Мавзолей в Галикарнасе — памятник тщаславию древнего царя. Древний мавзолей
Мавзолей в Галикарнасе - чудо древней архитектуры
Мавзолей в Галикарнасе — древнее чудо света
Мавзолей в Галикарнасе — великолепный памятник греческой архитектуры, признан одним из семи чудес света Древнего Мира.
При упоминании слова «мавзолей», сразу вспоминается Мавзолей Ленина на Красной Площади. Мы привыкли, что мавзолей — это грандиозная усыпальница. Но откуда взялось это название?
В IV веке до н.э. в столице Карии городе Галикарнас (юго-восток Малой Азии) была построена великолепная усыпальница для карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии II. Это сооружение впоследствии и стали называть по имени Мавсола (греч. Mausoleion) мавзолеем. Строительство началось еще при жизни Мавсола, но до окончания строительства он не дожил. По некоторым данным строительством руководила Артемисия, очень любившая своего мужа и мечтавшая таким образом увековечить его память. Именно поэтому Мавзолей в Галикарнасе считают памятником любви и одним из 7 чудес света, наряду с храмом Артемиды в Эфесе и Колоссом Родосским.
Мавзолей в Галикарнасе был задуман как храм и усыпальница, его строили греческие архитекторы Пифей и Сатир, так же были приглашены знаменитые скульпторы того времени Скопас (его работы украшали второй Храм Артемиды в Эфесе), Леохар, Брикасид и Тимофей.
Мавзолей в Галикарнасе: архитектура
В архитектурном плане здесь наблюдалось смешение стилей, что делало мавзолей уникальным сооружением, т.к. в то время аналогов ему не существовало.
Мавзолей в Галикарнасе — великолепная гробница, которая была очень необычной формы для того времени и просто гигантских размеров. Основание мавзолея представляло собой пятиярусный прямоугольник (почти квадрат), облицованный плитами белого мрамора. Сверху его украшал скульптурный фриз — мраморные рельефы длиной 117 м с изображениями сражений греческих воинов с амазонками.
Усыпальница была расположена в периптере, помещенном на основании. Его окружали 39 одиннацатиметровых колонн, которые поддерживали крышу в форме ступенчатой пирамиды из 24 ступеней. На крыше возвышалась мраморная квадрига — античная колесница, запряженная четверкой лошадей. В колеснице стояли огромные скульптуры Мавсола и его жены Артемисии. Внутри усыпальницы стояли мраморные саркофаги царя и его жены. У подножия мавзолея расположились мраморные львы и статуи всадников.
Гробница была так не похожа на все усыпальницы, существовавшие ранее, что была названа по имени ее создателя «мавзолеем».
Мавзолей в Галикарнасе простоял почти 1800 лет но был разрушен во время сильного землетрясения. В 15 веке на его развалинах крестоносцы возвели замок Святого Петра. Для строительства использовали сохранившиеся мраморные блоки. После изгнания крестоносцев, на этом месте турки построили крепость Бодрум.
12 мраморных рельефов, извлеченных из стен крепости сейчас хранятся в Британском музее.
ИСточник
Похожие чудеса:
chydesa-mira.ru
Галикарнасский Мавзолей - чудо света, символ древнего Галикарнаса. Фото. видео
Мировая история богата множеством удивительных сюжетов. Имена древних правителей становятся нарицательными, доходят до наших дней. И увековечивают их не только великие военные победы, но и дела строительные. Так, карийский царь Мавсол воздвиг себе огромную гробницу. Сооружение вошло в семерку Чудес Света Древнего мира, а усыпальницы правителей с тех пор так и называют по имени царя-создателя. Простояв около двух тысяч лет, мавзолей в Галикарнасе до наших дней не смог сохраниться, но различные источники позволяют предположить, каким он был построен.
История карийского царства и его правителя – царя Мавсола
Первые упоминания о Мавсоле – царе Карийском находим в 377 г. до н. э. В этот год он унаследовал трон довольно большого по тем временам царства, пусть и зависимого от Персии, но вполне самостоятельного.Средиземноморское государство имело выход к морю через города Галикарнас и Книд. И это выгодное месторасположение позволило дальновидному царю расширить свое влияние на соседнюю Ликию, присоединить граничащие земли, примирить оппозицию внутри страны и наладить выгодные тесные торговые отношения с греческими и персидскими купцами.
Фото
Под управлением ловкого дипломата Мавсола царство процветало. Выплачивая дань в персидскую казну, монарх не забывал строить сильный военный флот и укреплять портовые города. Даже столицу из Мисалы, что располагалась во внутренних областях, перенес в приморский Галикарнас. Здесь, на берегу Эгейского моря, кипела жизнь. Город строился и расширялся, приток денег в казну был ощутимым.
Тем более что царь обладал и недюжинной деловой хваткой – новые налоги и поборы вводились постоянно, тут фантазии Мавсола не было границ. Налог на погребение, налог на подарки, даже налог на волосы платили подданные своему правителю. Куда же тратились такие немалые средства?
Главный проект Мавсола
Царь неуклонно расстраивал и украшал свою столицу. В городе уже имелось несколько величественных сооружений, привлекавшие паломников и любопытных. На центральной, самой широкой улице располагался храм Ареса – бога войны. Огромная статуя из мрамора и позолоченного дерева, стоящая внутри, считалась священной. Поклониться и попросить удачи в сражениях стекались воины ближних стран. Неподалеку возвышался храм богини любви и красоты Афродиты. Фонтан возле святилища, по преданиям, возвращал покинутым любовь, соединял сердца и пробуждал чувства.
Царь Мавсол задумал создать в Галикарнасе еще более величественный и огромный памятник, который бы увековечил правление и позволил потомкам славить его достижения. Он решил построить невиданных размеров усыпальницу, сочетающую в себе гробницу и храм для поклонения усопшему монарху.
Идея была явно заимствована из египетской культуры, только фараоны при жизни начинали оборудовать себе погребальные пирамиды. Но воплотить замысел были приглашены лучшие скульпторы и архитекторы древней Греции. Пифей, Сатир и Скопас, строившие храм Артемиды Эфесской, начали работу над проектом, а позже к ним присоединились Леохар и Бриаксид.
Прототипов у здания не было, а вот последователей оказалось множество. По всему Ближнему Востоку стали вырастать уменьшенные копии Галикарнасского мавзолея. Еще недостроенный и без внутренней отделки, памятник поражал воображение и привлекал толпы путешественников. Слава царя Карии разнеслась далеко за пределы античного мира.
Неизвестными остаются точные сроки строительства и автор эскиза проекта. Но до смерти Мавсола в 354 г. до н. э. завершить здание не успели. Царица Артемисия, любимая супруга и сестра правителя, продолжила дело, но пережила мужа всего на два года и была похоронена рядом. Сын, а позже внук правящей четы завершили замысел деда.
Как выглядело и как строилось одно из семи Чудес Света
Ученые-историки пришли к выводу, что Галикарнасский мавзолей ознаменовал закат классической греческой архитектуры. Слишком уж он был помпезным, перегруженным деталями и богатым – все чрезмерно. Рисунки-реконструкции демонстрируют сооружение статичное и тяжелое, больше напоминающее восточные персидские гробницы, чем изящные формы храмов Древней Греции. Впервые в одном строении объединили три знаменитых архитектурных ордера – дорические, ионические и коринфские виды колонн.
Место выбрали напротив гавани. Хорошо видимый с моря, мавзолей становился главной достопримечательностью в Галикарнасе. По форме усыпальница представляла собой параллелограмм шириной в 66, длиной в 77 и высотой в 46 метров. Делилась она на три яруса.
Видео
Нижний этаж в виде ступенчатой пирамиды предназначался для захоронения царя и царицы. Алебастровый саркофаг был богато отделан золотом. Внутренние и наружные стены опоясывали мраморные рельефы с изображением сцен жизни правителя и популярными сюжетами греческой мифологии – битвами воинов и амазонок. Над каждой стороной пирамиды работал свой скульптор, поэтому фрески разные, хотя и выполнены в едином стиле.
На самом высоком втором этаже мавзолея в Галикарнасе, опоясанный по периметру ионическими колоннами, размещался храмовый зал для жертвоприношений. Крышей, или третьим ярусом также служила пирамида из 24 ступеней. Венчала сооружение огромная мраморная квадрига – четверка лошадей, запряженных в колесницу.
По одной из версий, в повозке находились статуи Мавсола и его жены Артемисии, выполненные гениальными скульпторами древности Пифеем и Скопасом. Другие исследователи считают, что статуи были установлены в храмовом ярусе. Головы лошадей и фрагменты колесницы были выполнены с искажением ракурса, так, чтобы они хорошо смотрелись издалека и снизу. А скульптуры правителей изваяны по классическим канонам. Также по греческой традиции пустая колесница на погребальном сооружении как раз и символизировала смерть хозяина.
Статуи Мавсола и его любимой Артемисии сохранились до наших дней, и считаются лучшими памятками греческой культуры IV века до н. э. Они выставлены в Британском национальном музее. Трехметровый царь очень реалистично высечен из мрамора – даже через тысячелетия виден его жестокий и хитрый нрав.Царицу мастер Скопас приукрасил, сделав мягкой и женственной. По преданиям, она очень любила своего брата-супруга, горько оплакивала его кончину. Два года до своей смерти правительница вела успешные войны и гасила дворцовые перевороты, но сумела сохранить Карийское царство в своих границах.Через 20 лет в Карии появились воины Александра Македонского. Они жестоко разграбили город, но, удивительное дело, мавзолей не тронули.
Святыня и современность
Прошло почти два тысячелетия, а Галикарнасскому мавзолею оказались не страшны войны и набеги пиратов. Так и простоял он до XIII века, пока частые землетрясения постепенно не разрушили стены до основания. Великая столица царства давно пришла в упадок, превратилась в небольшой прибрежный поселок, и сама Кария перестала существовать. В XV веке родосские рыцари разобрали камни и начали строить крепость Святого Петра.
Фото
Позже вокруг развалин мавзолея возникла крепость Будрун, а затем и турецкий курортный городок Бодрум. След памятника любви и тщеславия – одного из семи Чудес Света – затерялся во времени.
В середине XIX века путешественников удивило, что стены турецкой крепости украшены фресками явно древнего греческого происхождения. На место находки в 1852 году отправился известный археолог, смотритель Британского музея Чарльз Ньютон. Скупив вокруг земельные участки, договорившись с властями, экспедиция под его руководством приступила к поискам. Окончательно они были завершены только в 1977 году датскими учеными.
Множество фрагментов святыни, статуи Мавсола и Артемисии, было найдено, отреставрировано и теперь находится в Британском музее или местном музее Бодрума. Здесь же можно увидеть реконструкцию мавзолея в Галикарнасе и фильм об истории его строительства. Так величественное строение снова возродилось, чтобы славить дела древнего царя и его любимой супруги.
← Сигирия (Шри-Ланка) — неприступная крепость на скале Симиланы — 9 тропических жемчужин Таиланда. Пляжный отдых и дайвинг на Симиланских островах →
poasii.ru
14 самых важных мавзолеев мира, которые можно посетить | Fresher
Че Гевара, Тамерлан, Чан Кайши, президент Грант и другие великие люди, которых все еще можно навестить.
Надгробные памятники — это не только результат извечного стремления человека постичь тайну смерти, но и одновременно попытка вписать ее в течение обычной жизни. Особенно наглядно это проявляется в мавзолеях, куда помещают людей неординарных, чаще всего имевших абсолютную власть.
Начиная с эпохи египетских пирамид подданные стремились навсегда продлить присутствие умерших правителей в своей жизни и сделать так, чтобы даже после уравнивающей всех смерти важные люди не превратились бы в простых смертных. Величественные здания с роскошной отделкой, о каких только могли мечтать живые, строились для мумифицированных и неподвластных тлению тел.
14 самых интересных мавзолеев мира, в которых наглядно воплотилось то, что называется «вечной памятью».
Кымсусанский мемориальный комплекс (Пхеньян, КНДР)
Железный Всепобеждающий Полководец, Залог Освобождения Человечества, Великий Вождь и Вечный Президент КНДР Ким Ир Сен нашел упокоение в своей бывшей резиденции — дворце Кымсусан на северо-востоке Пхеньяна.
Впечатляет не только сам мемориал, но и ритуал его посещения. Сначала проводится сверка имен посетителей со списком, сотрудники забирают фото- и видеокамеры, проверяют всех без исключения металлоискателем, затем — на ощупь и уже потом — газоанализаторами.
Наконец посетители попадают в зал с огромной статуей вождя, далее путь ведет в Зал слез, где каждому выдают плеер, который вещает на языке туриста (громкость стоит на максимуме и не убавляется) о необыкновенных событиях в день смерти Ким Ир Сена. Утверждается, в частности, что земля потеряла часть веса под тяжестью его утраты и едва не сошла с орбиты, а слезы корейского народа прожигали камни и сами превращались в камни, причем драгоценные. Желание засмеяться в зародыше подавляют стоящие по углам автоматчики. Вокруг рыдают в голос граждане социалистической Кореи, а на стенах в патетических барельефах запечатлена скорбь трудящихся всего мира.
Затем взору посетителей открывается зал, где красный свет озаряет саркофаг с прозрачной крышкой: товарищ Ким Ир Сен лежит как живой, и ему положено поклониться три раза — слева, у ног и справа. У головы, в которой родилась идеология чучхе, нужно просто постоять. Заканчивается визит посещением зала с многочисленными наградами покойного и зала, где хранятся книги соболезнований: слова гостей гиды тут же переводят на корейский.
Макборатшоара (Тебриз, Иран)
Редкий случай — мавзолей воздвигнут не правителю, а властителям дум: в Макборатшоаре похоронено около пятидесяти поэтов и богословов. Собственно, название этого места в тебризском районе Сурхаб переводится как Мавзолей поэтов.
Раньше здесь была купольная усыпальница, а в 1971 году началось сооружение современного здания. Модернистская многоарочная конструкция, стоящая на просторной площади, накрывает сам мавзолей, спрятанный под землей. Внутри — мраморные надгробия, строчки и портреты поэтов на стенах, потолки украшены разноцветной плиткой с цветочными узорами, звучат стихи и музыка.
Первым в Макборатшоаре был похоронен умерший в 1072 году Асади Туси, автор героической поэмы «Гершасп-наме». Последним упокоился крупнейший иранский поэт XX века Шахрияр, скончавшийся в 1988-м, — во многом благодаря ему Макборатшоара пользуется сегодня огромной популярностью. Кроме них здесь лежат останки Анвари (автора одного из красивейших персидских стихотворений «Слезы Хорасана»), Хумоми Тебризи (с ним переписывался сам Саади) и Хагани Ширвани, на смерть которого Низами отозвался словами о том, что умер поэт, от которого он хотел бы получить стихи на свою собственную смерть.
Тебриз — столица провинции Восточный Азербайджан, а большинство лежащих в мавзолее поэтов с равным успехом считаются и персидскими, и азербайджанскими. Именно поэтому в 2009 году Азербайджан даже использовал виды Макборатшоары в ролике, предварявшем выступление на «Евровидении», что едва не вызвало дипломатического скандала.
Мавзолей Гранта (Нью-Йорк, США)
Это был фермер, возглавивший отряд добровольцев, победитель самых кровопролитных сражений Гражданской войны, первый в Штатах генерал армии, 18-й президент США, продержавшийся два срока, и, наконец, пенсионер, ударившийся в сомнительные предприятия и разорившийся. Жизнь Улисса Симпсона Гранта по прозвищу Генерал Безоговорочная Капитуляция, чей портрет украшает 50-долларовую купюру, была и американской мечтой, и американской трагедией.
Он умер от рака 23 июля 1885 года, и власти Нью-Йорка решили похоронить его у себя, заодно воздвигнув что-нибудь грандиозное — для этого отвели место в Риверсайд-парке на Манхэттене с видом на Гудзон, объявили сбор средств (собрали $600 000) и архитектурный конкурс. Победил проект Джона Х. Дункана, взявшего за основу Мавзолей в Галикарнасе (в честь него, собственно, названы все остальные мавзолеи мира).
Открылся мемориал 27 апреля 1897 года к 75-летию Гранта, а на торжественную церемонию пришло более миллиона человек (впоследствии, в 1902 году, рядом с генералом поместили его скончавшуюся супругу). На мавзолей ушло 8000 т гранита, внутри он отделан каррарским мрамором, украшен мозаиками, изображающими эпизоды Гражданской войны и большую карту ее сражений, а также флагами воевавших сторон. К 1970-м памятник пришел в запустение, но в 1990-х была проведена масштабная реконструкция, и мемориал снова стал популярным патриотическим местом, где каждый день проводят бесплатные экскурсии.
Аныткабир (Анкара, Турция)
Мустафа Кемаль, превративший гигантскую, но слабую Османскую империю в практически моноэтничное, сравнительно небольшое, но сильное и современное государство, получил от своего народа уважение, почетную фамилию Ататюрк («отец турок») и мавзолей Аныткабир, открытый 1 сентября 1953 года. Он стоит на холме Расаттепе в центре Анкары и виден со всех концов города, ставшего, благодаря Ататюрку, столицей.
К мавзолею ведет Дорога львов длиной 262 м (по обеим сторонам — 12 каменных львов в хеттском стиле), она выложена из каменных плит, между которыми оставили промежутки в 5 см — чтобы люди шли на поклонение не торопясь и смотрели под ноги. Дорога приводит к Церемониальной площади вместимостью 15 000 человек, украшенной 373 травертиновыми «коврами». С левой ее стороны стоит простой и величественный мавзолей с квадратными колоннами высотой 14,5 м.
Камень для строительства доставляли из разных частей Турции — это тоже стало данью уважения страны своему первому президенту. Для львов был использован белый травертин из Кайсери, желтый травертин из Чанкири пошел на колоннаду, которой опоясана Церемониальная площадь, красный, черный и кремовый мрамор для пола Зала почета доставили из Хатая, Чанаккале и Аданы. Из Аданы также привезли стоящий в зале саркофаг весом 40 тонн, а отделан он белым мрамором из Афьона. Тело Ататюрка находится под ним, в специальной восьмиугольной камере с сельджукскими и оттоманскими узорами и пирамидальным потолком, украшенным золотой мозаикой. Аныткабир работает каждый день с 9:.00 до 17:00 (зимой до 16:00) с перерывом с полудня до часу, вход бесплатный.
Могила Аскиа (Гао, Мали)
В северной части малийского города Гао над плоскими крышами одноэтажных домишек возвышается странное сооружение: саманная пирамида высотой 17 м, построенная в сахельском стиле — с торчащими во все стороны деревянными шестами. Это и есть построенный в конце XV века мавзолей императора Аскиа Мохаммада I.
При Аскиа Гао был столицей империи Сонгай, контролировавшей торговые пути из Сахары в экваториальные леса. Этот правитель был правоверным мусульманином, открывал в стране религиозные школы и приглашал к себе ученых со всех концов исламского мира, а однажды, как водится, совершил хадж. Шел он через Египет, где, по преданию, так был поражен пирамидами, что решил соорудить нечто подобное. В Мекку его караван привез огромное количество золота, которое Аскиа частью пожертвовал на благотворительность, а частью раздарил, желая удивить богатством Сонгая.
В обратный путь верблюды (их, говорят, была тысяча) отправились груженые глиной и деревом из священного города. Из глины были сделаны кирпичи-сырцы, из них сложили трехъярусную пирамиду в несколько комнат и укрепили конструкцию шестами (они одновременно служат лесами для подновлений саманного покрытия, которое страдает от дождей). После смерти Аскиа в 1538 году его тело оставили в здании и замуровали. Сейчас пирамида служит также минаретом, на вершине укреплен громкоговоритель. А по вечерам, когда мавзолей подсвечивается, он производит еще более фантастическое впечатление.
Терракотовая армия (Сиань, КНР)
Император Цинь Шихуан-ди, создавший в Китае первое централизованное государство, сильно интересовался бессмертием, повсюду разыскивая его эликсир. Конфуцианские мудрецы попрекали его, не видя в таком желании ничего кроме суеверия. На критику правитель ответил своеобразно, и 460 ученых были закопаны в землю живьем, после чего, все-таки разочаровавшись в волшебных напитках, он затеял строительство грандиозной гробницы.
Со всей страны были собраны более 700 000 человек, которые не покладая рук трудились над заполнением огромного пространства терракотовой гвардией — пехотинцами, лучниками, кавалеристами и генералами. После смерти императора в 210 году до н. э. (он прожил всего 49 лет) все это войско вместе с телом Цинь Шихуана был укрыто огромным курганом.
Обнаружилась гробница две тысячи лет спустя: местные крестьяне в 1974 году бурили артезианскую скважину и нашли терракотовые черепки. Начавшиеся вскоре раскопки стали сенсацией: на сегодняшний день откопано более 8000 раскрашенных статуй (нет двух одинаковых!), стоящих в боевом порядке, — и в том числе 130 колесниц с 520 лошадьми и 150 лошадей со всадниками. А недавно были обнаружены статуи чиновников, акробатов и музыкантов.
Раскопки продолжаются и обещают еще более удивительные открытия: археологи пока не трогают могилу самого Цинь Шихуана, опасаясь повредить драгоценное содержимое. Посмотреть на терракотовую армию можно, доехав до гробницы из Сианя (около 35 км) и заплатив за билет 110 юаней.
Кладбище Хардинес де Хумайя (Кульякан, Мексика)
В мексиканском штате Синалоа, где значительная часть населения выращивает мак и коноплю, наркобароны в большом почете. Им достаются самые красивые девушки, музыканты прославляют их в балладах-наркокорридос, а на небесах у них есть заступник — «наркосвятой» Хесус Мальверде. Он, правда, не признан церковью, но в столице штата Кульякане есть его часовня, и она весьма популярна.
А на кладбище Хардинес де Хумайя к югу от города находятся роскошные мавзолеи (один из них — мини-копия кульяканского кафедрального собора). В них, как нетрудно догадаться, лежат те, кто не выжил в мексиканские лихие 1990-е и в еще более лихие 2000-е. Первые гробницы, впрочем, появились тут еще в 1980-е — в одной из них, например, похоронен представитель старой наркогвардии Хосе Инес Кальдерон Квинтеро.
Среди других обитателей некрополя (всего их около трех десятков) — один из главарей Синалоанского картеля Бальтазар Диас Вега, погибший под градом пуль и гранат, Гильберто «Эль Чапо» Каро Родригес, а также Артуро Бельтран Лейва, которого называли Боссом боссов (его в 2009-м убили в ходе двухчасовой перестрелки морские пехотинцы).
Гробницы (стоимость их доходит до $100 000), снабжены кондиционерами и стереосистемами, кресты на некоторых неоновые и светятся по вечерам. Внутри — портреты улыбающихся владельцев в полный рост с АК-47 в руках или на фоне внедорожников. Автомобили и оружие присутствуют в больших количествах и в виде игрушечных версий. А на вторых этажах усыпальниц есть комнаты, в которых могут помянуть покойных их родные и друзья.
Мавзолей Мао Цзэдуна (Пекин, КНР)
При жизни Мао Цзэдун подходил к вопросу погребения весьма практично: «Мертвых надо превращать в пепел и использовать в качестве удобрений», — писал он в письме к членам ЦК в ноябре 1956-го. Однако когда через 20 лет Председателя Мао не стало, кремировать вождя членам Политбюро духу не хватило, и его тело было решено забальзамировать.
Соответствующего опыта у китайских врачей не было, так что из Вьетнама срочно выписали специалиста, который занимался мумификацией Хо Ши Мина, и на всякий случай изготовили восковую копию тела. Одновременно всем миром строили усыпальницу: чтобы собрать необходимые средства, 700 000 человек вышли на бесплатные трудовые вахты. Гигантский (260 м на 220 м) мавзолей с 44 гранитными колоннами открыли на пекинской площади Тяньаньмэнь в сентябре 1977 года, в первую годовщину смерти Мао. С тех пор каждый день здесь километровая очередь, которая, впрочем, движется быстро — внутри останавливаться нельзя (за этим следят бдительные охранники).
Сначала посетители попадают во внутренний двор, где можно купить цветы (розы или гладиолусы), затем в Северный зал с огромной мраморной статуей Великого кормчего, где он сидит в кресле и улыбается гостям. Далее — собственно зал с хрустальным саркофагом, в котором, покрытый красным флагом с серпом и молотом, лежит вождь в сером френче — каждое утро его поднимают сюда на лифте из рефрижератора в подвальном этаже. В последнем, Южном зале вполне в духе современного Китая сочетаются поэзия (на мраморной стене помещен текст стихотворения Мао Цзэдуна «Ответ товарищу Го Можо») и проза жизни — здесь продается все, что связано с Мао: часы, зажигалки, кружки, брелоки, блокноты и ручки.
Мавзолей Че Гевары (Санта-Клара, Куба)
Место для мавзолея выбрано не случайно: именно здесь, в 270 км к востоку от Гаваны, команданте Че одержал свою самую громкую победу. Битва за Санта-Клару стала последним и решающим сражением Кубинской революции — через 12 часов после взятия города повстанцами в декабре 1958-го генерал Батиста бежал из страны.
В 1988 году на холме над городом открыли мемориальный комплекс с 7-метровой бронзовой статуей Че на 15-метровом гранитном пьедестале, окруженной барельефами, воспроизводящими славные страницы биографии знаменитого революционера и полный текст его прощального письма к Фиделю с разошедшимся позже на песни финалом: «Вперед, к победе! Родина или смерть!»
Но мавзолеем в полном смысле этого слова комплекс стал лишь в 1997-м, через 30 лет после трагической гибели Че Гевары, когда в Боливии была найдена его могила. Гроб с останками перевезли на Кубу и выставили на Площади революции в Гаване, а затем со специальным кортежем отправили в Санта-Клару. Под статуей устроили склеп, стилизованный под партизанский лагерь в боливийских джунглях: здесь горит вечный огонь, который зажег лично Фидель Кастро. Рядом со склепом — музей Че Гевары, где можно увидеть тот самый берет со звездочкой, ингалятор (Че был астматиком), диплом врача, стоматологический набор, с помощью которого он лечил друзей-партизан, и конечно, много оружия: пистолеты, винтовки, автоматы — вечные спутники неспокойной жизни революционера.
Мавзолей Хомейни (Тегеран, Иран)
Похороны аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни в июне 1989-го пришлось проводить дважды: толпа желающих прикоснуться к телу лидера Исламской революции (всего на похороны собралось около 2 млн человек), прорвала оцепление и буквально разорвала саван на мелкие куски. Охрана применила водометы, тело увезли на вертолете, а церемонию пришлось повторить спустя пять часов.
Тогда же в 6 км от Тегерана началось возведение мавзолея Хомейни, которое продолжается и поныне. По завершении строительства усыпальница имама превратится в один из крупнейших мемориальных комплексов в мире: с общей площадью 20 кв. км, стоянкой на 20 000 машин, музеем, исламским университетом, отелями и торговым центром.
Собственно мавзолей готов и функционирует уже давно: золотой купол и 4 минарета высотой 91 м (по числу лет, прожитых Хомейни) придают ему сходство с мечетью. Иранцы приезжают сюда семьями, некоторые по нескольку раз в год и после посещения усыпальницы устраивают пикники, расстелив ковры прямо на площади рядом с мавзолеем. Золотой купол, украшенный 72 витражами с красными тюльпанами (символ мученичества у шиитов) поддерживают 8 мраморных колонн. Под ним находится окруженная металлической решеткой усыпальница. Внутри — покрытые зеленым бархатом могилы Хомейни и его сына Ахмада, скончавшегося в 1995 году. Мужчины и женщины подходят к гробнице с разных сторон — кто-то завязывает на решетке ленточки и загадывает заветные желания, другие просят у имама помощи в важных делах и кидают за решетку деньги — на мраморном полу в гробнице скапливаются тысячи иранских риалов.
Мавзолей Цыху (Цыху, Тайвань)
В своем завещании первый президент Тайваня Чан Кайши просил похоронить его в родном городе Фэнхуа на юго-востоке Китая, но не раньше, чем Поднебесную, наконец, очистят от коммунистов. Поскольку выполнить последнюю волю многолетнего лидера Гоминьдана пока невозможно, его останки вот уже 35 лет покоятся в мавзолее Цыху, что в 40 км к юго-западу от Тайбэя.
При жизни президента здесь располагалась одна из его 15 загородных резиденций. Местная природа напоминала Чан Кайши родные края, и тайваньский изгнанник превратил имение в ностальгический памятник Китаю, который он потерял: построил дом в духе архитектуры Фэнхуа, а по утрам прогуливался по берегу озера, которое он назвал Цыху («великодушное») в память о воспитавшей его без отца матери.
Мавзолей здесь тоже устроен по-домашнему: черный мраморный саркофаг стоит прямо в гостиной, над камином висит скромный черно-белый портрет Чан Кайши, рядом спальня, кабинет, небольшой музей и бомбоубежище. Два главных туристических аттракциона Цыху — это смена караула (часовые в полукруглых шлемах проделывают своими винтовками головокружительные трюки) и уникальный парк скульптур одного человека: в 2007-2008 годах, во время короткого периода борьбы с культом личности Чан Кайши, в Цыху свезли десятки его статуй со всего Тайваня — от парадных конных до неформальных в шляпе и с тросточкой и крошечных бюстов. Выставленные на одной лужайке, они смотрятся настоящей инсталляцией в духе соцарта.
Мавзолей Хо Ши Мина (Ханой, Вьетнам)
Пламенный революционер и неутомимый борец с колониализмом Хо Ши Мин, так и не увидевший при жизни единого независимого Вьетнама, завещал развеять свой пепел над холмами на севере и юге страны, чтобы и после смерти поспособствовать ее объединению — хотя бы и символически. Соратники вождя волю его не выполнили, но мечту исполнили: к тому времени, как на Ханойской площади Ба Динь в августе 1975 года открылся мавзолей, в котором поместили забальзамированное тело вождя, южане капитулировали, а отутюженный вьетконговскими танками Сайгон переименовали в Хошимин.
С бальзамированием тела помогали специалисты из Москвы, да и архитекторы, как говорят, вдохновлялись ленинским мавзолеем. Пирамидально расположенные ярусы в основании здания действительно напоминают шедевр Щусева, однако в остальном ханойский мавзолей — постройка абсолютно самостоятельная: с 20 колоннами из серого гранита по квадратному периметру и трехъярусной крышей во вьетнамском стиле, визуально рифмующейся с цоколем. Выстроившись в колонну по двое, посетители поднимаются по мраморной лестнице в тускло освещенный зал, отделанный красным, черным и серым камнем, где в гробу с прозрачной крышкой лежит подсвеченное тело дядюшки Хо. Процессия огибает гроб (желающие могут ненадолго остановиться и поклониться) и покидает зал по другой лестнице. Внутри нельзя разговаривать, смеяться, фотографировать и отклоняться от намеченного маршрута — любую попытку это сделать строгие охранники прерывают громким свистком.
Мазар-э-Куаид (Карачи, Пакистан)
Основателя Пакистана Мухаммада Али Джинну на родине называют «Отцом нации», и для этого есть все основания — он не только приложил руку к разделу Британской Индии на два государства, но и провозгласил индийских мусульман самостоятельной нацией — так на свет появились Пакистан и пакистанцы.
Благодарные потомки построили в конце 1960-х мавзолей для отца-основателя в центре его родного города Карачи. Проектируя Мазар-э-Куаид («Мавзолей вождя»), архитектор Яхья Мерчант вдохновлялся мавзолеем Самонидов в Бухаре и гробницами суфийских шейхов в Мултане. Облицованное белым мрамором здание находится на небольшом возвышении, и перед тем как начать подъем по лестнице вдоль каскадного фонтана, надо снять обувь. Чуть сужающийся в верхней части кубический объем венчает полукруглый купол, а входы в здание оформлены как стрельчатые арки, отделанные медной решеткой. Внутри под гигантской четырехъярусной люстрой зеленого хрусталя (подарок правительства Китая) за серебряным ограждением расположена мраморная усыпальница.
Вооруженный саблями караул меняется каждые четыре часа — с 2006 года среди часовых появились и девушки, курсанты военной академии. Рядом похоронены сестра Махаммада Али, Фатима Джинна, прозванная в народе «Матерью нации», а также первый премьер-министр страны, Лиакат Али Хан, «Мученик нации» (он был убит фанатиком в 1951 году). Здесь же есть небольшой музей, в котором выставлены личные вещи «Великого вождя» — два шикарных «роллс-ройса», мебель из его кабинета, рукописи и столовое серебро.
Гур-Эмир (Самарканд, Узбекистан)
Мавзолей Тамерлана в Самарканде начали строить еще при жизни великого завоевателя — первоначально он предназначался для его любимого внука Мухаммед-Султана, внезапно скончавшегося в 1403 году. Через два года, во время Китайского похода заболел и умер сам Тимур, так что возведение Гур-Эмира («могилы эмира») пришлось заканчивать другому его внуку, Улугбеку (позднее он был обезглавлен наемным убийцей и присоединился в фамильной усыпальнице к деду и брату).
Восьмигранное здание, украшенное белыми и голубыми плитками, венчает ярко-синий рифленый купол. Внутри нижняя часть стен покрыта ониксовыми панелями с изящной росписью, выше располагается сталактитовый мраморный карниз, расписанный звездами, а купол украшен изнутри рельефами с золотым цветочным узором. Гробница Тамерлана из темного нефрита и мраморные надгробия его сыновей и внуков являются символическими — настоящие захоронения в подвале. Для посетителей он закрыт, но, может, это и к лучшему — все попытки потревожить прах Тимура заканчивались плачевно.
Согласно легенде, когда в 1747 году Надир-шах пытался вывезти нефритовое надгробие в Иран, в стране случилось страшное землетрясение, а сам шах тяжело заболел. А в июне 1941 года гробницу Тамерлана вскрыли советские ученые — и на следующее утро узнали, что началась война. Перед тем как вернуть останки на место, их успели тщательно изучить, и подтвердились многие факты, известные из письменных источников: например, что Тимур действительно хромал («Тамерлан» в переводе с фарси — «хромой Тимур») и был гигантского для своего времени роста — около 180 см.
Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!
• Рубрика: достопримечательности
www.fresher.ru
Мавзолей в Галикарнасе: история, описание, фото
Мавзолей в Галикарнасе – чудесный памятник древнегреческого архитектурного искусства, вошедший в историю античной культуры как одно из семи чудес Древнего мира. Нашими современниками принято считать, что мавзолей является усыпальницей великих вождей.
Почему же эту уникальную конструкцию назвали именно мавзолеем? Чтобы понять, откуда берет корни это название, следует окунуться в историю Карии, столицей которой был Галикарнас (ныне – турецкий Бодрум). В IV веке до н.э. в стольном граде Карии была возведена усыпальница для супружеской четы – самого правителя Карии Мавсола и его жены, носившей имя Артемисия. Поэтому со временем сооружение и получило такое название – мавзолей (от греч. слова Mausoleion).
Возведение усыпальницы было начато при жизни Мавсола, однако правитель так и не дождался окончания ее строительства – он умер. По некоторым историческим данным, процессом строительства продолжала руководить вдова Артемисия, которая действительно любила своего мужа и хотела таким способом увековечить его память. На основании этих великих чувств мавзолей в Галикарнасе впоследствии был признан памятником любви.
Однако мавзолей в Галикарнасе строился не только как усыпальница – Мавсол и Артемисия желали, чтобы он был одновременно и усыпальницей, и храмом. Для воплощения их задумок в реальность были приглашены именитые архитекторы Греции Пифей и Сатир и скульпторы Леохар, Тимофей, Скопас и Брикасид – лучшие мастера того времени. Их плодотворное сотрудничество окончилось смешением архитектурных стилей, однако оно не испортило мавзолей. Наоборот, сооружение получилось настолько необычным, что строений, подобных ему, греки еще не видели, поскольку это было соединение красивейших стилей того времени – дорического, коринфского и ионического.
Описание мавзолея в Галикарнасе
Строители расположили усыпальницу в периптере – здании, обрамленном колоннадой из 11-метровых колонн. Для поддержания крыши мавзолея понадобилось 36 колонн. Промежутки между колоннами были заполнены разнообразными статуями мифологических фигур, а крыша выглядела как ступенчатая пирамида, имеющая 24 ступени. Ее венцом была мраморная квадрига, то есть античная колесница с запряженными в нее четырьмя лошадьми. В колесницу были помещены огромные изваяния Мавсола и Артемисии, исполнявшие роль возниц. Эта великолепная скульптура достигала в высоту 6 м. В помещении усыпальницы находились саркофаги из мрамора, предназначенные для царской четы. Подножие мавзолея украшали скульптуры всадников и мраморных львов.
Усыпальницу-храм нельзя было назвать обычным сооружением, ведь на самом деле это был целый архитектурный комплекс солидных размеров, который имел свой собственный внутренний двор. В его центре и была установлена прямоугольная платформа из камня размером 19 х 11 м. А чтобы добраться до вершины мавзолея, нужно было проделать путь по широкой лестнице, охранниками которой были каменные львы.
Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых отражались сцены из легенд и сказаний древней Греции. Наружные стены мавзолея украшали скульптуры богов и богинь. По углам сооружения стояли огромные каменные изваяния стражей-воинов. В целом сооружение, именуемое и мавзолеем, и храмом, и усыпальницей одновременно, в высоту занимало 46 м (от самого его основания до вершины со скульптурой колесницы).
Судьба мавзолея, построенного в Галикарнасе
353 год до н.э. ознаменовался для Карии смертью Мавсола, труп которого кремировали. На тот момент строительство мавзолея еще не было завершено. Безутешная Артемисия, желающая поскорее соединиться с духом умершего супруга, выпила странную смесь, приготовленную из праха Мавсола, воды и ароматических веществ. Но смерть после употребления такого напитка к ней не пришла – Артемисия прожила еще 2 года. Тело умершей царицы впоследствии было сожжено и захоронено рядом с ее мужем. Так супруги-правители и обрели свое последнее пристанище, и только после этого вход в гробницу был окончательно замурован камнями.
Мавзолей в Галикарнасе отличался такой высокой прочностью, что радовал глаз античного народа еще на протяжении 19 веков. А в XV веке уже нашей эры он незначительно пострадал от землетрясения. Но пережить нашествие крестоносцев мавзолею всё же не удалось – они разобрали его большую часть и добытые таким способом материалы использовали для строительства замка Святого Петра, причем здесь же – на месте разрушенной усыпальницы. Несколько позднее эти камни были использованы повторно, только уже для возведения крепости Бодрум.
В целом история галикарнасского мавзолея богата событиями. В свое время он пережил завоевание города Александром Македонским, и даже выдержал нападение пиратов, позарившихся на Галикарнас в начале I века. Однако после того как на мавзолей напали мальтийцы и забрали из него каменные и мраморные плиты, от величественного сооружения осталось только основание.
Какие исторические ценности остались от галикарнасского мавзолея?
К сожалению, некогда грандиозное сооружение не «дожило» до наших дней. Сегодня туристы могут увидеть только развалины, которые от него остались. Но даже в разрушенном состоянии мавзолей способен произвести неизгладимое впечатление на путешественников. Те люди, которым удалось побывать на экскурсии в Бодруме, удивлялись тому, что некоторые стены турецкой крепости состоят из идеально отполированных мраморных плит. А ведь они были привезены именно из древнего Галикарнаса. Части уникальных мифологических фресок и изваяний Мавсола и Артемисии сегодня можно увидеть в Стамбульском и Британском музеях.
Каким же образом Британский музей, расположенный в тысячах километров от древнегреческого Галикарнаса, пополнился этой удивительной находкой? Дело в том, что слухи о красоте остатков античного памятника культуры, ставших украшением Бодрума, дошли до человека из английского посольства в Турции. По приезду на историческое место он выкупил у властей разрешение на выемку из стен 12 плит для их транспортировки в музей Британии. Когда плиты предстали на обозрение английских ученых, те смогли сделать вывод о том, что перед ними не что иное, как частица фриза знаменитого Скопаса.
Так сэр Ньютон – директор Британского музея, окончательно убедился в том, что на поиски остатков галикарнасского мавзолея следует отправляться в Бодрум, куда он и поспешил. И первое, с чем ему пришлось столкнуться по выходу на берег, - это два мраморных льва, замурованных в стену крепости. За те 9 месяцев, которые Ньютон провел в Бодруме, ему удалось отыскать множество обломков мавзолея и 4 плиты, изготовленные древним скульптором Скопасом. Но самое интересное его ожидало впереди, ведь в конце археологических раскопок он обнаружил статуи Мавсола и Артемисии, которые когда-то стояли в колеснице на крыше мавзолея. Конечно, они были расколоты на множество частей, но находка все равно представляла немалую историческую ценность. Кроме того, упорным англичанином была найдена и мраморная голова лошади, украшенная подвесками и бронзовой уздечкой с позолотой. Все эти находки Ньютон и перевез в свой музей, а было это в 1857 году.
Раскопки загадочной гробницы проводились и под руководством Кристиана Джеппезена. Они закончились в 70-х годах прошлого столетия. Все найденные статуи, барельефы и разнообразные элементы старинной конструкции помогли ученым воссоздать облик усыпальницы. По ее проекту строились такие памятники архитектуры, как церковь Святого Джорджа в Лондоне, Мемориал Воинам в Индиане, Здание муниципалитета в Лос-Анджелесе и пр. Но как бы ни старались современные архитекторы, им не удалось передать всего величия, которое было присуще древнему мавзолею, построенному для упокоения праха правителей Карии.
Мавзолей в Галикарнасе на карте
putidorogi-nn.ru
Мавзолей в Галикарнасе: возведение, интересные факты (фото)
Говорят, Мавсол, правитель Карии, был настолько властным, и самолюбивым правителем, что ещё при жизни решил построить себе шикарную гробницу. Может, не такую огромную, как у египетских правителей, но не менее роскошную и великолепную. Словом, настоящее чудо света.
За задумкой правителя Карии, гробница должна будет не только служить усыпальницей для него и его супруги, но и являться храмом, в котором местные жители будут воздавать почести усопшей правящей чете. Ни гнева греческих богов, чьи храмы находились тут поблизости, ни общественного мнения он не испугался – и выделил для постройки лучшее место в городе, пригласив самых известных архитекторов и скульпторов древней Эллады.
Кто такой Мавсол
Правил Мавсол с 377 по 353 гг. до н. э в Карии (современный Бодрун, Турция). Многие историки сходятся на том, что он был чрезвычайно мудрым и прозорливым правителем – несмотря на сложную политическую ситуацию, на протяжении долгих лет сумел остаться при власти и сохранить относительную независимость своей страны.
Он же перенёс столицу Карии из древнего города Миляс в молодой, но перспективный Галикарнас, расположенный на побережье Средиземного моря, в котором жил и правил вместе со своей супругой Артемисией, являющейся также и его родной сестрой (надо заметить, что подобные браки среди аристократов как Карии, так и Рима, были не редкостью).
Потрясающие 7 чудес света древнего мира40314.835
Вместе они прожили почти четверть века, причём современники утверждают, что Артемисия очень любила своего супруга – даже несмотря на то, что он был жесток настолько, что прослыл тираном, а правил властно и упрямо, пытаясь не прогибаться под давлением Персии (в то время — это государство было её колонией).
С другой стороны, возможно, именно эта черта характера дала ему возможность сохранить относительную независимость своего государства и даже захватить часть Малой Азии (при этом интересно, что регулярной армии он не имел и всегда использовал наёмные войска).
Мавсол являлся ярым поклонником греческой культуры, а потому собрал возле себя немало талантливых греков как литераторов, так и архитекторов, благодаря которым столица Карии прослыла одним из самых красивых городов света.
Как выглядел Галикарнас
Столица Карии была расположена у подножья гор на побережье Средиземного моря, а на берегу была возведена небольшая, но хорошо укреплённая гавань. Недалеко от причала был расположен базар, где также торговали заморскими диковинками. За рыночной площадью, в сторону гор, были построены широкие улицы с жилыми домами.
Дворец Мавсола был расположен так, чтобы из него хорошо просматривались все подходы к Галикарнасу – как с суши, так и с моря (поэтому в случае нападения Мавсол узнал бы о нём практически сразу).
Дом правителя и постройки вокруг него (а это в основном театр и храмы богов) были обнесены каменными стенами, протяжённость которых составляла около шести километров. Возведены они были с одной-единственной целью – обеспечить лучшую безопасность правителя.
Центральная улица шла под небольшим уклоном в сторону гор. В конце её, уже на склоне, был расположен храм Ареса, справа – Афродиты и Гермеса. Главное здание Галикарнаса – мавзолей, был расположен посередине центральной улицы.
Первый в мире мавзолей
Чтобы построить мавзолей в Галикарнасе (началось строительство приблизительно в 359 г. до н.э.), правитель и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над проектом здания (в основном это были архитекторы Сатир и Пифей), приняли решение сочетать между собой три традиционных стиля греческой архитектуры – коринфский, дорический и ионический.
Уникальная гробница оказалась первым в мире зданием, где при декорировании были использованы все основные архитектурные направления древней Эллады (мало того, после окончания работ в мавзолее просматривались ещё и черты азиатских храмов). А удивительная усыпальница вошла в историю как одно из Семи чудес света – даже не столько из-за своего размера и красоты, сколько из-за уникального дизайна и внутреннего оформления.
Интересный факт состоит в том, что за каждым скульптором был закреплен свой участок работ:
Мавзолей в Галикарнасе с восточной стороны декорировал Скопас;
с западной – Леохар;
с северной – Бриаксид;
с южной – Тимофей;
мраморную колесницу на крыше создавал Пифей.
Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь основания имела параметры 66 на 77 м. Мавзолей с внешней стороны охраняли всадники и львы. Первый этаж со стороны фасада был богато украшен скульптурами богов, а в середине – мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Мавзолей в Галикарнасе имел три яруса.
Первый этаж возведён был из кирпичей и изнутри декорирован мраморными плитами белого цвета. Здесь в одной из комнат была расположена усыпальница, где сначала похоронили прах Мавсола, затем – Артемисии, после чего вход в помещение замуровали.
На втором этаже было расположено святилище с 36 колоннами, каждая из которых имела около семи метров высоты – место для поклонения усопшей правящей чете. Специально для этого здесь были установлены изготовленные Скопасом скульптуры Мавсола и Артемисии (примечательно, что обе статуи сохранились до наших дней и на данный момент считаются лучшими изваяниями греческой культуры IV в. до н.э.).
На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды (всего 24 ступеньки). На её вершине находилась огромная мраморная колесница с четырьмя запряжёнными конями, возницами которой были Мавсол и Артемисия (по приблизительным данным, высота монумента составляла около шести метров).
Смерть Мавсола
Своей гробницы правитель Карии так и не увидел: он умер на несколько лет раньше, не дождавшись окончания строительных работ, приблизительно в 353 г. до н.э. Тело его, прежде чем похоронить, кремировали. По слухам, Артемисия настолько любила мужа, что приказала часть его праха смешать с ароматическими веществами и водой – и выпила смесь в надежде, что уйдёт вслед за ним.
Этого не случилось, и она пережила мужа ещё на два года. Этого времени ей хватило, чтобы почти завершить возводить чудо света – работы в середине были уже закончены, и скульпторы как раз работали над барельефами с внешней стороны здания. Как и тело Мавсола, остатки правительницы были сожжены и захоронены возле мужа, а строительство мавзолея было окончено приблизительно в 531 г. до н.э.
Храм богини Артемиды в Эфесе403153
Крушение мавзолея
Просуществовал мавзолей в Галикарнасе на свете довольно долго – около девятнадцати веков. Он не только пережил захват страны Александром Македонским, но и увидел упадок столицы и её превращение в маленькое поселение. Но в XIII веке сильнейшее землетрясение сделало своё дело, и практически полностью разрушило его.
А ещё через какое-то время, в XVI в., пришедшие сюда крестоносцы окончательно разобрали усыпальницу и использовали мраморные плиты и камни для возведения церкви св. Петра, которая стоит и поныне.
Содержимое мавзолея, в том числе и золотые урны с остатками давно усопшей четы, исчезли навсегда. Факты говорят, что полностью обвинять рыцарей не стоит: археологические раскопки показали, что тайные ходы под мавзолеем появились намного раньше, чем сюда пришли крестоносцы – и вряд ли они появились просто так, здесь однозначно было чем поживиться.
awesomeworld.ru
Что такое мавзолей? Известные мавзолеи мира
Что такое мавзолей? Это особый вид архитектурных сооружений, примеры которых сегодня можно встретить в разных уголках мира. Когда и где был построен первый мавзолей? Каковы особенности сооружения данного типа? И где находятся самые известные мавзолеи мира?
Что такое мавзолей?
В середине IV века до н. э. на территории современной Турции была возведена первая в истории постройка такого типа. Это был мавзолей Мавсола в Галикарнасе – известного правителя карийцев. Гигантское сооружение входило в список Семи чудес света. Оно простояло до эпохи Средневековья и было разрушено мощным землетрясением. Сегодня от грандиозной гробницы царя Мавсола остались лишь руины, а когда-то она выглядела довольно величественно.
Итак, что такое мавзолей? Сам термин происходит от греческого слова mausoleion, которое, в свою очередь, связано с именем карийского царя Мавсола. Это монументальное погребальное сооружение с наличием специальной камеры, предназначенной для хранения останков, праха или же забальзамированного тела умершего. В одном таком сооружении может быть несколько захоронений или склепов. Мавзолеи могут представлять собой отдельные постройки или же быть частью храма, собора.
Эти погребальные сооружения были весьма популярны во времена Древнего Рима, а также в эпоху Средневековья (в восточных странах). В ХХ веке на планете появилось множество помпезных мавзолеев, посвященных известным политическим деятелям и тоталитарным вождям. Среди них – мавзолеи В. И. Ленина (СССР), К. Готвальда (Чехословакия), Мао Цзэдуна (КНР), Хо Ши Мина (Вьетнам), Энвера Ходжи (Албания) и другие.
Мы разобрались, что такое мавзолей. Теперь давайте совершим виртуальную экскурсию по самым известным мавзолеям в мире.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Этот выдающийся памятник восточной архитектуры расположен на юге Казахстана, в городе Туркестане. Он возведен на могиле поэта Ходжи Ахмеда Ясави, который внес огромный вклад в распространение ислама в Центральной Азии. Поэт умер в 1166 году, однако строительство нынешнего мавзолея началось лишь спустя два столетия после его смерти.
Согласно архивным материалам, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави строился под руководством самого Тамерлана. Известный полководец лично определил параметры будущего сооружения и даже давал рекомендации относительно его декора и внутреннего убранства.
Мавзолей представляет собой массивное прямоугольное строение с огромными порталами и куполами. Центральная дверь гробницы украшена высокохудожественной резьбой по дереву и слоновой кости. Этот памятник архитектуры и истории является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мавзолей Хо Ши Мина
Пламенный революционер Хо Ши Мин так и не дожил до исторического момента образования единого и независимого Вьетнама. Однако торжественное открытие его мавзолея состоялось в 1975 году, когда Сайгон, контролируемый южными войсками, уже капитулировал.
Зодчие грандиозного сооружения в городе Ханое признались, что на работу их вдохновил Ленинский мавзолей в Москве. Это и заметно по схожему пирамидальному фундаменту вьетнамского строения. Однако верхняя часть мавзолея – вполне аутентичная. Она представляет собой массивное кубическое строение с прямоугольными колоннами и трехъярусной, типичной вьетнамской, крышей.
Бальзамировать вьетнамского правителя помогали московские специалисты. Тело Хо Ши Мина лежит в маленьком и слабо освещенном зале, в который можно заходить только по двое. Разговаривать или делать фотоснимки в этом зале строго запрещается.
Мавзолей Ким Ир Сена
На северо-востоке самой закрытой столицы мира покоится тело «великого вождя» и «вечного президента» КНДР Ким Ир Сена. Мавзолей правителя находится в пределах пышного дворца Кым-Сусан. Немногочисленных иностранных туристов впечатляет не столько сам мавзолей в Пхеньяне, сколько церемония его посещения. Здесь все намного жестче и строже, чем в том же Ханое.
У всех желающих посетить гробницу вождя в обязательном порядке изымают фотоаппараты и видеокамеры. Затем каждого туриста тщательно осматривают и проверяют металлоискателем. После всех этих процедур посетителям выдают плееры с наушниками и проводят из зала в зал.
Во время этой экскурсии в наушниках звучат скорбные рассказы о великой утрате корейского народа. Наконец, в последнем зале, освещенном красным светом, находится стеклянный саркофаг с забальзамированным телом Ким Ир Сена. Согласно правилам, ему нужно поклониться трижды.
fb.ru
Чудо света Мавзолей в Галикарнасе
Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.
Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание
Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.
Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.
Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией
Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.
Статуи Мавсола и Артемиссии
Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.
Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.