Древние индийские танцы. Танцы Индии: история древнего искусства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История возникновения Индийских танцев. Древние индийские танцы


История индийского танца | Astrostar.ru

Классический танец в Индии считают одной из форм йоги, признавая в нем синтез физической выносливости и духовной энергии. Основная движущая сила индийского танца - индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд и обрядов.

Согласно индуистской мифологии, первым танцором был бог Шива. Своим космическим танцем Тандава он создал мир из хаоса. Этим же танцем мог и разрушить его. В ипостаси танцора Шива известен как Натараджа - Владыка Танца. Шива научил танцевать свою супругу Парвати, так возникла женская форма танца - Ласья.

Поначалу танец был доступен лишь небожителям. В небесном дворце царя богов Индры устраивались пышные празднества, где самые прекрасные апсары - полубожественные танцовщицы - показывали свое искусство. Когда же сам Шива танцевал Тандава, боги считали за великое счастье составить ему оркестр. Вот как описан этот танец в одном из древних санскритских текстов:

"Энергия третьего глаза Шивы заставляет содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной улыбкой. По волосам Шивы, украшенным луной и звездами, спускается на землю Ганга. В руках Натараджи - трезубец, барабанчик и священный огонь. О Шива, исполняющий Тандава со своей супругой Парвати, ваш танец заставляет все миры замереть в трепетном восторге. Вишну играет на мридангаме, Индра - на флейте, Брахма задает ритм танцу, Сарасвати аккомпанирует на вине, а Лакшми поет. О Натараджа, мой бог и покровитель, весь мир озарен огненной энергией твоего танца."

Простые смертные не могли видеть танцы богов. Но мудрец Бхарата за свои великие подвиги удостоился милости присутствовать во дворце Индры. Бхарата захотел, чтобы людям тоже стало доступно искусство танца. Он смиренно обратился к Брахме, создателю драмы, и Шиве, первому танцору, прося их открыть свои знания. Получив из уст Брахмы эти знания, Бхарата записал их. Так, по преданию, возникла "Натья Шастра" - "Наука о танце" - трактат, на основе которого развивались все стили классического танца Индии: Бхарата Натьям, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Мохиниаттам, Манипури, Катхак.

Затем Бхарата попросил Шиву и Парвати отправиться с ним на землю и научить людей танцевать. Шива научил танцу мужчин, Парвати - женщин. Согласно "Натья Шаcтре", понятие "танец" включает в себя нритта - чистый танец без смысловой нагрузки, в котором важна точность исполнения движений; нритья - танец, где сочетается техника исполнения и мастерство актерской выразительности; натья - драматическое действие. Эти три компонента, слитые воедино, порождают гармонию "Лалита кала" - тонкого искусства.

Современные формы классического танца Южной Индии - Бхарата Натьям, Кучипуди, Катхакали и Мохиниаттам - продолжают древние танцевальные традиции, присущие именно югу.

Система классического танца Кучипуди, возникшего приблизительно за 300 лет до н.э., представляет собой кульминацию развития существующих танцевальных направлений в культуре Индии. Основанный на фундаменте танцевального искусства "Натья Шастре", Кучипуди развивался, сохраняя чистоту древнейшего наследия. Богатство возможностей изображения различных, даже очень глубоких чувств в этом стиле является его главным достоинством. Особое место в Кучипуди, гармонично соединившим пение, танец и драматическое представление, занимают сольные танцевальные эпизоды. Свое название стиль получил по имени деревни в самом сердце штата Андхра-Прадеш. Эту деревню в XV веке правитель княжества Голконда подарил артистам. Изначально деревня называлась Кучелавапури, т.е. поселение актеров.

В средние века многие традиционные виды искусства Индии пришли в упадок. Танцы из ритуального действа превратились в придворное развлечение, артисты воспевали не бога, а своего покровителя. Именно тогда, в XV веке, жил человек, которому Кучипуди обязан своим сохранением в первозданной чистоте и необычайной популярностью даже сегодня, - танцор, поэт и мудрец Сиддхендра Йоги. Его песни о любви Сатьябхамы к Кришне послужили основой для известнейшего балета Кучипуди "Бхамакалапам".

Долгое время Кучипуди исполнялся только юношами из брахманских семей, женщинам было запрещено его танцевать. В середине нашего века от этой традиции отступили и представили девушек - исполнительниц Кучипуди. Если говорить о различных стилях индийского классического танца, Кучипуди по технике исполнения является одним из самых быстрых и сложных.

www.astrostar.ru

История индийского танца

Индийский танец – одно из главных достоинств Индии. Это искусство появилось 5000 лет назад. Его покровителем все жители Индии считают бога Шиву.

Все индийские танцовщики поклоняются Господу Шиве – за то, что он подарил человечеству средство, позволяющее ощутить, как его душа наполняется святым духом. Благодаря танцу, индусы духовно совершенствуются, развивают эстетические чувства и ум. Кроме того, развивается еще и гибкость тела и артистизм. По сложности все индуистские танцы сложнее, чем занятия хатха-йогой. Именно поэтому они оказывают благотворное воздействие на тело и весь организм человека. Сложные танцевальные комбинации, выполняющиеся быстро и с предельной концентрацией, укрепляют тело и положительно влияют на психику. Виды индийского танца Вообще, таких средств в Индии два – танец и йога. Первое средство индусы называют бхакти-маргой, путем любви. Йога же считается у них путем знания, джняна-маргой. Не смотря на то, что в настоящее время индийские танцы исполняются везде, а не только в храмах (как ранее – до того, как в Индию пришел Ислам), они не утратили своего духовного значения. Классические виды индийских танцев следуют теории «Натья-шастры» (индуистской науке о театре) и «Абхинае Дарпане» (мастерство актерской выразительности). Ранее существовали только ритуальные танцы. Но с тех пор, как в Индию пришли монголы, танцевальное искусство претерпело изменения. Появилось много видов «развлекательных» танцев – для увеселения знати. Все классические виды индийских танцев имеют в своей основе Натью. Натья – это священный индуистский танцевально-музыкальный стиль, основанный на теории Бхараты Муни «Натья-шастре». Помимо самого танца, стиль Натья включает в себя еще и искусство мимики (абхинаю) и пение. Некоторые виды танцев исполняют мужчины. Это сравнительно новые виды индийских танцев. Раньше – до влияния ислама – все танцы в Индии исполняли только девушки, постоянные служительницы храма. Sangeet Natak Akademi (национальная академия искусств) обозначила статусом «классический» восемь индийских танцев: Одисси, Манипури, Катхакали, Бхарата-натьям, Сатрия, Мохиниаттам, Кучипуди и Катхак. Другие энциклопедии относят к классическим еще несколько видов индийских танцев, но в Европе считаются классическими только восемь вышеперечисленных видов.

indian dance

Одисси и Бхарата-натьям относятся к «танцам освобождения души». В «Натья-шастре» такие виды танцев называются «марги». Чисто развлекательные виды индийских танцев называются «деси». Одисси и Бхаратанатьям практически не содержат диалогов и абхинаи. Легкая мимика используется лишь в нескольких видах Бхарата-натьяма. Катхак – один из сложнейших индийских танцев. Он насыщен абхинаей и исполняется на вытянутых ногах. В самом начале Катхак исполнялся на согнутых ногах (как большинство восточных танцев). Но чуть позже, поддавшись влиянию Персии, немного видоизменился. Манипури, Сатрия и Катхакали произошли (согласно древней легенде) от танца Кришны и Радхи («Раса-лила»). Эти три стиля относятся к «Дарбари-аттам» (одна из форм индуистских танцевальных искусств). В отличие от Манипури и Сатрии, Катхакали исполняется только мужчинами, а теория «Натья-шастры» задействована в нем в крайне малой степени. Такие виды индийских танцев как Кучипуди и Мохиниаттам в настоящее время не принадлежат к форме «Дарбари-аттам», хотя в них не меньше, чем в трех вышеперечисленных задействованы ваачика-абхиная (движения губ и глаз). Каждый индийский танец по-своему сложен. Иначе он не был бы таким захватывающим и не пользовался большой популярностью. Прежде, чем приступить к самому танцу, танцовщик обучается ему не менее пяти лет. На некоторые виды требуется и девять лет.Источник: www.indiada.ru

 

fitness-bellydance.ru

Танцы Индии: история древнего искусства

Искусство и развлечения 4 апреля 2017

Индия – страна, где до сих пор, несмотря на глобальные перемены в мире, трепетно берегут и чтут культурные традиции. Зародившись несколько тысячелетий назад, они продолжают играть важную роль в жизни индийцев. Впрочем, не только их. В последние годы во всем мире, и особенно на Западе, вырос интерес к самобытной культуре этой страны.

Формировавшиеся в течение многих столетий философские учения, а также архитектура, музыка и танцы Индии, представляют собой синтез религиозного сознания различных этносов, составляющих индийскую нацию сегодня. В основе ее культуры лежит стремление человека к единению с божеством.

Шива – бог-разрушитель и созидатель

Согласно древним преданиям, Брахма, обеспокоенный беспорядком на сотворенной им Земле, решил, кроме четырех Вед, хранившихся в строжайшей тайне, создать еще и пятую, доступную всем людям. С этой целью он обучил мудреца Бхарату драматическому искусству, в котором соединялись музыка, песня и танец. Бхарата, в свою очередь, поделился новыми знаниями с Шивой.

Этот бог-разрушитель, если хотел, мог и созидать. В отношении танца он проявил себя как раз во второй ипостаси. Те же предания утверждают, что Шива, будучи непревзойденным танцором, научил этому искусству свою жену Парвати и мудреца Бхарату. Последний, объединив уже имеющиеся у него знания с теми, которые получил от Шивы, написал объемный труд, посвященный театральному мастерству – "Натьяшастру".

танцы индии

Вместе с другими мудрецами Бхарата распространял свой трактат среди простого народа. В результате труд "Натьяшастра" оказал огромное влияние на песни и танцы Индии. Оба искусства были тесно переплетены с религиозными верованиями. Даже сегодня в выборе песенных тем и в самих плясках преобладает мифологическое содержание.

Храмовая культура Индии

Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям.

Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. До сих пор в храмах можно увидеть залы, предназначенные для ритуальных плясок. По сути, ими сопровождался любой религиозный обряд.

Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства. Сами же танцы рассматривались как духовная практика, которая, наряду с йогой, способна привести в гармонию эмоции и тело. Правда, достичь такого духовного развития можно только при одном условии: танцевать надо самозабвенно.

песни и танцы индии

В основе ритуальных храмовых плясок лежали сюжеты из древних эпических произведений, таких как Махабхарата или Рамаяна, а также из священных писаний индуизма. Храмовые танцовщицы пользовались большим уважением, однако колониальная политика Великобритании в отношении девадаси привела к постепенному упадку искусства ритуального танца.

Видео по теме

Музыка как часть "Натьяшастры"

Древние литературные памятники указывают на то, что в Индии сложилось специфическое восприятие музыки, обусловленное религиозными представлениями и этническим многообразием страны. С одной стороны, она стала частью повседневности, а с другой, средством, позволяющим соединить физические явления с духовными.

Музыка и танцы Индии тесно взаимосвязаны, кроме того, их объединяет некая форма театральности. Например, характер того или иного произведения определяет жесты, позы и выражение лиц исполнителей.

музыка и танцы индии

Трактат "Натьяшастра" подробно описывал разные виды священных мелодий, инструментов и песен. Уже в древности индийцы считали возможным воспроизводить самые глубокие переживания с помощью музыки и танца.

В представлении жителей Индостана оба искусства – дар богов, следовательно, они обладают сильным воздействием не только на людей, но и на птиц, животных, растения и силы природы. С их помощью можно укрощать змей, гасить пламя, вызывать дождь и т. д.

Особенности индийского танцевального искусства

Танцы Древней Индии с самого начала обладали рядом отличительных черт. Во-первых, это был не просто набор повторяющихся движений, как это можно наблюдать в фольклорных плясках других народов, а полноценная история, изложенная ярким языком хореографии.

танцы древней индии

Во-вторых, каждый исполнитель вкладывал в танец свое видение мира и силу мастерства. Таким образом, используя определенные шаги, движения рук и мимику, он передавал зрителям целую гамму чувств и даже события.

Эти особенности индийского танцевального искусства сохранились до наших дней, несмотря на то, что оно уже практически потеряло религиозную суть, перейдя в категорию красочного развлекательного действа.

Народный фольклор

Огромное число народностей, проживающих в Индии, определяет культурное богатство страны. Каждый штат и регион имеют свои характерные танцы, музыку, грим, костюмы. Многие индийцы в детстве обучаются искусству традиционной хореографии или игре на музыкальном инструменте.

народные танцы индии

В народных танцах редко встречаются религиозные сюжеты, к тому же виртуозность и изящество движений не столь важны, как в классических, поэтому исполнять их могут все.

Хотя народные танцы Индии вобрали в себя определенные элементы традиционной хореографии, все же в них преобладают темы, связанные с повседневной жизнью: циклом сельскохозяйственных работ, рождением детей, свадьбой и т. д.

Вечная классика

Вплоть до XX века танец в Индии представлял собой часть храмового обряда, в который вкладывался сакральный смысл. Костюмы исполнительниц включали большое количество украшений: золотые браслеты, ножные бронзовые колокольчики, кольцо в носу, соединенное с ухом цепочкой, ожерелье, а голову венчал обруч с подвеской.

Классические танцы Индии – это сложное хореографическое искусство, движения которого были канонизированы в упоминавшемся выше трактате "Натьяшастра". Согласно этому древнему руководству, триада элементов Натья, Нритта и Нритья составляют классику танца.

классические танцы индии

К Натье относятся определенные позы, жесты, мимика и речь исполнителя. Нритта – это собственно сам танец, который состоит из повторяющихся ритмичных элементов. Нритья же представляет собой соединение двух предыдущих компонентов, посредством чего выражается заложенный в пляске смысл. Обучение индийской хореографии начинается с разучивания и отработки движений, на что уходит от 5 до 9 лет.

Самые древние стили

Танцы Индии включают в себя семь классических стилей, четыре из которых насчитывают сотни лет. Самый древний из них – Бхаратнатьям, основанный на древней мифологии. Этот танец-молитву исполняли храмовые танцовщицы девадаси в честь бога Шивы.

Его движения выполняются по строгим геометрическим траекториям: глаза, руки, голова рисуют то треугольники, то прямые линии, то круги. Все это придает Бхаратнатьям линейность.

Другой танец, Катхак, использовали жрецы-брамины для изложения своего учения о Кришне. В нем очень заметно мусульманское влияние, так как он был популярен при дворе могольской династии, правившей Индией в течение двухсот лет.

культура индии танцы

Катхакали – танец-драма, может исполняться юношами в течение всей ночи. Главная его тема – героизм, а в качестве источника вдохновения используется древний эпос Рамаяна.

Манипури – грациозный, но в то же время близкий к народным танцам стиль, повествующий об отношениях бога Кришны и его возлюбленной Радхи.

Болливуд масала

Говоря об истории индийского танца, невозможно обойти стороной огромный интерес к нему в современном мире. Не последнюю роль в его популяризации сыграл кинематограф.

Благодаря ему появился новый стиль – болливуд масала, в котором соединилась традиционная индийская экспрессия с достижениями восточной и западной хореографии. Это самый популярный танцевальный стиль среди всех, кто увлечен культурой данной страны.

Определенно можно сказать, что танцы Индии с их древней историей и хореографией, не имеющей аналогов в мире, представляют собой культурное наследие всего человечества. Ведь они развивают эстетический вкус, дисциплинируют, дают духовную силу и помогают выражать свои чувства посредством ритмичных движений.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Медицина Древней Индии: история, особенностиОбразование Медицина Древней Индии: история, особенности

Первые воспоминания о государстве, расположившемся в долине благодатной реки Инд, относятся к 3 тысячелетию до н. э. Священная река дала название огромной стране Индии, которая не уступает по величине своего культурно...

Изразцы, что такое: древнее искусство или современный декоративный материалДомашний уют Изразцы, что такое: древнее искусство или современный декоративный материал

В самых разных уголках земного шара с древних времен очаг считается символом надежности и уюта. Именно от него столетиями люди получали тепло и готовили в нем еду, он собирал вокруг себя все поколения семьи.

Кинематограф Индии: история создания и развитияИскусство и развлечения Кинематограф Индии: история создания и развития

Даже если вы никогда не видели индийские фильмы, слово «Болливуд» сразу вызывает в воображении образы великолепных, ярких и цветных кинокартин, снятых в экзотических местах, где все выразительно танцуют и ...

Бразильские танцы, их история и традицииИскусство и развлечения Бразильские танцы, их история и традиции

Бразилия - страна контрастов, в которой смешаны культура и традиции разнообразных народов. Бразилия - это также родина карнавала, царство зажигательных ритмов. Ежегодный праздник, который проходит  в Рио, наглядн...

Что такое театр. История театрального искусстваИскусство и развлечения Что такое театр. История театрального искусства

История театрального искусства началась еще в глубокой древности. Пусть в те времена царило рабство и не было образования. Но люди знали, что такое театр. Вырастая из глубин долгой человеческой истории, своими корн...

Что такое Камасутра? Древнее искусство любвиИскусство и развлечения Что такое Камасутра? Древнее искусство любви

 Самым древним трактатом о любви и взаимоотношениях является Камасутра. Очень многие слышали об этой книге, но не каждый знает, что такое Камасутра. Некоторые наивно принимают ее за сборник поз, но это не ...

История Древнего КитаяИскусство и развлечения История Древнего Китая

В древности и в начале средних веков южную часть современной Восточной Азии, Юго-Восточную Азию и восток! Южной Азии в некоторых отношениях можно рассматривать как единый исторический регион (иногда в советской литера...

История Древней АзииИскусство и развлечения История Древней Азии

В раннем палеолите это была основная часть зоны распространения культур с преобладанием рубящих орудий типа чоп-перов.В период мезолита и раннего неолита на экономическую базу повлияли удобные для собирательств...

Огранка бриллиантов – древнее искусство работы с камнямиМода Огранка бриллиантов – древнее искусство работы с камнями

На протяжении многих веков во всем мире очень высоко ценится работа ювелиров. Огранка бриллиантов – это пик их карьеры. Практически все знают, что алмаз – один из самых твердых минералов на нашей планете. ...

Битва на реке Альте. История Древней РусиОбразование Битва на реке Альте. История Древней Руси

Небольшая украинская река Альта, протяжённость которой не превышает тридцати семи километров, неоднократно была отмечена в истории Древней Руси кровавыми событиями, разыгравшимися на её берегах. Они являлись следствие...

monateka.com

Индийский классический танец — уникальное наследие мировой культуры — Центр индийского танца

Его возраст насчитывает несколько тысячелетий… Прочувстовать глубину древности поможет воображение и элементарные знания по истории: представьте что происходило 5 тысяч лет назад на территории современной России…

О том, что танец в Древней Индии был достаточно развитым видом искусства и занимал особое положение в числе культурных ценностей, свидетельствуют результаты раскопок Мохенджодаро. Изображения девушек-танцовщиц в мелкой бронзовой пластике (см. рис.) — свидетельство высокого статуса искусства индийского танца в те далекие времена.

Это искусство исполняли девадАси («прислужницы бога») — так называли девушек-танцовщиц, посвящённых божеству. Ритуально выданные замуж за бога, они считались его земными супругами и почитались в этом качестве. Жили девадаси при храмах (храм — обитель бога — место, где полагалось быть и «его жене»). Многие девадаси были искусными танцовщицами. Этот, некогда престижный социальный статус потерял свою значимость уже в эпоху колониальной Индии.

Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива — один из трёх великих богов индуизма. Многие столетия танец был формой молитвы, ритуальным подношением божеству и развивался исключительно при храмах. Он представлял собой религиозную танцевальную драму. Это искусство было настолько тесно связано с храмовыми ритуалами, что для отправления танцевального культа возводилась специальная постройка рядом с главным святилищем храма. Эти алтари для подношения танца назывались нАта мандап(а) и представляли из себя площадки на высоком цоколе, подведённые под кровлю. До сих пор поражает изощрённый декор этих построек, их фасады изобилуют фигурами, застывшими в прихотливых позах индийского танца. Воистину искусство, пронизанное танцем! До наших дней сохранилось несколько замечательных образцов подобной архитектуры (штат Гуджарат, Модхера), которые являются источником вдохновения многих исполнителей.

Новая веха в общей истории индийского классического танца связана с приходом в Индию ислама. Танцевальное искусство претерпело серьёзное изменение: эстетика танца и техническая виртуозность исполнителей стала цениться более, чем высокорелигиозная трактовка священных для индусов сюжетов. Танцевальная драма стала более напоминать хореографию в чистом виде. Так, танец, в прошлом достояние храмов, стал дворцовым развлечением могольской знати.

С началом английской колонизации, древнее танцевальное искусство, воспевавшее индийских богов и пронизанное утончённой эротикой было практически забыто. Пуританский дух не мог принять ни первое, ни, тем более, последнее… И лишь в XX веке, благодаря усилиям множества танцоров, индийский классический танец был возрожден. Плеяда блестящих имён: Удай Шанкар, Анна Павлова, Рукмини Деви Арундейл, Баласарасвати, Рам Гопал… и сотни танцоров воссоздавали это искусство для грядущих поколений.

Таковы общие вехи истории индийского классического танца, однако, каждый танцевальный стиль имеет свою собственную историю.Совсем недавно классическими в Индии считались семь стилей танца:южные стили кучипУди, бхАратaнатьЯм, мохиниАттам, катхакАли,восточный стиль одИсси,северный стиль катхАк, северо-восточные стили манипУри, саттрИя.Восьмым стилем индийской танцевальной классики в 2000 г. был признан саттрИя.

Классическим индийский танец назван потому, что строго следует канонам, закрепленным в старинных трактатах «НАтья шАстра» — «Наука о театре», «АбхинАя ДАрпана» — «Зеркало актерской выразительности», «НрИтья винОда» и др.

Особенность этого искусства — согласованность действий разных частей тела танцора. Канон предписывает специальные движения головы, глаз, шеи, бровей, носа, груди, ног, тела, различные виды танцевальных па, поз и, конечно, знаменитый язык мимики и жестов. У мастеров степень этой гармонии такова, что их танец становится единой непрерывной завораживающей картиной быстро сменяющихся поз, жестов, эмоциональных состояний. Эта специфика делает индийскийклассический танец одной из самых сложных хореографий мира.Индия невероятно богата на танцевальные формы: помимо классического танца, существуют десятки народных танцев (фольклор), полуклассические стили (кришнаттам, отхан туллал, чхау, кудияттам и мн. др.) и индийская эстрада (болливуд). Народный танец Индии и эстрадный его вариант (кинотанец) хотя и не так сложны в сравнении с породившей их классикой, но пользуются известной популярностью.

За несколько тысячелетий своего существования искусство индийского танца достигло высочайшего развития и разнообразия стилей и форм. Современный индийский классический танец продолжает развиваться также как искусство народного, эстрадного танца. Их эволюция продолжается.

Елена Тарасова

indian-club.ru

История возникновения Индийских танцев

Классический индийский танец является ярким представительством народного творчества и искусства этой страны. Ведь в отличие от большинства танцев других народов индийские сохранились до нашего времени в неизменном виде. Их зарождение началось еще более тысячи лет, когда танцы стали возводится в ранг жреческого служения таким богам как Кришна, Ганеша, Кали и Шива. В те далекие времена в каждом храме были введены должности танцоров, которые занимались исключительно служением божествам и не платили никаких налогов. Многие скульпторы Индии довольно часто изображали богов именно в стилизованных позах, напоминающих некоторые движения танцев.

Испокон веков исполнители индийских танцев придерживались зарожденным многие столетия назад канонам. Например, стили Рамаяна и Махабхарата воспроизводят рассказы и сцены древних эпосов Индии при помощи мимики. Однако некоторые танцоры использовали исключительно абстрактные жесты, которые им позволяли двигаться в такт музыкальному сопровождению. Традиционной танцевальной одеждой индийцев считают штаны галифе (сари), однако вариации костюмов могут изменяться в зависимости от тематики танца и повествуемых персонажей.

После оккупации Индии британцами в начале 19-го века появились сексуальные варианты индийских танцев, которые пользовались популярностью среди низших каст этой страны, а именно представительниц «легкого поведения». Для искоренения этого новшества англичан пришлось запретить все индийские танцы. Тем не менее, в начале 40-хх годов прошлого столетия классические индийские танцы начали постепенно возвращаться в быт жителей этой страны.

После обретения независимости Индии среди широких народных масс стал возрождаться интерес к народному творчеству, в частности к танцам. Однако в стилях произошли некоторые изменения, согласно которым мужчины танцевали исключительно мужские танцы, а представительницы слабого пола – женские.

В настоящее время канонический репертуар танцев народа Индии стал дополняться новыми движениями, которые негативно сказываются на поддержании древних стилей жреческого служения богам. Однако несмотря на это, до настоящего времени в некоторых регионах страны исполняют исключительно классические танцы, подобные тем, которые существовали более тысячи лет назад.

dancedb.ru

Танцы народов мира. Индия

 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/28/144/28144155_skaskin.jpg

Индийские классические танцы  — относительно новый термин с широким смыслом для определения форм искусства, которые уходят своими корнями в Натью — священный индуистский стиль музыкально-сценического произведения, который теоретически мог оставить свой след в Натья-шастреБхарата Муни (400 год до н. э.).

Индийские танцы, основывающиеся на «Натья-шастре», являются древнейшими в мире. Они уходят корнями в Древнюю индо-дравидийскую культуру, предшествующую современному индуизму и начали практиковаться как священные танцы около пяти тысяч лет назад.

В настоящее время SangeetNatakAkademi присудила статус «классический» восьми индийским танцам, в то время как энциклопедия Британника упоминает о шести признанных школах. Другие источники также указывают на то, что существует восемь танцевальных форм.

Бхаратанатьям — один из самых древних и популярных танцевальных форм, его возраст более 5000 лет. Этот стиль зародился на юге Индии. Слог «бха» означает «бхава» — чувства, эмоции; «ра» — «рага» — мелодия, «та» — «талам» — искусство ритма, «натьям» означает «танец».

Первоначально танец имел исключительно сакральное значение, поэтому различные позы танца высечены на стенах храмов на юге Индии — традиционного центра Бхаратанатьяма. Бхаратанатьяма исполнялся специальными храмовыми танцовщицами — девадаси, которые играли не менее важную роль, чем жрецы. Сюжеты танцевальных композиций составляли легенды о Божестве, в честь которого построен храм, описывали его подвиги в борьбе с демонами. Считалось, что в танце события снова переживались наяву, и их исход зависел от мастерства танцовщицы — для победы божества она должна была исполнить танец безукоризненно.

В музыкальный ансамбль, сопровождающий Бхаратанатьям входят традиционные инструменты: ударные мриданга и тавил, духовые нагсварам и флейта, струнные скрипка и вина.

Техника исполнения современного бхаратанатьям включает в себя 9 позиций или настроений: любовь и отвращение, героизм и страх, радость и печаль, удивление, покой и гнев, которые передаются при помощи движений, мимики и жестов. Каждое из движений танцовщицы, каждая её поза, поворот головы, мимика и различные сочетания движений рук и пальцев несут смысловую нагрузку. Сюжеты танцев - это сюжеты древней мифологии.

Отличительные особенности современного бхаратанатьям: подчёркнутая геометрия поз и симметрия рисунка танца, несколько резкие, ясные и точные движения, условность жестов и мимики. Кроме того, выполняя движения правильно, Бхаратанатьям оказывает оздоровительное воздействие, так же как и Йога.

Одисси — один из восьми классических стилей индийского танца. Он происходит из восточно-индийского штата Орисса. Основываясь на археологических доказательствах, можно считать этот танец старейшим из ныне существующих. Датируемые I веком до н. э. барельефы в пещерных храмах Удайгири (возле Бхубанешвара), доказывают этот факт. Активное развитие и восстановление этой танцевальной традиции началось с периода получения Индией независимости от британского правления. В Одисси большое значение, в отличие от остальных классических форм индийского танца, принимает поза Трибханги (букв. тройной изгиб), квадратная поза Чаука или Чока (символизирует Господа Джаганнатха), и независимое движение головы, грудной клетки и таза. Танец отличают многочисленные бханги (стойки), включающие движения ног и разнообразные позы запечатленные в индийской скульптуре. Основные бханги: бханга, абханга, атибханга и трибханга.

В древнем трактате «Натьяшастра» описано, какие положения может принимать во время танца голова, руки, пальцы, ноги, перечислены основные 9 эмоций, на которых строится танец. Каждая поза в таком танце несет смысловую нагрузку. При помощи жестов, мимики, поз танцор рассказывает целую историю.

Мохини-аттам (малаял.മോഹിനിയാട്ടം) — классический стиль индийского танца штата Керала. Отличается особой пластикой, мягкостью движений и обворожительностью линий. Представляет собой чистейшее воплощение Ласьям — изящного женского стиля танца, источником которого является богиня Парвати. Мохини-аттам — это танец чаровницы.

Существует легенда, согласно которой Вишну принял образ чаровницы Мохини, когда боги и демоны, пахтавшие Причинный Океан в надежде добыть Амриту (эликсир бессмертия), не могли решить между собой, кому же она достанется. Тогда Мохини околдовала демонов, забрала у них сосуд с эликсиром и отдала его богам. Она также пришла на помощь Господу Шиве, которого преследовал демон Бхасмасура. Этот демон, получив от Шивы дар уничтожить любого, на кого он положит свою руку, пожелал воспользоваться этим даром против самого же Шивы! Но Мохини отвлекла Бхасмасуру от преследования, пообещав ему, что он будет обладать ею, если превзойдёт её в танцевальном поединке. Заставив Бхасмасуру повторять каждое её движение, Мохини в конце концов привела демона к тому, что он положил руку на собственную голову и, тем самым, превратил себя в пепел. (из книги «Ритмы Радости» Лилы Самсон).

Кучипу́ди — вид классического индийского танца (штат Андхра-Прадеш, Индия), вид танцевальной драмы.

Название этого стиля происходит от региона, в котором он сформировался: деревня Кучелавапури (название местечка на языке телугу (Kuseelavapuri) означает «поселение актеров»).

Традиции этого классического танца восходят к древним временам, о чём свидетельствуют скульптурные изображения апсар, небесных танцовщиц в храмах Южной Индии (Рамаппа). Считается, что уже в 1 веке до н. э. это искусство было распространено на территории современного штата Андхра Прадеш. Танцевали его девада́си («служанки бога») — девушки, жившие при храмах и официально выданные замуж за божество, которому был посвящён храм.

Кучипуди представляет собой синтез музыки, поэзии, театрального искусства, эстетики движения, мимики и жеста. Согласно древней традиции танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно. В этом заключается одна из особенностей стиля. Репертуар этого стиля совмещает как старинные танцевальные композиции, так и современную хореографию.

Во время этого почти циркового номера танцовщица балансирует на острых краях медного блюда часто держа при этом на голове небольшой кувшинчик с водой, а иногда кувшинчик ещё увенчан и свечой.

Манипу́ри — одна из форм классического индийского танца, изящный жизнерадостный танец, возникший в княжестве Манипур в начале XV века. Танец манипури пользуется в Индии большой любовью. Его изучают как в школах танцевального искусства, так и в общеобразовательных учебных заведениях. Манипури — танец в честь Кришны и его возлюбленной Радхи. Его основным мотивом является раса-лила — танец Кришны со своими возлюбленными пасту́шками гопи. Традиционно манипури исполняют в полнолуние в марте и декабре. Манипури отличается естественностью и живостью, свойственным народным индийским танцам.

Саттрия или Саттрия Нритья - один из стилей классического индийского танца. Этот стиль ведет происхождение из штата Ассам. По мнению историков, Саттрийя - творение великого вайшнавского гуру Сриманта Санкардева, который, как считается, был главным создателем литературы и культуры Ассама. Он создал этот чудесный стиль танца для сопровождения одной из театральных форм храмового искусства, которую обычно представляли в монастырях в Ассаме. Танец и получил название в честь этих религиозных учреждений.

Представление в стиле саттрия обычно имеет мифологический смысл. Этот танец - изящный путь представить мифологические учения перед обычной публикой в развлекательной форме. Танец сопровождается музыкой, основанной на композициях, называемых боргита. Из инструментов - барабаны, литавры, флейта и скрипки (вернее, их индийские аналоги).

Традиционно саттрия представлялся монахами-мужчинами в монастырях как часть ежедневной службы или в честь особенных фестивалей. Сегодня, в дополнение к этой практике, саттрия представляется на сцене мужчинами и женщинами, которые не принадлежат к монастырям. Танец требует хорошей физической подготовки - танцевальные па требуют от тела гибкости и выносливости.

Катхакали — традиционное танцевально-драматическое искусство южно-индийского штата Керала, возникшее в XVII веке. Истоки катхакали — народная драма и танцы, которые исполнялись керальскими крестьянами. Традиционно катхакали исполнялось на открытом месте в лунную ночь и длилось до рассвета. Сюжетом катхакали, как правило, являются сцены из древнеиндийских эпосов «Махабхараты» и «Рамаяны». Катхакали исполняется мужчинами, которых готовят в специальных школах. Обучение начинается с 11-летнего возраста и продолжается 5-6 лет. В состав труппы артистов катхакали обычно входят несколько танцоров, оркестр из четырёх человек и два-три исполнителя речитатива, излагающие изображаемый сюжет. Основная роль в Катхакали отводится пантомиме и языку жестов, поэтому исполнители катхакали считаются актёрами, а не танцовщиками. К середине ХIХ века катхакали пришёл в упадок. Ключевую роль в его возрождении сыграл малаяламский поэт Нараяна Менон Валлатхол (1878—1958).

Катхак

Танцевальная форма катхак зародилась в Северной Индии. Первыми её исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие мифологические эпизоды жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов катхак, став придворным танцем, обогатился новыми элементами, в частности — сложными ритмами. В результате, катхак соединил в себе индуистские храмовые традиции и традиции мусульманского двора.

Катхак исполняются под классическую музыку хиндустани. Оркестр, как правило, состоит из таблы, пакхаваджа, саранги, ситара и сарода. Исполнители выступают как в индуистской, так и в мусульманской одежде. В сольном исполнении катхак включает в себя малые композиции нритта, каждая из которых исполняется на определённый ритм (тала). Ритм задаёт табла, которой вторит ритмическая дробь ступней исполнителя. Танцовщица движется не сгибая туловища, делая стремительные пируэты, которые являются визитной карточкой катхака. Композиция может быть короткой и исполняться в быстром темпе. Важнейшим элементом катхака является дробное притопывание, состоящее из сложнейших ритмических узоров, называемых таткара.

Из Википедии и других статей интернета

xvastunishka.us

Индийский танец. Искусство Востока. Курс лекций

Индийский танец

Танец занимает особое место в культуре Индии; он включен в систему форм почитания божеств. С давних времен танец был неотъемлемой частью ритуалов, особенно на дравидском юге. В религиозной практике индуизма танец теснее всего связан с Шивой, божествами и представлениями его круга и с дравидским югом. Шива Натараджа (Владыка танца), по преданию, изобрел 108 танцев, и спокойных и буйных. Считается, что он сам исполняет их в своей обители на горе Кайласа и в южных храмах.

Легенды говорят о небесном происхождении индуистского танца, что косвенным образом подтверждается, как полагают, его существованием в веках. Он получил свое дальнейшее развитие в буддизме, и через буддийский танец он оказал влияние на хореографический стиль Тибета и всей Восточной Азии, включая Японию. Он сохранился на Яве, несмотря на обращение населения в ислам, и, по мнению специалистов, через посредство цыганского танца, возможно, повлиял даже на испанский танец.

Система индийского танца – одна из старейших и сложнейших в мире, ее история насчитывает не менее двух тысячелетий. Танец явился одним из средств выражения религиозных чувств и был с самого начала связан с ритуалом и с мифом. Танец – не только способ почитания божества (вместе с жертвоприношением), но он служил также средством передачи содержания мифов и легенд. Танцы представляли своего рода живые картины, танцовщицы при этом исполняли несколько ролей. Помимо этого, по убеждению индийцев, танец являет собой путь индивидуального познания и отражения всеобщих законов Мироздания в искусстве ритма и жеста. Его иногда называют одной из форм йоги[44].

В течение многих веков в Индии складывалась культура храмового танца. Еще в древности в храмах танцовщицы (девадаси – «божьи слуги») услаждали богов своими чарующими танцами. При храмах жили махари – традиционные исполнительницы танца орисси. Они считались женами бога, исполненными особой благодати, и были жрицами культа. Они были искусными танцовщицами, умели прекрасно петь и играть на музыкальных инструментах. Все они проходили при храмах длительное обучение у почитаемых учителей.

Система индийского танца, таким образом, представляет собой сложное, синкретическое искусство, сочетающее в себе несколько видов искусства. Танец чрезвычайно сложен и в символическом отношении, в нем используются практически все выразительные средства человеческого тела. Техника индийского танца предусматривает четыре главные составные части: нритти – сам танец, то есть свободные, красивые и выразительные движения; нритья – выражение определенного смысла, темы танца с помощью мимики, условных жестов, символических положений тела, игры глаз; тала – теория и практика ритма; и, наконец, натья, включающая в себя также элемент драмы, речь. Есть еще один очень важный элемент танца – абхиная, выражение, которое достигается с помощью костюма, украшений, музыки, настроения, чувств.

Индийский танец невозможно представить без выразительного языка жестов рук – мудр, которые понятны всем присутствующим. Вообще сложное содержание танца «прочитывается» только теми, кто инкорпорирован в систему символических ценностей индуизма. Зрители прекрасно, без объяснения, понимают язык мудр: едва уловимое движение одной или обеих рук – и перед присутствующими извивается кобра, готовая к нападению, или олень, идущий по лесу, или Кришна, играющий на флейте. Каждый элемент танца воспринимается как отсылка, намек на некий хорошо знакомый всем фрагмент мифа или легенды. Другими словами, танец как часть ритуала вызывает у участников обряда соответствующие чувства и настрой, с помощью танца они как бы вводятся в процесс повествования.

Известно несколько стилей индийского танца, старейший из которых – сохраненный девадаси. Сложнейшему искусству танца, в котором гармонично переплетались музыка, поэзия, цвет, ритм, танцовщицы обучались, как уже говорилось, многие годы, прежде чем им разрешали выступать перед богами или избранными зрителями: жрецами, царями, придворными. Характерная деталь: танец мог исполняться именно для богов, то есть танец служил еще и средством коммуникации с божеством, как в античной Греции, где исполнители ролей в трагедии играли для богов, с которыми они как бы вели разговор.

Итак, в Индии насчитывается много форм классического индийского танца, каждая из которых – результат влияния различных местных традиций. Специалисты говорят о восьми основных стилях. Это бхаратнатьям, катхак, одисси, кучипуди, мохиниатом, манипури, катхакали и саттрия.

Одним из самых древних стилей Южной Индии является бхаратнатьям, который наиболее точно следует правилам и законам классического индийского танца. На протяжении многих столетий стиль бхаратнатьям, вплоть до 1920 года, являлся храмовым танцем, исполняемым девадаси. Несмотря на то что в настоящее время культ храмового танца отсутствует, традиция индийского классического танца в стиле бхаратнатьям сохранилась и привлекает во всем мире своих почитателей красотой и разнообразием ритмического рисунка, изяществом форм, эмоциональной выразительностью. Базовая техника стиля используется знаменитыми западными хореографами, такими как Морис Бежар, в современных балетных постановках.

Основателем стиля бхаратнатьям принято считать мудреца Бхарата Муни, написавшего трактат на тему классического индийского танца «Натья-Шастра». Этот трактат, который историки датируют вторым веком до нашей эры, стали называть «пятой ведой»[45]. В трактате изложены принципы, лежащие в основе классических танцевальных форм. Бхаратнатьям олицетворяет философию восхваления вечной Вселенной через восхваление красоты физического тела.

Для танца бхаратнатьям характерны следующие основные позы. Как правило, правая рука танцовщицы находится в положении бхарамара, представляющем собой особую мудру, то есть жест, в котором три скрепленных вместе пальца символизируют священный индуистский звук АУМ. Пальцы левой руки находятся в положении алападма, являющемся символом лотоса, что означает духовный рост. Глаза танцовщицы направлены в сторону Верховного Божества. Левая нога приподнята, что символизирует восхождение человеческого сознания Земли на Небо.

Катхак – один из классических стилей. Он возник в XVI веке на севере Индии. В этом танце танцовщица в костюме из тонкой ткани с изящной вышивкой выполняет головокружительные пируэты и внезапно замирает в изящной позе, напоминающей статуи из древних храмов.

Еще один вид индийского классического танца – кучипуди, сложившийся в штате Андхра-Прадеш. Он представляет собой вид танцевальной драмы. Считается, что особый вклад в развитие этого стиля внес брахман Сиддх Ендра Йоги, живший в XV веке. Примерно в это же время распространилась традиция исполнения этого стиля мужчинами. В наши дни танец существует как в своей средневековой форме (танцоры только мужчины), так и в старинной традиционной (она же и новейшая – в исполнении женщин). Кучипуди – синтез музыки, поэзии, театрального искусства, эстетики движения, мимики и жеста. Согласно древней традиции, танцовщица стиля кучипуди декламирует и танцует одновременно. В этом заключается одна из особенностей стиля. Его репертуар может включать в себя самые разнообразные жанры танцевальных композиций – освящение сцены, подношение цветов божеству сцены, танец как таковой (нритти), который может быть представлен различными джати (формами). Очень выразительны «танцы на латунной тарелке», основой которых чаще всего избирается поэма Нараяны Тиртхи «Волны чудесных деяний Шри Кришны». Исполняя этот необычный, почти цирковой танец, танцовщица балансирует на острых краях медного блюда, часто держа при этом на голове небольшой кувшинчик с водой, а иногда кувшинчик еще увенчан и свечой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru


Смотрите также