Древние народы россии. Билет № 2. Древние народы на территории России. Происхождение слова Русь.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние народы, проживавшие на территории России. Древние народы россии


Древние народы, проживавшие на территории России | Fresher

По данным исследований, с этнографической карты России исчезли 13 народностей. Причиной тому стали разные исторические, политические и социальные события. Часть народов перестала существовать еще во времена Древней Руси. Многие процессы, которые привели к сокращению численности, а потом исчезновению некоторых народностей, были запущены в период расцвета Российской Империи. Малые народы теряли свою самобытность, покидали родные земли, смешивались с основной массой русского населения.

Древние народы, проживавшие на территории России

Почему народы исчезают?

Древние народы, оставшиеся лишь в далекой истории – заволочская чудь, меря, мурома – имеют схожую причину своего исчезновения. Это ассимиляция представителей этих племен с другими народностями. Многие из них, являясь изначально язычниками, принимали христианство, осваивали быт и традиции славян. Как следствие, терялась самобытность, древняя культура.

Древние народы, проживавшие на территории России

1. Чудь заволочская

Эта народность оставила яркий след в фольклоре и народном творчестве. Столь необычное название люди получили от того, что их речь казалась славянам непривычной, чудной. Чудь встречается во многих сказаниях того времени, о представителях этого народа слагали легенды. Их считали кем-то вроде волшебников. На территории России можно найти Чудское озеро, Чудской берег, несколько деревень и поселений с названием «Чуди».

Древние народы, проживавшие на территории России

Долгое время этот народ связывали с финно-угорскими племенами, поскольку чудь упоминалась на территориях их проживания. В русском фольклоре существуют предания о древнем народе чудь, не желающим принимать христианскую веру, который покидал свои земли и скрывался в лесах. Много говорят о чуди жители Республики Коми и Прикамье. Они довольно точно описывают внешность, называя их смуглыми, темноволосыми, вспоминают о необычном языке и обычаях. Говорят, что чуди жили в лесах, в землянках, где часто погибали, не соглашаясь сдаваться захватчикам. Существует легенда, что многие из них даже погребли себя заживо.

Часть ученых-этнографов находит связь этого народа с народами манси, часть – с народами коми.

2. Меря

Этот народ относят к древнему финно-угорскому племени. Они жили на землях, расположенных в центральной части России. В преданиях и летописях о них осталось множество упоминаний. Меря – данники готского царя в произведениях историка Иордана, они же – часть дружины князя Олега в «Повести временных лет».

Древние народы, проживавшие на территории России

Этот народ стал инициатором одного из самых крупных крестьянских восстаний, поводом для которого стал охвативший всю суздальскую землю голод в 1024 году. Большинство Мери случившееся бедствие восприняли как наказание от небесных сил, за то, что среди них проповедуют христианство. Люди организовали бунт, но он был подавлен Ярославом Мудрым, а зачинщиков жестоко покарали.

На основе исследований ученых, был восстановлен родной язык меря, который стал диалектом финно-угорского языка. Большая часть упоминаний об этом загадочном народе исчезла еще во времена Петра I, но при этом находятся люди, считающие себя потомками меря. В большей степени это жители Верхнего Поволжья.

Древние народы, проживавшие на территории России

Реконструкция костюма народа меря

3. Мурома

Согласно «Повести временных лет» мурома жили в Муроме. Название переводится как «возвышенное место у воды», что вполне можно отнести к географическим особенностям их места обитания. Мурома отнесены к неславянским народам. Ученые, исследовавшие древние захоронения, не смогли отнести муромов ни к одной из этнических групп – они могли быть частью финно-угорского племени, меря или мордвы.

До нашего времени дошла информация о том, что мурома были соседями с высокоразвитой культурой. У них было качественное оружие, оригинальные ювелирные украшения. Все их изделия отличались высоким качеством и разнообразием форм. На головах они носили специфические украшения, созданные из конских волос, полосок кожи, бронзовой проволоки. Интересно, что аналогов этих украшений не нашли ни у одного племен того времени.

Древние народы, проживавшие на территории России

Реконструкция костюма народа мурома.

Славянская колонизация этого народа была бескровной, основывалась на взаимовыгодных торговых взаимоотношениях. Мурома – первый мирно ассимилированный народ, который исчез со страниц истории.

4. Голядь

Этот народ отнесен историками к балто-язычным племенам. Голядью их называли славяне, сами же они величали себя галиндами. Согласно древним летописям, представители этого народа составляли внушительные части войск славянских князей.

Древние народы, проживавшие на территории России

Голядь, реконструкция.

Голядь были вытеснены славянами в XV веке, в момент освоения новых земель и строительства городов московскими князьями. Имя это народа навсегда закреплено на карте России. На ней можно найти деревни с одноименным названием, речку Голяданку. Потомки этого племени смешались со славянскими переселенцами, перестав существовать как отдельная народность.

5. Камасинцы

Этот немногочисленный этнос – часть южной группы самодийских народов, родственной современным ненцам, селькупам, энцам. В летнее время камасинцы кочевали по горным плато, занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Зимой – спасались в защищенных от холода и ветра долинах рек, где были организованы их стойбища.

Древние народы, проживавшие на территории России

Камасинцы.

Со временем рядом с ними появились русские переселенцы, с которыми камасинцы поддерживали тесные хозяйственные отношения. В конце XIX столетия в племени произошел олений мор. Это подтолкнуло камасинцев сменить основной род деятельности и заняться земледелием, как их соседи – русские. Общение становилось более тесным, переплетались обычаи, интересы, создавались смешанные браки. Большинство камасинцев со временем забыли свои традиции, обряды и даже родной язык.

В числе исчезнувших народов России также значатся весь, керкеты, моторы, половцы, меланхлены, мещера, угры, эвремейсы. Они давно стали частью истории, сведения об их образе жизни, традициях, языках можно лишь найти в исследованиях ученых. Каждый из этих народов отличался самобытностью, имел свой жизненный уклад и традиции.

Если не предпринимать никаких мер, то к канувшим в лету народам в скором времени могут присоединиться новые. Сейчас исчезновение грозит хантам, манси, эскимосам, чукчам, каюрам, корякам, вогулам, нганасанам, ненцам, нивхам, селькупам, кетам, тофаларам, ительменам, долганам, удегеям. Их численность составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

• Рубрика: история, народы

www.fresher.ru

Билет № 2. Древние народы на территории России. Происхождение слова Русь.

Первые люди на территории России — 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7-5 вв. до н.э. В 5 веке до н.э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н.э.

Севернее греков жили скифы — кочевники.

На территории Азербайджана в 4 веке до н.э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников — сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее — между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н.э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.

В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.

Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно-угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос — аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.

После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго-запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо-восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Башкирия занимала своеобразное географическое положение - между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях. До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.

О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе (около 20 тыс., лет до н.э.), находки городка Аркаим в 60 км от города Сибая (XVIH - XIV вв. до н.э.) и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области (II-IV вв. н.э.). Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая.

После распада империи гуннов в I в до н.э. произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви. Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно-языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.

Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением в середине I тысячелетия н.э. печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием “башкорт”. В конце IX в. основная масса печенегов проследовала дальше на запад. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой и стали решающей основой формирующейся башкирской народности.

Русь — историческое название земель восточных славян.

Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа).

Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси. До призвания варягов славянские племена, что населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Роуская земля».

 

 

Билет № 20. Государственная Дума – первый опыт парламентаризма.

Государственная дума Российской империи — законосовещательное, позже — законодательное, учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.

Манифестом от 6 августа 1905 года, император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».

Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина,. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и — на особых основаниях — крестьяне]) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г.[3], установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

I созыв

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49 % всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям — землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей — трехстепенные, для четвёртой — четырёхстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечения крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и частно-владельческих земель, превышающих трудовую норму, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы.

8 июля 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её.

Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического.

II созыв

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию).

По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Из 518 депутатов было: социал-демократов — 65, эсеров — 37, народных социалистов — 16, трудовиков — 104, кадетов — 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов — 54, автономистов — 76, беспартийных — 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя — Н. Н. Познанский (беспартийный левый) и М. Е. Березин (трудовик). Секретарем — М. В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).

III созыв

Одновременно с указом о роспуске думы II созыва 3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу, то есть новый избирательный закон. Согласно этому закону и была созвана новая дума. Выборы происходили осенью 1907. В 1-ю сессию Государственная дума III созыва насчитывала: крайних правых депутатов — 50, умеренно-правых и националистов — 97, октябристов и примыкавших к ним — 154, «прогрессистов» — 28, кадетов — 54, трудовиков — 13, социал-демократов — 19, мусульманская группа — 8, литовско-белорусская группа — 7, Польское коло — 11. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих.

Председателями Думы 3-го созыва были: Н. А. Хомяков (октябрист) — с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А. И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г.,М. В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.

Состоялось пять сессий: с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г., с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырёх, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года.

Октябристы — партия крупных землевладельцев и промышленников — управляли работой всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское большинство. Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.

Острые споры в думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России.

Большой опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта.

IV созыв

Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три — на период Первой мировой войны. Первая сессия проходила с 15 ноября 1912 года по 25 июня 1913 года.

По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых — 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 (большевиков — 6, меньшевиков — 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики — 10, беспартийные — 7. Председателем думы был избран октябристМ. В. Родзянко.



infopedia.su

Какие народы России самые древние? • История

Какие народы России самые древние?

Народов, населяющих Российское государство, насчитывается более 200, история многих из них тесно связана с историей других государств и народностей, проживавших в стародавние времена в Евразии от Балтийского моря до Тихого океана.

К древним народам на территории России относят славян, башкир, марийцев, саамов, вайнахов, юкагиров, дагестанцев; обживая российские земли, они становились её неотъемлемой частью, поэтому первый русский князь Рюрик сделал всё возможное для основания единого государства. Для этих самых древних народов России новое государство стало родным, оно унаследовало многие обычаи и традиции, свойственные этим народам, история нашей страны - история многонациональной державы.

В сочинениях византийского императора из македонской династии Константина Багрянородного впервые в X веке появляется термин "Росия", олицетворяя греческое название Руси. Потом название "Россия", имеющее другое написание, закрепляется за восточно-славянскими территориями, Северо-Восточной частью Руси, а главным народом, населяющим эту область, были славяне.

Они представляют собой одну из крупнейших этноязыковых общностей в Европе, выделяют западных, восточных и южных славян, существует множество предположений относительно их происхождения. Их истоки историки находят в области, которая распростёрлась от бассейна реки Одер (Центральная Европа) до Урала и Центральной части Азии, происхождение славян многие связывают с историей скифов, ариев, отсюда и разногласия по поводу возраста этноса. Первым, кто сделал попытку установить возраст славян, был монах Нестор Летописец (1056-1114), насельник Киево-Печерской лавры, считающийся одним авторов "Повести временных лет", произведение сыграло важную роль в славянской культуре. По мнению Нестора, история славян начинается во время вавилонского столпотворения, которое разделило всё человечество на несколько десятков народов.

В древности те земли, которые простирались от Волги до Тобола, от Уральских гор до Памира, населяли башкиры, в первом тысячелетии нашей эры сформировалась башкирская нация: многие народы объединились в единую родоплеменную организацию. Её главой был верховный правитель "турэ" или "батша", в составе башкирской нации народности различного происхождения: юрматы, еней, бурзан, табын и другие, которые принадлежат к индоиранцам, тюркам, финноуграм. Первые сведения о башкирах появляются в IX-X веках н. э. в сочинениях Ибн Фадлана, арабского писателя и путешественника, его книга "Рисале" , написанная в форме путевых заметок, отразила жизнь, быт, политические отношения между башкирами, булгарами, огузами, русами и хазарами.

Племена, являющиеся родоначальниками многих народов современной РФ, обживали земли Восточной Европы и Северной Азии ещё в эпоху бронзового века, потомки этих племён составляют большую часть российского населения. Они вносят свой вклад в развитие культуры, архитектуры, искусства, торговли, промышленного комплекса, способствуют укреплению государственной мощи страны.

Последние опубликованные

Самая большая свинья в мире: где она живет? Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производители Рейтинг детских смесей: самые популярные производители

samogoo.net

Древние народы, проживавшие на территории России

По данным исследований, с этнографической карты России исчезли 13 народностей. Причиной тому стали разные исторические, политические и социальные события. Часть народов перестала существовать еще во времена Древней Руси. Многие процессы, которые привели к сокращению численности, а потом исчезновению некоторых народностей, были запущены в период расцвета Российской Империи. Малые народы теряли свою самобытность, покидали родные земли, смешивались с основной массой русского населения.

Древние народы, проживавшие на территории России

Почему народы исчезают?

Древние народы, оставшиеся лишь в далекой истории – заволочская чудь, меря, мурома – имеют схожую причину своего исчезновения. Это ассимиляция представителей этих племен с другими народностями. Многие из них, являясь изначально язычниками, принимали христианство, осваивали быт и традиции славян. Как следствие, терялась самобытность, древняя культура.

Древние народы, проживавшие на территории России

1. Чудь заволочская

Эта народность оставила яркий след в фольклоре и народном творчестве. Столь необычное название люди получили от того, что их речь казалась славянам непривычной, чудной. Чудь встречается во многих сказаниях того времени, о представителях этого народа слагали легенды. Их считали кем-то вроде волшебников. На территории России можно найти Чудское озеро, Чудской берег, несколько деревень и поселений с названием «Чуди».

Древние народы, проживавшие на территории России

Долгое время этот народ связывали с финно-угорскими племенами, поскольку чудь упоминалась на территориях их проживания. В русском фольклоре существуют предания о древнем народе чудь, не желающим принимать христианскую веру, который покидал свои земли и скрывался в лесах. Много говорят о чуди жители Республики Коми и Прикамье. Они довольно точно описывают внешность, называя их смуглыми, темноволосыми, вспоминают о необычном языке и обычаях. Говорят, что чуди жили в лесах, в землянках, где часто погибали, не соглашаясь сдаваться захватчикам. Существует легенда, что многие из них даже погребли себя заживо.

Часть ученых-этнографов находит связь этого народа с народами манси, часть – с народами коми.

2. Меря

Этот народ относят к древнему финно-угорскому племени. Они жили на землях, расположенных в центральной части России. В преданиях и летописях о них осталось множество упоминаний. Меря – данники готского царя в произведениях историка Иордана, они же – часть дружины князя Олега в «Повести временных лет».

Древние народы, проживавшие на территории России

Этот народ стал инициатором одного из самых крупных крестьянских восстаний, поводом для которого стал охвативший всю суздальскую землю голод в 1024 году. Большинство Мери случившееся бедствие восприняли как наказание от небесных сил, за то, что среди них проповедуют христианство. Люди организовали бунт, но он был подавлен Ярославом Мудрым, а зачинщиков жестоко покарали.

На основе исследований ученых, был восстановлен родной язык меря, который стал диалектом финно-угорского языка. Большая часть упоминаний об этом загадочном народе исчезла еще во времена Петра I, но при этом находятся люди, считающие себя потомками меря. В большей степени это жители Верхнего Поволжья.

Древние народы, проживавшие на территории России

Реконструкция костюма народа меря

3. Мурома

Согласно «Повести временных лет» мурома жили в Муроме. Название переводится как «возвышенное место у воды», что вполне можно отнести к географическим особенностям их места обитания. Мурома отнесены к неславянским народам. Ученые, исследовавшие древние захоронения, не смогли отнести муромов ни к одной из этнических групп – они могли быть частью финно-угорского племени, меря или мордвы.

До нашего времени дошла информация о том, что мурома были соседями с высокоразвитой культурой. У них было качественное оружие, оригинальные ювелирные украшения. Все их изделия отличались высоким качеством и разнообразием форм. На головах они носили специфические украшения, созданные из конских волос, полосок кожи, бронзовой проволоки. Интересно, что аналогов этих украшений не нашли ни у одного племен того времени.

Древние народы, проживавшие на территории России

Реконструкция костюма народа мурома.

Славянская колонизация этого народа была бескровной, основывалась на взаимовыгодных торговых взаимоотношениях. Мурома – первый мирно ассимилированный народ, который исчез со страниц истории.

4. Голядь

Этот народ отнесен историками к балто-язычным племенам. Голядью их называли славяне, сами же они величали себя галиндами. Согласно древним летописям, представители этого народа составляли внушительные части войск славянских князей.

Древние народы, проживавшие на территории России

Голядь, реконструкция.

Голядь были вытеснены славянами в XV веке, в момент освоения новых земель и строительства городов московскими князьями. Имя это народа навсегда закреплено на карте России. На ней можно найти деревни с одноименным названием, речку Голяданку. Потомки этого племени смешались со славянскими переселенцами, перестав существовать как отдельная народность.

5. Камасинцы

Этот немногочисленный этнос – часть южной группы самодийских народов, родственной современным ненцам, селькупам, энцам. В летнее время камасинцы кочевали по горным плато, занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Зимой – спасались в защищенных от холода и ветра долинах рек, где были организованы их стойбища.

Древние народы, проживавшие на территории России

Камасинцы.

Со временем рядом с ними появились русские переселенцы, с которыми камасинцы поддерживали тесные хозяйственные отношения. В конце XIX столетия в племени произошел олений мор. Это подтолкнуло камасинцев сменить основной род деятельности и заняться земледелием, как их соседи – русские. Общение становилось более тесным, переплетались обычаи, интересы, создавались смешанные браки. Большинство камасинцев со временем забыли свои традиции, обряды и даже родной язык.

В числе исчезнувших народов России также значатся весь, керкеты, моторы, половцы, меланхлены, мещера, угры, эвремейсы. Они давно стали частью истории, сведения об их образе жизни, традициях, языках можно лишь найти в исследованиях ученых. Каждый из этих народов отличался самобытностью, имел свой жизненный уклад и традиции.

Если не предпринимать никаких мер, то к канувшим в лету народам в скором времени могут присоединиться новые. Сейчас исчезновение грозит хантам, манси, эскимосам, чукчам, каюрам, корякам, вогулам, нганасанам, ненцам, нивхам, селькупам, кетам, тофаларам, ительменам, долганам, удегеям. Их численность составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Смотрите также: 

hellbro.ru

Какие народы России самые древние

На территории России проживает около 200 народов. История некоторых из них уходит в далекие тысячелетия до нашей эры. Мы выяснили, какие коренные народы России самые древние и от кого они произошли.

23

Славяне

23

Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару лишних тысячелетий.Первый, кто попытался определить возраст славянского народа, был монах Нестор, взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…».

С точки зрения археологии, первой культурой, которую можно назвать праславянской была так называемая культура подклошовых погребений, получившая название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она зародилась между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры. В какой-то степени, можно считать, что ее представители были праславянами.

Башкиры

23

Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».

Марийцы или Черемисы

23

История финно-угорского народа марийцев начинается в начале первого тысячелетия до нашей эры вместе с образованием в Волго-Камье так называемой ананьинской археологической культуры (VIII-II века до н.э.).

Некоторые историки отождествляют их с полу-легендарными фиссагетами – древним народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель. Из них впоследствии выделились марийцы, расселившиеся от правобережья Волги меду устьями Суры и Цивиля.

Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии со стороны готских, хазарских племен и Волжской Булгарии. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства.

Саамы

23

Предки северного народа саамов – культура Комса, пришли на север в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чье название переводится как сама «земля» своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры и дофинскому европеоидному населению. Вторые, известные в научном мире как культура сетчатой керамики, населяли во II-I тыс. до нашей эры широкую территорию от среднего Повольжья до севера Фенноскандии, включая Карелию.

По словам историка И. Манюхина, смешавшись с поволжскими племенами, они образовали древнесаамскую историческую общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари - в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо и «арктической», в северной Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском полуострове.

Вместе с этим возникает саамский язык и складывается физический облик лопарей (русское обозначение саамов), который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.

Вероятно, первое письменное упоминание о саамах относится к 325 году до нашей эры и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о неком народе «фенни» ( finoi). Впоследствии, о них же писал Тацит в I веке нашей эры, рассказывая о диком народе фениев, живущем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.

Народы Дагестана

23

На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По мнению историка В. Алексеева, кавкасионская группа сложилась на той же территории, что она занимает и теперь на основе древнейшего местного населения позднего каменного века.

Вайнахи

23

Вайнахские народы, к коим относятся чеченцы («нохчи») и ингуши («галгаи»), равно как и многие народы Дагестана, относятся к древнему кавкасионскому антропологическому типы, как говорил еще советский антрополог проф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их корни стоит искать в куро-аракской археологической культуре, обитавшей на территории Северного Кавказа в IV начале III тысячелетия до нашей эры, а также в майкопской культуре, заселившей в этот же период предгорья Северного Кавказа.Упоминания о вайнахах в письменных источниках встречаются впервые у Страбона, который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.

В средневековье на формирование вайнахских народов сильное влияние оказало государство Алания в предгорьях Северного Кавказа, павшее в XIII веке под копытами монгольской конницы.

Юкагиры

23

Малочисленный сибирский народ Юкагиры ("люди мезлоты" или "дальние люди") можно назвать самым древним на территории России. По словам историка А. Окладникова, этот этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея.

Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долго сохранявшийся обычай матрилокального брака, когда после замужества муж проживает на территории жены.

Вплоть до XIX века многочисленные племена юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы и другие) занимали обширную территорию от реки Лены до устья реки Анадырь. В XIX веке их численность начала существенно сокращаться в следствии эпидемий и междоусобиц. Часть племен была ассимилирована якутами, эвенами и русскими. Согласно переписи населения 2002 года, численность юкагиров сократилась до 1509 человек.via

eaquilla.livejournal.com

Очень древние народы России // ОПТИМИСТ

≡  27 Ноябрь 2015

А А А

На территории России проживает около 200 народов. История некоторых из них уходит в далекие тысячелетия до нашей эры. Мы выяснили, какие коренные народы России самые древние и от кого они произошли.

Славяне

Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару лишних тысячелетий.

Первый, кто попытался определить возраст славянского народа, был монах Нестор, взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…».

С точки зрения археологии, первой культурой, которую можно назвать праславянской была так называемая культура подклошовых погребений, получившая название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она зародилась между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры. В какой-то степени, можно считать, что ее представители были праславянами.

Башкиры

Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».

Марийцы или Черемисы

История финно-угорского народа марийцев начинается в начале первого тысячелетия до нашей эры вместе с образованием в Волго-Камье так называемой ананьинской археологической культуры (VIII-II века до н.э.).

Некоторые историки отождествляют их с полу-легендарными фиссагетами – древним народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель. Из них впоследствии выделились марийцы, расселившиеся от правобережья Волги меду устьями Суры и Цивиля.

Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии со стороны готских, хазарских племен и Волжской Булгарии. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства.

Саамы

Предки северного народа саамов – культура Комса, пришли на север в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чье название переводится как сама «земля» своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры и дофинскому европеоидному населению. Вторые, известные в научном мире как культура сетчатой керамики, населяли во II-I тыс. до нашей эры широкую территорию от среднего Повольжья до севера Фенноскандии, включая Карелию.

По словам историка И. Манюхина, смешавшись с поволжскими племенами, они образовали древнесаамскую историческую общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари - в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо и «арктической», в северной Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском полуострове.

Вместе с этим возникает саамский язык и складывается физический облик лопарей (русское обозначение саамов), который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.

Вероятно, первое письменное упоминание о саамах относится к 325 году до нашей эры и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о неком народе «фенни» ( finoi). Впоследствии, о них же писал Тацит в I веке нашей эры, рассказывая о диком народе фениев, живущем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.

Народы Дагестана

На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По мнению историка В. Алексеева, кавкасионская группа сложилась на той же территории, что она занимает и теперь на основе древнейшего местного населения позднего каменного века.

Вайнахи

Вайнахские народы, к коим относятся чеченцы («нохчи») и ингуши («галгаи»), равно как и многие народы Дагестана, относятся к древнему кавкасионскому антропологическому типы, как говорил еще советский антрополог проф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их корни стоит искать в куро-аракской археологической культуре, обитавшей на территории Северного Кавказа в IV начале III тысячелетия до нашей эры, а также в майкопской культуре, заселившей в этот же период предгорья Северного Кавказа.

Упоминания о вайнахах в письменных источниках встречаются впервые у Страбона, который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.

В средневековье на формирование вайнахских народов сильное влияние оказало государство Алания в предгорьях Северного Кавказа, павшее в XIII веке под копытами монгольской конницы.

Юкагиры

Малочисленный сибирский народ Юкагиры ("люди мезлоты" или "дальние люди") можно назвать самым древним на территории России. По словам историка А. Окладникова, этот этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея.

Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долго сохранявшийся обычай матрилокального брака, когда после замужества муж проживает на территории жены.

Вплоть до XIX века многочисленные племена юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы и другие) занимали обширную территорию от реки Лены до устья реки Анадырь. В XIX веке их численность начала существенно сокращаться в следствии эпидемий и междоусобиц. Часть племен была ассимилирована якутами, эвенами и русскими. Согласно переписи населения 2002 года, численность юкагиров сократилась до 1509 человек.

Метки: время • география • жизнь • интересно • история • народы • население • Россия

Комментарии:

oppps.ru

Древние народы на территории России

Ранние башкиры

Наиболее древние цивилизации на территории бывшего СССР возникли в двух южных историко-культурных регионах – на Кавказе и в земледельческой Средней Азии. В VIII–VI вв. до н. э. часть Закавказья входила в состав государства Урарту. Просуществовав около 300 лет, оно погибло, а на его основной территории государственное образование получило название Армении. В III в. до н. э. возникает древнегрузинское Иберийское царство. В I в. до н. э. образуется еще одно государство под названием Албании (Кавказской).

В середине I тысячелетия до н. э. на территории Средней Азии сложились первые рабовладельческие государства: Бактрия, Согдиана, Хорезм. В начале I века до н. э. возникло Кушанское царство, политически объединившее почти всю Среднюю Азию, часть северного Афганистана и Индии.

Раздел Средней Азии в VI в. н. э. на сферы влияния Ирана и Западно-Тюркского каганата привел к смене восточно-иранских языков западно-иранским (фарси – дари) на западе и юге, а на севере и востоке все большее значение приобретал тюркский этнический элемент. В VIII–IX вв. на смену древним зороастрийским культам утверждается новая религия – ислам.

Высокого развития достигла культура народов Средней Азии и Закавказья. Широкое распространение получила хорезмийская, согдийская, индийская и тюркская руническая письменность. В Бухаре, Самарканде и Хорезме были созданы замечательные памятники фресковой живописи, скульптуры и архитектуры. Возникла оригинальная армянская и переводная литература, грузинская и албанская письменность. Эти выдающиеся материальные и духовные ценности наглядно опровергают «теорию» так называемого «европоцентризма», по которой исключаются из мировой культуры как якобы «неполноценные» и «несамостоятельные» культуры народов Востока.

Формирование славянских племен и их культуры прошло несколько периодов.

1) Самый ранний – праславянский период. Он охватывает в основном I тысячелетие до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру. Она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.

2) Древнеславянский период охватывает значительную часть 1 тысячелетия н. э. до 9‑го века. В этот бурный, наполненный историческими событиями период передвижения одних народов, вытеснения и крушения других древних народов идет процесс интенсивного формирования черт восточнославянской культуры, складывается славянская территория. В это время появляются и определенные письменные сведения о славянах.

3) Феодальный период начинается с образования Древнерусского государства с центром в Киеве.

Раньше, чем стали известны археологические памятники древних славян, ученые знали о них из различных письменных источников. Среди них особое место занимает первая русская летопись «Повесть временных лет» (Киев, монах Нестор, нач. XII в.), основной задачей которой, по словам летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.

Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых были, видимо, и славянские, оставлены древнегреческим историком Геродотом (между 490 и 480 – около 425 г. до н. э.). Он дал систематическое описание жизни и быта скифов. Ему было известно много различных племен, живущих к северу и востоку от территории расселения скифов, в их числе он называет невров и меланхленов, живших по среднему Днепру, в низовьях Десны и Сейма.

Более определенно о славянах писали римские и византийские историки. К I в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита (около 68 – около 117 гг.), который пишет о древних славянах, называя их венедами, а более поздние византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами.

Однако, вопрос о происхождении славян и в настоящее время еще далек от окончательного решения. Несмотря на различные мнения, исследовательская мысль развивалась в основном в двух направлениях:

1) одни считали, что славяне произошли из одного центра, расселившись потом по обширной территории Восточной, Южной и частично Центральной Европы;

2) другие же полагали, что славяне занимали обширную территорию, заселенную ныне славянскими народами.

По своему происхождению славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему такие народы, как германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские и др.

Славяне начинают выделяться из массы других племен во II в. н. э. Первоначальные следы славян находят на территории Дакийского царства. Приблизительно во II в. славяне оказались в районе среднего и нижнего Дуная. Однако под натиском римского императора Траяна они были вынуждены двинуться с берегов Дуная в Карпаты.

Начиная с III в. славяне переходили Дунай и вторгались в Византийскую империю. Следствием этих вторжений было постепенное заселение славянами Балканского полуострова.

Вооруженный напор славян на Византию способствовал объединению их в военные союзы. В VI в. в Карпатах у славян образуется большой военный союз под предводительством князя племени дулебов.

В VII в. с северо-восточных склонов и предгорий Карпат восточные славяне постепенно расселялись по Русской равнине. Причиной отлива славян с Карпат явилось нашествие аваров, которые дали толчок дальнейшему движению славян в разные стороны. Именно в VII в. в связи с аварским движением возник ряд славянских государств – Чешское, Хорватское, Болгарское. Именно с VII в. началось обособление западных и восточных славян.

В течение VII и VIII вв. восточнославянское население заселяло постепенно Русскую равнину и прежде всего заняло обширную область, расположенную по линии Днепра – Волхова. В IX–X вв. к западу и востоку от этой линии жили следующие славянские племена: юго-западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и тиверцы, они располагались по р. Днестру до Черного моря. «Белые» хорваты осели в предгорьях Карпат. Дулебы, волыняне, бужане – в восточной Галиции, по Волыни и по западному Бугу. По западному берегу среднего Днепра расположились поляне, к северу от них по берегам р. Припяти – древляне, еще дальше к северу – между Припятью и Березиной – дреговичи, на восточном берегу Днепра – севернее, по р. Сожу – радимичи, по р. Оке – вятичи. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины осели кривичи. Славяне ильменские (или новгородские) заняли территорию вокруг озера Ильмень и по обоим берегам р. Волхова.

Таким образом, к IX–X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Русской равнины, от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере. Проходящий с севера на юг по этой территории великий водный путь «из варяг в греки» (по линии Волхова – Днепра) на несколько веков сделался главным стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства.

В Карпатах славяне жили первобытно-родовыми союзами. В VI в. мелкие славянские роды начинают объединятся в более крупные союзы или племена. В ходе расселения по равнине родовой союз начинает разрушаться. На смену ему, как переходная ступень от древнего рода к простой семье, приходит двор – сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками.

К середине IX в. относятся первые упоминания о варягах. В «Повести временных лет» (нач. XII в.) призвание варягов описывается так: «И пошли за море, к варягам, к руси. И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». На этом основана появившаяся в XVIII в. теория норманизма, против которой уже в момент ее возникновения повел решительную борьбу М. В. Ломоносов.

М. В. Ломоносов отрицал варяжское происхождения слова «русь», считая его древнее призвания варягов. Он связывал слово «русь» с сарматами – роксоланами («россоланами»), рекой Рось на юге.

С норманизмом боролись В. Г. Белинский, А. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.

Традиционной версии придерживались известные историки А. Л. Погодин, С. М. Соловьев, В. С. Ключевский.

«Воинственный антинорманизм» 30‑х гг. XX в. был ответом на пангерманизм, доказывающий неполноценность славян. К 80‑м годам споры смягчились. Многие признали историчность фигуры Рюрика.

Видимо, следует признать, что появление варяжских дружин в Восточной Европе заметно ускорило процесс образования государства. Они явились как бы необходимым консолидирующим элементом.

Непосредственными и ближайшими соседями восточных славян в занятых ими областях оказались многочисленные, но слабые и разбросанные по лесным просторам финские племена.

На юго-восточном побережье Балтийского моря и по течению Немана и Западной Двины жили литовские племена. Во второй половине ХII в. в Прибалтике появились немцы, которые создали орден рыцарей-меченосцев для покорения Ливонии и обращения ее в католическую веру. Немецкие колонисты построили ряд городов и рыцарских замков, превратив местное население в крепостных новых господ. Западными соседями восточных славян были поляки (или ляхи), занимавшие территорию по берегам р. Вислы.

Наиболее беспокойными и опасными соседями восточных славян на юго-востоке были орды кочевых азиатских народов: авары, печенеги, торки, половцы.

Таким образом, восточные славяне с первых своих шагов на Восточно-Европейской равнине очутились совсем в другой географической и международной обстановке, чем германские племена, начавшие новую историю Западной Европы.

Башкирия занимала своеобразное географическое положение – между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях. До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.

О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе (около 20 тыс. лет до н. э.), находки городка Аркаим в 60 км. от города Сибая (XVIII–XIV вв. до н. э.) и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области (II–IV вв. н. э.). Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая. Эта общность с течением времени претерпела определенную дифференциацию, и из нее выделился тюркский тип.

После распада империи гуннов в I в. до н. э. произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви. Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно-языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.

В середине I тысячелетия н. э. началось массовое передвижение тюркских и других племен из Центральной Азии в Европу. Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием «башкорт». В конце IX в. основная масса печенегов, двигаясь южнее Урала, проследовала дальше на запад, перейдя Волгу, и дошла до Венгрии. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой. Таким образом, осевшие здесь племена Усерган, Бурзян, Тангаур и некоторые другие, стали решающей основой формирующейся башкирской народности.

Вместе с печенегами в Восточной Европе появились кыпчаки, что было связано с монгольским нашествием. На этот раз пришли племена Кыпсяк, Тамьян, Канглы, Сальют, Катай и др. Племена Кыпсяк и Табын сыграли преобладающую роль в формировании башкирского народа.

В период с X по XV вв. кыпчакские племена разделились на кыпчакско-половецкую и кыпчакско-булгарскую ветви. В составе второй ветви, собственно, и образовался тогда башкирский народ. Эта ветвь включала в себя прежде всего смесь булгар и кыпчаков, которые взаимно ассимилировались друг с другом. Однако основным компонентом башкирской народности были кыпчаки.



biofile.ru


Смотрите также