Древние греки сообщение. Сообщение ученика 4-Г класса Слободского Алексея по окружающему миру " Древняя Греция"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад на тему Древние греки. Древние греки сообщение


Сообщение о Древней Греции | Kratkoe.com

Доклад на тему «Древняя Греция» расскажет о культуре и жизни в этой стране. «Древняя Греция» доклад 5 класс может представить на уроке истории.

«Древняя Греция» доклад

Древняя Греция оказала влияние на развитие всех областей жизни человека. Ее культурные ценности являются огромным вкладом в мировую культуру. Греки называли свою родину ЭлладойНаходилось это государство на юге Балканского полуострова и острова Эгейского моря.

Расцвет этого государства был в V—IV веке до нашей эры. Греки жили в полисах — многочисленных совершенно разрозненных городах–государствах.

Жители полисов делились на две группы — граждане и рабы. Каждый гражданин обладал правом собственности на землю. Гражданин мог не только обрабатывать землю, но и заниматься скотоводством. ЗТруд рабов, которые были основной рабочей силой, был очень дешевым. Главным источником пополнения численности рабов была война.

Афины — колыбель демократии

Главным городом Греции, её культурным и интеллектуальным центром в то время были Афины. Именно здесь сформировались основные демократические принципы социального устройства полисов. Они состояли в следующем:

Все коренные граждане полисов входили в гражданский коллектив. Верховная власть принадлежала народному собранию коллектива. Он являлся совещательным и законодательным органом своей городской общины. Законы принимались поднятием рук. Все решения принимались коллективно. Каждый гражданин мог высказать свое мнение и мог быть избранным на любую должность, кроме военачальника.

Исполнительная власть была сосредоточена в руках избранных народным собранием должностных лиц — магистратов, входивших в совет пятисот. Этот орган решал все текущие дела и готовил материалы для рассмотрения на народном собрании.

Высшая судебная власть (гелиэя) следила за исполнением законов, рассматривала текущие спорные дела. Гелиэя также была выборной, её основным назначением была защита прав граждан.Все перечисленные органы власти были подотчётны гражданам своего полиса.Постепенно совершенствующиеся нормы поведения стали основой гражданского права Афин. Подобная социальная иерархия распространилась и на другие греческие полисы. Афинская демократия, просуществовав около 250 лет, постепенно приходит в упадок.

Но почему именно в древней Греции зародились основные демократические принципы, вошедшие позднее в модели устройства других государств? Этому способствовала небольшая территория города-государства, позволявшая каждому полноправному гражданину принимать личное участие в народном собрании. К тому же их число ограничивалось наличием или отсутствием земельного участка, принадлежавшего общине. Труд рабов освобождал граждан от тяжелой повседневной работы, позволяя им использовать свободное время для участия в государственных делах.

Культурное наследие древних греков

Наука в Древней Греции

Именно греческим философам мы обязаны основным сведениями о мироздании, которые и сегодня используются в науке.

  • Аристотелю мы обязаны представлениями о материальном и нематериальном мире.
  • Фалесу из Милета — начальными сведениями по электростатике. Он начал использовать основы геометрии для практических задач — определения высоты пирамид и вычисления расстояния от корабля до берега.
  • Демокрит — заложил представления об атомистической картине мира.
  • Архимед из Сиракуз — делал достижения в области физики, инженерии и астрономии. Созданные им механизмы поднимали из воды затопленные суда, а открытый Архимедом закон о выталкивающей силе и поныне носит его имя. Когда опасность нависла над его родным городом, он поджёг вражескую флотилию с помощью вогнутых зеркал. Не менее значимы труды Архимеда и в области математики.
Культура Древней Греции

Древние греки дали миру более чем 1000 слов, вошедших в разные языки. Это вполне привычные слова: история, демократия, тетрадь, школа, хирургия и др.

Все знают греческие мифы о подвигах Геракла, о страшном Минотавре, о красавце Персее, освободившем прикованную к скале прелестную Андромеду…. Именами мифических героев назывались созвездия.

Известнейшим автором эпических поэм является Гомер. Самые известные его произведения «Илиада» и «Одиссея».

На севере Греции находится самый высокий горный массив — Олимп. Греки считали, что там живут боги. И среди них верховный бог Зевс — властелин неба, грома и молнии. Именно ему древние греки приписывают проведение первых олимпийских игр. Проводились соревнования атлетов каждые четыре года. На время их подготовки и проведения прекращались всякие войны между городами, а нарушившие это перемирие, строго наказывались. В год проведения игр во все части страны направлялись гонцы с факелами в руках, они несли вести о перемирии и начале олимпиады.Основными принципами олимпийских игр эллины считали дружбу, уважение и благородное соперничество.

Искусство Древней Греции

Древние эллины построили первый в мире театр, создали великие произведения архитектуры и скульптуры. Сегодня можно увидеть руины древних храмов и стадионов.

Великолепный образец греческой архитектуры — храм Парфенон, находящийся в столице Греции Афинах.Он является частью греческого Акрополя. Основным строительным материалом у греков был белый мрамор. Его сияние на фоне голубого неба, великолепная колоннада, окружающая периметр здания производят неизгладимое впечатление и ныне, спустя 2500 лет.

Поражают скульптурные работы древних мастеров, люди и сегодня восхищаются ювелирными изделиями того времени.

Сообщение на тему «Древняя Греция» каждый ученик может дополнить или сократить на свое усмотрение.

kratkoe.com

Сообщение ученика 4-Г класса Слободского Алексея по окружающему миру " Древняя Греция"

 Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Древняя Греция

Сообщение:

Ученика 4-Г класса

МБОУ СОШ № 24

Слободского Алексея

Симферополь, 2016г.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. В те далёкие времена сами греки называли свою страну — Элладой.   Но наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение. Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и правления, то есть именно греки придумали как разумно организовать государство и править обществом.

Греки верили в богов. И их было не мало. Верховным божеством становится Зевс — владыка неба, грома и молнии.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

 

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

  • Аид — бог подземного мира.

  • Деметра — богиня земледелия и плодородия.

  • Гера — богиня замужества, уюта в доме.

  • Посейдон — бог морей.

  • Гефест — бог огня.

  • Арес — бог войны. 

  • Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительницей молодежи.

  • Дионис (Вакх) — бог производящих, буйных сил природы, виноградарства и виноделия. 

  • Гермес был вестником олимпийских богов, богом торговли, прибыли, покровителем обманщиков и воров, пастухов и путников, ораторов и спортсменов.  

  • Аполлон — покровитель всех искусств, бог целителей и светлого, спокойного начала в природе.

  •  Не меньшее внимание привлекала богиня любви и красоты Афродита, родившаяся из морской пены.

  •  Особым почитанием у эллинов пользовалась богиня мудрости Афина. Символом мудрости Афины выступала сова. 

  • Постоянной спутницей Афины была богиня победы Ника. 

Помимо названных, греки имели много других богов. Например, Богом солнца был Гелиос (Гелий). Гипнос — бог сна. Грекам нравилось придумывать новых богов, и они делали это с увлечением. 

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Но греки не считали, что бог всемогущ. Они считали, что всеми богами и людьми парит неодолимый Рок (судьба), которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

Для греков важное значение имела мера, которая связывалась с гармонией и порядком. Надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах призывала: «Ничего слишком». Поэтому греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерны возможностям человека, они не подавляли человека.

Главным городом, столицей, Древней Греции был город Афины.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Греки очень себя любили. Настолько, что были уверены: боги борются за право им помогать.

Известна такая легенда: Афина и Посейдон поспорили, кто станет покровителем полиса, то есть городом-государством. Посейдон ударил трезубцем в скалу, и хлынул потом воды. Люди обрадовались, ведь пресной воды было мало, особенно чистой. Попробовали, — а вода солёная. Афина воткнула в землю копьё, и из этого символа смерти вырос символ жизни — оливковое дерево. Афина стала покровительницей полиса и дала ему своё имя — Афины.

В Афинах есть знаменитый Афинский Акрополь. Слово «акрополь» в переводе с греческого означает «верхний город». На Руси такие укрепленные верхние города называли кремлями.  

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

На Афинском Акрополе стоит знаменитый Парфенон, построенный Фидием.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Парфенон— белоснежный храм, который возвышался над морем и землей был построен как храм богини Афины, покровительницы великого города Древней Греции. Гигантская статуя богини стояла поблизости от храма. Её сверкающий в лучах солнца позолоченный шлем служил подобием маяка для кораблей, подходящих к городу.

От Парфенона начиналась широкая лестница из мрамора, которая спускалась к рыночной площади города, «агоре». Днем здесь кипела толпа продавцов и покупателей, а вечером торговля стихала, греческий народ собирался здесь, чтобы обсудить дела и узнать последние новости. Также здесь происходило народное собрание раз в десять дней.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления — «гимнастическое» и «мусическое»(гуманитарное). Целью первого было физическое совершенство. Гуманитарное направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, т.е. умение красиво говорить, вести диалог и спор. 

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

А вы знаете, что…

Слово «педагог» ведет свое начало из Древней Греции. Оно имеет дословное значение — «ведущий ребёнка». Но в те времена называли так не учителя, как сейчас, а слугу, который должен был уводить ребёнка в школу и приводить обратно.

Греческое слово scole, от которого произошло наше современное слово «школа», обозначает досуг, отдых, праздность. Началось все в Древней Греции, в I веке до н.э. В местах общественных стали возводить скамьи полукруглой формы, которые были предназначены для отдыха. Люди могли посидеть на них, поговорить по душам. Со временем эти скамьи стали любимым местом ораторов, у них стали появляться постоянные слушатели. Когда подобные встречи «учеников» и «учителей» стали носить постоянный характер, возникла необходимость создания учебных заведений, действующих на постоянной основе, со своими собственными помещениями. По традиции заведения стали называть «схолами», а теперь «школами».

В древней Греции бурно развивались многие отрасли науки. 

Наука философия берет начало именно с Древней Греции. Великими древнегреческими философами были Сократ

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Высказывания Сократа:

  • «Заговори, чтобы я тебя увидел»

  • «Высшая мудрость — различать добро и зло»

  • «Хороший советник лучше любого богатства»

  • «Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть»

  • «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить»

  • «Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину»

Платон, ученик Сократа

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Высказывания Платона:

  • В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.

  • Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.

  • Книга — немой учитель.

  • Никто не становится хорошим человеком случайно.

  •  Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

  • Хорошее начало — половина дела.

Аристотель

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс 

Высказывания Аристотеля:

  • Из двух зол выбирай меньшее.

  • Воспитание нуждается в трех вещах:в даровании, науке, упражнении.

  • Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

  • Как преуспеть ученикам? — Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

  • Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и по той причине, по которой нужно, и так как нужно — это дано не каждому.

  • Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.

Развивались и другие науки и в первую очередь математика. Пифагор (на рисунке), Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин — геометрии, механики, оптики, гидростатики.Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки.

Смотрим 2 и 3 серию о великих древнегреческих ученых здесь

Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе. Например, скульптура, как вид искусства, грекам справедливо отдается пальма первенства.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

В равной мере это относится к литературе и ее жанрам — эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене.

В Греции родилась архитектура, которая также достигла высокого уровня развития. Следует подчеркнуть, что искусство имело в жизни греков огромное значение. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

А ещё Древняя Греция — родина театра. Жанра было два: драма и сатира.  Играли в театре только мужчины.  Зрителями тоже были только мужчины. Актеры использовали маски, чтобы лучше была видна эмоция героя спектакля.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Драматические постановки длились несколько часов. С собой приносили еду и питьё. А ещё подушки, чтобы удобно было сидеть. Ведь скамейки были каменные!

Места занимали, садясь на ступеньки-скамейки, за несколько часов до начала спектакля. Отойти было нельзя — потеряешь место. А в туалет хотелось. Между рядами ходили люди со специальными длинными и вместительными сосудами. Вы поняли….

Все спектакли проходили в виде соревнований. Если спектакль понравился зрителям — зрители одаривали аплодисментами актеров, если нет — забрасывали гнилыми помидорами и тухлыми яйцами.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Форма греческого театра загадочна и гениальна. Это Даже если вы скажете что-то шёпотом, стоя на схене (догадайтесь, откуда произошло слово «сцена»), сидящий в последнем ряду вас услышит. Акустика довольно необычна: звук распространяется волнами: у схены громко, дальше — тише, потом опять громче, снова тише, и т.д.

 

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Древняя Греция подарила миру Олимпийские игры.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге.Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Правила игр запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей. Победитель становился национальным героем своего города и в течение всей жизни пользовался уважением.

Особое место в культуре Древней Греции имеет греческая мифология.

Самый известный герой греческой мифологии — Геркулес (Геракл), сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Совершил знаменитые двенадцать подвигов: задушил немейского льва, убил Лернейскую гидру, очистил авгиевы конюшни и др. До сих пор имя Геракл является нарицательным для человека, обладающего большою физической силой. Выражение «Геркулесов труд, подвиг» употребляется, когда говорят о каком-либо деле, требующем необыкновенных усилий.

Посмотреть мифы Древней Греции здесь

Известна Древняя Греция и доблестными воинами — легендарными спартанцами. Так называли воинов, которые жили в городе  Спарта.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

 

Все спартанцы – бедные и богатые ведут совершенно одинаковый образ жизни, одинаково питаются за общим столом, носят одинаково скромную одежду.  Обедали они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли. В одежде и жилищах соблюдалась также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы наряжались как на праздник: они надевали багряные плащи, украшали венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт. От сюда и выражение «спартанский образ жизни», означает — простой, без всяких излишеств, сдержанный, строгий и суровый.Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

Воспитание детей было очень суровое.  При рождении всех детей подвергали осмотру старейшин, которые решали здоровы ли они. Если ребенок был болен, его обрекали на гибель, сбрасывались в пропасть с Тайгетской скалы. Если же они были здоровы, то возвращались родителям на воспитание, которое длилось до 6 лет.

Интернет урок по окружающему миру Древний мир. Греция окружающий мир история Интернет урок видео 4 класс 3 класс

С 7 лет ребенок полностью принадлежал власти государства, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям, в ходе которых допускались удары ногами, укусы. Кроме гимнастики спартанцев учили в школе играть на флейте и петь религиозные воинственные гимны. Скромность и уважение к старшим были первым долгом молодых людей.

Детей воспитывали в величайшей простоте и умеренности, подвергали всякого рода лишениям. Пища их была дурна и настолько недостаточна, что они должны были сами добывать себе недостающее пропитание. Для этого, а также для развития находчивости и ловкости, им позволялось безнаказанно красть что-либо из съестного, но если вор попадался, то его больно наказывали.

Одежда детей состояла из простого плаща, и они всегда ходили босиком. Спали на сене, соломе или тростнике, собираемом ими самими. Ежегодно в праздник Артемиды мальчиков секли до крови, и некоторые из них падали мертвыми, не произнеся ни одного звука, не издав ни одного жалобного стона. Этим думали достигнуть того, что вышедшие из таких мальчиков мужчины не будут бояться в сражении ни ран, ни смерти.

В 20 лет спартанец оканчивал свое воспитание и поступал в войско. Только в 30 лет он становился полноправным гражданином.

infourok.ru

Доклад на тему Древние греки

Древние греки

Тот, кто не может думать без грусти о конфигурации общества, кто научился понимать его как длящееся болезненное рождение того привилегированного культурного человека, в службе которому должно исчахнуть все остальное,- тот не будет обманут тем ложным блеском, которым наши современники окружили происхождение и значение государства. Чем именно может являться для нас государство, как не средством возникновения и продолжения только что описанного социального процесса? Как бы ни было сильно в отдельном человеке стремление к общению,- только железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы настолько, чтобы могло начаться то химическое разложение общества и образование его новой пирамидальной надстройки. Но каково происхождение этой неожиданной власти государства, цель которой лежит так далеко вне рассудка и эгоизма единичной личности? Как произошел раб, слепой крот культуры? Греки проговорились об этом в своем правовом инстинкте, который и в здравой полноте цивилизации и гуманности не переставал возвещать из медных уст следующие слова: "Победителю принадлежит побежденный с женой, детьми, всем имуществом. Сила дает первое право, и нет права, которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием". Здесь мы опять видим, с какой настойчивостью природа, чтобы создать общество, кует суровое орудие государства - именно того победителя с железной рукой, который - ничто другое, как объективация выше упомянутого инстинкта. По неопределимой величине и могуществе таких завоевателей наблюдатель чувствует, что они являются лишь средством обнаруживающейся в них и тем не менее скрытой в них цели. От них - будто исходит магическая воля; так загадочно быстро примыкают к ним слабые силы, так чудесно превращаются они при неожиданном росте этой могучей лавины, под обаянием того творческого ядра, приобретая небывалую дотоле силу химической реакции.

Если мы теперь посмотрим, как мало покоренные вскоре затем думают об ужасном происхождении своего государства - в сущности говоря, нет такого рода события, о котором история осведомляла нас хуже, нежели о возникновении тех неожиданных, насильственных, кровавых и, по крайней мере, в одном пункте необъяснимых узурпаций; если, напротив того, сердца невольно стремятся к заманчивости возникающего государства, предчувствуя невидимо глубокую цель там, где расчетливый разум способен видеть лишь сложение сил; если даже теперь государство ревностно считается целью и вершиной жертвования и долга единиц - то из всего этого видна огромная потребность в государстве, без которой природе не удалось бы достигнуть "освобождения иллюзией" в зеркале гения. Какие только познания не преодолевает инстинктивное стремление к государству! Можно было бы думать, что существо, заглянувшее в происхождение государства, впредь будет искать своего спасения в пугливом отдалении от него. И где не видны памятники его происхождения - опустошенные страны, разрушенные города, одичавшие люди, всеистребляющая ненависть народов! Государство с его позорным происхождением для большинства людей - постоянный источник бедствий, в часто повторяющихся периодах пожирающее пламя рода человеческого - и при всем этом это звук, при котором мы забываемся, военный клич, воодушевивший к бесчисленным и действительно героическим поступкам, может быть, высшее и достойнейшее явление для слепой эгоистичной массы, которая только в страшные моменты государственной жизни несет на своем лице удивительный отпечаток величия.

Греков же, ввиду единственной солнечной высоты их искусства, мы уже a priori представляем себе как "политических людей в себе"; и действительно, история не знает второго примера такого ужасного разнуздания политического стремления, такого полного приношения в жертву инстинкту государственности всех других интересов - в крайнем случае можно сравнить и по тем же причинам выделить таким же титулом людей Ренессанса в Италии. Выше упомянутое стремление у греков так обострено, что оно постоянно начинает свирепствовать против самого себя и кусает свое собственное тело. Кровавое соперничество города с городом, партии с партией, страсть к кровопролитию в тех маленьких войнах, достойный тигра триумф над телом низложенного врага, короче говоря, непрерывное возобновление троянских сцен борьбы и ужасов, в созерцание которых Гомер, как истый эллин, радостно погружается,- на что указывает это наивное варварство греческого государства, в чем его оправдание перед судом вечной справедливости? Гордо и спокойно выступает перед ним государство; оно ведет за руку прекрасную, цветущую женщину,- греческое общество. За эту Елену вело оно ту войну - какой седобородый судья дерзнет его осудить?

При той таинственной связи, которую мы предполагаем между государством и искусством, политической страстностью и художественным творчеством, полем битвы и произведением искусства,- мы понимаем под государством, как сказано, лишь железные тиски, которые насильственно создают социальный процесс, в от время, как без государства в естественном bellum omniun contra omnes общество в большей своей части и вне области семьи не может пустить корней.

Теперь, когда всюду образовались государства, стремление bellum omniun contra omnes время от времени концентрируется в страшных народных бурях и разряжается редкими, но зато более грозными ударами и молниями. Но в промежутках, под сосредоточенным действием того bellum'а, направленного внутрь, обществу дается время расти, зеленеть и, как только настанет несколько теплых дней, дать распуститься блестящим цветам гения.

Говоря о политическом мире эллинов, я не буду скрывать, в каких именно явлениях действительности я вижу для искусства и общества одинаково опасные вырождения политических начал. Если б существовали люди, которые самим рождением были бы поставлены как бы вне народных и государственных инстинктов и которые, таким образом, постольку считались бы государством, поскольку оно касалось бы их личных интересов; то подобные люди необходимо должны были бы представить себе как последнюю государственную цель - ненарушимое сосуществование больших политических совокупностей, в которых им самим будет предоставлено следовать собственным побуждениям прежде всех и безо всяких ограничений. С этим представлением в голове они будут содействовать той политике, которая наиболее обеспечивает эти намерения; в то же время немыслимо, чтобы они, действуя против своих намерений, руководились бессознательным инстинктом и приносили бы себя в жертву государственной тенденции, потому что им недостает именно того инстинкта. Все остальные граждане государства находятся в неизвестности относительно того, что имеет в виду природа с ее инстинктом государственности, и поэтому повинуются слепо; только стоящие вне этого инстинкта знают, чего они хотят от государства и что оно может им дать. Вот почему совершенно неизбежно, что такие люди приобретают большое влияние в государстве; они могут смотреть на государство как на средство в то время, как остальные, находящиеся под властью неизвестных намерений государства, сами являются лишь средством государственной цели. Чтобы наилучше использовать государство для своих корыстолюбивых целей, необходимо, чтобы государство совершенно освободилось от тех страшно нерасчетливых военных конвульсий; поэтому они домогаются совершенно сознательно такого положения, в котором война была бы невозможностью. Для этого надо прежде всего по возможности ограничить и ослабить политические исключительные стремления и довести благоприятный исход наступательной войны и войны вообще до полной невозможности при помощи больших, равновесящих государственных групп со взаимным обеспечением последних; а с другой стороны, они стараются отнять от единоличных носителей решение вопроса войны и мира, чтобы иметь возможность апеллировать к эгоизму массы и ее представителей; для этого им опять - таки необходимо медленно разложить монархические инстинкты народов. К этой цели они подходят при помощи всеобщего распространения либерально-оптимистического мировоззрения, имеющего свои корни в учениях французского просвещения и революции, следовательно, в совершенно негерманской, а чисто романской, плоской и не метафизической философии. Я не могу не видеть в настоящем национальном движении и в одновременном распространении всеобщего права голоса прежде всего действия страха войны. Я не могу не заметить на фоне этих движений, как действительных носителей страха, тех интернациональных безродных финансовых отшельников, которые при естественном отсутствии инстинкта государственности научились злоупотреблять политикой как биржевым орудием, а государством и обществом - как средством обогащения самих себя. Единственным противоядием против этого опасного отклонения государственной тенденции к денежной тенденции - является война и опять-таки война: в ее возбуждениях станет по крайней мере ясно, что государство не основано на страхе перед демоном войны, как убежище для эгоистичных единиц, но дает этический размах в любви к родине и к государям. И если я указываю на это использование революционных мыслей для выгод корыстолюбивой негосударственной денежной аристократии как на опасное свойство политической деятельности; если я понимаю огромное распространение либерального оптимизма как результат попавшего в странные руки современного денежного хозяйства и признаю весь вред социальных положений вместе с необходимым упадком искусств, выросшим из этого корня или сросшегося с ним, - то пусть простят мне при случае мое прославление войны.

Тот, кто войну и ее орудие, военное сословие, будет рассматривать в их отношении к вышеописанной сущности государства, - должен прийти к тому убеждению, что в войне и в военном сословии мы имеем перед глазами образ или, вернее, прообраз государства.

studfiles.net