Древние рисунки. Древние рисунки на стенах пещер: какую историю они рассказывают
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Найден самый древний наскальный рисунок (ФОТО). Древние рисунки


Какой рисунок самый древний? - Mydiscoveries.ru

  • История
    • Быт и жизненный уклад
    • Войны
    • Изобретения
    • Личности
    • События
  • Мифы
  • Моя планета
    • Общество, культура, традиции
    • Удивительные места
    • Флора и фауна
    • Явления
  • Наука
    • Археология
    • Естественные науки
    • Космос
    • Технологии
  • Рекорды
  • В мире
    • Животные
    • Люди
    • Новости
    • Открытия

Поиск

Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
  • История
    • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

      Уинстон Черчилль хотел построить авианосец изо… льда

      Самые необычные способы казни

      Откуда взялась Баба Яга?

      История выражения «последнее китайское предупреждение»

  • Мифы
    • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

      Правда, что мухомор убивает мух?

      Правда ли, что носороги топчут огонь?

      «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

      Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

  • Моя планета
    • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

      Почему в Японии синие, а не зеленые сигналы светофора?

      Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?

      video

      Снежное цунами, которого на самом деле нет

      Еще несколько фотодоказательств того, что кошки — это жидкость

  • Наука
    • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

      Почему одних людей комары кусают больше, чем других?

      Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?

      Кольцо Эйнштейна — красивое следствие теории относительности

      Можно ли сфотографировать строение атома?

  • Рекорды
    • Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

      Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

      Самый большой комар в мире

      Самый большой самолет в мире

      Самые старые солнцезащитные очки в мире

  • В мире

mydiscoveries.ru

Топ 10 древних наскальных рисунков.

По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров – пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.

drevniye-naskalnye-risunki

Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей – тесаные росписи, их выбивали в камне с помощью специального резца.

Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.

Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.

Древние наскальные рисунки.

Пещера Магура (Magura Cave), Болгария

Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них — около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры – наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.

peshhera-magura

Пещера Куэва-де-лас-Манос (Cueva de las Manos), Аргентина

Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского – «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта – города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.

kueva-de-las-manos-1

kueva-de-las-manos-2

Скальные жилища Бхимбетка (Bhimbetka), Индия

Чарующая Индия предлагает туристам не только прелести восточных дворцов и обворожительных танцев. На севере центральной Индии есть огромные горные образования из обветрившегося песчаника со множеством пещер. В естественных укрытиях жили некогда древние люди. Около 500 жилищ со следами обитания человека сохранились в штате Мадхья-Прадеш. Индийцы нарекли скальные жилища именем Бхимбетка (от имени героя эпоса «Махабхараты»). Художества древних датированы здесь эпохой мезолита. Некоторые картины незначительны, а некоторые из сотен изображений очень типичные и яркие. 15 наскальных шедевров доступны для созерцания желающих. Главным образом, здесь изображены узорные орнаменты и сцены битв.

bkhimbetka-1

bkhimbetka-2

Национальный парк Серра-да-Капивара (Serra da Capivara), Бразилия

В национальном парке Серра-да-Капивара находят приют и редкие животные, и маститые ученые. А 50 тысяч лет назад здесь, в пещерах, нашли кров наши далекие предки. Предположительно, это древнейшая общность гоминидов в Южной Америке. Парк расположен поблизости от города Сан Раймондо Нонато, в центральной части штата Пиауи. Эксперты насчитали здесь более 300 археологических памятников. Основные сохранившиеся изображения датируются 25-22 тысячелетием до рождества Христова. Самое удивительное то, что на скалах нарисованы вымершие медведи и прочая палеофауна.

serra-da-kapivara-1

serra-da-kapivara-2

Пещерный комплекс Лаас-Гааль (Laas Gaal), Сомалиленд

От Сомали в Африке недавно отделилась республика Сомалиленд. Археологов в данной местности интересует пещерный комплекс Лаас-Гааль. Здесь представлены наскальные росписи времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. На гранитных стенах величественных природных укрытий изображены сцены жизни и быта кочевого народа Африки: процесс выпаса скота, церемонии, игры с собаками. Местное население значения рисункам предков не придает, а пещеры использует, как и встарь, для убежища во время дождя. Многие из этюдов не изучены должным образом. В частности, возникают проблемы с хронологической привязкой шедевров арабско-эфиопской древней наскальной росписи.

laas-gaal-1

laas-gaal-2

Наскальные изображения Тадрарт-Акакус (Tadrart Acacus), Ливия

Недалеко от Сомали, в Ливии, также имеются наскальные росписи. Они гораздо более ранние, и датируются, чуть ли не 12-м тысячелетием до нашей эры. Последние из них нанесены уже после рождества Христова, в первом веке. Занимательно наблюдать, следуя за рисунками, как в этой области Сахары менялась фауна и флора. Сначала мы видим слонов, носорогов и фауну, характерную для довольно влажного климата. Также интересна четко прослеживаемая смена стилей жизни населения – от охоты до оседлого скотоводства, затем до кочевничества. Чтобы добраться до Тадрарт-Акакус, нужно пересечь пустыню к востоку от города Гат.

tadrart-acacus-1

tadrart-acacus-2

Пещера Шове (Chauvet Cave), Франция

В 1994 году на прогулке, случайно, Жан-Мари Шове открыл ставшую позже знаменитой пещеру. Ее назвали в честь спелеолога. В пещере Шове, кроме следов жизнедеятельности древних людей, были обнаружены сотни замечательных фресок. Самые удивительные и красивые из них изображают мамонтов. В 1995 году пещера стала государственным памятником, а в 1997 году здесь было введено 24-часовое наблюдение во избежание порчи великолепного наследия. Сегодня, чтобы бросить взгляд на бесподобное наскальное творчество кроманьонцев, нужно получать специальный допуск. Кроме мамонтов, полюбоваться есть на что, здесь на стенах есть и отпечатки рук, и пальцев представителей Ориньякской культуры (34-32 тыс. лет до н.э.)

peshhera-shove-1

peshhera-shove-2

Национальный парк Какаду, Австралия

На самом деле, к знаменитым попугаям Какаду название австралийского национального парка не имеет отношения. Просто европейцы неправильно произносили название племени Gaagudju. Эта народность сейчас вымерла, и некому поправить несведущих. В парке проживают аборигены, не менявшие уклад жизни со времен каменного века. В течение тысяч лет коренные австралийцы занимались наскальными росписями. Картины здесь рисовали уже 40 тысяч лет назад. Помимо религиозных сцен и охоты, здесь набросаны стилизованные рассказы в рисунках о полезных навыках (обучающие) и о волшебстве (развлекательные). Из животных изображены вымершие сумчатые тигры, сомы, баррамунди. Все чудеса плато Арнем-Ленд, Колпиньяк и южных холмов локализуются в 171 км от города Дарвин.

kakadu-paintings-1

kakadu-paintings-2

Пещера Альтамира (Altamira Cave), Испания

Оказывается, первые гомо сапиенсы добрались до Испании в 35 тысячелетии до Рождества Христова, это был ранний палеолит. Они и оставили диковинные наскальные росписи в пещере Альтамира. Художественные артефакты на стенах огромной пещеры датируются и 18-м и 13-м тысячелетием. В последний период интересны полихромные фигуры, своеобразное сочетание гравюры и живописи, приобретение реалистичных деталей. Знаменитые бизоны, олени и лошади, а точнее, их прекрасные изображения на стенах Альтамира частенько попадают в учебники для учащихся средних классов. Пещера Альтамира находится в регионе Кантабрии.

peshera-altamira

Пещера Ласко (Lascaux), Франция

Ласко – не просто пещера, а целый комплекс маленьких и больших пещерных залов, расположенных на юге Франции. Недалеко от пещер стоит легендарная деревенька Монтиньяк. Картины на стенах пещеры нарисованы 17 тысяч лет назад. И до сих пор они поражают удивительными формами, сродни современному искусству граффити. Ученые особенно ценят зал Быков и дворцовый зал Кошек. Что там оставили доисторические творцы, несложно догадаться. В 1998 году наскальные шедевры чуть было не уничтожила плесень, возникшая из-за неправильно смонтированной системы кондиционирования. И в 2008 году Ласко закрыли, чтобы сохранить более 2000 уникальных рисунков.

peshhera-lasko-1

peshhera-lasko-2

Источник - http://phototravelguide.ru/top10/drevniye-naskalnye-risunki/

tani-y.livejournal.com

Древние рисунки

Добрый день, мой друг. Сегодня я расскажу тебе о том, где, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены самые древние рисунки диких зверей, нарисованные на потолках и стенах покинутых подземных жилищ цветной глиной.

Только не подумай, пожалуйста, будто человек впервые потянулся к глине, чтобы вылепить из нее глиняный горшок или обмазать жидкой глиной свою жалкую хижину, сплетенную из прутьев.

Люди открыли чудесный клад природы – глину еще в ту древнюю пору, когда жили в каменных пещерах и не умели делать глиняные горшки, зато создавали самые древние рисунки.

Первое знакомство человека с природной глиной произошло много тысяч лет назад. Но мы узнали об этом сравнительно недавно, когда была разгадана тайна пещеры Альтамира, что находится на юге Испании.

Каменная пещера АльтамираДревние рисунки

Те, кто первыми проникли в эту каменную пещеру, увидели на ее стенах и потолках удивительную роспись, где были изображены картинки древних рисунков.

Это были картины охоты на диких зверей, где огромный кабан показывал в ярости свои длинные острые клыки. На его лохматом загривке вздыбилась густая щетина. А совсем рядом мчалась испуганная лань, спасаясь от быстрой стрелы древнего охотника. Вот-вот она окажется в глубокой пропасти!

Всех зверей нарисовал замечательный мастер, ведь они еще казались живыми. И, хотя установлено, что наскальные рисунки древних людей в пещере были сделаны двадцать тысяч лет назад, они отлично сохранились до наших дней.Эти цветные изображения животных были написаны глиняными красками, ведь в природе встречается глина разных цветов:

  1. белая и черная,
  2. синяя и желтая,
  3. зеленая и красная.

Видимо поэтому и современные художники и в наши дни пользуются цветными красками из разноцветной глины.Разноцветная глина

Подземная картинная галерея в Альтамире языком настенных рисунков, доступным всем народам мира, рассказала о том, как жили и чем занимались люди двести веков назад.

За необычным открытием в Испании последовало еще одно, не менее замечательное событие, которое тоже взволновало весь цивилизованный мир. Его сделали четверо школьников из Монтиньяка — маленького городка на юго-западе Франции.

Друзья из Монтиньяка

В один из дней 1940 года во французский город Монтиньяк вступили германские фашисты. Герои этой истории — французские школьники из Монтиньяка решили пойти в ближайшую деревню, чтобы поискать продукты питания для своих маленьких братьев и сестер.

Пробирались дружные ребята довольно осторожно, осматриваясь по сторонам, так как боялись встречи с немецким патрулем.Шустрая собачонка

Вдруг их шустрая собачонка Шупо, которая резво бежала впереди, нырнула в какую-то яму, заваленную высохшими сучьями. А затем вернулась к ребятам и начала отчаянно лаять.

Не еду ли она там учуяла? — подумал старший из ребят, Жак. Он быстро раскидал изогнутые ветви, и у самой обочины дороги ребята увидели земляную нору, казалось прорытую каким-то диким зверем.

Жак полез в эту нору, а друзьям велел подождать его. Так он полз пять-десять минут, пока не почувствовал, что может наконец разогнуть спину и встать на ноги.

Что, если впереди замаскированный тайник с продовольствием или подземный ход? В кромешной темноте, однако, ничего не было видно.Подземный ход

Тогда Жак повернул к выходу: он послал своих друзей за фонарем и лопатами. Теперь по подземному ходу осторожно поползли все четверо ребят. Разведывательную экспедицию, тихо повизгивая, замыкал их верный пес.

Подземная пещера с древней галерей

Каково же было удивление ребят, когда, при свете фонаря, они увидели огромную подземную галерею.

И потолок, и стены подземного дворца были искусно расписаны древним художником, который изобразил оленей и кабанов, буйволов и носорогов. Спасаясь от преследования, эти нарисованные животные плыли по безымянной реке. А неподалеку был нарисован неосторожный охотник, раненный диким зверем.Подземная галерея близ Монтиньяка оказалась богаче пещеры Альтамира, о которой рассказал однажды ребятам их школьный учитель. Но друзья держали свое неожиданное открытие в строгом секрете, пока их Родина не была освобождена от фашистских захватчиков.

В наши дни тысячи туристов со всего мира посещают эту знаменитую пещеру, где на стенах изображены цветные рисунки древних людей. Именно древние наскальные рисунки и привлекают сюда многочисленных туристов.

И в нашей стране есть немало таких подземных галерей. Одна из них находится на южном Урале в Башкирии. Это знаменитая Каповая пещера с карстовыми полостями, где ее стены расписаны двести—триста веков назад.В пещере в ту пору позднего палеолита жили смелые охотники. Они-то и оставили нам древние рисунки на стенах пещер с изображениями мамонтов и носорогов, которые водились тогда в этих местах.

А сколько таких подземных галерей таится в еще не открытых пещерах по всему миру! Кто знает, быть может, читателям этой статьи посчастливится отыскать такую подземную пещеру, которая затмит славу той, что была открыта мальчишками из французского города Монтиньяка, или Каповой пещеры в Башкирии.

А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о самых древних рисунках на стенах пещер. Может быть, вы тоже бывали в таких интересных местах, напишите об этом в ваших комментариях, мне будет интересно об этом узнать. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

bytrina11.ru

Древние рисунки на стенах пещер: какую историю они рассказывают

Интересные и живописные послания из прошлого — рисунки на стенах пещер, возраст которых составляет до 40 тысяч лет — очаровывают современных людей своей лаконичностью.

Чем они были для людей древности? Если они служили только для украшения стен, тогда почему их выполняли в отдалённых уголках пещер, в тех местах, в которых, скорее всего, не жили?

Самые древние из найденных рисунков были выполнены около 40 тысяч лет назад, другие — младше на несколько десятков тысяч лет. Интересно то, что в разных уголках мира изображения на стенах пещер очень похожи — в те времена люди изображали в основном копытных и других животных, которые были распространены в их местности.

Популярным было также изображение рук: члены общины прикладывали ладони к стене и обрисовывали их. Такие картины действительно вдохновляют: прижав ладонь к такому изображению, человек может почувствовать, будто образовал мостик между современной цивилизацией и древностью!

Ниже предлагаем вашему вниманию интересные изображения, выполненные древними людьми из разных уголков света на стенах пещер.

Известковая пещера Петтакере, Индонезия

1.jpg

Пещера Петтакере в 12 километрах от города Марош. На входе в пещеру на потолке есть белые и красные контуры рук — всего 26 изображений. Возраст рисунков — около 35 тысяч лет. Фото: Cahyo Ramadhani/wikipedia.org

Пещера Шове, юг Франции

 

2.jpg

Изображения, возраст которых составляет около 32—34 тысяч лет, размещены на стенах известковой пещеры близ города Валон-пон-д'Арк. Всего в пещере, которая была открыта только в 1994 году, насчитывается 300 рисунков, которые поражают своей живописностью. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

3.jpg

Одно из самых известных изображений из пещеры Шове. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

4.jpg

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

5.jpg

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

6.jpg

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

7.jpg

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Эль-Кастильо содержит одни из древнейших образцов пещерной живописи в мире. Возраст изображений — не менее 40 800 лет. 

8.jpg

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

9.jpg

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Пещера Коваланас, Испания

Уникальную пещеру Коваланас населяли люди менее 45 тысяч лет назад! 

10.jpg

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

11.jpg

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Стены пещер, расположенных возле Коваланас и Эль-Кастильо, также украшены многочисленными рисунками, выполненными людьми тысячи лет назад. Однако эти пещеры не так известны. Среди них — Лас Монедас, Эль Пэндо, Чуфин, Орнос де ла Пена, Кулальвера. 

 

Пещера Ласко, Франция

Комплекс пещер Ласко на юго-западе Франции случайно открыл в 1940 году местный житель, 18-летний парень по имени Марсель Равид. Огромное количество рисунков на стенах, которые сохранились на удивление хорошо, дают этому комплексу пещер право претендовать на звание одной из самых больших галерей древнего мира. Возраст изображений — около 17,3 тысяч лет. 

12.jpg

Фото: PIERRE ANDRIEU/AFP/Getty Images

13.jpg

Фото: DeAgostini/Getty Images

14.jpg

Фото: PIERRE ANDRIEU/AFP/Getty Images

15.jpg

Фото: Alinari/Alinari Archives, Florence/Alinari via Getty Images

16.jpg

Фото: Sissie Brimberg/National Geographic/Getty Images

Пещера Альтамира, Испания

 

19.jpg

Фото: LIFE Picture Collection/Getty Images

17.jpg

Изображение бизона. Рисунки в пещере Альтамира относятся к периоду 35—11 тысяч лет до нашей эры. Фото: Universal History Archive/UIG via Getty images

18.jpg

www.epochtimes.com.ua

Найден самый древний наскальный рисунок (ФОТО)

Красные диски, трафареты рук и изображения животных в испанских пещерах представляют самые древние известные науке примеры наскальной живописи в Европе

Символы на стенах в 11 местах раскопок в Испании, включая объекты Всемирного наследия Альтамиры, Эль Кастильо и Тито Бустильо, всегда ценились учеными за их древность.

Однако недавно исследователи использовали усовершенствованные методы датировки, чтобы получить более точную информацию о возрасте изображений.

Основной целью ученых было подтвердить, что самый древний рисунок — это бледная красная точка (диск), которой предположительно более 40 000 лет.

Трафареты рук и изображения животных преобладают в пещере Эль Кастильо в Испании. Один из трафаретов был датирован 37 300 лет назад и красный диск 40 800 лет назад, что делает их самыми старыми наскальными рисунками в Европе (изображение: Pedro Saura). Фото с сайта msn.com

«В Кантабриа, Эль Кастильо, мы обнаруживаем многочисленные трафареты рук, которые сформированы путем распыления краски вокруг рук, прижатых к стене пещеры», - объяснил доктор Алистер Пайк из Бристольского университета, Великобритания, и ведущий автор академической работы, опубликованной в журнале Science.

«Мы считаем, один из этих трафаретов имеет возраст более 37300 лет, а поблизости есть красный диск, сделанный с использованием подобной техники, и его датировка приближена к 40800 лет. Теперь мы знаем, что эти самые старые образцы древнего искусства Европы, старше, по крайней мере, на 4000 лет, чем мы думали», - рассказал Пайк репортерам. Это — возможно, самое древнее достоверно датированное наскальное изображение в мире.

Двухметровые изображения лошадей в Тито Бустильо накладываются на более ранние красные точки, которые имеют возраст более 29 000 лет (изображение: Rodrigo De Balbin Behrmann). Фото с сайта msn.com

Команда определяла возраст образцов, исследуя карбонат кальция (кальцит) налета, сформировавшегося на изображении за годы.

Этот материал нарастает так же, как в пещерах формируются сталагмиты и сталактиты.

В процессе образования в кальцит включается небольшое количество естественных радиоактивных атомов урана. По уровню распада этих атомов в торий и соотношению двух различных элементов в образце материала можно очень точно определить момент, когда сформировался налет из кальцита.

Датирование уран/торий использовалось в течение многих десятилетий, но за эти годы техника настолько усовершенствовалась, что теперь ученым нужен лишь маленький образец материала, чтобы получить очень точный результат.

Corredor de los Puntos находится в пещере Эль Кастильо Испании. Красные диски здесь датируются 34 000 — 36 000 лет назад, и в другом месте в пещере 40 800 лет назад, что делает их примерами самой ранней наскальной живописи в Европе (изображение: Pedro Saura). Фото с сайта msn.com

Команда взяла тонкие образцы отложений чуть выше пигментов краски, возраст изображений должен быть равным или выше возраста кальцита.

Самые ранние датировки совпадают с первой известной иммиграцией в Европу человека современного вида (Homo sapiens). Ранее, приблизительно 41 000 лет назад, их эволюционные кузены, неандертальцы (Homo neanderthalensis), доминировали на континенте.

Работа доктора Пайка и его коллег поднимает некоторые интригующие вопросы о том, кто является создателем знаков.

Древность картин заставляет соавтора исследования Жоао Сильао, преподавателя в университете Барселоны, предположить, что некоторые фрагменты создали еще неандертальцы. Если бы можно было обнаружить изображения, еще более старые, чем красная точка в Эль Кастильо, это могло бы подтвердить, что «инстинктивное чувство» профессора не обманывает.

«Есть шанс, что авторами этих изображений являются неандертальцы, - сказал профессор Сильао. - Но я не буду говорить, что мы доказали это, потому что это сейчас даже не может быть доказано. Сейчас все, что мы можем сделать, – вернуться и искать более старые образцы до тех пор, пока не будем убеждены, что рисунков, старше 42 000 — 44 000 лет не существует. Мы будем проходить по всем пещерам в Испании, Португалии и в Западной Европе, и в конце концов мы получим необходимые сведения».

Прослеживая происхождение и изменение уровня мыслей и поведения человека относительно времени, можно понять процесс развития, что, несомненно, важно по отношению к пониманию человеческой истории.

Использование символов - способность одной вещью замещать другую в уме - является одной из тех черт, которая отличает наш вид животных от всех прочих. Это то, что поддерживает наше творческое начало и использование речи.

www.km.ru

Древнее искусство в горах Узбекистана — Наскальные рисунки от мезолита до позднего средневековья

Древнее искусство в горах Узбекистана — Наскальные рисунки от мезолита до позднего средневековья

05.01.2013 Рубрики: Древняя Центральная Азия, Разное Метки: Бельдерсайские петроглифы Каракия-сай М.Хужаназаров Наскальные рисунки Первобытное Петроглифы Петроглифы Ходжикента Сармыш-сай 5 706 просм. 1 комментарий

Давно хотел написать пост о петроглифах Узбекистана. Но интенсивная  культурная жизнь Ташкента и хроническая нехватка времени постоянно отодвигали этот пост на второй план. Воспользовавшись новогодним затишьем осуществляю задуманное.

Петроглифы — наскальные изображения, высеченные на камне. Они бывают ритуального, мемориального, знакового характера. Традиционно петроглифами называют все изображения, вырезанные на камне с древнейших времён до средневековья. Значимость петроглифов в изучении материальной и духовной культуре древних людей огромна. Порой, только петроглифы могут дать оценку той или иной культуре древности, показать быт древних людей, их представления о верованиях и мире.

Сегодня ученые находят петроглифы по всему миру. Они встречаются в Центральной Азии, в России (Карелия), в Монголии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры фон-де-Гом, Монтеспан), в Италии, Англии, Германии. Даже в пустыне Сахара среди бескрайних песков были открыты гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер.

Петроглифы Карелии (Россия)

Петроглифы Альтамира (Испания)

Петроглифы пещеры Фон-де-Гом (Франция).

Петроглифы горного плато Тассилин-Аджер.

***

В Узбекистане также обнаружено более 150 памятников с наскальными изображениями в хронологических рамках истории Узбекистана от мезолита до позднего средневековья. Большинство из этих памятников сосредоточены в районе Ташкентского оазиса, Ферганской долины, Западного Тянь-Шаня. В большом количестве петроглифы встречаются в горных районах Узбекистана. Они обнаружены в Южном Чаткале, Бельдерсае, а также по берегам Чаткала, Угама, Пскема, в верховьях рек Каракия-сая, в Ходжикенте, в Нуратинских горах.

Недалеко от Ташкента, в окрестностях зон отдыха Чимган и Бельдерсай, находится памятник доисторической эпохи – Бельдерсайские петроглифы. В некоторых источниках они упоминаются, как Кумбельские петроглифы.  Эта наскальная живопись, расположенная на высоте 2450 метров, является одним из многих свидетельств культуры и быта древнего человека, жившего на территории Узбекистана и соседних государств.

Бельдерсайские петроглифы находятся относительно недалеко от современной «цивилизации» — всего в 8 километрах от зоны отдыха Бельдерсай. Однако петроглифы, расположенные в 4 километрах от базового лагеря, и имеющие разницу высоты с ним в 850-900 метров, практически не исследованы, либо материалы по ним до сих пор неизвестны миру. Большим вопросом остается возраст наскальной живописи на гребне Бельдерсайского склона. Большая высота, многолетнее воздействие солнца летом и снега зимой, значительно затрудняют определение их возраста. Предположительно, возраст наскальных рисунков варьируется от 6 до 10 тысяч лет, и принадлежит к эпохе неолита. Определенно, Бельдерсайские петроглифы нуждаются в изучении и сохранении, так же как и другие памятники доисторического периода.

***

Одним из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармыш-сай, расположенное на южном склоне Каратау, в 30-40 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау —  один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зарафшанская долина. Природа Сармыш-сая отличается многообразием, здесь  растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Ученые-археологи на сегодняшний день выявили 15 групп петроглифов разбросанных по территории Сармышсая, которые принадлежат к различным периодам древней и средневековой истории народов Средней Азии.

Размер территории сармышсайской «галереи» поистине огромен – 20 квадратных км. на которых сохранился культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья.На сегодняшний день в  Сармыш-сае найдено более 10 тысяч петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений.  Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места.

Петроглифы Сармыш-сая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.). Также в Сармыш-сае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а так же легко датируемые арабские надписи.Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II) тыс. до н.э.  являются самыми древними изображениями на территории Сармыш-сая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове. По величине рисунки разнообразные от 30-40 см. до 70-80 см.  Многие из этих древних рисунков похожи по технике, так что можно предположить, что их выполнил один мастер.

Петроглифы раннего железного века отличаются характерным для кочевых племен скифского круга «звериным» стилем. В основном здесь изображены олени, архары, лошади, верблюды. Исчезают изображения быков-туров, зато появляются характерные для кочевников изображения лука и стрел, а так же всадников и сцен охоты. В отличие от более древних рисунков, рисунки сако-скифского периода отличаются меньшими размерами. К тому же они выполнены разными художниками, но при этом мастера очень точно и старательно передали образы животных и людей.

Петроглифы более позднего периода светлее и грубее. Техника исполнения рисунка достаточно проста, а содержание не отличается характерным для древних периодов разнообразием. В основном на них изображены домашние животные. Встречаются и арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Здесь так же встречаются фигуры всадников с камчой в руке. В отличие от сакских рисунков, средневековые петроглифы приобретают схематичный характер: в них уже нет такой точности и изящества в исполнении.

www.sarmish.sarkor.uz

На Южном склоне Каржантау расположено ущелье Каракиясай, по дну которого протекает ручей, впадающий в реку Чирчик. Высокие скальные склоны ущелья представляют собой громадный каньон, глубина которого достигает 50 м. Но не только природные красоты будут интересны путешественникам. По обе стороны ущелья на древних скалах выбиты наскальные изображения – петроглифы.

Большая часть рисунков расположена на левом берегу речки в 20-25 км. к северу от города Газалкента. Петроглифы Каракиясая расположены на отдельных камнях и глыбах. Всего было найдено 90 камней, на которых оказалось 1015 отдельных изображений и сцен. Как и на других памятниках, здесь были найдены рисунки животных: козлы, архары, верблюды, лошади, волки, быки. Кроме животных найдены изображения людей как пеших, так и всадников.

Петроглифы Каракиясая разнообразны. В отличие от других памятников с наскальными изображениями, здесь встречается больше культовых сцен, наиболее ярко и полно представлен животный мир. Более древние петроглифы трудно различимы, некоторые фигуры стерлись. Это показывает, что петроглифы Каракиясая наносились не в одно и то же время, а на протяжении столетий.

Сами фигуры, изображающие животных небольшие — от 5 до 40 см. Причем следует отметить, что более древние рисунки, предположительно сакского периода, отличаются большей утончённостью в работе. Эти рисунки выполнены непревзойденными мастерами древности. В отличие от них более поздние петроглифы выполнены скорее символично, наподобие схем, и, к тому же, они перекрывают петроглифы сакского периода. Петроглифы Каракиясая, изображающие колесницы, относятся ко II — началу I тыс. до н.э. Это самые древние петроглифы, изображенные на скалах в ущелье.

***

В 70 км. от Ташкента находится небольшой селение Ходжикент. Неподалёку на западном склоне Чаткальского хребта, на левом берегу реки Чирчик находится скала с петроглифами, возле которой расположен родник. Это место на протяжении столетий считалось священным. Сюда приходили за помощью, в частности женщины молили о здоровье и детях.

Петроглифы Ходжикента были открыты в 1949-50 гг. Х. Алпысбаевым. В ходе археологического исследования верховьев реки Чирчик он от местных жителей услышал легенду о следах копыт коня халифа Али, оставленных на одном из камней. При детальном исследовании этого феномена стало понятно, что это петроглиф, изображающий рога архара. На тот момент было найдено всего 23 изображения, которые отнесли к I тысячелетию до н.э. Дальнейшие исследования этого памятника были продолжены известным среднеазиатским археологом, крупным специалистом по петроглифам, М.Хужаназаровым. В ходе исследований были открыты новые петроглифы, которые были тщательно изучены и добавлены к уже существующим.

Ходжикентские рисунки выбиты на скале, высотой 12,5 м и длиной 18 м. Все рисунки расположены в нижней части скалы. Из-за климатических условий некоторые рисунки не сохранились.В Ходжикенте зафиксировано более 90 петроглифов. На некоторых изображены отдельные фигуры: горные козлы, архары, олени, лошади, бык и собака. Также есть несколько изображений людей, которые повторяются несколько раз.

 

Кроме отдельных рисунков есть и композиционные изображения. Например, изображение идущих горных козлов, повторяющееся шесть раз. Также есть петроглифы бегущих архаров и стоящих друг против друга оленей.

Огромный интерес представляют три фигуры женщин. На территории Средней Азии похожие рисунки еще не были найдены. Эти рисунки датируются эпохой  неолита IV-III тысячелетия до н.э. Другая сюжетная линия, относящаяся к сако-скифскому периоду, так называемый «звериный стиль» — это композиция, состоящая из козла и фигуры человека. Предположительно это сцена описывает какое-то жертвоприношение, так как передние ноги козла на рисунке связаны.

Особенностью ходжикентских петроглифов является то, что поверхность многих из них гладкая. Некоторые ученые предполагают, что это произошло вследствие прикосновений паломников к священным камням на протяжении многих столетий, но есть более рациональное объяснение этому феномену. По мнению ученого-археолога М. Хужаназарова, всё дело в технике шлифования петроглифов. Скорее всего, мастера после того, как выбили рисунки на камнях, тщательно их затем отшлифовали, а природные условия (дожди, таяние снега, выветривание) довершили весь процесс.Петроглифы Ходжикента уникальны и представляют огромный интерес для дальнейшего изучения. Сегодня любой желающий может посетить эти места и увидеть наскальные изображения, оставленные нашими предками.(по материалам книги М. Хужаназарова «Наскальные изображения Ходжикента и Каракиясая», Самарканд, 1995 г.)

текст и часть фотографий из www.advantour.com

Часть фотографий из forum.alpinism.uz/viewtopic.php?f=11&t=3356

так же от Рустама Жоджиниязова  и из личного моего архива.

О Петроглифах Узбекистана можно ещё почитать и посмотреть здесь www.orient-tracking.com/Petroglif.htm

art-blog.uz


Смотрите также