Шакал древний египет. Египетский бог смерти: покровитель загробного мира с головой шакала
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Анубис - это божество Древнего Египта с головой шакала, бог смерти. Шакал древний египет


это божество Древнего Египта с головой шакала, бог смерти

Один из самых таинственных древнеегипетских богов – это Анубис. Он заведует царством мертвых и является одним из его судей. Когда египетская религия только начинала свое существование, бога воспринимали как черного шакала, что пожирает мертвых и охраняет вход в их царство.

Внешний вид

Немного позднее от первоначального образа бога смерти осталось не так уж и много. Анубис – это бог царства мертвых в древнем городе Сиуте, выше него в религии египтян стоит лишь бог в обличье волка по имени Упуату, которому и подчиняется божество из царства мертвых. Считалось, что именно Анубис переводит души умерших между мирами.анубис в образе собаки А вот куда попадет усопший, решал Осирис. В его палате собирались 42 бога-судьи. Именно от их решения зависело, попадет душа на Поля Иалу или будет предана духовной смерти навсегда.

Весы Анубиса

Упоминание этого бога отражено в Книге мертвых, составленной для пятой и шестой династии фараонов. Один из жрецов описал собственное пребывание совместно с женой у Анубиса. В книге сказано, что он с супругой склонил колени перед божественными судьями. В палате, где решается судьба души, установлены специальные весы, за которыми стоит бог смерти Анубис. Он кладет на левую чашу сердце жреца, а на правую - перо Маат - символ истины, отражающий праведность и непогрешимость человеческих деяний.анубис это

Анубис-Саб – еще одно египетское имя этого бога. Оно означает "божественный судья". В летописях есть информация о том, что у него были магические способности - он мог видеть будущее. Именно Анубис отвечал за подготовку усопшего к смерти. В его обязанности входило бальзамирование и мумификация тела. После чего вокруг тела он выставлял детей, у каждого из них в руках были сосуды с органами покойника. Этот ритуал проводился для охраны души. Поклоняясь Анубису, во время подготовки тела жрецы надевали маску с ликом шакала. Правильное проведение всех обрядов давало гарантию, что ночью мистическое божество защитит тело усопшего от влияния злых духов.

Греко-римская вера

Когда в Римской империи началось активное развитие культов Исиды и Сераписа, восприятие божества Древнего Египта с головой шакала немного изменилось. Греки и римляне начали считать его слугой верховных богов, сравнивая бога мертвых с Гермесом. В те времена считалось, что он покровительствует анестезиологам, психологам и психиатрам. Такое мнение появилось после приписывания Анубису дополнительных качеств. Также считалось, что он способен указать верный путь заблудшему, вывести его из лабиринта.

Древнеегипетский бог смерти

В основном изображали Анубиса с телом человека и головой шакала. Его главная миссия заключалась в переправлении души в загробный мир. Есть записи, что он являлся людям в период Старого царства, принимая образ Дуата. По легендам, его матерью была богиня Нефтида, а супругой стала богиня Инут.анубис бог египта

Больше всего Анубису поклонялись в Кинополе - столице семнадцатого египетского нома. В одном из циклов описаний богов покровитель мертвых помогал Изиде в поисках частей Осириса. А вот во времена анимистических представлений представал перед жителями Анубис в образе собаки черного цвета.

Со временем египетская религия развивалась, и Анубис изменил свой образ. Теперь его изображали как человека с головой собаки. Кинополь стал центром поклонения богу смерти. По мнению египтологов, распространение культа было чрезвычайно быстрым по тем временам. По мнению жителей Древнего царства, это божество являлось хозяином загробного мира, и звали его Хентиаментиу. До появления Осириса он был главным на всем Западе. В других источниках указано, что это не его имя, а название места, где расположен храм поклонения Анубису. Дословный перевод этого слова звучит как "самый первый житель запада". Но после того, как египтяне начали поклоняться Осирису, многие функции Дуата перешли новому верховному богу.

Период Нового царства, XVI-XI века до нашей эры

В египетской мифологии Анубис – это бог мертвых, сын Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного бога мать прятала от Сета, своего законного супруга, в болотах Нила. Впоследствии его нашла Исида, богиня-мать, которая и воспитала Анубиса. Спустя какое-то время Сет, превратившись в леопарда, убил Осириса, разорвав его тело на кусочки и разбросав по всему миру.

Помогал Исиде собрать останки Осириса Анубис. Он завернул тело своего отца в специальную ткань, и, по легенде, именно так возникла первая мумия. Именно благодаря этому мифу Анубис стал покровителем некрополей и богом бальзамирования. Таким образом сын хотел сохранить тело отца. По приданию, у Анубиса была дочь Кебхут, которая совершала возлияния в честь умерших.

Имя

В период Древнего царства с 2686 до 2181 годы до нашей эры имя Анубис записывалось в виде двух иероглифов, дословный перевод которых звучит как "шакал" и "мир ему". После этого имя бога начали записывать как "шакал на высокой подставке". Это обозначение используется до сих пор.

История культа

В период с 3100 до 2686 годы до нашей эры представляли Анубиса в виде шакала. Его изображения есть и на камне времен эпохи правления первой династии фараонов. Раньше людей хоронили в неглубокие ямы, которые часто разрывали шакалы, возможно, именно поэтому египтяне ассоциировали бога смерти с этим животным.

Самыми древними упоминаниями этого бога считаются указания в текстах пирамид, где Анубис встречается в разъяснениях правил погребения фараонов. На то время этот бог считался самым значимым в царстве мертвых. Со временем его влияние ослабело, а уже во времена римской эпохи изображали древнего бога Анубиса совместно с мертвыми, которых он вел за руку.анубис бог смерти

Что касается происхождения этого бога, то сведения также менялись по истечении времени. Рассматривая раннюю египетскую мифологию, можно найти упоминания о том, что он сын бога Ра. Найденные тексты саркофагов сообщают, что Анубис - это сын Бастет (богини с головой кошки) или Хесат (богини-коровы). Спустя какое-то время его матерю стала считаться Нефтида, бросившая младенца, после чего его усыновила ее сестра Исида. Многие исследователи считают, что подобное изменение родословной бога не что иное, как попытка сделать его частью родословной бога Осириса.божество древнего египта с головой шакала

Когда же на престол взошли греки, египетский Анубис был скрещен с Гермесом и превратился в единого бога мертвых Германубиса из-за схожести их миссий. В Риме этому богу поклонялись до второго века нашей эры. Потом же упоминания о нем можно было встретить в алхимической и мистической литературах Средних веков и даже эпохи Возрождения. Несмотря на мнение римлян и греков, что египетские боги слишком примитивны, а их образы непривычны, именно Анубис стал частью их религии. Они сравнивали его с Сириусом и почитали как цербера, живущего в царстве Аида.

Религиозные функции

Главной функцией одного из богов Египта Анубиса была охрана могил. Считалось, что он охраняет пустынные некрополи на западных берегах Нила. Об этом свидетельствуют тексты, высеченные на могилах. Также он занимался бальзамированием и мумифицированием трупов. В погребальных камерах фараонов проводились обряды, где жрецы, надевая маску шакала, выполняли все необходимые процедуры, чтобы ночью бог защитил тело от злых сил. По легендам, Анубис спасал тела умерших от разъяренных сил, используя для этого раскаленный железный прут.египетский анубис Сет в образе леопарда пытался разорвать тело Осириса, а Анубис спас его, заклеймив мужа своей биологической матери. С тех пор считается, что так у леопарда появились пятна, а жрецы, посещая покойников, надевали их шкуры, чтобы отпугнуть нечисть. Бог Египта Анубис также отводил души умерших на суд Осириса, как и греческий Гермес, приводил покойников к Аиду. Именно он решал, чья душа на весах тяжелее. И от того, как он взвесит душу усопшего, зависело, попадет она на небеса или отправится в пасть страшному чудовищу Амат, представлявшего собой гиппопотама со львиными лапами и пастью крокодила.

Образ в искусстве

Именно Анубиса чаще всего изображали в искусстве Древнего Египта. В самом начале его представляли черным псом. Стоит отметить, что оттенок был чисто символическим, он отражал цвет трупа после натирания его содой и смолой для дальнейшей мумификации. Кроме того, черный отражал цвет ила в реке и ассоциировался с плодородием, предвещал возрождение в мире мертвых. Позже изображения изменились, представлять бога смерти Анубиса стали в форме человека с головой шакала.

древний бог анубис

Вокруг его тела проходила лента, а в руках он держал цепь. Что касается погребального искусства, то изображался он как участник мумификации либо же сидящим на могиле и охраняющим ее. Самым уникальным и необычным изображением Анубиса стала находка в гробнице Рамсеса второго в городе Абидос, где лик бога был полностью человеческий.

fb.ru

Анубис - история божества Древнего Египта, символ, значение и характер

Анубис: история персонажа

Культура Древнего Египта завораживает как исследователей, так и творческих личностей, которые пытаются связать выдуманные миры с фараонами, божествами, гробницами, саркофагами и мумиями. Мистический бог Анубис, уводящий души в чертоги подземного царства, стал пользоваться популярностью не только в стране пустынь и разливающегося Нила, но и в современном мире.

История создания

Практически в каждой религии встречаются предпосылки к анимизму – вере в одушевленность природы. В период анимистических представлений, с 3100 до 2686 года до н.э., Анубис прочно ассоциировался с шакалом или собакой Саб (некоторые видят в ней схожесть с доберманом). Но так как религия не стояла на месте, вскоре образ хранителя подземного мира модернизировался: Анубис изображался с головой животного и с человеческим телом.

Бог АнубисБог Анубис

Обо всех метаморфозах сподвижника смерти могут свидетельствовать изображения на камнях, которые сохранились со времен царствования первой династии фараонов: рисунки и иероглифы рассказывают, как менялось божество пантеона функционально и внешне.

Возможно, с Анубисом стали ассоциироваться шакалы, потому что в те времена людей хоронили в неглубоких ямах, которые эти животные часто разрывали. В конечном итоге египтяне решили положить конец этому произволу путем обожествления. Кроме того, жители жаркой страны полагали, что шакалы, бродящие по могилам ночью, будут защищать мертвецов после захода Солнца.

Анубис в виде животногоАнубис в виде животного

Имя Анубис тоже было придумано египтянами не просто так. Первоначально (с 2686 до 2181 года до н.э.) прозвище бога записывалось в виде двух иероглифов. Если переводить символы дословно, то получится «шакал» и «мир ему». Затем значение имени Анубиса преобразовалось в словосочетание «шакал на высокой подставке».

Культ бога быстро распространился по всей стране, а столица семнадцатого египетского нома Кинопль стала центром почитания Анубиса, о чем упоминал Страбон. Самые древние упоминания о покровителе умерших археологи нашли в текстах пирамид.

Как известно, с захоронением фараонов были связаны всевозможные ритуалы, которые включали в себя технику бальзамирования. Анубис как раз-таки встречается в рукописях, где указывались правила погребения погибшего владельца египетского трона. Жрицы, которые подготавливали труп к погребению, носили маски Анубиса из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в данной области.

Анубис и ОсирисАнубис и Осирис

В Старом царстве (время правления III-VI династий) Анубис считался покровителем некрополей и кладбищ, а также являлся хранителем ядов и лекарств. Тогда божество с головой шакала считалось самым значимым из всего списка.

Такой популярностью путеводитель умерших пользовался до тех пор, пока не появился Осирис, к которому перешло большинство функций хозяина Дуата (загробного мира), а Анубис остался проводником и выполнял функцию слуги, взвешивая сердца на суде мертвых. Животных, посвященных богу, держали в соседних с храмами зданиях. Когда они умирали, их тоже мумифицировали и отправляли в мир иной со всеми почестями и ритуалами.

Мифология

В мифологии Древнего Египта загробный мир называется Дуат. В представлениях Додинастического периода царство мертвых находилось в восточной части неба, а души умерших египтян вселялись в звезды. Но позже концепция Дуата изменилась: появился бог Тот, который перевозит души на серебряной ладье. Также загробный мир находился в Западной пустыне. А между 2040 и 1783 годами до н.э. сложилось понятие о том, что царство мертвых находится под землей.

Анубис в мифологииАнубис в мифологии

По легенде, Анубис – сын Осириса, бога возрождения и загробного мира. Осирис изображался в виде мумии, обернутой белой тканью, из-под которой виднеется зеленая кожа.

Этот бог царствовал над Египтом и покровительствовал плодородию и виноделию, но был убит своим братом Сетом, желавшим узурпировать власть. Шакалоголовый бог Анубис собрал разрубленные части отца воедино, забальзамировал и запеленал. Когда Осирис воскрес, он стал заведовать царством мертвых, предоставив Гору возможность править миром живых.

Шакалоголовый бог АнубисШакалоголовый бог Анубис

Мать Анубиса – Нефтида, сущность которой практически не раскрыта в религиозной литературе. В мифологических текстах она выступает во всех заупокойных магических обрядах и мистериях Осириса, участвует в поисках его тела и охраняет мумию.

Эта богиня рассматривается исследователями как аспект Черной Исиды или как богиня смерти. Иногда ее называли Владычицей свитков. По поверью, Нефтида выступала автором скорбных текстов, поэтому нередко ассоциировалась с богиней Сешат, которая заведует продолжительностью правления фараонов и руководит царскими архивами.

Анубис с мумиейАнубис с мумией

Женщина считается законной женой Сета. Влюбившись в Осириса, она приняла облик Исиды и совратила его. Так на свет появился Анубис. Чтобы не быть уличенной в измене, мать бросила младенца в тростниковых зарослях и тем самым обрекла сына на верную смерть. Благодаря счастливому случаю подкидыша нашла Исида. Анубис воссоединился с собственным отцом Осирисом, пусть и необычным способом.

Древнегреческий писатель и философ Плутарх считал, что на самом деле проводник мертвых и есть сын Сета и Нефтиды, которого нашла и воспитала Исида. Некоторые ученые тоже считают, что Анубис происходил от злобного, свирепого божества Сета и был полноправным хозяином царства мертвых. Когда в пантеоне появился Осирис, Анубис стал его соратником. Поэтому в мифологии была придумана новая ветвь, представляющая Анубиса как незаконнорожденного сына Осириса.

Интересные факты

  • Анубис появляется как на книжных страницах, так и в фильмах и анимационных работах. По слухам, в 2018 году на суд заядлых киноманов представят ленту, посвященную этому богу. В роли главного героя выступит доктор Джордж Генри, душа которого попала в обитель египетского бога.
  • В Древнем Египте существовала «Книга мертвых», содержавшая религиозные гимны. Она помещалась в гробницу умершего, чтобы помочь душе преодолеть преграды потустороннего мира.
Тату АнубисаТату Анубиса
  • Кинодеятели и литераторы используют образ Анубиса в своих произведениях, а художники стараются поместить его на лист бумаги. Простые любители мистики и древних религиозных мотивов увековечивают изображение Анубиса на своей коже, причем значение татуировки и ее характеристику каждый придумывает для себя сам.
  • Каждый умерший попадал на суд Осириса, который восседал на троне с жезлом и плетью. Его помощники Анубис и Тот взвешивали сердце, которое у египтян считалось символом души. На одной чашке располагалось сердце усопшего (совесть), а на другой Правда. Как правило, это было перо или статуэтка богини Маат.
Весы АнубисаВесы Анубиса
  • Если человек вел благочестивый образ жизни, то обе чаши весов находились наравне, а если он совершал грехи, то сердце преобладало в весе. После суда неправедные съедались Амат – львом с головой крокодила. А праведные отправлялись в рай.
  • Некоторые задаются вопросом: «Анубис – злой или добрый бог?» Стоит сказать, что его нельзя поместить в категоричные рамки, потому что во время суда он руководствуется справедливостью.

Фото

24smi.org

Бог Анубис (Древний Египет) - Русская историческая библиотека

Анубис – древнеегипетский бог, связанный с кладбищами, могилами, мумификацией умерших. Он сопровождает покойников в загробный мир и определяет их посмертную участь, взвешивая сердца во время суда Осириса.

(Если вам нужны сжатые сведения по этой теме, прочтите статью Бог Анубис – кратко.)

 

Имя

«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw, за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).

Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.

Древнеегипетский бог Анубис

Бог Анубис

Автор изображения

 

Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».

 

История культа

В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.

 

 

Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.

В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис. В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.

Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра. В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет. Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды. Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида:

 

…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она ​​стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…

 

Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».

В период Птолемеев (320-30 до н. э.), когда на престоле Египта утвердились фараоны-греки, Анубис был объединен с греческим богом Гермесом под именем Германубиса. У этих богов было то общее, что оба они сопровождали души умерших в загробный мир. Центром культа Германубиса был Кинополь (по-гречески – «город собак»). В «Золотом осле» Апулея (книга XI), есть свидетельство, что поклонение этому богу продолжалось в Риме по крайней мере до II века нашей эры. Позже Германубис фигурировал в алхимической и «герметической» литературе Средних веков и эпохи Возрождения.

Хотя греки и римляне обычно считали египетских богов с головами животных странными и примитивными, Анубис иногда ассоциировался у них с «собачьей звездой» Сириус на небесах, а также с Цербером и богом подземного царства Аидом. В диалогах Платона Сократ часто клянётся «собакой», «египетской собакой» и «собачьим богом египтян», как для выразительности, так и с целью обращения к Анубису как арбитру истины в подземном мире.

 

Кто такой Анубис? Видеофильм

 

 

Религиозные функции

Защитник могил

Анубис был защитником могил и кладбищ. В египетских текстах к его имени прилагается несколько эпитетов, указывающих на эту роль. Один из них – «Хентиментиу» («первый из западных», «владыка обитателей Запада»). Смысл этого имени объясняется тем, что мертвых обычно погребали на западном берегу Нила. Другие эпитеты: «Сидящий на своей горе» (тепу-джу-эф) – неусыпный страж наверху могилы; «Владыка священной земли» (неб-та-джесер) – бог пустынного некрополя.

На большинстве древнеегипетских гробниц были высечены молитвы Анубису.

 

Бальзамировщик

Эпитет «Тот, кто находится в месте бальзамирования» отражает связь Анубиса с процессом мумификации. Этого бога называли также «Тот, кто председательствует над павильоном бога» (ханти-ше-неджер). Слово «павильон» могло относиться к любому месту, где проводилось бальзамирование, но в особенности – к погребальной камере фараона.

В мифе об Осирисе Анубис помогает Исиде бальзамировать Осириса. Здесь упоминается, что после убийства Осириса богом Сетом органы Осириса были подарены Анубису. Иллюстрации из Книги Мертвых часто изображают жреца в волчьей маске, который во время обрядов мумификации поддерживает вертикально вытянутое тело умершего.

Бог Анубис

Бог Анубис совершает ритуал «отверзания уст» мумии скульптора Нахтамона. Роспись из фиванской гробницы № 335 (эпоха Рамессидов)

 

Папирус Jumilhac излагает ещё один миф – о том, как Анубис защищал труп Осириса от Сета. Сет пытался разорвать тело Осириса, превратившись в леопарда. Но Анубис остановил и усмирил Сета, заклеймив его горячим железным прутом. Затем Анубис содрал с Сета кожу и носил её как предупреждение злодеям, оскверняющим могилы умерших. Священники, посещавшие покойников, в знак победы над Анубиса над Сетом носили шкуру леопарда. Легендой о клеймении Анубисом Сета древние египтяне объясняли наличие у леопарда пятен.

 

Поводырь душ

К концу эпохи фараонов (664-332 до н. э.) Анубиса часто изображали в виде поводыря умерших из мира живых в загробную жизнь. Хотя ту же роль иногда присваивали коровьеголовой богине Хатхор, Анубису она принадлежала чаще. За это греческие писатели именовали Анубиса психопомпом – «проводником душ». Греки прилагали то же прозвище к своему богу Гермесу, который в их религии отводил души покойников в царство Аида. Погребальное искусство того периода представляет Анубиса ведущим мужчин и женщин на суд Осириса.

 

Взвешивание сердца

Анубис именовался также «Стражем весов». По рассказу Книги Мертвых, во время суда Осириса Анубис определяет, достоин ли человек войти загробное царство (египетский подземный мир, Дуат). Анубис кладёт на одну чашу весов царства мёртвых сердце покойного, а на другую помещается богиня правды Маат в виде страусового пера. Душу, которая окажется тяжелее пера, немедленно пожирает страшное чудовище Амат (гиппопотам женского пола, с гривой и головой крокодила и львиными лапами). Душа, которая весит легче пера, вознесётся к небесному существованию.

 

Образ в искусстве

Анубис был одним из наиболее часто представляемых богов в древнеегипетском искусстве. В начале династического периода, он изображался в чисто животной форме ­– обычно чёрным волком. Характерный для Анубиса черный цвет не совпадал с истинной волчьей окраской. Он имел несколько символических значений. Сначала этот цвет символизировал обесцвечивание трупа после натирания его содой и смолистым веществом во время мумификации. Будучи также цветом плодородного нильского ила, чернота связывалась в глазах египтян с плодородием и возможностью посмертного возрождения.

Позже, в эпоху Среднего царства, Анубиса чаще представляли человеком с волчьей головой. Крайне редкое его изображение в полностью человеческой форме найдено в гробнице Рамсеса II (город Абидос).

Анубис часто изображается с лентой вокруг тела и держащим «цеп» (нехаха) на сгибе руки. Ещё одним атрибутом Анубиса был имиут – фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного.

В погребальном искусстве Анубис изображался либо присутствующим при мумификации тела, либо сидящим, как защитник, сверху гробницы. На крышках гробниц эпохи Нового царства Анубис часто сидит поверх изображения девяти луков, что олицетворяет его господство над врагами Египта.

rushist.com

Сабы — ВикиФур, русскоязычная фурри-энциклопедия

Статуэтка бога Анубиса из гробницы Тутанхамона, ΧΙV век до н. э.

Саб (SAb.svg sAb[1]) — древнеегипетское слово, обозначающее дикое волчье. В древнеегипетском искусстве и письменности это самостоятельный образ изящного длинноногого животного, в виде которого изображают Анубиса и других богов-сабов. Традиционно этот образ ассоциируют с египетскими шакалами и через них с шакалами вообще, однако есть отличия. Самое заметное из них — неопределённый статус египетского шакала, принадлежность которого к шакалам или волкам никогда не была ясной.

Животные-прообразы[править]

Древние египтяне называли всех диких волчьих, включая лисиц, словами SAb.svg sAb и WnS.svg wnS[1] (домашние собаки и другие ручные волчьи назывались Tsm.svg Tsm[1], условное чтение — «чесем»). Иногда эти слова интерпретируют как «шакал» и «волк», и тонкости их значения действительно могли меняться с течением тысячелетий[2]. Считается, что из всех живущих на территории Древнего Египта видов волчьих именно египетский шакал наиболее походит на соответствующий образ в культуре, поскольку серых волков в Африке не водилось, а другие шакалы водились за пределами Египта. Однако в образ саба могли быть добавлены черты водившихся в Египте многочисленных лис, таких как фенек и рыжая лиса, и черты естественно возникающих гибридов волчьих (например, египетских шакалов с собаками). Текущие данные о фауне Египта в древние времена могут быть неточными, поэтому есть вероятность, что саб включает элементы образа волков и других шакалов.

Египетский шакал.

Египетский шакал[править]

Египетский шакал, или египетский волк, африканский волк, волчий шакал — небольшое долговязое животное, напоминающее поджарого волка. Средняя длина тела — 87 см, хвоста — 31 см, вес 13 кг[3]. Цвет песчано-серый. Ведёт ночной образ жизни, хотя иногда остаётся активным днём. Живут по одиночке или парами[4]. Всеядные хищники, питающиеся как охотой и рыболовством, так падалью, и плодами сельского хозяйства. Нередко днюет в тени пещер и гробниц. Скорее всего именно это и готовность раскапывать могилы привела к ассоциации египетского шакала со смертью, с миром мёртвых[5]. Возможно, традиция захоронения в гробницах возникла именно для защиты тел от египетских шакалов.

Открытие 2011 года показало, что кроме Египта египетские шакалы водятся ещё и в Эфиопии[6]. Однако их численность в обоих странах очень мала, и ареал гораздо уже, чем во времена Древнего Египта, когда ареал включал оба Царства, Ливию и весь Арабский полуостров[7].

Шакал, волк или отдельный вид?[править]

Спор о том, относится это животное к шакалам или волкам, длится с античных времён. Аристотель описал его как небольшого волка, и древние греки в целом считали его волком. Учёные XIX века увидели в нём сходство как с волком, так и с шакалом, и дали комбинированное латинское название — Canis lupaster[этимология?]. Это выделяло его в отдельный вид. Однако споры продолжались. Исследование 2007 года с привлечением анализа ДНК отнесло его к шакалам на основе 4,8%-ной разницы в ДНК египетских шакалов и обыкновенных шакалов. Новое исследование 2011 года, наоборот, чётко отнесло его к волкам и предположило, что «африканский волк» было бы самым точным названием. Это делает египетских шакалов единственными представителями серых волков в Африке и важным свидетельством характера распространения серого волка. Информация из исследования ещё требует перепроверки и подтверждения независимыми исследователями, поэтому научное название египетского шакала пока остаётся прежним — Canis aureus lupaster (подвид обыкновенного шакала).

В культуре Древнего Египта[править]

Название[править]

Древнеегипетская письменность, как и многие языки древности, не фиксировала гласные. Произношение слов можно установить только по записям соседних стран, если в их письменности гласные были, и путём сравнения с коптским языком. Это пропускает слово через призму иностранного восприятия (как, например, нельзя русскими буквами записать точное английское произношение). К тому же произношение и значения многих слов менялось за многотысячелетную историю Древнего Египта.

Слово SAb.svg sAb также записывают латиницей как zAb, sꜣb (s3b) и zꜣb (z3b)[2], в зависимости от выбранной системы траслитерации[8]. Условное чтение — «саб». Это слово широко употреблялось в юриспруденции[9] (одно из его значений, связанных с образом животного — «судья»). Вероятно, поэтому со временем для указания на дикое волчье стал предпочтителен его синоним — WnS.svg wnS (условное чтение — «унеш»). Его коптское прочтение — «уонш» (ⲟⲩⲱⲛϣ[10]). Слова «саб» и «уонш» иногда считаются обозначающими шакала и волка соответственно, однако мнения исследователей здесь расходятся[2], и нет доказательств того, что в Египте когда-либо водились серые волки (кроме египетского шакала, если он будет признан подвидом волка). Различие между шакалом и волком ярко видно только в древнегреческих текстах о Египте.

Древнеегипетское изображение Упуаута.

Изображение[править]

Саб изображался как худое животное с длинными ногами, острой мордой, длинными стоячими ушами и длинным прямым хвостом, обычно свисающим под углом к земле. Детальные изображения и скульптуры Анубиса имели характерные полосы внутри ушей. Сабы широко использовались в иероглифическом письме: иероглиф в форме саба обозначал судью или сановника[11]. Несколько иероглифов имели форму Анубиса или Упуаута и обозначали концепции, связанные с этими божествами[12].

Домашняя собака изображалась похоже, но обычно их можно отличить по хвосту: прямой и опущенный у саба, поднятый и скрученный у собаки. Однако встречаются и изображения, которые нельзя чётко соотнести с сабами (дикими волчьими) или домашними собаками. Это могут быть гибриды, одичавшие собаки или приручённые дикие волчьи.

Символизм[править]

Cаб был очень важным символом для древних египтян. Он обитал на границе миров — между «красной землёй» (бесплодным песком) и «чёрной землёй» (плодородной долиной Нила). Ему приписывалась способность судить — отделять одно от другого, вести через трудности, находить путь. Также ему приписывались качества защитника и связь с властвованием. В текстах на стенах пирамид нередко описывалось превращение фараона в саба, а наследников фараона называли щенками саба[11].

Это сильно отличается от качеств, ассоциируемых за пределами Египта с обыкновенным шакалом, который часто представляется как хитрое, коварное или даже низкое существо. Назвать кого-то сыном шакала в некоторых регионах было очень серьёзных оскорблением.

Божества и создания[править]

В мифологии Древнего Египта было много персонажей и существ, основанных на сабе[13].

Божества:

  • Анубис — покровитель мира мёртвых. Цвет чёрный.
  • Анупет — женский аспект Анубиса.
  • Упуаут — первоначально воинственное божество, позже также покровитель мёртвых. Цвет чёрный, серый, белый или бурый.
  • Дуамутеф — один из детей Гора. Цвет нередко зелёный как символ разложения и возрождения.
  • Хентиментиу — титул богов смерти или божество, о котором мало что известно.
  • Сед — покровитель власти, законов и праведного образа жизни.
  • Упиу — может быть как аспектом Упуаута, так и самостоятельным божеством с похожей функцией.

Другие создания:

  • Души Нехена — группы сабоголовых людей, обычно изображающиеся выполняющими ритуальные движения. Считаются душами умерших, в особенности царской крови. Являлись объектом отдельного культа[14]. Существуют подобные изображения и с головами других животных, например сокологоловые души Пе.
Anpur.jpg Анпуры из Хамунаптры
Анпуры — гноллы ролевого мира Хамунаптра, соединяющего фэнтези и Древний Египет. Их самоназвание означает «дети Анпу», то есть Анубиса. Близость концепции смерти делает этот народ суровым: они не стремятся убивать, но и не чураются делать это, когда необходимо. Философия Анпу предписывает им воспринимать смерть как естественную часть мирового порядка, не больше и не меньше. Эта же религиозность заставляет их задумываться над каждым поступком, как он скажется на их загробной жизни.
SilentStriders.jpg Безмолвные Странники из Мира Тьмы
Египетское племя оборотней, изгнанное из пределов своей родины вампирами Сутеха (Сета). В отличие от других волков-оборотней гару, яростных и территориальных, Безмолвные Странники более спокойны, ведут кочевой образ жизни и часто путешествуют по одиночке. Они лучше других племён знают Умбру — изнанку реальности. Благодаря связи с Древним Египтом Безмолвные Странники обладают особым чутьём на опасность, но также и души мёртвых могут раз в лунный цикл обращаться к ним с просьбами или требованиями. Пока Странник не поможет призраку, тот волен преследовать его.
LucarioPortrait.png Лукарио, вид покемонов
Один из первых покемонов, представленных из четвёртого поколения игр. Он заслужил с тех пор огромную популярность и стал одним из маскотов серии. Лукарио — гордые покемоны боевого и стального типов. Их главная способность — видение аур и манипуляция ими. Чтобы видеть ауры, лукарио прикрывает глаза чёрными отростками, идущими от затылка. По аурам лукарио определяет эмоции и намерения других существ, читает ходы противника. Эта способность дополняет его мастерство боевых искусств. Лукарио посвящён восьмой фильм о покемонах.
  1. ↑ 1,01,11,2 Современная запись древнеегипетских иероглифов латиницей в системе Manuel de codage. Все звуки (в том числе записываемые a, A, i) обозначали согласные, гласные не отмечены. Чтобы слова можно было произнести, пользуются условным чтением: некоторые согласные читают как гласные (a, A, как а, i как и, w как у), а между другими согласными при чтении вставляют «е».
  2. ↑ 2,02,12,2 Jackal : sAb | Jackals : sAbw
  3. ↑ По сведениям Википедии, с отсылкой на Obsorn, Dale. J.; Helmy, Ibrahim (1980). The contemporary land mammals of Egypt (including Sinai). Field Museum of Natural History
  4. ↑ По сведениям Википедии, с отсылкой на Wilkinson, Sir John Gardner (1837) Manners and customs of the ancient Egyptians, Volume 3, page 27, J. Murray
  5. ↑ По сведениям Википедии, со ссылкой на Charles Freeman, The Legacy of Ancient Egypt, Facts on File, Inc. 1997
  6. ↑ The Cryptic African Wolf: Canis aureus lupaster Is Not a Golden Jackal and Is Not Endemic to Egypt
  7. ↑ It was once found all over Egypt, Libya as well as the entire Arabian Peninsula
  8. ↑ Таблица основных систем транслитерации в Википедии
  9. ↑ The sAb in the Old Kingdom: a consideration of the title within the scope of a prosopographic study
  10. ↑ ⲟⲩⲱⲛϣ в коптско-английском словаре Джорджтаунского университета
  11. ↑ 11,011,1 An Overview of Anubis, Wepwawet and Why They’re Complicated
  12. ↑ Hieroglyphs of Ancient Egypt — E; Mammals
  13. ↑ Ancient Egyptian Jackal Deities
  14. ↑ Souls of Nekhen : bAw nxn

ru.wikifur.com

покровитель загробного мира с головой шакала

Египетский бог смерти

Во все времена люди считали смерть самым непостижимым и загадочным событием. Неудивительно, что с отходом в иной мир было связано множество суеверий, а у многих народов существовали специальные божества – покровители мертвых. Так, египетский бог смерти Анубис был богом смерти и мира мертвых, богом бальзамирования и предсказаний, хранителем лекарственных препаратов и ядов.

Эволюция божества

Изначально бог смерти изображался в виде шакала. Египтяне видели по ночам на кладбищах шакалов, и это внушало им надежду, что эти животные охраняют покой мертвых и обеспечивают их безопасность. Позднее Анубис стал изображаться в виде человека с головой шакала или собаки.

С самого начала бог считался одним из самых могущественных, и культ его быстро распространялся по всей стране. Правителю мира мертвых поклонялись, ему был присвоен почетный титул Хентиаменти.

В дальнейшем функции бога несколько изменились – в эпоху расцвета культа своего отца Осириса Анубис из правителя мира мертвых стал проводником душ в загробный мир и на суд Осириса.

Анубис взвешивает сердца умерших на Весах истины

Египтяне верили, что во время этого суда Анубис взвешивает сердца умерших на Весах истины. На одну чашу весов бог помещал сердце, а на другую – символизирующее истину и праведность перо богини Маат. Описания этой процедуры сохранились до наших дней. Египтяне считали, что чистое и невинное сердце окажется легче перышка. Счастливчики с легкими сердцами попадали в долину блаженства, своеобразный аналог христианского рая. Если же сердце оказывалось слишком тяжелым, то грешника отдавали на съедение страшному зверю с туловищем льва и головой крокодила.

Неудивительно, что бога, от которого зависела посмертная судьба, почитали с особым рвением. С такой же почтительностью всегда относились к смертным судьям, принимавшим решения относительно дел земных.

Особенности

Считается, что именно Анубис научил людей хоронить умерших, придумал процедуры мумифицирования и погребения. Как и другие древние народы, египтяне придавали большое значение смерти. Они свято верили в то, что правильное обращение с умершими обеспечит им покой в загробной жизни. Жизнь египтян была достаточно тяжелой, и они утешали себя тем, что уж после кончины их ждет награда за все страдания. Следовательно, они интересовались жизнью после смерти гораздо больше, чем своим реальным существованием. Об этом говорят и гигантские египетские пирамиды, и другие постройки, связанные именно со смертью и захоронениями.

Изображения Анубиса выполнялись обычно в черном цвете, который символизировал ночь, смерть и одновременно – надежду и возрождение. Впрочем, цветом собакоголового бога считался также белый. Белый символизировал бинты, которые использовались при мумификации. Из традиционных атрибутов бога чаще всего упоминается скипетр и крест анкх.

изображение Анубиса на стенах древних памятников

В честь Анубиса в храмах часто держали собак или шакалов. Когда животное умирало, его бальзамировали. Вообще, бога очень почитали, и его изображения можно найти в гробницах как фараонов, так и менее знатных людей.

Смерть – самая большая тайна, во все времена терзавшая человечество. Познавший эту тайну считался носителем знания, недоступного простым смертным. Именно к Анубису обращались маги, желая получить защиту или же обрести дар предсказания.

Анубис упоминается не только в древнеегипетских, но и в греческих, а также римских источниках. Греки полагали, что Анубис является своеобразным коллегой Гермеса, чьей основной задачей была транспортировка душ в загробный мир. В то же время другие сферы деятельности у этих богов не пересекались: Гермес в его крылатых сандалиях являлся также богом торговли и воровства, а заодно и вестником богов, а Анубис был богом более серьезным и «основательным».

Анубиса упоминают в своих произведениях Плутарх, Вергилий, Ювенал. Когда в Римской Империи приобрели популярность культы Исиды и Сераписа, Анубис стал восприниматься как своеобразный «бог на побегушках», слуга более могущественных божеств.

Мастер бальзамирования и не только

Как ответственный за все, связанное со смертью, Анубис считался богом бальзамирования. Считалось, что в ночное время бог смерти лично охраняет забальзамированные тела от различных темных сил. А жрецы, осуществлявшие бальзамирование, традиционно надевали шакальи маски, подражая богу смерти.

Египетский бог бальзамирования

Процедуре этой в Египте традиционно уделяли повышенное внимание. Существовало несколько вариантов бальзамирования, которые были более или менее трудоемкими. Знатные люди выбирали самый щадящий и надежный вариант, для тел бедняков предусматривалась упрощенная технология. Но в любом случае обойтись без бальзамирования было нельзя: нужно было сохранить тело и комплекс внутренних органов (кроме мозга, им египтяне не дорожили) для загробной жизни и последующего воскрешения.

В дальнейшем Анубиса стали считать покровителем врачевателей душ – психологов и психиатров. Кроме того, он покровительствовал и анестезиологам, которые во все времена обладали особой властью: не просто избавляли пациентов от боли, но и усыпляли их, практически убивали на время, чтобы позднее воскресить.

Еще одно занятие Анубиса – хранитель ядов и лекарств, что в Древнем Египте было приблизительно одним и тем же. Не только снадобья для бальзамирования и мумифицирования, но и различные оздоравливающие средства были в ведении Анубиса.

Анубис - бог бальзамирования

Сегодня мало кто верит в древнеегипетских богов, однако в трудную минуту, говорят, всегда можно обратиться к Анубису. Этот бог не зря был прозван открывающим двери: он помогает найти выход из запутанных ситуаций, помогает выбраться из лабиринта, позволяет найти нечто утраченное. Таким образом, бог смерти достаточно активно может участвовать в жизни людей, которые в него верят и готовы к нему обратиться.

teammy.com

Кто он, бог мертвых с головой шакала?

бог мертвых с головой шакала

Египетская мифология по сей день будоражит воображение не только исследователей, но и простых людей. Все истории похожи на волшебную сказку, которая не всегда добрая и яркая. Есть в ней и страшные рассказы о проклятиях и об участи врагов. Божества занимают почетное место в истории Египта. Не последний по значению бог мертвых с головой шакала.

Покровитель мертвых

По некоторым преданиям, Анубис – сын бога всех растений Осириса и Нефтиды. По преданиям, Нефтида долгое время прятала новорожденного от мужа Сета. Юное божество нашло укрытие у богини-матери Исиды - сестры Нефтиды. Позже Сет обнаружил предательство и сгубил Осириса. Анубис лично занялся погребением и обмотал тело мертвого тканями с особой пропиткой.

В манускриптах Древнего Египта бог мертвых с головой шакала изображается сидящим на троне. По легенде, именно он первым сделал мумию. Также он является основоположником ритуала погребения. Анубис считается божеством, которое участвовало в суде мертвых, он переправлял праведников к Осирису. Неправедные души попадали в царство Аммита. Он изображался как человек с головой шакала. По одной из легенд, Анубис обрел обличие шакала, чтобы найти части тела погибшего Осириса.

бог царства мертвых в египте

Первые упоминания

По легендам, Анубис, бог царства мертвых в Египте, стал первым покровителем подземного царства. Долгое время он считался главным божеством в этом царстве. Его задачей был перевод усопших из мира живых в мир мертвых. Однако после смерти Осириса и возвышения ему отдается второстепенная роль. В знаменитой Книге Мертвых Анубис изображен в сцене взвешивания сердца усопшего на весах правосудия. Ему всегда помогает его родная дочь Кабечет, которая принимает активное участие в процессе мумификации.

До сих пор нет точного описания начала жизни божества. Это является свидетельством того, что бог более древний, чем многие могли предполагать. Его происхождение покрыто тайной. Кроме этого, бог мертвых с головой шакала имеет несколько имен. Он почитался во всем Древнем Египте. Но наиболее ярыми приверженцами являлись жители Кинополиса.

Как обеспечить душам попадание к Осирису?

Древние египтяне верили, что лишь глубокое почитание богов позволит получить место в загробном мире. Бог-покровитель мертвых лично следил за мумификацией тел. Именно поэтому жрецы надевали маску шакала во время мумифицирования. Кроме этого, он судил души, взвешивая их сердца на весах. Тем самым он измерял их веру в богов.

Чтобы усопшая душа обрела покой в подземном царстве, ритуал бальзамирования должен проходить в точном соответствии с требованиями. Одна малейшая ошибка приводила к беспокойному блужданию души в мире живых. Чтобы задобрить Анубиса, рядом с усопшим необходимо было положить герб бога. Кроме этого, присутствовали прочие предметы, которые могли понадобиться душе.

После бальзамирования Анубис (бог мертвых с головой шакала), сопровождал душу к трону Осириса. Здесь перед лицом главного божества подземного мира на весы клали сердце усопшего. На вторую чашу полагалось положить перо богини справедливости. Если вес грехов души перевешивал, ее отправляли демону Аммату. Только души с чистым сердцем и помыслами могли обрести покой.

бог покровитель мертвых

Изображения бога

К сожалению, до наших дней не дошли целые статуи бога. Большинство гробниц было разграблено. Находились смельчаки, которые не боялись проклятий фараонов и жрецов. Единственная уцелевшая статуя – это шакал, который был найден в гробнице Тутанхамона. Здесь он изображен в полный рост на страже сокровищницы. Также были обнаружены маски, которые использовались в процессе бальзамирования. Все найденные экспонаты бережно хранятся в музеях.

fb.ru

Шакал — Энциклопедия знаков и символов

х́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:

Египеский бог Анубис с головой шакала или собаки

Способный видеть днем и ночью, является символом египетского Анубиса, "Следопыта", "Открывателя Пути", психопомпа, ведущего души из этого мира в другой. Кроме того, ассоциируется с кладбищем. Анубиса изображают в виде черного шакала или с шакальей головой. В буддизме шакал -это человек, погрязший во зле, неспособный понять Дхарму. В индуизме питающиеся падалью шакалы и вороны следуют за Кали-разрушительницей.

- животное, которое бродит у мест захоронения и поэтому, как правило, считается предвестником смерти. В большинстве случаев древнеегипетский бог смерти Анубис изображается с шакальей головой, но предположительно он являет собою смешанное существо - помесь дикой собаки, волка-шакала и человека. В иконографии этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире. В индийских баснях шакал зачастую играет роль, которая на Западе отводится лисе.

Зловонное животное, которое питается падалью. В Индии — символ разрушения или зла. В Древнем Египте почитался как Апубис — бог, покровитель умерших и забвения, который сопровождал души умерших на Суд. Анубиса изображали или как черного шакала, или как человека с головой шакала.

ЕГИПЕТ

Принято считать, что некоторые боги имеют облик шакала, хотя в зоологическом смысле это, скорее, образ какого-то другого животного. Греки видели в Упуауте волка, в Анубисе - собаку. Если иметь в виду последнюю, то, должно быть, речь шла о дикой собаке, живущей в пустыне и скрещенной с волком или шакалом. Сведения о сжирающих трупы собаках послужили причиной того, чтобы считать представителей семейства собачьих символическими животными смерти И Проводниками в нижний мир. Хонтаменти является хозяином некрополя в Абидосе; входивший во все времена в верования о мертвых Анубис при Птолемеях считался проводником душ. Даже воинственный Упуаут мог считаться богом мертвых.

Принято считать, что некоторые боги имеют облик шакала, хотя в зоологическом смысле это, скорее, образ какого-то другого животного. Греки видели в Упуауте волка, в Анубисе - собаку. Если иметь в виду последнюю, то, должно быть, речь шла о дикой собаке, живущей в пустыне и скрещенной с волком или шакалом. Сведения о сжирающих трупы собаках послужили причиной того, чтобы считать представителей семейства собачьих символическими животными смерти И Проводниками в нижний мир. Хонтаменти является хозяином некрополя в Абидосе; входивший во все времена в верования о мертвых Анубис при Птолемеях считался проводником душ. Даже воинственный Упуаут мог считаться богом мертвых.

www.symbolarium.ru


Смотрите также