- Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда.
-Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы. А найти всему объяснения очень хотелось. Именно отсюда обилие у нашего народа сказок, былин, преданий.
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с древними образами в народном искусстве (первообразами).
Презентация «Древние образы в народном искусстве»
-Ребята, глядя на иллюстрации, скажите мне, пожалуйста, каким образом наши предки могли украшать свою одежду, предметы быта, свой дом снаружи и изнутри? (ответы детей)
Правильно: они вышивали узоры на одежде и таких предметах быта, как скатерти, рушники. Расписывали посуду, прялки, мебель. Занимались резьбой по дереву.
-А для чего они все это делали? (ответы детей)
-Они стремились привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делали они это при помощи своего искусства.
-Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
1. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.
2. Символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
3.Символы воды.
-Ребята, а как бы вы изобразили воду, если бы были древними славянами?
Волнистая горизонтальная линия – вода
Волнистая вертикальная линия – дождь.
-В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но, как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».
4. Образ матери-земли.
Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.
5.Образ коня.
Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Конь олицетворял движущееся по небу солнце.
В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.
Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.
Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.
6.Образ птицы.
В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.
Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.
7.Древо жизни.
В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
- В произведениях народного искусства часто встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это и есть Мировое древо или Древо жизни. А еще его могут называть Древо познания, Древо центра, Древо плодородия, небесное или космическое Древо.
Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.
Ветви – огонь, ствол – земля, корни – вода. Отсюда на ветвях дерева часто изображают солнце, звезды, луну, огни, шары или плоды, символы небесных светил, на стволе и рядом с ним – изображения животных, в корнях – земноводные, рыбы. То есть, это образ стихий.
Трем частям Мирового древа соответствуют три части человеческого тела: голова – крона, туловище – ствол, ноги – корни.
Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.
IV. Актуализация знаний
Ребята, подскажите мне, пожалуйста, где использовался образ Мирового древа, Древа жизни?(Ответы детей)
В русских народных сказках, загадках, песнях нам встречаются яблони с золотыми листьями и плодами, дающими молодость; чудесная золотая сосна, на которой сидят райские птицы; дуб до самого неба.
В русских народных промыслах: хохломская роспись, городецкая роспись, вышивка, резьба по дереву.
Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки.
Русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:
Дерево скоро садят, да нескоро от него плоды едят.
От хорошего дерева — хороший плод.
Дерево по плодам, а человек по делам познается.
Кривое дерево не разогнется прямо.
• Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.
• Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась.
V. Практическая работа.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
-Что нового сегодня узнали на уроке? Что особенно понравилось?
3
compedu.ru
Внеурочное занятие."Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"
Внеурочное занятие "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"
Цели:
формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
развитие навыков работы в технике «оригами»;
повторение сведений об изученных ранее русских народных промыслах.
Оборудование для учителя:
чебная таблица «Древо жизни в славянской мифологии»;
инструкционные карты выполнения поделок в технике «оригами»;
учебная таблица «Изображение Древа жизни в русских народных росписях»;
иллюстрации к уроку.
для учащихся: цветная бумага для оригами, ножницы, клей.
ХОД занятия.
1.Сообщение темы и цели занятия.
Я расскажу вам очень возвышенную, поэтическую легенду, существовавшую у древних славян. Наш мир казался им похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба (рисунок 1). Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к зайцу!»– Вспомните, где еще упоминается остров Буян?Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. – Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказаний.В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. Мы можем видеть их в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях (рисунок 2). У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили, что славный бог солнца поможет им, поэтому изображали его слуг как «оберег» от злых сил (достаточно вспомнить конька на крыше деревенского дома). У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки.Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи. Давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком…» - это гимн стойкости, жизнелюбию. Образ Древа жизни, дошедший до нас из глубины веков, вдохновляет и современных художников – вот так художник-график Юрий Селиверстов представил себе Древо познания (рисунок 3). Вслушайтесь в словосочетание: Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Представьте себе свое дерево жизни – высокое, с пышной кроной и великолепными плодами. Как вы считаете, что является почвой для корней нашего дерева жизни, откуда мы берем жизненные соки?Ответы учащихся: почва для корней древа жизни каждого человека – семья, в которой он растет. – А что самое главное в семье, что ее объединяет и укрепляет?– Любовь.-Верно, только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье во всех невзгодах. Что еще помогает нашему дереву жизни расти, дает необходимые жизненные силы?– Знания.– Чувство долга.– Любовь к Родине.– Представьте себе ствол вашего дерева жизни. Ствол – это символ возвышения, восхождения к вершинам познания. Каким бы вы хотели его увидеть и что, вы считаете, для этого нужно сделать? – Прямым, ровным, высоким,– Необходима стойкость, умение противостоять «жизненным ветрам».– У нас на Камчатке растет каменная береза. Ствол ее причудливо изогнулся под сильными ветрами. Но мы любуемся ею: камчатские поэты воспели каменную березу в стихах, художники изображают на своих полотнах. Как вы думаете, почему?– Потому что, несмотря ни на что, дерево стремится вверх, к солнцу, к жизни, дает приют птицам, тень и укрытие от ветра – людям.– Давайте представим себе крону нашего воображаемого дерева жизни, в которой вызревают плоды или распускаются цветы. Как вы ее себе представляете?– Плоды – это результат жизни человека, то, что он оставит после себя, и чем смогут воспользоваться другие люди. Цветы – это его дети.– Подведем итог нашей беседы. Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового Древа – древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира.Этот образ можно нарисовать, выбить в камне, вырезать на дереве. Но я хочу предложить вам другой способ изображения – выполнить дерево в традиционной японской технике «оригами» (рисунок 4). Мы с вами работали в этой технике и знаем, что это искусство складывания поделок из бумаги. Всему миру известна печальная история девочки Садако из японского города Хиросимы. Девочка умирала от лучевой болезни после атомного взрыва в этом городе. Чтобы облегчить ее страдания, врач предложил Садако делать из бумаги журавликов, пообещав ей, что когда девочка сделает тысячу штук, она выздоровеет. Эту историю рассказал на страницах своей газеты один из журналистов, и со всех концов мира в адрес больницы стали приходить посылки от детей и взрослых с бумажными журавликами. Девочка умерла, но посылки еще долго приходили в японский город Хиросиму.Вспомним правила работы с инструкционными картами: в каждой позиции – 1, 2, 3 и т.д. пунктирная линия и стрелки показывают, как надо сгибать квадрат бумаги. Внимательно читайте пояснения под рисунками, не забывайте об осторожности при работе с ножницами (рисунки 5, 6, 7, 8, 9).Далее учащиеся работают самостоятельно, в группах по 4-5 человек. В конце урока любая группа, по желанию, представляет свою работу, объявляет ее название, анализирует, какое дерево у них получилось. Если времени в конце урока достаточно, мы заслушиваем выступления всех групп.В последние две минуты урока учащимся предлагается заполнить таблицы самооценки, по которым позднее можно определить результативность урока (рисунок 10). Таким образом, учащиеся сами оценивают свою работу и выставляют себе отметку за урок.
РИСУНОК 1
ДРЕВО ЖИЗНИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ(учебная таблица)
РИСУНОК 2
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРЕВА ЖИЗНИВ РУССКИХ НАРОДНЫХ РОСПИСЯХ(учебная таблица)
Мезенская роспись
Хохломская роспись
Городецкая роспись
Пермогорская роспись
РИСУНОК 3
РЕПРОДУКЦИИ К УРОКУ
Ю.Селиверстов «Древо познания»(литография, 1972)
И.И.Шишкин «На севере диком…»
РИСУНОК 4
РАБОТА УЧАЩИХСЯ
РИСУНОК 5
РИСУНОК 6
РИСУНОК 7
РИСУНОК 8
РИСУНОК 9
РИСУНОК 10
infourok.ru
План-конспект урока "Древо жизни" - изо, уроки
Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме "Древо жизни" (Знакомство с древними образами (первообразами) в народном искусстве).
ТЕМА.
Мировое Древо (Древо Жизни)
ЦЕЛЬ.
Знакомство с древними образами (первообразами) в народном искусстве.
ЗАДАЧИ.
1. Помочь детям извлечь из своей ментальности и опыта первообразы, обогатить их опыт на основе приобщения к историческому и художественному опыту мифотворчества и искусства; познакомить с одним из основных первообразов в искусстве – Мировым Древом. Дать представление о том, что оно является центром мира, образом пространства, времени, стихий, человека, рода и поколений. Предоставить возможность в рисунке самостоятельно трансформировать схему архетипа в индивидуальный образ.
3. Воспитывать интерес к мифам и другим литературным произведениям, к искусству.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД.
1. А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб
зеленый»
2. А.С.Пушкин. Отрывок про ель из «Сказки о царе Салтане».
3. Народные загадки, пословицы, поговорки.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД.
1. Репродукции Катрин И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «На севере диком».
2. Репродукция картины Юрия Селиверстова «Древо познания».
3. Репродукция картины Жозефины Уолт «Древо жизни».
4. Репродукция картины Николая Рериха «Древо преблагое, глазам утешение».
5. Иллюстрации растений, животных.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Альбомный лист, карандаши, фломастеры, пастель, краски (по желанию детей).
ПЛАН УРОКА.
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Вводная беседа. 3 мин.
3. Сообщение темы и цели урока. 7 мин.
4. Актуализация знаний. 4 мин.
Физкультминутка. 1 мин.
Минутка отдыха для глаз. 1 мин.
5. Творческая практическая работа. 25 ин.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока. 3 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Вас снова рада видеть я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.
А сейчас подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.
II. Вводная беседа.
Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда. Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы. А найти всему объяснения очень хотелось. Именно отсюда обилие у нашего народа сказок, былин, преданий.
Предлагаю вам послушать отрывки из знакомых вам произведений, отгадать их и назвать автора:
1.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
2.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
3.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
(Слайд №1)
(Учащиеся вспоминают из каких произведений эти отрывки, называют авторов.)
Постановка проблемы.
– Как вы думаете, что объединяет эти три отрывка и почему наш урок я начала именно с них?
III. Сообщение темы и цели урока.
(Слайд № 2) Сегодня на уроке мы начнем знакомство с древними образами в народном искусстве (первообразами). И начнем мы его, как вы уже догадались, со знакомства с Мировым древом. Именно о нем говорится в услышанных вами отрывках.
(Слайд № 3) В произведениях народного искусства часто встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это и есть Мировое древо или Древо жизни. А еще его могут называть Древо познания, Древо центра, Древо плодородия, небесное или космическое Древо.
В древнерусской языческой мифологии Мировое древо придавало форму мировому пространству – это мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. По преданиям, дерево это растет из «пуповины морской», стоит на о. Буяне посреди океана на Алатырь-камне. Крона его достигает небес, корни — преисподней. Чаще всего это «булатный дуб», но может быть и береза, яблоня, явор. В древнерусских апокрифах в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц — царь, нива — православное крестьянство.
Мировое древо в народных представлениях было символом растительных сил земли, вечно живой процветающей природы. В кроне Древа жизни свивает гнездо соловей, в стволе — пчелы, приносящие мед, у корней — горностай, символизирующий родительскую любовь. Ветви дерева — терем, где происходит пир, и по кругу идет чаша с напитком бессмертия.
(Слайд № 4) Таким образом, по вертикали Древо связывает три основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир. Наверху – птицы (орел, сокол, ворон, петух, феникс, жар-птица), в середине копытные жертвенные животные (олени, коровы, лошади, антилопы), пчелы (символ человеческого рода), белка (посредница, снующая вверх и вниз), внизу – пресмыкающие и земноводные (змеи, лягушки, мыши, бобры, рыбы, чудовища) и животные хищные и «ночные» (львы, леопарды, кошки, медведь, спящий в корнях дерева или пещере). По ярусам ветвей, как по ступеням, можно подниматься или спускаться, из-за чего Древо уподобляется лестнице в небо.
Понятие Древа жизни было одним из основных в народных ритуалах, прежде всего на свадьбе и строительстве дома.
А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку: «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких». (Ответы детей.)
(Анимация по щелчку.) Таким образом, с помощью Мирового древа описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни и ночи, то есть оно является образом времени.
С Мировым древом соотносятся и три первоэлемента мира: ветви – огонь, ствол – земля, корни – вода. Отсюда на ветвях дерева часто изображают солнце, звезды, луну, огни, шары или плоды, символы небесных светил, на стволе и рядом с ним – изображения животных, в корнях – земноводные, рыбы. (Анимация по щелчку.) То есть, это образ стихий.
Трем частям Мирового древа соответствуют три части человеческого тела: голова – крона, туловище – ствол, ноги – корни. Примером может служить еще одна загадка: «Ася разлеглася, кабы встала – небо достала, кабы руки – ворота связала, кабы ноги – коня догнала, кабы глаза – увидала, кабы язык – рассказала». Здесь соединились три мифологических образа: дерево, дорога и человек. Да и нашу родословную мы неслучайно называем Семейным древом, ведь Мировое древо – это еще и образ рода, поколений. (Анимация по щелчку.) Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
IV. Актуализация знаний
Ребята, подскажите мне, пожалуйста, где использовался образ Мирового древа, Древа жизни?
(Ответы детей)
В русских народных сказках, загадках, песнях нам встречаются яблони с золотыми листьями и плодами, дающими молодость; чудесная золотая сосна, на которой сидят райские птицы; дуб до самого неба.
(Слайд № 5) В русских народных промыслах: хохломская роспись, городецкая роспись, вышивка, резьба по дереву.
Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки.
Русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:
– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».
– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».
Физкультминутка. (Слайд № 6)
Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. (Слайд № 7) Посмотрите на репродукции картин И.И.Шишкина: «Корабельная роща» - пример могучей силы леса, стоящего «стеной», как в сказке; (Анимация по щелчку.) «На севере диком…» - это гимн стойкости, жизнелюбию; (Анимация по щелчку.) «Рожь» - здесь сосны играют роль опор мира.
(Слайд № 7) На этой репродукции вы видите, как представлял себе Древо жизни Николай Рерих.
(Анимация по щелчку.) Образ Древа жизни, дошедший до нас из глубины веков, вдохновляет и современных художников – вот так художник-график Юрий Селиверстов представил себе Древо познания.
(Анимация по щелчку.) А вот представления современной художницы Жозефины Уолт.
Минутка отдыха для глаз.
(Слайд № 8) Сегодня мы тоже объединим наши знания о преданиях славян, наши умения рисовать и нашу фантазию для создания творческих работ, которые мы назовем «Мировое древо». Работать сегодня мы будем по группам: 1 группа нарисует Дерево-мир; 2 группа – Дерево-время; 3 группа – Дерево-стихию; 4 группа – Дерево-человека. Художественные материалы выберете по своему усмотрению. Не торопитесь, для нас важно качество работы. Не забудьте о композиционном построении рисунка. Правильно изобразить животных вам помогут иллюстрации и таблицы, а все остальное – ваша фантазия. Удачи!
V. Творческая практическая работа.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Вам нравиться? Что именно? Какой образ передали эти ребята? Как не может быть двух совершенно одинаковых людей, так и рисунков одинаковых тоже нет. Все они разные и по-своему интересные.
- С каким основным первообразом в народном искусстве мы сегодня познакомились? Какими образами является Мировое древо? Что еще нового сегодня узнали на уроке? Что особенно понравилось?
Наш урок подошел к концу. До новых встреч!
kopilkaurokov.ru
Урок в 5 классе "Древние образы в искусстве. Древо жизни"
5 класс. Урок 8: Древние образы в искусстве. Древо жизни.
Цель: Познакомиться с древними образами в искусстве, с понятием Древо жизни в искусстве народов мира.
Задачи:
1. Способствовать развитию у учащихся эмоциональной отзывчивости на значении «Мировое Древо» в культурах разных народов.
2. Воспитать любовь и интерес к национально - декоративному искусству.
3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
4. Совершенствовать условия для ассоциативно-образного мышления и овладения живописно-графическими, композиционными навыками.
На доске плакаты с изображением крестьянской избы, украшенной резьбой; мужской и женской фигур, посуды, игрушек: Каргапольской, Филимоновской, Дымковской.
- Посмотрите на доску. Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке?
- Тема урока: Древние образы в народном искусстве». Зачем нужна нам эта тема?
- Как называли себя наши предки?
- Расскажите, как они жили?
- С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
- Внимательно посмотрите на изображение явлений природы. Где использовались эти знаки-символы?
- Зачем украшались жилища, одежда, игрушки знаками природных явлений?
(Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, защиты от грозных стихий и злых духов.)
- Цель нашего урока – понять смысл образа древа в разных видах искусства как древнейшего символа жизни, плодородия, земного блага.
2. Художественный анализ.
1)Одним из базовых архетипов («архетип» – единство мысли и формы), для культуры является первообраз «Мирового древа». «Мировое Древо» встречается в легендах и мифах многих народов мира. Это понятие (космическое, небесное, древо жизни, древо познания, древо плодородия, древо восхождения, антидрево потустороннего мира), воплощает универсальную концепцию мира, само по себе является миром. «Мировое Древо» является центром космоса, другим словами - это символ, заключающий в себе модель мира. В этом качестве оно может трансформироваться в Мировую Гору, первочеловека (мужское или женское божество), мировой столп (храм, колонна, крест, лестница, обелиск, цепь и т.п.), ось мира и ряд других. Так, у горцев место древа занимает гора, делая акцент на незыблемость, неизменность. Для жителей же равнины важнее идея обновления, течения времени и сила.
Часто «Мировое Древо» связывают с элементами стихий. Например, древние Греки и большинство европейцев, выделяли четыре элемента: огонь, землю, воду, воздух. Древо было сопричастно им всем. Оно укоренено в земле, от плодородия зависит его питание. Его поят дожди и почвенные воды. Ствол и крона дерева простерты в воздухе, а солнце, всегда ассоциировавшееся у человека с огнем, дает ему жизненную энергию.
(Демонстрация таблиц, иллюстративного материала)
По вертикали «Мировое Древо» связывает три пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни).
По этим зонам распределяется весь животный мир. Наверху – птицы (орел, сокол, ворон, петух, феникс, жар – птица), зоны вселенной (небесное царство), в середине (зона земли – копытные жертвенные животные - олени, коровы, лошади, антилопы), пчелы (символ человеческого рода), белка (посредница, снующая вверх и вниз), внизу (зона подземного царства – хтонические животные (змеи, лягушки, мыши, бобры, рыбы, чудовища) и животные хищные и «ночные» (львы, леопарды, кошка, медведь как спящий в корнях дерева или пещере).
«Мировое Древо» отражено в культуре разных народов, в искусстве: в играх, в живописи, орнаменте, скульптуре, архитектурных сооружениях, обрядах, ритуалах, в философии, в науке.
Образ «Мировое Древо» присутствует в различных текстах: в сказках, баснях, поговорках, в поэзии и мифах.
Типичные мифологические описания «Древа Мира»: «С неба корень тянется вниз, с земли он тянется вверх (Атхарваведа, инд. миф.) или: « Наверху корень, внизу ветви, это вечная смоковница» («Катха – упанишада», индийское дерево «бессмертное», в нем все миры, и никто не может его превозмочь ) или в русском заговоре: «На море на Океане, на острове Кургане стоит белая береза вниз ветвями, вверх корнями». Такие перевернутые деревья изображаются в соответствующих традициях на ритуальных предметах.
С помощью «Мирового Древа» описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни («Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом четыре синицы, по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких»), «Меня есть дерево – на нем двенадцать веток, на каждой ветке тридцать одна сторона у листа черная, другая – белая»), движение от прошлого (корни), через настоящее (ствол) к будущему (ветви), жизнь рода (генеалогическое древо), жизнь и смерть (древо жизни и парное ему, зачастую перевернутое древо смерти), бессмертие (отожествляется с сердцевиной дерева).
Ребята! Вы, наверное, заметили, что понятие первообраз «Мировое Древо» уходит в глубь истории, в далекое прошлое, таинственное и сказочное.
«Мировое Древо» есть в фольклоре многих народов, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
2) Рельеф.Рельеф (от итал. rilievo - выступ, выпуклость, подъем) - скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.
(методичка)
3. Художественное исполнение.
Плакетное искусство.
Плакетка – это произведение медальерного икусствав. Имеет многоугольную или прямоугольную форму.
1. Бумаге придаем форму плакетки – выполнение рисунка древа с плодами.
2. По нанесенному рисунку исполнение рельефного изображения образа древа.
3. Рельефная окантовка.
4. Итог урока.
Учащиеся анализируют работы одноклассников.
- Оцените рисунок соседа по парте и поставьте оценку на обратной стороне рисунка. После окончания урока рисунки положить на стол учителя.
- Что для вас было знакомым на уроке?
…..
- Что нового вы узнали?
- Урок закончен.
Д .з. доделать дома. Фломастеры акварель бумага
infourok.ru
Внеурочное занятие.Древние образы в народном искусстве. Древо жизни
Внеурочное занятие "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"
Цели:
формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
развитие навыков работы в технике «оригами»;
повторение сведений об изученных ранее русских народных промыслах.
Оборудование для учителя:
чебная таблица «Древо жизни в славянской мифологии»;
инструкционные карты выполнения поделок в технике «оригами»;
учебная таблица «Изображение Древа жизни в русских народных росписях»;
иллюстрации к уроку.
для учащихся: цветная бумага для оригами, ножницы, клей.
ХОД занятия.
1.Сообщение темы и цели занятия.
Я расскажу вам очень возвышенную, поэтическую легенду, существовавшую у древних славян. Наш мир казался им похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба (рисунок 1). Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к зайцу!»– Вспомните, где еще упоминается остров Буян?Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. – Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказаний.В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. Мы можем видеть их в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях (рисунок 2). У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибо
weburok.com
Символ "Дерево мировое" славян
Дерево мировое, или космическое дерево (перевод с латинского arbor mundi) - это очень характерный образ мифопоэтического сознания, который воплощает всю картину мира в её универсальности. Этот образ запечатлён практически повсеместно - вариантно или в чистом виде, часто с подчёркнутой какой-либо частной функцией: русское Древо жизни, античное Древо плодородия, а также Древо восхождения, Древо центра, Шаманское древо, Небесное древо, Древо познания, наконец.
Единство противопоставлений
Основные параметры мира сводятся воедино через общие противопоставления смыслов, которые являются многообразием культурных и исторических вариантов этого образа. Дерево мировое - трансформация таких понятий, как мировой столп, ось мира, первочеловек, мировая гора. Даже любой храм, колонна, обелиск, триумфальная арка, лестница, трон, цепь, крест - всё это изофункциональные образы того же самого Мирового дерева.
Реконструкция мифологических и космологических представлений зафиксирована в текстах разнообразных жанров, в изобразительном искусстве (а это не только скульптура и живопись, но гораздо в большей степени в малые и народные жанры - орнамент и вышивка), в сооружениях архитектуры - культовых преимущественно, в утвари для ритуальных действий и так далее. Дерево мировое как образ восстанавливается на разных территориях от времён бронзы - в Европе и на Ближнем Востоке, до сегодняшнего дня - в традициях сибирского шаманизма, американских, африканских и австралийских аборигенов.
Хаос и Космос
Этот образ всегда играл роль организатора мирового пространства. Все знают, что такое беспризнаковый и беззнаковый хаос, как он противостоит упорядоченному космосу. Космогония описывает организацию и становление мира как создание бинарной оппозиции "земля-небо", для чего и потребовалась некая космическая опора, коей и явилось Дерево мировое, после чего пошли чисто градуальные серии: растения, затем животные, затем люди.
Сакральный центр мира, где появляется Древо жизни, объединяется с его появлением (кстати, этот центр часто дифференцируется - два дерева, три горы и так далее). Дерево мировое стоит вертикально и доминирует, определяя и формальную, и содержательную организацию общей Вселенной.
Оно охватывает всё: корни - подземная жизнь, ствол - земля, её поверхность, ветви - небо. Так и организуется мир - на противопоставлениях: верх-низ, огонь-вода, небо-земля, а также прошлое-настоящее-будущее, предки-мы-потомки, ноги-туловище-голова и так далее. То есть Древом жизни охватываются все сферы жизни во временном, генеалогическом, причинно-следственном, этиологическом, элементном и практически всех остальных ракурсах.
Троица
Символ "Мировое дерево" рассматривается по вертикали с соотнесением к каждой его части класса особых существ, божеств или - что чаще - животных. В верхней части, в ветвях, живут птицы: чаще всего рисуют двух орлов. Посередине изображение Мирового дерева обычно связывается с копытными: лоси, олени, коровы, антилопы, лошади. Иногда это пчёлы, в позднейших традициях - человек. В нижней части, там, где корни, живут лягушки, змеи, бобры, мыши, рыбы, выдры, изредка - медведь или фантастические чудища из преисподней. В любом случае и всегда Мировое дерево жизни - символ троический.
Например, шумерский эпос о Гильгамеше предъявляет нам все три значения: корни со змеёй, на ветвях птица Анзуд, а по центру дева Лилит. Индоевропейские мифы представляют тот же сюжет, где изображение Мирового дерева с богом грозы на вершине, который убивает змея, приютившегося в корнях, и выпускает на свободу стада, похищенные змеем. Египетская версия мифа: Ра - бог солнца, но в образе кота убивает змею у подножия сикоморы. В любой мифологии Мировое дерево культуры сакральных знаний преобразует хаос в космос посредством всех трёх своих ипостасей.
Родословное дерево
Во многих эпосах и мифах образ Древа соотносится с генеалогией рода, со связью поколений и преемственностью, с имитацией брачных отношений. Нанайцы связывали с родовыми деревьями свои представления о женской плодовитости, о продолжении рода. На родовом дереве, в ветвях, жили и плодились души нерождённых людей, потом в виде птиц спускались, чтобы войти внутрь женщины этого рода.
Мировое дерево славян иногда представлялось перевёрнутым, как, например, в некоторых заговорах, когда необходимо спуститься в нижний мир и вернуться оттуда: "На море-окияне, на острове Кургане белая берёзонька вверх кореньями, вниз ветвями". Перевёрнутые деревья встречаются изображёнными на ритуальных предметах, особенно часто этот мотив можно увидеть в славянских вышивках, что, несомненно, означает перевёрнутость нижнего мира, где всё наоборот: живое умирает, видимое исчезает и так далее.
Горизонталь
Объекты, изображённые по сторонам Древа жизни, образуют вместе с ним (а связь со стволом обязательна) горизонтальную структуру. Чаще всего по каждую сторону ствола симметрично изображены копытные животные и/или фигуры людей (или богов, мифологических персонажей, жрецов, святых и так далее). Вертикаль всегда относится к сфере мифологического, а горизонталь - это ритуал и его участники. Объект или образ, совмещённый с Деревом: лось, корова, человек и т. д. - это жертва, она всегда в центре. Участники ритуала слева и справа. Если рассматривать горизонталь последовательно, можно понять, какого плана ритуал здесь обозначен, какую реализацию мифа он обеспечит: плодородие, благополучие, потомство, богатство...
Плоскость
Горизонтальных осей может быть больше одной в схеме одного Дерева, чтобы образовать плоскость - квадрат или круг. Как нарисовать Мировое дерево в плоскости квадрата? Конечно, по центру. Плоскость имеет две координаты: спереди, сзади и слева направо. В этом случае получилось четыре стороны (углы), указывающие стороны света. Кстати, на каждой стороне - по углам - могут произрастать частные Мировые деревья, соотносимые с Главным деревом, либо вместо них, как в "Эдде" или у ацтеков, четвёрка богов - север, юг, запад и восток. Так же точно рисуют Мировое дерево лапландцы посредством бубна, города в Китае - это то же самое древо, вписанное в квадрат. Да и в избе четыре угла.
Четырёхчастная форма
Эта схема повторяется всегда и практически всюду. Сказание о Гильгамеше: вышел на четыре стороны и принёс жертву. Мифы славян: на острове дуб, под ним змея-скарапея, а мы помолимся, на четыре стороны поклонимся... Или: стоит кипарис-дерево, залучай со всех четырёх сторон - со стока и запада, с лета и сивера... Или: идите со всех четырёх сторон, как солнце и месяц и часты мелки звезды... Или: у моря-окияна древо карколист, на дереве висят Козьма и Демьян, Лука и Павел...
Культовые сооружения тоже обязательно содержат четырёхчастную схему: пирамида, пагода, зиккурат, церковь, чум шамана, дольмены - всё это ориентируется на стороны света. Мексиканская пирамида: квадрат, который разделили диагоналями на четыре части, в центре расположен кактус с орлом, поедающим змею. Всюду - в любом культовом сооружении обязательно обозначен сакральный центр - ось мира. Это и есть упорядоченное посреди природного хаоса.
Числовые константы
Даже в древности появилось понимание того, как нарисовать Мировое дерево, поэтапно добиваясь доступности знаковых систем. Мифопоэтические числовые константы, упорядочивающие мир, встречаются на каждом шагу даже и в современной повседневной жизни. По вертикали: трёхмирие, триады божеств, три сына у сказочного старика, три социальных группы, три высших ценности - свобода, братство, равенство, три попытки и так далее. Три - образ абсолюта, совершенства, как любой процесс состоит из трёх этапов - возникновения, развития и завершения.
Четвёрка же - горизонталь - статическая целостность: тетрады богов, основные направления - налево-направо-вперёд-назад, четыре времени года и стороны света, четыре космических века, четыре элемента мира - земля-вода-огонь-воздух. Есть ещё и семёрка - две предыдущих константы в сумме - образ синтеза динамического и статического аспектов Вселенной: семь ветвей Дерева мирового, семь шаманских деревьев, вселенная индейцев семичленна, семичленные пантеоны и так далее. И наконец, символом полноты является число двенадцать: двенадцать месяцев, множество русских загадок, где эта дюжина встречается.
Место пересечения
Что же такое Дерево мировое для мифопоэтической эпохи человечества, в чём его роль? Проще говоря, зачем оно? Без посредствующего звена невозможно было бы связать макрокосм с микрокосмом, то есть маленького человека с безграничностью Вселенной. Дерево мировое - место их пересечения, посредством которого появился целостный взгляд на мироздание, и человек смог определить себе место в нём.
И, надо признать, Дерево это до сих пор работает. Варианты подобных схем на широкую ногу живут в современных науках: кибернетике, математике, лингвистике, экономике, химии, социологии и многих других, то есть в тех, где есть ветвление из центра. Почти все схемы управления, зависимостей, подчинения, которые мы теперь используем, - это оно, Дерево мировое. Стоит посмотреть схемы, изображающие структуру власти, состав частей любого государства, социальные отношения, системы управления и многое другогое, чтобы понять, что Древо жизни всё ещё живо и растёт.
fb.ru
Символический образ Древа жизни? Древо жизни в мифологии разных народов?
Так как мировое дерево часто изображалось с плодами, которыми питались боги, чтобы обрести бессмертие, то оно было и прообразом дерева жизни. Космическое дерево в виде мирового дерева было символом вселенной, символом божественного и человеческого единства, и звеном между космическими зонами. Однако, дерево жизни можно рассматривать как символ более личных взглядов на жизнь, в его связи с людьми древности и их средой. Оно символизировало собой плодородие и сексуальность и было персонификацией матери-богини. Дерево жизни также рассматривалось как регулятор сезонных циклов и сил творчества, уничтожения и бессмертия. Образы мифического древа поддерживались также и представителями Объединенного общества верующих (также известных под названием трясущиеся) — утопическая христианская секта, обязывающая к безбрачию, которая процветала на северо-востоке США в XVIII и XIX веках. Известные строители, ремесленники и фермеры, трясущиеся часто посредством интенсивного пения и танцев достигали духовного прозрения. Однако, наверное, наиболее полным и последовательным представлением дерева жизни было то, которое создали древние египтяне, это было сияющее дерево в центре рая, снабжающее все живые существа пищей, защитой и бессмертием. Счастье, пища, сексуальность и долголетие наиболее часто ассоциировались с древом жизни. Его можно найти во многих культурах, где деревья играли важную роль, и были представлены как в стилизированных, так и в литературных формах. Свидетельства распространенности мифа о древе жизни антропологи нашли и в древней Халдее, области на Среднем Востоке между Тигром и Евфратом. Он быстро проник в Аравию, Египет и остальной африканский континент, на Ближнюю и Центральную Азию. Оттуда, как считают антропологи, миф этот распространился к Дальнему Востоку и затем в Америку, возможно, по загадочному зеленому мосту, соединявшему современную Аляску и Азию. На памятниках Нимруда, древнего города в Ассирии, древо жизни часто изображалось сложной конфигурацией нескольких растений, со стволом, подобным ионической колонне, с кроной пальмы и основанием, скрытым под изящными листьями. Вдоль ствола опускались ветви с плодами. Деревья жизни часто изображались со стоящими рядом красиво разодетыми жрецами. Наиболее почитаемыми деревьями жизни были вечнозеленые деревья. Так как вечнозеленые деревья (такие, как сосна, тис, кедр) являются деревьями-долгожителями, то они также считались и деревьями «вечной жизни» . В силу того, что они способны оставаться зелеными круглый год, несмотря на интенсивные периоды жары, холода, дождей и засухи, то многие полагали, что эти деревья обладали элементом божественной жизни. У халдеев черная сосна Эриду была деревом жизни, и ее шишка считалась символом плодородия. Это дерево также было символом зеленого бога Еа, которого позже сменила Иштар, мать-богиня. В эпосе Гильгамеша деревьями жизни назывались гигантские кедры Ливана, которые, возможно, служили прообразом двух огромных деревьев, описанных в саду Эдем в Ветхом Завете. Кедр иногда считался древом жизни и у многих народов Северной Америки, для которых он был лекарственным деревом. У древних семитов роль древа жизни играла финиковая пальма, и на изображениях, сделанных ассирийцами, она источала из своих ветвей мистическую силу и добродетели. В старину финиковые пальмы часто располагались в пустынных оазисах и связывались с основанием новых поселений; Иерихон, например, некогда назывался городом пальм. В иудейско-христианской апокалиптической литературе, дерево жизни описывается стоящим в Эдемском саду, корни его простирались с небес и ветви тянулись над землей. Питалось оно водами из рая, исходившими из центра мира. В книге Еноха дерево жизни описывается следующим образом: «это было дерево, запахи которого были необыкновенны, и его листья, цветы и кора никогда не увядали: и его плод очень красив и напоминает он финик» . Финиковая пальма также представляет собой символическое древо жизни в каббалах,
порылась в инете и похоже что весь ответ исчерпан первым ответчиком
Древо Жизни (мироздание) – результат эманации 10 сефирот из Неведомого (Айн Соф) и 22 путей (букв еврейского алфавита). От первой до десятой сефирот происходит процесс уплотнения и в последней формируется материальный мир. Иногда сравниваются с 10 измерениями. Теологическая идея, стоящая за Сефирот — барьер между бесконечностью Создателя и душой человека. Каббала говорит, что человек не может принять духовный «свет» таким какой он есть, и поэтому до того, как он дойдёт до человека, он должен «сократиться», проходя через пласты Сефирот. У каждой Сефиры своё имя и значение: Три верхние Сефирот назывются «Сефирот разума» (ספירות השכל) Кетер (כתר) — Корона Хохма(חוכמה)— Мудрость Бина (בינה) — Понимание, ум, интеллект Семь нижних сефирот называются «Сефирот чувства» (ספירות הרגש) Хесед (חסד) — Милосердие, милость, благодеяние Гвура (גבורה) — Строгость, доблесть, героизм, могущество Тифэрэт (תפארת) — Красота, роскошь Нецах (נצח)— Победа, вечность Од (הוד) — Слава, величие, великолепие Есод (יסוד) — Основание, основа Мальхут (מלכות) — Царство Каждой из семи нижних сефирот соответствует личность из Танаха, семь личностей зовутся также «семь пастухов»(по порядку): Авраам, Ицхак, Иаков, Моше, Аарон, Иосиф, Давид. В праздник Суккот, продолжающийся семь дней, каждый день соответствует одному из «пастухов». Схема строения Сефирот называется также деревом жизни.
Язык искусства универсален, а, следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира. Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали устройство Вселенной (то есть микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строение мир. Во многих мифологических системах изображается поэтапное появление носителей жизни (растения, животные, люди). Основное свойство жизни – в способности воспроизводить самое себя во времени. В мифологических и религиозных системах особенно подчеркивается восходящая линия жизни – от рождения к максимальной стадии роста – цветению и плодоношению. Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор, ива, лиственница, кедр, сикомора, баньян и т. п.) Одним из ключевых образов искусства выступает Мировое Древо, воплотившее универсальную концепцию многих народов о произведениях устного творчества разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства (в живописи, скульптуре, произведениях декоративно- прикладного творчества). Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии. По представлениям любого из древнейших народов, мир (космос, Вселенная) противопоставляется беспорядку и хаосу. В самой его середине, упрятаны жизнь и ее высшая цель – бессмертие. Но смысл бессмертия, связанного с Деревом Жизни (в отличие от статичного безблагодатного бессмертия Кащея), именно в том, что оно передается во времени и в пространстве, что оно мыслится как особая жизненная сила. Наиболее известный образ Дерева Жизни представлен в книге Бытия: «И произрастил господь бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево познания добра и зла».