Почему география древняя наука. География одна из древнейших наук человечества. Вот уже почти 5000 лет занимается она описанием стран, морей и океанов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос: Почему география считается одной из самых древних наук? Почему география древняя наука


Урок географии "Что такое география?"

География 5 класс

Тема урока: Что такое география.

Цель урока: формирование представлений о географии как науки, раскрыть значение географических знаний для человека, отличие современной географии от географии древности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

географии;

Метапредметные

Регулятивные - умеют работать с текстом, выделять в нем главное; составлять схемы наук о природе

Познавательные - сравнивать и обобщать, строить логическое рассуждение направленное на выведение определения предмета изучения географии;

Коммуникативные - могут самостоятельно организовать учебное взаимодействие в

группе, определять общие цели.

Личностные

Обучающиеся соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами;

Умеют выделять нравственный аспект поведения.

Решаемые учебные проблемы - Почему географию называют древней наукой?

Основные понятия, изучаемые на уроке – география, наука, Эратосфен, современная география. Средства обучения: Физическая карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: урок образования понятий.

Ход урока.

1.Организационный момент

Проверяю готовность рабочего места к уроку, насколько комфортно чувствуют себя ученики. Приветствую класс.

2. Актуализация знаний

Просматриваем фрагмент из видеоролика «Живая Земля

(http://video.yandex.ru/users/fil7848/view/55_)

Мы живем на удивительной, красивой планете - Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы. Внутри него находятся самые высокие горы, самые глубокие океаны, проходят воздушные трассы самолетов, залегают самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Как удается этому хрупкому миру противостоять разрушительным ударам окружающим его глубинных и космических стихий, сохранятся на протяжении многих миллионов лет? Как поддерживается строгая дисциплина в этом многосложном переплетении? На этот и многие другие вопросы отвечает современная наука, которую мы начинаем изучать более подробно - география.

3. Целеполагание.

Почему же географию мы называем древней наукой?

Вспомните, что вы знаете о науках изучающих Землю?

(Учащиеся рассказывают о науках, изучающих Землю - астрономия, физика, химия, биология и т. д. )

Итак, слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции

По-гречески «Ге»- Земля, «графо»- пишу (Слайд 2)

. Книгу с таким названием написал в III веке до н.э. ученый Эратосфен из города Кирена. Эратосфен описал природу стран Средиземноморья, отсюда и название книги - «География» (Слайд 3)

Как вы объясните тот факт, что, давая название новой науке, отец географии Эратосфен на­звал ее география, а не ойкуменография, как называли греки населяемую ими сушу ?

(Эратосфен расширил предмет новой науки, включив в него не только известные и населенные зем­ли, но и еще не открытые, еще не известные)

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Кто же привозил сведения о новых странах и народах?( мореплаватели)

Что было необходимо древнему мореплавателю, чтобы благополучно доплыть до места назначения?

Прежде всего, моряк должен был знать об очертаниях бе­регов, о мелях или коварных рифах, преобладающих ветрах, погоде (когда штиль, когда шторм, как спасаться от него и т. д.). И обязательно — о людях, живу­щих на далеких берегах. Как они относятся к чужакам? Какие у них обычаи и верования? Как они одеваются и в каких домах живут? А для купцов самое главное — что можно купить или обменять у заморских жителей, и по каким ценам, а какие товары они сами хотят купить. Это значит, что очень важна бы­ла информация — описание моря и суши, природы, хозяйства и жителей разных стран.

Постепенно между странами налаживался взаимовыгодный обмен — например, оливковое масло из Греции меняли на пшеницу из Скифии (северное побережье Черного моря). Постепенно возникали территориальное разделение труда и организованные потоки товаров меж­ду странами — развивалась международная торговля. И сейчас мы можем видеть, как во многих странах мира, в том числе в России, едят бананы из Эквадора, пьют кофе из Бразилии, чай из Индии. Сотрудничать друг с другом — это всегда гораздо полезнее, чем конфликтовать: вместе мы, жители Земли, можем сделать нашу жизнь намного лучше.

Что же стало главным двигателем расширения географического кругозора ?

(Торговля)

Много накопилось знаний о природе, населении и его хозяйстве и возникла необходимость разделить науку на физическую и экономическую. (Слайд 4)

Человек живет на планете. А что это значит?(Слайд 4-12)

Использует ее богатства : добывает полезные ископаемые, строит города, прокладывает дороги, перегораживает реки плотинами, вспахивает поля, собирает урожай и т.д. А нравится ли это нашей планете? Поэтому необходимо знать законы, по которым живет и развивается природа, как связаны между собой все ее составные части как сделать, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу.

Таким образом, ГЕОГРАФИЯ наука, о природе, населении и хозяйстве нашей планеты, о законах, по которым она живет и развивается.

Ребята, так зачем же нам география? (Слайд 13)

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет дать география? Что для всех нас важно?

  • Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

  • Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.

  • По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?

  • Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

  • В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?

  • Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

  • В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса — все о разных странах и регионах.

4.Рефлексия (Слайд14)

Продолжить предложение

1.Я знаю, что …..

2.Я могу …

5. Домашнее задание: & 1

Составьте схему наук о природе.

infourok.ru

География одна из древнейших наук человечества. Вот уже почти 5000 лет занимается она описанием стран, морей и океанов - Документ

Занимательная география

География - одна из древнейших наук человечества. Вот уже почти 5000

лет занимается она описанием стран, морей и океанов.

Большинство из вас, безусловно, помнит ученого-географа Жака Паганеля

- одного из героев популярного романа Жюля Верна "Дети капитана Гран-

та". Еще более ста лет назад он выражал глубокую озабоченность будущим

географии, тем, что на Земле вскоре уже нечего будет открывать. И,

действительно, не утратила ли ныне древняя наука о Земле своего былого

предназначения, не исчерпала ли своих возможностей, не превратилась ли

в "извозчичью науку", которая была так неугодна мадам Простаковой из

фонвизинского "Недоросля"? Нет! Ошибочная эта мысль, друзья! Только на

первый взгляд может показаться, что география уже выполнила свою вели-

кую историческую миссию и не имеет перспектив развития, что она поте-

ряла присущую ей когда-то романтику поисков и открытий. В действитель-

ности же развитие науки также бесконечно, как и бесконечны возможности

познания природы.

Казалось бы, что можно открыть еще на Земле в наше время? Хоть времена

открытия "Америк" давно минули, все же слова известной песни о том,

что на Земле уже нет "белых пятен", преждевременны.

Посмотрите на карту: все ли вы знаете об Антарктиде, исследование ко-

торой вот уже несколько десятков лет проводятся учеными ряда стран?

Более ста походов общей протяженностью свыше 100000 км осуществили по

ее заснеженным просторам только лишь ученые бывшего Советского Союза.

Издан первый в мире двухтомный "Атлас Антарктики", где внутри вчераш-

них "белых пятен" нанесено более тысячи новых географических названий.

И все же неразгаданного и до сих пор достаточно. А ведь не раскрыв

секретов шестого континента, мы не разгадаем тайн изменения климата и

погоды планеты. К тому же 90% пресной воды, дефицит которой уже ощуща-

ется в различных регионах, сосредоточено именно здесь. Значительный

вклад в раскрытие тайн Антарктиды принадлежит исследователям из СНГ.

Немало таинственного скрывают тропические леса Южной Америки, пустыни

Австралии, замкнутые горные области второго по площади на Земле остро-

ва Новая Гвинея, лесистые районы полуострова Малакка и другие. Что го-

ворить, если казалось бы в давно исхоженной вдоль и поперек, плотно

заселенной Европе, в которой мы с вами живем, еще до сих пор разыски-

вают какого-то доисторического дракона, обитающего будто бы в шотланд-

ском озере Лох-Несс, в джунглях Конго в Африке выслеживают другое за-

гадочное существо - бронтозавра Мокеле-Мбембе, а в высокогорных облас-

тях Центральной Азии, и даже на лесистом севере Европы, ищут таинс-

твенного "снежного человека".

Настоящей же терра-инкогнита является дно океанов и морей, которые за-

нимают большую часть поверхности Земли. Сделано тут уже немало - отк-

рыты подводные хребты, равнины, впадины и разломы земной коры, по ко-

торым выходят вещества верхней мантии, выявлены разнообразные полезные

ископаемые. Однако знаем мы о Мировом океане примерно столько же,

сколько знали о недрах суши в начале XX столетия. Например неизвестно,

почему мощность земной коры под материками почти в пять раз больше,

чем под океанами. Почему в ее состав под континентами входит гранитный

слой, а под океанами его нет? Как образовался гранит? А как возникли

океаны? Кто и когда их "посолил"? Как рождаются в тропической зоне ги-

гантские водяные вихри диаметром в сотни километров? Как образуются

железомарганцевые конкреции, которые устилают большие участки дна Ми-

рового океана? Неизвестно также, почему с продвижением Гольфстрима на

север масса его воды увеличивается втрое, почему опресненные воды кру-

гообразного Антарктического течения выявлены далеко к северу от шесто-

го континента. А чем, наконец, объясняется, неровность поверхности Ми-

рового океана? Как видим, неразгаданного здесь еще достаточно. Недаром

говорят, что проблема океана - это океан проблем.

Немного известно о глубинных слоях планеты. И это понятно: ведь про-

никнуть в глубь Земли - дело нелегкое. Поэтому о состоянии, составе и

свойствах мантии, а тем более ядра земного шара, пока можно только до-

гадываться. Неизвестно, также, почему Земля состоит из оболочек разной

плотности. Какой гигантский "сепаратор" сумел так распределить ког-

да-то однородные вещества земного шара? В чем причина "неусидчивости"

земных магнитных полюсов?

Вот уже почти 200 лет ученые исследуют дрейф материков. Можно ли ут-

верждать, что здесь все ясно? Пока нет. На сегодняшний день выдвинуто

две гипотезы.

Согласно первой - материки и океаны покоятся на огромных мощных ба-

зальтовых плитах, которые плавают на расплавленной и вязкой мантии

Земли подобно ледяным торосам. Сталкиваясь, они и образуют на стыках

горные хребты, что порождает вулканические явления и землетрясения.

Когда же плиты расходятся, образуются большие прогибы, расширяются ак-

ватории океанов и морей, передвигаются материки.

Сторонники этой гипотезы объясняют движение базальтовых плит действием

внутренних сил, притяжением Солнца и Луны, а также центробежными сила-

ми, возникающими при обращении земного шара вокруг своей оси. Поэтому,

утверждают они, вместе с плитами в западном направлении и от полюсов к

экватору перемещаются и континенты. Америка, например, постепенно от-

делилась от Европы и Африки и сместилась на запад. Так образовался Ат-

лантический океан. Подобным же образом сформировались и другие матери-

ки.

Следует сказать, что гипотеза о движении материков не нова. Ее выдви-

нул еще в 1912 г. немецкий географ Альфред Лотар Вегенер. Ныне она по-

лучила новое подтверждение, т. к. на основании последних измерений,

проведенных при помощи спутников и лазерных лучей, ученые установили,

что Европа и Северная Америка удаляются друг от друга со скоростью 2,1

см в год, а Австралия и Южная Америка сближаются ежегодно на 8 см, в

то время как расстояние между Африкой и Южной Америкой увеличивается

на 2 см.

Впрочем, сам факт передвижения материков, на наш взгляд, отнюдь не пе-

речеркивает вторую гипотезу.

Согласно второй - происходит постепенное расширение суши, как резуль-

тат действия какого-то мощного глубинного механизма восходящего движе-

ния подкорового вещества, подвергающегося радиоактивному разогреванию.

Поднимаясь из земных недр через многочисленные разломы, оно наращивает

материки и расширяет ложе океанов.

Примером активности земных недр являются выявленные на дне Красного

моря выходы вещества мантии в виде кипящих металлических рассолов.

Именно процесс перемещения глубинных масс в Земле и является главным

"архитектором" рельефа нашей планеты с его впадинами и разломами - так

называемыми "рифтами", которые подчас простираются на дне океанов на

тысячи километров. Сторонники гипотезы опираются на выводы последних

исследований о том, что ложе океана слагается сравнительно молодыми

горными породами в возрасте 150-180 млн.лет, тогда как возраст планеты

насчитывает миллиарды лет.

Возможно, подтверждением этой гипотезы служит открытие ученых, сделан-

ное в 1988 г. Океанологи американского научно-исследовательского суд-

на, "ощупывая" при помощи специального акустического прибора для съем-

ки подводного рельефа дно восточной части Тихого океана, обнаружили

там неизвестный ранее лавовый поток площадью 250 кв. км и толщиной от

50 до 70 м. Исследования показали, что лава эта излилась из земных

недр в 60-х годах. Так как действующих вулканов здесь нет, ученые сде-

лали вывод, что лава излилась из трещин, порожденных ничем иным, как

растяжением дна океана.

Но все же проблема происхождения и геологического развития Земли еще

не решена окончательно. Не установлено, почему примерно две трети по-

верхности земного шара занято водой, почему большая часть суши разме-

щена в северном полушарии, почему в разные эпохи лед то сковывал ог-

ромные просторы материков, то отступал и там расцветала роскошная,

иногда даже тропическая растительность, и наоборот. Не выяснена причи-

на таинственного исчезновения с лица Земли гигантских животных - дино-

завров, мамонтов, хищных морских и летающих ящеров, как, впрочем, не

раскрыто и множество других ее тайн. Что говорить, прав бельгийский

ученый Б.Эйвельманс, утверждающий, что бесчисленное количество вопро-

сительных знаков щедро и повсюду поставила нам природа. Пытливый ум

человека старается найти на них убедительные научно обоснованные отве-

ты.

Вместе с тем, сфера интересов географии постепенно выходит за пределы

одной лишь Земли, со временем географы совместно с учеными других спе-

циальностей будут исследовать соседние планеты - изучать, описывать,

составлять географические карты их поверхности. Уже изготовлена карта

нашего естественного спутника - Луны, а в СНГ создана первая в мире ее

модель. На Луне уже не раз побывали люди, и длительное время проводил

исследования советский луноход.

Кстати, плюс-минус два сантиметра - с такой поразительной точностью

позволяет теперь измерить расстояние от Земли до Луны новый лазерный

телескоп, установленный на станции слежения за искусственными спутни-

ками Земли в Ветцеле (Бавария в Германии). Для измерения используются

металлические рефлекторы, оставленные на поверхности Луны американски-

ми астронавтами. Уникальный прибор улавливает отраженный от рефлектора

лазерный луч, посылаемый в сторону Луны.

Космические аппараты из разных стран неоднократно достигали Марса и

Венеры. Были получены ценные сведения, уникальные снимки из космоса,

благодаря которым уже создается карта Венеры.

Космическая съемка имеет огромное значение и для познания нашего обще-

го дома - планеты Земля. Ведь изучая Землю, картографы затрачивали це-

лые столетия для того, чтобы нанести на карту материки, моря и страны,

различные географические объекты. Теперь это можно сделать за считан-

ное количество околоземных витков космических аппаратов. Всего за 10

минут космический корабль может сфотографировать до 1 млн. кв. км зем-

ной поверхности, в то время как из самолета такую площадь снимают за 4

года, а геологам и топографам потребовалось бы для этого приблизитель-

но 80 лет.

С помощью космической съемки, например, удалось стереть "белые пятна"

в районах Памира и Тянь-Шаня. При этом составлена не только подробная

карта этих труднодоступных районов, но и обнаружены ранее неизвестные

места, пригодные для пастбищ и строительства туристических баз. Косми-

ческая съемка помогла также выполнить карты Чукотки, Новой Земли, Ку-

рильских островов и пустынь Средней Азии.

А в 1981 г. американская станция "Галилей", используя специальные фо-

топриборы получила еще одно изображение наиболее труднодоступных об-

ластей Ледового материка, что дало возможность по-новому судить о его

просторах, еще не посещавшихся людьми.

В 1987 г., находясь в космосе на станции "Мир", космонавты Юрий Рома-

ненко, Александр Лавейкин и Александр Александров провели съемки зна-

чительной части Антарктиды. Все это помогло в создании подробной карты

этого материка в масштабе 1:200000 (2 км в см). Другими методами такие

карты, да еще и в таком масштабе, просто не сделать. К тому же, благо-

даря современному сообщению о погодных явлениях по системе спутников

"Метеор", только для стран СНГ экономятся ежегодно огромные средства.

Ведь всего два действующих спутника "Метеор" собирают и передают о

состоянии атмосферы Земли такое количество информации, какое способны

собрать 1100 наземных станций планеты, более чем за полгода. Это дает

возможность точнее и надежнее прогнозировать погоду.

Зародившись еще в Советском Союзе, сейчас успешно развивается в стра-

нах СНГ новое научное направление - космическое землеведение. Новейшая

фототехника дает возможность видеть из космоса не только мельчайшие

особенности земной поверхности, дороги и населенные пункты, но и от-

дельные здания, мелиоративные сооружения, состояния сельскохозяйствен-

ных угодий, лесные массивы, пораженные болезнями и вредителями, осо-

бенности растительного и почвенного покровов, состояние водоемов,

морские и океанические течения, результаты воздействия человека на ок-

ружающую среду. Можно увидеть также и детали рельефа морского дна, его

геологическое строение, скопление косяков рыбы, места загрязненных

вод, выявить на суше особенности геологических структур и связанные с

ними месторождения полезных ископаемых. И все это обходится значитель-

но дешевле съемки с самолетов, экономятся огромные средства. Таким об-

разом многие направления развития науки о Земле теперь тесно связаны с

космическими исследованиями.

К сожалению, труднейшее перестроечное время, когда писалась эта книга,

внесло в многие стороны жизни народов 1/6 части земного шара свои от-

рицательные коррективы. Речь идет о последствиях распада бывшего СССР

на отдельные суверенные государства. Конечно же само по себе это явля-

ется выдающимся историческим событием. Но при этом, к сожалению, почти

полностью нарушились созданные веками экономические связи между вновь

образованными независимыми государствами. Это не могло не отразиться и

на космонавтике, которая в условиях экономической разрухи и больших

финансовых затруднений почти лишилась государственных субсидий. Навис-

ла опасность резкого сокращения программ космических исследований и

даже их свертывания: ведь запуск только одного искусственного спутника

Земли требует огромных материальных затрат, не говоря уже о полетах

экипажей на космических кораблях. Думается все же, что до этого не

дойдет ввиду несомненных преимуществ, которые она дает. Большое значе-

ние при этом имеет сотрудничество США и СНГ в космических исследовани-

ях.

Но вернемся непосредственно к географии. Что говорить: если еще срав-

нительно недавно мог существовать этакий распространенный тип географа

вроде жюльверновского Паганеля - своего рода ходячей географической

энциклопедии, то сегодня в науке произошли коренные изменения. Навсег-

да ушли в прошлое времена одиночек-энциклопедистов, подобных, напри-

мер, великому М. В. Ломоносову, внесшему большой вклад во многие науки

(история, география, философия, физика, химия, астрономия и др.). До-

бавим, что он был еще прекрасным поэтом и художником. Этот первый рос-

сийский академик вполне заслужил славы "первого российского универси-

тета".

Но в наше время настолько расширились и углубились знания по геогра-

фии, равно как и по другим наукам, что уже просто физически невозможно

одному, даже самому гениальному ученому, овладеть всей их суммой. Сов-

ременные ученые стали узкими специалистами и в своих исследованиях,

как правило, работают творческими бригадами. Наиболее выдающиеся науч-

ные достижения последних лет - плод коллективного труда.

Да и сама география уже отнюдь не прежняя, по преимуществу описатель-

ная наука, где главным объектом исследования были неведомые тогда зем-

ли и страны. Ушли безвозвратно времена, так называемой, "романтичес-

кой" географии. Человек исходил, изъездил, проплыл почти всю нашу, как

выяснилось, не очень большую планету и к тому же теперь постоянно ос-

матривает ее из космоса. Поэтому современная география как бы пережи-

вает свое новое рождение. Место прежней описательности в ней прочно

заняла, если можно так сказать, конструктивность и прогнозированность,

т. к. развитие производства и глубокие социально-экономические преоб-

разования в мире заставили ученых кардинально пересмотреть свои взгля-

ды на саму суть этой науки, ее цели, задачи, методы исследовательских

работ.

Перед нашей наукой стоят теперь новые задачи: познать взаимодействие

природы и человеческой деятельности. Ныне география изучает природу с

целью ее сохранения в процессе хозяйственного использования, что осо-

бенно важно в период научно-технической революции.

Высокий уровень индустриализации, рост городов и технизация жизни в

наиболее развитых государствах земного шара определяют особенно слож-

ные отношения с природой. Образно говоря, если раньше географы откры-

вали для людей землю, на которой мы с вами живем, то сейчас перед ни-

ми, равно как перед другими учеными, заданием номер один является

спасти нашу планету от неразумного использования ее богатств, т.е. не-

рационального природопользования в условиях небывало возросшей нагруз-

ки на природу. Если, например, геология, биология, гидрология, океано-

логия и другие естественные науки изучают лишь отдельные компоненты

природы нашей планеты, то география изучает все проблемы Земли в це-

лом. Она сейчас прежде всего занимается охраной природной среды, то

есть экологическим здоровьем нашей планеты, проблемой взаимодействия

общества и природы. Экология - новое первостепенное землеведческое

направление науки. В переводе с греческого "экос" - дом, "логос" - на-

ука, то есть наука о доме, каким является для всего человечества наша

Земля. Природа жестоко мстит человеку за непродуманные скоропалитель-

ные решения. Современная география это целая система географических

наук. Она подобна огромному дереву с большим количеством ветвей, каж-

дая из которых является самостоятельной отпочковавшейся наукой, как,

например, землеведение, геофизика, геохимия, геоморфология, сейсмоло-

гия, океанология, гидрология, лимнология (озероведение), география

растений, география животных, историческая география, история геогра-

фических открытий, этнография, география населения, страноведение,

экономическая география, топои картография, топонимика и др. При этом

многие географические науки стыкуются с другими основными науками и

довольно трудно провести границы современной географии.

Усилия многих географов в наше время направлены на изучение экологи-

ческих проблем. К сожалению, в своей многовековой, не всегда продуман-

ной, хозяйственной деятельности человечество нанесло огромный, зачас-

тую невосполнимый, ущерб природе нашей сравнительно небольшой планеты,

и во многом это отрицательное воздействие из года в год продолжает

расти. Все больше и больше выпускается в атмосферу Земли вредоносных

химических веществ, вызывающих кислотные дожди. Отравляются воды океа-

нов и морей. Многие реки превращаются в сточные канавы. Гибнет много

озер.

Резко отрицательно сказывается бесконтрольное истребление лесных мас-

сивов, этих "зеленых легких" планеты, и их неповторимого животного ми-

ра. И темпы этого глобального браконьерства нарастают.

Тающий на глазах, защищающий нас от солнечной радиации озоновый слой в

атмосфере планеты, уничтожение десятков тысяч видов растений и живот-

ных является, увы, лишь частично результатом технического прогресса и

демографического взрыва в ХХ столетии.

Конечно же не избежала этой печальной участи и природа независимых го-

сударств, образовавшихся в результате распада бывшего СССР, о чем с

тревогой говорят ученые, писатели, общественные деятели. Нельзя уже

потреблять воду ни из одной из большинства когда-то чистых рек, а так-

же многочисленных озер. На краю гибели находится жемчужина Средней

Азии Аральское море-озеро, из-за перебора воды из двух единственно пи-

тавших его рек - Амударьи и Сырдарьи - на орошение непродуманно расши-

ренных хлопковых плантаций. Теперь лишь периодами ограниченное коли-

чество их воды доходит до Арала. В результате море потеряло свыше 640

куб. км воды, т. е. более половины запасов ее, и уровень воды в нем

упал на 14 м, а площадь зеркала сократилась более чем на 1/3. Оголив-

шееся же дно (3 млн. гектаров) превратилось в безводную рукотворную

пустыню, получившую название Арал-Кум. Солями, осевшими на ее дне,

ветры засоливают миллионы гектаров плодородных земель центральной

Азии, расположенных в сотнях и даже тысячах километров от Арала. Все

это самым отрицательным образом сказывается на климате всего огромного

ареала. Усыхание моря стало причиной гибели всего живого на сотни ки-

лометров вокруг и массового ухода населения. Ведь приморские в недале-

ком прошлом портовые города и поселки Аральск, Муйнакс, Казалинск и

другие оказались в пустыне. На одного городского жителя здесь прихо-

дится одно ведро некачественной питьевой воды в сутки.

В результате экологической катастрофы в этом районе более 100 из тыся-

чи родившихся детей не доживают до одного года. Гибель Арала продолжа-

ется...

Огромная, еще невиданная, экологическая катастрофа разразилась на сты-

ке Украины, России и Белоруссии. Как вы понимаете, речь идет об аварии

на Чернобыльской атомной электростанции в Киевской области Украины,

захватившей своим поражающим действием, по самым скромным подсчетам,

судьбы более 5 млн. человек. На экологической карте Украины появилось

трагическое темное пятно 30-километровой зоны ЧАЭС. Когда-то это была

живописная и плодородная местность. А ныне это 2712 кв. км сельскохо-

зяйственных угодий и лесных массивов, на много лет исключенных из се-

вооборота. А в общей сложности, в результате радиоактивного загрязне-

ния только на Украине пострадали 86 районов, 12 областей и 2311 насе-

ленных пунктов, где проживает около 2,6 млн. человек. Заражено радио-

нуклидами свыше 7 млн. гектаров земли, в том числе 3 млн. гектаров

лесных массивов.

На ликвидацию печальных последствий аварии потребуется много времени и

средств. К сожалению, в России, Украине, Прибалтике, Польше, Болгарии

и других странах Восточной Европы насчитывается до 20 реакторов типа

Чернобыльского, не исключающих возможности новых гигантских катастроф.

Смертельная опасность дамокловым мечом висит над жизнью сотен миллио-

нов людей. А чтобы закрыть эти станции, требуется время и огромные де-

нежные затраты.

Мы привели лишь два наиболее кричащих примера преступно-халатного от-

gigabaza.ru

Почему география считается одной из самых древних наук?...

География (в переводе с греческого - “землеописание”) - наука, зародившаяся на заре развития человеческой цивилизации. Ее истоки уходят в глубь веков гораздо дальше, чем, например, у физики, химии, биологии, геологии и многих других наук. Но на разных этапах долгого исторического пути содержание и цели географии не оставались неизменными. Вот почему мы говорим, что география - наука древняя и одновременно молодая: ныне она решает совсем другие задачи, чем в прошлом. В течение многих веков это была описательно-познавательная наука, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. География столетиями накапливала факты; ее главная задача состояла в том, чтобы шаг за шагом воссоздать картину поверхности земного шара, т. е. нанести на карту и описать берега материков и островов, горы, реки, озера и т. д. Долгое время география представляла собой своего рода энциклопедический свод самых разнообразных сведений и давала ответ на вопросы “где? ” и “что? ” - т. е. указывала местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Строго говоря, она еще не была наукой в полном смысле слова, ибо наука должна отвечать на вопросы “как? ” и “почему? ”. Настоящая наука объясняет факты, формулирует законы, обладает своей теорией . Только к концу прошлого века география смогла опереться на основные законы физики, химии и биологии, чтобы приступить к изучению сложных закономерностей, какие действуют в тесном переплетении природных явлений земной поверхности. Что же касается экономической географии, то подлинно научный характер она начала приобретать лишь взяв на вооружение законы классической политической экономии. Таким образом, только в течение последнего столетия география начала превращаться из описательной (“собирательной”) дисциплины в науку теоретическую ; в сущности, она стала возрождаться и приобретать новое содержание. Современная география - это сложная разветвленная система, или “семья” наук - естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) , связанных общим происхождением и общими целями. Одна из важнейших задач современной географии - изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете

Оцени ответ

zadachki.net

Появление науки о Земле — урок. География, 5 класс.

Первые географические представления сложились у первобытных людей. Древние охотники и собиратели оставляли будущим поколениям рисунки на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Так были заложены начальные основы географических знаний.

 

  

География (с греческого geo — Земля, grapho — пишу, описание) — одна из самых древних наук. Первоначально география имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы с помощью учёных, которые сопровождали их в путешествиях, составляли описания новых земель и народов.

Eratosthenes.png

 

Эратосфен Киренский (около \(276\)–\(194\) гг. до н. э.) — древнегреческий математик, астроном, географ, филолог и поэт. Эратосфена называют «отцом географии» за его заслуги в развитии географических идей, а также за то, что ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Эратосфен написал труд «География», который состоит из 3-х книг. В первой книге автор дал обзор истории географии, во второй изложены основы географической науки, в третьей представлено описание известной в то время суши.

В эпоху Великих географических открытий — в течение \(15\)–\(17\) веков — география была королевой наук. Монархи и богатые купцы щедро финансировали далёкие путешествия в надежде получить несметные сокровища. За два века на карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель.

 

География в то время давала ответы на вопросы «Что?» и «Где расположено?», указывая месторасположение различных объектов на поверхности Земли. Однако неоткрытыми даже в \(18\) веке оставались Австралия, Арктика, Антарктида, многие внутренние районы материков.

 

 

Со временем география начала превращаться из описательной науки в дисциплину, отвечающую на вопрос «Почему?». Её главной задачей стало изучение законов, по которым живёт и развивается планета Земля. Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Источники:

Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. — М.: Просвещение, 2013. — 159 с.

https://ru.wikipedia.org

http://www.gribilge.com

www.yaklass.ru

Почему география считается одной из самых древних наук?

География (в переводе с греческого - “землеописание”) - наука, зародившаяся на заре развития человеческой цивилизации. Ее истоки уходят в глубь веков гораздо дальше, чем, например, у физики, химии, биологии, геологии и многих других наук. Но на разных этапах долгого исторического пути содержание и цели географии не оставались неизменными. Вот почему мы говорим, что география - наука древняя и одновременно молодая: ныне она решает совсем другие задачи, чем в прошлом. В течение многих веков это была описательно-познавательная наука, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. География столетиями накапливала факты; ее главная задача состояла в том, чтобы шаг за шагом воссоздать картину поверхности земного шара, т. е. нанести на карту и описать берега материков и островов, горы, реки, озера и т. д. Долгое время география представляла собой своего рода энциклопедический свод самых разнообразных сведений и давала ответ на вопросы “где? ” и “что? ” - т. е. указывала местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Строго говоря, она еще не была наукой в полном смысле слова, ибо наука должна отвечать на вопросы “как? ” и “почему? ”. Настоящая наука объясняет факты, формулирует законы, обладает своей теорией . Только к концу прошлого века география смогла опереться на основные законы физики, химии и биологии, чтобы приступить к изучению сложных закономерностей, какие действуют в тесном переплетении природных явлений земной поверхности. Что же касается экономической географии, то подлинно научный характер она начала приобретать лишь взяв на вооружение законы классической политической экономии. Таким образом, только в течение последнего столетия география начала превращаться из описательной (“собирательной”) дисциплины в науку теоретическую ; в сущности, она стала возрождаться и приобретать новое содержание. Современная география - это сложная разветвленная система, или “семья” наук - естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) , связанных общим происхождением и общими целями. Одна из важнейших задач современной географии - изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете

shpora.org

Почему география считается одной из самых древних наук?

География (в переводе с греческого - “землеописание”) - наука, зародившаяся на заре развития человеческой цивилизации. Ее истоки уходят в глубь веков гораздо дальше, чем, например, у физики, химии, биологии, геологии и многих других наук. Но на разных этапах долгого исторического пути содержание и цели географии не оставались неизменными. Вот почему мы говорим, что география - наука древняя и одновременно молодая: ныне она решает совсем другие задачи, чем в прошлом. В течение многих веков это была описательно-познавательная наука, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. География столетиями накапливала факты; ее главная задача состояла в том, чтобы шаг за шагом воссоздать картину поверхности земного шара, т. е. нанести на карту и описать берега материков и островов, горы, реки, озера и т. д. Долгое время география представляла собой своего рода энциклопедический свод самых разнообразных сведений и давала ответ на вопросы “где? ” и “что? ” - т. е. указывала местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Строго говоря, она еще не была наукой в полном смысле слова, ибо наука должна отвечать на вопросы “как? ” и “почему? ”. Настоящая наука объясняет факты, формулирует законы, обладает своей теорией . Только к концу прошлого века география смогла опереться на основные законы физики, химии и биологии, чтобы приступить к изучению сложных закономерностей, какие действуют в тесном переплетении природных явлений земной поверхности. Что же касается экономической географии, то подлинно научный характер она начала приобретать лишь взяв на вооружение законы классической политической экономии. Таким образом, только в течение последнего столетия география начала превращаться из описательной (“собирательной”) дисциплины в науку теоретическую ; в сущности, она стала возрождаться и приобретать новое содержание. Современная география - это сложная разветвленная система, или “семья” наук - естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) , связанных общим происхождением и общими целями. Одна из важнейших задач современной географии - изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете

otvetytut.com

Почему география считается одной из самых древних наук?

Почему география считается одной из самых древних наук?

Ответы:

Потому что люди нечего и не видели. И что бы составить свои пути они рисовали карты. Поэтому я думаю что так.

География (в переводе с греческого - “землеописание”) - наука, зародившаяся на заре развития человеческой цивилизации. Ее истоки уходят в глубь веков гораздо дальше, чем, например, у физики, химии, биологии, геологии и многих других наук. Но на разных этапах долгого исторического пути содержание и цели географии не оставались неизменными. Вот почему мы говорим, что география - наука древняя и одновременно молодая: ныне она решает совсем другие задачи, чем в прошлом. В течение многих веков это была описательно-познавательная наука, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. География столетиями накапливала факты; ее главная задача состояла в том, чтобы шаг за шагом воссоздать картину поверхности земного шара, т. е. нанести на карту и описать берега материков и островов, горы, реки, озера и т. д. Долгое время география представляла собой своего рода энциклопедический свод самых разнообразных сведений и давала ответ на вопросы “где? ” и “что? ” - т. е. указывала местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Строго говоря, она еще не была наукой в полном смысле слова, ибо наука должна отвечать на вопросы “как? ” и “почему? ”. Настоящая наука объясняет факты, формулирует законы, обладает своей теорией . Только к концу прошлого века география смогла опереться на основные законы физики, химии и биологии, чтобы приступить к изучению сложных закономерностей, какие действуют в тесном переплетении природных явлений земной поверхности. Что же касается экономической географии, то подлинно научный характер она начала приобретать лишь взяв на вооружение законы классической политической экономии. Таким образом, только в течение последнего столетия география начала превращаться из описательной (“собирательной”) дисциплины в науку теоретическую ; в сущности, она стала возрождаться и приобретать новое содержание. Современная география - это сложная разветвленная система, или “семья” наук - естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) , связанных общим происхождением и общими целями. Одна из важнейших задач современной географии - изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете

cwetochki.ru