Древние племена. Скифы и другие древние племена — классическая версия истории Украины
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие племена жили в Древней Руси до прихода славян. Древние племена


Какие племена жили в Древней Руси до прихода славян

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Древние племена со всего мира

Религия и верования

Как пишет Страбон, у кимвров[39] жреческие функции выполняли седовласые женщины, которые предсказывали будущее следующ...

Женская доля Африки

«Африка, Африка! - восхищенно пела обезьянка Чичи в фильме «Айболит-66». - Это солнце, сколько хотите, это море, сколь...

БУШМЕНЫ

бушмены (англ. bushman, от голл. bosjeman, boschiman — «лесной человек»), народ, живущий в пустынных областях Намибии ...

Аборигены Австралии

Австралийские аборигены в антропологическом отношении представляют собой особый тип австралоидной большой расы. Абориг...

Пигмеи

(от греч. pygmaios — размером с кулак, от pygme — кулак), низкорослые обитатели лесов тропической Африки. Древнейшие...

Хозяйственные отношения

Юлий Цезарь оставил самый ранний отзыв о хозяйственной деятельности германцев: «Земледелием они занимаются мало; их...

Берберы

группа народов, населяющих главным образом страны Северной Африки (Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, ОАР), а т...

Аграрное производство

Конкистадоры, руководимые Э. Кортесом, были потрясены картиной поразительного обустройства территории и ее ухоженности...

plemenamira.ru

Древние германские племена

Германские племена – это этническое формирование людей, населявших северную и центральную часть европейского континента начиная с первого тысячелетия до н.э.

История

Своим происхождением германцы обязаны индоевропейским племенам, которые населяли Северную Европу. В первом тысячелетии до н.э. они становятся самостоятельным этническим образованием. В это время германские племена начинают миграцию в соседние районы, где и расселяются. В III веке до н. э. они вплотную подходят к границам Римской империи и начинают вторгаться на ее территорию. Эти набеги происходят вплоть до V века н.э. и заканчиваются полным разгромом гуннами одной из самых могущественных империй в нашей истории.

Завоевывая территории, германские племена ассимилировались с коренными жителями, которых было значительно больше, вследствие чего и появились такие этнические группы, как англичане, французы, шведы и другие народы. С большей долей истины потомками германцев могут себя назвать шведы и датчане.

Общественный строй древних германцев

Поначалу древними племенами на этой территории управляли вожди, которым в роли помощников служили жрецы и старейшины. Они имели в подчинении воинов, свободных людей (вольноотпущенников) и рабов. Вожди избирались на народном собрании и жили за счет членов племени (кстати, на добровольные пожертвования). Только к I веку н. э. у племен появляются цари, отличающиеся от вождей тем, что могут передавать власть по наследству.

Занятия

Германские племена в основном жили за счет военных набегов, а также они занимались скотоводством. Земледелие и различные ремесла были им чужды. Для ведения войн им необходимо было оружие, поэтому германцы научились обрабатывать железо, в чем немало преуспели, согласно историческим свидетельствам. Жили они в длинных домах, напоминающих казармы, причем, вместе со скотиной.

Развитие письменности

Письменность древних германцев – это так называемое руническое письмо, которое произошло из обычая гадать на специальных деревянных плашках. Это очень сложное для нас понятие письменности, которая впоследствии исчезла полностью.

Верования

Древние германские племена были язычниками, они занимались жертвоприношениями, в том числе и человеческими. Своим богам германцы не строили храмы, а жрецы проводили особые священные ритуалы прямо под открытым небом.

Набеги на Римскую империю

Когда древние германские племена начали все глубже проникать во владения Рима, они стали успешно заниматься ремеслами. В этот период они научились ткать и шить одежду, изготавливать из кожи различные предметы одежды и утвари, начали делать предметы из дерева и глины. Тем не менее, война для них оставалась основным занятием. В свободное от войн время германцы занимались торговлей с римлянами.

Торговля

Германское племя, занимающееся торговлей, поставляло в Римскую империю кожи, скот, меха, а также очень ценившийся римскими патрициями янтарь. Взамен у римлян можно было приобрести оружие, изделия из золота и серебра, эмаль, вино и ткани. Торговля занимала совсем небольшую часть в их взаимоотношениях, в основном в них присутствовало вероломство со стороны варваров, которого римляне не ожидали.

Войны

Первое очень серьезное нападение в 113 году до н.э. совершило германское племя тевтонов, разбив римское войско при вторжении в Галлию, правда, через несколько лет они были разгромлены. Впоследствии германские племена еще не раз доставляли римлянам большие неприятности, вплоть до IV века н.э., когда кочевые племена гуннов вторглись на территорию Римской империи. В результате этого она пала и началось Великое переселение народов, закончившееся полным распадом Римской империи в V веке н. э. Германцы успешно занимали римские территории и образовывали собственные государства, а великой империи так и не было суждено возродиться вновь.

fb.ru

Древние племена Галлов

Народ галлов, это те же кельты, только галлами, их называли римляне, а кельтами, греки. Они были самым многочисленным арийским народом, который пришёл в VII в. до н. э. с Северного Причерноморья, и заселил практически всю Западную Европу. Первоначально, основным местом их расселения, была территория Франции, которая и получила впоследствии название Галлия. В V в. до н. э. они заселили Бельгию, Германию, Швейцарию, переправились в Британию и Ирландию, перейдя Пиренеи, поселились в Испании. Несколько позже, в IV в. до н. э. они продвинулись далеко на восток, заняли территорию современных Чехии и Словакии, весь дунайский регион, а так же северо-запад Балканского полуострова. В III в. до н. э. галлы, словно ураган прошли по Греции, а затем, переправившись через Босфор, оказались на западе Малой Азии. 

Таким образом, территория их расселения была не просто большой, а просто-таки огромной – от Карпат и Галатии на востоке, до Атлантического океана на западе, и от Шотландского нагорья на севере, до Средиземного моря на юге. Область их обитания, вполне могла бы стать Галльской империей, но между галльскими племенами никогда не было единства, даже на раннем этапе развития. Всё что их объединяло, это этническая принадлежность, язык, традиции и верования, но и эта схожесть вскоре стала относительной. Со временем галльские племена обособились, расселившись на огромной территории, они впитывали элементы культуры проживавших там племён, и постепенно теряли всякую связь между собой, выделяясь в отдельные народы. Так, на Британских островах, проживали бритты, кимвры, гэлы, кельтиберы в Испании, галаты в Малой Азии, белги, тевтоны, и гельветы, к северу от Альп. Причём, никого из них, римляне не относили к галлам, и собственно галлами, они называли только племена, проживавшие на территории нынешней Франции, которые и стали неотъемлемой частью всей их многовековой истории. 

Первое "знакомство" двух народов, состоялось в самом начале IV в. до н. э. когда галльское племя сенонов, возглавляемых их вождём Бренном, перейдя Альпы, хлынуло в Северную Италию. В 391 г. до н. э. они разбили этрусков при Клузии, опустошили их города, и направились на юг. Римская сорокатысячная армия, под командованием военного трибуна Квинта Сульпиция, выступила им навстречу, намереваясь перехватить галлов на дальних подступах к городу. 18 июля 390 г. до н. э. на реке Алии состоялась битва, ставшая чёрным днём в римской истории – армия Сульпиция была разбита, и бежала с поля боя. И именно во время бегства понесла наибольшие потери: галлы гнали римлян до самого Тибра, поражая их в спину. На берегу началась настоящая бойня, многие римляне в панике бросались в реку, и под тяжестью доспехов утонули. Спустя несколько дней, галлы захватили Рим, разграбили его, и устроили в городе страшную резню. Уцелевшие защитники заперлись в крепости на Капитолии, которую галлам так и не удалось взять, несмотря многочисленные попытки штурма, и осаду, продолжавшуюся полгода. Именно этот эпизод, и родил легенду о гусях, спасших Рим. 

Тит Ливий говорит о том, что на помощь осаждённым пришли Марк Фурий Камилл и Луций Валерий, которые прогнали галлов из Рима. Но на самом деле, их никто не прогонял, они ушли сами, после того как Бренн получил выкуп, но как и подобает "бесчестным варварам" перед уходом галлы подожгли город, который достаточно серьёзно пострадал в пламени. А Камилл и Валерий со своими легионами, настигли галльское войско, когда оно, отяжелённое добычей, уже далеко отошло от Рима, и в битве под Ардеей нанесли им серьёзное поражение. После этого Вечный город отстроили, и обнесли мощной крепостной стеной, а галлы стали его заклятым врагом. Однако, несмотря на поражение, Бренн со своими людьми Италию так и не покинули, они утвердились на адриатическом побережье в районе нынешней Анконы. Откуда совершали постоянные набеги на италийские города, проникая далеко на юг, до самой Апулии. 

В 387 г. до н. э. Бренн вторично совершил поход на Рим, но о нём почти ничего не известно, кроме того, что с центральной площади города исчезли Законы XII таблиц. И такое скупое освещение этих событий, позволяет предположить, что поход для галлов закончился неудачно. В 361 г. до н. э. вторжение повторилось, но приблизившись к Риму, они увидели, что их уже поджидает армия Тита Квинкцилия Пени, выстроившаяся в боевые порядки. Простояв некоторое время в нерешительности, галлы повернули на юго-запад, и ушли разорять города Кампании. На обратном пути, в следующем 360 г. до н. э. они были неожиданно атакованы легионами Квинта Сервилия Агала и Гая Петилия Бальба у Коллинских ворот. Галлы, и их союзники тибуртинцы были разбиты, и бежали на восток, бросив часть добычи. В 359 г. до н. э. желая отомстить римлянам за их коварство, галлы и тибуртинцы совершили ночную атаку на Рим, но были отбиты, и, понеся большие потери отступили. В 358 г. до н. э. в битве при Педе, Гай Сульпиций нанёс галлам сокрушительное поражение, а в 350 г. до н. э. разгром повторился в битве у Альбанской горы, в которой отличился, тогда ещё никому не известный Марк Валерий Корв. 

Беспрерывные сражения и стычки продолжались до 332 г. до н. э. когда противники заключили перемирие. Галлы к этому времени, совершенно выдохлись, римляне же, хотя перевес был явно на их стороне, из-за постоянных галльских вторжений, не могли полностью сосредоточиться на покорении италийских городов. Но перемирие это было недолгим, галлы, понимая, что в одиночку им с растущей мощью Рима не справиться, использовали передышку для поиска союзников. И уже в 327 г. до н. э. когда началась Вторая самнитская война, вместе с этрусками, выступили на стороне противников Рима. Однако и Вторая, и последовавшая вслед за ней Третья самнитская война, закончились полным поражением коалиции в 290 г. до н. э. 

После окончательного разгрома самнитской федерации, Рим полностью переключился на галлов и этрусков, которые, не дожидаясь окончания войны, вышли из союза ещё в 295 г. до н. э. Но война против них складывалась для римлян неудачно, их продвижение в Этрурию было остановлено, и, уверовав в свои силы, галлы и этруски в 285 г. до н. э. вторглись в пределы республики, и осадили Арреций. На помощь осаждённому городу поспешил консул Луций Цецилий Метелл с 4 легионами, он попытался прижать осаждавших к крепостным стенам, надеясь, что в этот момент, гарнизон Арреция совершит вылазку. Однако план его не сработал, и поддержки из осаждённого города он не получил, как результат, римляне были полностью разбиты. В этой битве, римская армия была почти полностью уничтожена, погибло 13000 римлян, и сам консул. Окрылённые таким успехом, союзники, собрали все свои силы, и двинулись к Риму, полагая, что после ухода Метелла застанут город незащищённым, и принудят его к сдаче. Но их надежды не оправдались, т.к. на дальних подступах к городу они встретились с римской армией под командованием Корнелия Долабеллы. В 283 г. до н. э., в битве при Вадимонском озере, галлы и этруски потерпели сокрушительное поражение, от которого, так никогда и не смогли оправиться. Галлы бежали до самых Альп, а этруски, запершись в Популонии, несколько месяцев держали осаду, но в начале 282 г. до н. э. вынуждены были сдаться. 

Окончательно покорив Этрурию, сопротивлявшуюся почти 200 лет, римляне решили раз и навсегда покончить с засильем галлов в Италии. В 283 г. до н. э. они захватили территорию Сенонской Галлии, и почти полностью истребили её население. После этого, легионы двинулись на север, где сокрушили могущественное галльское племя боев, проживавших на обширных территориях от нынешних Пармы до Болоньи, к югу от реки По. Вслед за ними, не избежали своей участи, мелкие племена лингонов, и анаров, и наконец, инсубров, бывших самым многочисленным галльским племенем в районе Медиоланума. В результате этого похода, к 280 г. до н. э. все галлы, проживавшие на территории Италии, были либо убиты, либо ушли на северо-запад, и осели в пределах Цизальпинской, и Трансальпийской Галлии, после чего, почти на 50 лет прекратились их выступления против Рима. 

В 240 г. до н. э. галлы, несколько оправившись от потрясения, решили отомстить римлянам за страшные поражения 283-282 гг. до н. э., и момент для этого они выбрали, самый что ни есть подходящий. – Рим был ослаблен, изнурительной, 20-летней войной с Карфагеном, людские, и материальные его ресурсы сильно сократились, а население, не смотря на победу, было подавленно. Вторжение готовили бойи, их вожди Галатас и Атис, призвали присоединиться к ним и трансальпийских галлов, те откликнулись, и вскоре под Аримином собралась огромная армия, насчитывающая более 80000 человек. С этими силами они ринулись в долину По, римляне же, как и предполагали вожди боев, не могли ничего им противопоставить, кроме как откупиться. В разгар переговоров, цизальпинские и трансальпийские галлы затеяли ссору, поводом к которой, стал делёж ещё не полученных средств, закончившуюся битвой, в которой погибли вожди боев. После этого, трансальпийские галлы ушли на север, а цизальпинские, всё же заключили с римлянами договор, но не известно на каких условиях. 

В 225 г. до н. э. почти все галльские племена вновь объединились для похода на Рим, возглавляемая трансальпийскими вождями Конколитаном и Анэрестой 70-тысячная армия вторглась в Этрурию, и начала опустошать богатую Тукскую область. После чего, захватила Клузий и изготовилась к броску на Вечный город, лежащий впереди. Но тут, армия консула Луция Эмилия Папа неожиданно ударила им во фланг, а с тыла напало ополчение, состоящее из этрусков. Галлы ловким манёвром завлекли этрусков в ловушку, и всех их перебили, после чего обрушились на легионы Папа, но те устояли, и контратакой заставили их отступить. Галльское войско повернуло на север, и, двигаясь вдоль западного побережья, встретились с армией Гая Атилия Регула, прибывшую на подмогу с Сардинии. В сражении под Теламоном галлы были полностью разбиты, брошенные в решающей момент боя своей конницей, они попали в окружение и почти все полегли, кроме 10000 человек попавших в плен. После этого страшного поражения, римлянам без боя сдались бойи, а на следующий год анары. Консул Гай Фламиний в надежде на лёгкую победу и над остальными племенами Цизальпинской Галлии, начал безрассудно переправляться через По на виду у инсубров, оказавшись на северном берегу, он был атакован и понёс большие потери. Оказавшись в безвыходном положении, он пообещал навсегда уйти с земель инсубров, если ему позволят беспрепятственно отступить, галлы согласились. На южном берегу Фламиний соединился с армией кеноманов, и с ними снова атаковал инсубров. В битве у реки Клезис, доверчивые галлы, в который раз потерпели поражение, и были вынуждены присягнуть на верность Риму или умереть. Но уже на следующий год, инсубры восстали, на их усмирение были посланы консулы Марк Марцелл и Гней Сципион, разбившие 30-тысячную галльскую армию в сражении при Кластидии в 222 г. до н. э., в которой пал вождь Вир-Думар. После этого, галлы были окончательно вытеснены за Альпы, и никогда их больше не пересекали. 

После 100 лет относительного затишья, война между римлянами и галлами разгорелась с новой силой, но теперь, боевые действия переместились на территорию Галлии. В 125-123 гг. до н. э. римляне разбили салиев и аллоброгов, и, захватив их земли, создали на них свою провинцию Прованс, которая с 118 г. до н. э. получила название Нарбонская Галлия. После этого, по причине начавшихся в Риме гражданских войн, их продвижение на север было приостановлено на 60 лет. В 58 г. до н. э. в Галлию прибыл Гай Юлий Цезарь, и, несмотря на то, что все галльские племена объединились в борьбе против Рима, за 6 лет он завоевал почти всю страну. В 52 г. до н. э. галлы впервые за всю свою историю, избрали короля, им стал вождь племени арвернов Верцингеторикс, который, казалось, сделал невозможное – в битве при Герговии он заставил Цезаря отступить. Но затем, он сделал непростительную тактическую ошибку, ставшую роковой, запершись в Алезии, король галлов, сам загнал свою армию в ловушку. В 51 г. до н. э. Верцингеторикс сдался Цезарю, в обмен на жизнь своих воинов, умирающих с голода в полуразрушенном, обречённом городе. Фактически в этот же день, Галлия стала римской провинцией.

ancientcivs.ru

древние племена и народности - это... Что такое древние племена и народности?

 древние племена и народности славянство. славяне. древляне. анты. скифы.

варяги.

готы. готтентоты.

кельты, галлы.

тевтоны.

тюрки. хазары. печенеги. половцы. гунны.

кочевники. номады.

эллины. романцы. финикяне.

мавры.

Идеографический словарь русского языка. — М.: Издательство ЭТС. Баранов О.С.. 1995.

  • древнее захоронение
  • Древняя Греция

Смотреть что такое "древние племена и народности" в других словарях:

  • Племена и народности Кавказа (VI—IV вв. до н. э.) — К югу от области, населённой местами, по восточному побережью Чёрного моря и во внутренних областях Северного Кавказа жили многочисленные мелкие племена. Население этих областей, кочевое на равнинах, цолуоседлое и связанное с яйлажным… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Племена Северо-Восточной Европы — О северных странах Геродот не сообщает почти ничего, ограничиваясь предположением, что суровый климат делает эти области необитаемыми. Однако он довольно точно описывает полярную зиму. Уже в III в. до н. э. древние греки, повидимому, были знакомы …   Всемирная история. Энциклопедия

  • СЛАВЯНЕ древние — большая группа племен, предков совр. слав. народов Центр., Юж. и Вост. Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевроп. семье. Источниками по истории С. являются археол. и лингвистич. памятники, известия греко рим. и визант. авторов… …   Советская историческая энциклопедия

  • Финно-угорские племена и народы — Финно венгерские народы (финно угры) группа народов, говорящих на финно венгерских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной и Восточной Европе. Содержание 1 Представители финно угров 2 История 3 Ссылки …   Википедия

  • Финно-угорские племена — Финно венгерские народы (финно угры) группа народов, говорящих на финно венгерских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной и Восточной Европе. Содержание 1 Представители финно угров 2 История 3 Ссылки …   Википедия

  • этнос — ▲ общество ↑ который, пользоваться, одинаковый, естественный язык этнос множество людей, объединенных общностью языка и культуры. этнический. племя. какого ты [кто л] роду племени? разноплеменный. этнографическая группа (напр. поморы, казаки).… …   Идеографический словарь русского языка

  • Россия. Русский язык и Русская литература: Русский язык — А. Русский язык термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный литературный язык Р., представляющийся в своем основании одним из великорусских наречий. I)… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • Тюрки — (точное значение слова неизвестно) группа народностей, говорящих на различных диалектах тюркского языка (см. Турецкие языки) и по физическим признакам своим в той или другой степени принадлежащих к тюркской расе (см. ниже). Географическое… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. История: История России — I Приднепровская Россия IX XII вв. земель , занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ideographic.academic.ru

Какие народы из ныне живущих самые древние? | Древние народы, цивилизации и племена

«Удлинять» свою историю было модно во все времена. Поэтому каждый народ стремится Продемонстрировать свою родословную, начав её с древнего мира, а ещё лучше с каменного века. Но есть народы, чья древность не вызывает сомнений.

Журнал: История «Русская Семёрка» №4, апрель 2017 годаРубрика: НародыТекст: Русская Семёрка

Армяне (II тысячелетие до н.э.)

Фото: древние народыСреди древнейших народов мира армяне, пожалуй, самые молодые. Впрочем, в их этногенезе много белых пятен. Долгое время, вплоть до конца XIX века, канонической версией зарождения армянского народа было их происхождение от легендарного царя Айка, пришедшего из Месопотамии в 2492 году до нашей эры на территорию Вана. Он первым очертил границы нового государства вокруг горы Арарат и стал основоположником армянского царства. Считается, что именно от его имени происходит самоназвание армян «хай».Эта версия была растиражирована раннесредневековым армянским историком Мовсесом Хоренаци. За раннеармянские поселения он принял руины государства Урартру в районе озера Ван. Сегодняшняя официальная версия гласит, что прото-армянские племена — мушки и урумейцы — пришли на эти территории во второй четверти XII в. до н.э., ещё до образования Урартского государства, после разрушения ими Хеттской державы. Здесь они смешались с местными племенами хурритов, урартов и лувийцев. Как полагает историк Борис Пиотровский, зачатки армянской государственности стоит искать в бытность хурритского царства Арме-Шубрия, известного с 1200-х годов до н.э.

Евреи (II тысячелетие до н.э.)

С историей еврейского народа загадок ещё больше, чем с историей Армении. Долгое время считалось, что понятие «евреи» скорее культурное, нежели этническое. То есть, что «евреев» создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточённые дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи: народ, социальный слой, религиозную конфессию, если верить главному источнику по древнейшей истории еврейского народа — Ветхому завету, евреи ведут своё происхождения от Авраама (XXI-XX вв. до н.э.), который сам был выходцем из шумерского города Ур в Древней Месопотамии. Вместе с отцом он перебрался в Ханаан, где впоследствии его потомки захватили земли местных народов (по легенде, потомков сына Ноя — Хама) и назвали Ханаан «землёй Израиля». Согласно другой версии, еврейский народ сформировался во время «исхода из египта», если брать лингвистическую версию происхождения евреев, то они выделились из западной семитоязычной группы во II тыс. до н.э. Их ближайшие «братья по языку» — амориты и финикийцы. Недавно появилась и «генетическая версия» происхождения еврейского народа. Согласно ей, три основные группы евреев — ашкенази (Америка и Европа), мизрахим (страны Ближнего Востока и Северной Африки) и сефарды (Пиренейский полуостров) — обладают схожей генетикой, что подтверждает их общие корни. Согласно исследованию Abraham’s Children in the Genome Era, предки всех трёх групп появились в Месопотамии. 2500 лет назад (приблизительно период правления вавилонского царя Навуходоносора) они разделились на две группы, одна из которых отправилась в Европу и Северную Африку, другая обосновалась на Ближнем Востоке.

Эфиопы (III тысячелетие до н.э.)

Эфиопия принадлежит к Восточноафриканскому, древнейшему ареалу зарождения человечества, её мифологическая история начинается с легендарной страны Пунт («Земля богов»), которую древние египтяне считали своей прародиной. Упоминания о ней встречаются в египетских источниках III тысячелетия до, н.э. Впрочем, если месторасположение, как и существование этой легендарной страны — вопрос спорный, то нубийское царство Куш в дельте Нила было вполне реальным соседом Древнего египта, не раз ставившим существование последнего под вопрос. Несмотря на то что расцвет Кушитского царства пришёлся на 300 г. до н.э. — 300 г. Н.э., цивилизация зародилась здесь намного раньше, ещё в 2400-х годах до н.э. Вместе с первым нубийским царством Керма. Какое-то время Эфиопия была колонией древнего Сабейского царства (Шеба), правительницей которого была легендарная царица Савская. Отсюда и легенда о Соломоновской династии, которая утверждает, что эфиопские цари — прямые потомки Соломона и эфиопской Македы (эфиопское название царицы Савской).

Ассирийцы (IV-III тысячелетие до н.э.)

Если евреи происходили из западной группы семитских племён, то ассирийцы относились к северной. К концу III тысячелетия до н.э. они добились преобладания на территории Северной Месопотамии, но, по мнению историка Садаева, их выделение могло произойти и того раньше — в IV тысячелетии до н.э. ассирийская империя, которая существовала с VIII-VI вв. до н.э., считается первой империей в истории человечества. Современные ассирийцы считают себя непосредственными потомками населения Северной Месопотамии, хотя в научной среде это спорный факт. Часть исследователей поддерживает эту точку зрения, часть называет нынешних ассирийцев потомками арамейцев.

Китайцы (4500 — 2500 до н.э.)

Китайский народ, или Хань, составляет сегодня 19% всего населения Земли. Он зародился на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н.э. В среднем течении реки Хуанхэ, в одном из центров мировых цивилизаций. Это подтверждается и археологией, и лингвистикой, последняя выделяет их в сино-тибетскую группу языков, выделившуюся в середине V тысячелетии до н.э. Впоследствии в дальнейшем формировании Хань поучаствовали многочисленные племена монголоидной расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, весьма различных по культуре. История народа Хань тесно связана с историей Китая, и по сей день они составляют основную массу населения страны.

Баски (возможно, XIV-X тысячелетия до н.э.)

Давным-давно, в IV тысячелетии до н.э. началась миграция индоевропейцев, которые заселили большую часть Евразии. Сегодня на языках индоевропейской семьи говорят практически все народы современной Европы. Все, кроме эускади, знакомые нам больше по названию «баски». Их возраст, происхождение и язык — одни из главных загадок современной истории. Кто-то считает, что предки басков были первым населением Европы, кто-то утверждает, что они имели общую родину с кавказскими народами. Но как бы то ни было, басков принято считать одним из древнейших населений Европы.Баскский язык — эускара — считается единственным реликтовым доиндоевопейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то, согласно исследованию, проведённому в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающий их от окружающих народов, по мнению учёных, это говорит в пользу мнения, что протобаски выделились в отдельную культуру 16 тысяч лет назад, во времена палеолита.

Койсанские народы (100 тысяч лет назад)

Недавнее открытие учёных отдало первое место в списке древнейших народов койсанцам, группе народов Южной Африки, говорящих на так называемых щёлкающих языках. К ним относятся в том числе охотники бушмены и скотоводы гогенттоты.Группа генетиков из Швеции установила, что они отделились от общего древа человечества 100 тысяч лет назад, то есть ещё до начала исхода из Африки и расселения людей по миру.Примерно 43 тысячи лет назад койсанцы разделились на южную и северную группу, по словам исследователей, часть популяции койсанцев сохранила свои древние корни, некоторые, как племя «кхве», долго скрещивались с пришлыми народами банту и потеряли свою генетическую идентичность. ДНК койсанцев отличается от генов остальных народов мира. В нём были найдены «реликтовые» гены, отвечающие за повышенную силу и выносливость мускулов, а также за высокую уязвимость к ультрафиолетовому излучению.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

bagira.guru

Скифы и другие древние племена — классическая версия истории Украины

Древние племена на территории Украины

История Украины. Итак, упадок трипольской культуры, который приходится на 2000 год дон. э. Кроме того, часть трипольцев была подчинена и ассимилирована воинственными степными племенами. 

Примерно в этот же период на украинские земли пришлимногочисленные земледельческо-скотоводческие племена, жившие ранее в районеСреднего Дуная, в Поволжье и на Северном Кавказе. На территории Украины эти племенажили примерно до 1200 года до н. э. Среди них были и киммерийцы — первыеплемена, жившие на землях современной Украины, название которых дошло до нас.Эти кочевые племена населяли территорию между Доном и Днепром вплоть до VII столетиядо н. э. Они владели искусством езды на лошадях, первыми среди кочевниковнаучились плавить железо и ковать из него мечи и наконечники для стрел. Основойих хозяйственно деятельности было скотоводство. Киммерийских поселений неосталось, поэтому главным археологическим источником для изучения их культурыявляются погребения — курганные насыпи, в которых были обнаружены оружие и керамическиепредметы.

Скифы

С начала VII столетия до н. э. в причерноморских степяхпоявились кочевые племена скифов, относившиеся к ираноязычной группе племен.Скифы в совершенстве владели луками и были непревзойденными конниками. В V— IVстолетиях до н. э. часть скифов постепенно перешла к оседлому образу жизни:вдоль берегов нижнего Днепра и в Крыму появились отдельные скифские городища.Самым большим из них было Каменское городище (расположенное возле современногогорода Никополя) — главный ремесленный центр, который поставлял изделия изжелеза всем племенам степной полосы.

дВ III веке до н. э. центр этого государствапереместился в Скифский Неаполь, располагавшийся в пределах современногоСимферополя.

Культура причерноморских скифов была частью культурного мираираноязычных кочевых племен. Кроме того, на нее оказывали влияние местныетрадиции, а также античная культура ранних греческих поселенцев.

О значительном расцвете скифской культуры свидетельствуеттак называемое «скифское золото» мастерски выполненные вещи и украшения,найденные в царских курганах Чертомлык, Солоха, Огуз, Кулеба, Толстая Могила, ГаймановаМогила и др. Эти находки являются замечательными образцами оригинальногодекоративного искусства. Скифский «звериный стиль» поражает красотой и мастерством,с которым изображены на золотых изделиях олени, львы, кони и другие животные.

Оставили скифы и замечательные памятники монументальногоискусства — каменные изображения скифских пращуров в виде грозных стражей, такназываемых скифских баб. Расцвет скифского государства приходится на IV век дон.э.

Население Скифии достигало 680 тыс. человек. Существеннымисточником обогащения и славы скифов были войны и активная торговля сгреческими колониями, Македонией и римскими провинциями. Но в 339 году до н. э.скифы потерпели сокрушительное поражение в битве с македонянами и вскоре послеэтого были окончательно покорены другим могущественным кочевым племенем сВостока — сарматами.

Сарматы

Надо сказать, что сарматы мало чем отличались от скифов: онитакже занимались скотоводством и земледелием, торговали и были столь жевоинственными. Интересно, что название «сармат» происходит от иранского слова«саоромант», что означает — «препоясанный мечом». Меч был главным предметом религиозногокульта сарматов. Он олицетворял бога войны. Сарматская конница, в которой кромемужчин состояли женщины и девушки, считалась непобедимой. По легенде, котораядошла до нас благодаря греческому историку Геродоту, сарматы произошли отбраков скифов с амазонками — воинственным племенем, которое состоялоисключительно из женщин. Сарматские племена делились на язычей, аланов ироксоланов.

Аланы

В конце I века аланы Руины Херсонеса подчинили себе другиеродственные народы, но спустя некоторое время их самих покорили гунны. В началеVI века до н. э., еще во времена существования скифского государства, вПричерноморье появились греческие поселения — Ольвия, Херсонес, Феодосия,Пантикапей (современный г. Керчь), Никоний, Тир, Фанагория, Нимфей, Киммерик, Мирмекий,Тиритака, Манаис и др. Это были города-полисы, жизнь и быт которых напоминалиполисы времен античного мира. Их жители выращивали зерно и виноград, занималисьскотоводством и ремеслами — обработкой металлов, ткачеством, выделкой шкур,изготовлением керамических и ювелирных изделий. Главным городом считался Пантикапей,который являлся важным торговым и ремесленным центром Причерноморья.

Название «Херсонес» с древнегреческого переводится как «полуостров».В византийскую эпоху этот город называли Херсоном, а позднее, во временаКиевской Руси — Корсунем.

Руины Херсонеса расположены на окраине современногоСевастополя.

Расцвет этого города пришелся на конец 4-3 век до н. а;территория города составляла 33 га (часть его ныне разрушена морем), а население— около 15 тыс. жителей. Город пересекали широкие 5—6,5 м) улицы, в центре егорасполагалась торговая площадь, а также сооружения общественного и культового назначения,в частности театр. Археологи нашли остатки жилых домов, виноделен, гончарныхпечей, бань (терм), монетного двора, порта и т. п. Греческие города являлисьзначительными торговыми центрами, были развиты экономически, чеканили своюзолотую и серебряную монету. Это были крупные культурные центры, которыераспространяли эллинскую, т. е. греческую, цивилизацию. Типичными образцамиэтой культуры являются фрагменты храма Диониса, Артемиды и Аполлона,обнаруженные археологами близ города Лубны на Полтавщине, мраморные статуи и ювелирныеукрашения работы античных мастеров. В I столетии до н. э. вследствие общегокризиса рабовладельческого строя и нашествия варварских племен готов и гунновантичное Причерноморье пришло в упадок, а со временем было полностьюуничтожено.

grandukraine.com


Смотрите также