Русские дворянские усадьбы в наши дни. Древние усадьбы
Самые мистические дворянские усадьбы России
Со многими усадьбами древних дворянских родов России связаны мистические истории, которые происходили и случаются в этих местах по сей день. Понятие «русская усадьба» подразумевает комплекс жилых, хозяйственных построек, с приусадебной территорией и парком. Иметь такие загородные усадьбы, в период с семнадцатого по начало двадцатого века, были невероятно популярно среди русских дворянских и купеческих родов. Конечно, во многих таких усадьбах порой случались таинственные и мистические события, и они были порождением насильственных смертей, нередких в те времена, либо вызывались неумеренным интересом их хозяев к оккультизму, что тогда было модным веянием, другие же просто отражали аномалии своего месторасположения. Сегодня мы подготовили для вас список самых интересных мистических русских усадьб аристократов и купцов России.
Усадьба Филиппова в поселке Спортбаза
Усадьба Филиппова в поселке Спортбаза, Московской области - здание особняка с красивой прилегающей территорией первоначально принадлежало сыну известного московского булочника Филиппова - Дмитрию. Главный дом возвели в начале прошлого столетия по проекту архитектора Эйхенвальда. Здание в стиле эклектики расположилось в очень живописной исторической местности, там в двенадцатом столетии процветал город Перемышль Московский, но вскоре его покинули местные жители, а старинные деревянные дома постепенно разрушились и поросли лесом. Когда Филиппов посетил эти места, он сразу очаровался красотой местности: рекой, обрамленной крутыми берегами, оврагами, поросшими ковром из разнотравья, - и решил, что должен возводить свою усадьбу именно здесь. Он пригласил архитектора и рассказал ему о своих пожеланиях, а также о том, что хотел бы видеть вокруг особняка великолепный парк. В проекте здания и парка воплотилась гармония, романтизм и многоликость желаний Дмитрия Филиппова. Говорят, что иначе и быть не могло, ведь в тот момент он переживал острый период влюбленности в девушку из цыганского племени - Азу. Однажды он встретил ее среди певцов цыганского хора и сразу же выкрал красавицу, признавшись в горячей любви. Ради нее, Дмитрий и начал сооружение шикарного особняка на берегу реки, затерянного в лесах. Он был как дракон, который пытался утаить свое сокровище от мира. Недолго длилась их любовная история после возведения этой кривой дворянской усадьбы, потому как Дмитрий был человек влюбчивый и ветреный, он полюбил другую красотку, начал изменять Азе с ней. Та узнала о предательстве любимого и решила, что больше не хочет жить. Недолго думая, девушка вскарабкалась на смотровую башенку и шагнула вниз. Потом началась революция, здание усадьбы долгое время пустовало без владельцев и рушилось, точнее у него появилась хозяйка, но призрачная – та самая цыганка Аза, душа которой, судя по всему, решила остаться в месте, где она когда-то была счастлива и любима. В пятидесятые годы двадцатого века тут устроили спортивную базу, и отдыхающие часто ночами видели прозрачный силуэт женщины с длинными волосами в широкой цыганской юбке, прогуливающийся по коридорам здания и по дорожкам парка. Затем в старинном особняке усадьбы открыли медицинский центр, но его пациенты также продолжали встречать на территории призрак Азы. Сложно сказать, находится ли призрак здесь теперь, так как свидетелей этому нет из-за того, что дворянская усадьба давно заброшена, а парк зарос. От прудов, некогда обрамлявших въезд на территорию, остался один сильно обмелевший водоем. Пока еще стоит некогда великолепное здание усадьбы, но и оно начинает стремительно рушиться, хотя все еще привлекает великолепием своего архитектурного декора: изящной лепниной, великолепными барельефами, украшающими балкон. Некогда чудесная приусадебная парковая зона, которую раньше украшали аллеи с елями, туями, клумбы с цветами, частично была уничтожена еще во времена размещения тут медицинского центра. Тем не менее, усадьба все еще великолепна, как снаружи, так и внутри. Сюда не водят организованных экскурсий, лишь некоторые отчаянные самостоятельные туристы, пробравшись к особняку сквозь дебри разросшегося леса, любуются остатками былой роскоши, да пытаются увидеть призрак цыганки Азы.
Усадьба Коковцевых в Ярославле
Усадьба Коковцевых в Ярославле – эта старинная дворянская поместная усадьба стоит на городской окраине в районе Суздалки и Новоселок. Практически, как и у всех русских барских усадеб, у этого особняка нелегкая судьба. Усадьба строилась в конце восемнадцатого столетия для семьи Николая Ивановича Коковцева – этот человек был министром финансов России и принадлежал к известному древнему роду. По его заказу был возведен великолепный особняк, с дополнительными хозяйственными постройками, конюшнями, вокруг был разбит красивейший регулярный парк, где соорудили каскадные пруды, сохранившиеся и по сей день. После революции, в 1919 году дворянское гнездо – великолепная усадьба Ярославля - была национализирована. В разные годы тут размещались: военный полк, детский сад, библиотека, потом коммунальные квартиры, а второй этаж отдали под детские кружки и дискотеку. Нужно сказать, что жильцы, заселившиеся в это старое здание, сразу поняли, что они в своих квартирах делят кров с еще одним потусторонним жильцом – призраком дочери Коковцева - Лидией, которая почти каждую ночь приходила то к одной семье, то к другой, чтобы спросить конфет. Согласно местной легенды, Лидия влюбилась в молодого человека, но он не разделил ее чувства, и несчастная девушка утопилась в пруду усадьбы. Рассказывают, что этот призрак не столь добродушен с посторонними, не являющимися жильцами коммуналки при усадьбе. Если в вечернее и ночное время на территории усадьбы или в ее окрестностях появляются мужчины, то она заманивает их к воде и утаскивает на дно. Неизвестно, правдивы ли слухи, но то, что во время купания в этом пруду утонуло несколько молодых людей, чистая правда. Что касается пруда, то долгое время его берега стояли заросшими деревьями, лишь несколько лет назад их вырубили, очистив берег. Сам пруд не чистился уже очень давно, со времен царской власти. Старожилы рассказывают, что, в свое время, дно у всех трех прудов было выложено плиткой, в те годы это была весьма распространенная практика.
Усадьба Заключье архитектора Хренова
Усадьба Заключье архитектора Хренова в Тверской области, Бологовского района – ее построили в конце девятнадцатого столетия по проекту, который Александр Сергеевич Хренов – выдающийся архитектор - создал лично. Этот, совершенно экстравагантный ансамбль не похож на классическую дворянскую усадьбу России, скорее это европейский замок из Средневековья. А создает такое ощущение симметричность сооружения, его оформление башенками и использование в кладке стен не только кирпичей, но и каменных валунов. Помимо главного барского дома, построенного на холме, тут есть жилой флигелек, хозяйственные постройки, даже охотничий домик, расположившийся рядом с прудом. Архитектор Хренов решил в 1904 году заняться в усадьбе разведением породистых лошадей, устроив там конезавод. Но это было недолго, потому что началась революция, во время которой был убит сын Александра Сергеевича – белый офицер, служивший в царской армии. Архитектор понимал, что если он останется в России, то скорее всего будет расстрелян, тогда в возрасте пятидесяти семи лет, он был вынужден эмигрировать из России в Китай, где и умер через несколько лет. Но перед тем как оставить свое любимое детище – прекрасную усадьбу, в которую было вложено столько сил и любви, он со слезами на глазах проклял ее, сказав, что никто и никогда не сможет здесь быть счастлив и спокоен. В 1918 году большевики национализировали эту дворянскую усадьбу и организовали там сначала пионерский лагерь, попасть куда можно было лишь по большому «блату». В это время территорию усадьбы оформили скульптурами «а-ля пионерия». Затем тут разместился туберкулезный санаторий, в бытность которого здесь установили несколько несуразных хозяйственных построек, которые до сих пор можно отличить невооруженным глазом на фоне изящного ансамбля архитектуры, созданного Хреновым. Но мистика этого места, заключается в том, что и пионеры, приезжавшие на отдых в лагерь, и больные туберкулезом, прибывшие в Заключье за лечением, никогда не оставались здесь до конца оговоренного срока. Говорят, что люди видели ночами, какие-то таинственные тени, им казалось, что кто-то смотрит на них из темноты, да и атмосфера этого места была какой-то тягостной. Рассказывают, что никто из тех, кто приезжал в санаторий Заключья лечиться, не испытал облегчения своего состояния, а, наоборот, им становилось только хуже. До сих пор об этой заброшенной мистической дворянской усадьбе Твери ходит недобрая слава. Туристы, которые пытались добраться сюда самостоятельно, часто блуждали вокруг, так как навигатор приводил их совершенно к другим местам в окрестностях. Словно проклятье архитектора защищает этот клочок земли от посторонних. Наверно, лишь благодаря дурной славе и таинственным рассказам об усадьбе, а также о том, что тут пропадают люди, что отпугивает мародеров, она осталась в более или менее приличном состоянии. Говорят, на сегодняшний день усадьба Хренова выкуплена частным предпринимателем, и он пытался провести там реставрационные работы, но что-то словно изгоняло рабочих с заповедной территории. Поэтому работы по восстановлению приостановлены. Местные жители рассказывают, что иногда, бродящие по лесу грибники, случайно выходят к усадьбе, но несмотря на то, что на фотографиях это строение выглядит солнечным, милым и романтичным, какая-то неведомая сила вызывает в людях панику и беспричинное беспокойство, и они бегут оттуда, сломя голову. Объяснений этому страху дать никто не может, поэтому говорят, что эта территория оккупирована призраками, которые нашли здесь, в тишине, прибежище для своих неупокоенных душ.
Усадьба Талдыкина в Елецком районе
Усадьба Талдыкина в Елецком районе, Липецкой области – располагается на берегу красивой речки Воргол. Это поместье было построено в 1867 году по заказу купца Талдыкина. Интересна эта дворянская усадьбы не только тем, что про нее ходят мистические легенды, а ее необычностью и оригинальностью на фоне прочих дворянских гнезд России. Здесь необычная для этой местности природа: отвесные Воргольские скалы, поросшие горной растительностью. Неудивительно, что эта местность признана заповедником, и называется он «Галичья гора». Тут стоит удивительный архитектурный комплекс усадьбы Талдыкиных, включающий господский дом, ряд хозяйственных построек, руины мельницы, «набережную» зону. Главный дом усадьбы, возведенный в 1868 году, находится в отличном состоянии и по сей день, крепость его стен объясняется тем, что при кладке кирпича использовался яичный раствор, а еще их шириной, достигающей метра. К сожалению, чета Талдыкиных не смогла пожить в своей великолепной усадьбе из-за их коварного убийства, потрясшего всю округу. Купцы Талдыкины всегда были очень щедрыми и добросердечными людьми, готовыми помочь всем и каждому: они отдавали много денег в благотворительных целях, всегда помогали соседям, беднякам из сел в окрестностях, в любое время к ним за помощью могли прийти люди, и не получили бы отказа ни в чем. Богатством купцов прельстился их дальний родственник, который решил, что, если Талдыкины умрут, его признают законным наследником, и он проник в особняк, жестоко убив супругов, разбив им головы гирей. Смерть добрых благотворителей Талдыкиных оплакивали все люди, которые знали их при жизни, слишком несправедливой казалась им участь, постигшая эту пару. Прошло несколько лет, и согласно рассказов местных жителей, на могиле Талдыкиных стали происходить чудесные исцеления, после чего сюда потянулись люди. Но, когда в России установилась советская власть, ее представители в Ельце решили побороть эти суеверия и предрассудки, причем, сделано это было самым негуманным и ужасающим образом: в 1931 году купеческие могилы были осквернили, а над телами надругались. Рассказывают, что сердобольные люди перенесли останки, чтобы похоронить их в другом месте, но, когда они положили гробы в вырытые ямы, те провалились во внезапно образовавшуюся под ними пропасть. Земля вокруг затряслась, говорят, это Талдыкины гневались на такое несправедливое отношение к ним и после смерти. С тех пор никто не знает, где же находится место последнего упокоения купцов Талдыкиных, зато после этого случая, в районе появилось много карстовых провалов и стали регулярно возникать новые пещеры. Но, это еще не все, потому что по уверениям местных, усадьба стала прибежищем для призрачной супружеской четы. Что касается дальнейшей истории их особняка, то он значительно пострадал во время Великой Отечественной войны, мельница сгорела в 1941 году. Потом усадьбу частично восстановили, и там открыли дом отдыха, просуществовавший недолго. Когда он был закрыт, здание долго пустовало и рушилось. Местные говорят, что на территории заброшенной усадьбы Талдыкиных и сейчас часто происходят мистические истории и паранормальные явления, а по барскому дому ночами прогуливаются бывшие хозяева, которые не допускают сюда дурных людей. Призраки Талдыкиных будут рады лишь человеку, с чистым сердцем и душой, который приедет сюда, чтобы восстановить великолепную усадьбу и вдохнуть в нее новую жизнь.
Усадьба Петровское князя Мещерского
Усадьба Петровское князя Мещерского в селе Петровском, Наро-Фоминского района, Московской области - старинный особняк, с красивой прилегающей территорией, был построен в восемнадцатом столетии. Изначально участок под усадьбу был выкуплен бароном Петром Павловичем Шафировым у Боровского-Пафнутьева монастыря. Но он перепродал его Никите Акинфиевичу Демидову, который решил возвести среди этих красивых природных мест дворянскую усадьбу – подарок для своей любимой жены-красавицы Александры Евтихиевны, за то, что она родила ему наследника и двух дочерей. Пока велось строительство усадьбы Петровское, его супруга умерла. Демидов решил, что если она не побывала здесь при жизни, то после смерти должна обрести покой на территории своей усадьбы. Он привез тело любимой жены в Петровское и похоронил ее в Церкви Святого Петра Метрополита. Но, на этом все не закончилось, потому что местные жители и люди из усадьбы очень часто стали видеть полупрозрачный женский фантом, двигающийся по липовому парку усадьбы. Сам Демидов последовал за супругой в 1789 году, он также был похоронен рядом с ней в местной церкви, а усадьба перешла по наследству к их сыну Николаю, который умер 1852 году, не оставив наследников. Недолго усадьба принадлежала помещику В.Н. Жаркову, но затем была выкуплена князем Александром Васильевичем Мещерским. Ему было уже семьдесят три года, и он был вдовцом, но решил жениться на своей воспитаннице и дочери его усопшего друга двадцати четырехлетней Екатерине Прокофьевне Подборской. Она-то и владела усадьбой в Петровском вплоть до революции 1917 года. От князя Мещерского княгиня родила дочь, которую так же звали Екатериной в честь матери. Большевики разрешили им пожить в небольшом флигеле некоторое время, но потом выгнали и оттуда. В 1921 годы из дворянской усадьбы в Музейный фонд вывезли старинные картины, а скульптуры из бронзы отдали в клуб Наро-Фоминска. Усадьба была преобразована в санаторий, больницу, но так как ее никто не ремонтировал, здание пришло в упадок и начало рушиться. Тогда местные власти решили, что дом нужно взорвать, а кирпич использовать для нужд крестьян и рабочих. Но, стены крепкого и качественного сооружения, выстояли при взрывах, поэтому затея со стройматериалом была позабыта, как и сама бывшая русская барская усадьба. В девяностых годах в усадьбе появился последний потомок княжеского рода Мещерских, он поселился в пустующий флигелек и начал изучать историческое прошлое усадьбы, чтобы побольше узнать о своем родовом поместье и даже открыл здесь родовой музей. Но, помимо исторических изысканий, он занимался эзотерикой и оккультизмом, как говорят местные жители, вызывал духов, общался с ними, с их помощью создавал карту участка, где отмечал родники с живой и мертвой водой. Местное население начало жаловаться властям на чертовщину, которая начала твориться в самом старинном поместье и в его окрестностях. Тогда власти выселили Мещерского из его родового дворянского поместья, но паранормальность этого места, по рассказам очевидцев, ощущается по сей день.
Усадьба Кузьминки в Москве
Усадьба Кузьминки в Москве в парке Кузьминки-Люблино – это одно из самых мистических мест Москвы, пользующееся недоброй славой, которая распространяется не только на все приусадебные постройки, но и на Кузьминский лесопарк. Тут постоянно случается что-то аномальное и ужасное. По статистике именно тут происходит больше всего преступлений, в том числе убийств, самоубийств, бесследно пропадают люди и животные, а экстрасенсы утверждают, что в Кузьминках находится гигантская энерговоронка. Но давайте вернемся к историческим фактам. Усадьба Кузьминки – красивейшее дворянское имение Москвы, в 1702 году была подарена в виде, тогда еще, просто земельного надела, Григорию Дмитриевичу Строганову за отличную службу самим императором России Петром Первым. Затем усадьба перешла к князьям Голицыным, которые возвели тут в конце восемнадцатого века шикарный особняк, вокруг него разбили изящные парки, выкопали пруды, сделали на них островки, объединив их мостами. Усадьба Кузьминки стала одним из самых образцовых дворянских приусадебных имений России, даже именовалась «Русским Версалем», поэтому сюда частенько наведывались императоры и особы к ним приближенные.
И тем не менее, это место не переставало быть мистическим и овеянным дурной славой. Почему? Стоит рассказать пару версий откуда взялось название «Кузьминки». По одной, в давние годы на этих землях жил мельник Козьма, который имел страсть к убийству людей, и загубил он очень много невинных людей ради забавы. Его мельница стояла на берегу реки Голедянки, а тела убитых он хоронил здесь же, закапывая их в землю. Сегодня это самое аномальное место всех Кузьминок, здесь стоит небольшой флигель, где раньше жили прислуга, работавшая в дворянской усадьбе. Говорят, что даже несмотря на то, что помещение почти разрушено, находиться рядом с ним всегда неуютно, кажется, что кто-то следит за тобой из зияющих глазниц окон. Некоторые особо чувствительные люди испытывают тут не только беспричинный страх, но и настоящую панику, им хочется убежать отсюда, сломя голову. Были очевидцы, которые замечали тут летающие светящиеся шары, видели призрачные фигуры. Приезжали сюда и охотники за призраками, которые измеряли электромагнитный фон, оказалось, что прибор тут зашкаливает, поэтому был сделан вывод, что флигель стоит на тектоническом разломе земной коры.
По второй версии все еще страшнее. Старожилы говорят, что мистическая история этой русской усадьбы началась еще раньше и дело было в кузнецах-убийцах. Еще древние славяне-язычники образовали в этих местах капище Чернобога, где поклонялись ему. В славянской культуре это был аналог христианского дьявола. Здесь проводились кровавые жертвоприношения в его честь. Одним из видов жертвоприношений был такой ритуал: когда в семье старели люди, превращаясь для родных в обузу, славяне умерщвляли их, но не сами, потому что этот обряд, традиционно совершали кузнецы. Они собирали стариков на возвышенности и били им своими молотами по голове, умерщвляя, а тела сбрасывали в овраг, как жертву для Чернобога. Оттуда и пошло название Кузьминки, как место проживания людей, занимающихся кузнечным делом. Часто во время раскопок археологи-любители находили здесь старые человеческие черепа и кости, возможно, это и были жертвы кровавых ритуалов славян-язычников. Хотя, некоторые утверждают, что много солдат погибло здесь во время Великой Отечественной войны.
Рассказывают, что на лесистой территории усадьбы Кузьминки есть «дерево самоубийц» - старый толстый вяз, склонившийся к пруду, где очень часто находят висельников. Местные жители говорят, что люди могут повеситься там даже помимо своей воли, потому что проклятое дерево тянет их мистическим образом совершить суицид. По легенде, раньше в Кузьминках жила колдунья, которая полюбила молодого человека, но несмотря на все свои познания в магии, добиться его благосклонности не смогла, потому что тот парень уже любил другую девушку, с которой они тайно встречались под раскидистым вязом. Колдунья узнала об их встречах и в сердцах прокляла это старое дерево. С тех пор, оно никому не приносить счастья, лишь смерть.
Московская усадьба Кузьминки начала свое возрождение двадцать лет назад, она была отреставрирована, были восстановлены здания, пруды, парк, ставший излюбленной зоной отдыха для москвичей. Тут начали проводить развлекательные мероприятия, открыли несколько интересных музеев: музей культуры русских усадеб, литературный музей Константина Георгиевича Паустовского, музей меда, музей экипажей, музей автомобилей, музей-усадьба Голицыных. Здесь сделано все чтобы людям было интересно, но только вот это место и по сей день считается нечистым и мистическим, и тут постоянно происходят какие-то из ряда вон выходящие истории.
puteshestvie.net
Дворянские усадьбы сегодня: уходящая натура
В конце ноября мы отметили 20 лет воссоздания Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Это общественная организация, скорее даже свободный клуб людей, имеющих интерес к данной теме. Основу Общества составляют люди, профессионально исследующие русскую усадьбу в самых разных аспектах - историческом, архитектурно-художественном, ландшафтно-парковом, генеалогическом и т.д. Это искусствоведы и историки, архитекторы и археологи, сотрудники НИИ, музеев, экскурсоводы, художники. Можно по-разному относиться к возможностям общественности влиять на реальную ситуацию с охраной наследия, но одно важное достижение у ОИРУ непременно есть. Оно стало общественной площадкой, где проблема усадеб, их прошлое и настоящее постоянно обсуждаются, и в рамках ежегодных конференций, и на расширенных заседаниях раз в месяц, куда приходит до сотни человек. Продолжается издание ежегодника "Русская усадьба", только что вышел 17-й сборник. Как ни крути, это уже весомый вклад в изучение богатейшего усадебного материала.
Человеческому сознанию всегда свойственно не замечать некоторых кажущихся обыденными вещей. Они воспринимаются как само собой разумеющаяся данность. Их критикуют, уличают в несовершенстве, обвиняют в недостаточной эффективности и даже бесполезности. Но стоит только представить, что эта самая вещь или явление вдруг исчезнет, как сразу отчетливо становится понятна ее (его) ценность и важность. ОИРУ надо пытаться сохранить, несмотря на общий кризис гуманитарных общественных организаций, на острый дефицит тех, кто умеет и желает что-то делать не за деньги, а ради интереса; всеобщую личную загруженность и мощную конкуренцию новейших форм общения. Не хочется потерять сложившийся за 20 лет форум общения разных людей на объединяющую их всех тему. Личное общение все же лучше и продуктивнее любого виртуального. Проведенная нами очередная (юбилейная) конференция ОИРУ меня в этом окончательно убедила. Общество нужно сохранять и пытаться развивать. Мы единственные сегодня владеем колоссальной информацией, позволяющей анализировать русскую усадьбу в ее прошлом и сегодняшнем дне. За плечами множество поездок, контактов на местах, собственной насмотренности. В багаже тонны архивной и современной фотосъемки. Усадьба как знаковое для России явление культуры не должна уйти в разряд архаизмов, не интересных нынешнему поколению. Это будет несправедливо по отношению к ней и памяти тех, кто когда-то занимался обустройством и украшением всех этих мест. Даже, если сами здания сейчас стремительно уходят, выработав свой лимит противостояния природе и людскому вандализму. Необходимо оставить усадьбу хотя бы в памяти, в текстах и изображениях.
К юбилейному заседанию в Центральном Доме архитектора мы с av_otus подготовили серию фотопрезентаций на разные темы, и из жизни ОИРУ, и по самим усадьбам сегодня. Естественно, что в целом их состояние не просто удручающее, а катастрофическое. Мы их теряем буквально на глазах ныне живущего поколения. Есть примеры удачной реставрации, возрождения, успешного использования (об этом тоже есть отдельная подборка). Но подавляющее большинство стоящих на охране памятников таковы, что охранять там уже или нечего, или почти нечего. Или же они быстро приближаются к своей "точке невозврата". Многое из того, что мы видели сами в ходе наших поездок начала 2000-х, уже стало руинами. Некоторых уже теперь и вовсе нет. Что уж говорить о сопоставлении нынешних видов с фотосъемкой 60-х и 70-х годов. Язык не поворачивается назвать ту советскую ситуацию благополучной для памятников старины, но по сравнению с сегодняшней это стоит признать как факт.
Здесь мы будем выкладывать частями наши подборки, предназначенные изначально (напомню) для публичного показа на торжественном мероприятии. Отсюда и макет с минимумом текстовых пояснений. Но важная первичная информация там имеется. Сегодня самая наиболее характеризующая современность часть - УХОДЯЩАЯ НАТУРА. Про то, что еще недавно было сохранным, а сегодня гибнет. Руинами нас всех уже не удивишь. Что-то по этим объектам уже появлялось в этом ключе, в этом же сообществе. Но собранный вместе, в концентрированном виде, этот фоторяд все же сильно бьет по глазам. Это ж надо так про..ть собственное богатство.
Важно еще понять, что русские усадьбы отнюдь не сводились к образцам милой доморощенной простоты, годной лишь для целей уездного краеведения. Наряду с безыскусными и в чем-то типовыми барскими домами строились и эффектные дворцы по проектам ведущих зодчих. Так что это не просто быт, но и на значительный процент большое искусство. И в этой подборке вместе с результатами трудов крепостных мастеров произведения Валлен-Деламота, Львова, Тома де Томона, Стасова, Мельникова, Быковского, Бойцова, Кекушева
Наряду с моими и av_otus (его даже больше и лучше) здесь есть и фото других авторов, в т.ч. и участников данного сообщества - deni_spiri, frantsouzov, misha_grizli и других.
arch-heritage.livejournal.com
Старинные дворянские усадьбы России
Предлагаем вам познакомиться с чудесным миром русской усадьбы, который покорит вас уникальной историей, прекрасной архитектурой, чудесными парками и уникальными художественными коллекциями. В России осталось еще немало старинных дворянских гнезд, хорошо сохранившихся до наших дней, что делает их отличным местом, куда можно поехать на выходные дни. Итак, наша статья посвящается трем дворянским усадьбам России: Архангельскому, Остафьеву и Глинкам.
Дворянская усадьба Архангельское – находится в пяти километрах от Москвы. Считается, что Архангельское – самая известная дворянская усадьба России, богатая и отлично сохранившаяся, даже несмотря на ее разграбление, случившееся в 1812 году, а также пожар 1820 года. Самое первое упоминание об Архангельском встречается в документах тридцатых годов шестнадцатого века, где его называют «сельцом Уполозы на реке Москве». Сама же дворянская усадьбы выросла тут немного позже – в семнадцатом столетии. Долгое время она постоянно меняла владельцев, переходя из рук в руки, пока в 1810 году ее не купил князь Н. Юсупов. В Архангельском часто бывали в гостях поэты и писатели. Герцен писал об усадьбе Архангельское, что «в этих местах из естественной красоты сделали красоту художественную, очеловечив ее». При Юсупове дворянская усадьба Архангельское стала популярным центром светской жизни столицы России. Гостями тут бывали даже российские императоры, дворяне знатных родов, выдающиеся политические деятели. Князь Юсупов был богатейшим человеком России того времени, а также страстным коллекционером. Благодаря ему в здешнем музее хранится пятьдесят тысяч экспонатов, в том числе картины известных мастеров семнадцатого-девятнадцатого столетия, коллекция редких книг, насчитывающая до шестнадцати тысяч экземпляров. Туристов в усадьбу влекут не только красоты здешних мест, прекрасная архитектура строений и уникальная музейная экспозиция, но еще и возрождение старинных традиций, вечера классической музыки под открытым небом. Усадьба работает с десяти утра до восьми вечера, но экспозиции можно посетить до пяти вечера. Начало экскурсий в усадьбе Архангельское – с часу дня.
Дворянская усадьба Остафьево – была заложена в середине восемнадцатого столетия в Москве, сегодня ее называют «Русским Парнасом», за красоту. Здесь отлично сохранился главный двухэтажный дом, построенный в стиле классицизма, с боковыми флигелями, которые соединены колоннадами, а также красивая Троицкая церковь, постройки 1781 года и старинная липовая аллея. Последним владельцем этой изумительной дворянской усадьбы России был граф С.Д. Шереметев, установивший на ее территории памятники А.С. Пушкину, П.А. Вяземскому, В.А. Жуковскому, Н.М. Карамзину. Кстати, Карамзин гостил в усадьбе Остафьево долгих двенадцать лет, и за это время написал восемь томов своего знаменитого труда «История государства Российского». Сегодня усадьба не пустует: ее посещают многочисленные туристы. А в Овальном зале музея Остафьево, с его чудесной акустикой, идеальной для выступлений музыкантов и артистов, проводят международные конкурсы русского романса, концерты старинной музыки, классической оперетты, а также оперы, при участии известных музыкантов и исполнителей.
Дворянская усадьба Глинки – находится рядом со станцией «Монино», добраться до которой можно из Москвы на электричке, идущей от Ярославского вокзала. Эта удивительная усадьба всегда имела ореол таинственности, появившийся благодаря ее загадочному владельцу, которого именовали «Русским Фаустом» - Якову Вилимовичу Брюсу. Этот человек в свое время бывший сподвижником императора Петра Первого, в 1727 году ушел в отставку и принялся за возведение дворянской усадьбы «Глинки» под Москвой. Говорили, что он строил свое убежище, чтобы сосредоточиться здесь над любимыми науками – алхимией, магией и чародейством. Современники Брюса, называли его «сам Черт», а его слуги уверенно именовали хозяина -чернокнижником, проводившим в усадьбе необычные, а порой, пугающие опыты. Тут он летал на «железном драконе», «производил живую воду», замораживал посреди лета пруд, чтобы кататься на коньках, кстати, последний факт был зафиксирован «высоким начальством из Петербурга». На самом деле, Брюс был великим ученым, родившимся раньше своего времени, но аура тайны так и висит над Глинками. Суеверные владельцы усадьбы, купившие ее после смерти Брюса, из-за мнимых страхов и пожара в здании после удара молнии, практически разрушили чудесный парк, с многочисленными статуями, вырубили деревья. В последнее десятилетие, в эту загадочную дворянскую усадьбу России, как «мухи на мед», съезжаются специалисты по энергетике, экстрасенсы, чтобы разгадать ее тайны. В усадьбе работали специалисты по биолокации с традиционными «рамками», которые зафиксировали массу аномалий местности, что свидетельствует о существовании под толщей земли и зданием усадьбы Глинки, подземных тоннелей и комнат. Если вы тоже желаете приподнять завесу таинственности над бесконечными вопросами без ответов, связанными с этим дворянским гнездом, то обязательно посетите этот оригинальный музей. Но часы работы здесь строго ограничены: каждое воскресенье, с десяти утра до двух дня.
К огромному сожалению, из семидесяти дворянских усадеб Москвы и трехсот двадцати дворянских усадеб Подмосковья, многие великие памятники российской архитектуры несправедливо забыты и заброшены. На сегодняшний момент, лишь немногие дворянские гнезда России восстановлены и превращены в музеи, чтобы радовать своим видом многочисленных туристов. Мы рассказали лишь о трех красивейших русских усадьбах, расположенных в Москве и Подмосковье, но вы можете проложить свои собственные маршруты по историческим местам нашей страны.
puteshestvie.net
Русские дворянские усадьбы в наши дни | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 31 октября 2014
Что представляла собой классическая русская усадьба? Прежде всего, для нее выбиралось красивое место, обычно у реки или естественных прудов. На возвышенности главенствовал дом, который был чаще двухэтажный. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. По бокам располагались флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. С одной стороны от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. С другой стороны обычно возводилась церковь. Рядом устраивался парк. Вблизи дома (на небольшом участке) он был регулярным, состоял из прямоугольных посадок деревьев, цветников, а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи, каскадные пруды с мостиками, располагались павильоны, беседки, скульптуры и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах.
«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем — культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня», — так писал в 1930 году искусствовед А.Н.Греч, создавший замечательную книгу «Венок усадьбам».
В советское время были уничтожены большинство дворянских усадеб: разрушены усадебные дома и хозяйственные постройки, заросли, заболочены, вырублены и застроены парки. Сегодня полностью уничтожены дворянские усадьбы в Архангельской, Астраханской, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской областях, а также в Карелии, Удмуртии, Чувашии… В Московской области из 690 усадеб главные дома сохранились лишь в 190, часть из них уже стала руинами. Ветер гуляет меж остатков стен сотен дворянских гнезд по всей стране…
Хорошо, что часть усадеб были заняты санаториями и домами отдыха и пусть и в перестроенном виде, но они радуют нас своей гармонией, но в наиболее сохранившемся виде находятся усадьбы-музеи.
Усадьба Архангельское в Подмосковье.
Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Затем в разные периоды имение принадлежало Шереметевым, Одоевским, Голицыным, а с 1810 года и до прихода к власти большевиков владельцами усадьбы был род Юсуповых. К своему счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной.
Дубровицы, Подольский район Московской области.
История этой усадьбы берёт своё начало в 17 веке, тогда она становится владением боярина Ивана Васильевича Морозова. После его смерти усадьба переходит в руки к его дочери, которая выходит замуж за князя И.А. Голицына и поэтому затем усадьба принадлежала роду Голицыных. Не смотря на то что это имение в 18 веке переходило из рук в руки, в конце концов в 19 веке оно снова вернулось к Голицыным, владевшим им до самой революции.
Усадьба знаменита не вполне обычным православным храмом. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах была заложена в 1690 году.
Марьино Голицыных-Строгановых, Ленинградская область.
Усадьба Марьино основана в 1726 году. Наибольшего расцвета Марьино достигло при вдове графа П.А. Строганова Софье Владимировне Строгановой (урожденная княжна Голицына, 1775-1845).
Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Судьбе Марьино после революции типична для многих дворянских построек России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз меняло хозяев. Все это, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. В 2008 году бывшая дворянская усадьба Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области вновь стала частным владением.
Усадьба Марьино князей Барятинских, Курская область.
В Рыльском районе Курской области находится дворцово - парковый ансамбль, усадьба Марьино, родовое поместье князей Барятинских. Князь Иван Барятинский - представитель одной из самых древних и родовитых русских фамилий. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы.
Имение до 1917 года не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1918-1919 годах дворец был разграблен окрестными крестьянами. В 1919-1922 годах в Марьино находился сельхозтехникум. Богатейшая библиотека редких книг из дворца была передана в Исторический музей в Москве. В настоящее время эти книги хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Убранство комнат дворца составили экспозиции Эрмитажа. С декабря 1922 года в усадьбе расположился дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР.
До сей поры здесь сохранилась великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели и ландшафтный парк. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.
Середниково в Подмосковье
Усадьба Середниково является знаменитым памятником архитектуры России. Владельцы этой усадьбы носили известнейшие фамилии: Черкасские, Всеволожские, Салтыковы, Столыпины. История Середниково начинается с XVI века. Первым владельцем этой территории считается Чудов монастырь. В 1623 г. царь Михаил Федорович подарил Середниково князю Никите Ивановичу Черкасскому. Основная часть комплекса начала возводиться в 1775 г. при следующем владельце усадьбы сенаторе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском. С 1811 по 1825 гг. усадьба перепродавалась несколько раз. В 1825 г. брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин приобретает усадьбу для своей семьи. С этого времени Середниково становится родовым гнездом Столыпиных-Лермонтовых.
После революции в усадьбе была была открыта здравница «Тишина» для членов ВЦИК. В 25-м году усадьбу превратили в санаторий для нервнобольных, который и получил название «Мцыри».
В послевоенные годы в усадьбе снова был организован санаторий – на сей раз для больных туберкулезом, прибывших из мест заключения. Этот период особенно негативно сказался на сохранении архитектурного ансамбля.
В 1992 г. Середниково было передано ассоциации «Лермонтовское наследие», и с этого момента усадьба стала возрождаться. Реставрационные работы проводились по инициативе Михаила Юрьевича Лермонтова – потомка знаменитого поэта и его полного тезки. Очищен пруд в парке, восстановлена центральная часть дома по старым чертежам. Интерьер в комнатах полностью передает прежнее великолепие усадебного комплекса. В настоящее время Середниково можно назвать самым знаменитым парково-усадебным комплексом 18-19 вв.
Валуево, Московская область.
Владельцами усадьбы в разное время были Валуевы, Толстые, Шепелевы, Мусины-Пушкины, Святополк-Четвертинские. История усадьбы уходит в глубь веков. В 1341 году Верительной Грамотой Великий князь Семен подтверждает дарение усадьбы Тимофею Валую, бывшему воеводой у войска князя Дмитрия Донского. Отсюда и название усадьбы. Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817). Именно при нём здесь и был создан основной архитектурный ансамбль поместья.
После революции Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962—1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.
Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых актёров, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.
Вороново в Подмосковье
В сорока километрах к юго-западу от Москвы находится один из интереснейших дворцово-парковых комплексов Подмосковья — усадьба Вороново, — которая является одновременно памятником архитектуры и русской культуры. История Вороново начинается в конце 16 века. Эта старинная подмосковная усадьба связана с именами видных государственных деятелей, архитекторов, писателей и поэтов. В разное время усадьбой владели А.И.Воронов-Волынский, Воронцовы, Д.П.Бутурлин, Ф.В.Ростопчин и наследники, Шереметьевы. Последний владелец Воронова граф А.П.Сабуров.
В 1812 году усадьба была сожжена московским градоначальником Растопчиным после занятия Москвы французами. Считается, что все художественные сокровища погибли в огне... Но в этой истории есть загадка. Свидетелей гибели дворца удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которые не подвластны пламени. Вероятно, какая-то часть ценностей усадьбы была где-то заблаговременно спрятана. Но где? Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие подземные лабиринты, связывавшие все усадебные постройки между собой. Действительно, остатки каких-то подземных сооружений не раз обнаруживали на территории усадьбы, но тайна Воронова до сих пор не раскрыта... Затем усадьба перепродается несколько раз и, в конце концов, становится собственностью Шереметьевых. Тогда, в конце XIX века, начинается ее восстановление. Шереметьевы построили новый дом, привели в порядок окружающие его земли, и в таком виде усадьба просуществовала до 1949 года, когда ее перестроили под дом отдыха, который работает до сих пор.
Введенское в Подмосковье
Среди исторических усадеб Подмосковья имение Введенское, упоминаемое в документах еще с 1504 года и принадлежавшее в разные годы Шереметевым, Лопухиным, Голицыным и другим представителям знатных русских родов, выделяется своей особой поэтичностью и прекрасной сохранностью.
Двухэтажный кремовый особняк с колоннами, парадный двор, окаймленный липами, старинный парк, изящная церковь на берегу Москвы-реки были построены по проекту выдающегося архитектора Николая Львова.
Именно это место в середине прошлого века выбрал режиссер Сергей Бондарчук для съемок киноэпопеи «Война и мир». Сегодня в исторической усадьбе размещается санаторий «Звенигород»
Горенки
Усадьба Горенки (г. Балашиха) - одна из самых больших по масштабу подмосковных усадеб. Владельцы: Плещеевы (1623-1693), Хилков П. Ю. (1714), Разумовские (1747- 1812), Юсупов и Волков, Пантелеев (1852), вторая половина XIX в. - нач. XX в. фабрикант Третьяков и его наследники, до 1917 г. - Севрюгов. Все при ней - и размах территории, и грандиозность замысла, и впечатляющее архитектурно-ландшафтное исполнение. На ее долю выпало несколько завидных ролей: любимое имение Петра Второго, первое русское Ботаническое общество, образцовый дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма - с английским парком, системой прудов, островами, мостиками, беседками и кордегардиями... Увы, от былого величия следы если и остались, то довольно жалкие.
Сейчас в Горенках уцелели почти все постройки, но их состояние удручающее. Архитектурному комплексу был нанесён непоправимый урон непродуманной хозяйственной деятельностью, расположенного здесь противотуберкулёзного санатория "Красная Роза". Обветшавший парк наполовину вырублен. Малые архитектурные формы давно бесследно исчезли, так же как и бронзовые орлы с парковой лестницы.
Знаменское-Раёк, Тверская область
Ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк является вершиной творчества зодчего-самородка Н.А. Львова. Его ядро составляет господский дом, четыре флигеля, и триумфальные ворота, объединённые колоннадами.
Дворцово-парковый ансамбль был создан в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Ф.И.Глебову-Стрешневу. Для постройки было выбрано возвышенное место в излучине реки Логовежь. Строительство началось в 1787 году и продолжалось несколько лет.
Вероятно, дом был расчитан на великосветские приемы, о чем говорит его планировка: овальный входной вестибюль, парадная лестница, центральный зал, перекрытый двойным куполом. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротом. Сейчас дворцовый ансамбль, находящийся в процессе медленной реставрации, тихонько ветшает. Парковые постройки разрушаются, пруды заросли и стали похожи на лесные озера.
Восстановленный флигель, в котором сейчас размещаются гостиничные апартаменты:
Остафьево в Подмосковье
Окончательно архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился при Андрее Ивановиче Вяземском. В Остафьево приезжали А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, А. С. Пушкин, А. Мицкевич. Кстати, говорят, что именно в Остафьеве Пушкин впервые читал последние главы "Евгения Онегина". В 1898 году Остафьево приобретает Сергей Дмитриевич Шереметев. Он устраивает в Остафьево музей, проводит реставрацию главного дома и устанавливает памятники тем, с кем связана история усадьбы.
Сын Сергея Дмитриевича, Павел Сергеевич Шереметев после национализации усадьбы в 1918 году стал директором музея Остафьево, до тех пор пока в 1928 году его не уволили и не выселили из усадьбы. В 1931 году из музея делают базу отдыха, но в 1989 году Остафьево вновь становится музеем. Сейчас в усадьбе ведутся реставрационные работы.
Суханово
Усадьба Суханово - одно из тех роскошных некогда владений, которые сейчас пребывают в упадке и запущении.
Сменив на своём веку нескольких видных хозяев, Суханово приобрело известность как имение князей Волконских, которые владели им достаточно долгое время и сформировали тот облик усадьбы, в котором она частично дошла до наших дней.
Начало советского периода для усадьбы ознаменовалось упадком: в годы Революции и Гражданской войны отдельные сооружения были разрушены и разграблены. В советские годы, как и во многих других усадьбах, здесь ютились разные учреждения, сейчас же располагается лицей и дом отдыха Союза Архитекторов.
Степановское-Павлищево, Калужская область
Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника — Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором — автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895—1899 годов.
После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. Из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого. В советское время усадьбу занимали санаторий и пионерский лагерь. В 1980-е предпринимались попытки консервации состояния усадебного дома, но после сильного пожара он был заброшен и разгромлен. Сегодня усадьба находится, по непроверенным данным, в частной собственности, и в полном запустении. В какой-то период велась реконструкция, но так и не была завершена.
А так эта усадьба выглядела раньше:
Заброшенная усадьба графа Орлова Семёновское-Отрада, Московская область
Во времена Советского Союза задание усадьбы было использовано в качестве санатория КГБ и считалось одним из самых благополучных и закрытых. В наши дни она включена в список «100 уникальных памятников мира, которым грозит разрушение». Несмотря на разрушенное состояние, усадьба Орловых поражает своим великолепием и размахом.
В 1770-х годах граф Владимир Орлов решил поселиться в селе Семёновском и дал ему название Отрада. Он хотел, чтобы его владения были похожи на поместья английских лордов, именно поэтому архитектура и размах усадьбы настолько величествен.
После кончины графа Орлова усадьба перешла в собственность его внуку. После смерти Орлова, усадьба не прекратила свою жизнь. Здесь в течение 150 лет хранилась библиотека и телескоп Ломоносова М.В., кроме того в отраду приезжали Тютчев Ф.И., Болотов А.Т., Чехов А.П., Бунин И.А. и многие другие.
В середине 80-х годов прошлого столетия здесь были начаты реставрационные работы: отреставрированы паркетные полы, открыты старинные росписи, восстановлены изразцовые печи. Но в наше время усадьба снова заброшена и постепенно разрушается.
Гребнево в Подмосковье
Гребнево – один из самых грандиозных усадебных ансамблей конца XVII – первой трети XIX веков. Настоящее дворянское гнездо, где успели пожить и Трубецкие, и Бибиковы, и Голицыны. В имение заглядывали известные русские литераторы: поэты Державин и Жуковский, писатель-революционер Радищев, журналист и книгоиздатель Новиков.
Ворота усадьбы оформлены в виде классической триумфальной арки.
В 1919 г. усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. В 1960 г. усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щелковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ «Платан». Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в восточном флигеле усадьбы размещался Историко-культурный центр, включавший выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в усадьбе проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. Реставрация дворца близилась к завершению, когда в 1991 году при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены…
В 2007 года в усадьбе произошел новый пожар, в результате которого часть усадьбы ещё больше пострадала. С 2008 года планировалось восстановление усадьбы силами частных инвесторов, однако из-за различных бюрократических сложностей найти желающих так и не получилось.
Зубриловка, Пензенская область
Главный дом усадьбы князей Голицыных-Прозоровских. 1780-е гг. Одна из лучших усадеб 18 века превращена в руины за последние годы.
Пущино-на-Наре, Московская область
Главный дом усадьбы князей Вяземских. Эти романтические руины еще в 1970-х гг. были действующим домом отдыха.
Алексино в Смоленской области.
"Пятая гора", Ленинградская область
Построенное в 1820 году имение Якова Брюса, известного сподвижника Петра, разрушено почти до основания — хорошо сохранилась лишь круглая Троицкая церковь, ворота от старого парка и остатки хозяйственных зданий. Церковь-ротонда очень впечатляюще возвышается над пустынным пространством бывшей усадьбы.
Вот лишь небольшая часть этих впечатляющих сооружений, дошедших до наших дней. Но даже и в таком полуразрушенном состоянии они поражают своей величественной красотой и гармонией.
www.spletnik.ru
Царские дворцы Санкт-Петербурга и исторические усадьбы России, русская усадьба Подмосковья
Русская усадьба — отдельное поселение, архитектурный комплекс жилых, хозяйственных, садово-парковых и иных построек, а также, усадебный парк. Как правило, сам термин усадьба относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий 17 – 20 веков. Усадьбы подразделяют на следующие основные типы. Классическая помещичья усадьба обычно состоит из барского дома, нескольких флигелей, конюшни, оранжереи, постройки для прислуги и др. К усадьбе примыкает парк, имеющий ландшафтный характер, часто с прудом. На территории парка прокладываются аллеи, строятся беседки, гроты и др. Крупные усадьбы имеют на своей территории храм. Городская дворянская усадьба, характерная прежде всего для Москвы, в меньшей степени для Санкт-Петербурга, включает господский дом, конюшню, сараи, помещения для прислуги, небольшой сад. В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам нередко сосредотачивались значительные культурные ценности, собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Исторические усадьбы Подмосковья
Усадьба Архангельское
Основание усадьбы Архангельское относят к 1660-м годам. Музей-усадьба «Архангельское» расположена в Красногорском районе.
Усадьба Середниково
Середниково - родовое гнездо Столыпиных. В усадьбе проводит свои летние каникулы поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
Усадьба Марфино
Дворцово-парковый ансамбль Марфино - оригинальный памятник русской архитектуры XVIII - XIX веков. Усадьба расположена к северу от Москвы.
Усадьба Горки
Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» — это архитектурно-художественный ансамбль последней четверти XVIII века.
Усадьба Дубровицы
Дубровицы - великолепный усадебный ансамбль недалеко от города Подольска во главе с церковью Знамения Пресвятой Богородицы.
Усадьба в Абрамцево известна как центр литературной и художественной жизни XIX - начала XX столетия.
Усадьба Мураново
Мураново - замечательная усадьба - памятник русской культуры XIX – начала XX веков и литературно-мемориальный музей Ф.И. Тютчева.
Усадьба Глинки
Cтарейшая усадьба в Подмосковье. Принадлежала военному и государственному деятелю, сподвижнику Петра I Якову Вилимовичу Брюсу.
Усадьба Большие Вязёмы
Вместе с усадьбой в Захарово считается поэтической родиной А.С.Пушкина. Здесь прошли детские годы поэта с 1805 по 1810 гг., до поступления в Лицей.
Усадьба Волынщина-Полуэктово
Бывшая вотчина бояр Волынских, владевших имением до середины XVIII века. Архитектурный ансамбль усадьбы сложился примерно к концу XVIII века.
Усадьба Остафьево
Усадьба в Остафьево – один из центров культурной жизни России, прекрасный памятник русской усадебной культуры XIX века.
Усадьба Мелихово
Мелихово - литературно-мемориальный музей заповедник А. П. Чехова. В Мелихово писатель жил и работал с 1892 по 1899 год.
Усадьба Захарово
Захарово - имение, которым некоторое время владела бабушка А.С. Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал. Усадьба известна как, место, где проходили детские годы поэта.
Старинные усадьбы России
Усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Облик усадьбы Ясная Поляна – родового имения Л.Н. Толстого - сложился в начале XIX века. В Ясной Поляне писатель родился и провел большую часть своей жизни.
Усадьба Поленово
Усадьба Поленово построена на живописном берегу Оки в 1892 году. В знаменитом "Доме над Окой" жил и работал известный русский живописец В.Д. Поленов.
Музей-усадьба Михайловское
Усадьба Михайловское - дворянское имение в Псковской области. Входит в состав музея-заповедника А.С. Пушкина.
Усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты», в которой художник прожил последние 30 лет, расположенная на берегу Финского залива.
Усадьба А.С. Грибоедова «Хмелита»
Усадьба Хмелита является родовым имением Грибоедовых. Главный усадебный дом представляет собой выдающийся памятник русского барокко.
Усадьба Н.А. Некрасова «Карабиха»
Литературный музей недалеко от Ярославля, посвященный великому русскому поэту, расположенный на территории старинной русской усадьбы.
Усадьба Н.К. Рериха в Изваре
О жизни и творчестве Н.К.Рериха – художника, ученого, общественного деятеля, можно узнать, посетив загородное имение Рерихов в п. Извара.
Царские дворцы вокруг Санкт-Петербурга
Большой Гатчинский дворец
Большой Гатчинский дворец построенный в 1766—1781 по проекту Антонио Ринальди был одним из любимых мест отдыха царской семьи.
Большой Павловский дворец
Большой Павловский дворец архитектор Ч. Камерон начал возводить 25 мая 1782 года. Парк дворца считается шедевром ландшафтного искусства.
Большой Петергофский дворец
Большой Петергофский дворец выполнен в стиле зрелого барокко стоит на берегу Финского залива, поражая своей красотой и великолепием.
Приоратский дворец в Гатчине
Приоратский дворец - оригинальное сооружение в стиле русского зодчества последней трети XVIII века. Построен архитектором Н.А. Львовым.
Словарь терминов
Балясины — невысокие фигурные столбики, поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д. Изготовляются из дерева, камня, металла, бетона и др. Пилястра — вертикальный выступ стены. В плане чаще всего прямоугольный, однако в литературе пилястрами часто называются выступы как полукруглой формы (полуколонны), так и сложной многоугольной формы. Ротонда – самостоятельное здание, круглое в плане, часто окруженное колоннами и увенчанное куполом.
Подробнее...
Отзывы и комментарии
TOP10популярных объектов
1Усадьба Ясная Поляна
Облик усадьбы Ясная Поляна – родового имения Л.Н. Толстого - сложился в начале XIX века. В Ясной Поляне писатель родился и провел большую часть своей жизни.
2Музей-усадьба Михайловское
Усадьба Михайловское - дворянское имение в Псковской области. Входит в состав музея-заповедника А.С. Пушкина
4Большой Петергофский дворец
Большой Петергофский дворец выполнен в стиле зрелого барокко стоит на берегу Финского залива, поражая своей красотой и великолепием.
5Усадьба Архангельское
Основание усадьбы Архангельское относят к 1660-м годам. Музей-усадьба «Архангельское» расположена в Красногорском районе.
6Усадьба Абрамцево
Усадьба в Абрамцево известна как центр литературной и художественной жизни XIX - начала XX столетия.
7Павловский дворец
Большой Павловский дворец архитектор Ч. Камерон начал возводить 25 мая 1782 года. Парк дворца считается шедевром ландшафтного искусства.
8Усадьба Поленово
Усадьба Поленово построена на живописном берегу Оки в 1892 году. В знаменитом "Доме над Окой" жил и работал известный русский живописец В.Д. Поленов.
9Усадьба Горки
Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» — это архитектурно-художественный ансамбль последней четверти XVIII века.
10Усадьба Остафьево
Усадьба в Остафьево – один из центров культурной жизни России, прекрасный памятник русской усадебной культуры XIX века.
privet-strana.ru
Исторические усадьбы России - tomaovsjnka
. Это цитата
Сколько у нас дивных памятных мест!
Усадьба Архангельское
Основание усадьбы Архангельское относят к 1660-м годам. Музей-усадьба «Архангельское»
расположена в Красногорском районе.
Первоначально усадьбы с постройками или без выделялись государством чиновникам
и именитым военным в награду за труды, а также на время государственной службы.
Угодные государству люди как бы «усаживались» на свои места, обживались там.
Нередко временные владельцы полностью выкупали усадьбы и переводили их в статус вотчины.
Усадьба Марфино
Дворцово-парковый ансамбль Марфино - оригинальный памятник русской архитектуры XVIII - XIX веков.
Усадьба расположена к северу от Москвы.
Начиная с 15 и вплоть до 17 века усадебные господские дома (ныне усадьбы-музеи) практически ничем
не отличались от крестьянского жилища ни по типу постройки, ни по материалам, из которых изготавливались.
Вокруг дома разбивался собственный плодовый сад, в котором редко было больше деревьев,
чем могло использоваться в домашней консервации или употреблении в свежем виде.
Усадьба Середниково
Середниково - родовое гнездо Столыпиных.
В усадьбе проводит свои летние каникулы поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
Существенные изменения в устройство российского быта, и усадеб в частности,
внесла петровская эпоха.
Под влиянием государственных реформ, на территорию страны потихоньку начали просачиваться
некоторые принципы и тенденции европейской архитектуры.
Близ столиц и на периферии начали появляться дворянские усадьбы из кирпича, камня, гранита или цельных плит.
Усадьба Горки
Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» — э
то архитектурно-художественный ансамбль последней четверти XVIII века.
Со временем внешний облик усадеб был адаптирован под нашу культуру, да и сами постройки выполнялись
не только в соответствии с фантазией, но и с возможностями хозяев усадьбы.
Поэтому наряду с творениями известных мастеров, укладчиков, художников, резчиков и кузнецов
, можно увидеть произведения местных зодчих (дома и усадьбы), ничуть не уступающие более
дорогим аналогам по качеству и красоте.
Усадьба Дубровицы
Дубровицы - великолепный усадебный ансамбль недалеко от города Подольска во главе с церковью
Серия сообщений "Наша родина ":Часть 1 - КОНСТАНТИН ВЕЛИКОРОССЧасть 2 - Музей имени Рублёва...Часть 47 - Сибирь. Первый поход. ОсвоениеЧасть 48 - Старая Ладога - первая столица РусиЧасть 49 - Исторические усадьбы России
tomaovsjnka.livejournal.com
Дворянские гнёзда. Какие старинные усадьбы существуют в Москве до сих пор? | Город | Недвижимость
В Москве по сей день существуют шесть десятков старинных усадеб.
Первые, что вспоминаются, - Кусково (1), Останкино, Коломенское (2)... Но в той ли иной степени сохранности (память об иных - лишь храмы, парки и пруды) в нашем городе по сей день существуют шесть десятков старинных усадеб - и ближе к центру, как Лефортово или усадьба Трубецких в Хамовниках, и более отдалённые, те, что дали название районам многоэтажных новостроек и станциям метро: Ясенево, Фили, Черкизово (ул. Б. Черкизовская, д. 125), Свиблово, Зюзино (ул. Перекопская, д. 7 и 9), Черёмушки и т. д.
И за каждым названием - древняя история не только Москвы, но и всей России, знатные фамилии, сюжеты, судьбы, драмы! Этот рассказ - о трёх из них.
Сельцо, а затем и усадьба Ховрино (ул. Клинская, д. 2) (3) на севере Москвы получила это название ещё в XV в. от первого владельца - сурожанина (грека) из Крыма Сафарина по прозвищу Ховра, что в одном из вариантов перевода значит «неряха, свинья».
Симонов монастырь некогда был одним из самых богатых мужских монастырей Первопрестольной. Его основали в 1370 г. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Грек был богат, владел в Крыму Балаклавой и был допущен служить при московском великом князе. Потомки Ховры, сын и внук Ховрины, выстроили церкви в московских монастырях - Симоновом (4), Воздвиженском, а ещё у Спасских и Боровицких ворот. Правнук Иван, ставший боярином и крестником великого князя Ивана III, имел прозвище Голова, и фамилия Ховриных поменялась на Головиных.
История Ховрина - лабиринты сюжетов и судеб. Одним из владельцев усадьбы был князь Оболенский, его внук Евгений участвовал в восстании декабристов, за что оказался в Сибири. А его отец, Пётр, продал усадьбу Наталье Столыпиной, младшей сестре бабушки М. Лермонтова. Одним из героев «ховринского сюжета» числился и Пушкин, которому совладелец Ховрина гвардии полковник Лука Жемчужников (страстный и удачливый карточный игрок) одолжил «денег государственными ассигнациями 12 500 руб. за проценты на 2 года». Пушкин, сам игрок, не имел никаких средств вернуть долг ховринскому помещику ни через 2, ни через 5 лет. И лишь внезапная гибель поэта и государева опека проблему векселя разрешили.
Лука Ильич богател на карточной удаче. Перестроил в Ховрине старый дом и флигели, храм и сад с мостами, гротами, оранжереей, выстроил Знаменскую церковь после смерти 24-летнего единственного сына. А дальше постройки с парком купил подрядчик и купец Панов, затем купец и фабрикант М. С. Грачёв (отсюда и второе название Ховрина - Грачёвка). Именно по заказу последнего знаменитый архитектор Лев Кекушев строит в 1890-х главный усадебный дом, похожий на казино в Монте-Карло.
Свибловский романс
Усадьба Свиблово (Лазоревый пр., д. 13 и 15) (5) - одна из древнейших и наилучшим образом сохранившаяся (в обличье уже XIX в.). Она упоминается в грамоте при московском князе Василии I в 1423 г. как село на берегу Яузы - Фёдоровское, по имени владельца боярина Фёдора Свиблова из «ближнего круга» Дмитрия Донского. Свиблов руководил невиданно скорым строительством Московского белокаменного Кремля, отсюда пошло и первое название одной из его башен - Свибловская, с 1633 г. - Водовзводная.
Усадьба Свиблово считается одной из древнейших в Москве и одной из наиболее хорошо сохранившихся. Правда, уже в обличье ХIХ в. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
В Смутное время за участие в защите Москвы Свиблово пожаловали Льву Плещееву уже как наследственное владение - вотчину. Позже оно перешло к родственнику Плещеевых Кириллу Нарышкину, соратнику Петра I и родственнику царя по линии матери. В петровские годы он деятельно перестраивает плещеевские палаты, возводит в 1708 г. храм св. Троицы, колокольню. И всё в стиле, названном «нарышкинское барокко».
В XIX в. усадьбу Свиблово приобретает известный купец и богач Кожевников, при котором она и прославилась по всей Москве. Там устраивались пышные публичные гулянья, строились суконная фабрика, заводы - гвоздильный и патронный, пекарня, две торговые лавки, трактир. Дух праздной и уютной, живописной барской усадьбы, атмосфера райского уголка и барского родового гнезда уходят. Теперь здесь делают деньги, трудится и гуляет рабочий люд!
Усадьба Свиблово. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
В Свиблове выступал гений-трагик - артист Павел Мочалов, известные певицы и танцовщицы. Но наибольшее впечатление производила знаменитая цыганка-певица Стеша, Степанида Сидоровна Солдатова. «У неё, как у соловья, в горлышке звучат и переливаются тысячи колокольчиков», - писал о ней современник.
Её дочь Ольгу, певицу из «Соколовского хора у Яра», выкупил влюбившийся в неё Павел Нащокин, друг Пушкина, да вскоре оставил с двумя детьми, причём крёстным отцом его дочери был сам поэт. Такой вот «жестокий романс».
Подарок изменнице
Север Москвы, у самой МКАД, - Братцево (6). Его главная ценность - старинное поместье (Светлогорский пр., д. 13). Это одна из самых неизвестных усадеб Москвы. История ведётся от Смутного времени, когда в 1608 г. между речками Всходней и Химкой разбил свой лагерь Лжедмитрий, Тушинский вор. Переходя из рук в руки, Братцево было пожаловано в 1695 г. всё тому же Кириллу Алексеевичу Нарышкину. Кирилл Алексеевич был царедворцем энергичным, но имение запустил. Сын его Семён продал Братцево сёстрам. Одна из них, Софья, вышла замуж за барона Строганова, и в итоге усадьба досталась их сыну Александру Строганову, будущему президенту Академии художеств.
В Братцеве снят не один российский фильм - уж больно кинематографично это место. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Облик Братцева определил знаменитый архитектор Казанского собора в С.-Петербурге А. Воронихин (по легенде, внебрачный сын Строганова). Новый хозяин обожал искусство и металлургию. Ему благоволила сама государыня Елизавета Петровна и нашла ему невесту - свою родственницу Анну Воронцову. Анна прожила недолго, и вдовец быстро утешился, женившись на Екатерине Трубецкой. Молодые жили за границей, появился сын. А вот когда вернулись... Красавица-супруга без памяти влюбилась в молодого генерал-адъютанта, фаворита императрицы Екатерины, красавца И. Н. Римского-Корсакова.
Роман их скоро был открыт в свете. Любовница бросила семью и бежала к «другу сердца» в Москву. Но Строганов делает благородный жест - не затевает повторного скандала с разводом, а отдаёт неверной супруге дом в Китай-городе и Братцево. И в 1815-м (после её кончины) Римский-Корсаков унаследовал Братцево, где и был похоронен сам.
Сегодня в Братцеве - усадебный двухэтажный дом на холме, уникальная беседка-ротонда, парк, храм Покрова 1672 г., вновь действующий с 1992 г. Здесь снимали кинофильмы «О бедном гусаре замолвите слово», «Барышня-крестьянка», «Бедная Настя» и телесериал «Глухарь».