатуев считает, что Семендер находился на месте Шелковского городища. Но затем, по мере распространения влияния хазар, Самандер был перенесён на берег Каспийского моря к современной Махачкале, там где находятся Тарки.Лев Николаевич Гумилёв, который проводил на Тереке археологические работы,считал, что Семендер находился в в Чечне, рядом со станицей Шелковска.Не исключено, что в Чечне находился другой хазарский город — который у хазарского царя Иосифа названВарачаном, а возможно с хазарским городом Беленджером, известным по армянским хроникам, и что, таким образом, Семендер был только один — на месте современной Тарки-Махачкалы. Собственно, рядом с Махачкалой до сих пор существует посёлок с названием «Семендер».Таким образом, примерно в 8 в. столица хазар переместилась с территории современной Чечни в Дагестан к Каспийскому морю. Это, очевидно, стало следствием как завоевания приморского Дагестана хазарами, так и желанием хазар вести торговлю с Прикаспийскими странами.Остаётся признать, что на основании существующих данных археологии и письменных источников невозможно определить назывался ли Семендером город в Чечне или в Дагестане, косвенные же данные говорят о том, что оба города парадоксально могли называться одинаково Семендером, но очевидно, однако, что первая столица находилась именно в Чечне, так как нелепо думать, что хазары стали бы переносить столицу от моря в глубь Кавказа.

ЭкономикаСемендер был важным промежуточным пунктом на торговом пути из Закавказья в Восточную Европу, славился своими садами.Ибн-Хаукаль сообщает, что в Семендере было 40 тысяч виноградных лоз.

НаселениеИбн-Хаукаль и Истархи сообщают, что город населяли хазары, которые исповедовали ислам ииудаизм, а также язычество и христианство. В городе было много мечетей и синагог.

ИсторияПо сообщениям Ибн Хордадбеха, Ибн ал-Факиха и др. авторов, Семендер был основан основан персидским шахом Хосровом I Ануширваном (531−579 годы), построившим крепости на кавказско-иранской границе.Город впервые упоминается под названием М-н-с-р-д в армянской географии 7 в.В эпоху Арабо-Хазарских войн Семендер, будучи столицей каганата, находясь к северу от Дербентского прохода, долгое время оставался недосягаемым дляарабских войск, в отличие от другого хазарского центра — Беленджера который был разгромлен арабами в 722 году. Семендер был взят в 737 году в результате тщательно подготовленного похода Мервана ибн Мухаммеда. После этого хазарская столица была перенесена дальше от кавказской границы в Итиль, расположенный в низовьях Волги.Вскоре хазары вновь отбили Семендер.Когда столица Хазарии была перенесена в Итиль на Волгу, городом Самандар правил самостоятельный еврейский царь, состоявший в родстве с хазарским царём. Масуди называет область, центром которой был Самандар, Джидан, что возможно означает «страна иудеев».В 968−969 годах Семендер был разгромлен Святославом.Однако, небольшое еврейское княжество с центром в Самандаре — просуществовало до монголо-татарского нашествия в 1238−1239 года. В 1030 году оно отразило нападение правителя Ганджи курда Фадлуна.Около 1185 году еврейский путешественник Птахия из Регенсбурга встретил в Багдаде послов правителей Самандара, просивших прислать к ним учёных евреев для обучения Торе и Талмуду

(с) Википедия

СемендерХазарский город на Северном Кавказе, приблизительно до 723 — столица Хазарского каганата (См. Хазарский каганат). Точное его месторасположение не установлено; находился, видимо, в северной части Дагестана или в прилегающих к ней районах Чечено-Ингушетии. С. был важным промежуточным пунктом на торговом пути из Закавказья в Восточную Европу, славился своими садами. Был разрушен в 60-х гг. 10 в. в результате похода русов.

Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962

Подготовил: Чайка

Вконтакте

Facebook

Google+

Одноклассники

Мой мир

ordenxc.org

Семендер - это... Что такое Семендер?

Семенде́р (Саманда́р) — ранняя столица Хазарского каганата (в первой половине VIII в.). Крупный средневековый город на территории прикаспийского Дагестана.

История

По преданию, основан персидским шахом Хосровом I Ануширваном (531—579), построившим ряд крепостей на кавказско-иранской границе. Согласно сообщению византийского автора Феофилакта Симокатты, в VI в существовало родственное аварам племя забендер. Возможно, оно осело на Северном Кавказе и дало имя городу. Название также может быть этимологизировано из иранских языков как «крайняя дверь»

В эпоху арабо-хазарских войн выступает как главный город хазар. Находясь к северу от Дербентского прохода, долгое время оставался недостигаемым для арабских войск, в отличие от другого хазарского центра — Беленджера который был разгромлен арабами в 722. Семендер был взят в 737 в результате тщательно подготовленного похода Марван ибн Мухаммада. После этого хазарская столица была перенесена дальше от кавказской границы в Итиль, расположенный в низовьях Волги. Область Семендера превратилась в южную окраину каганата, но в городе продолжало жить хазарское население.

В IX-X веках превратился в крупный торговый центр. Отличительной чертой экономики было развитое виноградарство.

Сады на примыкающей к нему территории насчитывали 40000 виноградников. Структура населения повторяла столичную, то есть состояла из представителей трёх религиозных общин: иудеев, мусульман и христиан. При этом христианские позиции были сильнее, чем в Итиле, а мусульманские, по-видимому, слабее. В городе имелись культовые сооружения всех конфессий и рынки. Дома строились в виде шатров из дерева, переплетённого камышом, с остроконечными крышами. Об управлении города информации чрезвычайно мало. По одним данным, он имел собственного правителя, по другим — в нём сидел родственник хазарского царя. Область Семендера носила в Х в название Джидан и не входила в личный домен хазарского царя. В 968/969 город был разрушен в результате похода русского князя Святослава Игоревича.

По данным арабских географов, Семендер располагался где-то поблизости от Каспийского моря в 4(8) днях пути от Дербента и 7(8) от Итиля. Археологическая локализация затрудняется обилием средневековых городищ в современном Дагестане. Чаще всего Семендер отождествляют с более поздним городом Тарки (ныне одноимённое городище близ Махачкалы). Согласно другой точке зрения, он мог находиться в низовьях Терека у современного Кизляра. Дагестанский археолог М. Г. Магомедов предположил, что Семендером в разное время могли называться оба пункта.

dic.academic.ru

В поисках утерянной столицы Хазарии

Кто не хочет чтобы Семендер Хазарский находился на территории Чеченской Республики?  Почему  до сих пор внятно и четко не определено, что именно находилось на месте Шелковского городища? Как найти ответ на вопросы об историческом прошлом Чеченской Республики?

Известный советский историк и археолог Лев Николаевич Гумилев выдвинул предположение, что существовало два города с названием «Семендер». Один из них находился на месте поселка Тарки и первоначально являлся столицей хазарских каганов, а после переноса на север – под давлением арабских армий – название «Семендер» было перенесено на новый город. Лев Николаевич даже предположил, что Семендер Хазарский находился на месте Шелковского городища близ Терека. Но не один Гумилев предполагал, что Семендер Хазарский находился близ Шелковского, об этом высказывался еще А. Казам-Бек. В наше время эту точку зрения разделяет дагестанский историк М. Г. Магомедов, которым были введены названия «Семендер I» для Семендера – Тарки и «Семендер II» для Семендера Хазарского.Гипотезу о существовании двух Семендеров полностью отрицается Г. С. Федепровым-Гусейновым, пологающим, что столица Хазарского Каганата находилась на месте Андрейаульского городища, а известный историк В. Виноградов предположил, что Семендер располагался к северу от дагестанских предгорий. Более того, В. Виноградов, В. Котович и А. Гадло подвергали критике попытку Льва Гумилева локализовать Семендер Хазарский (Семендер II) на месте Шелковского городища.Попытка рассчитать местонахождения Семендера Хазарского основывалась на сообщениях средневековых мусульманских повествователей. По данным Ибн Хаукаля (10 в.), расстояние до Итиля от Семендера равно семи дням пути, а расстояние Семендер-Итиль четырем дням (32,4 км. в день) пути. В другом месте своей книги Ибн Хаукаль указывает, что расстояние Семендер-Итиль равно восьми дням пути. Ал-МасIуди приводит несколько иные данные: расстояние Дербент-Семендер равно восьми дням пути, а Семендер-Итиль – семи дням пути. Именно опираясь на данные Ал-МасIуди выдвинул свои предположения о существовании Семендера Хазарского Лев Николаевич Гумилев.

ImageПредположение о том, что Семендер Хазарский находится на месте Шелковского городища, полностью отвергается академией наук Чеченской Республики, доктор исторических наук, профессор Муса Багаев заявил по телевидению, что участвовал в раскопках Шелковского городища с группой ученых археологов в 80-х годах прошлого столетия, но не обнаружил никаких доказательств в подтверждении гипотезы Гумилева. Археологи, проводя раскопки, обнаружили, что верхний слой земли не превышает 30-40 сантиметров, дальше идет материковая почва, основываясь в своих утверждениях на обнаруженные факты, группа исследователей пришла к выводу, что на месте данного городища не мог находиться Семендер Хазарский. Однако, по словам заместителя министра ЧР по внешним связям, национальной политике, печати и информации Зелимхана Мусаева, также не было выдвинуто конкретного предположения, что находилось на месте проводимых раскопок, то есть – если это не Семендер, то, что это?ImageСоздается впечатление, что никто не хочет знать, что же именно располагалось на месте Шелковского городища, известные чеченские историки категорически отвергают гипотезу Гумилева, но краеведы и местные жители станицы Шелковская и поселка Шелкозаводская отнюдь не согласны, что ничего значительного здесь не происходит. Кандидат исторических наук Ислам Хатуев допускает возможность, что на месте Шелковского городища находился Семендер, но считает, что эту проблему необходимо исследовать, провести археологические раскопки и, наконец, дать точное определение какое именно древнее поселение здесь располагалось.

В Министерство ЧР по внешним связям, национальной политике, печати и информации от регионального общественного фонда творческой инициативы «Азалия» поступило обращение на имя Шамсаила Саралиева, в котором некоторые моменты касались и Шелковского городища – «…огромный исторический материал содержит эта местность, но никто серьезно не занимался историческими объектами нашей республики, со слов историка по образованию и главы администрации поселка Шелкозаводская Руслана Ханакаева, во все времена историки и археологи искали город Семендер, но обладателем исторического города является Чеченская Республика…». Это обращение послужило причиной, по которой в означенное место выехала группа, в составе которой находился заместитель министра ЧР по внешним связям, национальной политике, печати и информации Зелимхан Мусаев и кандидат исторических наук, доцент Ислам Хатуев. Предполагалось провести осмотр местности, поговорить с Русланом Ханакаевым и местными жителями и осмыслить объективность высказываемого предположения о существовании на территории Чеченской Республики исчезнувшей столицы Хазарии. Обоснованность гипотезы Гумилева аргументируется еще и тем, что в основном Хазарский Каганат располагался на территории Северного Кавказа, а свою столицу Итиль хазары перенесли на берега Волги под давлением арабов. При этом, собственно, Хазарией продолжали считать территорию нижнего Терека. По данным царя Иосифа, весной хазары выезжали к своим полям и виноградникам, а расстояние от Итиля до этой страны равнялось 20 фарсахам (10 век н.э.).На административной территории поселка Шелкозаводская находится старинная крепость, которая имеет вид плоского поля размером более четырех гектаров, вокруг которого насыпаны земляные валы. Крепость имеет вид почти правильного четырехугольника и посему видно, что такое сооружение искусственно построено и возведено на стратегически укрепленной возвышенности. Недалеко протекает река Терек и крепость построена в таком месте, что можно легко контролировать пути передвижения во всех направлениях. Хорошо известно, что древние города строились на берегах рек, преследуя две цели – во-первых, необходимо было снабдить город водой и второе, русло реки – это естественное укрепление против завоевателей. По периметру крепости, на четырех углах располагались сторожевые башни.- Лев Николаевич Гумилев с группой археологов и историков искали город Семендер на берегу Волги, в предгорьях Кавказа, и, проезжая по территории Шелковского района увидели эту возвышенность, - рассказывает Руслан Ханакаев, - проделав шурф, нашли кое-какую старинную утварь, проведя исследование найденных предметов ученые пришли к выводу, что это и есть Семендер. Об этом пишет Гумилев в своих очерках. Руслан рассказывает, что местные жители приноровились брать глину с крепостного вала, для обжига кирпича и других хозяйственных нужд. Когда экскаватор разрушал вал, обнажилась внутренняя сторона и здесь четко видно, что под землей присутствует стена, выложенная саманным кирпичом. Если бы это было естественное отложение, то пласты стояли бы сплошным рядом, но наблюдается искусственное наложения четырехугольных кирпичей. - Местные жители нашли здесь керамический кувшин, который находится у меня, - продолжал Историк и краевед, - мы не можем доказать, что это и есть Семендер, но очень хочется привлечь внимание общественности и руководства республики, что бы выяснить, наконец, что здесь было. Шелковское городище внесено в реестр федеральных охраняемых памятников культуры, но если мы докажем, что это Семендер, то резонанс будет совсем отличен от нынешнего. - Чеченцам всегда было отказано в истинном знании собственной истории, - сказал Ислам Хатуев, - и мы должны понимать, что Хазария включала в себя большую территорию, и многие народности проживали в каганате, в том числе и наши предки. Конечно, исторически известно, что правящую верхушку представляли иудеи, но мы понимаем, что история Хазарии – это история и наших предков в том числе. Могу сказать, что почвы для предположения о нахождении Семендера именно на этом месте вполне достаточно.

Краевед и историк Руслан Ханакаев почти уверен, что Семендер находится именно на территории Шелковского городища и совершенно не скрывает этого. Но, разумеется, подобные утверждения строятся не только на простом желании прославить свой край, об этом говорят ученые с мировым именем, Лев Гумилев, М. Магомадов и почему их мнение должно быть менее авторитетным, чем мнение Виноградова или Багаева. - Мы говорим, давайте проверим и поставим точку в дискуссии, - восклицает Р. Ханакаев.

Предположение краеведа основывается не только кирпичной кладке замурованной в земляной вал стены, тем более, что саманная кладка – это единственный архитектурный памятник на Кавказе, а такие крепости строили только Хазары. Руслан рассказал, что под крепостью расположены подземные ходы и не просто лазы для одного человека, а длинные коридоры, где в один ряд могут проехать четыре всадника. Его слова подтвердил местный житель Асламбек Мусаев.- В начале первой военной компании здесь окопались солдаты, часть вала обвалилась, - рассказывает Асламбек, - полковник воинского подразделения пригласил моего отца, чтобы он посмотрел на обнажившийся вход в поземную штольню. Отец говорил, что вход в штольню начинался с арки, дело происходило в 1995 году, сейчас земля на валу обвалилась, и арку закрыло, как закрыло собственно и саму штольню. Солдаты спускались в подземный вход, но дальше пойти не посмели. Даже сейчас видно, что это далеко не естественное сооружение, а созданное руками человека строение, тем более нигде в округе подобных обвалов земли не наблюдается. Но самое интересное в том, что местные жители обнаружили в бывшем имении графа Хастатова. В знаменитых подвалах графа был найден лаз, который вел в шахту, ребята прошли по подземному коридору около трехсот метров, но дальше не смогли, тем более, очень опасно ходить по таким древним катакомбам. Чтобы дети не лазили туда, вход пришлось замуровать. Руслан Ханакаев рассказал о значении поземных коридоров для крепости. - Видно, что сама крепость находится на возвышенности, и ходы могли использовать для затопления окружающей крепость территории, когда враг подступал к городу, существует предположение, что подземные ходы соединяются с руслом реки.Имение графа Хастатова было заложено предположительно в первой половине 18-го столетия, кстати говоря, имение тоже нуждается в реконструкции, но очень интересна архитектура подвалов имения. Мощные кирпичные стены толщиной более полуметра, прочные бетонные арки и прохладная температура подвала способствовали сохранению винных изделий, но так ли несведущ был граф, который, произведя такие строительные работы, не обнаружил вход в подземный коридор, об этом стоит задуматься. По мнению Руслана Ханакаева, этот подвал сообщается с крепостью подземным ходом, об этом рассказывали местные старожилы, говорит он. Впечатлений от осмотра старой крепости и имения графа Хастатова было достаточно, но остался один вопрос – почему не провели глубинное исследование и кто самым яростным способом сопротивляется проведению археологических раскопок. Можно согласится с мнением Руслана Ханакаева, что подобные исследования требуют соответствующих материальных затрат и необходимо привлечь к работам специалистов-археологов. - Республика обладает достаточным потенциалом для поведения археологических работ, - заявил Зелимхан Мусаев, - не надо боятся своей истории, мы должны изучить наше прошлое и восстановить значение нашего края в исторических событиях прошлого.     

Айнди Беккаевwww.chechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}

chechnyatoday.com

Дарго Магомед. К вопросу о положения Семендера - История и география - Мой Дагестан

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЕНДЕРА,СТОЛИЦЫ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Все исследования местонахождения столицы Хазарского каганата основываются на том или ином прочтении  "Дербент-наме". Мы возьмем румянцевский список в обработке Г.М-Р.Оразаева. Читаем:         

л.2б.            "....Хакану принадлежали: Семендер, то есть Тарху...."

л.6б.            "....Хакан пошел до  реки  Хамричай. А Хасин - это прочная крепость на вершине горы. Если смотреть с той крепости , то видно море...."

л.10а.            ".... Хасин - это крепость на реке Хамри...."

л.12б.            ".... Абу Убейда, собрав все кафирские трофеи в  Хасин, раздал [их] мусульманскому войску. Хасин  - это Семендер, то есть Тарху. Когда мусульманские войска пошли на Семендер: они привели Тарху к подчинению путем заключения перемирия."

Вроде бы не должно быть сомнений относительно  идентификации места расположения города и нечего тут рассуждать. Единственно сомнение  может вызвать следующий абзац:

л.3б.            "....В двадцати агачах от Дербенда находится Семендер, это место имеет [теперь]  название Тарху. Построил его [Нуширван]. Целью же построения  этого города была защита Дербенда от кафиров." 

Тут смушает расстояние в "двадцать агачей", которое некоторые исследователи истолковывают в 120 км - расстояние от Дербента до Махачкалы. Так же и г-н Г.Оразаев приравнивает один агач к 5-6 км (сноска 55).

Уважаемый г. В.Г.Котович ("Древности Дагестана. О местоположении раннесредневековых городов Варачан, Беленджер и Таргу") убедительно доказал, что на месте нынешней территории Махачкалы существовал город, по своим размерам подходящий под Семендер.

Но рассуждать,  что раз подоходит по размерам, значит этот город и есть Семендер, по-моему, не совсем верно.

Какая защита Дербенту от крепости, находящейся в 120 км от Дербента?

Так что же имел ввиду автор "Дербенд-наме", какое расстояние? Вчитаемся в предыдущий абзац:

3б ".... Далее ... он [Нуширван] построил ... в трех агачах от Дербенда - стену длиною в девяносто два агача...."

Долго же мы будем искать в 18 км севернее Дербента стену длиной в 550 км, когда от моря до самых высоких снежных вершин Кавказского хребта не более 100 км. Это говорит о том, что нельзя доверять автору "Дербент-наме" в  вопросе о расстояниях.

Или, вернее, надо сделать поправку на то, что агач в горах много меньше агача степного. Скорее под агачем надо понимать расстояние около двух километров по степи и около 500 метров в горах..

Лазарев Я. в книге "О гуннах Дагестана" говорит: " ... народ такры, живущий ..... в Тархи, названного в Vl веке Хозровом Ануширваном  Семендером и бывшего в языческой древности в руках кадарских владетелей." (стр.26).

В Vl веке Хозров Ануширван не мог переименовывать  современный г. Тарки, потому что он появился в Xll - Xlll вв.

О чем свидетельствует и сам Котович В.Г.

И еще. Нельзя пройти спокойно мимо совершенно иезуитского хода мыслей Котовича В.Г. Соглашаясь с тем, что Семендер - крайняя, порубежная дверь (стр.252), он тут же  говорит, что при отождествлении современного с.Тарки с древним Семендером .... " есть одно уязвимое место. Дело в том, что расположенное рядом с Махачкалинским городищем сел.Тарки почти всеми исследователями отождествляется с упоминаемым письменными источниками раннесредневековым городом Таргу" (стр.253). И эта уязвимость, по его мнению, исчезла (?!) после открытия Тарху на р.Гамриозень.

В своем сознании г.Котович В.Г. настолько прочно расположил город Семендер у Махачкалинского городища, что уже и селение Тарки и город Таргу привязывает к Семендеру, а не наоборот.

По-моему для Котовича В.Г. и его последователей в этом деле вопросы должны были возникнуть не до, а именно после открытия Тарху на р.Гамриозень. До этого открытия для Семендера было вероятно только одно место - у современного с. Тарки, а после этого открытия - на его настоящем месте - на р.Гамриозень.

Решающим аргументом для Котовича В.Г. является "взаиморасположение городов Таргу, Варачана и Самандара Ф.Вестбергом".

  ??? (К сожалению, мне не удалось найти труды Ф.Вестберга - прим.автора) ???

В письме одного из руководителей Хазарского каганата, еврея Иосифа, говорится, что расстояние от столицы каганата Итиля до г.Варачана - 20 фарсахов, а до южной границы - 30 фарсахов.  "А еще на южной стороне [находится] Самандар в конце страны Тарху, пока граница не поворачивает к "воротам". (стр.100. "Еврейско-хазарская переписка"). Если даже сомневаться за точность расстояний, нельзя сомневаться в том, что г. Самандар находиться южнее г.Варачан.

Каган перебрался на реку Итиль и обосновал новую столицу того же имени ("Итиль" по-даргински значит "другой"). А город Самандар (называемый еще и по имени области - Тарху) был разрушен Мерваном в 739 г.

Воины ислама разграбили и разрушили великий город, жителей его частью убили, частью взяли в плен, в том числе стариков, женщин и детей, а священный лес, в котором они укрывались - сожгли. 

Стараниями арабских наместников город Семендер (Тарху) так и не поднялся до былого могущества.

Итак, Хасин - крепость (цитадель) города Семендер, а Семендер - в прошлом Дарго (Тарху) -  столица одноименной области Дарго (Тарху) и  столица Хазарского каганата до начала Vlll века.

Эти исторические сведения говорят о том, что рано отождествлять древнюю столицу Хазарского каганата с современным пос. Тарки у г. Махачкалы. Вопрос во всяком случае требует дополнительного изучения.

 

 

dargo.ru

СЕМЕНДЕР это что такое СЕМЕНДЕР: определение — История.НЭС

СЕМЕНДЕР

хазарский город на Сев. Кавказе, приблизительно до 723 - столица Хазарского каганата. Точное его месторасположение не установлено; он находился, видимо, в сев. части Дагестана или в прилегающих к ней р-нах Чечено-Ингушетии. С. был важным промежуточным пунктом на торг. пути из Закавказья в Вост. Европу, славился своими садами. Он был разрушен в 60-х гг. 10 в. в результате похода русов.

Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Минорский В. Ф., История Ширвана и Дербенда, М., 1963.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

СЕМЕНДЕР

в древности хазарский город в Прикаспии, в сев. части Дагестана, к Ю. от нижн. теч. р. Сулака. Население С. было весьма пестрым в этнич. (хазары, тюрки, славяне, евреи) и религ. отношениях — христ., мусульм. и иуд. Жители С. заним. торговлей, ремеслами, большую роль играло виноделие. Город был разрушен во время похода киевск. князя Святослава на хазар в 965. «СЕМЕРКА» — в шумеро-аккад. миф. категория демонов, преимущ. злых. Восприним. как единое целое (граммат. форма образована как ед. число). В своей злой ипостаси «С.» — порожд. бога Анна (Ану). В мифе о лунном затм. Анн посылает «С.» против бога луны, чтобы окружить его и затемнить; Энки вместе с богом огня пытается проникн. в тайну «С.», чтобы найти против нее действ. заклинание. Серия заклинаний «злые демоны утукку» идентиф. «С.» с утукку. В нек-рых заклинат. текстах под «семью и семью» добрыми демонами подразумев., видимо, семь детей Энмешарры и семь мудрецов (абгалей). Не совсем ясно, следует ли «семь детей богини Ишхары» толковать как злых демонов или их надо причисл. к детям Энмешарры. В ряде заклинат. текстов «С.» назв. как доброе божество — воитель против злых демонов вместе с сестрой своей Наруду. Как астрал. божество «С.» олицетв. Плеяды. Число семь («С.») — символич. во мн. миф. системах.

Оцените определение:

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

interpretive.ru


Смотрите также