Древние обычаи индии. Древние традиции Индии и современность
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура и традиции индусов. Древние обычаи индии


Похоронные обряды в Индии | традиции и обычаи Индии

Приближение смерти.

Тексты не фиксируют все обычаи и церемонии, совершаемые перед смертью,2) но некоторые из них сохранены обычаем. Когда индиец чувствует, что приближается смерть,3) он приглашает родственников и друзей и ведет с ними дружескую беседу.Чтобы обеспечить себе будущее благоденствие, он делает подарки брахманам и нуждающимся. Наиболее ценным подарком считается корова.

Она называется «вайтарани». Предполагается, что она переведет умершего через реку потустороннего мира.4) В период сутр эта корова называлась «анустарани», и ее либо приносили в жертву и сжигали с телом, либо отпускали с места кремации (Баудхаяна-питримедхасутра, IV, 1). Когда убийство коровы стало недопустимым, ее стали дарить брахману и верили, что это поможет умершему перейти реку потустороннего мира благодаря некоей мистической силе получателя дара. Этот обычай еще существует.Когда приближается смертный час, умирающего кладут на очищенный участок песчаной почвы. Устраивается смертное ложе около трех огней,5) а если в доме только один огонь — то около него. Больного кладут головой к югу.6) Над ним читаются отрывки из священных ведийских текстов его школы, если же он брахман, то читаются отрывки из какой-нибудь араньяки.7) В настоящее время над умирающим читаются стихи из «Бхагавадгиты» и «Рамаяны».8)

Церемонии до похорон.

Первая мантра, содержащаяся в араньяке, относится к совершению жертвоприношения [195] в огонь сразу после смерти. Но это правило относится только к покойному, который при жизни поддерживал священные огни. Согласно Баудхаяне, следует совершить четыре жертвоприношения огню гархапатья, касаясь правой руки покойного ложкой, до краев наполненной очищенным маслом. Но «Бхарадваджа-грихьясутра» предписывает, что жертвоприношение следует приносить огню ахавания. Там не сказано, должно ли огней быть четыре или нет. Ашвалаяна (IV, 3) рекомендует совершать эти жертвоприношения на следующей стадии обряда. С упадком религии жертвоприношений у индийцев это предписание потеряло свою силу, и ему следуют лишь в немногих ортодоксальных семействах. Его место заняли новые пуранические и народные обычаи.В рот покойному вливают несколько капель воды с листьев туласи.Очень странный обычай распространился в Бенгалии. Умирающего относят на берег реки и в момент смерти нижнюю часть тела опускают в воду. То, что этот обычай не был древним, очевидно по следующим соображениям. Все указанные выше тексты предполагают, что смерть происходит, если не рядом с местом, где поддерживаются жертвенные огни, то во всяком случае в доме. Принимая во внимание это негативное свидетельство против обычая, его полное отсутствие в других частях Индии и то, что древнейшие сообщения о нем содержатся в поздних пуранах (Агни-пурана, Сканда-пурана), мы можем заключить, что он сравнительно недавнего происхождения. Ни один из обычно цитируемых текстов, предписывающих это как обязательный обряд, не относится ко времени раньше XVI в. Вероятно, он появился со времени Рагхунанданы и современных ему авторов, писавших о ритуале.

Похоронные носилки.

Согласно грихьясутрам, после жертвоприношения в огонь сделанные из дерева удумбара носилки покрывали шкурой черной антилопы шерстью вниз и на нее клали тело головой к югу, лицом вверх.Впрочем, в настоящее время носилки можно делать из бамбука и шкурой антилопы не пользуются. Сын, брат или другой родственник, а если их нет, — тот, кто проводит церемонию, обращается затем к телу перед тем, как снять с него старую одежду и надеть на него новую: «Сними одежду, которую ты до сих пор носил, помни жертвоприношения и благочестивые дела, которые ты совершал, помни плату за жертвоприношения, которую ты давал [196] брахманам, и дары, которые ты раздавал своим друзьям». После этого тело покрывали куском небеленой неразрезанной ткани с бахромой по обеим сторонам, читая мантру: «Эта ткань приходит к тебе впервые...» Покойного просят сменить старую ношеную одежду и надеть чистую и новую для вступления в другой мир. Потом тело, завернутое в покрывало, несут на носилках к месту кремации.

Вынос тела.

Согласно некоторым авторитетам, вынос тела должен производиться старыми рабами, согласно другим, — на повозке, запряженной двумя волами. Мантра для этого случая говорит: «Я запрягаю этих двух волов в повозку, чтобы перевезти твою жизнь, посредством чего ты можешь отправиться в обитель Ямы, где пребывают добродетельные». Это показывает, что более древним обычаем было использование повозки, а не людей. Древние авторы сутр не выражают отвращения к использованию шудр для выноса тела брахмана, как это свойственно позднейшим смрити. Согласно последним, только кровные родственники могут выполнять эту обязанность и прикосновение человека другой касты является осквернением, которое может быть заглажено только искупительной церемонией (Парашара-смрити, III, 43). Это предубеждение впервые появилось во времена Ману. Он говорит (V, 104): «Не надо допускать, чтобы умершего брахмана, при наличии людей, равных ему, относил шудра, ибо жертвоприношение на огне, оскверненное прикосновением шудры, препятствует доступу на Небо». Более поздние авторы также подчеркивают запрет прикосновения шудры.

Похоронная процессия.

Похоронную процессию обычно возглавлял старший сын покойного (Параскара, III, 10). Во многих местностях человек, возглавляющий процессию, несет в руке факел, зажженный от домашнего огня.9) За возглавляющим процессию следуют похоронные носилки, а за ними идут родственники и друзья покойного. Грихьясутры предписывают, что в похоронную процессию должны входить все сапинды старше двух лет (Параскара, III, 10, 8). Порядок процессии определялся соответственно возрасту, старшие идут впереди. В древности женщины также шли к месту кремации, с распущенными волосами, посыпав плечи пылью. Но теперь этот обычай исчез. Перед выходом процессии возглавляющий ее произносит стих: «Пушан, хорошо знающий путь, имеющий крепких животных, чтобы увести тебя, хранитель местности, уносит тебя [197] отсюда. Пусть он отнесет тебя отсюда в область предков. Пусть Агни, который знает, что подобает для тебя, унесет тебя».

Анустарани.

Очень важное место в похоронной процессии в древности занимало животное, называемое анустарани, или раджагави, — «царственная корова». Для этой цели выбирали корову определенного вида10) (которая могла быть заменена козой). Животное приводили, читая следующий стих: «Хранитель местности, эта жертва — для тебя». Согласно составителям сутр, корову следовало принести в жертву. Но если во время жертвоприношения происходило что-либо непредвиденное, то животное отпускали. Мантра для жертвоприношения была следующей: «Спутник покойного, посредством тебя мы устранили грехи покойного, так что никакой грех или дряхлость пусть не приближаются к нам». Если было необходимо отпустить корову, ее трижды обводили вокруг костра, в то время как ведущий каждый раз повторял мантру. Потом ее освящали другим стихом: «Давай молоко тем, кто живет в моей семье, кто умер и кто должен родиться, и тем, кто еще может потом родиться». И наконец, корову отпускали со словами: «Эта корова — мать Рудр, дочь Васу, сестра Адитьев, основа нашего счастья. Поэтому я торжественно говорю всем мудрым людям: не убивайте эту священную безгрешную корову. Пусть пьет воду и ест траву. Ом! Я ее отпускаю». В настоящее время жертвоприношение коровы для любой цели полностью запрещено и вместо него перед смертью человека и перед сожжением корову приносят в дар. По мнению Г. Ольденберга, жертвоприношение коровы или козы во время сожжения трупа выражает идею замены:11) огонь пожирает мясо коровы или козы, которым покрыто тело, и щадит покойника. Это мнение основывается на стихе, который гласит:

Козел — твоя доля, жаром испепели его!Да испепелит его твое пламя!(Да испепелит) его твое сияние!Накройся коровьими членами (как) панцирем, от Агни,закутайся в жир и топленое масло,чтобы дерзкий Агни, играющий пламенем,не охватил тебя, чтобы сжечь дотла

Ригведа, X, 16, 4, 7

Немецкий ученый прав в своем заключении в той мере, в какой речь идет об идеологии «Ригведы». Но в [198] период сутр представления изменились и это жертвоприношение рассматривалось как обеспечение неземного пути для жизни в ином мире, что явствует из сопровождающих его стихов. Первоначально считалось, что погребальный огонь переносил туда животное, позднее это осуществлялось благодаря таинственному посредничеству брахманов. Более того, корова или коза служили для руководства и помощи покойному в пути, как показывает само их имя вайтарани, или анустарани, — «переносящая», «сопровождающая».

Путь от дома покойного к месту кремации делился на три части, и похоронная процессия всякий раз останавливалась для совершения специальных обрядов. По пути повторяли гимны, обращенные к Яме. Но в настоящее время принято повторять священные имена Хари и Рамы. В большинстве случаев во время шествия церемонии не совершаются и гимны, посвященные Яме, не читаются.12)

Читать далее об обрядах кремации

Примечания:2) По верованиям индийцев, судьба души покойного во многом определяется временем наступления смерти. Лучшим временем смерти считались день, светлая половина месяца (т. е. период возрастающей луны) и период северного пути Солнца (прибавления дня). Благодаря свету, дню, Солнцу покойный попадал в мир богов, к Солнцу и затем в мир Брахмы. Привязанный к Земле мраком и ночью, покойный шел по пути предков на Луну и возвращался на Землю в виде дождевых капель и затем рождался как рис, ячмень, деревья и т. д. (ср.: Чхандогья-упанишада, V, 10, 1-6, где, однако, делается различие между умершим подвижником и домохозяином). Если человек умирал в светлой половине месяца, то совершалась только утренняя агнихотра, а если в темной половине, то приглашали специального жреца-адхварью, который совершал столько утренних и вечерних жертвоприношений, сколько оставалось дней до следующего новолуния, и затем еще и жертву по случаю новолуния (см.: Caland W. Die altindischen Todten- und Bestattungsgebräuche... S. 86).3) В ряде текстов подробно перечисляются [285] признаки наступающей смерти: если человек не видит звезду Арундхати, не видит своего отражения в глазах собеседника, если видит отверстие в солнечном диске, если видит во сне осла и т.д. (см., например: Шантипарва, 318).4) При этом произносилась формула: «Я отдаю эту молочную корову, желая перебраться через ужасную реку Вайтарани в обитель Ямы» (см.: Caland W. Die altindischen Todten- und Bestattungsgebräuche... S. 8).5) Священные огни в ведийских текстах отождествляются с дыханием, жизненными силами человека (прана).6) Умирающего клали на землю, обмазанную коровьим навозом и посыпанную священной травой и зернами сезама (траву клали верхушками стеблей к югу).7) Над умирающим читали тексты «Пуруша-сукты», «Ригведы», «Иша-упанишады», текст «Тайттирия-самхиты» (I, 4, 40): «Земля взяла тебя в свою утробу, ложе для каждого. Дай ему, земля, мягкое сиденье, обеспечь ему защиту, просторная».8) Тексты «Бхагавадгиты» и «Рамаяны» вообще часто заменяют в современном индуизме древние ведийские мантры. Произносится также тысяча имен Вишну-Нараяны. В поздних текстах предписывалось сыну брать [286] голову умирающего к себе на колени, давать ему пить воду Ганга, чертить у него на лбу три полосы пеплом (см.: Caland W. Die altindischen Todten- und Bestattungs-gebräuche... S. 9).9) Факел делался из дерева палаша. Священные огни несли в определенном порядке: ахавания, потом «южный« (дакшина) и последним «домашний» (гархапатья).10) Корову выбирали обычно бесплодную, черного цвета или с черными глазами и т. д., предписывалось также выбирать корову злую. Позднейшие ритуальные тексты («Бхарадваджа-паддхати») разрешают сделать изображение коровы из священной травы куша.11) Обкладывание покойного частями жертвенного животного перед сожжением иногда расценивается как попытка переправить покойного в иной мир в облике животного (см.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. С. 188). Цель обкладывания покойного частями жертвенного животного могла быть различной. Коровьи почки, в частности, давали в руки покойному, чтобы умилостивить псов бога смерти Ямы, как об этом свидетельствует читаемая мантра.12) «Брахма-пурана» сообщает, что во время похоронной процессии необходимо было производить шум с помощью различных музыкальных инструментов (см.: Kane P. V. History of Dharmaśāstra. Poona. Vol. 4. P. 217).

Автор и источник публикации: 

Р. Б. Пандей Древнеиндийские домашние обряды (обычаи) Cокращенный перевод с английского, предисловие и комментарии А. А. Вигасина Второе издание МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1990

indonet.ru

Традиции и обычаи в Индии

Поиск по сайту

БРАХМА (Пушкар)ВИШНУ (Бадринатх, Гуруваюр, Муктинатх, Тирупати, Харидвар ...)ШРИ РАМА (Айодхья, Рамешварам, Читракут, Панчавати)ШРИ КРИШНА (Вриндаван, Пури, Дварака, Майапур, Курукшетра ...)ШИВА (Аруначала, Чидамбарам, Кайлас, Кедарнатх, Танджавур ...)ШАКТИ (Вайшно Деви, Ганготри, Мадурай, Майсур, Ямунотри ...)Другие боги:ГАНЕША, СУБРАМАНЬЯ, МУРУГАН, ХАНУМАН, ГАРУДА ...

Традиции и обычаи в Индии
8. Традиции и обычаи в Индии

Индия - необыкновенная страна, где столетиями сосуществуют разные религиозные направления и духовные течения, где рядом могут находиться святыни индуистов и мусульман, христиан и сикхов, джайнов и буддистов. Основным условием такого мирного сосуществования является приятие традиций и обычаев друг друга.

В путешествии по стране необходимо понимать, что только уважительное отношение к местным устоям является необходимым правилом поведения и гарантией дружелюбного отношения местных жителей. Люди в Индии в качестве приветствия говорят "Намасте" или "Намаскар". "Намасте" плюс сложенные в приветствии ладони - традиционная форма индийского приветствия, и, если вы воспользуетесь ею, индийцы это оценят. Однако если вы мужчина, то местные мужчины без колебаний поздороваются с вами за руку - рукопожатие будет оценено как жест исключительного дружелюбия.Для индийских женщин свободные нравы в общении между мужчинами и женщинами неприемлемы. Не здоровайтесь с женщиной за руку (если только она первой не протягивает ее) и не кладите кому-либо руку на плечо, не стоит также мужчине и женщине на публике держаться за руки. Впрочем, в частных домах иностранцев всегда принимают как почетных гостей, поэтому снисходительно отнесутся к вашему незнанию местных традиций.

Фото 9.14 Намаскар

В глубинке, где европейские туристы редкость, многие проявят к вам живой интерес - будут сами тянуть руку, кричать "Хеллоу" и "Вич Кантри". Во многих местах считается хорошей приметой прикоснуться к белому человеку, поэтому не удивляйтесь, если вас будут с интересом разглядывать, здороваться за руку или трогать. Очень многие захотят с вами сфотографироваться. Если найдется человек, говорящий на английском, вас обязательно расспросят - как зовут, чем занимаетесь. Особого внимания удостаиваются обладатели крупной фигуры, светлых волос, и, как ни странно, упитанного животика. В Индии считается, что это признак высокого положения в обществе.

Правила, которые следует учитывать, находясь в Индии:* Ваш стиль одежды, поведение и манеры не должны нарушать традиции местного населения. Западная манера поведения и одежда не вызывают понимания и одобрения у деревенских жителей, живущих в глубинке. Неприемлема демонстрация чувств, в виде объятий и поцелуев на публике.* Имя индийца обычно состоит из его личного имени, затем имени его отца, касты, к которой он принадлежит и названия деревни, в которой он живет. Фамилии не имеют значения, замужняя женщина сохраняет свое имя, и в документах обозначается как такая-то, жена такого-то.* Большинство замужних женщин носят красную точку - тикку на лбу, обручальное ожерелье (мангала сутрам), кольца на пальцах и в носу, серьги, ножные браслеты. В Индии существуют определенные предписания для ношения украшений, поэтому, не зная их, лучше индийскими украшениями не пользоваться.* Иностранцам не обязаны есть руками, как это делают жители Индии, но если вы все же решите это сделать, то имейте в виду, что брать пищу нужно только правой рукой. Левая рука не считается "чистой".* Прасад тоже берите правой рукой, как и вибхути (священный пепел).* Во многих местах в Индии практикуется разделение мужчин и женщин, особенно в храмах и в местах поклонения. Соблюдайте этот обычай.* При входе в храм, собор или часовню необходимо снимать обувь. Ее нужно оставить перед входом на хранение (бесплатно или за небольшую плату), и не разрешается, даже спрятав в пакет, проносить обувь внутрь храмового комплекса. Снимать обувь и ходить босиком принято также во всех индийских домах, а также в музеях, священных местах, и даже в некоторых магазинах.* В храмах к туристам обычно относятся доброжелательно и иногда позволяют присутствовать в алтарной части при религиозных ритуалах. Однако есть несколько храмовых комплексов, в которые европейцы не допускаются ни при каких обстоятельствах. Обычно там всегда можно увидеть броскую табличку "For Hindu Only". В этом случае не нужно спорить или предлагать деньги за вход.* В некоторых храмах вам могут поставить кум-кумом или вибхути точку на лбу, а также обвязать красной нитью запястье руки (женщинам - левую, мужчинам - правую). Не сопротивляйтесь - это обереги, только по традиции опустите немного денег в ящик для пожертвований.* В сикхских храмах следует находиться с покрытой головой, в мечеть и другие культовые сооружения мусульман женщины могут войти только в длинной одежде, в джайнский храм вы не сможете попасть в шортах. К счастью, зачастую всю необходимую одежду, включая и безразмерные штаны и платья можно получить напрокат на месте.* В индийских обычаях считается неприличным сидеть в храме с вытянутыми вперед ногами, особенно в случаях, когда ноги направлены на духовное лицо, старшего по возрасту или в сторону алтаря. Книги не рекомендуется класть на пол или рядом с ногами, также не следует показывать на что-либо указательным пальцем - лучше кистью или подбородком.* Будьте внимательны при использовании фото- и видеоаппаратуры в храмовых комплексах. Во многих храмах фотографировать внутри запрещено, в некоторых - следует оплатить разрешение съемки (фото - примерно 5-10, а видео - 50-100 рупий).* Джапамалу (четки) следует носить под одеждой, в Индии считается, что все предметы духовной практики - священны, и не должны попадаться на глаза случайным людям.* Считается неприличным носить распущенные волосы, как длинные, так и средней длины, поэтому индийские женщины обычно собирают волосы в пучок или косу.* Некоторые молодые европейцы стремятся одеваться как садху (монахи), выбирая для себя оранжевые одеяния. Но духовность заключается не в том, какого цвета одежду вы носите. Попытки стать святым при помощи цвета одежды или каких-то принадлежностей культа могут быть оскорбительны для верующих.* При посещении ашрамов имейте в виду, что пальмовые листья, на которых раздают прасад, служат тарелками, а не подстилками. Уважайте культовые святыни, такие как мурти, шивалингамы, обелиски и т.п., не позволяйте себе вольность садиться верхом на них для того, чтобы сфотографироваться.

Советы путешественнику по Индии

 

 

www.ashram.ru

Культура и традиции индусов - Обычаи

культура и традиции индусов

В каждой стране живут народы и этнические группы, которые имеют свои особыетрадиции и обычаи, которые сложились за многие века их проживания. Мы плохо знаем свою собственную культуру, а что говорить о культуре других народов?Путешествуя по разным странам, мы знакомимся с культурой, традициями и обычаями народов, проживающих в данной стране, повышая, тем самым, и свой культурный уровень.

Если говорить об Индии, то сразу возникают ассоциации с самыми яркими красками и разнообразными терпкими запахами. Это многолюдные улицы, непередаваемые удивительные танцы и красочные наряды женщин. Это неповторимая природа и животный мир. Это страна со своими особыми традициями и религией. Некоторыетрадиции в Индии ушли в прошлое, а некоторые строго соблюдаются и в настоящее время. Отправляясь в путешествие в Индию, обязательно надо иметь хотя бы основы знаний об их культуре и обычаях, с уважением относиться к ним, чтобы путешествие проходило приятно и без осложнений.

Начнем с приветствия. Можно поздороваться, просто пожав руку, как мы привыкли. Но есть некоторые тонкости. Считается дурным тоном пожимать руку человеку, с которым ранее не был знаком. Кроме того, женщинам не следует здороваться за руку с индусами, так как это могут посчитать за оскорбление. Самое уважительное приветствие у индийцев – намасте — это соединенные ладони на уровне груди.

Мы это видели во всех индийских кинофильмах – человек складывает ладони и кланяется. Если надо выразить особое уважение, то приветствие включает касание пальцами стоп или голени приветствуемого. Обнимать за плечи или целовать считается неприличным.

Приветствие учителю – сложенные ладони держат на уровне лба.

При приветствии Богу ладони поднимают чуть выше головы.

При знакомстве с индусом надо помнить, что их имена состоят из нескольких частей. Вначале стоит его собственное имя, затем имя его отца, затем название касты, в которую он входит и название населенного пункта его проживания. Для женщин имя содержит ее собственное имя и имя ее супруга.

При прощании индийцы поднимают ладонь и машут только пальцами. Мы тоже иногда пользуемся подобным жестом, только в Индии так прощаются с девушкой. Если Вы прощаетесь с мужчиной – просто подымите ладонь.

Не следует применять следующие жесты:

так же как и у нас, считается невежливым указывать куда-либо указательным пальцем;

не следует подмигивать симпатичной девушке. Этот жест является неприличным и говорит о конкретном предложении. Если мужчине нужна представительница древнейшей профессии, необходимо указательным пальцем показать на ноздрю;

не нужно щелкать пальцами, чтобы привлечь чье – то внимание. Это воспринимается как вызов;

вибрирование пальцами, сжатыми в пучок-знак собеседнику, что тот боится;

двойной хлопок ладонями – это намек на другую ориентацию.

Если Вам «приспичило» по малой нужде в незнакомом месте в туалет, нужно спросить у собеседника «Где находиться номер один?» или показать мизинец, сопровождая вопросительным взглядом. Если же Вам необходимо туда на более длительное время, то нужно спросить о «номере два» или показать горизонтально сложенные указательный и средний палец. Дело в том, что в Индии уборные разделены по назначению.

В Индии существует культ животного. Некоторые представители животного мира возведены в ранг священных. Специально для обезьян возводят храмы. Например, знаменитый Дворец Ветров, где обезьяны обитают в таком количестве и так агрессивны, что туристам не рекомендуют туда даже заходить! По улицам населенных пунктов расхаживают другие священные животные – коровы. Они живут собственной жизнью и умирают своей смертью, так как их запрещено принимать в пищу.

Еще одно животное – павлин. Живут в буквальном смысле припеваючи – поют свои крикливые песни повсюду: в храмах, на улицах и во дворах частных домов.

Посещая храм, необходимо снимать обувь при входе и заходить босиком. Изделия из натуральной кожи лучше вообще исключить из своего гардероба. Это считается кощунством.

Мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Особенно это касается храмов.

Еще некоторые принятые жесты.

Если человек берется за мочку своего уха – это жест раскаяния и признание своей вины.

Разгоняющие взмахи рукой над чьей-то головой символизируют готовность взять на себя любое зло, защитить человека от злого глаза. Покачивание большим пальцем в чью-то сторону означает, как пристыдить (аналог «утереть нос»).

На огромной территории Индии проживает более миллиарда человек, и все они отличаются друг от друга укладом жизни, вероисповеданием, одеждой, культурой и традициями.

Например, население в Раджастхане отличается воинственностью и смелостью. Поклоняются, в основном, Богу Шива. Бенгалия считается культурным центром, поклоняются Кришне и население более спокойно и культурно. Мусульмане обосновались в Кашмире. Наиболее европейский штат – Гоа, где много католиков. В Пенджабе проживают сикхи. Существуют еще большое множество различных сект.

Возможно, религия и территория их и разделяют, но большим связующим моментом для всего населения являются народные праздники. В Индии это очень важный социальный фактор. Праздники дают выход накопившимся эмоциям, и скрасить будни ярким моментом в жизни. А праздновать в Индии умеют и праздников великое множество. Причем праздники могут проводиться как в отдельных штатах, так и по всей стране.

ahmadabad.ru

Традиции и обычаи в Индии

  Важно помнить, чтобы стиль одежды, манеры и поведение приехавших гостей, выражали уважение к традициям местного населения. Западная манера поведения и одежда вызывают непонимание и неодобрение у деревенских жителей. Демонстрация чувств, таких как объятия и поцелуи на публике, неприлично для местных жителей.

Вы должны быть чисто и просто одеты, быть очень вежливыми и уважать местное население.

В Индии принято, чтобы сын приветствовал своего отца и мать, кланяясь и касаясь своих ног, а затем выпрямляясь и касаясь своей головы. Также приветствуют учителей и почтенных религиозных наставников. В северной Индии люди в качестве приветствия говорят "Рам" или "Намасте".  Приветствие означает, что они видят Бога внутри вас.

Имя индуса обычно состоит из его личного имени, затем имени его отца, касты, к которой он принадлежит и названия деревни, в которой он живет. Фамилии не имеют значения, замужняя женщина сохраняет свое имя и в документах обозначается как такая-то, жена такого-то.

Обычно мужчины носят одежду типа дхоти, лунги и пижама. Женщины носят сари или пенджаби. Большинство замужних женщин носят сари, красную потту на лбу, обручальное ожерелье (мангала сутрам), кольца на пальцах и в носу, серьги, ножные браслеты. В Индии существуют определенные предписания для ношения украшений, поэтому, не зная их, лучше не пользоваться индийскими украшениями.

Иностранцам не обязательно есть руками как это делают жители Индии, но если вы все же решите это сделать, то имейте в виду, что брать пищу нужно правой рукой.

Прасад берите тоже правой рукой, тоже относится и к вибхути (священному пеплу).

Во многих местах в Индии практикуется разделение мужчин и женщин, особенно в храмах и местах поклонения. Соблюдайте этот обычай.

При входе в храм, в мандир, в часовню, а иногда даже в столовую или в магазин необходимо снимать обувь.

В традициях Индии считается оскорбительным сидеть так, чтобы ваши ноги были направлены на кого-либо, особенно на духовное лицо или старшего по возрасту, а также в сторону алтаря.

Джапамалу (четки) следует носить под одеждой, в Индии считают, что все предметы духовной практики - священны и не должны попадаться на глаза случайным людям.

Книги - это знание, они пользуются большим уважением, их нельзя класть на пол или рядом с ногами.

Некоторые молодые люди стремятся одеваться как садху или святые. Но духовность заключается не в том, какие одежды вы носите. Попытки стать святым при помощи одежды или каких-то принадлежностей культа оскорбительно для индусов.

Считается неуважительным носить длинные или средней длины распущенные волосы, поэтому индийские женщины собирают волосы в пучок или косу.

Источник: www.ayurtour.ru

www.my-article.net

Культура, традиции и обычаи Индии. • Индия • Азия • Страны

Традиционные стол ИндииИндия – интересная страна, которая привлекает интерес к себе удивительными национальными традициями и своеобразной культурой. Причём, почти все обычаи индейцев являются сугубо индивидуальными именно для этой страны. Итак, давайте рассмотрим некоторые из них.

Индийцы трепетно относятся к застольному этикету. Они очень аккуратны, поэтому  у каждого на столе стоит мыска с теплой водой для обмывания рук при смене блюд. Мыть руки обязательно до и после трапезы. Они не терпят разговоров во время еды, в индийском застолье должно царить молчание. Первый начинает кушать хозяин. Приборы не имеют особой роли при трапезе, так как индийцы допускают возможность кушать руками.

Лучше всего брать пищу только правой рукой и не лезть своей ложкой в чужую  тарелку к соседу. Не оставляйте по окончанию трапезы ничего на тарелке, это может обидеть хозяина. У индийцев принято ждать приглашения к столу, а также после чаепития оставлять пустую чашу на столе. Лучше не делать инициативных действий, а подождать и посмотреть, как ведут себя индийцы, и поступить также.

Индийское приветствиеПри приветствии индийцы складывают ладони на груди и раскланиваются друг другу, однако  иностранцам они просто машут рукой. Недопустимо протягивать руку, как это делается у нас. Такой жест может напугать жителя Индии.

Все без исключения святые места индийцев необходимо обходить с правой стороны.  На входе в храм, в котором положено разуваться находятся таблички или стоят служащие. Когда входите в их дома положено также сразу разуваться. При сидении на корточках, обратите особое внимание на положение ваших стоп, так как они не должны быть повернуты в сторону соседей, это считается за оскорбление. В Индии есть обычай оставлять немного денег, выходя из храма. Вы сможете посетить только буддийские храмы, так как в индусские храмы иноверцам вход запрещен.

Не стоит притрагиваться к одежде или телу индийца, они расценивают это как оскорбление. У них не принято целоваться или держать друг друга за руки в общественных местах, даже если мужчина и женщина являются супружеской парой.  Не вздумайте погладить по голове индийского ребенка, его родителями это воспримется, как желание сильно навредить их отпрыску. Вообще, любое прикосновение – таинство для индийцев. Стоит строго соблюдать эту традицию и контролировать себя, чтоб не обидеть местных жителей.

В индии действует особый культ ненасилия (ахимса). Он подразумевает аккуратное обхождение, как с людьми, так и с животными. У них на улицах нигде не встретишь задавленное животное, а также не увидишь, как его бьют и прогоняют. Все это объясняется верой в перерождение души человека. К примеру, корова, как известно священное животное в Индии, безнаказанно может бродить по автомобильной дороге, и никто не может прогнать ее или ударить. Собаки в Индии могут разгуливать даже в храмах и государственных учреждениях.  В некоторых, из которых, для собак специально оборудуют лавочки. 

Замужняя женщинаЗамужняя женщина отличается от свободной девушки по 16 признакам, вот главные 4: наличие обручального кольца и браслетов, наличие красной краски на стопах ног, наличие тика (кружечка между бровями) и заплетенные в косу или собранные волосы  с пробором, окрашенным красной краской.

К фотографии индийцы относятся двояко. Опять же в буддийских храмах оно разрешено, а индусских нет. В некоторых общественных местах также может висеть табличка  с перечеркнутым изображением фотоаппарата. Фотографирование также может оказаться платным. Не фотографируйте без разрешения прохожих, это может противоречить их религиозному мировоззрению.

 

journeying.ru

Древние традиции Индии и современность - конспект лекций

Надо отметить, что ни буддизм, зародившийся в Индии в среде кшатриев, ни христианство не стали среди индийцев распространёнными. Буддизм из Индии распространился в Китае, Коре, Японии, однако в самой Индии был редким явлением. И буддизм, и христианство не могли воспринять идею разделения людей по варнам, принадлежностью к каждой из которых определялась значимость человека как духовного существа. Между тем сами индийцы не мыслят свою жизнь вне варновой системы. В наше время количество индийцев, исповедующих христианство или буддизм, очень мало. В ХХ веке культурные черты Индии, сложившиеся в древности, всё ещё существенно влияли и на быт индийцев, и на действия политиков. Так, Махатма Ганди считал, что цели надо добиваться исключительно мирными средствами, такими, как бойкотирование товаров, производимых теми, против которых направлен бойкот. Также Ганди отличался терпимостью в отношении других религий, например, ислама. Одним словом, Махатма Ганди в ХХ веке является наиболее выдающимся сыном своего народа, индийской культуры. В XXI столетии культурные традиции индийского общества по-прежнему играют важную роль в жизни страны. Так, несмотря на то, что по Конституции Индии 1950 года касты являются упразднёнными, они, по сути, продолжают существовать. Неприкасаемых в Индии формально нет, по закону их принято называть далиты (угнетённые) или хариджаны (это название дано Махатмой Ганди и означает оно божьи люди). Однако в ряде деревень и по сей день случаются настоящие кастовые чистки, спровоцированные неприятием далитов в социальную среду. Традиционализм особенно проявляется в сельской местности. Многие индийцы живут согласно предписаниям своего гуру, неизменно выполняют ряд религиозных обрядов, чтят обычаи предков. Правда, некоторые из этих обычаев и обрядов весьма жестокие, например, и в наше время (уже в порядке исключения) можно встретить выполнение обряда восхождения вдовы на погребальный костёр мужа. В принципе, даже если женщина не выполняет этот обряд, то и сейчас в обществе к ней относятся, как правило, пренебрежительно, а сама она живёт в бедности и в массе ограничений (ей нельзя есть мясо, соль, пить вино, она может питаться грубой пищей раз в день, спать на полу…). Поэтому индийцы говорят: «Нельзя хуже обругать, чем вдовой назвать». Смерть мужа рассматривается индусами в качестве кармического последствия непорядочного поведения его жены в предыдущей жизни. Если же жена является покорной мужу, то на неё нисходит благодать, распространяющаяся на всю семью. Считается, что общение с вдовой может навлечь беды, более тяжёлые, чем прямой контакт с неприкасаемым. Всё же, надо подчеркнуть то, что семьи в Индии отличаются прочностью и благочестивостью. Не менее важно отметить, что в современной жизни индийского общества по-прежнему неформально сохраняются общие правила, регламентирующие жизнь женщины. А. С. Тимощук среди общих норм, касающихся женщин любой варны, особо подчеркивает следующие пять, обязательные для исполнения: 1) Дочь должна быть выдана замуж до половозрелости за мужчину, который в два-три раза старше её. (Надо признать, что подобная практика в наши дни вызывает много нареканий, тем более что в современном обществе существует проблема подростковой беременности). 2) Вдова, имеющая детей, не имеет права второй раз выходить замуж. 3) Нельзя заключать брак между женщиной и мужчиной одной династии. 4) Дхарма женщины – быть покорной мужу и быть довольной тем материальным достатком, который он может ей предложить. 5) Женщина имеет право выйти замуж либо внутри своей варны, либо в более высокой варне, но ни в коем случае не ниже. (Это положение в силу формального упразднения касто-варновой системы ныне не имеет существенного значения и далеко не всегда соблюдается). Среди всех варн кшатрийки пользовались большей свободой в брачных отношениях, поскольку могли выбирать себе мужа на турнире. В целом же положение женщины выглядит достаточно закрепощённым. В то же время историки отмечают, что до мусульманского завоевания женщины в Древней Индии пользовались большой свободой. Наравне с мужчинами они участвовали в политической жизни, философских дебатах. Такая традиционность индийской культуры, с одной стороны, свидетельствует о её жизнеспособности и глубоких историко-философских корнях. Однако, с другой стороны, препятствует принятию прогрессивных культурно-религиозных новшеств, порождает привязанность и даже зависимость от ряда старых родоплеменных обычаев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Бадак А. Н. Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. – Минск.: Харвест, 1999.2. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: «Наука», 1993.3. Бурмистров С.Л. Движущие силы историко-философского процесса в философии неоведантизма // Вопросы философии. 2008. – № 12.4. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: «Наука», 1970.5. Всеволодов И. В. Бирма: религия и политика. – М.: Наука, 1978.6. Вокруг света. – 2007. – № 8 (2803).7. Гусева Е. Р. Джайнизм. – М.: Наука, 1968.8. Гусева Е. Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. – М.: Наука, 1977.9. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М.: «Наука»,, 1990.10. Мещеряков А. Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм: Проблемы синкретизма. – М.: Наука, 1987.11. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1. – М.: Советская Энциклопедия. 1987.12. Тимощук А. С. Ведическая антропология // Религиозная антропология. – Владимир: ВлГУ, 2006.13. Скороходова Т.Г. Традиция в интерпретации мыслителей Бенгальского Возрождения // Вопросы философии. 2008. – № 12.14. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:1. Чем, по вашему мнению, торговцы из Шумера могли заинтересовать представителей хараппской цивилизации?2. В чём проявляется взаимосвязь религиозных верований в хараппской цивилизации с современным индуизмом?3. Что такое Веды? Какие черты Вед принято выделять?4. В чём заключается суть сансары?5. Что такое карма?6. Почему в Индии не принято подавать нищим милостыню?7. Какие явления общественной жизни современного индийского общества свидетельствуют о его традиционализме и консерватизме?8. В чём вы видите взаимосвязь авидьи и аханкары?9. Почему многовековое присутствие английских властей в Индии не повлияло на фундаментальные принципы индийской культуры?10. Почему в Индии по-прежнему сохраняется обряд восхождение жены на погребальный костёр мужа?

2dip.su