Древние мореплаватели имена. Древние финикийцы первыми из мореплавателей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние финикийцы - первые мореплаватели. Древние мореплаватели имена


Список мореплавателей - это... Что такое Список мореплавателей?

 Список мореплавателей

Мореплаватель — человек, посвятивший значительную часть своей жизни морским путешествиям.

Известные мореплаватели

Народы-мореплаватели

Смотри также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Список модификаций игр компании Valve
  • Список московской городской скульптуры

Смотреть что такое "Список мореплавателей" в других словарях:

  • Список казней раннехристианских мучеников — Мученичество св. Аполлонии, (Часослов Этьена Шевалье) Виды казней раннехристианских мучеников список видов мучений (смертельных приговоров и пыток), которыми были подвергнуты раннехристианские святые. Ряд казней явл …   Википедия

  • Список королей Нуменора — Короли Нуменора (англ. Kings of Númenor) в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина мужчины дунэдайн, правившие островным государством Нуменор (на вестроне Вестернесс). Ниже перечислены двадцать три правителя Нуменора, включая одного узурпатора… …   Википедия

  • Список улиц Архангельска — Содержание 1 0 9 2 А 3 Б 4 В 5 Г …   Википедия

  • Список войн и сражений Средиземья — В легендариуме Дж. Р. Р. Толкина описано множество войн и сражений, происходивших в землях Амана, Белерианда, Нуменора и Средиземья. Они описаны в таких книгах, как «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелина колец», «Неоконченные сказания»… …   Википедия

  • ЗОСИМА И САВВАТИЙ — Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… …   Православная энциклопедия

  • Одиссея — У этого термина существуют и другие значения, см. Одиссея (значения). Одиссей и Калипсо «Одиссея» (др. греч …   Википедия

  • Соймонов, Федор Иванович — действительный тайный советник, сибирский губернатор, писатель (1682 1780 гг.). Род. в Москве и происходил из старинной, дворянской фамилии. Отец его, Иван Афанасьевич Больший, был стольником и владел всего лишь 22 дворами крестьян; тем не менее… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Коцебу, Отто Евстафьевич — капитан 1 ранга, известный путешественник вокруг света, второй сын писателя Августа фон Коцебу, род. в Ревеле 19 декабря 1788 г., ум. там же 3 февраля 1846 г. 10 мая 1796 г. определен в сухопутный (ныне 1 й) корпус кадетом; в 1803 г. поступил… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Атлантика — (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное …   Энциклопедия инвестора

  • Мадейра (остров) — Остров Мадейра порт. Ilha da Madeira …   Википедия

dic.academic.ru

Читальный зал - Знаменитые мореплаватели

Знаменитые мореплаватели.

Елена Авадяева, Леонид Зданович "100 великих мореплавателей"

Христофор Колумб

Испанский мореплаватель, в 1492 году открывший для европейцев Америку, благодаря снаряжению экспедиций Католическими королями. Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море.

Бартоломео Колумб

Младший брат Христофора Колумба, служивший в 1490-е гг. его заместителем с титулом аделантадо. Основал старейший город Нового света - Санто-Доминго.

Диего Колон

Старший сын Христофора Колумба, 4-й вице-король Новой Испании, носивший также звания аделантадо и адмирала Индий. После смерти Диего за его потомками были закреплены титулы маркиза Ямайки и герцога Верагуа.

Диогу Кан

Португальский мореплаватель, который своими плаваниями вдоль западного побережья Африки проложил дорогу Бартоломеу Диашу и Васко да Гама. Открыл устье реки Конго в 1482 году.

Бартоломеу Диаш

Португальский мореплаватель. В 1488 году в поисках морского маршрута в Индию он первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан Достиг одного из южных мысов Африки, который был назван мысом Бурь. Позднее его переименовали в мыс Доброй Надежды,так как это открытие подавало надежды на открытие морского пути в Индию.

Педру Алвариш Кабрал

Pedro Alvares Cabral - португальский мореплаватель, которому принадлежит честь открытия Бразилии.

Фернан Магеллан

Португальский и испанский мореплаватель с титулом аделантадо. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим по морю из Атлантического океана в Тихий.

Васко да Гама

Португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии. 6-й губернатор Португальской Индии, 2-й Вице-король Индии и 1-й граф Видигейра.

Марко Поло

Итальянский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемые с момента её появления до нынешнего времени, она служит ценным источником по географии, этнографии, истории Армении, Ирана, Китая, Казахстана, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века. Эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV-XVI веков. В частности, она была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию; по подсчётам исследователей, Колумб сделал на ней 70 пометок.

Америго Веспуччи

Флорентийский путешественник, в честь которого была названа Америка. Существует мнение, что он получил это прозвище или назвал себя так в честь уже поименованного континента.

Книги о Америго Веспуччи:

"Америго Веспуччи. Фернан Магеллан"

Джон Кабот

Итальянский и французский мореплаватель и купец на английской службе, впервые исследовавший побережье Канады.

Абел Тасман

Голландский мореплаватель, исследователь и купец. Получил мировое признание за возглавляемые им морские походы в 1642-1644 годах. Первым среди известных европейских исследователей достиг берегов Новой Зеландии, Тонга и Фиджи. Собранные во время его экспедиций данные помогли доказать тот факт, что Австралия является отдельным континентом. Имя мореплавателя носит остров Тасмания и Тасманово море.

Жил Эанеш

Португальский мореплаватель XV века. Был оруженосцем у Генриха Мореплавателя. Совершил несколько морских путешествий вдоль африканского побережья. В 1433 году достиг Канарских островов.

Джеймс Кук

Английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС. Возглавлял три экспедиции по исследованию Мирового океана, все были кругосветными. Во время этих экспедиций совершил ряд географических открытий. Обследовал и нанёс на карту малоизвестные и редко посещаемые до него части Ньюфаундленда и восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Благодаря тому вниманию, которое Кук уделял картографии, многие из составленных им карт по своей точности и аккуратности не имели аналогов на протяжении многих десятилетий и служили мореплавателям вплоть до второй половины XIX века.

Книги о Джеймсе Куке:

Свет Яков "Джеймс Кук"

Фрэнсис Дрейк

Английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал. Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание. Активный участник разгрома испанского флота в Гравелинском сражении : благодаря умелым действиям Дрейка англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Афанасий Никитин

Биллем Баренц

Брендан Мореплаватель

Витус Беринг

Джеймс Кук

Жак Ив Кусто

Лейф Эйрикссон Удачливый

Книги по теме:

Малов Владимир "Тайны знаменитых кораблей"

 

bookzal.do.am

Древние финикийцы первыми из мореплавателей – маршрут путешествий финикийцев

Около 4000 лет назад на Средиземноморье, а именно его восточной части, впервые появились племена, которым в Древней Греции дали особое имя — финикийцы. Они вошли в историю в первую очередь как самые известные мореплаватели прошлого.

История названия

Известно, что название страны — Финикия — дословно звучит как красивое прилагательное — «пурпурная». И возникла эта аналогия не просто так: племена добывали яркую краску для тканей — пурпур — который закрепился в качестве цвета царей. Но есть и второе значение — «фенеху», что в переводе означает кораблестроители. Оно тоже обосновано: финикийцы умели создавать настолько прочные корабли, что им были не страшны даже сильнейшие морские бури и штормы. Плавание обеспечивали рабы-гребцы, расположенные в два ряда. Заложив основы кораблестроения, эти отважные люди считались изобретателями первых галер — многоярусных весельных лодок.

Угроза исчезновения и Карфаген

Финикийские колонии занимали почти весь берег Средиземного море, в их владения также входила часть Атлантического побережья и Северная Африка. Там были основано много торговых городов, в частности, Карфаген, который имел выгодное географическое положение и стал крупнейшим торговым центром с другими странами, а также защитой финикийских колоний в ходе обострившейся борьбы с греками и тартесситами.

Путешествия знаменитых мореплавателей

За племенами, известными как талантливые торговцы, смышленые кредиторы и находчивые строители городов, также закрепилась слава лучших мореплавателей, которых знала не только Древняя Финикия, но и весь мир. Они плавали по Средиземноморью и Атлантике, у северных земель Европы и западных африканских берегов, первыми совершили путешествие вокруг всего Африканского континента, которое длилось 2,5 года. Это поистине грандиозное предприятие произошло по поручению египетского царя в 7 веке до н.э, за тысячелетие до Васко да Гамы, доказало, что море со всех сторон окружает Африку, исключая место соединения с Азией.

Было сообщение также и о солнце, которое находилось справа, а не слева, т.к. путешественники находились в другом полушарии Земли, что чуть ли не впервые дало основания предполагать об уникальной форме планеты — шаре, хотя в то время поверить в это было трудно. Также совершались редкие и недоступные в то время экспедиции на юг через Красное море в Индийский океан, об этом даже упоминается в Библии. Кроме того, эти моряки первыми увидели берега современной Великобритании и завезли туда олово и балтийский янтарь.

Около 500 г. до н. э. флот финикийцев проплыл на запад через Гибралтарский пролив и, основав несколько маленьких колоний на марокканском побережье, отправился немного южнее, достигнув Гвинейского залива. Путешествия финикийских мореплавателей весомо расшили древние географические познания, несмотря на то, что многие открытия финикийцы держали в тайне — и история тому подтверждение: вплоть до 15 века практически никто не рисковал плавать вдоль западной части африканского материка.

Прочие достижения финикийцев: несколько интересных фактов

Можно с уверенностью сказать, что столько открытий в древности не совершил больше ни один народ. И, даже несмотря на то, что далеко не во всех случаях именно финикийцы являются авторами изобретений, именно они внедрили их в жизнь, тем самым изменив ход цивилизации:

  • создали алфавит, который начал триумфальное путешествие по миру, вытеснив практически все другие формы письменности; занятно, что все буквы азбуки, количество которых насчитывало более двух десятков, были согласными;
  • первыми в мире додумались сохранять рыбу от порчи с помощью соли, снабжая продуктами самые дальние страны; кстати, именно соли, которая в то время ценилась без преувеличения на вес золота, финикийцы обязаны своим выдающимся богатством;
  • стали добывать краску из моллюсков, ставшую символом королевской роскоши, причем достижение такое произошло случайным образом: раковину случайно разгрызла собака;
  • опять-таки первыми в мире стали производить в печах стекло из обычного песка и соды; из получившегося стекла изготавливали маски, которыми накрывали лица тогдашних покойников;
  • завезли в Северную Африку виноград и оливки, которые затем попали в Испанию, где выращиваются до сих пор, перекупали у египтян папирус и изобретали боевые машины.

Таким образом, наследие этой цивилизации оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие человечества.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»: Вы можете оставить комментарий к докладу.

Финикийские мореплаватели и их путешествия

Культура Древней Финикии

Так же на очень высоком уровне была развита культура и наука древних финикийцев: у них был собственный алфавит, который со временем был перенят греками. Пик расцвета финикийской цивилизации датируется примерно 1 тыс. до. н.э.

В Древней Финикии не было хороших плодородных земель, постоянные дожди, обусловленные климатом Средиземноморья, также не давали возможности финикийцам заниматься земледелием. Единственным выходом для жителей страны стало занятие мореплавательством, которое значительно расширяло торговые связи с другими народами, а обилие лесов позволяло им самостоятельно строить суда.

Мореплавательство и торговые связи

Финикийцы строили очень прочные суда, которым не были страшны ни штормы, ни бури. Именно финикийцы первые смоделировали и построили корабли с килем, оснащенные обшивкой на боках судна – это значительно увеличивало их скорость.

Также их суда были оснащены специальными отделениями для перевозки груза, которые располагались над палубой. Благодаря прочности своих кораблей финикийцы имели возможность выходить в Атлантический океан, что на то время было не доступно многим мореплавателям Средиземноморья.

Морская стратегия финикийцев поражала своей продуманностью: они строили специальные бухты, вдоль побережья, чтоб в случае шторма корабли могли бы оставаться в безопасности. С помощью мореплавательства, древние финикийцы смогли основать свои колонии в местах, куда могли дойти их корабли.

Одним из самых известных городов, колонизированных финикийскими мореплавателями, был Карфаген, который со временем стал центром, которому подчинялись все финикийские города-колонии.Естественно, звание лучших мореплавателей в то время было тождественно званию лучших торговцев.

Чем торговали Финикийцы?

Финикийцы продавали в других странах то, чем была богата их страна: это в первую очередь ткани красного цвета (красную краску финикийцы научились добывать из моллюсков, выброшенных штормом на берег), прозрачное стекло, производимое финикийскими ремесленниками, древесину ливанских кедров, виноградное вино и оливковое масло.

Возвращались домой финикийские мореплаватели так же не с пустыми руками: в Египте они покупали зерно и листы папируса, в Испании – серебро и медь.

Также, основным товаром финикийцев были рабы, которых они покупали в других странах и продавали дома для того, чтоб они строили новые суда. Также рабы, закованные в кандалы, использовались финикийскими мореплавателями для гребли.

Иногда мореплаватели Финикии не стеснялись разбойничать: как только предоставлялся удобный случай, они захватывали чужие корабли и грабили маленькие портовые города.

Вытесненные с моря Греками

Однако в результате внутренних междоусобиц и значительного дефицита материала для строения новых кораблей, финикийцев из торгово-морского дела вытеснили греки, которые также научились строить прочные и более совершенные суда.

Но не смотря на это, финикийцам удалось совершить настоящий переворот в судостроительном деле того времени. Ими были заложены главные основы судостроения, которые использовались вплоть до 19 века, когда парусные суда начали вытеснять первые пароходы.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Верования древних египтян: особенности, формирование, каста жрецовСледующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДревняя Палестина: Самсон, Саул, Давид, Соломон

Финикия — узкая полоса восточного побережья Средиземного моря, ограниченная на востоке Ливанского хребтом.

О финикийцах впервые рассказал Гомер. С конца II начала I тысячелетия до нашей эры финикийцы занимались морской торговлей, одновременно они основывали поселения по всему Средиземноморью (наиболее значительное из них Карфаген). Подобно всем мореплавателям древности они никогда по собственному желанию не отдалялись от берега за пределы его видимости, никогда не плавали зимой и по ночам.

Когда финикийское общество стало рабовладельческим, оно все больше стало нуждаться в притоке новых рабов, а это еще больше усиливало стремление плавать в заморские страны.

Итак, не позднее чем за 15 веков до нашей эры финикийцы начали посещать Крит. Продвигаясь оттуда на запад, они положили начало открытию Центрального бассейна Средиземного моря. От островов Эгейского моря финикийцы перешли к южным берегам Балканского полуострова, пересекли пролив Отранто и обогнули Апулию и Каламбрию. Одновременно с критянами или несколько позже открыли остров Сицилия, а затем обнаружили и в 8 веке до нашей эры колонизовали Мальту. Переправившись через Тунисский пролив, они двинулись на запад и проследили почти 2000 км береговой линии Северо-Западной Африки, открыв горную страну Атлас до Гибралтарского пролива. Выйдя к проливу, финикийцы впервые получили правильное представление о протяженности Великого моря заката (3700 км).

Одновременно с проникновением на запад финикийцы начали обследовать африканский берег и в восточном направлении. Они открыли заливы Хаммамет, Малый Сирт с островами Керкенна и Джерба и Большой Сирт.

По сообщениям древнегреческих авторов, финикийцы первые вышли в Атлантический океан.

Финикийские мореплаватели

Они открыли весь западный берег Пиренейского полуострова, заходили в устья таких рек как Гвадиана, Тежу, Дору, Миньо. Есть вероятность, что финикийцы ознакомились и с берегами Бискайского залива вплоть до полуострова Бретань.

Финикийцы строили корабли для экспедиций, которые организовывали их соседи, владевшие берегами Красного моря и Персидского залива, и поступали к ним на службу.

В 600 году до нашей эры египетский фараон Нехо приказал группе финикийских купцов отправиться в плавание вокруг Африки. Об этом плавании, спустя 150 лет, рассказал побывавший в Египте историк Геродот, причем с такими подробностями, которые он сам считал невероятными. Но именно эти подробности и подтверждают достоверность события. Так, Геродоту, не имевшему современного представления о земном шаре и солнечной системе, казалась неправдоподобной та часть рассказа, где говорилось о том, что когда финикийцы огибали с юга Африку, двигаясь при этом с востока на запад, они имели солнце с правой стороны, то есть на севере. Для нас же ясно, что именно это обстоятельство подтверждает, что финикийцы действительно пересекли экватор, плыли через воды Южного полушария и обогнули с юга Африку. Огибали они Африку в течение трех лет, что вполне правдоподобно, если учитывать, возможности судоходной техники того времени, а также то, что они останавливались на 2-3 месяца каждый год, чтобы засеять и собрать хлеб.

Около 850 года до нашей эры финикийцами был основан Карфаген — величайший торговый центр того времени. В 500 году до нашей эры Карфаген, возникнув как финикийская колония, уже сам стал искать колонии. С этой целью карфагенянами была организована большая морская экспедиция под руководством карфагенского адмирала Ганнона. Он повел флотилию, состоявшую из 60 судов, на которых находилось 30 тысяч колонистов.

По пути своего следования Ганнон основывал города и в каждом из них оставлял часть людей и кораблей.

Это путешествие карфагенян нашло отражение в “Перипле” (описании плавания) флотоводца Ганнона, из которого нам стало известно, что, пройдя через Гибралтарский пролив, они два дня следовали вдоль атлантического побережья Африки, основывая города по пути следования. Обогнули мыс Зеленый и вскоре вошли в устье реки Гамбия. Через несколько дней путешественники достигли залива, который назвали Западный Рог (вероятно, бухта Биссагос), затем — Южного Рога (теперь залив Шерборо в Сьерра-Леоне) и, наконец, высадились на побережье нынешней Либерии.

Таким образом, Ганнон добрался до Экваториальной Африки. Насколько известно, он первый из жителей Средиземноморья посетил Западную Африку и описал ее.

Результаты его выдающегося плавания были использованы лишь в минимальной степени: карфагенские торговцы прошли его путем до Керны и организовали “Золотую дорогу” (торговлю золотом) с глубинными районами Западной Африки.

Карфагенянам также приписывается открытие Азорских островов, но в литературных памятниках нет указаний на посещение ими этих островов. Зато в 1749 году швед Юхан Подолин сообщил о находке на острове Ковру клада древних монет, среди которых были и карфагенские.

Одновременно с Ганноном другой мореплаватель Карфагена — Гимилькон — совершил большое плавание вдоль западных берегов Европы и, по-видимому, достиг юго-западной оконечности Англии (островов Сцилли).

Таким образом, финикияне и карфагеняне были первыми народами древности, которые плавали в открытом море и океане без компаса. Несомненно, что их плавания должны были обогатить финикиян многими сведениями относительно физических свойств океана, но до нас не дошло ничего из области их знаний. По-видимому, они держались мнения, что Атлантический и Индийский океаны образуют одну сплошную водную поверхность.

Финикийские военные и торговые корабли. Ассирийский рельеф из дворца Синаххериба в Ниневии. VIII— VII вв. до н.э.

Опираясь на свои колонии, финикийские и карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря.

В период расцвета финикийского и карфагенского мореходства море становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и далёкими странами, находившимися за пределами Гибралтара.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали олово.

Путём обмена они получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путём из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, называемый ими «столпами Мелькарта» (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей дошло до нас в греческом переводе.

Это так называемое путешествие Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.

Финикия — страна мореплавателей

э.

Хотя описание экспедиции карфагенского морехода выглядит как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей, соответствуют действительности.

Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Наряду с экспедициями на северо-запад и юго-запад финикийские города отправляли морские экспедиции и на юг, пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи.

Здесь финикийские корабли через Красное море достигали, вероятно, Индийского океана.

Об одном из подобных морских походов сообщает Библия, когда рассказывает об экспедиции в богатую золотом страну Офйр, организованной Хирамом, царём Тира, и Соломоном, царём Израиля.

Но самым грандиозным предприятием надлежит считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехао в конце VII в. до н. э.

В течение трёх лет они обогнули Африку и вернулись через «столпы Мелькарта», совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Сообщение-доклад «Путешествие финикийских мореплавателей» или «Плавание финикийцев» 5 класс

Финикийцы- это лучшие мореплаватели Древнего мира, неутомимые торговцы и исследователи. Большинство всех географических открытий, совершенных в Древнем мире, принадлежат именно финикийцам. Финикийские мореплаватели основали множество городов-колоний в Европе, Малой Азии и Северной Африке до самого Гибралтарского пролива. Хотя сама Финикия находилась именно в Малой Азии, на территории современного Ливана. Финикийцы избороздили все Средиземное море вдоль и поперек.

Я представил себя финикийским мореплавателем. Живу я тысячу лет до нашей эры, то есть три тысячи лет тому назад. Мы в плавании уже девять месяцев, добрались уже до берегов Испании. Свой родной город Тир, столицу нашей Финикии, я увижу лишь через год.

Корабль, на котором я плыву матросом, большой – равных таким кораблям не найти ни в одной стране. Он оснащен палубой, тараном на носу, построен из прочнейшего ливанского кедра. Хвост корабля вырезан из дерева в форме скорпионьего хвоста! Идем мы под парусом.

Если бы мы плыли на веслах, то до Испании не добрались бы и за год.

Нас 29 человек в команде. На корабле мы издалека привезли товар для продажи: овечью шерсть от бедуинов, посуду из меди со своей родины. Здесь нам нужно будет загрузиться оловом, которую везут из далеких холодных островов, с севера. И тогда уже вперед, в обратный путь. Дома мы продадим товар очень выгодно.

Здесь, в Испании , будет еще основана очередная новая колония моих земляков.

Финикия в I тысячелетии до н.э.Морские путешествия финикийцев

Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг.

В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Всемирная история" Том 1.

под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.      

magictemple.ru

Древние финикийцы - первые мореплаватели

Древние финикийцы, мореплаватели и торговцы

Этот древний отважный народ торговцев и мореходов стяжал в истории славу первого «глобализатора». Финикийцы изобрели алфавит, легший в основу письменности большинства современных народов, усовершенствовали корабли и обогнули Африку, связав торговыми путями весь известный в ту эпоху обитаемый мир. Есть версия, что они даже плавали в Америку. Стремление к прогрессу сочеталось у финикийцев с самым ужасным варварством: они приносили в жертву богам пленников, а в особо важных случаях - собственных детей.

Финикийцы - одна из самых загадочных и влиятельных цивилизаций 11-1 тысячелетий до нашей эры. Она занимала небольшой (всего около 200 километров) участок восточного побережья Средиземного моря на территории современных Ливана и Сирии. Политически Финикия никогда не была мощной империей - она представляла собой ряд городов-государств, во главе каждого из которых стояли правитель и совет знати. Наиболее крупные города-государства финикийцев - Тир, Сидон (нынешняя Сайда), Библ, Арвад, а самым знаменитым считается Карфаген, основанный финикийскими переселенцами на территории современного Туниса в Северо-Западной Африке.

Финикийцы называли свою землю «Ханаан», то есть «страна пурпура», а себя именовали ханаанеями. Под этим именем они часто упоминаются в Библии. Дело в том, что у морского побережья в районе Тира обитали колонии моллюсков багрянок, из раковин которых ханаанеи научились извлекать драгоценный краситель пурпур. Финикийцами этот народ назвали греки (от слова «фойникес» - смуглые, красные). По всей видимости, это тоже было связано с пурпуром или с внешний обликом ближневосточных пришельцев.

Влияние Финикии в Древнем мире обусловлено не политическим, а экономическим могуществом. Самыми доходными статьями финикийской экономики считались добыча пурпуроносных моллюсков и изготовление тканей всех оттенков от багряного до фиолетового. Финикийцы в совершенстве владели технологиями крашения: тирские ткани не линяли при стирке, не выгорали на солнце, их можно было носить годами и даже десятилетиями. Пурпурные шелка и шерсть стоили целое состояние, поэтому их могли позволить себе лишь правители и высшая аристократия. В Византии императоров называли «порфирородными», то есть рожденными в пурпуре. Открытый финикийцами секрет окрашивания тканей натуральным пурпуром был утерян при падении Константинополя в 1453 г. и полностью восстановлен учеными-химиками лишь в конце XX века.

Природа Финикии не давала людям шансов расслабиться. Узкие полоски пригодной для обработки земли чередовались здесь с отвесными горными хребтами, подступающими прямо к морю. Финикийцы ловили рыбу, выращивали плодовые деревья, виноград, но для полноценного сельского хозяйства земли катастрофически не хватало. Зерно, хлеб всегда были предметами ввоза из других регионов. Географическая раздробленность привела к политической разобщенности отдельных городов. Из-за сложного рельефа невозможно было построить ирригационные сооружения, а ведь необходимость поддержания единой системы орошения полей часто была главным сплачивающим фактором государств Древнего мира. Нормальные дороги между финикийскими городами смогли проложить лишь во времена римского владычества.

Зато удобные защищенные бухты позволяли наладить морскую торговлю, обеспечившую финикийцам колоссальные доходы. Ханаан находился на самом оживленном перекрестке торговых путей Древнего мира: Крит, Микенская Греция везли свои товары с запада, Египет и государства Африки - с юга, Месопотамия (междуречье Тигра и Евфрата) и Индия - с востока. Из-за естественных преград врагам было сложно напасть на гавани врасплох со стороны суши, а с моря стояли боеспособные финикийские корабли. Однако завоеватели - египтяне, хетты, ассирийцы, греки, римляне всегда тянулись к богатствам финикийцев.

Лишенные собственных государственных амбиций, те соглашались мириться с иноземным владычеством, лишь бы оно не мешало их торговым операциям. Они уступали политические права на свою скудную землю, но приобрели взамен безраздельную власть над могучей и неукротимой стихией - морем. Занимаясь рыболовством, финикийцы постепенно совершенствовали конструкцию и ходовые качества своих судов. Для этого на их территории имелся великолепный строительный материал - ливанский кедр.

Первые суда финикийского типа относятся примерно к 1500 г. до н.э. однако прорывом в кораблестроении считается XII век до н.э. когда в Восточном Средиземноморье появились загадочные «народы моря». После знакомства с их технологиями финикийцы стали строить корабли с килем, а не с плоским дном. Это существенно увеличило скорость передвижения. Длина финикийского торгового судна достигала 30 метров. Мачта была оснащена двумя горизонтальными реями и несла прямой парус, традиционно использовавшийся еще на египетских кораблях. Финикийский парус был пурпурного цвета. Экипаж насчитывал 20-30 человек. Гребцы занимали места вдоль двух бортов, на корме крепились два мощных весла для поворота судна, а к носовому штевню - огромная керамическая емкость для пресной воды. Хвост корабля вздымался вверх и загибался внутрь, как хвост скорпиона. На носу, выше уровня воды, располагался острый обитый медью таран. С двух сторон от носового штевня финикийцы рисовали на своих судах синие глаза - это было «всевидящее око», первый морской оберег.

На этих кораблях финикийцы смело бороздили моря. До них египетские мореходы плавали только вдоль берега, останавливаясь на ночь и пережидая в бухтах малейший ветерок. Египтяне ориентировались по самым высоким горным вершинам. Если случалось потерять из виду берег, они выпускали голубей, которых специально брали на корабли, чтобы птицы летели в поисках корма, указывая путь к земле. Финикийцы научились ориентироваться по звездам и знали Средиземное море как свои пять пальцев. Для торговых нужд они основали колонии на Кипре, Мальте, Сицилии, Корсике и даже на испанском побережье Атлантического океана (Гадес, ныне Кадис).

Особенно много финикийских колоний было в Северной Африке. Главную из них, Карфаген, основала в 825 г. до н.э. некая царевна Элисса, бежавшая из Тира после дворцового переворота. В «Энеиде» Вергилия она фигурирует как хитроумная Дидона, возлюбленная Героя Энея. Прибыв к тунисскому вождю, она попросила у него столько земли, сколько сможет покрыть бычья шкура. Вождь согласился, и тогда Дидона разрезала шкуру на такие узкие полоски, что они покрыли целый холм. Так возник Карфаген, который римляне считали гнездом коварства и обмана. В поисках новых рынков сбыта карфагеняне совершили ряд географических открытий.

Ганнон в VI веке до н.э. возглавил экспедицию вдоль западного побережья Африки, где видел бегемотов, «волосатых людей» (горилл), «огненные колесницы богов» (действующие вулканы). Гимилькон достиг «застывшего моря», то есть Арктики, и побывал в Саргассовом море, описав его как «странный водоем, где царит вечный мрак и водоросли препятствуют движению кораблей».

Финикийцы усовершенствовали кредитно-банковское дело, использовали в качестве средства расчетов слитки серебра, золота, меди, чеканные монеты и кожаные «векселя». Главное открытие финикийцев I алфавит - также было связано с торговыми нуждами. Необходимость вести учет товаров и фиксировать сделки заставила этих предприимчивых коммерсантов искать самый простой вид письменности. Звуковое письмо оказалось проще египетских иероглифов и удобнее клинописи на глиняных табличках.

Финикийский алфавит состоял из 22 знаков обозначающих только согласные звуки. Первый знак назвался «алеф» (бык), второй - «бет» (дом). Писали фини кийцы справа налево. Эту особенность, как и отсутствие гласных, унаследовали от них еврейская, арамейская и арабская системы письменности. Греки усовершенствовали изобретение финикийцев, добавив гласные буквы и развернув строку слева направо. На основе греческого алфавита были созданы латинский, славянский, грузинский и армянский. Финикийцы распространили по всему Средиземноморью легкий и удобный материал для письма - папирус. Недаром греческое слово «библион» (книга) произошло от названия финикийского города Библ.

Несмотря на бесчисленные открытия и изобретения, которыми финикийцы обогатили человечество, репутация у этого народа была скорее дурная, чем хорошая. Современники считали их самыми ушлыми и бессовестными мошенниками, маниакальными дельцами и авантюристами, не останавливающимися ни перед чем в погоне за прибылью.

Цицерон дал финикийцам эпитет «наиковарнейшего» народа. Геродот писал, что они похитили Ио, дочь аргосского царя и возлюбленную Зевса, грубо втолкнув ее в трюм, когда она вместе с другими девушками разглядывала товары. Финикийцы активно промышляли работорговлей. Но, пожалуй, самой негативной чертой была кровожадность их богов. В основание башен и ворот новых городов финикийцы закапывали младенцев, а перед решающими битвами массово приносили в жертву верховному богу Баалу малолетних детей. Так, во время осады Карфагена войсками сиракузского тирана Агафокла городской совет выбрал двести знатных семей которые должны были пожертвовать Баалу шестимесячных мальчиков.

Еще триста детей горожане отдали на заклание добровольно. Тогда Карфаген выстоял. Однако римляне считали своим долгом уничтожить порочный город и не успокоились, пока в 146 г. до н.э. не сравняли его с землей. Место, где был Карфаген, победители засыпали солью в знак проклятия, чтобы на нем ничего не росло.

Другие города финикийцев также постепенно зачахли, обширные кедровые леса были вырублены. В 350 г. до н.э. персидский царь Артаксеркс III разрушил Сидон, перебив всех его жителей, а в 332 г. до н.э. Александр Македонский сделал то же самое с Тиром. Еще несколько веков потомки отважных финикийских купцов и мореходов сохраняли собственные язык и культуру, но после арабского завоевания Восточного Средиземноморья окончательно их утратили.

Дополнительная информация

  • Тайтл страницы в окне браузера: Древние финикийцы - первые мореплаватели

Рекомендуем ознакомится: http://mir-faktov.com

worldunique.ru

Секреты древних мореплавателей. Века и воды

Секреты древних мореплавателей

Судно «АЛКОА — морской зонд» может брать на борт экспедицию в 50 человек. Длина судна 75 метров, ширина —17 метров, осадка — 4 метра. В самом центре корабля находится прямоугольный, размером 4 на 12 метров, «колодец» — проем, открывающийся в море, а над ним — подъемный кран, способный осилить груз до 400 тонн. С помощью крана в «колодец» и опускаются трубы, оснащенные головкой с гидролокаторами, теле- и фотокамерами. Так устроена эта первая в мире «плавучая лаборатория» археологов-подводников. Океанографы, как вы, вероятно, знаете, имеют в своем распоряжении суда, превращенные в настоящие «плавающие институты». Недалеко то время, когда и у археологов будет не одно судно, а флотилия. С ее помощью можно будет вести поиски в пучинах океана. И это позволит сделать множество новых открытий, стереть «белые пятна» в истории древнего судоходства.

Любая книга по истории античного мира не обходится без упоминания триремы (или триеры, если употреблять греческое, а не римское название этого судна). В течение четырехсот лет это был самый распространенный в Средиземном море тип военного корабля. Тем не менее до сих пор мы не знаем точно, как же выглядела эта трирема!

Вот другой пример. Суда античности, особенно военные, были гребными. Как располагались гребцы и весла на древних боевых судах? Об этом вот уже целый век ведут споры ученые… К согласию они по сей день так и не пришли. Спор будет решен лишь после того, как на дне удастся найти затонувший военный корабль (все античные корабли, обнаруженные до сих пор, как вы уже знаете, являются торговыми судами).

Однако и то немногое, что мы узнаем о древнем мореплавании и технике судостроения, изучая затонувшие корабли, вызывает порой удивление и восхищение. Оказывается, многие «открытия» строителей судов давным-давно были известны в древности!

Днище корабля, сделанного из дерева, обрастает моллюсками. Они постепенно разъедают дерево, и в конце концов судно погибает или идет на слом. В XVI веке, веке кругосветных путешествий, догадались обшивать днище листами свинца. Раскопки под водой показали, что древним грекам и римлянам этот «секрет» был известен. Еще до наступления нашей эры они применяли свинцовую обшивку. И даже брали на борт корабля плавильные котлы, чтобы произвести ремонт.

В 1851 году Британское адмиралтейство запатентовало модель якоря с так называемым подвижным штоком. Но вот со дна озера Неми поднимают античную яхту. И оказывается, что изобретение это надо было патентовать 1800 лет назад. Ибо яхты становились на якоря с подвижным штоком, очень похожим на тот, что изобрели англичане.

Древние якоря археологи изучают особенно внимательно, будь это простые глыбы камня с отверстием, просверленным в середине, или сложные якоря со штоком. Ведь затонувшие якоря — это своеобразные ориентиры морских дорог античности, возле них очень часто удается отыскать затонувшее судно и его груз.

Чем больше судно, его размеры и грузоподъемность, тем больше и надежнее должен быть его якорь. Размеры древних якорей достигают нескольких метров! А вес их доходит почти до тонны. Например, только свинцовые части якоря судна, затонувшего с грузом статуй и мраморных плит у Махдии, весят 700 килограммов. Чтобы поднять такие гигантские якоря, сил людских недостаточно, нужна лебедка. И действительно, среди обломков погибших кораблей археологи часто находят и остатки лебедок.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Блог моряка торгового флота: Первые мореплаватели

Карта Думал над темой следующего поста и родилась мысль совершить небольшой экскурс в историю. О том, что Колумб открыл Америку, сейчас знает каждый школьник. А вы задумывались когда-нибудь над тем, кто был первым мореплавателем? Возможно, Ной, построивший ковчег для спасения своей семьи и «животных всякого рода» от всемирного потопа? Оказывается, нет. Им был древний безвестный моряк, которого погнал в море… голод. Ранние следы мореплавания теряются в сумерках истории и ведут далеко от Средиземного моря к тихоокеанским архипелагам Юго-Восточной Азии. Именно здесь за много тысячелетий до первых летописей истории следует искать колыбель мореплавания. Никто в точности не знает, как зародилось судоходство и как выглядело первое средство передвижения по воде. Может быть, это была лодка, выдолбленная из цельного ствола дерева, а может быть, и нет.

Неизвестно, кто и когда впервые пустился в плавание. Одно лишь можно утверждать с уверенностью: наши предки, конечно же, решились на это не ради забавы. Голод вынуждал их ловить рыбу и заниматься обменом с соседними племенами.

В тех краях, где росли леса, люди переправлялись по воде, усевшись на ствол дерева или на несколько связанных вместе стволов. А три-четыре скрепленных между собой бревна — это уже плот. Вскоре люди научились с помощью шестов или какого-то подобия весел управлять своими суденышками. Позже они стали задумываться над тем, какую форму им придать. Если вначале они просто садились верхом на бревно, то теперь начали выдалбливать его и заострять спереди. Так был создан челн-однодревка. Потом к стволу стали прибивать доски-бортики, наращивая его в высоту.

Челн В результате появились набойные суда. Со временем кому-то пришла в голову мысль использовать силу ветра. Древний мастер установил на своей лодке мачту и прикрепил к ней парус. Первоначально парусом, по-видимому, служила звериная шкура.

На лодках, обтянутых кожей зверей, плавали ещё древни греки. По мифам древней Эллады на такой лодке перевозили в мрачном царстве Аида через ледяные воды Ахерона души умерших старец Харон. Гомер воспевал в своей «Одиссее» отважных мореплавателей, вышедших в открытое «темно-красное море» около 1200 года до н.э.

Наиболее распространенными судами первых морских путешествий и морских битв были триремы (гребные суда, снабженные съемным парусом), а Саламинское сражение, где они принимал участие, вошло в историю военного флота как одна из крупнейших баталий древности.

Да, родословная моряка начинается от рыбака, и только потом в ней появляются торговец, воин и пират. Какой ужас внушали морские разбойники – те же викинги (норманны). Они были неустрашимыми в бою, жестоки и коварны, как и подобает пиратам.

Поселившиеся в Гренландии викинги начали искать новые, более теплые и плодородные земли. В 999 году корабль сына Эрика Рыжего, Лейфа Эриксена, плывший из Норвегии обратно в Гренландию, попал в шторм. Долго носился корабль в тумане по холодному, бушующему морю, с трудом увертываясь от столкновений с внезапно выплывавшими из мглы белыми айсбергами. Кончился шторм, солнце высушило одежду и согрело продрогших, измученных моряков. Вдали синел лесистый берег. Корабль подошел к нему. К морю сбегали пологие холмы, покрытые зарослями дикого винограда. На южных склонах росла дикая пшеница. Звенели ручейки, скатываясь с высокого берега в море. Это была Америка. Так норманны за пятьсот лет до Колумба открыли Новый Свет.

Викинги Издавна связан с морем и русский народ. Большие морские плавания восточных славян начались ещё в VI веке. Спускаясь в лодках – однодревках по Днепру, Бугу и Днестру, наши далекие предки смело пускались в плавание по Черному морю и вскоре настолько овладели морским искусством, что византийские правители с большой охотой назначали их капитанами судов и даже командующими эскадрами. Известность русских моряков росла год от года. В XI веке дружина антов совершила морской поход в Италию. Не только Византия, но и многие другие страны признали права русских на Черном море. Арабы называли его тогда Русским морем. Кроме того, поморские славяне были такими же хозяевами Балтийского моря, как и норманны. Славянские поселения появлялись даже на берегах Англии.

Все морские походы славян начинались на великом водном пути «из варяг в греки». Северную часть пути «из варяг в греки» новгородские мореплаватели использовали для выхода в Балтийское море. Волхов – Ладожское озера – Нева и вот уже остров Котлин в Рижском заливе, стоянка русских лоцманов. Дальше путь новгородцев лежал в Котлывань (Таллин), где суда оснащали для длительного перехода морем в Финляндию, Швецию, в немецкие и датские владения.

Четыре столетия (с IX по XII) суда русских мореплавателей бороздили воды Балтийского и Черного морей. В XIII веке нашу страну, угнетенную татаро-монгольским нашествием и отрезанную от Черного моря на юге, немцы, шведы и датчане оттеснили от берегов Балтики на севере. Около трехсот лет мореходства на Руси почти не развивалось, и только после освобождения от татарского ига, после разгрома шведского флота Петром I Россия снова получила выход к морям и стала строить свой флот.

P.S. Диву даешься на чем древние мореплаватели бороздили моря. Другое дело в наше время – лодки из пластика, современные суда с компьютерами и вообще. То ли еще будет. Прогресс не стоит на месте...

marinecrew.info

Арабские мореходы - Вести с Востока

На сегодняшний день словосочетание «арабы и море», как видно, никого уже не удивляет. Возможно, это благодаря многочисленным экранизациям путешествий Синдбада-морехода. А может быть, нынче народ так мало интересуется историей, что ни для кого не будет удивлением услышать про попытки воздухоплавания у древних Египтян и мореплавания у сынов аравийской пустыни...

Тем не менее, в конце минувшего столетия традиционная наука предпочитала оперировать клише. Собственно, если монголы — то дикие кочевники степи. Если арабы и берберы — то наездники на верблюдах, ютящиеся за барханами среди одиноких оазисов и миражей...И очень немногие исследователи истории Востока обращали внимание что именно арабы с древнейших времён были связаны именно с побережьем Южных Морей. И не просто связаны, но активно их осваивали!

Карта мира Аль-Идриси середины 12 века(см.: http://www.smoliy.ru/antique_maps.php)

Одним из таких замечательных учёных стал советский историк-востоковед Теодор Адамович Шумовский.В сети есть его великолепные издания:* Шумовский Т.А. «По следам Синдбада Морехода: Океанская Аравия» (М.: Мысль, 1986. - 141 с.) djvu* Шумовский Т.А. «Арабы и море (По страницам рукописей и книг)» (М.: Наука, 1964. – 193 с.) djvu* Шумовский Т.А. «Последний „лев арабских морей“: Жизнь арабского мореплавателя и поэта Ахмада ибн Маджида, наставника Васко да Гамы». (СПб, изд-тво СПбГУ. 1999. - 211 с.)

И вот, кое-что из его находок будет нелишним поведать и на этих страницах...

Как ни парадоксально, арабы (точнее, сабеи или арибу ассирийских источников) возникают в древних рукописях о море и морской торговле ещё во времена Ассирии, задолго до принятия ислама и даже задолго до христианства!

Небольшое историческое вступление из другого источника (см.: http://lib.rus.ec/b/207122/read):

Торговые контакты древнеарабских государств со странами Ближнего Востока осуществлялись в основном по «Дороге благовоний», пересекавшей с юга на север весь Аравийский п-ов. Она начиналась в «Счастливой Аравии» и проходила в 150–200 км восточнее побережья Красного моря, параллельно ему, вдоль горного массива, вытянувшегося между 14 и 22° с. ш., со склонов которого стекали многочисленные вади. Далее она шла по западной окраине пустыни Большой Нефуд и здесь разветвлялась: одна ветвь достигала Средиземного моря, а другая пересекала Сирийскую пустыню и выводила к среднему Евфрату. Вероятно, купцы использовали и более тяжелый путь, проложенный первопроходцами-арабами в полосе 22–30° с. ш. через восточную окраину Большого Нефуда.

Около X в. до н. э., очевидно, через торговых посредников арабы узнали о стране золота Сасу.

Спустя какое-то время они стали торговать с нею «напрямую» и проложили к золотым приискам сравнительно короткую дорогу. Она начиналась от берега Аденского залива, шла через земли мелких племен по долине р. Аваш к ее истокам и далее к западной окраине открытого ими Эфиопского нагорья, у 9° с. ш.

В VIII в. до н. э. южные арабы в поисках торговых партнеров продвинулись от мыса Гвардафуй вдоль восточного побережья Африки до 7° ю.ш. Они открыли более 2500 км в основном низменного, слабо изрезанного берега материка, о-ва Пемба и Занзибар и основали несколько торговых факторий для вывоза золота, слоновой кости и рабов.

Около V в. до н. э., перекрыв «Дорогу благовоний», Саба стала хозяином положения и подчинила себе других производителей благовонных смол. Хадрамаут и Катабан вынуждены были налаживать морскую торговлю — от побережья Аденского залива вдоль южных берегов Аравии, через Персидский залив к устью Евфрата. В V в. до н.э. Саба приступила к колонизации противолежащих берегов Африки между 38°30′ и 43° в.д.

Сабейские купцы и переселенцы основали здесь несколько пунктов и открыли впадину Афар — одно из самых жарких мест на Земле. На Эфиопском нагорье, восточные склоны которого круто возвышаются над низменным побережьем, они заложили ряд центров, в том числе Аксум, ставший в I в. н.э. столицей одноименного царства.

Южноарабские переселенцы оказались «виновниками» зарождения своеобразной эфиопской цивилизации.

К этому времени сабейские купцы проложили в Сабу другой, дальний и трудный, но менее опасный путь. Он начинался из Адулиса (современная Зула) на Красном море, шёл на юго-запад через Аксум к открытому ими озеру Тана, пересекал очень серьезную преграду — р. Аббай в самом южном участке её излучины и выходил в страну Сасу. Обе эти дороги «маркируются»... бурдюками [68], используемыми и ныне в качестве переправы па главных реках и озерах страны.

Но, конечно, пальма первенства в те дни всё же безусловно была у финикийцев.Более того, индусы, едва воздвигнув свои раджийские царства, тоже принялись навещать соседей за морем весьма настойчиво. Между прочим, названия Занзибар и Сокотра происходят из санскрита!

Древние мореплаватели ещё до нашей эры связали торговыми путями Сумарту и Мадагаскар. Так что, когда в море вышли сасанидские персы, они и выбора-то не имели кроме как назвать всё это водное пространство именно Индийским морем.

"Цейлон, как полагают, был известен арабам не только до ислама, но и значительно ранее начала христианства: 310 год до н. э., когда через Цейлон стали проходить пути торговли Суматры с Мадагаскаром, вправе рассматриваться как опорная веха. В последние годы старого летосчисления многие аравийские купцы оседают в западной Суматре. Стойкие очаги арабской оседлости на Цейлоне возникают в конце первого столетия н.э.

Китайский путешественник Фа Сянь говорит об аравийских купцах, прибывающих сюда морем, и на рубеже IV и V веков — таким образом, как и в западной части Индийского океана, ислам застал в «подветренных странах» к востоку от Индии прочно сложившиеся связи «торговых гостей» и переселенцев из Аравии с местным населением. Пришельцы обосновывались преимущественно на побережьях, постепенно беря в свои руки всю внешнюю торговлю.

Размножению и укрупнению арабских вкраплений на Цейлоне способствовали, с одной стороны, оживленные сношения с другими рынками, а с другой — обилие природных богатств на месте, доставившее острову еще в санскритской древности имя «Золотого» (suvarnadvipa, откуда индийское svarnadvip, арабское Сарандиб).

Через гавани Коломбо, Тутаджам, Гали (Галле) на западе и Мукатам, Рамана-кута, Тиркуна-малай (Тринкомали) на востоке Цейлона вывозились рубины, сапфиры, топазы, жемчуг и золото, бивни слонов и носорогов, панцири черепах, бамбук и бразильское дерево, алоэ, мускус, перец и корица, кокосовые орехи и целебные травы, шелк и чай. Взамен торговцы западноазиатского происхождения ввозили на «Сарандиб» вина, рис и одежду, стальные изделия и малабарский корабельный лес.

"

Автор обращает внимание, что ещё средневековые хронисты отмечали связь между названиями Кхмер, Кумр (Мадагаскар) и Камерун в Западной Африке. Теодор Адамович указывает, что это явное свидетельство миграции. И таковая имела место на рубеже эр. Он дал ей звучное определение «Великое Переселение народов Индийского океана». "Переселение, протекавшее по смыкающемуся кругу: восточная Индия — Малайский архипелаг (Индонезия) — Мадагаскар — Восточная Африка — Аден, естественно, шло водными путями..."

Но у арабов в те дни была своя проверенная акватория: Красное море и Персидский залив.

В Аравии исстари существовали на побережьях стоянки для кораблей. Самые древние аравийские верфи располагались в Адене и Маскате, Хисн ал-Гурабе и ал-Мудже (Мохе). Конечно, поначалу это были еще не порты, а наспех оборудованные причалы для небольших судов, идущих в виду берега. Не каждый причал находился на берегу удобной бухты с достаточной глубиной, занимал выгодное географическое положение, имел безопасные и экономически богатые окрестности. Не удовлетворявшие в этом смысле строгому историческому испытанию пристани постепенно глохли, хирели, прекращали свое существование. Естественным порождением арабского мореплавания были судостроительные верфи, совмещавшие изготовление новых судов («маркаб») с починкой поврежденных.

"Документы классического Востока, отголосок исчезнувших царств древности, называют в той ранней поре пять аравийских гаваней, блистательным полукружием охватывающих юг полуострова: это Оммана (район Маската), Зуфар, Аден, Хисн ал-Гураб, ал-Муджа. Они уже в ту далекую пору имели международное значение, хотя и ограниченное, другие же стоянки для судов, оставшиеся вне упоминания,— быть может, их было большинство — служили исключительно нуждам внутриарабской тор­говли, а иногда и просто вехами при местных каботажных переходах.

Если к приведенному списку добавить Джидду и Джар на западном побережье Аравии, то перед нами предстанут все основные морские центры полуострова уже накануне ислама.

Однако перечень причалов, интересующий нас, этим не исчерпывается, ибо постепенное, но неуклонно возраставшее продвижение аравийских купцов к внешним источникам сырья и рынкам сбыта издавна позволяло торговцам из Хиджаза, Йемена и Омана заполучить заморские стоянки для своих судов.

Такими бескровными приобретениями явились Азания, Рапта, Хафун и ряд более мелких гаваней на материке Африка, Ур, Гера, Урук в Персидском заливе, отдельные пристани на Сокотре, Цейлоне, Суматре.

Ещё на заре ислама они обслуживали торговую деятельность западноазиатских купцов в Индийском океане. Количество верфей в мусульманское время увеличилось — суда стали строить и на берегах Персидского залива, который в столетия расцвета багдадского халифата был первым звеном международного торгового пути из Европы в Китай."

Открытие муссонных ветров немало способствовало торговым сношениям по линии Восток-Запад.

Свидетельства говорят нам, что еще около 700 года до н.э. на участке африканского побережья между мысом Гвардафуй и Дар-эс-Саламом в нынешней Танзании появляются купцы из Аравии, прежде всего из ее юго-западной части. В крупных поселениях и в малозаметных поселках они основывают, одну за другой, точки «немого торга» с местными жителями: из-за отсутствия общепонятного языка для переговоров предложенный товар молчаливо обменивался на равноценный либо отвергался.

В начале VII века нашей эры историческая картина обогащается новым обстоятельством: бедуинские армии под знаменем ислама стали продвигаться за пределы Аравийского полуострова. Они завоевали Персию, Левант, Северную Африку, а за ней Испанию. Мусульманская держава подошла к берегам Аравийского и Средиземного морей.

По сути, Мусульманская империя вовсе не «Восток»! Это типичное Средиземноморское образование.Наследница первой медитерранской империи Александра, а затем — Рима.

Какое-то время Византия успешно с ней соперничала. Но внутренние распри в Константинополе ослабили империю до срока. Тогда как халифат раскинулся от Пиренеев до Гиндукуша и от Геркулесовых столпов до Аральского моря. От Каспия до Индийского океана!Правда, торжество целостности в арабо-исламском мире тоже не было долгим — начиная с десятого века ожесточённая грызня между Омейядским, Фатимидским и Аббасидским халифатом, а вдовесок и приход сельджуков решительнейшим образом подорвали мусульманское единство. В том числе и морское.

Карта ибн Саида 13 века

Каковым же стало мореплавание в годы ислама?Какие моря бороздили правоверные муслимы?

На самом деле, легендарное выражение «Семь морей» оправданно!

В описании Ахмада ал-Якуби (875 г.) путь в Китай лежит через море Фарса (Персидский залив), море Лара, море Харканда (Бенгальский залив), море Калабар (у Малакки), море Салахат, море Кундрандж, море Санха (Восточно-Китайское море). Каждое из них отличается особым цветом, имеет свои направления ветра и своеобразную фауну. В названии Харканда, к слову, легко угадывается легендарная Голконда...

"К ногам аравийских завоевателей пали царственная Хира (столица лахмидских князей в Месопотамии), затем Убулла на Тигре, Сираф и Хурмуз в Персидском заливе, Сидон и Тир на восточном берегу Средиземного моря, Александрия в Египте, Сеута и Альмерия на дальнем западе (в районе Гибралтара), богатые гавани Кипра и Крита, Мальты и Сицилии.

Имена этих морских центров были известны во всех концах древнего и раннесредневекового мира. Уже тогда первые четыре из них славились своей торговлей с Индией и Китаем. Названия портовых городов — «Тир» и «Сидон» — уводят нас к самобытному кругу жизни финикийской державы, когда оба порта служили широко распахнутыми воротами на запад: от их причалов отправлялись в дальний путь левантийские первостроители Карфагена, первооткрыватели «Столбов Мель-карта» — будущего Гибралтара — и гвинейского побережья. Мысль об «Александрии» сразу восходит к образу венценосного грека, чьей волей основан этот город, и к плодоносной поре эллинизма, в которой каждый из перечисленных очагов морской культуры сыграл свою роль.

Мусульмане, овладев ими, поставили их на службу целям своей веры и личного обогащения. Но при этом надо помнить и о золотых плодах арабской культуры, которая, вобрав в себя достижения всех народов халифата, ярко расцвела в городах мусульманской державы и вынесла свое влияние далеко за пределы этого государства."

На самом деле, первые халифы, сподвижники Мухаммеда, и правда были сынами пустыни!Море для них было враждебным препятствием. И только Му'авия ибн Абу Суфьян так не считал. Поставленный наместником Дамаска, он вдохнул морской воздух Леванта, он увидел этих людей, в чьих жилах текла кровь десятков поколений сирийских корабелов, и осознал что с христианами уместно воевать именно морем!Только так можно противостоять Византии. Только так можно усмирить строптивых франков.Потребовалось несколько сокрушительных поражений от греческих кораблей, чтобы халифат осознал эти идеи...

С тех пор в средиземном море воин и купец неизменно соседствуют на кораблях ислама.Два человека верховодят на Фатимидских судах — «му'аллим» и «нахуда»: Лоцман и Военный глава.Хотя по чинам и понятиям в арабском мореходстве всё не так прямолинейно — тот же «нахуда» как правило, скорее шкипер, судовладелец — но это тема отдельной беседы...

Тем не менее, всё больше кораблей строилось. Всё больше гаваней открывалось.Мекка, между прочим, располагалась именно на взморье! Аккурат возле древнего порта Джидда.

То, что важное значение водных связей осознавалось арабами все более отчетливо, хорошо видно и на примере Махдии. "Этот «город Африка» средневековых европейских землеописателей, заложенный через полтора столетия после Багдада на восточном побережье Туниса, неподалеку от места, где когда-то стоял Карфаген, явился для своего времени живым памятником той исторически неизбежной поры, когда центробежные устремления, постепенно убыстряя свой ход, разрушают арабский халифат, простершийся было от Индии до Франции. Уже на исходе первого десятилетия своего существования, в 921 году, Махдия стала столицей новой, североафриканской династии Фатимидов. [...]...овладение долиной Нила создало условия для закладки Большого Каира с его знаменитой гаванью Макс. В 973 году, когда не минуло и пяти лет жизни Каира, туда из Махдии было перенесено местопребывание правящего дома и переведены государственные учреждения; благодаря этому к своей давней славе крупной пристани на пути верхнеегипетской хлебной торговли Макс добавил значение главной стоянки фатимидского военного флота, где кораблям в присутствии главы государства производились генеральные смотры перед каждым уходом на морские сражения и по возвращении оттуда.

«Склонившись главой» перед новой столицей, Махдия, однако, не померкла: ее большое место в политике Фатимидов подчеркивалось наличием дока на 300 кораблей, державших под наблюдением среднее и восточное Средиземноморье. Туго натянутые цепи преграждали вход в гавань чужим судам и опускались перед своими."

Среднеазиатский землепроходец XI века Насир-и-Хусрау упоминает о таком приспособлении, описывая крупный мусульманский порт Акку на восточном побережье Средиземного моря: «Город окружен прочной каменной стеной, с южной и западной стороны омывается морем. На южной стороне лежит и гавань. Большая часть прибрежных городов имеет гавань, которая устраивается для охраны судов. Это нечто вроде конюшни, задняя стена которой прилегает к кремлю, а две другие вдаются в море. Вход в нее шириной около 50 гезов (= 37,5 метра), и стены там нет, протянуты только цепи от одной стены к другой. Когда хотят впустить в гавань корабль, цепи ослабляют так, что они опускаются под воду и корабль проходит по воде над ними. Затем цепи опять поднимают, чтобы никто чужой не мог напасть на корабли...» (Перевод Е. Э. Бертельса.)

"Другие города, построенные арабами у моря, в сравнении с Басрой, Багдадом и Махдией имели меньшее значение и могут быть названы лишь для того, чтобы вновь напомнить о широком размахе арабского мореплавания. Таковы, например, Мансура, крайняя прибрежная точка на востоке халифата, неподалеку от доисламского Дайбула в устье Инда, завоеванного мусульманами в 712 году; Кулзум при выходе нильского канала в Красное море, процветавший в первых десятилетиях раннего ислама, когда через его порт шли перевозки египетского хлеба в Аравию, потом угасший; Хандак (нынешняя Кандия или Кания) на Крите, основанный в 825 году изгнанниками из арабской Испании. Несомненно, что новые опорные точки возникали и на крайних западных побережьях мусульманского мира, откуда начинался великий торговый путь на Восток.

Простиравшийся вдоль всего мира, известного раннему средневековью, от Гвинеи до Кореи, он становился полнокровным на Балеарских островах, где североафриканские арабы продавали еврейским купцам золото, приобретенное у гвинейских племен. Драгоценный товар — конечно, с большой наценкой — перепродавался европейским потребителям, и крупная прибыль позволяла снаряжать суда за многообразными дарами восточных земель.

В одиночку и вереницами парусники уходили к водам Восточного Средиземноморья, откуда направление раздваивалось: одни из прибывших устремлялись к Антиохии (нынешней Антакье в Турции), и оттуда по Евфрату спускались к Багдаду; другие шли к Александрии, рассчитывая через Суэцкий перешеек выйти в Красное море и добраться до Адена."

Карта мира Аль-Квазвини (1032 год)

Кстати, судоходный канал из Нила в Красное море в античное время активно использовался. В середине первого тысячелетия он был в упадке, но оживление водных сообщений при халифах потребовало восстановить канал, что и было успешно проделано.

Восточная Африка входила в интересы аравийских выходцев издревле. Туда ходили корабли столь же регулярно, как и в Бахрейн за жемчугом. В средневековой арабской письменности довольно часто встречалось сочетание слов «золотая Софала». Так называли ближневосточные купцы и мореходы один из восточноафриканских портов, чтобы отличить его от знаменитой индийской Супараги, по созвучию получившей имя «Софалы индов». К Софале прилегал обширный район золотодобычи, благодаря чему скромный порт в Мозамбике стал главным среди всех центров арабской морской торговли в Восточной Африке...

Сокровища «черного материка» вывозились в халифат через пятнадцать гаваней восточного побережья Африки — от севера к югу идут Хафуни, Мурути, Джардиль, Мога­дишо, Марка, Барава, Ламу, Китава, Малинди, Момбаса, Кильва, Синджаджи, Мозамбик, Софала, Кильвани (примечательно, что большая часть этих названий до-арабская!).

"Об одном из таких центров, Могадишо, составитель географического словаря Якут (1179—1229) говорит, что населяют его чистокровные арабы, «избравшие этот край для жительства». Они образуют племена во главе с вождями, совет которых правит городом. Для нас это известие важно потому, что оно показывает, насколько глубоко внедрились пришельцы в африканскую действительность на рубеже XII и XIII веков, если не гораздо раньше.

Картина, встающая перед нами, получает еще большую достоверность и дополнительные краски на примере Бараны и Кильвы. В первом случае уточняется область аравийского мира, откуда хлынул очередной поток переселенцев,— Бараву построили арабы Бахрейна, сделавшие новое свое местожительство убежищем для земляков в последующее время.

Что касается Кильвы, то здесь налицо три ценных свидетельства: во-первых, год ее постройки арабами — 975, что дает общее представление о времени плотного заселения восточноафриканского побережья выходцами из Юго-Западной Азии; во-вторых, узкая религиозная принадлежность новопоселенцев: они — сунниты, и это наводит на определенные размышления: если самым последовательным ревнителям культа пророка судьба указала покинуть пределы основанного им государства, не значит ли это, что судьба мусульманства оказалась в руках больших или меньших отступников от догм ислама? Тогда многое в халифате, в том числе историю его падения, можно понять лучше, чем до сих пор, да и не только лишь в халифате и не только в его времени. Однако, может быть, эти неокильванцы переплыли неверную морскую ширь добровольно, ища свободы не душе, а низменным страстям? Но вот перед нами третье свидетельство — роль переселенцев из Шираза в дальнейшем возвышении Кильвы. Они деятельно участвуют в осуществлении замыслов первостроителей будущей столицы арабской Восточной Африки, им принадлежат многие новые начинания. Между тем известно, что эти иранцы бежали от религиозных преследований.

Имея в виду все только что сказанное, всего естественнее думать, что и они — сунниты, оставившие шиитский Иран. Во всяком случае не шииты: эти не стали бы сотрудничать со своими вечными врагами.

Если, таким образом, арабы и ширазцы в Кильве были объединены враждой к шиизму и общими градостроительными трудами, то возможно считать, что такая связь начиналась в общей участи изгнанников."

Постепенно Восточная Африка разделилась в арабском представлении на шесть зон: от южного края Аденского залива до 10° с.ш. лежала «земля водохранилищ», от 10 до 3° с.ш. — «земля неарабов», от 3° с.ш. до 3° ю.ш. — «земля зинджев» («черных», «негров»),от 3 до 8° ю.ш. — «земля побережий» (по-арабски «барр ас-савахиль», откуда название языка суахили),от 8 до 11° ю. ш. — «ар-рим» (от бантуитского «мрима» — горная страна), вдоль Мозамбикского пролива — «земля прибрежья». Этот перечень исключает африканское Красноморье как величину давно данную и известную.

По следам моряков Хадрамаута и Омана в Индоокеанскую Африку пришли моряки западной Аравии: Сокотра с грядой мелких островков послужили естественным — как позже Антильский и Багамский архипелаги для Европы — мостом к материку.

Арабские кормчие избегали пользоваться центральными участками Красного моря, Аденского и Персидского заливов из-за нередких случаев пиратства; они вели суда в виду берега.

Такая мера имела свои преимущества — она давала возможность быстро пристать в нужном месте для устранения возникшей течи или для пополнения запасов пищи и пресной воды. Но неотступным призраком сопровождала мореходов грозная опасность — разбить парусник о подводные камни или посадить его на мель.

Ахмад ибн Маджид так наставляет Васко да Гаму: «Не приближайтесь к берегу... выходите в открытое море; там вы... окажетесь под защитой волн».

Имеются в виду крупные волны глубоководья: во всех своих руководствах прославленный «лев моря» настойчиво и последовательно учит отличать «ма'абъяд» — белую воду от «ма'ахдар» — зеленой воды, иначе говоря, приподнятые участки морского дна от опущенных.

Сказанное позволяет лучше понять, почему южноаравийские гавани к востоку от Адена — Ахвар (Хавра), Зуфар, Фартак, а также расположенные на островах Курия-Мурия и Масира — даже при изменениях маршрутов движения грузовых кораблей никогда не теряли своего значения окончательно, не ис­чезали их названия со страниц арабских лоций, тем более что эти гавани служили местом продажи корабельных снастей и съестных припасов заходящим в них судам.

Давно, задолго даже до раннего халифата, отшумела слава античной Музы — ал-Муджи на аравийском берегу против Сокотры. «Торговый порт Муза полон арабскими капитанами и матросами, которые занимаются торговыми сделками. Они участвуют в торговле с Эритреей и Сомали в Африке и Бхарукаччей в Индии на собственных судах». Эти слова египетского купца — он-то знал, о чем писал,— создавшего в первом столетии н. э. «Перипл Эритрейского моря», остаются вечным памятником городу, который вместе с Аденом, Хисн ал-Гурабом и Маскатом явился родиной аравийского судостроения и одним из первых очагов заморской торговли.

Несколько позже место ал-Муджи в международных связях занял «блаженный остров» Сокотра: здесь окончательно развязывались пути на юг и восток.

Откровения позднего Мухаммеда, быстро входившего в силу, устремили инакомыслящих из Хиджаза — колыбели мусульманства — к противоположному берегу Красного моря, главным образом в Эфиопию.

Вслед за падением Али ибн Абу Талиба и возникновением шиизма как отдельного течения толпы членов этой секты, подвергаясь серьезным преследованиям, уходят из халифата уже не в ближайшие, а в дальние страны — кое-кто добирается до Китая и Кореи.

При Аббасидах, вытесняемые с гражданских должностей персами, а с военных — тюрками и берберами, вчерашние победители — арабы — покидают казенную службу и во многих случаях обращаются к заморской торговле — примечательное событие, говорящее о необратимом росте психологического сопротивления побежденных.

Тогда-то и сходят один за другим с купеческих судов на африканский берег «гости-промыслители» из аравийского заморья, сникшие, но не павшие люди, решившие дописать книгу своей жизни на чужой, но отдаленной от суеты столиц и благодатной земле.

Если к ним добавить выходцев из оманского племени Азд и персов из Шираза в Персидском заливе, то состав западноазиатской колонии в индоокеанской Африке (с учетом названных раньше первопроходцев в лице их потомков) на этом замкнется.

"Аздиты интересны для нас тем, что, унаследовав судостроительный и мореходный опыт своих предков — корабельщиков на вавилонской службе, они осуществляли постоянную морскую связь области своего проживания на африканском берегу с правившим ею Оманом. Вместе с тем и, конечно, в связи со своим занятием они — основные деятели всего арабо-африканского судоходства в мусульманское время. Именно этих бронзовокожих южан с обветренными лицами и раскачивающейся походкой потомственных морепроходцев гораздо чаще, нежели других аравитян, можно было видеть в качестве кормчих и владельцев судов, спешивших от Африки к Оману, Сирафу, Багдаду и обратно.

Западная Аравия, чье значение в торговых делах государства халифов после перевода столицы из Медины и особенно в золотые века аббасидского Багдада (IX — X вв.) отошло на второе место, не принимала столь близкого участия в сношениях с Африкой, тем более что выходцы из Неджда, Хиджаза, Йемена и красноморских островов не столько вывозили из «черного материка», сколько осваивали его богатства в точках своей оседлости.

Лишь в пору агонии халифата и уже накануне европейскою вторжения в индоокеанский мир наблюдается заметное повышение удельного веса Аравийского полуострова в мусульманской торговле с Востоком и Западом, но это последняя и скоротечная вспышка."

«На этом Шахерезада прерывает дозволенные речи и ждёт наступления новой ночи...»

см. также

arabian-persian.livejournal.com