«Впервые греки появились на территории Крыма в VIII-VI вв. до нашей эры». Именно на основании данного утверждения российских историков делаются «далеко идущие» выводы о том, что в Крыму одним из коренных народов являются греки: они, мол, появились на Крымском полуострове раньше крымских татар.
Чтобы показать, что люди, пишущие историю Крыма лгут, предложу краткую периодизацию истории Греции.
Употребляемое далее слово «Греция» преднамеренно беру в кавычки, т.к. в указанный период не было ни страны с названием Греция, ни национальности греки.
● Доисторическая «Греция»
Найдены останки неандертальцев, живших 40 тыс. лет назад на территории Пелопоннеса, что свидетельствует о древности истории страны.
Для сравнения: В Крыму найдены останки неандертальцев, живших 50 тыс. лет назад, о чем свидетельствуют археологические находки в Белогорске и в Староселье Бахчисарайского района.
● Догреческая эгейская цивилизация. III-II тыс. до н. э. (5000 лет назад)В этот период здесь обитали пеласги, лелеги и карийцы, вся страна по словам Геродота называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народы варварами, хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития, чем культура ахейцев, вторгшихся на их территорию на рубеже III-II тыс. до н.э. Позже к перечисленным племенам добавляются минойцы (коренное население Крита) и микенцы (население полуострова Пелопоннес). 3000 лет назад на полуостров вторгаются дорийцы.
● Древняя «Греция». 8-4 вв. до н.э. (2800-2400 лет назад)Это не было единое государство в современном понимании: в нем не было ни географического, ни социально-политического единства. Государственная система Древней «Греции» состояла из независимых полисов – городов-государств, чаще всего определённых природными границами и населением, первоначально связанным между собой кровным родством. Полисов было много и обычно они были небольшими. Например, на острове Родос находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит – несколько десятков. Самыми крупными полисами были Спарта, Афины, Сиракузы, Коринф, Фивы.
● Эллинистический период. 323 г. до н.э.-146 г. до н.э. (2300-1900 лет назад)В составе империи Александра Македонского.
● Римская «Греция». 146 г. до н.э.-330 г. н.э. (1900-1700 лет назад)В составе Римской империи.
● Византийская «Греция». 4-13 вв. (1600-600 лет назад)В составе Византийской империи. Впервые широко начинает употребляться слово «Греция» – «Graecia». Но и тогда оно было связано не с Грецией и греками, а, скорее, с синонимичным названием Византии: «Magna Graecia» – «Великое государство». Другой вариант перевода «Magna Graecia» – «Великая Греция» (так называли Южную Италию, не Грецию). В Византии в VIII-IX вв. были созданы единицы территориального деления (фемы): Эллада (Аттика и Центральная Эллада), Пелопоннес (Пелопоннес), Никополь (Западная Эллада и Эпир).
● «Греция» под властью крестоносцев и венецианцев. 13-15 вв.
● Османская «Греция». 15-19 вв. (1453-1821 гг.)
● Республика Греция. С 1821 г. Сформировалась греческая нация.
В настоящее время в Греции слово Эллада является официальным самоназванием, а слова грек или Греция не признаются населением и употребляются только в общении с иностранцами.
Историки полагают, что «греки» появились в Крыму VIII-VI вв. до н.э. [1]. Это время совпадает с периодом, названым «Древней Грецией». Но тогда жители той территории не были греками, не ощущали себя единым народом и, более того, крепко держались родоплеменных связей. Не существовало тогда нации греков: различные этнические группы еще не «переплавились» в единый народ.
Обратите внимание на данные утверждения историков:
Ахейцы, ионийцы (жили на территории совр. Турции), дорийцы и эолийцы – наиболее древние племена, сыгравшие важную роль в образовании греческой нации.
Тавры, киммерийцы и скифы – наиболее древние племена, сыгравшие важную роль в образовании крымскотатарской нации.
Теперь далее:
VII-VI вв. до н.э. Ведущую роль в «греческой» колонизации восточного Крыма (Боспорское царство) играли ионийцы из Милета (город, который располагался на территории совр. Турции) [2].
V в. до н.э. На «юго-западном углу Крымского полуострова» основали свой город Херсонес дорийцы из Гераклеи (совр. город Эрегли в Турции) [3].
«Отец истории»
Геродот сообщает, что в VII в. до н.э. киммерийцы были вытеснены из Северного Причерноморья (и Крыма) скифами и переселились в «Грецию» (Малую Азию) [4].
Таким образом, на основании небольших поселений, образованных в Крыму отдельными представителями народообразующих племен, наши историки утверждают, что это были греческие колонии, и греки – коренной народ Крыма. (В действительности нация греков сформировалась только 2500 лет спустя, «переплавив в котле истории», кроме ионийцев и дорийцев, еще не менее двадцати различных этносов).
По аналогии с подобными утверждениями можно заявить следующее: «Впервые крымские татары появились на территории Греции в VII в. до н.э.». Киммерийцы, которые сыграли свою важную роль в этногенезе крымскотатарской нации, 2700 лет назад переселились на территорию Древней Греции. Ионийцы – в Крым, киммерийцы – в Грецию. Если следовать логике появления в Крыму греков, вполне закономерно заявление о том, что крымские татары – автохтоны Греции, крымские татары – коренной народ Греции.
Но кто не посмеется над этим утверждением? Кто не назовет это абсурдом? Впрочем, не вызывают же у нас смех книги, посвященные истории Крыма, в которых с серьезным видом говорится о греках, которых не было.
Для справки:
Потомки представителей тех племен, которые, покинув родные земли, поселились на Крымском полуострове более 2000 лет назад и не ассимилировали с местным населением, были изгнаны из Крыма российской администрацией в 1778 году в пределы Азовской губернии (ныне Донецкая и Запорожская области). Однако они называют себя румеями и урумами – римлянами, но не греками.
Потомки «настоящих» греков из Греции, переселившихся на Крымский полуостров в XVIII-XIX вв. в опустевшие села вследствие массовой эмиграции крымскотатарского населения в Турцию, были депортированы из Крыма 27 июня 1944 года (согласно материалам НКВД, на тот момент в Крыму проживало 14 300 греков).
Примечания:
1. Петрова Э.Б. Боспорское царство. // История Крыма с древнейших времен до наших дней: Очерки. – 2005. – С.48-60.
2. Там же.
3. Даниленко В.Н. Херсонес Таврический. // История Крыма с древнейших времен до наших дней: Очерки. – 2005. – С.61-71.
4. Г.М.Буров Г.М. Киммерийцы и тавры. // История Крыма с древнейших времен до наших дней: Очерки. – 2005. – С.34-38.
kartamirakrym.blogspot.com
История Крыма неотделима от истории Древней Греции
История полуострова Таврида неотделима от истории Древней Греции. Выходцы из этой античной страны основывали на побережье Крыма свои поселения, приносили с собой особенности быта, культуру, верования. Во многих греческих мифах имеются упоминания о Крыме, отдельных частях полуострова, его жителях.
Современным любителям истории хорошо известен миф об Ифигении. По древней легенде Ифигения была родной дочерью Тесея и Елены, отданная на воспитание Агамемнону и Клитемнестре. Ее судьбу, по разным версиям, решили поход греков под Трою, убийство Агамемноном священной лани богини Артемиды и отказ его отца принести в жертву золотого теленка. Три разные причины, но решение разгневанной богини Артемиды было одинаковым — Агамемнон должен принести в жертву самую красивую из своих дочерей — Ифигению. Требование богини античным героям пришлось приводить в исполнение, однако, как часто бывало, богиня в последний момент сжалилась над бедной девушкой и унесла Ифигению в Тавриду.
На берегах Крыма Ифигения стала верной жрицей Артемиды, по преданиям античных греков величественный храм богини Артемиды располагался в окрестностях мыса Фиолент. О том, что этот храм находился именно в этом месте полуострова, свидетельствуют римский поэт Овидий, Страбон и некоторые исследователи Крыма.
Достоверно историки не подтверждают факт, к тому же считается, что тавры устраивали свои святилища и жертвенники так, чтобы из одного можно было видеть соседние и сообщаться между собой при помощи дыма. Вдоль побережья Черного моря протягивалась целая сеть таврских жертвенников, которая была для них возможностью предупреждать друг друга об опасности или нападениях. Каждое из подобных сооружений могло в древности называться греками храмом Девы. Поэтому достоверно определить где находился храм Артемиды очень сложно.
На сегодняшний день мыс Фиолент считается одним из наиболее вероятных мест, куда Артемида могла перенести Ифигению. Само название мыса Фиолент появилось на русских картах только в 1807 году. До этого местность носила разные названия: мыс Девы (Партениум), мыс Святого Георгия, Манастыр-Бурун, Феленк-Бурун. Современное название переводят с разных языков и придают слово разную смысловую нагрузку. Так, с греческого языка — Фиолент — «Божья страна», с турецкого — «скат, спуск судов на воду», с итальянского — «неистовый» (имеются в виду частые шторма у подножия мыса). Также с турецкого «Фиолент» переводят как «Тигровый мыс», в данном случае подразумевается необычный вид обрывов у берега, испещренных полосами желтого известняка и темного Трахита.
Сегодня на мысе Фиолент организован заказник, памятник природы местного значения, также часть побережья застроена коттеджами и дачами. Кроме того, весной и осенью на активный отдых в Фиолент приезжают поклонники rope jumping — прыжков со скал на веревочной страховке.
μ@
Похожие статьи
Метки: Греция, История, Крым
pantikapei.ru
"Этнография народов Крыма" - Этносы Крыма: Греки
Эллада - так называли древние греки свою родину, располагавшуюся на
территории современной Греции, а себя они гордо именовали эллинами. И
было им чем гордиться: страна высокой культуры, талантливых поэтов и
драматургов, архитекторов и скульпторов, спортсменов и мореплавателей
оставила глубочайший след в развитии всей Европы.
Но так как в Древней Греции земля передавалась по наследству целиком
только одному сыну, то многие свободные граждане этой рабовладельческой
республики оказывались нищими и вынуждены были искать новые средства к
существованию. Их выручало море, которое не только кормило рыбой и
посылало добычу в виде чужеземных кораблей, но иногда направляло их
быстроходные ладьи к чужим берегам, где вчерашние пираты и мореходы
становились добропорядочными виноградарями и гончарами.
... И когда древние эллины были уже недалеко от берегов Тавриды, вдруг
начался сильный шторм, и мореплаватели в большинстве своем погибли. А те,
что чудом спаслись и вернулись в Элладу, с восторгом рассказывали внукам и
правнукам о далекой прекрасной земле, где горы покрыты прохладными
лесами, а их вершины плоски и удобны для выпаса скота, где в горных речках
полно воды и рыбы, где морские берега изрезаны уютными бухточками, но к
ним не добраться, ибо грозен Понт Эвксинский - Негостеприимное море - и
не пускает на свои берега чужеземцев.
Но пройдут века, и опять эллины поплывут к берегам Тавриды через
Средиземное море, где финикийцы не дадут им высадиться на захваченных ими
землях. Затем через Геллеспонт, со страхом, держась поближе к берегам,
вплывут они в Понт Эвксинский. И распахнет им навстречу объятия прекрасная
маленькая страна.
И всем сердцем полюбят ее греки и будут считать своей второй матерью.
Построят они здесь свои города-полисы: Пантикапей, Феодосию, Керкинитиду,
Херсонес и Тиритаку.
Греки
в Крыму
Греческая колонизация полуострова началась еще в VI в. до н.э. с
созданием Боспорского государства и Херсонесской республики. Основу же
этнической общности современных греков Крыма составил Греческий
батальон, принимавший участие в Крымской войне, а затем оставленный
Потемкиным для охраны крымского побережья от Севастополя до
Феодосии. Эти греки были поселены в Балаклаве и близлежащих деревнях и
вошли в этнографическую историю Крыма как "балаклавские греки", или
"арнауты".
В годы первой мировой войны, спасаясь от резни и геноцида,
развязанного фанатиками-мусульманами в Турции, греки, столетиями
проживавшие в городе Трапезунде и Карской губернии, бежали на Кавказ,
откуда 12-13 тыс. человек перебрались в Крым.
По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы.
Многие греки были неграмотны.
Основными занятиями греков было огородничество, бахчеводство,
табаководство, виноградарство. Занимались они рыбным промыслом,
торговлей.
Греки, как и все жители Крыма, пострадали от голода и эпидемий в 1921-
1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5% населения полуострова).
Жили греки во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи,
Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские
жители составляли около половины всего греческого населения Крыма.
Жили они компактно или малыми группами в полном согласии с
представителями многих других этносов, населявших Крым.
По всему Крыму были созданы сельсоветы по национальному признаку. В
1930 г. на полуострове было 8 греческих сельсоветов.
Уже в начале 30-х годов греческого населения, как и других народов
Крыма, коснулись репрессии, стали ущемляться их права. Многие греки
были осуждены и погибли в сталинских лагерях.
Депортация 1944 года коснулась и греческого населения Крыма. Около 14
тыс. греков были выселены из Крыма, несмотря на то, что среди них были
партизаны, подпольщики, фронтовики.
В 1956 г. с греков было снято позорное клеймо "предателей", гражданские
права частично восстановлены. Многие из сосланных вернулись и
проживают сейчас в Крыму.
Балаклавские
греки
Одним
из древнейших народов Крыма являются греки, сумевшие удержаться при всех
переворотах.
Формирование и развитие этого этноса в
Крыму продолжается на протяжении около 2,5 тысячелетий. Греки селились на
полуострове в разные временные периоды.
В конце XVIII века греческое население
полуострова пополнили новые поселенцы. Это были жители островов Архипелага,
принявшие участие в Русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России.
После заключения Кучук-Кайнарджийского
мира Россия приобрела в Крыму крепости Керчь и Еникале. В них были поселены
греки, которых стали называть неправильно - "албанцы". За ними закрепилось
и другое название - "арнауты". Из этих греков был сформирован пехотный полк,
позднее переведенный в Балаклаву. Теперь он стал называться Балаклавским
батальоном, а сами греки - балаклавскими. Князь Потемкин поручил им охрану
береговой полосы - от Севастополя до Феодосии. В 1797 г. император Павел
I указом повелел вооружить их по греческому обряду и обмундировать цветом
красным и зеленым "по их обычаю". Солдаты батальона были одеты в красные
рубахи, зеленые куртки, украшенные шитьем золоченой нитью, на головах красовались
красные островерхие шапки, каждый из них был вооружен шашкой и ружьем. Поселились
они в Балаклаве и деревнях Кадыкой, Камаре, Карани, Лака, Керменчике, Аутке,
Алсу.
В свободное от службы время балаклавские
греки занимались мирными занятиями: сельским хозяйством, торговлей, рыболовством,
а с 1859 года, после упразднения батальона, они становятся для них главными.
Балаклавские греки разбрелись по всем городам Крыма, где они открывали лавки,
гостиницы, кофейни. Другая их часть занималась хлебопашеством, табаководством,
виноградарством, виноделием, огородничеством. Степь за Балаклавой была распахана
плугом, здесь простирались поля, на которых колосились пшеница, просо, кукуруза.
Таких полей больше нигде не было на Южном берегу Крыма. Продолжая традиции
античных и византийских греков, "арнауты" выращивали виноград и изготавливали
из него вино. Каждый грек имел хотя бы крошечный виноградник в горах. После
сбора винограда его давили ногами в специальных чанах. Это делалось в горах
под открытым небом, вино помещали в бочки, где оно стояло не менее месяца,
после чего разливали в бутылки. Такое вино сами греки называли "бешеным",
т.к. оно делало их буйными, заставляло танцевать, плакать, смеяться, рассказывать
небылицы.
Но главными занятиями балаклавских греков
были рыболовство и торговля рыбой. Рыбаки прекрасно ориентировались в море,
им помогали в этом Полярная звезда, колокольня монастыря Св. Георгия, Форосский
маяк. У каждого имелись и свои ориентиры; ими могли быть крупные прибрежные
камни, одинокие деревья на горах, звезды. Поговоркой старых опытных рыбаков
стало выражение: "Я сплю, а знаю, что она (рыба) в Керчи думает". Балаклавские
греки ловили рыбу во всякое время года, но наиболее плодотворный лов начинался
осенью. Тогда они облачались в огромные, до бедер, сапоги из конской кожи,
непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны.
Сетями, сделанными из ниток, ловили макрель (скумбрию), кефаль, хамсу, морских
бычков, камбалу, барабулю.
После Рождества балаклавские греки-рыбаки
снаряжали лодки на громадных белуг, которых они называли волками, потому,
что лов этой рыбы напоминал охоту на хищного зверя и иногда заканчивался
для рыбаков трагически. Для ловли этой рыбы при сильном холодном ветре выходили
вглубь зимнего моря на 10-15 верст от берега и бросали крючья в воду. Кефаль
заготавливали впрок, солили, коптили, сушили. Сушеная икра считалась лакомым
блюдом, но поскольку добывалось ее немного, продавался этот деликатес по
очень высоким ценам. Скумбрию солили, выдерживали в рассоле год, после чего
она не уступала по вкусу голландской сельди. Маленькую рыбку барабульку,
или султанку, искусно мариновали. В это время счастливыми чувствовали себя
жены рыбаков, хотя нелегкий труд по переработке рыбы выпадал на их долю.
Между всеми греками Крыма укоренились восточные
обычаи, суть которых заключалась в ведении женщинами замкнутого и целомудренного
образа жизни. Все свое время они уделяли ведению домашнего хозяйства. Единственное
место вне дома, где посторонний человек мог их увидеть, был фонтан, куда
они приходили за водой и вели там длинные беседы. Путешественники, описывая
балаклавских гречанок, не скупились на эпитеты. Они находили их очень красивыми,
сравнивали их облик с изображением Богородицы на старинных византийских
иконах. Этих женщин можно было увидеть сидящими за прялками перед дверями
своих домов в теплую погоду, и тогда очарованные путешественники могли услышать
приветливое КАЛИ ИМЕРА (добрый день) от милых гречанок. В конце XVII - начале
XIX века одежда балаклавских гречанок была красочной и колоритной. Они одевались,
как и мужчины, по своему обычаю в одежду красного и зеленого цвета: зеленое
платье, кафтан, полосатые шаровары, красные остроносые туфли, белый полотенчатый
головной убор. Однако уже к концу XIX века они стали носить одежду европейского
покроя, чаще черного цвета. Жили "арнауты" в невысоких каменных, крытых
черепицей домах. В Балаклаве эти дома были раскинуты по скату горы амфитеатром,
образуя несколько кривых коротких переулков. А в деревнях, в которых проживали
балаклавские греки, можно было увидеть чистенькие домики с плоскими кровлями,
на подоконниках за вышитыми занавесками были видны горшки с геранью. Перед
такими домиками всегда были разбиты небольшие цветники и росло несколько
деревьев - черешня, абрикос, персик...
Гордеева Т.Г.
Численность
и районы проживания
По переписи 1989 г., в Крыму насчитывалось 2684 грека, а на 1994 г., по
данным ЦСУ Крыма - около 4000 человек. Наиболее компактно греки
проживают в Симферополе, Ялте, Керчи, а также в районах:
Симферопольском (селах Пионерское, Доброе, Заречное, Лозовое) и
Белогорском (пгт. Зуя и с. Чернополье). Надо отметить, что греки,
депортированные из Крыма, пополняются и людьми из других регионов
(например, в Нижнегорском и Советском районах проживают греки,
прибывшие в 90-е гг. с Кавказа, что было вызвано политической
нестабильностью в данном регионе).
В ноябре 1992 г. зарегистрировано Крымское республиканское культурно-
просветительное общество греков, объединяющее городские и региональные
общества. Ведется работа в различных направлениях: восстановление
памятников и церквей (в Ялте, Балаклаве, Зуе и с. Чернополье уже есть
действующие), изучение языка и культуры в воскресных школах, выпуск
греческих программ на Крымском телевидении и радио и т.д.
По разработанному прогнозу до 2000 г. в Крым должно приехать 20,6 тыс.
греков, или 6438 семей. Уже поступило около 1,5 тысяч заявлений от семей,
проживающих в Узбекистане, Украине, Казахстане и Российской Федерации. В
Симферопольском (села Пионерское и Клиновка), Белогорском (пгт. Зуя),
Судакском (пгт. Коктебель) и других районах выделена земля и начато
строительство.
Греческое
население Крыма в 20-30-е гг. ХХ века
ОбразованиеКрымской АССР в 1921 г. привело к стабилизации
политической и экономической жизни на полуострове. Греки Крыма приняли
активное участие в восстановлении промышленности и сельского хозяйства,
пришедших в упадок за годы гражданской войны.
В 1921 г. в Крыму проживало 23868 греков, они составляли 3,3% от всего
населения республики. При этом 65% греков жило в городах. Грамотных греков
было 47,2% от общего числа. По всему Крыму в местах компактного
проживания греков были открыты школы семилетки, а в Керчи средняя школа.
С началом организации колхозов на полуострове возникают греческие
колхозы "Эврика" в с. Клиновка, "Неа Зои" в с. Лозовое, "Неос Дромос" в с.
Краснолесье.
В 1930 г. в Крыму было 5 греческих сельских советов, в которых
делопроизводство велось на греческом языке. Распространялись выходившие в
Мариуполе газеты на греческом языке: "Комунистис" и "Коллективистис",
журналы "Пионерос" и "Махитис".
К концу 30-х годов национальная политика СССР круто меняется. Школы
национальных меньшинств, в том числе и греческие, закрываются.
Уничтожается ряд церквей, а священнослужители репрессируются вместе с
активистами религиозных общин.
По данным Всесоюзной переписи 1926 г. греческое население было
преобладающим в деревнях Аутка, Карачоль (с. Чернонополье Белогорского
района), Аппак-Джанкой (с. Васильковое Кировского района), Джантора (с.
Клиновка Симферопольского района), Камара, Карань, Скеля (на территории
Севастопольского горсовета).
Греки в селах занимались преимущественно огородничеством,
бахчеводством, табаководством, виноградарством, а также рыбным промыслом
и торговлей. Большинство греков трудилось в многонациональных хозяйствах,
где жили русские, татары, немцы.
По данным ЦСУ на 1 апреля 1930 г. в кустарной промышленности было
занято 435 греков, входивших в число членов артелей. Около 150 человек было
кустарями-одиночками. Кустари трудились в многонациональных коллективах
артелей, производя товары для обеспечения населения. Значительное
количество греков работало в промышленности и на транспорте.
В 1925-1926 учебном году в Крыму насчитывалось 25 греческих школ I
ступени с 56 учителями и 1500 учащимися. В городах и селах Крыма
открывались греческие клубы, избы-читальни, "красные уголки". Греки до
середины 30-х годов имели возможность изучения греческого языка, читали
газеты и журналы на родном языке, издававшиеся в Мариуполе.
В конце 30-х годов многие греки стали жертвами сталинских репрессий и
погибли в лагерях, не дожив до освобождения.
Источник: П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь:
Издательский Дом "АМЕНА", 1996.
Источник публикации:
П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь:
Издательский Дом "АМЕНА", 1996.
Депортация
Самой чудовищной из современных страниц истории Крыма стало
выселение с территории полуострова немцев, крымских татар, армян, болгар и
греков во время Великой Отечественной войны.
Весной и летом 1944 г. по постановлению Государственного Комитета
Обороны (ГКО) за подписью И. Сталина из Крыма было насильно вывезено
около 230 тысяч человек за "измену" Родине.
В 4 часа 18 мая 1944 г. войсками НКВД была начата операция по
выселению крымских татар, на ее проведение понадобилось 60 часов времени и
71 эшелон, до отказа набитый обезумевшими от горя и несправедливости
людьми.
В предательстве и пособничестве немецким оккупантам обвинили всех: и
стариков, и грудных детей, а печать изменников хотели поставить и на
родившихся после войны. По сведениям НКВД в мае 1944 года в Крыму
проживало 14300 греков, кроме них проживал 3531 человек, имеющих
греческое подданство. По указанию И. Сталина все они были включены в число
спецпереселенцев, как лица, имевшие на руках просроченные национальные
паспорта.
27 июня 1944 г. войска НКВД приступили ко второму спецпереселению.
Армян, болгар и греков выселяли одновременно. К местам поселения их везли в
одних и тех же эшелонах.
Началась невольная одиссея людей, вырванных с корнями из родных мест,
лишенных домашних очагов, имущества и чести. Подготовка операций по
выселению до последних моментов держалась в секрете. Группы солдат НКВД
во главе с офицерами на рассвете рассыпались по улицам городов и селений
Крыма. Недоумевающих людей подняли с постелей и, скороговоркой зачитав
постановление ГКО от 2 июня 1944 года за подписью И.Сталина, приказывали
собираться в дорогу. Время на сборы определял старший группы - он мог дать
и час, мог и сразу после составления описи имущества выставить семью за
дверь, опечатав ее.
Имущество, даже разрешенное к отправке, мог взять не каждый. Если
транспортные средства, поданные для перевозки людей к эшелонам,
находились далеко, то население физически могло взять на человека 10-15 кг
вещей и продуктов. У кого были на руках грудные и малые дети, больные и
немощные старики, - и того меньше. На руки спецпереселенцам были выданы
квитанции о принятом у них имуществе. При этом им цинично заявлялось, что
по прибытию на место поселения им выдадут новое имущество взамен
оставленного в Крыму. Среди выселяемых греков, болгар и армян были люди,
которые во второй раз в своей жизни теряли жилье и имущество. Многие из них
были беженцами из Малой Азии, в разное время нашедшими себе приют в
Крыму после резни, устроенной турками в русско-турецких войнах.
По официальным данным из Крыма было выслано 15040 советско-
подданных греков, которых направили в Башкирскую и Марийскую АССР,
Кемеровскую, Молотовскую, Свердловскую, Кировскую области РСФСР, а
также в Гурьевскую область Казахской ССР. Некоторая их часть и 3531
иностранноподданный грек были поселены в Ферганской области Узбекистана,
все в сельской местности. Часть крымских татар, армян, болгар и греков
оставалась на фронтах до самого конца войны. Однако, если после
демобилизации они возвращались к своим семьям, их тут же причисляли к
спецпереселенцам.
Семьи, прибывшие на спецпоселение, расселялись в заброшенных,
неотремонтированных помещениях и подвалах. В одну комнату селили по 3-4
семьи. Власти на местах, обязанные принять высланное население, не были
готовы к этому.
Спецпереселенцы оказались в тяжелейшем положении. Смена климата,
отсутствие медицинской помощи привели к массовым заболеваниям. К
примеру, попавшие в Узбекистан, страдали и умирали от малярии, к которой у
местных жителей выработался иммунитет. Крымчанам, привыкшим к чистой
питьевой воде, приходилось пить воду из оросительных арыков и каналов,
другой воды в сельской местности не было.
Греки, как и другие спецпереселенцы, были обязаны трудиться там, куда их
направляли местные власти по согласованию с органами НКВД. Они не имели
права отлучаться за пределы района расселения без разрешения коменданта.
Задержание за пределами района рассматривалось как побег и вело к уголовной
ответственности. Греков, пытавшихся самовольно оставить места
спецпоселения (причина не рассматривалась), сажали в тюрьмы и отправляли в
лагеря.
После снятия ограничений в правовом положении с греков, армян, болгар и
членов их семей, находящихся на спецпоселении, по Указу Президиума
Верховного Совета СССР от 27 марта 1956 г., спецпереселенцы обрели
некоторую свободу. Но этот же указ лишал их возможности получения назад
конфискованного имущества и права возвращения в Крым. Все эти годы греки
были лишены возможности изучения греческого языка. Обучение проходило в
школах на русском языке, что привело к утрате родного языка у молодежи.
Начиная с 1956 года, греки постепенно возвращаются в Крым. Те, кому
удалось полулегально прописаться, а это практически продолжалось до 1989
года, знают, с какими это сопровождалось трудностями и унижениями.
Большинство прибывших оказывалось на родной земле оторванными друг от
друга, и жили отдельными семьями по всему Крыму.
Постепенно возвращение греков из мест депортации, несмотря на
официальный запрет властей, приняло широкий характер. В городе Старый
Крым, селе Чернополье, пгт Зуя, поселках Пионерское и Лозовое, городе
Симферополе и его пригородах к 1980 году насчитывается до нескольких сотен
греческих семей.
В 1989 году по инициативе Крымского Фонда культуры создаются
национально-культурные общества Крыма. Движение за возвращение
депортированных народов в Крым, до этого стимулировавшееся движением
крымскотатарского народа, приобрело целенаправленный характер.
Инициаторами движения за возвращение депортированных из Крыма в июне
1944 г. выступили армянское и греческое национальные культурные общества.
После принятия Верховным Советом Крыма решения "О практических
мерах по организованному возвращению в Крым депортированных армян,
болгар, греков и немцев" Совету Министров Крыма было поручено разработать
программу восстановления законных прав этих народов. При комитете по
делам депортированных народов создается Управление по делам
депортированных армян, болгар, греков и немцев. С 1993 г. обе эти
организации входят в состав Государственного комитета по делам
национальностей.
В 1995 г. региональные культурно-просветительные греческие общества
образовали Федерацию греков Крыма с центром в г. Симферополе.
Источник публикации:
П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь:
Издательский Дом "АМЕНА", 1996.
ccssu.crimea.ua
Крымские греки Википедия
Греки являются одним из древнейших народов Крыма, хотя их современное количество в Крыму невелико. В античные времена в Тавриде сложилось два основные греческих сообщества, отличавшихся в культурном и языковом плане: Херсонес Таврический, основанный дорийцами, и Пантикапей, основанный выходцами из Ионии[1]. Постоянное соперничество между этими двумя городами, расположенных на противоположных окраинах полуострова, привело к вмешательству Римской империи в политику и экономику Тавриды. В современном Крыму частично сохраняется греческая топонимика, как древнейшая (Кореиз, Мисхор, Гаспра, Таврида), так и новая (Севастополь, Симферополь).
Античность
В ходе древнегреческой колонизации, затронувшей также и Северное Причерноморье, древние греки начали активно селиться в прибрежном Крыму. Пантикапей был основан в конце VII века до н. э. выходцами из Милета и располагался на месте современной Керчи. В эпоху расцвета он занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называемой сегодня Митридат. Другим важным древнегреческим центром Крыма стал Херсонес. Его основали дорийцы[1]. Вторжение готов ликвидировало Боспорское царство. После этого единственным античным полисом Северного причерноморья, который увидел средние века стал Херсонес.
Греки, как правило селились только в прибрежных районах Крыма, поэтому полуостров никогда нельзя было назвать греческим в полном смысле этого слова. Во внутренних регионах полуостровах сохранялись автохтонные культуры — тавры, скифы, сарматы, аланы, позднее готы. Соприкасаясь с греческой цивилизациeй, многие из них этих племён подверглись однако хотя бы частичной эллинизации[2].
Во времена классической античности торговые пути связали с греческим причерноморьем и населённые пункты северного склона Крымских гор. К примеру, в центре города Старый Крым, имевшего тесные связи с приморским Судаком и расположенного в 30 км от морского побережья, при земляных работах была выявлена античная керамика IV в. до н. э. — III в. н. э.[3] Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э. на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством существования более раннего античного города, а не только средневековой крепости, как это было принято считать до обнаружения[4].
Археологические раскопки Кишлавской котловины, расположенной в 16 км к северо-западу от г. Старый Крым показали что и эта долина был культурно освоена во времена классической античности или же, по крайней мере, имела с античной цивилизацией теснейшие торговые связи. Так, первые следы постоянных поселений в округе Кишлав (далее Курского) датируются периодом с III в. до н. э. по III в. н. э[5]. Здесь были найдены остатки форта, который располагался на вершине горы Бор-Кая, которая круто обрывается как с юга, так и с северо-запада. При этом территория самой крепости была отгорожен от древнего городища оборонительной стеной. На территории самого селища были обнаружены осколки греческих амфор. Цивилизаия, по-видимому, имела если не собственно греческий, то во всяком случае эллинистический характер, и тесно сообщалась с прибрежными районами посредством дорог. Внизу, по левому берегу реки Мокрый Индол, проходила дорога на Судак. Укрепости также имелась визуальная связь с ещё одним подобным укреплением, расположенным на горе Яман-Таш, что в 6,5 км к юго-западу. Кроме того, под самым обрывом, на левом берегу реки Индол был обнаружен могильник античной эпохи.
Средние века
Заморье — греческая территория в Крыму около 1265 года
В средние века греки населяли небольшой эксклав Византийской империи Херсонес, а после её дезинтеграции в 1204 году сохранялись как государствообразующий этнос до конца XV века в православном княжестве Феодоро. Именно греками в Крыму распространялось православие. Также благодаря грекам на Южном Берегу Крыма появились многие средиземноморские сельхозкультуры: виноград, гранат, инжир, маслина, розмарин и др. После османского завоевания (1475) крымские греки подверглись постепенной тюркизации, но сохранили православие. Крымские греки, по наблюдениям этнографов, также сыграли ведущую роль в этногенезе южнобережных и горских татар[6]. Несмотря на усиление ислама в регионе, греческие общины, как тюркоязычные, так и грекоязычные[7], продолжали существовать в некоторых регионах Крыма, в том числе в Бахчисарае[1]. Греческая речь, наряду с татарской, сохранялась только в деревне Стиля (Готская епархия).
Новое время
В 1770-х годах несколько десятков тысяч греков были переселены А. В. Суворовым в окрестности Мариуполя по указу Екатерины. Вместе с ними 22 тысяч армян переселилось в Азовскую губернию. При выселении из Крыма в Северное Приазовье часть христиан, в том числе и греков, не желая покидать родные места, приняла ислам и со временем вошла в состав крымско-татарского этноса. По свидетельству В. Х. Кондараки (1873), южнобережные татары долгое время поддерживали в своих обычаях пережитки христианства, а также сохраняли историческую память о насильственной исламизации турками своих греческих предков[2]. В 1783 году Крым перешёл к России. Армяне, как и греки, начали возвращаться в Крым. В начале XX века иммиграция османских греков в Крым происходит из Понта и различных областей Османской империи. Согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские греки, вместе с рядом других крымских народностей, были депортированы в Пермскую область и Поволжье и Казахстан[8]. Количество депортированных греков составило 14 тыс. человек[9].
Динамика численности
Примечания
wikiredia.ru
Крымские греки — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Греки являются одним из древнейших народов Крыма, хотя их современное количество в Крыму невелико. В античные времена в Тавриде сложилось два основные греческих сообщества, отличавшихся в культурном и языковом плане: Херсонес Таврический, основанный дорийцами, и Пантикапей, основанный выходцами из Ионии[1]. Постоянное соперничество между этими двумя городами, расположенных на противоположных окраинах полуострова, привело к вмешательству Римской империи в политику и экономику Тавриды.
Античность
В ходе древнегреческой колонизации, затронувшей также и Северное Причерноморье, древние греки начали активно селиться в прибрежном Крыму. Пантикапей был основан в конце VII века до н. э. выходцами из Милета и располагался на месте современной Керчи. В эпоху расцвета он занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называемой сегодня Митридат. Другим важным древнегреческим центром Крыма стал Херсонес. Его основали дорийцы[1]. Вторжение готов ликвидировало Боспорское царство. После этого единственным античным полисом Северного причерноморья, который увидел средние века стал Херсонес.
Греки, как правило селились только в прибрежных районах Крыма, поэтому полуостров никогда нельзя было назвать греческим в полном смысле этого слова. Во внутренних регионах полуостровах сохранялись автохонные культуры — тавры, скифы, сарматы, аланы, позднее готы. Соприкасаясь с греческой цивилизациeй, многие из них этих племён подверглись частичной эллинизации[2].
Средние века
В средние века греки населяли небольшой эксклав Византийской империи Херсонес, а после её дезинтеграции в 1204 году сохранялись как государствообразующий этнос до конца ХV века в православном княжестве Феодоро. Именно греками в Крыму распространялось православие. Также благодаря грекам на Южном Берегу Крыма появились многие средиземноморские сельхозкультуры: виноград, гранат, инжир, маслина, розмарин и др. После османского завоевания крымские греки подверглись постепенной тюркизации, но сохранили православие. Несмотря на усиление ислама в регионе, греческие общины, как тюркоязычные так и грекоязычные[3], продолжали существовать в некоторых регионах Крыма, в том числе в Бахчисарае[1]. Греческая речь, наряду с татарской, сохранялась только в деревне Стиля (Готская епархия).
Новое время
В 1770-х годах несколько десятков тысяч греков были переселены А. В. Суворовым в окрестности Мариуполя по указу Екатерины. Вместе с ними 22 тысяч армян переселилось в Азовскую губернию. При выселении из Крыма в Северное Приазовье часть христиан, в том числе и греков, не желая покидать родные места, приняла ислам и со временем вошла в состав крымско-татарского этноса. По свидетельству В. Х. Кондараки (1873) южнобережные татары долгое время поддерживали в своих обычаях пережитки христианства, а также сохраняли историческую память о насильственной исламизации турками своих греческих предков[2]. В 1783 году Крым перешёл к России. Армяне, как и греки, начали возвращаться в Крым. В начале XX века иммиграция османских греков в Крым происходит из Понта и различных областей Османской империи. Согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские греки, вместе с рядом других крымских народностей, были депортированы в Пермскую область и Поволжье и Казахстан[4]. Количество депортированных греков составило 14 тыс. человек[5].
Динамика численности
2001 год, перепись: 2 795 чел. (0,14 %)
2014 год, перепись: 2 646 чел. (0,14 %)
Напишите отзыв о статье "Крымские греки"
Примечания
Напишите отзыв о статье "Крымские греки"
Примечания
Отрывок, характеризующий Крымские греки
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции. Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон. Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками. Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта. Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.
Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
wiki-org.ru
Греческие города-государства в Крыму — МегаЛекции
Пантикалей ханкай (греч. Παντικάπαιον) основанный на месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э., в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня — Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса. Весь город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую. В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба — сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати — скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны такие из них, как Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно знаменитый Царский.История Пантикапея как города началась в конце VII века до н. э., когда на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов-государств (полисов) составивших в 40-х гг. VI в. до н. э. военную конфедерацию. Целью межполисного союза было противостояние коренному населению — скифам. Пантикапей являлся наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым. На это указывает тот факт, что уже с конца 40-х гг. VI в. до н. э. Пантикапей чеканил свою серебряную монету, а с последней трети 70-х гг. IV в. до н. э. — и золотую.Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Древнее название города было Каффа, упоминаемое во время императора Диоклетиана (284—305).С 355 года до н. э. Каффа предположительно входила в состав Боспорского царства. Согласно некоторым оценкам, античная Каффа была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства с населением 6−8 тысяч человек. Экономический расцвет был причиной начала войны между Феодосией и Боспором. В 380 году до н. э. войска царя Левкона I присоединили Феодосию к Боспорскому царству. В составе античного Боспора Феодосия была самым крупным торговым портом Северного Причерноморья. Отсюда отправлялись торговые суда с зерном. Укрепленный центр Феодосии — акрополь — размещался на Карантинном холме. Город был разрушен гуннами в IV веке н. э.Херсонес Таврический, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).
10.Общественно-политическая жизнь и государственное устройство Херсонеса.Государственное уст-воОсновную массу свободного населения Херсонеса составляли греки, при этом греки-доряне. На это указывают эпиграфические памятники, которые, вплоть до первых веков нашей эры, были написаны на дорическом диалекте. Характерными особенностями последнего является употребление: α вместо у, например в словах δάμος—δ-^ιος, βουλά,—βοολή, Χερσόνασος вместо Χερσόνησος и др.Но, наряду с греками, в Херсонесе жили , тавры и скифы. Скифские имена встречаются на амфорных ручках и в эпиграфических памятниках (ΙΡΕ I 2, 343). Один из херсонесских послов в Дельфах, получивших там проксению, имеет отчество Σκοθα;. То же самое лицо, повидимому, названо и в акте о продаже земли (ΙΡΕ I2, 403). Таким образом, некоторые лица из туземного населения не только жили в Херсонесе, но и пользовались в нем гражданскими правами. Было ли это исключением или, наоборот, массовым явлением, сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что Херсонес был тесно связан с местным населением, а не стоял изолированно от него.Господствующий класс в Херсонесе составляли рабовладельцы: землевладельцы, хозяева мастерских, торговцы, а также мелкие крестьяне и ремесленники. Угнетенным и эксплоатирз'е-мым классом были рабы, происходившие из туземного населения; «Рабовладельцы и рабы — первое крупное деление на классы». 1 Кроме того, в зависимости от Херсонеса находилось скифское население, жившее на принадлежавшей Херсонесу территории. Восстание скифов под руководством Савмака является убедительным свидетельством того, что скифы эксплоатировались греками.В рассматриваемый период в Херсонесе была демократическая республика. Формы государственных органов и общий характер государственного устройства Херсонеса имеют много общего с государственным устройством Гераклеи и ее метрополии — Мегар. 1 Главным источником для изучения государственного устройства Херсонеса являются эпиграфические памятники — надписи на мраморных плитах. Ценными документами являются надписи, изданные от имени государства: почетные декреты, проксении, договоры, акты и др. Один из важнейших памятников Херсонеса — присяга, относящаяся к концу IV — началу III в. до н. э. (IPE I2, 401). До сих пор было принято считать, что присяга представляет клятву, которую принимали достигшие совершеннолетия юноши — эфебы, получавшие после этого права гражданства, что в присяге перечислены все те обязанности, которые должен был соблюдать каждый гражданин. 2 Акад. С. А. Жебелев 3 считает, что присягу должны были принести все граждане государства после того, как была ликвидирована попытка свергнуть демократию. Это новое понимание текста присяги дает нам возможность узнать о классовой борьбе, происходившей в Херсемесе в довольно ранний период, что делает присягу еще более ценным памятником.Политическая жизньНесмотря на то что государственный строй Херсонеса именовался "демократия", ведущая роль в политической жизни города постепенно переходит в руки представителей наиболее зажиточной части населения. Участие в государственном управлении не оплачивалось и потому практически было недоступно для тех, кто жил только за счет результатов своего труда. Как следует из почетных декретов и посвятительных надписей Херсонеса, фактическая власть в государстве постепенно переходит нескольким семьям, и херсонесская демократия, как и в Ольвии, становится демократией лишь для небольшого круга состоятельных граждан. Политическая жизнь в античном городе всегда была тесно связана с религиозной. В архитектурном убранстве города выделялись храмы. К сожалению, в результате последующих перестроек и перепланировок городской территории все древние храмы были разрушены и не сохранились. Однако из почетных надписей нам известно, что в городе стояло несколько храмов. Главной святыней Херсонеса с IV веке до н. э. стало святилище Девы с храмом и статуей этого божества. Вообще религиозная жизнь города этого времени была богата и разнообразна. Во главе официального пантеона, судя по присяге граждан, стояли Зевс, Гея, Ге-лиос и Дева. Помимо храма в городе неподалеку от Херсонеса, на мысе Феолент или на Маячном полуострове, располагался еще один храм Девы. В этом храме, по древнейшим греческим преданиям, жрицей была Ифигения - дочь руководителя Троянского похода греков Агамемнона, принесенная им в жертву. Храм Деве был и в самом Херсонесе.
11.Боспорское царство. Государственное устройство и социально-экономическая жизнь. Восстание СавмакаБоспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в. Известно от греко-римских историков. После середины VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы, а к началу второй четверти VI века до н. э. осваивают значительную часть побережья, за исключением южного берега Крыма.Первой колонией в этом районе было, основанное во второй половине VII века до нашей эры, Таганрогское поселение, расположенное в районе современногоТаганрога.Скорее всего, колонии основывались как апойкии — независимые полисы (свободные гражданские коллективы). Греческие колонии были основаны в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива), где постоянное местное население отсутствовало. Постоянное население наличествовало в Крымских горах, где жили племенатавров, в степях периодически кочевали скифы, вокруг реки Кубани жили полукочевые меоты и земледельцы синды. Первое время колонии не испытывали давления со стороны варваров, население их было весьма немногочисленным, а оборонительные стены у поселений отсутствовали. Около середины VI в. до н. э. зафиксированы пожары на некоторых небольших памятниках, в том числе на Мирмекии, Порфмии и Торике, после чего на первых двух из них возникают небольшие укреплённые акрополи. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. В настоящее время появилось мнение, что первоначально ему удалось объединить вокруг себя только близлежащие малые города, а на другой стороне пролива центром стала основанная в 3-ей четв. VI в. до н. э. Фанагория. Около 510 г. до н. э. в Пантикапее был построен храм Аполлона ионического ордера. Видимо, от имени священного союза городов, возникшего вокруг храма, выпускалась монета с легендой «ΑΠΟΛ». Был ли этот союз равен политическому, как он был организован, кто в него входил — неизвестно. Существует гипотеза, связывающая выпуск этих монет с Фанагорией.
Социально-экономическая жизньНаселение крупных территорий Боспорского царства находилось на разных ступенях социально-экономического развития и общественных отношений. Здесь царил рабовладельческий способ производства, в связи с чем общество делилось на свободных и подневольных людей. К господствующей верхушки принадлежали царская семья и ее окружение, чиновники центрального и местного аппаратов власти, судовладельцы, работорговцы, владельцы земельных участков, ремесленных мастерских, состоятельные купцы, представители родоплеменной и военной знати, жрецы. Владельцами и распорядителями земли были боспорские правители и крупные землевладельцы. Существовало государственная и частная собственность на землю.В Боспорском государстве жили свободные граждане среднего достатка, которые не имели рабов, иностранцы, а также свободные крестьяне-общинники (Пелата). Последние были основными плательщиками натуральных налогов за право пользования землей и преимущественно несли бремя повинностей в пользу государства и местной аристократии. К тому же крестьяне обязаны были участвовать в ополчении во время нападения кочевых племен на Боспорское царство.низкий ступень социальной лестницы традиционно занимали рабы, делились на частных и государственных. Работа государственных рабов в основном использовалась на строительстве общественных зданий, оборонительных сооружений. В племенных организациях рабство было домашним, патриархальным. Местные аристократы широко использовали труд рабов в земледельческих хозяйствах, где в основном выращивался хлеб на продажу.
Государственное устройство По историческим типом Боспорское царство было рабовладельческим государством, как и города-государства, вошедшие в его состав. По форме правления это был один из разновидностей деспотической монархии. С начала образования Боспорское царство было аристократической республикой, во главе которой от 483 г. до н.э. стоял род Архенактидив. С середины V в. (438 г. до н.э.) власть перешла к династии Спартокидов, правившей здесь в течение трех веков. Спартокидах долго титуловали себя архонтами Боспора и Феодосии, а царями назывались по вассальных варварских народов. Уже с III ст. до н.э. двойных титул исчезает, правители пойменовують себя царями (боспорские цари сохранили за собой титул архонтов в I в. до н.э. лишь относительно Пантикапея).
Города-государства, которые вошли в состав Боспорского царства, имели определенную автономию, собственные органы самоуправления (народные собрания, советы городов, выборные должности). Но уже на грани новой эры боспорские цари становятся единоличными правителями, обладателями, которые называют себя «царями царей" (с присоединением к государству новых племен титула главы государства - царь - присоединялась их этническое название). В I-III ст. н.э. в Боспоре усилилась тенденция к централизации власти, сопровождалось формированием сложной государственно-бюрократической структуры с царской администрацией во главе.
Савмака восстаниеВосстание скифов в Боспорском государстве в 107 до н. э. Вспыхнуло в Пантикапее во время переговоров с Диофантом о передаче власти боспорским царём Перисадом V понтийскому царю МитридатуVI Евпатору (См. Митридат VI Евпатор). Перисад был убит Савмаком, а Диофант спасся бегством вХерсонес. Восставшие овладели всей европейской частью Боспора. В С. в. участвовало скифское население,состоявшее из зависимых крестьян, ремесленников, рабов. С. в. воспрепятствовало осуществлениюполитической сделки, с помощью которой рабовладельческая верхушка Боспора, стремясь найти выход изострого кризиса и сохранить своё классовое господство, пыталась установить режим твёрдой власти, передавеё в руки Митридата VI. Вождь повстанцев Савмак стал правителем Боспора. Строй, установившийся впериод правления Савмака, продолжавшегося около года, неизвестен. После длительной подготовкиМитридат VI направил в Синопу большую карательную экспедицию Диофанта. В Крыму в неё были включеныхерсонесские отряды. Войска Диофанта взяли Феодосию, прошли Керченский полуостров и захватилиПантикапей. С. в. было подавлено, Савмак пленён, а Боспорское государство перешло под властьМитридата VI.
megalektsii.ru
Греки в Крыму — Крымология
В Крыму у греков сформировался своеобразный язык, уникальный комплекс материальной и духовной культуры, который имеет прямые аналогии в культурах других народов Крыма, но в значительной степени отличается от других этнографических групп греческого этноса. Поэтому многие ученые считают потомков крымских христиан особой этнической общностью, родина которой - Крым.
История
Греческая колонизация Крымского полуострова началась в VI в. до н.э. с созданием Боспорского государства и Херсонесской республики. Основу же этнической общности современных греков Крыма составил Греческий батальон, принимавший участие в Крымской войне, а затем оставленный Потемкиным для охраны крымского побережья от Севастополя до Феодосии. Эти греки были поселены в Балаклаве и близлежащих деревнях и вошли в этнографическую историю Крыма как "балаклавские греки", или "арнауты"[1].
В годы первой мировой войны, спасаясь от резни и геноцида, развязанного фанатиками-мусульманами в Турции, греки, столетиями проживавшие в городе Трапезунде и Карской губернии, бежали на Кавказ, откуда 12-13 тыс. человек перебрались в Крым. По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы. Многие греки были неграмотны.
Основными занятиями греков было огородничество, бахчеводство, табаководство, виноградарство. Занимались они рыбным промыслом, торговлей.
Греки, как и все жители Крыма, пострадали от голода и эпидемий в 1921- 1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5% населения полуострова). Жили греки во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи, Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские жители составляли около половины всего греческого населения Крыма. Жили они компактно или малыми группами в полном согласии с представителями многих других этносов, населявших Крым.
По всему Крыму были созданы сельсоветы по национальному признаку. В 1930 г. на полуострове было 8 греческих сельсоветов. Уже в начале 30-х годов греческого населения, как и других народов Крыма, коснулись репрессии, стали ущемляться их права. Многие греки были осуждены и погибли в сталинских лагерях.
Депортация 1944 года коснулась и греческого населения Крыма. Около 14 тыс. греков были выселены из Крыма, несмотря на то, что среди них были партизаны, подпольщики, фронтовики.
В 1956 г. с греков было снято позорное клеймо "предателей", гражданские права частично восстановлены. Многие из сосланных вернулись и проживают сейчас в Крыму.
Балаклавские греки
Одним из древнейших народов Крыма являются греки, сумевшие удержаться при всех переворотах.
Формирование и развитие этого этноса в Крыму продолжается на протяжении около 2,5 тысячелетий. Греки селились на полуострове в разные временные периоды.
В конце XVIII века греческое население полуострова пополнили новые поселенцы. Это были жители островов Архипелага, принявшие участие в Русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России.
После заключения Кучук-Кайнарджийского мира Россия приобрела в Крыму крепости Керчь и Еникале. В них были поселены греки, которых стали называть неправильно - "албанцы". За ними закрепилось и другое название - "арнауты". Из этих греков был сформирован пехотный полк, позднее переведенный в Балаклаву. Теперь он стал называться Балаклавским батальоном, а сами греки - балаклавскими. Князь Потемкин поручил им охрану береговой полосы - от Севастополя до Феодосии. В 1797 г. император Павел I указом повелел вооружить их по греческому обряду и обмундировать цветом красным и зеленым "по их обычаю". Солдаты батальона были одеты в красные рубахи, зеленые куртки, украшенные шитьем золоченой нитью, на головах красовались красные островерхие шапки, каждый из них был вооружен шашкой и ружьем. Поселились они в Балаклаве и деревнях Кадыкой, Камаре, Карани, Лака, Керменчике, Аутке, Алсу.
В свободное от службы время балаклавские греки занимались мирными занятиями: сельским хозяйством, торговлей, рыболовством, а с 1859 года, после упразднения батальона, они становятся для них главными. Балаклавские греки разбрелись по всем городам Крыма, где они открывали лавки, гостиницы, кофейни. Другая их часть занималась хлебопашеством, табаководством, виноградарством, виноделием, огородничеством. Степь за Балаклавой была распахана плугом, здесь простирались поля, на которых колосились пшеница, просо, кукуруза. Таких полей больше нигде не было на Южном берегу Крыма. Продолжая традиции античных и византийских греков, "арнауты" выращивали виноград и изготавливали из него вино. Каждый грек имел хотя бы крошечный виноградник в горах. После сбора винограда его давили ногами в специальных чанах. Это делалось в горах под открытым небом, вино помещали в бочки, где оно стояло не менее месяца, после чего разливали в бутылки. Такое вино сами греки называли "бешеным", т.к. оно делало их буйными, заставляло танцевать, плакать, смеяться, рассказывать небылицы.
Но главными занятиями балаклавских греков были рыболовство и торговля рыбой. Рыбаки прекрасно ориентировались в море, им помогали в этом Полярная звезда, колокольня монастыря Св. Георгия, Форосский маяк. У каждого имелись и свои ориентиры; ими могли быть крупные прибрежные камни, одинокие деревья на горах, звезды. Поговоркой старых опытных рыбаков стало выражение: "Я сплю, а знаю, что она (рыба) в Керчи думает". Балаклавские греки ловили рыбу во всякое время года, но наиболее плодотворный лов начинался осенью. Тогда они облачались в огромные, до бедер, сапоги из конской кожи, непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны. Сетями, сделанными из ниток, ловили макрель (скумбрию), кефаль, хамсу, морских бычков, камбалу, барабулю.
После Рождества балаклавские греки-рыбаки снаряжали лодки на громадных белуг, которых они называли волками, потому, что лов этой рыбы напоминал охоту на хищного зверя и иногда заканчивался для рыбаков трагически. Для ловли этой рыбы при сильном холодном ветре выходили вглубь зимнего моря на 10-15 верст от берега и бросали крючья в воду. Кефаль заготавливали впрок, солили, коптили, сушили. Сушеная икра считалась лакомым блюдом, но поскольку добывалось ее немного, продавался этот деликатес по очень высоким ценам. Скумбрию солили, выдерживали в рассоле год, после чего она не уступала по вкусу голландской сельди. Маленькую рыбку барабульку, или султанку, искусно мариновали. В это время счастливыми чувствовали себя жены рыбаков, хотя нелегкий труд по переработке рыбы выпадал на их долю.
Между всеми греками Крыма укоренились восточные обычаи, суть которых заключалась в ведении женщинами замкнутого и целомудренного образа жизни. Все свое время они уделяли ведению домашнего хозяйства. Единственное место вне дома, где посторонний человек мог их увидеть, был фонтан, куда они приходили за водой и вели там длинные беседы. Путешественники, описывая балаклавских гречанок, не скупились на эпитеты. Они находили их очень красивыми, сравнивали их облик с изображением Богородицы на старинных византийских иконах. Этих женщин можно было увидеть сидящими за прялками перед дверями своих домов в теплую погоду, и тогда очарованные путешественники могли услышать приветливое КАЛИ ИМЕРА (добрый день) от милых гречанок. В конце XVII - начале XIX века одежда балаклавских гречанок была красочной и колоритной. Они одевались, как и мужчины, по своему обычаю в одежду красного и зеленого цвета: зеленое платье, кафтан, полосатые шаровары, красные остроносые туфли, белый полотенчатый головной убор. Однако уже к концу XIX века они стали носить одежду европейского покроя, чаще черного цвета. Жили "арнауты" в невысоких каменных, крытых черепицей домах. В Балаклаве эти дома были раскинуты по скату горы амфитеатром, образуя несколько кривых коротких переулков. А в деревнях, в которых проживали балаклавские греки, можно было увидеть чистенькие домики с плоскими кровлями, на подоконниках за вышитыми занавесками были видны горшки с геранью. Перед такими домиками всегда были разбиты небольшие цветники и росло несколько деревьев - черешня, абрикос, персик...
Численность и районы проживания
По переписи 1989 г., в Крыму насчитывалось 2684 грека, а на 1994 г., по данным ЦСУ Крыма - около 4000 человек. Наиболее компактно греки проживают в Симферополе, Ялте, Керчи, а также в районах: Симферопольском (селах Пионерское, Доброе, Заречное, Лозовое) и Белогорском (пгт. Зуя и с. Чернополье). Надо отметить, что греки, депортированные из Крыма, пополняются и людьми из других регионов (например, в Нижнегорском и Советском районах проживают греки, прибывшие в 90-е гг. с Кавказа, что было вызвано политической нестабильностью в данном регионе).
В ноябре 1992 г. зарегистрировано Крымское республиканское культурно- просветительное общество греков, объединяющее городские и региональные общества. Ведется работа в различных направлениях: восстановление памятников и церквей (в Ялте, Балаклаве, Зуе и с. Чернополье уже есть действующие), изучение языка и культуры в воскресных школах, выпуск греческих программ на Крымском телевидении и радио и т.д.
По разработанному прогнозу до 2000 г. в Крым должно приехать 20,6 тыс. греков, или 6438 семей. Уже поступило около 1,5 тысяч заявлений от семей, проживающих в Узбекистане, Украине, Казахстане и Российской Федерации. В Симферопольском (села Пионерское и Клиновка), Белогорском (пгт. Зуя), Судакском (пгт. Коктебель) и других районах выделена земля и начато строительство.
Греческое население Крыма в 20-30-е гг. ХХ века
Образование Крымской АССР в 1921 г. привело к стабилизации политической и экономической жизни на полуострове. Греки Крыма приняли активное участие в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, пришедших в упадок за годы гражданской войны.
В 1921 г. в Крыму проживало 23 868 греков, они составляли 3,3% от всего населения республики. При этом 65% греков жило в городах. Грамотных греков было 47,2% от общего числа. По всему Крыму в местах компактного проживания греков были открыты школы семилетки, а в Керчи средняя школа. С началом организации колхозов на полуострове возникают греческие колхозы "Эврика" в с. Клиновка, "Неа Зои" в с. Лозовое, "Неос Дромос" в с. Краснолесье.
В 1930 г. в Крыму было 5 греческих сельских советов, в которых делопроизводство велось на греческом языке. Распространялись выходившие в Мариуполе газеты на греческом языке: "Комунистис" и "Коллективистис", журналы "Пионерос" и "Махитис". К концу 30-х годов национальная политика СССР круто меняется. Школы национальных меньшинств, в том числе и греческие, закрываются. Уничтожается ряд церквей, а священнослужители репрессируются вместе с активистами религиозных общин.
По данным Всесоюзной переписи 1926 г. греческое население было преобладающим в деревнях Аутка, Карачоль (с. Чернонополье Белогорского района), Аппак-Джанкой (с. Васильковое Кировского района), Джантора (с. Клиновка Симферопольского района), Камара, Карань, Скеля (на территории Севастопольского горсовета).
Греки в селах занимались преимущественно огородничеством, бахчеводством, табаководством, виноградарством, а также рыбным промыслом и торговлей. Большинство греков трудилось в многонациональных хозяйствах, где жили русские, татары, немцы.
По данным ЦСУ на 1 апреля 1930 г. в кустарной промышленности было занято 435 греков, входивших в число членов артелей. Около 150 человек было кустарями-одиночками. Кустари трудились в многонациональных коллективах артелей, производя товары для обеспечения населения. Значительное количество греков работало в промышленности и на транспорте.
В 1925-1926 учебном году в Крыму насчитывалось 25 греческих школ I ступени с 56 учителями и 1500 учащимися. В городах и селах Крыма открывались греческие клубы, избы-читальни, "красные уголки". Греки до середины 30-х годов имели возможность изучения греческого языка, читали газеты и журналы на родном языке, издававшиеся в Мариуполе.
В конце 30-х годов многие греки стали жертвами сталинских репрессий и погибли в лагерях, не дожив до освобождения.[2]
Греческое общество села Чернополье
Греческая церковь в селе Чернополье[3]Чернопольская греческая община смогла сохранить традиционную культуру, которая вмешает в себя веру, праздники, обряды, обычаи, фольклор, костюм, кухню. Хотя на протяжении около двух веков, греки жили вместе с другими нациями (народами), но смогли остаться греками. Нация имеет свои истоки, свою историческую родину и этот разрыв с ней усиливает самосохранение[4].
Греки пережили запрет на язык, на улице нельзя даже было поздороваться по-гречески; на протяжении 12-ти лет (1944 – 1956 гг. депортация).
С давних времен главной в греческом доме была женщина – хранительница домашнего очага, она содержала весь дом в чистоте, заботилась о здоровой ауре в доме, рожала и растила детей, любила мужа, уважала свекровь, свекра, братьев и сестер мужа. Девочку в семье воспитывали так, чтобы к замужеству она могла выполнять всю домашнюю работу: готовить, шить, вязать, перерабатывать шерсть и ткать. Девушку учили к тому, что вся ее жизнь, после замужества, будет проходить в доме мужа, она должна так себя вести, чтобы все члены семьи мужа приняли ее с уважением.
См. также
Греческий легион императора Николая I
Примечания
Примечания и ссылки на источники
↑ [Сетевой ресурс: www.ccssu.crimea.ua/crimea/etno/ethnos/greki/index.htm Таврический Национальный Университет им. Вернадского]