Древние школы. Школа прошлых времен – история общего образования
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Школа Древнего Рима: как учились дети до нашей эры? Древние школы


Древние школы

1 сентября - это начало каждого нового учебного года. Известно ли вам, почему все школьники начинают свою учебу именно в этот день? Но, в самом начале хочется немного поговорить о появлении самой школы. Когда появилась первая школа?

Еще в Средние века, в Древней Греции, Риме и Египте, или может еще раньше? Школа и первый учитель - два важных слова, которые тесно связаны. Может быть, мы смело можем говорить о школе начиная с того времени, когда впервые появились первые учителя. Вспомнить из курса истории время, которое называют первобытным обществом. Уже с началом самой ранней стадии развития всего человечества уже начали учить детей. Правда, те первые учителя вовсе не имели никакого понятия о главной грамоте, но с ранних лет обучали детей жить по тем главным правилам, которые были уже общепринятыми в той или иной общине. От этих важных знаний и правил часто зависела даже жизнь ребенка. Особо учили детей более сложным правилам хорошего приветствия: в одних племенах принято при виде чужака садиться на корточки в знак полного миролюбия, в иных - снимать свои головные уборы, кстати, обычай дошел до наших дней среди многих народов. Были и такие племена, в которых при встрече нужно тереться носами или протягивать руку только открытой ладонью вверх, что тоже свидетельствовало о самых добрых намерениях. Сегодня часто при встрече с нашим добрым знакомым мы обмениваемся легким дружеским поцелуем, но ведь раньше многие племена считали любой поцелуй одной из форм людоедства, который был строго запрещен. Когда проходил период раннего детства, мальчики активно познавали искусство увлекательной охоты и ведения войны, все девочки должны были обучиться хорошопрясть, шить хорошую одежду, готовить вкусную пищу. После дети "сдавали" сложный экзамен - главный обряд инициации. Мальчикиотносились к инициации как к тяжелому испытанию: Их могли даже бить, сильно пытать огнем, рассекать кожу. Часто после экзамена испытуемый мог потерять сознание. Но, только "сдав экзамен", мальчик становился уже взрослым членом общества и очень этим гордился.

Шли года, века, стали уже появляться школы, которые напоминали современные.

Сведения о самых первых школах можно найти в богатой истории Древнего Востока.

Шумеры, давно исчезнувшем народе узнали только лишь в XIX веке. Жили те шумеры в низовьях рек Тигра и Евфрата, создавая высокую культуру. Они умели довольно многое: орошать поля, прядь и ткать, ковать из меди и бронзы свои орудия труда, знали большое гончарное искусство. За эти 3000 лет до н. э. шумеры имели свою письменность, владели основными правилами алгебры, умели извлекать квадратный корень из любого числа. Были тогда и школы, которые называли"домами табличек", ведь посещавшие их ученики писали только на глиняных табличках, читали и учились тоже по ним. Будущие писцы - "дети дома табличек" - учителя держали довольно строго. Главой школы являлся наставник - уммиа. Помогали ему "старший брат" - помощник наставника, несколько учителей, человек, который всегда следил за дисциплиной. Как именно он этим занимался, ясно из наименования должности - "владеющий плетью". До настоящего времени дошло огромное множество табличек, которые были написаны учениками, из которых можно точно узнать, какие точно предметы изучали все шумерские школьники. На одной табличке ученик в своем "сочинении" благодарит всех учителей за данную науку - ведь они смогла научить его рассчитывать площадь, поэтому теперь он сможет сам производить расчеты в строительстве, рыть канал. Археологи смогли найти таблички, на которых записаны даже имена богов, те названия животных и растений, перечисленные городовые и храмовые должности со званиями - словом, все, что каждый учащийся был обязан твердо и точно знать. Обучение растянулось на много лет. Те, кто оканчивал "дома табличек", становились важными начальниками работ в мастерских, на любом строительстве, возделывая земли. Без этих школ не было у древнего народа высокой культуры: шумеры тогда умели не просто читать, умножать и делить, также писать стихи, сочинять красивую музыку, знали астрономию.

О древних жителях другого самого древнего государства - Египта - известно несравненно больше, нежели о шумерах. Знаем, что у них тоже были свои школы, что учиться в Египте было совсем не так просто. Надо было точно знать и уметь четко оперировать семью сотнями букв - иероглифов, следить, чтобы все строчки при письме были максимально ровными, а иероглифы красивыми. В одном случае следовало писать слева направо, но в других - справа налево, а вот в третьих - сверху вниз.

Как именно выглядела египетская школа тех далеких времен? Это большой двор при храме бога Амона (Ра) - главный египетский бог. В тени сидят двенадцатилетние мальчишки, а уже перед ними учитель. На нем надет белый набедренник, голова в знак чистоты максимально гладко выбрита, на груди большая подвеска, которая изображала павиана. Обезьяна считалась самым священным животным бога Тота - писец бога Ра и покровитель знаний, магии и медицины, ему известны все самые волшебные слова и чудодейственные заклинания. У ног учителя лежит самый непременный атрибут обучения - треххвостая плеть. Ученики сидят на плетеных циновках, каждый имеет свою плетеную сумку, в которой дощечка с углублениями для черной и красной краски, пенал с необходимыми кистями, сосудик для воды и остравки- своеобразные глиняные таблички для письма, ведь на папирусе разрешалось писать только старшеклассниками. Учитель строго диктует, а ученики пишут на своих табличках. Это слова из древнеегипетского "Поучения школьнику", которым всегда начинался каждый учебный день: "Вы подобны кривому рулю, вы как дом без хлеба, обезьяна и та понимает, обучают даже львов, только не вас. Смотрите, будете биты - уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют".

В Древней Греции каждый школьный день начинался со стихов. Учитель сам читал их, а ученики за ним повторяли. Продолжалось пока все не заучат наизусть достаточно большой отрывок, целое произведение. Для более "лучшего" запоминания учитель ставил на стол рельеф со стихами. Заканчивали учебный день: учитель снимал этот рельеф со стихами и ставил вместо него амфору, изображающую порку школьников. Каждый ученик знал строгое выражение: "Коль хочешь от Муз счастья и радости, нерадивому как следует всыплешь". Кстати, знакомое слово "педагог" в переводе с греческого означает "воспитатель", "наставник". В обязанности любого педагога входило обучать детей самым хорошим манерам, следить за поведением детей на улице, провожать в школу. В школе существовали тогда уже свои правила: "Громко не говори, не клади ногу на ногу, встань, когда входит старший". В программу основного обучения кроме письма и чтения входило еще семь свободных искусств. На первом этапе изучали основную грамматику, риторику, диалектику, а уже только на втором - арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Большое внимание уделяли физическим упражнениям. С ранних 12 лет школьники всю вторую половину дня проводили в палестре - гимнастическая школа, название "палестра" происходит от слова "палэ" - борьба. Все ученики бегали, прыгали, обучались верховой езде, метали диски.

В Древнем Риме мальчиков начинали на обучение с 7 лет. Дети всех бедняков посещали начальную школу, в течение пяти лет учились читать, писать и считать. Учительв такой школе был человек более "низкого происхождения", но знавший грамоту.

Занятия проходили всегда под открытым небом, под самым простым навесом, где стоял стул для учителя и скамья для учеников. Дабы всех мальчиков ничего не отвлекало, их отгораживали неким занавесом. Учебный день начинали очень рано, только в полдень дети уходили домой позавтракать, после снова возвращались в школу. Никаких определенных учебников у них не было, все записи вели под диктовку учителя. Собственно на начальной школе и заканчивалось основное обучение детей бедняков. Дети состоятельных родителей свою начальную школу не посещали, главные азы обучения проходили дома под руководством отца или специально нанятых учителей.

Научившись правильно читать и писать, дети отправлялись к грамматику. Грамматики - образованнейшие люди, которые серьезно занимались историей, литературой, критикой и другими науками. Они могли толковать тесты древних авторов, составлять справочники. Основная задача состояла в том, чтобы научить мальчиков правильно говорить и писать, основательно ознакомиться с литературой, дать самые начальные понятия в разных областях знаний - от философии до астрономии. После серьезной подготовки мальчик лет в 14 мог поступать в "высшее учебное заведение" - риторскую школу.

Автор: Наталья Андреева

www.corporativ.by

Древнегреческие школы

Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».

Древняя Греция и, в частности, Афины – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование

Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

 

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

 

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.

Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

Мальчики пели обрядовые песни. Хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами». Они же обучали игре на разнообразных инструментах. Чаще это были кифара и лира.

Интенсивное физическое развитие начиналось с 12 лет. Обязательными были занятия гимнастикой. Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

Занятия спортом шли в специально предназначенных для этого местах. Помещения, больше похожие на гимнастические залы или манежи, называли «палестры». Уроки сопровождали звуки флейты. В Греции с самых древних времен было принято устраивать музыкальное сопровождение при занятиях любым спортом.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

 

Обучение представительниц прекрасной половины

 

Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

С семи до 20 лет мальчиков воспитывали в лагерях. Были эти заведения государственными. Молодые люди постоянно тренировали свою выносливость, наращивали силу. Без физической подготовки не проходило ни дня. Условия в таких заведениях были что называется «спартанскими». Это значит – довольно жесткими. Спали мальчишки чуть ли не на голых досках. Самым сообразительным доводилось собирать солому на подстилку. Одежды, кроме набедренных повязок, у воспитанников лагерей не было. Ею доводилось обзаводиться в возрасте примерно 12 лет. Считалось, если ребенок дожил до таких лет, он будет воином, достойным жителем и защитником Греции.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Кстати, главными методами воспитания в Спарте были жестокость и суровость, практиковались разнообразные наказания. Во всем учителя Спарты проявляли твердость характера, выдержку. При этом имело место чрезмерное увлечение военным делом, что считалось нормой для Спарты, но не для остальной Греции. Конечно, невосполним был урон, который наносился умственному и творческому развитию детей-спартанцев. За это современники спартанцев афиняне и жители других полисов критиковали их воспитание, поскольку во всей остальной Греции больше почиталась так называемая «калокагатия» - идеалы красоты, добра, мудрости, креативности, если говорить современным языком.

Афины

В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные – учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше – высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Те, кто мог заплатить за обучение, после школы отдавал своих отпрысков в гимназии («гимнасий».) Отроков готовили и к воинской службе. В Афинах действовала учебное заведение, по современным меркам напоминающее военное училище. Мальчики шли в него с 18 лет. В последующем их ждала служба в армии.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

gidvgreece.com

История появления первых школ. | История

Школы в древнем мире

Первые школы появились достаточно  давно. Первые школы были незаменимым атрибутом развития человеческой цивилизации. Древнейшая цивилизация — Древний Египет, то именно здесь появились первые школы древнего мира.

Школьная традиция в древнем Египте  формировалась  на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться в  древнем Египте могли не все, а только благородные  юноши. Это прежде всего дети фараона,  жрецов и высокопоставленных чиновников. Школьной формы  ещё не появилось.Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, именно на нём они делали записи и пометки. При поступлении в школу  и её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время.  Очень важным атрибутом обучения в Египте являлось посвящение  в  религиозные мистерии школьников. Вероятно в первую очередь в школе обучали только им, особенно на раннем этапе. Об этом многие учёные утверждают в связи с тем, что все школы в древнем Египте находились при храмах.

Затем от древнего Египта перенесёмся в древний Восток — города Междуречья (Тигра и Евфрата). По данным учёных в каждом городе  Междуречья существовали школы, находились в своём большинстве  при храмах.  По-шумерски школа переводилась как «эдубба» – «дом табличек». Основное предназначение школы в Шумерском царстве — подготовка писцов. В процессе обучения в школе письму использовались в Шумере  глиняные таблички,  писали на которых ученики заостренной палочкой. По данным археологов,  школы были небольшими, обучалось письму в них около  20–30 учеников с одним учителем.  Учитель в таких школах создавал нужные таблички с текстом, дети их переписывали и учили наизусть, так происходило обучение письму. В крупных «эдуббах» (больших школах) было несколько учителей, дети в таких школах обучались также счёту и рисованию.

Школьной формы в Шумере не было, но дети одевались  как будущие писцы. Школьники всегда носили с собой несколько табличек и палочку, по этим атрибутам их всегда можно было отличить. К I тысячелетию до н. э. в Шумере складывается некий идеал образования, он включает в себя владение письмом на хорошем уровне, умение  составления документов, музыка и пение,  знание обрядов магии, основных сведений из биологии и географии, математические вычисления.

Из Египта и Междуречья школа как институт обучения детей переходит и в Грецию. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в  V в. до н.э. среди свободных греков  не было неграмотных людей. В это же время в Греции обучение полностью переходит в школы, ранее оно происходило дома.

http://referat.nur.kz/

Первая известная школа  была создана  в древней Греции известным на весь мир  философом и ученым Пифагором. Она и была названа в его честь  – Пифагорейская школа.  Пифагор в юношеские годы много путешествовал  по миру в поисках  знаний, он  проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс  в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей Греции.

vladhistory.com

Школа прошлых времен – история общего образования | history-thema.com История

какой была школа в старинуПередача знаний от старшего поколения к младшему – характерная черта человеческого общества, двигающая научный и технический прогресс. Во все времена, во всех культурах взрослое поколение, прежде чем выпустить в жизнь подрастающее, подготавливало и подготавливает его, снабжая необходимыми сведениями и навыками, закрепляя в нем способствующие адаптации к традиционному укладу жизни привычки. Как правило, большинство нужных сведений о повседневности представлений о поведении в окружающей среде и обществе люди всегда получали от своих родителей. Но по мере усложнения общественных отношений, развития технического уровня жизни увеличивалась необходимость и в более сложных навыках и умениях. Здесь у родителей детей, обычно занятых обеспечением семьи, могло не хватать времени на их обучение, а когда в человеческом обществе появились разнообразные профессии, и дети нередко занимались иным делом, нежели их родители, те вообще не могли им передать никакого специального знания. Поэтому в общинах стали появляться люди, специально занимающиеся обучением подрастающего поколения. Сначала это были, конечно, самые старшие члены общества, у которых уже не хватало сил самим заниматься хозяйством, и они избирали себе посильное, но не менее ответственное занятие. А среднее поколение, пока его дети учились жизненным премудростям у стариков, могло больше заниматься производительным трудом, что благополучно сказывалось на состоянии всей общины.

Появление и развитие института государства поставило общество перед необходимостью воспитывать людей, обладающих навыками, необходимыми для управления тем: умением читать и писать, разбираться в законах и объединяющих общество вопросах (религии, идеологии). Эти же знания были нужны жителям, часто перемещающимся по стране, например, торговцам. Тогда знающие, опытные люди стали за взимаемую с сограждан определенную плату собирать – обычно при своем доме, их детей и обучать нужным наукам. Так и появились первые в истории человечества школы. Конечно, очень долго – практически до Нового Времени, в школу ходило меньшинство детей, в основном из семей общественной элиты. Крестьяне – большинство населения всех стран древности и Средневековья, жили все так же простым производственным трудом, почти все жизненные навыки получали от своих родителей, с детства помогая тем по хозяйству, и были вполне удовлетворены, если на три близлежащие деревни имелся один грамотный человек. Школа крестьянам, как правило, была просто не нужна.

Тем не менее, обучение в школах раньше, даже с сегодняшних научно-технических высот кажущееся примитивным и подчас наивным, в далекую старину открывало перед человеком большие жизненные перспективы. Уже грамотность, с помощью которой можно было изучать законы и путешествовать в поисках лучшей доли на большие расстояния, высоко ценилась в обществе. Грамотные люди становились государственными чиновниками, могли дальше учиться на жрецов и священников, что обеспечивало верный кусок хлеба; грамотность и умение считать деньги и товар были абсолютно необходимы купцам. И даже в сельской местности грамотного человека звали всюду, где нужно было прочесть пришедшую от властей бумагу, поэтому он был исключительно уважаем, его ценили, ему помогали, его берегли.

Среди изображений настенной росписи и посуды Вавилона и Древнего Египта, Древних Китая и Индии часто встречаются картинки, где показаны школьные занятия. Перед взрослым человеком – надо полагать, учителем, сидят дети и все как один пишут что-то на папирусе (Египет) или глиняных табличках (Вавилон). Известны и расшифрованные древневосточные тексты с описанием школьной жизни.как учились дети в прошлом

О школах античности в связи с повышением общего культурного уровня греко-римского мира мы знаем больше. Многие греческие города-полисы, в том числе древние Афины и Спарта, общее образование детей граждан сделали обязательным. Население города-государства было невелико в сравнении с населением целой страны, поэтому греки считали, что каждый гражданин должен уметь управлять своим государством. А значит, все должны были быть грамотными и обладать нужными знаниями. В древнеримском государстве обучение в школе тоже было доступно для детей из самых разных семей – и аристократических, и сельских. Римляне очень ценили науку, наравне с совершенством воинского искусства обеспечивавшую им господство в Европе, Западной Азии и Северной Африке. В школах Греции и Рима ученики, помимо освоения грамоты, овладевали литературными знаниями, умением сочинять и декламировать стихи, сведениями об истории (естественно, окутанными мифическими представлениями), выполняли гимнастические упражнения. Обучаясь грамоте и счету, древнегреческие школьники писали острым стержнем – стилем, на натертых воском дощечках. Судя по реплике из одной греческой пьесы, дощечки покрывали воском, готовя к письму, родители учеников. В древнеримских школах делался перерыв в занятиях в самое жаркое время лета — когда солнце проходило через созвездие Малого Пса, по-латински называемое Canicula — «собачка» (отсюда: «каникулы»).

В Средневековье человеческое общество имело более сложную структуру в сравнении с античным. Оно четко разделилось на сословия – группы людей, из поколения в поколении занимающихся одной деятельностью, отчего различающиеся по своему правовому статусу и внутренним традициям. Основной производящей силой было крестьянство, торговля и, соответственно, экономическая жизнь страны находилась в руках купечества, государством управляло дворянство, а идеологическими вопросами, объединяющими нацию, ведало духовенство. Важной прослойкой общества были также бюргеры – городские жители, изготовлявшие различные предметы обихода, а также оружие. С таким разделением общества произошло и разделение специализации школ. Дети из определенного сословия обычно посещали и школу своего сословия. В большинстве стран средневекового мира сельские школы были редким явлением. Бывало, что феодалы, нуждавшиеся в грамотных служащих, содержали школы для своих крестьян. В сельских школах никаких глубоких знаний не давали: детей учили читать, писать, пользоваться четырьмя арифметическими действиями – и для крестьянина достаточно. В странах исламского мира детей сельской местности обучали также основам религиозного знания, а начальные школы (куттабы) при мечетях были достаточно распространены как в городе, так и в деревне, поскольку того требовал религиозный закон. В городах средневековой Европы с XIII в. стали появляться бюргерские школы, к XV в. распространившиеся во всех странах. Там дети обучались не только грамоте и счету, но и  составлению деловых бумаг, мерам и весам, ценности различных монет. Этого требовал городской уклад жизни. Учиться дети бюргеров начинали с 6 – 7 лет. Вместе обучались мальчики и девочки. Родители сами смотрели, когда их ребенок достигнет нужного уровня образования и, посчитав, что он уже овладел достаточными знаниями, просто забирали его из школы. Учебу городские дети Средневековья совмещали с помощью родителям в лавках и мастерских.чему учили детей в средние века

Самый перспективный уровень образования в средние века давали религиозные школы. В Европе это были церковные и монастырские школы, в мусульманских странах – медресе. Помимо грамоты, арифметики и углубленных религиозных знаний, в них в соответствии с дошедшей от античных времен традицией преподавались такие науки как логика, риторика, философия, история, география. Сегодня может показаться, что в старинном образе изложения этих наук (например, в Европе школьников учили, что земля – это «блин, плавающий в воде», а центр ее – это гора Голгофа в Иерусалиме) нет никакого смысла, однако в действительности в условиях средневековой жизни, когда подавляющее большинство людей было глухо замкнуто в своей сословной среде, изучение библейских и коранических рассказов, изречений известных философов способствовало развитию широты мышления и кругозора. Как бы средневековая церковь ни боролась с рационализмом, именно из церковных учебных заведений вышли многие ученые и философы эпохи Возрождения, положившие начало раскрепощению человеческого мышления и, как следствие, усилению научного прогресса. Очень важную роль в мировом прогрессе имело преподавание во всех церковных школах Европы латинского языка, в медресе исламских стран – арабского, заимствования из которых обогатили языки самых разных народов мира.

В религиозных школах учились только мальчики, так как они готовили будущую государственную элиту, а женщины в средние века не занимали государственных или церковных должностей. В европейских церковных школах дети сначала зазубривали на слух молитвы и псалмы, а затем, когда их обучали письму, эти же молитвы и псалмы они учились разбирать на книге. Осваивали письмо дети сначала, как в античности, на натертых воском дощечках, затем учились писать гусиным пером на пергаменте – тонкой телячьей коже. На все это уходило несколько лет, после чего следовало заучивание таблицы умножения, изучение церковных догм. Процесс обучения был очень тяжелым, и многие выпускники европейских церковных школ становились просто приходскими священниками, кое-как умевшими разбирать основные религиозные тексты. В самых элитных школах – при епископских кафедрах, изучали весьма сложные по тому времени науки (например, искусство логически опровергать доводы противников католической церкви), а весь процесс обучения мог занять свыше десяти лет. Обязательно изучалась астрономия, так как с ее помощью вычислялось время наступления церковных праздников. Согласно представлениям того времени, небесные светила вращаются вокруг земли. Однако именно в Средневековье было рассчитано, что один солнечный год равен не ровно тремстам шестидесяти пяти дням, а потому, чтобы впоследствии не сбиться со счета времени, каждые четыре года необходимо добавлять к нему еще один день. И в 1582 г. римский папа Григорий XIII ввел более точный, действующий теперь в большинстве стран мира (хотя в православной России старое летоисчисление действовало вплоть до революции) Григорианский календарь.

В исламском мире, где вся повседневная жизнь, включая государственную, тесно связана с религиозными догмами, выпускники медресе являлись не только богословами, но и фактически квалифицированными юристами, поэтому имели все шансы занять серьезную государственную должность.

-00kyt2Во всех средневековых школах занятия начинались с утра. В начальных, где объем учебного материала был невелик, они длились недолго, и после уроков дети расходились помогать родителям по хозяйству. В религиозных занятия могли идти целый день. Учебный распорядок в разных школах мог быть разным. Какие-то школы работали каждый день, какие-то – только раз – два в неделю. В начальных школах мог быть всего один учитель. Только в XVII в. чешский педагог Ян Амос Коменский разработал действующую сегодня по всему миру классно-урочную систему образования. В школах, организованных по его образцу, учебный процесс в течение дня разделялся на отдельные уроки, каждый из которых был посвящен определенной дисциплине.

Средневековые школы Европы были отделены от государства, так как учреждались либо общинами (бюргерские), либо феодалами (сельские), либо церковью. Поэтому государство обычно не контролировало условия обучения в них. Нередко там не соблюдалось санитарных норм (как, впрочем, в европейской повседневности вообще), учащиеся из отдаленных местностей жили впроголодь.

В Новое Время в связи с бурно развивающимся экономическим и техническим прогрессом число школ увеличилось, их специфическое разделение усилилось. Появлялись специальные школы для детей моряков, солдат, ремесленные школы. Теперь и в Европе светские школы все чаще стало учреждать государство, которому требовалось все больше грамотных, образованных людей. В школах широко стало распространяться обучение естественным наукам, практическим знаниям, формирование у учащихся умения рационально мыслить, не опираясь на устоявшиеся веками представления. В мусульманских странах, где оставалось сильным влияние религии, до XX в. по-прежнему наибольшие перспективы в жизни давало образование, полученное в медресе. В странах Европы, в том числе в России, значение церковных школ неуклонно падало. Самый высокий уровень среднего образования давали гимназии и лицеи. В этих элитных школах преподавались естественные и точные науки, классические языки (греческий и латинский), литература и история, проводились гимнастические занятия. Гимназии и лицеи, представлявшие собой совмещение педагогических достижений Европы своего времени и античного мира, во многом напоминали современные школы. Обыкновенно их ученики даже должны были носить определенную форму одежды. Однако учебный процесс в них был особенно тяжел из-за большого объема учебного материала, оставшейся от Средневековья зубрежки и часто жесткой дисциплины, отражавшей милитаристский дух буржуазной Европы. В Новое Время распространяются экзамены, проводившиеся в средних учебных заведениях не только для выпускников, но и для учащихся, просто окончивших очередной курс обучения. Обучение в гимназии, например, требовало от семьи ученика больших материальных затрат, а сложность образовательного процесса часто была непосильной для детской психики (в то время профессиональных психологов, участвовавших в организации учебного процесса, еще не существовало). Поэтому отсев из гимназий был высок, многие гимназисты «проваливались» на экзаменах, и получалось, что родительские деньги и несколько лет тяжелого физического и умственного напряжения ученика пропадали впустую. Не случайно современники отмечали, что в России XIX в. дни школьных экзаменов превращались едва ли не в общенациональное горе, и даже государству порой приходилось принимать меры, чтобы сдержать произвол школьных учителей.

Дисциплина в прошлом – от времен древневосточных цивилизаций до начала XX в., во всех школах была достаточно суровой, что отражало саму трудность человеческого бытия в прошлые века. Школы воспитывали безоговорочное подчинение младших старшим, свойственное патриархальному быту и являвшееся в древности и Средневековье подчас залогом самого выживания в эпоху частых войн, голода, эпидемий. До XIX в. и в Европе, и в Америке, и в странах Востока во всех школах одним из основных средств поддержания дисциплины были телесные наказания. Они воспринимались как естественная и неотъемлемая часть школьного быта, считались обществом, в том числе родителями учеников всех сословий, необходимостью. В каких-то школах их применяли умеренно и лишь как последнее средство привлечь детей к порядку, в каких-то – жестоко и по всякому поводу, но использовали везде. В повествующей о школьной жизни одной вавилонской табличке упоминается «человек с бамбуком» — вероятно, помощник учителя, поддерживающий дисциплину во время занятий. На древнегреческом рисунке, изображающем школьную комнату, виден висящий на стене хлыст, сделанный, по-видимому, из хвоста коровы. Все основатели педагогической мысли Средневековья, в том числе такие известные исторические личности как аль-Газали в исламском мире, Томас Мор в Англии, Сильвестр в России и сам Ян Коменский были убеждены в необходимости применения физических наказаний к ученикам. Розги, а также кожаные плети и «дисциплины» — тонкая металлическая цепь, обернутая кожей, были фактически символом европейской средневековой школы. Только с распространением идей Просвещения высшее общество Европы начинает пересматривать свое отношение к телесным наказаниям в школах, считая, что они подавляют волю ребенка и препятствуют свободному развитию и духовному совершенствованию человеческой личности. Кроме того, злоупотребления ими в некоторых школах конца Средневековья и Нового Времени, часто стали приводить к несчастным случаям. Поэтому c XIX в. все больше европейских стран запрещает телесные наказания в школах, а в XX в. почти по всей Европе и многих бывших колониях европейских стран они уходят в прошлое. В Великобритании они были полностью отменены только в 2003 г., в школах многих стран Азии и Африки (в том числе в Японии и ряде исламских стран) распространены до сих пор.

Европейская и американская школа конца XIX – начала XX в. – это уже школа современного типа с преподаванием имеющих практическое значение наук, без увлеченности классическими языками и отвлеченной философией. Сословный строй разрушается, изжив себя в новых, экономически активных условиях. Распространяется бесплатное общее образование для детей всех слоев населения, одинаково доступное для мальчиков и девочек, которые все чаще обучаются вместе. Преподавание религиозных знаний сохраняется лишь в школах, учрежденных церковью и монастырями. Светские школы открываются и получившими европейское образование просветителями в странах Азии, Африки, Латинской Америки – колониях европейских держав, где они тоже постепенно вытесняют традиционные и церковные. Под влиянием европейского просвещения куттабы исламского мира тоже заменяются на организованные по европейскому образцу начальные и средние школы, а медресе выпускают лишь носителей общего религиозного знания. В мусульманских странах, где после освобождения от колониальной зависимости установились светские режимы, светские школы так же, как и в Европе, вытесняют религиозные. В странах же, где по-прежнему исламский строй является основой государственности, в школах, устроенных по современному общему типу, продолжают преподавать наравне с точными, естественными и гуманитарными науками и религиозные знания. как раньше учили детей

Еще по теме: — Детство в разные эпохи истории человечества (ч. 1)

— Детство в разные эпохи истории человечества (ч. 2)

                          — Страны и ученики  – начался учебный год

8 194

history-thema.com

как учились дети до нашей эры?

Современные школьники пришли бы в ужас, если бы узнали, в каких условиях учились дети Древнего Рима…

Сегодня только ленивый не ругает современное образование, оглядываясь на то, что «раньше преподавали лучше». Между тем, такие проблемы существовали всегда: в истории человечества не было такого этапа, на котором все были бы довольны обучением собственных детей. Поэтому стоит заглянуть в прошлое и выяснить, как учились дети, жившие до нашей эры: устраивало ли их древнее образование?

Кто мог посещать учебные заведения?

древнее образование

Первые образовательные учреждения, именуемые scholae, были открытии в Древнем Риме в III веке до н.э. Бедным гражданам обучение было недоступно из-за того, что все школы были платными. Впрочем, чернорабочим, ремесленникам и рабам в голову не приходило требовать бесплатного образования для своих детей – всем необходимым навыкам те учились дома, работая подмастерьями с юных лет. Зажиточные представители римского общества отдавали детей в частные школы, в которых их отпрыски могли научиться грамоте и завести полезные знакомства.

дети на уроке

Сначала девочки и мальчики обучались в одних классах, но позже введена была система раздельного обучения. Из-за главенствующего в ту эпоху патриархата, на отдельных уроках мальчикам преподавали искусство ведения боя и основы римского права, а девочкам – основы медицины, управления прислугой, ухода за детьми. Нельзя сказать, что к слабому полу относились предвзято: наоборот, уже после окончания первого класса девочкам нанимали дополнительных учителей для домашних занятий. Помимо базовых предметов, персональный гувернер преподавал ей пение, танцы, риторику и музыку: развитие получалось более чем всесторонним. Чем образованнее была невеста, тем больше шансов у нее было стать женой видного политического деятеля.

На чем основывалась система обучения?

система обучения

Римское образование само было разделено на две школы: страха и азарта к обучению. В одних основной мотивацией была возможность испытать физическую боль из-за непослушания и невыученных уроков, в других – стремление вести оживленные споры и сообща искать истину. В заведениях первого типа детей избивали за малейшую провинность, поскольку педагоги были уверены, что ребенок будет учиться старательнее, если будет до смерти бояться учителей. Более демократичные школы прививали интерес к прослушиванию занятий интеллектуальными беседами с учениками и практически дружбой учителей с учениками.

Кем были учителя римских школ?

учителя римских школ

Поскольку обучение было платным и стоило немалых денег, образовательный процесс доверяли лучшим из лучших. Основателями первых школ были либо римские светила науки, либо освобожденные греческие рабы, привозившие в город систему образования, увиденную на родине. Правительство Рима быстро убедилось, что рабы и вольноотпущенники – не лучшие учителя, потому что мало знают, не успели повидать мир и работают спустя рукава. Для преподавания ключевых предметов приглашались опытные военные, политики, богатые торговцы. Им было, что рассказать и они могли поделиться реальным опытом, полученном в бою или во время путешествий – такое образование ценилось выше скучных лекций, которые читали грамотные рабы.

Как выглядела школа в Древнем Риме?

как выглядела школа

Древнеримские scholae отличались от современных образовательных учреждений, имеющих отдельное здание и государственную поддержку. Они располагались в зданиях магазинов или даже терм (римских бань). Владельцы школ арендовали помещения в частных постройках, отгородив классы от посторонних глаз тканой занавеской. Мебельное убранство было минимальным: учитель сидел за деревянной кафедрой, а ученики располагались на низких табуретах, разложив на коленях все необходимое для занятий.

Бумага стоила слишком дорого, чтобы ее разрешали марать ученикам начальных классов. Те дети, которые не умели еще писать, заучивали уроки вслух, остальные – писали палочками на восковых дощечках. Мальчики старшего возраста, обучившись письму без ошибок, получали разрешение писать на пергаменте, изготовленной из тростника и папируса по методике древних египтян.

Какие предметы преподавали в школах?

предметы

В Римской империи впервые был установлен школьный канон – обязательный список дисциплин и перечень вопросов, которые ученик должен был усвоить перед вступлением во взрослую жизнь. Их записал и передал будущим поколениям ученый Варрон (116-27 до н.э.): он называл девять основных предметов – грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, риторику, диалектику, музыку, медицину и архитектуру. Как уже было упомянуто выше, некоторые из них считались сугубо «женскими», поэтому медицина и музыка впоследствии были исключены из основного перечня. Даже в начале нового тысячелетия лучшим комплиментом для молодой римлянки оставалось «puella docta» - «настоящий врач». Школьные предметы получили название «свободных искусств», потому что предназначались для детей свободных граждан. Интересно, что навыки рабов назывались «механическими искусствами».

Как проходило обучение?

правила обучения

Когда ученики современных школ жалуются на чересчур плотный график занятий, им нужно рассказывать о том, как учились дети Древнего Рима. У них не было выходных дней: занятия проходили семь дней в неделю! Школьные каникулы приходились только на религиозные праздники, которые назывались «феериями». Если в городе стояла летняя жара, занятия также прекращались до того, как она спадала и можно было снова заниматься без ущерба для здоровья.

Учебный год начинался в марте, занятия ежедневно начинались на рассвете и заканчивались с наступлением темноты. В школе дети считали на счетах, пальцах руки или камушках, использовали чернила из каучука, сажи и внутренней жидкости осьминога.

Куда можно было пойти после школы?

высшие учебные заведения

Университетов в их современном представлении не существовало, но продолжить обучение после классической школы подростки вполне могли. Выпустившись из нее в 15-16 лет, юноши, при наличии достаточных средств у их родителей, попадали на высшую ступень образования – риторическую школу. Здесь они знакомились с ораторским искусством, правилами составления речей, экономикой, философией. Необходимость в таком образовании подстегивалась тем, что выпускники школ риторики практически гарантированно становились государственными деятелями, а то и сенаторами.

 

womanadvice.ru

школа в разные исторические времена и ее функции в обществе

 

Прародителями современных школ стали римские и греческие школы. Обеспеченные родители в Древней Греции и Риме часто посылали своих детей к знаменитым философам, чтобы те перенимал у них мудрость и знания.

Однако свои занятия философы проводили индивидуально: они приглашал ученика либо к себе домой, либо отправлялись с ними на прогулку. Со временем известные греческие ораторы начали путешествовать по городам, обучая местное население.

Именно в этот период возникла необходимость организовать специальные учреждения, в которых бы все желающие собирались слушать лекции мыслителей. Так в Древней Греции и Риме начали появляться первые школы.

Древние школы организовывались на площадях, а не в помещениях. Такие площади со временем начали называться гимназиями. Примечательным является тот факт, что в первых школах обучение письму и грамматике началось сравнительно поздно - в 300 году н.э.

До этого времени в школах проводили дискуссии, обсуждали политические и философские вопросы. В Спарте занятие в школах представляли собой военную подготовку. С раннего возраста мальчиков обучали боевым искусствам.

Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения 

Существует много теорий о том, какими были причины возникновения школ в период античности. Одна из них – это то, что родители просто хотели занять своих детей каким- нибудь делом, чтобы они не мешали им работать.

Подобная теория имеет свое подтверждение, так как первыми учениками были старики и дети – нетрудоспособные категории населения. В античных школах особое внимание уделялось духовному развитию детей: их учили основам философии и религии. 

В период Средневековья школы носили религиозный характер. Зачастую они открывались при монастырях и соборах. Главной дисциплиной был латинский язык, на котором проводилось богослужение. Детей учили письму и чтению.

По окончанию монастырских школ, ребенок имел возможность стать помощником священника. Дети богатых купцов часто посещали средние школы, в которых преподавалось всего семь дисциплин: грамматика, логика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка география.

Средневековые школы славились суровыми методами обучения: к ученикам часто применялись телесные наказания, которые могли приобретать характер пытки.

С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе.

Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.

Функции школы в обществе

Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.

Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Влияние родителей на самооценку подростка: повышение и понижение самооценки Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДоступность школы: обязательное обучение и школа в информационном обществе

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Какими были школы от древней Руси до современности

1 сентября миллионы детей пошли в школу — так же, как их сверстники 100, 200 и даже 500 лет назад. На Руси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.

В IX веке, когда только появилось отдельное государство — Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов — языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги — Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад. Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» — 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород — самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии — церковно-приходские школы.

XI век

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» — собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

XVII век 

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы. Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

XVIII век

К этому времени вследствие развития уважения к человеческой личности, возникновения понимания важности развития человека, его образования для счастливой жизни возникло множество общеобразовательных школ, где учились мальчики, и частных пансионов для девушек.

На территории Российской Империи стали появляться профильные учебные заведения: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская школа; Медицинское училище; Инженерная школа, здесь тоже могли учиться только мальчики.

В это же время, в 1764 году, открылся Смольный институт для девушек, где они учились с 5-6 лет целых девять лет подряд. Там они получали комплексное образование: учились писать, читать, считать, изучали иностранные языки, брали уроки танцев, музыки, учились поведению в обществе, хозяйственным дисциплинам. В Смольном могли учиться только дети дворян. В 1869 году в России открыли первое женское учебное заведения с университетской программой — «Высшие женские курсы».

До начала двадцатого века школьникам жилось достаточно сложно, многие учебные заведения — это интернаты закрытого типа. Школьники постоянно там жили, очень редко, только лишь на праздники, они могли увидеть родных. Тем, кто хорошо учился и вел себя, устраивали встречи с родными прямо в помещении школы. О том, чтобы гулять по вечерам, ездить к друзьям в гости или просто где-нибудь веселиться, речь не могла идти — это было запрещено, это каралось разными извращенными трудовыми наказаниями. После 19.00 школьники не могли покидать помещение учебного заведения, где они жили, это происходило лишь в том случае, если они отправлялись куда-либо организованно, а это случалось редко.

Дети, которым посчастливилось учиться в обычной, по нашим меркам, открытой школе также жилось не на много веселее, чем воспитанникам школ-интернатов, ведь даже после того, как занятия в школе заканчивались, дети оставались под надзором учителя. Он каждый вечер захаживал домой к ребенку и проверял, занимается ли он уроками, не нужна ли ему помощь. Отправиться гулять или в гости без разрешения учителя было невозможно!

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина. 

В 1834 году была введена школьная форма. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В это же время появилась женская форма. И если форма мальчиков с тех пор менялась неоднократно, то женская форма — коричневое платье и белый фартук кардинально больше не изменялась.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

XX век

В ХХ веке среднее образование стало обязательным для всех. Именно тогда права мужчин и женщин на образование сравнялись, школы стали похожи на современные. Теперь дети ходили в школу каждый день и возвращались оттуда домой. После того, как ребенок выходил из школы, ответственность за его жизнь и здоровье начинали нести родители, и уже они решали, куда ему идти, когда выходить на улицу и до которого часа гулять. Конечно, оставались школы закрытого типа, они есть и сейчас, это в основном специализированные заведения: военные, музыкальные, танцевальные.

molportal.ru


Смотрите также