Статья: Древнее общество основные институты права. Древнее право
Право древнейших цивилизаций
Особенности древнего права.
Древневосточное и античное право
Древнейшее право возникло в IV тысячелетии до н.э., когда в плодородных долинах рек Тигра, Евфрата и Нила зародились первые очаги цивилизации: земледелия, письменности, юридической культуры и государственности. И впоследствии всякий раз, когда тот или иной народ самостоятельно переходил от родоплеменного строя к государственному, у него формировались институты и нормы права, чрезвычайно сходные по содержанию и уровню развития с теми, которые имелись на Древнем Востоке, у эллинов и в Римской державе до середины I тысячелетия н.э. Эти сорок веков, завершающих период древней истории человечества, были временем господства древнего права; но и спустя столетия институты древнего права самостоятельно возникали и развивались у народов Америки, Центральной и Южной Африки, в глубинных районах азиатского континента - вплоть до вторжения европейских колонизаторов в XV-XIX вв. Таким образом, “древнее право” - это не хронологическое, а культурологическое понятие; оно характеризует не время существования правовых норм и институтов, а их содержательные особенности. С этой точки зрения знаменитый “Салический закон” франков (VI в.), “Русская Правда” (XI в.) или юридические нормы племенных королевств в Африке XVIII-XIX вв. являются памятниками древнего права, а отнюдь не средневекового или права нового времени.
В истории мировой цивилизации древнее право оставило неизгладимый след. Эпоха господства древнего права - это время зарождения юриспруденции и ее продвижения от самых примитивных, подлинно варварских форм до сравнительно высокоразвитых, ознакомление с которыми поучительно и для наших современников. За неполные пять тысячелетий опыт человечества обогатился невиданными прежде институтами частной собственности, рабовладения и рабства, брака, преступления и наказания, судебной защиты прав и интересов. В своих высших проявлениях, таких как гражданское право Древнего Рима, государственное право Афинской демократии - древнее право служило образцом для заимствований и подражаний - вплоть до начала нынешнего столетия.
Важнейшая особенность эпохи древнего права состоит в том, что люди учились и научались пользоваться вновь обретенными инструментами общественного регулирования: правом и государством.
Правовые нормы нарушили монополию прежних социальных регуляторов - морали и религии. Они стали дублировать, а подчас и заменять их во многих сферах общественной жизни. Власть и собственность, брак и наследование, борьба с преступностью самых разнообразных видов - во всех этих областях возобладали юридические правила, которые сохраняют свои господствующие позиции доныне.
Две системы древнего права
Юридическая история древнего мира знает две основные государственно-правовые модели: (древне)восточную и античную. В первую группу стран входят Древний Египет, Вавилония, древние Индия и Китай, а вместе с ними множество других государств, существовавших в IV тысячелетии до н.э., - первой половине I тысячелетия н.э., на территории азиатского и африканского континентов. К этим восточным обществам примыкают во многом однотипные с ними политико-правовые системы индейских государств Америки, зародившихся в начале нашей эры и сокрушенных европейскими конкистадорами.
К античным государствам принято относить Элладу - Древнюю Грецию, эллинистические государства и, конечно, Римскую державу. Уже в первые века I тысячелетия до н.э. античное право развилось в самостоятельное ответвление на прежде стройном древе мировой цивилизации. В греческих полисах (городах-государствах) начала свое формирование правовая система, основанная на господствующем положении частной собственности, свободных торговых связях и активной роли индивидуума, этого гражданина-собственника, чье личное достоинство, права и свободы защищены правом от всепроникающего и сокрушающего государственного диктата, насилия и грабежа.
Иначе выглядела правовая система (древнего) Востока: здесь общество оказалось поглощено государством, ибо не были разделены власть и собственность. Государь и государство обычно являлись верховными собственниками общественного достояния и по праву сильного распоряжались всеми ресурсами и всем имуществом в стране. Это явление получило название “власть-собственность”, причем власть превалировала над правом и порождала собственность: чтобы быть собственником, а не просто владельцем, надо занимать определенное место в государственной иерархии. Собственность привязывалась в большей мере к должности, чем к личности, и по наследству, скорее, передавалась именно должность с ее правами и прерогативами (включая верховную собственность владыки), но никак не исключительное право собственности вне зависимости от государственного поста. Конечно, и в древневосточных обществах существовала частная собственность. Она даже могла достигать внушительных размеров, но никогда не становилась материальной основой гражданской самодеятельности и всегда была подчинена “власти-собственности”. В (древне)восточной правовой системе корпорация довлеет над индивидуумом, а правовые отношения отвечают принципу знаменитого китайского реформатора IV в. до н.э. Шан Яна: “Слабый народ - сильное государство”.
Обеспеченная правом большая свобода личности в античном обществе в немалой степени обусловлена быстрым преодолением общинных отношений, тогда как на Востоке общинники тысячелетиями составляли основной слой населения. Ведь без коллективного труда по осушке болот, орошению безводных пустошей, наконец, содержанию уже построенных ирригационных сооружений было невозможно продуктивное земледелие. С другой стороны, длительное сохранение общины поддерживалось пережитками первобытно-общинной идеологии с ее уравнительными принципами – вплоть до коллективного рабовладения. Да и государство в странах древневосточной правовой системы стремилось сохранить общинные отношения, удобные ему круговой порукой при взимании налогов и податей, преследовании преступников и во многих других случаях. В результате право частной собственности, бывшее тогда безусловно прогрессивным явлением, очень долго не обращалось на землю и воду, а затем стеснялось и ограничивалось юридическими нормами.
Итак, длительная консервация общинных отношений стала той почвой, на которой выросло генеральное различие (древне)восточной и античной (“западной”) правовых систем: поглощение государством личности и собственности – в первой и автономия гражданина, основанная на праве частной собственности, – во второй.
studfiles.net
Что такое древнее право - Учеба и наука
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых
отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется
происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели.
Разумеется, у разных народов и в разные эпохи возникновение права связано с национальными или, скорее, индивидуальными особенностями каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории большинства народов мира. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.
Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи,
испытывал различные внешние влияния, «приливы и отливы», обусловленные
борьбой родового строя с нарождавшимися отношениями цивилизации.
Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и
религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой
нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, так и государством.
Происхождение права подчинено действию тех же закономерностей, что и
возникновение государства. Оно порождено теми же условиями: общественное
разделение труда, наличие излишков продуктов труда, частная собственность,
эксплуатация, имущественное неравенство, появление классов рабов и
рабовладельцев.
Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. Источник права — совокупность (система) правовых актов, содержащих соответствующие нормы.
Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).
Одним из древнейших источников права является обычай – многократно повторяющее-ся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.
Имущественные отношения. Древнееврейское имущественное право характеризуется, прежде всего, неразработанностью понятия частной собственности на землю. Очевидно, связано это было с убеждением иудеев, что земля находится в собственности Всевышнего: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня». При этом, четко определялось различие в статусе недвижимости городской и сельской (Вайикра (Лев.) 25: 29-31).
В целом, правовое положение объектов земельного присвоения разграничивался следующим образом: родовая земля, которая не могла отчуждаться безвозвратно и благоприобретенное недвижимое имущество, которое могло быть объектом купли-продажи (очевидно, городской жилой дом с участком).
Родовая земля считалась принадлежащей Богу (Он - хозяин Обетованной земли, отдавший ее в пользование избранному им народу, каждому отдельному племени и роду). Считалось, что евреи владеют землей как бы на условиях наследственного держания от Бога за обязанность исполнять его заповеди. При «продаже»9за пределы рода такие земли в Год Роговых Труб(Юбилейный Год), т.е. по окончании 49-тилетнего цикла на 50-тый год, должны были возвращаться роду, которому они исконно принадлежали (хотя и не обязательно лицу, непосредственно ими обладавшему до отчуждения (Вайикра (Лев.) 25:8-34))10 с целью перераспределения.
Особый статус приписывался земельному владению священнослужителей – левитов (или храмовое владение), которое было практически в их неограниченном пользовании. «А угодья их при городах нельзя продавать, ибо это вечное владение их» (Вайикра (Лев.) 25: 34).
На пользование земельными владениями был установлен ряд религиозных ограничений: в книге Шемот (Исход) предписывается 6 лет обрабатывать свою землю и собирать плоды, но в 7-ой год требовалось «оставить ее в покое, чтобы питались неимущие из народа твоего и звери полевые».
Дома в городах не перераспределялись в Юбилейный Год, т.к. на этот вид собственности распространялись законы городской жизни. Более того, у продавшего свой дом сохранялось право выкупа в течение 1 года со дня продажи (за ту же самую цену) (Вайикра (Лев.) 25: 29-30).
Что касается приобретения и отчуждения вещей движимых, то законодатель не устанавливает здесь никаких серьезных ограничений, кроме моральных.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО
Согласно еврейскому праву, возраст, в котором индивидуум достигает значительной дееспособности (для заключения брака, например) - 13 лет и 1 день для мальчиков и 12 лет и 1 день для девочек. Действия, совершенные лицами, достигшими данного возраста, имеют полную юридическую силу. Действия несовершеннолетних, напротив, не имеют юридической силы; в частности, они не могут ни подписывать контракты, ни передавать право собственности. Не считаются дееспособными также умственно неполноценные и глухонемые (имеется в виду глухонемые от рождения, так как предполагается, что у них не было возможности учиться оценивать свои поступки).
Договоры должны были заключаться публично: в особой символической форме при свидетелях или перед судом.
В отдельных видах договоров исполнение обеспечивалось оформлением заклада на имущество должника, в ряде других соглашений – посредством письменных обязательств, которые должны были точно следовать установленным на тот или другой случай правилам.
Древнеиудейское право знает следующие виды обязательств: из договоров и из причинения вреда.
А) Из договорных отношений:
1. Купля-продажа. Как отмечалось выше, в отношении земли, продажа приравнивалась к закладу: следовало учитывать периодические переделы земельного фонда. Сделки по поводу движимых вещей носили более свободный характер, однако следовало соблюдать установленные Пятикнижием правила честной торговли: «И если продаете что ближнему своему или покупаете, не обманывайте друг друга» (Вайикра (Левит)). В книге «Дварим» (Втор.) запрещается использовать подложные весы и меры «дабы продлилась твоя жизнь на земле». Таким образом, правовое регулирование торговли достаточно примитивно; запреты недобросовестной деятельности обеспечены санкциями, преимущественно, сакрального характера.
С развитием коммерческой жизни, все более острой становилась проблема защиты интересов покупателя. Во избежание затруднений в торговли и дабы защитить права добросовестного покупателя, на случай эвикции вещи, Мишна вводит постановление, согласно которому, в случае, если объявится настоящий собственник вещи и потребует ее возврата, покупатель может требовать у продавца выплаченную тому выкупную плату, и только после этого обязан вернуть вещь. Это постановление называется в Талмуде «рыночным» (Талмуд, трактат «Бава Кама», 115а).
2. Мена. Конкретные товарораспределительные сделки, как правило, реализовались в форме обменных отношений: имущество на имущество или имущество на услуги.
3. Заем. Специфика договора займа состояла в том, что для единоплеменников он напоминал добрососедскую сделку, так как взимание процентов с должника-единоверца было запрещено (Шемот (Исх.), 22:25).
Законодатель стремился защитить должника от порабощения. Ряд заповедей Торы предписывает милосердное отношение к должнику. Например, запрещается брать в залог вещи, используемые для приготовления пищи, запрещается входить в дом должника для того, чтобы забрать залог, а отданную в залог последнюю одежду велено возвращать должнику до захода солнца (Шемот (Исх.), 22:26-27; Дварим (Втор.), 24:6, 10-13). Кроме того, согласно книге «Дварим» (Втор.) каждые 7 лет все долги прощаются. На практике, однако, эти законы не всегда строго соблюдались, и бывали случаи, когда, под влиянием обычаев, в некоторых районах несостоятельных должников продавали в рабство. В VII в. до н.э. в Иудее был принят закон, ограничивавший долговое рабство шестью годами, т.е. на 7-ой год должнику возвращали свободу и даже предоставляли «подъемные».
Со временем возникает новая форма гарантии исполнения обязательств - «порабощение» имущества должника. Проще всего гарантировать возврат долга правом изъятия земель должника, так как недвижимость не исчезает, не портится, ее невозможно спрятать или увезти. С момента возникновения долга кредитор приобретает право удержания недвижимого имущества должника. При этом долг дает кредитору не только основание для иска, но и реальную власть над землей должника.
В связи с тем, что злоупотребление заповедью о прощении всех долгов на 7-ой год становилось все более частым, в результате чего богатые люди, опасаясь невозврата долга, перестают давать взаймы деньги бедным, мудрец Гиллель в I в. вводит закон о прозболе. Согласно данному закону, кредитор, дабы получить назад сумму займа, может передать свое право истребования долга судебной инстанции (до истечения 6-го года с момента заключения договора займа), т.к., считается, что заповедь о прощении долгов касается только физических лиц.
4. Личный найм. Книга «Дварим» (Втор.) требует не притеснять «наемника, бедного и нищего из братьев твоих или из пришельцев твоих… В тот же день отдай плату его до захода солнца, ибо он беден, и ее ждет душа его». Эта идея повторяется в книге «Вайикра» (Лев.): «Не обирай ближнего твоего и не грабь, не задерживай у себя на ночь заработка наемника твоего до утра».
5. Имущественный найм.
6. Поклажа. Существовала как возмездная, так и безвозмездная сделка. Если при безвозмездной поклаже хранитель заявлял о пропаже вещи из его дома, он обязан был предстать перед судом и дать клятву с представлением свидетелей своей добросовестности. При ложном заявлении он должен был заплатить за вещь вдвое, однако, если обвиняющие его свидетели солгали, эта сумма взимается с них.
Б. Обязательства из причинения вреда:
По закону Торы тот, кто повредил вещь, обязан возместить ущерб. При этом неважно, был ущерб причинен злонамеренно или нет, так как Тора не проводит различия между ущербом, нанесенным преднамеренно и непреднамеренно (Мишна Бава Кама, 2:6).
Книга Исход предусматривает ответственность: за потраву чужого поля или виноградника («лучшим полем своим пусть заплатит»), за распространение пожара со своего поля на чужое, за повреждение взятого в наем скота (в случае отсутствия хозяина скота на тех же работах), за повреждение взятого на хранение скота (за исключением похищения или растерзания скота дикими животными), за вред, причиненный скотом владельца («если один бык забодал другого, то пусть подадут обоих и разделят деньги»), за неосторожность при проведении работ («если выкопает кто яму и не прикроет, и упадет туда бык или осел, деньгами да возместит он ущерб хозяину их, а туша будет его»). Книга Левит предусматривает возмещение ущерба за уничтожение скота: «А если убьет кто скотину, должен он заплатить за нее: животное за животное».
В случае незаконного использования чужого материала, школа Гиллеля (в отличие от своего оппонента - школы Шаммая - придерживающейся более суровых воззрений, напр., в случае использования чужой балки для возведения здания, следовало снести здание и вернуть балку), полагает, что при таких обстоятельствах достаточно возвратить стоимость похищенного, но не саму вещь: «Ибо если ты потребуешь снести здание и вернуть балку, он может и не раскаяться».
Значительное обновление древнего права были связаны с появлением МИШНЫ. Сделки, совершенные к явному ущербу одной из сторон, можно было признать недействительными. В случае причинения материального ущербы, взысканию подлежал прямой и косвенный убыток. Размер взыскания зависел от конкретных обстоятельств.
Более развитыми стали сделки с недвижимостью, когда земля рассматривалась как частная собственность.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Заключение брака у евреев в древнейшие времена не сопровождалось формальностями и особыми религиозными церемониями. Клятвенное обещание вступающих в брак являлось единственным обеспечением нерушимости союза. Впоследствии, при совершении обряда бракосочетания вошло в традицию составлять письменный договор под названием «КТУБА», в котором, помимо прочего, устанавливался размер денежной выплаты жене на случай прекращения брака.
Согласно традиции, мужчины могли вступать в брак, начиная с 13 лет. Моисей установил также ограничения на браки с иноземцами11и с близкими родственниками. Исключением из второго ограничения является закон, предписывающий младшему (или среднему) брату жениться на вдове старшего брата, умершего бездетным. Этот союз носит название левиратного брака. Первенец, родившийся от такого брака, получал имя умершего, считался его сыном и продолжал его генеалогическую линию. Уклонение от левиратного брака влекло за собой обряд публичного бесчестия: вдова, сняв обувь с ноги отказавшегося деверя, должна была публично плюнуть ему в лицо, и дом его именовался отныне «домом разутого» (Дварим (Втор.) 25:5). Согласно Талмуду, во времена царей евреи, отправлявшиеся на войну, на всякий случай, чтобы, в случае гибели их на войне, братья не были обязаны жениться на их вдовах, оставляли жене разводное письмо.
При первом вступлении в брак девушка обязана была засвидетельствовать свою непорочность. Общественная мораль, отражавшаяся в нормах права, придавала исключительное значение сохранению девушкой своей невинности до вступления в брак. После первой брачной ночи должны были предъявляться для осмотра признаки девственности. Согласно книге «Дварим» ((Втор.) 22:13-21), в случае, если муж обвинял новобрачную в недевственности, родители обвиненной приносили признаки ее непорочности к городским воротам, где дело разбирали и приговор выносили «старцы» (старейшины). Если обвинение оказывалось ложным, муж должен был заплатить отцу новобрачной штраф в размере 100 сиклей серебра. Если же признаки девственности отсутствовали, виновная подлежала смертной казни через побиение камнями; экзекуция производилась у дома ее отца.
Положение мужа и жены в браке существенно отличалось. Муж должен был давать жене пропитание, одевать ее состоять с ней в супружеской близости. Жена обязывалась в безусловной верности и подчинении мужу: все свои имущественные приобретения она должна была передавать ему. Если женщина обвинялась в нарушении супружеской верности, она подлежала ритуальному испытанию (Бемидбар (Числа) 5:12-31). Наказанием, в случае подтверждения обвинения (испытание «горькой водой»), явилось бы проклятие, грозившее виновной женщине бесплодием. В то же время, древнееврейское обычное право допускало для мужчин некоторое «разнообразие» в виде многоженства (ради деторождения), хотя, идеалом все-таки считалась моногамия в браке. Многоженство у евреев было окончательно упразднено только в X в. н.э.
Развод признавался возможным по инициативе мужа и жены. Следует отметить, что законы развода необычайно суровы и необходимо было все тщательно обдумать, прежде чем прекратить предыдущий брак. Запрещалось возобновлять расторгнутый брак, если бывшая жена уже побывала замужем за другим мужчиной. Кроме того, если процедура развода не была надлежащим образом произведена, а женщина вышла замуж за другого, то все дети, рожденные после, будут иметь статус мамзера12.
Рамбам в первой главе законов о разводе пишет, что женщина может быть разведена путем вручения ей разводного письма (ГЕТ), надлежащим образом оформленного. Женщина получает развод как с ее согласия и по ее желанию, так и против ее желания. Закон Торы не требует согласия женщины для действительности развода.
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО. Наследственное право также подчинялось родовому началу. Хотя собственником всего имущества считался глава семьи, он не имел права на завещание (поскольку у иудеев в то время не получили развитие отношения частной собственности на землю).
Наследование осуществлялось по закону, с учетом права первородства. Первородный сын занимал в семье особое положение, что объяснялось - с точки зрения самого общества - его божественной избранностью. Его привилегированное положение выражалось в том, что он имел право на двойную долю наследства. Второзаконие гласит: «если будут 2 жены: любимая и нелюбимая, и первенец будет от нелюбимой, должен предпочесть он первенца и оставить ему вдвое больше из всего за право первородства».
Наследниками имущества являлись и другие сыновья умершего, причем, все они, кроме первородного, получали одинаковую долю; закон запрещал оказывать предпочтение кому-либо из сыновей. Дочь-наследница при отсутствии сыновей должна была выходить замуж за сородича, что призвано было гарантировать имущественную стабильность рода. При отсутствии сыновей и дочерей, наследниками являлись братья умершего; при их отсутствии - братья отца умершего; при их отсутствии - ближайшие сородичи. Вдова имела право на возврат приданого и выделение специальной части семейного имущества.
Наследодатель не имел права нарушать признанный обычаем порядок наследования, ибо, как отмечалось выше, составление завещания вообще не предусматривалось.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
При рассмотрении классификации преступлений можно применить ту же иерархию, что и в систематизации обязательственных отношений13: 1) преступления против Всевышнего и 2) преступления против человека. К первым относились прямые нарушения заповедей, т.е. наиболее тяжкие правонарушения: возведение богов-кумиров, злословие в адрес родителей, нарушение полевой межи, превратный суд, кровосмешение, скотоложство, греховные сексуальные действия, умышленное убийство. Все эти деяния однозначно предписывалось карать смертью.
Прелюбодеяния и половые извращения. Особое место среди преступлений, предусмотренных библейскими законами, отведено прелюбодеяниям и половым извращениям. Это и понятно: и то и другое вписывалось в «языческое» служение богам сиро-палестинского региона; кроме того, в условиях примитивного общества прелюбодеяние, оставаясь дозволенным и безнаказанным, могло подорвать его стабильность; наконец, оно рассматривалось как нарушение ритуальной чистоты не только самого преступника, но и всей общины в целом, что также, по представлениям эпохи, должно было отрицательно сказаться на взаимоотношениях общины с Всевышним и, следовательно, на ее благополучии. Именно поэтому обе редакции Десяти заповедей (Шемот (Исход) 20:14; Дварим (Второзаконие) 5:18) запрещают прелюбодеяния. В книге «Вайикра» (Левит) (18:6-20) эта заповедь конкретизируется. В том случае, если мужчина соблазняет девушку, он должен на ней жениться; однако если отец девушки отказывается отдать ее замуж, соблазнитель должен уплатить выкуп за ее девственность, - несомненно, аналог брачного выкупа (Шемот (Исход) 22:15-16). В случае изнасилования, книга «Дварим» (Второзаконие) стремится установить наличие или отсутствие личной вины жертвы насилия.
Прелюбодеяние, мужеложство и скотоложство караются смертью (Шемот (Исход) 22:18; ср. Вайикра (Левит) 18:22-23, 29; 20:10-21; Дварим (Второзаконие) 22:22-23:1). Запрещается и сакральная проституция, как женская, так и мужская (Дварим (Второзаконие) 23:18-19).
Убийство. Древнееврейское право изначально различало: убийство по злому умыслу и непредумышленное убийство (случайное, в драке).
Умышленное убийство карается казнью убийцы, причем даже алтарь не может, в этом случае, послужить убежищем; при неумышленном убийстве, убийца может скрыться от кровной мести родственников в одном из 6 городов-убежищ. Решение о том, было ли убийство умышленным и может ли убийца поселиться в городе-убежище принимает народное собрание общины. Суд же определял наказание или освобождал от ответственности, примиряя убийцу с родственниками жертвы.
К законам об убийстве примыкает и закон о бодливом быке (Шемот (Исх.) 21:28-36). Если бык забодал мужчину или женщину, то быка убивали, мясо его съедали, а хозяин быка признавался невиновным. Но если хозяин знал, что бык бодлив, и не принимал должных мер, то хозяин либо предавался смерти, либо выплачивал виру. Здесь очевидно стремление законодателя принять во внимание наличие или отсутствие преступной небрежности, повлекшей за собой особо тяжкие последствия.
К убийству (по последствиям для виновного) приравнивается и кража свободного человека с целью продажи в рабство: преступление карается смертью (Шемот (Исх.) 21:16; Дварим (Второзаконие) 24:7).
Превратный суд и лжесвидетельство. Поскольку судья, рассматривающий спор, решает, порой, судьбу человека от имени Всевышнего, то и ответственность его велика. Лжесвидетельство каралось наложением на лжесвидетеля того же наказания, которое бы ожидало ложно обвиненного (Дварим (Втор.) 19:15-19).
2) Вторая группа правонарушений (против человека) представлена преступлениями против личности (членовредительство, оскорбление семьи, оскорбление рабов) и преступлениями против собственности.
При нанесении телесных повреждений, как и при убийстве, библейский законодатель, определяя наказание, руководствовался принципом талиона: «око за око, зуб за зуб» (Шемот (Исх.), 21:23-25; Вайикра (Лев.), 24:19-20). Однако в некоторых ситуациях намечается отход от этого принципа. Так, в случае драки, человек платит за лечение своего избитого противника, слегшего в постель, и компенсирует его убытки вследствие потери трудоспособности (Шемот (Исх.), 21:18-19). Отступные выплачиваются и в том случае, если кто-либо из дерущихся ударит беременную женщину, вследствие чего произойдет выкидыш.
В вопросе о нарушении прав собственности, как и в сфере уголовного права в целом, в основе библейских установлений лежит идея компенсации причиненного ущерба. В «Книге Договора» приводится система санкций (Шемот (Исх.), 21:37-22:7). При краже быка или барана взыскиваются соответственно пять быков или четыре барана. Вор должен уплатить за украденное вдвойне. При отсутствии у него средств, вор должен быть продан в рабство. Аналогичные наказания предусматриваются за потраву и за убийство домашнего скота (Вайикра (Левит), 24:18, 21).
Убийство вора, застигнутого ночью на месте преступления, не подлежит каре. Только если взошло солнце, убийство вора, несомненно, по сакральным мотивам, рассматривается как преступление, требующее воздаяния за кровь.
Упоминаются также и государственные преступления. Так, например, в книге Иегошуа бин Нуна (Иисуса Навина) находим: «Всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти» (1:8). Из этих слов, обращенных к Иегошуа, еврейские правоведы сделали вывод, что восставший против государственной власти подлежит смертной казни.
Наказания. Упоминающиеся в источниках наказания весьма разнообразны. Например, О.А. Омельченко перечисляет следующие виды смертной казни: сожжение, повешение, обезглавливание, убийство стрелами, камнями, удавление под пыткой, распиливание, четвертование, сбрасывание в море, раздавливание колесницей, кузнечными механизмами, растерзание зверями и многое другое. Однако, подавляющее большинство из перечисленных способов умерщвления виновного, если и применялись, то в догосударственный период. Талмуд, являющийся записью Устной Торы, запрещает мучительные наказания и, как показывают летописи греческих, римских и иудейских историографов, в случае применения на территории Иудеи подобных наказаний имели место народные возмущения (например, по поводу использования казней на кресте).
Т.о. из упоминаемых видов смертной казни (повешение, отрубание головы мечом, утопление) наиболее распространенным считалось повешение. Побиение камнями, столь часто встречаемое в тексте Ветхого Завета, носило, скорее, символический характер, так как нет свидетельств о широком его применении.
Практиковавшиеся ранее членовредительские наказания (отрубание рук, ног) были отменены решением Сангедрина как негуманные.
За преступления общественно-религиозного содержания (оскорбление мудреца, избиение должностного лица, насмешка над религиозным учением) полагалось отлучение от Храма и от возможности участвовать в обрядах.
Существовали телесные наказания: избиение палками или кнутом. Телесные наказания ограничиваются 40 ударами (Дварим (Второзаконие) 25:1-3). Позором считалось заключение в тюрьму.
Различий в наказании мужчин, женщин и детей не существовало, но законы требовали взвешенного отношения к назначению наказания, дабы не проявлять излишней жестокости.
Коллективная и индивидуальная ответственность. Изначально практиковалась коллективная ответственность. В случае, если за пределами селения найден труп, а убийца не известен, жители селения должны были совершить ритуальное очищение. На смену коллективной ответственности, в особенности, за сакральные преступления (ср. Шемот (Исход) 20:5-6; Дварим (Второзаконие) 5:9-10; Нав. 7:24-25; II Сам. 21:1-14), библейская правовая система (после 586г. до н.э.) более или менее последовательно проводит принцип личной ответственности человека за его деяния. Книга «Дварим» (Второзаконие) (24:16) требует не умерщвлять сына за отца и отца за сына; человек может быть подвергнут наказанию только за свое собственное деяние.
studfiles.net
История государства и права Древнего мира Государство и право Древнего Востока
Никитина Ираида Павловна, доцент кафедры государства и права.
Характеристика государства.
Общественный строй – это классовая, социальная структура (классы, сословия).
Государственный строй – форма правления.
Форма государственного устройства – это территориальная организация.
Политический режим – способы, методы управления.
Органы власти и управления (карательные органы)
Право – выясняем:
Источник права – форма правообразования (обычаи, законы и т.д.)
Институт права – право собственности
Право собственности – это наиболее полное господство над вещью.
По представлениям римских юристов, право собственности – это право пользования, владения и распоряжения. Некоторые юристы добавляют право на извлечение плодов/доходов и право истребовать вещь из рук лица, незаконно завладевшего ей.
От собственности отличается владение – это, по представлению римских юристов, фактическое обладание вещью, соединённое с намерением относиться к ней, как к своей.
Держание – это фактическое обладание вещью без намерения относиться к ней, как к своей.
Это институты вещного права
Договорное и обязательственное право
Брачно-семейное право
Преступление и наказание, уголовное право и уголовный процесс
Существуют различные теории происхождения государства и права:
Социологическая теория – в основе лежит классовая борьба (марксизм).
Теория теологическая – божественное происхождение государства.
Теория общественного договора – граждане договорились между собой.
Периодизация истории.
Раньше существовал формационный подход, и выделяли рабовладельческое, феодальное, буржуазное государства. В последнее время всё больше переходят к цивилизационному историко-культурному критерию. Выделяются такие периоды:
1.История государства и праваДревнего мира(≈ 3 000 лет до н. э. — середина 1 000 н. э.)
А) Государство и право Древнего Востока (3 000 — 1 000 до н. э.)
Б) Античное государство и право (середина 1 000 до н. э. — середина 1 000 н. э.)
2.История государства и праваСредних веков(середина 1 000 н. э.— XVII-XVIII века)
3.Государство и правоНового времени(XVIIвек — началоXXвека)
4.Государство и правоНовейшего времени(началоXXвека – до наших дней)
Древний Восток – это те государства, которые находятся восточнее Греции и Рима.
Исторические условия возникновения Древневосточных государств.
В 4-3 тысячелетиях до н. э. возникли первые известные нам государства Древнего Востока. Они располагались в Северной Африке, Южной Азии, в долинах крупнейших рек, в условиях с мягким субтропическим климатом ---> плодородные условия.
Мягкий климат и плодородные почвы, которые естественным путём орошались, способствовали тому, что довольно рано произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему. Этот переход произошёл примерно в 8 тысячелетии до н. э. на рубеже палеолита и неолита и получил название неолитическая революция. Т.к. оседлый быт начинает строительство, появляются ремёсла, каменные орудия, и это изменяет жизнь людей коренным образом.
Со временем происходит отделение земледелия от скотоводства – первое крупное общественное разделение труда; возник обмен. Второе – ремесло отделяется от земледелия. С разделением труда и с появлением металлических орудий человек оказался способен производить прибавочный продукт – сверх того, что ему необходимо для жизни. Это коренным образом изменило отношение к пленным. Раньше пленных убивали, а теперь стали использовать их рабочую силу, т.к. потребность в этом была большая. Условия благодатные, но для того, чтобы выращивать, необходимо было строить каналы, создавать плотины, т.е. проводить ирригационные (мелиоративные) работы, и пленных стали использовать на этих работах -> они превращались в рабов.
В то же время сложные процессы происходят внутри родовой общины. С повышением производительности труда, совершенствованием орудий происходит смена коллективного труда индивидуальным. Коллективное хозяйство родовой общины разлагалось, уступало место индивидуальному хозяйству больших семей, при этом община не исчезает, но трансформируется в соседскую общину. Соседская община – это коллектив соседних семейств, не обязательно сородичей, земля находится в верховой собственности общины, но распределена между членами общины – наделы, т.е. складывается индивидуальный фонд, но индивидуальное хозяйство всегда будет развиваться по-разному, в зависимости от разных факторов: количества мужчин, плодородной земли и т. д. -> продукты семьи будут получать разные. Одни семьи становятся экономически более сильными, другие – более слабыми. Развивается расслоение неравенства.
Должностные лица общины выдвигались из экономически более сильных семей. Постепенно выдвигаются должностные лица из одних и тех же семей. Эти семьи аккумулировали опыт, знания. Из них сложилась знать. Процесс расслоения продолжался, часть общинников нищала из-за неурожая, деградировала до уровня рабов, некоторые общинники лишились своих наделов, изгонялись из общины. С другой стороны, верхушка начала всё более концентрировать земельные участки, эксплуатировать труд рабов, т.е. по мере усложнения хозяйства постепенно формировались классы, сословия. Возникали сложные социальные отношения. Общинная знать составила эксплуатирующий класс, родовые общинники – мелких неэксплуатируемых производителей, а чужаки – эксплуатируемый класс.
Появляется соответствующий аппарат, который должен регулировать многообразные отношения, складывающиеся между людьми – вождь, старейшины всё более возвышаются над коллективом, обладали властью над ними.
Власть (Вебер) – это возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, либо при соглашении их
Органы управления общины преобразовались в органы государственной власти.
Государство возникло не только как аппарат принуждения, угнетения классов, но и как регулятор многообразных отношений и как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети (мелиоративных работ), системы искусственного орошения.
Первые государства, возникшие на небольшой территории, несколько соседских общин (территориальные общины) в конце 4 – начала 3 тысячелетия до н. э.
Такие первые государства условно называют номами. Номы – первые небольшие государства. Они имели центр, где находился храм божества, резиденция вождя, склады оружия, мастерские. Всё это для безопасности огораживалось. Такие номы назывались города-государства. Бывший вождь становится монархом; знать, совет. Номы часто враждовали между собой и постепенно в конечном счёте складываются обширные государства в результате завоеваний, однако была и экономическая предпосылка образования этих государств: потребность в организации ирригационных работ на большой территории.
Особенности общественного строя на Древнем Востоке:
Особенности, связанные с рабством и рабовладением.
Труд рабов здесь не стал преобладающим в основных сферах производства, т.е. земледелии и ремесле; основными производителями материальных благ оставались свободные общинники, ремесленники (рабы в определённой степени использовались в земледелии, но в основном использовались на самых тяжёлых работах)
Рабы не были каким-то однородным классом, их положение различалось. Были рабы-вещи, другие имели некоторые права (иметь имущество, семью). Т.е. существовало порой патриархальное рабство, кроме того, были подневольные люди рабского типа.
Большое значение имело коллективное рабовладение наряду с частным владением рабами (государственные рабы, храмовые рабы и т.д.)
Источники рабства: военный плен, естественный прирост, долговая кабала.
Особенностью социально-экономического строя на востоке является длительный застой соседских общин. Это объясняется особыми условиями климата и почвы. В древности многое зависело от природных условий, при которых земледелие было успешным. Поддерживать каналы, плотины в нужном состоянии должно было большое количество людей –> длительное существование соседской общины. Общинники были основными производителями материальных благ. Общинники платили государству налог и призывались на различные общественные работы, т.е. трудовая повинность. В это время (трудовая повинность) их положение приближалось к положению рабов. За долги они могли быть обращены в кабалу, т.е. практически в рабское состояние.
Для Востока особенностью социально-экономического строя является наличие и большая роль храмового хозяйства. Формы земельной собственности. Одно время господствовала теория о верховной собственности государства на землю. В последнее время обычно говорят о двух секторах в экономике: царское храмовое хозяйство, в котором широко использовался труд лиц, потерявших свой надел, и общинно-частное хозяйство, члены общины имели право владеть землёй, иметь её во владении и даже в собственности, но если общинник продаст участок – он выбывает из общины. Следовательно, купля-продажа земли на Востоке не практиковалась, т.е. частной собственности на землю не существовало. Община тормозила её развитие.
В разных государствах преобладание разного сектора экономики. В Вавилонии наряду с царско-храмовым хозяйством большое место занимали общины. В Древнем Египте было явное преобладание царско-храмового хозяйства.
На Древнем Востоке наряду с делением общества на классы существовало деление на сословия. Сословие – большая группа людей, которая отличается по правовому положению.
Классы:
1) эксплуататоров, которые состояли из жрецов, военных и светской знати. Причём жрецы играли большую роль в общественно-политической жизни;
2) класс эксплуатируемых: рабов и подневольных людей рабского типа, а между ними
3) класс мелких предпринимателей (свободные): ремесленники, общинники, земледельцы
Сословия:
1) свободные члены общины – у них были и личностные права, и имущественные права;
2) свободные не члены общины – имущественного права, личностные права были в меньшей степени, чем у свободных членов общины;
3) рабы
В Древней Индии следующие сословия (варны = касты)
Брахманы – жрецы
Кшатрии – воины
Вайши – земледельцы, ремесленники, торговцы
Шудры – слуги
Переход из одной варны в другую был практически невозможен.
Выводы:
Это раннее рабовладельческое общество
В 60-е годы считали, что это какой-то особый азиатский способ производства
Своеобразный рабовладельческий строй (здесь нет чёткой границы между свободными и рабами; свободное состояние постепенно переходит в рабское).
Государственный строй и его особенности.
Необходимость создания крупных ирригационных систем имела следствием определённые особенности общественного строя (большая роль общины, неразвитость частной собственности), далеко идущий централизм в органах государственной власти. Этот централизм достигался сосредоточением всей полноты власти в руках одного лица, безусловным подчинением всех должностных лиц этого государства этому лицу.
Деспот – монарх на Востоке. Фараон (Египет), Лулаль (Вавилон), Ван (Китай), Раджа (Индия)
Его особа обожествляется. Такая политическая система именуется восточной деспотией. Сосредоточение власти в руках деспота, особа которого обожествляется. Наличие большого бюрократического аппарата, с помощью которого осуществляется управление. Подавление личности (слепое поклонение нижестоящих вышестоящим). Социальной базой восточной деспотии была соседская община с её консерватизмом.
Форма правления на Древнем Востоке – теократическая монархия.
Форма государственного устройства – единая территориальная держава (близко к унитарному, но нет чётко обозначенных границ государств)
Политический режим – деспотический (восточная деспотия)
Законы Хаммурапи(1792-1750 гг. до н. э.)
В начале третьего тысячелетия до н. э. на юге Двуречья (Междуречья; территории между Тигром и Евфратом) существовало множество городов-государств. В конце третьего тысячелетия в результате завоеваний царь Саргон создал огромное царство – царство Аккада и Шумера. После падения этого государства начинает зарождаться Вавилонское царство. Хаммурапи создал центральное государственное управление. Это было первое деспотическое государство. Храмы лишились большой самостоятельности. Запрещена частная международная торговля.
Тамкары. Тамкар – государственный торговый агент; купец на царской службе в Древнем Вавилоне. Он же ростовщик, кредитор.
Хаммурапи понимал необходимость создания единых законов для народов с разным уровнем развития. Главная причина издания этих законов – улаживание обострившихся отношений среди свободных. От этого страдало само государство, т.к. налогоплательщиков становилось меньше.
В основу законов были положены нормы обычного права, судебные решения высших судов.
Начинаются законы с пролога, в котором говорится о божественном происхождении власти монарха. Составлены законы в казуистической форме, т.е. это совокупность конкретных решений. Самая ранняя, примитивная форма изложения правовых норм. Нет строгой систематизации.
Общественный строй: рабовладельцы, крестьяне, ремесленники и рабы. Все свободные делились на две группы: авилум (муж, человек) и мушкенум (падающий ниц; мелкий люд)
Точки зрения:
Авилумы – завоеватели, мушкенумы – завоёванные
Авилумы – члены общины, мушкенумы – внеобщинники (точка зрения Дьяконова)
Имущество мушкенума оказывалось тесно связанным с имуществом дворца, храма. Рабы дворца и рабы мушкенума имели небольшие преимущества перед другими рабами.
Среди авилумов полного равенства нет. В §202 различаются человек высший по положению и человек низший по положению.
Собственность.
Понятие собственности не разработано, но по существу речь идёт о собственности. Земля – основное средство производства. Она передавалась в аренду мелким земледельцам или предоставлялась воинам, тамкарам как награждение за их службу.
Имущество, предоставляемое воинам (байрум, рэйдум), называлось имуществом илку. Его было нельзя покупать и продавать. Если воин пошлёт вместо себя на войну заместителя, он подлежит смертной казни, а его имущество переходит к тому самому заместителю.
Частная собственность на землю хотя и упоминается, но распространения не имеет.
Формы собственности: дворцовые земли, храмовые земли, общинно-частное землевладение (частная собственность на землю хотя и существовала, но не была развита).
Договорное право.
В законах Хаммурапи упоминаются различные договоры, но понятие договорного права не разработано (также как понятие вещное право, понятие собственности). Упоминаются разные виды договоров:
Договор купли-продажи закреплялся письменным образом в присутствии свидетелей. Писали на глиняных табличках. Как только договор выполнен, глину смачивали, т.е. смывали договор. Продавец обязан быть собственником вещи. Если свидетели уличили продавца в том, что он продал чужую вещь, а не собственную, его казнили.
Договор займа предусматривал заём денег, зерна и т.п. По займу выплачивались проценты, при этом в законах Хаммурапи, чтобы предупредить злоупотребление ростовщиков, устанавливался максимальный размер процента (для денег – 20%, для зерна – 33%). Крестьяне брали порой взаймы под залог имущество, а то и под залог личности. Это вело к тому, что за долги они могли попасть в долговую кабалу (и сам крестьянин, и дети его…). От этого страдало государство, страдала казна, поэтому законы Хаммурапи установили, что долговая кабала не должна превышать трёх лет. §117: «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или взаимодавца три года, а на четвёртый год должно выпустить их на свободу».
Договор хранения. Заключался при свидетелях. Письменно, как правило. За недостачу принятого на хранение товара принявший его обязан возместить его в двойном размере (§120).
Договор найма (имущественного и личного). Аренда земли стоила до половины урожая. За аренду сада платили даже до двух третьих урожая. Если арендатор не мог вовремя выплатить (к примеру, из-за стихийных бедствий) аренду, ему давалась отсрочка на год.
Брачно-семейное право.
Семья патриархальная, основана на власти мужа и отца. Брак заключался по договору. Нет договора – нет брака. §128: «Если человек возьмёт жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена». Жених вносил выкупную плату за невесту и, кроме того, давал брачный дар. От отца невеста получала приданое, которое передавалось жениху. Обычно приданое по своему размеру превышало выкуп и брачный дар. Если жених нарушил брачный договор и отказался взять в жёны ту девушку, которую первоначально намеревался взять, то он теряет брачный дар и выкуп. Если отец девушки отказывался отдавать замуж, то он должен был отдать жениху то, что уже получил, в двойном размере. Господствовал в семье муж. Он вёл общее хозяйство. Тем не менее, жена имеет имущественную правоспособность, т.е. может заключать сделки, может продавать своё собственное имущество и т.д. Жена в семье занимает подчинённое положение. Если жена «позорит» мужа, расточает его имущество, её можно выгнать из дома и жениться вторично. Муж может оставить её дома на положении рабыни. Для мужа допустимо многожёнство, а жене за супружескую неверность следовало утопление в реке. Развод возможен для мужа в любое время, широко, а для жены – в исключительных случаях (если муж ложно поклялся в её неверности; пользуясь болезнью её, ввёл в дом другую жену; если бежал из общины). Личная власть мужа над женой проявлялась в том, что он мог отдать жену в кабалу за долги. Дети тоже находились под властью отца, он их тоже мог отдать в кабалу за долги, мог лишить неповинующихся детей наследства.
Наследственное право.
Существовало наследование по закону, а по завещанию лишь складывалось: распространено было дарение при жизни – это прототип будущего наследования по завещанию. Например, муж мог подарить жене земельный участок, который останется за ней. Наследство сыновья получали в равных долях. Отец мог лишить сына наследства, но лишь при повторной тяжкой «обиде» (§169). Дочери получали приданое. Жена получала наследство, если муж при жизни не сделал дарения.
Преступления и наказания.
Можно выделить следующие виды преступлений:
Государственные преступления (они почти не упоминаются в законах Хаммурапи). §109 говорит о сговоре преступников в корчме. Если корчемница их ко двору не приведёт, то её следует казнить. К преступлениям против государственного строя можно условно отнести наказание за неявку редума или байрума (воинов) на военную службу (§26).
Преступления против личности:
а)Убийство. Влекло за собой смертную казнь. Есть зародыш разделения преступлений на умышленные и неумышленные (§206, §207). Неумышленное убийство наказывается штрафом. За ложное обвинение в убийстве назначалась смертная казнь (§1, §3). Особенно отмечается убийство мужа женой (§153). За это жену садили на кол.
б)Телесные повреждения. Наказания могли быть по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»), могла быть имущественная ответственность (композиция, т.е. возмещение вреда).
Преступления против собственности.
За кражу рабов, имущества дворца смертная казнь (§ 6, §15). За кражу скота из владения царя или храма штраф в тридцатикратном размере. Если вор не мог уплатить, то тогда его нужно было казнить (§8). Различаются кража и грабёж (§22, §23, §24). Если человек совершит грабёж и будет схвачен, он будет убит. Если он не будет схвачен, то ограбленный человек должен клятвенно показать перед богом всё пропавшее, а община, на территории которой совершён грабёж, должна возместить ему ущерб. Если при этом загублена жизнь, то община и местный начальник должны уплатить мину (мина = 60 сиклей = 504г.; сикль = 8,4 г.) серебра его родственникам. Защищается собственность на раба. §282: «Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба, и затем его господин может отрезать ему ухо».
Преступления против семейных устоев. Неверность жены каралась (§129, §133, §143). Связать, бросить в воду. Если сын ударит отца, то ему должно отрезать пальцы (§195).
Наказания:
1)Смертная казнь (обычно приводились в исполнение немедленно и публично; мужчин казнили оружием, женщин топили; особо жестокие способы казней использовались редко)
2)Талион (равным за равное; применялся среди авилумов). Талион можно разделить на:
в) Талион абсурдный (если строитель построит дом, и он, обрушившись, убьёт сына хозяина, то следует убить сына строителя)
Судебный процесс.
Процесс носил обвинительный и состязательный характер (действовал принцип частного обвинения: лицо, заинтересованная сторона, само возбуждало дело и само поддерживало обвинение; в качестве доказательств могли служить письменные документы, свидетельские показания, ордалии (суд божий; они состояли в испытании водой: бросали в реку, если река забирала, значит, виновен; клятва богами). Суд происходил публично. За ложное обвинение обвинитель подвергался тому же наказанию, которое грозило обвинённому. Судья, вынесший решение по делу и выдавший соответствующий документ по делу, а затем изменивший своё решение, должен быть наказан (§5).
Законы Хаммурапи – это памятник Вавилонии, Месопотамии в целом. Хотя они более суровы, чем многие предшествующие законы, они всё же мягче многих более поздних законов. Превосходят более поздние законы по логичности, последовательности. Впервые здесь закреплено деление на классы и сословия, причём рабовладение защищается и поддерживается.
Законы Ма́ну(Древняя Индия)
Это памятник права Древней Индии. Их появление относят ко IIв. до н. э. Законы Ману имеют чёткую структуру: делятся на 12 глав и 2650 статей. Содержание их выходит далеко за рамки права: они говорят о политике, морали, нравственности. Важнейшей же их особенностью является тесная связь с религией: это собрание не только правовых, но и религиозных норм.
Законы Ману можно разделить на три группы:
1) различные религиозные предписания брахманов
2) нормы, определяющие организацию государственной власти и взаимоотношения её с подданными
3) нормы права, регулирующие взаимоотношения между людьми
С утверждением рабовладельческих отношений в Индии всё её население разделилось на наследственные группы – варны с конкретными правами и обязанностями. Каждая варна занимала определённую ступень общественной лестницы. Брахманы → кшатрии → вайшьи → шудры.
Рабы согласно законам Ману по своему положению не составляли единой массы. Существовало несколько разрядов рабов, зависевших от обстоятельств установления рабства.
Социальные различия, закрепленные законами Ману, наложили отпечаток на всё их содержание: брачно-семейные, имущественные отношения, систему правонарушений и наказаний.
Брачно-семейное правопредполагало наличие различных форм брака. Наиболее распространённой была покупка жены, при которой жена переходила в полную зависимость от мужа. По учению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке со стороны мужчины. В детстве она подчинялась отцу, в молодости – мужу или брату, после смерти мужа – своим сыновьям (V, 147, 148). Развод допускался в случае бесплодия супругов, супружеской измены, постыдного поведения, безвестного отсутствия, дурного обращения.
Первый поступок карался мягче, чем последующий; различались умысел и неосторожность. Однако основным критерием, определявшим степень тяжести содеянного, была принадлежность к варне. Санкции по законам Ману отличались большой жестокостью.
Судопроизводствоосуществлялось преимущественно коллегиально. Основными видами доказательств были свидетельские показания и различного рода испытания. При оценке доказательств большую роль играла принадлежность свидетеля к варне. Система доказательств носила формальный характер, при равенстве голосов свидетелей судья отдавал предпочтение показаниям брахмана (VIII, 73). В случае отсутствия достоверных свидетельств прибегали к клятвам и испытаниям, т.е. божьему суду (ордалии).
studfiles.net
%%5_Формы древнего права
Формы древнего права.
Понятие древнего права.
Отмеченные выше формы архаичного общества имели нормативный характер, следовательно, уже были правовыми формами. Но насколько они были совершенными?
Два ответа:
- при диком состоянии общества право может быть только диким.
- Бронислав Малиновский – считал первобытное право настолько совершенным, что в нем уже определялось место осознанным действиям человека, определяемым его материальной выгодой либо чувством тщеславия. Человек в условиях первобытного общества подвержен тем же искушениям, что и человек в 20 веке.
Последний автор более близок к истине.
Особенности древнего права.
- Историческая форма справедливости.
Право на ранней стадии развития не может быть отделено от других социальных норм, выполняющих регулятивную функцию. Сущностью права является не наказание, а истина.
- Дуализм
Основным законом социума является закон общей социальной симметрии. Формой симметрии в первобытную эпоху является дуализм, причем не только социальных форм (женские сообщества, мужские сообщества, брачные классы), но дуализм действия, которые члены племени предпринимают в отношении друг друга. Дуализм действия отражается в дуализме права, причем дуализм древнего права имеет ту же форму, что и современное право. Б. Малиновский называл эту форму reciprocity – взаимностью человеческого действия.
- Публичность
Публичность осуществления права – необходимое условие его дуализма, тайные сделки неизвестны, считалось, что чем больше свидетелей, тем лучше.
- Своеобразие формы и содержания
Нормы древнего права имеют чрезвычайную конкретность, следы которой хорошо видны во всех памятниках древнего права. Преступления описываются конкретно, лица – с точностью до наименования родов, классов или профессиональной принадлежности лица. Поскольку памятник должен был быть передан во времени, а письменной традиции пока еще нет, то этот текст подвергается специальной обработке, чаще всего стихотворной, чтобы его легче было запомнить.
- Господство принципа личного права в наиболее яркой и осязаемой форме.
Архаичное общество – гетерогенное общество. Каждый элемент этого общества представляет собой узкий социальный мирок, члену которого подчинены в первую очередь своему узкому кругу интересов. Это не может в наиболее древней форме не приводить к феномену тотемизма права, когда его нормы еще не отделены от родового культа, составляют с ним неразрывное целое. Такие образом, гетероморфность социальных форм выражается в мозаичности права. Правовая система древнего общества – мозаика правовых порядков, количество которых соответствует количеству узко замкнутых мирков – элементов древнего общества. Это ведет к тому, что в древнем государстве очень долго не складывается традиционной правовой ассимиляции. Право победителей никогда не распространяется на право побежденных. Исключение – Римская Империя в поздней стадии своего развития.
- Символизм (формализм). Несоблюдение формы ведет к ничтожности правоотношения – эта максима имеет невероятно древнее происхождение и обусловлена такой чертой сознания древнего человека, как склонность к фетишизации. Первобытный человек не был способен осознать истинную причину совершившегося события. Каждая вещь в сознании древнего человека имеет истинного хозяина – своего духа, манипуляция с вещами возможна только при соблюдении определенного ритуала магического свойства.
Проблема формации в истории цивилизации.
Современная отечественная наука истории права еще не до конца освободилась от идеологических установок марксизма. До сих пор можно встретить схему истории, построенную на формациях. Однако больше это похоже на подгонку фактов под схему, а когда факты под нее не подпадают, «страдают», прежде всего, они сами.
Маркс: человеческое общество состоит из двух взаимопроникающих систем общественных отношений, зависящих от степени развития материальных средств производства – техники. Производственные отношения – базис – основа для последующих, уже не производственных, отношений между людьми, которые составляют надстройку – политическую и правовую организацию общества. Сами производственные отношения – способы и виды средств эксплуатации производства, которые определяют организацию надстройки. Если в основе экономики труд рабов – общество рабовладельческое, труд феодально-зависимых крестьян – феодальное.
Противоречие – не совсем понятно, уровень развития техники или способ ее эксплуатации порождает ту или иную надстройку? Если предположить, что уровень техники, то подобная связь никак не подтверждается, кроме, разве что, героев романов. Если способ эксплуатации – то весь подход неверен, потому что даже глубокая древность знакома с рабовладельческим укладом и социальной уравниловкой. Если мы примем существование формаций на веру, то структура данного подхода предстанет в виде суммы частностей, каждая из которых выражает один и тот же способ извлечения прибыли – за счет эксплуатации чужого труда. Капиталистические отношения являются вневременными, они не зависят от уровня развития техники, и тогда невозможно строить формационный подход.
Основа марксисткой типологии общественных отношений – понятие собственности. Идея марксизма – восходящее развитие исторических типов собственности – от общей – к индивидуальной (хотя в конце почему-то опять общая). Но идея собственности как в Древнем Египте, Месопотамии, средневековой Европе, так и в современном Марксу обществе одна и та же – объем правомочий, подлежащий обязательному ведению одного лица.
М. Вебер: «Если понятие «капиталистического хозяйства» не ограничивать совершенно немотивированно определенным способом эксплуатации капитала – именно эксплуатацией чужого труда путем договора со свободным рабочим, - не вносить, следовательно, социальных признаков, но вкладывать в это понятие чисто экономическое содержание и признавать наличность «капиталистического хозяйства» везде там, где объекты владения, составляющие предмет оборота, эксплуатируются частными лицами с целью приобретения прибыли способами, присущими меновому хозяйству, тогда нет ничего бесспорнее далеко идущего «капиталистического» отпечатка, лежащего на целях – и как раз на «величайших» эпохах античной истории».
Поэтому человеческая история делится не на периоды, формации, а на модели организации общества, обусловленные своеобразием, присущем расе, национальности, менталитету, географическим условиям, взаимодействию с другими моделями, человеческой индивидуальности.
studfiles.net
Статья - Древнее общество основные институты права
Древнее общество: основные институты права
Учёные прошлого столетия отметили несколько существенных черт семьи:
Семья обладает как бы государственной самостоятельностью, в основе которой лежит закон символической ассоциации, посредством которого древний человек имел средство отличения своих от чужих. Своим был тот, кто имел кровную связь.
Древняя семья на ранней стадии развития была скорее союзом религиозным, чем естественным (общий бог, общность совершаемых ритуальных действий).
Общность имущества, которе обозначается словом familia. Familia — это обозначение вещей, вещественной связи между агнатами. Это свойство семьи появилось не сразу.
Самым первым организационным элементом в структуре семьи был элемент общности сознания. Волощением такого элемента стал культ предков. Местом поклонения являлся домашний очаг, под которым зачастую был похоронен умерший предок. Члены семьи через жертвопринашения совершаемые на очаге могли общаться с предком.
Уже самые древние памятники права, дошедшие до нас, во многом посвящены правилам почитания предков, а через них и культу семьи. Древняя семья знала своеобразное разделение обязанностей между её членами при совершении религиозных церемоний. Главным жрецом семьи был отец(эти могли заниматься только мужчины). Жертва приносилась для того, чтобы душа умершего питалась. Для древней семьи не было ничего страшнее, чем остаться без мужчины (жреца). Души предков облекались тем самым на вечный голод. Этим объясняется введение института усыновления, строге наказания за безбрачие по законам Ликурга у спартиатов.
Семья проходила ряд стадий, характерной особенностью которых было постепенное упрощение связей, удерживающих её членов. Система определения родства постепенно упорядочивается: родство определяется по линии когнатов, а затем и агнатов, что позволяет уже отслеживать колени предков до 13 колена и выше. Следующее изменение которое происходит внутри семьи — это изменение в её количественном составе. Тенденция от сложного к более простому (древняя семья состояла примерно из 20-30 чел (до 3-4 колена), нередко рабы входили в состав семьи на правах младших её членов). Древняя семья изначально не знала собственности, движимость умершего уничтожалась. Прежде чем у семьи появилось имущество (собственность), семья должна быда стать самостоятельной по отношению к роду, она должна была выделиться из него.
Учёные давали различные определения понятию рода. Суть этих определений сводится к двум в общем-то несовместимым определения:
род — это разросшаяся семья
род — это культ поклонения общему прародителю, действительному или мифическому.
М.М. Ковалевский определил род как “всякую совокупность людей правильно или неправильно считающих себя связанными узами крови, культом общих предков, единством племени, коллективною ответственностью, как уголовной, так и гражданской, иногда общей собственностью, или точнее нераздельным пользованием”. В связи с таким определением можно сделать следующие выводы:
люди (члены рода) прекращают кочевать, они начинать вести осёдлую жизнь;
становится возможной не хаотичная, а постоянная связь между различным родами, образуются племенные союзы;
появляется единый политический центр, осуществляющий властвование над союзом родов или племён. Так возникает госудатство.
Итак, род как связь семей посредством крови выражается в наследовании недвижимости по линии когнатов, а затем агнатов.
Род как культ общих предков. Каждый род владеет своим культом.
Род — коллективная ответственность как уголовная, так и гражданская. Весь род отвечал за долг члена рода, род выкупал сородичей из плена, род платил судебный штраф. Род — единство имени. Родовое имя оформляется одного общего корня и одинакового у представителей данного этноса суффикса. Род имел своего предводителя — судью и вождя, несущего ответственность по умиротворению духа общего предка. По мере усложнения быта старейшина взял на себя функции политической власти.
Древнее право: основные формы
Cущ. 2 противоп. точки зрения: 1)права не было, а были предправовые порядки (что это- неизвестно). 2)др. право было уже полноценным правом со своими специфич. чертами. Эта т.з. основана на здравом смысле. **На самой ранней стадии развития общества право явл. тем же, что и сейчас. “Право” (на др. рус. языке) -от слова правда, истина. Правовые отношения -правильные отношения. Осн. закон общества -принцип социальной симметрии (появляется на ранней стадии развития общества -деление общества на “свой-чужой”). Подобного рода симметрия наз. дуализмом. Древнее право-дуалистическое право, отражает симметрию общества. Др. право -национальное право. Дуализм права: 1) один судится по одному праву, другой-по другому. 2) явление взаимности: ты-мне, я-тебе (принцип талиона -взаимности). Т.е. право регулирует только такие отношения, ктые предполагают двусторонние отношения. 1) религиозность права. Право возникает из религии, из ритуала (закон Ману, Коран, Ветхий Завет, законы Моисея), т.е. право имело религиозный хар-р. Санкция была велика, т.к. нарушить право=нарушить волю богов, т.к. право даровано богами. 2) публичный хар-р права. В древнем обществе право было известно всем, не было юристов. Но с учреждением гос-ва право сделалось тайной. 3) право было чрезвычайно конкретно, лишено абстракции. Др. право не знало общих определений ( казуальность). Конкретность права предполагала невероятно широкую возможность его применения. Казуальность и в том, что право было чрезвычайно архаично: Если А, то В, а соврем. формула более сложна: А-В-С. 4)Др. право не могло не отражать условий своего времени, др. право было родовым, татэмным. 5) Символизм др. права. Иногда в соврем. мире встречается слово “формализм”. Символизм -неукоснительное следование опред. рода магическим предписаниям (нельзя продать коня без уздечки, топор без топорища, т.к. у каждой вещи -своя душа, фетишизм -одушевление природы). Т.о., покупать можно было только через ритуалы, ктые позже превратились в символы права. Символизмом было пропитано все др. право. Рус. крестьяне, салические франки при покупке ломали прутья. Т.о. Др. право может быть определено через свои специфические черты.
Матриархат и патриархат.
Ф. Энгельс верно вслед за Морганом подметил, что основой современного общества явл. семья. Современная семья сформировалась при переходе человеческого общества от матриархата к патриархату вне каких либо политических установок и схем. До сих пор бытует странное представление о матриархате как о власти в роду, а о патриорхате как о власти отца.
Считалось, что результат труда, производимый продукт составлял силу женщины. На самом деле, по меткому определению М.М. Ковалевского, “ни в каком обществе перевес физической силы, стоящей на стороне мужчины, не может ценитьсч так высоко, как в плохо замиренной среде первобытных охотников и рыболовов.”
В соответствии с вышесказанным под матриархатом следует понимать только систему определения родства по материнской линии, под патриархатом соответственно систему определения родства по линии отца. Сам “творец” этого термина понимал под матриархатом стадию культурного развития человечества. Он сформулировал некоторые общие принципы в отношении материнского права:
матриархат предшествует патриархату
матриархат разлагается по мере развития и укрепления патриархата — права и власти отца.
Стадия матриархата — наиболее примитивная стадия. Переход из одной стадии в другую протекает постепенно. Эту постепенность можно проследить на примере многих памятников права древнейших времён. В них весьма часто сталкиваешься со следами материнского права, несмотря на то, что памятники эти создавались в эпоху патриархата.
Были ли какие-либо правила, установления, которыми руководствовались люди в эпоху матриархата? Исследования таких видных социологов и этнографов, как Тард, Дюркгейм, Ковалевский и др. показали, что в первобытном обществе уже действуют некоторые законы социального солидаризма и ассоциации. Важнейшим из них, по терминологии Леви-Брюля, есть закон “патриципации”, т.е. сопричастности. Для древнего человека очень важна дифференциация окружающих ему подобных по принципу “свой — чужой” (от этого мжет зависеть его жизнь, а также это является примером воплощения человеческого самосознанаия).
Можно предположить, что матриархат как стадия развития общества, характеризуется 2 основными формами. Обе формы касаются регулирования отношений полов друг с другом (имеется в виду полиандрия и полигамия). Полигамия и полиандрия существовали в рамках 2 видов эндогамии. Внутри самого стада, вне каких бы то ни было ограничений. Это самая дикая стадия существования человека. Вторая форма уже более развитая, предправовые порядки в форме тотемизма и табу. На этой стадии группового брака происходит первичная структурализация (биологическая или тотемная) и распределение ролей её членов. Племя (стадо) делится на 2 равные половины (moiety). Браки внутри этих половин уже запрещены. Необходимо, чтобы брачные пары составлялись из представителей различных половин. Положение ребёнка, родившегося от такого союза определяется положением матери. Система норм регулирующая такое положение племени (стада) может быть уже сильно развита, однако эта развитость ещё сильно зависит от биологических свойств. На этой стадии развития брачных отношений запрет инцеста соблюдается недостаточно строго, однако уже встречаются попытки его ограничить. Семейные связи ещё неустойчивы. Само понятие семьи ещё чуждо этой стадии развития цивилизации. С запретом инцеста зарождается семья (близкое к современному понятию).
На этой стадии развития у человека зарождается самсознание в виде религии. Такое сверхъестественное явление, с точки зрения древнего, как появление на свет нового человека не может не происходить без участия богов или духов предков. Посредником между миром духов и настоящим миром выступает женщина. Следовательно она не может не обожествляться. Женщина получает определённое место в племени. Она получает права. Она является единственной, кто может осуществлять эти права. У неё возникает статус. Поэтому право женщины заниматься определённым видом деятельности является в условиях первобытного общества священным и неприкосновенным.
Патриархат постепенно приходит на смену предыдущей стадии через ужесточение наказания за инцест. Теперь брачный союз может быть заключён между членами разных родов и даже племен. Формы заключения брачного союза на ранней стадии патриархата могут быть самыми разнообразными. эта стадия знает такие способы приобретения жен, как умыкание (похищение) и покупка.
Умыкание жён было сопряжено с большими трудностями. Могла разразиться межплеменная война. Покупка жены осуществляется на более культурной стадии развития человеческого общества. Покупка или обмен, либо отработка.
Индоевропейская общность народов.
Впервые мир узнал о индоевроп. в 1880г. Уильям Джонс: древнегреч. язык, латынь, кельский, герм. имеют общее с языком древних индов (санскрит), т.е. они раньше жили вместе, молились одним богам. Проарийцы прошли вортами народами, дошли до Ирландии. По преданию жили на севере (2 мес. лета, 10 мес. зимы) Книга преданий-Авеста. Книга арийцев “Веды”. Описан истори.ч маршрут арийцев в др. книге славян — “Велесова книга” (ей полного доверия нет). Др. т.з. на происхождение арийцев -Россия, причерн. степи (Вирт, барон Ивол). Нацисты -родина арийцев -Архтогея (о. Ирландия и архепелаг Новая земля). **Арийцы были первыми людьми, кто умел считать до 1000 (развитое абстрактное мвшление). Не знали матриархата (но вариации его наблюдались). По куль. уровню были кочевниками. Ариец =землепашец. Самое первое занятие -скотоводство, выращивание коров (божнство, кт вскормило человека). Индоевр. знали твердые формы семей и общностей. Полное неприятие незаконорожд. детей (в отличие от тюрков). Известно, что семья отличалась нравтсвеннностью: моногамный брак. Состав др. иноеврп. семьи: мать, отец, дети, родители жениха или невесты (вплоть до 3го поколения). Кроме этого, индоевр. рано пришли к осознанию идеи част. соб-сти (рим. право, законы Ману и др. -памятники права др. законод-ва). Известно, что первые гос. союзы индоевр. народов строились по типу военно-родовой орг-ции. **Брак в виде умыкания. “Ракшаский брак” — брак похищением от названия ракшассов -особой касты воинов. В виде покупки. Глава семьи -общее слово: pitar, Vatar, pater и пр. (защитник, повелитель). Роль матери в семье значительна, но главенство скорее зависит от хар-ра, чем от постановлений права. **Кровная месть: noli me tangere -никто не тронет меня безнаказанно-принцип, кт лежит в основе любого действия, регулируемого правом.
Древнеславянская семья, род, племя.
Славяне -самый многочисл. индоевр. народ после индусов. 5в до н.э. Геродот упоминает славян. Среди скифов бытует поверье, что каждый невр один раз в год превращается в волка (невр на старолсавянском ноуръ-понурый, склонный к земле). Славяне -коренные жители Европы, жили в районе Липицких болот, пока их не затронула эпоха переселения народов (1 т.з.). Другая т.з: славяне+ скифы = общность, но позже славяне откочевали в леса. Счиатется, что по разделению скифов др. славяне находились в ед-ве, но дифферен-лись на 4 группы: северные (балтийские) -лужицкие сербы (сорьы) -восток Германии, в 8в. от Р.Х. их поселения доходили до Сев. Дании. До нас дошли южные, вост. и западные (западные -сильно потеснили кельтов, в Чех-кии-кельское плмя боев, в Венгрии (Панонии) -племя скардистов). **Настоящая слав. семья -2 соврем. семьи в 3х поколениях. Х-ство добавило к понятию род-ков понятие “свойственников” (крестная, кума..). Но они в семью не входят. Так, Эклога Льва Исавра запрещает брак между свойственниками. Продолжает доминировать эндогамность, что освящено обычаем предков. Принцип агнатского родства. Сеья все более привыкает считать родство по отцу, а не по матери. **Огр. роль в установлении праваильных семейных отношений играло брачное право. Правильные брач. отношения начинаются с возникн. брака в виде покупки (вятичи и рядовичи -умыкание). Пережитков эндогамности браков явл. их полигамность, кт носила и ритуальный хар-р (средство отличить вождей и их старейшин). Основная же масса сородичей была моногамна. **Хар-ный принцип семейной жизни арийских народов левират был хар-ен и для др. славян (на лат. это деверь, а кроме того-связывать, скреплять-брат мужа обязан участвовать в семейных религиозных церемониях). Селд. проявление института левирата в слав. семье -обязательные браки (вступление в брак всех, достигших брач. возраста). Левират повлиял и на институт усыновления -приймачества (он берется для того, чтобы было кому поминать души предков). **Институт-обрядовое девтсво. Одна из доыерей обрекалась на вечную девственность, взамен получала неогранич. власть в семье над всеми ее членами, ни одно дело в семье не могло состояться без благословения старой девы. **След. общеславянский институт брачно0сем. отношений -”ВЪНО” -выкуп за невесту. Слав. брак не знал приданого (dos). Изначально вено заклбчало в себе движимость, но позже и недвиж-сть. С юр. т.з. вено- право семьи невесты на часть недвиж-сти семьи жениха. **Слав. право знает и интститут -”привенок”-отождествляют с утренним даром -подарок жениха после 1ой брач. ночи за сохранение целомудрия. Или это излишек имущ-ва, кплаченного в вего, не вошедшегов опись. кт не мог бытьь выкуплен родом мужа после его смерти у вдовы. **”ВЬНЕЦЪ” -плата семьей мужа вдове за страдания и неудобства, кт она понесла в связи со смертью мужа, а затем уже в связи с тем, что род мужа имел право требовать семейную соб-сть в связи с бесплодием брака. В последнем случае вдове уплачивался веней для прожитка до смерти. **Брач. договоры устные. Положение женщины в семье неравноправное, хотя не такое тяжелое. Инстиуту развода известен с незапам. времен. Причем в Р. развод сущ-вал всегда несм. на протест церкви. Рискнем прдеположить, что б-вики узаконили то, что сущ-вало в форме обычая.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/
www.ronl.ru
Право древнейших цивилизаций
Особенности древнего права.
Древневосточное и античное право
Древнейшее право возникло в IV тысячелетии до н.э., когда в плодородных долинах рек Тигра, Евфрата и Нила зародились первые очаги цивилизации: земледелия, письменности, юридической культуры и государственности. И впоследствии всякий раз, когда тот или иной народ самостоятельно переходил от родоплеменного строя к государственному, у него формировались институты и нормы права, чрезвычайно сходные по содержанию и уровню развития с теми, которые имелись на Древнем Востоке, у эллинов и в Римской державе до середины I тысячелетия н.э. Эти сорок веков, завершающих период древней истории человечества, были временем господства древнего права; но и спустя столетия институты древнего права самостоятельно возникали и развивались у народов Америки, Центральной и Южной Африки, в глубинных районах азиатского континента - вплоть до вторжения европейских колонизаторов в XV-XIX вв. Таким образом, “древнее право” - это не хронологическое, а культурологическое понятие; оно характеризует не время существования правовых норм и институтов, а их содержательные особенности. С этой точки зрения знаменитый “Салический закон” франков (VI в.), “Русская Правда” (XI в.) или юридические нормы племенных королевств в Африке XVIII-XIX вв. являются памятниками древнего права, а отнюдь не средневекового или права нового времени.
В истории мировой цивилизации древнее право оставило неизгладимый след. Эпоха господства древнего права - это время зарождения юриспруденции и ее продвижения от самых примитивных, подлинно варварских форм до сравнительно высокоразвитых, ознакомление с которыми поучительно и для наших современников. За неполные пять тысячелетий опыт человечества обогатился невиданными прежде институтами частной собственности, рабовладения и рабства, брака, преступления и наказания, судебной защиты прав и интересов. В своих высших проявлениях, таких как гражданское право Древнего Рима, государственное право Афинской демократии - древнее право служило образцом для заимствований и подражаний - вплоть до начала нынешнего столетия.
Важнейшая особенность эпохи древнего права состоит в том, что люди учились и научались пользоваться вновь обретенными инструментами общественного регулирования: правом и государством.
Правовые нормы нарушили монополию прежних социальных регуляторов - морали и религии. Они стали дублировать, а подчас и заменять их во многих сферах общественной жизни. Власть и собственность, брак и наследование, борьба с преступностью самых разнообразных видов - во всех этих областях возобладали юридические правила, которые сохраняют свои господствующие позиции доныне.
Две системы древнего права
Юридическая история древнего мира знает две основные государственно-правовые модели: (древне)восточную и античную. В первую группу стран входят Древний Египет, Вавилония, древние Индия и Китай, а вместе с ними множество других государств, существовавших в IV тысячелетии до н.э., - первой половине I тысячелетия н.э., на территории азиатского и африканского континентов. К этим восточным обществам примыкают во многом однотипные с ними политико-правовые системы индейских государств Америки, зародившихся в начале нашей эры и сокрушенных европейскими конкистадорами.
К античным государствам принято относить Элладу - Древнюю Грецию, эллинистические государства и, конечно, Римскую державу. Уже в первые века I тысячелетия до н.э. античное право развилось в самостоятельное ответвление на прежде стройном древе мировой цивилизации. В греческих полисах (городах-государствах) начала свое формирование правовая система, основанная на господствующем положении частной собственности, свободных торговых связях и активной роли индивидуума, этого гражданина-собственника, чье личное достоинство, права и свободы защищены правом от всепроникающего и сокрушающего государственного диктата, насилия и грабежа.
Иначе выглядела правовая система (древнего) Востока: здесь общество оказалось поглощено государством, ибо не были разделены власть и собственность. Государь и государство обычно являлись верховными собственниками общественного достояния и по праву сильного распоряжались всеми ресурсами и всем имуществом в стране. Это явление получило название “власть-собственность”, причем власть превалировала над правом и порождала собственность: чтобы быть собственником, а не просто владельцем, надо занимать определенное место в государственной иерархии. Собственность привязывалась в большей мере к должности, чем к личности, и по наследству, скорее, передавалась именно должность с ее правами и прерогативами (включая верховную собственность владыки), но никак не исключительное право собственности вне зависимости от государственного поста. Конечно, и в древневосточных обществах существовала частная собственность. Она даже могла достигать внушительных размеров, но никогда не становилась материальной основой гражданской самодеятельности и всегда была подчинена “власти-собственности”. В (древне)восточной правовой системе корпорация довлеет над индивидуумом, а правовые отношения отвечают принципу знаменитого китайского реформатора IV в. до н.э. Шан Яна: “Слабый народ - сильное государство”.
Обеспеченная правом большая свобода личности в античном обществе в немалой степени обусловлена быстрым преодолением общинных отношений, тогда как на Востоке общинники тысячелетиями составляли основной слой населения. Ведь без коллективного труда по осушке болот, орошению безводных пустошей, наконец, содержанию уже построенных ирригационных сооружений было невозможно продуктивное земледелие. С другой стороны, длительное сохранение общины поддерживалось пережитками первобытно-общинной идеологии с ее уравнительными принципами – вплоть до коллективного рабовладения. Да и государство в странах древневосточной правовой системы стремилось сохранить общинные отношения, удобные ему круговой порукой при взимании налогов и податей, преследовании преступников и во многих других случаях. В результате право частной собственности, бывшее тогда безусловно прогрессивным явлением, очень долго не обращалось на землю и воду, а затем стеснялось и ограничивалось юридическими нормами.
Итак, длительная консервация общинных отношений стала той почвой, на которой выросло генеральное различие (древне)восточной и античной (“западной”) правовых систем: поглощение государством личности и собственности – в первой и автономия гражданина, основанная на праве частной собственности, – во второй.