Значение словосочетания «древние источники». Древние источники
древние источники
Внимание, перед Вами только одна из 25 серий цикла «Большой Обман китайских пирамид». Чтобы посмотреть все...
Сергей Балалаев, исследовательская группа «Феномен Кайласа», Россия Материалы 3-ей международной конферен...
Интересное на канале: Ядерная война уже была, но мы ее проморгали https://youtu.be/hFd3T4-pMvY Игры в демократию окончен...
ДРЕВНИЙ СЕКРЕТ ИСТОЧНИКА МОЛОДОСТИ ПРАКТИКА ТИБЕТСКИХ МОНАХОВ(ОКО ВОЗРОЖДЕНИЯ ИЛИ 5 ТИБЕТСКИХ ЖЕМЧУЖИН)...
Подпишись, чтобы не пропустить новых кРАмольных видео https://goo.gl/5HzLCr Книги старины глубокой – подделка!...
Интересное: Ядерный реактор в живой клетке https://youtu.be/r1yeoiAa4RQ Эксперименты по фиксации мыслей в СССР https://youtu.be...
Подписывайтесь - http://www.youtube.com/mayaktv?sub_confirmation=1 Получить достоверную информацию о человеке, обществе, государ...
Квакеры – неопознанные источники низкочастотных колебаний, которые обнаруживаются в Мировом океане. Иног...
За последнюю сотню лет, было обнаружено множество артефактов вызывающих как минимум недоумение. Иначе...
Что написано о Великой Тартарии в книгах европейских историков? Как выглядели и одевались люди которые...
Оригинальное название фильма "Сведения об Иисусе. Факт или Вымысел?" [The Jesus Accounts Fact or Fiction?] /2010/. Насколько...
ЛИТЕРАТУРА http://goo.gl/TimXAX (Предсказания будущего и правда о прошлом и настоящем) http://goo.gl/nYlMDA (Древние знания)...
Цезарь, Колизей, республика, Нерон, гуси, плебеи, легионы — всё, что вы когда-то знали, но забыли, коротко...
На http://chel-life.ru вы найдете много полезной информации о здоровье, питании и способах экономии в бытовых услови...
В многих древних писаниях говорится не только о селекции человека но и о скрещивании с животными для создан...
АССАСИНЫ: Коварные убийцы древнего мира Подпишись на СКАЗКИ НАЙТ: https://www.youtube.com/channel/UC3Nrsc-F2zgyX4sxZj_JKMw?sub_confirm ...
Недавно учёные китайской академии наук выступили с сенсационным заявлением. Они опубликовали доклад, в...
Древняя Персия, 323 год до н.э. Великий македонский завоеватель Александр был в зените своей славы. Он правил...
A fiatalsag forrasa | Око возрождения | Древний секрет источника молодости | Русский Перевод Алины и Михаила Титовых.
Учебный видеоролик о племенах на территории Казахстана в эпоху раннего железа. Очень полезный материал...
Выпуск 9. Дата эфира: 26.05.2015 Испокон веков мужчины стремились к силе и власти. История знает многих великих...
Последние научные открытия дают возможность по-новому взглянуть на дохристианскую Русь. Культура славян,....
Древние храмы, по всей видимости, были техническими сооружениями за долго того как туда пришли служители...
Multistreaming with https://restream.io/. ССЫЛКИ_____________________ Трансляции Вконтакте: https://vk.com/lorenco_salamanca **************...
ДРЕВНИЙ СЕКРЕТ ИСТОЧНИКА МОЛОДОСТИ МАРИЯ СЕРЫХ В этом видео вы узнаете о книге и упражнениях Питера Кэлдер...
Источники знания : внутренние и внешние. Как стать умнее. Очевидные источники информации и элементарные...
Турция. Древний город Иераполис и травертины Памуккале являются частями "Археологического комплекса Иерап...
Получите, Невероятно мощную систему лечения своих заболеваний и негативных психо- эмоциональных состояни...
Источник - http://postnauka.ru/video/17875 На какие группы делятся источники римского права? Кто считался носителем верхо...
Качественное продвижение в социальных сетях - http://smmcraft For copyright issues write please here: [email protected] Помощь рублём:...
В серии фильмов проекта НПТМ "Неоткрытая Россия" появился следующий фильм в 2-х частях "Чебоксары - прародина...
Вадим Зеланд - Словарь терминов: https://youtu.be/eLQWDxOMFUg Сайт автора: http://zelands.ru/ Читает Михаил Черняк. Канал для...
Уважаемые друзья! С этим материалом полностью можно ознакомиться по адресу http://wetravel.tv/?p=11408 Китай одновреме...
Термальные источники Болгарии Банско. В этом видео мы показываем термальные источники в деревне Баня, вилл...
Источник - День ТВ. Узнай настоящую историю! https://letoslav.ru Защитим наши Древние Исторические Источники! http://slavy...
Амур - это одна из величайших рек нашей планеты и по сей день многие её загадки остаются неразгаданными....
clash of clans layout cv9
formatar xperia c
como alinhar impressora canon mg2410
mapa para treinar mira cs go
mods de dinheiro euro truck simulator 2
traducao stronghold crusader 2
hack para crossfire 2015
como fazer sofa no minecraft
minecraft pirata download 1.7.2
como colocar uma skin no minecraft
debojj.net
Античные источники
АНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Данный подраздел "Исторических источников" содержит фрагменты сочинений античных и раннесредневековых авторов, написанных на древнегреческом и латинском языках и составляющих свод древнейших источников по истории Северного Причерноморья и Восточной Европы. Хронологический охват материала — от Гомера (VIII в. до н.э.) до Иордана и Равеннского Анонима (VII в. н.э.).
ГРЕЧЕСКИЕ АВТОРЫ
Гомер
Евстафий
Арктин
Алкей
Гекатей Милетский
Эсхил
Пиндар
Геродот
Еврипид
Фукидид
Гиппократ
Ктесий Книдский
Исократ
Эсхин
Демосфен
Динарх
Аристотель
Псевдо-Скилак Кариандский
Полибий
Псевдо-Скимн Хиосский
Страбон
Диодор Сицилийский
Иосиф Флавий
Плутарх
Дион Хрисостом
Дионисий Периэгет
Арриан
Аппиан
Лукиан
Полиэн
Клавдий Птолемей
Дион Кассий Коккейан
Дексипп
Созомен
РИМСКИЕ АВТОРЫ
Марк Випсаний Агриппа
Публий Вергилий Марон
Император Август
Публий Овидий Назон
Помпей Трог
Помпоний Мела
Гай Плиний Секунд Старший
Корнелий Тацит
Писатели истории Августов
Аммиан Марцеллин
Павел Оросий
Иордан
Равеннский Аноним
www.othist.ru
Значение словосочетания ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ. Что такое ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ?
Значение слова не найдено
Делаем
Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.
Вопрос: волнолом — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?
Предложения со
словом «древние источники»:
Ещё в древних источниках упоминается жизненная энергия, которой пронизано всё сущее, — энергия, которая издавна носит название «ки».
Древние источники обходят молчанием вопрос, где именно находилась эта легендарная страна, в которую стремились многие последующие поколения путешественников и исследователей.
Устранение всех этих древних источников слабости и мучений, которые в прежние времена калечили расу и преследовали множество людей либо откровенным ужасом, либо смутным и едва осязаемым падением духа, теперь повсеместно принесло жизнерадостность и оптимизм, невозможные для прежних людей.
(все
предложения)
Оставить комментарий
Текст комментария:
kartaslov.ru
История Церкви – древние источники, современное научное изучение.
Количество просмотров публикации История Церкви – древние источники, современное научное изучение. - 301
Наука
Быт
Религия
В течение IV века произошли коренные изменения в отношении Римского государства к христианству и прежней официальной языческой религии. В случае если в 311 году императором Галерием был издан эдикт разрешающий исповедание христианства, что спустя два года было подтверждено Миланским эдиктом Константина и Лициния, то уже вскоре в правление Константина был издан специальный эдикт о веротерпимости, разрешавший исповедание язычества. При этом, уже к концу IV столетия императором Феодосием Великим язычество было запрещено, а христианство в 381 году провозглашено государственной религией[1].
В 384—385 годах рядом указов императора Феодосия было предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д. Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.
Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар ʼʼязычествуʼʼ, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.
В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники (ʼʼпобедыʼʼ), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр вГреции. Фактически практика ʼʼязычестваʼʼ продолжалась в глухих углах империи.
Тем не менее, в Восточной Римской империи достижения античной культуры и философии продолжали играть значительную роль. Изучались, переписывались и комментировались труды античных авторов. Поддерживался высокий уровень архитектуры, естественных наук, математики и медицины[2]. До 529 года продолжала работать Платоновская Академия в Афинах, выпускниками которой были в частности выдающиеся христианские богословы Василий Великий и Григорий Богослов. Академия была упразднена императором Юстинианом Великим[3].
К тому времени уже существовал открытый в 425 году императором Феодосием II Константинопольский университет[4]. В Константинополь была перевезена часть рукописей знаменитой Александрийской библиотеки, к тому времени уже неоднократно подвергавшейся разорению.
Искусство, музыка, литература
Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром. Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.
Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром — первый завтрак, около полудня — второй, ближе к вечеру — обед.
В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы, проса, ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.
Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. Размещено на реф.рфПо этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.
Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм.
Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида — фармаколога и одного из основателейботаники, Сорана Эфесского — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга.
Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.
Наследие Древнего Рима
Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.
Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На базе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки, на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство — религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.
Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установлению исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Источники существуют немые (это прежде всего археологические данные, памятники архитектуры и изобразительного искусства) и письменные. По материалу, на котором сохранились письменные источники, они делятся на монументальные (т. е. надписи на камне и металле, на стенах зданий, на мраморных досках, на памятниках, монетах, печатях и т. п.) и книжные, т. е. на папирусе, пергамене и бумаге. Последние, в свою очередь, делятся на источники первичные, или первоисточники (т. е. свидетельства непосредственных очевидцев событий), и источники вторичные, представляющие из себя обработку исторического материала. В случае если первоисточники утеряны, то таковыми считаются ближайшие к ним по времени вторичные источники.
Среди книжных первоисточников можно выделить такие группы: Священное Писание Нового Завета͵ писания отцов Церкви и еретиков, деяния соборов, многие агиографические памятники. К вторичным источникам можно отнести сочинения древних историков (хотя для нас многие из них сделались уже первоисточниками).
Конечно, это деление условно, и многие сочинения принадлежат сразу обеим группам. К примеру, в писаниях отцов Церкви содержатся ссылки на сочинения ряда других людей (как сохранившиеся, так и не сохранившиеся) и на многие исторические события. В деяниях соборов содержится очень много указаний, прямых и косвенных, о жизни того времени, но и в них содержится множество как открытых, так и скрытых цитат и заимствований из решений предыдущих соборов и вероучительные формулы различных поместных Церквей.
Особого отношения к себе требуют жития святых. Хотя многие из них безусловно являются подлинными свидетельствами современников, всегда следует помнить, что ʼʼжитияʼʼ представляют из себяособый литературный жанр, сложившийся в Средние Века и имеющий свои строгие каноны и правила. По этой причине, никак не ставя под сомнения душеполезность избранных Церковью ʼʼжитийʼʼ для благочестивого чтения, следует помнить, что как к историческим источникам к ним следует относиться с определенной осторожностью.
Вторичные источники – писания историков. Их можно разделить на исторические повествования (бóльшая часть их относится к поздне-античному периоду) и хроники, ставшие популярным жанром в период средневековья.
Когда мы читаем писания древних историков, следует всегда принимать во внимание личность авторов и обстоятельства, в которых они писали свои сочинения. Зная это и делая, так сказать, ʼʼпоправку на ветерʼʼ, мы можем приблизительно оценивать ожидаемую степень исторической достоверности этих книᴦ. Ведь не только комментарии, но и сам подбор фактов и умолчания говорят об очень многом и помогают выстроить картину событий.
Несколько сочинений церковных историков, важных для истории ранней Церкви. Творения Евсевия Памфила, епископа Кесарие-Палестинского (260/270-340): его ʼʼХроникиʼʼ, ʼʼЖизнь Константинаʼʼ и, прежде всего, ʼʼЦерковная историяʼʼ. Евсевий придерживался умеренных арианских взглядов и, кроме того, был оригенистом. Необходимо принимать во внимание и то, что он был придворным историографом императора Константина и писал как подобает придворному историку. Итак, читая Евсевия, крайне важно делать скидку на все эти характерные особенности историка и, учитывая их, определять ту степень доверия, с которой следует относиться к его сочинениям.
От Евсевия принимают эстафету три историка, творившие почти одновременно. Первым из них можно назвать Сократа Схоластика (V в). С одной стороны, Сократ несколько сочувствует новатианам, а с другой – его писания характеризуются римофильскими тенденциями. К примеру, в числе прочего, он утверждает, что Вселенский Собор без соизволения римского епископа состояться не может. По этой причине Сократа весьма любят римо-католики. Он также очень высоко ставит Оригена, выставляет его врагов в неприглядном свете и крайне негативно относится к его осуждению.
После Сократа церковную историю писал Ермий Созомен. Созомен свою историю во многом заимствовал у Сократа͵ хотя и написал ее гораздо более изящным слогом и внес в нее много дополнений и добавок, а также сильно ее ʼʼвоцерковилʼʼ. Интересно, что на Сократа он не ссылается вовсе. Это довольно типично для древних авторов, которые часто заимствовали друг у друга целые куски и не считали нужным давать ссылку. С другой стороны, в древности были весьма распространены так называемые ʼʼпсевдоэпиграфыʼʼ – сочинения, надписанные не именем их настоящего автора, а именами великих древних. Таким образом сочинитель хотел придать своим произведениям больший вес, и это вовсе не было подлогом: автор мог вполне искренне считать, что, живи тот человек, чьим именем он подписал свое сочинение, в его время, он и сам принял бы это сочинение как свое. Один из самых известных псевдоэпиграфов - ϶ᴛᴏ корпус сочинений, подписанный именем Дионисия Ареопагита.
Последняя история этого периода принадлежит перу блаженного Феодорита Киррского. Он был представителем антиохийской богословской школы и, следовательно, весьма критически относился к Александрии и всему из нее исходящему. По этой причине те сведения, которые он сообщает об александрийских событиях, следует воспринимать с определенной долей осторожности.
Вот основные церковные историки.
Гражданские историки и хронисты. Прокопий Кесарийский – один из самых ученых людей своего времени – был придворным историком императора Юстиниана. Его перу принадлежат две группы сочинений: одна из них - ϶ᴛᴏ придворная история царствования Юстиниана, написанная в самых хвалебных тонах, а другая – так называемая ʼʼСекретная историяʼʼ, которую он писал ʼʼв столʼʼ, – собрание всевозможных сплетен и самых грязных подробностей о жизни Юстиниана и его жены Феодоры. Очевидно, что полного доверия нельзя оказывать ни той, ни другой стороне наследия Прокопия и что истину нужно искать где-то посередине.
Другой пример - ϶ᴛᴏ ʼʼАлексиадаʼʼ – сочинение, написанное дочерью императора Алексия Комнена Анной Комненой, повествующее о царствовании ее отца (X в.). Это – чрезвычайно ценный источник, написанный умной, наблюдательной и очень образованной свидетельницей, находившейся в центре событий. Но Анна, обожавшая своего отца, в силу ряда причин ненавидела своего брата – будущего императора Иоанна. По этой причине в ее повествовании Иоанн практически не упоминается, хотя он и играл в событиях чрезвычайно важную роль. Следовательно, труд Анны Комнены нужно использовать с поправкой на это.
Современное научное изучение. После падения Константинополя начинается культурный упадок во всем православном мире, в то время как Запад продолжает наращивать свою культурную мощь. Поэтому нас не должно удивлять, что первые издания первоисточников церковной истории вышли на Западе. На Западе же появились и первые сводные труды по всемирной церковной истории. В Риме в начале XVII века для опровержения протестантской концепции церковной истории, написал свой знаменитый труд католический ученый Цезарь Бароний. Созданный с заведомо полемическими целями, да к тому же еще и католиком, он, тем не менее, нашел очень широкий круг читателей. По приказанию императора Петра Великого, он был издан в России в славяно-русском переводе, и у нас в XVIII веке на него ссылались не только православные авторы, но и старообрядцы. В современных церковно-исторических сочинениях, выходящие на Западе, встречаются до сих пор ссылки на Барония. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, труд этого ученого, составленный очень давно, до сих пор сохраняет свое значение.
Еще большее значение имеет издание первоисточников, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ началось на Западе с самого начала книгопечатания. Самые замечательные успехи это книгоиздательское дело имело, в прошлом веке: сводное издание всех греческих отцов и церковных писателей Patrologia Graeca (PG). Издание это сделал французский аббат Минь в середине прошлого века. В нем 162 тома. Как правило, творения греческих отцов снабжаются в данном издании латинскими переводами, а, кроме того, там даются всякие ценные примечания, научные диссертации в приложениях, индексы и т. д. Это издание до сих пор не превзойдено по объёму. Дело в том, что аббат Минь ставил себе целью издать все, что можно. Современные издатели древних текстов себе такой цели не поставят, потому что относятся к своей задаче с гораздо большей основательностью. Для того чтобы издать текст какого-нибудь святоотеческого творения, они пересмотрят все его рукописи, какие имеются в библиотеках мира. В случае если это творение было популярно, и, следовательно, в случае если сохранились десятки его рукописей, то задача издателя становится очень трудной. Вот почему и в наше время Минь остается непревзойденным по полноте собранием греческих отцов. При этом научная недостаточность этого издания стала ощущаться очень рано, и уже в XIX века появились серии, которые ставили себе целью хотя бы в какой-то части заменить патрологию Миня. Так в Берлине издавалась и до сих пор издается серия, которая принято называть ʼʼГреческие христианские писатели трех первых вековʼʼ. Впоследствии цели издателей этой серии расширились, и она стала включать в себя писателей последующих веков. С 40-х гᴦ. нашего века в Париже выходит замечательная серия ʼʼХристианские источникиʼʼ. В этой серии вышло уже около 550 томов. Там выходят в основном греческие христианские писатели древности, но наряду с ними также латинские, сирийские, армянские и иные. Восточные церковные писатели издаются в этой серии в одном только французском переводе. Греческие и латинские отцы издаются в оригинале, с параллельным переводом. Некоторые тексты, причем важнейшие, были впервые изданы в этой серии. К примеру, в ней вышло полное собрание творений преп. Симеона Нового Богослова. Так что историко-церковная наука не стоит на месте, и последние десятилетия ознаменованы новыми и значительными ее успехами.
При этом Россия все последние десятилетия была выключена из мировой научной жизни в области церковной истории аналогично тому, как и в области других богословских наук. Дореволюционная русская наука имела замечательные достижения и была вполне на уровне мировых стандартов.
Можно сказать, что русская эмиграция исполнила свое историческое назначение и сейчас, фактически сходя со сцены, она все самое лучшее, что создала, передает Родине.
И, конечно, мы должны использовать достижения православных ученых других стран, скажем греков, сербов (в Сербии в настоящее время существует очень неплохая богословская школа). Мы ни в коем случае не должны чуждаться трудов ученых западных вероисповеданий, потому что западная наука, прежде всего католическая, но также в какой-то мере и протестантская, – тоже имеет свои большие заслуги. Можно утверждать, что традицией нашей русской науки является использование всего истинно ценного, что есть в науке западной. Так поступал уже, к примеру, святой Димитрий Ростовский, который переводил жития святых, в основном, с иезуитских изданий Общества болландистов.
Православная наука других стран тоже развивается во взаимодействии с западной неправославной наукой. К примеру, в современной Греции выходят две серии, два собрания творений греческих святых отцов (одна серия выходит в Афинах, другая – в Салониках). И вот, в обеих сериях тексты святых отцов перепечатываются в основном из западных изданий просто потому, что других изданий нет. Но, конечно, и современные греки участвуют посильно в деле издания святоотеческих текстов, до сих пор неизданных – аналогично тому, как в данном участвуют сербы, аналогично тому, как до революции и русские ученые тоже издали неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ число святоотеческих творений.
referatwork.ru
Древние источники
Психология Древние источники
Количество просмотров публикации Древние источники - 4
Наименование параметра
Значение
Тема статьи:
Древние источники
Рубрика (тематическая категория)
Психология
Большинство современных европейских языков, а также языки Южной Азии на территории, ограниченной с востока равнинами Индии, принадлежат к одной и той же языковой группе индоевропейских языков (Corballis, 1991). Считается, что праязык, из которого возникли все современные индоевропейские языки, возник где-то в северной части бассейна Дуная приблизительно за 5-6 тыс. лет до н. э. Индоевропейский язык связан с другими языковыми группами Европы, Азии и Северной Африки через ещё более древний праязык, так называемый ностратический, возникший примерно за 13 тыс. лет до н. э. Предполагается, что в данном языке не было слов, имевших отношение к земледелию, поскольку носители языка ещё жили собирательством. Лингвисты даже выдвинули гипотезу, что все существующие в мире языки возникли из первобытного ʼʼпротомировогоʼʼ языка. Исследователи, занимавшиеся этой областью науки, утверждали, что обнаружили около 200 слов протомирового языка. Например, слово ʼʼзубʼʼ в Конго-Сахарских языках звучит как ʼʼnigiʼʼ, в Австрало-Азиатских - как ʼʼginiʼʼ, в Сино-Кавказских языках - как ʼʼginʼʼ и в группе Ностратических языков - как ʼʼnigiʼʼ. Считается, что из всех этих вариантов развились современные английские слова ʼʼnagʼʼ (ʼʼворчатьʼʼ) и ʼʼgnawʼʼ (ʼʼгрызтьʼʼ).
Если рассмотреть, с какой скоростью меняются языки, успешные попытки найти общий праязык можно подвергнуть некоторому сомнению. К примеру, английский язык времен Шекспира отделяет от современного английского всего 400 лет, однако для большинства носителей языка он уже звучит как иностранный.
Другой вопрос связан со скоростью, с которой язык меняется, образовывая новые диалекты. Почему язык столь эластичен и податлив? ʼʼТеория изначальной подготовленностиʼʼ Гамильтона (Dunbar, 1996) предлагает вероятное объяснение. Возможно, так называемое альтруистичное поведение возникло в качестве механизма сохранения наших собственных генов в организмах близких нам людей. Помочь близкому родственнику не значит проявить жертвенность, поскольку помогающий при этом стремится сохранить собственный генетический материал. Однако если мы принадлежим к чересчур большим социальным группам, такие альтруистические стремления могут быть недостаточно избирательными. Когда мы рискуем, чтобы оказать помощь людям, которые не связаны с нами узами родства и могут не отплатить нам помощью в ответ, мы наносим вред нашей собственной приспособленности. Если мы можем идентифицировать людей по их акценту и диалекту как принадлежащих к той же группе, что и мы, существует больше вероятности, что у них такие же гены и что они тоже помогут нам в ответ на наши действия. Некоторое подтверждение этой теории можно получить при исследовании языкового многообразия в Западной Африке, где количество языков на квадратную милю в густонаселенных экваториальных районах больше, чем в малонаселенных районах дальше к северу. Из этого можно сделать вывод о прямой взаимосвязи между уровнем населенности и распространением новых языков и диалектов. Из-за того, что язык быстро распадается на новые диалекты, исследование современных языков оказывается почти бесполезным для исследования источников происхождения древнего языка.
Древние источники - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Древние источники" 2014, 2015-2016.
Читайте также
- Древние источники.
Большинство современных европейских языков, а также языки Южной Азии на территории, ограниченной с востока равнинами Индии, принадлежат к одной и той же языковой группе индоевропейских языков (Corballis, 1991). Считается, что праязык, из которого возникли все современные... [читать подробнее].
referatwork.ru
Реферат Древнейшие источники по истории Восточной Европы
Опубликовать
скачать
Реферат на тему:
План:
Введение
1 Список книг серии
1.1 Древнегреческие источники
1.2 Древние латинские источники
1.3 Византийские источники
1.4 Западноевропейские источники
1.5 Скандинавские источники
1.6 Восточные источники
2 Авторы и редакторы книжной серии
Литература
Введение
«Древнейшие источники по истории Восточной Европы» (до 1993 года — «Древнейшие источники по истории народов СССР») — серия научных комментированных изданий древнейших рукописных текстов, содержащих сведения о территориях и народах, населявших в прошлом Восточную Европу. Выпускалась в издательстве «Наука» (Москва) Главной редакцией восточной литературы, в последующем — Издательской фирмой «Восточная литература» РАН (Москва).
В начале 2000-х годов три книги серии выпустили также другие московские издательства: в 2002 две книги — «Индрик», и в 2004 одну — «Памятники исторической мысли».
Серия основана известным отечественным историком Владимиром Терентьевичем Пашуто (1918—1983) и издаётся с 1977 года.
До 2010 года изданы 24 книги.
1. Список книг серии
1.1. Древнегреческие источники
Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А.Народы нашей страны в «Истории» Геродота: Тексты, перевод, комментарий. — М., 1982. — 456 с.
1.2. Древние латинские источники
Соломоник Э. И.Латинские надписи Херсонеса Таврического: Тексты, перевод, комментарий. — М., 1983. — 94 с., 20 л. ил.
Подосинов А. В.Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья: Тексты, перевод, комментарий. — М., Наука, 1985. — 288 с. — 14 000 экз. [1]
Подосинов А. В.Восточная Европа в римской картографической традиции: Тексты, перевод, комментарий. — М., Индрик, 2002. — 488 с.; 16 илл. (увеличенный формат). — 1 200 экз. — ISBN 5-85759-174-0.
1.3. Византийские источники
Чичуров И. С.Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. — М., 1980. — 216 с. — 8 800 экз.
Константин Багрянородный.Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий / Под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. — М., Наука, 1989.
Изд. 2-е, исправл. — М., Наука, 1991. — 496 с. — 5 600 экз. — ISBN 5-02-008637-1. (в пер.)
Бибиков М. В.Византийские исторические сочинения: Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и народах Восточной Европы: Тексты, перевод, комментарий. — М., 1997.
1.4. Западноевропейские источники
Матузова В. И.Английские средневековые источники IX—XIII вв.: Тексты, перевод, комментарий. — М., Наука, 1979. — 268 с. [2]
Щавелева Н. И.Польские латиноязычные средневековые источники: Тексты, перевод, комментарий. — М., 1990.
Назаренко А. В.Немецкие латиноязычные источники IX—XI вв.: Тексты, перевод, комментарий. — М., 1993.
Чекин Л. С.Картография христианского средневековья VIII—XIII вв.: Тексты, перевод, комментарий. — М., Вост. лит., 1999. — 368 с.
Матузова В. И., Назарова Е. Л.Крестоносцы и Русь. Конец XII в.—1270 г.: Тексты, перевод, комментарий. — М., Индрик, 2002. — 448 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-85759-183-X.
Щавелева Н. И.Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (Книги I—VI): Текст, перевод, комментарий / Под ред. и с доп. А. В. Назаренко. — М., Памятники исторической мысли, 2004. [3]
1.5. Скандинавские источники
Мельникова Е. А.Скандинавские рунические надписи: Тексты, перевод, комментарий. — М., 1977. — 276 с.
Мельникова Е. А.Древнескандинавские географические сочинения: Тексты, перевод, комментарий. — М., 1986. [4]
Джаксон Т. Н.Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времён до 1000 г.): Тексты, перевод, комментарий. — М., 1993. — 304 с. — 1 100 экз. — ISBN 5-02-008668-1.
Джаксон Т. Н.Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.): Тексты, перевод, комментарий. — М., Ладомир, 1994. — 256 с. — ISBN 5-86218-138-5. [5]
Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси: Тексты, перевод, комментарий. — М., Ладомир, 1996. — 240 с. — ISBN 5-86218-257-8. [6]
Джаксон Т. Н.Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI—середина XIII в.): Тексты, перевод, комментарий. — М.: Ладомир, 2000. — 368 с. — 1 500 экз. — ISBN 5-86218-233-6.
Мельникова Е. А.Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации: Тексты, перевод, комментарий. — М., Вост. лит., 2001. — 496 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-02-018082-3.
Глазырина Г. В.Сага об Ингваре Путешественнике: Текст, перевод, комментарий. — М., Вост. лит., 2002. — 464 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-02-018131-5. [7]
1.6. Восточные источники
Калинина Т. М.Сведения ранних учёных Арабского халифата: Тексты, перевод, комментарий. — М., 1988. — 180 с. [8]
Коновалова И. Г.Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: Тексты, перевод, комментарий. — М., Вост. лит., 2006. — 328 с. — 800 экз. — ISBN 5-02-018534-5.
Коновалова И. Г.Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII—XIV вв.: Текст, перевод, комментарий. — М., Вост. лит., 2009. — 224 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-02-036420-2.
2. Авторы и редакторы книжной серии
Михаил Вадимович БИБИКОВ (р. 1951) [9]
Галина Васильевна ГЛАЗЫРИНА — отв. секретарь редколлегии
Татьяна Николаевна ДЖАКСОН
Аристид Иванович ДОВАТУР (1897—1982)
Татьяна Михайловна КАЛИНИНА
Дмитрий Павлович КАЛЛИСТОВ (1903—1973)
Ирина Геннадиевна КОНОВАЛОВА
Геннадий Григорьевич ЛИТАВРИН (1925—2009) — ред.
Вера Ивановна МАТУЗОВА
Елена Александровна МЕЛЬНИКОВА — зам. отв. ред. серии
Александр Васильевич НАЗАРЕНКО (р. 1948) — авт. и ред.
Евгения Львовна НАЗАРОВА
Анатолий Петрович НОВОСЕЛЬЦЕВ (1933—1995) — ред.
Александр Васильевич ПОДОСИНОВ (р. 1950)
Элла Исааковна СОЛОМОНИК (1917—2005)
Леонид Сергеевич ЧЕКИН [10]
Игорь Сергеевич ЧИЧУРОВ (1946—2008)
Ирина Александровна ШИШОВА
Наталья Ивановна ЩАВЕЛЕВА (1946—2001)
Валентин Лаврентьевич ЯНИН (р. 1929) — отв. ред. серии
Литература
Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература. — Перепеч. с изд. 1957 г. — М., Вост. лит.. 2004. — 920 с., ил. — 1000 экз. — (КОВ: Классики отечественного востоковедения: Осн. в 2001 г.). — ISBN 5-02-018380-6. (в пер.).
Корпус древнейших источников по истории народов СССР. Материалы совещания археографов-медиевистов РСФСР / В. Т. Пашуто, Я. Н. Щапов. — М., 1973.
Пашуто В. Т., Рыбаков Б. А. О Корпусе древнейших источников по истории народов СССР (Материалы к обсуждению). — М., 1974.
Пашуто В. Т., Рыбаков Б. А. Корпус древнейших источников по истории народов СССР // Вопросы истории. 1974. № 7. С. 49—54.
Древнейшие источники по истории народов СССР. Тематика и состав выпусков по Европейскому региону (Материалы для обсуждения). — М., 1976.
Древнейшие источники по истории народов СССР. Тематика и состав выпусков. Ч. II (Материалы для обсуждения). — М., 1980.
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие / М. В. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон, И. Г. Коновалова, Е. А. Мельникова, А. В. Назаренко, А. В. Подосинов; Под ред. Е. А. Мельниковой. — М., Логос, 1999. — 608 с., ил. — 5000 экз. — ISBN 5-88439-088-2. (в пер.)
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 14.07.11 21:48:00Похожие рефераты: Древнейшие государства Восточной Европы, Источники по истории Африки, Источники по истории белорусской православной церкви в архивах Ватикана, Ординариат Восточной Европы, Немецкая колонизация Восточной Европы, Отдел Восточной Европы в Гербарии Московского университета, Список лесбиянок геев и бисексуалов стран Восточной Европы, Древнейшие города мира.
Категории: Издания исторических источников, Древняя Русь, Книжные серии.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.
wreferat.baza-referat.ru
Древние источники
Большинство современных европейских языков, а также языки Южной Азии на территории, ограниченной с востока равнинами Индии, принадлежат к одной и той же языковой группе индоевропейских языков (Corballis, 1991). Считается, что праязык, из которого возникли все современные индоевропейские языки, возник где-то в северной части бассейна Дуная приблизительно за 5-6 тыс. лет до н. э. Индоевропейский язык связан с другими языковыми группами Европы, Азии и Северной Африки через еще более древний праязык, так называемый ностратический, возникший примерно за 13 тыс. лет до н. э. Предполагается, что в этом языке не было слов, имевших отношение к земледелию, поскольку носители языка еще жили собирательством. Лингвисты даже выдвинули гипотезу, что все существующие в мире языки возникли из первобытного «протомирового» языка. Исследователи, занимавшиеся этой областью науки, утверждали, что обнаружили около 200 слов протомирового языка. Например, слово «зуб» в Конго-Сахарских языках звучит как «nigi», в Австрало-Азиатских — как «gini», в Сино-Кавказских языках — как «gin» и в группе Ностратических языков — как «nigi». Считается, что из всех этих вариантов развились современные английские слова «nag» («ворчать») и «gnaw» («грызть»).
Если рассмотреть, с какой скоростью меняются языки, успешные попытки найти общий праязык можно подвергнуть некоторому сомнению. К примеру, английский язык времен Шекспира отделяет от современного английского всего 400 лет, однако для большинства носителей языка он уже звучит как иностранный.
Другой вопрос связан со скоростью, с которой язык меняется, образовывая новые диалекты. Почему язык столь эластичен и податлив? «Теория изначальной подготовленности» Гамильтона (Dunbar, 1996) предлагает вероятное объяснение. Возможно, так называемое альтруистичное поведение возникло в качестве механизма сохранения наших собственных генов в организмах близких нам людей. Помочь близкому родственнику не значит проявить жертвенность, поскольку помогающий при этом стремится сохранить собственный генетический материал. Однако если мы принадлежим к слишком большим социальным группам, такие альтруистические стремления могут быть недостаточно избирательными. Когда мы рискуем, чтобы оказать помощь людям, которые не связаны с нами узами родства и могут не отплатить нам помощью в ответ, мы наносим вред нашей собственной приспособленности. Если мы можем идентифицировать людей по их акценту и диалекту как принадлежащих к той же группе, что и мы, существует больше вероятности, что у них такие же гены и что они тоже помогут нам в ответ на наши действия. Некоторое подтверждение этой теории можно получить при исследовании языкового многообразия в Западной Африке, где количество языков на квадратную милю в густонаселенных экваториальных районах больше, чем в малонаселенных районах дальше к северу. Из этого можно сделать вывод о прямой взаимосвязи между уровнем населенности и распространением новых языков и диалектов. Из-за того, что язык быстро распадается на новые диалекты, исследование современных языков оказывается почти бесполезным для изучения источников происхождения древнего языка.
Некоторые антропологи утверждают, что язык появился лишь около 50 тысяч лет назад (Corballis, 1991). Это предположение возникло потому, что именно в то время произошел сильнейший скачок развития новых технологий. До того на протяжении сотен тысяч лет человечество пользовалось одними и теми же простыми орудиями из камня. Но около 50 тысяч лет назад началось быстрое распространение более сложных приспособлений, в том числе игл, рыболовных крючков, острог, пуговиц и застежек. Около 30 тысяч лет назад появились многочисленные произведения искусства, такие как статуэтки Венер, росписи на стенах пещер, а также бусы и другие виды украшений. Несмотря на относительно позднее развитие утилитарных и неутилитарных технологий, теория о недавнем возникновении человеческого языка не соответствует данным анатомии.
Результаты исследований ископаемых останков убедительно доказывают, что люди, обладавшие необходимыми анатомическими органами, позволяющими разговаривать и использовать язык, появились, по крайней мере, 250 тысяч лет назад, а возможно, и 500 тысяч лет назад (Corballis, 1991). Изучение ископаемых черепов людей того времени выявляет наличие мозговой асимметрии. У современных людей левое полушарие, обычно отвечающее за речевую функцию, больше правого. Мозг первобытных людей был устроен так же, а исследование черепных останков показывает, что гортань в то время уже была расположена достаточно низко, позволяя издавать звуки, сходные с элементами современной речи.
Кей, Кэртмилл и Бэлоу (Kay, Cartmill & Balow, 1998) обнаружили, что проходящий через череп костный канал, содержащий подъязычный нерв, у человека в два раза больше, чем у шимпанзе, если учитывать разницу общих размеров. Подъязычный нерв — это черепно-мозговой нерв, отвечающий почти за все движения языка. Большие размеры этого нерва у человека важны для точности движений языка, необходимой при членораздельной речи. В черепах австралопитеков каналы подъязычного нерва невелики, как у современных обезьян, что предполагает сходную ограниченность набора звуков. В черепах же древних Homo sapiens четырехсоттысячелетней давности каналы подъязычного нерва обладают достаточно большими размерами, подобно каналам современных людей.
Очевидно, языковые способности первых представителей человеческого рода были крайне ограниченными. МакЛарнон исследовал грудной позвонок жившего полтора миллиона лет назад представителя вида Homo erectus и обнаружил, что спинной мозг в этом месте у него был гораздо тоньше, чем у современных людей (Cartmill, 1998). Этот участок спинного мозга контролирует мускулы, подающие воздух в легкие. Таким образом, вряд ли Homo erectus был способен осуществлять правильный контроль дыхательных движений, необходимых для речи.
Вопрос, до какой степени естественный отбор повлиял на развитие языка, до сих пор открыт. Робин Данбар выдвинул любопытную теорию, которая объединяет, казалось бы, несовместимые факторы и связана с величиной группы социума, уходом ее представителей друг за другом и размером коры головного мозга.
Данбар (Dunbar, 1996) установил, что существует прямая зависимость между величиной социальной группы, состоящей из представителей определенного вида, и размерами коры головного мозга у отдельных представителей этого вида. В первую очередь это относится к группам приматов. Почти весь передний мозг состоит из коры. В процессе эволюции человека кора увеличивалась в размерах, и сейчас занимает 80% общего объема мозга. Общая площадь коры — до 2500 квадратных сантиметров, но в толщину она имеет только от 1,5 до 3,0 миллиметров. Поверхность коры покрыта складками, поскольку огромный объем мозговых тканей разместился в небольшом пространстве, ограниченном родовыми путями.
Данбар (Dunbar, 1996) утверждал, что размеры коры увеличиваются по мере увеличения группы социума, поскольку основная функция коры — обрабатывать социальную информацию. Каждое животное — представитель соответствующей социальной группы — должно следить за друзьями и за врагами, а также за друзьями друзей, врагами друзей и т. д. По мере увеличения группы социума эти вычисления становятся все более и более сложными. Неуклонно возрастает спрос на макиавеллианский интеллект, а также на все более сложные теории, объясняющие действие различных типов мышления. Теория мышления исследует способность отдельного существа отвлеченно мыслить, необходимую для того, чтобы изменять тип поведения, если предположить, что окружающие мыслят так же. В сообществах приматов связи и отношения устанавливаются при помощи ухода друг за другом. Изначально такой уход являлся способом поддержания гигиены. Животное может сидеть и вытаскивать паразитов и омертвевшие частицы из меха другого животного, которое может отвечать или не отвечать ему тем же. Однако у тех приматов, которые могут объединяться в сообщества, уход друг за другом стал выполнять другую функцию. Такой уход является средством, упрочивающим отношения между животными, которые принимают в нем участие.
Данбар (Dunbar, 1996) установил, что по мере увеличения социальной группы все больше и больше времени будет уделяться взаимному уходу. На открытых территориях, например в африканской саванне, большие размеры группы помогают ей защититься от хищников. К сожалению, во взаимный уход, который является индивидуальным процессом, может быть вовлечено ограниченное количество особей, что, соответственно, влияет и на величину группы в целом. Язык же помогает обойти эти ограничения, поскольку с его помощью может одновременно установиться несколько контактов.
Согласно исследованиям, для ведения разговора являются оптимальными группы из двух, трех или четырех участников (Dunbar, 1996). Это связано с уровнем слуха людей и их способностью по очереди принимать участие в беседе. Если предположить, что один человек может одновременно вести разговор с тремя собеседниками, а примат при помощи ухода общаться лишь с одним партнером, то способность устанавливать контакт благодаря языку усиливается втрое. При уходе приматы издают звуки, так называемые контактные возгласы. Кроме того, пример с серыми мартышками доказывает, что эти животные уже вполне способны соотносить определенные звуки с конкретным значением. Все это вполне могло бы оказаться предпосылкой для того, чтобы издавать звуки, которые можно было бы использовать для общения вместо ухода.
Согласно некоторым теориям о появлении языка, он возник для того, чтобы способствовать успеху на охоте — например, чтобы дать знать другим членам сообщества, где находится замеченная добыча, и привести их туда. По крайней мере, Данбар (Dunbar, 1997) предполагает, что язык возник как способ установить отношения между членами все увеличивающихся сообществ. Одно из представленных им доказательств касается содержания большей части разговоров между людьми. Как правило, содержанием большинства случайных разговоров становятся не вопросы техники, а то, что можно назвать сплетнями. Основное содержание сплетен — обсуждение поведения других членов группы социума. Небольшая группа участников разговора подчеркивает единство своих взглядов и преувеличивает разницу между собой и другими членами сообщества. При этом сплетник или сплетница часто подчеркивает свое нравственное превосходство над теми, о ком идет разговор. Это является подтверждением того, что сам механизм разговора существует как способ установления отношения. Возможно, разговор является источником феномена «общих интересов» и «других интересов», когда участники группы с общими интересами подчеркивают свою сплоченность и сходство друг с другом и в то же время демонстрируют отличие от людей с другими интересами.
Калвин и Бикертон (Calvin & Bickerton, 1998) также подчеркивают, что основным смыслом глубинных структур языка является социальное познание. Они предполагают, что способность осмыслять сложные структуры общественного долга сформировала основу синтаксиса, а также что способность использовать символы возникла как следствие способности интерпретировать знаки природной среды (например, следы определенной формы и размера обозначают конкретный вид животного).
Корбаллис (Corballis, 1999) считает, что первой формой речевого общения был жест и что именно из него возникла грамматическая структура. Эту теорию подтверждают данные, полученные при обследовании тайваньских и американских глухих детей (Goldin-Meadow & Mylander, 1998). Исследователи заметили, что глухие дети при использовании языка жестов спонтанно привносят в него структуру соответствующего языка. В тайваньской и американской культурах в структуре знака присутствовал ряд сходных моментов, которые объединяли семантический и синтаксический аспекты языка. Жесты детей были структурированы как на уровне слова, так и на уровне предложения.
В большинстве сообществ приматов ядро этих сообществ составляют так называемые женские линии (поколения, которые прослеживаются с материнской стороны). Большую часть ухода осуществляют самки, и они же формируют ядро социальной группы. В человеческом обществе женщины лучше овладевают языковыми навыками; они учатся языку раньше, воспринимают его более полно. С увеличением рождаемости у приматов и людей увеличивается необходимость общения самок и женщин, занятых в процессе воспитания детенышей и детей.
Если способность разговаривать возникла для того, чтобы способствовать установлению отношений, в действие, вероятно, вступили уже другие факторы отбора — например, быстро растущий половой отбор. При таком половом отборе женщины должны были выбирать мужчин в зависимости от их языковых способностей. Поскольку языковые способности обладают переходным характером, они позволяют члену сообщества легко получить представление о познавательных способностях другого. Благодаря этой системе женщины смогут выбирать мужчин, обладающих не только хорошими языковыми способностями, но и более высоким уровнем интеллекта. В свою очередь, мужчины с хорошими языковыми способностями могли бы использовать их, чтобы привлечь женщин. С появлением языка наверняка быстро возник языковой обман, или ложь. Мужчины брали на себя обязательства и обещали всяческие блага, причем совсем не обязательно выполняли свои обещания. Это привело к появлению могущественной расы, женщинам которой пришлось без конца совершенствовать детективные способности, чтобы выявлять обман мужчин, что, вне всякого сомнения, способствовало еще большему развитию языковых и мыслительных способностей. Способность языка приспосабливаться к новым условиям так велика, что жесткий естественный отбор, ведущий к усилению всех языковых способностей, раз начавшись, продолжался дальше и дальше. Возможно, гипотеза о том, что язык помогал охотиться, в определенной степени была верна: язык стал развиваться, потому что охотники лучше общались друг с другом. Внутригрупповой конфликт, например вражда, вне всякого сомнения, являлся источником языкового отбора, поскольку те, кто лучше умел общаться с другими и договариваться о своих перемещениях, имели преимущество перед теми, кто не мог этого делать. И конечно, величайшим преимуществом, которое предоставлял язык, была возможность передавать информацию последующим поколениям. Иными словами, благодаря языку стало возможным культурное развитие общества.