Древние спартанцы. Из истории Спарты - города воинов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древней Спарты. Древние спартанцы


История Древней Спарты

История Древней СпартыСтатуя Леонидаса была возведена в 1968 году в Спарте, Греция.

Древняя Спарта — это город в Лаконии, на Пелопоннесе в Греции. В древности это был мощный город-государство со знаменитой военной традицией. Древние писатели иногда называли его как Лакедемон и его людей как лакедемоняне.

Спарта достигла высоты своей мощности в 404 г. до н.э. после победы над Афинами во второй Пелопоннесской войне. Когда это было в расцвете, у Спарты не было городских стен; его обитатели, похоже, предпочитали защищать его вручную, а не с миномётом. Однако в течение нескольких десятилетий после поражения против Thebans в битве при Leuctra, город оказался сокращен до «второсортного», статус, из которого он так и не восстановился.

Доблесть и бесстрашие воинов Спарты вдохновили западный мир на протяжении тысячелетий, и даже в 21 веке он был включен в голливудские фильмы типа «300 спартанцев» и футуристическую серию видеоигр «Halo» (где группа супер-солдат называемых «спартанцами»).

Но реальная история города сложнее, чем делает популярная мифология. Задача разобраться в том, что реально относится к спартанцам из того, что является мифом, усложнилось, потому что многие древние рассказы были написаны не спартанцами. Как таковые, они должны быть приняты с соответствующим недоверием.

Древняя СпартаРуины древнего театра сидят недалеко от современного города Спарты, Греция

Ранняя Спарта

Хотя Спарта не был построен до первого тысячелетия до н.э., недавние археологические открытия показывают, что ранняя Спарта была важным местом, по крайней мере, еще 3500 лет назад. В 2015 году 10-комнатный дворцовый комплекс, содержащий древние записи, написанные по сценарию, который археологи называют «линейным B», были обнаружены всего в 7,5 километрах (12 километров) от того места, где была построена ранняя Спарта. Во дворце также были обнаружены фрески, кубок с бычьей головой и бронзовые мечи.

Дворец сгорел в 14 веке. Предположительно, был более старый спартанский город, расположенный где-то около 3500-летнего дворца. Позднее была построена Спарта. Будущие раскопки могут показать, где находится этот более старый город.

Неясно, сколько людей продолжало жить в этом районе после сжигания дворца. Недавние исследования показывают, что засуха, которая длилась три столетия, согревала Грецию примерно в то время, когда спартанский дворец сгорел.

Археологи знают, что когда-то в ранний железный век, после 1000 г. до н.э., четыре деревни — Лимна, Питана, Мезоа и Чиносура, которые расположены вблизи того, что будет спартанским акрополем, собрались вместе, чтобы сформировать новую Спарту.

Историк Найджел Кеннелл пишет в своей книге «Спартанцы: новая история» (John Wiley & Sons, 2010), что расположение города в плодородной долине Евротаса дало своим жителям доступ к изобилию пищи, чего не испытывали ее местные соперники. Даже имя Спарта — это глагол, означающий «Я сеял» или «сеять».

Культура ранней Спарты

Хотя ранняя Спарта предприняла усилия по укреплению своей территории в Лаконии, мы также знаем, что на этом раннем этапе жители города, похоже, гордились своими художественными способностями. Спарта была известна своей поэзией, культурой и это была керамика, ее изделия были найдены в местах, которые так далеко от Кирины (в Ливии) и острова Самос, недалеко от побережья современной Турции. Исследователь Константинос Копаниас отмечает в своей статье в журнале 2009 года, что до шестого столетия до н.э. Спарта, похоже, провела семинар по слоновой кости. Выжившие слоны из святилища Артемиды Ортии в Спарте изображают птиц, мужских и женских фигур и даже «древа жизни» или «священного дерева».

Поэзия была еще одним ключевым ранним спартанским достижением. «В действительности у нас есть больше свидетельств поэтической деятельности в Спарте в седьмом веке, чем для любого другого греческого государства, включая Афины», — пишет историк Честер Старр в главе книги «Спарта» (Edinburgh University Press, 2002).

В то время как большая часть этой поэзии выживает в фрагментарной форме, а часть ее, например, от Тиртая, отражает развитие боевых ценностей, которые прославилась Спарта, есть также работа, которая, как представляется, отражает общество, занимающееся искусством, а не просто войной.

Этот фрагмент от поэта Алкмана, который он сочинил для спартанского фестиваля, выделяется. Это относится к девушке-хористу по имени «Агидо». Алькман был спартанским поэтом, который жил в седьмом веке до н.э.

Существует такая вещь, как воздаяние от богов.Счастлив тот, кто, звук ума,ткет в течение дняневыплаканный. Я поюсвет Агидо. Вижукак солнце, которомуАгидо призывает выступить исвидетелем для нас. Но славная хормейстерницазапрещает мне хвалитьили обвинять ее. Ибо она, кажется,выдающийся, как будтоодин помещен в пастбищеидеальная лошадь, призер с громкими копытами,одна из снов, которые живут ниже скалы …

Война Спарты с Мессенией

Ключевым событием на пути Спарты к становлению более милитаристского общества стало завоевание земли Мессения, расположенной к западу от Спарты, и превращение ее в рабство.

Кеннелл указывает, что это завоевание, по-видимому, началось в восьмом веке до н.э., с археологическими данными из города Мессене, показывающими, что последние свидетельства обитания были в течение восьмого и седьмого веков до н.э. до начала дезертирства.

Включение людей из Мессении в рабское население Спарты было важно, поскольку оно предоставляло Спарте «средства для поддержания ближайшего к постоянной армии в Греции», пишет Кеннелл, освободив всех своих взрослых мужских граждан от необходимости ручного труда.

История Древней СпартыИстория Древней Спарты

Сохранение этой группы рабов под контролем было проблемой, которую спартанцы могли бы веками использовать с использованием некоторых жестоких методов. Писатель Плутарх утверждал, что спартанцы использовали то, что мы могли бы считать эскадронами смерти.

«Магистраты время от времени отправляли в страну по большей части самых сдержанных молодых воинов, оснащенных только кинжалами и такими принадлежностями, которые были необходимы. В дневное время они разбрелись в неясные и ухоженные места , где они прятались и молчали, но ночью они спустились по шоссе и убили каждого Илота, которого они поймали ».

Спартанская система обучения

Наличие большого количества рабов облегчило спартанцев из ручного труда и позволило Спарте построить систему обучения граждан, которая готовила детей города к жестокости войны.

«В семь лет спартанский мальчик был взят от матери и вырос в казармах под глазами старших мальчиков», — пишет профессор Университета Вирджинии Дж. Э. Лендон в своей книге «Солдаты и призраки: история битвы в классической древности» (Йельский университет Press, 2005). «Мальчиков взбунтовали, чтобы внушить уважение и послушание, они плохо одеты, чтобы сделать их жесткими, и они были голодны, чтобы сделать их устойчивыми к голоду …»

Если они были слишком голодны, мальчикам было предложено попытаться воровать (как способ улучшить их скрытность), но были наказаны, если их поймали.

Спартанцы тренировались строго и развивались через эту систему обучения до 20 лет, тогда им разрешалось вступать в общинный порядок и, следовательно, становиться полноценным гражданином сообщества. Ожидается, что каждый член предоставит определенное количество продуктов питания и будет строго тренироваться.

Спартанцы издевались над теми, кто не мог бороться из-за инвалидности. «Из-за их крайних норм маскулинности спартанцы проявляли жестокость к тем, кто не был способен, вознаграждая тех, кто был способен, несмотря на их нарушения», — писал Вальтер Пенроуз-младший, профессор истории в Университете Сан-Диего, в газете опубликованной в 2015 году в журнале «Классический мир».

Женщины Спарты

Ожидается, что девочки, не обученные в военном отношении, будут физически тренироваться. Физическая пригодность считалась столь же важной для женщин, как и для мужчин, и девочки принимали участие в гонках и испытаниях силы», — пишет Сью Бланделл в своей книге «Женщины в древней Греции. Это включало в себя бег, борьбу, метание диска и копья. Они также знали как управлять лошадьми, мчались в двухколесных колесницах».

По словам древних писателей, спартанская женщина даже участвовала в Олимпийских играх, по крайней мере, на соревнованиях на колеснице. В пятом веке до н.э., спартанская принцесса по имени Циница (также написана Киниска) стала первой женщиной, выигравшей в Олимпийских играх.

«Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы преуспеть в Олимпийских играх, и была первой женщиной, которая разводила лошадей и первой, кто выиграл олимпийскую победу. После Синиска другие женщины, особенно женщины из Лакедемон, одержали олимпийские победы, но ни одна из них не была более отличающийся своими победами, чем она», — писал древний писатель Паусаниас, который жил во втором веке нашей эры.

Цари Спарты

Спарта вовремя разработала систему двойного царства (сразу два царя). Их власть была уравновешена избранным советом эфов (который может выполнять только один годичный срок). Был также Совет старейшин (Gerousia), каждый из которых был старше 60 лет и мог служить на всю жизнь. Общее собрание, состоящее из каждого гражданина, также имело возможность голосовать по законодательству.

Легендарный законодатель Ликург часто упоминается в древних источниках, обеспечивая основу для спартанского права. Однако Кеннелл отмечает, что он, вероятно, никогда не существовал и был на самом деле мифическим персонажем.

Война Спарты с Персией

Первоначально Спарта не решалась заниматься Персией. Когда персы угрожали греческим городам в Ионии, на западном побережье того, что сейчас является Турцией, греки, которые жили в этих районах, послали в Спарту эмиссара, чтобы обратиться за помощью. Спартанцы отказались, но угрожали царю Киру, сказав ему оставить греческие города в покое. «Он не должен был нанести вред ни одному городу на греческой территории, иначе лакедемоняне на него не напали», — писал Геродот в пятом веке до н.э.

Персы не слушали. Первое вторжение Дария I произошло в 492 г. до н.э. и был отбит главным образом афинской силой в битве при Марафоне в 490 г. до н.э. Второе вторжение было начато Ксерксами в 480 г. до н.э., персы, пересекающие Хеллеспонт (узкий пролив между Эгейским и Черным морями) и двинулись на юг, набрав союзников на этом пути.

Спарта и один из их царей Леонидас стали главой антиперсидской коалиции, которая в конечном итоге сделала злополучную позицию в «Термопилах». Расположенный у побережья, Термопилы содержали узкий проход, который греки блокировали и использовали, чтобы остановить продвижение Ксеркса. Древние источники указывают, что Леонидас начал битву с нескольких тысяч солдат (в том числе 300 спартанцев). Он столкнулся с персидской силой, во много раз превышающей их.

История Древней СпартыИстория Древней Спарты

Лакедемоняне

Лакедемоняне сражались таким образом, что заслуживают внимания, и проявили себя гораздо более искусными в бою, чем их противники, часто поворачиваясь спиной и делая так, как будто все они улетают, на которых варвары спешат за ними с большим шумом и крича, когда спартанцы при их приближении обойдутся и предстанут перед преследователями, тем самым уничтожив огромное количество врагов.

В конце концов, греческий человек показал Ксерксу проход, который позволил части персидской армии перехитрить греков и напасть на них на обоих флангах. Леонидас был обречен. Многие из войск, которые были с Леонидасом, ушли. Согласно Геродоту, Thespians решили остаться с 300 спартанцами по собственной воле. Леонидас сделал свою роковую позицию и «храбро сражался вместе со многими другими знаменитыми спартанцами», пишет Геродот.

В конечном итоге персы убили почти всех спартанцев. Илоты, снесенные вместе с спартанцами, также были убиты. Персидская армия отправилась на юг, уволив Афины и угрожая проникнуть в Пелопоннес. Греческая военно-морская победа в битве при Саламине остановила этот подход, персидский царь Ксеркс отправился домой и оставил армию позади, которая позже будет уничтожена. Греки во главе с ныне мертвым Леонидом победили.

Пелопоннесская война

Когда угроза от персов отступила, греки возобновили свое межгородское соперничество. Двумя из самых могущественных городских государств были Афины и Спарта, и напряженность между ними обострилась за десятилетия после победы над Персией.

В 465/464 г. до н.э. мощные землетрясения поразили Спарту, и илоты воспользовались ситуацией для восстания. Ситуация была достаточно серьезной, что Спарта призвала союзные города помочь в ее прекращении. Однако, когда афиняне прибыли, спартанцы отказались от их помощи. Это было воспринято как оскорбление в Афинах и укрепило антиспартанские взгляды.

Битва при Танагре, сражавшаяся в 457 г. до н.э., объявила период конфликта между двумя городами, которые продолжались и продолжались более 50 лет. Время от времени, Афины, как оказалось, имели преимущество, такое как битва при Сфактерии в 425 г. до н.э. когда, отвратительно, 120 спартанцев сдались.

Ничто из того, что произошло на войне, не удивило эллинов так сильно, как это. Было мнение, что никакая сила или голод не могут заставить лакедемонян отказаться от оружия, но они будут сражаться, как могли, и умереть вместе с ними в своих руках , — писал Фукидид (460-395 до н.э.).

Были периоды, когда Афины были в беде, например, в 430 году до н.э., когда афиняне, которые были упакованы за городскими стенами во время спартанского нападения, пострадали от чумы, в которой погибло много людей, включая их лидера Перикла. Были предположения, что чума была фактически древней формой вируса Эбола.

Конфликт между Спартой и Афинами

В конечном счете конфликт между Спартой и Афинами разрешился на море. В то время как афиняне пользовались военно-морским преимуществом на протяжении большей части войны, ситуация изменилась, когда человека по имени Лизандер назвали командиром флота Спарты. Он искал персидскую финансовую поддержку, чтобы помочь спартанцам создать свой флот.

Он убедил персидского царя Кира предоставить ему деньги. Царь привез с собой, сказал он, пятьсот талантов, если эта сумма окажется недостаточной, он будет использовать свои собственные деньги, которые дал ему его отец, и если это тоже окажется неадекватным, он зайдет так далеко, как чтобы разбить трон, на котором он сидел, на серебро и золото, — писал Ксенофонт (430-355 до н.э.).

С финансовой поддержкой Персианс Лисандр построил свой флот и обучил своих моряков. В 405 г. до н.э. он занимался афинским флотом в Эгоспопати, на Геллеспоне. Он сумел поймать их врасплох, выиграв решительную победу и отрезав Афины от запасов зерна из Крыма.

Теперь Афины были вынуждены заключить мир по условиям Спарты.

«Пелопоннезийцы с большим энтузиазмом начали срывать стены [Афины] с музыкой флейт-девочек, думая, что этот день стал началом свободы для Греции», — писал Ксенофонт.

Падение Спарты

Падение Спарты началось с ряда событий и ошибок.

Вскоре после победы спартанцы повернулись против своих персидских сторонников и начали неубедительную кампанию в Турции. Затем в следующие десятилетия спартанцы были вынуждены проводить кампанию на нескольких фронтах.

В 385 г. до н.э. спартанцы столкнулись с мантиейцами и использовали наводнения, чтобы разорвать свой город. «Нижние кирпичи стали пропитаны и не смогли поддержать тех, кто над ними, стена начала сначала трескаться, а затем уступить», — писал Ксенофонт. Город был вынужден отказаться от этого неортодоксального натиска.

Больше проблем затронуло спартанскую гегемонию. В 378 г. до н.э. Афины образовали вторую морскую конфедерацию, группу, которая бросила вызов спартанскому контролю над морями. В конечном счете, однако падение Спарты пришло не из Афин, а из города по имени Фивы.

Фивы и Спарта

Под влиянием спартанского царя Агесилауса II отношения между двумя городами Фивы и Спарта стали все более враждебными, и в 371 г. до н.э. в Леуктре произошла ключевая битва.

Сила Лакедемонян была разгромлена Фивами на поле Леуктры. Хотя союзник Спарты во время долгой Пелопоннесской войны Фивы стали проводником сопротивления, когда победоносная Спарта стала злым тираном, в свою очередь, — пишет Лендон. Он отмечает, что после того, как мир был согласован с Афинами в 371 г. до н.э., Спарта обратила внимание на Фивы.

В Леуктре по причинам, неясным, спартанцы отправили свою кавалерию перед своей фалангой. Лакедемонянская кавалерия была бедной, потому что хорошие спартанские воины все еще настаивали на том, чтобы служить гоплитами [пехотинцами]. Фиванцы, напротив, имели старую кавалерийскую традицию, и их прекрасные лошади, много упражнявшиеся в последних войнах, быстро разгромили спартанскую конницу и вернули их в фалангу, сбив с толку ее порядок.

С путаницей в спартанских линиях бойня продолжалась.

Клембрутус, сражаясь в фаланге, как спартанские цари, был поражен и был вырван из битвы, — пишет Лендон. Другие ведущие спартанцы вскоре были убиты и в битве. Говорят, что фиванский генерал Эпаминондаз сказал: Дайте мне один шаг, и у нас будет победа!

Из семисот полных спартанских граждан в битве погибло четыреста …

Поздняя история Спарты

В следующие столетия Спарта в ее сокращенном состоянии находилась под влиянием разных держав, включая Македонию (в конечном счете возглавляемую Александром Македонским), ахейскую лигу (конфедерацию греческих городов) и позднее Рим. В этот период спада спартанцы были вынуждены строить городскую стену впервые.

Были попытки восстановить Спарту в ее бывшей военной мощи. Спартанские цари Агис IV (244-241 г. до н.э.) и позднее Клеоменес III (235-221 г. до н.э.) провели реформы, которые отменили задолженность, перераспределили землю, позволили иностранцам и не гражданам стать спартанцами и в конечном итоге расширили гражданский корпус до 4000 человек. Хотя реформы привели к некоторому обновлению, Клеомен III был вынужден уступить город контролю ахейцев. Агеевская лига, в свою очередь, вместе со всей Грецией в конечном итоге упала в Рим.

Но, хотя Рим контролировал регион, народ Спарты никогда не забывал свою историю. Во втором веке н.э., греческий писатель Паусания посетил Спарту и отметил наличие большого рынка.

«Самая яркая особенность на рынке — портик, который они называют персидским, потому что он был сделан из трофеев, взятых в персидских войнах. Со временем они изменили его, пока он не станет таким же большим и прекрасным, как сейчас. столбы — белые мраморные фигуры персов … », — писал он.

Он также описывает гробницу, посвященную Леонидасу, который к этому моменту умер 600 лет назад в Термопилах.

«Напротив театра находятся две гробницы, первая — Паусаниас, генерал в Платее, второй — Леонидас. Каждый год они выступают с речами над ними и проводят конкурс, в котором никто не может конкурировать, кроме спартанцев», — писал он , «Создана плита с именами и именами их отцов, из тех, кто выдержал борьбу с Фермопилами против персов».

Руины Спарты

Спарта продолжалась в средние века и, действительно, никогда не терялась. Сегодня современный город Спарта стоит около древних руин, население которых составляет более 35 000 человек.

Историк Кэннелл пишет о том, что сегодня с уверенностью можно идентифицировать только три объекта: святилище Артемиды Орфия рядом с Евротами [рекой], храмом Афины Халсиокус (Бронзового дома) на акрополем и ранним римским театром чуть ниже.

Действительно, даже древний писатель Фукидид предсказал, что руины Спарты не выделяются.

Предположим, например, что город Спарта должен был стать безлюдным и что остались только храмы и фундаменты зданий, я думаю, что будущим поколениям со временем было бы очень трудно поверить, что это место действительно было столь же могущественным, каким он был представлен.

Но Фукидид был только наполовину прав. Хотя руины Спарты могут быть не такими впечатляющими, как Афины, Олимпия или ряд других греческих городов, рассказы и легенды о спартанцах живут. И современные люди, смотря фильмы, играя в видеоигры или изучая древнюю историю, знают что-то о том, что означает эта легенда.

tagweb.ru

Какая жизнь была в древней Спарте

Причины могущества Спарты

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов - физически или умственно неполноценных «граждан».

russian7.ru

Из истории Спарты - города воинов

Это особый стиль жизни и мировоззрение. Спартанцы всегда поражали врагов и сторонников своей смелостью, изобретательством, выносливостью и… жестокостью. Эти античные воины – не менее великие изобретатели, чем древние эллины или иные народы. Спартанцы воплотили в жизнь идею создания лагеря новобранцев, обучение на государственной основе, фронтальную атаку.

Далекие времена до новой эры

Примерно 500 гг. до н.э. ознаменовались жесточайшей битвой на Северо-Западе Афин, в горной местности. Сначала историки думали, что это миф, но позже нашли документальные источники, подтверждающие настоящую суть события. Именно оно стало свидетельством и первым упоминанием о великих воинах Спарты.Тогда спартанцам противостояли персы. Их армия сильно превосходила греческую по численности. Видя, что поражение возможно, царь Спарты приказал своим воинам спасаться бегством, но храбрецы ослушались его и стояли до конца. Им помогли несравненная уверенность и довольно развитая по тем временам тактика ведения боя.Враги хорошо знали символику, которая красовалась на щитах и другом оружии спартанцев. Часто лишь при виде ее, громадные армии отступали, предпочитая остаться в живых.Как удалось воспитать столь смелых и отважных воинов? Историки не спорят. Спартанцы – это особая общественная структура, с самобытным менталитетом, выучкой и несравненной боевой подготовкой.

Жители полисов – греческих городов-государств, больше всего ценили свободу, независимость, любили Родину и были готовы в любой момент встать на ее защиту. Спартанцы отличались особенной тягой к воинственности и защите своих территорий.Спартанцы господствовали, наряду с существованием порядка 1000 полисов. Каждый из них жил своей жизнью, как любое из государств на земле. У полиса были:

 

 

  • Свой флот.
  • Законы.
  • Армия.
  • Правительство.
  • Культурные традиции.

 

Ученые не исключают, что во многом законы большинства полисов пересекались, не говоря уже об общей культуре. Но самобытность и независимость греки тех времен ценили как никогда и никто.Как родилась Спарта?Историки и археологи сходятся во мнениях о том, что начало существования Спарты можно отнести к 12 веку до н.э. Это было время перемен. Вавилон развивался, а Римляне – сильно сдали в своем величии.Спартанцы считались не коренными жителями южных территорий Греции. Они пришли, как завоеватели, предъявив права владения своих предков, якобы потомков Геркулеса. Происхождение названия «Спарта» тоже неоспоримо. Царь Лакедемон, занявший практически весь Пелопоннес, назвал полуостров Лаконией. Столицей государства стала Спарта, именуемая так в честь супруги Лакедемона.

До Мессенских войн (7 век до н.э.), спартанцы славились богатой культурной жизнью. Процветали искусства, ремесла. Историки находят прекрасные образцы глиняной посуды, бронзовые украшения. Но настало время, когда деятельность эта прекратилась. Ученые склонны считать, что сделали это спартанцы намеренно. Население к тому моменту сильно разрослось, и нужно было искать иные земли для обитания, чтобы осваивать их и получать пропитание. Впрочем, Спарта по тем временам и так являлась наиболее крупным полисом Греческой империи.Недолго думая, тогдашние правители Спарты присмотрели для этих целей Мессению. Громадные просторы, которые населяло племя Дорийцев, были весьма плодородны. Помимо земель, отличного климата и залежей железа в недрах, на территории Мессении в обилии произрастали оливы.Однако мессенийцы не согласились принять у себя чужестранцев из Спарты. Началась жесточайшая и продолжительная война. На покорение упорного народа спартанцам потребовался целый век.Мессенийцы превратились в илотов. Они трудились на собственных участках, чтобы прокормиться, но какую-то часть своего урожая отдавали хозяину-спартанцу. При этом илот – не раб. За то, что он отдает часть, его никто не трогал, не отбирал урожай. Спартанцы следили за этим и охраняли илотов. При этом продать мессенийскую плантацию по закону было нельзя. Такое соседство было больше похоже на крепостное право. Кстати, мессенийцев на тот момент было примерно 250 000 человек, а спартанцев – 10 000.

Как образовалась военная каста?

Только спартанцы были единственными греками, жизнь которых направлена на обучение потомков искусству воевать. Те государственные устои, которые мы привыкли соотносить с жизнью спартанцев, создал Ликург. Перед тем, как издать новые законы, он проехал по государствам Средиземноморья, побывал в Египте, на Крите. После началось создание военизированного общества.Юнцов начинали тренировать в 7-летнем возрасте. Официально занятия длились до 17 лет, но есть свидетельства, что уроки военного дела, спортивные и интенсивные физические тренировки продолжались до бесконечности. Строжайшая дисциплина, минимум жизненных благ – вот что характеризовало жизнь спартанского воина.В бою спартанцы – это стена копий и щитов, глубина которой насчитывала до 8 самых натренированных воинов. Так они побеждали даже самого многочисленного противника. Есть сведения о том, что в Спарте существовали не только рядовые отряды, призванные сражаться с врагом на смерть. Были и элитные батальоны, флотоводцы. Самые искусные военные стратеги могли пройти по карьерной лестнице до высшего командования, равному которому не было нигде в мире.Спартанцы – одни из основателей шпионажа. У них существовало специализированное подразделение, воинов которого можно сравнить с более современной тайной полицией. Сотрудники его следили за порядком на завоёванных территориях и в домашних войсках.

Суть жизни сообщества спартанцев

Спарта стремилась к закрытости. Ее правители не хотели, чтобы жители стали перенимать культуру и традиции рядовых афинян. Так случилось, когда в Спарте восстали илоты. Афины отправили несколько сотен воинов в помощь для подавления восстания, но спартанцы развернули батальоны, ссылаясь на свои законы. Ученые считают, что спартанцы не хотели распространения всеобщих греческих ценностей среди населения обособленного полиса.

Кстати, самой большой свободой в Спарте обладали представительницы прекрасного пола. Женщинам позволялось учиться всему, чему они хотели:

 

 

  • Наукам.
  • Чтению.
  • Письму.
  • Риторике.

 

 

Дамам позволяли даже выражать свои мнения по части политических воззрений, вступать в споры на любые темы и быть в центре внимания по части культурных и спортивных достижений. Среди мужчин такие свободы имели люди, достигшие высоких побед и добравшиеся по иерархической лестнице до самой верхушки.

Тех, кто струсил в бою, спартанцы объявляли негодными. Их гены считались никчемными и с изъянами. Поэтому дети такого воина не имели права жениться или выходить замуж. Если же этот воин был замечен в стремлении отдать жизнь в бою, статус изгоя снимали, воину давали возможность проявить себя.

Ни один спартанец не должен был бояться смерти. Спартанское общество нельзя назвать идеальным, но смелости и отваге их нет равных. Многие из воинов рисковали жизнью и получали славу. Другие предпочитали сохранять то, что имеют, но жили в позоре и гонениях.

Были и поражения

Спартанцы, которых считали практически непобедимыми, на самом деле имели изъяны в военном деле и были сражения, в которых смельчаки терпели поражения. Самым известным из них стала битва в период Пелопоннесской войны. Эта эпопея длилась много десятилетий, воевали спартанцы с афинянами.

Историки говорят о сражении в 425 г. на небольшом островке Сфактерия. Спартанцы оказались изолированными, в то время как афинские воины напали, окружив величественную армию. В итоге спартанцы сложили оружие и показали противнику белый флаг.

Был и еще отряд, который мог сразиться со спартанцами на равных и отчасти превзойти их по силе. Это жители Фивы. У них было порядка 300 суперсолдат, которых обучали с не меньшим пристрастием, чем спартанцев. Эти бойцы заставили спартанцев потерпеть поражение трижды.

Фивы побеждали спартанцев хитростью. Например, во время разгара наступления объявляли отдых, а когда спартанцы отходили, фиванцы внезапно нападали. Таким был бой в 378 г. Кстати, фиванцы всегда численно уступали спартанцам. В сражении при Тегирах спартанцев было больше вдвое, но фиванцы так смело наступали, что противник даже решил дать им возможность для отступления и открыл проход для этого. В итоге фиванцы напали в самый ответственный момент, находясь изнутри.

И еще пример, битва при Левкрах. Спартанцев было несколько тысяч, а фиванцев – всего 6 000 человек. В итоге победили Фивы. Их кавалерия молниеносно расправилась со спартанцами.

Историки не видят в этом прямого поражения в силовом плане. Спартанцы содержали большую армию рабов, в рядах которых назревали заговорческие настроения. За счет предателей спартанцами был проигран ряд сражений.

Итак, спартанцы – самая сильная, смелая, воинствующая каста, которая существовала в Древней Греции. Античные воины создали совершенное государство, в котором действовали только законы войны.

gidvgreece.com

Блог Юрия Ретромана.Древняя Спарта - Блог Юрия Ретромана.Древняя Спарта

Древняя СпартаСпарта (Лакония, Лакедемон) — одно из самых известных и могущественных государств Древ­ней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спар­та была государством,  которое не знало смут и гражданских распрей. В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «об­щиной равных». Хотя о грозной Спарте знали бук­вально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Спар­танцы (спартиаты) окутали своё государство покро­вом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи об­щины. Даже купцы не привозили товаров в Спар­ту — спартанцы ничего не покупали и не прода­вали.

Хотя сами спартанцы не оставили описания сво­их законов и государственного строя, многие древ­негреческие мыслители пытались разгадать причи­ну прочности гражданского согласия и военной мо­щи Спарты. Особенно усилилось их внимание к это­му государству после победы Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431—405 гг. до н. э.). Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны или жили через много столетий после того, как возникла «община равных», многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям. Поэтому некоторые проблемы исто­рии Спарты до сих пор вызывают споры у истори­ков. Например, чем был обусловлен спартанский образ жизни, когда возникло это государство, столь непохожее на другие греческие полисы?

Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Писатель и историк Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная рассказ о жизни и реформах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего строго достоверного сообщить о них не­возможно. Тем не менее он не сомневается в том, что этот политический деятель был исторической личностью. Большинство современных учёных счи­тают Ликурга легендарной (никогда не существовавшей) личностью, а удивительный государствен­ный строй Спарты — следствием сохранения в нём примитивных догосударственных форм человечес­кого общежития. Другие историки, соглашаясь с тем, что Ликург — фигура вымышленная, не отри­цают полностью предания о возникновении Спар­танского государства в результате переворота после долгих смут в первой половине VI в. до н. э. Есть и третья группа учёных, считающих, что у историков нет серьёзных оснований для полного недоверия к сообщениям античных писателей. В биографии Ликурга, считают они, нет ничего фантастического, а проведение в Спарте реформ на два века раньше, чем в других районах Балканской Греции, объяс­няется сложной ситуацией, сложившейся в Лако­нии. Основавшие Спартанское государство дорий­цы пришли сюда как завоеватели и, чтобы удер­живать в повиновении порабощённое ими местное ахейское население, нуждались в ускоренном соз­дании необходимых для этого учреждений.

Согласно Плутарху и другим древним авторам, время жизни Ликурга приходится примерно на первую половину VII в. до н. э.

Это было время смут и беззаконий. Ликург про­исходил из царского рода и после гибели отца от удара ножом и смерти старшего брата стал царём, но правил всего восемь месяцев. Уступив власть своему племяннику, он покинул Спарту. Путешест­вуя по Криту, Египту и греческим полисам на по­бережье Малой Азии, Ликург изучал законы и об­раз жизни людей и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и устано­вить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами. Перед возвращени­ем в Спарту Ликург отправился в Дельфы, где на­ходился храм бога Аполлона с оракулом (прорица­телем). В те времена ни одно важное для всего го­сударства решение не принималось без обращения за советом к жрецам бога Аполлона Дельфийского. Жрица-прорицательница (пифия) передавала обра­щающимся за советом предсказания, которые ей якобы сообщало само божество. Пифия назвала Ликурга «боголюбезным» и сказала, что Аполлон обе­щает дать Спарте самые лучшие законы.

Как рассказывает Плутарх, вернувшись из Дельф, Ликург вместе с тридцатью верными ему знатными гражданами приступил к осуществлению своего замысла. Он приказал друзьям вооружиться и выйти на площадь, чтобы запугать врагов и за­ставить всех подчиниться новым законам. Установ­ление новых порядков, видимо, вызывало недоволь­ство и сопротивление части богатых и знатных граж­дан. Однажды они окружили законодателя и, злобно крича, забросали камнями. Ликург бежал, но один из преследователей выбил ему палкой глаз.

По легенде, завершив реформы, Ликург собрал народ и, взяв с него клятву ничего не менять из установленных им порядков до его возвращения, снова отправился в Дельфы. В Дельфах он получил через оракула одобрение проведённым законам. От­правив это прорицание в Спарту, он сам решил боль­ше туда не возвращаться, чтобы не освобождать на­род от данной ему клятвы, и уморил себя голодом.

Установленные Ликургом порядки вызывали восхищение одних, осуждение и критику других. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писа­тели утверждают, что Ликургом был создан совет старейшин (герусия) из 28 человек. Старейшины (геронты) — не моложе 60 лет — избирались народ­ным собранием граждан (апеллой). В герусию вхо­дили и два царя, одной из главных обязанностей которых было командование армией на войне. Апелла первоначально, видимо, имела большую силу и решала все важнейшие вопросы в жизни общины. Со временем власть в государстве перешла в руки эфоров.

В VIII в. до н. э. в Спарте, как и в других грече­ских полисах, возникла острая нехватка земли. Спартанцы решили эту проблему, завоевав сосед­нюю область Мессению, а её жителей обратили в рабство. Завоёванная земля и порабощённое насе­ление были объявлены собственностью всех граждан Спарты. И система управления, и верховная собст­венность всех граждан на землю — всё это ничем не отличало Спарту от других греческих полисов. Как и всюду в государствах Древней Греции, здесь дей­ствовал принцип: сообща владеем, сообща управля­ем, сообща защищаем. Но в Спарте он был проведён в жизнь с такой последовательностью, что это пре­вратило её в нечто уродливое, в «исторический курь­ёз», по определению некоторых историков.

Причиной этого была особая форма рабства, воз­никшая в Древней Спарте. В большинстве греческих полисов рабов привозили из дальних стран. Отор­ванные от родных очагов, разной национальности, они были разобщены и им было трудно договориться друг с другом и поднять мятеж против своих господ. Обращённое же в рабов (илотов) население Лакони­ки и Мессении оставалось жить там, где жили и их предки. Они вели самостоятельное хозяйство, имели имущество и семью. Своим хозяевам они платили подать (апофору), оставшейся же частью продуктов могли распоряжаться по своему усмотрению. Это создавало благоприятные условия для восстаний, которые илоты, во много раз превосходящие по чис­ленности своих господ, поднимали довольно часто.

Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в госу­дарстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры). 9 тыс. клеров получили спартанцы — по числу семей, 30 тыс. было отдано периэкам — жителям окрест­ных мест. Периэки были свободными людьми, но не входили в число полноправных граждан. Полу­ченную землю нельзя было ни продавать, ни да­рить. Обрабатывали её илоты, а периэки занима­лись ремеслом. Спартиаты же всякий труд, кроме военного дела, считали для себя позорным. Полу­чив возможность довольно безбедно жить за счёт труда илотов, они превратились в воинов-профес­сионалов. Вся их повседневная жизнь стала пос­тоянной и изнурительной подготовкой к войне.

Для сохранения всеобщего равенства Ликург за­претил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввёл железные деньги, настолько тяжёлые, что да­же для небольшой суммы требовалась целая повоз­ка. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте, периэкам же бы­ло строжайше запрещено производить предметы роскоши, разрешалось изготовлять только простую посуду и одежду, оружие для спартиатов. Все спар­танцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой. Спартан­ские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от рождения и до смерти проходила под неусыпным контролем. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община, но молодые женатые мужчины ещё долгое время жили отдельно от своих семей. Даже дети не принадле­жали родителям. Новорождённого младенца отец приносил в лесху, где заседали старейшины. Ребён­ка внимательно осматривали, и если находили больным и хилым, то отправляли к Апотетам (об­рыв на горном хребте Тайгет) и там оставляли уми­рать.

С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах). Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они вы­росли сильными, послушными и бесстрашными. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать и говорить кратко и чётко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссори­ли, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. На год мальчикам выдавали только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали очень суровому испытанию у алтаря бо­гини Артемиды. Юношей жестоко би­чевали, они же при этом должны были молчать. Некоторые не выдерживали испытания и умирали. Ещё одним испытанием для юношей были криптии — тайные войны против илотов, которые время от времени объявляли эфоры. Днём молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов, убивая самых креп­ких мужчин, что позволяло держать илотов в пос­тоянном страхе.

Воля законодателя и постоянная угроза со сто­роны илотов создали необычайно сплочённую граж­данскую общину, не знавшую внутренних смут на протяжении нескольких столетий. Но спартанцы заплатили за это дорогую цену. Суровая дисципли­на, военизация всех сторон жизни привели к духов­ному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими поли­сами. Она не дала мировой культуре ни одного фи­лософа, поэта, оратора, скульптора или художника. Всё, что смогла создать Спарта, — это сильная ар­мия. Безграничное право эфоров контролировать все стороны жизни общины сделало их власть, по определению Аристотеля, «близкой к тирании». Постепенно Спарта превратилась в оплот политиче­ской реакции для всей Греции.

Спартанцы сознательно проводили политику изоляции своей общины от внешнего мира. Она бы­ла направлена на то, чтобы чужие нравы и обычаи не могли проникнуть в «общину равных», но глав­ная причина заключалась в том, что постоянная угроза восстаний илотов требовала мобилизации всех сил. Спарта не могла надолго и далеко уводить свою армию за пределы Пелопоннеса, поэтому в мо­менты большой опасности для всего эллинского ми­ра она часто руководствовалась сугубо эгоистиче­скими интересами. Это сказалось уже в период гре­ко-персидских войн, когда Спарта готова была ус­тупить иранцам (персам) большую часть Балкан­ской Греции и греческие города на побережье Ма­лой Азии. Взамен она предлагала всем желающим переселиться на территорию Пелопоннеса, готовая защищать его рубежи до последнего вздоха.

Жажда господства над всей Грецией привела Спарту к войне с богатыми и процветающими Афи­нами. Она вышла победительницей из Пелопоннес­ской войны, но ценой предательства интересов Эл­лады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вы­вела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и «община рав­ных» вступила в полосу смут, как и все другие гре­ческие полисы.

По материалам Энциклопедии

02 июня 2014 от Retroman

retroman.ru

Древние обычаи спартанцев

1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает: «Ни одно слово не выходит за них».1

2. Больше всего спартанцы ценят так называемую черную похлебку, так что старые люди даже не берут свой кусок мяса, но уступают его юношам. Говорят, что сицилийский тиран Дионисий купил спартанского повара и приказал ему, не считаясь ни с какими расходами, приготовить такую похлебку. Однако, попробовав, он с отвращением ее выплюнул. Тогда повар сказал: «О царь, чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях».2

3. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно ходить по дорогам по ночам.3

4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы.4

5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело.5

6. Молодые люди спали совместно по илам и агелам6 на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать.7

7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав.8

8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших, куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки.9 Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению.10

9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию.

10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии.11 Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.

11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам не прикажет детям ничего дурного.12

12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.13

13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому препятствуют.14

14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его действиях. Язык спартанских песен был прост и выразителен. В них не содержалось ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту.

15. Было три хора: каждый во время праздников представлял определенный возраст. Хор старцев, начиная, пел:

Когда-то были мы сильны и молоды!

 

Его сменял хор мужей в расцвете лет:

 

А мы сильны и ныне. — Хочешь, так попробуй сам.

 

Третий хор мальчиков подхватывал:

 

А мы проявим доблесть даже большую!15

16. Темы их маршевых песен побуждали к мужеству, неустрашимости и презрению к смерти. Их пели хором под звук флейты во время наступления на врага. Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы.16

17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.17

18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего, связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а также плач и рыдания при похоронах.18

19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины,19 чтобы они не могли приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского воспитания.

20. Ликург ввел ксеноласию — изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному.20

21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел гражданских прав.

22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ жизни, установленный Ликургом, то его можно было включить в назначенную ему с самого начала мойру.21

23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил.22

24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.23

25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, — то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство.24

26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость.

27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше ничего.

28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть.25

29. Любители поговорок часто приводят слова:

Не приложивши рук, богов не призывай,

 

то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а иначе не стоит.26

 

30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства.27

31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать голос из-за двери.

32. Они пользовались не железными скребками, а делали их из тростника.28

33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами.29

34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть:

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадаетЩит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.30

35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам.

36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его.

37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил его цветной полосой.

38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею.31

39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела.32

40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались,кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли «диамастигосис», и происходило оно каждый год.33

41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению.34

42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему.35 Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано:

«Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит».36 Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями.

Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой.37 Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась, да и союзники по этой же причине стали относиться к спартанцам враждебно. Так обстояли дела, когда после победы Филиппа при Херонее все эллины провозгласили его главнокомандующим на земле и на море, а позднее, после разрушения Фив,38 признали его сына Александра. Одни только лакедемоняне, хотя их город не был укреплен стенами и из-за постоянных войн у них оставалось совсем немного людей, так что одолеть это утратившее военную мощь государство было совсем нетрудно, одни лишь лакедемоняне благодаря тому, что в Спарте еще теплились слабые искры Ликурговых установлении,39 осмелились не принимать участия в военном предприятии македонян, не признавать ни этих, ни правивших в последующие годы македонских царей, не участвовать в синедрионе и не платить фороса.40 Они не отступали полностью от Ликурговых установлении, пока их собственные граждане, захватив тираническую власть, не отринули вовсе образ жизни предков и таким образом не сблизили спартанцев с другими народами. Отказавшись от былой славы и свободного высказывания своих мыслей, спартанцы стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались под властью римлян.

95live.ru

Армия спартанцев - Русская историческая библиотека

Главную силу спартанской армии составляла тяжеловооруженная пехота (гоплиты). Вооружением гоплита были длинный щит и большое, длинное копье. Высшими тактическими единицами этой пехоты были моры. Моры подразделялись на лохи, делившиеся на более мелкие единицы. На каждой степени подразделения боевая единица умела ловко и точно, без замешательства, исполнять всякие эволюции, маневрируя одна ли, вместе ли с другими. Начальники лох назывались лохагами, начальники мор – полемархами; это были опытные армейские вожди.

Афинский и спартанский гоплиты

Гоплиты афинской (слева) и спартанской (справа) армии

 

Конницы в Древней Спарте было мало; спартанцы не считали особенно важным этот род войска. Они имели отряд, состоявший из 300 всадников (Hippeis) и делившийся на три части, начальники которых назывались гиппагретами: 100 из этих всадников были телохранителями царей. Всадники первоначально были, вероятно, молодые спартанцы из богатых семейств, содержавшие лошадей на свой счет, и вероятно их было по 100 из каждой филы. Они продолжали называться всадниками и впоследствии, но были в действительности пехотными воинами, а в коннице служили почти только периэки.

Греческий гоплит

Греческий гоплит

 

Армия спартанцев выступала в поход обыкновенно в полнолуние. Перед походом спартанский царь приносил жертву. Для того, чтобы войско двинулось в поход, было надобно, чтобы предзнаменования, даваемые жертвоприношением, были благоприятны. Перед армией несли взятый из Спарты огонь, для возжигания костров при походных жертвоприношениях; несли старинное деревянное изображение обнявшихся Диоскуров, покровителей Спарты, бывших для спартанцев идеалами и храбрости и братского союза между товарищами по оружию. На границе царь приносил жертву Зевсу и Афине, перед битвою жертву тоже Зевсу и Афине, и кроме того Эросу и Музам – Эросу потому, что от единодушия воинов зависел успех, а Музам для того, чтоб они поддержали в армии спартанцев стройность, порядок, и напоминали воинам песни, возбуждающие к мужеству.

Эмблема армии спартанцев

Знак "лямбда" - эмблема армии спартанцев

 

Армейскому лагерю спартанцы давали круглую форму, укрепляли его лишь слегка, но караулы содержали очень внимательно, и особенно чутко сторожили стан илоты, располагавшиеся кругом его. Каждый, кто шел по стану, должен был иметь при себе свое копье. Но вообще жизнь в армейском лагере была свободнее, чем в Спарте, и одевались в стане наряднее. Вместо плаща из грубой ткани воины в стане носили пурпурную одежду, вместо толстой палки блестящее оружие; они заботливее расчесывали свои длинные волосы, а выступая на битву, солдаты армии спартанцев надевали венки, будто шли на праздник. С пением боевого гимна, при звуках флейт, фаланга шла в бой стройными рядами, каждый был исполнен жаждою славы, уверенностью в победе. Начальники отрядов шли в первом ряду. Дисциплина и организация армии спартанцев была так прочна, искусство маневрировать было так велико, что всякая эволюция, всякие перемены фронта, хотя бы и совершенно внезапные, исполнялись легко и без замешательства. Ряды спартанской армии никогда не расстраивались; воины бились непоколебимо, с решимостью не постыдить Спарту, победить или умереть.

Греческая фаланга

Греческая фаланга

 

Робкие бежавшие с поля битвы подвергались лишению чести и жили презираемые всеми. Лишенные чести (Atimoi) были лишены всех гражданских прав, были исключены из сисситий и от участия в беседах спартанских граждан. На праздниках ставили их на особое место и при всех возможных случаях они испытывали от всех презрение в насмешки. Они должны были носить плащ из разноцветных лоскутов, брить половину головы, уступать дорогу всем, даже юношам. Никто не говорил с ними, никто не давал им огня со своего очага; на их дочерях не могли жениться граждане и не отдавали за них дочерей.

Спартанский воин

Воин армии спартанцев

 

Такова была Древняя Спарта, о которой пел Терпандр, что «блистает, там оружие юношей и громко звучат песни, и владычествует закон», и о которой пел Пиндар, что «сияет она мудростью старцев и копьями крепких мужей и весельем праздников с танцами и пением». На великом карнейском празднике, в летний зной совершались перед царями, герусией и всем правительством гражданами гимнастические игры с пением и танцами хоров. Хор старцев пел: «мы были храбрыми и сильными мужами». Хор спартанских мужей отвечал: «мы таковы теперь; кто хочет, испытай»; хор мальчиков пел: «а мы со временем будем еще храбрее и сильнее».

 

rushist.com

Как жили Спартанцы

Спартанцы – жители одного из древнегреческих полисов (городов – государств) на территории Древней Греции, существовавшего с 8 в. до н.э. Спарта прекратила существование после римского завоевания Греции во 2 половине 2 в. до н.э, однако упадок Спарты начался уже с 3 в. до н.э. Спартанцы создали оригинальную и самобытную цивилизацию, разительно отличающуюся от цивилизации остальных древнегреческих полисов, и до сих пор привлекающую к себе внимание исследователей. Основой спартанского государства были законы Ликурга – спартанского царя жившего в 7 в до н.э.

Природа

Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес. Географическое положение Спарты отличалось изолированностью. Спарта располагалась в долине зажатой между рекой и горами. В долине находилось большое количество плодородных земель, а предгорья изобиловали дикорастущими фруктовыми деревьями, реками и ручьями.

Занятия

Основным занятием спартанцев было военное дело. Ремеслом и торговлей занимались периэки - лично свободные, но лишенные политических прав жители Спарты. Земледелием занимались илоты – жители покоренных спартанцами земель, превращенные в государственных рабов. В связи с нацеленностью спаратанского государства на равенство всех свободных граждан (причем равенство не в правовом, а в буквальном – бытовом смысле) из ремесел было распространено только изготовление самых необходимых предметов – одежды, посуды и прочей хозяйственной утвари. В связи с военной направленностью Спарты на высоком техническом уровне находилось лишь изготовление оружия и доспехов.

Средства передвижения

Спартанцы использовали лошадей, повозки и колесницы. Согласно законам Ликурга спартанцы не имели право быть моряками и воевать на море. Однако в более поздние периоды спартанцы имели военный флот.

Архитектура

Спартанцы не признавали излишеств и потому их архитектура (как внешнее, так и внутренне убранство строений) отличалась крайней функциональностью. Естественно, что при таком подходе спартанцы не создали выдающихся архитектурных сооружений.

Военное дело

Армия спартанцев имела жесткую организационную структуру, которая, эволюционировала и отличалась в разные временные периоды. Тяжеловооруженные пехотинцы – гоплиты набирались из граждан Спарты и составляли основу армии. Каждый спартанец являлся на войну с собственным оружием. Комплект оружия был четко регламентирован, и состоял из копья, короткого меча, круглого щита и доспехов (бронзовые шлем, панцирь и поножи). Каждый гоплит имел слугу-оруженосца из илотов. В армии также служили периэки, вооруженные луками и пращами. Спартанцы не знали фортификации и осадного дела. В поздние периоды истории Спарта имела военный флот и одержала ряд морских побед, однако спартанцы никогда не уделяли большого внимания военному делу на море.

СПАРТАНЦЫ

Спорт

Спартанцы с детства готовились к войне. С 7 лет ребенка забирали у матери, и начинался длительный и сложный процесс обучения, длящийся 13 лет. Это позволяло к 20 годам воспитать сильного, умелого и опытного воина. Спартанские воины были лучшими в Древней Греции. В Спарте практиковалось множество видов атлетических занятий и соревнований. Спартанские девочки также проходили военно-атлетическую подготовку, включающую в себя такие разделы как бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья.

Искусство и литература

Спартанцы презирали искусство и литературу, признавая только музыку и пение. Спартанские танцы имели скорее военную, чем эстетическую направленность.

Наука

Спартанцы изучали только азы грамоты – чтение, письмо, военные и религиозные песни; историю, религию и традиции Спарты. Все остальные виды науки и образования (в том числе люди ими занимающиеся) были изгнаны из страны и запрещены.

Религия

В целом Спартанцы придерживались древнегреческой политеистической религии, с тем отличием, что в Спарте справлялось меньше религиозных праздников, и справлялись они с меньшей помпой. До определенной степени роль религии в Спарте взяла на себя спартанская мораль.

www.znaikak.ru


Смотрите также