Где же были Джинестра с Качибеем? Джинестра древняя одесса
Хаджибей Википедия
Хаджибе́й (тур. Hacıbey)[1]:10—12[2]:1—26[3]:30[4], (другие названия, встречающиеся в исторической литературе — Гаджибе́й[5]:9—22, Качибе́й (польск. Cacybei, Cacubius)[5][6], Коцюбее́в[6][7][8][9][10], Какуби́я[5]) — известное с XIV века поселение, каменный замок, стоянка для судов и порт с примитивными сооружениями, находившееся на берегу Одесского залива, на месте современного города Одессы. Поселение было разрушено и запустело в XV веке (по иной гипотезе — во второй половине XVI века[7]) и было возрождено Османской империей в XVIII веке[4].
В XIII веке купцы из процветающих итальянских портов прочно обосновались на северных берегах Чёрного моря (города-колонии Тана, Кафа, Вичина, Ликостомо, Монкастро и др.), чему способствовала слабость Византийской империи и свободное плавание через Черноморские проливы. На итальянских морских картах (портоланах), изданных в те времена, побережье в районе нынешней Одессы обозначалось словом «Джинестра» (la ginestra, la zinestra, la sinestra). Название чего это было — места якорной стоянки, удобной гавани или торговой колонии — точно не известно[11]. В это же время степи, примыкающие к Одесскому заливу, были центром кочевий Ногайского улуса — орды, отколовшейся от Золотой[12]. Между итальянцами и ордой существовала развитая торговля. Вывозились рабы и зерно[13]. Однако, стремясь установить контроль над Константинополем, османский султан Мехмед II в 1452 году запер Босфор двумя крепостями, построенными на азиатском (Анадолухисар) и европейском (Румелихисар) берегу в самом узком месте пролива и приказал взимать дань со всех проходящих судов, а не подчиняющиеся суда — топить. В результате этих мер итальянская черноморская торговля была парализована[14]. Вскоре (к концу XV века) запустели или были захвачены и разрушены османами все торговые черноморские колонии. Османская Империя недоверчиво относилась к иностранным купцам, а вследствие политической неопределённости статуса и слабой заселённости северного Причерноморья своих купцов там не было. Ли
ruwikiorg.ru
Хаджибей, Джинеста и Качибей / Одесса на первом одесском портале
Андрей Добролюбский
1 год назад
Литовский Качибей и турецкий Хаджибей – это две большие разницы!
Думская, 06.06.2017
Одесский историк и археолог, доктор исторических наук и профессор Андрей Добролюбский прислал в редакцию «Думской» ответ на статью своего ученика, заведующего кафедрой истории Украины Педина, кандидата исторических наук Андрея Красножона «Хаджибейский замок: стоял на Приморском бульваре, а штурмовали его со стороны автозаправки».
Собственно, ученый хочет прокомментировать несколько публикаций, принадлежащих перу Красножона. Кроме материала на «Думской», это статьи «Литовский замок Качубиев на территории Одессы», «Крепостной ансамбль Хаджибея: время основания и строительная периодизация» и «Страсти по Качубиеву, или Сколько лет Одессе?». Редакция публикует ответ ученого почти полностью. Мы посчитали возможным опустить несколько оскорбительных высказываний в адрес Красножона.
Неважно, где именно они были опубликованы, важно – эти статьи были прочитаны, и именно по ним интересующиеся историей читатели составили впечатление о прошлом родного края. Между тем, полагаю, в научный оборот введена фальшивка. Также, имеет место замалчивание истории изучения вопроса.
Двадцать лет назад во время археологических раскопок на Приморском бульваре были обнаружены остатки фундаментов Хаджибейского замка, установить точное местонахождение которого ранее безуспешно пытались одесские историки. Итоги этих раскопок были неоднократно опубликованы, в том числе и самим Красножоном, и не вызывали никаких сомнений. К этим остаткам Хаджибея, однозначно датированными второй половиной XVIII века, неожиданно снова возвращается Красножон, публикуя собственную интерпретацию находки. Он утверждает, что это – фундаменты литовского замка XV столетия, на которых впоследствии, в XVIII веке, и был построен турецкий Хаджибей…
К сожалению, автор полностью искажает и передергивает изначальную археологическую ситуацию. Даже первокурсник понимает, что если остатки фундамента замка (в нашем случае — Хаджибея) заполнены однородным грунтом, содержащим керамику второй половины XVIII века (с несколькими слабо выраженными фрагментами керамики XIV века), то этот слой с полной определенностью может датироваться только лишь второй половиной именно XVIII века. И никак иначе. Но Красножон, видимо, этого не хочет ни замечать, ни понимать…
Такая элементарная ошибка вызывает у любого сколько-нибудь грамотного, или просто осведомленного человека, лишь искреннее изумление. Но в статье Красножона эта ошибка подкреплена рисунком разреза раскопа, который не имеет к хаджибейской кладке никакого отношения. Что позволяет уверенно говорить уже не просто об «ошибке»: предложенная Красножоном датировка остатков Хаджибейского замка четырьмя веками ранее установленной даты, трактуемая автором как своеобразное личное «открытие», на самом деле является грубой источниковедческой подтасовкой.
Кстати, если не в подлоге, то в невнимательности точно, уже сам Красножон обвиняет… русского разведчика, инженера, профессионального топографа Ивана Исленьева, которые в 1765 г. составил совершенно достоверный и аутентичный план «Развалины старинного замка города Кочубиева». Красножон предпочитает этот труд не замечать, объясняя его… ошибкой очевидца.
Кстати, при локализации и атрибуции другой крепости — Ени-Дуньи, — Андрей Красножон также полностью игнорирует реальную источниковедческую и историографическую ситуацию, которая обстоятельно и специально изложена в нескольких публикациях, в том числе и самого Красножона.
Красножон совершенно не пожелал разобраться и в источниковедческих реалиях, касающихся конкретной локализации и хронологии двух совершенно разных крепостей — литовского Качибея и турецкого Хаджибея, равно как и в разном происхождении их эпонимов. Об обстоятельствах постоянной источниковедческой и хронологической сопряженности Джинестры и Качибея он, как и в случае с Ени-Дуньей, тоже предпочитает даже не упоминать.
Я уже высказался об этих обстоятельствах в своей последней книге «Археология Одессы». Добавлю лишь, что свои научные «поиски и откровения» Красножон рекомендовал к изданию «через голову» кафедры всемирной истории Южноукраинского национального педагогического университета, при которой он учился и сейчас работает.
Следует оговорить, что локализация и эпонимика Качибея-Хаджибея всегда вызывала ученые и даже высоколобые споры и столкновения, принимавшие порой острые национально-озабоченные формы. В отличие от Джинестры — ее локализация не имеет подобной историографии. Видимо, Джинестра никого не раздражала. В Одессе, которая была основана неаполитанцем, всегда любили итальянцев.
Однако Красножон совершенно не рассматривает те факты, которые ему мешают подтверждать свои домыслы. В частности – гипотезу расположения литовской крепости Качибей на месте Приморского бульвара в Одессе. Его не смущает, что Джинестра, являвшаяся якорной стоянкой у крепости Качибей, в таком случае тоже должна быть на Приморском бульваре…
«Открытие» Джинестры, якорной стоянки итальянских мореплавателей XIII-XV вв. – заслуга профессора Новороссийского университета Филиппа Бруна. Он, наряду с другим своим коллегой Николаем Мурзакевичем, сумел заполучить в европейских музеях, архивах, книгохранилищах копии старинных итальянских и каталонских навигационных карт. Именно они фиксируют стоянку с именем «Джинестра» на акватории теперешнего Одесского залива и близлежащих лиманов.
Не секрет, что в средние века, как и во времена античности, нынешние Куяльницкий и Хаджибейский лиманы соединялись с морем судоходными протоками. Навигаторы из Генуи, Венеции, Анконы и других средиземноморских республик находили в лиманах безопасное убежище в ходе каботажных плаваний вдоль черноморских берегов. Единственное неудобство для средневековых мореходов заключалось в том, что вязкий донный грунт лиманов частенько «заглатывал» якоря, которые ценились в тех условиях необычайно дорого. Но нет худа без добра: обнаружение средневековых довольно крупных якорей в лиманах (в частности, они найдены при добывании лиманной грязи в районе нынешней куяльницкой грязелечебницы) как раз и позволяет полагать, что в лиманы заходили не только гребные галеры, но, возможно, и более крупные суда – нефы…
Профессору Бруну было известно лишь восемь средневековых компасных карт. В конце прошлого века Олегу Губарю удалось отыскать еще несколько старинных румбовых карт, а также рукописных лоций – так называемых «портоланов». И, по его выражению, наконец-то «таинственная Джинестра явила свой лик из мрака столетий». Портоланы тогда служили текстовыми дополнениями к картам, как, впрочем, и теперь: морские карты подкрепляются лоциями, указывающими навигационные знаки, характер донного грунта, наличие подводных препятствий, преобладающих в конкретном месте ветров, и т.п. Но главное для нас заключается в том, что в них указывались расстояния в морских милях (итальянских милях, каталонских лигах) между отдельными приморскими пунктами.
Портоланы в сочетании с картами позволяют уверенно и однозначно локализовать стоянку Джинестра в нынешнем Одесском заливе. А также более уверенно предполагать происхождение ее названия. По топонимическим заключениям, это искаженное наименование Днестра. Упомянутые находки средневековых якорей в устьях лиманов сочетаются и со сведениями более чем вековой давности о затопленных причалах в устье Хаджибейского лимана. В последние годы также появились сведения об остатках древних молов на акватории Куяльницкого лимана. Это позволяет уверенно локализовать Джинестру при устьях этих лиманов, а именно – на нынешней Жеваховой горе.
Действительно, Джинестра фигурирует на подавляющем большинстве карт и лоций начиная с рубежа XIV-XV вв. и даже традиционно присутствует в сочетании с народившимся позднее Качибеем. Тогда получается, что и «королевский порт Кочибей», на который указывает историк Ян Длугош, должен был располагаться здесь же, в устьях реки, воспринимаемых как рукава Днестра. И его гаванью являлась Джинестра, обслуживаемая итальянцами. Это обычная практика в средневековом Причерноморье. На карте, изданной в Кракове в 1526-28 гг. Бернардом Ваповским, древний замок Качибей, уже
m.odessa1.com
«Сколько лет Одессе?»... Опять?
В материале «Античная карта» города: Сколько на самом деле лет Жемчужине у моря?» автор Сергей Марин рассказал о древних поселениях, которые когда-то располагались на территории современной Одессы.
«Вокруг этой темы возня началась в 1994 году, когда Одесса готовилась отпраздновать свое 200-летие. В газете «Юг» появились статьи под интригующими названиями «600, а не 200», «Одессе – 600!», а вскоре вышла книга молодого одесского историка Александра Болдырева «Одесi – 600».
И молодой историк в этом заблуждении оказался не одинок: еще несколько его коллег в различных публикациях пытались доказать недоказуемое. Главным аргументом у них была цитата из книги известного историка XIX столетия Василия Надлера «Одесса в первую эпоху своего существования»: «Сохранилось полностью известие, что в 1418 году польский король Владислав отправил из Коцюбея несколько кораблей с хлебом к осажденному турками Константинополю». Коцюбей, как известно, - одно из названий турецкого поселения, на месте которого в самом конце XVIII века возникнет Одесса. Далее у ниспровергателей 200-летия идет ссылка на некую «Литовскую летопись» 1415 года, согласно которой уже в то время упомянутое поселение имело «…причал, таможню, маяк, то есть все атрибуты портового города… (курсив мой – А.Г.)».
По поводу последнего утверждения я писал в книге «Дитя Европы»: «…даже если 600 лет назад здесь и была какая-то пристань, то откуда там взялась полная атрибутика портового города? Открыв энциклопедический словарь, наши уважаемые оппоненты – политологи и историки – смогут лично убедиться, что причал, таможня и маяк – далеко не все атрибуты города-порта. Разве вы поверили бы, что все атрибуты мужчины – это нос, глаза и уши? Еще чем-нибудь бы поинтересовались…».
Упомянутая «Литовская летопись» также вызывает очень много вопросов. Экспорт хлеба из Хаджибея зафиксирован единственным хронистом-поляком Яном Длугошем, который, по забавному стечению обстоятельств, появился на свет как раз в 1415 году, что вызывает некоторые сомнения о возможности написания им этой «летописи» как таковой. Кроме того, Длугош вообще не указывает, что происходило событие именно в 1415 году – может быть, раньше, может быть, позже…
Но если следовать подобным доводам вообще, почему не считать, что нашему городу не 200, а целых… 2500 «с хвостиком» лет? Ведь давно известно, что «...на том месте, где красуется теперь многолюдный и обширный город, находилось древнегреческое селение... гавань Истриан и... гавань Исиаков». Это писали в 1894 году два профессора – Анатолий Кирпичников и Алексей Маркевич – в книге «Прошлое и настоящее Одессы». Данный факт подтвержден и археологическими работами еще в 20-х годах XIX столетия: греческое поселение относится к V-III векам до н. э. Так чем не повод?
А можно пойти еще дальше, вполне обоснованно объявить датой рождения Одессы 647 год до н.э. и отпраздновать 2660 лет со дня ее основания, обойдя на целых 150 лет город Белгород-Днестровский! Потому что археологическими работами, которые недавно проводились профессором Андреем Добролюбским на Приморском бульваре, точно установлено: на месте Одессы некогда расцветал ее античный предшественник – греческий город Борисфен, основанный именно в 647 году до н.э.
Между прочим, почитателей «древней» Одессы я могу порадовать еще сильнее, предложив им на выбор две даты рождения города. Первая – V-IV тыс. до н.э., позволяющая организовать праздничные манифестации под лозунгом «Одессе – семь тысяч лет!», потому что именно тогда появилось Усатовское поселение. Вторая дата еще круче, она связана с нахождением древних пещер каменного века под Ильинкой или стоянки у Нерубайского – им не менее 30 тысяч лет. Представляете?..
А теперь опустимся на грешную землю, вновь вспомним всеми уважаемого профессора Василия Надлера и зададимся простым вопросом: почему Василий Карлович уже в те времена, когда город отмечал свое первое 100-летие, стал автором главы по истории нашего края юбилейного издания «К 100-летию Одессы». Понимаете, именно к сотому юбилею.
Кстати, чуть не забыл сказать самое главное: Хаджибей, на месте которого родилась Одесса, и тот, «литовский», Качибей – две большие разницы, как говаривали наши предки. Ибо никто не знает, где находился «литовский» Качибей, и был ли он вообще литовским. Вот так!
А теперь вспомним, что же известно доподлинно. А доподлинно известно, что да, действительно, возникновение какого-то селения в районе будущей Одессы относится ко второй половине 1300-х годов. Вот только серьезные исследователи его происхождение связывают вовсе не с литовскими корнями, а с именем татарского бека Хаджи (он же – Хаджибей, он же – Качибей), что вполне обосновано: в то время бескрайние степи Северного Причерноморья населяли кочевья различных орд. Древняя «Повесть о Подолье» прямо называет предводителя одной из орд Хаджибея в числе «отичей» и «дедичей» Подольских земель. Права Хаджибея, как и его потомков, на владение ими подтверждено ярлыками крымских ханов до XV столетия. То есть не вызывает сомнения факт владения землей беком Хаджибеем. А вот существовало ли здесь хоть какое-нибудь поселение – вот это вопрос, потому что ни один источник не указывает на существование у берега Одесского залива города или порта, и это еще раз вызывает сомнения по достоверности сообщения Длугоша. Более того, все свидетельства очевидцев ставят под сомнение не только местонахождение Хаджибея, но и сам факт его существования вообще – вплоть до XVIII столетия! Ни на одной из известных морских карт XIV-XVII столетий Хаджибей не значится, а в окрестностях современной Одессы приводится в разных написаниях одно и то же итальянское наименование – «Джинестра».
И еще несколько фактов. В 1421 году бургундский рыцарь и путешественник Жильбер де Ланнуа (заметьте: современник даты 1415 года, приводимой Длугошем) при описании черноморского побережья по пути из Монкастро (или Маурокастро – будущий Аккерман) до устья Днепра не видит здесь абсолютно ничего.
В 1578 году другой очевидец, польский посланник в Крымское ханство Мартин Броневский, видит развалины в устье Днестра. «Качибеево городище, как будто обрушившаяся земля, омываемое широким озером, находящимся возле моря и при устье Днестра».
Следующий известный нам очевидец – турецкий путешественник Эвлия Челеби. В 1656 году он описывает развалины, расположенные в 15 часах пути от устья Барабоя и в 14 часах от устья Тилигула: «Здесь некогда паслись овцы Ходжа Бая, который получил эти земли в награду за военную службу от султана Баязида» (очевидно, на рубеже XV-XVI веков).
И только в 1709 году камергер шведского короля Карла XII Густав Адлерфельд, сопровождавший своего патрона в бегстве из-под Полтавы в Бендеры, вскользь упоминает в своих записках «ничтожную татарскую деревушку» близ Куяльницкой пересыпи, даже не зная ее названия. Обращаю внимание: ни о каком порте или хотя бы пристани и речь не идет!
Впервые же поселок и крепость Хаджибей достоверно зафиксированы в 1766 году на плане русского разведчика Ивана Исленьева, который проник сюда под видом купца, чтобы собрать сведения о приготовлениях турок к очередной войне с Россией. Позднее они отмечены в «мемориале» писаря Семена Галицкого в связи с казацким набегом сюда осенью 1769 года. И общеизвестный факт: в 1765 году здесь была построена новая турецкая крепость – «Гаджибейский замок», захваченный русскими войсками летом 1774 года, потом возвращенный Турции и окончательно взятый в сентябре 1789 года Иосифом де Рибасом.
И наша красавица Одесса – не реконструированный турецкий поселок (землянки, укрытые войлоком, да несколько небольших домов, построенных из местного камня), а рожденный на его развалинах прекрасный город, который вскоре станет истинной жемчужиной Северного Причерноморья. Дату ее рождения точно указывает внучатый племянник Иосифа де Рибаса – Александр де Рибас – в своей книге «Старая Одесса»: «С благословения Гавриила*, в присутствии де Рибаса и де Волана, 22 августа (по старому стилю – А.Г.) 1794 года было положено основание нашего города. В этот день, по словам первого историка Одессы Апполона Скальковского, были заложены фундаменты: 1) Большого мола; 2) Малого жете (гавань для гребных судов), названного де Рибасом в честь графа Платона Зубова Платоновским; 3) эллингов и верфи для починки казенных судов; 4) двух пристаней с набережной для удобного приставания купеческих кораблей; 5) двух церквей во имя Святого Николая и Святой Екатерины, и была проведена первая борозда для фундаментов городских строений».
А для особо сомневающихся у нас есть еще одно неопровержимое свидетельство – рапорт главного строителя Города Франца Павловича де Волана в Сенат, датированный 27 января 1797 года, где он ссылается именно на эту дату («...устроение возымело свое начало 1794 года августа 22-й день»).
Вот теперь, кажется, все. Так что давайте готовиться к очередной – 219-й годовщине со дня рождения нашего города. А «античной карты» нашего города, по понятным уже причинам, нет и быть не может: Сергей Марин под этим названием поместил карту раскопок селений античного периода…».
Анатолий Горбатюк
Особое мнение
Вся статья уважаемого Анатолия Горбатюка, которую вы только что прочли, как бы говорит нам, что никакого особого мнения здесь быть не может. Однако позволю себе в этом усомниться.
Вопросы истории - во многом вопросы подхода, исходной точки. Если вы хотите связывать свое прошлое только с периодом после основания Одессы - пожалуйста. Однако если вас интересует то, что происходило здесь ранее, - вам тоже никто это не запретит.
Можно ли сказать, что на территории современной Одессы до 1794 года было «чистое поле»? Нет, нельзя, с успехом доказывает Анатолий Горбатюк в своем письме. Хотя городом в современном понимании поселения, существовавшие здесь до указанной даты, конечно, не являлись.
Если вам, уважаемый читатель, интересна история родного края «от сих до сих» - это ваше право. Но утверждать, что историю можно ограничить определенной датой, по-моему, нельзя.
Подводя итог, хочу заметить, что те, кто считает свои слова истиной в последней инстанции, чаще всего и оказываются неправы.
Сергей Марин
Похожие страницы:
Свежие страницы из раздела:
Предыдущие страницы из раздела:
odesskiy.com
Где же были Джинестра с Качибеем? И где в это время был Хаджибей?
Одесский историк и археолог, доктор исторических наук и профессор Андрей Добролюбский прислал в редакцию «Думской» ответ на статью своего ученика, заведующего кафедрой истории Украины Педина, кандидата исторических наук Андрея Красножона «Хаджибейский замок: стоял на Приморском бульваре, а штурмовали его со стороны автозаправки».
Собственно, ученый хочет прокомментировать несколько публикаций, принадлежащих перу Красножона. Кроме материала на «Думской», это статьи «Литовский замок Качубиев на территории Одессы», «Крепостной ансамбль Хаджибея: время основания и строительная периодизация» и «Страсти по Качубиеву, или Сколько лет Одессе?». Редакция публикует ответ ученого почти полностью. Мы посчитали возможным опустить несколько оскорбительных высказываний в адрес Красножона.
Карта Бернарда Ваповского. Раскрашена в наше время
Неважно, где именно они были опубликованы, важно – эти статьи были прочитаны, и именно по ним интересующиеся историей читатели составили впечатление о прошлом родного края. Между тем, полагаю, в научный оборот введена фальшивка. Также, имеет место замалчивание истории изучения вопроса.
Двадцать лет назад во время археологических раскопок на Приморском бульваре были обнаружены остатки фундаментов Хаджибейского замка, установить точное местонахождение которого ранее безуспешно пытались одесские историки. Итоги этих раскопок были неоднократно опубликованы, в том числе и самим Красножоном, и не вызывали никаких сомнений. К этим остаткам Хаджибея, однозначно датированными второй половиной XVIII века, неожиданно снова возвращается Красножон, публикуя собственную интерпретацию находки. Он утверждает, что это – фундаменты литовского замка XV столетия, на которых впоследствии, в XVIII веке, и был построен турецкий Хаджибей…
К сожалению, автор полностью искажает и передергивает изначальную археологическую ситуацию. Даже первокурсник понимает, что если остатки фундамента замка (в нашем случае — Хаджибея) заполнены однородным грунтом, содержащим керамику второй половины XVIII века (с несколькими слабо выраженными фрагментами керамики XIV века), то этот слой с полной определенностью может датироваться только лишь второй половиной именно XVIII века. И никак иначе. Но Красножон, видимо, этого не хочет ни замечать, ни понимать…
Такая элементарная ошибка вызывает у любого сколько-нибудь грамотного, или просто осведомленного человека, лишь искреннее изумление. Но в статье Красножона эта ошибка подкреплена рисунком разреза раскопа… который не имеет к хаджибейской кладке никакого отношения. Что позволяет уверенно говорить уже не просто об «ошибке»: предложенная Красножоном датировка остатков Хаджибейского замка четырьмя веками ранее установленной даты, трактуемая автором как своеобразное личное «открытие», на самом деле является грубой источниковедческой подтасовкой.
Кстати, если не в подлоге, то в невнимательности точно, уже сам Красножон обвиняет… русского разведчика, инженера, профессионального топографа Ивана Исленьева, которые в 1765 г. составил совершенно достоверный и аутентичный план «Развалины старинного замка города Кочубиева». Красножон предпочитает этот труд не замечать, объясняя его… ошибкой очевидца.
Кстати, при локализации и атрибуции другой крепости — Ени-Дуньи, — Андрей Красножон также полностью игнорирует реальную источниковедческую и историографическую ситуацию, которая обстоятельно и специально изложена в нескольких публикациях, в том числе и самого Красножона.
Красножон совершенно не пожелал разобраться и в источниковедческих реалиях, касающихся конкретной локализации и хронологии двух совершенно разных крепостей — литовского Качибея и турецкого Хаджибея, равно как и в разном происхождении их эпонимов. Об обстоятельствах постоянной источниковедческой и хронологической сопряженности Джинестры и Качибея он, как и в случае с Ени-Дуньей, тоже предпочитает даже не упоминать.
Я уже высказался об этих обстоятельствах в своей последней книге «Археология Одессы». Добавлю лишь, что свои научные «поиски и откровения» Красножон рекомендовал к изданию «через голову» кафедры всемирной истории Южноукраинского национального педагогического университета, при которой он учился и сейчас работает.
Следует оговорить, что локализация и эпонимика Качибея-Хаджибея всегда вызывала ученые и даже высоколобые споры и столкновения, принимавшие порой острые национально-озабоченные формы. В отличие от Джинестры — ее локализация не имеет подобной историографии. Видимо, Джинестра никого не раздражала. В Одессе, которая была основана неаполитанцем, всегда любили итальянцев.
Однако Красножон совершенно не рассматривает те факты, которые ему мешают подтверждать свои домыслы. В частности – гипотезу расположения литовской крепости Качибей на месте Приморского бульвара в Одессе. Его не смущает, что Джинестра, являвшаяся якорной стоянкой у крепости Качибей, в таком случае тоже должна быть на Приморском бульваре…
«Открытие» Джинестры, якорной стоянки итальянских мореплавателей XIII-XV вв. – заслуга профессора Новороссийского университета Филиппа Бруна. Он, наряду с другим своим коллегой Николаем Мурзакевичем, сумел заполучить в европейских музеях, архивах, книгохранилищах копии старинных итальянских и каталонских навигационных карт. Именно они фиксируют стоянку с именем «Джинестра» на акватории теперешнего Одесского залива и близлежащих лиманов.
Не секрет, что в средние века, как и во времена античности, нынешние Куяльницкий и Хаджибейский лиманы соединялись с морем судоходными протоками. Навигаторы из Генуи, Венеции, Анконы и других средиземноморских республик находили в лиманах безопасное убежище в ходе каботажных плаваний вдоль черноморских берегов. Единственное неудобство для средневековых мореходов заключалось в том, что вязкий донный грунт лиманов частенько «заглатывал» якоря, которые ценились в тех условиях необычайно дорого. Но нет худа без добра: обнаружение средневековых довольно крупных якорей в лиманах (в частности, они найдены при добывании лиманной грязи в районе нынешней куяльницкой грязелечебницы) как раз и позволяет полагать, что в лиманы заходили не только гребные галеры, но, возможно, и более крупные суда – нефы…
Генуэзский неф
Профессору Бруну было известно лишь восемь средневековых компасных карт. В конце прошлого века Олегу Губарю удалось отыскать еще несколько старинных румбовых карт, а также рукописных лоций – так называемых «портоланов». И, по его выражению, наконец-то «таинственная Джинестра явила свой лик из мрака столетий». Портоланы тогда служили текстовыми дополнениями к картам, как, впрочем, и теперь: морские карты подкрепляются лоциями, указывающими навигационные знаки, характер донного грунта, наличие подводных препятствий, преобладающих в конкретном месте ветров, и т.п. Но главное для нас заключается в том, что в них указывались расстояния в морских милях (итальянских милях, каталонских лигах) между отдельными приморскими пунктами.
Портоланы в сочетании с картами позволяют уверенно и однозначно локализовать стоянку Джинестра в нынешнем Одесском заливе. А также более уверенно предполагать происхождение ее названия. По топонимическим заключениям, это искаженное наименование Днестра. Упомянутые находки средневековых якорей в устьях лиманов сочетаются и со сведениями более чем вековой давности о затопленных причалах в устье Хаджибейского лимана. В последние годы также появились сведения об остатках древних молов на акватории Куяльницкого лимана. Это позволяет уверенно локализовать Джинестру при устьях этих лиманов, а именно – на нынешней Жеваховой горе.
Действительно, Джинестра фигурирует на подавляющем большинстве карт и лоций начиная с рубежа XIV-XV вв. и даже традиционно присутствует в сочетании с народившимся позднее Качибеем. Тогда получается, что и «королевский порт Кочибей», на который указывает историк Ян Длугош, должен был располагаться здесь же, в устьях реки, воспринимаемых как рукава Днестра. И его гаванью являлась Джинестра, обслуживаемая итальянцами. Это обычная практика в средневековом Причерноморье. На карте, изданной в Кракове в 1526-28 гг. Бернардом Ваповским, древний замок Качибей, уже совершенно разрушенный, стоит на правом берегу Овидиева озера (нынешний Хаджибейский лиман). Собственно говоря, это уже не замок, а просто захудалая польская торговая фактория, «где соль хранилась морская». Эта же информация воспроизведена в текстовых описаниях к карте Польши Вацлава Гродецкого, изданной в 1558 г. в Базеле, в подарок польскому королю Сигизмунду Августу. На это же место точно указывает очевидец Мартин Броневский: «Качибеево городище, как будто обрушившаяся земля, омываемое широким озером, находящимся возле моря и при устье Днестра». Ясно, что уже тогда оно было разрушено оползнями.
Очевидно, что в территориальном споре, который относится к 1440-м гг., между польским королем и его вассалами Язловецкими, которым были пожалованы приморские земли между Качибеем и Очаковым, спорной могла являться лишь часть пересыпи между Куяльницким лиманом и морем. А «королевский порт Качибей» располагался на мысу, на Жеваховой горе, видимо, со стороны Хаджибейского лимана. И, по приведенным свидетельствам, был почти полностью разрушен оползнями уже в первой четверти XVI века. И там не осталось никаких руин – они просто оползли в озеро, как ясно сказано Броневским. И исчезли. Навсегда.
Эти сведения Красножон не желает даже замечать (или он не в курсе?), а свидетельство Броневского об «обрушившейся земле» просто передергивает. Или перевирает. Между тем, известно совсем иное. В начале того же XVI века «один богатый человек по имени Ходжа», «получив разрешение султана Баязида», построил «на месте, где некогда паслись овцы Ходжы Бая», прочное укрепление и поместил в нем отряд воинов». Его неплохо сохранившиеся остатки видит в середине XVII века путешественник Эвлия Челеби. Но во времена Эвлии их еще можно было восстановить – он даже сетует, что их некому чинить. Поэтому они спустя еще полстолетия (1709 г) пришли в полную негодность, и на них не обратил никакого внимания генерал Адлерфельд, когда быстро перекусил здесь вместе с королем Карлом — бежал после разгрома под Полтавой. Им было не до того — за ними гнались.
Но зато эти руины были добросовестно отмечены еще полвека спустя — на эскизе «с натуры» Исленьевым. На плане-эскизе под латинской буквой S к юго-западу от «новопостроенного» замка указаны «развалины старинного замка». Они действительно расположены на нынешнем Приморском бульваре (где никаким «широким Овидиевым озером» и не пахнет), «на том самом месте, где теперь дома гг. Строганова и Маразли».
Их уже археологически не найти. Ну никак. Но во второй половине XVIII века они были хорошо видны на поверхности, что даже позволяло старожилам юной Одессы в начале XIX века путать «старинные» развалины с «новопостроенными». Что честно и добросовестно отмечали все первые историки Одессы — Скальковский, Смольянинов, Маркевич, Надлер и другие. Таким образом, итальянская стоянка Джинестра (XIII-XV вв.) и литовский Качибей (XV-XVI вв .) могут быть локализованы лишь на Жеваховой горе, у «Овидиева озера». А другой замок, турецкий Хаджибей — на Приморском бульваре. К началу XVIII века от него остались одни руины. Рядом с ними в 1765 г. турки строят новый Хаджибейский замок. Что и отмечено на плане Исленьева. Археологические остатки этого замка и были нами здесь обнаружены. Никаким озером здесь по-прежнему и близко не пахло. Равно как и любым устьем Днестра в любые времена.
Сказанное лишь означает, что литовский Качибей и турецкий Хаджибей – это две большие разницы! А Красножон из неведомых соображений «воссоздал» литовский замок XV века на турецких фундаментах XVIII века. А литовский Качибей, если и существовал ранее, то археологически исчез бесследно. И он находился уж точно не менее чем в нескольких километрах от Приморского бульвара.
Автор — Андрей Добролюбский, доктор исторических наук, профессор Южноукраинского национального педагогического университета, специально для «Думской»
odessa.web2ua.com
Галерное прошлое одесских берегов - odessa_karate_kid
Пост про исследования моего научного руководителя. Советую почитать любителям истории. Это интересно.
«Бабочка, взмахнувшая крыльями» – такой увидел галеру с гребцами на веслах Игорь Мельник, директор Центра исследований древнего мореплавания, на счету которого 6 реконструкций античных судов.И следующим должна стать галера «Джинестра» – символ рождения Одессы, с которой начался порт и город. О галерах, заходивших в генуэзское поселение на месте Одессы, – рассказ из новой книги писателя.
Итальянское прошлое Черноморского побережьяВ кабинете у Игоря Мельника замерли во времени модели античных судов. Взмах весел генуэзской галеры – и мы окунаемся в глубины средневекового прошлого нашего края. – В Средние века за преимущество на Черном море боролись Генуя, Венеция и Византийская империя, имея огромные галерные флоты. Вытеснив венецианцев и получив у Византии исключительные экономические права в Черном море и на побережье Крыма, генуэзцы несколько столетий были единственными хозяевами торговых путей в Черном море. Именно с генуэзцами связан второй после античности культурный и социальный подъем земель от Дуная до Днепра, где были основаны новые колонии и восстановлены греческие.
Главным товаром из Северо-Западного Причерноморья, наряду с пшеницей, была соль. Ее выпаривали на мелководьях Куяльницкого и Хаджибейского лиманов, – отмечает Игорь Кириллович. – Именно соль становится тем самым ключом, который открывает генуэзцам дорогу к нашим берегам. Они основывают на месте современной Одессы поселение, которому дают название Джинестра (Ginestra). На портоланах средних веков, Джинестра, (в переводе с итальянского – метла), появляется с начала 14 века. Кстати, споры о происхождении названия поселения – Джинестра не утихают по сей день, кто-то привязывает его к названию растения – дрок, правописание – Ginesta (без буквы «r»), другие считают, что название перекликается с названием реки Днестр. Я считаю, что поселение назвали в честь города Ginestr в Тосканской области в Италии, где также буйно цветут травы, из которых делали метлы.
Генуэзские купцы почти двести лет торговали пшеницей, шкурами и солью с причалов Джинестры. Эти грузы каботажными маршрутами вдоль берегов отправлялись в более крупные порты Крыма или в Маврокастро (Белгород-Днестровский). Оттуда уже большие торговые галеры везли их в Европу. Известны заходы больших торговых судов и в самую Джинестру. Какими же были эти суда?
Тайна венецианской галерыНа праздновании в Генуе 500-ой годовщины открытия Америки Христофором Колумбом, уроженцем Италии (фестиваль «Columbus-500») Игорь Мельник и его команда прибыли на диере «Ивлия» и преподнесла в дар мэрии модель галеры. Экипаж подсчитал, что, выйдя из Одессы, только на третий год экспедиции приплыл бы в Геную. А генуэзцы ходили гораздо быстрее, они за одну навигацию умудрялись из Генуи дойти до берегов К–рыма, погрузиться и вернуться назад.- Дома я засел за средневековое кораблестроение, – объясняет историк, – и убедился, что созданный людьми корабль, получивший название «галера», собрал все самое передовое, что было придумано мастерами-корабелами во времена античности и раннего Средневековья.
Впервые галера была построена в Венеции; прототипом для нее послужило римское морское судно – либурна. История создания галер в Венеции, которую именовали владычицей морей, покрыта тайной. Мы не знаем имени мастера, изменившего вид либурны, не знаем и названия первой галеры. Прошло несколько столетий, прежде чем эти суда покинули Средиземное море и были приняты во флоты других стран, вплоть до далекой Скандинавии. Летопись XII столетия гласит, что норвежский король Эрик XII снабдил короля Филиппа Красивого 200 галерами для борьбы против Англии.
Венеция подарила миру не только замечательное судно, но и обряды, связанные с ним. Так, с далеких времен в Венеции, а затем и в других странах существовали особо крупные, роскошные галеры, которые не только использовались как флагманские корабли королевских флотов, но и бывали участницами специальных торжеств. К примеру, галера «Буцентавр» раз в год служила верховному властителю Венеции, дожу, во время его торжественного выезда для обручения с морем. Выйдя в залив, пышно украшенная галера замедляла ход. Дож опускал в море обручальное кольцо, обращаясь к морской стихии с просьбой не губить суда, даровать победы над врагами и успех в торговых делах. Он клялся в верности морю и морскому делу.
Подобные преклонения перед морской стихией существовали и в Барселоне, и в Генуе. Просили заступничества у моря для своих галер и владыки восточных стран. Арабы и турки быстро перенимали достижения христианских кораблестроителей. Бывало и так, что Восток вносил свои изменения в конструкции судов, а затем эти новшества прививались в Европе.Средневековые летописцы отмечали, что галеры несли множество флагов: гербовый, капитанский, королевский и адмиральский. Считалось особой честью иметь флаги такой длины, чтобы концы их плыли по воде. Все уключины также снабжались небольшими флагами с гербом капитана. Стяги развивались и на обеих мачтах.
Хроника отмечает, что флаг на борту галеры, которой командовал будущий король Франции Людовик II, был длиною более двадцати, а шириною в двенадцать метров. Борта и надстройки кораблей покрывались резьбой и декором, часто на сюжеты греческих мифов и библейских сказаний.
Почему же так важны эти галереи? Дело в том, что средневековые мастера нашли необходимую пропорцию, между тем, насколько корпус корабля сидит в воде, и какое усилие необходимо приложить, чтобы преодолеть сопротивление воды во время движения. Чем выше будет скорость корабля, тем большим будет сопротивление, и тем большими будут энергетические затраты на то, чтобы его преодолеть. Если просто увеличивать ширину корабля, чтобы усадить максимальное количество гребцов, то корабль вскоре превратится в неповоротливую баржу. Выход был только один: строить, не увеличивая ширину, однако построить такое длинное и острое судно, да еще и усадить туда по шесть человек на каждое весло с обеих сторон, просто невозможно. Выход был только один – строить так, чтобы верхняя часть корабля была значительно шире и выше воды, то есть строить выступающие балконы, в которых размещаются гребцы.
Блеск и нищета средневековой галерыИзучению галер поспособствовало мое путешествие в Барселону, где в Морском музее находится великолепно выполненная реконструкция галеры «Реал». Длина весла, которым гребли шесть человек одновременно – двенадцать метров; а приводили в движение галеру триста гребцов, добиваясь скорости в 10 узлов, что составляет 18,52 км/час. Этот тип судов просуществовал во флотах европейских и азиатских стран более тысячи лет, с VII по XVIII столетия.
Во всей этой конструкции чувствуется мощь! Просто диву даешься, до чего основательным выглядит корабль, – восхищается Игорь. – Когда его весла подняты над водой, он точно выглядит, как бабочка, взмахнувшая крыльями. Галера «Реал» была флагманским кораблем дона Хуана Австрийского. С именем этого человека связана победа объединенного европейского флота над эскадрой Османской империи. Дон Хуан был сводным братом короля Испании Филиппа II, возглавлявшего борьбу коалиции европейских стран против туров. В объединенный флот из 211 галер и галеасов входили корабли Испании, Венеции, Генуи и Ватикана. Европейцам противостоял турецкий флот из 210 галер. Умелыми действиями дон Хуан добился полного поражения турецкого флота. Это сражение состоялось в Коринфском заливе, недалеко от местечка Лепанто в 1571-ом году. Флагман же был построен для дона Хуана по приказу Филиппа II в 1568-ом году.
Из хроник того времени известно, что, не только корму флагманской галеры, но и других кораблей украшали рельефные галереи, рассказывавшие об истории античных героев. Внутреннее помещение украшали статуи Марса, Меркурия, Одиссея. На фризах были изображены тритоны, русалки, морские чудовища, дельфины и черепахи. Всего на каждой галере могло быть до ста резных фигур и украшений. Так что, флагманская галера дона Хуана была не единственной в своём роде. Блеском и великолепием отличались не только флагманы, но также и простые военные галеры, и корабли богатых аристократов.
За внешним блеском и роскошью гордо плывущих галер скрывался тяжелый труд. Команды гребцов состояли из трех разрядов людей: каторжников, невольников и добровольцев. Каторжники, приговоренные судом, были прикованы за одну ногу; их никогда не отпускали на берег, им было запрещено носить волосы, бороду и усы. Ко второму разряду гребцов относились невольники: мавры (арабы), турки, негры и даже индейцы ирокезы. Невольников также держали прикованными. На макушке при бритье им оставляли клок волос, чтобы отличать от каторжников. Добровольцы, составлявшие немногочисленный отряд гребцов, находились в привилегированном положении. Они получали жалование и могли сходить на берег. Но все же их брили, оставляя только усы, и на ночь приковывали цепью.
В отличие от Венеции и Генуи, Франция использовала на галерах только каторжников и невольников. Их покупали в Ливорно, на Мальте или Майорке. Часть их называли просто «турками», потому что многие из них были выходцами из провинций Османской империи. Они исповедовали мусульманскую религию, тогда как пленники на судах мусульманского государства были христианами. Многие из рабов были захвачены на севере Африки. Это были не только корсары, но и простые рыбаки, торговцы или паломники.Чиновники морского министерства сотрудничали с авантюристами всех мастей, следя за перевозкой «живого товара» в Средиземном море. Французские консулы были поставщиками каторжников. Использовали французы на галерных работах даже индейцев Антильских островов, протестантов, и, конечно же, преступников.
Не обошел галерный флот и Северную Европу: использовали галеры шведы, голландцы и русские. В Россию первые галеры привезли из Венеции разобранными. Впоследствии образцом для подражания стали не венецианские галеры, а так называемые галеры «голландского манира».
Назовем мы корабль «Джинестра»Возвращаясь из Барселоны, я точно решил, что хочу воссоздать не стоящую в музее копию галеры, а реконструкцию, способную плавать под парусами и веслами, как вблизи берегов, так вдали от них. В самой галере я вновь увидел бабочку, взмахнувшую крыльями, как мотыльки пролетели два гребных античных корабля – диера и триера. Именно с ними было связано открытие для мира Северо-Западного Причерноморья в античности, повторное же открытие этих земель было сделано уже в Средневековье благодаря другим бабочкам, теперь уже венецианским и генуэзским.
Я обратился за помощью к семье Бризинских, которые дали мне ценную историческую информацию о средневековых судах и разработали модель генуэзской галеры-зензиль: длиной 34 метра, шириной – 6,5 метра, высотой борта – 2 метра 20 сантиметров, осадкой в полном грузу – 90 сантиметров. Галера будет нести один латинский парус на двенадцатиметровой мачте, основным движителем будут весла. Три весла на одну скамью, всего девяносто весел, общий экипаж 105 человек. Внутренние помещения будут разделены на кубрики по восемь человек. В центральной части расположится большое помещение для камбуза. Галера-зензиль пойдет на веслах до 5 узлов, а под парусом около 7. Это судно подчеркнет всю красоту этих кораблей, – уверен Игорь Мельник.
– И будет названа «Джинестра» в честь генуэзского предшественника Одессы. Осуществление этого проекта очень важно для одесситов, потому что именно эти суда олицетворяли наш регион в средневековые времена. Именно они способствовали экономическому подъему поселений и городов Северо-Западного Причерноморья, галеры посещали Белгород-Днестровский – Маврокастро более 250 раз, Джинестру – более 20, Килию, Ликостому и Илличе – не менее ста. Известен, к примеру, такой факт, что в 1415-ом году Литовский князь Витовт заплатил генуэзцам за три груженые галеры, которые из Джинестры доставили зерно в осажденный турками Константинополь. Сосчитать каботажные плавания для доставки товаров из одесского региона в главные генуэзские порты в Крыму – просто невозможно. Так, к примеру, только Каффа посещалась несколько тысяч раз и это в далеком Средневековье.
На смену галерным флотам Венеции и Генуи в наш регион приходят галерные флоты турецких флотоводцев и купцов. Но это уже другая история, а для меня семья Бризинских остается в памяти, как великолепнейший тандем инженеров-кораблестроителей, создавших, пожалуй, один из самых уникальных проектов по реконструкции Средневекового судостроения и мореплавания, которому, надеюсь, суждено сбыться.
Подготовила к печати Инна Ищук, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 42 от 28.10.15
odessa-kid.livejournal.com
Одесса. Краткая история
В этом выпуске альманах для любознательных «Хочу всё знать» познакомит своих читателей с краткой историей Одессы — красивого и колоритного города у моря.
Краткая история города Одессы
По мнению многих историков в античную эпоху, примерно в VI-ом веке до нашей эры на землях Северного Причерноморья, существовало множество поселений основанных греками. Существует письменное упоминание, что во II-ом веке до Рождества Христова, в месте, где сегодня находится Одесса существовало небольшое поселение — Истриан, являвшееся пристанищем для кораблей истрийских моряков. Но в III-ем и IV-ом веках нашей эры в ходе глобальных процессов по великому переселению народов Северные берега Черного моря были опустошены, а многочисленные населенные пункты разграблены, разрушены и преданы забвению.
В XIII-ом веке, когда ослабла власть Византии, итальянские купцы попытались закрепиться на северных берегах Чёрного моря, основав здесь небольшие города-поселения. Что было построено на месте греческой колонии Истриан доподлинно неизвестно. На найденных картах итальянских мореплавателей того периода побережье в этом районе получило название «Джинестра». Скорее всего, это была обычная гавань или место якорной стоянки.
Об основании поселения Хаджибей существуют две основные версии. По одной — поселение основали татары в середине XIV века. По второй, поселение было основано литовцами во времена правления Витовта (1392—1430), когда Северное Причерноморье вошло в состав Великого княжества Литовского.
Примерно в начале 1760-х годов турки построили небольшую крепость в поселении Хаджибей. Во время Русско-турецкой войны в сентябре 1789 года крепость была взята русским отрядом под командованием генерала Осипа Михайловича Дерибаса. Хаджибей вошел в состав Российской Империи А окончательно он отошел к России, по Ясскому мирному договору 1791 года.
Первоначально, после заключения Ясского мира, предполагалось, заселить Хаджибей выходящими в отставку моряками средиземноморской гребной флотилии.Но этот проект был в скором времени оставлен. А вместо него в 1793 году было решено включить крепость Хаджибей в III-ю оборонительную линию или, как её ещё называли, Днестровскую линию.Эта линия обороны должна была прикрывать новую русскую границу со стороны Бессарабии и в ее состав должны были входить 3 крепости: Тираспольская, Овидиопольская и Хаджибейская. Поэтому было решено построить здесь крепость и сделать Хаджибейский рейд местом стоянки Черноморской гребной флотилии.
Общий надзор за возведением крепостей был поручен А. В. Суворову. Строителями крепостей были назначены вице-адмирал де-Рибас и инженер де-Воллан. Проект крепости, предложенной де-Воланом, предполагал создать здесь крепость на 120 орудий и 2000 человек гарнизона.
К постройке приступили немедленно, ежедневно работало до 800 солдат и к концу 1793 уже были видны очертания крепости. Таким образом, Хаджибей превращался в чисто военный город. В начале 1794 года в Хаджибей прибыли для нужд флота, 2 мушкетёрских и 2 гренадерских полка.
Именно в этот момент произошел коренной переворот в развитии Хаджибея. На его месте решили строить военный и торговый порт на Черном море. Первоначальные планы были строить такой порт в Херсоне или Николаеве, но замерзающие и мелководные устья рек в тех городах заставили искать иного места. Заслуга де-Рибаса и де-Волана в том, что они поняли сами и убедили Екатерину II, что лучшего места, чем Хаджибей не найти.
27 мая (7 июня) 1794 года последовал Высочайший рескрипт об устроении города и порта в Хаджибее. Новому городу давались привилегии: освобождение на 10 лет от налогов, военных постоев, выдача ссуды из казны поселенцам на первое обзаведение, разрешение сектантам совершать свои богослужения и строить свои церкви.22 августа (2 сентября) 1794 года в торжественной обстановке были заложены каменные фундаменты первых городских и портовых строений. Эта дата - 2 сентября 1794 года и является днем рождения города.
В мае 1794 года был утвержден проект пристани и города, 2 сентября этого же года, в торжественной обстановке, заложены каменные фундаменты будующего города.
7 февраля 1795 года, по велению императрицы Екатерины II, город-порт Хаджибей был переименован. По примеру других городов Причерноморья он получил древнегреческое название – Одесса. Имя было выбрано самой императрицей, как производное женского рода от древнеэллинского поселения Одиссос (Odissos).
В 1795 году новый порт уже принимал корабли. Началась новая жизнь города как торгового порта. Город превратился в крупнейший внешнеторговый центр России. Российской империи.С момента завершения строительства порта началось бурное, неудержимое развитие Одессы, оказавшейся крайне удачно расположенной географически.
За один XIX-ый век она превратилась из маленького поселения в огромный центр торговли, науки и промышленности. Если в 1793-ем году население насчитывало около ста жителей (без военных и строителей), то в 1799-ом их было уже четыре тысячи, а в 1820-ом – шестьдесят тысяч.
К столетию со дня основания (в 1894-ом году) Одесса находилась на четвертом месте в Российской Империи по количеству жителей и уровню экономического развития.
Треть населения города состояла из евреев и иностранцев: греков, французов, молдаван, немцев.
Первыми руководителями Одессы считаются: Дон Хосе де Рибас, герцог Арман де Ришелье, граф Александр Ланжерон, князь Михаил Воронцов и Григорий Маразли.
В 1900 году одесситы установили памятники тем, кто стоял у истоков рождения города. Главнокомандующему армией князю Григорию Потёмкину-Таврическому, главному начальнику края графу Платону Зубову, руководителю штурма Хаджибея и главному начальнику строящихся города и порта Осипу Дерибасу, автору и первому исполнителю проекта будущей Одессы Францу де Волану и, конечно же, Екатерине Второй.
Сегодня Одесса это крупный административный центр Украины, с населением более миллиона жителей, а морской торговый порт является одной из главных экономических достопримечательностей города.
Но главный одесский бренд — конечно же, юмор. Одесситы уверены, что бурный расцвет юмора напрямую связан с мягким климатом, наличием моря и национальной пестротой населения. Говорят, что Одессу в разные времена населяли люди 150 национальностей. Каждая говорила на своем языке, и все друг друга понимали.
www.inqui.ru
Итальянская фактория Джинестра.
Урок 2. От Джинестры до Хаджибея
Основные даты и события:
1415 г. –первое упоминание о поселении Кочубеев в летописи;
80-е ХV века – вхождение Северного Причерноморья в состав Османской империи.
Исторические персоналии:Хан Ногай – темник золотой Орды.
Ногайские владения.
С началом феодальной раздробленности Киевской Руси юго-западные её территории вошли в состав Галицко-Волынского княжества. Монголо-татарское нашествие середины ХII в. охватило и южный край этого княжества, где закрепился хан Ногай, власти которого покорялось даже Болгарское царство. Первое значительное событие происходит здесь в 1300 г. На северо-востоке от жилого массива Котовского, на берегу Куяльницкого лимана (по-татарски Куганлык), произошла большая битва хана Золотой Орды Токты с Ногаем, наместником отдельной области Орды, которая раскинулась от Крыма до Дуная. Исход битвы решило предательство некоторых военачальников Ногая - Токта победил. Битва на Куяльнике оказала большое влияние на историческую судьбу всей Золотой Орды и других государств Восточной Европы. Токта объединил Орду и надолго прекратил междоусобицы в ханстве.
С середины ХIII в. наш край находился в составе Золотой Орды. Это было исключительно экономическое завоевание. Все земли платили дань, но национального и религиозного угнетения не было. С оживлением торговли во второй половине ХIII - в начале ХIV вв. значение Северного Причерноморья как транзитной территории возрастает.
Торговые пути от Дуная до Крыма, от Чёрного моря до стран Европы не только стимулируют развитие уже существующих сёл и городов, но и основание новых. Они появляются, в первую очередь, на торговых путях – сухопутных и речных.
Итальянская фактория Джинестра.
Кроме ногайско-татарского населения причерноморские земли в это время довольно активно осваивали и европейцы, в частности генуэзцы, которым по соглашению 1261 г. Византией было разрешено развивать торговлю на берегах Чёрного моря. Зафиксировано их присутствие в ХIII в. и на территории современной Одесщины. На своих навигационных картах итальянцы отмечали названия местностей и береговых поселений, где они вели хозяйственную деятельность или торговлю.
Где-то в конце XIV в. на месте Гавани Истриан появляется итальянская торговая фактория Джинестра. Как и древние греки, итальянцы вывозят из Причерноморья зерно и рабов. Про место расположения генуэзских колоний мы можем судить по навигационным картам мореходцев – портуланам. На портуланах Джинестра находится на территории нынешней исторической части Одессы. Джинестра была небольшой якорной стоянкой для проходящих мимо торговых кораблей. Точное значение названия «Джинестра» до сих пор неизвестно. Одесский учёный XIX в. Ф.К.Брун перевёл его с итальянского как «дрок» (такое растение причерноморских склонов). Другие считают, что название похоже на изменённое слово «Днестр».
Дата добавления: 2015-10-24; просмотров: 258 | Нарушение авторских прав