История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Передняя Азия в древности» I тур. Древняя передняя азия письменность


Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

В Восточной Азии есть различные типы и виды письменности. Одни из них возникли в этой части эйкумены и почти исключительно здесь и употребляются; другие, напротив, зародились в весьма удаленных от Восточной Азии районах и распространены далеко за ее пределами.

Иероглифические виды письма

Китайская иероглифическая письменность до сих пор является основным видом письменности в Китае и Японии и отчасти сохраняется в Корее. Она возникла из пиктограмм, которые не сохранились. В древнейших дошедших до нас памятниках лишь часть знаков сохраняет сходство с изображениями предметов. Знаки уже построены в основном по принципам, присущим современному иероглифическому письму китайцев. На протяжении нескольких тысячелетий развитие иероглифической письменности шло по пути ее кодификации и стабилизации, хотя новые знаки возникали все время до XX в. включительно.

В китайском языке иероглиф всегда соответствует одному определенному слогу и границы понятий «слог», «корень», «иероглиф» совпадают.

Один и тот же знак может произноситься различно в разных китайских диалектах. Написание при этом совершенно не меняется.

В пределах Китая китайским иероглифическим письмом для записи текстов на родном языке пользовались до недавнего времени некоторые другие народности — чжуан, буи, шуй; при этом иероглифы употреблялись либо по смыслу, либо по одинаковому с передаваемым словом звучанию; использовались видоизмененные, перевернутые иероглифы и т. д.; такая письменность была мало разработана, не приспособлена к нуждам гэтих языков и легко уступила место алфавитному письму.

По образцу китайской иероглифической письменности некоторые народы древности создали свою письменность. Например, древние монголы (кидани), тибетцы (тангуты), тунгусо-маньчжуры (чжурчжэни) в X— XIII вв. пользовались своим письмом на иероглифической основе. Но эти формы письменности вышли из употребления, забыты и оставшиеся памятники пока полностью не дешифрованы.

На территории Восточной Азии до недавнего времени бытовал и другой малоизвестный тип иероглифической письменности — письменность наси. Она графически близка к пиктограмме; ее употребляли мало, преимущественно в ритуальных целях.

Японцы и корейцы заимствовали китайские иероглифы без изменений, добавив лишь несколько новых малоупотребительных знаков. Однако письмо со знаками, соответствующими неизменяемым корнеслогам,. пе было приспособлено к структуре этих языков, где слова подвержены флексии и агглютинации суффиксов.

Первоначальное приспособление письма к языку шло средствами самого же письма: так было создано в VII в. корейское письмо иду, в котором не только заимствованные китайские слова, но и исконно корейские слова и грамматические аффиксы передавались подходящими по смыслу китайскими знаками.

В Японии примерно тогда же было создано письмо камбун, в котором: к китайскому тексту добавлялись значки, указывающие, как надо изменить порядок знаков в предложении, чтобы построить его по синтаксису японского языка. Такие паллиативные системы, несмотря на все свое несовершенство, сохранялись на протяжении всей феодальной эпохи, т. е. до конца XIX в., благодаря своей близости к привычному для классически образованных людей письму на древне-китайском языке.

Связанные с иероглификой виды фонетической письменности

Наряду с вышеописанными системами и в Корее, и в Японии возникли свои виды фонетической письменности. Становление фонетической письменности в Японии произошло в VII—IX вв. Первым шагом на этом пути явилось употребление так называемого

письма магана, где для передачи каждого японского слога (по законам японского языка обязательно открытого) употреблялся определенный китайский иероглиф, китайское звучание которого в японском произношении соответствовало данному слогу. Скорописное и сокращенное начертание этих иероглифов (цао-шу) дало слоговую азбуку хирагана, которая употребляется в современных текстах; ею пишутся окончания, союзы и: часть исконно японских слов, тогда как другие японские слова и все многочисленные китайские заимствования пишутся иероглифами; изредка встречаются тексты, написанные исключительно хираганой; как и в китайском тексте, все знаки пишутся без интервалов.

Третий тип японского фонетического письма — катакана — также происходит от иероглифов, но не от скорописных, а от уставных форм кай-шу, причем брался не иероглиф в целом, а лишь наиболее характерный его элемент. Катакана употребляется в ограниченных масштабах: ею пишут в обычном тексте лишь иностранные заимствования (не китайские) ; катакана употребляется в телеграммах, иногда в примечаниях и т. д. В большинстве случаев знаки одного и того же слога происходят в хирагане и катакане от разных иероглифов.

Корейская письменность онмун была создана корейскими учеными в XV в. совершенно самостоятельно: ее графические формы схематически изображают артикуляцию органов речи при произнесении соответственного звука. Слово для записи разбивается на слоги, и фонетический состав каждого слога передается так: сперва согласная инициаль (или пуль звука, если слог начинается с гласной), справа от нее или под ней знак гласного, а под этим комплексом согласная финаль, если слог закрытый. Все сочетание в целом должно иметь близкие к квадрату пропорции по тем же каллиграфическим правилам, что и иероглифы.

Современный корейский текст пишется всецело онмуном с интервалами между словами, но иногда китайские заимствования, часто составляющие более 50% лексического состава текста, пишутся иероглифами. У ицзу для обозначения слогов использовались видоизмененные китайские иероглифы, отличающиеся по стилю начертания от обычного почерка кай-шу. Однако эта письменность имела ограниченное, преимущество культовое, употребление.

Столь же ограниченное применение имела у наси письменность гэба, по принципам одинаковая с письмом ицзу, но генетически не связанная непосредственно с китайской графикой, а в значительной степени самостоятельная.

Алфавиты арамейского происхождения

У многих народов Китая и Монголии издавна бытовали свои формы алфавитной фонетической письменности. Все эти формы могут быть сведены к двум основным типам, место первоначального возникновения которых лежит далеко за пределами Восточной Азии.

Один из этих типов восходит к финикийскому алфавиту, возникшему из еще более ранних форм письменности в Восточном Средиземноморье в X в. до н. э., но не непосредственно, а через более поздний его вариант — арамейское письмо, которое было очень широко распространено в Передней Азии в античную эпоху. В первые века нашей эры от формы арамейского письма, называемой эстрангело, произошло несторианское письмо. Оно называется так по имени несторианской секты христиан, некогда распространенной на северо-западе и севере Центральной и Восточной Азии. Сюда же последователи другого религиозного учения — манихеи — принесли иной вид арамейского письма — манихейское письмо.

Существовавшие в Средней Азии и на западе Восточной Азии античные восточноиранские языки пользовались в I тысячелетии н. э. согдийским алфавитом, основанным на упомянутых выше несторианско-мани- хейских формах письма. Вариантом согдийского алфавита является и уйгурское письмо, которым написаны древнеуйгурские и частично среднеуйгурские памятники.

В уйгурском письме вертикальные строки располагаются слева направо. Буквы в слове слиты воедино. Одна и та же буква (гласная или согласная) пишется различно в зависимости от ее места в слове: в начале, середине или конце.

Уйгурская письменность в начале XIII в. была заимствована монголами; впоследствии они видоизменили ее и создали так называемый старописьменный монгольский алфавит, на котором в МНР частично издаются книги и в настоящее время, а монголы, живущие в КНР, до сих пор пользуются только этим шрифтом для всех изданий. От монголов в XVI—XVII вв. письменность уйгурского характера проникла к маньчжурам, которые по ее образцу создали свою, ставшую основой и для письменности народности сибо.

У самих уйгур Синьцзяна и у других тюрко- и ираноязычных народов, принявших ислам, древние формы письменности (согдийская и уйгурская) были вытеснены арабской. Арабское письмо также происходит от арамейского, но от другой его разновидности — набатейского письма Северной Аравии, распространенного там в античную эпоху. Для арабской письменности характерен слитнострочный облик, буквы пишут справа налево по горизонтали. Буквами (различными по начертанию в зависимости от их места: в начале, середине и конце) обозначаются согласные звуки, а гласные выражены через надстрочные или подстрочные диакритические знаки. В процессе приспособления арабского письма к тюркским языкам Восточной Азии оно подверглось ряду изменений и существует в уйгурском, казахском, узбекском и татарском вариантах.

Алфавиты индийского происхождения

Тибетские и тайские алфавиты восходят к древнеиндийскому письму брахми, истоки которого до сих пор неясны. В основу разработанного в VII в. н. э. тибетского письма легли ранние, связанные с брахми, североиндийские варианты письма прото-нагари, а в основу тайского письма легли южноиндийские варианты письма — грантха и др.

Характерные признаки письменности индийского типа ярче всего выражены в тибетском письме. В нем есть буквы для всех согласных. Они передают инициаль корнеслога; если инициаль состоит из нескольких согласных, они располагаются одна над другой по вертикали, образуя лигатуру; гласные обозначаются надписными или подписными знаками, за исключением а, которая просто подразумевается. Буквы и лигатуры располагаются по горизонтали слева направо. Корнеслоги разделяются друг от друга точками.

Помимо тибетского алфавита в средние века в Тибете было несколько других близких вариантов письменности. Один из них — тибетское квадратное письмо частично применяется и сейчас в Тибете на печатях и орнаментальных надписях.

У тай КНР распространено четыре варианта письма южноиндийского типа. Шрифт тайлэ включает в графему согласной и показатель тона, так что один и тот же согласный звук может писаться в зависимости от тона разными знаками.

В шрифте тайна имеются отдельные графемы для инициалей и финалей, а тоны передаются диакритическими.знаками.

Мало распространенный шрифт тайбэн является вариантом тайна с более округлым начертанием. Тай уезда Цзиньпин пользовались лаосским шрифтом.

Алфавиты нового времени

В XX в. у многих народов Восточной Азии была проведена реформа письменности, чтобы сделать ее более простой и удобной. В МНР в 40-х годах за основу нового алфавита был принят кириллический (русский), к которому были добавлены буквы для звуков, не имеющихся в русском языке.

Большинство национальных меньшинств Китая пользуется сейчас латинским шрифтом. Латиница была распространена среди некоторых народов Южного Китая еще в начале XX в. в связи с де'я'Гельност^ью христианских миссионеров, но в большинстве случаев это были малоудачные, ненаучные, неудобные системы (иногда с перевернутыми, разных размеров литерами), которые после 1949 г. были заменены алфавитами, близкими новой китайской латинице, введенной в 1958 г.

Попытки заменить иероглифическую письменность китайского языка алфавитной делались неоднократно; наибольшее значение в этом направлении имела разработка письменности чжуинъ-цзыму, осуществленная в 1913—1918 гг. Знаки этой письменности, как и в японской ката- кане, восходят к упрощенным деталям иероглифов, но метод их сочетания другой: каждый слог обычно обозначается двумя знаками — один передает инициаль, другой — финаль в широком смысле (включая гласный элемент). В некоторых случаях между ними есть и третий знак — полугласная предтональ. Общее количество знаков в ней 37. Из них 20 инициалей, 16 финалей и один знак предтонали.

Чжуинь-цзыму принесла большую пользу при обучении правильному чтению иероглифов, но изданные на ней тексты на китайском языке широкого распространения не получили. Ограниченное применение имела построенная на основе чжуинь-цзыму письменность у некоторых групп тай (в Синьпине) и ицзу( в Хэчане).

lib7.com

Искусство древней Передней Азии

Эпоха, стиль, направление - Ассирия, империя Ахеменидов, Нововавилонское царство, Старовавилонское царство, Шумер и Аккад

Территория Передней Азии включает в себя несколько природных зон: Междуречье (долина рек Тигра и Евфрата), которое греки называли Месопотамией; полуостров Малая Азия с примыкающими к нему горными районами; восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых основали государства и города, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.

Искусство народов древней Передней Азии на первый взгляд может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приемы изображения людей или событий, отображение пространственно-временных отношений — все это основывалось на специфических представлениях и верованиях древних людей. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т.п. Для выражения этих понятий художники прибегали к языку символов, разобраться в котором современному человеку не так просто. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий, которые понимались древними как отчет человека перед богами за совершенные им деяния. Немало произведений месопотамского искусства связано с религиозными и мифологическими сюжетами. В сказаниях и поэмах часто рассказывается о фантастических существах — полулюдях, полуживотных, постоянно сопровождающих, богов, героев и обычных людей. Эти же персонажи являются распространенным мотивом в изобразительном искусстве.

История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, развивалась на протяжении нескольких тысячелетий.

Искусство Шумера и Аккада

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый из них был самостоятельным государством, имевшим своего правителя и армию.

Шумеры создали уникальную форму письма — клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали. Благодаря этим табличкам мы получили массу сведений о шумерских законах, религии, мифах и т.д.

Природные материалы, пригодные для строительства (камень, дерево), в Междуречье отсутствовали, большинство шумерских зданий возводились из необожженного кирпича — в силу этого архитектурных памятников этого периода сохранилось крайне мало. Из построек, доживших до наших дней (частично), наиболее значительными считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200—3000 гг. до н. э.). Храмы в Шумере обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, защищавшей здание от наводнений. К платформе вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, равно как и стены храма, красили, отделывали мозаикой и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Господствовавший над жилой частью города, храм напоминал о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм представлял собой низкое прямоугольное здание с плоской крышей, толстыми стенами и без окон. Храм имел внутренний дворик, на одной стороне которого стояла статуя божества, на другой — стол для жертвоприношений. Освещался храм посредством проемов под крышей, а также через высокие входы, оформленные в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились также дворцы и обычные жилые дома.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант — статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Адорантов обычно дарили храму. Особенно выразительны огромные глаза адорантов, зачастую скульпторы их инкрустировали. Характерная особенность шумерской скульптуры — в условности изображения. В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба (совр. Телль Асмар, Ирак) и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.

Стиль скульптурных мастерских в Мари напоминает утонченную лепку из мягкой глины. Типичным примером может служить статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Лицо сановника озарено мягкой улыбкой, огромные глаза смотрят внимательно и напряженно, подбородок четко отделен от груди. С наивозможной тщательностью выполнены все детали, особенно в одежде, которая представляет собой юбку овечьей шерсти с вырезанными поштучно прядями или клоки бороды с вьющимися кончиками. Руки вырезаны мягко, мускулатура скрыта. В целом формы утратили твердость и демонстрируют отчетливую тенденцию к округлости.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях, происходивших в жизни города (таких как военные походы, закладка храмов и т.п.), так и о повседневных делах (хозяйственные работы и проч.). Рельеф делился на несколько ярусов, последовательно отражавших череду событий. Все персонажи были одинакового роста, однако правителей обычно изображали крупнее других.

Потребность в ознаменовании победы в постоянной борьбе за власть между городами обусловила появление нового типа рельефа мемориального характера. Речь идет о стелах — каменных плитах разных размеров, имеющих закругленную верхнюю часть и изображения с исторической или религиозной тематикой. Одной из самых эффектных стел является Стела царя Эаннатума (Стела коршунов), от которой сохранились некоторые фрагменты. Стела посвящена победе Эаннатума, шумерского князя Лагаша, над городом Уммой. На обеих сторонах стелы изображены сцены, разделенные на полосы. Рельеф отличается повествовательной строгостью. На одном из фрагментов обратной стороны стелы отряд воинов, вооруженных копьями и щитами, марширует по трупам своих врагов. Изображенный более крупно вождь одет в шкуру животного. Почуяв мертвечину, над полем боя кружит стая коршунов. В нижней секции колесница князя едет во главе группы пеших воинов. На лицевой стороне стелы два фрагмента рассказывают зрителю о причине столь блистательной победы. Верхний фрагмент целиком занимает огромная фигура бога Нингирсу, поймавшего сетью множество врагов царя Эаннатума.

Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человекобыка. В древнейшие времена это сказочное существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и хвостом почиталось скотоводами в качестве защитника стад от болезней и нападения хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали держащим пару перевернутых вниз головами леопардов или львов. Позднее ему стали приписывать роль стража владений различных богов. Не исключено также, что под видом человекобыка изображали Энкиду, который, имея человеческий облик, прожил часть своей жизни в лесу, привычками и поведением не отличаясь от животного. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.

В конце XXIV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в глубокой древности в Центральной и Северной Месопотамии. Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство — царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н. э. Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Они освоили и приспособили шумерскую клинопись для своего языка, не стали подвергать уничтожению древние тексты и произведения искусства. Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре. Позднее зиккурат в Уре перестроили, увеличив число ярусов до семи. Символически вселенная состояла из семи уровней; семь ярусов зиккурата отождествлялись с уровнями вселенной. В последующие годы зиккурат испытал лишь незначительные изменения, несмотря на разнообразие культур и народов, населявших Месопотамию.

Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.

Композиция гравюры приобретает наибольший динамизм, на печатях впервые появляются боги в человеческом обличье. Особенно часты мифологические сцены кровопролитных схваток между богами и демонами. На гравюре воплощаются повествования и различные надписи.

В период правления царя Нарамсина (2254—2218 гг. до н. э.) аккадская империя достигла своего расцвета. Нарамсин был внуком Саргона, основателя империи, и четвертым правителем династии. Блестящее правление Нарамсина отражено в изобразительном искусстве, примером чего может служить стела царя Нарамсина, созданная с целью увековечить военный триумф Нарамсина над горным племенем луллубеев. Впервые художник отказался от деления изображения на регистры, объединив всю композицию вокруг фигуры прославленного правителя. Солдаты аккадской армии карабкаются на крутые горные склоны, сметая на своем пути всякое сопротивление врагов. Справа от деревьев, растущих на склоне горы, изображены побежденные луллубеи, всем своим видом выражающие покорность. Центром композиции является массивная фигура царя, ведущего свою армию в атаку. Царь попирает ногой тело врага. Рядом другой противник, пронзенный стрелой, тщетно пытается вырвать ее из своего горла. Традиционно, фигура царя превосходит по размерам фигуры остальных персонажей. Следом за ним, впереди строя солдат, идут носильщики с луками и топорами. Сам Нарамсин держит в руках большой лук и топор, на голове у него конический рогатый шлем — символ принадлежности богам. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены также знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств — покровителей царской власти.

После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Однако некоторые города на юге Шумера сумели сохранить независимость. Одним из таких городов был Лагаш, которым правил Гудеа (2080—2060 гг. до н. э.). Гудеа прославился строительством и восстановлением храмов. Сохранилось порядка 30 статуй Гудеа, многие из которых хранятся в Лувре. Это портреты, выполненные в основном из диорита и тщательнейшим образом отполированные.

В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления архитектуры и скульптуры, с течением времени они получили дальнейшее развитие.

Искусство Старовавилонского царства

В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII вв. до н. э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Его правитель Хаммурапи после ожесточенной борьбы вновь создал на этой территории сильное централизованное государство — Вавилонию. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, изображающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, детали их внешнего облика не разработаны. Именно в таком, «официальном» стиле выполнена базальтовая стела царя Хаммурапи из Суз. Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя. Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко-литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени.

В произведениях искусства, изображающих жизнь обычных людей, изобразительная манера совершенно иная. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: та, что стоит, играет на лире, та, что сидит, — на ударном музыкальном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров — самая интересная часть старовавилонского скульптурного наследия.

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, в XVIII в. до н. э. завоеванном и разрушенном Хаммурапи. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Однако в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

en.coolreferat.com

«Передняя Азия в древности» I тур

«Передняя Азия в древности»

I тур

География 10 20 30
Материалы и вещества 10 20 30
Письменность 10 20 30
Календари и система мер 10 20 30
Знаменитые женщины 10 20 30
География

10 – Эти две реки дали название стране «Междуречье». Что это за реки? (Тигр и Евфрат)

20 – Именно в этой части материка Евразия находились такие государства, как Вавилон, Ассирия, Шумер, Финикия, Палестина. (Передняя Азия)

30 – На побережье этого моря стояли такие города как Тир, Сидон, Библ, Карфаген. (Средиземное море)

Материалы и вещества

10 – Этот материал был главным в Древнем Междуречье. (глина)

20 – Секретом этого вещества владели финикийцы, они могли его делать цветным или прозрачным. (стекло)

30 – Ассирийцы первыми научились обрабатывать это вещество. (железо)

Письменность

10 – именно так назывались значки на глиняных табличках. (клинопись)

20 – этот принцип письма пришел от древних финикийцев, название ему дали греки, пользуемся им до сих пор мы. Как он называется? (алфавит)

30 – в эту книгу вошли предания и мифы, созданные народами Месопотамии, Передней Азии, Египта, а также реальная история евреев. Что это за книга? (Библия)

Календари и система мер

10 – именно это число считалось священным в Древнем Междуречье. (60)

20 – именно на столько дней разделили неделю жрецы Древнего Междуречья ( на 7)

30 – столько месяцев в году насчитали жители Древнего Междуречья (12)

Знаменитые женщины

10 – семь главных чудес света насчитывали древние греки. Одно из них находилось в Вавилоне и, по легенде, было посвящено именно этой женщине. Что это за чудо? (Висячие сады Семирамиды)

20 – по преданию эта хитроумная финикийская царевна сумела основать огромный город на территории занятой одной воловьей шкурой. Как звали женщину и основанный ею город? (Элиса и Карфаген)

30 – эта небольшая женщина необычной красоты стала виновницей разрушения огромного города – столицы Персии. (Таис Афинская)

II тур

Религия 10 20 30
Великие ученые 10 20 30
Цифры 10 20 30
Военное дело 10 20 30
Правители 10 20 30
Религия

10 – эта богиня считалась богиней плодородия, женщин и детей, ей были посвящены ворота в Вавилоне. (Иштар)

20 – этот бог был покровителем города Вавилона, верховным божеством, ему построили огромную башню, дорогу, статую из чистого золота. (Мардук)

30 – этот бог, по мнению древних евреев, был единственным настоящим богом на Земле. (Яхве)

Великие учёные

10 – благодаря этому учёному мы знаем, что Вавилон существовал на самом деле. (Роберт Кольдевей)

20 – этот английский офицер и дипломат успешно начал расшифровывать загадочные клинописные знаки. (Генри Роулинсон)

30 – этот английский археолог-любитель, начав раскопки на холме Нимрут, открыл неизвестные сокровища погибшей ассирийской цивилизации. (Остин Лейярт)

Военное дело

10 – из этих родов войск состояла ассирийская армия. (пехота, кавалерия, саперные отряды и разведка)

20 – эти орудия, изобретения ассирийцев, с успехом брали даже самые высокие стены, а финикийцы использовали их на своих кораблях. (тараны)

30 – с помощью этих инструментов, которые вовсе не были военными орудиями, рухнули стены города Иерихона. (трубы)

Цифры

10 – именно столько ног было у огромных загадочных крылатых быков. (5)

20 – именно столько «бессмертных» было в войске персидского царя. (10 тысяч)

30 – именно столько законов было высечено на черном базальтовом столбе по велению Хаммурапи. (282)

Правители

10 –он проявил себя как талантливый полководец и мудрый правитель, правивший 42 года, но главной своей заслугой считал не это, а то, что он «установил право в стране», то есть издал законы. (Хаммурапи)

20 – царь этого воинственного народа не только воевал и покорял другие народы, но и собрал великолепную библиотеку из глиняных книг, благодаря чему мы можем узнать обо всех сторонах жизни людей в его державе. Имя этого царя? (Ашшурбанапал)

30 – этого царя в древности считали самым мудрым и справедливым, мудрейшим из мудрейших. Его имя до сих пор хранит крылатое выражение. Как звали этого царя? (Соломон)

III тур

Образование и искусство 10 20 30
Администрация 10 20 30
Города 10 20 30
История в названиях 10 20 30
Всякая всячина 10 20 30
Образование и искусство

10 – так называли школу в Древнем Междуречье (дом табличек)

20 – эта темы были любимыми в искусстве Ассирии. (темы войны и охоты)

30 – именно этих звуков не было в письменности финикийцев (гласных)

Администрация

10 – именно он был верховным правителем, главой государства и в Ассирии, и в Персии, и в Палестине, и в Междуречье. (царь)

20 – именно так называли наместников царя в Персии (сатрапы)

30 – так называли чиновников тайной полиции в Персии (глаза и уши царя)

Города

10 – от названия этого древнего города произошло современное слово, обозначающее место хранения книг. Что это за город? (Библ)

20 – Этот город покоренные народы называли «город крови», «логовище львов». (Ниневия)

30 – этот город был столицей Персидского государства. (Персеполь)

История в названиях

10 – название этого воинственного племени сохранилось в современном названии Палестины, а как называлось это племя? (филистимляне)

20 – предполагают, что слово «финикиец» произошло от греческого слова «файнекес», а что означало это слово? (пурпурные люди)

30 – мы называем эту местность Двуречье или Междуречье, а как её называли древние греки, и что это означало? (Месопотамия – Междуречье)

Всякая всячина

10 – этого героя очень любили жители Древнего Междуречья, он голыми руками мог задушить льва, а ради друга отправился на край света. (Гильгамеш)

20 – Благодаря этому человеку, греку, мы много знаем о нравах и обычаях древних народов. (Геродот)

30 – Какие здания в Древнем Междуречье раскрашивались в разные цвета? (храмы-зиккураты)

ogeogr.ru